Античные контексты мифопоэтики А. Блока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Деменкова, Надежда Павловна

  • Деменкова, Надежда Павловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Омск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 143
Деменкова, Надежда Павловна. Античные контексты мифопоэтики А. Блока: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Омск. 2007. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Деменкова, Надежда Павловна

Введение.

Глава I. Античность в творческой рецепции А.Блока: к постановке проблемы.

Глава II. Архетипическая основа женских образов в художественном мире А.Блока.

2.1. Мифологическая основа женских образов в лирической трилогии А.Блока и в драме «Песня судьбы».

2.2. Миф о похищении в драме «Песня судьбы» А.Блока.

Глава III. Античные символы и концепты судьбы в блоковском мифе о пути героя.

3.1. Метафорический комплекс судьбы в ранней лирике А. Блока.

3.2. Персонифицированный образ судьбы во втором томе лирической трилогии Блока и драме «Песня судьбы».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Античные контексты мифопоэтики А. Блока»

Актуальность исследования.

Методологический спектр литературоведческих работ о Блоке многообразен: начиная с многочисленных воспоминаний о поэте, которые выходили в первые годы после его смерти (С.Городецкий, А.Белый, С.Соловьев, В.Перцов и др.) и содержали элементы литературоведческого анализа, разборы отдельных текстов и оценки всего творческого пути Блока в целом, - до классических, хрестоматийных исследований, монографий и статей. Исследователи творчества поэта отмечали огромный интерес Блока к разным культурным эпохам и традициям. В.М. Жирмунский (82), Д.Е. Максимов (144), З.Г. Минц (152), Д.М. Магомедова (137), И.С. Приходько (183), Т.В. Игошева (97) изучали средневековый контекст его творчества, З.Г. Минц, И.С. Приходько рассматривали литературные связи Блока с эпохой Возрождения. Такие темы, как «Блок и Лермонтов», «Блок и Достоевский», «Блок и В.Соловьев», «Блок и Вяч. Иванов», поднимались не только в монументальной монографии З.Г. Минц (155), но и в отдельных работах М.В Безродного (54), Е.М. Таборисской (200), в монографии Т. А. Елшиной (81) и др. В последние десялетия XX века целый ряд исследователей обращается к мифопоэтическому анализу произведений поэта (З.Г. Минц, Д.М. Магомедова, И.С. Приходько и др.).

Вопрос об отношении Блока к наследию античности был поставлен только в конце XX века. Эта тема поднимается в работах Д. М. Магомедовой (136, 137, 139), К.А. Кумпана (118), С.Л. Слободнюка (190, 191), но фундаментального и всестороннего исследования по этой проблеме нет до сих пор.

Между тем осмысление культуры античности в начале XX века настолько сильно захватило все мыслящее общество России, так глубоко вошло в сам дух этой эпохи, что невозможно представить, как оно могло не коснуться

Блока, не найти отражения в его творчестве. Ведь Блок был одним из самых «музыкальных» (то есть, способных, по его собственному выражению, слышать «музыку времени») людей своей эпохи, остро чувствующим не только дыхание современности, но и улавливающим в ней дух «иных времен». Ощущение неразрывной связи времен, которое безошибочно указывает на присутствие субстрата вечности в потоке времени, он считал главным даром поэта. В дневниковых записях от 2 января 1912 года отмечено: «Пока не найдешь действительной [курсив А.Блока] связи между временным и вневременным, до тех пор не станешь писателем, не только понятным, но и кому-либо и на что-либо, кроме баловства, нужным» (2, VII, с.118)*.

Тема «Античные контексты мифопоэтики А.А.Блока», разрабатываемая в диссертации, лежит в русле последних тенденций современного блоковедения и позволяет объединить в своих границах решение целого ряда стоящих перед нами задач.

Данное исследование, построенное на основе комплексного изучения особенностей рецепции античной мифологии в творчестве А.Блока, позволит обнаружить структурные основы блоковского поэтического образа мира и более глубоко, всесторонне осмыслить его концептосферу.

Творчество поэта так или иначе связано с античными темами, мотивами, образами с первых юношеских опытов до зрелых произведений. Наблюдения над эволюцией восприятия эллинского культурного наследия Блоком с 1900 по 1921 год (дата выхода лирической трилогии в последней редакции автора) позволяют увидеть, что контексты греческой мифологии соприкасаются с магистральными мотивно-образными комплексами его лирики, основным авторским мифом.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть соотнесенность основного блоковского мифа о пути поэта с контекстами эллинской мифологии - основным мифом о герое (по формулировке Ф.Зелинского), Здесь и в дальнейшем при цитировании текстов А. Блока в скобках указывается номер издания в библиографическом списке, номер тома и страница. греческим мифом о Прокриде и Кефале, гностическим мифом о Софии. Такой подход требует рассмотрения античности как данности общекультурного сознания серебряного века и выявления характера преображения общекультурного общекультурного «античного текста» в художественном сознании Блока.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

1 .Рассмотреть рецепцию античного наследия, ее наиболее существенные аспекты в культуре Серебряного века;

2.0босновать мотивы блоковского обращения к культуре античной эпохи;

3.Определить специфику блоковского отношения к античности, степень его вовлеченности в процесс рефлексии над ее культурным наследием ; 4.Показать коды греческой мифологии в лирике и драматургии Блока

- на уровне образов лирического героя и лирических персонажей;

- на уровне мотивного комплекса как отдельных произведений, так и лирической трилогии в целом;

- на уровне концептосферы: через осмысление универсальной категории судьбы (судьбы героя).

Материалом исследования является массив лирических текстов I-Нтома лирической трилогии; отдельные циклы III тома; драма «Песня судьбы». Характер обозначенной проблемы требует обращения в процессе исследования к прозе А.Блока, его дневникам, переписке. Предметом исследования в диссертации становятся контексты греческой мифологии, повлиявшие на формирование основного блоковского мифа о пути героя.

Объектом исследования являются мотивные комплексы, составляющие архетипическую основу авторского мифа Блока. Это сюжет о герое -спасителе светлого царства богов - и женском божестве, которое спускается с Олимпа и становится помощником, спутником героя; миф о Прокриде и Кефале, в рамках которого развиваются мотивы похищения героя влюбленным в него божеством; гностический миф о Софии-Ахамот - пленной Мировой Душе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Блок воспринимал культурную традицию античности не отвлеченно-интеллектуально, а как часть художественного опыта новейшей культуры. Античный контекст вписывался в современность и растворялся в ней.

2. В качестве медиального пространства, в котором античные коды трансформировались в блоковский авторский миф, выступает многоуровневая вертикаль европейской культурной традиции: Платон и неоплатонизм, учение гностиков, Ф.Ницше и Вл. Соловьев, русское дионисийство Вяч. Иванова, античность в восприятии Ф.Ф. Зелинского.

