Архитектура православных храмов на востоке Азии: начало XVIII - первая половина XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Масленникова, Диана Сергеевна

  • Масленникова, Диана Сергеевна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2006, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 187
Масленникова, Диана Сергеевна. Архитектура православных храмов на востоке Азии: начало XVIII - первая половина XX вв.: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Хабаровск. 2006. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Масленникова, Диана Сергеевна

Введение.

Глава I. Исторический анализ русского православного храмового строительства на востоке Азии

1.1. Деятельность Русских Духовных миссий на востоке Азии.

1.2. Возникновение основных типов православных церковных построек в Китае.

1.3. Русский православный храм в образе и структуре зарубежного города.

Глава II. Архитектурно-планировочные и объемно-пространственные композиции православной архитектуры в Китае

2.1. Анализ архитектурно-планировочной структуры монастырей Пекинской Русской Духовной миссии.

2.2. Особенности строительства церквей-школ на станциях Китайской Восточной железной дороги.

2.3. Объемно-пространственная композиция храмов и часовен.

Глава III. Стилистика и символика русских церковных сооружений на востоке Азии

3.1. Русские храмы в Китае как символы России.

3.2. Стилистические особенности храмов.

3.3. Отличительные черты православного церковного зодчества в Японии (конец XIX - начало XX вв.).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура православных храмов на востоке Азии: начало XVIII - первая половина XX вв.»

Русское архитектурное наследие начала XVIII - середины XX вв. за рубежом является малоизученной страницей в истории отечественной архитектуры. В настоящее время большой научный интерес представляют различные аспекты русской культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе история развития православного храмового зодчества на территории Китая. В силу известных политических факторов данная тема для российских ученых до 1980-х гг. являлась закрытой.

В петровское время в развитии политических и культурных связей между Российской и Цинской империей большую роль сыграла Русская Духовная миссия, основанная в 1712 г. в Пекине. В результате расширяющейся миссионерской деятельности на протяжении XVIII - XIX вв. возводились православные монастыри и отдельные храмы в городах Китая (Пекин, Тяньцзин, Ханькоу, Калган, Урумчи и др.). Новый, качественно иной этап строительства храмов начался с возведением Китайской Восточной железной дороги (1897-1903 гг.). Вдоль нее закладывались новые станционные поселки и города, в которых активно строились русские храмы и часовни.

Политические события в России в 1917-1920 гг. вызвали волну эмиграции русского населения в зарубежные страны - Бразилию, США, Корею, Китай, Японию. В диссертационном исследовании акцент сделан на изучении православного храмового строительства в Китае, поскольку именно в этой стране сосредоточилось наибольшее количество русской диаспоры и где усилиями российских эмигрантов широко развернулось православное церковное строительство, чему способствовало образование самостоятельных епархий на китайской территории, подчинявшихся Зарубежной Православной Церкви.

Актуальность темы исследования связана с необходимостью изучения православной церковной архитектуры на востоке Азии, обу-словленой потребностью восстановления полной картины истории русского зодчества. Поскольку в России в связи с революционными событиями после 1917 г. церковное строительство прервалось на очень длительный период, то исследование архитектуры храмов на востоке Азии помогает проследить пути развития русского церковного зодчества до середины XX в. Русские храмы, монастырские комплексы и часовни, построенные на востоке Азии, в настоящее время в большинстве своем утрачены. Тем более ценна вводимая в научный обиход аналитическая и графическая информация о них.

Цель исследования - восстановление возможно более полной картины развития русского церковного зодчества на востоке Азии начала XVIII - середины XX вв., выявление архитектурных особенностей православных храмов, определение их значимости для общерусского зодчества.

Основные задачи:

- выявить русские церковные постройки, существовавшие на востоке Азии;

-систематизировать и обобщить разрозненные сведения о них;

- определить градостроительную роль исследуемых памятников;

- составить типологическую классификацию церковных построек;

- проанализировать основные принципы застройки монастырских комплексов;

- исследовать объемно-планировочные и композиционные решения церковных сооружений;

- выявить символическое наполнение и стилистические особенности православных храмов;

- определить место и значение православного зодчества на востоке Азии в общем развитии русской архитектуры.

Предмет исследования составляют являются особенности православной храмовой архитектуры на востоке Азии, обусловленные географическим положением, удаленностью от культурных центров России, исторической ситуацией.

Объект исследования - храмы, часовни и монастырские комплексы, проекты петербургских и местных архитекторов, строивших на востоке Азии.

Границы исследования. Территориальные границы - города и станционные поселки, созданные в полосе отчуждения Китайской Восточной железной дороги (Харбин, Дальний, Маньчжурия, Порт-Артур, ст. Пограничная, ст. Мурен и др.), исторически сложившиеся китайские города, такие, как Пекин, Шанхай, Урумчи, Тяньцзин, Ханькоу, Калган, Сахалян, а также некоторые города Японии (Хакодатэ, Токио, Мацуяма, Осака, Нагасаки). Хронологические границы - период с 1727 г. (год основания первой православной церкви на территории Китая) - до середины XX в. (прекращение деятельности Пекинской Русской Духовной миссии и строительства храмов в связи с началом "культурной" революции в Китае).

Степень изученности проблемы. Литература, посвященная русской эмиграции на северо-востоке Азии, довольно многообразна. Начиная с середины 1990-х гг., интерес исследователей к теме русской эмиграции в этом регионе не иссякает до сих пор. Наряду с большим количеством статей, появился целый ряд обобщающих монографий. Вместе с тем архитектурная проблематика этой темы остается слабо изученной. Значительное количество статей о деятельности Харбинской епархии и в целом Пекинской Русской Духовной миссии публиковалось в периодической печати конца XIX - начала XX в.: "Заря" [127, 140, 165, 166, 189, 194, 197], "Хлеб Небесный" [193], "Русский настольный календарь" [148], "Рубеж" [162].

