Антропология, теория познания и этика в философии Макса Шелера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Васильева, Светлана Владимировна

  • Васильева, Светлана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 177
Васильева, Светлана Владимировна. Антропология, теория познания и этика в философии Макса Шелера: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2008. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Васильева, Светлана Владимировна

Введение

Глава 1. Феноменология познания и априоризм

§ 1. Актуальность философии Шелера и очерк новой антропологии

§ 2. Феноменологическая теория познания - созерцание сущности

§ 3. Смысл Apriori и критика кантовского априоризма

Глава 2. Интенциональность и этика ценностей

§ 1. Учение о познании и этика Ф. Брентано и реакция на нее Шелера

§ 2. Чувство, ценность, долг

§ 3. Рессентимент и нравственное познание

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропология, теория познания и этика в философии Макса Шелера»

Актуальность исследования. В современной философии проблема отношения познания и этики становится все более актуальной, так как технологизация практически всех сфер человеческой жизни оттесняет классические ценности на второй план. Мы рассматриваем это отношение, обращаясь к философии Макса Шелера, которая стоит у истоков как феноменологической философии, так и современной философской антропологии. Неоспоримым остается тот факт, что труды Шелера, как при его жизри, так и после смерти оказали большое влияние на развитие философской мысли во многих направлениях. Греческое слово kairos, предполагающее в своем глубинном смысле отклик на призыв данного часа, созревшую необходимость со-действия, со-участия как нельзя более полно характеризует его личностную позицию в философии, а также его взгляды на роль человека в космосе. Шелеровская мысль остается актуальной и востребованной в современном мире. В 1993 г. создано общество Макса Шелера в Германии, в 2004 г. - общество М.Шелера Северной Америки. В 2007 г. на базе философского факультета СПбГУ создано российское общество исследователей философского наследия Шелера. Все это свидетельствует об устойчивой тенденции возрастания интереса к его творчеству.

Переосмысление проблемы человека, размышление о месте человека в космосе и его предназначении - эти основные темы творчества Шелера не утратили своей актуальности в настоящее время. Из философского творчества Шелера вырастает проект новой философской антропологии, в которой проблема человека ставится и рассматривается в необходимой связи с понятиями нравственного познания и этики ценностей. Этическая составляющая этой антропологической науки, в свою очередь, тесно связана с проблемой познания - одной из важнейших философских проблем. . . - -.

Единство двух основных направлений шелеровской мысли -феноменологии и антропологии составляет актуальный предмет исследования, как в историческом, так и в систематическом плане. Феноменологический метод реализуется у Шел ера как в теории познания, так и в этике, образуя тем самым философскую основу антропологического проекта.

В нашем исследовании реализуется комплексный подход к рассмотрению поставленных Шелером проблем, относящихся к разным областям философской науки, которые обретают единство в I феноменологической установке. Такой комплексный подход, нацеленный на выявление единства различных тем философской работы, может быть реализован и при исследовании творчества других представителей феноменологического движения.

Разработанность проблемы.

Начиная с 90-х гг. XX в. в нашей стране заметно возрос интерес к философскому наследию Шел ера. Это выразилось, прежде всего, в публикации сборника его основных (но не самых крупных) работ по антропологии, феноменологии и этике.1 Переводятся его статьи, а также статьи современных западноевропейских философов, тематика которых затрагивает самые разные концепции Шелера, не разработанные им в достаточном обьеме. В конце 2007 г. вышла книга «Философские фрагменты из рукописного наследия Шелера» (М., Институт философии, теологии и истории Св. Фомы), в которой представлен перевод отдельных записей Шелера (в виде параллельного текста), относящихся к позднему периоду его творчества и хранящихся до сих пор в виде рукописей в архиве Баварской библиотеки. Однако основные его труды, в том числе, по вопросам теории познания и этики, по-прежнему остаются непереведенным 11.

Из крупных исследований, посвященных Шелеру авторами в нашей стране, необходимо, прежде всего, назвать монографию Чухиной JI.A. «Человек и его ценностный мир в религиозной философии», изданную в Риге в 1980 г. Эта работа представляет собой критический очерк современной религиозной западной философии, начиная от Аврелия Августина и Фомы Аквинского, вплоть до эпохи «антропологического поворота». Отдельная глава посвящена М:Шелеру и его философской антропологии, причем автор ставит его у истоков поворота философской рефлексии в сторону антропологической аксиологии и пытается проследить реализацию замыслов Шелера. Дан подробный анализ становления шелеровского нового взгляда на природу и предназначение человека. Сущностная синтетическая связь витальности и духовности в антропологических построениях Шелера толкуется автором как ' внутренняя неслаженность, разрыв в его мировоззрении. Автор усматривает даже мистическую окраску его мироощущения, коренящуюся в метафизике. В общем и целом, философия Шелера подвергается критике с идеологических позиций.

