Активизация творческой деятельности учащихся в процессе изучения поэзии русского футуризма на эвристической основе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ахматова, Татьяна Вячеславовна

  • Ахматова, Татьяна Вячеславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 191
Ахматова, Татьяна Вячеславовна. Активизация творческой деятельности учащихся в процессе изучения поэзии русского футуризма на эвристической основе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Казань. 2006. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ахматова, Татьяна Вячеславовна

Введение.

Глава 1. Теоретико- и историко-литературные предпосылки изучения поэзии футуризма в школе.

1.1. Эстетика литературного авангарда и русский футуризм.

1.2. Моделирование мира в творчестве В. Маяковского.

1.3. Мирообраз в лирике И. Северянина.

Глава 2. Психолого-педагогический и методический аспекты изучения поэзии футуризма на эвристической основе (Опытно-экспериментальное обучение).

2.1. Психолого-педагогический аспект творческой деятельности учащихся на уроке литературы.

2.2. Особенности восприятия поэзии футуризма школьниками разных классов

2,3, Реализация эвристической образовательной технологии в процессе изучения поэзии футуризма в 11 классе. Итоги опытно-экспериментального обучения .,

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация творческой деятельности учащихся в процессе изучения поэзии русского футуризма на эвристической основе»

Актуальность нашего исследования обусловлена внедрением в современную систему школьного обучения новой стратегии литературного образования, в рамках которой литература рассматривается как род эстетического творчества (В. И. Тюпа), учитываются развивающие возможности данного учебного предмета. Знакомство с художественным произведением - это особая эстетическая деятельность, направленная не только на изучение, но и предполагающая прежде всего сопереживание, проникновение в мир чувств и мыслей писателя, поэта (М. Бахтин), то есть особый процесс познания действительности через эстетическую концепцию личности автора (ироническую, трагическую и т. д.). Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что урок литературы должен носить творческий характер, способствовать формированию индивидуальной культуры художественного восприятия школьника, его активной читательской позиции. Достижение данной цели возможно в процессе сотворчества учителя и ученика, способствующего реализации коммуникативно-деятельностного подхода (С. А. Леонов, С. П. Лавлинский и др.) в организации урока литературы.

В современной системе образования существуют технологии («Школа творчества И. П. Волкова», «Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера», «Технология воспитания общественного творчества И. П. Иванова» и др.), позволяющие реализовать элемент творчества на уроке. Однако, изучая работы ученых, стоящих у истоков методики преподавания литературы и исследующих психологию развития читателя-школьника, можно заметить, что дидактические условия обучения должны соответствовать природе предмета литературы (В, В. Голубков) и «культурному возрасту» ученика (Л. С. Выготский), учебный материал должен быть приспособлен к особенностям развития учащихся (Ф. И. Буслаев). Мы присоединяемся к мнению Ф. И. Буслаева, утверждая, что одним из методов, способствующих развитию и повышению читательской культуры школьника, является частично-поисковый метод, в современной методике — метод эвристического обучения, ключевая процедура технологии эвристического обучения. Исследование литературы по теории эвристического обучения позволяет утверждать, что технология эвристического обучения — это процессная система совместной частично-поисковой деятельности учащихся и преподавателя, организуемой на основе применения эвристических образовательных процедур, повышающих эффективность протекания процесса творчества на уроке. Эффективность применения данной технологии в методике преподавания литературы подтверждается тем, что вопрос о взаимосвязи процесса творчества на уроке и эвристической образовательной деятельности является неоспоримым в области психологии и современной методики преподавания и рассматривается в работах таких исследователей, как В. И. Андреев, М. И. Махмутов, В. А. Кан-Калик, А. В. Хуторской, В. Н. Пушкин и др. Использование элементов технологии эвристического обучения на уроке литературы позволяет создать условия для формирования читателя-творца, способного не только понять текст произведения, но и сформировать собственное суждение о прочитанном, что обусловливает выбор темы нашего исследования: «Активизация творческой деятельности учащихся в процессе изучения поэзии русского футуризма на эвристической основе».

Новизна поставленной проблемы заключается:

1. В отсутствии современных методических исследований, посвященных целостному изучению поэзии футуризма и использованию элементов эвристического обучения на уроке литературы;

2. В рассмотрении литературного образования как источника развития у читателя-школьника его эмоционально-эстетической сферы;

3. В развитии у учащихся особого отношения к неповторимому конкретно-чувственному облику художественного мира поэтов-футуристов: стремление вступить в творческий диалог с внутренним миром поэта-авангардиста и стать «эстетическим субъектом «причастной вненаходимости» (М. Бахтин), ответственным и решающим (завершающим) звеном произведения искусства как смыслообразующего коммуникативного события» [301].

Сформированная таким образом проблема предполагает и цель исследования: теоретически обосновать, практически разработать модель изучения поэзии русского футуризма на эвристической основе с учетом её художественных особенностей и специфики восприятия в курсе литературы среднеЙ(полной) общеобразовательной школы. Цель исследования предполагает объект исследования: процесс изучения поэзии футуризма старшеклассниками в курсе русской литературы.

Предмет исследования: методическая модель, способствующая активизации творческой деятельности учащихся в процессе изучения поэзии футуризма в выпускном классе.

На основе анализа и обобщения современного состояния исследуемой нами проблемы в дидактике, психологии и методике преподавания литературы, а также обобщения результатов констатирующего эксперимента была выдвинута следующая гипотеза: изучение поэзии русского футуризма будет наиболее эффективным, если разработать в рамках технологии эвристического обучения и применить методическую модель, способствующую активизации творческой деятельности читателя-школьника, развитию его креативных качеств и литературных способностей в процессе анализа литературного произведения.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать возможность изучения поэзии футуризма, способы активизации творческой деятельности учащихся в процессе знакомства с творчеством поэтов-футуристов на уроке литературы;

2. Выявить взаимовлияние эвристического обучения и характера протекания процесса творчества на уроке литературы;

3. Разработать на основе технологии эвристического обучения методическую модель изучения поэзии футуризма в выпускном классе и экспериментально проверить её.

Методическая модель предполагает:

- Разработку и использование приемов, способствующих реализации эвристических образовательных процедур и активизирующих творческую деятельность учащихся, в контексте изучения поэзии футуризма;

- Применение компьютерных технологий, позволяющих реализовать эвристические образовательные процедуры на новом качественном уровне, в процессе знакомства с творчеством поэтов-футуристов;

- Соответствие использования эвристических образовательных процедур учебному материалу по теме «Футуризм», особенностям восприятия и читательской деятельности учащихся в процессе знакомства с поэзией русского футуризма.

Теоретико-методологической основой литературоведческого аспекта нашего исследования явились работы М. JI. Гаспарова, Ю. М. Лотмана, Й. Хейзинга, определившие метод исследования — структурно-семантический, позволяющий проследить превращение реального культурного факта в творчестве футуристов в знак, проанализировать его смысловое наполнение. С помощью структурно-семантического метода было исследовано творчество В. Маяковского и И. Северянина раннего футуристического периода. Выбор анализа творчества данных поэтов-футуристов обусловлен современным стандартом литературного образования, предполагающим знакомство с футуризмом как художественным направлением серебряного века и монографическое изучение творчества В. Маяковского и И. Северянина.

Изучение работ литературоведов (И. Е. Васильева, Т. В. Казариной, Е. В, Тырышкиной и др.) позволило раскрыть особенности мироощущения поэтов-футуристов в контексте эстетики авангарда.

