"Деревня художников" как художественно-творческий феномен русского искусства рубежа XX-XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Сталинская, Екатерина Павловна

  • Сталинская, Екатерина Павловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 198
Сталинская, Екатерина Павловна. "Деревня художников" как художественно-творческий феномен русского искусства рубежа XX-XXI веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2007. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сталинская, Екатерина Павловна

Введение.

Глава 1. «Деревня художников - Коломяги-Озерки-Шувалово» в историко-культурном контексте рубежа ХХ-ХХ1 веков.

1.1. Предпосылки возникновения и история развития ТО «Озерки».

1.2. Историко-художественные аналоги «Деревни художников».

1.3. Феноменология «Деревни художников - Коломяги-Озерки-Шувалово».

Глава 2. Анализ жизнедеятельности «Деревни художников».

2.1. Профессионально-художественные основы и особенности индивидуального творчества членов «Деревни художников».

2.2. Художественно-творческая и художественно-выставочная деятельность членов ТО «Озерки. Деревня художников».

2.3. Природа как среда, тема и объект творчества художников из района Коломяги-Озерки-Шувалово.

Глава 3. Актуальная арт-практика, проблемы и перспективы феномена

Деревня художников - Коломяги-Озерки-Шувалово».

3.1. Художественно-коммуникативная деятельность ТО «Озерки. Деревня художников».

3.2. Специфические особенности и актуальные проблемы

ТО «Озерки».

3.3. Династические традиции «Деревни художников».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Деревня художников" как художественно-творческий феномен русского искусства рубежа XX-XXI веков»

Актуальность исследования

В условиях противоречивого многообразия культурных процессов начала XXI века искусствоведческая мысль стремится осознать существо развивающихся художественных явлений и на этой основе оценить возможные перспективы. Несомненный интерес с этой точки зрения представляет феномен «Деревня художников» (Коломяги-Озерки-Шувалово), возникновение и развитие которого пришлось на 80-е гг. XX столетия, а формирование целостности - на рубеж веков. Факт зарождения «Деревни художников» в эти годы в России закономерен и удивителен, так как и эти годы «упадка», «развала» системы Союза художников и Художественного фонда СССР, отъезда многих творцов за рубеж явились и временем зарождения новых форм творческого бытия.

Этот феномен представляет собой живую жизнь искусства в месте жительства и творчества художников, где дома - мастерские, участки -выставочные залы, озёра - место творческого взаимодействия в праздниках и инсталляциях и т.д.

Деревня художников» как явление в искусстве локализовалось в первое двадцатилетие своего существования и оформилось в некую целостность со своими особенностями и творческими принципами. В настоящее время растёт признание культурной общественностью художественно-культурно-социальной значимости «Деревни художников» (Коломяги-Озерки-Шувалово), всё активнее проявляют интерес к этому феномену представители разных гуманитарных наук (культурологов, социологов, психологов и других) и при этом, оно остаётся мало изученным с позиции искусствоведения. Уже очевидна необходимость осуществления адекватной критической оценки этого художественного явления в быстро меняющейся панораме искусств.

Взаимосвязь (синтез) различных видов искусства как на общей «территории искусства», так и в индивидуальном творчестве каждого художника (живопись, рисунок, графические техники, скульптурная пластика, материалы и техники декоративно-прикладного искусства), послужила зарождению общей художественной «озерковской культуры».

Различия школ, традиций, современных влияний и индивидуальных манер соединились в жизни и творчестве и, скреплённые общей духовной основой, сформировали творческие устремления и художественные принципы творчества художников из ТО «Озерки» - «Деревня художников».

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью научного, искусствоведческого осмысления этого феномена в контексте развития современного искусства.

В диссертации этот феномен называется по-разному: ТО1 «Озерки» (исторически первое название), «Деревня художников» (образно-обиходное), ТО «Озерки. Деревня художников» (официально утверждённое название объединения, вошедшее в специальную и популярную литературу), «Деревня художников - Коломяги-Озерки-Шувалово» (название культурно-художественного проекта, утверждённого Правительством Санкт-Петербурга), а художники называются «озерковскими», «шуваловскими», «коломяжскими», поскольку «Деревня» расположена на месте трёх смежных исторических территорий (Коломяги, Озерки, Шувалове), которые сегодня находятся в ведении двух районных Администраций (Приморской и Выборгской).

