Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика "жанровых форм": конец XX - начало XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Попова, Елена Викторовна

  • Попова, Елена Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 205
Попова, Елена Викторовна. Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика "жанровых форм": конец XX - начало XXI вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2011. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Попова, Елена Викторовна

Введение

Глава первая. Литургическая музыка

1.0. Предварительные сведения

Ll.l. С.З. Трубачев. «Песнопения Всенощного бдения»

1.1.2. С.З. Трубачев. «Песнопения Литургии»

1.2.1. Митрополит Иларион. «Всенощное бдение»

1.2.2. Митрополит Иларион. «Божественная Литургия»

Глава вторая. Внелитургическая музыка

И.О. Предварительные сведения 69 II. 1.1. А.И. Микита. Духовный концерт «Богородичные песнопения» 72 И. 1.2. А.И. Микита. Духовный концерт «Сам един Еси бессмертный»

11.2.1. В.Б. Довгань. Концерт «Из триоди постной»

11.2.2. В.Б. Довгань. Цикл «Из часов Святой Пасхи»

Глава третья. Малые жанровые формы: принципы построения

III.0. Предварительные сведения

III. 1. Хоровые произведения

III.2. Инструментальные произведения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика "жанровых форм": конец XX - начало XXI вв.»

В настоящее время, в связи с активным возрождением духовной музыки, наблюдается немалый подъем в этом направлении. Сакральная тематика расширяется и обогащается новыми и индивидуальными композиторскими решениями. В связи с этим, становится трудным определить жанровую принадлежность того или иного произведения.

Как известно, в последней трети XX века церковная музыка получила широкую возможность как клиросного, так и концертно-сценического воплощения. Каталог творчества духовных сочинений пополняется с каждым годом своеобразными и неповторимыми произведениями. Композиторы, сочиняя духовную музыку, стремятся к тому, чтобы их произведения не только были исполнены, но и получали реакцию в научном знании.

В конце XX века духовная тематика становится все более актуальной: расширяется круг авторов, работающих в этом направлении, создаются композиторские сообщества, на которых большое значение уделяется современной духовной музыке (например, объединение «МОСТ»). Сакральная музыка все чаще исполняется известными хоровыми коллективами (например, Московский Синодальный хор под управлением А.Пузакова); создаются музыкальные фестивали и конкурсы, приуроченные к какому-либо торжеству или церковному празднику (например, Пасхальная хоровая ассамблея - 2009, Первый Рождественский фестиваль). Кроме того, отдельные современные духовные композиции становятся неотъемлемой частью репертуара хоровых концертов под руководством известных хормейстеров (В. Минин, А. Петров, В. Полянский, Б. Тевлин).

В связи с этим, научная мысль в этом направлении также активно развивается: появляются музыковедческие конференции, на которых духовная тематика рассматривается с разных ракурсов. Ученые-богословы, философы, музыканты активно интересуются состоянием современного богослужебного пения.

Сакральная тематика получает распространение и в электронных ресурсах: появляются различные интернет-сайты, посвященные церковной музыке (www.churchcomposer.ru); активно публикуется нотный материал, а также высказывания композиторов и музыковедов, посвященные этому направлению.

Что означают понятия «литургической» и «внелитургической»1 музыки, являющимися ключевыми словами данной работы?

Эти понятия содержат в себе две жанровые ориентации: с одной стороны, создаются литургические произведения на канонические тексты, предназначенные для богослужебной практики и отражающие традицию; с другой стороны, возникают внелитургические композиции, в которых сакральные идеи находят выражение в достаточно свободной компоновке и текстов, и музыкальных образов.

Каково состояние жанров духовной музыки на сегодняшний день?

Если литургическая музыка, прежде всего, ограничена набором жанровых единиц (Всенощная, Литургия), то во внелитургической -наблюдается немалая дифференциация: каждый композитор склонен создавать все новые и новые жанровые формы.

Отсюда и различные способы исполнения таких композиций: это могут быть хоровые циклы а cappella, хоровые-инструментальные произведения с включением оркестра, сочинения для академического или народного хора с различными солистами, или чисто инструментальная музыка. Эти два вида духовно-музыкального творчества объединяет общая идея выбора канонического текста, значимость слова и богословского смысла. Отличия же касаются как самих типов и видов текста, так и средств выражения.