3. Поэт создал ряд собственных мифопоэтических комплексов, восходящих к древнегреческой мифологии (мифа о Прокриде и Кефале, комплекса мифов, связанных с античными представлениями о судьбе, гностического учения о Софии);

4. Доминирующая функция в организации творимого Блоком мифа принадлежит архаической категории Рока, воплощением которого является женский персонаж;

5. Путь лирического героя - путь узнавания своей судьбы, своей участи, скрытой за различными женскими масками. Только через этот путь он познает самого себя и открывает смысл собственного существования, неразрывно связанного с героиней, ее двойственной сущностью.

Методология исследования.

Тема диссертационного исследования требует обращения к трудам Г.С. Кнабе,

Л.И. Савельевой, Т.Г. Мальчуковой, С.А. Кибальника, в которых были намечены теоретические подходы и конкретные методики изучения проблемы взаимодействия культур и литератур России и греко-римского мира. Методологические базой данной работы являются также труды M.JI. Гаспарова, Д.М. Магомедовой, Н.Г. Арефьевой, посвященные изучению влияния античности на творчество писателей Серебряного века, в особенности В. Брюсова, Вяч. Иванова, И. Анненского, В. Волошина.

Общей теоретической базой исследования являются работы С.С. Аверинцева, В.Н. Топорова, Ю.М. Лотмана, З.Г. Минц, предлагающие методики общефилологического комплексного исследования, включающего, наряду с традиционными в литературоведении методами (историко-литературным и историко-сопоставительными подходами), культурологическую составляющую: структурно-семиотический и мифопоэтический анализ.

Научная новизна исследования.

В данной работе впервые рассматривается вопрос о соотнесенности основного блоковского мифа с контекстами греческой мифологии. Уточняются функции гностического мифа о Софии-Ахамот, организующего сюжет I тома лирической трилогии о странствиях Мировой Души. Сделаны выводы об онтологическом содержании основного блоковского мифа, в котором доминирующей является архаическая категория Рока, тесно связанная с древнейшими представлениями о двойственности женского начала. Мотивы и образы выше обозначенного мифологического комплекса рассматриваются в качестве архетипической основы лирического сюжета и лирических персонажей блоковской «трилогии вочеловечения».

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в ней развивается методика мифопоэтического анализа в сочетании с принципами историко-культурного и историко-литературного исследования. Вследствие этого подхода, появляется возможность выявления новых аспектов в осмыслении проблемы «Серебряный век и античная культура», новых граней исследования и осмысления неомифологизма в литературе серебряного века.

Практическая значимость работы.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных лекционных курсов по истории отечественной литературы XX века, при проведении практических занятий и спецсеминаров по творчеству Александра Блока и литературе Серебряного века, при подготовке учебных пособий по методике мифопоэтического анализа. Апробация работы.

Отдельные разделы диссертации обсуждались на заседаниях аспирантского семинара кафедры, излагались в виде докладов на научно-практической конференции «Духовные и материальные основания русского бытия» (Омск, 2003), на межвузовской научной конференции «Реальность. Человек. Культура. Константы и универсалии» (Омск, 2003), на второй Международной научной конференции «Литературная традиция: культурно-художественные коды и взаимодействия» (Омск, 2004), на Международной научной конференции молодых филологов (Эстония, Тарту, 2004), на международной конференции «Русская филология: Язык. Литература. Культура» (Омск, 2006), на научных и научно-практических конференциях филологического и философского факультетов Омского государственного педагогического университета.

По теме диссертации опубликовано 7 статей. Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 231 источник.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Деменкова, Надежда Павловна

Заключение

В работе выявлены факторы, которыми обусловлено чуткое восприятие А. Блоком общей архетипической основы различных мифологических комплексов. Поэт обладал редкой способностью синтезировать мифопоэтическую символику в оригинальной лирической образности, напряженном и ярком лирическом переживании. И особенности воспитания, образования, культурного формирования, и некоторые особенности духовно-психического склада Блока побуждали его к синтезированию и созданию собственных мифопоэтических комплексов на базе заимствованных у других писателей, философов и художников. Одна из таких особенностей - его постоянная устремленность к женственному началу, вне которой не выстраивается и не мыслится сюжет судьбы лирического героя. Иными словами, без Нее нет и быть не может никакого пути для героя. Воспринятый Блоком сквозь призму идей Ницше образ героя, столь разнообразно варьируемый в рамках лирической трилогии, был интерпретирован нами в соотнесении с не менее многообразными трансформациями образа Вечной Женственности, Мировой Души, истоки которого восходят к переосмысленной Вл. Соловьевым античной философской традиции (гностической).

Само обращение Блока именно к культуре античности было связано с его ощущением современности как эпохи «конца», «крушения Гуманизма». Поэт воспринимал сложившуюся культурную ситуацию как аналог той, что пережила античность накануне своего окончательного падения, когда из-под обломков старой культуры возникла новая - христианская. Блок считал, что современному человеку и человечеству суждено пережить нечто подобное. Погружение в хаос должно было привести к рождению нового мира и преображению человека. Именно эта идея актуализировала в авторском мифе традиционную миссию героя: борьбу с хаосом. Особенностью этой модели в блоковском варианте стало, на наш взгляд, то, что подвиг героя, его личное спасение неотделимо от его отношений с Ней; Она также нуждается в спасении. Именно поэтому столь актуальными оказались для авторской мифологии Блока античные мифы о женских божествах, высших и низших, их метаморфозах, и параллельно - мифы о героях-спасителях.

В связи с этим в работе выявляются мифологические комплексы, мотивы которых становятся архетипической основой для блоковского мифа. Соотнесение гностического мифа о Софии-Ахамот и древнегреческого о Прокриде и Кефале с контекстом лирической трилогии Блока связаны с уяснением двойственной природы Мировой Души. Женский образ в трилогии воспроизводит два состояния плененной Мировой Души, Софии-Ахамот. С одной стороны, это ее светлый, софийный лик (типологически воспроизводящий момент из гностического учения, когда Христос (один из последних эонов) нисходит в мир, чтобы на миг соединиться с Ахамот и вложить в нее знание о гармонии бытия). С другой - ее темное, хтоническое начало, связанное с утратой этой гармонии и погружением мира в хаос. Контекст гностического мифа проясняет цель пути блоковского героя: спасение героини из плена Тьмы. Однако в авторском мифе герой не достигает поставленной цели. Он сам оказывается похищенным Фаиной (происходит измена Елене, Прекрасной Даме). Смысл этого похищения и связанной с ним измены идеалу гностический миф не проясняет, он становится понятен в контексте древнегреческого мифа о Прокриде и Кефале, который обнажает двойственность природы героини как один из основных законов развития бытия.

