Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Булычев, Борис Ефимович

  • Булычев, Борис Ефимович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 147
Булычев, Борис Ефимович. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Нижний Новгород. 1998. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Булычев, Борис Ефимович

ВВ^ЕНИЕ

ГЛАВА

ТЕОРЕтаЧЕСШЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1 .Ретроспективный анализ проблемы становления музыкальной школы.

1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса, в условиях детской музыгалы-юй школы.

ГЛАВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

2.1. Опытно^экспериментальная работа по совершенствованию деятельности музыкальной школы.

2.2. Педагогические условия, позволяющие повысить эффективность деятельности современной музыкальной школы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования»

Детская музыкальная школа как часть социума представляет собой учебное заведение дополнительного образования, предназначенное дать не только знания, умения и навыки, в области начального музыкального образования, но и посредством музыкально-учебной деятельности и учебногс оказать воздействие на ф мировоззрения ребёнка. музыкального материала, эрмирование мироощущения и

Л. С. Выготский в искусства", говоря о роли личности, отмечал, что, своей книге "Психология музыки в жизнедеятельности "если музыка не диктует непосредственно- тех поступков, которые должны за ней последовать, то зсё же oq её основного воздействия, которое она даёт психологическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаст жизни, что она освободит и что оттеснит вглубь

46-C.243)

Эффект воздействия ^узыки на психику человека был отмечен еще с древнейших времён и служил которое со .временем способный передавать средством оформилось воздействия, в язык, многочисленные модальности человеческих состоянии, отношений, смыслов. Язык, который эволюционируя, пронизал и впитался в многие сферы жизнедеятельности человека и обшества, с|тал "компонентом" жизни, человеческой потребностью, как результат его с|тал "koiv ^ребност^ю, как определённых взаимоотношений с действительностью,

Опыт всей истории человечества показывает, что ни одно общество, ни одна социальная группа и даже ни одна нормальная личность - не смогла обойтись без музыки. Музыкальные потр ебности каждого общества, каждой личности - разнообразны, что хорошо видно по тому, сколь многолики выполняемые музыкой социальные функции, сообразные человеческой деятельности: преобразование мира, познание, общение, оценка. Сама музыкальная потребность, хотя и не идущая ни в какое сравнение с потребностью одежде, сумела в течен человека допустим, г -в пище, ше столетий сохраниться и войти в круг общечеловеческих, стала определённым показателем культуры и образования любого общества.

Музыка стала необходимостью для осуществления многих видов деятельности участника или Т т помощника, самостоятельной эстетической временем во все жизнедеятельности, она деятельность и отношение стороны человека, так и h функций: восприятие, мышление, памяти и т. д. либо в качестве либо в качестве силы. Проникая со большее число сфер указывала влияние как на к данной деятельности со а развитие его психических

Сегодня место и роль ряде музыкальных потреби спектром проявления: от музыки в жизни общества и личности определяется актуальностью предпочтении в остей, обладающих широким процессов, находящихся на грани физиологических реакций, до интеллектуальных, что заставляет говорит^ о значимости истоков-формирования мотивации музыкальной потребности для общества.

Одним из учреждений, на истоки формирования является - Детская му заведение, предназначенно формирование истоков потребностей общества Российской Федерации "Об способным оказать влияние музыкальной потребности, |зыкальная школа, учебное е формировать и влиять на музыкальных интересов' и и личности. В Законе образовании"- место и роль музыкальной школы в системе образования определяется в статье 26, " как дополнительное образование в целях удовлетворения образовательной потребности граждан". Являясь необходимой частью единой системы образования в России, ^узыкальная школа обладает самостоятельной специфической педагогической системой, которая при звана не только дать профессиональные основы музыкальных знаний, умений и навыков подрастающему пок к музыкальной культуре олению, но и приобщить его научить понимать язык музыки. Весь учебно-воспитательный процесс музыкальной школе пред педагогическое рассматривается как гармонического развития нравственно-эстетических музыкального вкуса и потребностей

Отечественная педагогика конца полагает целенаправленное воздействие на личность и основа для общего личности, формирования чувств, идеалов, осознавая необходимость дисциплинарной направленности процесса обучения к личыостно- ориентирование пути дальнейшего развр выстраивает новую сист важнейших линий этих п; гуманитаризация. Она