В каких жанрах работают современные композиторы?

Во-первых, это литургические циклы на каноничсекий текст (полностью либо частично сочиненные композиторами) - Всенощное бдение,

1 Термин митрополита Илариона. Web-pecypc: http://hilarion.ru/2010/ll/15/3120.

Литургия, Парастас, Триодь Постная и Цветая и др., авторами которых являются: В. Агафонников, прот. Н. Ведерников, А. Висков, Г. Дмитриев, В. Довгань, митрополит Иларион, А. Киселев, Р. Леденев, А. Микита, В. Рябов, С. Сегаль, С. Трубачев, Б. Феоктистов. Важно отметить, что среди названных композиторов, одни произведения могут быть исполнены за богослужением (например, циклы митрополита Илариона, С. Трубачева, Б. Феоктистова), а другие - на концертной сцене (например, сочинения Г. Дмитриева, В. Кикты, А. Киселева и др.).

Во-вторых, это внелитургичекие композиции, в которых авторы ориентируются на традиционные жанровые формы (с использованием канонических и поэтических текстов), а именно: «Русские страсти» А.Ларина, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона; псалмы, гимны и молитвы А. Вискова, К. Волкова, В. Довганя, В. Кикты, Р. Леденева, А. Микиты, В. Рубина, В. Рябова, В. Ульянича; кантаты и оратории К. Волкова, В. Григоренко, митрополита Илариона, А. Микиты, В. Ульчнича, духовные концерты К. Волкова, В. Довганя, Р. Леденева, А. Микиты, С. Трубачева, К. У майского и др.

В-третьих, это инструментальная музыка без слов духовного содержания, приуроченная к какому-либо церковному событию, либо с использованием известных мелодий православного богослужения. Например, произведения К. Волкова - «Стихира Иоанна Грозного», митрополита Илариона - «Memento», А. Микиты - «Утешение» и «Знамение», В. Ульянича - «Христос Воскресе из мертвых» и др.

К вышеперечисленным авторам можно добавить имена композиторов, сочинения которых исполняются на последних крупных музыкальных фестивалях (например, «Московская осень-2010»). Среди них: И. Голубев, Е. Кожевникова, С. Сегаль, Т. Смирнова, К. Уманский, А. Флярковский и др.

С.А. Губайдулина продолжает создавать духовные произведения -«Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра в ознаменование 2505 летия со дня смерти И.С. Баха (2000 г.), «Пасха по Иоанну» для солистов, хора и оркестра (2001) и др., - художественную значимость которых трудно переоценить.

Объект исследования - отечественная духовная музыка конца XX — начала XXI вв.

Предметом изучения является стиль и стилистика индивидуально-авторского творчества.

Основная задача - исследовать «систему творческих принципов»2, применяемых в музыкальной практике избранных авторов - С.З. Трубачева, митрополита Илариона (Алфеева), А.И. Микиты и В.Б. Довганя. Эти композиторы являются представителями как разных поколений, так и различных типов индивидуально-авторских стилей.

При рассмотрении этой основной задачи необходимо обозначить ряд её аспектов, подзадач, а именно:

- проанализировать литургические и внелитургические жанры, имеющие место в творчестве каждого автора;

- проанализировать большие и малые формы, приуроченные к той или иной духовной теме;

- проанализировать творческие установки в области музыкально-выразительных средств;

- привлечь авторское слово, высказывания авторов по поводу композиционного процесса.

Материал. С одной стороны, использован конкретный материал, взятый из сочинений, в основном, ныне живущих авторов, с другой, -привлечено творчество их современников (в качестве контекста). Представляется необходимым начать исследование с творчества С.З.

Это определение принадлежит С.С. Аверинцеву, который, рассматривая термин «поэтика», характеризовал её двояко: 1) как научную теорию художественного творчества» 2) как «систему рабочих принципов какого-либо автора.» (школы, эпохи). См.: Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977. С.З.

Трубачева (1919-1995) - композитора, дирижера и музыковеда, принявшего сан диакона в конце жизни. Среди современных композиторов, пишущих церковную музыку, выделена группа Московских композиторов, а именно: митрополит Иларион (Алфеев), В.Б. Довгань, А.И. Микита.

В творчестве названных авторов жанровые формы получили широкий отклик: они исполняются известными хоровыми коллективами и оркестрами, записываются на СБ и другие носители, издаются, получают отклик в прессе.