Гностический миф предельно обостряет дуалистическое начало мира и не предполагает его гармонизации без ущемления одной из сторон бытия. Для Блока, который очень остро ощущал амбивалентность мира, его разноплановость такой вариант синтеза, восстановления мирового порядка невозможен. В гностическом учении о Софии он откликается не только на образ Девы Света (который пытались абсолютизировать Соловьев и его последователи), но и на функционально прямо противоположный (который в своей философии Соловьев постарался отодвинуть, обойти вниманием), -образ Девы Тьмы. Для Блока мир света и мир тьмы - это ценности равновеликие. Бинарная оппозиция «свет - тьма», дающая возможность максимально полного осмысления мира, лежала в основе ценностной системы «мифологии богини», которую воспроизводит древнегреческий миф о Прокриде и Кефале. Обращением именно к этой системе объясняется предпринятая Блоком в драме «Песня судьбы» попытка синтеза, примирения противоположных начал. Елена и Фаина являют собой не просто два разных принципа бытия (покой и волю, свет и тьму), но представляют внутренние противоречия души Германа - Человека, а вместе с ним и всего человечества. Обретение им душевной гармонии позволило бы говорить о том, что этот синтез состоялся, герой слился с миром, смог вобрать его в себя целиком, во всей его антиномичности. Однако этого не происходит, цель героя не достигнута, путь его не завершен, финал драмы остается открытым. Некая внутренняя преграда, установка не дает герою пройти по избранному пути до конца. Связано это уже не столько с природой героини, сколько с самим героем и пониманием им избранного пути. Мир должен быть разрушен до основания. Изменяется миссия героя - это не освобождение Фаины, не придание ей софийного лика, но погружение на самое дно бытия, гармонизация которого возможна будет только после этого нисхождения. Неразрешимость коллизии определяется тем, что в душе героя влечение к стихийному, витальному, творческому началу (эросу, любви земной) сочетается со страхом перед его безмерностью, безграничностью, отсутствием в нем просветленности, надмирности любви небесной, предчувствием собственной неспособности преобразовать ее (стихию), сочетать с любовью небесной.

Путь героя уточняется через концепт судьбы, который в блоковской трилогии неразрывно связан с Ней. Привлечение античного контекста позволяет с большей точностью определить вектор движения героя и причины, обусловившие его конечное поражение. Переосмысление собственной миссии, изменение предстоящего пути объясняется неспособностью героя уловить момент актуализации в героине хтонического начала, когда ее софийный лик исчезает и появляется Незнакомка, «Снежная маска». Изменение природы героини влечет за собой иное семантическое наполнение знаков судьбы героя, которые он, будучи дезориентирован, прочитывает неверно.

Путь героя, по-прежнему развивается в соотношении с героиней, но теперь он принимает форму архетипического поединка между космическим и хтоническим началами бытия. В героине, покинутой героем, актуализируется темное начало. Своей волей она погружает весь мир в состояние хаоса, который герой должен укротить. Последовав за героиней на самое дно бытия, чтобы затем выйти на свет преображенным и вывести оттуда вместе с собой преображенную героиню, лирический герой Блока, в котором сила аполлонического начала оказывается недостаточной, несоизмеримой с масштабом и интенсивностью деструктивных тенденций новой эпохи, не в силах исполнить свою миссию. Он вынужден полностью раствориться в мире героини (что равносильно смерти). Трагедия героя усугубляется тем, что сам он не понимает своей обреченности на избранном им пути. Это непонимание открывается через соотнесение двух концептов судьбы, актуализированных в художественном мире Блока. Оба восходят к древнегреческой традиции: судьба - случай (Тихе, Фортуна), с которой лирический герой вступает в поединок, и всеобщая судьба - суд (Рок, Немезида), которой он должен покориться.

В ходе анализа лирических и драматических текстов было выяснено, что доминирующая функция в организации творимого Блоком мифа принадлежит архаической категории рока, персонифицированной в образах героини второго тома лирической трилогии и драмы «Песня судьбы» - Фаине. Неадекватное отношение лирического героя к данной категории (он предполагает, что столкнулся с судьбой-Тихе, Фортуной и может подчинить ее себе, но в действительности герой пытается противостоять не той ипостаси судьбы, которая в античности обозначается как случай, а той, которая обозначается как рок) предопределяет его поражение. Вступая в сражение с роком, герой обречен на поражение, его вина и кара только усугубляются предпринятыми им попытками противостоять судьбе. Единственное свободное проявление воли героя - это смирение, принятие уготованной ему участи. Именно это происходит в конце второго и третьем томах лирической трилогии. Герой покорно принимает свое поражение в поединке с судьбой и кару за невыполненную миссию. Путь лирического героя - путь узнавания своей судьбы, своей участи, скрытой за различными женскими масками. Только через этот путь он познает самого себя и открывает смысл собственного существования и предназначения.

Анализ творчества А. Блока убеждает в несомненных связях поэта с миром античной культуры не только по способам выстраивания собственной картины мира, но и по самому типу мироощущения, которое было ему свойственно. Многие особенности художественного мира Блока свидетельствуют об интенсивной внутренней работе художника, который за частными явлениями современного ему мира слышал звуки вечных законов бытия. Признавая несомненную полигенетическую природу основного авторского мифа в творчестве Блока, его связь с различными мифопоэтическими контекстами, в процессе исследования мы приходим к выводу о том, что выше обозначенный комплекс сюжетов, мотивов и символических смыслов античной мифологии представляет собой архетипическую основу блоковской неомифологии. Древнегреческая мифология богини, комплекс мифов о героях, спасающих деву, мифы о похищении смертного влюбленным в него божеством и как обязательная составляющая этого сюжета - мотив измены (подмены), гностический миф о Софии и Ахамот, пленной Душе Мира являются архетипической основой блоковского мифа о пути героя, определяют его структуру и семантику.

Таким образом, хотя тема «А.Блок и античность», как мы уже отмечали, редко оказывается в центре внимания исследователей, как показывает проделанный анализ, она весьма перспективна. Многие ее аспекты представляются перспективными и требуют дальнейшего изучения: например, исследование авторского мифа Блока в связи с проблемой трагического и идейно-художественной спецификой античной трагедии. Продуктивность темы определяется самим складом духовно-творческой индивидуальности поэта и философско-эстетическими, религиозными, художественными исканиями серебряного века - эпохи, которой принадлежит творчество Блока.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Деменкова, Надежда Павловна, 2007 год

1. Аполлодор Мифологическая библиотека Текст. / Аполлодор ; пер. В.Г. Борухович. - Л.: Наука, 1972. - 232с.

2. Блок, А.А. Собр.соч. Текст. : в 8 т. / А.А. Блок. М.; Л. : Гослитиздат, 1960-1962.

3. Блок, А.А. Собр.соч. Текст. : в 6 т. / А.А. Блок. Л. : Худож. лит., 19801982.

4. Блок, А.А. Полное собрание сочинений и писем в XX т. Текст. / А.А. Блок. М.: Наука, 1997.

5. Блок, А.А. Записные книжки 1901-1920 Текст. / А.А. Блок. М. : Худож. лит., 1965. - 665с.

6. Блок, А.А. Дневник Текст. / А.А. Блок. М.: Сов. Россия, 1989. - 5 Юс.

7. Блок, А.А. Записные книжки Текст. / А.А. Блок. М. : ВАГРИУС, 2000. - 158с.

8. Гомер Илиада Текст. / Гомер ; пер. Н. Гнедича. М. : Правда, 1984. -432с.

9. Гомер Одиссея Текст. / Гомер ; пер. В. Жуковского. Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1988. - 432с.

10. Гомеровские гимны Текст. / Пер. с древнегреч. В. Вересаева // Античная лирика. Греческие поэты. -М., 2001. -С.85-158.

