Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры: XVIII - первой половины XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Казакова, Вера Викторовна

  • Казакова, Вера Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 199
Казакова, Вера Викторовна. Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры: XVIII - первой половины XIX вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2009. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Казакова, Вера Викторовна

Введение.

Глава I. Историко-культурные предпосылки возникновения частной коллекции в России.

§1.Из истории западноевропейского собирательства. Сокровищницы, кунсткамеры, кабинеты знатоков.

§2.Предпосылки систематического коллекционирования в России

1.1.Собирательство предметов декоративно-прикладного искусства допетровского времени.

1.2.Протоколлекции частных лиц XVII века.

§3.Коллекции петровской эпохи: начальный этап становления классического частного собирательства.

Глава II.Частные собрания второй половины XVIII века: от утилитарности к экспонированию.

§1.Особенности собирательства елизаветинского времени.

§2.Расцвет частного коллекционирования екатерининской эпохи

1.1 .Дворцовые коллекции середины XVIII в.

1.2.Частные коллекции в бытовых комплексах второй половины

XVIII в.

Глава III. Частные коллекции «классического» типа: становление и предпосылки развития.

§ 1 .Влияние художественной практики первой половины XIX в. на специфику собирательства.

§2.Дворцовое собирательство 1800-50-х гг.

§3.Первые коллекции предметов декоративно-прикладного искусства («русские музеумы» П. Свиньина, М.Погодина и П. Коробанова)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры: XVIII - первой половины XIX вв.»

Проблемы истории и теории частного коллекционирования в России стали для отечественного искусствознания последних десятилетий весьма актуальны и востребованны. Это было продиктовано, в частности, быстрым ростом антикварного рынка и возвращением традиций частного собирательства. Исследовательские изыскания выступили подтверждением статуса частного коллекционирования в России как весьма значимого культурного явления, которое смогло способствовать сохранению богатого художественного наследия и стать важной составляющей российской художественной жизни. Исследовательский материал позволил сделать ценные обобщения и выводы относительно этой практики, предложить систематизацию и типологию частных коллекций, открыть имена их собирателей, проанализировать исторический опыт сохранения и экспонирования частных коллекций.

Между тем наиболее разработанной остается тема коллекционирования произведений изобразительного искусства. Что же касается истории собирательства в области декоративно-прикладного искусства, то она пока не стала объектом активного исследовательского интереса, хотя собирательская деятельность в этой области имеет свою особую судьбу. Она интересна хотя бы тем, что уже в XVIII веке собирательская деятельность стала осуществляться в России через тесный контакт с практикой профессионального декоративно-прикладного искусства и в определенной степени стимулировала развитие его отдельных видов. В начале XIX века, когда в Европе, а затем и в России началось увлечение древней и средневековой историей, ведущими объектами собирательства стали предметы, имеющие историческую ценность, в том числе (а иногда и в первую очередь) предметы декоративно-прикладного искусства. Так появились коллекции, подобные «русскому музею» П.Коробанова, «древлехранилищу» М.П.Погодина и т.д., утвердившие историческую ценность предметов декоративно-прикладного искусства в единстве с их художественной ценностью. Частные собрания стали свидетельством поступательного процесса осознания предметов декоративно-прикладного искусства как полноценных объектов коллекционирования, способных обогатить ведущие музейные собрания России.

Феномен частного собирательства в области декоративно-прикладного искусства предстает в данном случае как органичная и неотъемлемая часть русской культуры, как многогранное, многоаспектное и малоизученное явление, требующее разработки и изучения. Внимание к специфике этих коллекций, выяснение и уточнение их роли в общекультурном процессе, несомненно, способно раскрыть новые грани художественной практики и культурной истории России.

Первые описания частных русских собраний оставили иностранцы, посещавшие Россию в разное время (о периоде Московской Руси: оставил описание Адам Олеарий, о петровском времени - Н.Витсеп, Г.Берхгольц, Н.Идес, позднее польский король Станислав-Август, Сегюр, еще позднее де Кюстин и др.). Особо следует упомянуть о двух описаниях коллекций первой половины XIX века: собственное описание Павла Свиньина (1829г.) и каталог Филимонова для коллекции Павла Коробанова (1849г.). Это первые в русской истории описания частных коллекций, куда органично вошли предметы декоративно-прикладного искусства.

Важными источниками, способствующими изучению русского коллекционирования, выступают периодические издания: «Художественные сокровища России» (1901-1907гг.), «Старые годы» (1907-1916гг.) и особенно журнал «Среди коллекционеров» (1921-1924гг), а также каталоги собраний, описи имущества, письма, дневники, воспоминания, журналы путешествий (опубликованные или архивные материалы). К подобного рода источникам можно отнести сочинения современников событий (где нашли отражение вопросы коллекционирования) или сочинения авторов, близких к рассматриваемому времени (например: Е.П.Карнович «Замечательные богатства частных лиц в России», 1876г.).

В 50-70-е годы XX века появляются лишь единичные публикации, связанные с изучением истории музейного дела в России и так или иначе затрагивающие тему коллекционирования. Это, например, «Очерки истории музейного дела в России» С.А.Овсянниковой, посвященные частному коллекционированию в России различных периодов. В конце 80-х годов происходит всплеск интереса к изучению наследия знаменитых русских дворянских фамилий, чьими коллекциями были пополнены собрания многих советских музеев после 1917года.

В последние годы к проблемам собирательства обращается целый ряд исследователей: так, А.А.Арциховская-Кузнецова посвящает свои разработки одному из самых ярких деятелей русской культуры XVIII в. А.С.Строганову; Л.Ю.Савинская пишет о коллекционерской деятельности Н.Б.Юсупова; О.Я.Неверов изучает деятельность собирателей петровского времени и т.д. В исследованиях последних лет уже не только констатируется факт создания коллекций, но исследуются условия и причины их возникновения в конкретно-исторической художественной ситуации, анализируется их структура и состав, а также эстетическая оценка произведений современниками.

Немаловажным фактором для исследования частных коллекций, в том числе и предметов декоративно-прикладного искусства, стало появление биографических словарей и справочников коллекционеров прошлого. Так, Н.М.Полуниной и А.И.Фроловым была предпринята попытка создания биографического словаря московских коллекционеров. Особенно важной для настоящей работы стала публикация И.И.Сальниковой «Мы были.» -историко-биографическое исследование периода XVIII-XIX вв., которое, хотя и кратко, но дает представление как о самих коллекционерах, так и о различных направлениях в практике коллекционирования. Главное, здесь рассматриваются не только художественные коллекции, но упоминаются и первые собрания декоративно-прикладного искусства.

