Диалоговая концепция культуры как педагогическое условие формирования профессиональной готовности будущих преподавателей педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Мищерина, Ирина Владимировна

  • Мищерина, Ирина Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 164
Мищерина, Ирина Владимировна. Диалоговая концепция культуры как педагогическое условие формирования профессиональной готовности будущих преподавателей педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Ставрополь. 2006. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мищерина, Ирина Владимировна

Введение.

Глава I. Теоретические основы диалоговой концепции культуры как педагогического условия формирования профессиональной ^ готовности будущих преподавателей педагогики.

1.1. Сущность и содержание диалоговой концепции культуры.

1.2. Теоретические аспекты концепции диалога культур в подготовке будущих преподавателей педагогики в ^ вузе.

1.3. Модель готовности будущего педагога к реализации диалоговой концепции культуры в преподавании ^ педагогики.

Выводы к главе 1.

Глава II. Организация и методика формирования готовности будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой ^ концепции культуры.

2.1. Анализ уровня готовности будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры. оп

2.2. Экспериментальная программа по формированию профессиональной готовности будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры.

2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы. jj

Выводы к главе II.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалоговая концепция культуры как педагогическое условие формирования профессиональной готовности будущих преподавателей педагогики»

Актуальность исследования

Смена образовательной парадигмы происходит в момент глобальных социокультурных изменений, которые стимулируют и определяют становление нового типа культуры и образования. Интенсивность социокультурных перемен ведет к трансформационным процессам в образовании.

Между культурой и образованием существует прямая и опосредованная связь. Образование выступает основным социокультурным механизмом, который человечество как совокупный субъект познания создает и использует для целенаправленного влияния на ход своего развития. Отход образования от культуры невозможен, так как в культуре сосредотачиваются все смыслы человеческого бытия: социальные, духовные, логические, эмоциональные, нравственные. Культура и образование существуют в диалоге. Диалог с культурой создает условия выбора ценностей образования на определенном историческом этапе. Теория смысла, ее интегративная интерпретация дают возможность понять диалогический аспект педагогических проблем.

Проблемы образования не являются следствием экономических кризисов, они - в хаотичности развития культуры и неспособности образования поместить в себе культуру. Для образования ситуация самоизменять себя через диалог с культурой является единственной возможностью, чтобы остаться в поле культуры.

Стремление к диалогу и взаимодействию культур, формирование единого общеевропейского образовательного пространства становятся основными тенденциями развития образования сегодня.

Проблема диалога культур в учебном процессе в настоящий период развития педагогической науки приобрела особую актуальность. Это базовое понятие таких современных основ педагогики, как личностно ориентированное обучение, субъект-субъектная образовательная модель, а также культурологического, аксиологического и других гуманистических инновационных подходов, ориентированных на поиск механизмов перехода учебного процесса со знаниевой на личностную парадигму. В связи с этим в педагогике происходит переосмысление теоретических подходов к определению целей, содержания, методов, структуры и форм обучения, организации учебного процесса и перевод их на уровень смыслопостижения каждым студентом.

В современной педагогической науке проблема культурной диалогизации образования является приоритетным направлением. В исследованиях М.М.Бахтина, В.С.Библера, Г.Я.Буша, А.Б.Добровича, М.С.Кагана, Б.Ф.Поршнева раскрываются вопросы взаимодействия культур, сущность взаимодействия образования и диалога культур, их характерные особенности.

Теоретические разработки основ диалогического подхода нашли отражение в работах Г.М.Андреевой, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н.Мясищева и др.

Проблема диалога культур, интерпретация культурного взаимодействия как исторической закономерности рассмотрена в научных трудах Ю.Н.Афанасьева, Дж.Вико, И.Г.Гердера, Н.Л.Данилевского, М.С.Кагана, Э.С.Маркаряна, И.И.Свирды и др.

Большое внимание изучению процесса взаимодействия образования и культуры уделяется в исследованиях А.М.Аблажей, С.Н.Артановского, С.Н.Арутюнова, С.Н.Еремина, Н.П.Коноваловой, С.Т.Ларченко, Э.П.Пьянзиной. В исследованиях перечисленных ученых дискутируются вопросы, связанные с осмыслением диалога культур как основной характеристики интеркультурного фактора образования и воспитания. По их мнению, диалог ведет к смыслообразованию, смыслообновлению, смыслопорождению, как актуализирующий фактор ведет к результату. Диалог рассматривается как вид общения и выступает средством самовыражения и самореализации личности, дидактическим во внешнем и психологическим во внутреннем планах, механизмом самораскрытия индивидуальности студента, саморазвития его неповторимых черт.