В сборнике научных статей «Концепции науки в буржуазной философии и социологии» (М.,1973) во втором разделе, озаглавленном «Социологические проблемы науки и ее истории», опубликована статья Давыдова Ю.Н. «Макс Шелер как социолог науки». Из научных диссертаций, посвященных философии Шелера, следует упомянуть диссертационную работу Малинкина А.Н. «Социологическая концепция Макса Шелера» (М., 1989), а также работу И.А.Кулик «Критика социологии познания М.Шелера» (Минск, 1979). Эти исследования ориентированы на социологический аспект теории познания, что толковалось к тому же часто сугубо идеологически (как «буржуазная» теория науки).

БТ.Григорьян, Б.В.Марков,С.С.Хоружий, А.В.Чечулин, в. той или . иной степени, отразили в своих статьях проблему становящейся антропологии Шел ера, а также его этический персонализм. Феноменология Шелера упоминается в исследованиях таких авторов как В.Д.Губин, В.И.Молчанов, Н.В.Мотрошилова, Н.С.Плотников, Я.А.Слинин, M.JI.Хорьков. Проблема связи теории познания и этики, представляющая ядро философии Шелера, в работах отечественных исследователей практически не ставилась.

Широкое поле исследования философского наследия Шелера представлено на Западе, прежде всего, в Германии. Западные авторы подходят к изучению наследия Шелера, в основном, в хронологическом аспекте, прослеживая развитие его философских идей от раннего периода его творчества к позднему. В нашем исследовании мы опираемся, в основном, на их труды, пытаясь развивать намеченную ими тематику.

Отто Пёггелер, Манфред Фрингс (издатель шелеровского наследия, председатель американского отделения шелеровского общества), Вольфхарт Хэнкман, Герхард Плаффрот, исследовали, прежде всего, этическую теорию Шелера и иерархию ценностей, вопрос о разрушении ценностей в современную эпоху, а также влияние рессентимента на формирование новоевропейской морали. Эти же темы, а кроме того; влияние теории Фрейда и феноменологии Гуссерля на философию Шелера разрабатывали итальянские философы Гвидо Кузинато, Антонио Да Рэ, Франко Босио, французский философ Анри Jlepya, Андре Кисс из Венгрии, Кристофер Маканн из Великобритании и другие. Феноменологическими исследованиями философии Шелера занимается также американский философ Э.Келли. Их научные доклады, представленные на двух международных коллоквиумах и опубликованные в 1995 и 1997 г.г., а также статьи, посвященные перечисленным аспектам философии М. Шелера, представляют высокую научную ценность.2

2 Studien zur Philosophic von Max Scheler. - Freiburg-Miinchen, Vcrlag Karl Alber, 1995. Vom Umsturz dcr Werte in der inodernen Gesellschaft. - Bonn, Bouvier Verlag., 1997.

Начиная с 2000 г., регулярно выходят в свет сборники статей западных исследователей наследия Шелера, причем содержание этих сборников четко следует тематизации основных философских проблем в антропологических, этических, гносеологических исканиях Шелера. Из последних по времени публикаций следует указать сборник статей большого числа авторов (среди них Р.Бэкер, Р.Кюн, Г.Фрёлих, Э.Келли, Ф.Фельманн, Й.Фишер, П.Вельзен, Э.Орт, К.Бёр и др.),3 представивших широчайшую палитру тем, посвященных философии Шелера, и увязывающих шелеровские взгляды с самыми насущными вопросами современного мира. В книге разрабатываются такие проблемные темы как общество и его формы; общественное и личное; образование и демократия; новая теория духа; человек и труд; даже проблема терроризма рассматривается сквозь призму шелеровского видения. В 2003 г. в сборнике статей «Разум и чувство» («Vernunft und Geftihl») издателя Х.Леонарди опубликованы феноменологические исследования таких явлений духовной сферы как сопереживание (в статье М.Шлоссбергера), стыд ((Р.Бернет), раскаяние (М.Вальрот), любовь (Г.Кузинато). Эти феномены рассматриваются в свете шелеровской антропологии и его особенного взгляда на место и предназначение человека. Солидаризм в этическом персонализме Шелера (В.Хэнкманн), индивидуальность, личность и социальность (М.Фрингс), ценности и их разрушение в современном обществе (Р.Бекер), мир и солидарность (Й.Зейферт), а также исследования религиозной философии Шелера (Р.А.Маль) широко представлены в сборнике К.Бермеса (в соавторстве с В.Хэнкманом и Х.Леонарди), вышедшем в свет в 2006 г 4

Этической теории Шелера, а также его иерархии ценностей посвящен совместный труд западных исследователей под названием «Личность и ценность. Шелеровский «формализм»: перспективы и

3 Becker R., Bermes Ch. Lconardy H.(hrsg.) Die Bildung der Gesellschaft. Schelers Sozialphilosophy im Kontext. - Wurzburg, 2007.

4 Bermes Ch., Hcnckniann W., Lconardy H. .(hrsg.) Solidarity, Person und Soziale Welt. -Wurzburg, 2006. влияние».3 В нем разрабатывается следующая тематика: личность в системе ценностей современного западного общества (В.Хэнкман); феноменологическая реконструкция персональных актов (М.Габель); шелеровское понятие «этоса» (Х.-Р. Зэпп); развитие этоса в условиях ч разрушения основных принципов этики (Р.Лахман); дух и плоть в рецепции Шелера (К.Бэрмес); поиски ценностных ориентиров в эпоху глобального кризиса культуры (Э.Аве-Лалеман); ценность формального в новоевропейское время (A.JTepya); политика и мораль (М.Фрингс). Однако работ, посвященных непосредственно рассмотрению взаимосвязи теории познания и этики, мы не обнаружили. Цели и задачи исследования.

