Человек в современном российском социокультурном пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Ильин, Александр Геннадьевич

  • Ильин, Александр Геннадьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Казань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 149
Ильин, Александр Геннадьевич. Человек в современном российском социокультурном пространстве: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Казань. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ильин, Александр Геннадьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК

В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

1.1. Проблема российского человека в евразийской теории.

1.2. Российский человек как своеобразный «продукт» евразийского общества.

1.3. Роль евразийского фактора в формировании и развитии российского человека.

ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА

КАК ЧЕЛОВЕКА ЕВРАЗИЙСКОГО.

2.1. Российский человек как человек, синтезирующий в себе качества человека западного и человека восточного.

2.2. Ментальность российского человека как человека евразийского.

2.3. Состояние и перспективы развития человека в современном российском обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек в современном российском социокультурном пространстве»

Актуальность исследования. В современных условиях, когда российская культурная идентичность оказалась под угрозой тотальной глобализации, феномен отчуждения человека стал приобретать совершенно новые формы. Все чаще ставится вопрос о факте экспансии «общечеловеческих ценностей» и отмечается, что стандартизация и унификация различных по своей природе культур обусловливает обезличивание человека. В связи с этим идея евразийства, которая основана на принципе: «вне традиции нет личности», в современной ситуации начинает привлекать к себе все большее внимание философов, историков, политологов, социологов и т.д.

Кризисные явления в современной жизни российского общества поставили под сомнение возможность реализации многих ценностных установок мировой культурологической традиции без опоры на собственные культурные ценности. Отсюда повышенный интерес к евразийской мысли, стремящейся опереться на национальную ментальность, политическое, экономическое и духовное своеобразие отечественной культуры, ориентирующуюся на органическое сочетание интересов человека и общества, личности и государства. Выявление антропологического потенциала евразийской мысли заставляет уточнить многие проблемы социально-философского и культурологического знания, определить его особенности на российской почве, расширить теоретико-методологическую базу культурологических и социально-антропологических исследований. Поэтому, научное осмысление понимания российского человека в евразийском контексте является актуальным, тем более, что проблема человека в современной философии евразийства разработана недостаточно, по причине того, что редко была предметом специального анализа и рассмотрения.

В дореформенный период советский (российский) человек испытывал определённый дискомфорт, так как отсутствовала полноценная информация, не было гласности, господствовал бюрократизм и т.д. Советская идеология в целом не была тождественна, не раскрывала и не отвечала пониманию сущности российского человека, который является своеобразным «мыслящим субъектом»1.

И всё-таки, когда в начале 90-х годов XX века произошёл распад Советского Союза, это привело к вакууму в душе российского человека, он быстро начал заполняться различными идеями, преимущественно западными. Общество страдало, но ещё больше страдал конкретный российский человек, в душе которого произошёл разрыв, разлад между своим «я», его природой, мировоззрением, внутренним содержанием, духовным настроем и тем образом мышления и поведения, который ему пытались навязать извне. Речь идёт, в данном случае о вестернизации российского общества, навязывании через неё российскому человеку западных, чуждых его сути, принципов действия и мировоззрения.

В настоящее время российский человек, как продукт евразийского общества, по прежнему не может определить своё место в мире, осознать свою самобытность.

Актуальность исследования обусловливается также тем, что в формировании российского человека играли и играют большую роль две крупнейшие тенденции: влияние запада и влияние востока. Этот факт несомненен. Россия всегда поддерживала тесный контакт с западными странами и в основном ориентировалась на них. В характере российского человека можно проследить типично западные черты, такие как социальная активность, стремление к комфорту, техногенная направленность, новационность и т.д. С другой стороны несомненно влияние традиционного востока; об этом можно судить по проявлениям таких черт характера, как долготерпимость, покорность, ориентированность на внутренний мир и т.д. Под влиянием этих тенденций («восточной» и «западной») в России сформировался особый этнокультурный тип человека, который требует

См.: Орлова И.Б. Контуры современной евразийской концепции http://www.ispr.rU/Confer/EuroAsia/confer9-l.htmil#bb; Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). — М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. — 192 с. своей идентификации как евразийский. Евразийская концепция, по мнению автора, является наиболее адекватно характеризующей Россию, её роль в мире; человек же в евразийской теории занимает центральное место1.