Решение поставленных задач, связанных с методической частью диссертации, осуществлялось на основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований (Б. Г. Ананьев, В. А. Андреев, Д. Б. Богоявленская, В. А. Бухвалов, И. П. Волков, Г. А. Глотова, JI. Б. Ермолаева-Томина, В. А. Как-Калик, Ю. Н. Кулюткин, В. Я. Пономарев, В. И. Пушкин, В. Г. Рындак и др.) и методической литературы (С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, Н. И. Кудряшев и др.) по поставленным проблемам, анализа учебно-методической литературы по теме исследования, учебно-программных документов, авторами которых являются Т. Ф. Курдюмова, В. Я. Коровина, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, А. Г. Кутузов, В. И. Тюпа и др., эмпирических методов (наблюдения, опроса, изучения читательского восприятия через систему творческих заданий), обобщения личного педагогического опыта в школе.

Методологической основой методического аспекта исследования стали работы А. В. Хуторского, разработавшего технологию эвристического обучения в соответствии с задачами творческого развития учащихся в условиях современной школы.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в средней общеобразовательной школе №11 с углубленным изучением отдельных предметов г. Зеленодольска РТ, в средней общеобразовательной школе №170 г. Казани.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (2001 - 2002 г.г.) — осуществление теоретического анализа литературы и обоснование проблемы исследования: изучение эстетики авангарда и выявление специфики функционирования эстетических принципов авангарда в контексте творчества поэтов-футуристов (в частности, в творчестве В. Маяковского, И. Северянина); рассмотрение понятий «творчество», «креативность», «творческие способности», «творческое мышление» и «воображение», выдвижение рабочей гипотезы: исследование взаимосвязей между процессом творчества на уроке литературы и эвристической образовательной деятельностью; проведение констатирующего эксперимента (изучение читательского восприятия);

2 этап (2003 - 2004 г.г.) — продолжение экспериментальной работа, реализация поискового и формирующего эксперимента, теоретическое осмысление экспериментальных данных;

3 этап (2004 - 2005 г.г.) — завершение экспериментального исследования. На базе полученных результатов создание методической модели изучения поэзии футуризма на эвристической основе. Проведение обучающего эксперимента и контроля полученных знаний, позволяющего выявить эффективность использования эвристических образовательных процедур в процессе изучения творчества поэтов-футуристов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая модель изучения поэзии футуризма в контексте эвристических образовательных процедур, стимулирующих творческое мышление, воображение как основных показателей творческой активности учащихся и способствующих реализации блока эстетических задач на уроке литературы: художественно-исследовательских, коммуникативных.

Теоретическая значимость исследования состоит: 1) в научном обосновании эффективности использования эвристических образовательных процедур на уроках, посвященных изучению футуризма и творчества его ярких представителей; 2) в разработке научно-методической базы организации процесса творчества в ходе изучения футуристической поэзии.

Практическая значимость исследования определяется современными задачами литературного образования и состоит в разработке эвристической модели изучения поэзии футуризма в старшем школьном звене на основе современных исследований в области литературного авангарда и педагогики творчества.

Методическая модель, предлагаемая в исследовании, создает важные предпосылки для полноценного восприятия и творческого постижения поэзии футуризма и способствует повышению познавательного интереса старшеклассников, развитию литературных способностей, связанных с анализом поэтического текста, и в целом качества обучения в процессе литературного образования. Материалы диссертации могут быть использованы учителями литературы как национальной, так и русской школы при изучении творчества поэтов-футуристов.

На защиту выносятся следующие положения: ф 1. Изучение художественной литературы и, в частности, поэзии футуризма — процесс творческий, способствующий эстетическому воспитанию, развитию воображения, творческого мышления читателя-школьника.

2. Характер восприятия произведений поэтов-футуристов зависит от читательской активности старшеклассников, уровень проявления которой связан с развитием как литературных способностей, так и творческих качеств личности ученика в целом. 3. Использование эвристических образовательных процедур на уроках, посвященных изучению творчества поэтов-футуристов, способствует

9 ® проявлению читательской активности учащихся и развитию их общей читательской культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования ежегодно обсуждались на заседаниях кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского Государственного гуманитарно-педагогического университета, на научно-практических конференциях общероссийского и республиканского уровня (2001 - 2005 г.г.): «Голубковские чтения» (МПГУ, 2002г., 2005г.), конференция молодых ученых «Филологическая наука в XXI век: взгляд молодых» (МПГУ, 2005г.), Кирилло-Мефодиевские чтения (МПГУ, Государственный институт ® русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва, 2005 г.), форум молодых ученых и специалистов республики Татарстан (г. Казань, 2001 г.), межвузовская научно-практическая конференция, посвященная памяти Т. А. Геллер «Татьянин день» (КГПУ, 2005 г.), XII Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань - Йошкар-Ола, 2004 г.).

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав,

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ахматова, Татьяна Вячеславовна

Выводы по второй главе

Анализ художественного произведения - это процесс творческий, двусторонний: от активности читателя напрямую зависит, состоится ли творческий диалог с автором или нет.

Активность читателя-школьника определяется рядом факторов, ключевым из которых является литературная квалификация читателя, его осведомленность в условных формах искусства. Формирование квалифицированного читателя во многом зависит от условий образовательной среды, которая, по нашему мнению, должна носить креативный характер, способствовать развитию как личностных качеств учащихся, так и специальных (литературных) способностей, умений и навыков анализа художественного текста, в том числе и лирического произведения.

Внедрение элементов технологии эвристического обучения (эвристические методы и формы обучения, эвристическая образовательная ситуация, эвристическая карта занятий) в систему литературного образования способствует созданию креативной образовательной среды и формированию творчески активного читателя. Частично-поисковая (эвристическая) деятельность неразрывно связана с процессом творчества, стимулирует работу воображения, творческого мышления, способствует активизации деятельности учащихся в процессе изучения литературного произведения.

Изучение творчества поэтов-футуристов - сложный процесс. Разрушение привычных представлений о поэтической форме, эксперименты в области языка и стихосложения, эгоцентрическая позиция поэта-креатора вызывают шоковую реакцию у старшеклассников, затрудняя процесс восприятия поэзии футуристов, снижая познавательный интерес к их творчеству. Использование эвристических образовательных процедур в ходе изучения темы «Футуризм» на уроках литературы, а также в методике анализа поэтического текста, способствует повышению уровня восприятия произведений поэтов-футуристов, активизируя читательскую деятельность учащихся, стремление вступить в диалог с поэтом.

Ключевой эвристической образовательной процедурой являются методы эвристического обучения. Приемы, способствующие реализации эвристических методов на уроке литературы, стимулируют читательскую деятельность старшеклассников на разных этапах осмысления творчества футуристов. Креативные методы активизируют работу воображения, способствуют проникновению в художественный мир поэта. Когнитивные методы стимулируют аналитическую деятельность учащихся (работа с текстом, исследование особенностей поэтики, стихосложения футуристов), придавая ей творческий характер. Оргдеятельностые методы способствуют организации рефлексивного этапа читательской деятельности, на котором подводятся итоги и оцениваются результаты проделанной творческой работы.

Монографическое изучение поэзии В. Маяковского и И. Северянина на эвристической основе углубляет представление учащихся об особенностях поэтического видения футуристов разных литературных групп. В процессе знакомства с их творчеством акцентируется внимание не только на языковых особенностях (образность, средства выразительности, неологизмы и т. д.), но и на особенностях стихосложения, способствуя восприятию произведения в единстве формы и содержания.

