Духовно-музыкальные сочинения А.А. Алябьева: опыт текстологического исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Куценко, Екатерина Дмитриевна

  • Куценко, Екатерина Дмитриевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 198
Куценко, Екатерина Дмитриевна. Духовно-музыкальные сочинения А.А. Алябьева: опыт текстологического исследования: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2013. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Куценко, Екатерина Дмитриевна

Введение.

Часть I. Духовно-музыкальные сочинения Алябьева

ГЛАВА 1. Специфика духовно-музыкальных сочинений Алябьева

1. Духовно-музыкальные сочинения в контексте творчества Алябьева

2. Проблема атрибуции духовно-музыкальных сочинений Алябьева.

3. Стилистика духовно-музыкальных сочинений Алябьева: каноническое и индивидуальное.

4. Наблюдения над творческим процессом Алябьева: этапы работы композитора, феномен многовариантности текста.

ГЛАВА 2. Литургия c-moll Алябьева.

1. Специфика рукописных источников Литургии c-moll

1.1. Текстологический анализ рукописных источников песнопения «Слава Отцу и Сыну».

1.2. Текстологический анализ рукописных источников песнопения «Милость мира».

1.3. Текстологический анализ рукописных источников песнопения «Достойно есть».

2. Реконструкция утраченного варианта Литургии c-moll (исследовательская гипотеза).

Часть II. Опыт каталогизации рукописей духовно-музыкальных рукописей Алябьева.

1. Из истории систематизации духовно-музыкальных сочинений Алябьева.

2. Список духовно-музыкальных сочинений A.A. Алябьева в 141 ВМОМК им. М.И. Глинки, ОР РГБ и музее-квартире Н.С. Голованова и рукописей, в которых они представлены

3. Аннотированный музыкально-инципитный каталог духовно-музыкальных сочинений Алябьева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-музыкальные сочинения А.А. Алябьева: опыт текстологического исследования»

Последнее десятилетие XX и начало XXI века отмечено постоянно возрастающим интересом исследователей к отечественной духовной музыке, что отчасти связано с изменением этико-культурных ориентиров в обществе. Однако в изучении церковно-певческой культуры еще остались пробелы, и в их числе - духовно-музыкальные сочинения А.А.Алябьева (1787 - 1851). Своеобразие его творческого облика неоспоримо: еще Б.В. Асафьев отмечал особую интонационную «общительность» Алябьева, его диалог с распространенными в то время «музыкальными диалектами»1 [13, 55]. Как и другие церковно-певческие произведения XIX века, духовно-музыкальные сочинения Алябьева интересны тем, что относятся к авторскому кругу произведений, но при этом связаны с обиходом, отражают его интонационное поле. Объем и разнообразие неизданных церковно-певческих произведений Алябьева вызывают необходимость научного исследования источников, их текстологического изучения. На наш взгляд, эти сочинения, в том числе Литургия c-moll, заслуживают более пристального внимания.

Все это, наряду с высокими художественными достоинствами рассматриваемого музыкального материала, обуславливает актуальность данного исследования.

Недостаточная изученность рукописного наследия Алябьева заставляет нас на данном этапе видеть главную проблему в том, чтобы . систематизировать круг духовно-музыкальных рукописей композитора, выявив соотношение рукописных источников между собой.

Цель исследования - создать текстологическую базу для научной публикации корпуса духовно-музыкальных сочинений Алябьева. В соответствии с этим основные задачи работы следующие:

1. выявление и систематизация рукописей духовно-музыкальных сочинений Алябьева, их текстологический анализ;

2. восстановление на основе текстологического изучения всех сохранившихся церковно-певческих сочинений Алябьева, в том числе -реконструкция полного текста Литургии c-moll;

3. уточнение датировки рассматриваемых произведений;

1 Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века. - М., 1959. - с. 58.

4. создание максимально полного музыкально-инципитного Каталога произведений Алябьева в данной области творчества;

5. выявление специфических черт рукописных источников духовно-музыкальных сочинений Алябьева и их характеристика с точки зрения общепринятой терминологии классификации рукописей;

6. характеристика методов работы Алябьева в области духовной музыки с точки зрения психологии творчества, в том числе этапов создания произведения, а также других особенностей творческого процесса композитора, отраженных в рукописях;

7. характеристика духовно-музыкальных сочинений в контексте других произведений композитора с точки зрения эволюции его творчества; анализ стилистики духовно-музыкальных сочинений Алябьева; Объект исследования составляют духовно-музыкальные сочинения

Алябьева.

