Башкирское шежере как историко-этнографический источник тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Мазитов, Вадим Радикович

  • Мазитов, Вадим Радикович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Уфа
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 237
Мазитов, Вадим Радикович. Башкирское шежере как историко-этнографический источник: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Уфа. 2012. 237 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мазитов, Вадим Радикович

Введение.

Глава 1. Происхождение, традиция составления и историографический опыт изучения башкирских родословных (шежере).

§ 1. Историографический опыт накопления и изучения башкирского шежере

§2. Вопрос о достоверности башкирского шежере.

§3. Башкирское шежереисточник по этнографии, этнической генеалогии и истории башкир.

§4. История происхождения и традиция составления башкирского шежере.

Глава 2. Башкирское шежере и этнополитическая история башкир до и в период пребывания в составе Монгольской империи, Казанского, Сибир ского ханств и Ногайской Орды.

§ 1. Этнополитическая история башкир 1Х-ХШ вв. и процесс вхождения в состав Монгольской империи.

§2. Башкиры, Монгольская империя XIII в. и ее преемники по материалам шежере и других письменных источников.

§3. Шежере башкир племени кипчак.

§4. Шежере башкир племени юрматы.

§5. Шежере башкир племени мин.

§6. Шежере башкир племени табын.

§7. Шежере башкир племени усерган.

§8. Шежере башкир племени уран.

Глава 3. Башкирское шежере об этнополитическом положении башкире ких племен и процессе вхождения Башкирии в состав Русского государства.

§ 1. Башкирское шежере о положении башкир накануне их вхождения в состав Русского государства.

§2. Башкирское шежере об условиях вхождения башкирских племен в состав

Русского государства.

§3. Новые сведения шежере и других письменных источников о процессе вхождения башкир в состав Русского государства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Башкирское шежере как историко-этнографический источник»

Родословные (шежере) являются уникальными источниками по изучению истории тюркских народов Российской Федерации и стран Ближнего Зарубежья. Данные источники, как элемент историческо-генеалогической традиции, были широко распространены вплоть до начала XX в.

Выявление, изучение и публикация генеалогий прошлых лет являются характерными тенденциями для многих народов и государств. В Великобритании, Франции и других странах Европы начиная с XVI в. появляются обширные генеалогические труды, посвященные дворянским и монархическим династиям. В течении ХУШ-Х1Х вв. в Российской империи были изданы сотни книг по княжеской и дворянской родословным.

Изучение генеалогии тюрских народов активно велось, начиная с самого раннего времени. Первые научные исследования по выявлению, изучению и публикации родословных (шежере) появились в Х1Х-ХХ вв. Таковыми являются исследования Ш. Кудайбердиева, М.И Ахметзянова, Ф.Т. Валеева, С.Н. Корусенко, В.Б. Кобрина, Р.Г Кузеева, М.Х. Надергулова и т.д.

Настоящее исследование посвящено изучению сохранившихся рукописей шежере крупных башкирских родов и племен в истоко-этнографическом аспекте.

Шежере тюркоязычных народов - это своеобразные письменные памятники ХУ1-Х1Х вв., а иногда и более ранних веков. С башкиркого языка слово «шежере» означает «родословная» или «родословие» [Башкирско-русский словарь, 1958. С. 667]. «Шежере» является изначально арабским термином, которое в буквальном смысле означает «дерево». В сочетании со словом «насаб» (родство) - «шаджарат ан-насаб», представляет новое значение: родословное дерево [Усманов, 1972. С. 168].

Данный перевод не исчерпывает того значения, которое термин «шежере» имеет в действительности. Не случайно в исторической и краеведческой литературе XIX в., где были опубликованы переводы на русский язык нескольких шежере, которые назывались по-разному: хроникой [Лоссиевский, 1881, 1883]; преданием, [Юматов, 1848]; летописью [Соколов, 1898. С. 45-65] или просто исторической записью [Назаров, 1890. С. 166-171]. Ни один из указанных переводов не является точным. Причина в том, что родословные (шежере) ни по форме, ни по содержанию не одинаковы. Некоторые шежере являются только родословными, другие включают сведения, приближающие их к летописям [Башкирские шежере, 1960. С. 7]. Исследователь-этнограф С. Мрясов подчеркивал что, родословные составлялись двух видов: одни были составлены от родового вождя до момента составления, другие же охватывали более ранний период [Мрясов, 1930. С. 76].

Известный исследователь башкирских родословных (шежере), этнограф, член-корреспондент РАН, академик Р.Г. Кузеев предложил свой вариант перевода - «генеалогическая летопись». Однако с этим вариантом вряд ли можно согласиться полностью, потому что вторая часть термина -«летопись» не вполне соответствует действительности. Дело в том, что почти во всех типичных генеалогических сочинениях, какому бы народу они не принадлежали, отсутствует основной летописный принцип - освещение событий по годам (летам), который неотъемлем от летописей. Отсутствие летописного принципа также характерно и для башкирского шежере [Усманов, 1972. С. 169].

Кроме того, существует целый ряд шежере, которые вообще лишены изложения каких либо исторических событий, фактов и дат. Данные шежере состоят исключительно из цепи собственных имен - из некомментированной таблицы родословной, зачастую с отсутствием не только исторических, но и генеалогических датировок. К данным шежере невозможно применить термин «хроника», либо «летопись». Тем не менее, во многих шежере тюркоязычных народов наличествует определенное сочетание исторических этнографических и генеалогических сведений, что делает эти устные и письменные памятники уникальными и ценными.