Круг произведений, подлежащих анализу, включает следующее: Воскресный цикл С.Трубачева - «Песнопения Литургии» (17 песнопений на канонические тексты, 1994) и «Песнопение Всенощного бдения» (15 номеров на канонические тексты, год издания 2007); Воскресный цикл митрополита Илариона - «Божественная Литургия» (31 песнопение на канонический текст, 2006), «Всенощное бдение» (25 песнопений на каноничсекий текст, 2006); духовные концерты А. Микиты - «Богородичные песнопения» (духовный концерт в 12 частях на канонический текст, посвященный четырем Богородичным праздникам, 1996) и «Сам Един еси Бессмертный» (одночастный концерт на канонический текст из последования панихиды для академического хора и народного ансамбля, 2007); концерты В. Довганя «Из Триоди постной» (7-частное сочинение на канонический текст из службы Страстной Седмицы, 1993) и «Из часов Святой Пасхи» (многочастный цикл на каноничсекий текст Пасхальной службы, 2008).

Также в диссертационном исследовании в качестве материала привлечены малые формы современных духовных композиторов, а именно: «Богородице Дево, радуйся», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши» А. Микиты, «Символ веры», «Богородице Дево, Радуйся» В. Довганя и избранные песнопения С.Трубачева. В качестве примера инструментальной духовной музыки избраны два фортепианных сочинения А.Микиты - «Утешение» (2007) и «Знамение» (2006).

Методы. Вышеозначенная проблема требует привлечения современных методов гуманитарной науки. Среди них преобладает музыковедческий подход, сложившийся в области таких дисциплин, как форма, мелодия, гармония, ритм, фактура. Из общегуманитарных методов использованы термины и понятия, относящиеся к области герменевтики, дающей возможность истолкования содержания; семиотики, позволяющей раскрыть смысл произведения; системного и структурного подходов, определяющих музыкальную организацию сочинения. Компаративный подход, благодаря которому появляется возможность сравнения разноплановых произведений - особенно важен для нашей работы.

Важно заметить, что классическое «литургическое музыковедение», сформировавшееся в России (А. Кастальский, В. Металлов, А. Никольский, А. Преображенский, Д. Разумовский, С. Смоленский и др.), также играет немаловажную роль в создании научного текста.

Основополагающее значение принадлежит современному учению о стиле и стилистике, сложившееся в трудах С. Аверинцева, В. Жирмунского, Д. Лихачева, А. Лосева, Б. Томашевского и др. Кроме того, привлекаются необходимые сведения из области «литургики» и такого рода трудов, в которых дано толкование содержания канонических текстов (митрополит Иларион, И. Маслов, П. Флоренский, Г. Фроловский).

Научное знание. В ряде трудов рассматривается широкий комплекс проблем богослужебного пения с выявлением работы над каноническим текстом, особенностей музыкального языка и др. Некоторые труды посвящены общим вопросам музыкального стиля богослужебного пения, среди них - классические труды: И. Гарднер «Богослужебное пение русской православной церкви» (1998), В. Металлов «Очерк истории православного церковного пения в России» (1915), А. Никольский «Формы русского церковного пения» (1915), А.Преображенский «Культовая музыка в России» (1924) и др.

В современном научном знании ученые продолжают рассматривать общие и частные вопросы духовной музыки XX и XXI вв. Например, «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века» Н. Гуляницкой (2002), «Русская духовная музыка в документах и материалах» (в 6 тт.) - сост. Зверева С.Г., Наумов A.A., Рахманова М.П. (1998-2010), «Древнерусские традиции в русской духовной музыке ХХвека» Н. Парфентьевой (2000); а также, создаются труды, посвященные отдельным фигурам начала XX века, например: Е. Гущина «М.М. Ипполитов-Иванов: Литургия св. Иоанна Златоуста (ор.37) в контексте стилевого развития цикла» (2008), С. Зверева «А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба» (1999), Л. Малацай «Александр Никольский. Творческая биография» (2010), Ю. Паисов «Александр Гречанинов. Жизнь и творчество» (2004) и т.д.

