Даргинская постсоветская поэзия: тематика, проблематика, жанровая специфика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Магомедаминова, Салихат Мухтаровна

  • Магомедаминова, Салихат Мухтаровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 148
Магомедаминова, Салихат Мухтаровна. Даргинская постсоветская поэзия: тематика, проблематика, жанровая специфика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2012. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Магомедаминова, Салихат Мухтаровна

Введение.

Глава I. Проблемно-тематические искания поэтов.

1.1. Рашид Рашидов. От поэтических микроэпизодов к философским обобщениям.

1.2. Касумбек Миграбов. Забота о человеке и окружающем мире.

1.3. Хизри Юсупов. Идейно-тематические, жанрово-стилевые и структурно-композиционные поиски поэта.

1.4. Аминат Гапизова. Женское восприятие новых перемен в жизни.

Глава II. Проблемно-тематическое своеобразие даргинской духовной поэзии.

2.1. Жанровое своеобразие духовной поэзии Мухаммеда из Уркараха.

2.2. Светские мотивы в духовной поэзии Зухры Ханум.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Даргинская постсоветская поэзия: тематика, проблематика, жанровая специфика»

Словесное творчество занимает доминирующее положение в духовной культуре даргинского народа. На сегодняшний день оно представляет собой развитую эстетическую систему, в которой весомую роль играет поэзия, впитавшая в себя традиции собственно национальной литературы и опыт мировой поэзии.

Даргинская поэзия дореволюционного периода опиралась на традиции устно-поэтического творчества родного народа и восточной литературы. И в советский период она в основном развивается в рамках устоявшихся художественных традиций, но постепенно начинает устанавливать творческие контакты и с европейской литературой.

В поэзии советского периода авторы преимущественно обращались к вопросам общественной жизни, к отображению внешних изменений, происходящих в стране. Характерной особенностью литературы того периода было приукрашивание действительности, преобладание розовых тонов, нивелировка реальных жизненных конфликтов, тенденциозность, публицистичность.

Примерно со второй половины XX столетия отмечаются качественные перемены в развитии поэзии, а именно - усиление художественного начала, отход от агитационно-призывных произведений, смещение художественного взгляда с описания внешних проявлений реальной жизни к микромиру человека. Заметны изменения и в идейно-тематическом, жанрово-стилевом, ритмико-интонационном аспектах, что свидетельствует о ее сопричастности к традициям русской и мировой литературы. Залогом подобного развития нашей литературы стали художественные поиски мастеров слова. Самое важное - внутренний мир человека, его чувства, переживания, которые раньше игнорировались авторами, а теперь становятся объектом их пристального внимания.

Демократизация общественной жизни, получившая небывалый импульс в середине 1980-х годов, и последовавшие за ней политические, социальноэкономические изменения в нашей стране, оказали заметное влияние на литературный процесс. Новая социально-политическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в этот период, освободила общественное сознание и духовную жизнь от идеологической регламентации. В литературе предшествующего этапа сглаживались реальные жизненные конфликты, заметно снижались эстетические критерии, на первый план выдвигались тема, ее актуальность. В центре внимания авторов часто оказывался не духовный мир человека и нравственные проблемы, а технологический прогресс.

Идеологический диктат советского времени исключал плюрализм мнений в оценке исторических событий» [Вагидов 2008:29].

В первые годы начавшихся перемен в обществе главным было желание осознать себя, говорить правду, не кривить душой, избавиться от конъюнктурщины. «В годы сталинизма у нас, может быть, не было создано произведений, подобных произведениям М.Булгакова и А.Платонова, но нельзя думать, что вся дагестанская творческая интеллигенция в 20-30-е годы оказалась задавленной социальным, идеологическим прессом своего времени.

Пересмотру подлежат и наши оценки послевоенной литературы. Литературоведам следует уяснить, отчего в литературе того времени под видом духовного обогащения шло подавление индивидуальности и насаждение коллективизма. Нацеленность на стирание граней между индивидуальным и коллективным, между национальным и интернациональным, обнаруживающаяся в литературе послевоенного периода, была не процессом, идущим от жизни, а идеей, привнесенной идеологами строительства коммунизма. Некоторые издержки, если так можно выразиться, развития литературы в послевоенные десятилетия обусловлены уровнем предыдущего развития, но часть из них проистекает от идеологического диктата, царившего в стране и навязанного литературе» [Вагидов 2008: 29-30].