Все это усложняет ответ на вопрос: что же такое шежере? Наиболее полное определение научного термина шежере, по мнению автора данной работы, выдвинул исследователь М.А. Усманов. Он писал, что шежере тюркоязычных народов - это зафиксированное в устной или письменной форме историко-генеалогическое сочинение, в котором схематически кратко или местами более или менее подробно излагаются происхождение, развитие того или иного народа, племени, рода, фамилии [Усманов, 1972. С. 169].

Данное определение, учитывающее специфику тех шежере, которые являются наиболее ценными в историческом и генеалогическом отношении, лежит в основе данного диссертационного исследования. Также следует отметить, что в настоящем исследовании для простоты изложения и во избежание повторов условно допускается взаимозаменяемость термина «шежере» и «родословная» с существенной оговоркой о том, что научный термин родословная является отражением лишь отдельной семантической части содержания определения шежере.

Важно подчеркнуть, что шежере не есть явление, присущее только башкирам. Составление генеалогий имело место у многих тюркских народов. Устные шежере бытуют среди казахов, туркмен, башкир, киргизов, монголов и других народов [Кононов, 1958. С. 25; Владимирцев, 1939. С. 46]. Эти памятники древней и средневековой истории у различных народов могут называться различно («шежере», «тайра», «тарифе» и т.д.), но суть их остается примерно одинаковой, т. е. они включают родословную того или иного рода с более или менее подробным изложением наиболее выдающихся событий из жизни данной родоплеменной группы.

По структуре башкирские родословные разделяются на текстовые, схематические (древовидные) и смешанные. Отличительной особенностью схематических (древовидных) и смешанных шежере являются наличие генеалогической, как правило древовидной схемы, куда входят колена, генеалогические звенья, верхние звенья, центральная линия, боковые ответвления (генеалогические ветви).

Актуальность темы. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению башкирских родословных, наметился новый взгляд на данные уникальные памятники прошлого. Прежде всего, это связано с устранением прежних негласных запретов на изучение шежере как «пережитков прошлого» и формированием нового мировоззрения на данную проблематику.

Башкирское шежере является одним из основных источников по истории башкир дореволюционного периода и, в особенности, в период вхождения Башкирии в состав Русского государства. Тем не менее, до сих пор указанные письменные памятники используются в исследованиях этнографов, историков, филологов, фольклористов и философов как дополнительный источник. В пользу этого мнения свидетельствует тот факт, что кроме публикации о башкирских родословных, которые изданы сотрудниками ИИЯЛ УНЦ РАН (прежнее название - ИИЯЛ БФ АН СССР) в 1960 и 2002 гг. до настоящего времени отсутствует наличие обобщающих фундаментальных работ по указанной теме исследования. Изучение башкирских родословных (шежере) в Республике Башкортостан не получило полного оформления в отдельное научное направление. В настоящее время башкирское шежере наиболее исследовано как филологический источник, рассмотрены художественно-литературные и публицистическо-эстетические ценности данные памятников, а проблемы историко-этнографического характера недостаточно отражены в исследованиях.

В связи с этим возникает острая необходимость научных исследований в анализе башкирских родословных (шежере) на предмет выявления достоверных исторических фактов, ранних вариантов этих источников. Кроме того, как источниковедческие материалы они могут быть широко использованы при разработке концепций происхождения и этнической истории башкир, в вопросах о наличии башкирских независимых этнополитических структур, а также в изучении вопроса о присоединении Башкирии к Русскому государству. Данная работа должна стать определенным шагом в этом направлении и впервые предполагает комплексное исследование письменных вариантов башкирских родословных как историческо-этнографических источников.

При рассмотрении истории башкирских родословных в связи с мировой историей, целесообразно опираться на традиционную, общую историческую концепцию, прослеживаемую в письменных источниках. При этом необходимо учитывать несколько факторов: 1. Исторические условия, при которых было составлено то или иное шежере. 2. Языковая характеристика памятника, типовая и классификационная принадлежность.

Объектом исследования являются сохранившиеся рукописи башкирских родословных, датируемые ХУШ-Х1Х вв. В качестве исключения в работе изучены некоторые письменные родословные (шежере) более позднего времени, которые, с обоснованной точки зрения автора, являются копиями более ранних списков.

Предметом исследования является изучение шежере как историко-этнографического источника отдельных башкирских племен и родов с глубокой древности до XVI в.

Территориальные рамки. Предполагается, что исследование охватит территорию исторического расселения и проживания крупных башкирских родов и племен в ХП-ХХ вв.

Хронологические рамки охватывают период с IX до начала XX в. Многие шежере начинаются с изложения исторических и генеалогических сведений, наиболее ранние из которых относятся к IX в. Существует целый ряд родословных ранние генеалогические звенья которых, относятся к периоду IX в. Это прежде всего различные варианты усерганских, кипчакских, юрматынских родословных, в которых дана генеалогия предков до событий, связанных с вхождением части башкирских родов в Монгольскую империю. [Башкирские шежере, 1960. С. 85; Башкирские родословные, 2002. С. 67, 138]. Тем не менее, хронологические рамки приняты весьма условно и могут быть расширены в результате дальнейших исследований. Так, например, в одном из вариантов юрматынскш родословных представлена обширная генеалогия и исторические сведения, в которых упомянуты 63 имени, носители которых имели ханский титул еще до появления на исторической арене Чингиз-хана [Башкирские родословные, 2002. С. 67].

