Архитектура площадей и других открытых пространств традиционных городов долины Катманду тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Шрестха Сумитра

  • Шрестха Сумитра
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 166
Шрестха Сумитра. Архитектура площадей и других открытых пространств традиционных городов долины Катманду: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2001. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Шрестха Сумитра

ВВЕДЕНИЕ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДОВ ДОЛИНЫ КАТМАНДУ

1.1. Краткое описание долины Катманду.

1.2. Религиозные и социальные факторы, определяющие функциональную сторону непальской архитектуры.

1.2.1 Период Личчхави с 2 по 9 в. нашей эры.

1.2.2 Период Малла (Средневековье) с 10 по 18 в.

1.2.3 Период Рана (Пред современный) с 18 по 1951 г.

1.2.4 Современный период: 1951 г. до наших дней.

ГЛАВА 2. ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА И ПЛОЩАДИ НЕПАЛЬСКОГО ГОРОДА

2.1. Классификация открытых пространств.

2.1.1. Площади во дворцах: Катманду, Патан, Бхактапур.

2.1.2 Открытие пространства вокруг ступ и храмов.

2.1.3 Открытие пространство во дворах (Баха,бахи).

2.1.4 Открытие пространства при водных источниках (хити, пруд, гхат).

2.1.5 Другие виды открытых пространств (площади, дабали, сад).

2.2. Роль открытых пространств и площадей в городе.

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПЛОЩАДЕЙ И ДРУГИХ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ ТРАДИЦИОННЫХ ГОРОДОВ ДОЛИНЫ КАТМАНДУ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура площадей и других открытых пространств традиционных городов долины Катманду»

Непал, представлен в мире самым высоким пиком Эверест (Сагарматха) и святым местом Лумбини, где родился Будда. Эта страна славится не только высокими горами, одетыми снегом, но и является родиной различных этнических групп, говорящих почти на 60 разных языках и имеющих разнообразную и самобытную культуру, традиции и религию. Непал, расположенный между Индией и Китаем, является одной из немногих стран в мире, где такое захватывающее разнообразие климатических и топографических особенностей так драматично объединено в пределах очень маленькой по площади страны. Он имеет площадь 147 тыс. кв. км, где две трети территории занято горами, и лишь одна треть - равниной. Север Непала, где расположены несколько восьми тысячников мира, покрыт снегом, и, естественно, имеет холодный высокогорный климатом, средняя часть представлена -холмами с умеренным альпийским климатом, а южная часть -равниной Тарай с тропическим муссонным климатом. Население - 22 млн. человек, 90% которых занимается сельским хозяйством. Самые древние памятники, благодаря которым Непал приобрел известность во всём мире, являются результатом творческого труда народности неваров, составляющих основное население долины Катманду.

Среди гор, на высоте 1300 м расположена небольшая, почти круглая в плане, диаметром около 50 км, долина Катманду, окруженная со всех сторон горами. В долине, центре непальской культуры, расположены традиционные непальские города: Катманду, Лалитпур (Патан) и Бхактапур (Бхадгаон), являвщихся до середины XVIII в. столицами княжеств Малла.

Непальская история, в основном, делится на следующие четыре периода: 1) период Личчхави (древний период: П-1Х вв.), 2) период Малла (Х-ХУШ вв.), 3) период Шаха (предсовременный период (с середины XVIII- до середины XX в.) и 4) современный период (с 1951 г. до наших дней).

Географическое положение долины сказывается самым 5 непосредственным образом на архитектуре. В связы с преобладанием горной местности испытывается дефицит ровных, пригоднных для застройки территорий. Поэтому застройка в городах, особенно с их центральной части, очень плотная.