В настоящее время сложилась противоречивая ситуация. В реальности российский человек является своеобразным «продуктом» евразийского общества, сформировавшимся под воздействием нескольких евразийских факторов. В современной же философской мысли он, чаще всего, понимается или как человек западный, обладающий чертами западного человека, или как восточный, имеющий в своей основе восточные признаки. Нельзя не согласится с тем, что «познание сущностных свойств основ нации и её предназначения — миссии в мире - сложная, почти неразрешимая проблема, но познание народом самого себя всё же возможно так же, как и до какой-то степени возможно самопознание человека»2.

Степень научной разработанности проблемы. Философско-теоретическая основа диссертации обусловлена спецификой исследовательской проблемы, целями и задачами работы. Методологической базой исследования выступают принципы, идеи, разработанные Н.Н.Алексеевым,

Л.П.Карсавиным3, П.Н.Савицким, Н.С.Трубецким, Н.А.Бердяевым4, И.А.Ильиным, Л.Н.Гумилёвым5, Г.В.Вернадским6, А.С.Панариным1,

1 См.: Савицкий П.Н. Евразийство как исторический замысел. В кн. Основы евразийства/ сост.: Н.Агамалян, В.Галимов, А.Гуськов, Н.Мелентьева, П.Зарифуллин, М.Хрустов.-М.: Арктогея -Центр,2002.-800с. С.282.

Курашов В.И. Философия и российская ментальность: философская мысль России на пороге XXI века. - Казань: КГТУ, 1999. С.217.

Карсавин Л.П. Философия истории.- СПб.: АО Комплект,-1993

4 См.: Бердяев Н.А. Русская идея // вопросы философии, 1990, №2; Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. - М.: Мысль, 1990.

5 См.:Гумилев Л.Н. Чёрная легенда: Друзья и недруги Великой Степи.- М.: Айрис-пресс, 2002.-57бс.:ил.-(Библиотека истории и культуры.); Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.: Рольф, 2002. с илл.

6 Вернадский Г.В. Начертание русской истории/Предисловие С.Б.Лаврова, А.С. Лаврова.-М.: Айрис-пресс, 2002. ил.-(Библиотека истории и культуры). Вернадский Г.В. Русская история: Учебник/Вернадский Г.В.-М.: Аграф, 2001.

Л.И.Новиковой, И.Н.Сиземской, В.В.Ильиным2, А.Г.Сабировым3, В.И.Курашовым4, B.C. Барулиным5, А.Игнатовым и др.

Основоположниками теории Евразийства являются такие выдающиеся мыслители своего времени как Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоров-ский, П.П. Сувчинский, Н.Н.Алексеев и другие. Свои идеи они обнародовали в сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», изданном в Софии в 1921 году. В этом сборнике были определены основные положения Евразийской теории: Н.С. Трубецкой- создал саму дефиницию Евразийства, дал её определение, выделил Евразийство как особое направление философской мысли; П.Н. Савицкий - определил учение о России-Евразии, как особом географическом и культурно-историческом мире, резко отличающемся от европейского и азиатского миров, хотя и содержащий в себе многие элементы обоих; Г.Флоровский - рассматривал вопрос о национальном и надгосудар-ственном характере Евразийства; С.Булгаков - рассматривал российского человека с позиций приоритета в нём духовного начала; Л.Шестов - исследовал вопрос баланса между восточными и западными элементами в российской культуре. Н.Н.Алексеев - уделявший большое внимание государственным и правовым вопросам евразийства, рассматривал проблему российского человека с позиций его отношения к государству и государственному строительству на осно

1 См.: Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизаци-онные ответы, вопросы философии, 1994, №12; Панарин А.С. Евразийство: за и против, вчера и сегодня. // вопросы философии. №6, 1995. ; Панарин А.С. Россия между евразийством и атлантизмом // российская провинция.- № 1, 1993.- с. 136-145.; Панарин .А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. -М.: Изд-во Эксмо, 2003.

2 Ильин В.В. Философия истории.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003.

3 Сабиров А.г. Предметное становление и конституирование социально-философской антропологии в современном обществе. Дисс. Доктора фил. Наук. Елабуга.-1998

4 См.: Курашов В.И. Философия и российская ментальность: Философская мысль России на пороге XXI века. - Казань: КГТУ ; Курашов В.И. Философия: человек и смысл его жизни,- Казань: КГТУ, 2001.