Гипотеза исследования:

Деревня художников» - явление, возникшее самопроизвольно; явление естественное, но и закономерное в условиях историко-культурных, политических и художественных процессов конца XX - начала XXI веков. Это художественное объединение занимает особое место и имеет существенное значение в потоке разных направлений и тенденций общего процесса развития отечественного искусства данного периода.

1 ТО - творческое объединение

Границы исследования:

Территориальные рамки исследования ограничены районом проживания и деятельности художников объединения ТО «Озерки. Деревня художников» - северо-западный пригород Санкт-Петербурга (Коломяги-Озерки-Шувалово).

Тематические рамки - творческая жизнедеятельность художников и особенности их искусства.

Хронологические рамки охватывают период от 1980-х годов XX в. по начало XXI в.

Цель исследования - изучить опыт творческой жизнедеятельности художников, выявить художественно-творческие тенденции и закономерности в развитии уникального творческого объединения «Деревня художников», определить особенности, значение и место этого феномена в русском искусстве XX - начала XXI вв.

Задачи исследования: исследовать предпосылки и историю возникновения и развития ТО «Озерки. Деревня художников»; проанализировать жизнь и творчество художников из «Деревни художников» в непосредственной связи с культурно-историческими процессами в стране; исследовать особенности индивидуального художественного творчества членов ТО «Озерки. Деревня художников» (базовое профессионально-художественное образование, специализация, творческие методы, материалы); определить характер и значение художественно-коммуникативного творчества художников (выставочной, образовательной, просветительско-воспитательной, рекреационной, монументально-оформительской деятельности); изучить имеющиеся публикации о жизни и деятельности художников; проанализировать и систематизировать информационные материалы; выявить специфические особенности этого феномена искусства.

Состояние и степень научной разработанности проблемы:

Для проведения исследования такого сложного и многогранного явления как творческое объединение художников, где происходит диалог искусств в живом процессе творчества, потребовалось обращение к данным разных наук - истории и теории искусства, философии, культурологии, психологии творчества. Данное диссертационное исследование основывается на работах учёных разных областей гуманитарного знания, изучающих как традиционные формы искусства, так и природу современных новаций в индивидуальном творчестве художников.

Особое внимание было уделено работам философов, раскрывающим природу искусства (Е.Ю.Андреева - философия постмодернизма в искусстве XX века; Ж.Бодрийяр - философия эстетики предметного окружения; В.П.Бранский - философия творчества и восприятия произведений искусства; Х.Гадамер - философские проблемы семантики и герменевтики; Ж.Делез - философские проблемы современного искусства; М.С.Каган -морфология искусства, искусствознание и художественная критика; П.А.Флоренский - духовно-композиционные основы искусства; Й.Хейзинга - философия игры; У.Эко - общие проблемы семиотики и феноменологии на материале архитектуры, живописи, кино, рекламы; К.-Г.Юнг - феномен духа в искусстве и науке, и другие).

Большое значение для исследования природы и характера феномена «Деревня художников», возникшего на рубеже ХХ-ХХ1 вв., имел анализ источников, посвященных искусству и художественным объединениям XIX-XX веков (В.П.Лапшин, О.Л.Лейкинд и Д.Я.Северюхин, Н.М.Молева и Э.М.Белютин, Д.В.Сарабьянов, Г.Ю.Стернин, Т.Е.Шехтер и др.).

Ценными для искусствоведческого анализа творческого феномена «Деревня художников» явились принципы, разработанные в трудах искусствоведов, исследующих проблемы современного искусства

Э.Панофски, М.Ю.Герман, С.М.Даниэль, Л.В.Мочалов, А.Д.Боровский, Е.В.Василевская, В.Л.Дрозд, М.Б.Джигарханян, Л.А.Скобкина и др.).

Среди публикаций, размещённых в периодических изданиях, наибольший интерес представляют материалы журнала «НоМИ (Новый мир искусства)», посвящённые новейшим направлениями в искусстве, а также статьи в журналах «Art & Times (Искусство и время)», «ПЕТЕРБУРГ место и время» и других.

Ввиду малой разработанности этой темы, пришлось опираться в основном на справочники по искусству, а также на изданный в 2006 г. альбом-каталог «Творческое объединение - "Озерки. Деревня художников"» (сост. Т.П.Николаенко, Е.А.Баев).

В работе над диссертацией использовалась также справочная информация из Интернет и каталоги выставок художников - членов ТО «Озерки».