В 1990-е годы наблюдается возрождение национального самосознания, роли социально активной личности, критика негативных явлений действительности, переосмысление явлений советского прошлого, актуализация общечеловеческих нравственных ценностей, в результате которых художественное творчество, освобождаясь в определенной степени от критериев социалистического реализма, становится на путь истинно правдивого освещения национальной истории и современной жизни общества. В литературе ощущается заявка на обращенность к обществу в целом и к осознанию ценности каждого отдельного человека. Присутствует в ней явно выраженное неравнодушие к судьбам родины и человека. Хотя, следует признать, не всегда авторам хватает силы, энергии, таланта, умения в сфере творческого вдохновения оторваться от жизненного случая, поднять его над реальностью и превратить в художественный факт.

В указанный период на поэтическом поприще работают Рашид Рашидов, Магомед Гамидов, Ражаб Адамадзиев, Касумбек Миграбов, Хизри Юсупов, Магомедшапи Багамалиев, Габиб Курбанов, Жанбулат Магомедов, Мухаммед из Уркараха, Зухра Ханум, Хамис Маллаева, Аминат Абдулманапова, Патимат Мирзаева, Насрулла Омаров, Писки Мах, Амирбек Кадибагомаев и др.

Обновленческие процессы в стране выявили возрастающую роль и значение «национального вопроса» во всем комплексе составляющих его параметров (национальное самосознание, национальное своеобразие, проблемы языка, истории и т.д.). Резкая активизация национально-возрожденческих процессов во многом явилась нормальной компенсаторной реакцией на длительную недооценку многомерности национального бытия. Не секрет, что тотальная идеологизация национального самосознания оказалась формой его целенаправленного вытеснения.

Последствия долголетнего разрыва в общественных науках между устоявшейся системой описания «национального и интернационального» и далеко не решенным «национальным вопросом» оказались таковы, что многие оценки обнаружили свою несоизмеримость, несоразмерность реальной глубине кризиса» [Султанов 2001: 19].

Актуальность темы. Начиная примерно с середины 1980-х годов как литературоведы, так и мастера художественного слова начали подвергать критическому пересмотру метод социалистического реализма с заданными принципами творчества, в рамках которого создано довольно внушительное количество произведений советского периода. Содержательно-смысловая фактура значительной части литературных произведений советского периода была подчинена идеологическим постулатам руководящей партии. Такое положение дел крайне негативно сказывалось на эстетической природе художественного текста. Когда литература освободилась от диктата официоза, приоритет в современных литературно-критических работах отдается образно-художественной, содержательно-смысловой наполненности текста. Актуальность избранной темы обусловлена отсутствием цельного, дифференцированного исследования, посвященного системному изучению даргинской постсоветской поэзии, ее художественно-образной, идейно-тематической направленности. Избранный в диссертации подход позволяет проследить ведущие тенденции развития поэзии постсоветского периода, ее тематики, проблематики, содержательной специфики, наметить основные линии ее движения, выявить художественно-эстетические ценности.

Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата современной даргинской поэзии, основываясь на собственных наблюдениях и учитывая выводы, сделанные предшественниками, мы попытались выявить тенденции развития нашей поэзии обозначенного периода через анализ наиболее значимых произведений национальных авторов.

Объектом исследования являются поэтические произведения Рашида Рашидова, Касумбека Миграбова, Хизри Юсупова, Аминат Гапизовой, Мухаммеда из Уркараха и Зухры Ханум.

Предмет исследования - тематика, проблематика, жанровая специфика творчества даргинских поэтов постсоветского периода.

Степень разработанности темы. Даргинская поэзия становилась объектом исследования в ряде трудов даргиноведов. В работах Ф.Абакаровой, А.Алихановой, Р.Багомедова, А.Вагидова, М.-Р.Расулова, З.Магомедова, Х.Алиева, З.Османовой [см. Список использованной литературы] достаточно полно освещены идейно-художественные, жанрово-стилевые, ритмико-интонационные особенности даргинской поэзии. Эти работы помогли автору определить исходные позиции в изучении обозначенной проблемы.

Что касается изучения заявленной в данном труде темы, то следует отметить, что она в определенной степени освещена в работах даргиноведов, но не становилась объектом комплексного монографического исследования. Выбор именно такого подхода дает возможность обрисовать картину развития даргинской поэзии последних двух-трех десятилетий, обозначить векторы ее движения и эволюционирования, осветить новые веяния, новаторские поиски как в индивидуальном творчестве тех или иных авторов, так и в поэзии в целом.

Цель и задачи диссертации. Данный квалификационный труд посвящен выявлению проблемно-тематической направленности поэзии даргинцев конца XX - нач. XXI века, выявлению ее семантико - смысловых доминант. В работе нами дается общая картина развития поэзии обозначенного периода. В этом и заключается главная цель работы.