Предметом исследования является стилистика духовно-музыкальных сочинений Алябьева и текстологические особенности их рукописей.

Материалом исследования являются автографы (от набросков и эскизов до чистовых рукописей) и авторизованные копии духовно-музыкальных сочинений композитора (их количество и описание дано в Каталоге).

Ограничение материала: в данной работе мы рассматриваем рукописи, которые хранятся в архивах Москвы: в отделе рукописей Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки (фонд 40), в музее-квартире Н.С. Голованова (ед. хр. 264) и Российской государственной библиотеке (ф. 304 II Троице-Сергиевой лавры, ед. хр. 374).

В качестве методологической базы исследования используется комплексный подход на основе методов общего и музыкального источниковедения. Применение этих методов обеспечивает разностороннее исследование рукописей Литургии с-гпо11 и других церковно-певческих сочинений, способствует выявлению редакций, наиболее близких друг другу вариантов, определению этапов создания сочинения. Определяющими для нас явились труды Т.Н. Ливановой, И.Ф. Петровской, Д.С. Лихачева. Мы использовали методики исследования рукописей, изложенные в книгах по музыкальной текстологии П.Е. Вайдман, Б.В. Доброхотова, Н.Л. Фишмана, Т.В. Шабалиной, Т.А. Щербаковой, Н.Ю. Плотниковой, Э.А. Фатыховой, а также методы общей текстологии, разработанные С.М. Бонди, A.JI. Гришуниным, С.А. Рейсером, О.В. Твороговым.

Применение исторического подхода к духовно-музыкальному творчеству Алябьева, рассмотрение его в контексте церковно-певческой культуры первой половины XIX века потребовало обращения к работам Б.В. Асафьева, Ю.В. Келдыша, Н.С. Гуляницкой и др. Сравнение духовно-музыкальных сочинений Алябьева с музыкой его предшественников и современников обусловило применение компаративного метода.

При изучении особенностей стиля Алябьева мы следовали методам Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, JI.B. Кириллиной и др. В исследовании композиции произведений Алябьева использовались музыкально-аналитические методы, традиционные для отечественной теоретической школы (JI.A. Мазель, В.А. Цуккерман, В.В. Протопопов, Ю.Н. Тюлин, В.П. Бобровский, Е.И. Чигарева и др.). Наблюдая характерные черты творческого процесса A.A. Алябьева, мы опирались на опыт Е.В. Вязковой, JI.3. Корабельниковой, JT.J1. Бочкарева и других авторов книг о психологии творчества.

В ходе исследования нами применялись методы реконструкции произведений, чистовые рукописи которых утрачены (применительно к рукописям духовно-музыкальных сочинений Алябьева). Эта методика предполагает изыскание рукописей и уточнение их датировки, работу с текстовыми версиями, поиск первоисточников текста, текстологический и музыковедческий анализ, реконструкцию песнопений. В подобной работе ориентиром для нас служили труды Ю.В. Васильева, O.A. Владимировой, Н.С. Ганенко, Э.А. Фатыховой, П.В. Терентьевой, Е.В. Грищенко и пр.

При создании аннотированного музыкально-инципитного Каталога духовно-музыкальных сочинений Алябьева мы учитывали их списки, опубликованные в трудах Г.Н. Тимофеева и Б.В. Доброхотова. Также мы опирались на опыт создания каталогов такими исследователями, как JI. Кехель (Моцарт), А. Хобокен (Гайдн), В. Шмидер (Бах), О. Дойч (Шуберт), Г. Карштадт (Букстехуде), Б. Базельт (Гендель), П.Е. Вайдман, JI.3. Корабельникова, В.В. Рубцова (Чайковский), A.B. Лебедева-Емелина (русская духовная музыка эпохи классицизма).