20 века, перехода от учебному, настойчиво ищет новые тия науки и практики, эму ценностей. Одна из эоцессов - гуманизация и с переориентацией на свярана личность ребёнка всей системы воспитания и обучения. Анализ ' хода этой переориентации выявляет ряд сложившихся в науке и практике противоречий, среди которых ведущим является расхождение между ожидаемыми и реальными результатами развития всей системы образования, в том числе и музыкальной школы. Практика последних десятилетий работы в начальном музыкальном образовании детей показывает, что большая часть выпускников школы, несмотря на достаточно высокую успеваемость глубоких знаний, умений сохраняет потребности в или пользовании приобретё и приобретение и навыков, не только не дальнейшем самообразовании нными знаниями, умениями и навыками, но и не сохраняет потребность находиться, общаться среди духовных! ценностей, определяющих ориентационное поле музыкальной школы. В качестве причин создавшегося положения педагоги-исследователи называют, с одной стороны, слабую реализацию в практике музыкальных саморазвития воспитательных существующих систем, школ идеи творческого образовательноориентированных на непрерывное творческое саморазвитие и учителя, учащихся, другой исполнительскую ориентацию учащихся школ, преувеличенное деятельности, недостаточн воспринять музыкального определённо и узкую профессиональновнимание к музыкальных техническим проблемам и утрату творческого характера музыкальной ое ■внимание к установке и условиям восприятия музыки, к способности ребёнка качество семантики произведения. Т.Л.Беркман, С.С.Ляховицкая, Г.Г.Нейгауз)

Л.А. Баренбойм,

Таким образом, в педагогической практике музыкальных школ превалирует социоцентрическая направленность учебно-воспитательного процесса обучения, то есть тождественность значимости личности ребёнка с суммой усвоенных им '.знаний, умений и суммой навыков, которая не способствует формированию мотивации духовных ценностей, составляющих ориентационное поле музыкальной школы, несоотнесённости не прои к обучению и восприятию

В результате этой ходит того необходимого для музыкального обучения трансцендентального переживания художественнс го смысла, при исполнении или прослушивании музыкального Г произведения приводящее к их личностному психологическому духовному росту, что и я и авлении, ", то вляется основной причинои, цо нашему мнению, неприсвоения ориентационного поля ценностей музыкальной школы большим числом учащихся. бходимость переориентации процесса в где "человек есть на личность путь решения проблемы требованиями программных озможностью, потребностью каждого ребёнка, обучающегося в музыкальной школе. Но индивидоцентристкая позиция в учебно-воспитательном процессе раскрыта в педагогике пока недостаточно, не дана соответствующая характеристика причин увеличивающих чк^сло " учащихся музыкальной

Поэтому существует нео учебно-воспитательного индивидоцентристком напр центр и цель мироздани^ каждого ребёнка. Это несоотнесённости между .установок и личной в школы, не вносящих предпочтения музыкальной образом, выявляется противоречие между воспитательным процессом детской музыкальной школь музыкальные ценности и школы в круг личных. Таким учебноорганизуемом в рамках и уровнем наших знаний о педагогических условиях его успешного осуществления и необходимостью улучшения качества музыкального образования, эстетического и духовного развития её ■учащихся. Данный аспект этого противоречия недостаточно в разработан Таким образом, выявиладь проблема определение педагогических условии, эффективно наиболее музыкальная школа как педагогической науке. исследования: при которых будет функционировать педагогическая система.

Решение этой проблемы составляет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: детская музыкальная педагогическая система и пути её совершенствования школа как современная

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИ школа, как педагогическая

Я - детская система. музыкальная

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ -процесс детской музыкальной школы учебно-воспитательный

ГИПОТЕЗА совершенствования

ИССЛЕД

ОВАНИЯ процесс деятельности музыкальной школы, как педагогической систем^, может быть обеспечен при соблюдении следующих условий:

-музыкальная школа педагогическую систему, личностно-ориентированное

-педагогическое воспитательным процессом личностного подхода, содержанием и методами му

- системообразующим процесса музыкальной шко общечеловеческих ценнортей, ориентационное поле; представляет собой гибкую позволяющую осуществлять обучение; руководство учебноосуществляется на основе обеспеченного адекватным зыкального образования; компонентом педагогического лы, является совокупность составляющих её процесс развития школы осуществляется на основе выбора образовательных перспектив (программ).