В плане изучения исторических сведений выделяется ХШ-ХУ1 вв. -период, наиболее освещенный в источниках подобного типа. События, связанные с вхождением ряда башкирских племен в состав Монгольской империи XIII в., период ногайского господства и влияния Казанского, Сибирского, Астраханского ханств, а также вхождение Башкирии в состав Русского государства и этнополитическое положение ряда крупных башкирских родов и племен в этот период - нашли наиболее полное отражение в памяти башкирского народа, изложением которого являются башкирские родословные.

Наиболее поздние письменные варианты шежере, написанные на языке тюрки, датируются началом XX в. С указанного времени по ряду социально-экономических и политических причин башкирские родословные утрачивают свое значение как исторические и этнографические источники.

Цель диссертационного исследования - комплексное изучение башкирского шежере как историко-этнографического источника путем анализа и систематизации историко-этнографической информации в родословных башкирских родов и племен.

Задачи исследования:

- проследить историографический опыт накопления и изучения башкирских родословных;

- выявить достоверность историко-этнографических сведений в шежере башкирских родов и племен;

- рассмотреть особенности составления, хранения и передачи письменных вариантов башкирской генеалогии;

- охарактеризовать этнополитическую ситуацию на территории исторического расселения и проживания крупных башкирских родов и племен в XII-XX вв. по материалам башкирских родословных (шежере).

Методика исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач в диссертации применялись сравнительный, проблемно-хронологический, системно-структурный, комплексный методы исследования, также методы полевой этнографии: наблюдение, интервью. Сбор полевого материала производился методом глубинного интервью с основными информаторами (обычно представителями старшей возрастной группы) с последующим дополнением полученных сведений по отдельным вопросам у вторичных информаторов. Работа с архивными и опубликованными источниками: сбор и выявление, сравнительно-исторический анализ источников.

Историческая достоверность башкирских родословных (шежере) доказана с использованием научно-критического подхода к данным историческим источникам. Научно-критический подход выражен в научных исследованиях путем определения генеалогической, исторической и этнографической достоверности и содержательности башкирских родословных наиболее крупных племен и родов с целью обоснования общей концепции исследования.

Теоретические основы исследования. Теоретической базой исследования в методологическом плане явились выводы отечественных ученых в области выявления и изучения арабографичных источников: Д.Н. Соколова, В.В. Вельяминова-Зернова, Н.И. Березина, С.Г. Кляшторного, В.В. Бартольда, JI.H. Гумилева, Г.А. Федорова-Давыдова, H.A. Мажитова и ДР

При интерпретации полученных материалов большое значение имели труды отечественных исследователей: Г.Б. Хусаинова, А.З. Асфандиярова, М.А. Усманова, В.В. Трепавлова, Т.И. Султанова, P.M. Юсупова.

В целях проведения историко-сравнительного анализа использовались работы Р.Г. Кузеева, М.Х. Надергулова, P.M. Булгакова и др.

Источниковая база исследования. Фактологическую основу диссертационного исследования составляют письменные арабографичные документы XVIII-XIX вв. Это, прежде всего сохранившиеся письменные родословные (шежере) башкирских родов и племен.

Опубликованные документы. В диссертационном исследовании изучены свыше 30 письменных родословных (шежере) башкирских родов и племен. Это сохранившиеся письменные документы XVIII-XIX вв. Анализ и изучение наиболее содержательных и ценных в плане вывления и раскрытия этнографического материала письменных шежере некоторых родов и племен обособлены в отдельные параграфы настоящего исследования.

В диссертационном исследовании подвергнуты анализу источники, которые не только не опровергают, но и подтверждают сведения башкирского шежере. Это прежде всего сочинения средневековых авторов -восточных (Ибн Фадлан, Рашид-ад-Дин, Абу-л-Гази и т.д.) и западных (Константин Багрянородный, венгерские монахи-путешественники -Иоганка, Юлиан и т.д.) [Ковалевский, 1956; Рашид ад-Дин, 1952; Абу-л-Гази, 1906; Аннинский, 1940]. Значимая группа источников и материалов при изучении родословных - это исторические сочинения жанра тауарих, совмещающие в себе черты летописи, исторической хроники и генеалогии. В работе изучены различные арабские («Китаб ал камил фит-тарих» Ибн аль-Асира, «Аноним Искандера» Муин ад-Дина Натанзи), персидские («Насировы разряды» Джузджани, «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина), булгарские тауарихи «История Булгарии» Хисамитдина Муслими, «История татар») [Материалы по истории киргизов и Киргизии, 2002. С. 126, 127-135,

218, 225, 228-233, 235-243; Тизенгаузен, 1941. С. 13-19, 202-209; Дмитриева, 1965. С. 57, 69, 70,71].

Другой тип источников - это сведения, приводимые известными историками-краеведами, знатоками и составителями родословных (П.И. Рычков, М.В. Лоссиевский, Р.Г. Игнатьев, М. Уметбаев, Гали Сокрой и т.д.). Еще один вид источников, который необходимо упомянуть - это законодательные и нормативно-правовые акты Русского государства (указы, распоряжения, копии жалованные грамот, грамоты московских царей второй половины ХУП-начала XIX вв., выданные башкирам в подтверждение их вотчинных прав на землю), историко-статистические документы («ревизские сказки» ХУШ-Х1Х вв.) и летописи.

