Альберт Леман: фортепианная педагогика, исполнительство, творчество тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Гимадиева, Римма Дамировна

  • Гимадиева, Римма Дамировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Казань
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 283
Гимадиева, Римма Дамировна. Альберт Леман: фортепианная педагогика, исполнительство, творчество: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Казань. 2010. 283 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гимадиева, Римма Дамировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА А. С. ЛЕМАНА.

§ 1. Жизненный и творческий путь.

§ 2. Особенности личности А. С. Лемана в связи с педагогикой.

ГЛАВА 2.

ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.

А. С. ЛЕМАНА.

§1. Педагогическая деятельность в классе фортепиано.

1.1. Казанская консерватория.

1.2. Казанское музыкальное училище.

§ 2. Принципы фортепианной педагогики А. С. Лемана.

§ 3. Альберт Леман - исполнитель.

ГЛАВА 3.

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. С. ЛЕМАНА.

§ 1.Фортепианные произведения 40-х - 50-х годов.

1.1 Пентатоника в традиционных жанрах фортепианной музыки.

1.2 . Жанр фортепианной прелюдии.

§ 2. Фортепианные произведения второй половины 60-х - 80- х годов.

2. 1. Жанровые и стилевые искания в произведениях 60-х годов.

2. 2. Фортепианные произведения 70- 80-х годов:.ИЗ

От камерности к концертности.

§ 3. Фортепианные произведения 90-х годов:.

Творческое credo.

§ 4. Фортепианные произведения педагогического репертуара.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Гимадиева, Римма Дамировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данного исследования, следует сказать, что обращение к фортепианной педагогике, исполнительству и творчеству А. С. Лемана позволяет существенно расширить представление о нем как музыканте.

Приведенная детальная биография Лемана позволила выявить свойственный ему полиэтнический компонент: немецкое происхождение и начальное воспитание в немецкой среде - профессиональное академическое образование в традициях русской музыкальной культуры -успешная и плодотворная деятельность в рамках татарской национальной культуры. Подтверждением органичного существования Лемана-композитора в татарской интонационной среде служат его фортепианные произведения 40-50-х годов.

Особенности личности Лемана заключаются и в том, что он представлял характерный для русской культуры тип музыканта-деятеля, характерными признаками которого была широта в понимании своего творческого предназначения, особый музыкальный универсализм, осознание своей высоко духовной миссии в развитии искусства.

Совершенно ючевидно, что для Лемана был характерен весьма широкий спектр приложения сил в различных сферах музыкально-творческой деятельности, таких как композиторское творчество, педагогика, исполнительство, музыкально-общественная, музыкально-критическая деятельность. В каждой из них музыкант реализовывал свой богатейший человеческий и музыкантский потенциал.

Неслучайно, временем наибольшей творческой многоплановости и его самореализации был период жизни в Казани. Атмосфера, в которой проходили годы становления Казанской консерватории, требовала от Лемана непосредственного участия в разных сферах консерваторской жизни. Отсюда и ведение занятий сразу в двух специальных классах -композиции и фортепиано, к которым присоединялось ведение музыкально-теоретических дисциплин на теоретико-композиторском факультете, классов концертмейстерства и камерного ансамбля у пианистов. Этим же определяется активное участие Лемана в концертной жизни, с первых лет существования консерватории очень интенсивной и динамичной. Отсюда же проистекает и расширение сферы педагогической деятельности - параллельная с консерваторией работа в Казанском музыкальном училище, которое для консерваторских музыкантов было учебной площадкой по подготовке будущих абитуриентов для консерватории.

Фортепианная педагогика и исполнительство в общем спектре творческой деятельности Лемана казанского периода занимали значительное место. Обращение к фортепианной педагогике Лемана позволило выявить его особое место в истории фортепианного образования Казани. Если для консерватории, где исторически доминировала московская ветвь отечественной фортепианной школы, Леман был одним из немногих представителей санкт-петербургско-ленинградской ветви, то педагогическая деятельность Лемана в Казанском музыкальном училище абсолютно вписывается в характерную для данного учебного заведения традицию преемственности санкт-петербургско-ленинградской фортепианной школы.