На защиту выносятся следующие положения:

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Куценко, Екатерина Дмитриевна

Заключение

В исследовании проведен комплексный анализ 55 рукописей духовно-музыкальных сочинений A.A. Алябьева. Выявлены по всему кругу источников и систематизированы рукописи духовно-музыкальных сочинений Алябьева, хранящиеся в архивах Москвы (ВМОМК им. М.И. Глинки, ОР РГБ, музей-квартира Н.С. Голованова), сделан их текстологический анализ. В итоге количество сохранившихся духовно-музыкальных сочинений оказалось меньше, чем считалось ранее, так как рукописи, относящиеся к одному и тому же произведению, рассматривались предыдущими исследователями как отдельные сочинения.

Восстановлены на основе текстологического изучения для научной деятельности и исполнительской практики все сохранившиеся церковно-певческие сочинения Алябьева. Наш список включает 30 отдельных произведений, частично они помещены в Приложении.

Уточнена датировка этих произведений. Благодаря включению духовно-музыкальных сочинений в эволюцию творчества Алябьева наши знания об этом композиторе пополнились.

Выявлена специфика рукописных источников духовно-музыкального творчества Алябьева. Она заключается в «подвижном» характере источника, переходе чистовых рукописей в черновые, а также незаконченности многих сочинений. Творческий процесс композитора при работе над духовно-музыкальными сочинениями не ограничен во времени, он отличается особой длительностью и стремлением продолжать работу над произведением после его завершения. Автор создает новые варианты, зачастую фиксируя их в чистовике.

Охарактеризованы методы работы Алябьева в области духовной музыки, этапы создания произведения от возникновения замысла до чистовой рукописи (отличительная черта - «подвижный» характер источника) и особенности творческого процесса композитора (его длительность, а также многовариантность).

Проведен анализ стилистики духовно-музыкальных сочинений Алябьева в контексте церковно-певческой культуры. Она сходна со стилистикой его светской хоровой музыки при наличии ориентации на церковно-певческую традицию.

Особо пристальное внимание мы обратили на свод рукописей, относящихся к Литургии с-то11. Был существенно расширен круг источников текста Литургии за счет автографов отдельных песнопений. Кроме того, мы предприняли реконструкцию этой Литургии, так как ее окончательный вариант утрачен. Проведение реконструкции полного текста Литургии с-то11 для введения в научный обиход и концертную практику потребовало разностороннего исследования цикла Литургии. Реконструкция Литургии с-то11 в контексте всего свода сохранившихся рукописей композитора в данной сфере творчества показывает наличие этапов развития и редакций как цикла в целом, так и его частей. Придание законченности циклу потребовало восстановления предшествующих вариантов текста и установления их временной последовательности. Выполнено уточнение времени написания произведения на основе рассмотрения всего комплекса рукописных источников.

Обращение к более поздним вариантам отдельных номеров Литургии привело к существенному пересмотру мнения об этом произведении. Если раньше при обращении к нему в основном имели в виду партитуру (ед.хр. 54), считая текст в этой рукописи окончательной редакцией сочинения, то теперь Литургия предстает произведением «открытым», разные номера которой зафиксированы на различных этапах его создания. Был проведен текстологический анализ, на основе которого выявлены наиболее близкие друг другу автографы, структурный анализ, с помощью которого были выявлены принципы организации и особенности строения песнопений Литургии. Выяснилось, что рукописи, относящиеся к разным песнопениям, обладают сходными текстологическими чертами (переход чистовиков в черновики) и отражают процесс работы композитора над произведением.

Изучение рукописей Литургии позволяет уточнить время и место создания этого цикла и вписать его в круг сочинений в других жанрах, написанных в тот же период творческого пути. Наличие в рукописях песнопений Литургии эскизов и черновиков к другим песнопениям позволяет их датировать, а при совпадении тональностей (как в случае с переложениями номеров из Литургии с!-то11) также высказать предположение относительно возможности их включения в Литургию.

Учитывая специфику источников (необходимость определения принадлежности автографа произведению по нотному примеру), мы составили аннотированный Музыкально-инципитный Каталог духовно-музыкальных сочинений Алябьева. Это именно тот тип каталога, который необходим для дальнейшего изучения творчества композитора и издания ранее неопубликованных произведений.

Результат исследования: выявляя на основе анализа рукописных источников полный корпус духовно-музыкальных сочинений Алябьева, уточняя их датировку, мы восстанавливаем логику творческого процесса композитора и в свете полученных данных можем по-новому оценить то важное место, которое церковно-певческие произведения занимают в своде его сочинений и, шире, - в музыкальной культуре первой половины XIX века.

