Атеистические аспекты грузинских национальных традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Циквадзе, Русудан Ивановна

  • Циквадзе, Русудан Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Тбилиси
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 207
Циквадзе, Русудан Ивановна. Атеистические аспекты грузинских национальных традиций: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Тбилиси. 1984. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Циквадзе, Русудан Ивановна

Вступление.I

Глава I. Сущность традиций,дх социальная функция д особенности проявлендя.19

§ I. Сущность традиций д особенностд дх проявлендя.19

§ 2. Траддцдд д культура.39

Глава П. Атедстдчеекде аспекты грузднскдх нацдональных траддций.54

§ I. Свадебные траддцдд в Груздд.54

§ 2. Семейно-бытовые траддцдд в Груздд.74

§ 3. Традицид гостепрддмства в Груздд.; . .95

§ 4. Грузинские траддцдд почдтандя покойных.

§ 5. Религиозные траддцдд д особенностд дх проявлендя.125

Глава Ш. Традиции и современность.140

§ I. Борьба против вредных традиций и обрядов в конце второй половины ХСХ века.140

§ 2. Траддцдд и новации.152

Заключенде.165

Прдложенде.168

Спдсок дспользованных дсточндков д лдтературы.194

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Циквадзе, Русудан Ивановна

ЗАКЛЮЧЕН И В

Научное объяснение природы традиции, определение ее места и роли в общественных процессах позволяет установить, что они как социальный феномен являются составной частью исторических эпох, по своей преемственности, стабильности, дательной и систематической повторяемости они совпадают с историческим процессом, сохраняют ценностные нормы и выявляются в виде устного закона, стремятся к будущему, чем становятся носителями диалектической природы.

Исследование.национальных традиций с атеистической точки зрения. имеет две цели: а/ практическую - что подразумевает оживление ценностных традиций, их еще большую активизацию в жизни и тем самым противопоставление религиозным традициям, культу и ритуалу вообще; теоретическую цель, т.е. изучение традиции как определенной части национальной культуры, фактически подразумевает изучение национальной культуры и установление соответствующих критериев.

Сохранение положительных национальных обрядов и ритуалов, развитие новых гражданских обрядностей всецело направлено против религии и делает возможным целенаправленную атеистическую пропаганду, которая является составной частью нашей идеологической и воспитательной работы.

Безрелигиозный обряд как сильнейшее средство преодоления религиозности, вырастает из сегодняшней жизни, из действующих общественных и семейных отношений, из индивидуальных и групповых норм поведения, именно по этому в процессе разработки новых национальных обрядов всегда надо учесть, что жизненные темпы и масштабы, оказывают обратное влияние на традиции и в определенный исторический период положительные могут оказаться помехой.

Изучение национальных свадебных,иемейных и бытовых традиций, их роли в деле социализации индивида является вопросом научного исследования социалистического образа жизни. Правильное рассмотрение этого вопроса делает возможным совершенствовать систему воспитательной работы, ее приспособление к новым условиям. Много будет зависеть от того, насколько системным будет в нем удельный вес положительных национальных традиций с предусмотрением соци -алъно-психологического механизма, составными частями которого являются установки, потребности, способность адаптации, вопрос о взаимоотношении индквдца и группы, социальной группы "мой" и "чужой" , конформизм и т.п.

Здесь же следует обратить внимание, что этнос как социальное образование является определяющей самого индивида, что может выразиться как в материальном производстве, так и в установлении отношений между людьми. А это не что иное как коммуникабельность. Тот сТакт, что в настоящее время люди менее коммуникабельны - и это одна из важных проблем современности - подчеркивает, что традиции, как формы индивидуальных и групповых отношений, играют роль именно таких коммуникаторов, взятые в целом, они становятся объектами наблюдения специалистов, и этим самым способствуют исследования»] на высоком научном уровне целого ряда положительных, национальных особенностей.

Разделение традиций на положительные и отрицательные социальные явления должно проходить во взаимоотношении с ценностными нормами общества.

Для исследования истории и содержания традиций может быть использован метод группировки традиций по их содержанию и формам проявления, с помощью которых молено было бы установить с чем бороться, что нужно отбросить, что восстановить, усилить и тем самым сохранить.

Переход традиции в негативное, т.е. в его противоположное -показатель ее отчуждения. В таком случае традиция не только стареет, но уже не является способствующим средством для полноценного осуществления существенных сил личности, к до того органическая для индивида, она становится чужой. Это может случиться тогда, когда в традициях проявляется такое содержание, которое не вытекает из ее природы, но действует именем традиции.