Сведения о некоторых русских православных постройках в Китае, представляющие собой отдельные факты из истории возведения храмов, содержат такие альбомы, как "Русские в Шанхае" Жиганова В.Д, [146], "XX лет Харбинской епархии" Сумарокова ЕЛ. [169]. Наибольшее количество информации о православных храмах-школах и общей хронологии строительства КВЖД содержат "Альбом сооружений и типовых чертежей Китайской Восточной Железной Дороги (1897-1903 гг.)" (1903 г.) [1] и "Альбом сооружений Китайской Восточной железной дороги (1897-1903 гг.)" (1905 г.) [2]. В популярной книге Мелихова Г.В. "Маньчжурия далекая и близкая" [97] подробно описаны жизнь и быт русской диаспоры в полосе отчуждения Китайской Восточной железной дороги, история строительства некоторых храмов. Различным аспектам изучения духовной жизни российских эмигрантов, истории создания православных приходов посвящены работы Ковалевского Е.П. [56, 57], Печерицы В.Ф. [111, 142, 143], ПоздняеваД. [45], Тыкоцкого Б.Г. [176], ТаскинойЕ.П. [170, 171]. Богатый фотоиллюстративный материал, отображающий состояние православных храмов в Харбине на 1930-е гг., представлен в книге Тыкоцкого Б.Г. "Православные храмы Харбина" [176], однако в данном источнике отсутствует архитектурно-художественный, стилистический анализ храмов. Многочисленные путеводители по Транссибу и КВЖД, издававшиеся с 1898 по 1915 гг. [132, 160], давали представление о городах, отдельных крупных объектах в районе строительства дороги. Сведения об архитектурно-планировочных структурах городов в полосе отчуждения Китайской Восточной железной дороги содержат в себе работы Козыренко Н.Е. [59, 60], КрадинаН.П. [65,69,72], Левошко С.С. [92,91]. Обзор планировочной системы г. Дальнего приведен в книге Борисовой Е.А. "Русская архитектура конца XIX - начала XX вв." [15].

В исторических обзорах Китайской Восточной железной дороги [42, 43, 48-50] приводятся планы городов Дальнего и Харбина, различные факты по сооружению КВЖД и сопутствующих ей объектов. Китайский профессор Чан Хуайшен в своей книге "Архитектура города Харбина" [181] представляет подробную картину современного состояния различных общественных и жилых зданий периода строительства КВЖД, но вместе с тем православной храмовой архитектуре автор почти не уделяет внимания.

История создания некоторых русских храмов в Японии представлена в исторических исследованиях Кожевниковой И.А. [58], Гузано-ваВ.А. [30], посвященных изучению деятельности святителя Николая Японского. Но, в связи с отсутствием архитектурной документации, сведения, изложенные в работах этих авторов, далеко не полны, а иногда и противоречивы. Отдельные чертежи планов, изображения внешнего вида русских храмов в Японии встречаются в периодических изданиях начала XX в.: "Церковный вестник" [196], "Собор в Токио" [165], "Родина" [147], в фотоальбомах редкого фонда ДВГНБ [138-139]. Однако все эти материалы содержат разрозненную информацию описательного и фактологического характера и освещают лишь некоторые аспекты истории строительства русских храмов на востоке Азии и в них представлен внешний облик некоторых из них. В публикациях отсутствует анализ архитектурно-планировочных, конструктивных и стилистических особенностей русских православных храмов, очень мало сведений об архитекторах и строителях этих зданий.

Следует отметить, что с 1917 по 1980-е гг. в России практически не было публикаций о православном церковном зодчестве в Китае и

Японии. Вместе с тем в Харбине церковная жизнь постоянно была в центре внимания. Издавались религиозного содержания журналы, а в начале 1940-х гг. в Харбине была начата работа по написанию книг-исследований, посвященных каждому из харбинских храмов. Авторами этих исследований по воссозданию истории харбинских храмов были студенты Богословского факультета института Святого Владимира. К сожалению, эти опубликованные работы, хранящиеся в архивах Харбина, для российских исследователей остаются недоступными. Среди них необходимо назвать солидную монографию М. Комаровой "История Благовещенской церкви в Харбине" [61]. Не меньший интерес представляет также книга Т. Жилевич "В память об усопших в земле маньчжурской и хар-бинцах" [37], основанная на богатой коллекции фотографий, выполненных отцом автора этого исследования, где уделяется внимание и православным храмам Харбина.

Упоминания о первых русских храмах в Китае и Японии появляются в работах, посвященных изучению деятельности Русский Духовных миссий на востоке Азии. Немаловажное значение для исследования храмовой архитектуры на востоке Азии имеют сборник статей по истории Российской духовной миссии "Православие в Китае (1900-1997 гг.)" [119] и работа священника Д. Поздняева "История Российской Духовной Миссии в Китае" [45], в которой показана история православной церкви в Китае на протяжении XX в.

Среди появившихся в последнее десятилетие изданий наибольший интерес представляют монографии и статьи Крадина Н.П. [62-72], Левош-ко С.С. [86-92], Троицкой Т.Ю. [173], раскрывающие не только отдельные аспекты изучения русского храмового зодчества в Китае, но и историю строительства многих церквей. Однако данные исследования также не охватывают весь пласт православной церковной архитектуры на востоке Азии. Целый комплекс вопросов и аспектов храмового строительства, касающихся стилистического решения фасадов, градостроительной роли, объемно-пространственной композиции, символики, функционально-типологической классификации храмов, по-прежнему остается неизученным и неисследованным.

Теоретическая база исследования. Всестороннее архитектурное исследование православных церковных сооружений на территории Китая и Японии потребовало, наряду с выявлением наиболее полных фактологических данных, включения их в контекст общей картины развития русской церковной архитектуры и градостроительства начала XVIII - середины XX вв. Это обусловило обращение к трудам таких известных авторов, как Гуляницкий Н.Ф. [149-152], Иконников А.В. [39], Кириченко Е.И. [51], Бондаренко И.А. [14-16], Саваренская Т.Ф. [156], Борисова Е. А. [13], Хайт Л.В. [195], Орфинский В.П. [109], Савельев Ю.Р. [158, 159] и др. Особое значение для проведения сопоставительного анализа с историей развития церковной архитектуры в России имели труды таких авторов, как Туманик А.Г, [175], Кудрявцев М.И. [77,78], Ополов-ников А.В. [108,], Бусева-Давыдова И.Л. [17], Плужников В.И. [116] и др., посвященные исследованию российского церковного зодчества, градостроительства, а также аспектов символики и семантики храмовой архитектуры.