В отечественном искусствоведении данный материал освещён в работах, отмечающих лишь отдельные аспекты жизнедеятельности и творчества художников из объединения «Деревня художников» (Коломяги-Озерки-Шувалово), отдельные события и творческие акции. Они имеют, скорее, описательный, нежели аналитический характер.

Среди публикаций на иностранных языках содержатся материалы, переведённые из русских публикаций. Однако любое внимание к данной теме ценно для диссертационного исследования ввиду недостаточной изученности материала.

В целом, представленный в научной литературе материал по теме данного диссертационного исследования имеет лишь частично аналитический и преимущественно фактологический характер; освещены отдельные аспекты, в то время как возникла необходимость комплексного изучения и анализа этого явления в искусстве с позиций современного искусствоведения.

Как показал анализ научной и специальной литературы, связанной с темой диссертации, данная работа является первым серьёзным научным исследованием в отечественном искусствоведении, посвященным проблеме изучения уникального феномена русского искусства рубежа ХХ-ХХ1 веков -творчеству художников объединения «Деревня художников» (Коломяги-Озерки-Шувалово).

Методология исследования построена на сочетании исследовательских приёмов, направленных на изучение культурно-общественных и профессионально-художественных предпосылок и условий зарождения и развития феномена «Деревня художников».

Теоретико-методологической базой исследования является опора на современные достижения отечественного и зарубежного искусствоведения.

1. Принципы онтологического и феноменологического анализа искусства (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Х.Гадамер, В.П.Бранский и др.) служат опорой для определения методологических основ разработки теоретических проблем исследования искусства, т.к. в работе рассматривается творческое объединение «Деревня художников» (Коломяги-Озерки-Шувалово) как феномен культуры и искусства рубежа ХХ-ХХ1 вв.

2. Эстетическая проблематика искусства (А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, М.С.Каган, А.Я.Зись, М.Ю.Герман и т.д.) поднимается в связи с необходимостью осмысления категориального статуса предмета исследования («Деревня художников») и определения его художественно-эстетической роли в современном искусстве.

3. История и эволюция данного творческого объединения рассматривается на основе критических статей современных искусствоведов (Е.Василевская, В.Мейланд, В.Дрозд, М.Джигарханян и др.), каталогов выставок и симпозиумов, а также публикаций интервью с Дм. Каминкером - Председателем Правления ТО «Озерки. Деревня художников».

Методика исследования построена на комплексном изучении и сопоставлении теоретических и исторических источников и исследовании конкретного художественного материала. В качестве одной из основополагающих принята концепция органичной взаимосвязи различных явлений культуры и искусства на протяжении определённой исторической эпохи или её конкретного периода.

Главным принципом исследования принят комплексный подход в единстве теоретических, исторических и эмпирических методов исследования, а также типологический подход при характеристике стилевых направлений в современном искусстве и в творчестве «шуваловских» художников.

Методы исследования: метод лонгитюдного исследования (проводимого на протяжении длительного времени) основывался на многолетнем тесном общении с художниками и изучении их творчества; метод художественно-стилистического анализа (выявление и обоснование основных тенденций в искусстве XX в.) помог определить индивидуальную стилистику творчества художников; метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении творчества художников; герменевтический метод применялся при анализе произведений художников; метод интервьюирования позволил определить авторские позиции художников в творчестве и их отношение к объединению «Деревня художников».

Источниками исследования явились: 1. Научно-теоретические труды отечественных и зарубежных искусствоведов, культурологов, историков; научные исследования, отчёты, монографии, статьи и иллюстрации из периодических изданий.

2. Биографии и автобиографии, эссе, воспоминания, связанные с темой диссертации.

3. Профессиональные периодические издания в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, рецензирующие арт-проекты и освещающие события художественной жизни прошлого и современности.

4. Справочно-энциклопедические издания, словари.

5. Интернет-порталы, содержащие информацию по теме диссертации.

6. Публикации о творчестве художников.

7. Авторские коллекции произведений художников.

8. Интервью и личные архивы художников.

9. Фотоматериалы.

Материальная база исследования: дома-мастерские, приусадебные участки, произведения, проекты, инсталляционные объекты и артефакты, фотоматериалы и документы из личных архивов художников.

Объект исследования: жизнь и творчество художников (художественная практика мастеров) «Деревни художников» (Коломяги-Озерки-Шувалово) на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Предмет исследования: «Деревня художников» как художественно-творческий феномен отечественного искусства на рубеже ХХ-ХХ1 вв. (;история возникновения, основные характеристики, художественное функционирование, современная проблематика).