5 Баруллин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя / Монография." СПб.: Алетейя, 2000. ве суверенитета мнений каждого отдельного человека. Так же он уделял большое внимание духовным основам сущности российского человека, указывая на его культурное многообразие. Он считал что своеобразный, евразийский характер российского человека обусловил создание особенного государства- России со своими принципами.

Большой вклад в развитие евразийского понимания российского человека внёс Н.А.Бердяев. Он рассматривал вопросы, связанные с психологией российского человека, с проявлением в нём неких тёмных, мистических сил, отсутствие целей и патриотизма. В этом он видел главную проблему человека в России, как синтеза восточного и западного начала, не могущего определиться в своих целях и приоритетах.

Г.В.Вернадский - рассматривал проблему российского человека в историческом контексте. Он считал, что на характер российского человека повлияло длительное сожительство различных народов на территории России, которое имело своим итогом формирование особого евразийского типа человека. Он делает вывод о том, что на создание всего уклада жизни большую роль сыграла связь с представителями типично восточного менталитета- тюркскими народами.

Л.Н.Гумилёв - занимался проблемой российского человека с позиций этнологии и географии. Он утверждал, что на формирование российского человека повлияла особая географическая среда. По его мнению, российский человек складывался под влиянием природно-климатического фактора и ландшафта местности.

В настоящее время вопросы, касающиеся проблемы российского человека, исследуются в работах многих мыслителей и политических деятелей. Среди них можно назвать следующие имена: В.Сендеров, К.Мяло, С.Кара-Мурза, В. Межу ев, С.Хоружий, В.Холодный, В.Пащенко, и др.

В.В. Ильин рассматривая Россию в контексте мировой истории ставит проблему невозможности разобщённости её на Восток и на Запад. В этом случае она может превратиться в «задворки» того или другого и потерять свою целостность.

Особое внимание следует уделить работам, посвященным проблеме евара-зийства А.С.Панарина. А.Панарин считал, что российский человек на пути своего развития имеет больше тенденций и предпочтений к евразийской концепции. По его мнению, для современного российского человека характерно проявление в нём западных традиций, однако это не мешает развитию своих, особых признаков.

Объектом исследования является человек в современном российском социокультурном пространстве.

Предметом исследования являются особенности формирования характерных черт российского человека в контексте евразийской культуры.

Цель диссертационного исследования - выявление сущностных свойств современного российского человека, как человека евразийского. Реализация данной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

- анализ формирования личности российского человека в контексте евразийской культуры;

- выделение типичных личностных черт российского человека как человека евразийского; составление и представление обобщённого образа современного российского человека, представляющего евразийские значимые черты. Научная новизна заключается в следующем:

1. Исследованы характерные черты ментальности российского человека в контексте евразийской философской мысли, которая помогает раскрывать и трактовать его как евразийский этнокультурный тип.

2. Обосновано, что с учетом актуальной социокультурной ситуации, необходимо рассматривать проблему евразийства не с позицией традиционного понятия «русский человек», а с позиций понятия «российский человек». При этом объясняется правомерность включения в системное понимание современного российского человека знаний о формировании этноса в ситуации встречи различных культур.

3. Представлен вариант системы характерных черт российского человека, выявленных в результате синтеза принципов евразийства и общих философских идей социальной философии и культурологии.

4. Выявлены возможные траектории дальнейшего формирования типа «российский человек», которые как результат данной работы будет одновременно результатом диалектического единства и противостояния людей евразийского этнокультурного типа и людей космополитического типа. В этом ключе определены основные перспективы развития российского человека в евразийском этнокультурном пространстве: приближение к традиции своего культурного наследия; осознание себя не как уникального и неповторимого существа, но и как вполне человека мира, имеющего в своей генеративной предпосылке типичные общемировые факты и условия приближения к общемировым ценностям. При этом показано, что одна евразийская концепция не может объяснить всей сложности противоречий природы и сути российского человека, здесь необходимо учитывать и конвергентные процессы в современном мире, и наличие открытых обществ, и большую социальную мобильность людей.

Положения, выносимые на защиту:

1. На протяжении всей истории развития и формирования российского человека происходит перманентное взаимодействие культур Востока и Запада, приводящее к формированию особых качеств, позволяющих рассматривать не только русского человека, как это имеет место в традиционном евразийстве, но и современного россиянина как евразийского человека.