Образование, развивающееся на идеях концепции диалога культур, требует и переосмысления подготовки преподавательских кадров высшей школы. Проблеме профессионально-педагогической подготовки преподавательских кадров высшей школы посвящены работы А.В.Барабанщикова, В.Л.Бенина, А.В.Беляева, Е.В.Бондаревской, Г.И.Гайсиной, В.И.Горовой, А.А.Деркача, З.Ф.Есаревой, И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой, В.В.Краевского, И.А.Малашихиной, А.В.Мудрика, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова, Г.И.Чижакова, В.К. Шаповалова, Н.Е.Щурковой и др.

В нашем исследовании концепция диалога культур рассматривается как теоретическая основа профессионального становления преподавателя педагогики. Становление профессиональных качеств в контексте личностного культурного развития рассматривали Г.В.Акопов, И.А.Арабов, Д.Б.Богоявленская, В.И.Горовая, П.Н.Ермаков, И.А.Зимняя, В.Я.Ляудис, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.Г.Орлов, В.В.Сериков, Г.М.Соловьев, Д.И.Фельдштейн, В.Т.Фоменко, И.С.Якиманская.

С позиций педагогики диалоговая концепция культуры обогащается представлениями о функциях личности в жизнедеятельности человека, о специфической природе личностного уровня человеческой психики, о смысловой сфере, рефлексии, переживании и диалоге как механизмах образования личностного духовного опыта (Л.И.Анцыферова, Л.С.Выготский, Гонсалес Рей, В.В.Давыдов, Б.В.Зейгарник Г.А.Ковалев, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Петровский, И.Н.Семенов, В.И.Слободчиков, С.Ю.Степанов, В.В.Столин, А.А.Тюков и др.).

Диалогическое миропонимание парадигмально, оно зиждется на фундаментальной противоположности (но и взаимодополнительности) монологического и диалогического мировоззрений, основы которых раскрыты в творчестве выдающихся мыслителей XX века: М.М. Бахтина, М.Бубера, В.С.Библера, Г. Гадамера, Г. Марселя, С.Л.Франка, Э.Фромма и др.

В трудах исследователей убедительно показано, что смысловые образования как проявления мотивационно-смысловой и ценностной сферы личности являются доминирующими в регуляции жизнедеятельности человека (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Л.Г.Ионин, Д.А.Леонтьев, В.В.Столин, Е.В.Субботский, Г.Л.Тульчинский, О.К.Тихомиров, В.Э. Чудновский, В.А. Ядов и др.) и могут выступать целями образовательных систем.

Проблема становления культурной сущности человека рассматривалась русскими философами Н.А.Бердяевым, М.М.Бахтиным, Н.О.Лосским, П.Ф.Флоренским, утверждавшими, что человек обретает свою духовную сущность, постигая культуру, творя ее, что культурная сущность человека является систематизирующим компонентом его целостности.

Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов выделяли в проблеме личностного развития психологический аспект, рассматривая личность в качестве активного субъекта культурно-образовательной деятельности. Проблема творчества и развития творческих способностей разрабатывалась Т.И.Артемьевой, О.Газманом, Л.Б.Ермолаевой, Л.П.Масловой, А.П.Мелик-Пашаевым, которые развивали мысль о том, что человек культуры должен быть личностью творческой, вариативно мыслящей, способной к преобразованию.

Изучением механизма личностного развития занимались классики психологической науки: Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и их последователи -Л.И.Анцыферова, Г.А.Ковалев, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин. Педагоги также ведут речь об особой «педагогике личности» (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, И.Ф.Исаев, М.В. Кларин, С.В. Кульневич, В.А.Сластенин и др.).

Последнее время исследователи все чаще обращаются к опыту Ш.А.Амонашвили, А.П.Валицкой, Е.Н.Ильина, В.А.Сухомлинского, С.Л.Соловейчика, В. Франкла, философско-культурологические воззрения которых отличались от общепринятых: в них акцентируются идея гуманизма, человечности, обретения себя, своего смысла жизнедеятельности, развитие духовности, творческого потенциала в процессе обучения и воспитания.