Цель исследования состоит в выявлении сущностной взаимосвязи антропологии, учения о познании и этики в философии Шелера. Целями исследования определяются его задачи, исследовать трансформацию антропологических воззрений Шелера от раннего периода его творчества к позднему периоду; выделить основные этапы становления теории Шелера о примате эмоциональной сферы человека по отношению к рациональной; рассмотреть основные понятия философии Шелера в контексте феноменологической традиции; исследовать формирующееся в феноменологической философии новое понимание априоризма, существенно отличающееся от кантовского; определить соответствие между понятием априори и основными понятиями этики у Шелера и Канта и показать существенные различия в их концепциях; рассмотреть основные моменты критики Шелером кантовской философии; s Bermes Ch., Henckmann W., Leonardy H. .(lirsg.) Person und Wert. Schelers „Formalismus" -Perspektiven und Wirkimgcn. - Freiburg, 2000. исследовать влияние на Шелера этического учения о сознании Ф. Брентано, рассмотреть шелеровское понятие рессентимента и показать его роль в исследовании морали в контексте культурно-исторических изменений.

В решении этих задач привлекаются для исследования, в основном, два крупнейших произведения Шелера по этике: «Формализм в этике и материальная этика ценностей» и «Рессентимент в структуре морали».

Предметом исследования является связь антропологии, учения о познании и этики в философии Шелера. Анализу подвергаются основные понятия шелеровской антропологии, теории познания и этики, а также шелеровская критика различных этических учений.

Положения, выносимые на защиту:

1.Связь антропологии, теории познания и этики на основе феноменологического метода является сущностной характеристикой философии Шелера. Интерпретация сферы нравственного как особой сферы познания составляет одну из основных задач его философского творчества.

2.Под влиянием Ф. Брентано основное понятие феноменологии «интенциональность» трансформируется у Шелера в понятие «нравственное Apriori».

3. Сущностное расхождение во взглядах Шелера и Канта заключено в различии трактовок априоризма и понятия личности; место долга в императивной этике Канта занимает нравственное Apriori как источник нравственного познания и поведения у Шелера.

4. Основным методологическим понятием в философии Шелера выступает понятие иерархии. «Нравственное усмотрение» как особый модус познания фундируется иерархией ценностей, которая устанавливает сущностные (ценностные) отношения в бытийных связях.

Метод исследования. При изучении первоисточников метод логической реконструкции позволил представить и эксплицировать общее направление мысли Шелера. Для исследования концепций, влияние которых испытал Шелер, а также концепций, которые он подверг критике, применялся историко-сравнительный метод.

Новизна работы, в первую очередь, заключается в комплексном подходе к изучению философских идей Шелера. Подробно исследована шелеровская критика кантовского трансцендентализма и применение феноменологического подхода к изучению эмоциональной сферы человека. Проведен структурный анализ понятия личности у Шелера как понятия, в котором сходятся основные направления его философской мысли. Впервые в отечественной литературе рассмотрена проблема взаимосвязи познания и этики в философии Шелера на основе понятия нравственного Apnori. В ходе этого исследования мы осуществили сравнение, с одной стороны, рационального и эмоционального априоризма в учении Канта и Шелера, а, с другой стороны, исследовали трансформацию понятия интенционалъности (заимствованного Шелером у Брентано) в понятие нравственного Apriori.

Реконструирован генезис шелеровской мысли в связи* с основными философскими течениями и школами, на которые опирался Шелер при построении своего учения.

Источниками для исследования и методологической базой служили как основные труды Шелера, так и его небольшие (и неоконченные) работы, статьи и доклады (в том числе, переведенные автором данной работы на русский язык и опубликованные в издательстве СПбГУ), а также произведения философских классиков (прежде всего, по феноменологии), многообразная критическая зарубежная литература по указанной тематике, научные статьи и доклады современных западных философов, материалы международных коллоквиумов, посвященных философии Шелера.

Практическая значимость.

Сформулированные в ходе исследования положения могут быть использованы для углубления проблематики историко-философских курсов, в частности, по истории феноменологического движения, а также спецкурсов по феноменологии Шелера. Отдельные положения могут послужить в будущем основой для написания учебно-методического пособия по вопросам связи познания и этики. Введенный в научный оборот текстовой материал из философского наследия самого Шелера, а также и его современных западных исследователей, может служить базой для дальнейшей научной работы в этом направлении.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Васильева, Светлана Владимировна

Заключение

Наше исследование осуществлялось в контексте одной из главных и актуальных проблем философии - взаимосвязи антропологии, теории познания и этики. Целью нашей работы явилось рассмотрение всего комплекса проблем, относящихся к разным областям шелеровской философии, но обретающих единство в феноменологической установке. Взаимосвязь двух основных направлений шелеровской мысли -феноменологии и антропологии — составляет актуальный предмет исследования, как в историческом, так и в систематическом плане.