Следует также выделить публикацию И.В.Саверкиной «История частного коллекционирования в России», посвященную в основном истории художественных коллекций, однако, в ней даны краткие сведения о прочих коллекциях, в том числе и предметов декоративно-прикладного искусства. В другой работе того же автора «Вещь в культуре России XVII- 1-й четверти XVIII вв.» выявляются новые критерии в оценке предметов декоративно-прикладного искусства как объекта собирательства.

Важное значение для данной работы имела литература, посвященная описанию дворянских усадеб, личностей коллекционеров и собственно истории развития отдельных видов декоративно-прикладного искусства. Основные материалы о дворянских усадьбах сконцентрированы в литературе, посвященной трем загородным дворцовым комплексам (Архангельское, Останкино и Кусково), принадлежавшим семьям Юсуповых и Шереметьевых. Они описаны и исследованы достаточно подробно, важно то, что в них содержатся сведения, часто детальные, о собраниях декоративно-прикладного искусства определенного периода. В свою очередь, биографические исследования, посвященные отдельным деятелям, например, Г.И.Потемкину, А.А.Безбородко, И.И.Шувалову, дают возможность изучить их собственные собрания декоративно-прикладного искусства.

Особый блок составляют исследования, посвященные истории развития отдельных видов декоративно-прикладного искусства как в России, так и за рубежом. Благодаря им можно проследить эволюцию вкусов заказчиков и, соответственно, коллекционеров. Такого рода разработки посвящены чаще всего развитию фарфора и ювелирного искусства. О фарфоре литература обширна, здесь следует упомянуть С.Н. Тройницкого -автора нескольких исследований, посвященных истории фарфора вообще и российского в частности. Большое значение имеет его публикация «Фарфор и быт», где исследуются формы и этапы собирательства фарфора в России. Среди современных исследователей следует выделить И.И.Казакевич: за последние пять лет вышло несколько ее книг о западноевропейском фарфоре из коллекции Эрмитажа, об истории формирования фарфоровых кладовых, о наиболее выдающихся заказах и заказчиках и т. д. Несомненным достоинством этих публикаций стало привлечение архивных материалов, труднодоступных и ранее не публиковавшихся.

Большой интерес для настоящего исследования представляет также публикация Н.В.Сиповской «Фарфор как объект коллекционирования», где на примере фарфора затронуты практически все проблемы коллекционирования предметов декоративно-прикладного искусства.

Истории развития отечественного ювелирного искусства посвящена фундаментальная работа М.Н.Лопато «Ювелиры старого Петербурга». Это глубокое историко-культурное исследование дает представление не только о становлении ювелирной школы Петербурга, но также о заказах и заказчиках и, следовательно, предоставляет возможность для более точного понимания исторических условий и особенностей становления собирательской деятельности того периода.

При написании диссертации ценную помощь оказали иллюстративные материалы, посвященные парадным интерьерам дворянских особняков (например, «Описание столичного города Петербурга», принадлежащее Г.Георги и изданное в 1794г.), а также коллекции ведущих музеев Петербурга и материалы научно-практических конференций последних лет.

Итак, объектом настоящего исследования являются русские частные собрания декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - сложение и бытование частных собраний декоративно-прикладного искусства в России в период с XVIII до середины XIX века.

Цель исследования: обосновать основные этапы и выявить особенности формирования частных собраний декоративно-прикладного искусства в России во взаимосвязи с русской и европейской профессиональной художественной практикой XVIII-первой половины XIX вв.

В соответствии с поставленной целью определены задачи диссертации:

- показать исторические ■ предпосылки формирования частных коллекций декоративно-прикладного искусства в России;

- проследить исторический процесс перехода от накопительского собирательства предметов декоративно-прикладного искусства к их коллекционированию;

- выявить основные этапы становления практики частного собирательства декоративно-прикладного искусства России, охарактеризовать ее особенности в каждый из рассматриваемых периодов;

- исследовать характер взаимовлияния: «частные собрания предметов декоративно-прикладного искусства — профессиональное декоративно-прикладное искусство» в России XVIII -первой половины XIX века».

- определить роль частного собирательства предметов декоративно-прикладного искусства для художественной жизни России рассматриваемого периода; показать его значение для формирования музейных фондов России в XIX-XX вв.

Методология и методика исследования имеет комплексный характер и включает искусствоведческий и культурологический анализ. В качестве ведущих применены историко-культурный, сравнительно исторический и конкретно-исторический методы, позволившие выявить и исследовать особенности сложения и бытования наиболее значительных частных собраний декоративно-прикладного искусства России.

Ведущим выступил системный подход, предполагающий исследование единства и взаимосвязи исторических фактов с социально-экономическими и культурными особенностями изучаемого исторического периода.

Методика работы была продиктована задачами систематизации конкретно-исторического художественного материала: частных собраний XVIII — первой половины XIX века, музейных коллекций России, выставочных экспозиций и пр.

Методологической основой стали труды отечественных и зарубежных исследователей по искусствоведению, культурологии, истории, посвященные, прежде всего, проблематике частного коллекционирования и художественной практике профессионального декоративно-прикладного искусства (Грицкевича В.П., Казакевич Н.И., Карновича Е.П., Костюк О.Г., Лопато М.Н., Меньшиковой M.JL, Неверова О.Я., Саверкиной И.В., Сальниковой И.И., Тройницкого С.Н.).

Научная новизна исследования:

- Впервые осуществлено комплексное изучение русских частных собраний декоративно-прикладного искусства XVIII — первой половины XIX века.

- Специфика формирования частных собраний декоративно-прикладного искусства проанализирована через призму историко-культурного развития России указанного периода.

- Эволюция частных собраний рассмотрена в тесной связи с развитием определенных видов декоративно-прикладного искусства.

- Частные собрания декоративно-прикладного искусства изучаемого периода осознаны как значимая и неотъемлемая часть русской культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении и изучении целого ряда проблем, связанных с практикой частного собирательства в России предметов декоративно-прикладного искусства. Материалы исследования могут способствовать более глубокому пониманию роли и значения этого явления в художественной жизни России XVIII - XIX века, что открывает перспективы для дальнейших исследований в области истории отечественного искусства.