Научная новизна исследования определяется впервые проведённым комплексным исследованием феномена «Деревня художников - Коломяги-Озерки-Шувалово»;

- впервые в научный оборот вводится исследовательский материал, посвящённый творческой деятельности объединения «Деревня художников»;

- впервые в научный оборот введено значительное количество документальных материалов и не публиковавшихся ранее произведений искусства;

Положения, выносимые на защиту:

- определение феномена «Деревня художников - Коломяги-Озерки-Шувалово» как целостного явления в русском искусстве рубежа ХХ-ХХ1 вв;

- характеристика художественно-творческой деятельности художников из Коломяг, Озерков, Шувалове и определение её роли в развитии отечественного искусства;

- характеристика художественно-коммуникативного (социального) творчества художников;

Теоретическая значимость исследования:

Материалы диссертации могут быть использованы как теоретическая (концептуальная и эмпирическая) база для дальнейших искусствоведческих исследований в области новейших тенденций и явлений в современном искусстве, могут способствовать лучшему пониманию проблем современного отечественного искусства.

Практическое значение исследования состоит в том, что проанализированные материалы и выводы могут быть использованы при изучении и написании истории отечественного искусства рубежа ХХ-ХХ1 вв. Положения и выводы диссертации могут быть применимы в качестве концептуальной базы для аналитических исследований в области художественной практики рубежа веков, а также в музейной практике при научной обработке коллекций произведений художников «Деревни художников». Материалы диссертационной работы могут быть использованы в вузовской практике преподавания дисциплин искусствоведческого цикла.

Материалы диссертации могут найти применение в организации художественно-культурных экскурсий по «территории искусства» -«Деревне художников - Коломяги-Озерки-Шувалово», в публикациях по истории данных мест, в учебном курсе по истории русского и петербургского искусства конца XX - начала XXI вв.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли своё отражение в публикациях, а также в выступлении на конференции «Научный вклад Российской академии естественных наук (РАЕН) в реализацию национальных проектов» (2007, СПб., СПбГХПА).

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица и кафедры Декоративно-прикладного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Сталинская, Екатерина Павловна

Заключение

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. ТО «Озерки. Деревня художников» - художественное явление, возникшее самопроизвольно, но вполне закономерно в условиях историко-культурных, политических и художественных процессов конца ХХ-начала XXI веков. Оно занимает особое место в потоке разных художественных течений и творческих объединений этого периода.

2. Феноменологический анализ жизнедеятельности «Деревни художников» позволил выделить и подробно исследовать специфику этого объединения: особенности возникновения, самоорганизации, структуры, принципов отношения к искусству, творческой активности художников, их социально-коммуникативной арт-практики.

3. Главным залогом творческой жизнеспособности этого «озерковского чуда» оказались общие для членов ТО «Озерки» принципы служения искусству: совершенствование собственного профессионализма, приоритет свободы творчества и уважения к творчеству коллег, ориентиры на новейшие достижения и актуальную проблематику в мировом искусстве, утверждение отечественного, петербургско-шуваловского и «школьного» (вузовского) патриотизма.

4. Условия творческой жизнедеятельности художников ТО «Озерки. Деревня художников» - влияние местной природы и культурно-исторических традиций, живое, заинтересованное общение друг с другом, совместные выставки и творческие акции - способствовали довольно быстрому процессу самоопределения художников, профессиональному совершенствованию, значительным достижениям в искусстве и общественному признанию.

5. Базовое профессиональное образование (ленинградская-петербургская художественная школа) обеспечивает им свободу творчества и, в то же время, гарантирует высокое качество произведений. Диапазон творчества обширен. Здесь создаётся искусство широкого спектра художественных идей, образно-эмоционального содержания, острого осмысления формы и пространства. Сегодня творчество коломяжско-озерковско-шуваловских художников - это особый пласт современного искусства, адекватный новым веяниям и устремлениям современности.

6. За годы сосуществования и активного взаимодействия в искусстве художников-«озерковцев» появились общие характерные художественные признаки их творчества: высокое профессиональное мастерство даже в абсолютно новаторских произведениях; внимание к архитектоничным и живописным выразительным качествам материалов при достижении оптимальной образной выразительности; стремление к острым уникальным решениям, дерзкому выходу за пределы жанра; юмор, игра в абсурд, насмешка, шутка, карикатура как парадоксальное средство выражения значительных идей; глубинная связь с историческим массивом мировой культуры и наследование петербургским и озерковско-шуваловским традициям в современном творчестве.