2. Современный российский человек сформировался в результате диалектической борьбы и взаимодействия противоположностей, которые определяются не только встречей Востока и Запада, но и в результате особенностей культур регионов России.

3. Исходя из конкретно-исторического понимания сущностных качеств человека, а также из знания о том, в каких социокультурных условиях жил и живет российский человек, особенно из знания о системе ценностей, сопровождающей его в историческом времени, утверждается, что развитие российского человека в настоящее время может происходить преимущественно в рамках евразийского культурного пространства, сформированного на протяжении длительного периода времени.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке евразийской теории вообще и проблемы развития российского человека в современном мире в частности. Также они могут быть применены в раскрытии проблемы взаимодействия человека и общества на современном этапе, когда в России происходят процессы, направленные на создание постиндустриального общества и интеграцию в мировое сообщество. Данные исследования также можно применять при познании и раскрытии сущности российского человека, его реабилитации и восстановления идентичности и собственной исторической роли в России и мире. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы в качестве дополнительного материала при изучении различных философских дисциплин, в частности, философской антропологии, социально-философской антропологии, в преподавании вузовского курса философии.

Методологические основания работы. Общая структура диссертации выстроена как реализация метода восхождения от общего ( выявление сущностных особенностей российского социо—культурного типа как евразийского) к частному (определение проблемы российского человека как евразийского).

Методологической основой исследования является диалектический подход к изучению поставленной проблемы, образованный на принципах историзма, объективности и системности. Принцип системности нацелен на всестороннее познание предмета исследования. Он позволяет рассматривать российского человека в системе «человек - российское общество» и «человек - природа». Принцип объективности предусматривает анализ проблемы российского человека в контексте влияния социально-исторической реальности.

Типологический метод позволил обозначить основные концепции понимания евразийства, как российской особенности в русскоязычной и европейской культурно-философской мысли.

Применялись методы системного анализа специфических качеств человека в евразийском обществе, в зависимости от социально-экономических и культурных особенностей.

Для придания диссертации целостности и логичности автор стремился трактовать и использовать все частные методы с общих позиций и принципов диалектического мировоззрения. Данный подход ставит проблему человека в евразийской теории как не завершённую и находящуюся в непрерывном развитии и формировании исходя из общемировой культурологической традиции.

Компаративистский подход позволяет сравнивать различные типы человека (в данном случае восточный и западный). Это позволяет судить о российском человеке как об особом, отличающимся по основным качествам от человека западного и восточного типа.

Апробация работы осуществлялась посредством публикации основных идей и положений в печати, во время выступлений на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также в процессе преподавания курса философии ЕГПУ.

Материалы изложены в основных публикациях: Ильин А.Г. Евразийская концепция человека, как человека российского. Ела-буга, 2004; Ильин А.Г. Духовность как главный фактор выживания российского человека в современных условиях. Пенза, 2005; Ильин А.Г. Феномен человека в условиях евразийской цивилизации. Воронеж, 2005; Ильин А.Г. Евразийский фактор формирования российского человека. Елабуга, 2006; Ильин А.Г. Евразийство как культурный феномен в глобализирующемся мире [Электронный ресурс], Режим доступа: http // www!е. Culture.ru., свободный.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет по три параграфа, заключения и библиографического списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ильин, Александр Геннадьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время перед российским человеком стоит задача осмысления собственной уникальности в процессе идентификации со своей духовной и нравственной самобытностью. Поиск этой самобытности необходимо усматривать в культурно—историческом прошлом России. Также этнокультурное своеобразие России позволяет выявить национальную идентичность российского народа и индивидуальную идентичность конкретного российского человека, данная логическая соотнесённость, в свою очередь, определяет пути познания объекта и предмета нашей работы.

В результате теоретического исследования проблемы человека в российском социокультурном пространстве, как евразийском, нами выявлены следующие особенности:

1. В настоящее время проблема России играет всё большую роль в мировой практике, и необходимо определить национальную и культурную самобытность российского общества. Одной из теорий, дающих возможность осуществить такую попытку является евразийская теория цивилизационной принадлежности России. Теория евразийства отрицает универсальность прогресса, гегемонию запада в культурном отношении к другим государствам и решающую роль техногенного фактора в развитии человечества. Центральное место в евразийской теории цивилизационного развития заняла проблема России и российского человека. Она выявляет следующие особенности России: Россия особая страна, уникальная в своём историческом развитии, непохожая ни на Запад, ни на Восток. Главная особенность России состоит в том, что она, в силу своего географического положения находится одновременно на двух континентах, которые играют решающую роль в развитии человечества. Россия должна ориентироваться главным образом на свои внутренние, национальные особенности, она должна осознать своё своеобразие и сообразно этому строить свою политику: как внутреннюю, так и внешнюю.