Сформулированные в ходе исследования выводы и положения могут найти применение в учебных программах при подготовке спецкурсов по истории российского коллекционирования, а также отдельных разделов по всеобщей истории искусств. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы при проведении экспертизы и атрибуции произведений декоративно-прикладного искусства; оказать определенную помощь при организации художественных выставок и в музейной практике.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в докладах и сообщениях на региональных и городских научно-практических конференциях.

Материалы диссертации были использованы при подготовке рабочей программы спецкурса «Частное коллекционирование произведений декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры XVIII -XIX веков», а также в соответствующем разделе лекционного курса «История декоративно-прикладного искусства», прочитанного для студентов искусствоведческого отделения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. A.JI. Штиглица (2006-2008гг).

Материалы работы получили обсуждение на научном семинаре аспирантов и преподавателей, а также на заседании кафедр «Искусствоведение и культурология», «Реставрация живописи» Санкт-петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица.

На защиту выносятся следующие положения:

- Коллекционирование предметов декоративно-прикладного искусства имеет в России глубокие корни, поскольку задолго до XVIII века существовало стихийное собирательство предметов культа, ювелирных изделий и т.д.

- Формирование и эволюция частных собраний декоративно-прикладного искусства XVIII — первой половины XIX века осуществлялись в тесной взаимосвязи с художественной практикой профессионального декоративно-прикладного искусства.

- В процессе сложения и бытования частных коллекций XVIII - первой половины XIX вв. в России поэтапно происходит утверждение произведений декоративно-прикладного искусства как полноценного объекта коллекционирования.

- Частное коллекционирование предметов декоративно-прикладного искусства рассматриваемого периода выступает как неотъемлемая часть общего процесса культурных и социальных преобразований в России.

Структура диссертации обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, примечаний к тексту, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Казакова, Вера Викторовна

Заключение

Частные, дворцовые, монастырские, церковные и другие виды коллекций в России стали основой многих будущих государственных и частных публичных музеев. Их существенно дополняют собрания, принадлежащие научно-просветительским, краеведческим и различным государственным структурам.

Это, тем не менее, не означает, что частное коллекционирование является пройденным этапом. Оно естественным образом продолжает существовать наряду с публичными музейными структурами, а в последнее время в связи с экономическими и социальными изменениями оно окончательно легализовано и признано в России. Ярким примером тому является создание многочисленных музеев частных коллекций, ставших доступными широким слоям местного населения и туристам.

Начало частного коллекционирования берет свое начало еще в Древней Руси. Первоначально оно носило неосознанный, мемориальный характер; собирались и хранились уникальные вещи, имеющие также большую материальную ценность. К.Н. Бестужев-Рюмин в этой связи отмечал: «Старинная Русь не занималась собиранием древностей: она хранила старые вещи или как святыню в ризницах, или как драгоценность в царских разнохранилищах; если и обращали внимание на какие-нибудь находки, то с практической целью»169.

Весьма интересное собрание исторических предметов, принадлежавших в разное время Ивану IV, Борису Годунову и другим, собранное в XVI-XVII вв., хранилось в Псково-Печерском монастыре. Известно, что представители династии Романовых занимались собирательством: например, Алексей Михайлович питал страсть к византийским древностям.

169 Бестужев-Рюмин Н,К. Русская история. - СПб., изд. Паславской, 1881. С. 15

Специфической особенностью собирательства конца XVII- начала XVIII в. является то, прежде всего, что интерес вызывают предметы с познавательной точки зрения. Среди наиболее известных любителей старины представители древних боярских родов Б.М. Хитрово, А.С. Матвеев, Ф.С. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, петровский адмирал Ф.А. Головин, опальные А.П. Волынский, А.Ф. Хрущов и др. От Ф.А. Головина голландский путешественник Н. Витсен получил в подарок серебряный сосуд из старинного захоронения близ Иртыша. В своей книге «Северная и Восточная Татария» он указывал, что многие русские увлекались собирательством древностей.

Как уже отмечалось, начало расцвета частного собирательства в России приходится на петровскую эпоху, и многие из ближайших сподвижников Петра Великого обладали первоклассными по тому времени коллекциями. Среди них следует назвать генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева, вице-канцлера П.П. Шафирова, светлейшего князя А.Д. Меншикова, историка и государственного деятеля В.Н. Татищева.

Итак, в первой половине XVIII в. в России появилось значительное число весьма интересных и ценных частных коллекций, в состав которых входили предметы декоративно-прикладного искусства западного, восточного и отечественного происхождения, владельцами которых были представители высшей аристократии и лица, тесно связанные с императорским двором.

Однако подлинный расцвет русского собирательства произведений декоративно-прикладного искусства приходится на эпоху правления Екатерины II. Английский путешественник Кларк писал: «. можно подумать, что русские богачи обобрали всю Европу для составления своих замечательных коллекций». Однако это собирательство носило главным образом бытовой характер, для украшения дома или загородной усадьбы, поэтому при наличии некоторых признаков коллекцией подобное собирательство еще не может именоваться.

Интересно отметить, что большинство частных коллекций появляется в Москве, как наследнице русской старины, а не в Петербурге, ориентированном на Западную Европу. Журнал «Москвитянин», издаваемый М.П. Погодиным, писал: «Москва искони есть хранилище русской святыни и драгоценных памятников русского прошлого. Здесь не из подражания основались многие хранилища старины, но из внутренней потребности народной души, любящей свое прошлое»170.

Подводя итог исследования, на основании изученного материала можно сделать следующие выводы:

- Начало расцвета частного собирательства в России приходится на петровскую эпоху, когда Петр I и его ближайшие сподвижники стали обладателями богатых коллекционных собраний.

- В первой половине XVIII века в России сложилось значительное количество ценных частных собраний, в состав которых вошли предметы декоративно-прикладного искусства западного, восточного и отечественного происхождения; их владельцами были представители высшей аристократии и лица, тесно связанные с императорским двором.

- Подлинный расцвет русского собирательства произведений декоративно-прикладного искусства приходится на эпоху правления Екатерины II. Собирательство носило, главным образом, бытовой характер и, соответственно, оно не может еще квалифицироваться как коллекционная деятельность.

- Вторая половина XVIII века имеет важнейшее значение для становления как частного коллекционирования предметов декоративно-прикладного искусства, так и для самой практики профессионального прикладного искусства: ввоз собирателями в Россию предметов западного и восточного прикладного искусства инспирирует поиски новых форм и, что особенно важно, новых видов производства (здесь выделяются фарфоровые заводы, ювелирные и оружейные мастерские).