Эффективность использования эвристических образовательных процедур повышается при внедрении современных информационных технологий, способствующих реализации эвристической образовательной деятельности на новом качественном уровне. Использование демонстрационных программ дает возможность визуализировать сложный для восприятия материал по теме «Футуризм», раскрывающий особенности мировоззрения, языковые эксперименты поэтов-футуристов, позволяя провести нестандартный анализ поэтических произведений, являющихся примером заумной поэзии.

163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание, развитие творчески активного читателя на уроке литературы — одна из важнейших задач современного литературного образования. Проведенные нами исследования в области творческой деятельности читателя-школьника позволили сделать следующие выводы:

1. Изучение литературного произведения — это процесс познания, то есть «процесс творческой деятельности .» учащихся, «формирующий их знания» [272, С. 45]. Чтение и литературно-художественное творчество являются составляющими единой системы. Суть этих видов деятельности — сотворчество между автором и реципиентом. В рамках этого сотворчества происходит становление читателя-школьника;

2. Проявление творческой активности читателя-школьника во многом зависит от уровня развития его читательской культуры и в целом от креативных качеств личности, творческих способностей, влияющих на развитие специальных (литературных) способностей личности ученика.

В процессе анализа поэтического текста проявление творческой активности — это демонстрация умений учащихся, связанных не только с осмыслением текста, но также умений оценить эстетические стороны поэтической формы, раскрывая своеобразие ее метроритмической, фонической структур. Характер коммуникации между читателем и поэтом во многом зависит от эстетических воззрений, особенностей мироощущения последнего. В эстетике футуризма поэт выступает креатором, творцом новой реальности; данная позиция автора влияет на создание особой рецептивной модели в авангарде. Поэт-футурист стремится быть организатором коммуникативного события, однако эффект воздействия автора на адресата чаще всего носит отрицательный характер, что осложняет восприятие поэзии футуризма, особенно читателем-школьником.

Проведенная нами экспериментальная работ позволяет утверждать, что преодоление читательской ригидности по отношению к творчеству поэтов-футуристов возможно через комплекс педагогических воздействий. Реализации элементов творчества, повышению познавательного интереса, мотивации учащихся в процессе изучения темы «Футуризм» способствует использование элементов эвристического обучения. Эвристические образовательные процедуры, в частности, методы эвристического обучения, активизируют творческую познавательную деятельность учащихся, способствуют «научению» творчеству, эстетическому развитию, воспитанию деятельностного подхода к получению знаний у старшеклассников на уроках знакомства с поэзией футуризма, что полностью подтверждает гипотезу нашего исследования. В целом знакомство с футуризмом и поэтическим наследием его ярких представителей дает возможность учащимся по-новому взглянуть на процесс художественного творчества, которым поэт-футурист утверждает «субъективное право художника творить по своим правилам» [300]. Анализируя произведения поэтов-футуристов, старшеклассники осознают новые возможности художественного воображения, знакомятся с новыми художественными приемами в лирическом произведении, экспериментами в области жанра и формы. Эвристическая деятельность, организованная учителем, позволяет учащимся выявить особенности мироощущения, стихосложения поэтов-футуристов, понять, а значит принять их творчество.

В ходе экспериментально-опытной работы было выяснено, что старшеклассники в целом способны раскрыть эмоциональное значение поэтической формы независимо от содержательного компонента. Однако эксперименты в области языка и стихосложения затрудняют восприятие поэзии футуризма учащимися. Использование современных компьютерных технологий в разработанной нами методической модели изучения поэзии футуризма позволяет решить создавшуюся проблему: визуализировать сложный для восприятия материал, расширить представления о творчестве поэтов футуристов, раскрыть один из ключевых принципов эстетики футуризма -синтез искусств. Прослушивание аудиозаписей произведений футуристов в авторском исполнении и мастерами художественного слова способствует углублению представлений учащихся об эмоционально-ценностном отношении автора к миру.

Таким образом, результаты, полученные в ходе нашего исследования и опытно-экспериментальной работы, подтверждают эффективность использования разработанной нами в рамках технологии эвристического обучения методической модели изучения поэзии футуризма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ахматова, Татьяна Вячеславовна, 2006 год

1. Авербах Л. Л. Памяти Маяковского / Л. Л. Авербах. — М.: Акц. изд-ое о-во «Огонек», 1931. — 37 с.

2. Адаскина Н. Художественная теория русского авангарда / Н. Адаскина // Вопросы искусствознания. 1994. - № 1. - С. 322 - 330.

3. Акмалов А. Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла: Дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А. Ю. Акмалов. — Челябинск, 1995. — 162 с.

4. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение: Книга для учащихся 7-11 классов / Р. И. Альбеткова. М.: Дрофа, 2003. - 160 с. — (За страницами школьного учебника).

5. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Апьтшуллер. — М.: Радио, 1979.-118 с.

6. Альфонсов В. Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского / В. Н. Альфонсов. — Л.: Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1984.-247 с.

7. Ананьев Б. Г. Очерки психологии / Б. Г. Ананьев. — Л.,1945. — 160 с. — (Серия популярная / Ин-т АН СССР).

8. Андреев А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития / А. А. Андреев // Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. М.: ВУ, 1995 г. -С. 43 - 48.

9. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1988.-236 с.

10. Ю.Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань, 1994.-247 с.

11. П.Андреев В. И. Эвристическая программа учебно-исследовательской деятельности: методическое пособие / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981.-240 с.

12. Аннинский JT. Игорь Северянин: «Моя ползучая Россия моя крылатая страна» / JT. Аннинский // Литература. - 1996. - № 38.

13. Аристов И. «Я выжег души, где нежность растили .» О поэзии В. В. Маяковского. / И. Аристов // Волга. 1990. - №12. - С. 163-173.

14. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.-С. 67-87.

15. Асеев Н. В. В. Маяковский / Н. Асеев. — М.: Мол. гвардия, 1943. — 48 с.

16. Асеев Н. Маяковский начинается. Поэма / Н. Асеев. М.: Современник, 1973.- 157 с.

17. Астафьев Ф. У. Эстетические взгляды В. В. Маяковского 1912—1915 г.г. / Ф. У. Астафьев // Ученые записки Ленинградского ун-та. 1956. — №196. -Серия философ, наук. - Вып. 7. - С. 207 - 227.

18. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. М.: Прогресс, 1976. — 556 с.

19. Ахбарова Г. X. Русская литература XX века. 11 класс: Тематическое планирование к учебнику В. А. Чапмаева и С. А. Зинина с учетом национально-регионального компонента / Г. X. Ахбарова, Т. О. Скиргайло. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - 112 с.

20. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века / X. Баран. М.: Прогресс; Универс, 1993. —368 с.

21. Батищев Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельности / Г. С. Батищев // Деятельность. Теория. Методология. Проблемы. М.: Политиздат., 1990. - С. 21 - 34.

22. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. М., 1986.-543 с.

23. Бахтин М.М. Формы времени в «формах времени» / М.М. Бахтин, Э. Несбет, Э. Нейман // НЛО — М., 1993. — № 2. — С. 90 — 109.

24. Бебутов Г. Вл. Маяковский встречает век двадцать первый: Статьи. Воспоминания / Г. Вл. Бебутов. — Тбилиси: Мерами, 1984. — 120 с.