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определить теоретические основы эффективного функционирования музыкальной педагогической системы. школы, как

2. Раскрыть сущность учебно-воспитательного процесса детской музыкальной школы и его возможности для личностно-ориентированного обучения.

3.Проанализировать в озможности влияния детской музыкальной школы на процесс формирования и развития личности ребёнка.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОИ основные положения

ОСНОВОЙ педагогики

ИССЛЕДОВАНИЯ (А. Н.Андрее в

В.П.Беспалько, И.Ф.Гербар|г, А.Дистервег, Б.П.Есипов Л.В.Занков, И.Я.Лернер, (|. Г .Максимова, М.Н.Скаткин В .А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Д.Б.Эльконин и др.) психологии

Л.С.Выгс

А.Н.Леонтьев, И.В.Петривняя, С.Л.Рубинштейн, и др.)

Ветлугина, Г.С.Ригина, музыкальной азайкинский, философии (Н.А.Бердяев, А.Ф.Лосев, Ф.Ницше, М.Ма Платон, О.Шпенглер и др (Л.А.Баренбойм, Н.А. Д.Б.Кабалевский, К.Орф, Корсаков и др.); (В.А.Медушевский, Е.В.Н Б.М.Теплов, и др.); музыковедения М.Г.Арановский,Л.А.Мазель музыкальной социологии (М и др.), а также положение причинно-следственной реальной действительности рассмотрения с разных с взаимозависимостях; идеи ориентированного обучени

В.С.Библер, Г.Гегель мардашвили, М.Мерло-Понти ) ; музыкальной педагогики тскии,

А. В.Запорожец

В.П.Гутор, Н.А.Римский-психологии Г. В. Тарасов (Б.В.Асафьев,

Б.Л.Яворский, и; др.); .М.Каган А.Моль, А.Н.Сохор, о всеобщей связи и обусловленности явлений и необходимости их торон, во взаимосвязях и системности, личностно-д и теория детерминации психической деятельности личности внешними причинами через посредство внутренних.

МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАН целостного педагогическ функционирования музыкаль её ходе анкетирования, наблюдений, анализа педагогов и учащихс.

ИЯ являлись:, организация ого опыта оптимального ной школы, использование в тестов, педагогических результатов деятельности я, различной школьной документации. Исследования взаимосвязанных .этапа. проводились в три

Первый этап — 1994^-1996 г. г. включает анализ философской, психолого-п<рдагогической, музыкально-педагогической, музыковедческой и методической литературы, накопления методах и формах учебно-системе начального выявление противоречий, воспитательном процессе мотивации школьников в п музыкальной шксле, установок, разнообразных данных о роспитательного процесса в музыкального образования, складывающихся в учебно-изучение формирования роцессе обучения в детской спектра родительских анализ приводящих сроих детей в музыкальную школу, формулировка основ опытно-экспериментальной ных подходов к организации заботы.

Второй этап обоснование педагогичес музыкальной школы, о ориентированное обучение

199б-1997г.г. теоретическое [сой системы современной беспечивающей личностно-детей; разработка новых учебных планов, элементами определение, личностно-о педагогических технологии 1 теоретическое риентированого обучения; обоснование и экспериментальная проверка педагогической системы; создаваемой изучение, обобщение и внедрение в практику педагогического процесса в музыкальной школе положительного опыта; разработка условий эффективной деятельности музыкальной школы в музыкальная школа - общеобразовательная системе школа - семья социум

Третий этап - 1997-1998г.г. анализ и обработка эмпирических данных; анализ результатов исследования. Этот этап также включал в себя проведение повторного контрольного эксперимента. Его целью была проверка полученных ранее данных в условиях работы по но^ым учебным планам, при системном подходе Kj организации учебно-воспитательного процесса в музыкальной школе, теоретически уточнение контрольных проверок на опросов родителей х положений, пробных академических концертах, и учащихся музыкальной школы, бесед с учителями. На эт литературное оформление исследования, сформулир практические рекомендации dm этапе было осуществлено диссертационного ованы выводы, уточнены разработанные нами на основе анализа и обобщения материалов, положенных в основу исследования

В основу диссертации положен целостный опыт педагогического коллектива музыкальной школы, где автор с 1980 года по не.стоящее время работает её директором.