Россия является континентальной страной с суровым климатом, полиэтническим государством, в котором проживает огромное количество различных национальностей с сильной государственной властью в плане внешней политики. Евразийская теория даёт на все вызовы времени ответ, определяя Россию как уникальную, особую страну; соответственно российский человек в теории евразийства рассматривается как особый, уникальный тип человека, непохожий ни на чисто западного , ни на чисто восточного человека, но одновременно сочетающий в себе черты того и другого.

2. Россия в плане цивилизационной принадлежности является особой, уникальной страной, не похожей ни на чисто европейскую цивилизацию, ни на чисто азиатскую, одновременно заключающая в себе черты их обеих. Её особенностью является: во-первых, географическое расположение на двух материках - в Европе и Азии. Это обуславливает собой не однородность её поведения в геополитическом плане на арене мировой политики; во-вторых, Россия обладает богатым природным потенциалом и благодаря этому играет не последнюю роль в мире, в мировой экономике, в частности; в - третьих, благодаря огромным территориям Россия имеет возможность влиять на геополитическую составляющую мировой политики, определять ход и развитие мирового сообщества. В плане внутреннего развития и обустройства Россия является государством с сильной центральной властью. Это вызвано, главным образом, её геоклиматическими и культурными особенностями, так как обстоятельства требуют, чтобы в случае внешней опасности быстро мобилизовать внутренние силы. Процесс мобилизации часто происходит не по каналам власти главным образом, а стихийно.

Народ в России не принимает посредственного участия в политической и государственной жизни, он стремится отойти от государства, жить своим миром. В современной России эти тенденции также имеют место.

Таким образом, Россия в плане цивилизационного развития является особой, евразийской, цивилизацией, сочетающей в себе признаки востока и запада.

3. Каждый тип цивилизации требует определённого типа человека, который бы мог вписываться в рамки данной цивилизации и соответствовать её особенностям и принципам. Также каждая цивилизация формирует соответствующий тип человека, который может выполнять определённые функции и не быть чужим в данном обществе. Тойнби высказал следующую мысль по этому поводу: «.мы возьмём ситуацию, когда новая динамическая сила иностранного происхождения лишилась связи с родной почвой и оказалась в чужой и враждебной среде. Изолированный блуждающий элемент, помещённый в чуждое ему социальное тело, начинает производить хаос, ибо он утратил свою первоначальную функцию и смысл, а также лишился привычных противовесов и связей»1. Так как Россия является самобытной, евразийской страной, то тип человека который формируется в её недрах должен иметь некоторые особенные признаки, благодаря которым он будет своим в данной стране, сможет полноценно реали-зовывать свой творческий потенциал, свои возможности, раскроет свой внутренний мир.

4. Российского человека следует рассматривать как особый тип человека, сочетающего в себе общечеловеческие качества и качества, сформированные под воздействием факторов российской (евразийской) цивилизации. Последние можно рассматривать как синтез в российском человеке восточного и западного начала. В этом проявляется собственная сущность человека в российском социокультурном пространстве. В зависимости от обстоятельств в российском человеке могут проявляться черты как восточного, так и западного человека, однако чаще всего в нём проявляется своё - российское.

5. Современная действительность ставит перед российским человеком множество проблем, решать которые ему необходимо. Российский человек должен выработать в себе новые качества и приспособиться к современным условиям, в данном случае перспектива его развития видится как основанная на принципах евразийства. Евразийство способно раскрыть истинную суть рос

1 Тойнби А.Дж. цивилизация перед судом истории: Пер. с англ.- М.: Рольф, 2002.-594с. С.64. сийского человека, ответить на многие вопросы, которые ставит перед ним современная действительность. Российский человек может, реализовав тот потенциал, который в нём заложен, учитывая его особенности, занять соответствующее место в мире. Он может свободно и полноценно развиваться.