25. Бедняев Г. В. Развитие воспроизводящего воображения у старшеклассников на уроке литературы. Учебное пособие для студентов-филологов. IV курс / Г. В. Бедняев. Горький, 1971. — 28 с.

26. Белая Г. Авангард как богоборчество / Г. Белая // Вопросы литературы. -1992. Вып. III. - С. 115-124.

27. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 5: Статьи и рецензии. 1840 — 1841 /В. Г. Белинский. АН СССР, 1954. — 675 с.

28. Белова Н. И. «Я знания построю в мастерской» / Н. И. Белова СПб., 1994. -164 с.

29. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся; Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. -М.: Вербум-М, 2004.-238 е.: ил.

30. Беляева Н. В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе (Теоретические основы и практика): Дис. .канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Н. В. Беляева М., 1997. - 238 с.

31. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. -Харьков: ФОЛИО: М.: ООО «Изд-во ACT», 2002.-688 с.

32. Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) / В. С. Библер. — М.: Политиздат., 1995. 339 с.

33. Бирюков С. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. Пособие для учащихся / С. Бирюков. М.: Наука, 1994. - 286 с.

34. Бирюков С. Е. Поэзия русского авангарда / С. Е. Бирюков. — М.: Литературно-издательское Агенство «Р. Элинина», 2001. 280 с.

35. Бирюков С. Теория и практика русского поэтического авангарда / С. Бирюков. Тамбов, 1998. - 232 с.

36. Бихтер JI. Вл. Маяковский. Жизнь и творчество / Л. Бихтер. — Саранск: Мордиз. Напечатан в Горьком, 1940. — 106 с.

37. Бобринская Е. Концепция нового человека в эстетике футуризма / Е. Бобринская // Вопросы искусствознания. 1995. - № 14. - С. 476 - 495.

38. Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы / О. Ю. Богданова. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. — 74 с.

39. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

40. Бодалев А. А. О субъективных факторах творческой деятельности человека /

41. A. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич // Педагогика. — 1995. №3. — С. 19 — 23.

42. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.

43. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка / Ф. И. Буслаев. — М.: Просвещение, 1992. —511 с.

44. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества /

45. B. А. Бухвалов. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 144 с.

46. Бученко П. А. Изучение творчества В. В. Маяковского в X классе. Методические разработки / П. А. Бученко. Тула: Кн. Изд., 1957. — 191 с.

47. В мире литературы. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2002. — 368 е.: ил.

48. В мире Маяковского: сб. статей / сост. А. Михайлов, С. Лесневский. — М.: Сов. пис., 1984.— 462 с.

49. Васильев И. Е. Русский литературный авангард начала XX века (Группа 410) / И. Е. Васильев. — Екатеринбург, 1995. — 147 с.

50. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов / Л. М Веккер; Под редакцией А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. 685 с.

51. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. — 1990. — №4. С. 5 — 14.

52. Винокур Г. Маяковский новатор языка / Г. Винокур. — М.: Сов. пис., 1948. -196 с.51 .Владимиров С. В. Об эстетических взглядах Маяковского / С. В. Владимиров. — JL: Сов. писатель, 1976. 240 с.

53. Волков И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1982. — 88 с.

54. Вол ков И. П. Человек — «компьютер» человек будущего / И. П. Волков // Народное образование. - 1990. - №10. - С. 38 — 43.

55. Волков-Ланнит Л. Ф. Вижу Маяковского / Л. Ф. Волков-Ланнит. — М.: Искусство, 1981.-278 с.

56. Вопросы анализа литературного произведения в школе. Сборник статей. / Под ред. Л. И. Тимофеева. М.; Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 184 с.

57. Воспитание творческого читателя: (Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе). Книга для учителя / Под ред. С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.

58. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика -Пресс, 1996. — 534 с. - (Психология. Классические труды).

59. Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. — 5 изд., испр. и доп..- М.: Лабиринт, 1998. 415 с.

60. Галкина Т. В. Диагностика и развитие креативности / Т. В. Галкина, П. Г. Алексеева // Развитие и диагностика способностей; Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. - С. 170-177.

61. Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях: учебное пособие для студентов, бакалавров и магистрантов филол. спец. ун-тов / М. Л. Гаспаров. 3 изд.. - КДУ, 2004. - 310 с.

62. Глотова Г. А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования: Уч. Пос. / Г. А. Глотова. — Екатеринбург: УрГУ, 1992. — 128 с.

63. Гогоберидзе Г. М- Активизация творческой деятельности старшеклассников в процессе изучения литературного произведения на эвристической основе: Дис. .канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Г. М. Гогоберидзе. — М., 1993. — 153 с.

64. Гончаров Б. П. О поэтике Маяковского / Б. П. Гончаров. М.: Знание, 1973. -64 с.

65. Голубков В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. — М.: Просвещение, 1962. — 507 с.

66. Горлов Н. Футуризм и революция. Поэзия футуристов / Н. Горлов. М. Госиздат., 1924.- 84 с.

67. Григорьев В. П. Будетлянин / В. П. Григорьев. — М., 2000. — 560 с.

68. Григорьев В. П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта / В. П. Григорьев.— М., 1986.— 256 с.

69. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «Черного квадрата» / Б. Гройс // Вопросы философии. 1990. — №11.- С. 68 - 71.

70. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: методологические очерки о методике / Г. А. Гуковский. — Тула: Автограф, 2000.-224 с.

71. Гулова И. А. «Осеню себя осенью.» / И. А. Гулова // Русский язык в школе. — 1991. — №2. — С. 52 — 59.

72. Гулова И. А. «Я только стих, я только душа.»: О лирике В. Маяковского / И. А. Гулова // Русский язык в школе. — 1993. — №3. — С. 69 75.

73. Гусев В. Ирония, риск и талант И. Северянина / В. Гусев // Литературная Россия. 1989. -№ 43. - С. 22.

74. Гуторов И. В. Поэтическое мастерство В. В. Маяковского / И. В. Гуторов. -Учпедгиз, тип. «Красный пролетарий», 1950. — 160 с.

75. Гюнтер X. Художественный авангард и социалистический реализм / X. Понтер // Вопросы литературы. — 1992. — Вып. III. — С. 161 175.

76. Давыдов Ю. Н. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард / Ю. Н. Давыдов. — М. Худож. лит., 1978. — 350 с.

77. Дёринг-Смирнова И. Р. «Исторический авангард» с точки зрения эволюции художественных систем / И. Р. Дёринг-Смирнова, И. П. Смирнов // Russian Literature. — 1980. —№ VIII. — С. 401 468.

78. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб: Питер, 2002.-368 с.

79. Дувакин В. Д. Радость мастерством кованная. Очерки творчества В. Маяковского / В. Д. Дувакин. — М.: «Сов. писатель», 1964. — 444 с.

80. Дуганов Р. В. Велимир Хлебников. Природа творчества / Р. В. Дуганов. -М.: Сов. писатель, 1990. 349 с.

81. Дядичев В. Н. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» В. В. Маяковского / В. Н. Дядичев // Литература в школе. — 2004. №5. - С. 8 — 14.

82. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе XX века: 11 класс, 1 полугодие / Н. В. Егорова. 4-е изд., перераб. и доп.. — М.: ВАКО, 2005. — 368 с. - (В помощь школьному учителю).