АПРОБАЦИЯ осуществлялась использования в

РЕЗУЛЬТАТОВ путем их

ИССЛЕДОВАНИЯ систематического целостном педагогическом опыте в музыкальной школе города период с 1996 по 1998

Богородска, обсуждались в годы на конференциях и семинарах Нижегородского института развития образования, на заседания^ научно- исследовательской лаборатории психолого-педагогического образования, а также в процессе работы с педагогическим коллективом ДМШ, родителями, с руководством общеобразовательных школ №1и№3, детским комбинатом №1. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались на методических объединениях

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И в прессе

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ значимость исследования заключается в том, что в нем: педагогической системы, раскрыта сущность музыкальной школы, как определены её функции и место в общей сио теме образования;

-проанализировано влияние музыкальной школы на развитие личности ребёнка;

-выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного функционирования' музыкальной школы, как системы и определены-' пути педагогической совершенствования педагогического организованного с учетом выявлены, обоснованы и организационные обеспечивающие процесса, её ориентационного поля. -экспериментально проверены формы ifi адекватные им методы, максимально трансцендентальное переживание художественнр прослушиваемых произведений, личностному росту учащихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ заключается в направленных на со воспитательного процесса, качества музыкального об рекомендации нашли современной музыкальной го смысла исполняемых или приводящее к

АЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ разработке научных рекомендаций, )вершенствование учебно-способствующего улучшению разования, эстетического и духовного развития учашихся детской музыкальной школы. Результаты исследования и методические применение в деятельности школы и позволили усовершенствовать её педагогический процесс на основе системного подхода к его организации и личностно-ориентированного обучения. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных пособиях для повышения квалификации сотрудников детских музыкальных школ

ДОСТОВЕРНОСТЬ и обоснованность основных положений и езыводов исследования обусловлены обоснованностью методологических позиций исследования, опирающихся на ведущие концепции философии, педагогики, психологии и музыковедения, применением комплексны^ методов исследования адекватных его целям и задачам.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ;

1. Характеристика педагогической' системы музыкальной школы как и особенности её функционирования в современных условиях

Комплекс педагогических условии, позволяющих повысить эффективность её деятельности

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАЛ.

ИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Булычев, Борис Ефимович

выводит из яния большую сферы часть распределения педагогической нагрузки;

5.расширение внешкольных и внеурочных мероприятий не только обогатило ориентационное поле музыкальной школы, очертило пути её развития, ее большое число педагогов, которая стала интересней и но и расширило сотрудничество с дошкольными и общеобразовательными школами, во вовлекло в свою сферу учащихся и их родителей, значимой, многом решив проблему востребованности умений учащихся музыкальной школы. знании и

6. выработанные в школе критерии оценки педагогического труда, стимулировали активность педагогов к поискам ^олее разнообразных форм содеятельности с учащимися в учебно-воспитательном процессе, что сказалось tja стабильности результатов учебной деятельности и течение учебного года. уменьшило отсев учащихся в

Результаты экспериментального исследования показали, школы, что существующая успешно осуществ ляет система музыкальной свою деятельность, показателями чего являются

1.увеличился контингент учащихся

1994год - 624 уч-ся

1995год - 64 Оуч-ся

1996год - 655уч-ся 1998год - 676уч~ся

1997год - 67 9уч-ся

В настоящее вре^я контингент детской музыкальной школы составляет 684 учащихся.

2.Сократился учебного года: отсев

1994год - 4буч-ся

1996год - 32уч-ся

1998год - 21уч-ся.

3. Несмотря на приём в музыкальной учащихся в течение

1995год - 37уч-ся 1997год - '26уч-ся экономическую ситуацию, школе происходит на конкурсной основе по многим инструментам

4.Процент поступающих в музыкальные, за эти педагогические и культпросвет училища годы, сохранился на прежнем 'уровне.

5. Число концертных выступлений учащихся музыкальной школы за эт^: годы — увеличилось на 12%.

6.Участие учащихся конкурсах -осталось на школы на областных прежнем уровне.

7.Колличество учащихся принимающих участие в концертной деятельности - увеличилось на 9%.

8.Многообразней протекает деятельность музыкальной школы на уровне школы, отделения, класса.

9.Более активное учащихся в жизни школы, формах содеятельности. привлечение родителей протекающей в различных

Анализ от 5 до возможности формирования музыкальной мотивации 15 лет, показал дополнительные музыкальной школы, выразившиеся в различных формах и 4 методах работы с учащимися

Все вышесказанное, уверенности в < правиль обучения в музыкальной дает основание для но выбранном подходе школе.

