Духовно-эстетические основы литературы "потерянного поколения" и ее влияние на отечественную "военную прозу" 50 - 80-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бережная, Валентина Анатольевна

  • Бережная, Валентина Анатольевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 177
Бережная, Валентина Анатольевна. Духовно-эстетические основы литературы "потерянного поколения" и ее влияние на отечественную "военную прозу" 50 - 80-х годов XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 2005. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бережная, Валентина Анатольевна

Введение 3

Глава I. Идея окопной правды и духовные искания личности в условиях войны в Западной литературе 21

Глава II. Традиции литературы потерянного поколения и герой отечественной военной прозы 40-х-50-х гг. 69

Глава III. Раскрытие духовного мира личности в отечественной военной прозе 60-х - 80-х гг. 111

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-эстетические основы литературы "потерянного поколения" и ее влияние на отечественную "военную прозу" 50 - 80-х годов XX века»

Литература XX века полна войной, и это накладывает свой отпечаток и на те книги, где война непосредственно не изображена. Неверно думать, что о смерти и убийствах пишут только декаденты или авторы детективных романов. Практически вся реалистическая литература современности наполнена смертью. Сравнивая ее с великой классической литературой Запада, можно легко заметить, что современный писатель чаще подходит к изображению человека под иным углом зрения: выясняя моральный облик своего героя, он не столько рисует его жизнь, сколько ставит его перед проблемой небытия. Умирающий, отравленный газами Антуан Тибо в «Эпилоге» Мартен дю Гара, записывающий день за днем свои ощущения и свои мысли о прошлом, настоящем и будущем, — поразительно наглядный пример этого явления, которое можно проследить в бесчисленном множестве книг современных писателей. В искусстве за отношением к смерти в конечном счете всегда кроется отношение к жизни, понимание человека и его места в действительности. К.Федин, отмечая, как часто Л.Толстой для проверки нравственной ценности своих героев сталкивает их лицом к лицу со смертью, пишет, что Толстой избирал «столь суровый путь распознавания достоинств и пороков человека» потому, что он был необычайно требователен к его «нравственной силе»1. Эту характеристику можно было бы отнести ко многим произведениям современной литературы Запада; речь идет, конечно, не о том, что современные писатели вслед за Толстым много пишут о смерти; речь идет о том, что смерть становится в их книгах средством нравственной проверки человека, испытания всего его существа, определения подлинной ценности его жизни.

Трудно найти в богатой и драматичной истории человечества событие, которое могло бы сравниться с годами второй мировой войны по размаху, по вовлечению в исторический процесс сотен миллионов людей, по влиянию этих событий на последующую историю человеческой цивилизации. Невозможно найти что-то равное по грандиозности, самоотверженности, жертвенности, жизненной и нравственной стойкости, по героизму миллионов, по гуманистической содержательности подвигу народа в годы Великой Отечественной войны. Народ не только спас и защитил себя, отстоял свою судьбу, — он защитил и спас в этой войне самые святые человеческие понятия о справедливости, о чести и достоинстве человека. Как верно пишет по этому поводу адыгский критик Р.Мамий: «Вряд ли надо объяснять, почему тема Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов заняла столь объемное и основательное место в литературе, которую мы называли в недавнем прошлом советской. Среди множества очень важных факторов, очевидно, не последнюю роль играет и то, что война очень непосредственно и остро затрагивает такие сложные категории социальной и нравственной жизни человека, как, с одной стороны, мужество, героизм, патриотизм, святость Родины-матери, родной земли, родного аула, домашнего очага, а с другой - трусость, предательство, отсутствие чувства любви и привязанности к отчему краю, к земле, которая взрастила и воспитала тебя. Говоря еще жестче, война, какая бы она ни была, затрагивает проблему жизни и смерти: именно в одной из этих двух противоположностей человек исчерпывает себя»1.

Сопоставление друг с другом книг о войне, созданных в разных условиях, в разных странах, разными писателями, может быть весьма продуктивным с научной точки зрения. Отмечая сходство и различия в построении «военных» книг, в подходе к изображению реалий военного быта, боевых действий и т.п. (то есть, оставаясь в пределах «темы»), необходимо всегда помнить, что речь идет о части большого целого, и причины этих сходств и различий коренятся в особенностях таланта и творческом пути писателя, движении национальной литературы, ведущих тенденций эпохи. Когда литература ставит вопрос: каким был человек на войне? - то меньше всего следует ожидать однозначного ответа, искать героя, приведенного к некоему общему выражению. Наоборот, только в воплощении самых разных характеров, со всеми присущими им особенностями восприятия и поведения, кроется ответ на этот вопрос. В этом Великая Отечественная война не отличается от любого другого периода в жизни советского народа. В каждом из героев, однако, должна жить верная соотнесенность с тем временем, в каждом из них должно присутствовать то общее, родовое, что было сущностью характера в справедливой войне и что определило победу народа над фашизмом. Причем присутствовать это «общее» может в том или ином виде, в большей или меньшей степени.

Наличие схожих «формообразующих» элементов (порожденных реальностью военного и казарменного «быта») облегчает непосредственное сопоставление «военных» книг, созданных в разное время и в разных условиях. Этот «тематический» подход неизменно представляет исследовательский интерес, т.к. такая древняя и всеобщая «тема» искусства, как война и человек на войне, являет собой бесконечно широкое поле для сравнений. И лишь всестороннее сопоставительное исследование позволит воссоздать объективную картину состояния зарубежной и отечественной «военной» литературы в прошлом веке, установить закономерности развития, выявить и сформулировать присущие ей признаки. Таким образом, объектом данного диссертационного исследования является изучение художественных особенностей западной и российской «военной» прозы, а материалом — романы и повести зарубежных (Э.Ремарк, Э.Хемингуэй, Р.Олдингтон, А.Барбюс), отечественных (Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, В.Быков и др.) и, в частности, адыгских (Ю.Тлюстен, А.Кешоков, П.Кошубаев, С.Панеш и др.) писателей.

Вообще, проникновение войны в мировое искусство шло и идет двумя путями. С одной стороны, военной проблематикой, а часто и военными сюжетами насыщаются самые различные писательские замыслы, какой бы сферы жизни они ни касались. В былые времена столкнуть героя с действительностью войны, отправить его под пули — значило уготовить ему необычную, исключительную судьбу. В литературе XX века, напротив, если писатель не расскажет о том, как отразилась на судьбе героя война, это будет восприниматься как странная и непонятная для читателя фигура умолчания. С другой стороны, писатели все чаще обращаются к военным сюжетам как к специфическому жизненному материалу, именно на нем ставя и проблемы самой войны, и проблемы нравственности, то есть человеческой сущности своих героев. Все чаще как предмет изображения в искусстве возникает поле боя, где человек живет и действует в условиях постоянной опасности и где решение любого, самого частного вопроса превращается в решение вопроса о жизни и смерти. Честь и бесчестие, верность и предательство, любовь и ненависть, храбрость и трусость — все проблемы человеческого существования завязываются здесь в тугой узел.

В 10 - 20-е гг. в различных странах мира большую известность приобретают книги так называемых представителей «потерянного поколения» (Э.Хемингуэй, Р.Олдингтон, Э.М.Ремарк). С конца 1910-х гг. на передний план выдвигается поиск личного художественного языка, который бы перекликался с эпохой модернизма, а проблема мира и человека трактуется в русле неоромантически понимаемого конфликта между личностью и обществом, «традицией» и «талантом», цивилизацией и элитарной по своей сути культурой. Как признается в критике, метафора «потерянности» значительно шире темы войны как таковой, что хорошо ощутил Т.С.Элиот, чья поэма «Бесплодная земля» (1922) была необыкновенно популярна в США. Эта метафора вбирает в себя ситуацию «заката Запада» (того, что у Э.Паунда названо «прогнившей цивилизацией», у И.Во - «пригоршней праха»), где бойня на Сомме крайне важный, но не единственный ориентир. «Я рос с моими сверстниками под бой барабанов Первой мировой войны, и наша история с тех пор не переставала быть историей убийств, несправедливости или насилия», - писал позже А.Камю, словно видя в писателях 1920-х годов предшественников своей художественной философии. Под этим высказыванием, сближавшим под общим трагическим знаком военную и послевоенную действительность, могли бы подписаться и другие французские писатели, столь разные, как А.де Монтерлан, А.Мальро, П.Дриё ля Рошель и Ж.П.Сартр. Возврат к прошлому далеко не всегда ведет к синтезу, к раскрытию «запасов» активности личности. Позиция самоустранения, покаяния или лишь внутреннего сопротивления социальному злу характерна для героев многих зарубежных художников, особенно переживших ужасы фашизма, ставших его жертвами.