83. Еремина Т. Я. Мастерские по литературе. 11-й класс. Метод, пособие / Т. Я. Еремина. — СПб.: «Паритет», 2004. — 256 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).

84. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей. По материалам зарубежных исследований / Л. Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. — 1975. — №5. — С. 166 — 175.

85. Есаулов И. Генеалогия авангарда / И. Есаулов // Вопросы литературы. — 1992.-Выпуск3. -С. 189-195.

86. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Ж.-Ф. Жаккар. СПб.: Академический проект, 1995. — 471 с.

87. Иванов В. В. Хлебников и типология авангарда XX века / В. В. Иванов // Russian Literature. 1990. - Vol. XXVII. № 1. - С. 12-25.

88. Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики / И. Ильин. -М.: Скифы, 1996.-254 с.

89. История русской литературы; 20 век: Серебряный век / Страда В., Ж. Нива, Е. Эткинд и др. М.: Прогресс, лит-ра, 1995. — 703 с.

90. Казаков А. Я и грезы И. Северянина : К 100-летию со дня рождения / А. Казаков //Голос Родины.— 1992.— №2. — С. 15.

91. Казарина Т. В. Три эпохи русского литературного авангарда / Т. В. Казарина. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. — 620 с.

92. Калитин Н. И. Поэт-новатор (О мастерстве Маяковского) / Н. И. Капитан. — М.: Изд-во «Знание», 1960. — 48 с.

93. Калмыков А. А. Системный анализ образовательных технологий / А. А. Калмыков. Пермь.: Издательство ПермГУ, 2002. — 161 с.

94. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обученности / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

95. Каменский А. А. Марк Шагал и Россия / А. А. Каменский. — М.: Знание, 1988.-56 с.

96. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

97. Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского / Ю. А. Карабчиевский. — # М.: Советский писатель, 1990. — 222 с.

98. Карпов А. С. Маяковский лирик. Книга для читателя / А. С. Карпов. — М.: Просвещение, 1988.— 144 с.

99. Кацис J1. Русская эсхатология и русская литература / J1. Кацис. М.: ОГИ, 2000. - 656 с.

100. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы / М. Г. Качурин. М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

101. Кедров К. «Грезофарс» И. Северянина : К 100-летию со дня рождения/ К. Кедров // В мире книг. — 1987. — № 5. — С. 65 — 66.

102. Киселева Е. JI. Изучение и формирование мотивации школьников на урокелитературы / Е. JI. Киселева // Развивающее обучение в контексте современного образования. — Великий Новгород, 2001. С. 95 - 97.

103. Клинг О. А. Влияние символизма на постсимволистсткую поэзию в России 1910-х годов (проблемы поэтики): автореферат дис. на соиск. учен. степ, докт. филол. наук / О. А. Клинг. — М., 1996. — 49 с.

104. Клинг О. Футуризм и «старый символический хмель»: Влияниесимволизма на поэтику русского футуризма / О. Клинг // Вопросы литературы. — М.,1966. — Вып. 5. — С. 56 92.

105. Клуге Р.-Д. Символизм и авангард в русской литературе перелом или ® преемственность? / Р.-Д. Клуге // Литературный авангард. Особенностиразвития. — М., 1993. — С. 53 69.

106. Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга / Е. Ф. Ковтун. — М.:1. Искусство, 1990. —357 с.

107. Коган И. М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект / И. М. Коган // Вопросы психологии. 1992.— №1. —С. 138-146.

108. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XX• XIX веков / Л. А. Колобаева. М.: Изд. МГУ, 1990. — 334 с.

109. Кошелев В.А. Поэт с открытой душой / В. А. Кошелев//Северянин Игорь. Стихотворения.— М.,1988. — С. 3 — 10.

110. Краснова JI. В. Особые средства поэтики В. Маяковского / JI. В. Краснова // Русская речь. 1983. — №5. - С. 27 - 32.

111. Крусанов А. В. Русский литературный авангард: 1907-1932. В 3 т. / А. В. Крусанов. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. - Т. 2 - 320 с.

112. Крученых А. Апокалипсис в русской литературе / А. Крученых. — М., 1923. — №3.— 48 с.

113. Крученых А. Новые пути слова / А. Крученых // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. М.: Наследие, 2000. - С.50 - 54.

114. Крученых А. Е. .15 лет русского футуризма. 1912 1927 г. г. Материалы и комментарии., продукция №151 / А. Е. Крученых. - М., Всерос. союз поэтов, 19-я тип. «Мосполиграф», 1928.- 68 с.

115. Крученых А. Е. Сдвигология русского стиха / А. Е. Крученых. — М.: Изд-во Московской ассоциации футуристов, 1922. — 80 с.

116. Крученых А. Стихотворения, поэмы, романы, опера / А. Крученых; Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. С. Р. Красицкого. — СПб.: Академич. проект, 2001.-480 с.

117. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроке литературы: Пособие для учителя / Н. И. Кудряшев. М.: Просвещение, 1981. - 190 с.

118. Куклин JI. Загляни за маску? / JI. Куклин // День поэзии. — 1988.— М.,1988. — С. 222-228.

119. Кульбин Н. Декларация слова как такового / Н. Кульбин // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. — М.: Наследие, 2000. — С. 44-45.

120. Кульбин Н. Что есть слово / Н. Кульбин // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. — М.: Наследие, 2000. С. 45 - 46.

121. Культура русского модернизма: В приношение В.Ф.Маркову: Статьи, эссе и публикации / Под ред. Р. Вроона, Д. Мальмстада. — М.: Наука. Изд. фирма «Вост. лит-ра», 1993. 405 с.

122. Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1970. 231 с.

123. Купина Н. А. Лирика раннего Маяковского. Лингвистический анализ: Учебное пособие / Н. А. Купина. Свердловск, 1988. - 88 с.

124. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов филологов / С. П. Лавлинский. — М.: Прогресс — традиция; ИНФРА — М, 2003.-384 с.

125. Лазурский А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. — Л.: Гссиздат., 1924. 290 с.

126. Ланин Б. А. Что такое читательское творчество школьников? / Б. А. Ланин // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — №5. — С. 9 — 13.

127. Левидов А. М. Автор — образ — читатель / А. М. Левидов 2 изд. доп.. — Л.: Изд-во Ленин-ш ун-та, 1983. — 352 с.

128. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: «Педагогика», 1971. —279 с.

129. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы. Учебное пособие / С. А. Леонов. — М.: Флинта: Наука, 1999. 224 с.

130. Леонтьев А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. - №1. - С. 8 - 12.

131. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980.-96 с.

132. Лившиц Б. К. Полутороглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания / Б. К. Лившиц. — Л.: Сов. писатель, 1989. — 720 с.

133. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. — С.-Петербург: «Искусство СПБ», 1996. - 848 с.

134. Лотман Ю. М. Игра как семиотическая проблема и ее отношение к природе искусства / Ю. М. Лотман // Программа и тезисы докладов. — Тарту, 1964. — С. 32 33.

135. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — М.: Наука, 1978. — 127 с.

136. Лунберг Е. О футуризме / Е. Лунберг // Русская мысль. 1914 - №3. -С. 19-23.

137. Лурье А. Н. Лирический герой в поэмах Маяковского. Лекции из спец. курса «Жизнь и творчество В. В. Маяковского» / А. Н. Лурье. — Л., 1972. -47 с.

138. Луценко Ф. И. В. Маяковский / Ф. И. Луценко. — Воронеж, тип. изд-ва «Коммуна», 1950.— 23 с.