Для определения роли и значения исследуемых храмов в градостроительной структуре городов в Китае важны историко-градостроительные исследования Саваренской Т.Ф. [156], Гуляницко-го Н.Ф. [149-152], Кириченко Е.И. [51], Шкварикова В.А. [185].

Влияние национальных традиций китайской архитектуры на стилевое решение православных церковных построек первоначального периода выявлялось с привлечением трудов по всеобщей истории архитектуры.

Методика исследования основана на выявлении, обобщении, систематизации печатных и, в основном, архивных источников. При обработке материалов применены методы сравнительного анализа, типологической классификации. Достижение сформулированных целей осуществлялось при помощи метода исторической реконструкции архитектурного явления храмового зодчества, выполненной на основе историко-графического материала, посредством анализа и обобщений. В процессе исследования были изучены фонды Российского Государственного Исторического архива (РГИА) и Государственной Публичной Исторической библиотеки России им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, а также фонды Государственного Архива Хабаровского края (ГАХК) и Краевой научной библиотеки в Хабаровске.

Научная новизна и практическая значимость работы. Комплексное и всестороннее исследование православного церковного зодчества на востоке Азии проведено впервые. Выявлены и проанализированы все русские церковные постройки в Китае, появившиеся в период с 1727 по 1944 гг. Полученные результаты позволяют охарактеризовать основные этапы строительства православных храмов в Китае с учетом исторических, социальных и градостроительных факторов. На основе большого количества новых текстовых и графических материалов уточнены и систематизированы сведения о датах строительства церквей. Составлена типология церковных сооружений в Китае, выявлены их планировочные, композиционные и стилистические особенности, определены роль и значение русских храмовых построек в структуре некоторых городов Китая. Вновь выявленные материалы позволили обобщить разрозненные и фрагментарные сведения, имеющиеся в публикациях других исследователей, и помогли более полно представить картину развития русского православного зодчества в русском зарубежье в Китае. В научный обиход введены новые, ранее неопубликованные материалы. Проведенное исследование значительно расширяет данные о русском церковном зодчестве XVIII - XX вв. в зарубежье. Представленный в диссертации материал может быть использован для подготовки обобщающих фундаментальных трудов по истории отечественной архитектуры, для дополнения учебных программ и курсов в архитектурных вузах, а также может быть востребован в краеведческих и религиозных изданиях по истории русской церкви.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и отдельные результаты исследований были доложены на региональной научно-практической конференции "Духовная жизнь Дальнего Востока" в 2000 г., на международных научных конференциях "Новые идеи нового века" в 2005 и 2006 гг., а также опубликованы в шести статьях по теме исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и примечаний. Приложения включают свод русских православных построек в Китае, список использованной литературы и иллюстративный материал.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Масленникова, Диана Сергеевна

Выводы по третьей главе

В русском православном зодчестве в Китае храмовые сооружения наделялись подчеркнуто русской традиционной символикой. Анализ стилистического оформления фасадов и объемно-пространственной композиции храмов показывает, что в широко развернувшемся в первой половине XX в. строительстве русских церквей за границей (в частности, в Китае и Японии), продолжали свое развитие архитектурные стили, традиционные для России. Причем, наибольшее распространение получил именно русский стиль, который выразился в большинстве храмовых сооружений. Немногочисленные православные храмовые постройки в Японии также строились в полном соответствии с российскими образцами, исключительно в русском стиле.

Таким образом, поскольку в России в начале XX в, было прервано церковное строительство, то территория Китая являлась местом, где были продолжены традиции русского зодчества. В среде чужеродного социума задача национальной идентификации ставилась в первую очередь перед храмовыми постройками, так как именно они отражали духовно-культурные ценности русской диаспоры в Китае, имея особый символический смысл.

Несмотря на то, что немногочисленные оставшиеся памятники русской храмовой архитектуры на востоке Азии изменили свое функциональное назначение, используются не по назначению, были перестроены или находятся в полуразрушенном состоянии, они представляют большую историко-культурную и архитектурно-художественную ценность. Проведенное научное исследование способствует выявлению этой ценности, включения их в число признанных памятников зодчества своего времени и разработке адекватных методов их охраны, реставрации и использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе систематизации опубликованных материалов и выявлении новых архивных данных восстановлена картина русской архитектурно-строительной деятельности на востоке Азии в начале XVIII - середине XX вв. в области православного церковного зодчества.

Как показали исследования, в силу исторических событий церковное строительство продолжало свое развитие в Китае, где находилось огромное количество эмигрантов вплоть до середины XX в., в то время как в России советской властью строительство новых церквей было запрещено. За пределами России - во многих европейских странах, в Японии и особенно в Китае сохранялись традиции русского церковного зодчества. Только в период 1918-1946 гг. в разных городах Китая были построены более пятидесяти храмов, в том числе около двадцати в Харбине. Общее количество храмовых построек в Китае, выявленных в результате исследования, составляет около ста.

Начавшись с малочисленных церковных сооружений, построенных первыми миссионерами, процесс создания русской храмовой архитектуры в Китае постепенно набирал силу на протяжении всего периода деятельности Русской Духовной миссии и достиг своего наивысшего развития в первой половине XX в., что было обусловлено экономическим (строительство Китайской Восточной железной дороги) и политическим (революционные событиями в России и эмиграция русского населения в Китай) факторами. Всего за период между 1727 и 1944 гг. в Китае было создано более 90 храмов.

В создании русских православных храмов принимали участие архитекторы, не только получившие образование в Санкт-Петербурге (Денисов К.Х., Осколков М.М., Тустановский Б.М., Подлевский И.В., Жданов Ю.П. и др.), но и выпускники Харбинского политехнического института (Смирнов Ю.В., Уласовец Е.А.), а также многие другие архитекторы и местные строители, имена которых до нас не дошли. Некоторые церковные сооружения создавались без привлечения профессиональных архитекторов или типовых и индивидуальных проектов. Они строились по заказу начальников Русской Духовной миссии в Пекине или по инициативе самих миссионеров силами местных строителей и, впоследствии, русских эмигрантов.