Вообще творчество зарубежных писателей Барбюса, Хемингуэя, Олдингтона, Ремарка складывалось на разной национальной почве. И по манере письма, и по судьбам, и по художественной силе, и по месту, которое они занимают в искусстве XX века, это писатели очень разные, и последующий творческий путь каждого из них наглядно доказал это. Прежние и нынешние книги о войне имеют различные аспекты в зависимости от освоения конкретной действительности. Ощутимо движение военной темы от рассказа об отдельных боях к панорамному изображению событий. Но в их первых романах о мировой войне, появившихся почти одновременно, десять лет спустя после окончания боевых действий, до удивления много общего и в замысле, и в построении, и в судьбах героев. Эти и все другие художественные произведения о войнах всегда, по самой своей сути, по жизненному материалу, затрагивают острейшие общественные проблемы. Поэтому данные книги - в самой гуще идейных споров современности. Для этого они отнюдь не обязательно должны быть широкими полотнами, изображающими события большого масштаба, раскрывающими социальные процессы, идущие в мире. Человек на поле боя, оказавшийся, волей или неволей, перед необходимостью убивать себе подобных и умирать самому, -вот простейшая «клетка» любой современной книги о любой войне, заключающая в себе все переплетение вопросов, нравственных и политических. Эта «клетка» никогда не бывает нейтральной идейно, никогда не бывает и не может быть чисто «биологической» по своему смыслу, а всегда обнажает свой социальный характер.

В каждом из произведений вышеперечисленных зарубежных авторов от страницы к странице нарастает ощущение бессмысленности кровавой бойни и крушения идеалов, в которые герои верили, всем им присуща ненависть к «высоким» словам о «защите отечества», «правом деле», «героизме» и т.д. (о какой бы стране ни шла речь); роднит все эти книги и то беспросветное отчаяние перед жизнью, которое охватывает героев на последних страницах. Также общим является особое внимание к характерам героическим, к характерам духовно красивых людей. Далеко не просто это соединение: война, ожесточение, неимоверное напряжение всех сил - и духовная красота. Казалось бы, человеческая красота невозможна, когда военный быт так жесток. О несовместимости войны и духовной красоты немало говорили книги, появившиеся на Западе после первой мировой войны. Они резко подчеркивали одичание солдат, окопную безысходность и обреченность, распад личности, разочарование, потерянность, утрату идеалов. Это была вполне понятная реакция на несправедливую войну. Порой утешала лишь мысль о фронтовом товариществе, об индивидуальном противостоянии обезумевшему миру, как это выразилось в произведениях Ремарка и в «ремаркизме».

Война - одно из общественных состояний, рождающих эпическое искусство. Таков вывод Гегеля, размышлявшего о законах взаимодействия искусства и действительности. В подлинном эпосе, по словам Гегеля, повествуется «всегда о действии, вплетенном в целостность своего времени и состояния нации»1. «Определенная ситуация, в которой раскрывается перед нами эпическое мировое состояние данного народа, должна. в самой себе заключать какую-то коллизию»2. Такой коллизией и является война. «В самом общем плане можно указать на конфликт, вызванный состоянием войны, как на ситуацию, наиболее соответствующую эпосу. Ибо во время войны как раз вся нация приходит в движение и переживает в своем общем состоянии новый подъем и деятельность, поскольку целостность как таковая имеет здесь повод для того, чтобы постоять за самое себя»3. «Такие состояния войны, служа основанием эпического действия, открывают для эпоса необычайно многообразный материал»4.

К Великой Отечественной войне также приложимо все то, что говорит Гегель, рассматривая особенности эпической коллизии. Таким образом, отечественные повести и романы о войне обычно оказываются прозой эпического плана, и здесь -линию психологической направленности обусловливают

1 Гегель. Эстетика. - В 4-х тт. - Т. 3. - М., 1971. - С. 433.

2 Там же. - С. 440.

3 Там же.

4 Там же. - С. 442. объективные факторы и причины, обстоятельства бытовой событийности, взаимодействие судеб и исторических фактов, так как независимый факт или независимый характер, наличествующие сами по себе, не привлекают профессионального автора. Сюжетная линия — поле деятельности персонажа произведения, что явственно и проявляется в романах и повестях военных и первых послевоенных лет (период 40 - 50-х гг.). Здесь, в первую очередь, перед писателями, обращавшимися к значительным событиям Великой Отечественной войны, стояла проблема исторической правды. Такого рода творческий подход определяется многими факторами. Он включает в себя и то, что можно определить как общий взгляд, способность охватить всю картину происходящего, и уменье различать основные тенденции, закономерности, умение протянуть те незримые нити, которые связывают для современного читателя прошлое и настоящее. Причем в данном случае о войне по большей части пишут не просто свидетели или очевидцы, а прямые ее участники. «Мы рассказываем о том, -замечает Л.Якименко, - что видели, что знали, чем восхищались и гордились, над чем мучились, от чего страдали, нашим детям. Перед нами глаза сыновей и дочерей, чистые юношеские глаза, они не простят нам ни лжи, ни утайки»1. Герои многих произведений советской литературы о войне нередко оказываются в обстоятельствах, которые требуют от них немедленного выбора и решения, причем верное решение - не самое очевидное. Оно часто осложнено, неясно, запутанно, принимается иногда в самых невероятных обстоятельствах. Человек остается наедине с самим собой, со своей совестью: «Мы все более последовательно и настойчиво обращаемся к категориям совести, все большее значение и звучание обретает она в облике литературного героя, в том числе и героя произведений о Великой Отечественной войне» , - писал И.Козлов, один из критиков, который на протяжении многих лет следит за развитием отечественной литературы о войне. Однако в литературе военного и первого послевоенного периода внутренние противоречия (за немногими исключениями)

1 Якименко Л. Бессмертный подвиг народа и наша литература // Оружием слова: Сб.ст. - М., 1978. - С. 249. отодвинуты на дальний план, затушеваны перед лицом главнейшей задачи. Враги отображаются если не плакатно, то, во всяком случае, предельно обобщенно. Характеры и поступки советских людей мотивируются прежде всего их социальным происхождением, их позицией в событиях недавнего прошлого.

Иным стал подход к отображению той же эпохи в литературе последних десятилетий. Историческая дистанция, другое состояние мира, исчезновение неизбежных в ту пору самоограничений формального и содержательного характера, неизмеримо более глубокое понимание сложных процессов формирования человека в условиях нового строя открыли перед литературой в событиях первой половины века новое, поистине безграничное поле исследования. Произведения 60 - 70-х годов показали в минувшей эпохе такой широчайший диапазон характеров, такое многообразие ситуаций, обстоятельств, конфликтов, какие в то время немыслимо было и представить. Есть произведения, целиком погруженные в прошлое, раскрывающие это прошлое в его внутреннем самодвижении. Приметы современности оказываются в таких случаях как бы растворенными в художественном повествовании. Они, эти приметы, угадываются в точке зрения писателя, в особенностях жанра и поэтики книги, в отборе материала, в повороте темы, в характере социальной и нравственной проблематики. Прямое соотнесение в художественных произведениях времени минувшего и времени нынешнего, отображение действительности «в двух измерениях» - характерная черта литературы 60 - 80-х годов. Можно назвать, к примеру, такие книги, как «Циклон» О.Гончара, «Дикий мед» Л.Первомайского, «Сердце на ладони» И.Шамякина, «Версты любви» А.Ананьева, «Хатынская повесть» А.Адамовича, «Берег» Ю.Бондарева, «Старик» Ю.Трифонова и др. Один из отечественных критиков Г.Ломидзе оценивает сложившуюся к данному периоду ситуацию следующим образом: «Писатели не обходят стороной трагические события войны. Усиление драматического пафоса повлекло за собой возрастание аналитической мощи произведений. Быстрая сменяемость событий уступила место эпической «плотности», художественному исследованию отдельных фактов и явлений, взятых крупно, во многих своих пересечениях. Это дало возможность приблизиться к советскому солдату, исследовать неисчерпаемые ресурсы его духа. Проблема человека, противостоящего обстоятельствам, изменяющего ход их движения, создающего обстоятельства заново, стала главной»1.