Изучение исполнительской деятельности Лемана также дало возможность сделать ряд выводов, основной из которых заключается в том, что исполнительская деятельность Лемана естественно вписывается в общую картину концертной жизни консерватории, при этом он со всей очевидностью продолжает исполнительские традиции своих ленинградских учителей, отдавая предпочтение ансамблевому исполнительству. Программы концертов с участием Лемана дают представление о широте камерного и концертмейстерского репертуара, который исполнялся им и его постоянными партнерами - Н. Брауде, А. Броуном, Е. Абросимовой, Г. Сайфуллиной, В. Тонхой.

Рассмотрение творческого метода Лемана-педагога и характеристика стиля Лемана-исполнителя показали, что они тесно соприкасаются, выявляя одни и те же черты, свойственные фортепианной школе Лемана. Пропагандируемые Леманом принципы фортепианной педагогики органично реализуются им в собственной исполнительской деятельности, указывая тем самым на естественную взаимосвязь педагогики и исполнительства.

Обращение к фортепианному творчеству Лемана позволило установить, что хотя в творческом наследии композитора фортепианные произведения занимают не самую большую часть, тем не менее, устойчивый интерес композитора и постоянное обращение к ним на разных творческих этапах подтверждают, что Леман — один из тех композиторов XX века, для которых сочинение произведений для фортепиано представляют собой и область самовыражения, и сферу постоянных творческих экспериментов.

Подробное изучение фортепианных произведений Лемана дало возможность составить их периодизацию и говорить о безусловной стилевой эволюции фортепианного творчества. Так, анализируя произведения разных лет, мы обнаружили следующие этапы в фортепианном творчестве Лемана:

1) период 40-50-х годов: время освоения пентатоники и традиционных жанров фортепианной музыки.

2) период 60-80- х годов, когда происходили поиски новых средств выразительности, новой трактовки традиционных жанров, следовательно, рождалась новая стилистика.

3) поздний этап (90-е годы): создание произведений, ставших выражением некоего творческого credo композитора.

Рассматривая фортепианное творчество Лемана в целом, можно заметить, что его эволюция происходила в соответствии с основными художественными тенденциями отечественного музыкального искусства XX века. Леман - человек, всегда шедший в ногу со временем, улавливал все изменения и реагировал на них собственным творчеством. Несмотря на то, что ранние произведения и поздние лемановские опусы сильно отличаются друг от друга, важно отметить, что Леману, как любому композитору свойственны индивидуальные черты. Задачей данного исследования стало выявление характерных константных признаков фортепианного творчества композитора, заключающихся в следующем:

1) явное доминирование в фортепианном творчестве Лемана циклов фортепианных пьес и фортепианных сюит;

2) особая интеллектуальная наполненность музыки;

3) полифоничность мышления, и, как следствие, частое обращение к полифонии (разнообразным формам и полифоническим приемам);

4) многообразие экспериментов в области звука и звуковых возможностей фортепиано.

Данное исследование, подробно затронувшее одну из линий (фортепианную) многогранной профессиональной деятельности А. С. Лемана, наглядно продемонстрировало степень его дарования, а также непреходящее значение личности Лемана в истории музыкальной культуры и образования России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гимадиева, Римма Дамировна, 2010 год

1. Алексеев, 1974 а: Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Киев, 1974. 159 с.

2. Алексеев, 1974 б: Алексеев А. Д. Советская фортепианная музыка 1917-1945. М, 1974. 248 с.

3. Алексеев, 1978: Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978. 282 с.

4. Алексеев, 1982: Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Ч. 3. М.: Музыка, 1982. 286 с.

5. Алексеев, 1988: Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. : Ч. 1 и 2. 2-ое изд., доп. М.: Музыка, 1988. 415 е., нот.

6. Алексеев, 1991: Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. М., 1991. 104 с.

7. Алмазова: Алмазова Т. А. Татарский инструментальный концерт: Пути становления и развития / Каз. консерватория. Казань, 2000. 184 с.

8. Арановский, 1983: Арановский М. На рубеже десятилетий // Современные проблемы советской музыки: Сб. статей / Отв. редактор и сост. В. Смирнов. Л., 1983. С. 37-52.

9. Арановский, 1991: Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: исследование. М., 1991. 319 с.

10. Арановский, 1998г Музыкальный текст: Структура и свойства. М: Композитор, 1998. 342 с.

11. Асафьев: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. 2-ое изд. Л., 1971. 376 с.

12. Ахметова.: Ахметова Э. К., Старателева Ф. П. «Люди, которых мы любим, не умирают.» // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып. 2 / Каз. гос. консерватория. Казань, 2005. С. 56-60.