Перспективы исследования. В перспективе возможно изучение вопроса о клиросном бытовании церковно-певческих произведений Алябьева. Предстоит проведение стилевой атрибуции песнопений из Всенощного бдения, изданных без указания на авторство Алябьева. Составленный Каталог позволяет издать эти духовно-музыкальные сочинения, что будет способствовать изучению стиля композитора. Кроме того, более полное знание церковно-певческих произведений Алябьева даст возможность поставить вопрос шире - о преломлении в них эстетики эпохи романтизма, о духовно-музыкальном творчестве его современников.

175

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Куценко, Екатерина Дмитриевна, 2013 год

1. Автографы П.И. Чайковского в архиве Дома-музея в Клину. Справочник. Выпуск 1.. - М.: Гос. Муз. Издательство, 1952. - 332 с.

2. Автографы П.И. Чайковского в архиве дома-музея в Клину. Справочник. -M.-JI.: Гос. Муз. Издательство, 1950. 94 с.

3. Автографы C.B. Рахманинова в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки: Каталог-справочник / Сост. Е. Е. Бортникова, Ф. А. Красинская. — М.: Сов. композитор, 1955. — 136 с.

4. Автографы C.B. Рахманинова в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки / Ред.-сост. Е.Е. Бортникова, Ф. А. Красинская, М. Г. Рыцарева. Изд. 2-е, расширенное и дополненное. — М.: Сов. композитор, 1980. — 136 с.

5. Айнбиндер А.Г. Личная библиотека П.И. Чайковского как источник изучения его творческой биографии: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2010. - 389 с. ил.

6. Арановский М.Г. «По ту сторону» нотного эскиза. К вопросу о роли рукописей в изучении музыкального мышления // В сб.: Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. - Вып. 6. - М., издание РГБ, 1996. - 88 с. - С. 76-81.

7. Арановский М.Г. О значении рукописного наследия в музыкальной культуре и методах его архивного хранения // В сб.: Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. - Вып. 6. - М., издание РГБ, 1996. - 88 с. - С. 4-20.

8. Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1.-Л., 1975.-С. 127-141.

9. Арановский М.Г. Рукопись в структуре творческого процесса: Очерки музыкальной текстологии и психологии творчества. Глинка, Римский

10. Асафьев Б.В. Композитор из плеяды славяно-российских бардов. Алексей Николаевич Верстовский. // Избр. тр. в 5 т. М.: Академ, наука СССР, 1956.-T. IV-C. 59-62.

11. Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века. М., 1959. 40 с. ХА.Асафъев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971.376 с.

12. Асмус В.Ф. Музыкальная эстетика философского романтизма // Советская музыка, 1934 №1. с.54-71.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.

14. Бетховен Л. Московская тетрадь эскизов за 1825 год. Факсимиле / ГЦММК им. М.И. Глинки / Исследование, расшифровка и коммент. Е. Вязковой. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. 253 с.

15. Библиографические сведения в изданиях : Справ.-метод, пособие для изд. работников и авт. / И. Я. Госин, M. Н. Смирнова, Л. Е. Черняк и др.; Под общ. ред. А. Э. Мильчина. М. : Книга, 1981. 192 с.

16. Бортнянский и его время: к 250-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского: материалы междунар. науч. конф. 21-25 мая 2001 г./Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, сб. 43: редкол.: А. Розанова, И. А. Скворцова, Е. Г.

17. Сорокина (отв. ред.). М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003. - 262, 1. с.ноты.

18. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности: учебное пособие.- М.: Классика-ХХ1, 2008. 350, 1., XVI с. схема.

19. Букринская М.А. Камерно-вокальное творчество А. Алябьева: стиль и исполнительская интерпретация: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02.- М., 2012. 157 с. ил. 1 электрон, опт. диск.

20. Вайдман П.Е. Архив П.И. Чайковского: Текстологические и биографические исследования. Творчество и жизнь : дис. (научный доклад) . докт. искусствоведения в форме науч. докл. : 17.00.02 М., 2000. - 66 с.

21. Васильев Ю.В. О принципах атрибуции некоторых набросков П.И. Чайковского // П.И. Чайковский. Наследие / Ред. З.М. Гусейнова, ред.-сост. Е.В. Титова, В.В. Шахов. СПб.: СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова, 2000. Вып. 1. - С. 2-66.