В долине Катманду имеется большое разнообразие открытых площадей и пространственных композиций, которые были сформированы за все периоды истории страны. Центре каждого города находится парадная дворцовая пространств, вымощенная каменными плитами или кирпичом, прямоугольная в плане, предназначена для проведения церемоний и парадов. Вначале пространств застраивалась по переметру дворцовыми и административными зданиями с внутренними дворами и садами. Затем уже на самой площади воздвигались храмы. На пересечении их с поперечными улицами образуются площади или пространства. Создававшаяся таким образом сетка улиц членит город на кварталы. Поэтому сложившийся в результате такого прочтения комплекс видовых поладей и пространств являются главной религиозной и культурной легендой и историей, передающейся через поколения, что гарантировало непрерывность культурной функции площади.

Жилые дома, дворцы, храмы и монастыри - бихар, пруды и водоемы, колодцы и хити-дхара (водные источники), перекрестки и площади имеют не только свое традиционное архитектурное пространство, но и ритуальное значение. Строительство низких платформ в пределах площади обусловлено функциональным аспектом, но они также использовались и используются для культурных и социальных целей.

Неварцы были искусными строителями и их выбор места, масштаба и согласованность всех архитектурных ансамблей в долине Катманду были уникальными.

В результате исследования площедей и открытых пространств долины Катманду пришли к заключению, что взаимодействие новаторского и традиционного начал на всех периодах и этапах формирования площадей и открытых пространств сохранялось и должны сохранять. 6

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Архитектурное наследие долины Катманду, сохранившее образы традиционной культуры, является гордостью и достоянием Непала. Самобытный характер культурного наследия привлекает внимание и мировой общественности. ЮНЕСКО присвоил семи комплексам долины статус центров всемирного наследия культурных ценностей. Архитектура открытого пространства традиционных городов долины Катманду также имеют особые культурные значения, и она должна быть сохранена, чтобы самобытный облик городов не искажался в ходе современного строительства. Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения всех видов архитектуры открытых пространств в долине Катманду. По этой тематике до сих пор не опубликованы глубокие научные труды ни на языке непали, ни в других европейских языках. В данной диссертации впервые рассматривается эта проблематика.

База исследования. Исследование предпосылок и общих принципов архитектуры площадей и открытых пространств долины Катманду опирается на материалы общей истории Непала, фундаментальные материалы по истории, искусству и архитектуре Непала, ландшафтной архитектуре, материалы археологических исследований и реставрации памятников долины Катманду, материалы авторских натурных обследований традиционной архитектуры долины Катманду.

Связь работы с крупными научными программами.

Данное исследование, в частности, соответствует реализации «Программы сохранения и развития города Патана», осуществляемой совместно с Департаментом археологии министерства культуры и спорта королевства Непал и правительством Германии. Исследовательские и реставрационные работы в городе Бхактапуре были выполнены как часть программы «Сохранения и развития традиционной культуры Непала», реализуемой ЮНЕСКО и специалистами Великобритании и Германии. 7

Цель работы - исследовать определенный аспект архитектуры площадей и открытого пространства традиционных городов долины Катманду. В соответствии с этим в работе были поставлены следующие задачи:

- Исследовать особенности традиционной архитектуры долины Катманду;

- Классифицировать все виды архитектуры площадей и открытых пространств долины Катманду и выявить важность для применения их в современной жизни;

- Провести сравнительный анализ основных видов архитектуры площадей и открытых пространств долины Катманду.

Объект исследования - Традиционые гододы долины Катманду -Катманду, Бхактапур и Патан.

Предмет исследования - Архитектура площадей и других открытых пространств

Научная новизна полученных результатов: Впервые с учетом особенностей традиционной архитектуры Непала изучены закономерности площадей и открытых пространств традиционных городов. В процессе изучении архитектуры открытого пространства традиционных городов Непала была проведена значительная и многообразная работа. Основу ее составило изучение старинных королевских дворцов и их открытых пространств, включая обмеры, обследования, зарисовки и их фотографическую фиксацию. Было собрано большинство графических материалов и все доступные материалы на непали и нескольких иностранных языках. Сюда вошли в основном исторические труды по традиционной архитектуре, а также детальное изучение королевских дворцовых площадей. Автор видит научную новизну своего исследования в детальной разработке собранных в полном объеме материалов, связанных с описанием и анализу храмом, буддийских монастырей, дворцовых площадей, водных источников и других памятников архитектуры, а также введенных в научный обиход ряд не опубликованных ранее чертежей и фотографий, анализирующих открытые пространства городов долины Катманду. 8