В процессе изучения национальных традиций проведение социологических исследований дает возможность установить общественное мнение о действующих в настоящее время традициях, предусмотрев их взаимоотношения с современностью и проявления их особенностей, разработку рекомендаций, которые отразятся в планах социального развития республики.

Во время исследования атеистических аспектов грузинских национальных традиций на передний план должны быть ввдвинуты не только изучение их содержания, но и массовый характер, это осо -бенно важно сегодня, потому что, если не будут охвачено все население республики, если не будет вырабатана единая позиция по отношению к религии и церкви, не будет показана взаимосвязь интернационального и атеистического воспитания, то трудно вести эффективную атеистическую пропаганду. Именно поэтому анализ традиций является вопросом мелэдисщшлинарного изучения. хашяща л* х

Вопрос Ответы Деятельность /в проце нтах/ рабочий пред. днтел. | студент домохозяйка пенсд-онер ДРУГОЕ

I 2 3 4 5 6 7 8

Каково Ваше личное отношение к яв ле ни ям, к о т орые ЦК КП Грузии определяет как вредные /обычай, обряды д т.д./? Приходится ли Вам принимать участие, соблюдать те обычаи я традиции, ко I. В больших масштабах их проведение вредно и неоправдан о 28,5 50,5 28,3 66,6 47,8 33,3

2. Для сохранения их положительных черт считаю н< обходимым узаконить их ограничение и запретить сбор денег. з— 41,0 45,1 55,1 13,3 39,1 33,3

3. Не вижу возможности исправлений 25,0 12,9 12,8 6,6 13,0 0

4. Считаю,что вмешательство в эту сферу ничего не даст,да и не нужно 5,3 4,3 11,3 13,3 8,6 33,3

5. Другое /впишите/ 0,0 1,0 0,0 0,0 4,3 0,0

I. Считаю их вредными д именно поэтому не прднИ' маю в них участие д не соблюдаю сам. - 8,9 21,5 21,6 66,6 47,8 33,3

I 2 3 4 5 6 7 8 торые оценяБаются в постановления ЦК КП Грузия как негативные, вредные? 2. Иногда принимаю участие я соблюдаю: сам. 21,4 21,5 26,2 13,3 17,3 33,3

3. Вынужден поступить так, боясь,что меня могут осудить окружающяе 19,6 12,9 6,7 20,0 8,6 0,0

4. Боюсь,что в случае необходимости останусь в одиночестве,не соблюдая я не участвуя в них. 8,9 15,0 5,6 0,0 17,3 66,0

5. Считаюсь с мнением близких я членов семья,хотя сам внутренне не расположен соблюдать яля участвовать в нях. 30,3 29,0 35,0 6,6 13,0 0,0

6. Не вяжу в этом ничего плохого. 12,5 4,3 8,2 0,0 13,0 0,0

7. Другое /впяшяте/ 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Циквадзе, Русудан Ивановна, 1984 год

1. Маркс К.,Энгельс Ф. Предисловие к первому изданию. Соч.1.е изд.,т.23, с.5-11.

2. Маркс К.,Энгельс Ф.Фейербах:. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Избр.произведения в трех томах, T.I.-M.: Издание политической литературы, 1970, с.4-76.

3. Маркс К.,Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.Избр.произведения в трех томах, тЛ.-М.: Издание политической литературы, 1970, с-95-138.

4. Маркс К.,Энгельс Ф. Об искусстве. М.: Советская литература; 1933, с.280

5. Маркс К.»Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. ^аркс К.,

6. Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.8, с.-211-370.

7. Маркс К.Критические заметки к статье "Пруссака".- Маркс К.,

8. Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.1, с.430-448.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. - Избр.произведения в трех томах, т.Ш.-М.: Издание политической литературы, 1970, с.211-370.

10. Ленин В.И. О брошюре Юниуса, т.30, с.1-16.

11. Ленин В.И. У Всероссийский съезд Советов, т.36, с.491-517.

12. Ленин В.И. О пролетарской культуре, т.41, с.336-337.

13. Ленин В.й. О значении воинствующего материализма, т.45, с.23-33.

14. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше, т.45, с.389-406.

15. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? т.45,с.SOS1. SSO.

16. Ленин В.И. Против бойкота, т.16, с.1-36

17. Работы В.И.Ленина даны по Полному собранию сочинений. Изд.У.

18. Постановления и документы ЦК КПСС и ЦК Компартии Грузии

19. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.-М.: Политиздат. 1979, с.15.

20. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня1983г. М.: Политиздат. 1983, с.80.

21. Постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения. 7 июля 1954г. В сб.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд.8. т.6, М.: Политиздат,1971. -с.502-507.

22. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат,1981. с.222.

23. Конституция /Основной закон/ Союза Советских Социалистическихреспублик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977г. М.: Политиздат, 1977. - с.62.

24. Выступления руководителей КПСС

25. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии. Доклад на июньском Пленуме ЦК КПСС 14-Г> июня 1983г. М.: Политиздат. 1983, с.27-66.

26. Шеварднадзе Э.А. Речь на новогодней встрече с молодежью 31декабря 1981г. Ахалгазрда комунисти /Молодой коммунист/, 1982, 5 января.

27. Шеварднадзе Э.А. Советская Грузия. М.: Госполитиздат,1983,с. 62.

28. Сборники, коллективные труда

29. Вопросы истории религии и атеизма в Грузии. Тбилиси: Мецниереба,1977, с.131 /на груз,яз./.

30. Георгина. Тбилиси: йзд-ов АН ГССР, т.5, 1963, с.332 /нагруз.яз./.

31. Картлис цховреба /История Грузии/. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, т.П, 1959, с.707 /на груз.яз./.

32. Культура в свете философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979,с.320.

33. Методология и методы социальной психологии. М.: Наука,1977, с.246.

34. Методологические пособия для факультетов традиций и быта народных университетов культуры. Тбилиси: Ганатлеба,1978, с.509 /на груз.яз./.

35. Обычаи и фольклор Мадагаскара. М.; Наука, 1977, с.286.

36. Общая психология. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1981, с.382.

37. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.1. М.: Наука, 1976, с.367.

38. Социологические исследования, кн.И, Йзд-во Тбилисского университета, 1976, с.282 /на груз.яз./.

39. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М.: Наука,1981, с.183.

40. Традиции, нравы»современность. Изд-во Тбилисского университета, 1977, с.500 / на груз.яз./.

41. Традиции и современность. Изд-во Тбилисского университета,1977, с.236 / на груз.яз./.

42. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980, с.1599.

43. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, с.836.5.Общая литературакниги, брошюры, статьи/

44. Амирэджиби Ч.И. Дата Туташхия. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1978, с.864 /на груз.яз./.

45. Андризшвили Р.й. Особенности религиозного сознания современного верующего. Тбилиси: Цодна, 1972, с.29 /на груз, яз./.

46. Бандзелэдзе Г.Д. Теория и практика нравственного прогресса.

47. Тбилиси: Мецниеребз, 1982, с.311 /на груз.яз./.

48. Бардавелидзе В.В. Традиционные общественно-культовые памятники горно-Восточной Грузии /Хевсурети/. Тбилиси: Мецниереба, т.П, 1982, с.195 /на груз.яз./.

49. Вахушти Батонишвили. Картлис цховреба /История Грузии/.

50. Тбилиси: Сабчота Сэкэртвело, т.П, 1973, с.1102 /на груз.яз./.

51. Бекая М.А. Старые и новые свадебные обряды в Аджарии. Батуми: Сабчота Аджара, 1974, с,122 / на груз.яз./

52. Бекая М.А. Социальные проблемы развития семьи /Вопросы исто-рико-социологического исследования/. Тбилиси: Мецниереба, 1980, с.207 /на груз.яз./.

53. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса,- М.: Наука, 1983, с.412.

54. Бромлей Ю.В. Новая обрядность важный компонент советскогообраза жизни. См.: Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. - М.: Наука, 1981, с.183.

55. Важа Пшавела. Поли.собр.соч. в 10-ти томах. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, т.IX,1964, с.494, т.Х, 1964, с.476 /на груз.яз./.

56. Важа Пшавела. Сочинения в двух томах. Тбилиси: Сабчота

57. Сакартвело, T.II, 1979, с.642 /на груз.яз./.

58. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М.:1. Госсоцэкиз, 1937, с.243.

59. Габидзашвили О.Д. Сущность и место традиции в жизни общества.

60. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1977, с.56 / на грузинском яз./.

61. Габидзашвили Э.Д. Решение Руис-Урбнисского собора. Тбилиси:

62. Мецниереба, 1978, с.196 / на груз.яз./.

63. Гаприндашвили Р.Г. Грузинские традиции похорон. См.'Традиции, нравы, современность. Изд-во Тбилисского университета, 1977, с.223-234 /на груз.яз./.