22. Васильев Ю.В. Становление художественного текста в творчестве П.И. Чайковского: (На материале рукописей произведений 90-х годов): автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. Л., 1987. - 25 с.

23. Вольман Б.Л. Русские нотные издания XIX начала XX века. - Д.: Музыка, 1970.-216 с.

24. Вопросы музыкального источниковедения и библиографии : Сб. науч. ст. / Науч. музык. б-ка С.-Петерб. гос. консерватории им. H.A. Римского-Корсакова; Ред.-сост.: Н.В. Градобоева, Ф.Э. Пуртов. СПб.: Б.и., 2001. -211 с.

25. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Изд-во Соврем, гуманитар, ун-та, 2001.-209, 1. с.

26. ЪЬ.Вязкова Е.В. "Искусство фуги" И.С. Баха: исследование. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - 481 с. ил., ноты, табл.

27. Гаук А.В. Восстановить авторский текст // Советская музыка, 1951 №5. — М., 1951.-С.86.

28. Глинка М.И. Записки / Подгот. и предисл. написал. А. С. Розанов. -М.: Музыка, 1988. 217, [4] е., [8] л. ил. нот. ил.41 .Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Терра-Книжный клуб, 2007. - 413, 3. с.

29. Грищенко Е.В. Струнные квартеты А.К. Глазунова: к проблеме текстологического изучения творческого наследия композитора: автореф. дис. . канд искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2011. - 19 с.

30. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке: исследование. М.: Музыка, 2009.-256 е., нот.

31. Гуляницкая Н.С. Русское гармоническое пение (XIX век). М., 1995.

32. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001. -485 с.5Ь.Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.:Наука. -1977.-605 с.

33. Захарова О.И. «Литургия» ре минор А. Алябьева в ракурсе текстологии // В сб.: Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. - Вып. 6. - М., издание РГБ, 1996. - 88 с. - С. 49-51.

34. Ильин А. Алябьев в Сибири (к 165-летию со дня рождения) // Советская музыка, 1952, №8. М, 1952. - С. 67-69.

35. Ильин И.А. Основы христианской культуры. М.: Эксмо, 2011. - 701, 1.с.

36. Источниковедение истории культуры: сборник статей. Вып. 2 / сост. Э.А.Фатыхова (Окунева). СПб.: Астерион, 2009. - 198 с.

37. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники рос. истории : Учеб. пособие для гуманит. спец. / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О.

38. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т "Открытое о-во". М.: РГГУ, 1998.-701 с. 64.Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. - М.:

39. Сов. композитор, 1978. 512 с. 65 .Киприан (Керн К.Э.), архимандрит. Литургика: Гимнография и эортология. - М.: Крутиц. Патриаршее Подворье, 2002. 150 е., 1. с. ил.

40. Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Моск. Гос. Консерватория, 1996. - 192 с.

41. Кирносова E.H. Метод творческой работы Н.К. Метнера и особенности его художественного мышления (на материале рукописного архива композитора) : автореферат дис. кандидата искусствоведения : 17.00.02. -М., 1996.-26 с. : ил.

42. Климовицкий А.И. О творческом процессе Бетховена. Л.: Музыка. 1979. - 176 с.

43. Ковалев А.Б. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII-XX веков: Специфика жанра и организация цикла: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2004. - 295 с. ил.

44. Коллекция С.И.Танеева. Книги и ноты. Каталог. Часть I. / Ред.-сост. Брежнева И.В. М., 1992. - 127 с.

45. Коллекция С.И.Танеева. Книги и ноты. Каталог. Часть II. Кн. 1. Ноты / Ред.-сост. Брежнева И.В. М., 1992. - 169 с.

46. Коллекция С.И.Танеева. Книги и ноты. Каталог. Часть II. Кн. 2./ Ред.-сост. Брежнева И.В. М., 1992. - 162 с.

47. Красовицкая М.С. Литургика. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. - 303 с.1&.Куликова A.A. Герои отечества: композитор Алябьев и другие: сборник историко-краеведческих очерков Богородского края. Богородск., 2004. - 46 с. ил., портр.

48. Ларош Г.А. Глинка и его значение в истории музыки. М.: Унив. тип., 1867.- 162, 1. с.