Большое значение в научном аспекте этого вопроса имеют статьи, доклады и заметки, посвященные разным проблемам духовно-музыкального творчества, а именно: «Богослужебное пение» (глава, вошедшая во второй том труда «Православие») митрополита Илариона (2009); «Трубачев: Современный духовный композитор», «Творим ли мы духовную культуру?» Н. Гуляницкой, «Об улучшении церковного пения в России»; «Что такое православная духовная музыка?» (2007) М. Рахмановой; «Традиционные жанры русской духовной музыки и современность» (Сб. статей и исследований / Сост. Ю.И.Паисов, 2004), ««Страстная седмица» и «Всенощная» Александра Гречанинова» М. Рахмановой; «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», «Песнопения панихиды в русской музыке» С. Трубачева (2005) и др.

Кроме того, в современном музыкознании ученые продолжают работать над вопросами древнерусской церковной музыки (М. Генченкова, Н. Денисов, Н. Заболотная, Н. Парфентьева, Г. Пожидаева, Н. Серегина); а также создаются отдельные труды, в которых рассматриваются отдельные духовные жанры (А. Ковалев, В. Крылова, В. Протопопов) и др.

Зарубежная духовная музыка также привлекает музыковедов, живущих как в России, так и за рубежом. В творчестве таких композиторов, как А. Пярт3, К. Пендерецкий4 и Дж. Тавенер5 можно встретить немало сакральных произведений, в основе которых лежит священный текст (в том числе на церковнославянском языке).

Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Попова, Елена Викторовна

Заключение

В настоящее время, когда происходит переосмысление художественных ценностей, возрождающаяся духовная музыка находится в состоянии поиска форм, соответствующих стилю и духу времени. Одни композиторы стремятся приблизиться к области церковного творчества, а другие пишут сочинения для концертного исполнения.

Основная проблема диссертационного исследования была рассмотрена на образцах литургической и енелитургической духовной музыки. Выбор персоналий был обусловлен рядом причин, среди которых, с одной стороны, современные композиторы духовного звания - диакон Сергий Трубачев (1919) и митрополит Иларион (1966); с другой - композиторы светские -Андрей Микита (1959) и Владимир Довгань (1953). Так или иначе связанные с традицией современного богослужебного и внебогослужебного пения, они объединены идеей воссоздания отечественной культуры в ее определенных жанровых формах.

Характерной чертой художественного стиля анализируемых произведений является их идейная и образная целостность, обусловленная взаимодействием единичного и общего, формы и содержания. Представленная индивидуально, эта художественная целостность обладает эстетической значимостью, находящей выражение в представленных художественных произведениях, их смысловых и структурных признаках. Рассматривая поэтику современной духовной музыки, мы попытались выявить весь художественно-стилевой потенциал, отражающийся как в плане содержания, так и в плане выражения.

План содержания, как известно, представленный в каноническом тексте, не подлежит каким-либо изменениям и трансформациям. Работа с этой «первичной моделью» у каждого автора индивидуальна: композитор интерпретирует текст в соответствии с представлениями о его сущностных характеристиках. Работая с текстом, современный композитор так или иначе моделирует и создает некий гипертекст, являющийся результатом его творческого действия.

Так, В. Довгань, в концерте «Из Триоди постной» избирает в качестве вербальной основы произведения именно первую и последнюю седмицы Постной Триоди. Из этого текста композитор создает свое «последование», свою жанровую форму. А. Микита в концерте «Богородичные песнопения» -формирует структуру хорового произведения. Избранные автором богородичные молитвы, связанные между собой «сюжетной» линией, становятся основой музыкального «последования». В итоге, канонический текст функционирует в произведениях внелитургического жанра как начальное ядро, импульс, для создания особой жанровой формы.

Митрополит Иларион, работая с каноническим текстом в таких произведениях, как «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею» и, особенно, симфония «Песнь Восхождения», выступает как композитор и либреттист, и создает новый тип крупной жанровой формы.

Так современные духовные композиторы, привлекая канонический текст как некую «доструктурную данность», могут воплощать его основной богословский смысл и в оригинальную жанровую форму (внелитургические произведения), и в уставное «последование» (литургические произведения).

План выражения — это те «конструктивные принципы», которые в единстве с содержательной моделью представляют художественный стиль произведения. Авторы избранных духовных сочинений, с одной стороны, сохраняют традиционное наследие и методы работы с ним, а с другой -привносят современные способы музыкальной интерпретации текста, его эстетически-художественного оформления.