170 Цит. по Сальникова И.И. «Мы были». - СПб., Блиц, 2003. С. 267

- Первая половина XIX века в России ознаменовалась появлением частных коллекций, где предметы декоративно-прикладного искусства стали собираться целенаправленно и особым образом экспонироваться (собрания П.Г.Коробанова, П.П.Свиньина и пр). Они возвестили о правомерности существования «классических» художественных коллекций декоративно-прикладного искусства; именно такой «статус» коллекции прикладного искусства обрели позднее в составе ведущих музейных и частных собраний России.

Таким образом, феномен частного коллекционирования предметов декоративно-прикладного искусства, рассмотренный через призму взаимодействия с собственно декоративно-прикладным искусством в России XVIII-первой половины XIX в., предстает перед нами как неотъемлемая часть русской культуры, как многогранное, многоаспектное и малоизученное явление, требующее дальнейшей разработки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Казакова, Вера Викторовна, 2009 год

1. Ennes P. The visit of the Comte and Comtesse du Nord to the Sevres Manufactory/ P. Ennes // Apollo. March 1989. P. 155

2. Grandjean S. L'Orfeverie du XIX-е Siecle du Europe/ S. Grandjean. — P., 1962.-260 c.

3. Norris H. Medieval costume and fashion/ H. Norris. N.Y.; 1999

4. Posselt M. Tagebuch des Generals Patrick Gordon/ Posselt M. Vol. II. - S.Petersburg, 1851.-86 c.

5. Schade G. Berliner porzellan/ Schade G.- Leipzig. 1986. 321 c.

6. Scheiher E. Die Kunst- und Wunderkammer der Habsburger. / Die Kunst- und Wunderkammer. Wien-Munchen: 1979. - 142-178 c.

7. Scheiher E. Kunstkammer// The dictionary of art. Art: Italy. N.Y., 1996. -V. 19.-P. 520-523

8. Scheiher E. The collection of Archduke Ferdinand II at Schloss Ambrass: its purpose, composition and evolution/ Scheiher E // The origin of museums. -Oxford, 1985

9. Wazbinski Z. Muzeum I zbiory artystyczne/Wazbinski Z. Torun, 1980. V.l, Wiek XV-XVI. - s. 3-5

10. Бабин А.А. Александр I и его коллекция французской живописи/А.А. Бабин// Частное коллекционирование в России. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994». М.:ГМИИ, 1995. - С. 122126.

11. ХЪ.Бакланова Н.А. Великое посольство за границей в 1697-98 гг. / Н.А. Бакланова// Петр Великий: Сборник статей/ Под ред. А.И. Андреева. Т.1.- М.-Л.: Издательство АН СССР, 1947. С. 3-62.

12. Безсонов С.В. Архангельское. Подмосковная усадьба/ С.В. Безсонов. -М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1937. 270 с.

13. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13 тт. /Белинский В.Г. М.-Л.:

14. Издательство Академии Наук, 1953-59. Т.1. — 574 с. И.Бенуа А.Н. Галерея драгоценностей Эрмитажа/ А.Н. Бенуа. — СПб., печатня Р. Голике, 1902.// Художественные сокровища России, 1902, № 12, с. 305-350.

15. Бенуа А.Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны / А.Н. Бенуа. СПб.: Т-во Р.Голике и А. Вильборг, 1910. — 262 с.

16. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях/ Ю.Н. Беспятых- СПб.: Рус.-балт. Информ. Центр «БЛИЦ», 1997. 492 с.

17. Бестужев-Рюмин Н.К. Русская история/ Н.К. Бестужев-Рюмин. СПб., изд. Паславской, 1881. -223 с.21 .Бондаренко И. Подмосковные дворцы XVIII века/ И. Бондаренко//

18. Старые годы. 1911.-№2.-С. 616-642. 22.Брикнер А.Г. Иллюстрированная история Петра Великого/ А.Г. Брикнер.- Спб., П.П. Сойкин, 1903. 468 с.2Ъ.Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга/ А.В. Бурдяло.

19. Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей окрестностей оного/ И.Г. Георги.- СПб.: при императорском Шляхетном сухопутном кадетском корпусе, 1794.-757 с.

20. Герье В. Отношение Лейбница к России и Петру Великому по неизданным бумагам Лейбница в Ганноверской библиотеке/ Герье В.// Лейбниц и его век. —Т.2. СПб.: Печатня Головина, 1871. - 208 с.

21. Глозман И. Кусково/ И. Глозман. М.: Советский художник, 1965. — 48 с.

22. ЪЗ.Гордин М.А. Екатерининский век. Панорама столичной жизни. Кн.1 Текст./ М.А. Гордин. СПб.: Пушкинский фонд, 2004. - 312 с.

23. Государственная Оружейная палата Московского кремля. Сборник научных трудов по материалам Государственной Оружейной палаты. /

24. Под. ред. С.К. Богоявленского и Г.А. Новицкого. М.: Искусство, 1954. -579 с.35 .Грицак Е.Н. Кусково и Останкино/ Авт.-сост. Е.Н. Грицак. М.: Вече, 2004. - 240 с.

25. Грицкееич В.П. История музейного дела до конца XVIII в. / В.П. Грицкевич. СПб.: СПбГУКИ, 2004. - 408 с.

26. Грицкевич В.П. С факелом Гиппократа / В.П. Грицкевич. Минск, Наука и техника, 1987. - 270 с.

27. Грот Я.В. Екатерина II в переписке с Гриммом: в 3 т. /Я.В. Грот. СПб.: тип. Акад.наук, 1879-1884. - Т.2. - СПб., 1881.-300 с.

28. Гун. О. Поверхностные замечания по дороге из Москвы в Малороссию в осени 1805 г./ О.Гун. — М.: в тип. Платона Бекетова, 1806. Ч. 3. 60 с.

29. Гуркин В.А. Наследие Богдана Хитрово/ В.А. Гуркин // Памятники Отечества, 1998. №41. - С.36-44

30. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, с 1721 по 1725 г. — М.: тип. Каткова и К°. -Т.1. 1858.-275 с.

31. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века/ О.С. Евангулова. М.: Издательство Московского университета, 1969. - 143 с.

32. Евангулова О.С. Светский интерьер Москвы конца XVII начала XVIII вв./Евангулова О.С. // Русский город. Москва и Подмосковье. Вып.4./ Под. ред. B.JI. Янина. - М.: Издательство МГУ, 1981. - 240 с.