11. Еврипид Ипполит Текст. //Еврипид Трагедии: в 2 т. М., 1980 - Т. 1-С.171-228.

12. Зелинский, Ф.Ф. Терем Зари Текст. / Ф.Ф.Зелинский // Мифологи серебряного века: в 2 т.- М.: СПб., 2003. Т.1. - С.203- 222.

13. Макиавелли, Н. Государь Текст. Минск : Харвест, 2004. - 703с.

14. Овидий Метаморфозы Текст. / Овидий ; пер. С. Шервинского. М. : Гослитиздат, 1977.-430с.

15. Пиидар Олимпийские песни Текст. / Пер. М. Гаспарова. // Античная лирика. Греческие поэты. М., 2001. -С. 191-126.

16. Соловьёв, B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.» Текст. : Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников / B.C. Соловьёв. -М.: Моск. рабочий, 1990. -445с.

17. Соловьёв, B.C. Стихотворения, эстетика, литературная критика Текст. / B.C. Соловьёв. М.: Книга, 1999. - 574с.1. Справочная литература

18. Бауэр, В. Энциклопедия символов Текст. / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 502с.

19. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь Текст. : религии мира / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. М.: Вече, 2006. - 637с.

20. Керлот, Х.Э. Словарь символов Текст. / Х.Э. Керлот. М. : Refl-book, 1994.-604 с.

21. Литературная энциклопедия терминов и понятий Текст. / под ред. А.Н.Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600с.

22. Любкер, Ф. Реальный словарь классических древностей Текст. : в 3 т. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

23. Мифологический словарь Текст. / под ред. Е. М. Мелетинского. М. : Сов. энцикл., 1990. - 736с.

24. Мифы народов мира Текст. : энциклопедия: в 2 т. / отв. ред. С.А. Токарев.-М.: Сов. энцикл., 1991 Т. 1. -671с.

25. Мифы народов мира Текст. : энциклопедия: в 2 т. / отв. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энцикл., 1992. - Т.2. - 719с.

26. Новейший философский словарь Текст. / отв. ред. А.А. Грицанов. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. -1280с.

27. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века Текст. / В.П. Руднев. М. : Аграф, 1997.-384с.

28. Русские писатели, XX век Текст. : библиогр. словарь: в 2 ч. / под ред. Н.Н. Скатова. -М.: Просвещение, 1998.

29. Словарь античности Текст. / отв. ред. В.И. Кузищин. М. : Эллис Лак; Прогресс, 1993.-704 с.

30. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США) Текст. : концепции, школы, термины: энцикл. справочник. М. : Интрада - ИНИОН, 1996. - 320с.

31. Степанов, Ю.С. Константы Текст.: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. 2-е изд. - М.: Акад. проект, 2004. - 992с.

32. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика Текст. : хрестоматия-практикум / Н.Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. - 400с.

33. Философский энциклопедический словарь Текст. / отв. ред. С.С. Аверинцев. 2-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1989 - 815с.

34. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве Текст. / Дж. Холл ; пер. с англ. А. Майкапара. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. - 656с.

35. Христианство Текст. : энцикл. словарь: в 3 т. / отв. ред. С.С. Аверинцев. -М.: Большая Российская энцикл., 1993.

36. Научно-критическая литература

37. Аверинцев, С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской Текст. / С.С. Аверинцев // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. -С.27-36.

38. Аверинцев, С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века Текст. / С.С.Аверинцев // С.С. Аверинцев Образ античности. СПб.,2004.-С. 165-201.

39. Аверинцев, С.С. Порядок космоса и порядок истории Текст. / С.С.Аверинцев // С.С. Аверинцев Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004. - С. 89- 114.

40. Александр Блок в воспоминаниях современников Текст.: в 2 т. М. : Худож. лит., 1980.-Т. 1. - 550с.

41. Александр Блок в воспоминаниях современников Текст.: в 2т. М. : Худож. лит., 1980. - Т. 2 - 527с.

42. Александр Блок и мировая культура Текст. : материалы науч. конф. 14-17марта 2000г.: сб.ст. / отв. ред. Т.В. Игошева. Великий Новгород : Новгород, ун-т., 2000. -418с.

43. Александр Блок: pro et contra Текст. : сб.ст. / сост., вступ. ст. Н.Ю. Грякаловой. СПб.: РХГИ, 2004. - 736с.

44. Алексеева, О.Я. Понятие «граница» и ее роль в лирических циклах А.А. Блока Текст. : (на примере двух циклов «за гранью прошлых дней») / О.Я. Алексеева // Пространство и время в художественном произведении. Оренбург, 2002.-Вып. 2.-С. 105-110.

45. Антипенко, A.JI. «Мифология богини» Текст. : по данным «Одиссеи» Гомера / A.J1. Антипенко. М.: Ладомир, 2002. - 318с.

46. Антипенко, А.Л. Путь предков Текст. : традиционные мотивы в «Аргонавтике» Аполлония Родосского / А.Л. Антипенко. М. : Ладомир,2005.-318с.

47. Арефьева, Н.Г. Максимилиан Волошин и античность Текст. : автореф. дис. . док. филол. наук / Н.Г. Арефьева. Астрахань, 2000. - 165с.

48. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс Текст. / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. М., 1990 - С. 5-32.

49. Ашукин, Н.С. А.А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах Текст. / Н.С. Ашукин М. : В.В. Думнов, наел. бр. Салаевых, 1924. -80с.

50. Барковкая, Н.В. Поэтика света в лирике К. Бальмонта Текст. / Н.В. Барковская // Филологический класс 1996. - № 1. - С. 36-44.

51. Барсов, Н.И. Евхаристия Текст. / Н.И. Барсов // Христианство: энцикл. словарь: в 3 т. М., 1993. - Т. 1 - С.523.

52. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986.-423с.

53. Бахтин, М.М. Автор и герой Текст. / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. -333с.

54. Безродный, М.В. Лирическая драма А.А.Блока «Незнакомка» (проблемы текстологии, генезиса, поэтики) Текст. : автореф. дис. канд. филол. наук / М.В. Безродный. Тарту, 1990.

55. Бекетова, М.А. Воспоминания об Александре Блоке Текст. / М.А. Бекетова М.: Правда, 1990. - 672с.

56. Белый, А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. М. : Республика, 1994.-528с.

57. Белый, А. Настоящее и будущее русской литературы Текст. /А. Белый // А. Белый Символизм как миропонимание. М., 1994. - С. 346-360.

58. Белый, А. Воспоминания о Блоке Текст. / А. Белый. М. : Республика, 1995.-510с.

59. Берберова, Н. А. Блок и его время Текст. / Н.А. Берберова. М. : Независимая газета, 1999. - 255с.

60. Бердяев, Н.А. Русская идея Текст. / Н.А.Бердяев // Н.А. Бердяев Русская идея. М.; Харьков, 2004. - С. 11-248.

61. Библиотека А.А. Блока Текст. : описание: в 3 т. Л. : БАН, 1985. - Т.1 -315с.

62. Библиотека А.А. Блока Текст. : описание: в 3 т. J1. : БАН, 1985. - Т.2 -416с.