Заключение. Проведённое нами иqcлeдoвaниe и результатов исследования позволяют следующие выводы:

1) Историко-методологические предпосылки и обобщение сделать теоретико-методические сбразования позволяют основы выявить музыкального закономерности с. тражающие взаимоотношения общества и личности с музыкой, что помогло поиску оптимальных условир| педагогических направлений развития л педагогическом процессе которые в большой педагогическую систему.

2) Исследована структура для основных ичности в музыкально-музыкальной школы, мере определяют её музыкальной школы с точки и зрения деятельность оценки ее

Результаты 'такого как педагогической сре^ды, подхода в изучении школы открыли новые пути ь совершенствовании её педагогической системы. в число

3) Введение понятии ориентационное позволило проводить бо постепенно личностно-орирнтированное музыкальной школе.

4)Совершенствование системообразующих поле развития ребенка", лее последовательно и обучение в педагогической системы музыкальной школы достигается более полно личностно-ориентированном ^том педагогическая обучении детей. при При система музыкальной г,„, школы становится выстроенной в русле педоцентристкой дидактики и способна сложившееся противоречие 1 оспитательного спектром интересов больш 5) Предлагаемая во многом разрешить между ходом учебно-процесс|а и возможностями и эй группы учащихся. педагогическая система музыкальной школы, представляет собой гибкую

- систему, состоящую из четырёх педагогических подсистем, ведущих обучение по своим учебным планам и представляющие учащемуся выбор в соотнесении своих обучения. Эти во зможностеи подсистемы vj с целями объединены общешкольной, общеклассно;й учебной и внеучебной творческой деятельностью, педагогических б) Расширение знании о г'4 условиях музыкальной школы и рассмотрение в исследовании педагогической системы музыкальной

1::колы выявило оптимальны педагога с учащимися в процессе, которые имеют 7) Обобщение и практической музыкальной эффективности э формы взаимодействия музыкально-педагогическом свою специфику. анализ результатов педагогической деятельности школы, свидетельствуют . об описанные в работе путей совершенствования её педагогической системы. В и внедрены новые изменения в результате были разработаны педагогические технологии, внесены планирование учебного п г-неклассной деятельности. роцесса и внешкольной,

Подводя итоги констатировать, что годтвердилась, цель исследования выполнены, открылись новые перспе г.:сследования музыкальном образовании музыки в педагогическое развития музыкальной п исследования, наша достигнута и можно гипотеза задачи

Однако в связи с этим ктивы для дальнейшего возможностей музыкальной школы в детей/ месте языка общении, возможности отребности в условиях музыкальной школы и другие

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Булычев, Борис Ефимович, 1998 год

1. Абульханова К. А. О субъекте психической .це-Н'Х'елъЫоСТИ. — £■'1= : паука . i si a i j

2. Андреев В, И» Педагогика твоюческого саморазвития. Казань,: КазГУ,1998. - Кн.2.(318)

3. Алексеев А. В. Из pi с тории фортепианной педагогики, Киев,; Муз. Украина. 1974. (196)

4. Античная музыкальная эстетика. -М, : Гос. муз. Изд-во. I960. (328)

5. Авратинер В.И., Халабузарь П. В. Становление и развитие музыкального образования в СССР. -М. : Изд-во муз-пед инс—та им. Гнесиных. 1971.(12 6)

6. Аврелий Марк Наедине с собой. Размышления. -Ростов-на-Дону, : Ростов.издат.1991. (142)

7. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии, М.: Музыка. 1991.(318)

8. Арановский М.Г. Интонация, знак и "новые" методы. \\Советская музыка. 1980. ®10 стр. 99109.

9. Альшванг А. Избранные сочинения, т.1.- М. : Музыка.1964.(356)

10. Статьи о музыке и воспоминания. -М.: Советский композитор. 1986= (324)

11. Аристотель. т.1.~ М. : Мысль. 197 6„ (541)

12. Аристотель. т.4.- М.: Мысль. 1984.(498)

13. Асафьев Б, В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — л. : Музыка.1. Т Г — TUT-&" =сальная форма15 . Асафьев ь. В . и музыке Чайковского,- JI. ; Музыка. 1972 . (279)

14. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М> : Изд-во Носк. унив-та, 197 9= (150)

15. Асмолов А. Г. Психология личности, -М. ; Изд-во Московского унив-та. 1990,(367)

16. Аткинсон Р. Память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.(528)

17. Апраскина О, А, Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л. : Изд— во АПН РСФСР, 1948.(226)

18. Балл Г . А. , Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение. /Вопросы психологии, 1994 стр.5 6-66.