13. Базжина, 1981а: Базжина Т. Широкий творческий диапазон // Советский музыкант. 1981. № 2. С. 4.

14. Базжина, 19816: Базжина Т. На авторских концертах. // Советская музыка 1981. № 6. С. 34-35.

15. Баренбойм, 1973: Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л., 1973. 269 с.

16. Баренбойм, 2007: Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика.1. М., 2007. 192 с.

17. Белялов, .1980: Белялов Р. А. С. Леман // Народные артисты. Очерки. Казань, 1980. С. 414-418.

18. Белялов, 1985: Белялов Р. Педагог, композитор, ученый. К 70-летию Альберта Лемана// Советская Татария. 1985. № 156.

19. Белялов, 1986: Белялов Р. Альберт Леман // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана / Под редакцией Н. Нигмедзянова. Казань, 1986. С.88-92.

20. Белялов, 1996: Белялов Р. «Моц Альберта Лемана» // Казань. 1996. № 9-12. С. 82.

21. Белялов, 2005-: Белялов Р. Н. «Мой учитель» // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып. 2 / Каз. гос. Консерватория. Казань, 2005. С.53-55.

22. Беркман: Беркман Т. А. Н. Есипова. Жизнь, деятельность и педагогические принципы / Под ред-ей Г. М. Когана. М., 1948. 142 с.

23. Бершадская, 1997: Бершадская Т. С. Гармония как элементямузыкальной системы. СПб, 1997. 192 с.

24. Бершадская, 2003: Бершадская Т. С. Лекции по гармонии: Учебное пособие. 3-е изд., доп. СПб: Композитор, 2003. 268 с.

25. Беседы.: Беседы с Альфредом Шнитке / Сост., предисл. А. В. Ивашкин. М., 2005. 320 е., ил.

26. Бикчурина: Бикчурина Ф. Ш. Гость Казани // Музыкальная культура Татарстана (некоторые страницы из исследований, статей, рецензий). Казань, 2005. С. 142-143.

27. Бражник: Бражник Л. В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: На примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжьяи Приуралья / Казанская консерватория. Казань, 2002. 283 с.

28. Бронфин: Бронфин Е. Ф. Н. И. Голубовская исполнитель и педагог. Л., 1978. 134 с.

29. Вицинский, 2004 а: Вицинский А. В. Беседы с пианистами. М.: Классика- XXI, 2004. 232 с.

30. Вицинский, 2004 б: Вицинский А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М.: Классика- XXI, 2004. 100 с.

31. Владимир Нильсен.'. Владимир Нильсен артист и учитель / Ред.-сост. С. Денисов, Н. Цивинская, В. Шекалов. СПб., 2004. 592 с.

32. В фортепианных классах.: В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Н. И. Голубовская, Н. Е. Перельман, С. И. Савшинский, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин / Сб. статей под ред. Л. А. Баренбойма. Л., 1968. 187 с.

33. Гаккелъ, 1990 а: Гаккель Л. Е. Театральная площадь. СПб., 168 с. Гаккель, 1990 б: Гаккель. Л. Е. Фортепианная музыка XX века: Очерки /2-ое изд. Л., 1990. 288 с.

34. Гаккель, 1999 а: Гаккель Л. Е. Девяностые: Конец века глазами петербургского музыканта. СПб., 1999. 285 с.

35. Гельман: Гельман Э. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано и способ ее обозначения / Ред. В.А. Натансон. М., 1954. 113 с.

36. Гиниатуллина: Гиниатуллина JI. И. Петербургские академические традиции в музыкальной культуре Казани конца XIX — начала XX века: Дипломная работа. Рукопись / Биб-ка КГК им. Н. Г. Жиганова. Казань, 2008. 118 с.

37. Гиршман: Гиршман Я. М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. М., 1960. 177 с.

38. Головинский: Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. М., 1981. 176 с.

39. Голубовская, 1974\ Голубовская Н. И. Искусство педализации. Л., 1974. Изд. 2-ое. 96 с.

40. Голубовская, 1985: Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и материалов / Сост. Е. Бронфин. Л., 1985. 142 с.

41. Голубовская, 2003 а: Голубовская Н. И. О стилях и авторских обозначениях педали // Как исполнять Моцарта / Сост А. Меркулов. М., 2003.

42. Голубовская, 2003 б: Голубовская Н. И. Об артикуляции фортепианных произведений Моцарта // Как исполнять Моцарта / Сост. А. Меркулов. М., 2003.