Влияние времени на литературу всегда выражается в весьма сложных формах, не всегда сразу отыскиваются причины и следствия. Дело не только в том, что временная дистанция сама собой определила появление ретроспективного взгляда. Подобное построение помогает авторам раскрыть в «каждой минуте» войны связь времен, показать эту «минуту» в контексте движения истории. «Локальный» замысел перестает быть локальным. Но несомненно, что в современных поисках, в движении нашей литературы, рассказывающей о далеких уже годах Великой Отечественной войны, многие мотивы рождены сегодняшним днем. История, социальный и нравственный опыт народа, всего человечества - вот какими масштабами измеряют художники 60 -80-х годов стоящие перед ними этические задачи. Проза этих десятилетий, разрабатывая проблему соотношения современности с историей - близкой и дальней, - с особым вниманием прислушивается к словам великого просветителя XIX в. А.И.Герцена: «Последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее несколько иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт пройденного пути» . Время стало вторгаться в композицию рассказов и повестей о войне; писатели все чаще стали пользоваться своим авторским правом глядеть из «сегодняшнего далека», не скрываясь за кулисами действия. Сам по себе этот прием не нов и используется не только для построения произведений малого жанра; не ходя далеко за примерами, можно назвать роман К.Симонова «Живые и мертвые», в котором автор часто прибегает к сегодняшнему знанию, что позволяет ему ввести еще одну точку зрения - как бы «сверху», освещая личное, преходящее светом окончательного приговора истории. По этому поводу Г.Ломидзе замечает

1 Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. - М., 1985. - С. 3.

2 Герцен А. Собр. соч. - В 30-ти тт. - М., 1954. - Т. 3. - С. 24. следующее: «С высоты настоящего нагляднее открывается суть прошлого, ничем не искаженная, доподлинная. Речь идет не о том, что необходима длительная дистанция для правильного познания фактов и событий, характеров человеческих. Просто со временем человеческая память освобождается от ненужного, второстепенного, мимолетного. Вода уходит, песок остается. Таков закон истории. Дело не только в повзрослении и очищении исторической памяти. Сама литература вместе с жизнью народной взрослеет и умнеет, вооружается новыми идейно-художественными приобретениями»1.

Советская литература 60 - 80-х годов вырастает на двух тематических опорах — прошлом и современности, и невозможно сказать, какая из этих опор оказывается более важной. Бесспорно, во всяком случае, что историческая тема удерживала и удерживает прочное лидерство с точки зрения богатства социального содержания, количества произведений крупной эпической формы. Углубление исторического видения приводит к напряженным поискам таких композиционных решений, которые сочетали бы динамику действия с широтой и глубиной захвата; при этом заметно стремление избежать хроникального типа повествования в его чисто традиционных формах и видах. Одно из завоеваний прозы последних десятилетий проявляется в более свободном, чем прежде, отношении к художественному времени. Насыщение действия достигается свободным сведением времен: герой нередко начинает жить как бы в нескольких временных измерениях. Такого рода сложные типы временных структур требуют особого напряжения авторской мысли, они могут приводить к полноценной удаче лишь при условии, что автор свободно владеет всеми сложнейшими средствами современной художественной культуры. А порой эта часть литературы оказывается и абсолютным лидером в завоевании читательской аудитории. Так произошло во второй трети прошлого века, например, с книгами о Великой Отечественной войне.

На рубеже 60-х годов не только в советской литературе, но и в литературах других стран настала пора существенной типологической перестройки, связанной

1 Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. - М., 1985. - С. 191. с открытием и художественным освоением нового этапа развития общества. В современную прозу свободно входит лиризм как одно из тех художественных средств, которые не только проявляют непосредственное чувство автора, но и создают особый тон в отношениях писателя и его героев. Некоторые из исследователей считают, что 60-е годы, например, дали ряд типов так называемого лирико-психологического и лирико-философского романа, в них заметную роль приобретает непосредственность видения, авторское начало. К примеру, в «Дневных звездах» О.Берггольц, «Человеке и оружии» О.Гончара, «Суровом поле» А.Калинина, «Птицах и гнездах» Я.Брыля или в обширном повествовании А.Адамовича «Партизаны» очевиден лирический тип сюжетно-композиционных связей; в романах А.Ананьева «Танки идут ромбом», Л.Первомайского «Дикий мед», в «Повторении пройденного» С.Баруздина, «Раннем снеге» О.Кожуховой, «Лейтенанте Артюхове» С.Крутилина, «Последней войне» В.Рослякова важнейшее значение приобретает понятие причинности; история героя в отступлениях, размышлениях, сопоставлениях вводится в историю времени.

Можно сказать, самое примечательное, что характеризовало эту литературу, заключалось в ее эмоциональной наполненности. Она воспевала героизм, мужество, воспитывала ненависть к беспощадному и жестокому врагу и говорила о родном крае, о березке у дома, о бесконечных степных просторах, о подсолнухах в степях, о чистых голубых глазах озер, о бессмертных чувствах любви к матери, отцу, женщине. Война не смогла заглушить человеческий голос. Сквозь взрывы снарядов и свист пикирующих бомбардировщиков постоянно слышался голос автора. Его повествование складывалось из выражений этой всеобщей потребности верить, надеяться, любить. В результате оказалось, что человек на войне способен жить всей полнотой чувств. Он на краю жизни, каждую минуту он может оказаться перед лицом смерти, но в ожесточенной борьбе, в преодолении страха он продолжает верить в светлое и высокое, он любит, он надеется, потому что он человек. Таким образом, очевидная субъективность стала доминирующим стилевым началом в произведениях о войне и, в частности, о военном детстве. К примеру, становление характера подростка, на которого война возложила тяжелое бремя ответственности, осознания своей причастности к народной судьбе, определяет содержание ряда произведений Г.Семенова, Ю.Куранова, Н.Воронова, В.Колыхалова, А.Якубова, Н.Думбадзе, Ф.Искандера, Т.Джумагельдиева и других авторов. Как пишет, анализируя литературу военной тематики, адыгский критик А.Схаляхо, «увековечить подвиг народа в Великой Отечественной войне, делать молодых сопричастными к героическим подвигам старшего поколения - великое назначение литературы и искусства. В выполнение этой миссии внесла и вносит свой вклад и адыгейская литература. Раскрытие нравственных истоков подвига советского человека в войне, исторического значения победы нашего народа над фашизмом - главная идейно-художественная задача всех произведений адыгейских писателей на тему героики Великой Отечественной войны. <.> Многое сделано и делается адыгейскими писателями в изображении героической борьбы советского народа против фашистских оккупантов. Но нельзя сказать, что эта задача до конца уже решена. Тема Великой Отечественной требует от литературы еще более глубокого социально-философского проникновения писательской мысли в проблемы, порожденные грозными событиями»1. В данном случае перед теорией встала задача осмыслить происходившие изменения, как-то обозначить хотя бы ту немаловажную часть литературы, которая воссоздавала будничную жизнь самых обыкновенных людей.

Советская и зарубежная критика тех лет стала писать об интенсивном развитии лирического течения, о настойчивом обращении литературы к нравственной проблематике. Словацкий литератор Станислав Шматлак, как и некоторые другие писатели и критики, предпочел (выступая в еженедельнике «Нове слово») термин «литература повседневности». Польская критика пустила в оборот, наряду с другими, понятие «малый реализм». «Писателей «малого реализма», - писала, например, Барбара Навроцкая в газете «Трибуна люду», -объединял не возраст, а их камерный подход к жизни и тем явлениям, которые

1 Схаляхо А. На пути творческого поиска. - Майкоп, 2002. - С. 84. получают отражение в литературе», их протест против дававшего себя знать отрыва литературы от реалий нашей жизни, от действительности. Вот уже значительное число лет обнаруживая закономерность пристального внимания нашей литературы к нравственной проблематике, анализирует связанные с этим особенности и некоторые противоречия литературного процесса Ф.Кузнецов. Эти вопросы рассматриваются в его книгах «Каким быть. Литература и нравственное воспитание личности» (1962), «Обдумывающему житье» (1964), «Беседы о литературе» (1970), «Живой источник» (1977). В наиболее полном виде работы критика представлены в книге «За все в ответе» (1978). Почти целиком посвящена «литературе повседневности» монография А.Бочарова «Требовательная любовь. Концепция личности в современной прозе» (1977). В ряде случаев А.Бочаров полемизирует с оценками Ф.Кузнецова, обосновывает свое понимание направленности нравственных поисков советских писателей. О содержании книги могут дать представление сами названия ее глав: «Человек совершает выбор», «Скажи мне, кто твой враг.», «Слово о неудовлетворенности», «Образ жизни», «В семейном ракурсе». Плодотворно трудится над осмыслением опыта литовской литературы в контексте общесоюзного и мирового литературного процесса А.Бучис. Его книга «Роман и современность» (1977) имеет самое непосредственное отношение к рассматриваемой нами проблеме.