19. Бабий Н.Л. Развитие музыкального мышления. -Тбилиси.: ТбГУ. 1986. (142)

20. Еареыбойм Л. Об основных тенденциях музыкаль ной педагогики 20 в . \ \ Ссвет ская музык а. 1971.№8. стр.96-119

21. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч.1.- М.: Гос.муз.изд-во. 1937,(313)

22. Барсова И. Опыт этимологического анализа„//Советская музыка 1985 ЗЭД9 стр. 59-66=

23. Барсова Л. Римский-Корсаков Н.А.- М.: Му з ыка. 198 6, (16 8 )

24. М. = Художбствбкная лит-"оа. 197?1. П . I I1. М,

25. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Республика. 1994.(426)м&П тт1. РДЯтт1. Има-пресс1 QQOi-офия неравенс1;м.429)31,Бердяевз отэч е с т в а. М1. Н. А ;lipCLj^MC

26. Философия свооодк» 1989.(602)смысл

27. J 2 . гзеркман 'Г «Л . — м.; Просвещение.

28. Индивидуал ь к ое 1964,(286)осучение музыке

29. J J. ьеепалько B.ii. основы теории педагогическх ;истем. В оронеж. :ВГ У.1У 97. (3 О 5)3 4.5иблер В,С. От наукоучения к логикекультуры. Два философских введения первый век. М.: Полит, лит-ра. 1991в двадцать1. О С. "J 1

30. Т/Г Т3 —•• —■» my-j Q J-J tJ rr тгИ rn —V--. о

31. Выготский Л. С, Психология искусства Педагогика. '1987. (3 42)1. М,

32. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960.(468)

33. Выготский Л. С . Из тетрадей Л, С . Выготского. -М.: Вестник Московского Университета:\ серия Психология №13, стр = 8 9-95,

34. Типография Meсника и Римана. 1891, (163)

35. Давыдов В. Bf Виды обобщения и обучения. М, ; Педаг огика. 1972.(341)

36. ЬУ.Запорожец А, В. Избранные психологически* труды. М. : Педагогика. 1986. (387)

37. ЗанковЛ.В, Избранные педагогические труды. -М. "Нов ая школа,1960. (426)71«Зинченко П.И., Ляудис Об изучении структуры мыемического действия. Тезисы докладов на ' 2 съезде психологов, Выпуск 1. -М, :Изд-во АПН, 1963.(241)

38. Заславская О. В. Лакмусовая бумажкасистемы:(Воспитательная система школы

39. Л\Нар одно е обр аз ование,1997= №5 (87)

40. Иыгекамл К. Педагогическая диагностика.-М. :1991. (464)

41. Ильенков Э. В. Философия и культура Полит. лит-р а.1991, (462}1. М. :

42. История русской музыки. т.6 -Н.: Музыка, 198 9.(425)7 6.История педагогики, 1981,(382)1. М,1. Пг> о с в еще ни е77,История э с т е1тиче ской 1969.(461)эстетики. Памятники мировой мысли, т.4.- М. : Искусство.

43. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М. : Просвещение. 1984. (168)

44. Коул М.; Скрибнер С. Культура и мышление. -М.:Прогресс. 1977.(264)

45. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной

46. ТГГТЛ I- -г Т,(Г « Т * -V —■ 'i О о С <1 Л г" \

47. Jlr--'--' Jiol . I'i, . riy^SDlKci . i-JUJ . UlUj

48. Лернер И.Я.,Скаткин M.H. Дидактика средней школы, изд.2.-ML : Педагогика.1982. (327)95, Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения, т.1.- М. : Педагогика. 1983.(365)li -J

49. Леонтьев A.H. Проблемы развития психики, -М.; Мысль. 1985, (570)

50. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,, личность. М, : Изд-во Полит, лит-ра. 1975, (336)

51. Ливанове музыки до 1789г. т2

52. Т.Н. История западно-европейскс1. М.: Музыка, 1982.(462)99, Лихачев Б. Т. Воспитание: необходимость и свобода,\\Педагогика. 1994, №2, (3 5 — 40)-1 ,--•, X и и