Например, С.З. Трубачев, стремящийся максимально приблизиться к смыслу литургийного богослужения, говорит на музыкальном языке, в котором существенную роль играют принципы древних мелодий, особенно знаменных. Митрополит Иларион в своих литургических циклах - в опоре на обиход - лишь иногда использует древние распевы, а В. Довгань - вовсе избегает «цитирование».

Будучи особыми «знаками» духовной музыки, стилистические признаки являют себя на разных параметрических уровнях - высотном, ритмическом, тембровом. Общее - в традиционных приемах композиции; единичное - в авторском слышании - мелодии, гармонии, полифонии, тембризации, - не исключающем современных композиционных приемов.

Итак, в ходе диссертационного исследования был выявлен ряд закономерностей, относящихся к «формо-содержанию» произведений. Литургическая музыка, обусловленная уставными признаками, дает образцы современной интерпретации малых и крупных жанров (в творчестве диакона Трубачева, митрополита Илариона). Внелитургическая музыка — область авторских решений - демонстрирует разнообразие во всем художественном потенциале музыкального стиля.

Таким образом, духовная музыка наших дней - это поиск новых форм, музыкально-выразительных средств и образно-смысловых интерпретаций в рамках современного эстетического сознания, не теряющего связи с отечественной традицией.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Попова, Елена Викторовна, 2011 год

1. Аверинцев С., Андреев М., Гаспаров М., Гринцер П., Михайлов А. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М., 1994.

2. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

3. Аверинцев С. Собрание сочинений/Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. Пер. с древнегреч. и древнеевр. К., 2004.

4. Алексеева Г. Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного распева). Владивосток, 1983.

5. Артемова Е. О внутренних тенденциях нового направления в русской духовной музыке // Науки о культуре — шаг в XXI век. М., 2001.

6. Артемова Е. Петербургская ветвь в Новом направлении: И.И. Компанейский, М.А. Лисицын, C.B. Панченко: Автореф. дисс.на соиск. уч.ст.канд.иск. М., 2003.

7. Игумен Андроник (Трубачев)//Журнал Московской Патриархии, 1997, №9.

8. Асмус М. Диакон Сергий Трубачев как церковный композитор. Вступительная статья//Полное собрание богослужебных песнопений. Том 1. М., 2007.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

10. Березина И. Традиции русской церковно-певческой культуры в творчестве современных композиторов Санкт-Петербурга // Культурологические исследования. СПб., 2004.

11. Богомолова М. Русское безлинейное многоголосие: Автор, дисс. на соиск. уч. степ. докт. иск. М., 2006.

12. Божественная Литургия. Для приходских храмов и духовных школ. М., 1996.

13. Бражников М. Древнерусская теория музыки. Ленинград, 1972.

14. Бражников М. Русская певческая палеография. СПб, 2002.

15. Владимирский Ф. О новой церковно-музыкальной литературе // Хоровое регентское дело. 1911, №4.

16. Владимирцева Н. Традиции православной музыки в современном композиторском творчестве // Теория, методика и практика музыкального исполнительства и педагогика. Саратов, 2002.

17. Волков Ю. Диссертация. Полготовка, защита, оформление. М.,2005.

18. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

19. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев-Посад, 1998. Т.1 и т.2.

20. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.

21. Гоголь Н. Духовная проза/Сост. и коммент. В.Воропаева, И.Виноградова. М., 1992.

22. Гончаренко Е. Музыка и духовное возрастание церкви: Сб. статей/ Христианский центр «Логос». М., 2002.

23. Гуляницкая Н. Русское гармоническое пение. М., 1995.

24. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений//Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед., интервью/Ред.-сост. Ю.Паисов. М., 1999.

25. Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХвека. М., 2002.

26. Гуляницкая Н. Руководство к изучению основ музыковедения. М, 2004.

27. Гуляницкая Н. Духовная музыка в творчестве современных композиторов. М., 2006. (рукопись).

28. Гуляницкая Н. Методы науки о музыке. М., 2009.

29. Гуляницкая H. Диалог? Интертекст? Язык автора? (О творческом методе С.З.Трубачева)//Процессы музыкального творчества. Выпуск одинадцатый. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных/Ред.-сост. Е.Вязкова. Вып.178. М., 2010.