7. Шуваловскими художниками осуществляется поиск и апробируются разные формы арт-практики: профессиональные симпозиумы, выставки, инсталляции и перформансы, фестивали открытых мастерских, публичные творческие акции и художественные праздники, которые способствуют как развитию современного искусства, так и его пропаганде. Художественно-коммуникативное творчество членов ТО «Озерки. Деревня художников» -действенный способ создания, сохранения и зримого представления нового искусства. Оно направлено на передачу культурно-художественной информации в непосредственном и личном контакте зрителя с искусством, на формирование зрительского восприятия и мышления в знакомстве с произведениями искусства в естественной среде их создания.

8. Подросло и включилось в творческую жизнь объединения новое, молодое поколение «озерковцев», которое принадлежит уже другому миру с изменившимися доминантами в искусстве. Но оно унаследовало и продолжает в своём творчестве принципы и эстетические позиции своих родителей, что способствует развитию и укреплению этой общины художников, этого уникального феномена в отечественном искусстве рубежа ХХ-ХХ1 веков.

9. К своему двадцатилетию (1987-2007) объединение «Озерки. Деревня художников» подходит в качестве признанного в художественном мире творческого союза. Сегодня своей творческой активностью и художественной значимостью оно превосходит другие творческие объединения Санкт-Петербурга и обладает большим потенциалом развития. Благодаря его жизнедеятельности, район Коломяг-Озерков-Шувалово вновь стал живым художественным пригородом Санкт-Петербурга, а отечественное искусство дополнилось новой исторической страницей, созданной художниками-«озерковцами».

143

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сталинская, Екатерина Павловна, 2007 год

1. Абрамцево: Материалы и исследования. - J1.: Художник РСФСР, 1988. -324 с.

2. Азаров АЛ. Русско-энциклопедический словарь искусств и художественных ремёсел: В 2 т. М.: Флинта; Наука, 2005. 1 т. - 816 е.; 2 т. - 800 с.

3. Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М.: Гендальф, 1997. -271 с.

4. Александрова E.JJ. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт-Петербурга. СПб.: Б.и., 2000. -381 с.

5. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Изд-во «ДНК», 2001. - 200 с. (серия «Психология и культура»).

6. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие / Под ред. Н.А.Яковлевой. М.: Высшая школа, 2005. - 551 е., ил.

7. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XIX -начала XXI в. СПб.: Азбука-Классика, 2007. - 488 е., илл.

8. Анциферов Н.П. Непостижимый город. СПб.: Лениздат, 1991. -333 с.

9. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьёзного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 398 с.

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 е., илл.

12. Басин Е.Я Двуликий Янус: О природе творческой личности. М.: Полюс, 1996.-171 с.

13. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 304 е., илл.

14. Богемская КГ. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство XX века. СПб.: Алетейя, 2001. -185 с.

15. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 е., ил.

16. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: Изд-во Шевчук, 2002.-290 с.

17. Вершин Л. Деревня художников: мимикрия и самоидентификация // Новый мир искусства. 2004. - № 4 (39). С. 68 - 69.

18. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 288 с.

19. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) СПб.: Кольна, 1995.

20. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. СПб.: ЛИТА, 2000.

21. Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь, СПб.: Азбука - классика, 2005. - 320 с.

22. Волков Г.И. Немного об истории Шувалове, Озерков, Шуваловского парка и Парголово. СПб., 1992.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -480 с.

24. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. - 863 с.

25. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 368с.

26. Гадамер Г.Г. Истина и метод. -М.: Прогресс, 2003. 699 с.

27. Глезеров С.Е. Петербург на север от Невы: Лесной, Удельная, Коломяги, Озерки, Шувалово. М.: «ЗАО Центрполиграф», 2004. -304 с.

28. Глезеров С.Е. Исторические районы Санкт-Петербурга. Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб: Глагол, 2006. - 224 е.; илл.

29. Гомберг-Вержбинская Э.П. Передвижники. 2-е изд. Л., 1970.

30. Горботенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. Изд. 2-е. - СПб.: Европейский Дом. 2002 - 448 с.

31. Гордон Грэм. Философия искусства. М: СЛОВО/БЬОУО, 2004. -256 е., ил.

32. Гусенцова Т.М., Соломко В.С, Дьякова Г.А. По Суздальским озёрам. -СПб, 1999.

33. Гуссерль Э. Идея феноменологии: пять лекций / Эдмунд Гуссерль; перевод с нем. Н.А.Артёменко. СПб.: Гуманитарная академия. 2006. -219 с.

34. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. -М.: Русский язык, 1998.

35. Даниэль С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.,: «Искусство - СПБ», 2002. - 304 с.

36. Диккинс Р. Современное искусство. / Перевод с англ. Н.Д.Кортуновой. М.: Росмен-Пресс, 2006. - 96 с.

37. ЪЪ.Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997. - 424 с.

38. Дрозд В. Восторженный отзыв злобного критика на безукоризненную, с его точки зрения, выставку работ Виктора Данилова в ЦВЗ «Манеж». // Новый мир искусства. 1999, № 6 (11). - С. 58.

39. Жуковский В.И., Пивоваров Л.В. Зримая сущность. Визуальное мышление в изобразительном искусстве. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1991.-284 с.

40. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства. М.: Гитис, 1995. -292 с.

41. Золотой век художественных объединений в России и СССР (18201930). Справочник / Сост. Д.Я.Северюхин, О.Л.Лейкинд. СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. - 400 с.

42. Зуев Т.И. Шуваловская Швейцария. Из истории предместий Санкт-Петербурга. -М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. -415 с.

43. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. -М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999, 325 с. - (серия «Язык, семиотика, культура»),

44. Игровое пространство культуры: Материалы форума 16-19 апреля 2002 г. СПб.: Евразия, 2002. - 372 с.

45. Из падения в полёт. Независимое искусство Санкт-Петербурга. Вторая половина XX века. СПб.: П.Р.П.: Деан, 2006. - 576 с.

46. Ильенков Э.В. Личность и творчество: Сб. ст. / Отв. ред. В.А. Лекторский. -М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999. 261 с.

47. Искусство нового времени: Опыт культурологического анализа. -СПб.: Алетейя, 2000. 307 с.

48. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972.-440 с.

49. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.51 .Каган М.С. Искусствознание и художественная критика: Избранные статьи. СПб: Петрополис, 2001. - 528 с.

50. Каминкер ДД. Деревня художников. // Петербург: время и место. -2004.-№3.-С. 60-63.

51. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. М.: Гилея, 2001. Т. 1 - 390 е., ил.; Т.2-342 е., ил.

52. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. -560 е.: ил.

53. Кириков БМ. Петербургские дачи начала XX века на Карельском перешейке и архитектура «Северного» модерна. // Краеведческие записки. Выпуск 4. СПб., 1996.

54. Коллингвуд Р.Д. Принципы искусства. / Перевод с англ. / Под ред. Е.И. Стафьевой. -М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999.-328 с.

55. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов: (С переводом, этиологией и толкованием). ML: Изд-во МГУ, 1995. - 144 с.

56. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета.-М.: Антропософия, 1995. -111с.

57. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 576 с.

58. Кузьмин М. Весёлая мимикрия, или лес искусству помеха! // Петербург - 2004. - СПб.: ЦВЗ «Манеж», 2005. - С. 30 -31.

59. Курбановский А.А. Искусствознание как вид письма: Сб. ст. СПб.: Borey art center, 2000. - 255 с.

60. Лосев А.Ф. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. -374 с.

61. Лосев А.Ф. Форма- стиль-выражение. -М.: Мысль, 1995. 944 с.

62. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство СПб, 1998 - 704 с.

63. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Сост. Р.Г. Григорьева, предисл. С.М.Даниэля СПб.: Академический проект, 2002. - 554 с. - (серия «Мир искусства»).

64. Лысюк В.К. Художественный образ и его пластическое воплощение. -СПб.: Борей-Арт, 2001.-201 с.

65. Макдональдс Р. Этика служения этика выживания // Мир музея. -1993, - №1(129).-С. 26-28.

66. Маргинальное искусство / Сост. и автор предисл. А.С.Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 1999. -159 е., ил.

67. Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. - 239 с.

68. Мейланд В. Питерский Барбизон // Вестник Европы. М., 2002. - № 7-8.

69. Мейланд В. Питерский Барбизон // Единый художественный рейтинг. Вып. 7.-М., 2003.

70. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника. М.: Прогресс-традиция, 2000. -271 с.

71. Мигунов A.C. Художественный образ: Эстетический анализ. М.: Изд-воМГУ, 1980.-97 с.

72. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. -М.: Согласие, 1997.-327 с.

73. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней / Сост. И.Г.Мосин. СПб: ООО «СЗКЭО "Кристалл"», 2006. - 192 е., илл.