53. Лихачев ь.Т. Педагогика. Курс лекции. -М.: Прометей, 19 93.(525)

54. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. М.:Правда. 1990.(214)

55. Лотман Ю.М. Структура художеств енко г о текста. М.; Искусство. 1970. (380)

56. Ля х о видкая С.С. Педагогич е ские раздумь я. -Л.; Музыка. 1981,(152)

57. Мастера искусства об искусстве, т.5.- М. : Мыс ль. 1969, (526)

58. Me т о ды з фф е ктив но г о руков одств а педагогическим коллективом. -М. : ИРУ РАО,. 1994.(195)

59. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка. 1975.(241)

60. Милтс А. Гармония и дисгармония личности. М, : Изд-во полит. лит-ры,1990, (224)

61. Михайлов М. Стиль в музыке. Л.: Музыка. 1981. (342)

62. Моль А. Теория информации и эстетическое в о спит ание. М. : Мир. 1966. (320)

63. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс. 1973.(406)

64. Моделирование воспитательных систем: ■теория-практике : Сб. науч. ст. \ По д. ред. Л.И.Новиков ой, Н.Л.Селив анов ой.-М. : Изд.РОУ,1995.(212)

65. Морис Мерло-Понти. Око и дух, М. : Искусство, 1ilubj

66. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,1991.(586)

67. Музыкальное воспитание в школе. Вып.17 Составитель О. Апраскина. М.: Музыка. 1986.(56)

68. Музыкальное воспитание в СССР 20 в. Составитель Бареыбойма Л.А,- М.: Сов. ком~р. 1985.(186)

69. Музыкальное воспитание в школе. вып.7, Составитель О, Апраскина,- М.: Музыка, 1971,(45)12 4, Музыкальное воспитание в Венгрии, М. ;Сов. комп-р. 1983,(228)

70. Мухина B.C. Психология дошкольника. М.;Просвещение . 1975. (238)12 6= Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М. : Правда,1972. (312)

71. Назайкинский Е. В.,.Логика музыкальной композиции. М.: Музыка.1982.(186)

72. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, -М.: Музыка„ 1987.(256)12 9. Немов Р. С. Психология т.1- М. : Просвещение. 1995,(366)

73. Новикова Л. И. Воспитательная система как педаг о гич е екая кат е г ория.\\Гуманизадия образования. Бийск.1995. №2.(49-58)

74. Ницше Ф. Философская проза. -С-П.: Художожественная лит-ра.' 1992,(38 6)13 2. Ницше Ф. Злая мудрость. М. : Триада-Файн. 1993. (.168)

75. Ницше Ф. Избранное. М. : Сирин. 1990.(365)13 4. О г ор о д н о в Д. Му з ык а л ь н о п е вч е с к о евоспитание детей в общеобразовательной школе.

76. Пастернак Б. Охранная грамота. Современник.1989 , (96)1. М.13 9. Полани М. Личностное Ы.:Прогресс. 1985.(328)знание

77. Педагогика. под ред. Пидкасистого П. И. М. ; Роспедагенство.1996. (602)1. Л Л ■■!jl 1 JL

78. Педагогическое наследие. Коменскии Я.А., Локк Д.f Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. -М. : Педагогика. 1989.(427)•сие

79. Песталоцци И. Г. Избранные педагогически сочинения т.1- М.: Просвещение. 1981.(276)

80. Петривняя И. Б. Современная методика методология и теория воспитания. Учебное пособие, ™ Н-Новгород. 1998.(116)1 а 4

81. Петривняя И.В. Образование. Психология

82. Педагогика. Н-Новгород. 19 98. (92)145 . Печчеи А. Человеческие

83. Тт- гп^а""1 "1 О О Л i О й \lip OPuCwL. , lj U О ( J i 1 ! .качества.-M.14 6= Пиаже Жан. Речь и мышление. Гос.издат,1932,(362)1. М. -Л

84. Платон. Избранные диалоги, Художественная литература.195 61. М.• о . ( 4 Ь Ь )1 .'1 С ТТ,,i'iO = LlJlWl- U ilU Ь1. Г Л Т Л

85. Пр о б л емы сии с ибно ст ей „1. Наука. 1872.(358)14 9. Португалов К. п. Серьёзная музыка в школе

86. М. . ххыи^оецДгЛЛе . ijuu . i. -J- .' О I150

87. Поташник М.М. Разумное сеять разумно. (О модах в педагогике).\\Народное образование, 199U. US 11 (с.3-14}