Цель работы реализуется решением ряда взаимосвязанных задач:

- общая литературно-критическая оценка современной даргинской поэзии, ее состояния и специфики;

- обозначение характерологических особенностей творческого поиска, новаторских исканий, художественной весомости произведений того или иного автора;

- влияние традиций (собственно национальных и европейских) на творчество тех или иных поэтов;

- выявление позитивных и негативных тенденций на современном этапе развития даргинской поэзии;

- показать как формируется новый тип художественности. Поставленные задачи обусловили общую структуру работы, содержание и последовательность глав.

Научная новизна работы. Даргинская поэзия последних десятилетий, которая является объектом изучения в данной работе, в определенной степени изучена в работах А.Вагидова и Р.Багомедова. Следует отметить, что обозначенная проблема пока еще не имеет цельной концепции научного осмысления, что она еще не нашла своего исследователя. В меру своих возможностей мы осуществляем комплексное изучение даргинской постсоветской поэзии в совокупности тем, проблем, идейно - эстетических доминант, прослеживаем динамику ее движения через анализ наиболее показательных поэтических текстов национальных авторов: Р.Рашидова, К.Миграбова, Х.Юсупова, А.Гапизовой, Мухаммеда из Уркараха и Зухры Ханум.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологической основой для данной работы послужили труды известных представителей критической мысли, в которых заложен фундамент научного познания идейно-эстетической роли поэзии, намечены основные направления исследования поэзии. Она базируется как на исследованиях отечественных (В.Г. Белинского, М.М.Бахтина, Е.А. Бертельса, Ю.Б. Борева, И.С. Брагинского, M.JI. Гаспарова, М.М. Голубкова, Н.И. Конрада, И.Ю. Крачковского, Д.С. Лихачева, И. Неупокоевой, Г.И. Поспелова, Е.Г. Рудневой, В.Е. Хализева, М. Храпченко, Г. Шенгели, Ф.О. Абакаровой, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, A.M. Аджиева, З.Н. Акавова, С.-М. Акбиева, С. Алиева, A.A. Алихановой, М.-З.А. Аминова, Ф. Вагабовой, A.M. Вагидова, 3.3., Гаджиевой, Г.Г. Гамзатова, Г.Г. Гашарова, А.Г. Гусейнаева, У.Б. Далгат, P.M. Кельбеханова, М.М. Курбанова, З.А. Магомедова, Ш.А. Мазанаева, Г.Б. Мусахановой, З.М. Османовой, М.-Р.Р.

Расулова, К.Д. Султанова, К.К. Султанова, Г.Б.Темирхановой, С.М. Хайбуллаева, Ч.С. Юсуповой, М.Г. Юсуфова) авторов.

Мы апеллируем к системно-структурному, проблемному, аналитическому методам исследования.

Теоретическая значимость работы. Изучение данной темы способствует описанию ведущих тенденций развития даргинской постсоветской поэзии, сформировавшейся как новый тип художественности, обрисовать общую картину движения национального художественного процесса. Выводы и материалы работы способствуют расширению научного представления о творчестве известных даргинских поэтов: Р.Рашидова, К.Миграбова, Х.Юсупова, А.Гапизовой, Мухаммеда из Уркараха, Зухры Ханум и др.

Практическая ценность работы. Материал исследования, ее выводы могут быть использованы при создании учебных пособий по дагестанской, в частности даргинской поэзии для вузов, колледжей и школ республики. На основе данной работы могут быть проведены спецкурсы и спецсеминары на филологических факультетах Дагестанского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Постсоветская даргинская поэзия тесно связана с общественно-политической и культурно-исторической обстановкой конца XX нач. - XXI века.

2. Постсоветская поэзия даргинцев характеризуется как отображением коллизий в общественной жизни, так и пристальным вниманием к духовному миру современника.

3. В национальной поэзии доминирующее место занимает гражданско-философская лирика.

4. Распад страны, духовная деградация общества, обесценивание моральных ценностей, воспевание чистоты души человека - характерные мотивы творчества Р.Рашидова, К.Миграбова, Х.Юсупова, А.Гапизовой.