30. Гуляницкая Н. О музыкальной деятельности диакона Сергия Трубачева. Доклад в МДА (рукопись). М., 2010.

31. Гусейнова 3. Певческие циклы Обихода // Византия и Восточная Европа: Литургические и музыкальные связи. М., 2003.

32. Гущина Е. М.М. Ипполитов-Иванов: Литургия св. Иоанна Златоуста (ор. 37) в контексте стилевого развития цикла. М., 2006.

33. Дабаева И. Русский духовный концерт в историческом контексте // 12 этюдов о музыке: К 75-летию со дня рождения Е.В. Назайкинского. М., 2001.

34. Дебольский Г. Дни богослужения православной церкви. В 2х т./ Протоиерей Г. С. Дебольский. СПб., 1901.

35. Русское церковное пение XI-XX вв.: исследования, публикации 1917-1999 / Сост. Н. Денисов и др. М., 2001.

36. Денисов Н. Традиционное пение в православном храме // Труды московской регентско-певческой семинарии 2002-2003. М., 2005.

37. Дынник М. Хоровая музыка московских композиторов -Н.Сидельникова, Ю. Буцко, Р. Леденева: стиль и исполнение. М., 2003.

38. Хоровая музыка композиторов Москвы: Каталог-справочник / Сост. и общ. ред. Ю. Евграфова. М., 2005.

39. Жирмунский В. Введение в литературоведение. Курс лекций. М.,2004.

40. Заболотная Н. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI-XI V веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.

41. Зверева С. Александр Кастальский. М., 1999.

42. Зверева С. Русское церковно-певческое зарубежье как область научных исследований // Русские музыкальные архивы за рубежом. М., 2004.

43. Музыка, обращенная к Богу. Распечатка текста интервью радиостанции «Радонеж» (2005 год).

44. Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Божественная литургия. М., 2006.

45. Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Всенощное бдение. М., 2006.

46. Ильин И. А. Православие и искусство. М., 1994.

47. Интервью с митрополитом Иларионом // «О музыке, о Церкви, о себе». (Радиостанция "Радонеж", 17.12.2006).

48. Интервью с митрополитом Иларионом // «Как композитор стал монахом, а епископ — композитором». (Газета «Труд», 05.12. 2007).

49. Интервью с митрополитом Иларионом // Епископ-странник. Владыка Иларион (Алфеев) вернулся к музыке через двадцать лет. (Журнал «Фома», №03/47, март 2007).

50. Архиепископ Иларион (Алфеев). Православие. Том 2. М., 2009.

51. Ильин А. Композитор сумел донести слово // Истина и жизнь. М., 2002. №2.

52. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

53. Кастальский А. Особенности народно-русской музыкальной системы. М., 1923.

54. Кастальский А. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.,1909.

55. Киприан И. (Керн). Литургика. М., 2002.

56. Ковалев А. От Березовского до Рахманинова: феномен русской литургии // Информация 2(54). М., 2001.

57. Ковалев А. Литургия в творчестве русских композиторов к. 1820в.: специфика жанра и организация цикла. Автореф. дисс.на соиск. уч. ст. канд. иск. М., 2004.

58. Ковалев А. Литургия И. Златоуста как новый этап в развитии жанра // Муз. академия. М., 2005, №4.

59. Коваленко Н. Псалом как художественный источник творчества русских поэтов и композиторов. С.И. Танеев как автор сочинений на тексты псалмов. Екатеринбург, 2004.

60. Компанейский Н. О стиле церковных песнопений//Русская музыкальная газета. 1901, № 38.

61. Конотоп А. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. М., 2005.

62. Кузин А.Ф. Кандидатская диссертация. М., 2009.

63. Крылова В. Русская кантата «на случай» конца XIX начала XX века: поэтика жанра. Автореф. дисс.М., 2009.

64. Лебедева-Емелина А. Русская хоровая культура второй половины XVIII века. М., 1993.

65. Левашов Е. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825-1917: Исторический очерк, нотография, библиография. М., 1994.

66. Левая Т. История отечественной музыки второй половины XX века. Санкт-Петербург, 2008.

67. Лисицын М. О новом направлении в русской церковной музыке. СПб., 1908.

68. Лисицын М. Обзор и перечень всех духовно-музыкальных сочинений для смешанного хора. СПб., 1912.

69. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

70. Лихачев Д. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1973.