В последние годы появился целый ряд монографий и сборников, где речь идет о книгах военных лет. Вышли три сборника «Литература великого подвига» (1970, 1975, 1980). Обратили на себя внимание книги А.Павловского «Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны» (Л., 1973), С. Фрадкиной «Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. Метод и герой» (Пермь, 1975). Значительным явлением в литературоведении стала монография участника войны А.Абрамова «Лирика и эпос Великой Отечественной войны» (М., 1975), в которой восстановлены многие полузабытые страницы бессмертной поэтической летописи. Итогом многолетней работы является книга Л.Лазарева «Это наша судьба» (М., 1978). Также можно упомянуть многочисленные труды, посвященные творчеству отдельных советских прозаиков и поэтов — участников и летописцев Великой Отечественной войны. В шеститомной «Истории советской многонациональной литературы», законченной недавно Институтом мировой литературы имени А.М.Горького, весь третий том посвящен литературе периода Великой Отечественной войны. Разумеется, можно было бы назвать другие критические работы В.Новикова, А.Абрамова, В.Панкова, А.Бочарова, Л.Лазарева, А.Адамовича, В.Панкова, И.Козлова, Л.Плоткина, П.Тонера, А.Когана, Л.Ивановой и других, анализирующих существенные проблемы советской военной романистики, содержащих немало ценных и умных наблюдений, выводов, обобщений, не говоря уже о многочисленных статьях в отечественной журнальной периодике.

Применительно к национальному литературоведению можно отметить следующее. На протяжении нескольких послевоенных десятилетий данная тема оставила памятный отпечаток на всех направлениях литературного художественного творчества - в прозе, поэзии, драматургии. Именно поэтому, как отмечает адыгский критик Р.Мамий, «и сегодня этот многожанровый литературный массив представляет огромный интерес для критиков и литературоведов и в нравственно-психологическом, и в художественно-эстетическом плане. Он анализируется в различных аспектах - тематическом, идейно-проблемном, жанрово-стилевом и других в трудах обобщающего характера по истории адыгейской литературы, в отдельных монографических исследованиях в связи с другими проблемами, в специальных работах, посвященных различным аспектам этой темы1»2. Вообще создано значительно число литературоведческих работ, в которых осмыслен существующий историко-социальный и эстетический опыт

1 Вопросы истории адыгейской советской литературы в 2-х книгах. - Кн. I. - Майкоп, 1979; История адыгейской литературы. - Т. I.- Майкоп, 1999; Шаззо К. Художественный конфликт и эволюции жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978; Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1988; Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. — Майкоп, 1990; Схаляхо А. Народный подвиг в Великой Отечественной войне и адыгейская литература; Мамий Л. Эпос мужества (к характеристике адыгейской прозы военных лет); Чучвага Л. О некоторых особенностях современной адыгейской прозы о Великой Отечественной войне // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. — Майкоп, 1985.); Чич 3. Формирование жанров адыгейской прозы о войне: Дисс. - Майкоп, 1994 г. и многие другие.

2 Мамий Р. Вровень с веком. - Майкоп, 2001. - С. 231 -232. отечественной литературы периода Великой Отечественной войны1, однако очевидно, что проблема взаимодействия и взаимопроникновения западной и российской «военной» литературы, советском и постсоветском литературоведении практически не исследована. Исходя из этого, изучение данной разновидности мировой прозы приобретает на сегодняшний день бесспорную актуальность. Обобщая обзор критической литературы, посвященной военной тематике, следует заметить следующее. В свое время в критике шли споры о правде окопной и правде масштабной, широкой. Однако, как считает отечественный исследователь Г.Ломидзе, «вряд ли споры эти были плодотворными. Существо вопроса не в том, из окопа или с командного пункта дивизии или армии смотрит на события писатель. Все зависит от качества, глубины мировоззрения. Так называемая окопная правда, если она увидена и осознана умным, талантливым, зорким художником, может стать правдой существенной, исторически значимой. Правда частная, локальная, рассмотренная в единстве с ведущими тенденциями жизни, перестает быть частной, случайным осколком бытия народного. Существенна точка зрения художника, а не точка обзора»2.

Любой способ организации сюжета, любой жанр дает возможность выразить свое понимание мира и сказать правду о своем времени, нарисовать человека во весь рост, даже если этот человек сидит, скорчившись, в окопе. Сам по себе «большой» жанр еще не гарантия верного изображения характеров; принципиально «малые» жанры столь же пригодны для описания Великой Отечественной войны, как и устремленные к эпической широте картины. Так живописец, рисуя портрет, стремится оградить натуру от всего лишнего, постороннего, оставляя рядом только самое необходимое для лаконичного

1 Книгам 60 - 70-х годов о прошлом, особенно о Великой Отечественной войне, посвящена обширная литература: Живая память поколений. Сб. статей. - М., 1965; Литература великого подвига. - Вып. 1, 2, 3. - М., 1970, 1975, 1980; Коган А. Перечитывая войну. - М., 1975; Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. - М., 1975; Косолапое В. Летопись мужества. - М., 1976; Оскоцкий В. Негасимое пламя костра. - М., 1977; Баранов В. Великий Октябрь и современная историко-революционная проза. - М., 1977; Бочаров А. Человек и война. - М., 1978; Лазарев Л. Это наша судьба. - М., 1978; Оружием слова. Сб. статей. - М., 1978; Советский роман. - М., 1978 и др.

2 Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. - М., 1985. - С. 191-192. раскрытия характера (в отличие, скажем, от художника, работающего над большим полотном с массовыми сценами, где множество деталей необходимо).

В статье «Армия и литература» В.Косолапов размышлял об эволюции военной темы, но эти его размышления можно отнести к художественному отображению всей эпохи социалистического преобразования общества. Чем отличаются книги последних лет от произведений военной поры? «Широким эпическим размахом, эпическим звучанием? Тяготением к глубокому и всестороннему изображению народа на войне? Может, характерная отличительная черта произведений последних лет — философское и социально-историческое осмысление войны? Тогда, быть может, глубокое проникновение в психологию человека на войне является отличительной чертой последних лет? Так, может, документализм, синтез документальности и художественности и составляет отличительную особенность произведений о войне, созданных в последние годы? Да, в какой-то мере бесспорно и это».1 На «военном» направлении наблюдается огромное изобилие жанровых разновидностей, которое лишь приблизительно передается существующим набором понятий: романы эпические, лиро-эпические, героико-романтические, «панорамные», художественно-публицистические, историко-политические, философские, документальные, приключенческие, социально-бытовые, социально-психологические и т.д. Примерно одинаковые ситуации зачастую получают различное художественное воплощение (повести В.Закруткина, В.Быкова, Д.Гранина), и, напротив, одному стилистическому направлению оказываются «подвластными» самые различные стороны и явления минувшей эпохи.

Таким образом, основные цели исследования следуют из вышеизложенного и состоят в том, чтобы на основе сопоставительного анализа произведений военной тематики, принадлежащих перу вышеперечисленных зарубежных и отечественных авторов, во-первых, выявить основные традиции западной литературы «потерянного поколения» в раскрытии духовного мира личности в условиях оккупации; во-вторых, выявить жанровые и «родовые»

1 Косолапое В. Армия и литература. // Оружием слова: Сб. ст. - М., 1978. - С. 46 - 48. особенности отечественной военной прозы двух временных периодов - 40 — 50-е гг. и 60 - 80-е гг.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды известных отечественных литературоведов и литераторов, как А.Абрамов,

A.Адамович, В.Апухтина, В.Баранов, Г.Белая, А.Бочаров, В.Бузник, А.Бучис, Ю.Бондарев, И.Гринберг, В.Гусев, А.Дементьев, С.Залыгин, А.Коган, Ф.Кузнецов, Л.Лазарев, Г.Ломидзе, В.Новиков, В.Оскоцкий, А.Павловский,

B.Панков, Л.Плоткин, П.Топер, С.Фрадкина, М.Храпченко, М.Шкерин, Арк.Эльяшевич и других.

Научная новизна диссертации. В данном исследовании впервые предпринимается попытка научного сопоставления зарубежных и отечественных «военных» произведений и выявления на его основе существующих литературных традиций в раскрытии духовного мира личности в условиях военной оккупации.

Учитывая тот факт, что в существующих на сегодняшний день многочисленных соответствующих отечественных научных трудах российская литература военного цикла не рассматривается в сопоставлении с подобного рода западной прозой, т.е. затрагиваемые в диссертационной работе аспекты озвучиваются впервые, то данная работа в состоянии в некоторой степени восполнить реальный пробел. Такого рода проблемы требуют более глубокого научного изучения на новом уровне. Именно в этом заключается научно-теоретическая значимость диссертационного исследования. Формулируемые в работе теоретические выводы имеют также практическое значение. Они в состоянии послужить основой для создания критериев оценки и отбора среди многочисленных произведений «военной» тематики наиболее содержательных в идейно-эстетическом и художественном плане. Выявленные в соответствии с данными критериями смогут в дальнейшем быть включены в общеобразовательные программы по чтению и литературе, что предоставит возможность органично применить существующую историческую литературу для разрешения злободневных проблем сегодняшнего дня. Проблематика гуманизма выступает в таких сопоставлениях с особой остротой и резкой определенностью, как и всегда, когда речь идет об отражении войны в искусстве. Тем самым, рассматривая российскую литературу о Великой Отечественной войне в сравнительно-типологическом плане, на фоне истории мировой литературы и ее современного движения, мы в специфическом и в то же время всеобщем аспекте касаемся вопроса о ее новаторстве, ее месте в мировом литературном процессе.