Практическая значимость полученных результатов:

Применение выводов, сделанных в диссертации, расширяет информацию об архитектуре площадей и открытых пространствах в долины Катманду и создает базу для практической работе по сохранению ландшафтной архитектуры и развитию городов долины Катманду, расширяет палитру средств в области архитектуры площадей и открытых пространств традиционного города Непала.

Апробация результатов диссертации.

По материалам основных результатов исследования диссертант сделал доклад на научно-практической конференции по теме «Демократический Непал на рубеже тысячелетий», посвященной 50-летию со дня провозглашения демократии в Непале, состоявшей 19 февраля 2001 года в Зале ученых советов Института востоковедения РАН, организованной Центром индийских исследовании ИВ РАН.

Опубликованность результатов.

Во время работы (1997-1998 г.) в качестве архитектора при Муниципалитете города Лалитпур (Непал) диссертантом были проработаны следующие проекты по поручению мэра города Патана:

1. По созданию Парка перед зданием «Крипа» в Джавалакхеле (Патан).

2. По строительству Выставочного зала и здания Муниципалитета Патана.

3. Проектирование здания Женского учебного центра ручных работ в Патане.

4. Проектирование платформы - Сабха-манча для открытого городского собрания.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, иллюстративного материала общим объемом 165 страницы, включая иллюстрацию библиографию, содержащей 74 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Шрестха Сумитра

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основные результаты исследования заключаются в следующем: Сформированы специфические особенности архитектурной организации площадей и открытых пространств традиционных городов долины Катманду. I. Благоприятные природно-климатические условия, религиозные и социальные факторы, глубокие местные исторические корни, а также свободная восприимчивость к освоению и ассимиляции сопричастных культур явились предпосылками неординарности и разнообразия городов долины Катманду. Здесь, в центре непальской культуры, расположены традиционные непальские города: Катманду, Лалитпур (Патан) и Бхактапур (Бхадгаон). В процессе их обследования выявлено более 300 сооружений, относящихся к 16-19 вв. и имеющих значительную историко-архитектурную ценность.

История Долины содержит много событий. В течении долгих периодов здесь правили, сменяя друг друга различные династии и правители: Личави- с 2 по 12 вв., Малла - с 12 по 18 вв., Шаха - с 1769 г. и с 1951 г. по настоящее время, Рана - с 1846 г. по 1951 г. Примерно с середине 14 вв. долина Катманду стала центром Непала, его символом. Но в конце 15 в., наоборот, была разделена на различные княжества - Катманду, Патан и Бхактапур. Такое дробление, как ни странно, благотворно сказалось на развитии экономики, ремесел, искусства и архитектуры. Установилось своеобразное соревнование между тремя княжествами в сфере строительства. Параллельно, стараясь превзойти соседа, строились королевские дворцы. Индусские и буддистские храмы, баха, бахи, сатталы, улицы, системы водоснабжения и т.д.

Социальные и религиозные особенности, сформировавшие градостроительную и архитектурную уникальность открытого пространства, а также феномен активного регионального творчества, инспирированного народной неварской культурой, служит основанием для более полного исследования открытого пространства этих городов.

II. Выявлены композиционно-видовые закономерности площадей и открытых пространств традиционных городов долины Катманду. Впервые

115 составлена классификация всех видов открытых пространств традиционных городов долины Катманду по функциональному признаку: открытые пространства во дворцах, в монастырях, вокруг ступ и храмов, во дворах (Баха, бахи, бахал, матх), при водных источниках (хити, пруд, гхат), а также другие виды открытых пространств (городские площади, дабали, сады). III. Определена роль площадей и других открытых пространств в архитектурно - композиционной структуре в города долины Катманду, заключающаяся в следующем:

1. Художественная - Эстетическая роль: открытые пространства и площади служат средством для визуального восприятия.