139. Ляско К. Маяковский как персонаж театра абсурда / К. Ляско // Библиография.-1995.—- №4.- С. 22-33.

140. Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока / Д. М. Магомедова.— М.: Мартин, 1997.— 224 с.

141. Мадер Р. Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы: Из опыта работы учителя в старших классах / Р. Д. Мадер. М.: Просвещение, 1972. -94 с.

142. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Методическое пособие / В. Г. Маранцман. — Ленинград, 1974.-180 с.

143. Маринетти Ф. Т. МАНИФЕСГЬ О ФУТУРИЗМЪ / Ф. Т. Маринетги // Тастевен Г. Футуристы: (На пути к новому символизму). С приложением главных футуристических манифестов Маринетти. — М.: Ирис, 1914. — С. 3-11.

144. Марков В. Ф. История русского футуризма / В. Ф. Марков; Пер. с англ.: В. Кучерявкин, Б. Останин.. — Спб.: Алетейя, 2000. — 438 с.

145. Марков В. Манифесты и программы русского футуризма / В. Марков. — Munchen, 1967. —378 с.

146. Маркова А. К. Мотивация учащихся и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова и др.. — М.: Педагогика, 1983. 64 с.

147. Маяковский В. В. Сочинения: в 2 т. / В. В. Маяковский; Сост. Ал. Михайлова; Вступ. ст. А. Метченко; Прим. А. Ушакова. — М.: Правда, 1987, 1988-2 т.

148. Маслин Н. Н. Владимир Маяковский / Н. Н Маслин. — М.: Гослитиздат, образцовая тип. им. Жданова, 1949. 168 с.

149. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин. -Вопросы психологии. — 1989. — №6. — С. 29 — 32.

150. Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества / А. М. Матюшкин // Психологический журнал. 1984. — т. 5. -№1. —С. 9— 17.

151. Махмутов М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. — 2-е изд. испр. и доп.. М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

152. Машбиц-Веров И. М. Мастерство поэта / И. М. Машбиц-Веров. -Куйбышев, кн. изд, 1961. — 72 с.

153. Машбиц-Веров И. М. Поэмы Маяковского / И. М. Машбиц-Веров. — Куйбышев, кн. изд, 1960.-312 с.

154. Медведев В. П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя / В. П. Медведев. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

155. Медведева К. А. Проблема нового человека в творчестве А. Блока и В. Маяковского: традиции и новаторство / К. А. Медведева. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1989. — 290 с.

156. Межиров А. За струнной изгородью лиры: К 100-летию со дня рождения И. Северянина / А. Межиров // Литературная газета. — 1987. — №20.-13 мая.

157. Мелик-Нубаров С. О. Я знаю слов набат.: творчество В. Маяковского. Пособие для учителя / С. О. Мелик-Нубаров. — М.: Просвещение, 1980. -174 с.

158. Милявский Б. Небо и земля Маяковского: Заметки об образности поэтического языка. / Б. Милявский // Ламир. — 1986. — №7. — С. 120 — 127.

159. Минц 3. Г. футуризм и «неоромантизм» (к проблеме генезиса и структуры «Истории бедного рыцаря» Ел. Гуро) / 3. Г. Минц // Ученые записки Тартурского гос. Ун-та. Тарту, 1988. - Вып. 822. — С. 109 - 121.

160. Мигдал А. О психологии научного творчества / А. О. Мигдал // Наука и жизнь.- 1976. — №2 -С. 100-108.

161. Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998) / М.: Языки русской культуры, 2000. — 880 с.

162. Мирошкин А. Дикая звезда футуризма / А. Мирошкин // Книжное обозрение. — 2001. —№7.— С.8-12.

163. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н. Д. Молдавская. — М.: «Педагогика», 1970. — 224 с.

164. Мухаметзянова Г. В. Формирование творческой личности в условиях инновационных образовательных процессов / Г. В. Мухаметзянова //

165. Творческая активность учащихся; поиск, находки, проблемы. Тезисы докладов и выступлений республиканской научно-практической конференции.— Казань: «Карпол», 1995. —С. 10— 11.

166. Мухина М. Я. «И творчество, и чудотворчество.» / М. Я. Мухина // Учительская газета. — 1993. — № 23 — 24.

167. Мухина М. Я. «Танцующая звезда» из хаоса? О педагогических мастерских Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства / М. Я. Мухина // Учительская газета. — 1998. — № 28 (2 августа).

168. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками / О. И. Никифорова. М.: Гос. уч.-пед. издат-во мин. Просвещения РФСССР, 1959.-206 с.

169. Никольская JI. Н. Человек и время в художественной концепции В. Маяковского / JI. Н. Никольская. — Львов: Вища школа. Изд-во при Львовском институте, 1983,- 151 с.

170. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квапиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-224 с.

171. Нойхаузер Р. Авангард и авангардизм (по материалам русской литературы) / Р. Нойхаузер // Вопросы литературы. 1992. — Вып. III. — С. 125-139.

172. Овчинников В. Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как факторы творческого развития человека / В. Ф. Овчинников. — М.: Высшая школа, 1984.-87 с.

173. Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или. / А. А. Окунев. Санкт — Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2001 г. — 304 с.

174. Открытый урок по литературе: Русская литература XX века (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителя / Редакторы-составители: И. Карпов, Н. Н. Старыгина. — 4-е изд.. — М.: Московский Лицей, 2001. — 460 с. (Выпуск III).

175. Охитина Т. И. Психологические основы урока. В помощь учителю / Т. И. Охитина. — М.: «Просвещение», 1977. — 96 с.

176. Паперный В. 3. Культура Два / В. А. Паперный. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. —384 с.

177. Паперный 3. С. О мастерстве Маяковского / 3. С. Паперный. — 2 изд., доп.. -М.: «Сов. писатель», 1957.-454 с.

178. Паперный 3. С. Поэтический образ у Маяковского / 3. С. Паперный. — М.; Изд-во Акад. наук СССР, 1961.—444 с.

179. Перцов В. О. Маяковский. Жизнь и творчество (1893 1917) / В. О. Перцов. - М.: «Наука», 1969. - 366 с.

180. Петров А. Осенняя соната короля поэтов / А. Петров // Нева. — СПб., 1996. — №1.— С.229 234.

181. Пицкель Ф. Н. Маяковский: Художественное постижение мира. Эпос. Лирика. Творческое своеобразие. Эволюция метода стиля / Ф. Н. Пицкель. -М.: «Наука», 1979.-407 с.

182. Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа. 2-е изд. - М.: Наука, 1976. - 448 с.

183. Полозова Т. Д. А что за словом?: (Восприятие художественной литературы) / Т. Д. Полозова. — М.: Знание, 1972. 48 с.

184. Полянских Н. Н. Стихотворение В. В. Маяковского «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». VII класс / Н. И. Полянских // Литература в школе. 2004. — №5. - С. 34 - 37.

185. Пономарев В. Я. Психология творчества и педагогика / В. Я. Пономарев. — М.: Пед-ка, 1976.-280 с.

186. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1 — 11 классы / Под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого. 2-е изд., исп.. -М.: Мнемозина, 2001.-81 с.

187. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5-11 классы / Под ред. В. Я. Коровиной. — 2-е изд.. — М.: «Просвещение», 2001. — 80 с.