Исследования показали, что активизация церковного строительства в Китае, вызванная возведением КВЖД в начале XX в., продолжалась более активно в период русской эмиграции. В православном зодчестве Китая сложились следующие типы храмовых сооружений: соборы и приходские церкви; монастырские комплексы; церкви-школы; кладбищенские и памятные храмы и часовни; домовые церкви; походные церкви.

Анализ православных храмов в образе и структуре городов Китая позволяет выделить следующее. В городах и поселках, созданных в полосе отчуждения Китайской Восточной железной дороги (Харбин, Дальний, Порт-Артур, Мукден, ст. Маньчжурия, Пограничная, Мурен и др.) православные храмы ставились соответственно древнерусской градостроительной традиции: в центре площади, в конце улицы, замыкая перспективу, в периметре застройки, т.е. с разных точек зрения создавали непрерывный живописный силуэт города. Такое разнообразие приемов постановки храмов характерно для Харбина. На фоне сложившейся исторической застройки других городов в Китае доминанты храмов при их небольшом количестве терялись (Пекин, Шанхай, Урумчи, Сахалян, Калган, Ханькоу, Тяньцзин). Они поглощались городской средой, масштаб их нивелировался окружающей застройкой.

В ансамблях монастырей Русской Духовной миссии нашли свое отражение традиционные каноны древнерусского монастырского градостроительного опыта, а также индивидуальные особенности, обусловленные особым географическим местоположением внутри другой страны, влиянием китайской национальной культуры. Монастырские комплексы Русской Православной Церкви в Китае активно развивались и обустраивались на протяжении всего XIX и до середины XX вв., в то время как ансамбли российских монастырей интегрировались в городскую застройку и, после 1917 г., закрывались совсем.

В станционных поселках полосы отчуждения Китайской Восточной железной дороги широко внедрялось строительство храмов по типовым проектам, разработанным русскими инженерами в Санкт-Петербурге. В результате исследования выявлено, что некоторые возводимые здания церквей-школ на станциях КВЖД существенно отличались от типовых проектов, созданных в Санкт-Петербурге. При их строительстве вносились коррективы, обусловленные местными условиями.

В православном церковном зодчестве начала XVIII - первой половины XX вв. на территории Китая оформились такие типы объемно-пространственной композиции храмов, которые в целом соответствовали русской архитектурно-строительной практике и являлись ее прямым продолжением. Наибольшее распространение в церковном строительстве имели храмы с продольно-осевой ориентацией, трехчастные и "храмы с трапезной". Применение новых конструктивных технологий, оперирование крупными объемами стало отличительной чертой православного храмового зодчества в Китае. Стремление создать впечатляющий образ, обращаясь к архитектурному наследию, оперирование крупными объемами, привлечение декоративной отделки как средства выразительности -наиболее характерные приемы, использующиеся в православном храмовом строительстве на территории Китая.

Храмовое строительство, ставшее частью архитектурно-градостроительной политики при освоении новой территории, было призвано символизировать Россию. Поэтому архитектура храмов и часовен наделялась подчеркнуто русскими чертами, что определяло выбор объемно-пространственной композиции, стилистического решения, размещения в структуре городского пространства, а также топонимики храмов. В диссертации выявлено, что архитектура православных храмов на востоке Азии становилась прямым продолжением развития российского храмового зодчества. Предпочтение в стилевом решении православных русских храмов на востоке Азии отдавалось русскому стилю и его вариантам: неорусскому, византийскому. В русском стиле было выстроено подавляющее большинство православных храмов в Китае и Японии, за исключением первоначальных церковных построек, подверженных влиянию местной архитектуры, и храмов, несущих характер временных сооружений в силу экономического фактора.

Русские православные храмы, созданные в Китае в период с конца XVIII до середины XX вв., представляют собой огромный пласт русской культуры, важный для понимания не только общих процессов развития русского зодчества, но и значимый для восполнения лакун, имеющихся, в частности, в истории церковного зодчества. Выявленные на территории Китая и Японии русские православные храмы представляют большую исто-рико-художественную ценность, они должны быть включены в число признанных памятников русского зодчества, чему в немалой степени способствует данное исследование.

135

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Масленникова, Диана Сергеевна, 2006 год

1.Альбом сооружений и типовых чертежей Китайской Восточной Железной дороги. 1897-1903 гг. СПб, 1903. РГИА, Ф. 350, оп. 65, д. 117.

2. Альбом сооружений Китайской Восточной Железной дороги. 18971903 гг. СПб, 1904. РФ ДВГНБ.

3. Анисимов А.Л. Из истории деятельности российской духовной миссии в Пекине в 40-50-е годы XIX в.//Исторический опыт освоения восточных районов России. Кн. II: Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. Владивосток: ДВО РАН, 1993. С. 185-188.

4. Анучин А.В. Очерки Маньчжурии. Города.(Мукден, Дальний, Чаньчунь, Харбин)//География в школе. М, 1947, N 1. С. 17-24.

5. Архиепископ Нестор. Часовня памятник памяти Венценосных Мучеников. Харбин, 1920. 14 с.

6. Ащепков Е.А. Архитектура Китая. М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. 514 с.

7. Благовещенская церковь на Пристани в Харбине. Русская Духовная миссия в Пекине. РГИА, Ф. 835, оп. 1, д. 1112, л. 18.

8. Богоявленская церковь в Шанхае. Русская Духовная миссия в Пекине. РГИА, Ф. 835, on. 1, д. 1112, л. 17.

9. Ю.Бобин О.Б. Осколок Российской империи (История г. Харбина как центра русской эмиграции на Востоке)//Родина. М.: 1995, N 1. С. 13-25.

10. Бобин О.Б. Прощание с русским Харбином. М.: Наследие, 1994. 98 с.

11. Бобин О.Б. Фотоматериалы по истории КВЖД и г. Харбина//Родина. 1995, N2. С. 67-98.

12. Борисова Е.А., Каждая Т.П. Русская архитектура конца XIX-начала XX вв. М.: Наука, 1979. 490 с.

13. М.Бондаренко И.А. Древнерусское градостроительство: традиции и идеалы. М.: Едиториал УРСС, 2002. 43 с.

14. Бондаренко И. А. Средства создания архитектурно-художественного единства в русском градостроительстве XVI в.: Автореф. дис. .канд. ар-хит. М., 1980.24 с.