71. Лосев А. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

72. Лосев А. Музыка как предмет логики. М., 2008.

73. Лосева О. От церковной музыки к музыке духовной. Эскиз новой истории реквиема // Зап. искусство. ХХв. СПб., 2001.

74. Лотман Ю. Семиосфера. СПб., 2000.

75. Лотман Ю. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

76. Львов А. О свободном, несимметричном ритме. СПб., 1849.

77. Малацай Л.В. Александр Никольский. Творческая биография. М.,2010.

78. Маслов И. Лекции по литургике. М., 2002.

79. Медушевский В. О церковной и светской музыке//Музыкальное искусство и религия. М., 1994.

80. Металлов В. Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский. М., 1912.

81. Металлов В. Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. М., 1900.

82. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915/1995 (репр.).

83. Металлов В. Строгий стиль гармонии: Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии. М., 1897.

84. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999.

85. Никольский А. О церковности духовно-музыкальных сочинений// Хоровое и регентское дело. 1909. №3.

86. Никольский А. Формы русского церковного пения. Петроград,1915.

87. Паисов Ю. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.

88. Паисов Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России//Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.1. М., 1999.

89. Паисов Ю. Хоровое творчество Георгия Дмитриева. М., 2007.

90. Парфентьев Н. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре российского государства XVI-XVII вв.: школы, центры, мастера. Свердловск, 1991.

91. Парфентьева Н. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века / Н.В. Парфентьева, Н.П. Парфентьев. Челябинск, 2000.

92. Петров А. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980-2005): основные тенденции, новые композиторский подходы. Автореф. дис. на соиск. уч.ст. канд. иск. М., 2008.

93. Пожидаева М. Раннее русское многоголосие троицкой традиции. М., 2006.

94. Покровский Д. Словарь церковных терминов. М., 2001.

95. Полный православный Богословский энциклопедический словарь/изд. П. Сойкина. СПб, 1900.

96. Православный богослужебный сборник. М., 1991.

97. Православная Москва в начале ХХв. // Статьи, документы и материалы. М., 2001.

98. Преображенский А. Указатель песнопений, опубликованных в России между 1793 и 1896 гг. Екатеринослав, 1897, 2/1900.

99. Преображенский А. Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII века. Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1907.

100. Преображенский А. К кончине C.B. Смоленского // Хоровое регентское дело. СПб., 1909.

101. Преображенский А. Словарь русского церковного пения. М.,1896.

102. Протопопов В. Музыка русской литургии. Проблема цикличности: исследование. М., 1990.

103. Разумовский Д. Церковно-русское пение//Русская духовная музыка в документах и материалах. T.III.

104. Рахманова М. Духовная музыка Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальная академия. 1994, № 2.

105. Рахманова М. «Страстная седмица» и «Всенощная» А. Гречанинова // Библейские образы в музыке: Сб. ст./СПб гос. консерватории им. Римского-Корсакова. СПб., 2004.

106. Рахманова М. Об улучшении церковного пения в России // Труды московской регентско-певческой семинарии 2002-2003. М., 2005.

107. Рожкова Т. Современное духовно-музыкальное творчество русской православной традиции; период после 1988 г.: Автореф. дисс.на соиск. уч.ст. канд. иск. М., 1998.

108. Романовский Н. Хоровой словарь.М., 2005.

109. Русская музыка и XX век: Коллективная монография / Ред.-сост. М. Арановский. М., 1997.

110. Скабалланович М. Толковый Типикон.М., 2003.

111. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т.1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма / Сост., вст. статьи и комментарии С.Г. Зверева, A.A. Наумов, М.П. Рахманова. М., 1998.

112. Скребков С. Русская хоровая музыка XVII-начала XVIII века. М.,1969.

113. Смоленский С. Вступительная лекция по истории церковного пения (читанная в Московской консерватории 5 окт. 1889 г.) // Хоровое регентское дело, 1911.

114. Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры, опыт исследования. М., 1997.

115. Тараева Г. Христианская символика в музыкальном языке // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.

116. Томашевский Б. Теория литературы. Учебное пособие. М., 1999.

117. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность // Сб. статей, исследований, интервью. М.,1999.