2. Роль визуального раскрытия главных градостроительных объектов в условиях сложной и экстраординарной застройки города, - способствуют ясному прочтению структуры городского пространства в целом.

3. Многочисленные церемониальные функции: и у честь большие массы людей ритуально-религиозногохарактера, функция показа традиционных танцев и представлений во время праздников, функция выполнения обрядов жизненного цикла человека.

4. Бытовая и торговая функция: улицы и площади используются для разнообразных действий, включая прядение, сушку, сортировку и обмолачивание зерновых культур, стирку и сушку белья и также в качестве рынков.

5. Социализирующая роль: площади и открытые пространств фактически служат коммуникационными местами для и разных массовых мероприятия категорий общества.

6. Рекреационная функция: открытые пространства и площади обеспечивают рекреационные функции населения городов долины Катманду.

7. Открытые пространства и площади служат буферной зоной между различными областями, а также другие функции формами селитивный зоны и общественными комплексами.

116

IV. Сравнительный анализ основных видов площадей и других открытых пространств выявил, что дворцовые площади в каждом из трех больших городов долины Катманду сильно различаются по внешним данным, положению в городе, компоновке зданий, их стилевым особенностям и религиозной ориентации. Если Патан является городом Буддизма, то Катманду - смешанный, а Бхактапур - индусский.

Постепенность формирования дворцовых площадей в Катманду, Бхактапуре и Патане, нарушение соосности отдельных сооружений, стилистическая несогласованность асинхронных по времени пластических элементов разных эпох сообщило храмовым и дворцовым сооружениям в целом живописность, являющуюся частью неповторимого архитектурного стиля долины Катманду.

В Катманду выделяются по размеру пять храмов и четыре башни дворца, которые являются легко распознаваемыми по их высоте. План дворцовой площади Катманду вмещает 25 великолепных храмов и состоит из трех частей, соединенных узкими переходами: форма каждой из этих частей близка к ортогональной и храмовые сооружения также вписываются в эту систему.

На дворцовой площади в Патане, оси симметрии трех храмов не параллельны осям симметрии остальных храмов. Такое отклонение от основного направления придает всей композиции открытых пространств некоторую неправильность и живописность. Дворцовая площадь в Патане является наиболее внушительной и декорированной. Храмовая площадь и дворцовая площадь различаются по удаленности, стилю, размерам и придают приятную живость концепции площади.

Пространство, которое находится перед дворцом в Патане, не было специально запланировано для дворца и различные внутренние дворы не связаны при этом центральным входом, они не сгруппированы таким способом, как если бы они формировали расположение дворца, подчиненное центральной оси или другому подобному урегулированию плана. Только в Патане все три внутренних двора все еще существуют в их квадратной форме, в то время как в

117

Бхактапур и Катманду более поздние дополнения или изменения оставили только несколько внутренних дворов в их первоначальном виде.

Кроме внутренних дворов наиболее важная структура в каждом дворце -Таледжу храм, который полностью различен в этих трех дворцах, и каждый построен в разные периоды.

Общими характерными для площадей долины Катманду являются также отдельно стоящие мемориальные каменные столбы, увенчанные скульптурой, своеобразные колокольни с огромным медным колоколом, свисающим с перекладины, покаящейся на двух каменных столбах многочисленные статуи различных божеств в формах человека или фантастических животных.