Интерпретация сферы нравственного познания как особой сферы на основе феноменологического метода составляет одну из основных задач философского творчества Шелера. В связи с этим центральным объектом нашего рассмотрения явилась эмоциональная (моральная, этическая), а не рациональная, человеческая сфера. В процессе исследования мы выявили три основных методологических принципа шелеровской философии, а именно: динамическую модель устройства мира, «становление» как основу человеческой экзистенции, а также принцип иерархической структуры, сущностно организующий сферу взаимодействия человека с сущим.

Исходным содержательным пунктом работы явился для нас главный тезис Шелера: «Область нравственного познания конституируется своими собственными законами, которые ей нет нужды «одалживать» у рациональной сферы».

Как известно, многие философские школы и направления рассматривали духовную составляющую человеческого познания -огромный мир эмоций и чувств и его роль в познании мира. Нашей задачей явилось выявление тех признаков, которые отличают теорию Шелера от предыдущих. Шелер опровергает устоявшееся мнение, согласно которому дух» человека исчерпывается разумом и чувственностью. Традиционно этика формировалась в истории мысли или как априорная, т.е. рациональная, или как релятивно-эмпирическая, т.е. эмоциональная. Мы проанализировали учения и школы тех мыслителей, на которые опирается Шелер, и особенно подробно те, которые он подверг критике. Это, прежде всего, трансцендентальная этика Канта, а также учения представителей так называемой «биологической» и «психологической» этики (Спенсер, Ницше, Фрейд и др.).

В качестве наиболее значимой проблемы мы выделили различие в понимании априоризма, которое коренится в различии между феноменологическим подходом Шелера и строго рационалистическим подходом Канта. В диссертации показано, каким образом на основе понятия априоризма Шелер четко разделяет три области: нравственное познание, нравственное поведение, философскую этику. Если Кант допускает смешение этих областей, то Шелер ставит своей < целью «развести» их по разным областям «применения». Если у Канта само (разумное, рациональное) осознание блага детерминирует волю, которая затем формирует чувство долга, т.е. по сути дела «задает» некую ценность, то у Шелера эта связь противоположна: акт воления конституируется в результате усмотрения ценности (блага). Фундирующим для воления блага является нравственное познание, а не нравственное воление, следовательно, этическое Apriori располагается в сфере нравственного познания, а не в сфере воления. В ходе комплексного рассмотрения связи проблем познания и этики нам удалось провести сравнительный анализ взглядов Канта и Шелера относительно основных этических понятий: личности, долга, воли, Бога. Способ рассмотрения проблемы самим Шелером подводит нас к той мысли, что следует различать нравственное усмотрение и просто сознание долга, т.е. не смешивать этику усмотрения и этику долга: Мы приходим к выводу, что Шелер демонстрирует более углубленный и тонкий взгляд на проблему нравственного, чем это обнаруживается у Канта.

Возможность говорить о совершенно ином способе познания, нежели позитивное познание, дает нам шелеровское утверждение о том, что в каждом акте нравственного усмотрения мы непременно сталкиваемся с проявлением наших чувств: мы можем усмотреть нечто (в нравственном смысле), только чувствуя (любя, ненавидя и т.д.). И это усмотрение сугубо персонально: в феноменальном смысле оно может быть единичным - для данной личности и для данной ситуации.

Феноменологический анализ эмоциональной сферы человека позволил Шелеру сформулировать новый взгляд на область познания, а именно, установить первичность эмоционального восприятия мира по отношению к рациональному его постижению. Открытое Ф. Брентано понятие «интенциональности» дало Шелеру возможность подвергнуть критике «практический разум» Канта.

В результате структурного анализа этого понятия мы выявляем два важнейших принципа шелеровской теории познания. Во-первых, познание мира происходит в интенциональных актах «соприкосновения» человека с сущим, а именно, с ценностной структурой этого сущего. И, во-вторых, осуществляется это всегда в личностно-ценностном измерении.

Выводя сущностную характеристику человека не из его витальной сущности, а из сферы, противоположной всякой «жизни» вообще, Шелер формирует, тем самым, новый взгляд на область познания. Демонстрируя несостоятельность человека как биологического вида, он утверждает, что истинная сущность человека находится не в витальной его природе. О сущности человека можно вести разговор только в том случае, когда будут «отставлены в сторону» какие бы то ни было витальные и биологические ценности. Развитие человека мыслится Шелером только в становлении его сущности в рамках ценностной иерархии, поскольку никакое рациональное развитие - сколь угодно высокое - не может привести к качественному изменению человеческой сути.

Мы констатируем, что основные понятия теории познания Шелера отличаются от всех предшествующих теорий, которые увязывали процесс познания с чувственным миром человека, своей этической направленностью. Заслуга Шелера заключается в том, что он выдвинул смелую гипотезу: познание мира осуществляется индивидом в специфических актах взаимодействия с ценностными феноменами этого мира, в процессе некоего избирательного соприкосновения с ценностной значимостью предметов, коррелирующей с внутренним «порядком сердца» данного индивида. Таким образом, интенционалъностъ - основное понятие феноменологии - трансформируется у Шелера в нравственную интуицию и как главный инструмент познания выходит на первый план по сравнению с рациональностью. В интенциональной установке тесно переплетаются антропологический, гносеологический и аксиологический аспекты философии Шелера, что явилось развитием теории Брентано об интенциональности человеческого сознания.