Структура диссертации. Цели и задачи, объект изучения обусловили и предопределили логику и структуру данного диссертационного исследования. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 230 источников. Первая из глав включает материал, затрагивающий произведения зарубежных авторов, т.е. представителей «потерянного поколения», вторая - российскую литературу рассматриваемой тематики военных и первых послевоенных лет (40 - 50-е гг.), третья — «военные» повести и романы отечественных писателей, вышедшие в 60 - 80-е гг. прошлого века.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бережная, Валентина Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С течением лет рождается все больше новых произведений о войне. Значительно осложнилось литературно-критическое осмысление военной темы: происходит не только прибавление книг, а ведутся дискуссии, рассматриваются те или иные точки зрения на события, на исторических деятелей, испытываются разные художественные стили, жанры, приемы. Т.о., художественное осмысление героизма народа в ВОВ является одной из главных задач, которую на протяжении уже более пятидесяти лет решает многонациональная российская литература, в том числе и адыгская. В естественной и необходимой сосредоточенности на изображении народного героизма также возникают новые мотивы. Один из них связан с развитием высоких человеческих качеств личности в героической борьбе. Однако в свое время (20 - 40-е гг. XX в.) в воссоздании событий революции, социалистического строительства, войны явно преобладало эпическое направление. Его значительно менее влиятельным соперником было направление «прозаическое», в большей степени тяготеющее к отображению будничной, повседневной жизни людей. Можно вспомнить лишь немногие книги из этого ряда, например «Белая гвардия» М.Булгакова, «Дни и ночи» К.Симонова, «Спутники» В.Пановой.

Начиная с конца 50-х гг. в отечественной прозе гуще, чем ранее, присутствуют картины кровопролитных сражений, причем чаще всего боев не победных, а тяжелых, трагических. Возможно, писатели ищут ответа на вопрос о герое войны, характере отечественного воина и ставят его в такие условия, где его нравственная сила, его моральная стойкость проверялась на наибольшем напряжении. В данный период постепенно происходило весьма важное явление, которое в критической литературе порой называется преодолением «ситуации боя», «обращением к человеку». Поэтому неоспорим такой общий вывод: значительный рост многообразия современной литературы о прошлом. Те творческие тенденции, которые в литературе 20 - 40-х гг. нередко были только намечены, представлены отдельными произведениями, в литературе 50 - 60-х гг. XX в. выросли в полноводные, порой в свою очередь разветвленные потоки. Повести, условно говоря, о «малом бое» Ю.Бондарева, Г.Бакланова, В.Быкова и других отечественных писателей стали значительным явлением в литературе о ВОВ и оказали существенное влияние на ее развитие. Они обозначили решительный поворот к более детальному и психологически более глубокому изображению человека на войне. Но книга о ВОВ только тогда сможет сказать в полную силу правду о ней, если покажет, что ни один подвиг, даже самый неприметный, не пропал даром, ни одно благородное движение души не было напрасным и каждый неверный шаг, пусть по минутной слабости, неопытности, трагической ошибке, оказал злое воздействие на товарищей, на судьбы победы.

В результате несколько иной оказалась ситуация в литературе 60-х — 80-х гг. Система углубленного социально-психологического анализа, разработанная и отточенная литературой для художественного постижения современной действительности, была широко использована писателями и для исследования военного прошлого. А новая «оптика», расширившая исследовательский арсенал литературы, позволила увидеть в минувшей эпохе новые детали, новые краски, новые, ускользавшие ранее стороны явлений. При этом пути развития военной прозы в национальных, в частности, в адыгских литературах воспроизводят приводимые в работе существенные в жанрово-типологическом отношении аспекты общероссийского процесса развития «военной» прозы, хотя при этом в данном случае наличествуют своеобычные национальные детали, обусловленные наличием своеобразных исторических и этнических обстоятельств. Как справедливо пишет по этому поводу У.Панеш, «Решение военной темы в аспекте нравственно-философских исканий современного человека привело адыгейских писателей к более полному, насыщенному и глубокому изображение личности в ее связях с окружающим миром. Соединение объективированного показа действительности с преображенным, пропущенным через индивидуальное сознание личностным ощущением мира, синтез монологического и эпического начал способствовали созданию новых жанрово-структурных форм»1.

Отечественной военной прозой периода 60 - 70-х гг. представляются выразительные и убедительные картины, где четко разграничиваются двуплановые и многоплановые психологические системы, в русле которых изменяется, порою остро драматично, психологическое состояние героев, неразрывно связанное с мотивами действия и с их поступками. В повестях и романах о войне чаще всего отмечается присутствие автора, позиция которого ясна и определенна. Критиками того времени признается, что военная проза достигла высокого уровня художественного психологизма, создала замечательные и достоверные картины духовного состояния и диалектики души героев. В 70-е гг. чаще, чем раньше, внимание писателей (вне зависимости от того, о больших или малых замыслах идет речь) сосредоточивалось на фигуре простого пехотинца. Проявлялось это по-разному, но во всех случаях видно стремление исследовать нравственную проблематику войны на примере человека, крепко связанного с землей, с народной почвой в непосредственном смысле слова. Так возникают книги, созданные бывшими фронтовиками, адресованные эмоционально прежде всего молодым читателям и рисующие крупным планом кровавые бои и непоказной героизм тех, кто их вел. В середине 70-х — начале 80-х гг. в разных странах мира можно заметить признаки нового этапа «военной прозы». Это отражается на всех компонентах литературного творчества, в том числе и на динамике жанров. Место непосредственно «батального» элемента в повествованиях о войне, как правило, снижается (в отличие от того, что наблюдалось в большинстве литератур мира в начале 60-х гг., два десятилетия спустя после окончания войны). Нередко в центре замысла оказывается не само военное событие, а его философское осмысление. Немало книг строится на сюжетах, только косвенно относящихся к войне и фашизму, но позволяющих тоньше и внимательнее исследовать их природу. Заметнее становится стремление увидеть войну и ее проблематику в системе больших, кардинальных закономерностей - философских, исторических, политических, нравственных. На временном расстоянии легче экспериментировать с таким обжигающим жизненным материалом как война; это ведет, с одной стороны, к распространению условных, опосредованных форм изображения, а с другой - к появлению широких замыслов, дающих жизнь многотомным хроникам, часто эпопейного размаха, куда годы второй мировой войны входят как этап жизни, этап народной истории.

Итак, в ходе проведенного исследования был выявлен ряд жанровых «родовых» признаков, характерных для большинства книг военной тематики вне зависимости от того, где и когда они появились. К ним относятся, прежде всего, приближенность к проблематике насильственной смерти, жизненная «укрупненность» и, одновременно, «простота» нравственных проблем по сравнению с пестротой их внешних проявлений в «обычных», «мирных» условиях, жесткая иерархия человеческих отношений, основанная на служебной, а не на личностной ценностной шкале, непосредственная соотнесенность мыслей и действий героев с общими судьбами - социального движения, государства, народа и т.д. Материал этот таков, что тут все сталкивает читателя с борьбой, напряжением, неожиданными ситуациями, чрезвычайными действиями. Преодоление трудностей, направленное прежде всего на преодоление мощного врага, - центральный мотив большинства произведений военной темы. Причем это касается всех сфер деятельности - фронтовой и тыловой, окопной и штабной. В изображении отечественными авторами подобного рода действительности особенно заметно проявляется влияние представителей западной литературы — литературы «потерянного поколения». Относительно вопроса влияния можно указать на такие устойчивые мотивы (своего рода сюжетные «константы») и приемы изложения, которые часто встречаются в самых разных книгах о войнах: «потерянность», поиски героем самого себя, свойственные практически всем рассматриваемым западным писателям, солдатская дружба («фронтовое товарищество»), тяжесть и детали походной жизни, дезертирство и предательство, оторванность от семьи и близких, бой как узел, к которому сходятся основные нити действия, и т.п. Все чаще, в соответствии с хемингуэевскими традициями, имеют место прямые обращения к современному читателю автора, повествующего «с высоты» пройденных после описываемых событий лет. Не скованный необходимостью предельного лаконизма, автор здесь дает своим героям возможность вспоминать и размышлять, он дает им возможность осмыслить время из будущего, с точки зрения современности. Большинство этих книг автобиографичны в своей основе; при этом автобиографичность входит в их эстетическую структуру; повествование ведется так, чтобы оно воспринималось как рассказ о лично пережитом. Горький опыт, приобретенный героями книг «потерянного поколения» на фронте, разрушил все прежние представления авторов, показал ложь империалистической войны. За этим выводом стоят реальные факты биографий гигантского множества самых разных людей, уже находившие отражение в искусстве. В этих книгах ясно слышен тоскливый стон отчаявшейся, одинокой души: погибло все, обмануло общество (война разбила все иллюзии), обманула любовь (любимая женщина бессмысленно гибнет). Иногда этим двум темам (из которых вторая - лишь преломление первой) посвящаются разные книги («На Западном фронте без перемен», «Три товарища» Ремарка); иногда обе они соединяются в одной книге («Прощай, оружие!» Хемингуэя).