15. Бондаренко И.А. Образ тверди небесной в традициях храмового зодчества//Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 45-63.

16. Бу сева-Давыдова И.Л. К проблеме канона в православном храмостроении//Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 63-73.

17. Вагнер Г.К. Архитектурная программа Андрея Боголюбского//Древности славян и Руси. М.: Наука, 1988. 140 с.

18. Ванина И. Ю. Роль миссионеров русской православной церкви в освоении восточной Азии//Исторический опыт освоения восточной Азии. Кн. И: Тез. докл. междунар. науч. конф. Владивосток: ДВО РАН. 1993. С. 163-165.

19. Василенко Н.А. Об основных этапах миграционного движения из России в Китай в дооктябрьский период//Россия и Китай на дальневосточных рубежах. 5. Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 224-229.

20. Василенко Н. Русское население в Маньчжурии (конец XIX-начало XX вв.)//Дальний Восток России в контексте мировой истории: от прошлого к будущему: Материалы междунар. науч. конф. Владивосток: ДВО РАН, 1997. С. 165-171.

21. Васильев М.Н. Маньчжурия и КВЖД. Томск, 1898. 56 с.

22. Великая Маньчжурская империя. К 10-летнему юбилею. Харбин: Слово, 1942. 86 с.

23. Вопросы всеобщей истории архитектуры. Отв. ред. Воронов А.А. Вып. 2. М.: Наука, 2004. 280 с.

24. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. Гл. ред. Баранов Н.В., т. 10. Архитектура XIX-начала XX в./Под ред. Хан-Магомедова С.О. М.: Стройиз-дат, 1972. 540 с.

25. Воскресенский собор в Хакодатэ//Тихоокеанская звезда. Хабаровск, 1990, 20 мая.2 8.Гол овин В. Китайская карта в приамурском варианте/УПриамурские ведомости. 1995, 17 марта.

26. Генеральный план русского кладбища в Пекине. Русская Духовная миссия в Пекине. РГИА, Ф. 835, on. 1, д. 1112, л. 22.

27. Гузанов В. Святитель Николай Японский//Япония сегодня. М., 1999, N 5. С. 36-38.31 .Давидов Д.А. Колонизация Маньчжурии и Северо-Восточной Монголии. Владивосток, 1911. 60 с.

28. Дацышен В.Г. Русские в Северной Маньчжурии//Россия и АТР. Владивосток, 1993, вып. 2. С. 108-109.

29. Денике Б.П. Города и страны. Китай. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. 248 с.

30. Дмитриев И. От Харбина до Даляна//Тихоокеанская звезда. Хабаровск, 1995, 23 августа.

31. Дмитренко А.В. Православие в Приморье и Китайской Народной республике в XX в.//Российское Приморье и Китайская Народная республика на рубеже третьего тысячелетия: современное состояние и перспективы сотрудничества. Владивосток, 1999. С. 71-78.

32. Жуковская Е.И. Благотворительная деятельность Русской православной церкви в Харбине в 1934-45 гг.//Миграционные процессы в восточной Азии: Тез. докл. междунар. науч. конф. Владивосток, 1994. С. 164-165.

33. Жилевич Т. В память об усопших в земле маньчжурской и харбинцах.

34. Мельбурн, 2000. 140 с. 38.3ападный фасад колокольни при Русской Духовной миссии в Пекине. РГИА,Ф. 835, оп. 1,д. 1112, л. 15.

35. Иконников А.В.ЮОО лет русской архитектуры. М.: Наследие, 1990. 230 с.

36. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. М.: Стройиздат, 1980. 190 с.

37. Иркутские епархиальные ведомости. 1872, вып. 23, 27.

38. Исторический обзор КВЖД. 1896-1932 гг./Сост. Е.Х. Нилус. Харбин, 1923.310 с.

39. Исторический обзор КВЖД (сост. Канцелярией Правления Общества КВЖД). Т. 1.СП6., 1914. 420 с.

40. История градостроительного искусства. Т.1. Бунин А. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. М.: Стройиздат, 1979. 204 с.

41. История Российской Духовной Миссии в Китае/Под ред. Д. Поздняева. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1997. 270 с.

42. Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII первой половине XIX в. М.: Стройиздат, 1963. 180 с.

43. Кауфман А.А. Переселение и колонизация. СПб., 1995. 120 с.

44. КВЖД сообщение Европы с Дальним Востоком через Сибирь. М., 1909. 36 с.

45. КВЖД. Исторический очерк. СПб., 1914, Т. 1. 1896-1905. 268 с.

46. КВЖД: общество Китайской Восточной железной дороги. 1903-1905. СПб., вып. 1. 1903; вып. 2. 1905; вып. 3. 1905.

47. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 годов. М.: Стройиздат, 1978. 316 с.

48. Китайский благовестник. СПб., 1997. 48 с.

49. Кобко В.В. Судьба репатриации//Россияне в Азиатско-тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы I междунар. науч.-практ. конф. Владивосток: ДВО РАН, 1999. С. 173-179.

50. Ковалевский П.Е. От Малороссии до Желтороссии//Родина. 1995, вып. 2. С. 34-42.

51. Кожевникова И.Е. Он знал одной лишь думы власть.(читая "Дневники святого Николая"). Знакомьтесь Япония. М., 2002, N 33, 34. С. 18-24.

52. Козыренко Н.Е., Меерович М.Г. Города вдоль КВЖД полилог куль-тур//Россия и Китай на дальневосточных рубежах.5. Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 252-256.

53. Комарова М. История Благовещенской церкви в Харбине. Харбин, 1941. 201 с.

54. Кочубей О.И., Печерица В.Ф. Исход и возвращение. Русская эмиграция в Китае в 20-40-е годы. Владивосток, 1998. 140 с.

55. Крадин Н.П. Благовещенский храм в Харбине//Россия и АТР. Владивосток. 2000, №1. С. 37-45.

56. Крадин Н.П. Из истории русской церкви в Пекине//Духовная жизнь Дальнего Востока. Материалы региональной конференции. Хабаровск, 2000, С. 146-151.

57. Крадин Н.П. Николаевский собор в Порт-Артуре//Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск: АмГУ, 2002. С. 302-308.