Ступы, чайтя и храмы. Ступы можно разделить на 2 группы: земляные (в Патане есть всего два таких сооружения, относящихся к 250 г. до н. э.) и ступы с оштукатуренной полусферой. Самая древняя из них - ступа Сваямбхунатха. Ступа Сваямбху - одна из наиболее отличительных и незабываемых вех Непала стоящая на вершине холма, на высоте приблизительно 300 футов на западе Катманду. На этом холме имеются еще четыре большие ступы, из которых Сваямвху является самой большой. Ступа Бодханатха, построенная в 8 веке и повторно обнаруженная в 13-ом веке, сохраняет тибетский стиль. Она стоит на огромном постаменте, составленном из трех широких террас в форме сложным образом сцепляющихся квадратов и прямоугольников. Террасные платформы, на которых стоит эта ступа, отсутствуют в ступе Сваямбунатха.

Всего выявлено три вида храмов по стилю: подобные ступе, пагоде и ши|хар- Непальские храмы представляют собой, как правило, одно здание с единственным внутренним помещением для статуи божества, или его симбола. Обычно храм квадратный в плане. Религиозные обряды в праздничные дни выполняются на окружающей храм территории, под открытым небом. Храм Пашупатинатха в Катманду, Храм Кумбхешвар в Патане и Даттатрай в Бхактапуре являются, наиболее важными и вокруг их или перед ними расположены открытые пространства в долине Катману.

118

Хити-дхара. Открытые пространства для водоемов или традиционные каменные фонтаны, называемые хити или дхара и считающеся благостным знаком, имеют различные размеры и очертания^ в плане, материал исполнения, разнообразные формы декора: с фигурами крокодила, льва, тигра, коровы, рыбы и других животных, из пасти которых падают струи воды. Традиционные хити до сих пор сохраняют свое значение, как по культовым соображениям, так и по утилитарной функции. Если некоторые хити служат лишь для водоснабжения и предохраняют фундаменты храмов от эрозии, то другие, как считается, имеют лечебное свойство и, кроме того, подчеркивают роль тантрической традиции.

В результате исследования площадей и других открытых пространств долины Катманду мы пришли к заключению, что взаимодействие новаторского и традиционного начал на всех периодах и этапах формирования открытых пространств всегда сохранялось.

В итоге своего развития в архитектуре Непала возникли оригинальные, неповторимые виды площадей, открытых пространств и их композиций. Непальские зодчие сумели внести в мировую архитектуру своеобразные черты, обогатившие художественное наследие Центральной Азии.

Непальская архитектура представляет собой значительное художественное явление, в котором площади и открытые пространства играют важнейшую роль.

119

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Шрестха Сумитра, 2001 год

1. Короцкая A.A. Архитектура Непала /Всеобщая истории архитектуры. Т.9. Ленинград-Москва, 1971. С. 181 -195.

2. Культура Непала. Традиции и современность (Сборник статей). Государственный институт искусствознания. Москва-Санкт-петербург, 2001. С. 244.

3. Ожегов С.С. Проскурякова Т.С. Хоанг Дао Кинь. Архитекткра Индокитая. -М: Строииздат, 1988

4. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры М.,стройиздаи - 1993-235 с.

5. Славарь терминов архитектуры СЛ., фонд "ленинградская галерия" 1984.

6. Прокофьев О. Искусство Непала. /Всеобщая история искусства. T.II кн.П,-М:1961г.

7. Прокофьев О.,Шуринова А. Непал./ Искусство стран и народов мира, т.Ш, -М: 1971 -С. 212-218

8. Пруцин О.И. Город и архитектурное наследие. -М: Стройиздат, 1980. 246

9. Ледков A.A. Непал:Таледжу /Древо индуизма. Издательская фирма: Восточная Литература РАН, Москава 1999 г.

10. Ю.Муриан И.Ф. Искусства Непала., Издательская фирма «восточнаялитература» РАН, Москва 2000 г. П.Шрестха Кришна Пракаш. Свастхани (Мифы и легенды Непала). Москва 1996.