33. Евреинов П.М. Краткое описание Московской оружейной палаты. Сост. Двора его императорского величества камергером, с.с. Павлом Евреиновым. Ч. 1./ П.М. Евреинов. М.: тип. А. Семена, при имп. Медико-хирургич. Акад., 1834. - 209 с.

34. Елизарова Н.А. Останкино/ Н.А. Елизарова . М.: Искусство, 1966. - 127 с.

35. Жизнь князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. М.: тип. Воейкова, 1812. — 27 с.

36. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях/ И.Е. Забелин. -М.: Книга, 1990.-312 с.

37. АЪ.Забелын И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России/ И.Е. Забелин. СПб.: тип. Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1853. - 101 с.

38. Забозлаева Т.Е. Драгоценности в русской культуре XVIII-XIX вв./ Т.Б.Забозлаева. СПб., Искусство-СПб., 2003. - 464 с.

39. ЪЪ.Идес И., Брандт А. Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)/ И.Идес, А.Брандт. -М.: Наука, 1967. 404 с.

40. Итс Р.Ф. Кунсткамера: Об истории первого русского музея/ Р.Ф Итс. -2-е изд. Л.:Лениздат, 1989. - 135 с.

41. Казакевич Н.И. Западноевропейский фарфор в Эрмитаже. История собрания/ Н.И. Казакевич. СПб.: Нестор-История, 2003 г. - 380 с.

42. Казакевич Н.И. Западноевропейский фарфор из коллекции Татищева и Голицынского музея. К истории собрания Эрмитажа/ Н.И. Казакевич // Прикладное искусство Западной Европы и России. Государственный Эрмитаж. Сборник научных трудов. СПб., 1999, с.75-108.

43. Казакевич Н.И. Царские застолья XVIII в.: Церемониал и декоративное оформление парадных столов при дворе императриц Елизаветы и Екатерины II/ Н.И. Казакевич. СПб.: Золотая книга, 2003. - 56 с.

44. Калязина Н.В. Меншиковский дворец-музей/ Калязина Н.В. JL: Лениздат, 1982.- 111 с.

45. Карпович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России/ Карнович Е.П.-М.: Символ, 1992.-283 с.

46. Коллекционеры. Меценаты. Благотворители: Россия, XVIII-XX вв. / PAX, СПБГАИЖСА/Сост. и ред. Н.С. Кутейникова. СПб.: СПбГАИЖСА, 1996.-67 с.

47. Костюк О.Г. Галерея драгоценностей Эрмитажа: история и этапы формирования: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. иск.: (17.00.05)/ СПГХПА. СПб., 1995. - 24 с.

48. Кузнецова JI.K. К вопросу об эволюции художественной формы и системы декорировки табакерок работы петербургских мастеров второй половины XVIII века/ JI.K. Кузнецова// Проблемы развития русского искусства. Вып. 13, М., 1980. С. 43-65.

49. Ю.Кулътура и искусство петровского времени. Сборник статей— Л., Аврора, 1977.-200 с.1\.Кусково. Останкино. Архангельсткое./ B.JI. Рапапорт, И.Г. Семенова, JI.B. Тыдман и др. 2-е изд. - М.: Искусство, 1981. - 207 с.

50. Кюстин А. де. Николаевская Россия/ Кюстин А. де. М.: Терра, 1990. -285 с.

51. Лакруа П. Черты из жизни и царствования императора Николая 1./Лакруа П. -СПб.: Тип. Деп. Уделов, 1869.-357 с.

52. А.Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917)/Левинсон-ЛессингВ.Ф. Л.: Искусство, 1985.-407 с.

53. Левинсон-Лессинг В.Ф. Первое путешествие Петра 1 за границу/ В.Ф. Левинсон-Лессинг// Культура и искусство петровского времени. Сборник статей. — Л: Аврора, 1977. С. 5-36

54. Лепелъ В. Елисавета Петровна Глебова-Стрешнева. 1751-1837. По воспоминаниям внучки ее Натальи Петровны Бреверн / В. Лепель// Русский архив, кн. 1, М., 1895. С. 344-390

55. Лепская Л.А. Останкино/ Л.А. Лепская. М.: Реклама, 1976. - 55 с.1%.Лопато М.Н. Историзм как художественный феномен/ М.Н.Лопато // Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-90. -СПб.: Славия, 1996. С.9-17

56. Лопато М.Н. Серебро/ М.Н. Лопато// Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-90. СПб.: Славия, 1996. - С.234-239

57. Маркова Г.А. Немецкое художественное серебро XVI-XVIII вв. в собрании Государственной Оружейной Палаты/ Г.А. Маркова. — М.: Искусство, 1977. 76 с.

58. Меньшикова M.JI. К истории китайских коллекций/ М.Л. Меньшикова // Основателю Петербурга. СПб.: ГЭ, Славия, 2003. - С.236-245

59. Меньшикова М.Л. Несколько китайских раритетов из коллекций Петербурга начала XVIII в./ М.Л. Меньшикова// Эрмитажные чтения памяти В.Г. Луконина, 1995-1999. СПб., ГЭ, 2000, с. 145-159

60. Миллер Д.П. Алексей Григорьевич Разумовский/ Д.П. Миллер. -Харьков, Об-во распространения в народе грамотности, 1893. — 46 с.

61. Мишуков Ф.Я. Золотая насечка и инкрустация на древнем вооружении /Ф.Я. Мишуков// Государственная Оружейная палата Московского кремля. Сборник научных трудов по материалам Государственной

62. Оружейной палаты. / Под. ред. С.К. Богоявленского и Г.А. Новицкого. — М.: Искусство, 1954.-С. 115-136

63. Муравьев-Апостол И.М. Путешествие по Тавриде ■ в 1820 г./ И.М. Муравьев-Апостол. — СПб.: Печатано в Типографии состоящей при особенной канцелярии МВД, 1823. 337 с.

64. Неверов О.Я. «Государев кабинет» Петра I и Петербургская Кунсткамера/ О .Я. Неверов// Основателю Петербурга. СПб.: ГЭ, Славия, 2003. - С. 200-209

65. Неверов О.Я. Памятники античного искусства в России петровского времени / О.Я. Неверов// Культура и искусство петровского, времени. Сборник статей. Л.: Аврора, 1977. - С. 37-53

66. Никольский В. Б.М. Хитрово/ В.Никольский// Среди коллекционеров, № 2, 1922.-С.З-7.960 приватной жизни князя Потемкина. Потемкинский праздник. — М.:

67. Олеарий А. О состоянии России в царствование Михаила Федоровича и

68. Алексея Михайловича/ А.Олеарий. — СПб.: Б/и, 1861. 166 с. 100. Оль Г.А. Архитектор Брюллов/ Г.А. Оль. - М.-Л.: Госстройиздат, 1955. -131 с.101 .Основателю Петербурга. Каталог выставки. — СПб.: Эрмитаж, Славия, 2003.-441 с.