64. Гегель. Лекции по истории философии, кн.1 См.: Соч.,т.IX.

65. М.: Партийное издательство, 1932, с.311.

66. Гегешидзе Д.В. Современное грузинское православие: эволюциясоциально-политической ориентации. Автореф. дисс.на соиск.уч.степени докт.философ.наук. М.:1982,с.49.

67. Гегешидзе Д.В. Атеизм,религия,современность. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1982, с.182 /на груз.яз./.

68. Гегешидзе Д.В. Постановление ЦК КП Грузии " 0 мероприятияхпо усилению борьбы против вредных традиций и обрядов и задачи атеистической работы".- См.: Вопросы истории религии и атеизма в Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1977, с.131 /на груз.яз./.

69. Гегешидзе М.К. Этническая культура и традиции. Тбилиси:

70. Мецниереба, 1978, с.202 /на груз.яз./.

71. Гогуадзе В.В. Грузинские национальные обычаи и современность

72. Народ храбрый, хлебосольный/. Изд-во Тбилисского университета, 1977, с.190 /на груз.яз./.

73. Голотвин 1.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма.1. М.: Мысль, 1975, с.199.

74. Грдзелидзе Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1975, с.350 /на груз.яз./.

75. Гугутишвили М.Г. Новые традиции в Грузии.- Тбилиси: Мецниереба, 1976, с.158 /на груз,яз./*

76. Гугушвили П.В. Вопроиы воспроизводства населения Грузинской

77. ССР Тбилиси: Мццниереба, 1973, с.219 /на груз.яз./.

78. Гурамишвили Д. Давитиани. Киев-Тбилиси: Мистецтво-Хеловнеба,1980, с.83 /на груз.яз./

79. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:

80. Русский язык, т.1У,1980, с.683.

81. Джавахишвили И.А. История грузинского права, кн.1. Кутаиси:изд-во Т.Мтавришвили, 1919, с.218 /на груз.яз./.

82. Джавахишвили И.А. История грузинского права, кн.II. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, ч.1, 1928, с. 234; ч.П, 1929, с.581 /на груз.яз./. .

83. Джавахишвили И.А. История грузинского народа. Тбилиси:

84. Изд-во АН Груз.ССР, т.1, 1950, с.338; т.Il, 1965, с. 415; т.Ш, 1966, с.452 /на груз.яз./.

85. Джавахишвили И.А. Соч.в ХП томах. Тбилиси: Мецниереба,т.1, 1982, с.454; т.У1, 1982, с.463 /на груз.яз./.

86. Джавахишвили И.А. Пятая лекция.-Тбилиси: Муша /Рабочий/,1928, №152 /на груз.яз./

87. Днанашиа С.Н. Грузия на пути ранней феодализации. Труды.

88. Тбилиси: Изд-во АН Груз.ССР, т.1,1949, с.310; т.П, 1952, с.325; т.Ш, 1959,с.368 /на груз.яз./.

89. Джиоев О.й. Проблемы культуры в марксисткой философии.

90. Джалабадзе Г.Дуцишвили М. Трансформация грузинских народныхпраздников и новые традиции. Тбилиси: Мецниереба, 1977, с.131 /на груз.яз./.

91. Долидзе И.С. Памятники грузинского права. Тбилиси: Мецниереба, т.Ш,1970, с.658 /на груз.яз./.

92. Дон Кристофор де Кастели. Сведения и альбом о Грузии. Тбилиси: Мецниереба, 1976, с.447 /на груз.яз./.

93. Дюма А./отец/.Кавказ. Тбилиси: Литература да хеловнеба:1964, с.506 /на;;груз.яз./.

94. Ельченко 10.Н. Новому человеку новые обряда. - М.: Изд.политической литературы, 1976, с.77.

95. Законы Вахтанга У1. Тбилиси: Мецниереба, 1980, с.334 /нагруз.яз./.

96. Иовчук M.Т., Когзн JI.H. Советская социалистическая культура:исторический опит и современные проблемы.- М.: Политиздат, 1979, с.206.

97. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. М.;1. Прогресс, 1969, с.475.

98. Итонишвили В.Д. Семейный быт народов Кавказа. Историческийочерк. Тбилиси: Мецниереба, 1977, с.196 /на груз.яз/.

99. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси:1. Мецниереба, 1970, с.135.545. 'Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы.

100. Конец XIX начало 'XX вв. Весенние праздники. - М.: Наука, 1977, с.355.