49. Лебедева-Емелина A.B. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765-1825) : кат. произведений М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 655 с. ноты.

50. Левашев Е.М. Александр Александрович Алябьев //Вестник истории, литературы и искусства, т. IV. РАН, Отделение историко-филологических наук. М.: изд-ва "Собрание" и "Наука", 2007. - с.410-427.

51. Левашев Е.М. Методология истории музыки в трудах Ю.В.Келдыша. // Келдышевский сборник. Музыкально-исторические чтения памяти Ю.В. Келдыша. 1997. -М.: РИИ, 1999. С. 34-43.

52. ЪЬЛевашев Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова (1825 -1917). Исторический очерк, нотография, библиография. — М.: Независимый Издательский Центр ТехноИнфо, 1994. — 105 с.

53. Левашева O.E. Классики мировой музыкальной культуры. Михаил Иванович Глинка В 2 кн.. М.: Музыка, 1987 и 1988. - 378,[2] е., 1. л. портр.ил., нот. ил.; 350,[2] е., [1] л. портр.ил., нот. ил.

54. Левашева O.E. Музыкальная культура первой половины XIX века // История русской музыки. Вып. I. М., 1990. - С. 20-43.

55. Ливанова Т.Н. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века / сост. Т. Ливанова ; Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств. -М.: Музгиз, 1960-1979. 338, 3. е.; 238, 1. е.; 248, [4] с.

56. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Т.1. Вып. 1. М.: Искусство, 1938. - 360 е., 2 вкл. л. нот.нот.

57. Ломакин Г.Я. Автобиографические записки : Г. Я. Ломакин и его воспоминания / под ред.: Е.М. Гордеевой и С.Г. Зверевой. Джорданвилл, НИ: Свято-Троицкий монастырь, 2006. - 127 с.ил., портр., факс.

58. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века// Из истории русской культуры. Т.4. / Сост. А.Д. Кошелев. М., 1996.- с.13-349 с.

59. Лотман Ю.М. Текст в процессе движения: Автор аудитория, замысел- текст / Ю. М. Лотман // Чтение с листа, с экрана и "на слух" : опыт

60. России и других стран: сб. матер, для руководителей программ по продвижению чтения. М.: РШБА, 2009. - С. 47-70.

61. Львов А.Ф. О церковных хорах и несколько слов о правилах, необходимых для сочинения гармонического пения. СПб.: тип. Я. Трея, 1853.- Юс.

62. Мазель Л.А. Роль секстовости в лирической мелодике // Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. - 328 с.нот. ил. С.55-79.

63. Мартынов В.И. История богослужебного пения Учеб. пособие. М.: Ред.-изд. отд. федерал, архивов, Изд. совместно с фирмой "Рус. огни", изд-вом "АНС", 1994. -237,[2] с.

64. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе. М.: Филология, 1997. - 205,2. с.

65. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: Слух, воображение, духов, быт. М.: Лабиринт, 1993. - 126,1. с.

66. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дис. докт. искусствоведения: 17.00.02. -М., 1981. 381 е.: ил.

67. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., Композитор, 1993.-268 с.

68. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., Музыка, 2010. - 254 с.

69. Металлов В.М. Заметка об Алябьеве // РМГ, 1902, № 39 (29 сентября). -С. 2.

70. Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Репринт, изд. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995. — 150 с.

71. Митина А. О. Неизвестные партитуры Александра Алябьева // Старинная музыка. 2011. №3-4.-М., 2011. С.24-33.

72. Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. Л.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1981. -262 с. нот. ил.

73. Михеева М.В. Архив C.B. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2011. - 259 с. ил.

74. Молева Н.М. Две загадки Повести. М.: ИПЦ СП "Вазар-Ферро", 1991.-79 с.

75. Мострас К.Г., Ойстрах Д.Ф. К вопросу о редакции музыкальных текстов // Советская музыка, 1951 №5. -М., 1951. С.84-85.

76. Музыка и музыкальный быт старой России (На грани XYIII и XIX столетий). Материалы и исследования. JL: Академия, 1927. - 213 с.

77. Музыка и музыканты. Творческие и биографические материалы в фондах и коллекциях рукописного отдела Пушкинского Дома XVVII-XX вв. Указатель. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 425 с.

78. Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007. - 240 с.