11. Баджрачарья Гаутамбаджра. Дворец Ханумандхока (Ханумандхока дарвар). Изд. Институт непальских и азиатских исследовании, Университет им. Трибхувана. Катманду, 1976 г. (2033 Б.С.). с. 290. (На языке непали)

12. Филосовский славарь. М., Политическая литература. 1987.120

13. Баджрачарья Дханабаджра. Каменные надписи эпохи Личчхави (Личчхавикалка абхилекх). Изд. Трибхуванский университет. Катманду, 1973(2030 Б.С.). с. 566/569

14. Джуджу Баладев, Шрестха Сурендраман. Непальские тантрические божества и их тантрическое почитание. Катманду, 1985. (На языке невари)

15. Тамот Каншнатх. Каменные фонтаны в жизни непальского народа (Непали джан-дживанма дхунге-дхара). //Мадху-парка. № 240 (Год 22, № 1). Катманду, май-июнь 1989 (джетх 2046 Б.С.). С. 6-12.

16. Тамот Кашинатх. Роль дабали в непальской культуре (Непали санскритима дабалико стхан). //Непали лок санскрити сангопггхи. Координатор: Тулси Дивас. Изд. Королевская академия Непала, Катманду. 1978г. (2035 Б.С.). с. 90-98.

17. Тандон Г. Наши национальные купольные храмы (Хамро раджакие гумбаж шаилика мандирхару) Шива бхуми, 1989 г. 6, vol. 6-18 /на языкенепали/

18. Шарма Бал Чандра. Исторический очерк Непала (Непалко аитихасик руп-рекха). Изд. Кришнакумари Деви. Баранас (Бенарес), 1965 (2022 Б.С.). 454 с

19. Шакья Харша Ратна. Дворцовая площадь в Патане (Патанко дарбар скваер). Ратна пустак бхандар, Катманду, 1974. С. 32. /на языке непали/

20. Шрестха Сурендраман, Джуджу Балдев. Каменные хити в Катманду (Кантипуря хити). Катманду, 1989 (2045 Б.С ). (На языке невари)

21. Шрестха Тедж Пракаш. Знакомство с Непалом (Непал паричай). Изд. Таледжу пракашан. Катманду, 1994 (2051 Б.С.) с. 122. /на языке непали/.

22. Шрестха Бхагавати Прасад. Элементарные знания. (Непал-бхаша Саманья гьян). Изд. Непал-бхаша паришад. Кантипур, 1080 Н.С. (1960 г.). /на языке невари/.121

23. Шрестха Кришна Пракаш. Стхана-нама коша (Словарь топономии Непала). Изд. Королевская академия Непала. Катманду. 1987. (На языке непали)

24. Шрестха Кришна Пракаш. Образ Непала в России (Русма непалько чхави). Изд. Химал пракашан гутхи. Катманду, 2000. С. 240.

25. Шарма Нагендра. Некоторые храмы и культовые здания долины Катманду и их традиционные особенности (Катхамандау упатьякака кехи матха-мандирхару ра тинка парампарагат вишешата). //Непали лок-санскрити сангопггхи. Катманду, 2035 Б.С. (1978г.). с. 119-124.

26. Аматье Сапхалья. Непалма Пурататва. (Архиология в Непале.) Катманду: Сазжа Пракашан' 1979- р. 256 /на языке непали/.

27. Аматье Сапхалья. Санскрита ра санракшен. (Культура и сохранение)-Катманду: Матривуми пресс, 1988-150р. /на языке непали/.

28. Аматье Сапхалья. Багмати сокровище культурных ценностей (Багмати -санскритик сампадако бхандар). //Мадху-парк. № 289. Год 26, № 3. Июль-август 1993 (саун 2050 Б.С.). с. 5-12.

29. Кансакар Прембахадур. Наша драматическая традиция (Хамро натак парампара). //Химани, № 1/1. ашвин-мангсир 2019 Б.С. с. 133.

30. Бхандари Д.Р. Исторический контекст Непала (Непалко аитихасик бибечана). Изд. ГьянКрити Сагар Мудран. Варанаси, 1958. С. 368. /на языке непали/.