5. В обозначенный период наряду со светской литературой получает параллельное развитие и духовная литература. В рамках традиций сугубо религиозной литературы развивается творчество Мухаммеда из Уркараха (поэтические переводы хадисов, тулки), а в творчестве же Зухры Ханум религиозные мотивы перемежаются со светскими: ее произведения, являясь по содержанию частью религиозной литературы, не придерживаются формально-композиционных канонов религиозной литературы.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры литературы народов Дагестана ДГУ (25 мая 2011 г). Основные положения и выводы диссертации автором опубликованы в научных сборниках и журналах. По теме диссертации имеется 5 публикаций.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает 148 страниц и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Магомедаминова, Салихат Мухтаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последнее двадцатипятилетие ушедшего столетия оказалось периодом глобальных изменений для нашей страны. Эти изменения коснулись всех сфер общественной жизни. Изменение политического строя государства и его переход к рыночной экономике кардинально изменил порядок существования и функционирования многих социальных институтов. Это, естественно, отразилось и на литературе, которую новые реалии жизни поставили перед новыми проблемами. Изменились также критерии оценки художественных произведений, качественно иным стал подход к пониманию сути литературы. При оценке литературных произведений приоритетной оказывается содержательно-смысловая наполненность, художественные качества.

В течение последних десятилетий (1985-2010гг.) даргинская литература обогатилась многими произведениями, отображающими действительность во всем ее многообразии.

С высоты сегодняшнего дня совершенно в ином свете видится подавляющее большинство литературных произведений советского периода, созданные в соответствии с требованиями метода социалистического реализма. Эти произведения создавались согласно идеологическим доктринам правящей партии. Да и научно-критическая мысль была зависима от партийных установок: литературные произведения анализировались с позиций классовости, партийности, приоритет отдавался остроте социальных проблем, злободневности тематики.

Изменения в общественно-политической жизни страны, отразились и на искусстве слова.Демократизация общественной жизни, начавшаяся в период перестройки, дала творческий простор представителям художественной мысли, которая до этого регламентировалась идейно-партийными установками официальной власти.

Если в литературе советского периода сглаживались реальные жизненные конфликты, приоритет отдавался проблемно-тематической актуальности, то в постсоветский период наблюдается усилние роли социально активной личности, критики негативных явлений действительности, переосмысление явлений советского прошлого, актуализация общечеловеческих нравственных ценностей. Литературное творчество, освобождаясь в значительной мере от установок социалистического реализма, становится на путь правдивого освещения национальной истории и современной жизни общества. В поэтических произведениях постсоветского периода обозначилось новое отношение к реальной жизни реформенного, перестроечного, постсоветского периода. Художники слова обеспокоены теми кординальными изменениями в общественной жизни, которые начались с приходом к власти демократов. Литераторы, обеспокоенные участью своей Родины, ее граждан, сетуют на то, что нравственные устои утратили свою значимость, что правилом жизни становится поиск собственной выгоды во всем. Поэты, виля глуоину моральной деградации оощества, вопиющие картины жизненных неурядиц, не находят покой и утешение. Стихи этого периода свидетельствуют о том. что в даргинском литературе внутренним мир горца проявляется более определенно. шым стал и подход к оценке литературных произведении. Литературно-критическая мысль отходит от узкоклассовых, партийно-идеологически детерминированных критериев опенки словесною искусства. Приоритетными становятся идейно-художественные аспекты произведений, ик ооразныи строи, языковая палитра.

Постсоветская поэзия - это новый этап в истории развития даргинской иоччии, где переплетаются традиции национальном и ну и пол ее развитых литератур народов мира.

В постсоветской поэзии, по сравнению с поэзией предшествующего этапа, заметны значительные изменения как в содержательной, так и в формально-структурной, композиционно-строфической, области. Эти изменения продиктованы процессами внутрилитературного развития, влиянием литератур более развитых эстетических систем, активными поисками национальных авторов, их стремлением к обновлению фонда родной художественной словесности неизвестными ей композиционными приемами и формами.

Знакомство с творчеством наиболее видных представителей даргинской постсоветской поэзии показывает, что обновление национальной поэзии отразилось не только в идейно-художественном и проблемно-тематическом аспекте, но и в композиционно-строфическом, формально-структурном (это явственно проступает в творчестве Р.Рашидова, К.Миграбова, особенно в творчестве X. Юсупова). Анализ этих особенностей дает возможность обозначить общее направление развития национального литературного процесса, проследить идейно-художественные тенденции его развития, выявить соотношения формы и содержания поэтических текстов и индивидуальные особенности творчества того или иного поэта.

Если поэзия первой половины XX века характеризовалась открытой тенденциозностью, доминированием социальных подробностей жизни, прямолинейностью отображения жизни, то прнимерно со второй половины XX столетия литература начинает внимательнее присматриваться к человеку, его внутреннему миру.