Начиная с 80-90-х годов XX столетия появилась потребность в программах, учебных пособиях, которые имеют междисциплинарный характер, выраженный в усилении культурологических аспектов, развивающих гуманитарную функцию образования.

В конце 90-х годов была выдвинута идея о выделении в учебных дисциплинах культурологических аспектов. Универсальность методики Л.М.Предтеченской, построенной на диалоговой концепции культур Бахтина-Библера, говорит о некоторых шагах в изменении традиционного, знаниевого образования. Диалоговая концепция культур легла в основу концептуальных программ, разработанных А.А. Вербицким, Н.Н. Пайковым, С.В. Селименовым.

Недостаточное внимание к образованию не только как к процессу овладения человеком знаний, но и как способу смыслообразования, необходимого для полноценного включения человека в социальную и культурную жизнь общества, привело к необходимости овладения будущими преподавателями педагогики теорией диалога культур.

Проблемам подготовки педагога к реализации диалогового образования посвящены работы С.В.Беловой, В.И.Горовой, Г.М.Гогиберидзе, М.В.Гулаковой, В.А.Зубаревой, И.А.Малашихиной, Л.И.Орешкиной, О.Н.Подгорской, Т.Н. Тарановой и др.

Исходя из вышеизложенного, необходимость данного исследования определяется противоречиями между:

- значимостью исследования готовности преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры в преподавании педагогики и недостаточной разработанностью теоретических и практических положений обозначенной и исследуемой проблемы;

- необходимостью формирования готовности преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры и сложившимися способами подготовки будущих преподавателей в вузе;

- новыми социокультурными требованиями к развитию личности преподавателя педагогики и традиционным проектированием образовательного процесса в вузе.

Актуальность темы и указанные противоречия обусловили проблему исследования: определить структуру и содержание модели готовности будущего преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры.

Цель исследования состоит в разработке и апробации модели готовности будущего преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры.

Объектом исследования является процесс обучения студентов в вузе.

Предметом исследования является процесс формирования готовности будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование профессиональной готовности будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры будет более эффективным, если:

- будет раскрыта диалоговая концепция культуры как теоретическая основа преподавания педагогики;

- будет определена модель готовности преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры;

- будет разработана экспериментальная программа курса по выбору по подготовке преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры;

- будут выявлены уровни и критерии готовности преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры (удовлетворительный, достаточный, высокий);

- будут проанализированы результаты исследовательской работы, подтверждающие эффективность разработанной экспериментальной программы.

В соответствии с целью и * гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи.

1. Раскрыть диалоговую концепцию культуры как теоретическую основу преподавания педагогики.

2. Проанализировать содержание гуманитарных, естественно-научных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050706 - «Педагогика и психология» и выявить в них культурологические аспекты, необходимые для реализации диалоговой концепции культуры.

3. Разработать модель готовности преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры.

4. Разработать и апробировать экспериментальную программу курса по выбору по подготовке преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры в преподавании предметов педагогического цикла;

5. Проанализировать результаты исследовательской работы, проверяющие эффективность разработанной экспериментальной программы.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения классиков отечественной философской, культурологической, педагогической и психологической науки: М.М.Бахтина, В.С.Библера, Л.С.Выготского, А.Г.Ковалева, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина и др.

Важную роль в рассмотрении диалектических закономерностей культуры и образования сыграли труды ученых начала XX века: К.Н.Вентцеля, И.И.Горбунова-Посадова, В.Н.Сороки-Росинского, чьи педагогические мысли находят воплощение в социальных запросах современного педагогического образования. Исследование опирается на диалоговую концепцию культур Бахтина М.М. - Библера B.C. о всеобщности диалога культур.

Теоретической основой исследования явились:

- культурологический подход (Э.А. Баллер, П.С. Гуревич, И.Г. Гердер, В.Е. Давидович, А. Жданов, В.П. Зинченко, И. Кант, J1.H. Коган, Б. Межуев, Э.С. Маркарян, В.И. Романов, Г. Ширматова и др.);

- диалоговая концепция культуры (А.В. Ахутин, М.М. Бахтин, М.Бубер,

B.C. Библер, J1.M. Баткин, Г.С. Батищев, И.Е. Берлянд, Г. Гадамер, М.С. Глазман, В.В.Давыдов, Т.Б. Длугач, Э.В. Ильенков, P.P. Кондратов, Я.А. Ляткер, Н.В. Малахова, Л.А. Маркова, М.К. Мамардашвили, Ф.Т.Михайлов, Г. Марсель, С.С. Неретина, В.Л. Рабинович, Л.Б. Туманова, М.Б. Туровский,