188. Программно-методические материалы. Литература. 5 — 11 кл. / Сост. Т. А. Калганова. — 3-е изд., перераб.. — М.: Дрофа, 2000. 320 с.

189. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. М.: Политиздат, 1967. - 271 с.

190. Пьяных М. Ф. Богоборец с сердцем Христа: 100 лет со дня рождения В. В. Маяковского / М. Ф. Пьяных // Свободная мысль. 1993. — №5. - С. 45 - 51.

191. Розанов В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства /

192. B. В. Розанов. М.: Дружба народов, 1990. — 304 с.

193. Романовский Н. В. Вл. Маяковский 1983 1930. Очерк жизни и творчества / Н. В. Романовский. — Воронеж. Воронежское обл. книгоизд-во, 1940. — 24 с.

194. Рабинович В. Л. Всегда на первой странице / В. Л. Рабинович // Русский авангард 1910 - 1920-х годов в европейском контексте. - М.: Наука, 2000. —1. C. 43-48.

195. Радин Е. Футуризм и безумие. Параллели творчества и аналогии нового языка кубофутуристов / Е. Радин. Спб.: Н. П. Карабасников, 1914. — 95 с.

196. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. Научно-исслед. институт общей и педагогической психологии академии пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991.-160 с.

197. Раппопорт С. Искусство и эмоции / С. Раппопорт. М.: Издат-во Музыка, 1968.-160 с.

198. Рез 3. Я. Изучение лирических произведений (IV — VII кл. Учебное пособие) / 3. Я. Рез. Л.: «Просвещение», 1968. - 175 с.

199. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

200. Рубинштейн С. JI. О мышлении и путях его исследования / С. J1. Рубинштейн. АН СССР. Институт филологии. - М.: АН СССР, 1958. -147 с.

201. Русская литература XX века. 11 класс: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя / Под ред. В. В. Агеносова. -2-е изд., стереотип.. — М.: Дрофа, 2001. 480 с.

202. Русская литература XX века. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В. В. Агеносова. 6-е изд., стереотип.. — М.: Дрофа, 2001.-512 е.: ил.

203. Русская литература XX века. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. В. П. Журавлева- 7-е изд.- М.: Просвещение, 2002. 334 е.: ил.

204. Русская литература: Уч. хрестоматия ля 11 класса татар, сред, общеобразоват. шк.: В двух частях. Ч. 1. / Под. Ред. М. Г. Ахметзянова. -Казань: Магариф, 2001.-480 с.

205. Русский кубофутуризм / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. СПб.: Дм. Буланин, 2002.-225 с.

206. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. М.: Наследие, 2000. - 480 с.

207. РушкисВ. Я верю в жизнь России: К 100-летию со дня рождения И. Северянина / В. Рушкис // Огонек. 1987. - № 20. - С. 18 — 20.

208. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала ученика (теория взаимодействия). Монография / В. Г. Рындак. — М.: «Пед. вестник», 1997. 244 с.

209. Рындак В. Г. Творчество: краткий педагогический словарь / В. Г. Рындак. Оренбург. Изд. Центр ОГАУ, 2001.-106 с.

210. Сарабьянов Д. В. Русский авангард перед лицом религиозной философской мысли / Д. В. Сарабьянов // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 1. — С. 7-19.

211. Сарычев В. А. Маяковский: нравственные искания / В. А. Сарычев. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984. 203 с.

212. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма: Проблемы «жизнетворчества / В. А. Сарычев. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.-317с.

213. Сахно И. М. Русский авангард: живописная теория и поэтическая практика / И. М. Сахно. М.: Диалог - МГУ, 1999. - 389 с.

214. Светлое око мира (круглый стол по авангарду) // Человек. 1990.- №2. -С. 75 - 82.

215. Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX начала XX века / Отв. Ред. В. А. Келдыш. — М.: Наследие, 1992. - 374 с.

216. Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза / И. Северянин; Сост., авт. предисл. и коммент. Е. Филькина. — М.: Республика, 1999. 543 с. - (Прошлое и настоящее).

217. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации/ Г. Г. Селевко. — Народное образование, 1998. —255 с.

218. Семенова С. Г. Метафизика русской литературы. В 2-х томах. Т. 1 / С. Г. Семенова. М.: Изд. Дом «ПороГ», 2004. - 512 с.

219. Сербии П. К. Изучение творчества В. Маяковского / П. К. Сербии. — Киев: «Радкова школа», 1976. — 200 с.

220. Сидельникова Т. Н. Поэт и читатель в творчестве В. В. Маяковского / Т. Н. Сидельникова. Калинин: КГУ, 1981. - 83 с.

221. Силард J1. Теория карнавализации. От Вячеслава Иванова до М. Бахтина / JI. Силард. — Будапешт, 1989. — 242 с.

222. Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем / И. П. Смирнов. — М.: Наука, 1977. — 184 с.

223. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Н. Соколов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 255 с.

224. Сологуб Ф. Творимая легенда: роман / Ф. Сологуб. М.: Современник, 1991.-572 с.

225. Спивак Р. С. Дооктябрьская лирика В. В. Маяковского. Социально-философская проблематика. Поэтика. Учебное пособие по спецкурсу / Р. С. Спивак. Пермский ун-т, 1980. - 128 с.

226. Спивак И. А. Дооктябрьская лирика В. В. Маяковского. Социально-философская проблематика. Поэтика: Учебное пособие по спецкурсу / И. А. Спивак. Пермь, 1980, - 128 с.

227. Станчек Н. А. Изучение лирики и поэм В. Маяковского в школе/ Н. А. Станчек. — J1.: «Просвещение», Ленингр. отд-е, 1972. 239 с.

228. Стебакова Н. К. Проблема духовной свободы в поэзии В. Маяковского / Н. К. Стебакова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, кн-та, 1970.-27 с.

229. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1985. - 332 с.

230. Сторожев А. И. Сатира дооктябрьского периода в творчестве В. В. Маяковского / А. И. Сторожев. Волгоград: Н. — Волжское кн. изд-во, 1969. -271 с.

231. Субботин А. С. Маяковский сквозь призму жанра / А. С. Субботин. М.: Сов. писатель, 1980.— 350 с.

232. Сурма Ю. А. Слово в бою. Эстетика Маяковского и литературная борьба 20-х г. / Ю. А. Сурма. JL: Лениздат, 1963. - 207 с.

233. Табидзе О. И. Ценностный аспект творчества / О. И. Табидзе // Вопросы философии.-1981. —№6.-С. 124-130.

234. Тастевен Г. Футуристы: (На пути к новому символизму). С приложением главных футуристических манифестов Маринетти / Г. Тастевен. М.: Ирис, 1914.-38 с.

235. Тимофеева В. В. Язык поэта и время. Поэтический язык Маяковского / В.

236. B. Тимофеева. М. — Л.: Изд. Акад. наук СССР, Ленингр. отд-е., 1962. -318 с.

237. Тодоров Л. В. Русское стихосложение в школе / Л. В. Тодоров. М.: Просвещение, 1965. - 184 с.

238. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. -№4.-С. 123-132.

239. Тренин В. В. В мастерской стиха Маяковского / В. В. Тренин. — М.: Сов. писатель, 1978. 182 с.

240. Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А. П. Тряпицына. Л., 1989. - 91 с.

241. Туранина Н. А. «Способы выделки образа бесконечны»: Метафора у В. В. Маяковского / Н. А. Туранина // Русский язык в школе. 1997. - №5.1. C. 67 70.