58. Крадин Н.П. Православный колорит Харбина//Третьи чтения памяти М.П. Даниловского. Хабаровск: ХГТУ, 1999. С. 145-149.

59. Крадин Н.П. Православные храмы в городах Китая//Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 703-731.

60. Крадин Н.П. Православные храмы в Китае//Вестник ДВО РАН. Владивосток. 2002, №6. С. 204-216.

61. Крадин Н.П. Русские архитекторы и Харбин//Третьи чтения им. проф. М.П. Даниловского. Хабаровск: ХГТУ, 2000. С. 23-35.

62. Крадин Н.П. Русские города в Китае//Архитектура Восточной Сибири и Дальнего Востока. Вып. 1. Русские города на Дальнем Востоке. Отв. ред. Крадин Н.П. Хабаровск: ХГТУ, 2002. С. 109-143.

63. Крадин Н.П. Русские православные церкви в Китае//Россия и АТР. Владивосток, 1998, №1. С. 72-78.

64. Крадин Н.П. Троицкая церковь в Благовещенске и Софийский храм в Харбине и их прототипы//Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск: АмГУ, 2001, вып.2. С. 108-113.

65. Крадин Н.П. Харбин русская Атлантида. Хабаровск: Издатель Хво-ров А.Ю., 2001. 352 с.

66. Краткая история Русской Православной Миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 г. двухсотлетнего юбилея ее существования. Пекин, 1916. 180 с.

67. Крашенинникова Т.И. Русское архитектурное наследие в Иерусалиме второй половины XIX начала XX вв.: Автореф. дис. .канд. арх. М., 2004. 24 с.

68. Кротова М.В. Харбин аванпост русской промышленности, торговли и культуры в Маньчжурии (1898-1917 гг.): Автореф. дис. .канд. ист. наук. СПб., 1996. 28 с.

69. Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм//К свету. Вып. 17. Символика русского храмоиздательства. М., 1995. С. 32-46.

70. Кудрявцев М. Русский храм//К свету. Вып. 19. Символика русского храмоиздательства. М., 1995. С. 26-38.

71. Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940 гг. М.: Наследие, 1994.90 с.81 .Кэнторович А. Обломки империи. (История КВЖД). СПб., 1935. 80 с.

72. Ипатьева А. А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX-начале XX вв.: Авто-реф. дис. канд. ист. наук. Красноярск, 1999. 22 с.

73. Ипатьева А.А. Русская православная миссия в Японии в годы русско-японской войны//Материалы науч.-практ. конф. преподавателей ЮСГПИ. Южно-Сахалинск. 1995. С. 21-23.

74. Исторический очерк христианской проповеди в Китае: Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1860, кн.4. 64 с.

75. Лазарева С.И. Российская эмиграция в Маньчжурии: проблемы социальной адаптации (20-е сер. 40-х гг. XX в.)//Россия и Китай на дальневосточных рубежах.2 Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 236-239.

76. Левошко С.С. Православные храмы-памятники русским воинам в Китае: идейное содержание и архитектурная символика//Россия и Китай на дальневосточных рубежах.5. Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 417-418.

77. Левошко С.С. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX-первая половина XX в. Хабаровск: Частная коллекция, 2003. 230 с.

78. Левошко С.С. Русское архитектурное зарубежье первой трети 20 века: храмы-памятники Николаю II в Шанхае (арх. Ярон) и Брюсселе (арх. Ис-целеннов)//Вопросы всеобщей истории архитектуры.2. Отв. ред. А.А. Воронов. М.: Наука, 2004. С. 88-92.

79. Ли Шу Сао. Деятельность Харбинской православной епархии//Дальний Восток России Северо-Восток Китая: историч. опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск, 1998. С. 172-174.

80. Мазур Л.Д. Закономерности развития русского города XI-XVIII вв. на примере Владимирской губернии: Автореф. дис. .канд. архитектуры. М, 1998.30 с.

81. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: Стройиздат, 1997. 170 с.

82. Медведев Д. Христианство в Японии. Оренбург, 1906. 20 с.

83. Мелихов Г. В. Маньчжурия далекая и близкая. М.: Наука, 1991. 120 с.

84. Мелихов Г.В. Маньчжуры на Северо-Востоке Азии (XVII в.). М.: Наука, 1974. 70 с.

85. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924). М.: Наука, 1997. 110 с.

86. Мещеряков А.Н. "Христианское столетие" в Японии: проблема культурного отторжения//Восток. 1993, № 5. С. 46-52.

87. Ю1.Моренко В. К вопросу о миссионерской деятельности Русской православной церкви на Дальнем Востоке//Исторический опыт освоения восточных районов России. Кн. II: Тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. Владивосток: ДВО РАН, 1993. С. 168-170.

88. Ю2.Мясников B.C. Империя Цин и Русское государство в XVII в. М.: Высшая школа, 1980. 180 с.

89. Мясников B.C. Историко-культурные особенности экономического взаимодействия России с Китаем. М.: Высшая школа, 1993. 146 с.

90. Ю4.Наганава Мицуо. Японская православная церковь в период (1868 -1912)//Восток. 1993, № 6. С. 14-20.

91. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992. 58 с.

92. Настоящее положение и современная деятельность православной Миссии в Китае//Православный собеседник. М., 1885, N 8. С. 5-9.

93. Новая история Китая. М.: Высшая школа, 1972. 204 с.

94. Ю8.0половников А.В. Сокровища Русского Севера. М.: Стройиздат, 1989.340 с.

95. Ю9.0рфинский В.П. К вопросу о национальном своеобразии культового зодчества России//Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 125-181.

96. Отчет о деятельности комитета по постройке храма по постройке храма при С.-Петербургском подворье Пекинской православной миссии. СПб., 1912.14 с.

97. Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток: Дальневосточный ун-т, 1999. 124 с.

98. Петров В.Г. Россия на Дальнем Востоке. М.: Высшая школа, 1985. 76 с.

99. План Дальнего с указанием размещения православных храмов. РФ ДВГНБ, фотоальбом "Город Дальний", 1904.

100. План подворья в Пей-тай-хо на 1903 г. Русская Духовная миссия в Пекине. РГИА, Ф. 835, on. 1, д. 1112, л. 24.