Таким образом, Шелер в своей теории, во-первых, развил постулат Паскаля о наличии у человека определенного «порядка сердца», во-вторых, открытую Брентано «интенциональность» трансформировал в «нравственную интуицию усмотрения», в-третьих, противопоставил кантовским «структурам разума» «структуры чувства», с помощью которых мы познаем мир наиболее полно. Исходным пунктом для Шелера служит здесь то, что в нравственном поведении теория не играет существенной роли: нравственность, моральность проверяется только в поступках, конкретных актах. Но чтобы совершить «моральный» акт, человеку недостаточно знать. Необходимо уметь соотнести свои намерения с иерархией ценностей, которая является для данного человека ведущей и определяющей, и совершается это «соотнесение» в особом акте предпочтения или отклонения. Побудительные причины предпочтения определенной ценности зависят от эмоциональной зрелости личности. Для того чтобы состоялось нравственное усмотрение, необходима иная установка человеческого познания, «включение» иных, чем структуры разума, ресурсов личности.

Этическая концепция Шелера более приближена к реальному человеку, с его страстями, порывами, противоречиями, чем кантовская. Шелер исходит не из поисков долга в пределах разума, а из фундирующих человеческую личность принципов, в том числе, и чисто витальных.

Итак, познание зиждется у Шелера на ценностном взаимодействии личности с миром, что реализуется в ее личностной (ценностной) установке. При этом интенциональность остается главной конституентой взаимодействия человека с миром. В результате, в процессе познания как будто снова и снова «срабатывает» некий акт приятия мира, каждый раз интенционально новый. Поэтому у Шелера в его теории познания материальное (социальное) всегда важнее трансцендентного, поэтому он настаивает на создании «материальной» этики - в противовес «формальной» этике Канта.

Мы констатируем, что интенциональность послужила Шелеру в его этике связующим звеном между личностной установкой человека и вечной и неизменной иерархией ценностей. Кроме того, мы показываем, что «имманентная предметность» в процессе познания (Брентано) - это тот краеугольный камень, который позволил Шелеру обосновать необходимость иерархии ценностей в его материальной этике. Таким образом, Шелер не просто отвергает кантовский трансцендентализм, а развивает его содержательную сторону утверждением своей «материальной этики». Отталкиваясь от учения Брентано, он разрабатывает свою «иерархию ценностей», на реализации которой, собственно, и основывается вся моральная (духовная) жизнь человека. Являясь определяющей для всех сфер человеческой экзистенции, эта иерархия остается ведущей на протяжении всей жизни.

Глубинные моральные процессы, которые являются конституирующими для человеческой экзистенции вообще, все еще ждут своей проработки. Шелер, к сожалению, успел только наметить пути их рассмотрения. Начав с утверждения о том, что есть способ познания, не подвластный чистому разуму, он приходит в своей «материальной» этике к формулированию важнейших закономерностей процесса познания, исходя из нерациональной сферы человеческой экзистенции. Вызов миру, воплощенный в стремлении человека к познанию, находит свои объективные основания в системе ценностей, которая, в свою очередь, фундирует наш внутренний мир, создавая наше главное отличие от животного мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Васильева, Светлана Владимировна, 2008 год

1. Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.

2. Адорно Т. Проблемы философии морали. / Т. Адорно. М.: Республика, 2000.-239 с.

3. Апель К.-О. Трансформация философии. / К.-О. Апель. М.: Логос, 2001. -344 с.

4. Аристотель. Метафизика. / Аристотель. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.601 с.

5. Афанасьева И .Г. Критика этических воззрений М. Шелера: автореф. дис. канд. филос. наук/И.Г. Афанасьева; МГУ. -М., 1973. 18 с.

6. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. / Ф. Брентано. -СПб.: Алетейя, 2000. 186 с.

7. Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996.

8. Бубер М. Учение Шелера / М. Бубер // Два образа веры. М.: Республика, 1995. - С. 212-227.

9. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. / А. Вебер. СПб.: Университетская книга, 1999. - 565 с.

10. Вебер М. Политические работы. / М. Вебер. М.: Праксис, 2003. - 422 с.

11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / М. Вебер. Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. - 352 с.

12. Виндельбанд В. История философии. / В. Виндельбанд. Киев: Ника-Центр, 1997.-553 с.

13. Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении. / Н. Гартман. СПб.: Азбука, 2001. - 320 с.

14. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. // Культурология. XX век. М.,1995.

15. Гартман Н. Этика. / Н. Гартман. СПб.: Владимир Даль, 2002.

16. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1992. - 444 с.

17. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В трех книгах. Книга первая. / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1994. - 350 с.

18. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В трех книгах. Книга вторая. / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1994. - 424 с.

19. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В трех книгах. Книга третья. / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1994. - 583 с.

20. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1997. - 800 с.

21. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В двух томах. Т.1. / Г.В.Ф. Гегель. -СПб.: Наука, 2000. 622 с.

22. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В двух томах. Т.2. / Г.В.Ф. Гегель. -СПб.: Наука, 2000. 603 с.

23. Градинаров П.И. Сущностная онтология М. Шелера: автореф. дис. канд. филос. наук / П.И. Градинаров; МГУ М., 1982. - 23 с.

24. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. / Б.Л. Губман. -Тверь: ЛЕАН, 1997.-287 с.

25. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. / А.В. Гулыга. М.: Рольф, 2001. -414с.

26. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. / Е. Гурко. Минск: Экономпресс, 2001. - 320 с.

27. Гуссерль Э. Картезианские размышления. / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, 2006.-316 с.

28. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. / Э. Гуссерль. СПб.: Владимир Даль, 2004. - 399 с.

29. Гуссерль Э. Логические исследования. Т.1. СПб., 1909. Т.2. - М., 2001.

30. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. / Ю.Н. Давыдов. М.: Наука, 1977. - 319 с.

31. Давыдов. Ю.Н. Макс Шелер как социолог науки / Ю.Н. Давыдов // Концепция науки в буржуазной философии и социологии. М., 1973.

32. Иванова JI.И. Критика идеалистических основ феноменологической социологии М. Шелера: автореф. дис. канд. филос. наук / Л.И. Иванова; МГУ. М„ 1977. - 26 с.

33. Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии. // Сб. научн. тр. / Под общей ред. Тетюева Л.И. М.: 2005. - 299 с.

34. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1963. - Т.1. -544 с.

35. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1964. - Т.2. -512 с.

36. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1964. - Т.З. -800 с.

37. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1965. - Т.4, ч. 1 -544 е., ч.2 - 480 с.

38. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. - Т.5. -568 с.

39. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1966. - Т.6. -744 с.

40. Кант И. Критика чистого разума. / И. Кант. М.: Эксмо, 2006. - 736 с.

41. Кант И. Критика практического разума. / И. Кант. СПб.: Наука, 1995. -528 с.

42. Кант И. Критика способности суждения. / И. Кант. СПб.: Наука, 1995. -512 с.

43. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. / И. Кант. СПб.: Наука, 1999.-585 с.

44. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. / Э. Кассирер. СПб.: Университетская книга, 1997. - 447 с.

45. Корнеев П.В. Современная философская антропология. Некоторые проблемы и направления. / П.В. Корнеев. М.: МГУ, 1967. - 69 с.

46. Кулик Н.А. Критика социологии познания М. Шелера: автореф. дис. канд. филос. наук / Н.А. Кулик; АН БССР. Минск, 1979. - 19 с.

47. Малинкин А.Н. Социологическая концепция М. Шелера: автореф. дис. канд. филос. наук / А.Н. Малинкин. М., 1989. - 19 с.

48. Мангейм К. Избранное: Социология культуры. / К. Манхейм. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.

49. Молчанов В.И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. / В.И. Молчанов. М.: Модест Колеров и Издательство «Три квадрата», 2004. - 327 с.

50. Молчанов В.И. Априорное познание в феноменологии Гуссерля // Вопросы философии. 1978. -№10. С. 146-152.

51. Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. С. 81-100.

52. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. -М., 1988.

53. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Сартр Ж. -П. Сумерки богов. / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр. М.: Издательство политической литературы, 1989. - 398 с.

54. Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. / Б. Паскаль. М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2003. - 530 с.

55. Платон. Диалоги. / Платон. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 503 с.

56. Решетник М.Д. Кризис буржуазной философской антропологии. (Критический анализ концепций Шелера, Кассирера и др.): автореф. дис. канд. филос. наук / М.Д. Решетник. Киев, 1983. - 22 с.

57. Свасьян К.А. Фридрих Ницше. / К.А. Свасьян. В 2 томах. М.: Мысль, 1990.- 832 с.

58. Спенсер Г. Социальная дифференциация. Социологическое и психологическое исследование. / Г. Спенсер. -М., 1909.

59. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. / Б. Спиноза. М.: Фолио, 2001.-654 с.

60. Тарасов Б. Паскаль. / Б. Тарасов. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия,2006.-384 с.

61. Философия Иммануила Канта и цивилизационные вызовы нашего времени: материалы конференции, посвященной 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти И. Канта. М.: РАГС, 2005. - 341 с.

62. Философы двадцатого века: сб. Философские тетради. / М.: Искусство XXI век, 2001. Книга 1. - 343 с.

63. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: ACT, 2008. - 607 с.

64. Хайдеггер М. Время и бытие. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. -447 с.

65. Хайдеггер М. Бытие и время. / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002. - 451 с.

66. Чухина JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. / Л.А. Чухина. Рига: Зинатне, 1980. - 288 с.

67. Шелер М. Избранные произведения. / М. Шелер. М.: Гнозис, 1994. -413 с.

68. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. / М. Шелер. М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы,2007.-382 с.

69. Шелер М. Рессентимент в структуре моралей. / М. Шелер. СПб.: Наука, 1999.-233 с.

70. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. / А. Шопенгауэр. М.: Московский Клуб, 1992.

71. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. / А. Шопенгауэр. -Минск: Попурри, 1997.

72. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. / Г. Шпигельберг. М.: Логос, 2002. - 678 с.

73. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. / А. Шюц. М.: РОССПЭН, 2004.- 1055 с.

74. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира. / А. Шюц. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 334 с.

75. Эко У. Пять эссе на темы этики. / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2000. -159 с.

76. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т.1. / Д. Юм. М.: Мысль, 1996. - 734 с.

77. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т.2. / Д. Юм. М.: Мысль, 1996. - 800 с.

78. Alemann, v., Н. Helmuth Plessner, Max Scheler und die Entstehung der Philosophischen Anthropologic in Koln: eine Skizze. / H. von Alemann. // Studien zur Philosophic von Max Scheler. Freiburg/Mtinchen: Verlag Karl Alber, 1994.-S.10-34.

79. Alpheus K. Kant und Scheler. / K. Alpheus. Bonn: Bouvier Verlag, 1981. -420 S.

80. Apel К. O. Transformation der Philosophie. / K.-O. Apel. - Fr.-am-M.: Suhrkamp, 1994.-379S.

81. Ave-Lallemannt E. Die Lebenswerte in der Rangordnung der Werte. / E. Ave-Lallemant. // Vom Umsturz der Werte in der modernen Gesellschaft. Bonn: Bouvier Verlag, 1997. - S.81-99.

82. Ave-Lallemannt E. Die Aktualitat von Schelers Politischer Philosophie. / E. Ave-Lallemant. // Studien zur Philosophie von Max Scheler. -Freiburg/Munchen: Verlag Karl Alber, 1994. S. 116-163.

83. Becker R. Die Bildung der Gesellschaft. Schelers Sozialphilosophie im Kontext / R. Becker, Ch. Bermes, H. Leonardy. Wtirzburg: Konigshausen und Neumann, 2007.

84. Bermes Ch. Solidaritat, Person und Soziale Welt / Ch. Bermes, W. Henckmann, H. Leonardy. Wtirzburg: Konigshausen und Neumann, 2006.

85. Bermes Ch. Vernunft und Geftihl. Schelers Phanomenologie des emotionalen Lebens / Ch. Bermes, W. Henckmann, H. Leonardy. Wtirzburg: Konigshausen und Neumann, 2003.

86. Bermes Ch. Person und Welt. Schelers „Formalismus" Perspektiven und Wirkungen / Ch. Bermes, W. Henckmann, H. Leonardy. - Freiburg: Alber, 2000.

87. Bermes Ch. Denken des Ursprungs Ursprung des Denkens. Schelers Philosophie und ihre Anfange in Jena / Ch. Bermes, W. Henckmann, H. Leonardy. - Wtirzburg: Konigshausen und Neumann, 1998.

88. Bosio F. Das Motiv des Umsturzes der Werte in der Erkenntnis der Welt und des Menschen in der Philosophie von Max Scheler. / F. Bosio // Vom Umsturz der Werte in der modernen Gesellschaft. Bonn: Bouvier Verlag, 1997. - S. 141-147.

89. Cusinato G. Absolute Rangordnung und Relativitat der Werte im Denken Max Schelers. / G. Cusinato. // Vom Umsturz der Werte in der modernen Gesellschaft. Bonn: Bouvier Verlag, 1997. - S.62-80.

90. Deeken A. Process and permanence in ethics. Max Scheler's moral philosophy. / A. Deeken. New York: Paramus, Paulist Press, 1974. - 282 p.

91. Flach W. Grundziige der Ideenlehre. Die Themen der Selbstgestaltung des Menschen und seiner Welt, der Kultur. / W. Flach. Wtirzburg: Konigshausen und Neumann, 1997. - 168 S.

92. Flach W. Grundziige der Erkenntnislehre. Erkenntniskritik, Logik, Methodologie. / W. Flach. Wtirzburg: Konigshausen und Neumann, 1994. -773 S.

93. Frings M. Capitalism and Ethics. The World Era of Adjustment and the Call of the Hour. / M. Frings // Studien zur Philosophie von Max Scheler. -Freiburg/Miinchen: Verlag Karl Alber, 1994. S.96-115.

94. Gabel M. Das Heilige in Schelers Systematik der Wertrangordnung. / M. Gabel // Vom Umsturz der Werte in der modernen Gesellschaft. Bonn: Bouvier Verlag, 1997. - S.l 13-128.

95. Gabel M. Ausgleich als Verzicht. Schelers „spater" Gedanke des Ausgleichs im Licht seines phanomenologeschen Ansatzes. / M. Gabel // Studien zur

96. Philosophic von Max Scheler. Freiburg/Miinchen: Verlag Karl Alber, 1994. - S.204-239.

97. Geschichte der Philosophie in Text und Darstellung. Rationalismus. -Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1990. 440 S.

98. Henckmann W. Schelers Begriff der Philosophie in der Zeit des „Umsturzes der Werte". / W. Henckmann // Vom Umsturz der Werte in der modernen Gesellschaft. Bonn: Bouvier Verlag, 1997. - S.20-33.

99. Henckmann W. Der Systemanspruch von Schelers Philosophie. / W. Henckmann // Studien zur Philosophie von Max Scheler. Freiburg/Miinchen: Verlag Karl Alber, 1994. - S.271-312.