118. Трубачев С. Богослужебное пение Русской Православной Церкви // Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

119. Трубачев С. Возвращение к истокам // Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

120. Трубачев С. Из истории певческой культуры Сергиева Посада // Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

121. Трубачев С. Исконные ритмы души. Музыка в жизни П.А. Флоренского //Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

122. Трубачев С. Песнопения панихиды в русской музыке // Избранное. Статьи и исследования. М., 2005.

123. Труды Московской регентско-певческой семинарии 2000-2001: Сб. статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2002.

124. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб., 2001.

125. Успенский Н. Образцы древнерусского певческого распева. Ленинград, 1968, 2/1971.

126. Федосова Э. Проблема духовности. История. Теория. Эстетика // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.

127. Флоренский П. Сочинения. М., 1996.

128. Флоренский П. Иконостас. СПб., 2006.

129. Фроловский Г. Пути русского богословия. Париж, 1980.

130. Франтова Т. Религиозные начала в современном композиторском творчестве // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.

131. Хватова С. Русский духовный концерт второй половины XX в.: Автореф. дис. на соиск. уч.ст. канд. иск. Ростов-на/Д., 2006.

132. Хоровая музыка композиторов Москвы. Справочник. М., 2005.

133. Христианство. Энциклопедический словарь/Ред. С.С.Аверинцев. М., 1995. Т. I-III.

134. Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад. Гимнология / Сост. Лозовая И. М., 2003.

135. Цуканова М. Валерий Кикта: художественное сознание и поэтика духовно-хорового жанра: Автореф. дисс.на соиск. уч.ст. канд. иск. М., 2010.

136. Чигарева Е. Бортнянский и Моцарт: типологические параллели // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы межд. конференции. М., 2003.

137. Чистяков Г. Священная немая музыка псалмов // Слово и музыка: памяти А.В. Михайлова. М., 2001.

138. Шиндин Б. и Ефимова И. Демественный распев: монодия и многоголосие. Новосибирск, 1991.

139. Шмеман А. Великий пост. Париж, 1986.

140. Шмеман А. Исторический путь православия. М., 1993.

141. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

142. Шпет Г. Герменевтика и ее проблемы//Контекст.1990. М., 1990.

143. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.,1998.

144. Belyayev V. Early Russian Polyphony // Studia memoriae Belae Bartok sacra. Budapest, 1957.

145. Dudgeon P. Lifting the veil: the biography of Sir John Tavener. London, 2003.

146. Gardner J. On the Synodal Chant Books of the Russian Church and their Usage in Today's Practice. NY, 1987.

147. Gardner J. Stilistische Richtungen im russischen liturgischen Chorgesang, 1962.

148. Haydon G. John Tavener: glimpses of paradise. London,1995.

149. Hillier P. Arvo Part. Oxford; New York, 1997.

150. Lazarevic S. An Unknown Early Slavic Modal Signature. Byzantinoslavica, xxv (1964).

151. Morosan V. Penie and Musikiia: Aesthetic Changes in Russian Liturgical Singing during the Seventeenth Century' // St Vladimir's Theological Quarterly, xxiii 1979.

152. Morosan V. Folk and Chant Elements in Musorgsky's Choral Writing' // Musorgsky In Memoriam, 1881-1981 / ed. M.H. Brown. Ann Arbor, 1982.

153. Morosan V. One Thousand Years of Russian Church Music, 9881988, Monuments of Russian Sacred Music, 1st ser., i (Washington DC, 1990) .

154. Protopopov V. The works of Vasily Titov, an outstanding Russian composer of the second half of the 17th century and beginning of the 18th // Musica antiqua III, 1972.

155. Skrebkov S. Stylistic evolution in 17th-century Russian choral music // Musica antiqua Europae orientalis, 1966.

156. Swan A. Die russische Musik im 17. Jahrhundert' // Jb für Geschichte Osteuropas, new ser., 1964.

157. Swan A. Russian Music and its Sources in Chant and Folk-Song. New York, 1973.

158. Velimirovic M. Liturgical Drama in Byzantium and Russia, Dumbarton Oaks Papers, xvi (1963).

159. Velimirovic M. Present State of Research in Slavic Chant'// AcM, xliv. 1972.160. www.azbyka.ru161. www.churchcomposer.ru162. www.hilarion.ru163. www.ikliros.com164. www.patriarchia.ru165. www.pravmir.ru166. www.pravoslavie.ru167. www.seminaria.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.