C.Л. Франк, Э. Фромм, Г.П. Щедровицкий и др.);

- теории, ориентированные на изучение смысловой сферы человека (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Э. Гуссерль, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, В.С.Флоренский, С.А. Франк, Г.Г. Шпет, А.Г. Ясмолов и др.);

- философия образования, основанная на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры, социума (М.Н. Берулова, Е.В.Бондаревская, Л.П. Буева, И.Е. Видт, Б.С. Гершунский, И.А.Колесникова, В.В. Сериков, В.А. Шаповалов и др.);

- обучение преподавательских педагогических кадров (А.В.Барабанщиков, В.Л. Бенин, А.В. Беляев, Е.В. Бондаревская, Г.И.Гайсина, В.И. Горовая, А.А. Деркач, З.Ф. Есарева, И.Ф. Исаев, Н.В.Кузьмина, В.В. Краевский, И.А. Малашихина, А.В. Мудрик, Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинов, Г.И.Чижаков, В.К. Шаповалов, Н.Е. Щуркова и др.)

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов.

В числе теоретических методов были: историографический и методологический анализ предмета исследования, системный подход к психолого-педагогическим явлениям, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования.

Эмпирические методы: 1) обсервационные - наблюдение; 2) вопросно-диагностические - беседа, анкетирование, тестирование, оценивание; 3) экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент).

Статистические методы: количественная и качественная обработка данных, графическое представление результатов исследования.

Организация, база и этапы исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского государственного университета (факультет психологии). В выборочную совокупность вошло 100 человек, обучающихся в вузе на дневном отделении специальности 050706 - «Педагогика и психология». Для получения эмпирических данных из них были организованы контрольная и экспериментальная группы по 50 человек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2003 г.) - поисково-теоретический - осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, анализировался имеющийся опыт по данной проблеме исследования. Осмысливались теоретические и методологические основы исследования; разрабатывалась' общая концепция исследования; определялись предмет, цель, задачи исследования, формулировалась гипотеза.

Второй этап (2004-2005 гг.) - экспериментальный - проводилась экспериментальная работа, осуществлялась систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке разработанной модели по формированию готовности преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры.

Третий этап (2006 г.) - обобщающий - осуществлялось осмысление материалов экспериментальной работы по проблеме исследования; формулировались выводы по теме исследования; результаты исследования оформлялись в виде рукописи диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- представлена модель готовности преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры;

- разработана программа по подготовке преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры («Педагогика в контексте диалога культур»);

- выявлены уровни и критерии готовности преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры (удовлетворительный, достаточный, высокий).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе комплексного анализа раскрыта сущность диалоговой концепции культуры, рассмотрены в многоплановом аспекте основополагающие для нашей работы понятия «культура», «диалог», «диалог культур» с точки зрения психолого-педагогического, философского и антропологического подходов. На основе данных, полученных в ходе исследования, разработана модель готовности преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры, определены уровни и критерии готовности преподавателя к реализации концепции диалога культур.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем на основе ведущих теоретических положений разработана программа «Педагогика в контексте диалога культур» по подготовке преподавателей к реализации диалоговой концепции культуры в преподавании предметов педагогического цикла. Результаты исследования внедрены в практику Ставропольского государственного университета, его филиалов в г. Георгиевске, г. Буденновске, г. Светлограде и могут использоваться в любом высшем учебном заведении при подготовке преподавателей педагогики.

Достоверность и обоснованность результатов и научных выводок исследования обеспечены совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, достаточной длительностью эксперимента, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения данного исследования освещались на учебно-методических советах факультета психологии (2003-2006); в учебно-методических семинарах кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета (2003-2006); обучающих семинарах в гимназии № 30 в рамках эксперимента (2005-2009) по проблеме «Трансляция культуры как средство духовно-нравственного воспитания учащихся».