В заключение также необходимо привести точку зрения, обретающую всё большее число сторонников, о том, что «евразийской стране — России — предназначено быть духовным лидером в мире, ибо кроме России некому возглавить духовное обновление человечества»1.

Таким образом, можно говорить о возрождающейся духовности российского человека, как человека евразийского. Всё это может иметь значение не только для конкретного российского человека, но и каким-то образом повлиять на положение в мире. Возрождение духовности в России может способствовать внесению россиянами, как представителями евразийской цивилизации, существенного вклада в развитие мировой культуры.

В современном реформируемом российском обществе человек начинает обретать понимание того, что у него есть своя страна, своё государство, жить он должен именно тут. Он должен культивировать те ценности, которые были сформированы на протяжении многовековой истории России.

1 Капранов В.А. Нравственные основы русского духа // Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996г./ Отв. ред. М.С.Уваров.— СПб.: Издательство БГТУ, 1996. - С. 68.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ильин, Александр Геннадьевич, 2006 год

1. Аббаньяно, Н. Мудрость жизни/ Н. Аббаньяно. СПб.: Алетейя, 1996. -320 с.

2. Авченко, В. Познать Россию/ В. Авченко // Наш современник.- 2001. № З.-С.

3. Алексеев, Н.Н. Русский народ и государство / Н.Н. Алексеев; ред. А.Дугин, Д. Тараторин. М.: Аграф, 1998. - 635с.

4. Альтицер, Т. Россия и апокалипсис/ Т. Альтицер // Вопр. философии. -1996.- №7. -С.

5. Аникеева, Е.Н. Диалог цивилизаций: Восток-Запад/ Е.Н. Аникеева, А.В. Семушкин // Там же. 1998. - №2. - С.

6. Антощенко, А.В. Евразия или «Святая Русь»? Российские эмигранты «первой волны» в поисках исторического самосознания: автореф. дис. . д-ра ист. наук: 07.00.09 / А.В. Антощенко. СПб., 2004. - 38с.

7. Араб-Оглы, Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности/ Э.А. Араб-Оглы // Вопр. философии. 1990. - № 8. - С.

8. Баграмов, Э. Евразийство национальная идея России? / Э. Баграмов http://www.nasledie.ru/oboz/N0901/903 .НТМ.

9. Баруллин, B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя :моногр./ B.C. Баруллин. СПб.: Алетейя, 2000. - 431с.

10. Бердяев, Н.А. Русская идея/ Н.А. Бердяев // Вопр. философии. 1990. -№2. - С.

11. Бердяев, Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности/Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 208с.

12. Бердяев, Н.А. Человек и машина/ Н.А. Бердяев // Вопр. философии. 1989. - №2. - С.

13. Бердяев, Н.А. Экзистенциальная динамика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев. Мир философии. Человек. Общество. Культура - М., 1991.

14. Булгаков, С. Письмо А.В. Старковскому/ С. Булгаков // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992. - С.

15. Валицкий, А. По поводу «русской идеи в русской философии»/ А. Валиц-кий // Вопр. философии. 1994. - №1. - С.

16. Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. -СПб., 2003. с.

17. Вернадский, Г.В. Начертание русской истории/ Г.В. Вернадский; предисл. С.Б.Лаврова, А.С. Лаврова. М.: Айрис-пресс, 2002. - 368с.: ил. - (Б-ка истории и культуры).

18. Вернадский, Г.В. Русская история / Г.В. Вернадский. М.: Аграф, 2001. -542с.

19. Воейков, М. Евразийские теоретики о советском строе/ М. Воейков// Альтернативы. 2002. - №2. - С.

20. Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер/ Б.П. Вышеславцев; предисл. к публ. Н.К.Гаврюшина // Вопр. философии. 1995. - №6. - С.

21. Вьельмини, Ф. Евразийские идеи в современном Казахстане/ Ф. Вьельми-ни // Россия и современный мир. 2002. - № 3. - С.

22. Гарифзянова, А.Р. Своеобразие сущности человека в культурно-историческом пространстве: дис. . канд. филос. наук/ А.Р. Гарифзянова. -Елабуга, 2004. с.

23. Гершензон М.О. Творческое самосознание/ М.О. Гершензон // Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции. М., 1990. - С.

24. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике/ Р. Генон; пер. с фр. В.Ю.Быстрова. СПб.: Азбука, 2000. - 320с.26

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.