Судьба солдата в бою, как у западных писателей прошлого века, так и в отечественных литературах, часто сосредотачивается вокруг одного конкретного события, на одном конкретном пункте, в один конкретный момент времени - в этом «единстве времени, места и действия» собирается все его прошлое и все его будущее, и какая-нибудь «безымянная высота» или «одиночное дерево» может сконцентрировать для него все великое и все малое, чем он жив. В целом же, сила и своеобразие современной «военной» прозы - в специфической обнаженности, в откровенной заявленности ее человековедческой устремленности, в содержащемся в самих произведениях нескрываемом признании: все, что здесь показано, рассказано, воплощено, лишь отчасти вмещает то, что составляет суть такого поразительного феномена, как сознание и нравственные возможности человека современной эпохи. За героем, характерами, сюжетом ощущается поглощенность автора самой возможностью познания человека, поисками путей и способов реализации этой возможности в художественном мире отдельного произведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бережная, Валентина Анатольевна, 2005 год

1. Baker С. Ernest Hemingway. A life story. — N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1969.

2. Renn L. Erich Maria Remarque. Berlin: Volk und Wissen Verlag, 1965.

3. Thun N. Der Mensch im Krieg. Berlin: Akademie-Verlag, 1969.

4. Абрамов A. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика, стиль, поэтика. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1975. - 599 с.

5. Адамович А. Торжество человека // Вопр. лит. 1973. - № 5. - С. 117.

6. Акимов В. Человек и время: «Путевая проза», «Деревенская проза»: Открытия и уроки. Л.: Сов. писатель, 1986. - 245 с.

7. Алексанян Е. Углубление психологизма в современной советской прозе // Вопр. лит. 1983. - № 12. - С. 31 -61.

8. Алексеев М. Слово в строю. М.: Современник, 1975. - 639 с.

9. Алексеев М. Собр. соч. в 6-ти тт. М.: Сов. писатель, 1975.

10. Аллен У. Традиции и мечта. М.: Прогресс, 1970. - 424 с.

11. Андрич И. Избранное. М.: Изд-во иностр. лит., 1957. - 389 с.

12. Апухтина В. Современная советская проза (60-е начало 70-х годов). -М.: Высшая школа, 1977. - 176 с.

13. Арутюнов Л. Национальный мир и человек // Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. М.: Наука, 1972. -460 с.

14. Астафьев В. Всему свой час. М.: Молод, гвардия, 1985. - 254 с.

15. Бакланов Г. Пядь земли. Повести и рассказ. М., 1970.

16. Балашов П. Писатели-реалисты XX века на Западе: Очерки жизни и творчества. М.: Наука, 1984. - 256 с.

17. Балкарская литература // ИСМЛ. М.: Наука, 1981.

18. Барабаш Ю. О народности. М., 1970.

19. Баранов В. Великий Октябрь и современная историко-революционная проза. М.: Знание, 1977.

20. Барбюс А. Избр. произведения. М.: Гослитиздат, 1952. - 559 с.

21. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979. - 241 с.

22. Бекизова Л. К проблеме становления положительного героя в черкесской литературе // Тр. КЧ НИИ. Вып. 6. - Черкесск: Карач.-Черк. отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1970. - С. 178-205.

23. Бекизова Л. О роли фольклорного наследия в становлении черкесской литературы // Тр. КЧ НИИ. Вып. 6. - Черкесск: Карач.-Черк. отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1970. - С. 339-354.

24. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Черкесск: Карач.-Черк. отд-ние Ставроп. кн. изд., 1974. - 288 с.

25. Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. М., 1977.

26. Белая Г. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. — М.: Сов. писатель, 1986. 368 с.

27. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. -191 с.

28. Белинский В. Собр. соч. в 9-ти тт. М.: Изд-во АН СССР, 1976 - 1982.

29. Бенедиктова Т. Обретение голоса: Американская национальная поэтическая традиция. М., 1994.

30. Богомолов В. Сердца моего боль. М.: Молод, гвардия, 1976. - 543 с.

31. Бондарев Ю. Поиск истины. 2-е изд. - М.: Современник, 1979. - 304 с.

32. Бондарев Ю. Последние залпы. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. - М.: Сов. Россия, 1980.-556 с.

33. Бондарев Ю. Собр. соч. в 4-х тт. М.: Сов. писатель, 1973 - 1982.

34. Бочаров А. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. М.: Сов. писатель, 1982. - 423 с.

35. Бочаров А. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. М.: Худож. лит., 1977. - 335 с.

36. Бочаров А. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1978. - 478 с.

37. Бузник В. Русская советская проза 20-х годов. JI.: Наука, 1976. - 154 с.

38. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. JL, 1975.

39. Быков В. // Лит. обозрение. 1973. - № 7.

40. Быков В. // Лит. газ. 1970. - 13 мая.

41. Быков В. // Лит. газ. 1973. - 14 февр.

42. Быков В. Великая академия — жизнь // Оружием слова: Сб. ст. М., 1978.-С. 386-405.

43. Быков В. Знак беды. М.: Молод, гвардия, 1984. - 299 с.

44. Быков В. Третья ракета. Альпийская баллада. Сотников. Л.: Лениздат, 1981.-256 с.

45. Бялик Б. Наследие М.Горького и современность. М.: Худож. лит., 1986.-478 с.

46. Волков И. Литература как вид художественного творчества. М., 1985.

47. Вопросы языка современной русской литературы. М.: Наука, 1971. -416 с.

48. Воронский А. Искусство видеть мир. М., 1987.

49. Ворщуков Вл. Связь времен. Идейно-эстетические особенности современной литературы о войне // Октябрь. 1974. -№ 5.

50. Вторая мировая война в литературе зарубежных стран / Отв. ред. П.Топер.-М., 1985.

51. Галанов Б. Герои, о которых не знали // Лит. газ. 1975. - 1 янв.

52. Гегель. Эстетика. В 4-х тт. - Т. 3. - М.: Искусство, 1971.

53. Герцен А. Собр. соч. в 30-ти тт. М., 1954. - Т. 3.

54. Горбунов А. Романы Френсиса Скотта Фиццжералда. М., 1974.

55. Горелов А. Соединяя времена. М., 1978.

56. Горький М. Собр. соч. в 30-ти тт. М.: Гослитиздат, 1953 - 1959.

57. Грознова Н. Ранняя советская проза: 1917 1925. - Л., 1976.

58. Гуляев H.A. История немецкой литературы. М.: Наука, 1975. - 412 с.

59. Гура В. Роман и революция. М.: Сов. писатель, 1973. - 400 с.

60. Гусев В. В предчувствии нового: О некоторых чертах литературы шестидесятых годов. М.: Сов. писатель, 1974. - 328 с.

61. Гусев В. Память и стиль: Современная советская литература и классическая традиция.-М.: Сов. писатель, 1981. -352 с.

62. Дементьев А. Статьи о советской литературе. М.: Худож. лит, 1983. -414 с.

63. Дементьев В. Исповедь земли: Слово о российской поэзии. 2-е изд. -М.: Современник, 1980.-511 с.

64. Дементьев В. Огненный мост // Московский рабочий. 1970. - С. 108.

65. Демина Л. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русском литературном процессе 50 — 60-х годов XX в. — М.: Прометей, 2001. -304 с.

66. Дикушина Н. Октябрь и новые пути литературы: Из истории литературного движения первых лет революции: 1917 — 1920 гг. — М.: Наука, 1978.-272 с.

67. Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л.: Сов. писатель, 1965. - 548 с.

68. Ершов Л. История русской советской литературы. М.: Высш. шк., 1988.-656 с.