74. Мочалов JJ.B. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. - 375 е., ил.

75. Мочалов JI.B. Взгляд в ретроспективе с личными воспоминаниями. // Художник Петербурга. 2001. - № 6 (февраль-март). - С. 12.

76. Музей зритель. XXI век. Матер, конф. к 80-летию Научно-просветительского отдела / Науч. Ред. О.Г.Махо. - СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. - 176 е.: ил.

77. Наумова О. Гребец пригрёб // Красный. 2003. - № 32 (июнь). - С.23.

78. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.

79. Новый художественный Петербург: справочно-аналитический сборник / Общ. ред. и сост. О.Л.Лейкинд, Д.Я.Северюхин. СПб.: Изд-во имени Н.И.Новикова, 2004. - 631 с.

80. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык, 1987. 749 с.

81. Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства. -М.: Алетейа, 2004.-401 с.

82. Панофский Э. Смысл и тожование изобразительного искусства. / Перевод с англ. В.В.Симонова. СПб.: Академический проект, 1999. -394 с.

83. Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. -М.: Искусство, 2003. -431с.

84. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 188 с.

85. Петербург' 93: Панорама современного искусства. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1993. - 32 е., ил.

86. Петербург 2004. Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников. - СПб.: ЦВЗ «Манеж», 2005. - 71 е., илл.

87. Петербургское искусство XX века. Из коллекции центрального выставочного зала «Манеж»: Альбом. /Авт.-сост. и авт. вступит ст. М.Б.Джигарханян. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 2007. - 300 е., ил.

88. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: Пассим, 1995.-156 с.

89. Полевой В.М. Искусство как искусство М.: Издательский Дом. 1995. -298 е., ил.

90. Примитив и его место в художественной культуре нового и новейшего времени. АН СССР, ВНИИ искусствознания. -М.: Наука, 1983.-205 с.

91. Пространство картины: Сб. ст. / Сост. Н.О.Тамруччи. М.: Советский художник, 1989. -366 с.

92. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов. художник, 1978. -237 е., ил. (серия «Проблемы художественного творчества»).

93. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2001. - 320 с.

94. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Московский философский фонд: Медиум, 1995. - 412 с.

95. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 224 с.

96. РудневВ.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. М.: Аграф, 2003. - 599 с.

97. Савчук В. Смерть искусства концепт-инвалид // Петербург - 2004. Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников: Каталог. - СПб.: ЦВЗ «Манеж», 2005. - С. 25 - 27.

98. Светоэнергетика искусства: Очерки теоретического искусствознания. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 461 е., ил.

99. Свешников A.B. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения. -М.: ВГИК, 2001. 273 с.

100. Сделано в Коломягах. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 2004. - 144 е., илл.

101. Семёнов В.Е. Социальная психология искусства. JL: Изд-во ЛГУ, 1988.- 168 с.

102. Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX начала XX в. / Сост. М.Ф.Пьяных-Л.: Лениздат, 1991. - 526 с.

103. Семиотика и искусствометрия: Сб. переводов / Ред. Ю.М.Лотман. -М.: Мир, 1972-362 с.

104. Синдаловский H.A. Мифология Петербурга. СПб.: Норинт, 2000. -445 с.

105. Словарь иностранных слов / Отв. ред. В.В.Бурцева, Н.М.Семёнова. -Изд. 4-е, стереотип. М.: Русский язык - Медиа, 2007. - 817с.

106. Сморгон JI.H. Разговор с Репиным. Рассказы. СПб.: «Герань», 2006. -132 с. с илл. автора.

107. Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994,-255 с.

108. Современный словарь по культурологии. Минск: Современное слово, 1999.-730 с.

109. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М.Бишкек - Екатеринбург, 1996. - 608 с.

110. Спивак Д.Л. Северная столица: Метафизика Петербурга. СПб.: Тема, 1998.-427 с.

111. Сто имён в современном искусстве Санкт-Петербурга: Справочник / Под общ. ред. Е. Коловской. СПб, 1997. - 225 е., ил.

112. Творческое объединение «Озерки». Деревня художников: Альбом-каталог. / Авт.- сост. Т.Николаенко, Е.Баев. СПб.: Изд-во «АртЭго». -2006. - 74 е., илл.

113. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991. -287 с.

114. Терентъев В. В городе скука, а в «Деревне художников» - праздник // Новый мир искусства. - 2005. - № 3 (44). - С. 103.