100. Husserl E. Untersuchungen zur Phanomenologie und Theorie der Erkenntnis. / E. Husserl // Logische Untersuchungen. B.2, T.l. Martinus Nijhoff Publishers, 1984. - 123 S.

101. Kant I. Die Metaphysik der Sitten. / I. Kant. -Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1997.-408 S.

102. Kant I. Schriften zur Geschichtsphilosophie. / I. Kant. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1985.-264 S.

103. Kant I. Die Religion innerhalb der Grenzen der bloBen Vernunft. / I. Kant. -Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1996. 302 S.

104. Kiss A. Max Schelers „Umsturz der Werte"als Kritik der Europaischen Moderne. / A. Kiss // Vom Umsturz der Werte in der modernen Gesellschaft. -Bonn: Bouvier Verlag, 1997. S.129-140.

105. Leonardy H. Es ist schwer, ein Mensch zu sein. Zur Anthropologic des spaten Scheler. / H. Leonardy // Studien zur Philosophie von Max Scheler. -Freiburg/Miinchen: Verlag Karl Alber, 1994. S.70-95.

106. Lessing G. E. Die Erziehung des Menschengeschlechts und andere Schriften. / G.E. Lessing. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1987. - 96 S.

107. Lutzeler H. Der Philosoph Max Scheler. / H. Liitzeler. Bonn: Bouvier Verlag, 1947.

108. Mall A.R. Schelers Idee einer werdenden Anthropologic und Geschichtsteleologie. / Ram Adbar Mall // Studien zur Philosophie von Max Scheler. Freiburg/Munchen: Verlag Karl Alber, 1994. - S.35-69.

109. Nietzsche F. Jenseits von Gut und Bose. / F. Nietzsche. Stuttgart: Philipp Reclamjun., 1988.-239 S.

110. Nietzsche Friedrich. Zur Genealogie der Moral. / F. Nietzsche. Stuttgart: Philipp Reclamjun., 1988. - 188 S.

111. Plafferott G. Praferenzwandel und sittliche Wertordnung. / G. Plafferott. // Vom Umsturz der Werte in der modernen Gesellschaft. Bonn: Bouvier Verlag, 1997. - S.100-112.

112. Poggeler O. Ressentiment und Tugend bei Max Scheler. / O. Poggeler. // Vom Umsturz der Werte in der modernen Gesellschaft. Bonn: Bouvier Verlag, 1997.-S.7-19.

113. Poggeler O. Ausgleich und anderer Anfang. Scheler und Heidegger. / O. Poggeler // Studien zur Philosophie von Max Scheler. Freiburg/Munchen: Verlag Karl Alber, 1994. - S.166-203.

114. Scheler M. Das Ressentiment im Aufbau der Moralen. / M. Scheler. Fr. -am-M.: Klostermann, 1978. - 117 S.

115. Scheler M. Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre. / M. Scheler. Bern-Mtinchen: Francke Verlag, 1963. - 455 S.

116. Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. / M. Scheler. Bern: Francke Verlag, 1960. - 536 S.

117. Scheler M. Liebe und Erkenntnis. / M. Scheler. Bern: Francke Verlag, 1955.- 135 S.

118. Scheler M. Vom Umsturz der Werte. Abhandlungen und Aufsatze. / M. Scheler. Bern: Francke Verlag, 1955. - 450 S.

119. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. / M. Scheler. Bern: Francke Verlag, 1954. - 676 S.1.19. Scheler M. Philosophische Weltanschauung. / M. Scheler. Munchen: Lehnen, 1954.- 136 S.

120. Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos. / M. Scheler. -Miinchen: Nymphenburger Verlag, 1947. 99 S.

121. Scheler M. Bildung und Wissen. / M. Scheler. Fr. -am-M.: Scholte-Bulmke, 1947.-46 S.

122. Scheler M. Mensch und Geschichte. / M. Scheler. Zurich: Verlag der „Neuen Schweizer Rundschau,"1929. - 60 S.

123. Scheler M. Wesen und Formen der Sympathie. / M. Scheler. Bonn: Cohen, 1926.-311 S.

124. Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Probleme einer Soziologie des Wissens. / M. Scheler. Leipzig: der Neue Geist-Verlag, 1926.

125. Scheler M. Die Ursachen des Deutschenhasses. Eine nationalpadagogische Erorterung. / M. Scheler. Leipzig: Wolf, 1917. - 191 S.

126. Stenzel J. Kleine Schriften zur griechischen Philosophie / J. Stenzel. -Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1956. 350 S.

127. Vom Nutzen und Nachteil des Mitleids. // Eine Anthologie. Hrg. von Ulrich Kronauer. / Fr.-am-M.: Keip Verlag, 1990. 176 S.

128. История философии. Энциклопедия. / Сост. и гл. научн. ред. А.А. Грицанов. Минск: Интерпресс-сервис, 2002. - 1376 с.

129. Философский словарь. / Под ред. проф. Г. Шишкоффа. М.: Республика, 2003. - 575 с.

130. Немецко-русский и русско-немецкий философский словарь. М.: МГУ, 1998.-320 с.-565 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.