Поэзия постсоветского периода характеризуется стремлением отображать как окружающую действительность, так и духовный мир человека. Поэты уделяют большое внимание освещению микромира человека, его чувств и переживаний. Наиболее удачным произведениям свойственна емкость мысли, философская глубина, отточенность синтаксиса, четкая ритмика.

Даргинские поэты отображают значимые явления современной эпохи, ее коллизии. Наибольшее развитие получает в их творчестве гражданско-философская и морально-этическая проблематика.

Основная тематика произведений этого периода - распад страны, духовное обнищание, алчность руководящей элиты, социально-экономические катаклизмы, поиск истины бытия, забота о сохранении нравственных начал в человеке, патриотизм, верность, дружба, сострадание, добро и зло, чистота души и нравственная деградация. В поэтических произведениях авторы запечатлевают факты и события эпохи через призму собственного восприятия.

Постсоветская даргинская поэзия отличается не только углублением ее содержания, но и новым осмыслением исторического прошлого своей страны, обновлением ее образной структуры и формально-композиционного арсенала. В отличие от поэзии советского периода, постсоветская поэзия освободилась от диктата политической цензуры, в результате чего поэты получили возможность писать правдиво. Если в советский период все связанное с религией освещалось в черных тонах (под давлением партийной идеологии), то ныне авторы высвободились от конъюнктурных требований партийной номенклатуры и получили возможность писать на эту тему свободно.

Специфической чертой даргинской постсоветской поэзии является стремление авторов творить в русле достижений поэзии предшествующего этапа.

Поэзия анализируемого периода характеризуется не только продолжением традиций исконно национального словесного искусства, но и широким использованием достижений мировой литературы. Если в содержательно-смысловом отношении она, в основном, развивается в русле накопленного родной литературой опыта, то в формально-структурном отношении она значительно пополняет свой арсенал новыми формами (венок сонетов, стихотворение в прозе, центон, полидром, акростих, телестих, месостих, стилизация, гротеск, макароническая поэзия, юмористическая пародия, монорим,стихотворение-рассказ и др.). Их появление в даргинской литературе свидетельствует об интересе даргинских поэтов к достижениям мировой литературы. Произведения, созданные в той или иной неизвестной национальной литературе форме, по образной системе? мотивам, изобразительно-выразительным средствам, по поэтическому строю родной литературы, в содержательном отношении не претерпели изменений. Появление новых стиховых форм свидетельствует о том, что авторы в меру своего дарования осваивают национальные традиции в рамках мирового опыта, что они стараются отображать объективную данность всеми доступными приемами и формами. р

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Магомедаминова, Салихат Мухтаровна, 2012 год

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1963.

2. Абакарова Ф.О. Даргинская литература// История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1967.-Т.2

3. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (19171965). Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1969.

4. Абакарова Ф.О. Межжанровые связи даргинской баллады //Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1990.

5. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917г.). -Махачкала, 1995. -4.1.

6. Абдуллатипов А.-К.Ю. Актуальные проблемы изучения кумыкской литературы // В кн.: Наследие как система ценностей / Под редакцией Г.Гамзатова. Махачкала: ДНЦ РАН, 2007.

7. Абдуллатипов А.-К.Ю. Средневековая литература кумыков.

8. Абуков К. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Дис. .д-ра филол. наук в форме научного доклада. -Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1993.

9. Абуков К. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Даг.кн. изл-во. 1992.

10. А буков К. На посту.-Махачкала, 1979.-156 с.

11. Абу-Хамид алъ-Газали. Исследование сокровенных тайн сердца. М.: Ансар, 2006.

12. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1971.

13. Акавов З.Н. Диалог времен: история кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1996.

14. Список использованной литературы

15. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1963.

16. Абакарова Ф.О. Даргинская литература// История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1967.-Т.2

17. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (19171965). Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1969.

18. Абакарова Ф.О. Межжанровые связи даргинской баллады //Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1990.

19. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917г.). -Махачкала, 1995.-4.1.

20. Абдуллатипов А.-К.Ю. Актуальные проблемы изучения кумыкской литературы // В кн.: Наследие как система ценностей / Под редакцией Г.Гамзатова. Махачкала: ДНЦ РАН, 2007.

21. Абдуллатипов А.-К.Ю. Средневековая литература кумыков.

22. А буков К. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей: Дис. .д-ра филол. наук в форме научного доклада. -Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1993.

23. Абуков К. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1992.

24. Абу-Хамид алъ-Газали. Исследование сокровенных тайн сердца. М.: Ансар, 2006.

25. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1971.

26. Акавов З.Н. Диалог времен: история кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1996.

27. Аристотель. Поэтика. М.: Худож. лит., 1957

28. Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

29. Ахманоеа О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.