31. Джоши C.B. Резные окна долины Катманду (Катхманду упатьякака калатмак джхьялхару). Изд. Королевская академия Непала. Катманду, 1989. С. 89. /на языке непали/.

32. Хопунг Бхактапур. Бхактапур Бикаш Сахайог Сангха. Бхактапур, 1993. С. 90. ./на языке непали/.

33. Манандхар Т.Р. Джанг Бахадур в история Непала (Непалко итихасма джанга бахадур) Катманду Хити пресс 1991 / на языке непали/

34. Непали Читта Ранджан. Генарал Бхимсен Тхапа и Непал его времени (Джанарал бхимсен тхапа ра таткалин непал). Ратна пустак бхандар. Катманду, 1965. С. 352. /на языке непали/122

35. Рана Брамха Шамшер. Землетрясение Непала 1934 года (Непалко махавукампа 1990 Б.С.). Уттардарвассар Ратнакар пресс, Кулкутта. 1935. С. 250 / на языке непали/.

36. Регми Джагадиш Чандра. Искусство и архитектура периода Шаха (Шахкалин кала ра вастукала). Саджха пракашан. Катманду, 1993. С. 630 /на языке непали/.

37. Упадхя С. П. Античная и средневековая история Непала (Непалко прачин татха мадхякалин итихас). Изд. Ратна Пусток вандар. Катманду, 1995. С. 244. /на языке непали/.

38. Walfgang Korn The traditional architecture of the kathamndu valley. Ratna pustak bhandar. Kathmandu,1976.

39. Mery Shepherd slusser. Nepal Mandala, A cultural study of the Kathmandu valley volmel:text. 1982

40. Michal Hutt "Nepal" A guide to the art and architecture of the Kathamandu valley. New Delhi, 1994

41. Tiwari sudarshanRaj. Tiered temples of Nepal. Kathmandu, 1989

42. Shrestha Chandra Bahadur. Buddhist Geography of Ancient Nepal. Kathmandu,2500 Будда самбат.

43. Mehrdad shokoohy and Hatalie H. Shokoohy. Kirtipur: an urban community in Nepal. South Asian Series London 1994.

44. Rona!d M. Bernier. The Nepaiese pagoda origins and style. S. Chand & Company Ltd, Ram Nagar, New Delhi-110055.1979

45. Romi Khosla. Buddhist Monasteries in the Western Himalaya. Ratna pustak bhandar Katmandu Nepal 1979.

46. Sanday J. Katmandu Valley: Nepaiese Historic Monuments in Need of Preservation. Paris: The Unesco Press, 1982- 125 p.

47. Sanday J. The Hanuman Dhoka Royal Palace Kathmandu: Building Conservation and Local Tradition. London: Art and Archaelogy Research Papers, 1974. 20 p.

48. Aran L. The art of Nepal: A guide to the master piece of sculpture, painting and woodcarvings.-Kathmandu: Sahayogi Prakashan, 1978

49. Baneijee N.R. Nepalese architecture. Again Lai Prakashan, Delhi 1980

50. Baneijee N.R. Preservation of Monuments of Nepal. Indian cooperation mission, Kathmandu, 1970

51. Becker R.R. Gestaltungsprinzipien in der Newarischen Architektur Beitrag zur Konstruktion und Formgenbung.-Berlin, 1982

52. Gali A. Temple in Nepal- Graz:Akademische Druck-u.Verlagsanstalt.1984

53. Giuseppe F. Account of the Kingdom of Nepal.-London: Asiatic Researches, 1807

54. Gutschow N. Gorkha: the Architectural Documentation of Two Palaces from the 18th and 19th Centuries// Journal of the Nepal Research Center-Wiesbaden, 1985

55. Gutschow N. The Pujari Math: A Survey of Newar Building Techniques and Restoration Methods in the Valley of Kathmandu// East & West-1976

56. Gutschow N. Koelver B. Shresthacharya I. Newar Towns and Buildings /-Germany VGH Wissenschaftsverlag Sankt Augustin, 1987