101. План Порт-Артура. О распределении земель в Порт-Артуре. РГИА, Ф. 323, оп. 1,д. 1169.

102. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. М.: Искусство, 1995. 158 с.

103. План Успенского монастыря в Пекине. Русская Духовная миссия в Пекине. Русская Духовная миссия в Пекине. РГИА, Ф.835,оп,1, д. 1112, л. 21.

104. План Харбина О.Р.В.П. с приложением списка улиц с указанием их новых и старых названий. ГАХК, Ф. 830, оп. 12, д. 6778.

105. Православие в Китае (1900-1997 гг.)/Под. ред. Поздняева Д. М.: Свято-Владимирское Братство, 1998. 80 с.

106. Политехник. Сидней, 1979. N 10.

107. Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. СПб.: Православная Духовная Академия, 1993. 190 с.

108. Православие на Дальнем Востоке. Вып. 2.: Памяти святителя Николая, апостола Японии. 1836-1912. СПб.: Православная Духовная Академия, 1996. 108 с.

109. Православие на Дальнем Востоке. 275-летие Российской Духовной миссии в Китае. СПб.: Православная Духовная Академия, 1993. 120 с.

110. Православная церковь в Калгане/ДДерковные ведомости. М. 1895, N 38.

111. Православный храм в Токио. Токио, Матсуиима, 1896. 60 с.

112. Проект православного собора в Порт-Артуре арх. И.А. фон Гоге-на//Строитель. СПб., 1902, N 7, 8. С. 18-24.

113. Проект церкви в Сахаляне//3аря. Харбин, 1941, 24 мая. ГАХК, Ф. 830, on. 1, д. 3398.

114. Прозорова Г. В. Иконописцы в изгнании//Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток Запад. Вып. 1.: Материалы междунар. науч. конф. Владивосток: ДВО РАН, 1994. С. 9-12.

115. Путеводитель КВЖД. СПб, 1906.

116. Путеводитель по Шанхаю//Сост. Г.Г. Сюннерберг. Шанхай: Издание Русского Книгоиздательства и Типографии Комитета Общественной Помощи в Шанхае, 1919.

117. Редкий фонд ДВГНБ, фотоальбом "Великий Харбин", 1904.

118. Редкий фонд ДВГНБ, фотоальбом "Город Дальний", 1902.

119. Редкий фонд ДВГНБ, фотоальбом "По Северной Маньчжурии", 1903.

120. Редкий фонд ДВГНБ, фотоальбом "Маньчжурия", 1901.

121. Редкий фонд ДВГНБ, фотоальбом "Токио", 1896.

122. Редкий фонд ДВГНБ, фотоальбом "Япония", 1903.

123. Рисунок часовни-памятника Венценосным Мученикам//3аря. Харбин, 1936, 17 мая. ГАХК, Ф. 830, on. 1, д. 3328.

124. Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков//Материалы I научно-практической конференции. Кн.1. Владивосток, 1999. 418 с.

125. Роль православной религии в духовной жизни изгнанни-ков//Печерица В.Ф. Восточная ветвь русской эмиграции. Владивосток: Дальневост. ун-т, 1994. С. 176-182.

126. Роль Православной церкви в духовной жизни беженцев//Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток: Дальневост. ун-т, 1999. С. 10-43.

127. Русская Духовная миссия в Пекине. СПб., 1903. РГИА, Ф. 835, on. 1, д. 1112, № 15, лист 21, № 18.

128. Русские в Шанхае/Сост. В.Д. Жиганов. Шанхай: Издание Русского Книгоиздательства и Типографии Комитета Общественной Помощи в Шанхае, 1936. 340 с.147 .Русские церкви в Мацуяма и Осака. ГАКХ, Родина. Военно-народный альманах на 1911 г. Одесса, 1911.

129. Русский настольный календарь. Харбин: Слово, 1937. 94 с.

130. Русское градостроительное искусство. Древнерусское градостроитель-ство//ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. Под общей ред. Н.Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат, 1993. 392 с.

131. Русское градостроительное искусство. Градостроительство Московского государства XVI-XVII веков//ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. Под общей ред. Н.Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат, 1994. 317 с.

132. Русское градостроительное искусство. Москва и сложившиеся русские города XVIII-первой половины XIX веков//ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. Под общей ред. Н.Ф. Гуляницкого. М.: Стройиздат, 1998. 354 с.

133. Русское градостроительное искусство//ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. Под общей ред. Н.Ф. Гуляницкого. Петербург и новые российские города. М.: Стройиздат, 1995. 380 с.

134. Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы. Т.1. 1608 1683 гг. М.: Высшая школа, 1969. 410 с.

135. Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы. Т.2. 1686 ~ 1691 гг. М.: Высшая школа, 1972. 380 с.

136. Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы. Т.З. 1700 1725 гг. М.: Высшая школа, 1978. 388 с.

137. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. М.: Стройиздат, 1984. 304 с.

138. Савельев Ю.Р. Архитекторы храмов в "византийском сти-ле"//Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 566-625.

139. Савельев Ю.Р. "Византийский стиль" в архитектуре России: вторая половина XIX начала XX века. СПб.: "Лики России" - "Проект 2003", 2005. 272 с.

140. Северная Маньчжурия и КВЖД. Харбин: Слово, 1922. 56 с.

141. Свято-Покровская церковь арх. Жданова Ю.П.//Рубеж, 1937, N 46.

142. Сладовский Л.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем до 1917 г. М.: Высшая школа, 1974. 148 с.

143. Славина Т.А. Исследователи русского зодчества. Русская историко-архитектурная наука XVIII-начала XX в. Л, 1983. 216 с.

144. Собор в Токио//3аря. Харбин, 1930, 1 января. ГАХК, Ф.830,оп.1, д. 3322.

145. Софийский собор в Харбине//3аря. Харбин, 1926, 20 сентября. ГАХК, Ф. 830, on. 1, д. 3308.

146. Список православных церквей Харбина на 1945 год. ГАХК, Ф. 830, оп. 1, д. 244, л. 13-14.

147. Список церквей по линии КВЖД (линейных). ГАХК, Ф. 830, on. 1, д. 244, л. 34.

148. Сумароков Е.А. XX лет Харбинской епархии. Харбин: Слово, 1942. 106 с.