43. Голубовская, 2007: Голубовская Н. И. Искусство исполнителя / Ред.-сост. Т. А. Зайцева и др./ Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб, 2007. 448 с.

44. Гофман: Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 2002. 192 с.

45. Григорьева, 1989: Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века: 50 80-е годы. М., 1989. 206 с.

46. Григорьева, 2004: Григорьева Г. В. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений»: Учебное пособие. М., 2004. 175 с.

47. Губайдуллина, 1956: Губайдуллина И. А. Татарская фортепианная музыка: Автореф. теоретической части исполнительской дис. . канд. искусствоведения. М., 1956. 15 с.

48. Губайдуллина.: Губайдуллина И. А., Ватсон Е. Р. Рафаэль Белялов: жизнь и творчество в документах и воспоминаниях современников. М., 2005. 395 с.

49. Гулянщкая: Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию: Учебное пособие. М., 1984. 256 с.

50. Гурарий: Гурарий С. Леман Альберт Семенович // Диалоги о татарской музыке. Казань, 1984. С. 56-66.

51. Дельсон, 1971: Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича. М., 1971. 240 с.

52. Дельсон, 1973: Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., 1973. 280 с.

53. Демешко: Демешко Г. К проблеме обновления сонатных принципов в советской инструментальной музыке 60-70-х гг. // Вопросы теории и эстетики музыки / Сб. статей: Вып. 15. Л., 1977. С. 170-189.

54. Денисов: Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность / Сб. статей: Вып. 6. М., 1969. С. 478-525.

55. Долинская, 2004: Долинская Е. Б. О русской музыке XX века (60-90-е годы): Учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки». М., 2004. 126 с.

56. Долинская, 2006: Долинская Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия. Исследовательские очерки / Московская гос. консерватория. М., 2006. 557 с.

57. Драч: Драч Н. Г. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения / Саратов. Консерватория. Саратов, 2006. 25 с.

58. Дулат-Алеев, 1999: Дулат-Алеев В. Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке / Казанская гос. Консерватория. Казань, 1999. 244 с.

59. Дулат-Алеев, 2007: Дулат-Алеев В. Р. Татарская музыкальная литература: Учебник для муз. училищ и ДМШ / Казанская гос. консерватория. Казань, 2007. 491 с.

60. Егорова: Егорова О. К. Ленинградская школа в «начале начал» теоретико-композиторского факультета Казанской консерватории // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып. 2 / Каз. гос. консерватория. Казань, 2005. С. 85-94.

61. Задерацкий: Задерацкий В. А. С. Леман: Знаки судьбы и творчества // Музыкальная академия. 2001. № 3. С. 45-53.

62. Земцовский: Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л., 1977. 279 с.

63. Зорюкова: Зорюкова С. «Искры яркого огня. Мой учитель А. С. Леман» // Казань. 1999. № 11. С. 25.

64. История отечественной музыки.: История отечественной музыки второй половины XX века / Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. 556 е., нот. прим. ,

65. Казанская.: Казанская государственная консерватория (1945 1995) / Ред. коллегия: Р. К. Абдуллин и др. Казань: Казанская гос. консерватория, 1998. 370 с.

66. Кантор: Кантор Г. Казань. Музыка. XX век. Исследовательские очерки. Казань, 2007. 424 с.

67. Карачевская: Карачевская М. А. Из архива М. Ф. Гнесина // Из личных архивов профессоров Московской консерватории: Вып. 2 / Ред.сост. Г. В. Григорьева / Московская гос. консерватория (сб. 52). М., 2005. С. 121-164.

68. Карпова: Карпова Е. К. КМУ в предоктябрьский период (1904-1917) // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани / Сб. научных трудов. Казань, 1993. С. 35-50.

69. Касаткина.: Касаткина Г., Федотова Л. «Атланты» // Советская музыка. 1968. № 4. С. 23-26.

70. Касаткина: Касаткина Г. Вместо автографа: Авторский вечер Альберта Лемана // Советская Татария. 1986. № 70.

71. Коган, 1969: Коган Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. М., 1969. 333 с.

72. Коган, 1972 а: Коган Г. М. Музыкальное исполнительство и его проблемы // Избранные статьи. Вып. 2. М., 1972. С. 5-30.

73. Коган, 1972 б: Коган Г. М. Об исполнительстве // Избранные статьи. М., 1972. Вып.2. С. 239-249.