69. Ершов Л. Сатирические жанры русской советской литературы (от эпиграммы до романа). Л.: Наука, 1977. - 282 с.

70. Ершов Л., Никулина Е., Филиппов Г. Русская советская литература 30-х годов.-М., 1978.

71. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы: Сб. ст. / Под ред. Л.Поляк и В.Ковского. М.: Наука, 1971.-351 с.

72. Живая память поколений. Сб. статей. М.: Худож. лит., 1965.

73. Журавлева А. Проза периода Великой Отечественной войны. М.: Просвещение, 1969. - 128 с.

74. Залыгин С. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1973.

75. Залыгин С. Литературные заботы. 3-е изд. - М.: Сов. Россия, 1982. -464 с.

76. Зарубежная литература XX века / В.Толмачев, В.Седельник, Д.Иванов и др. М.: Академия, 2003. - 640 с.

77. Зарубежная литература XX века. 1917 1945: Хрестоматия / Под ред. Б.Пуришева, Н.Михальской. - М.: Просвещение, 1986. - 368 с.

78. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX веков: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. К.Косикова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 511 с.

79. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М.: Сов. писатель, 1988.-416 с.

80. Зверев А. Американский роман 20 30-х годов. - М.: Худож. лит., 1982. -256 с.

81. Золотусский И. Тепло добра. М.: Сов. Россия, 1970. - 238 с.

82. Иванов Д. Хранить вечно // Огонек. 1975. -№ 5. - С. 8-10.

83. Изображение человека. М.: Наука, 1972.

84. История адыгейской литературы. — В 3-х тт. Т. 2. - Майкоп: Адыг. республ. кн. изд-во, 2002.

85. История зарубежной литературы XX века, 1917 1945 / Н.Богословский, З.Гражданская и др. - М.: Просвещение, 1990. - 304 с

86. История зарубежной литературы XX века. 1917 1945 / Под ред. Л.Андреева. - М.: Высш. школа, 1980. - 472 с.

87. История русского советского романа. Т. 2. - М.-Л.: Наука, 1965. - 415с.

88. История русской советской литературы (1917 1940) / Под ред. А.Метченко, С.Петрова. - 2-е изд. - М., 1983.

89. История русской советской литературы (1941 1980) / Под ред. А.Метченко, С.Петрова. - 2-е изд. - М., 1983.

90. История русской советской литературы / Под ред. П.Выходцева. 4-е изд. - М.: Высш. школа, 1986. - 696 с.

91. История русской советской литературы: В 4-х тт. 2-е изд. - М., 1967 -1971.

92. История русской советской поэзии: 1917 1941. - Л.: Наука, 1983. - 416с.

93. История русской советской поэзии: 1941 1980. - Л.: Наука, 1984.

94. Ковалев В. Навстречу современности: Статьи о советской литературе. — М., 1982.

95. Ковалев В. Теоретические проблемы истории русской советской литературы. Л., 1984.

96. Ковский В. Литературный процесс 60 70-х гг. - М.: Наука, 1983. - 336с.

97. Ковский В. Пафос гуманизма: Современная советская литература и • духовный мир личности. М.: Знание, 1985. — 127 с.

98. Ковский В. Роман и современность (проблемы развития жанра). В кн.: Советский роман. М.: Наука, 1978. - 693 с.

99. Коган А. Перечитывая войну. М.: Худож. лит., 1975. - 320 с. ЮО.Коган А. Стихи и судьбы: Фронтовая тема в советской поэзии. - М.:1. Худож. лит., 1977. 270 с.

100. Кожина Р. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М., 1984.

101. Кожинов В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990. - 544 с.

102. Козлов И. Вечно великое. М.: Знание, 1968. - 63 с.

103. Корнетов Л. Это и есть война. // Комсом. правда. 1975. - 8 янв.

104. Коробов В. Юрий Бондарев. М., 1984.

105. Косолапое В. Армия и литература // В сб.: Оружием слова. М.: Худож. лит., 1978.-с. 46-48.

106. Косолапов В. Летопись мужества. М.: Знание, 1976. - 351 с.

107. Костанов Д. Адыгейская литература 30-х и начала 40-х годов // Вопросы истории адыгейской советской литературы. — В 2-х кн. — Кн. 1. -Майкоп: Кн. изд-во, 1979. С. 58-83.

108. Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературы // Уч. зап. АНИИ. Майкоп: Кн. изд-во, 1964. - Т. 3. - С. 5-24.

109. Кощбае П. Къыхэхыгъэ тхыгъэхэр. Мыекъуапэ: Адыгэ республикэм итхылъ тедзап1 , 1995. - 552 с. = Кошубаев П. Избранное. — Майкоп: Адыг. республ. кн. изд-во, 1995. — 552 с.

110. Кузнецов М. Советский роман. М.: Знание, 1980. - 180 с.

111. Кузнецов Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. М.: Сов. Россия, 1975. - 588 с.

112. Кузнецов Ф. С веком наравне: Критика прозы. Критика критики. М.: Моск. рабочий, 1981.-383 с.

113. Кузьменко Ю. Советская литература: Закономерности становления и развития. М., 1986.

114. Кузьмичев И. Герой и народ: Раздумья о судьбах эпопеи. М.: Современник, 1973. - 336 с.

115. Кузьмичев И. Горький и художественный прогресс. Горький, 1975.

116. Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет (1941 1945). -Горький, 1962.

117. Кузьмичев И. Нравственные основы советской литературы. М.: Просвещение, 1986.-208 с.

118. Кунижев М. Мысли об адыгейской литературе. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1968.

119. Куняев С. Свободная стихия. М.: Современник, 1979. - 320 с.

120. Кургинян М. Человек в литературе XX века. М.: Наука, 1989. - 248 с.

121. Лазарев Л. Пядь нашей земли // Лит. газ. 1959. - 18 июня.

122. Лазарев Л. Это наша судьба. М.: Сов. писатель., 1978.

123. Латынина Л. Знаки времени: Заметки о литературном процессе, 1970 — 80-е гг. М.: Сов. писатель, 1987. - 366 с.

124. Лежнев А. О литературе: Статьи. М.: Сов. писатель, 1987. - 432 с.

125. Ленин В. Полн. собр. соч. Т. 39.

126. Либман В. Американская литература в русских переводах и критике: Библиография. 1776- 1975.-М., 1977.

127. Либман В., Исаева И. Американская литература в русской критике: Библиографический указатель. 1981 — 1985. -М., 1989.

128. Литература великого подвига. Вып. 1, 2, 3. - М.: Худож. лит., 1970, 1975, 1980.

129. Литературная часть партийного дела / Под ред. И.Волкова. М.: Просвещение, 1986.-256 с.

130. Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы: Размышления, оценки, споры. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1970. - 372 с.

131. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. М.: Сов. писатель., 1975. -208 с.

132. Луначарский А. О советской литературе. М.: Наука, 1961.

133. Луначарский А. Собр. соч. в 8-ми тт. Т. 5. -М., 1965.

134. Луначарский А. Художественная литература политическое оружие. Ленин и литературоведение. Социалистический реализм // Собр. соч.: В 8-ми тт.-Т. 8.-М., 1967.

135. Македонов А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930- 1970-х годов. Л.: Сов. писатель, 1985.-359 с.

136. Мамий Р. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины двадцатого века. Майкоп: Качество, 2001. - 340 с.

137. Манн Г. Соч. в 8-ми тт. Т. 8. Литературная критика и публицистика. -М.: Гослитиздат, 1958. - 743 с.

138. Манн Т. Собр. соч. в 10-ти тт.-Т. З.-М., 1959.

139. Михайлов А. Право на исповедь: Молодой герой в современной прозе. — М.: Молод, гвардия, 1987. 208 с.

140. Михайлов О. Верность: Родина и литература. М.: Современник, 1974. -254 с.

141. Михалков С. Приметы времени: Статьи по проблемам современной литературной жизни. М.: Сов. писатель, 1976.

142. Мотылева Т. Русская литература и мировой литературный процесс. -М.: Сов. писатель, 1989.

143. Наедине со временем: Письма американских писателей. -М.: Прогресс, 1988.-463 с.

144. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века / Сост. Л.Андреев и др. М., 1986.

145. Наркирьер Г. Французская революционная литература. М.: Наука, 1965.-306 с.

146. Неверов А. Молодая проза: время, проблемы, герой. М.: Знание, 1985. -64 с.

147. Нефедов Н. История зарубежной критики и литературоведения. М.: Высш. школа, 1988. - 278 с.

148. Овчаренко А. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы. Сороковые пятидесятые годы. - М.: Современник, 1985.-446 с.