115. Тэн H.A. Философия искусства. / Пер. А.Н. Чудинова. М.: Республика, 1996. - 351 е., ил.

116. Тюнина Е. Там живут Тортулитки // Art & Tims. Искусство и время. -2005.-№ 1 (18).- С. 68-69.

117. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 е., ил.

118. Федотов Н.П. Описание и общий план дачных местностей по Финляндской железной дороге. СПб., 2004. - 324 с.

119. Феномен Петербурга: Труды междунар. конф. / Отв. ред. Ю.Н.Беспятых. СПб.: БЛИЦ. 2000. - 431 с.

120. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998 - 448 с.

121. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2003. -574 с.

122. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству / Священник Павел Флоренский / Сост. игумен Андроник (А.С.Трубачёв) и др. М.: Изобразительное искусство, 1996. - 335 е., ил.

123. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер; Пер. с нем. А.Г. Чернякова. СПб.: ВРФШ, 2001. - IX, 445 с.

124. Хайзинга И. Homo Ludens (Человек играющий) М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-352 с.

125. Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов / Науч. ред. К.Б. Соколов; ред.-сост. П.Ю. Черносвигов. СПб: Алетейя, 2004. - 544 с.

126. Черёмухин А.Г. Причины творческой деятельности. М.: Изд-во МГПУ «Прометей», 2000. - 458 с.

127. Черёмухин А.Г. Ритмика творческой деятельности художников. М.: Изд-во МГПУ «Прометей», 2000. - 300 с.

128. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. Изд. 2-е, стереот. М.: Русский язык, 1994.

129. Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века: Текст лекций. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1995.-137 с.

130. Шувалов В. Плотские радости // Город. 2007. - 24 июля (249) - С. 32 -33.

131. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Перевод с итал. -В.Г.Резник и А.Г.Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2006 - 544 с.

132. Юнг К.-Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. - 736 с.

133. Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М.: Искусство, 1962. -136 с.1531. Каталоги выставок:

134. Вердияну Дмитрий. Дмитрий Вердияну: Каталог / авт. вступ. ст. В.Булат. СПб., 2004.

135. Каминкер Дмитрий. Дмитрий Каминкер: Каталог выставки в ГРМ -СПб, 1999.

136. Каминкер Дмитрий. Каменный гребец. Скульптор Дмитрий Каминкер: Буклет-каталог / авторы ст.: А.Боровский, В.Семёнов, Д.Каминкер. СПб.: Новый мир искусства, 2003.

137. Коллекция. Международная выставка керамики: Буклет-каталог выставки в Музее декоративно-прикладного искусства СПГХПА. -СПб., 1998.5. «Лестница». Художники группы восьми: Каталог / авт. вступ. ст. А.Заславский. СПб., 2002.

138. Петербург' 93. Панорама современного искусства: Каталог. Предисл. Л.Скобкина; автор статьи: М.Герман, М.Шейнбаум, МТрофименков и др. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 1993.

139. Писарева Геля. Геля Писарева. Цвет и пластика образа: Каталог / Авт.-сост. М.Джигарханян; авт. вступ. ст. В. Семёнова. СПб.: ЦВЗ «Манеж», 2006.

140. Позин Александр. Александр Позин: Каталог /Авт. вступ. ст. Е.Василевская, заключит, ст. Л. Торшина. - СПб.: ЦВЗ «Манеж», 2004.

141. Санкт-Петербург Шувалово: III международный симпозиум по керамике, 1997: Каталог / авт. вступ. ст. Е.Оминина. - СПб.: Издательство «ПиК», 1997. - 46 с.

142. Санкт-Петербург Шувалово: IV международный симпозиум по керамике, 1999: Каталог / авт. вступ. ст. Т.Бородина. - Финляндия: KeraPro Oy, 1999.-52 с.

143. Сморгон Лев. Лев Сморгон: Каталог / авт. вступ. ст. А.Заславский. СПб.: Галерея «Матисс Клуб», 2007.

144. Материалы газетных публикаций:

145. Б.а. Деревня на выселках // Московский комсомолец. 2005. - 15 июня.

146. Каминкер Дм/. Интервью // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. -15 апреля.

147. Мусиенко Д. Озерковское чудо света // Кронштадтский вестник. 2006. -23 июня (№24).

148. Столярова Г. Искусство выбирает деревню // Невское время. 1998. -27 февраля (№ 36).

149. Щеглова Е. Шуваловская Швейцария. К истории Суздальских озёр // На Выборгской стороне. 1997. - октябрь (№ 28).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.