149. Таскина Е.П. Неизвестный Харбин. М.: Наследие, 1994. 68 с.

150. Таскина Е.П. Русский Харбин. М.: Наследие, 1998. 90 с.

151. Тереньтев Н. Железнодорожное строительство в Маньчжурии и КВЖД//Советская Азия. М, 1931, вып. 5-6. С. 56-61.

152. Троицкая Т.Ю. Архитектура зданий периода строительства КВЖД (конец XIX-начало XX вв.): автореф. дис. .канд. арх. Новосибирск, 1999. 24 с.

153. Тимковский Е. Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 гг. Ч. 1. Переезд до Пекина. Ч. 2. Пребывание в Пекине. СПб., 1824. 168 с.

154. Туманик А.Г. Идейно-символические аспекты архитектуры русского православного храма//Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2004.С. 108-125,

155. Тыкоцкий Г.Б. Православные храмы Харбина. Екатеринбург: СВ 96, 1999. 104 с.

156. Фасады Св. Алексеевской церкви в р-не Харбина Модягоу//Заря. Харбин, 1933. 22 сентября. ГАХК, Ф. 830, on. 1, д. 3328.

157. Федорова Ю.С. Русская православная церковь в Северо-восточном Китае. 20-30 гг. XX в.//Россия и ATP, N 3, 2004. С. 102-113.

158. Чабров Г.Н. Русские архитекторы дореволюционного Туркестана. В кн.:

159. Архитектурное наследие Узбекистана. Ташкент, 1960. 146 с. 181.Чан Хуайшен. Архитектура Харбина. Харбин, 1988. 308 с. 182.Черкасов-Георгиевский В.Г. Русский храм на чужбине. М.: Наследие, 2003. 96 с.

160. Ширинская Е.М. Харбин Маньчжурия. Сидней, 1998, 102 с.

161. Шквариков В.А. Планировка городов России XVIII и начала XIX в. М.: Изд-во Всесоюзной Академии Архитектуры, 1939. 158 с.

162. Шубина С. А. Русская православная миссия в Китае (XVIII начало XX вв.): Автореф. дис. .канд. ист. наук. Ярославль, 1998. 24 с.

163. Шульц С.С. Храмы С.-Петербурга (история и современность). Справочное издание. СПб.: ГЛАГОЛ, 1994. 320 с.

164. Юбилейный сборник Харбинского биржевого комитета. Харбин, 1934. 50 с.

165. Южный фасад Благовещенской церкви в Харбине//3аря. Харбин, 1931, 7 июня. ГАХК, Ф. 830, on. 1, д. 3327.

166. Юсупова М.А. Градостроительство и европейская архитектура Коканда конца XIX-начала XX вв.//Архитектура и строительство Узбекистана. Ташкент, 1989, № 10. С. 27-32.

167. Юсупова М.А. Градостроительство и архитектура Андижана конца XIX-начала XX вв.//Маскан. Ташкент, 1993, № 5, 6. С. 34-39.

168. Харбин ветка русского дерева. Сост. Селькина Д.Г. ТаскинаЕ.П. Новосибирск, 1991. 325 с.

169. Хлеб Небесный. Харбин, 1943, N 10, 1945, N 6.

170. Храм в Модягоу//Заря. Харбин, 1930, 13 октября. ГАХК, Ф.830,оп.1,д. 3325.

171. Хайт Л.В. Античные истоки и образно-стилевые характеристики христианского зодчества//Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. Отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 6-26.

172. Церковные ведомости. СПб, 1895, N 38.

173. Церковный Вестник. СПб, 1885, N 46.

174. Церковь Николая Чудотворца в р-не Затон, г. Харбин // Заря. Харбин, 1928, 8 октября.

175. Церковь Серафима Саровского на русском кладбище в Пекине. РГИА, Ф. 835, on. 1, д. 1112.

176. Япония сегодня. М„ 2002, N 33.i

177. АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

178. НА ВОСТОКЕ АЗИИ (НАЧАЛО XVIII ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВВ.)11.5 ХРАМ ПОДВОРЬЯ ПЕКИНСКОЙ МИССИИ В CAHKT ПЕТЕРБУРГЕ11.1 КАРТА РОССИЯ КИТАИ11.4 ХРАМ В КАЛГАНЕ (1892 г.)11.2 КАРТА КИТАЯ1. ГЛАВА I

179. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ВОСТОКЕ АЗИИ

180. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ ДУХОВНЫХ МИССИЙ НА1. ВОСТОКЕ АЗИИ

181. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ПОСТРОЕК В1. КИТАЕ1 ПРИХОДСКИЕ ХРАМЫ И СОБОРЫ2 МОНАСТЫРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ3 ЦЕРКВИ-ШКОЛЫ

182. КЛАДБИЩЕНСКИЕ И ПАМЯТНЫЕ ХРАМЫ И ЧАСОВНИ5 МОЛИТВЕННЫЕ ДОМА4 \Х\ ХРАМ ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ II В ШАНХАЕ (АРХ. ЯРОН А.И., 1932 г.)

183. II.3.9 ОТРЯДНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОРТ-АРТУРЕ111.3.6 ПРИХОДСКАЯ ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ХАРБИНЕ (1928 г.)

184. III.1.4 ЧАСОВНЯ ВЕНЦЕНОСНЫХ МУЧЕНИКОВ В ХАРБИНЕ (АРХ. ОСКОЛКОВ М.М., 1935 г.)

185. II.1.14 ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ХАРБИНЕ (1924 г.)5 1.2.4 ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ В ШАНХАЕ

186. НАД В РАТНАЯ КОЛОКОЛЬНЯ и УСПЕНСКИЙ ХРАМ НА КЛАДБИЩЕ В ХАРБИНЕ (1908 г.)

187. III.2.7 СОБОР В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ" В ШАНХАЕ (АРХ. ЛИХОНОС Я.Л., 1932 г.)

188. II.2.11 ЦЕРКОВЬ-ШКОЛА НА СТАНЦИИ ПОГРАНИЧНОЙ12.5 ПОХОДНАЯ ЦЕРКОВЬ

189. РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В ОБРАЗЕ И СТРУКТУРЕ ЗАРУБЕЖНОГО ГОРОДА

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.