63. Библиотека А.А. Блока Текст. : описание: в 3 т. JI. : БАН, 1985. - Т.З -330с.

64. Бочаров, С.Г. Из истории понимания Пушкина Текст. / С.Г.Бочаров // С.Г. Бочаров Сюжеты русской литературы. М., 1999. - С.227-262.

65. Бройтман, С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики Текст. / С.Н. Бройтман. - М.: РГГУ, 1997. - 307 с.

66. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика Текст. / С.Н. Бройтман. М. : РГГУ, 2001.-320с.

67. Волков, А. А. Очерки русской литературы конца XIX и начала XX веков Текст. / А.А. Волков. М.: Гослитиздат, 1955. - 564с.

68. Гаспаров, M.JI. Литературные лейтмотивы Текст. : Очерки по русской литературе XX века / М.Л. Гаспаров. М. : Наука : Вост. лит., 1994 -415с.

69. Гачев, Г.Г. Содержательность литературных форм Текст.: Эпос. Лирика. Театр / Г.Г. Гачев. М.: Просвещение, 1968. - 302с.

70. Гачев, Г.Г. Русский Эрос Текст. / Г.Г. Гачев. М.: Интерпринт, 1994. -279с.

71. Гинзбург, Л.Я. О лирике Текст. / Л.Я. Гинзбург. М. : Интрада, 1997. -408с.

72. Голосовкер, Я.Э. Логика мифа Текст. / Я.Э. Голосовкер. М. : Вост. лит. РАН, 1987.-224с.

73. Горан, В.П. Древнегреческая мифологема судьбы Текст. / В.П. Горан. -Новосибирск : Наука, 1990. 335с.

74. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции Текст. : в 2т. / Р. Грейвс ; пер. с англ. К. Лукьяненко. М.: Прогресс-Традиция, 1992. -Т. 1 - 431 с.

75. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции Текст. : в 2т. / Р. Грейвс ; пер. с англ. К. Лукьяненко. М.: Прогресс-Традиция, 1992. - Т.2 - 447с.

76. Григорьев, А.Л. Мифы в поэзии и прозе русских символистов Текст. /

77. A.Л. Григорьев // Литература и мифология Л.: ЛГПИ, 1972. - С. 56-78.

78. Громов, П.П. А. Блок, его предшественники и современники Текст. / П.П. Громов. Л.: Сов. писатель, 1986. - 600с.

79. Данилевский, Р.Ю. Пушкин и Гете Текст.: сравнительное исследование / Р.Ю. Данилевский. СПб.: Наука, 1999. - 288с.

80. Долгополов, Л.К. На рубеже веков Текст. : о русской литературе конца XIX начала XX веков / Л.К. Долгополов. - Л. : Сов. писатель, 1977 -368с.

81. Долгополов, Л.К. От «лирического героя» к стихотворному сборнику Текст. / Л.К.Долгополов // Л.К. Долгополов На рубеже веков: о русской литературе конца XIX начала XX веков. - Л., 1977. - С.96-122.

82. Елшина, Т.А. Русский культурный ренессанс Текст. : Исследование проблем гуманизма в контексте литературы XX века / Т.А. Елшина. -Кострома, 1999-216с.

83. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. /

84. B.М. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - 408 с.

85. Жукоцкая, З.Р. Предтечи серебряного века Текст. / З.Р. Жукоцкая. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2002. 182с.

86. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX ХХвв. Текст. : Трактаты, статьи, эссе - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 511с.

87. Зелинский, Ф.Ф. Из жизни идей Текст. : соперники христианства / Ф.Ф. Зелинский. СПб.: Алетейя : Логос, 1995. - 406с.

88. Зелинский, Ф.Ф. Елена Прекрасная Текст. / Ф.Ф.Зелинский // Ф.Ф. Зелинский Из жизни идей: соперники христианства. СПб., 1995.1. C.132-158.

89. Зелинский, Ф.Ф. Великая матерь богов Текст. / Ф.Ф.Зелинский // Ф.Ф. Зелинский Эллинская религия. Минск, 2003. - С. 187-208.

90. Иванов, В.В. Близнецы Текст. / В.В. Иванов // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. М., 1991. - Т. 1 - С. 176.

91. Иванов, В.И. Вагнер и дионисово действо Текст. / В.И.Иванов // В.И. Иванов Родное и вселенское. М., 1994. - С.35-37.

92. Иванов, В.И. Две стихии в современном символизме Текст. / В.И.Иванов //В.И.Иванов Родное и вселенское. М., 1994. - С.143 - 169.

93. Иванов, В.И. Дионис и прадионисийство Текст. / В.И. Иванов. Спб. : Алетейя, 2000 - 345с.

94. Иванов, В.И. Ницше и Дионис Текст. / В.И.Иванов // В.И. Иванов Родное и вселенское. М., 1994. - С.26-34.

95. Иванов, В. И. О веселом ремесле и умном весели Текст. / В.И.Иванов // В.И. Иванов Родное и вселенское. М., 1994. - С. 60 - 72.

96. Иванов, В. И. О значении Владимира Соловьёва в судьбах нашего религиозного сознания Текст. / В.И. Иванов // Книга о Владимире Соловьёве: сб. / сост. Б. Аверина и др. М., 1991. - С.344 - 374.

97. Иванов, В.И. Родное и вселенское Текст. / В.И. Иванов. М. : Республика, 1994. - 428с.

98. Иванов-Разумник, Р.В. Испытание в грозе и буре Текст. / Р.В. Иванов-Разумник // Александр Блок: pro et contra. СПб., 2004. - С.259-287.

99. Игошева, Т.В. «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока Текст. : поэтика религиозного символизма / Т.В. Игошева. Великий Новгород : Новгород, гос. ун-т., 2003 - 126с.

100. Игошева, Т.В. Образ «матери-земли» в поэтическом сознании Блока Текст. / Т.В. Игошева // Филологические науки. 2005. - №6 - С. 13-21.

101. Кассирер, Э. Сила метафоры Текст. / Э. Кассирер // Теория метафоры. -М, 1990-С. 33-43.

102. ЮО.Кибальник, С.А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века Текст. / С.А. Кибальник Л.: Наука, 1990. - 269с.

103. Ким Ын-Чжун Соловьёв и соловьёвство в творчестве раннего Блока (1898 1902) и его преодоление Текст. : автореф. дне. канд. филол. наук / Ын-Чжун Ким. - М., 1999.

104. Клейн, JI.C. Бесплотные герои: происхождение образов «Илиады» Текст. / Л.С. Клейн. СПб.: ФАРН : Худож. лит., 1994. - 191с.

105. ЮЗ.Клюс, Э. Ницше в России Текст. / Э. Клюс ; пер. с англ. Л. Харченко. -СПб.: Акад. проект, 1999. -240с.

106. Ю4.Кнабе, Г.С. Гротескный эпилог классической драмы Текст. : Античность в Ленинграде 20-х годов / Г.С. Кнабе. М.: РГГУ, 1996. - с. 211.

107. Ю5.Кнабе, Г.С. Русская античность Текст. : Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России / Г.С. Кнабе. М. : РГГУ, 2000. -240с.