Материалы диссертационной работы представлялись на научных семинарах и конференциях различного уровня: Международной «Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита» (Ставрополь, 2004); Всероссийских - «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона - XXIII» (Ростов-на-Дону, 2004), «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона - XXIV» (Ростов-на-Дону, 2005); Всероссийских интернет-конференциях «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь,

2004), «Значение прикладной психологии в новейшей истории России» (Ставрополь, 2005); научно-практических «Развитие ребенка в контексте культуры» (Ставрополь, 2004), «Эвристическое образование - 8» (Ставрополь,

2005), «Эвристическое образование - 9» (Ставрополь, 2006). Публикации: по теме диссертационного исследования опубликовано

10 печатных работ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обоснование сущности диалоговой концепции культуры как теоретической основы изучения и преподавания педагогики.

2. Модель готовности преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры в преподавании предметов педагогического цикла.

3. Уровни (удовлетворительный, достаточный, высокий) и критерии готовности преподавателя педагогики к реализации диалоговой концепции культуры в преподавании педагогики.

4. Экспериментальная программа «Педагогика в контексте диалога культур» подготовки преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 257 наименований. Работа изложена на 164 страницах, содержит 13 таблиц и 24 рисунка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Мищерина, Ирина Владимировна

Выводы к главе II

Исследование было спланировано и проведено в соответствии с основными подходами к организации педагогического эксперимента, разработанными Ю.К. Бабанским, В.П. Беспалько, В.И. Журавлевым, В.И.Загвязинским, В.В. Краевским, A.M. Новиковым, Е.В. Сидоренко и др. Цель экспериментального исследования состояла в апробации разработанной программы «Педагогика в контексте диалога культур» и оценке ее эффективности при подготовке будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры.

На первом этапе (констатирующем) было проведено диагностическое исследование студентов контрольной и экспериментальной групп. В ходе данного этапа нами был исследован начальный уровень готовности будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры, который определяли составляющие профессиональной деятельности: мотивация, личностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, профессиональная культура, культурная диспозиция, уровень обученности.

На втором этапе (формирующем) внедрялась и апробировалась программа «Педагогика в контексте диалога культур» в процессе обучения экспериментальной группы студентов специальности «Педагогика и психология».

На третьем этапе (контрольном) было проведено повторное диагностическое исследование готовности будущих преподавателей педагогики к реализации диалоговой концепции культуры. Полученные результаты были сопоставлены с данными констатирующего этапа эксперимента, и сделаны выводы.

Можно заключить, что разработанная нами программа «Педагогика в контексте диалога культур» направлена на развитие составляющих профессиональной деятельности преподавателя педагогкии (автокоммуникация, взаимопонимание, диалоговые технологии), необходимых ему для реализации диалоговой концепции культуры.

122

Заключение

Осознание факта множественности оснований для выбора способа профессионального бытия убеждает в том, что не может быть универсальной образовательной модели, идеального алгоритма профессионально-педагогической деятельности, совершенной педагогической системы даже в рамках одного и того же исторического времени и социокультурного контекста. Это делает необходимым момент концептуализации профессионального мышления и поведения современного педагога, выбирающего свой путь освоения педагогической реальности.

На сегодняшний день можно утверждать о возникновении эффекта транспарадигмального движения (парадигмальные пространства) основных педагогических принципов, категорий, идей, технологий. Это позволяет говорить о возможности философско-педагогического обоснования пространства человекоориентированной педагогики, в которой мера человека определяется полнотой его природных возможностей, где действует принцип ценностно-смыслового равенства. Смысловая реальность проявляет себя во множестве разнообразных форм, связанных сложными отношениями и взаимопереходами, включенных в общую динамику через диалог.

Выход на уровень смыслотворчества через реализацию концепции диалога культур в образовании является необходимой предпосылкой адекватного понимания любого отдельно взятого смыслового феномена как элемента единой системно организованной реальности, а также его эмпирического исследования и воздействия на смысловую сферу.

Диалоговая концепция культуры позволяет говорить о личности будущего преподавателя педагогики как об органе смысловой регуляции, что приводит к новому взгляду на процесс профессиональной подготовки.

Сегодня встает вопрос о создании новой модели «педагога будущего» и задает новые ориентиры для неклассической модели обучения: от жизнедеятельности к жизнетворчеству, от смысловой регуляции к регулированию смыслов, от педагогики «изменяющейся личности в изменяющемся мире» - к педагогике личности, творящей и изменяющей себя и свой жизненный мир.

Реализация диалоговой концепции культуры требует специфики и в подготовке будущих преподавателей педагогики, что получило отражение в модели его готовности к преподаванию педагогики в контексте диалога культур.