88. Прохоров М.М, В мировозрения. -Н-Новгород. унив ер ситет а. 1992= (143)п ои с к а х н о в. о г о Изд—во Ниж-кого15 2 Райнпр ехт X.о г р а нич е ний. \ Пр е д и сл. Н школа, 1996. № 9.(с,18-2 4)1. Воспитание без1. Бруск ов ой, \\С емь я и153

89. Раикрофт Чарльз Критическии словарь психоанализа. -С.-П.: Восточно-европейский инст-т п сихо анализа. 199 5 = (3 4 2)15 4. Раппопорт С = X, Музыка. 1968.(143)1. Искусство и эмоции,1. М. :

90. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоции, М.: Прогресс, 1979.(281)15 6. Рейтман У. Познание и мышление. М.: Мир. 1968.(285)

91. Рибо Т. Логика чувств. С.-П.: Изд-во Пановой, 1906,(94)

92. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М. : Изд-во АН СССР. 1957. (328)1бб. Русские эстетические трактаты первой трети L9 века. т.1. -М.: Искусство. 1974,(387)16/, Сартр Жан Поль Избранные произведения. -М. : Полит.лит-ра. 1982.(365}

93. Серов А,Н, Статьи о музыке. т.З,- М,; Музыка,1987. (334 )

94. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. -М.: Прогресс, 1976.(348)

95. Соловьёв B.C. Смысл любви. -М. : Современник. 1991.(424)

96. Скаткин М. Н. Об изучении,- обобщении и использовании передовог о опыта.\\Народное образование,1981= »9.(с.103-111)

97. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970(142)

98. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. -М, : Роспедагенство, 1997, (184)1. Л г—J П/ 4

99. Спиноза ь, йзьранные произведения т.± "Этика"- М.: Полит, лит-ра. 1957.(524)

100. Фрейд 3. Художник и фантазирование. ~М. : Республика. 1995. (3 62)

101. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М. :Просвещение. 1990. (322)

102. Фромм 3. Иметь или быть. М. : Прогресс. 1990.(346)

103. Хайдеггер Мартин. Время и бытие. -М.: Республика.1993.(462)

104. Хёйзинга И. Статьи по истории культуры. -М. : Пр г р е с с.Тр адиция. 1997.(402)

105. Хопрова Т., Крюков А., Василенко С. Очерки по истории русской музыки 19 века. Л. 6 Просвещение. 1960.(364)в японской культуре. Сборник1 П О Г / -"> /I \х9Ьj.(ZtJ)

106. Цветаева Марина Об искус ств е = ~ М. : Искус ство. 1991.(142)

107. Чередниченко Т. В. Кризис общества—кризис искусства. -М.;Музыка. 1987.(267)

108. Щапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений. \ХВопросы психологии. 1994. 1Ф4. (с = 45- 59 . )

109. Шацкая В.Н. Музыка в школе. ~М. : ИзД-во АПН РСФСР. 1963.(141)

110. Швейцер А. И.С. Бах.- М. :Музыка.

111. Человек и мир-статей. М.; Наука.204= Шмелёв А. Г . Введение в экспериментальну психосемантику. — М. ; Изд—во Московског унив ер ситет а. 1983. (324)

112. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение.1993,(351)

113. Шпенглер О. Закат Европы. Нов-ск. Наука. 1993.(569)

114. Шпет Г. Г. Сочинения. М. : Правда1. Л Г\ П Л ! Г~> \1. b и и )

115. Штерн В. Умственная одарённость. -С-П. Союз. 1997. ! 64)

116. Зльконин Д. Б. Избранные психологически труды. —М. :Педагогика. 1989.(352)

117. Юнг Карл Душа и мир. Шесть архетипов. Киев.: Изд-во Государст-я биб-ка Украина 1996.(248)

118. Юнг Карл. Феномен духа в искусстве науке. М.: Ренессанс. 1982. (260)

119. Яворский Б. JI. Статьи, воспоминания переписка, т.1-М.: Сов. композитор. 1972. (379)

120. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей подростков. М. : Изд-во АПН. 1961. (271)

121. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Ре спублика. 1994. (395)215= Яссман л• Воспитание череобразование.\\Директор.1995. 185.(47-53).огласовано с Министерством финансов СССРr-.i ■

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.