Сведения шежере о башкирских ханах и биях подтверждены некоторыми опубликованными археологическими источниками, из которых наиболее важные - это надмогильные плиты с именами башкирских ханов, исследованные выдающимися востоковедами В.В. Вельяминовым-Зерновым, Н.И. Березиным [Вельяминов-Зернов, 1852; Березин, 1852].

Архивные материалы. Ключевые компоненты источниковой базы, также используемые в настоящем исследовании - «ревизские сказки» XVIII-XIX вв., полевые этнографические и исторические записи, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (далее - ЦГИА РБ) и Научном архиве Уфимского научного центра РАН (далее - НА УНЦ РАН). Были исселедованы свыше 10 материалов переписей населенных пунктов башкир, а также некоторые неопубликованные списки родословных.

Полевые материалы. Определенную роль в изучении историко-этнографических сведений родословных башкирских родов и племен сыграли сбор и анализ полевых материалов, собранных на территории Гафурийского района (п. Красоноусольск, д. Саитбаба, д. Имендяшево, д. Каран-ялга, д. Средний Утяш) Республики Башкортостан.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

- башкирские родословные являются достоверными источниками, раскрывающими ряд новых историко-этнографических данных по истории башкир периода ХШ-Х1Х вв. В шежере крупных родов и племен башкир довольно точно отражен ряд сведений исторического, этнографического, генеалогического характера подтверждаемых другими источниками. Проверка генеалогических сведений многих вариантов рукописей шежере крупных родов и племен башкир материалами переписей населения XVIII-XIX вв., генеалогическими данными других списков шежере показала 100 % совпадение генеалогических звеньев трех групп источников (различные варианты родословной (шежере) одного и того же рода и материалы переписи) в указанной в шежере генеалогической последовательности.

- комплексное исследование этих источников позволило выявить и уточнить их этническую принадлежность, хронологические рамки, как самих документов, так и содержащихся в них исторических, этнографических и генеалогических сведений.

- изучение историко-этнографических сведений башкирских родословных в совокупности с другими материалами выявило ряд аспектов этнической и этнополитической истории башкирских племен и родов ХШ-ХУ1 вв. Исследован и выявлен новый материал по этнической миграции наиболее крупных башкирских родов и племен, приведены новые сведения по различным аспектам ранней этнической истории и происхождения некоторых крупных родов, племен и родоплеменных объединений. Изучен материал по хозяйству, быту, обычаям башкир указанного времени, рассмотрена традиция составления родословных как элемент духовной культуры башкир.

- настоящее исследование позволило конкретизировать и дополнить положения, связанные с вхождением некоторых башкирских племен в состав Монгольской империи в XIII в. Были выявлены новые сведения, согласно которым, ко времени вхождения в состав Монгольской империи в XIII в. башкиры имели определенные независимые этнополитические структуры. - в ходе исследования был установлен ряд сведений и положений, связанных с вхождением башкирских племен и родов в состав Русского государства в XVI в. Башкирские родословные в совокупности с другими проанализированными источниками и материалами позволяют также сделать существенные выводы о социально-политическом положении башкир накануне вхождения в состав Русского государства.

Научная новизна: исследование является первым опытом комплексного историко-этнографического изучения письменных башкирских родословных. В результате исследования установлены ряд исторических и этнографических сведений, подтверждаемых дополнительными источниками. На основе изучения шежере проанализированы различные положения, связанные с ранней этнополитической историей крупных башкирских племен и родов, выявлены миграции башкир и т.д.

Данная работа должна стать определенной вехой в исследовании башкирских родословных (шежере) и заложить новые методологические основы изучения этих богатейших памятников истории и культуры башкирского народа.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования, расширяющие наши представления об истории и духовной культуре крупных башкирских родов и племен, могут быть использованы при написании фундаментальных трудов по этнографии башкир, составлении и издании публикаций об их памятниках духовной культуры, музейных каталогов и экспозиций.

Практическая значимость диссертации определяется также возможностью использования ее материалов и выводов в лекционно-просветительской работе и при составлении специальных курсов по башкирской этнографии, методических пособий по проведению различных мероприятий согласно традициям.

Апробация работы. Основные выводы диссертационного исследования были изложены на международных, межрегиональных и республиканских конференциях (Октябрьский, 2010; Санкт-Петербург, 2009; Сибай, 2009; Уфа, 2007, 2009). Основные результаты исследования получили отражение в 9 научных статьях и тезисах.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН.

Структура исследования:

Диссертационное исследование состоит из Введения, 3 глав, Заключения, Списка источников и литературы, Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Мазитов, Вадим Радикович

Заключение

Настоящее исследование показало, что башкирские родословные с точки зрения научного анализа и основных принципов историзма являются достоверными и актуальными историко-этнографическими источниками. Комплексный сравнительно-сопоставительный анализ данных исторических документов с целым рядом независимых источников (данные переписей ХУШ-Х1Х вв., копии жалованных грамот, летописи, законодательные и административные акты Русского государства; сочинения и полевые записи средневековых авторов (Ибн Фадлан, Рашид ад-Дин, Абу-л-Гази, Константин Багрянородный, венгерские монахи-путешественники - Иоганка, Юлиан и т.д.; различные архивные и полевые материалы) дало определенные результаты:

1. Башкирские родословные являются достоверными источниками, раскрывающими ряд новых историко-этнографических данных по истории башкир периода ХШ-Х1Х вв. В шежере крупных родов и племен башкир довольно точно отражен ряд сведений исторического, этнографического, генеалогического характера подтверждаемых другими источниками. Проверка генеалогических сведений многих вариантов рукописей шежере крупных родов и племен башкир материалами переписей населения XVIII-XIX вв., генеалогическими данными других списков шежере показала 100 % совпадение генеалогических звеньев трех групп источников (различные варианты родословной (шежере) одного и того же рода и материалы переписи) в указанной в шежере генеалогической последовательности.