108. Юб.Князевская, Т.Б. Судьба: метафора, идея, культура Текст. / Т.Б. Князевская, А.П. Огурцов // Вопросы философии. 1992. -№7. - С. 177— 182.

109. Козлов, А.С. Мифологическая критика Текст. / А.С. Козлов // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: энцикл. справочник. М., 1996. -С.225-235.

110. Козлова, С.М. Миф о похищении Персефоны в сюжетных схемах русской литературы Текст. / С.М. Козлова // «Вечные» сюжеты русской литературы («блудный сын» и другие) / Ин-т филологии СО РАН. -Новосибирск, 1996.-С. 41-59.

111. ПО.Козубовская, Г.П. Поэзия А.А. Фета и мифология Текст. / Г.П. Козубовская. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. - 256с.

112. Ш.Козубовская, Г.П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца XIX начала XX веков Текст. / Г.П. Козубовская. Самара - Барнаул : Изд-во БГПУ, 1995.- 159с.

113. Ш.Колобаева, JI.A. Русский символизм Текст. / J1.A. Колобаева. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 296с.

114. Кондакова, И.В. Введение в историю русской культуры Текст. / И.В. Кондакова. М.: Аспект - пргресс, 1997. - 687с.

115. Коно, В. Художественное пространство и персонажи в «серебряном голубе» А. Белого и «Песне судьбы» А. Блока Текст. / В. Коно // Пространство и время в художественном произведении Оренбург, 2002. -С. 135-139.

116. Крамер, С.Н. История начинается в Шумере Текст. / С.Н. Крамер. М. : Наука, 1991.-235с.

117. Пб.Крохина, Н.П. Мифопоэтизм А.Блока в контексте символистского мифомышления Текст. / Н.П. Крохина // Известия Академии наук. Сер. литературы и языка. 1990. - Т. 49, №6. -С.515 - 526.

118. Кудрявцев, О.Ф. Античные представления о Фортуне в ренессансном мировоззрении Текст. / О.Ф. Кудрявцев // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. - С. 41 -75.

119. Кумпан, К.А. О преподавании «древних языков» во Введенской гимназии Текст.: (еще раз к вопросу «Блок и Античность») / К.А. Кумпан // Александр Блок : исследования и материалы. JL, 1991.-С.151 - 157.

120. Лавров, А.В. Этюды о Блоке Текст. / А.В. Лавров. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. - 320с.

121. Лавров, А.В. Мотивы «Заратустры» в цикле «Заклятие огнем и мраком» Текст. // А.В. Лавров Этюды о Блоке. СПб., 2000. - С. 179-185.

122. Литературное наследство. Т.92. Кн.1: Александр Блок: новые материалы и исследования Текст. М.: Наука, 1980. - 566с.

123. Литературное наследство. Т.92. Кн.2. Александр Блок : новые материалы и исследования Текст. М.: Наука, 1980. - 416с.

124. Литературное наследство. Т.92. Кн.З. Александр Блок: новые материалы и исследования Текст. М.: Наука, 1980. - 864с.

125. Литературное наследство. Т.92. Кн.4. Александр Блок: новые материалы и исследования Текст. М.: Наука, 1980. - 566с.

126. Лосев, А.Ф. Гомер Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Учпедгиз, 1960. - 405с.

127. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьёв и его время Текст. / А.Ф. Лосев. М. : Сов. энцикл., 1990.-720 с.

128. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития Текст. : в 2 кн. / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1994. - Кн.1 - 476с.

129. Лосев А. Ф. История античной эстетики Текст.: итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1994. -Кн.2 - 604с.

130. Лосев, А.Ф. Мифология греков и римлян Текст. / А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1996.-975с.

131. Лосев, А.Ф. Афина Паллада Текст. / А.Ф.Лосев // А.А. Тахо-Годи Греческая культура в мифах, символах и терминах / А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев. СПб., 1999. -С.227-328.

132. Лосев, А.Ф. Фемида Текст. / А.Ф. Лосев // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. М., 1992.-Т. 2-С.560.

133. Ш.Лотман, Ю.М. Миф имя - культура Текст. / Ю.М.Лотман, Б.А. Успенский // Ю.М. Лотман Семиосфера. - СПб., 2004. - С.525-542.

134. Лукьянченко, О. Вертикаль жизни Текст. : (наброски к биографии Ф.Ф. Зелинского) / О. Лукьянченко // Ф.Ф. Зелинский Римская республика. -СПб., 2002.-С. 5-22.

135. Львов Рогачевский, В. Поэт - Пророк Текст. : Памяти А. Блока / В. Львов-Рогачевский. - М., 1921. - 50с.

136. Любимова, О.Е. Сектанство и старообрядчество в творческом восприятии А.Блока Текст. : автореф. дис. канд. филол. наук / О.Е. Любимова. -Тарту, 1998.

137. Магомедова, Д.М. Блок и Античность Текст. : (к постановке вопроса) / Д.М. Магомедова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1980. - № 6. -С.42 -49.

138. Магомедова, Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока Текст. / Д.М. Магомедова. Тверь : Мартин, 1997 - 272с.

139. Магомедова, Д.М. «Уголь превращается в алмаз» Текст. : (Блок и Ницше) / Д.М.Мамедова // Д.М. Магомедова Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. Тверь, 1997 - С. 173-181.

140. Магомедова, Д.М. К источнику имени Фаина у Блока Текст. / Д.М. Магомедова, Н.К. Малинаускене // Александр Блок и мировая культура: материалы науч. конф., 14-17 марта 2000г.: сб.ст. Великий Новгород : Новгород, ун-т., 2000 - С.41-47.

141. Магомедова, Д.М. Александр Блок Текст. / Д.М. Магомедова // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов) : в 2т./ ИМЛИ РАН. - М., 2001. - Т.2. - С. 89-143.

142. Магомедова, Д.М. О брюсовском источнике названия цикла А.Блока «Арфы и скрипки» Текст. / Д.М. Магомедова // Брюсов В.Я. и русский модернизм: сб. ст. / ИМЛИ ; ред.-сост. О. А. Лекманов М, 2004. - С.65-73.

143. Максимов, Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока Текст. : (Предварительные замечания) / Д.Е. Максимов // Блоковский сборник III. -Тарту, 1979-215с.

144. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока Текст. / Д.Е. Максимов. Л. : Сов. писатель, 1981 - 552с.

145. Максимов, Д.Е. Русские поэты начала века Текст. : (Валерий Брюсов, Александр Блок, Андрей Белый, Анна Ахматова) / Д.Е. Максимов JI. : Сов. писатель, 1986. - 406с.

146. Мб.Мальчукова, Т.Г. Античность и мы Текст. / Т.Г. Мальчукова. -Петрозаводск : Карелия, 1991.-245с.

147. Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы» Текст. : Вып. №4. Интерпретация текста: сюжет и мотив: сб. / Ин-т филологии СО РАН ; под ред. Е. К. Ромодановской. Новосибирск, 2001 - 307с.

148. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах Текст. / Е.М. Мелетинский. М. : РГГУ, 1994.-136с. - ( Чтения по истории и теории культуры; Вып.4).

149. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе Текст. / Е.М. Мелетинский. -М. :РГГУ, 2001.- 170с.

150. Минц, З.Г. Понятие текста и символистская эстетика Текст. / З.Г. Минц // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.-С. 134- 141.

151. Минц, З.Г. Блок и русский символизм Текст. / З.Г. Минц // Литературное наследство. Т.92. Кн.1. Александр Блок: новые материалы и исследования. М., 1980. - С. 173-202.

152. Минц, З.Г. Поэтика А.Блока Текст. / З.Г. Минц. СПб. : Искусство -СПБ, 1999.-727 с.

153. Минц, З.Г. Лирика Александра Блока Текст. / З.Г.Минц // З.Г. Минц Поэтика А.Блока. СПб., 1999. - С. 12-333.

154. Минц, З.Г. Структура «художественного пространства» в лирике Ал. Блока Текст. / З.Г. Минц // З.Г. Минц Поэтика А.Блока. СПб., 1999. -С.444 - 531.

155. Минц, З.Г. Александр Блок и русские писатели Текст. / З.Г. Минц. -СПб.: Искусство СПБ, 2000. - 784с.

156. Минц, З.Г. Блок и В. Иванов Текст. / З.Г. Минц // З.Г. Минц Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000. - С. 621 - 629.

157. Минц, З.Г. Блок и Гоголь Текст. / З.Г.Минц // З.Г. Минц Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000. - С.22 - 85.

158. Минц, З.Г. К генезису комического у Блока Текст. : (Вл. Соловьев и А. Блок) / З.Г.Минц // З.Г. Минц Александр Блок и русские писатели. -СПб, 2000.-С.389-442.

159. Михайловский, Н. Литература и жизнь Текст. // Русское богатство. 1894 -№ 11(2-я паг.).

160. Мокина, Н.В. Символ розы в поэзии А.Блока Текст. / Н.В. Мокина // Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века. Томск, 2004. С.40-45.

161. Монина, Т.С. Структура поэтического мира в стихотворном цикле Блока «Кармен» Текст. / Т.С. Монина // Русский язык в школе. 1996. - № 2. -С. 58-63.

162. Мочульский, К.В. Александр Блок Текст. / К.В. Мочульский. М. : Республика, 1997.-479 с.

163. Надь, Г. Греческая мифология и поэтика Текст. / Г. Надь. М.: Прогресс - Традиция, 2002 - 432с.

164. Неволина, О.Ю. Театр А.А. Блока и традиции классической драматургии Текст. : автореф. дис. .канд. филол. наук / О.Ю. Неволина. Иваново, 1993.

165. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки Текст. / Ф.Ницше // Ф. Ницше Сочинения : в 2 т. М, 1990 - Т. 1.-С. 57- 157.

166. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра Текст. / Ф.Ницше // Ф. Ницше Сочинения: в 2 т. М, 1990 - Т. 2 - С.5-237.

167. Ониас, Р. На коленях богов Текст.: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе / Р. Ониас; пер. с англ. Л. Сумма. -М.: Прогресс-Традиция, 1999- 615с.

168. Орлов, В. Н. Гамаюн Текст. : Жизнь Александра Блока / В.Н. Орлов. -Киев : Мыстэцтво, 1989. 628с.

169. Ошеров, С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия Текст. / С.А. Ошеров // Античность и современность. М., 1972. - С. 88 -115.

170. Памяти Александра Блока: Андрей Белый, Иванов-Разумник, А.З. Штейнбер Текст. Петербург : Вольная философск. ассоциация, 1922 -66с.

171. Памяти Александра Блока Текст.- Пб.: Полярная звезда, 1922 123с.

172. Паперный, В.М. Блок и «Происхождение трагедии» Ницше Текст. // Творчество А.А. Блока и русская культура XX века. Тарту, 1975 -С. 107 - 112.

173. Перцов, П. Ранний Блок Текст. / П. Перцов. М.: Костры, 1922. - 75 с.

174. Петров, М.К. Античная культура Текст. / М.К. Петров. М. : Росспэн, 1997.-352с.

175. Петрова, Г.В. «Я хочу вспомнить забытое.» Текст. : (тема памяти в «Стихах о Прекрасной Даме» А. Блока) / Г.В. Петрова // Александр Блок и мировая культура: материалы науч. конф. 14-17марта 2000г.: сб.ст. -Великий Новгород, 2000. С. 18 - 24.

176. Письма Александра Блока Текст. / вступ. ст. и прим. С.М. Соловьева, Г.И. Чулкова, А.Д. Скалдина , В.Н. Княжнина. JL, 1925. - 230с.

177. Понятие судьбы в контексте разных культур Текст. М.: Наука, 1994. -318с.

178. Приходько, И.С. Мифопоэтика «Песни Судьбы» А. Блока Текст. / И.С. Приходько // Известия Академии наук. Сер. литературы и языка. 1993 -Т.52,N6.-С. 38-51.

179. Приходько, И.С. Скрытые смыслы драмы А.Блока «Роза и крест» Текст. / И.С. Приходько // Известия Академии наук. Сер. литературы и языка. -1994.-Т.53, № 6.-С.36-51.

180. Приходько, И.С. Мифопоэтика А. Блока Текст. / И.С. Приходько. -Воронеж : Воронеж, гос. ун-т, 1996. 112с.

181. Приходько, И.С. Александр Блок и русский символизм Текст. : мифопоэтический аспект / И.С. Приходько. Владимир : Владимир, гос. пед. ун-т, 1999.-98с.

182. Пропп, В.Я, Исторические корни волшебной сказки Текст. / В.Я. Пропп. -Л.: ЛГУ, 1986-336с.

183. Родина, Т.М. Блок и русский театр начала XX века Текст. / Т.М. Родина. М.: Наука, 1972. - 312с.

184. Ронен, О. Миф Текст. / О. Ронен // Звезда. 2003. - № 9. - С.229 - 235.

185. Савельева, Л.И. Античность в русской романтической поэзии Текст. : (Поэты пушкинского круга) / Л.И. Савельева. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1986.-79с.

186. Свасьян, К.А. Проблема символа в современной философии Текст. / К.А. Свасьян; АН АрмССР. Ереван, 1980. - 226с.

187. Силард, Л. Дантов код русского символизма Текст. / Л. Силард , П.Барта // Studia Slavica Hung. Budapest, 1989.

188. Слободнюк, С.Л. К вопросу о гностическом элементе в творчестве А. Блока, Е. Замятина и А. Толстого Текст. / С.Л. Слободнюк // Русская литература.- 1994. №3 - С. 80 - 94.

189. Слободнюк, С.Л. «Дьяволы» «Серебряного» века Текст. : (древний гностицизм и русская литература 1890 1930 гг.) / С.Л. Слободнюк. -СПб.: Алетейя, 1998.-430с.

190. Соколова, Ю.П. Архетип «Ницше» в русской литературе 1890-191 Огг. Текст. : автореф. дис. . канд. филол. наук / Ю.П. Соколова. -Магнитогорск, 2002.