74. Коган, 1972 в: Коган Г. М. О пианизме. О работе пианиста // Избранные статьи. М., 1972. Вып. 2. С. 249-259.

75. Композиторы.: Композиторы Татарстана / Сост. Т. А. Алмазова, М. П. Файзулаева, Р. Г. Усеинова. Научная ред. 3. Н. Сайдашева. М., 2009. 257 с.

76. Кюрегян, 1989,: Кюрегян Т. Нетиповые формы в советской музыке 5070-х годов // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей / Сост. В. И. Зак, Е. И. Чигарева. М., 1989. С. 71-80.

77. Кюрегян, 1998: Кюрегян Т. Форма в музыке XVII XX веков. М., 1998. 344 с.

78. Лебедева, 2008 а: Лебедева В. В. Цикл программных пьес и прелюдий в русской фортепианной музыке XX века: Традиции и новые тенденции: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2008. 26 с.

79. Лебедева, 2008 б: Лебедева В. В. Детский программный фортепианный цикл в русской музыке // Музыкальная академия. 2008. № 1. С. 181-189.

80. Левая: Левая Т. Советская музыка: Диалог десятилетий // Советская музыка 70-80 годов. Стиль и стилевые диалоги / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных: Вып. 82. М., 1985. С. 9-29.

81. Леман, 1963: Леман А. С. «Слышать время!» // Советская музыка.1963. №6. С. 27-30.

82. Леман, 1964: Леман А. С. «Обобщение опыта» // Советская музыка.1964. №10. С. 136-138.

83. Леман, 1971: Леман А. С. «Нужна научная организация обучения музыковедов» // Советская музыка. 1971. № 7. С. 40-48.

84. Леман, 1973: Леман А. С. О национальном и интернациональном началах в современной музыкальной педагогике // Музыкальны культуры народов: Традиция и современность. М., 1973. С. 235-239.

85. Леман, 1996: Леман А. С. «Гении в кирзовых сапогах» // Казань. 1996. № 5-6. С. 79-83.

86. Либерман: Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: НПФ «Икар-МП», 1991. Изд. 3. 136 с.

87. Литвинова 1976: Литвинова Э. Б. Из • истории развития фортепианного образования в Татарии // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: Сб. статей. Казань, 1976. Вып. 4. С. 39-57.

88. Луппов: Луппов А. Б. «Вспоминая А. С. Лемана» // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып. 2 / Каз. гос. консерватория. Казань, 2005. С. 32-39.

89. Любовский: Любовский Л. 3. «Альберт Семенович Леман. Педагогические принципы. Их истоки. Личность» // Музыкальная академия. 2006. № 1. С. 139-141.

90. Майкапар: Майкапар С. М. Из музыкально-педагогического наследия. Годы учения. О Бетховене. О фортепианной педагогике. М., 2003. 328 с.

91. Маклыгин: Маклыгин А. Л. «Музыка как способ существования.» (Теледиалог с А. :С. Леманом) // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып. 2 / Каз. гос. консерватория. Казань, 2005. С. 12-20.

92. Маклыгин: Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры среднего Поволжья: Становление профессионализма / Казанская гос. консерватория. Казань, 2000. 311 с.

93. Мастера советской.: Мастера советской пианистической школы. Московская консерватория. Очерки / Под ред. А. А. Николаева. М., 1954. 228 с.

94. Метнер: Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек / Сост. М. А. Гурвич и Л. Г. Лукомский. М., 1963. 96 с.

95. Московская консерватория .: Московская консерватория 1866 -2006: Энциклопедический биографический словарь. М., 2008. 668 с.

96. Музыка XX века: Музыка XX века. Очерки. Ч. 2 (1917-1945), кн. 3/ Ред. Л. Н. Раабен. М., 1980. 589 с.

97. Назайкинский, 1982: Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.г

98. Назайкинский, 2003: Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2003. 248 с.

99. Наше святое ремесло.: Наше святое ремесло. Памяти В. В. Нильсена (1910-1998) / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 2004. 392 с.

100. Нейгауз: Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М., 1982. Изд. 4-ое. 300 с.

101. Орлов: Орлов Г. А. Советский фортепианный концерт. Л., 1954. 210 с.

102. Пентатоника в контексте.'. Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубликанской научной конференции / Казанская гос. консерватория. Казань, 1995. 192 с.

103. Перелъман: Перельман Н. В. В классе рояля. Короткие рассуждения. Л., 1070. 54 с.