101. Календарь грузинской церкви. Тбилиси, 1979, с.404 /нагруз.яз./.

102. Квачахия В.М. Традиции: что осудить, что сохранить, что развивать. См.: Традиции и современность. Изд-во Тбилисского университета, 1977, с.26-37 /на груз.яз./.

103. Кодуа Я.И. К вопросу об имманентном смысле истории. Изд-во

104. Тбилисского университета, 1979, с.235 /на груз.яз./

105. Кон И.С. К проблеме национального характера.- См.: Историяи психология. М.: Наука, 1971, с.122-158.

106. Коранашвили Г.В. Этнопсихология и традиции. Тбилиси: Мецниереба, 1983, с.44 /на груз.яз./.

107. Куличенко Л.К. К вопросу о природе социального в философии

108. Хосе Ортега-и-Гассета. Философские науки.- М.5 1973,1122.

109. Луидни Магаротто. Страна между легендой и былью. Комунисти

110. Коммунист/, 1981, I октября.

111. Лутидзе Б.И. Вредным традициям бескомпромиссная борьба.

112. См.: Традиции и современность. Изд-во Тбилисского университета, 1977, с.14-25 /на груз.яз./.

113. Макалатия С.И. Тушетия.-- Тбилиси: Накадули, 1983, с.226на груз.яз./

114. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.

115. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978, с.391.

116. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции.1. С.Э. 1981, №2, с.80.

117. Мачабели Н.К. Из истории семейных отношений грузинского народа /Институт приданого в Восточной Грузии/. Тбилиси: Мецннереба, 1976, с.259 /на груз.яз./.

118. Мекуев М.М. Культура и история. М.: Изд-во политическойлитературы, 1977, с.198.

119. Меписашвили Г. Традиции, новизна, современность. Тбилиси:

120. Ганатлебз, 1977, с.211 /на груз.яз./.

121. Надареишвили Г.Н.Децуриани Д.Г. О некоторых вредных обычаях.

122. Тбилиси: Мецниереба, 1979, с.46 /на груз.яз./.

123. Надареишвили Г.Н. Очерки истории грузинского права.- Тбилиси: Мецниереба, 1971, с.189 / на груз.яз./.

124. Надареишвили Г.Н. Древнегрузинское семейное право.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1974, с.180 /на груз.яз./.

125. Надирашвили Ш.А. Социальная психология личности. Тбилиси:

126. Изд-во Тбилисского университета, 1975, с.425 / на груз.яз./.

127. Народные праздники в Советской Грузии /календарь справочникза 1982г./ Тбилиси: Хеловнеба, с.51 /на груз.яз./.

128. Натрошвили Г.Н. Сочинения, очерки, письма, т.о. Тбилиси:

129. Мерзни, 1976, с.543 /на груз.яз./.

130. Натрошвили Т.Г. Итальянский путешественник в Грузия. Литературули Сакартвело, 1982, 16 апреля /на груз.яз./,

131. Несколько слов о приеме, оказанном принцу Мюрату в Кутаиси.

132. Дроэба, 1869, ¡& / на груз.яз./.

133. Нижарэдзе В.В. Истррико-этнограшические письма.- Тбилиси:

134. Изд-во Тбилисского университета, 1962, с.218 / на груз.яз./.

135. Ногаидели Д.И. Исследования и записи, I. Батуми: Сабчота1. Аджара, 1971, с.266.

136. Нойберт Р. Новая книга о супружестве. М.:Прогресс,1967,с.320

137. Нуцубидзе К.З. Шалва Нуцубидзе. Тбилиси: Сабчотэ Сакартвело, 1982, с.201 / на груз.яз./

138. Очиаури A.A. Обычаи гостеприимства в Хевсурети. Тбилиси:

139. Мецниереба, 1980, с.254 /на груз.яз./.

140. Очиаури Т. Из истории древнейшего вероисповедания Грузии.

141. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1954, с.146 /на груз.яз./.

142. Панджикидзе Т.И. Современная молодежь и религия. Тбилиси:

143. Знание, 1978, с.30 /на груз.яз./.

144. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. М.:йзд-во политической литературы, 1978, с.238.

145. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опты философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982, с.219.

146. Плеханов Г.Ф. О материалистическом понимании истории. Избр.философские произв., Т.П. М.: 1956, с.236-262.

147. Пруидзе JI.A. Быт и традиции. Тбилиси: Мецниереба, 1981,с.183 /на груз.яз./.