191. Соловьёв, B.C. Валентин и валентиниане Текст. / B.C. Соловьёв // Энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993. - Т. 1 - С. 320 - 322.

192. Соловьёв, B.C. Красота в природе Текст. / В.С.Соловьёв // B.C. Соловьёв Сочинения : в 2 т. -2-е изд. М, 1990. - Т. 2 - С. 351-389.

193. Соловьёв, B.C. Лермонтов Текст. / B.C. Соловьёв // B.C. Соловьев Стихотворения, эстетика, литературная критика. М., 1999. - С. 441 -457.

194. Соловьёв, B.C. Смысл любви Текст. / В.С.Соловьёв // B.C. Соловьев Сочинения : в 2 т.-2-е изд. М., 1990. -Т. 2. - С.493-547.

195. Соловьёв, B.C. Чтения о богочеловечестве Текст./ В.С.Соловьёв // B.C. Соловьёв Сочинения: в 2 т. М., 1989 - Т. 2 . -С. 5-174.

196. Соловьёв, С. М. Воспоминания об Александре Блоке Текст. / С.М. Соловьёв // Александр Блок в воспоминаниях современников: в 2 т. М., 1980.-Т. 1-С. 110-128.

197. Стрелков, В.И. Смерть и судьба Текст. / В.И. Стрелков // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. - С. 35 - 47.

198. Таборисская, Е.М. Лирическая триада Блока о Демоне и поэма Лермонтова «Демон» Текст. / Е.М. Таборисская // Александр Блок и мировая культура: материалы науч. конф, 14-17марта 2000г.: сб.ст-Великий Новгород : Новгород, ун-т., 2000. С. 151 - 162.

199. Тахо-Годи, А.А. Гея Текст. / А.А. Тахо-Годи // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т.-М., 1991.-Т.1.- С. 300.

200. Тахо-Годи, А.А. Кибела Текст. / А.А. Тахо-Годи // Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т.- М., 1991. Т. 1 - С.647.

201. Тахо-Годи, А.А. Греческая культура в мифах, символах и терминах Текст. / А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев. СПб.: Алетейя, 1999. - 718с.

202. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология Текст./ А.А. Тахо-Годи // А.А. Тахо-Годи Греческая культура в мифах, символах и терминах/ А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев. СПб., 1999. -С.9-226.

203. Тахо-Годи, А.А. Судьба как эстетическая категория Текст. : (об одной идее А.Ф. Лосева) / А.А. Тахо-Годи //А.А. Тахо-Годи Греческая культура в мифах, символах и терминах / А.А. Тахо-Годи, А.Ф. Лосев. СПб. , 1999. - С.382-389.

204. Телетова, Н.К. Античность Пушкина и Набокова Текст. / Н.К. Телетова // А.С. Пушкин и В.В. Набоков: сб. докл. междунар. конф., 15-18 апреля 1999г.-СПб., 1999. -С.32-49.

205. Теория метафоры Текст. / под. ред. Н.Д. Арутюновой. М. : Прогресс, 1990-512с.

206. Тимофеев, Л.И. Творчество А. Блока Текст. / Л.И. Тимофеев. М.: Изд-во Акад. наук, 1963. - 199с.

207. Топоров, В.Н. Пространство и текст Текст. / В.Н.Топоров // В.Н. Топоров Исследования по этимологии и семантике. М., 2005. - Т.1. Теория и некоторые частные ее приложения - С. 55-118.

208. Топоров, В.Н. Эней человек судьбы Текст. : К «средиземномор.» персонологии / В.Н. Топоров. - М.: Радикс, 1993. - 193с.

209. Турков, A.M. Александр Блок Текст. / А.М.Турков. М. : Молод, гвардия, 1981.-272 с.

210. Фаликов, И. Среда, эпоха, ветер Текст. : Миф и явь: ранний Блок в контексте завершения пути / И. Фаликов // Вопросы литературы. 2006. -№3.-С. 148-179.

211. Флоренский, П. А. Имена Текст. / П. Флоренский. М. : Эксмо, 2006. -893 с.

212. Фрезер, Дж. Золотая ветвь Текст. : Исследования по сравнительной истории религии / Дж. Фрезер.-М.; Л. Гослитиздат, 1931.-215с.

213. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности Текст. / О.М. Фрейденберг. М.: Вост. лит., 1998. - 800с.

214. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра Текст. / О.М. Фрейденберг. -М.: Лабиринт, 1997.-448с.

215. Фриндлер, Г.М. «Трилогия вочеловечения» Текст. : (А.Блок и современные споры о нем) / Г.М. Фриндлер // Русская литература. -1995.- №4.-С. 94-116.

216. Хализев, В.Е. Завершение лирической трилогии А.Блока Текст. : (цикл «О чем поет ветер») / В.Е. Хализев // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология-2004-№6-С. 115-128.

217. Ханзен-Леве, А. Русский символизм Текст. : Система поэтических мотивов. Ранний символиз / А. Ханзен-Леве. СПб. : Акад. проект, 1999. -512с.

218. Ханзен-Леве, А. Русский символизм Текст. : Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм / А. Ханзен-Леве. СПб. : Акад. проект, 2003.-816с.

219. Хигир, Б.Ю. Тайна имени Текст. / Б.Ю. Хигир. М. : РИПОЛ, 1997. -592с.

220. Цивьян, Т.В. Образ и смысл в античной традиции Текст. : (в контексте основного мифа) / Т.В. Цивьян // Палеобалканистика и античность. М., 1989.-С.119-131.

221. Щукина, Д.А. Мифологизация пространства у Блока и Булгакова Текст. / Д.А. Щукина // Александр Блок и мировая культура: материалы науч. конф. 14-17марта 2000г.: сб.ст. Великий Новгород : Новгород, ун-т, 2000.-С.357-368.

222. Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения Текст. / М. Элиаде. -М.: Ладомир, 1999.-448с.

223. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении Текст. / М. Элиаде. М. : Ладомир, 2000.-414с.

224. Эткинд, Е.Г. Разговор о стихах Текст. / Е.Г. Эткинд. М. : Дет. лит., 1970.- 198с.

225. Эткинд, Е.Г. Слово и контекст Текст. / Е.Г.Эткинд // Е.Г. Эткинд Материя стиха. СПб, 1998. - С.185 - 250.

226. Юлова, А. П. «Снежная маска» А. Блока Текст. / А.П. Юлова // Фольклорная традиция в русской литературе / ВГПИ. Волгоград, 1986. С.89 - 93.

227. Юлова, А.П. Идеал и «повседневность» в лирике А. Блока периода русской революции (мифопоэтического) Текст. : автореф. дис. канд. филол. наук / А.П. Юлова Тарту, 1987.

228. Юнг, К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов Текст. / К.-Г. Юнг ; пер. с англ. В. Наукманова; Гос. б-ка Украины для юношества. Киев, 1996. - 384с.

229. Ярхо, В.В. Ф.Ф.Зелинский переводчик Софокла Текст. / В.В. Ярхо // Софокл Драмы.-М, 1990.-С.509-541.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.