104. Пианисты рассказывают: Пианисты рассказывают. Вып.1/ Сост., общая редакция и вступ. статья М. Соколова. М., 1990. 176 с.

105. Приходько: Приходько В. И. Проблема исполнительского анализа музыкальной фактуры (на материале фортепианных произведений С. Прокофьева и Д. Шостаковича): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1987. 29 с.

106. Профессора.: Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 4/ Ред.-сост. А. М, Меркулов. М., 2008. 252 с.

107. Путь к совершенству.: Путь к совершенству. Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике. СПб., 2007. 392 с.

108. Раабен: Раабен Л. Новое в советской музыке 70-х годов // Современные проблемы советской музыки / Сб. статей, отв. редактор и сост. В. Смирнов. Л, 1983. С. 5-37.

109. Рабинович: Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль / Послесл. А. Хитрук. М., 2008. 207 с.

110. Розанов: Розанов А. С. Композитор Альберт Леман и его фортепианное творчество // Произведения композиторов XX века: Вопросы интерпретации / Сб. научных трудов МГК им: П. И. Чайковского: Вып. 13/ Сост. В. Л. Гинзбург. Москва, 1996. С. 39-52.

111. Руденко: Руденко А. М. «Альберт наш, Атлант наш, Проблеман» // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып. 2 /Каз. гос. консерватория. Казань, 2005. С. 49-52.

112. Саеенко: Савенко С. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции / сб. ГМПИ им. Гнесиных. М 1985. Вып. 79.

113. Савшинский, 1950: Савшинский С. И. Леонид Николаев. Пианист, композитор, педагог. Л.- М., 1950. 184 с.

114. Савшинский, 1961: Савшинский С. И. Пианист и его работа. Л., 1961. 270 с.

115. Санкт-Петербургская.: Санкт-Петербургская консерватория: Документы и материалы из фондов библиотеки и Музея. Т. 1 / Мин-во куры РФ и др. СПб., 2002. 184 с.

116. Советские композиторы: Советские композиторы. Краткий биографический справочник / Сост. Г. Бернандт и А. Должанский. М., 1957. С. 332.

117. Спектор: Спектор Н. А. Фортепианная прелюдия в России: Конец XIX- начало XX века. М., 1991. 78 с.

118. Спиридонова, 1973: Спиридонова В. М. Татарская фортепианная музыка 30-х годов — периода Великой отечественной войны // Ученые записки КГК: Вып. 5/Гл. ред. Н. Г. Жиганов. Казань, 1973. С. 139-169.

119. Спиридонова, 1975: Спиридонова В. М. Пути развития татарской фортепианной музыки: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1975. 30 с.

120. Спиридонова, 1978: Спиридонова В. М. Татарская фортепианная музыка первого послевоенного десятилетия (1946-1956) // Музыкальная культура народов Поволжья / Сб. научных трудов / Отв. ред. Ч. Н. Бахтиярова. М., 1978. С. 54-70.

121. Спиридонова, ¡1981: Спиридонова В. М. О новых стилевых тенденциях в татарской фортепианной музыке (1960-1970 гг.) // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья / Сб. трудов: Вып. 56/ Сост. Ч. Н. Бахтиярова. М., 1981. С. 116-132.

122. Спиридонова, 1993: Спиридонова В. М. КМУ в первые годы советской власти // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани / Сб. научных трудов. Казань, 1993. С. 50-71.

123. Спиридонова, 2008: Спиридонова В.М. Очерки по истории фортепианного образования и исполнительства в Казани: Конец XIX -первая половина XX века: Вып. 1. / Казанская гос. консерватория. Казань, 2008. 190 с.

124. Татарская энциклопедия: Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М. X. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. Казань: Институт тат. энциклопедии АН РТ, 2006. Т. 3. С. 589.

125. Теория современной.: Теория современной композиции / Отв. ред. В. С. Ценова. Москва, 2007. 624 с.

126. Тимакин : Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. М., 1984. 126 с.

127. Три века.: Три века Петербурга: Музыкальные страницы / Сб. статей и тезисов / Санкт-Петербургская консерватория. СПб, 2003. 233 с.

128. Трубин: Трубин. Б. Н. «С первого дня и на всю жизнь» // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып. 2 / Каз. гос консерватория. Казань, 2005. С. 21-31.

129. Уроки.: Уроки Зака. М: классикаXXI века, 2006. 212 е., ил., компакт-диск.