148. Пруидзе Л.А. Национальные традиции гостеприимства. См.:

149. Методическое пособие для факультетов быта и традиции народных университетов культуры. --Тбилиси: Ганатлеба, 1978, с.351-379 /на груз.яз./.

150. Путешествие Кана Шардена в Персию и другие страны Востокасведения о Грузии/. Тбилиси: Мецниереба, 1975, с.428 /на груз.яз./.

151. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре.-Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1937, с.398 /на груз.яз./.

152. Рухадзе Д.А. Народные праздники и современность. Тбилиси:

153. Мецниереба, 1980, с.38 /на груз.яз./.

154. Рясенцев В.А. Семейное право. М.: Юридическая литература,1967, с.227.

155. Савинова К.Г. Общественные традиции производства. Автореф.дисс.на соиск.уч.степени канд.философ.наук. Саратов, 1973, с.26.

156. Сахокия Т. Этнографические записки. Тбилиси: Изд-во научно-методического кабинета, 1956, с.142 /на груз.яз./

157. Свердлов Г.M. Советское семейное право. М.: Госюриздэт,1958, с.299.

158. Сулхан-Саба Орбелиани. Учение. См.:Грузинская проза,кн.У. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1983, с.7-380 на груз.яз./.

159. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.

160. М.: изд-во политической литературы, 1976, с.215.

161. Тэнасе А. Культура и религия. М.: Изд-во политическойлитературы, 1975, с.125.

162. Узнадзе Д.Н. Труды, т.У1.- Тбилиси: Мецниереба, 1977,с.332 /на груз.яз./.

163. Федосеев П.Н.Культура и мораль. Вопросы философии,1973,с.29.

164. Харадзе Р.,Робакидзе Ал. Деревня горцев в старину.- Тбилиси: Мецниереба, 1965, с,87 /на груз.яз./

165. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1964, с.365.

166. Церетели А.Р. Соч. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, т.ХП,i960, с.435; т.Х1У,1961, с.398 /на груз.яз./.

167. Циквадзе Р.И. Роль национальных традиций в • деле коммунистического воспитания молодежи.- В сб.: Некоторые вопросы коммунистического воспитания студенческой молодежи.-Тбилиси: изд-во Тбилисского университета, 1975, с.308-316 /на груз.яз./.

168. Чавчавадзе И.Г. Поли.собр.соч. в 10 томах. Тбилиси: т.Ш,1953, с.350; т.П, 1955, с.323 /на груз.яз./.

169. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.- Тбилиси: Мецниереба,1984, с.170.

170. Чантуришвили С. Семья и некоторые вопросы семейного быта в

171. Грузии в У-Х вв. См.: Дискари, 1982, №4, с.135-142 /на груз.яз./.

172. Чиковани В.М.Борьба против вредных традиций по материаламгрузинской периодики второй половины XIX в.- Тбилиси: Мецниереба,1979, с.115 /на груз.яз./5100. Читая Г.С. Материалы к грузинской этнографии.- Изд-во

173. Периодические издания /в транслитерации/

174. Коммунисти /Коммунист/. Орган ЦК КП Грузии, Верховного Совета Грузинской ССР и Совета Министров Грузинской ССР, 1975, 16 февраля, 25 мая, 25 ноября; 1977, 29 ноября; IS8I, I октября; 1984, 5 апреля.

175. Литерэтурули Сакартвело /Литературная Грузия/, 1967, 7 апреля; 1977, 22 июля; 1982, 16,30 апреля.

176. Заря Востока, 1975, 25 ноября.

177. Соплис цховреба /Сельская жизнь/, 1974, 3 декабря, II декабря; 1975, 4 марта.

178. Тбилиси, 1974, 25 мая, 2 декабря, 10 декабря.

179. Ахалгазрда коммунисти /Молодой коммунист/, 1973, 17 июля;1975, 16 октября; 1976, №№ 151, 152,153; 1982, 5 января.

180. Тбилисис университет /Тбилисский университет/, 1975, 5 декабря.

181. Дроэба /Современность/, 1862, №30; 1868, №27; 1869, №1,9;1870, №24; 1879, №60,118,204,211; 1868, №46; 1870, №5; 1876, №2,86; 1879, №204,159; 1882, №52,143,145.

182. Ивериа, 1900, №94; 1879, № 155.б.Ю. Философские науки. M.: IS73, №2.611. Дискари /Заря/, 1982, №

183. Джеджили /Всходы/, 1892, № 3.

184. Муша /Рабочий/, 1938, № 152.

185. Советская этнография, 1981, № 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.