30. Багомедов P.P. Не размер владычествует над мыслью .- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.(На дарг.яз.)

31. Багомедов P.P. Даргинская поэзия 1960-1990-х годов (жанрово-стилевые, композоционно-строфические и ритмико-интонационные новации). Махачкала: Деловый мир, 2004.

32. Баглиева А.З. Социокультурная дисперсия менталитета в полиэтническом пространстве Дагестана в условиях глобализации. Автореф. дисс. Доктора философ, наук. Махачкала, 2009.- 4-5 с.

33. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индувидуальность в адыгейской поэзии.-Майкоп, 1994.-252 с.

34. Балашов Н.И. Алоизиюс Бертран и рождение стихотворения в прозе // Бертран Алоизиюс. Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калл о/ Отв. ред. Н.И.Балашов. М.: Наука, 1981.

35. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.

36. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. —М.: Искусство, 1986.

37. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990.

38. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды// Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. -М.: Гослитиздат, 1948. -т.2.

39. Бертелъс Е.А. Избранные труды/ Отв. ред. И.С.Брагинский: Вступит. Статья А.Н. Болдырева: В 4-х т. История персидско-таджикской литературы. М.: Изд-во вост. лит., 1960. -Т.1.139^ s frt

40. Берков П.Н. К спорам о судьбах языков и литератур «малых» народов // Пути развития советской многонациональной литературы. — М.:Наука, 1967.

41. Бехер И. Философия сонета, или Маленькое наставление по сонету// Вопросы литературы. -М., 1965 №10.

42. Борее Ю.Б. Эпоха и парадигма (История поисков формулы бытия человечества)// Филологические науки. -М.,2004. № 6. -с. 11-56.

43. Брагинский И.С. Заметки о реалистических традициях в литературах Востока // Современный Восток, 1950, № 9. -с.6-19.

44. Вагабова Ф. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1970.-Т. 1.

45. Вагидов A.M. По пути традиций и поиска. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1976.

46. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1979.

47. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Даг.кн. изд-во,1987.

48. Вагидов A.M. Претворение заповеди. -М.: Современник, 1988.

49. Вагидов A.M. Восхождение к единству. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

50. Вагидов A.M. Образ времени// Радуга. Махачкала, 1996. -№ 2-е. 65-72. — (На дарг.яз.)

51. Вагидов A.M. Печать мастерства. Предисловие// Рабаданов С. Стоны надгробия. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1996. -(На дарг.яз.).

52. Вагидов A.M. Эволюция поэтического творчества Р.Рашидова. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998.

53. Вагидов A.M. Поиск продолжается. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 2000.

54. Вагидов A.M. Хизри Юсупов: Идейно-художественные искания 1990-х годов // Вестник кафедры литератур народов России и Кавказа. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004, № 1. -с. 19-29.

55. Вагидов A.M. Новые имена в даргинской постсоветской поэзии: Аминат Гапизова// Вестник кафедры литератур народов России и Кавказа. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006, № 2. -с.53-63.

56. Вагидов A.M. Современная даргинская духовная литература (Магомед из Уркараха)// Вестник кафедры литератур народов России и Кавказа. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006, № 2. -с.63-72.

57. Вагидов A.M. Дух весны в сердце// Дружба. - Махачкала: 2006, № 3. -с.42-53. -(На дарг.яз.)

58. Вагидов A.M. Даргинская постсоветская поэзия: феномен Р.Рашидова// В сб.: Наследие как система ценностей/ Под ред.Г.Гамзатова. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2007,-с. 188-204

59. Вагидов A.M. Историзм и художественные поиски в постсоветских произведениях дагестанских авторов// В сб.: Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии/ Под ред.Г.Гамзатова. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2008,-с.277-285.

60. Вагидов A.M. Своя печать// Дружба. Махачкала, 2008, № 1. - с. 18-53 - (На дарг.яз.)

61. Ватват Рашид ад-дин. Сады волшебства в тонкостях поэзии/ Пер. с персидского, исследование и комментарий М.Ю.Чалисовой. М.: Наука, 1985.

62. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала: Изд-во Дагфилиала, АН СССР, 1986.

63. Вопросы дагестанской литературы. — Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1969.

64. Гаджиева 3.3., Гаджиахмедова М.Х. История советской аварской литературы (20-50гг.). Махачкала, 2004.

65. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982.

66. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: на путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1986.

67. Гаприндашвши В. Проблема сонета// Лит. Грузия.- 1988. -№ 4.

68. Гаспаров МЛ. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.