Для педагога, реализующего диалоговую концепцию культуры, готовность понимается как самоопределение в профессии - это поиск и нахождение своего смысла, своего отношения к истине. Высшей созидательной функцией педагогической деятельности, основанной на концепции диалога культур, является стимулирование студентов к смыслотворчеству в профессиональном и личностном планах. Для педагога, работающего на ступени смыслотворчества, важнейшей становится функция обеспечения духовного уровня жизнедеятельности студентов. В преподавании педагогики в контексте диалога культур педагог раскрывает поле человеческих смыслов и ориентируется на получение не столько формального, предметного, сколько сугубо человеческого результата; настраиваясь на профессиональную работу с человеческим качеством. Это возможно при овладении внутренним диалогом, диалогом с текстом и смыслообразующими диалоговыми технологиями.

Именно на развитие перечисленных в работе качеств преподавателя педагогики, нацелена предложенная нами в данном исследовании программа «Педагогика в контексте диалога культур», подготавливающая его к реализации диалоговой концепции культуры.

Проведенный анализ теоретических и экспериментальных данных доказал результативность и целесообразность реализации предложенного комплекса педагогических условий для осуществления диалоговой концепции культуры в образовательном процессе. Таким образом, нами была достигнута цель диссертационного исследования и подтверждена ее гипотеза.

124

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мищерина, Ирина Владимировна, 2006 год

1. Абакумова, И.В. Личностные смыслы в образовательном процессе / И. В. Абакумова // Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества.- Т.З. - Ростов-н/Д.: Изд РГУ, 1997. -Вып.1- С. 3-5.

2. Абакумова, И.В. Смысл как научная категория и влияние его концептуальных интерпретаций на теорию образования и обучения / И.

3. B. Абакумова // Научная мысль Кавказа. 2002. - № 13. - С. 146 - 151.

4. Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: уч. пос. для педагог, спец. высш. учебн. заведений / О. А. Абдулина. М.: Просвещение, 1990. -141 с.

5. Абдуллина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. 1993. - № 3. - С. 16-17.

6. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

7. Аверинцев, С.С. М.М. Бахтин как философ: сб. статей // С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В. Н. Турбин и др. М.: Наука, 1992.1. C.111-115.

8. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика 1998. - № 1. - С. 72 -75.

9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. - 350 с.

10. Ангеловски, К. Учителя и инновации./ К. Ангеловски. М.: Просвещение, 1991.- 156 с.

11. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева М.: Аспект-пресс, 1996.-375 с.

12. Анцыферова, Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1991. -№2.-С.8-12.

13. Анцыферова, Л.И. Человек как предмет познания / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал . 1993. - №3. - С. 10 - 14.

14. Артановский, С.Н. Некоторые проблемы теории культуры / С. Н. Артановский. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1977. - 83 с.

15. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы./ С.И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.

16. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

17. Асмолов, А.Г. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова // Вопросы, прсихологии. 1979. - № 3.- С. 35-45.

18. Асмолов, А.Г. Принципы исследования смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Е.Е. Насиновская, Е.З. Басина // Развитие эргономики в системе дизайна: тезисы докладов Всесоюзной конференции. Боржоми: Б.и, 1979. - С. 219-224.

19. Бабанский, Ю.К. К вопросу об оптимальном выборе средств обучения / Ю. К. Бабанский // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе с целью повышения эффективности учения школьников. Ростов н/ Д.: Изд. Гос. пед. ин-т, 1976. - 343 с.

20. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

21. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова -Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. 412 с.

22. Батаршев, А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство: уч.-практ. пос. / А. В. Батаршев. М.: Дело, 2005. - 494 с.

23. Батищев, Г.С. Философско-методические идеи в концепции человека C.JI. Рубинштейна / Г. С. Батищев // Философские науки. 1989. - №7. -С. 27-29.

24. Баткин, JI.M. Культура всегда накануне себя / .М. Баткин // Красная книга культуры / Сост. В. Рабинович.- М.: Искусство, 1989.- С. 117-130.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин М.: Художественная литература, 1986.-444 с.

26. Белоусова, А.К. Общение в совместной мыслительной деятельности: теоретический анализ проблемы / А.К. Белоусова // Личность в деятельности и общении / Отв. ред. В.А. Лабунская, А.К. Белоусова. -Ростов-н/Д: Гефест, 1997. С. 61-84.