130. Уроки.\ Уроки Разумовской / Сост. и вступ. статья С. Бейлина. М., 2007. 137 с.

131. Федотова: Федотова JI. А. Гармонический материал современной музыки: учебное пособие / Казанская гос. консерватория. Казань, 2008. 76 с.

132. Франтова: Франтова Т. Неклассические полифонические формы в музыке советских композиторов 60-70-х гг. // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах Вуза / Сб. трудов Ростовской консерватории им. С. Рахманинова: Вып. 132. М., 1994. С. 216- 234.

133. Хайрутдинов: Хайрутдинов А. Н. Музыкальное образование в Татарии // Уч. зап. КГК: Вып. 4. Казань, 1970. С. 20-54.

134. Халитова: Халитова 3. «Вспоминая прошлое». Казань, 2009. 74 с.

135. Холопов, 1973: Холопов Ю. Очерки современной гармонии: Исследование. М., 1974. 285 с.

136. Холопов, 2003:: Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс: Учебник. СПб: Лань 2003. 544 с.

137. Холопов, 2008.: Холопов Ю. Н. Заметки о советской музыке // идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М., 2008. С. 380-387.

138. Холопова, 1985: Холопова В. К проблеме музыкальных форм 60-70-х гг. XX века // Современное искусство музыкальной композиции / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесина: Вып. 79. М., 1985. С. 17-31.

139. Холопова, 1994: Холопова В. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50-60-е гг.) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах Вуза / Сб. трудов Ростовской консерватории им. С. Рахманинова: Вып. 132. М., 1994. С. 46-69.

140. Холопова, 2006: Формы музыкальных произведений: Учебное пособие / Моск. гос. консерватория. Изд.З, стереотип. СПб, 2006. 490 с.

141. Ценова: Ценова В. Музыкальные формы в творчестве современных московских композиторов // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах Вуза / Сб. трудов Ростовской консерватории им. С. Рахманинова. М., 1994. Вып. 132. С. 199-215.

142. Цуккерман: Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. М., 1987. 239 с.

143. Цыпин: Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб, 2001.318с.

144. Чередниченко: Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Портреты. Случаи. М., 2002. 592 с.1. N.

145. Щеглов: Щеглов Г. Мифологический словарь. М.: Астрель: Хранитель, 2007. С. 249.

146. Яков Зак: Яков Зак. Статьи. Материалы. Воспоминания / Сост. и общая редакция М. Г. Соколова. М., 1980. 188 с.1. Архивные источники.

147. Национальный архив Республики Татарстан

148. Фонд 6832 (оп.1, 2) — Казанская государственная консерватория

149. Фонд 7353 Казанское музыкальное училище

150. Фонд 7057 (оп. 1,2) — Союз советских композиторов ТАССР

151. Архив Казанского музыкального колледжа им. И. В. Аухадеева

152. I Архив Союза композиторов Татарстана

153. Неопубликованные источники.

154. Интервью с родственниками А. С. Лемана Эдуардом Хаджиевичем Рахматуллиным и Татьяной Федоровной Миллер.

155. Интервью с учениками А. С. Лемана по классу фортепиано:

156. Интервью с дочерью и ученицей А. С. Лемана — Эльзой Альбертовной Леман.

157. Интервью с заслуженным деятелем искусств РТ, профессором КГК Эльзой Кадыровнои Ахметовой.

158. Интервью с Генриеттой Андреевной Отроковой и Ираидой Васильевной Сергеевой.

159. Интервью с Ингой Игоревной Чебуковой (Эверт).

160. Интервью с заслуженным работником культуры РТ Людмилой1

161. Адольфовной Захаровой (Лев).

162. Интервью с Маргаритой Дмитриевной Парфентьевой.1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ1. Татарские вариации: тема1. Moderatoi Я.т- i h-ГГГ ■i j J1-J- 3 1 о

163. Татарские вариации: 2-ая вариация

164. Татарские вариации: 3-ая вариация1. Allegro moderato

165. J ♦ Í ф ¿ *z. Г" Г~ t ~ i ~ i—{—i -' i "|~г'1 i О „ f~) .,f~f .,f~> ,7/ 1)' v L—1—f-| IA1, ■^•TC IL Г •/1--C= xJ--i—-^-L—^F-И 1 JJJjj ^-Ш!7 pf Гг JJJ.JJv

166. Татарские вариации: 4-ая вариацияш

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.