69. Основы советского музееведения/ под ред. Галкина П.И. М.: Госкультпросветиздат, 1955. - 375 с.

70. Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом/ П.П. Пекарский. СПб.: т-во «Общественная польза», 1862, Т.1. - 579 с.

71. Писарская JI.B. Оружейная палата/ JI.B. Писарская. — 5-е изд. М.: Московский рабочий, 1979. - 239 с.

72. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 1-7. — СПб.: Гос.тип., 1887-1918.-Т. 1. 1887.-888 с.

73. Познанский В.В. Архангельское /В.В. Познанский. М.: Искусство, 1966.-90 с.

74. Полунина Н.М., Фролов А.И. Основатели. Российские просветители/ Н.М. Полунина, А.И. Фролов. -М.: Сов. Россия, 1990. 133 с.

75. Путешествие персидского посольства через Россию от Астрахани до Архангельска. 1599-1600// Проезжая по Московии. М.: Международные отношения, 1991. - С. 34-82.

76. Пунин A.JI. Архитектура Петербурга середины XIX века/ A.J1. Пунин. -Л.: Лениздат, 1990.-351 с.

77. Пыляев М.И. Старый Петербург /М.И. Пыляев. СПб.: Паритет, 2002. -478 с.

78. Саверкина И.В. Вещь в культуре России второй половины XVII -первой четверти XVIII в.: учебное пособие /И.В. Саверкина. СПб.: СПбГАК, 1995.- 107 с.

79. Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России /И.В. Саверкина. СПб., СПбГУКИ, 2006. - 208 с.

80. Саверкина И.В. Описи имущества частных лиц как источники по истории русской культуры первой четверти XVIII в.: Автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. ист. наук/ РАН, Институт российской истории. СПб., 1995. - 18 с.

81. Санкт-Петербург и античность. Материалы выставки. — СПб.: С.Петер б. Фонд культуры, 1993. 126 с.

82. Свиньин П.П. Краткая опись предметов, составляющих Русский музей Павла Свиньина /П.П. Свиньин. СПб.: Тип. К.Крайя, 1829. - 139 с.

83. Семевский М.И. Современные портреты Софьи Алексеевны и В.В, Голицына. 1689/ М.И. Семевский. СПб.: б.и., 1859.-48 с.

84. Семенов Г. «Русский музеум» /Г. Семенов// Панорама искусств, 1. — М., 1978.-С. 265-268.

85. Сиповская Н.В. Фарфор как объект коллекционирования в России XVIII в.// Частное коллекционирование в России: Материалы науч. конф. «Випперовские чтения-1994», вып. 27. -М., ГМИИ, 1995. С. 105-117.

86. Снегирев КМ. Иван Иванович Шувалов, основатель Московского университета и русский меценат / И.М. Снегирев. СПб.: Б.и., 1837.- 10 с.

87. Соболев П.В. Теория изящного теория действия / П.В. Соболев// Декабристы и русская культура. - Д.: Наука-Ленинградское отделение, 1976.-С. 212-225.

88. Соловьева Т.А. Особняки Юсуповых в Петербурге/ Т.А. Соловьева. — СПб.: ООО «Белое и черное», 1995.- 192 с.13Х.Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук/ Т.В. Станюкович. М., Л., Издательство АН СССР, 1953. - 260 с.

89. Терновский С.А. Канцлер-князь Безбородко/ С.А. Терновский. Киев-Харьков, Южнорусское кн-во Ф.А. Иогансона, 1899. - 32 с.

90. Тихомирова Е.В. Коллекции оружия русских царей/ Е.В. Тихомирова. — М., Государственные музеи Московского Кремля, 2006. — 223 с.

91. Тихомирова Е.В. Оружие коллекции Петра I/ Е.В. Тихомирова. М., Издательский дом «Техника - молодежи», 1995. - 144 с.

92. Траншам де Лаверн, Л.М.Ф. Жизнь генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического./Траншан де Лаверн, Л.М.Ф. СПб., 1811. -Ч. 1.-162 е.; - 4.2. - 140 с.

93. Тройницкий С.Н. Фарфор и быт/ Тройницкий С.Н. Л.: Брокгауз и Ефрон, 1924.-86 с.131 .Тройницкий С.Н. Фарфор императорского Эрмитажа/ Тройницкий С.Н.- СПб.: Журнал «Старые годы», 1911. 52 с.

94. Трутовский В.К. Боярин и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово и Московская Оружейная палата/ Трутовский В.К. // Старые годы, 1909, июль-сентябрь, с.358-381

95. Устржов Н.Г. Историческое обозрение царствования государя императора Николая I/ Н.Г. Устрялов. СПб.: тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1847. - 175 с.

96. Файбисович В.М., Бардовская Л.В. «Оружие всех стран и всех веков.»/ В.М. Файбисович, Л.В. Бардовская// Царскосельский арсенал. СПб.: Атлант, 2000. - С. 5-17

97. Фалъкерзам Н. Реликвии Александровского времени в Императорском Эрмитаже/ Н. Фалькерзам// Старые годы. 1912, июль-сентябрь. - С. 2378

98. Фалъкерзам Н. Мятлевский сервиз /Н.Фалькерзам// Художественные сокровища России. 1904, № 9. - С. 123-137.

99. Федоров В.М. Князь Борис Николаевич Юсупов/ Б.М. Федоров. -СПб.: Тип. Н. Греча, 1849. 10 с.

100. Филимонов Г. Д. Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П.Коробанова/ Г.Д. Филимонов. — М.: Унив. Тип., 1849.

101. Фролов A.M. Основатели российских музеев: Учебное пособие/ РГГУ/ Фролов А.И. М.: РГГУ, 1991. - 80 с.14в.Хадсон К. Музеи влияния/ К.Хадсон// Советский музей. 1992, № 2. -С. 14-17.

102. Чаянов А. Собирательство в старой Москве/ А. Чаянов// Среди коллекционеров. — 1922. — №1. — С. 26-29.