27. Белый, А. Пути культуры / А. Белый // Вопросы философии 1990 - № 11-С. 91-99

28. Бенин, В.Л. Сущность понятия «педагогическая культура» / В. Л. Бенин // Понятийный аппарат педагогики. Екатеринбург: Изд. РГППУ, 1996. -188 с.

29. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев М.: Книга, 1991. - 445 с.

30. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./ В.П. Беспалько М.: Педагогика, 1995. - 336 с.

31. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.

32. Библер, B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура./ B.C. Библер. М.: Прогресс: Гнозис, 1991. - 109 с.

33. Библер, B.C. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога)./ B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

34. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер -М.: Знание, 1990.-62 с.

35. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1991412 с.

36. Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования / Б. М. Бим-Бад. М.: Изд. Рос. открытого ун-та, 1994.-35 с.

37. Богоявленская, Д.Б. Творческая личность: её диагностика и поддержка / Д.Б. Богоявленская // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы.- М.: НИИВО, 1993.-212 с.

38. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев.-М.: МГУ, 1982,- 199 с.

39. Бодалев, А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.:Изд. МГУ, 1988.- 187 с.

40. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская.- Ростов-н/Д.: РГПУ, 1995.-32 с.

41. Бондаревская, Е.В. Методологические стратегий личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Известия РАО.1999.-№3.- С.23-32

42. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика.- 1999.- №3.- С.37-43

43. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд. Рост. пед. ун-т,2000.-351 с.

44. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов. / Н.В. Бондаревская. А.А. Реан. СПб.: Питер, 2001.- 299 с.

45. Борисов, С.В. Основы рефлексивной модели усвоения философского знания. / С.В. Борисов // Наука и школа. 2004. - № 4.- С. 23-26.

46. Бромлей, Ю.В. Создано человечеством / 10. В. Бромлей, Р. Г. Подольный. М.: Политиздат, 1984. - 272 с.

47. Валицкая, А.П. Современные системы образования: варианты выбора / А.П. Валицкая // Педагогика.- 1997.- № 2.-С.З-8

48. Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 15-19

49. Введение в психологию : учебн. пос. для высш. шк. / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Academia, 1996.- 493 с.

50. Венкер, J1.M. Психологические процессы и личность / Jl. М. Венкер // Личность и деятельность. М.: Об-во психологов СССР, 1982. - С. 2026.

51. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. школа, 1990. - 293 с.

52. Вербицкий, А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: мон. / А.А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 75 с.

53. Видт, И.Е. Введение в педагогическую культурологию / И. Е. Видт. -Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1999. 101 с.

54. Видт, И.Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видт. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. 164 с.

55. Викторова Л.Г. Диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина B.C. Библера / Л.Г. Викторова. - Саранск.: Изд. Морд. гос. пед. ин-та. - 1992.- С.1-4.

56. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика: мон. / Н.Ф. Вишнякова.- Минск: БГУ, 1995.- 75 с.

57. Вострякова, Ю.В. Проблемы познания в диалоговом пространстве современной культуры / Ю.В. Вострякова // Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара: СамГПУ, 1998. -С. 78-81.

58. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 533 с.

59. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. Т. 3.- М.: Педагогика, 1983. - Т.З. -С.207-269

60. Выготский, JI.C. Мышление и речь / JI. С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1999.-350 с.

61. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский . М.: Педагогика, 1991.-479 с.

62. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление: сб. ст. -М.: Педагогика, 1989. 132152 с.

63. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования: образование и сообщество. -М.: Инноватор, 1995. -Вып.2,- С. 16-45.

64. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Классный руководитель.- N 3.-С.6-33

65. Героименко, В.А. Личностное знание и научное творчество / В. А. Героименко. Минск: Наука и техника, 1989. - 206 с.

66. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. - 605 с.

67. Гессен, С.И. Педагогические сочинения / С.И. Гессен. Саранск: Красный окт., 2001. - 566 с.

68. Гинецинский, В.В. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии / В.В. Гинецинский // Советская педагогика. 1991. -№9. - С. 46 -50.

69. Гинецинский, В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. / В.И. Гинецинский.- М.: Изд. корп. «Логос», 1994,- 211 с.

70. Гинецинский, В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства / В.И. Гинецинский // Педагогика.-1997.-№3.- С.10-1570

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.