69. Гасанова З.И. Кавказский горный менталитет в изображении русской литературы XIX века // Автореф.дис.канд.филол.наук.- Махачкала, 2009.- 23 с.

70. Гашаров Г.Г Лезгинская литература: История и современность. -Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1998.

71. Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968. -Т.1.

72. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. М.: Наследие, 1992.

73. Горький М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1960.

74. Гуревич П.С. Философия человека. М., 2001. 213 с.

75. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. Махачкала: Изд-во Дагфилиала, АН СССР, 1964.

76. Гусейнаев А.Г. Основы дагестанского стихосложения (на материале лакской поэзии). -М.: Наука, 1979.

77. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР'. Сб. статей. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1985.

78. Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985).-Махачкала: ДНЦ РАН, 1999.-456 с.

79. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. -М.: Наука, 1981.

80. Далгат У.Б. О взаимосвязях дагестанских и северокавказских литератур. // В кн.: Пути развития советской многонациональной литературы. -М.: Наука, 1967.

81. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. -М.: Изд-во вост.лит., 1962.

82. Далгат У.Б. Этнопоэтика в русской прозе 20 90-х годов XX века (Экскурсы). - М., РАН, 2004.

83. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии, 1993? №5.- 20-41 с.

84. Золотая цепочка Накшбандийских шейхов/ Составитель М.Абдурахманов. Махачкала: Ихлас, 2004.

85. История дагестанской советской литературы в 2-х томах. -Махачкала: Даг. ФАН. СССР, Т. 1. 418 с Т.2. - 499 с.

86. История и современность в литературах Северного Кавказа. (Межвузовский сборник статей). Орджоникидзе, 1980. — 134 с.

87. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. -М.: Наследие, 1996.

88. Квятковский А. Поэтический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1966.

89. Кельбеханов P.M. Алибек Фаттахов. Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.

90. Конрад Н.И Запад и Восток: Статьи. М.: Наука, 1966.

91. КЛЭ: в 8-ми т., / Гл. ред. А.А.Сурков. М.: Сов.энциклопедия, 1972.-т.1.91 .Каткая литературная энциклопедия под ред. А.А.Суркова. — М.: Сов. Энциклопедия, 1971.-457 с.

92. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе. Избранные сочинения. М. - JL, Издательство АН СССР, 1960,Т.6.-611-612 с.

93. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения: В 6-ти т.-M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1960.-т.6.

94. Курбанов М.М. Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана. Махачкала: Даг.кн.изд-во. 1986.

95. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред.А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: Интелвак, 2001.

96. Литературные направления и стили. Сб. Ст. (редкол.: Николаев П.Л., Руднева Е.Г.). М.: Изд-во МГУ, 1976. - 389 с.

97. Литературный энциклопедический словарь. -М.: Сов.энциклопедия, 1987.

98. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения// Вопросы литературы, 1986, № 8. -с.74-88.

99. Лихачев Д.С. Прошлое настоящему: Статьи и очерки. -Л.: Наука. 1985.

100. Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала: Даг.кн.изд-во. 1983.

101. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала: Юпитер, 1997.

102. Мазанаев Ш.А. Русскаоязычная литература Дагестана. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1984.

103. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980.

104. МусахановаГ.Б. Татская литература-Махачкала: ДНИ, РАН, 1993.

105. Мусаханова Г.Б. Сонеты Расула Гамзатова // Художественные искания современной дагестанской литературы. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1983.

106. Наследие, возвращенное народу. Материалы о жизни и творчестве репрессированных поэтов и писателей Дагестана/ Сост. Г.Б. Мусаханова, отв.ред. С.Х.Ахмедов. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1990.

107. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана: Сб.статей. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1973.

108. Неупокоева И. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука? 1976.

109. Озеров Л. А. «Стихотворения в прозе» Тургенева // Мастерство русских классиков. М.: Сов. писатель, 1969.

110. Османова З.М. Поиски новых форм в современном даргинском стихосложении // Художественные искания современной дагестанской литературы. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1983.

111. Османова З.М. Жанры современной даргинской поэзии: Атореф. дис. канд.филол.наук. Махачкала, 1986.

112. Поспелов Г.И. Целостно-системное понимание литературных произведений // Вопросы литературы, 1982, № 3. -с. 139-155.

113. Поспелов Г.И. Проблемы истории развития литературы // Изд-во МГУ, 1972.

114. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб.статей. -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1986.

115. Рамазанов К. Основы мусульманской религии. Общие сведения о мусульманской религии. Столпы имана. Махачкала, 2008.116о» Расу лов М.-Р.Р. Папаха и посох Сулеймана. О национальном характере: литературное эссе, этюды. -М.: Сов. писатель, 1987.

116. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. -М.: Изд-во МГУ, 1977.

117. Саид-афанди аль-Чиркави. Сокровищница благодатных знаний. -М.: Ихлас, 2003.

118. Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураева. -М.: Просвещение, 1974.

119. Словарь философских терминов. — М.: ИНФРА. М, 2005. - 730 с.

120. Совалин Р. Послесловие // Русский сонет XVIII начала XX веков. -М.: Московский рабочий, 1986.

121. Способность к диалогу. -Часть 1. -М.: Наследие, 1993.

122. Султанов К.Д. Расул Гамзатов: Очерк творчества. Махачкала: Даг. кн. изд-во. 1973.

123. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов.писатель, 1978.

124. Султанов К.К. Поэзии неугасимый свет: Размышления. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1983.

125. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации. -М.: Наследие, 2001.

126. Темирханова ЛЯ Современная лезгинская поэзия. -Махачкала: Даг.кн. изд-во. 1988.

127. Темирханова Г.Б. Жанровые многонациональной литературы в школе и в вузе. Махачкала, 1995.

128. Тимофеев поиски современной дагестанской поэзии (Сонет)// Вопросы изучения Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов/ Под общ.ред. Л.И. Тимофеева. 3-е изд. испр. и доп. М.: Учпедгиз, 1958.

129. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 1999. 334 с.

130. Традиционный фольклор народов Дагестана. — М.: Наука, 1991.

131. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. — Грозный, 1978.

132. Туркаев Х.В. Жажда неуталенная. М.: Молодая гвардия, 2007. -312 с.

133. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1983.

134. Хайбуллаев С.М. Страницы аварской литературы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

135. Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия (система жанров). Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.

136. Хайбуллаев С.М. Духовная литература аварцев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998.

137. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2004.

138. Халшов Х.М. Поэтическая комета Муэддина Чаринова// Наследие, возвращенное народу. Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1990.

139. Хамраев М.К. Основы тюркского стихосложения (на материале уйгурской классической и современной поэзии). Алма-Ата, 1963.

140. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов.писатель, 1975.

141. Художественная литература и Кавказ: материалы 2-ой науч.-практ. Конф.- Сочи: РИО СГУТ и КД, 2008.- 80 с.

142. Художественная литература и Кавказ: материалы 1-ой Междунар. Науч. практ.конф. под ред. Л.П. Егоровой. - Сочи: СГУТ и КД, 2006. - 199 с.

143. ХХ столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: традиции, обретения, освоение // Материалы Всероссийской научной конференции. 11 16 октября 2000 г. -Махачкала, 2003.-788 с.

144. Цветаева М. Поэт о критике// Цветаева М.И. Об искусстве/ Сост. Л.А.Озеров, Л.А.Мнухин. М.: Искусство, 1991.

145. Шейх Абдулвахид-Афанди. Книга стихотворений. Махачкала, 2003. - (На дарг.яз.).

146. Шенгели Г. Техника стиха. М. : ГИХЛ, 1960.

147. Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: Жизнь и творчество. -Махачкала: ДНЦ РАН, 1997.

148. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. М.: Наука, 1988.

149. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994.

150. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII первой половины XIX века. М.: Наука, 1964.

151. СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

152. Гапизова А. Моя мольба. Махачкала, 1994.

153. Гапизова А. Символ духовности. Махачкала, 1997.

154. Гапизова А. Звезды надежды. Махачкала, 1999.

155. Гапизова А. Израненные утесы. Махачкала, 2001.

156. Гапизова А. Таинство. Махачкала, 2008.

157. Зухра Ханум. Чистота. Махачкала, 2001.

158. Зухра Ханум. Рубеж столетий. Махачкала, 2005.

159. Миграбов К. Короткие мысли // Дружба. Махачкала, 1983, № 3.

160. Миграбов К. Ночной поезд. Махачкала, 1993.

161. Мухаммед из Уркараха. Хадисы (без выходных данных).

162. Мухаммед из Уркараха. Последнее завещание Пророка (с.а.с). -Махачкала, 2001.

163. Рашидов Р. Песня и стон земли. Махачкала, 1992.

164. Рашидов Р. О, время ты мое. Махачкала, 1995.

165. Рашидов Р. Утренняя молитва. Махачкала, 2005.

166. Юсупов X. Дорога. Махачкала, 1995.

167. Юсупов X. Вкус земли. Махачкала, 1998.

168. Юсупов X. Свет и тень. Махачкала, 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.