149. Овчаренко А. Горький и литературные искания XX столетия. 3-е изд. -М.: Сов. писатель, 1978.-510 с.

150. Овчаренко А. Социалистическая литература и современный литературный процесс. 3-е изд. - М.: Современник, 1975. - 493 с.

151. Октябрьская революция и новая концепция литературы: К истории марксистской литературной критики европейских социалистических стран / Отв. ред. С.Шерлаимова. М., 1989.

152. Олдингтон Р. Смерть героя. М.: Правда, 1961. — 604 с.

153. Олдридж Дж. Избр. произв. в 2-х тт. М.: Радуга, 1984.

154. Оружием слова: Сб. ст. М.: Худож. лит., 1978.-415 с.

155. Оскоцкий В. Негасимое пламя костра. М.: Знание, 1977. - 128 с.

156. Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Наука, 1967. - 277с.

157. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп: Кн. изд-во, 1990. - 285 с.

158. Панков А. Вечное и злободневное: Соврем, проза, конфликты, темы, характеры. М.: Сов. писатель, 1981. - 368 с.

159. Панков В. На стержне жизни: Проблемы и герои современной литературы. М.: Сов. писатель., 1962. - 356 с.

160. Панков В. Народный героизм и литература. М.: Сов. писатель., 1977. -264 с.

161. Петелин В. Родные судьбы: Споры и размышления о современной русской прозе. 2-е изд. - М.: Современник, 1976. - 400 с.

162. Петров С. Русский советский исторический роман. М.: Современник, 1980.-412 с.

163. Петров С. Социалистический реализм: История, теория, современность. — М.: Просвещение, 1977. — 272 с.

164. Писатели США: Краткие критические биографии / Сост. Я.Засурский, Г.Злобин, Ю.Ковалев. М., 1990.

165. Писатели Франции о литературе / Сост. Т.Балашова, Ф.Наркирьер. М.: Радуга, 1978.-387 с.

166. Платонов А. Избр. произведения. М.: Сов. писатель, 1978. - 342 с.

167. Поляк Л. Алексей Толстой художник. - М.: Наука, 1964. - 402 с.

168. Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2-хтт. М. : Наука, 1971.

169. Пьяных М. Ради жизни на земле: Русская советская поэзия о Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1985.

170. Реализм в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы первой трети XX века / Отв. ред. В.Витте. М.: Наука, 1989. - 270 с.

171. Ремарк Э. На Западном фронте без перемен. Возвращение. Три товарища. JL: Худож. лит, 1988. - 397 с.

172. Рожденные Октябрем: Очерки / Сост. Т.Пиляева. М.: Сов. Россия, 1967.- 135 с.

173. Роллан Р. Статьи, письма / Сост. Т.Л.Мотылева. М.: Радуга, 1985. — 408 с.

174. Русский советский рассказ: Очерки истории жанра / Под ред. В.Ковалева. Л.: Наука, 1970. - 136 с.

175. Саватеев В. Человек среди людей: Герой современной прозы // Лит. газ. -1980.-21 мая.-С. 6.

176. Самарин Р. Зарубежная литература. М.: Высш. школа, 1978. - 463 с.

177. Селезнев Ю. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. — М.: Сов. Россия, 1983. 144 с.

178. Селезнев Ю. Мысль чувствующая и живая: Лит.-крит. ст. М.: Современник, 1982. - 336 с.

179. Селивановский А. В литературных боях. М.: Сов. писатель, 1959. -464 с.

180. Симонов К. От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента. — М., 1944. Кн. I.

181. Симонов К. Разговор с товарищами. Воспоминания; статьи; литературные заметки о собственной работе. — М.: Сов. писатель, 1970. — 326 с.

182. Симонов К. Рассказы. М.: Сов. писатель, 1946. - 223 с.

183. Скороспелова Е. Русская советская проза 20 30-х годов: Судьбы романа. - М.: Наука, 1985.

184. Советский роман. М.: Наука, 1978. - 693 с.

185. Современная русская советская литература. Ч. 1: Лит. процесс 50 — 80-х гг. / Под ред. А.Бочарова и Г.Белой. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.

186. Современная русская советская повесть: Сб. ст. JL: Наука, 1975. - 264с.

187. Сурков А. Выступление на партийном собрании московских писателей 22 мая 1942 года. Собр. соч. в 4-х тт. - Т. 4.

188. Сучков Б. Исторические судьбы реализма // Собр. соч. М., 1984. - Т. 1.

189. Схаляхо А. На пути творческого поиска. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 400 с.

190. Твардовский А. О литературе. -М.: Современник, 1973.-445 с.

191. Творческая интеллигенция и мировой революционный процесс: Идейно-эстетическая эволюция художников-гуманистов XX века / Отв. ред. Т.Балашова, С.Шерлаимова. М.: Наука, 1987. - 528 с.

192. Тимофеев JT. По воле истории. М.: Современник, 1979. - 334 с.

193. Тимофеев JI. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. — М.: Наука, 1964.

194. Тимофеев Л., Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

195. Тимофеева В. Пути художественного исследования личности (Из опыта советской литературы).-Л.: Наука, 1975.- 191 с.

196. Тихонов Н. Писатель и эпоха. М.: Сов. писатель, 1978. - 642 с.

197. Тлепцерше X. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство. Краснодар: Кн. изд-во, 1991. - 175 с.

198. Тлюстен Ю. Немеркнущий свет. Майкоп: Кн. изд-во, 1952.

199. Толмачёв В. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.

200. Толстой А. Полн. собр. соч. Т. 14. - М., 1950.

201. Толстой А. Собр. соч. В 10-ти тт. - Т. 10. - М., 1978.

202. Толстой А. Художественное мышление. М.: Сов. Россия, 1969. - 128с.

203. Топер П. Ради жизни на земле. М.: Сов. писатель., 1975. - 656 с.

204. Торез М. Избр. произв. в 2-х тт. М.: Гослитиздат, 1959.

205. Уолтер А. Традиция и мечта. М.: Наука, 1970. - 175 с.

206. Уоррен Р. Эрнест Хемингуэй // Уоррен Р. Как работает поэт: Статьи, интервью. М.: Радуга, 1988. - 540 с.

207. Урнов М. Ричард Олдингтон. М.: Высш. школа, 1968. - 78 с.

208. Утехин Н. Жанры эпической прозы. JL: Наука, 1982. - 185 с.

209. Утехин Н. Основные типы эпической прозы и проблема жанра повести // Русск. лит. 1973. - № 4. - С. 86-102.

210. Утехин Н., Павловский А. Современная русская советская повесть. — JL: Наука, 1975.-327 с.

211. Федин К. Собр. соч. в 10-ти тт. Т. 9. - М., 1974.

212. Филиппов Г. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. -J1., 1984.

213. Фрадкина С. Русская советская литература периода ВОВ. Метод и герой. Пермь: Изд-во ПТУ, 1975. - 317 с.

214. Фуэнтес Н. Хемингуэй на Кубе. М.: Радуга, 1988. - 448 с.

215. Хватов А. На стрежне века. 2-е изд. - М.: Современник, 1975. - 478 с.

216. Хемингуэй Э. Собр. соч. в 4-х тт. / Под общ. ред. Б.Калашниковой, К.Симонова, А.Старцева. Т. 4. - М., 1968.

217. Храпченко М. Познание литературы и искусства: Теория, пути современного развития. М.: Наука, 1987. - 576 с.

218. Чаковский А. Документ, вымысел, образ // Вопр. лит. 1973. - № 8.

219. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 90 с.

220. Шкерин М. Советский характер. М.: Сов. писатель., 1963. - 296 с.

221. Шкловский В. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. - 383 с.

222. Шошин В. Интернационалисты мы!: К проблеме взаимодействия национальных литератур. - JL: Сов. писатель, 1982. - 367 с.

223. Щербина В. Ленин и вопросы литературы. 2-е изд. - М.: АН СССР, 1961.-387 с.

224. Эльяшевич Арк. Герои истинные и мнимые. M.-JL: Сов. писатель, 1963.-402 с.

225. Эльяшевич Арк. Горизонтали и вертикали: Современная проза — от семидесятых к восьмидесятым. J1.: Сов. писатель, 1984. - 367 с.

226. Эльяшевич Арк. И роман, и повесть, и рассказ // Лит. обозрение. 1981. - № 4. - С. 15-19.

227. Эренбург И. Собр. соч. в 9-ти тт. Т. 3. - М., 1964.

228. Якименко Л. Бессмертный подвиг народа и наша литература // Оружием слова: Сб. ст. М.: Худож. лит., 1978. - 416 с. - С. 215-254.

229. Якименко Л. На дорогах века. М.: Худож. лит., 1978. — 494 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.