103. Шереметев С.Д. Кусково до 1812 года/ С.Д. Шереметев. М.: Типо-лит. Н.И. Куманина, 1899. - 40 с.

104. Шереметев С.Д. Кусково/ С.Д. Шереметев. — М.: Типо-лит. Н.И. Куманина, 1898.- 11 с.

105. Шереметев С.Д. Останкино в 1797 году/ С.Д. Шереметев. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1897. - 99 с.

106. Шереметев С.Д. Отголоски XVIII в. Материалы к истории рода Шереметевых/ С.Д. Шереметев. М.: И.Н. Кушнерев и К°, 1896,- 266 с.

107. Шишко А.В. Кусково / А.В. Шишко. М., Московский рабочий, 1995. -116с.

108. Юсуповский дворец: История рода, усадьбы и коллекции: Сб./ Под общ. ред. Г.И. Свешниковой. СПб.: Арт-Палас, 1999. - 398 с.1

109. Солонка «Нептун и Амфитрита». Б. Челлини. Сер. XVI в. Из собрания Фердинанда II (Амбрасская кунсткамера)

110. Кубок. Германия, Гамбург. Д.Т. Мойе. Первая половина XVII в. Из даров королевы Кристины Шведской царю Алексею Михайловичу. Оружейная палата Московского Кремля.

111. Неизвестный художник. Портрет В.В. Голицына, одного из первых собирателей предметов декоративно-прикладного искусства в России. Последняя четверть XVII века

112. Предполагаемый портрет Б.М. Хитрово. Икона «Троица животворящая» (утрачена). Богдан Матвеевич Хитрово, один из первых собирателей предметов декоративно-прикладного искусства в России. Последняя четверть XVII века.

113. Тарелка черпевая с гербом Б.М. Хитрово.

114. Монстран1{. Ревель. Г. Рисенберг. 1474. Монстранц как один из трофеев Северной войны был получен Меншиковым и передан Петру I. С 1725 г. вошел в «Государев кабинет»

115. Лаковый кабинет. Монплезир. 1720 (воссоздание).

116. Шелковый чепрак под седло. Китай. Конец XVII в.

117. Композиции «Шар-в-шаре». Китай. Династия Цинн. XVIII в. Из китайской коллекции Петра I

118. Заводная игрушка в виде всадницы на коне. Китай. Династия Цин. XVIII в. Из китайской коллекции Петра I

119. Сосуд с двумя ручками в виде драконов. Китай. Династия Цин. XVIII в. Из китайской коллекции Петра I

120. Сосуд для вина. Китай. Династия Цин. Не позднее 1712 г. Из китайской коллекции Петра I

121. Императрица Анна Иоанновна. И.Ведекинд. 1730-е.

122. Большой кабинет в Китайском дворце. Ораниенбаум.

123. Фарфоровый кабинет в Павильоне катальной горки. Ораниенбаум.

124. Предметы Андреевского сервиза. 1744-45. Германия. Дар императрице Елизавете Петровне.

125. Императрица Елизавета Петровна. Неизвестный художник. 1750-е гг.

126. А.Г. Разумовский. Неизвестный художник. 1740-е гг. 21 .К.Г. Разумовский. Л. Токке. 1740-е гг.

127. П.Б. Шереметев. П. Ротари. 1750-60-е гг.23 .В.А. Шереметева (Черкасская). И.Аргунов. 1760-е гг.

128. Туалетный прибор Анны Иоанновны. И. Л. Билл ер. 1736-40 гг. ГЭ

129. Лохань-холодильник. Зеркало. Ч. Кендлер. 1734-35 гг. Созданы по заказу Анны Иоанновны. ГЭ

130. Серебряный трон. И. Клаузен. 1731 г. ГЭ

131. Пладеменаж: Первого нового сервиза. И.Либман. 1739-40 гг.

132. Пладеменаж. Клод II Баллен. 1727 г. ГЭ

133. Супница из Парижского сервиза. Ф.Т. Жермен, Гейне, 1761-62, 1782 гг. ГЭ

134. Крышка от блюда. Н. Дон. 1730- е гг.

135. И.И. Шувалов. Ф. Рокотов. 1750-е гг.

136. П.И. Шувалов. И.Шмидт. 1750-е гг.

137. Императрица Екатерина. II. И.Антропов. 1766 г.

138. Князь Г.А. Потемкин. И.Б. Лампи (?). Нач. XIX в.

139. Предметы из Сервиза с камеями. Севр. 1778-79 гг. Первый классицистический сервиз Севрской мануфактуры. ГЭ

140. Ваза «Башелье». Севр. 1782 г. Единственная ваза подписанная создателем декора мастером Кото. ГЭ31 .Предметы из Зеленого сервиза. Севр. 1752 г. ГЭ

141. Предметы из Сервиза с Зеленой лягушкой. Веджвуд. 1773-74 гг. ГЭ

142. Табакерка. И. Позье. Середина XVIII в. ГЭ

143. Табакерка. Ж.-П. Адор. 1782 г. В Эрмитажное собрание поступила из Императорской галереи драгоценностей.

144. Табакерка. А.Ланг. 1776 г. В Эрмитажное собрание поступила из Императорской галереи драгоценностей.

145. Табакерка. И.-Г. Шарф. 1778 г. В Эрмитажное собрание поступила из Императорской галереи драгоценностей.

146. Н.Б. Юсупов. И.Б. Лампи. 1790-е гг.

147. Т.В. Юсупова (Энгельгардт). И.Б. Лампи. 1795-97 гг. АЪ.Компотьер из собрания Юсуповых. Севр. 1791-92 гг.

148. Нахтьшный (вседневный) сервиз из собрания Юсуповых. Германия, Аугсбург. 1750-е гг.

149. Фарфор юсуповской фарфоровой мануфактуры. Архангельское. 1820-30-е гг.

150. Н.П. Шереметев. Н.И. Аргунов. 1805 г.

151. Кусково в 1839 г. И.Н. Подключников.

152. Гостиные во дворце-музее Кусково. Современное состояние. Современное состояние. Воссоздание убранства5\.«Строгановский кубок». К. Гейне. 1832 г. Кубок, созданный в «неоготическом вкусе» для частной коллекции С.Г. Строганова.4 tM

153. Табакерка с изображением имения Голицыных Гаспра в Крыму. И.-В. Кейбелъ. Конец 1830-х гг. Из собрания Голицыных передана в Галерею драгоценностей Эрмитажа в 1878 г.