2. Комплексное исследование этих источников позволило выявить и уточнить их этническую принадлежность, хронологические рамки, как самих документов, так и содержащихся в них исторических, этнографических и генеалогических сведений.

3. Изучение историко-этнографических сведений башкирских родословных в совокупности с другими материалами выявило ряд аспектов этнической и этнополитической истории башкирских племен и родов XIII

XVI вв. Исследован и выявлен новый материал по этнической миграции наиболее крупных башкирских родов и племен, приведены новые сведения по различным аспектам ранней этнической истории и происхождения некоторых крупных родов, племен и родоплеменных объединений. Изучен материал по хозяйсту, быту, обычаям башкир указанного времени, рассмотрена традиция составления родословных как элемент духовной культуры башкир.

4. Настоящее исследование позволило конкретизировать и дополнить положения, связанные с вхождением некоторых башкирских племен в состав Монгольской империи в XIII в. Были выявлены новые сведения, согласно которым, ко времени вхождения в состав Монгольской империи в XIII в. башкиры имели определенные независимые этнополитические структуры.

5. В ходе исследования был установлен ряд сведений и положений, связанных с вхождением башкирских племен и родов в состав Русского государства в XVI в. Башкирские родословные в совокупности с другими проанализированными источниками и материалами позволяют также сделать существенные выводы о социально-политическом положении башкир накануне вхождения в состав Русского государства.

Шежере башкирских родов и племен все еще таят в себе множество тайн и загадок, требующих их познания. При помощи башкирских родословных мы можем заглянуть в неизведанные страницы истории, попытаться ответить на интересующие нас вопросы, как прошлого, так и настоящего, узнать кто мы и откуда наши корни. Познав историю своих предков, их великие деяния мы, возможно, сможем узнать свой дальнейший исторический путь, свое предназначение в миропорядке. Осознание башкирским народом наследия предков и на основе этого своей исторической значимости и уникальности; своего дальнейшего исторического пути, в свою очередь, приведет к его благоденствию и процветанию, а значит к благополучию всего государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мазитов, Вадим Радикович, 2012 год

1. Архивные материалы

2. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ)

3. Ф. Р-1830 Личный фонд Баишева Т.Г.

4. Ф. И-138 Оренбургская казенная палата.

5. Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук (НА УНЦ РАН)

6. Ф. 3 Фонд Института истории, языка и литературы УНЦ РАН.

7. Ф. 23 Личный фонд Волкова Д.С.1.. Опубликованные источники.

8. Документальные и статистические материалы

9. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров Х111-Х1У вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. М., Л., 1940. - Т. 3. - С. 70-95.

10. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. Л., 1937.

11. Археографическая экспедиция 2009: Белокатайский и Кигинский районы Республики Башкортостан. Сборник статей и материалов. Уфа, 2009.

12. Бартольд В.В. Извлечение из сочинений Гардизи Зайн-ал-Ахбар-М., 1973.-Т.8.-723 с.

13. Башкирско-русский словарь. М., 1958. - 804 с.

14. Башкирские шежере (Составление, перевод текстов, введение и комментарии Р.Г. Кузеева). Уфа, 1960. - 304 с.

15. Башкирские родословные (Составление, предисловие, пояснения к переводу, перевод на русский язык, послесловие и указатели Р.М. Булгакова и М.Х. Надергулова) Ч. 1. - Уфа, 2002. - 480 с.

16. Вельяминов-Зернов В.В. Памятник с арабско-татарскою надписью в Башкирии // Труды Восточного Отделения императорского археологического общества. СПб, 1852. -Ч. 4. - С. 257-284.

17. Игнатьев Р.Г. Памятники доисторических древностей Уфимской губернии // Справочная книга Уфимской губернии. Уфа, 1833. - Отд.5. - С. 328-356.

18. Известия Юлиана о венграх, булгарах и татарах // Из глубин столетий. Сост., вступ.ст. и комм. Б.Л. Хамидуллина. Казань, 2000.

19. История Татарии в документах и материалах. М., 1937. - 503 с.

20. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. - 347 с.

21. Кононов А.Н. Родословная туркмен, сочинение Абу-л-Гази, хана хивинского. М.-Л., 1958. - 191 с.

22. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. -496 с.

23. Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. -М., 2006. 328 с.

24. Кулбахтин Н.М. Грамоты русских царей башкирам. Уфа, 2007. - 228 с.

25. К истории башкирского землевладения в Пермском уезде и грамоты башкир // Труды пермской ученой архивной комиссии. Вып. 3. - Пермь, 1896.- 178 с.

26. Материалы по истории БАССР. М., 1936. -Т. 1. - 631 с.

27. Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. Уфа, 1974. -Вып. 1.-286 с.

28. Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 2002. - 315с.

29. Материалы по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 2003. - Т. 2. -260 с.

30. Рашид ад-Дин. Сборник летописей M.-JL, 1952. - Т. 1. - Кн. 1-2. -221 е., 315 с.

31. Родословная башкир юмран-табынской волости со сведениями титулярного советника и кавалера М. Уметбаева, дополненная относящимися к ней документами. Уфа, 1997. - 88 с.

32. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды М., 1941 - Т. 2. - 308 с.

33. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. -Казань, 1972.-223 с.

34. Шара Туджи. Монгольская летопись XVII века (Сводный текст, перевод, введение и примечания Н.П. Шастиной). М., JL, 1957. - 199 с.1.I. Литература

35. Азнабаев Б.А. Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства (вторая половина XVI первая треть XVIII вв.) -Уфа, 2005.-228 с.

36. Акимова М.С. Антропонимия древнего населения Приуралья. М., 1968. -120 с.

37. Аккубеков Р.Ю. Мецле ырыуы башкорттарыныц шэжэрэЬе // Литературное наследие. Фольклор. Текстология: межвузовский сборник научных статей. Выпуск IV. Уфа, 2009. - 282 с.

38. Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1968. - Т. 3. - 428 с.

39. Артамонов М.И. История хазар. 2-е изд. Спб., 2001. - 687 с.

40. Асадуллина-Ибрагимова Н.И. В помощь организаторам праздника «Шежере байрамы». Уфа, 2009. - 102 с.

41. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа, 1997. -Кн. 1.-222 с.

42. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа, 1998. -Кн. 2-3.-423 с.

43. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. - 159 с.

44. Ахметзянов М.И. Татарские шеджере: (Исследование татарских шеджере в источниковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX XX вв.) -Казань, 1991.- 152 с.

45. Ахметзянов М.И. Татарские родословные.; на тат. яз. Казань, 1995. -128 с.

46. Бартольд В.В. Улугбек и его время- М., 1964. Соч. - Т. 2. - Ч. 2. -634 с.

47. Баскаков H.A. Ногайский язык и его диалекты. М., Л., 1940. - 271 с.

48. Багишев 3. Шежере моего рода. М., 2006. - 152 с.

49. Березин. Н.И. Булгар на Волге // Ученые записки Казанского университета-Казань, 1852. Кн. 3.

50. Башкирские шежере (Филологические исследования и публикации). -Уфа, 1985,- 163 с.

51. Башкирское народное творчество Уфа, 1987. - Т. 1. - 541 с.

52. Башкирское народное творчество Уфа, 1987. - Т. 2. - 573 с.

53. Башкиры: этническая история и традиционная культура // Башкирская энциклопедия. Уфа, 2002. - 247 с.

54. Башкироведение. Уфа, 2004. - 539 с.

55. Бикбов. Башкурды: (Материалы по истории башкирского народа). -Оренбургская газета. 1899. - № 773. - 7 с.

56. Валеев Ф.Т. Родословные записи (шэжэрэ) сибирских татар как историко-этнографический источник // Проблемы антропологии и этнографии Западной Сибири. Омск, 1991. - 184 с.

57. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1961. - Т. 1. - 777 с.

58. Васильев В.И., Шитова С.Н. Башкиро-самодийские связи (к проблеме этногенеза башкир) // Вопросы этнической истории Южного Урала. Уфа, 1982.

59. Вельяминов-Зернов В.В. Памятник с арабско-татарскою надписью в Башкирии // Труды Восточного Отделения императорского археологического общества. СПб., 1852. - Ч. 4. - 27 с.

60. Винников Я.Р. Родоплеменной состав и расселение киргизов на территории Южной Киргизии. ТКАЭЭ. М., 1956. - Т. 1.

61. Владимирцев. Б.Я. Общественный строй монголов. Л., 1939. - 223 с.

62. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799.

63. Голубовский П. Печенеги, тюрки и половцы до нашествия татар. Киев, 1884.-254 с.

64. Гончарова Г.И. Шежере родословные Абзелиловского района. - Уфа, 2011.- 140 с.

65. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.,1989. - 765 с.

66. Гумилев Л.Н. Древние тюрки М., 2002. - 503 с.

67. Демидова Н.Ф. Башкирские «посольства» в Москву в XVII веке // От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей. Москва, 2003.

68. Доброхотов П.Ф. Урал северный, средний, южный. Справочная книга. -Петроград, 1917. 702 с.

69. Дмитриева Л.В. и др. Описание тюркских рукописей института народов Азии-М., 1965.-Т.1.-258 с.

70. Игнатьев Р.Г. Чертово городище в окрестностях Уфы // Сборник статистических, исторических и археологических сведений. Уфа, 1868. -Отд.2.

71. Илимбетова А.Ф. О культе змеи у башкир // Вельские просторы. Уфа, 1999.-№ 11.

72. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Уфа, 2004.-Т. 1.-486 с.

73. История Казахской ССР.- Алма-Ата, 1957. Т. 1. - 609 с.

74. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1959.-Т. 2.-735 с.

75. История казахской литературы. Алма-Ата, 1968. - Т. 1. - 452 с.

76. История казахской литературы. Алма-Ата, 1979. - Т. 2. - 339 с.

77. Исянгулов Ш.Н. Старый Четырман. Уфа, 2001. - 191 с.

78. Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Уфа, 2008. - 133 с.

79. К 900-летию «Дивани лугат ат-тюрк» М. Кашгари // Советская тюркология. М., 1972. - №1.

80. Каховский В.Ф. О чувашско-башкирских этнокультурных связях // Вопросы этнической культуры Южного Урала. Уфа, 1982. - С. 47-57.

81. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. - 215 с.

82. Кляшторный С.Г. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000. - 320 с.

83. Кобрин В.Б. Перспективы развития генеалогических исследований // Генеалогические исследования. -М., 1994. 188 с.

84. Корусенко С.Н. Генеалогии как историко-этнографический источник по изучению курдакско-саргатских татар // Проблемы этнографии и социологии культуры. Омск, 1988. - 145 с.

85. Краткий очерк этнической истории башкирского народа //Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. - Т.5. - 256 с.

86. Кудайбердиев Ш. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. Алма-Ата, 1990. - 120 с.

87. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957. - Ч. 1. - 184 с.

88. Кузеев Р.Г., Юлдашбаев Б.Х. 400 лет вместе с русским народом // Присоединение Башкирии к Русскому государству и его историческое значение. Уфа, 1957. - 120 с.

89. Кузеев Р.Г. Этнический состав, история расселения и происхождения башкирского народа. Автореферат докт. дисс. М., 1971. - 54 с.

90. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974. - 571 с.

91. Кузеев Р.Г. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству поворотный пункт в истории края // Историческое значение добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. - Уфа, 1982.-336 с.

92. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В. Этнические и культурные связи Казахстана и Башкирии в XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1982.

93. Кузеев Р.Г., Гвоздикова И.М. О деятельности Южно-Уральского отделения археографической комиссии АН СССР за десять лет (1972-1982 гг.).-Уфа, 1982.-28 с.

94. Кузеев Р.Г., Гвоздикова И.М. Деятельность Южно-Уральского отделения археографической комиссии АН СССР в 1972-1986 // Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1986.

95. Кузеев Р.Г. Проблемы этнической истории народов Среднего Поволжья и Южного Урала с середины второй половины I тысячелетия н.э. до XVI в. Препринт доклада. Уфа, 1987. - 67 с.

96. Кузеев Р.Г. Социально-экономическое и этнонациональное развитие народов Южного Урала и Среднего Поволжья во второй половине XIX -начале XX в. (теоритеческие аспекты). Препринт доклада. Уфа, 1987. - 35 с.

97. Лепехин Л.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. Второе тиснение. - СПб., 1802. - 338 с.

98. Литература Востока в средние века. М., 1970. - Ч. 1. - 472 с.

99. Лоссиевский М.В. Из неизданных арабских и татарских хроник. -Оренбургский листок. 1881. -№ 8.

100. Лоссиевский М.В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам // Справочная книга Уфимской губернии. Уфа, 1883. - Отд. 5.

101. Лоссиевский М.В. Кое-что о Башкирии и башкирцах // Адрес-календарь Уфимской губернии. Справочная книга на 1904 г. Уфа, 1904.

102. Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. СПб., 1899. - 344 с.

103. Львова З.А. «Гази-Барадж Тарихы». Вопрос о подлинности летописи // Археологический сборник. СПб., 2003. - № 36.

104. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М., Л., 1959. - 111 с.

105. Мажитов H.A. Поселения Бахмутинской культуры. // Башкирский археологический сборник. Уфа, 1959.

106. Мажитов H.A. Южный Урал в ХП-Х1У вв. М., 1977. - 240 с.

107. Мажитов H.A. Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. Уфа, 1994.-360 с.

108. Мажитов H.A. Султанова А.Н. Башкирские ханы IX XVI вв. // Народы ЮжногоУрала и их соседи в древности и средневековье. - Уфа, 2004.

109. Мажитов H.A., Султанова А.Н., Сунгатов Ф.А. О средневековом этапе истории г. Уфы столицы Башкортостана // Архивы Башкортостана - Уфа, 2007. -№ 1.

110. Мажитов H.A., Султанова А.Н., Сунгатов Ф.А. Исторический Башкортостан (V XVI вв.) - Страна городов // Проблемы востоковедения. -Уфа, 2009. - № 1 ( 43).

111. Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа, 2009. - 496 с.

112. Мазитов В.Р. Шежере как источник по этнической истории башкир-минцев // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2009.

113. Мазитов В.Р. Перспективы развития этногенеалогических исследований в Республике Башкортостан (по материалам шежере и других письменных источников) // История науки и техники. Уфа, 2010. - №. 3. Спецвып. 1.

114. Мрясов С. Башкорт шэжэрэ (тайра)лары // Башкурт аймагы. Уфа, 1927. - № 4. (на башк.яз).

115. Мрясов С. Историческое прошлое башкир // Краеведческий сборник. -Уфа, 1930.-№3-4.

116. Мухамедьяров Ш.Ф. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. -Казань, 1958.-27 с.

117. Надергулов М. Историко-функциональные жанры башкирской литературы. Уфа, 2002. - 190 с.

118. Надергулов М.Х. Некоторые заметки об анонимном сочинении «История усергана» // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Челябинск, 2009. - Вып. 31.

119. Надергулов М.Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, стиль и традиции). Автореферат докторской диссертации. Уфа, 2009. - 49 с.

120. Назаров. П.С. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. М., 1890.-№ 1. - Кн. 1.-С. 164-192.