242. Турчин В. С. По Лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. М.: Изд-во МГУ, 1998.-248 с.

243. Тырышкина E. В. Эстетика русского литературного авангарда (1910-е -1920-е г.г.): Учебное пособие по спецкурсу / Е. В. Тырышкина. -Новосибирск: ИДМИ, 2000. 84 с.

244. Тюпа В. И. Парадигмы художественности (конспект цикла лекций) / В. И. Тюпа // Дискурс. 1997. -№ 3Л. - С. 175-180.

245. Тюпа В. И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX века / В. И. Тюпа. Самара, 1998. - 155 с.

246. Урбан А. Добрый ироник: К 100-летию со дня рождения И. Северянина / А. Урбан // Звезда. — 1987. — №5 С.

247. Федорова Т. В. Совершенствование читательской деятельности учащихся старших классов на уроке литературы: Дис. . канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Т. В. Федорова. М., 2003. - 196 с.

248. Харджиев Н. К истории русского авангарда / Н. Харджиев, К. Малевич, М. Матюшин. — Стокгольм, 1976. — 376 с.

249. Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. В 2 т. / Н. И. Харджиев. — М.: Гилея, 1997.-2 т.

250. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. М., 1992.-413 с.

251. Хлебников В. Наша основа / В. Хлебников. — Т.З — Проза, статьи, декларации, заметки, автобиографические материалы, письма, дополнения. -СПб.: Академический проект, 2001. — С. 244 — 254.

252. Хлебников В. Собрание сочинений в 3 т. / Хлебников В. СПб.: Академический проект, 2001. - 3 т.

253. Холшевников В. Е. Анализ одного стихотворения / В. Е. Холшевников. — М., 1975.-60 с.

254. Холшевников В. Е. Художественное мастерство Маяковского / В. Е. Холщевников. JI., 1957. - 59 с.

255. Хольтхузен И. Моделирование мира в литературе русского авангарда / И. Хольтхузен //Вопросы литературы. 1992. - Вып. III. - С. 151-160.

256. Художественное произведение и его читатель. Межвузовский тематический сборник. Калин. Гос. Ун-т, Калинин, 1980. — 184 с.

257. Хуторской А. В. Дистанционная технология обучения / А. В. Хуторской // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М., 1999. -С. 212-221.

258. Хуторской А. В. О занятиях методом эвристического погружения / А. В. хуторской // Методика погружения: за и против: Сб. научно методических статей. Под ред. А. А. Остапенко. - Краснодар, 1995. - С. 57 - 63.

259. Хуторской А. В. Песни птицы Гамаюн: Как мы изучаем славянскую мифологию / А. В. Хуторской // Учительская газета. 1995. - №8. — С. 7.

260. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с. - (Педагогическая мастерская).

261. Хуторской А. В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента / А. В. Хуторской // Частная школа. — 1995. — №6. — С. 70-80.

262. Чалмаев В. А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса: В 2 ч. Ч. 1 / В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. 2-е изд., испр. и доп. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. — 384 с.

263. Чяпяле Ю. М. Методы поиска изобретательных идей / Ю. М. Чяпяле. — JL: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. 92 с.

264. Шапирштейн-Лерс Я. Общественный смысл русского литературного футуризма / Я. Шапирштейн-Лерс. М., 1922. - 122 с.

265. Шаповалов М.А. Король поэтов . Путь И. Северянина / М. А. Шаповалов // Аврора. — 1993. — № 4. — С. 61 70.

266. Шведова Н. В. Авангард в литературах стран центральной и юго-восточной Европы первой половины XX века / Н. В. Шведова // Сов. славяновед.-1991. —№5.- С. 109- 111.

267. Шокмар М. А. Рифма Маяковского / М. А. Шокмар. — М.: «Советский писатель», 1958.- 145 с.

268. Шолпо И. Л. Стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!». VII класс / И. Л. Шолпо // Литература в школе. 2004. — №5. - С. 31 - 33.

269. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: «Педагогика», 1971. - 352 с.

270. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

271. Эпштейн М. Поставангард: сопоставление взглядов / М. Эпштен // Новый мир.-1989.— №12.- С. 222-229.

272. Эткинд Е. Единство «Серебряного века» / Е. Эткинд // Звезда. — 1989. — № 12. —С. 185- 194.

273. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. М.: Издательство «Искусство», 1964 - 87 с.

274. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов / Р. О. Якобсон // Вопросы литературы. — 1990. — № "/п. С. 73 — 91.

275. Яковлев Е. Г. Заметки об эстетике русского авангарда / Е. Г. Яковлев // Вопросы философии. 1989. - №9. - С. 90 - 95.

276. Яковлев Н. М. Методика и техника урока в школе: в помощь начинающему учителю / Н. М. Яковлев, А. М. Сохор. 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

277. Яковлева Е. JT. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. JT. Яковлева // Вопросы психологии. 1996. -№3.-С. 28-34.

278. Якулов А. Формирование культуры познавательной компетентности школьников / А. Якулов // Школьное планирование. 2004. — №3 -С. 87-90.

279. Янгфельдт Б. «Крикогубый Заратустра». Предварительные о влиянии Ницше на молодого Маяковского / Б. Янгфельдт // De visu. 1993 — №7. -С. 44 - 52.* *

280. Guilford J. P. Intelligen: 1965 model / J. P. Guilford. Amer. psychologist. N. Y., 1966.

281. Mednick S. A. The associative of the creative process / S. A. Mednick // Psychol. Rev., 1969. — №2. — P. 220- 232.

282. Russell Ch. Poets, Prophets, and Revolutionaries. The literary avantgarde from Rimbaud through postmodernism / Ch. Russell. — New York, Oxford, 1985.

283. Taylor C. W. Various approaches to and definions of creativiti / C. W.Taylor // R. Sternberg, T. Tardif. The natur of creativiti. Gambridge: Gambr. Press, 1988.— P. 99-126.

284. Torrance E. P. The natur of creativiti as manifest in the testing / E. P.Torrance // R. Sternberg, T. Tardif. The natur of creativiti. Gambridge: Gambr. Press, 1988.— P. 43-75.* *

285. Васильев И. E. Синтез слова и живописи в лирике В. Маяковского и В. Хлебникова / И. Е. Васильев. — Режим доступа: http://www.mhpi.ru/tutor/personalpages/defautt.htm, свободный.

286. Журба А. М. Стихотворение Алексея Крученых «Дыр-бул-щыл.» и теория параболы / А. М. Журба, М. К. Разинкова. Режим доступа: http://pr.kg/artikles/0178/kruchen.htm, свободный.

287. Тырышкина Е. В. Русская литература 1890-х начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду / Е. В. Тырышкина. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - 151 с. — Режим доступа: http:/avantgarde.narod.ru/beitraege/ov/index.html, свободный.

288. Тырышкина Е. В. Авангард и постмодернизм в русской литературе / Е. В. Тырышкина. Режим доступа: http:/ avantgarde.narod.ru/ beitraege/ov/ index, html, свободный.

289. Тюпа В. И. Инновационный стандарт образования. Общая характеристика / В. И. Тюпа. Режим доступа: http://metlit.nm.ru/materials/communic/innovst. html, свободный.

290. Faryno J. Семиотические аспекты поэзии Маяковского / J. Faryno. 22. 05. 2001. - Режим доступа: http://www.libelli.ru/classics/russian/1917mya (personal) о mayakv.htm, свободный.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.