57. Haaland A. Bhaktapur- A town Changing: Processed Influnced by Bhaktapur Development Project Bankok : Craftsman Press, 1985

58. Giojvanni Scheibler. (Translation: G.A.H. Kenworthy & J.B. Kenworthy) Building today in a historical context/Bhaktapur Nepal, Zurich 1988

59. Jayaswa! K.P. Chronology and History of Nepal. Patna, 1934.

60. Images of a Century : The changing townscapes of the kathmandu valley. / A. Proksch, M.M. Dixit E. Theophile and others

61. Kathmandu Valley:. World Heritage Site, Nepal/ Report & Recommendations of the The Joint UNESCO/ICOMOS. Review Mission.- Paris, 1993.

62. Kostof S. A History of Architecture : Settings and Rituals . New York: Oxford University Press, 1985

63. Kramrisch S. The Hindu Temple .- Delhi: Motilal Banarasidas,1976

64. LeBon G. Voyage au Nepal.- Bankok: White Orchip Press, 1883

65. Luitel P.Temples : Symbols of Our Faith.- Kathmandu: Sanalpa Printing Press, 1985

66. Macdonald A.W., Anne V.S. Newar Art.- New Delhi: Vikas Publishing ,1979

67. Parajuli YXBhaktapur Development Project : Experiences in Restoration and Preservation in Mediaeval Town (1974-1985). Frankfurt :Deutsche Gesellschaft fuer Technisches zuzassemarbeit, 1986

68. Preserving and restoring monuments and historic buildings.- Paris: The Unesco Press, 1972

69. Sakya H.R. Medieval Nepal.- Kathmandu: Ratna Pustak Bhaiidar, 1970

70. ПАШУПАТИ КШЕТРА ВИШВАРУПА В КАТМАНДУ фасад западной стороны

71. АРХИТЕКТУРА ПЛОЩАДЕЙ И ДРУГИХ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ ТРАДИЦИОННЫХ ГОРОДОВ ДОЛИНЫ КАТМАНДУ1. ПЛАН ДОЛИНЫ КАТМАНДУ

72. ПЕРСПЕКТИВЫЙ ВИД ДОЛИНЫ! КАТМАНДУ

73. Профили ландшафта долины Катманду

74. Ситуационный план схема г.Патан1 ~ ^ „ц Ситуационныи план схема г.катманду1. ПЛАН ГОРОДА ПАТАНА6!1. ПЛАН ГОРОДА БХАКТАПУРА

75. МОНАСТЫРСКИЕ ДВОРЫ В ПАТАНЕ1. МОНАСТЫРСКИЕ ДВОРЫ17

76. ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА ПРИ ВОДНЫХ ИСТОЧНИКАХ

77. Общие виды Будханилкантха Катманду19,

78. ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ В ПАТАНЕ

79. Дворец Кешав Нарайян Чоук в Патане. Западный фасад восточного крыла

80. Дворец Кешав Нарайян Чоук в Патане. Разрез в направлении «запад- росток»;211. КЕШАВНАРАЙЯНЧОУКВ ПАТАНЕ

81. Дворец в Патане. Общие виды

82. Дворец в Патане. Восточный фасад западного крыла

83. Дворец в Патане. Разрез в направлении «запад-восток»

84. ТРИ ГЛАВНЫЕ ПЛОЩАДИ В БХАКТАПУРЕ24 126

85. Дворцовая площадь в Катманду28'

86. Дворцовая площадь в Катманду. Общие виды

87. Генеральный план ступы Бодханатх.1. ХРАМЫ И ОКРУЖАЮЩЕЕ ИХ

88. ОТКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА ПРИ ВОДНЫХ ИСТОЧНИКАХо

89. Разрез в направлении «север-юг» |

90. Разрез в направлении «запад-восток»>iu\;ip;i мни в к'агм;шл>. Общий вил39

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.