154. Чайник из сервиза Михаила Павловича. По проектам Персье и Фонтэна. 1809-19 гг.5А.Неизвестный художник. П.П. Свиньин. 1830-е гг. 55.М.П. Погодин. В.Перов. 1870-е гг.

155. Глобус небесный. Германия, Гамбург. X. Ламбрехт. Середина XVII в. Из даров короля Карла X царю Алексею Михайловичу. Оружейнаяпалата Московского Кремля,

156. Неизвестный художник. Василий Васильевич Голицын, один из первых собирателей предметов декоративно-прикладного искусства в России. Последняя четверть XVII века

157. Предполагаемый портрет Б.М. Хитрово. Икона «Троица животворящая» (утрачена). Богдан Матвеевич Хитрово, один из первых собирателей предметов декоративно-прикладного искусства в России. Последняя четверть XVII века.

158. Тарелка черневая с гербом Б.М. Хитрово.и

159. Монстрамц. Ревель. Г. Рисенберг. 1474. Монстранц как один из трофеев Северной войны был получен Меншиковым и передан Петру I. С 1725 г. вошел в «Государев кабинет».

160. Лаковый кабинет. Монплезир. 1720 (воссоздание). В Лаковом кабинете были размещены китайская коллекция Петра 1, в том числефарфор.

161. Шелковый чепрак под седло. Китай. Конец XVII в. Из числа «китайских редкостей», доставленных царю Алексею Михайловичупосольством Головина.

162. Композиции «Шар-в-шаре». Китай. Династия Цин. XVIII в. Изкитайской коллекции Петра I12. Заводнаяигрушка в виде всадницы на коне. Китай. Династия Цин. XVIII в. Из китайской коллекции Петра 1

163. Сосуд с двумя ручками в виде драконов. Китай. Династия Цим. XVIII в. Из китайской коллекции Петра I15 fr^

164. Сосуд для вина. Китай. Династия Цин. Не позднее 1712 г. Из китайской коллекции Петра I

165. Императрица Анна Иоанновна. И.Ведекинд. 1730-е. Анна Иоанновна- заказчик и собиратель предметов декоративно-прикладного искусства.

166. Большой кабинет в Китайском дворце. Ораниенбаум.

167. Фарфоровый кабинет в Павильоне катальной горки. Ораниенбаум.

168. Предметы Андреевского сервиза. 1744-45. Германия. Дар императрице Елизавете Петровне. Государственный Эрмитаж

169. Императрица Елизавета Петровна. Активный заказчик и собиратель предметов декоративно-прикладного искусства.

170. К.Г, Разумовский. Л. Гокке. 1740-е гг. Братья А.Г. и К.Г. Разумовские обладали обширными собраниями декоративно-прикладного искусства.

171. Петр Борисович Шереметев. 1740-50-е гг. Коллекционерелизаветинской эпохи.

172. Варвара Алексеевна Шереметева, урожденная Черкасская. Собрания Черкасских влились в состав собраний Шереметевых

173. Туалетный прибор Анны Иоанновны. И.Л. Биллер. 1736-40 гг.1. Государственный Эрмитаж

174. Лохань-холодильник. Зеркало. Ч. Кендлер. 1734-35 гг. Созданы по заказу Анны Иоанновны. Государственный Эрмитаж

175. Серебряный трон. Н. Клаузен. 1731 г. Создан по заказу Анны Иоанновны. Государственный Эрмитаж

176. Крышка от блюда работы Николая Дона, одного из ведущих серебряников эпохи Анны Иоанновны. 1730-е гг.

177. I I.И. Шувалов. И.Шмидт. 1750-е гг. Братья И.И. и П.И. Шуваловы коллекционеры елизаветинскоговремени.

178. Императрица Екатерина II один из ведущих заказчиков и коллекционеров второй половины XVIII в.

179. Князь Г.А. Потемкин. Среди его коллекций известны принадлежавшие ранее герцогине Кингстон произведения европейского декоративно-прикладного искусства

180. Так называемая ваза Башелье. Севр, 1782. Единственная ваза подписанная создателем декора мастером Кото. Приобретена во время визита Павла Петровича и Марии Федоровны во Францию.1. Из собрания Эрмитажа.

181. Предметы из Зеленого сервиза. Севр. 1752 г. Из собрания Эрмитажа.

182. Предметы из Сервиза с Зеленой лягушкой. Веджвуд. 1773-74 гг. Сервиз был заказан и приобретен Екатериной II. Из собрания Эрмитажа.

183. Табакерка работы И. Позье. Середины XVIII в. По заказу Елизаветы Петровны. Из собрания Эрмитажа.

184. Табакерка работы Ж.-П. Адора. 1782 г. В Эрмитажное собрание поступила из Императорской галереи драгоценностей.

185. Табакерка работы А. Ланга с аллегорическим изображением Екатерины II. 1776 г. В Эрмитажное собрание поступила из Императорской галереи драгоценностей.

186. Табакерка работы И.-Г. Шарфа. 1776 г. Миниатюра (памятник Екатерине II) выполнена Г.Козловым по заказу князя Г.И. Потемкина в 1790-91 г. В Эрмитажное собрание поступила из Императорской г алереи драгоценностей.

187. Николай Борисович Юсупов, меценат, коллекционер, директор императорского фарфорового и стекольного завода, шпалерной мануфатуры, владелец собственного фарфорового завода

188. Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Эпгельгардт, Коллекционировала именные ювелирные изделия.

189. Нахтышный (вседневный) сервиз из собрания Юсуповых. Германия, Аугсбург. 1750-е гг.

190. Фарфор юсуповской фарфоровой мануфактуры. Архангельское.1820-3 0-е гг.

191. Николай Петрович Шереметев. Коллекционер, меценат, владелецусадеб Кусково и Останкино.

192. Кусково в 1839 г. В усадьбе находились коллекции западноевропейского декоративно-прикладного искусствасемьи Шереметевых

193. Табакерка с изображением имения Голицыных Гаспра в Крыму. И,-В. Кейбель. Конец 1830-х гг. Из собрания Голицыных передана в Галерею драгоценностей Эрмитажа в 1878 г.

194. Чайник из сервиза Михаила Павловича. По проектам 11ерсье и1. Фонтана. 1809-19 гг.

195. Павел Петрович Свиньин — журналист, историк, коллекционер. Самое известное его собрание «Русский музеум»

196. Михаил 11етрович Погодин историк, публицист, коллекционер. В его «Древлехранилище» входили произведения русского декоративноприкладного искусства.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.