121. Очерки по истории БАССР.- Уфа, 1956. Т. 1. - Ч. 1. - 303 с.

122. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. -СПб., 1776.

123. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия исполненного в 1876-1877 годах по поручению императорского Русского географического общества-М., СПб., 1881. Вып. 2. - 181 с.

124. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969. -196 с.

125. Псянчин A.B. Möns et urbis: Уральские горы и город Уфа в европейской средневековой картографической традиции // Архивы Башкортостана. Уфа, 2007. -№ 1.

126. Рахматуллин У.Х. Некоторые вопросы источниковедческого изучения башкирских шежере // Письменные памятники Башкирии (Историко-филологические исследования). Уфа, 1952.

127. Рахматуллин У.Х. Шежере башкир племени Тамьян. // Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1982.

128. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М., JL, 1955.-393 с.

129. Ремезов Н.В. Землевладение в Уфимской губернии. Краткий исторический обзор образования, дробления и распределения в ней поземельной собственности // Записки Императорского географического общества. СПб., 1889.

130. Рычков П.И. История Оренбургская (1730-1750). Оренбург, 1896. -95 с.

131. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999. - 309 с.

132. Рычков П.И. История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. Уфа, 2001. - 296 с.

133. Сагитов М.Ш. Акбузат. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1972.-44 с.

134. Соколов Д.Н. Опыт разбора одной башкирской летописи // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург, 1898.

135. Соколов Д.Н. О башкирских тамгах // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург, 1904. - Т. 13. - 94 с.

136. Соколов Д.Н. Оренбургская губерния. М., 1916.

137. Степанов H.H. В.Н.Татищев и русская этнография // Советская этнография. № 1.-М., 1951.

138. Сулейманова Р.Н. Культ животных в религиозно-мифологической системе башкир // Востоковедение в Башкортостане. История. Культура. -Уфа, 1992.-Т. 4.

139. Сулейманов Ф.М. К истории изучения башкирского племени Тангаур // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Материалы

140. Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. Уфа, 2006.

141. Сулейманов Ф.М., Минишев. Ю.А. Новый вариант шежере племени бурзян // Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2009.

142. Султанов Т.Н. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. М., 2006. -446 с.

143. Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии. XV-XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа, 1997. - 72 с.

144. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2002. - 603 с.

145. Уметбаев. М. Ядкарь. Казань, 1897.

146. Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982.-336с.

147. Фирсов H.A. Инородческое население прежнего Казанского ханства в новой России до 1762 года и колонизация закамских земель в это время // Ученые записки Казанского университета. Казань, 1869.

148. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. - 180 с.

149. Филоненко В. Башкиры // Вестник Оренбургского учебного округа. -Оренбург, 1913. -№ 6. Отд. 3.

150. Халикова Р.Х. Башкирские шежере и их лексика // Вопросы тюркологии. -Казань, 1970.-Вып. 74.

151. Халикова Р.Х. Шакиров Р.З. Топонимы в летописных и актовых памятниках башкир XVIII-XIX вв. // Вопросы ономастики. Свердловск, 1980.-Вып. 14.

152. Халикова Р.Х. Язык башкирских шежере и актовых документов XVIII-XIX вв.-М., 1990.- 199 с.

153. Хисамитдинова Ф.Г., Торма И. Змея в традиционной этнологии и лечебной магии башкир // Языки, духовная культура и история тюрков:традиции и современность. Труды международной конференции. Казань, 913 июня 1992.-М., 1997.

154. Хусаинов Г.Б. Творчество Ризы Фахретдинова. Уфа, 1985. - 136 с.

155. Хусаинов Г.Б. Башкирская литература XI-XVIII вв. Уфа, 1996. - 193 с.

156. Хусаинов Г.Б. Духовный мир башкирского народа. Уфа, 2003. - 480 с.

157. Эскин Ю.М. Местничество, родословцы и «родословные пасквили» // От Древней Руси к России нового времени. М., 2003.

158. Этнокультурные связи населения Урала и Поволжья с Сибирью, Средней Азией и Казахстаном в эпоху железа. Уфа, 1976.

159. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972.-336 с.

160. Юматов B.C. Древние предания у башкирцев Чубиминской волости // Оренбургские губернские ведомости. 1848. - № 7.

161. Юсупов P.M. Источники и источниковедение истории и культуры Башкирии. Уфа, 1984. - 128 с.

162. Юсупов Ю.М. История Башкортостана XV-XVI вв. (социально-политический аспект). Уфа, 2009. - 192 с.

163. Яппаров X. Наше шежере. Уфа, 1999. - 272 с.1.. Полевые материалы Список информаторов:

164. Гафурийский район: 1. п. Красноусольск.

165. Ишбулдин Галимьян Габидуллович, 1942 г.р., м.р. д. Имендяшево.

166. Юлмухаметов Хадый Исмагилович, 1962 г.р., м.р. д. Ибрагим. 2. д. Саитбаба.

167. Мавлюткулов Разим Ибрагимович, м.р. д. Саитбаба.

168. Байбулдин Ханнан Закирович, 1938 г.р., м.р. д. Саитбаба.3. д. Каран-ялга.

169. Шайахметов Гиндулла Шырьязданович, 1934 г.р., м.р.4. д. Имендяшево.

170. Тузбеков Альтаф Гафиятович, 1938 г.р., м.р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.