79. Мясоедов А.Н. Гармония : учебник для регентов / А. Н. Мясоедов ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, Фак. церковного пения, Каф. истории и теории музыки. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: ПСТГУ, 2009. 239 с.ноты.

80. Мясоедов А.Н. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). -М.: Преет, 1998. 142 с.

81. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

82. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с. нот. ил.

83. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 248 с.

84. Настольная книга священнослужителя. М.: Рус. православ. церковь : Изд-во Моск. Патриархии, 2001. 814 с.

85. Наумов A.A., ред. Каталог духовно-музыкальных сочинений, изданных фирмой П. Юргенсон в Москве в 1874-1918 годах Текст. / ред. А. А. Наумова ; вступ. ст. А. А. Семенюк. М.: Живоносный источник, 2011. -121 е., 1. л. портр. ил., портр., факс., цв. факс.

86. Никитин К.Н. Об одном хоре П.И. Чайковского, считавшемся утерянным // П.И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах / Сост. П.Е. Вайдман, Г.И. Белонович. Вып. 1. М.: ИИФ "Мир и культура", 1995 - С. 136-144.

87. Овчинников М.А. Творцы русского романса. — М.: Музыка, 1988. Вып. 1.-160 с.

88. Одоевский В.Ф. Князь Владимир Одоевский : дневник. Переписка. Материалы : к 200-летию со дня рождения / ред.-сост.: М.П. Рахманова;авт. вступ. ст. и коммент. О. П. Кузина, М. П. Рахманова. М.: Дека-ВС, 2005. - 520, 1. е., 14] л. ил.ил., нот.

89. Паисов Ю.И., сост. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сборник статей и исследований / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Российской Федерации ; ред.-сост. Ю.И. Паисов. Вып.2. М.: Композитор, 2004. - 262, 1. с.нот., табл.

90. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII — начала XX века. Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1989. 319 с.

91. Плотникова Н.Ю. Многоголосные формы обработки древних распевов в русской духовной музыке XIX начала XX веков: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. - М., 1996. - 264 с. + Прил. (166с.: ил.).

92. Плотникова Н.Ю. Русская духовная музыка XIX начала XX века: страницы истории. - М.: б. и., 2007. - 306, 1. с. нот., фот.

93. Потемкина H.A. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода : На примере московской традиции : дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. М., 1999. - 216 с.

94. Преображенский A.B. Краткий очерк истории церковного пения в России. СПб., 1907.-39 с.

95. Проблемы музыкальной текстологии // Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Сб. 45. М., 2003. - 184 с.

96. Протопопов В.В. Русское церковное пение : Опыт библиогр. указ. от середины XVI в. по 1917 г. М.: Музыка, 2000. - 139, 2. с.

97. Путеводитель по кабинету рукописей / Рос. ин-т истории искусств; Подгот. O.JI. Данскер, Г.В. Копытова. Доп. и испр. изд. СПб. : РИИИ, 1996.- 142, 1. с.

98. Путеводитель по фондам. Отдел архивно-рукописных материалов. (ГЦММК им. М.И. Глинки). Вып. 1. -М., 1997.-253 с.

99. Разумовский Д.В. Церковное пение в России : (Опыт ист.-техн. изложения) : Из уроков, чит. в Консерватории при Моск. муз. о-ве проф. Консерватории и членом Константинопольского муз. о-ва Дим. Разумовским. Москва: тип. Т. Рис, 1867-1869. - 380 с.

100. Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. -М.: Просвещение, 1970. 335, 1. е., 8. л. ил.

101. Рейсер С.А. Хрестоматия по русской библиографии с XI века по 1917 г.: Учеб. пособие для студентов библ. ин-тов. М. : Госкультпросветиздат, 1956. - 447 с.

102. Ровенский Г. В. Алябьев в Рязанцах. (История села Рязанцы и других селений прихода церкви Св. Троицы: Ескино, Еремино, Глазуны, Бобры, Афонасово). Наукоград Фрязино Щелково: 2005. - с.35

103. Рожновский В.Г. Синкретизм, взаимодействие, синтез: генезис форм классической музыки. М.: Бослен, 2006. - 205, 2. с.ил., ноты.

104. Розанов В., сост. Богослужебный устав православной церкви: опыт изъяснительного изложения порядка богослужений / сост. Василий Розанов. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2008. 676 с.

105. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века Текст. : в 2 т. / [сост., вступительная ст. и примеч. 3. А. Каменского]. Т. 2. -М.: Искусство, 1974. 646, 1. с.

106. Ручъевская Е.А. Классическая музыкальная форма : Учеб. по анализу. -СПб.: Композитор, 1998. 265, 2. с.ноты.

107. Ручъевская Е.А., сост. Анализ вокальных произведений Учеб. пособие : Для муз. вузов/Е. А. Ручьевская и др.. JL: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1988. - 349,[2] с. нот. ил.

108. Сабанеев Л. История русской музыки. М.: Изд. Работник просвещения, 1924. - 88 с.

109. Сараджев К.С. Против искажения авторского текста // Советская музыка, 1951 № 1.-М., 1951.-с.64.

110. Серов А.Н. Верстовский и его значение для русского искусства // Критические статьи. Т. 3 (1860-1863) / Критические статьи. Т. 1-4. Спб., тип. деп. уделов, 1892-1895. - 2., 1213-1580 е., 4 л. нот.

111. Сконечная АД. Торжество муз Театр, и муз. жизнь Москвы и Петербурга в первой половине XIX в.. М.: Сов. Россия, 1989. - 190, [2] е., [8] л. ил.

112. Скребков С. С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Скребков С.С. Избранные статьи. М., 1980. - С. 17-23.

113. Скребков С.С. Теория имитационной полифонии. Киев: Муз. Укра'ша, 1983. - 144 с.нот.

114. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.-446 с.

115. Соллогуб В.А. Воспоминания. М.: Захаров, 2011. - 526, 1. е., 8. л. ил., портр., цв. ил.

116. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке // А.Н. Сохор. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. 2. — Л.: Сов. композитор, 1981.-295 с. С. 231-293.

117. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика / Г. В. Степанов; Отв. ред. Д. С. Лихачев; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. М.: Наука, 1988 - 380,3. е., 1. л. портр.

118. Столпянский П.Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. 2-е изд. Л.: Музыка., 1989. - 223 с.

119. Творогов О.В. Археография и текстология древнерусской литературы : курс лекций / Российская акад. наук, Ин-т русской лит. (Пушкинский дом). Москва ; СПб : Альянс-Архео, 2009. - 277, 1. с. ил., табл.

120. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / Ред.-сост.: Вайдман П.Е., Корабельникова Л.З., Рубцова В.В. -М.: Музыка, 2003. 944, 1. с.ноты.

121. Теория и практика архивного дела в СССР. Учебное пособие. Под ред. Белова Г.А., Логиновой А.И., Митяевой К.Г., Прокопенко Н.Р. М.: Главн.арх. упр., 1958. - 341 с.

122. Терентьева П.В. Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина «Пещное действо»: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008. - 353 с. ил.

123. Тетерина H.И. Нотные рукописи водевилей и их значение для истории русской художественной культуры // В сб.: Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. - Вып. 6. - М., издание РГБ, 1996.-88 с.-С. 70-73.

124. Тимофеев Г.Н. А.А.Алябьев: Очерки жизни и творчества. М.: П. Юргенсон, 1912.-92 с.

125. Типикон. М.: Изд. Московской Патриархии, 1997. 583 с.

126. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика : Учеб. пособие. -М.: Аспект пресс, 2003. 333, 1. с. портр.

127. Турчин B.C. Александр I и неоклассицизм в России : Стиль империи или империя как стиль / Рос. акад. художеств, Рос. дворян, собр. -М.: Жираф, 2001. 511 с. ил., портр., цв. ил., портр.

128. Тюлин Ю.Н. Произведения Чайковского. Структурный анализ. М.: Музыка, 1973.-274 с.

129. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Шк. "Языки рус. культуры", 1995. - 357 е., 28. л. ил.

130. Ухтомский A.A. О церковном пении : Докл. кн. А. Ухтомского -СПб.: Синод, тип., 1912. 21 с.

131. Фатыхова Э.А. Нотные рукописи А.К. Глазунова : Опыт текстологического исследования : дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб., 2004. - 329 с. ил.

132. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. Т.1. М., 1929. - 103 с.

133. Фирсова Н.Ф. Нотные автографы раннего творчества А.П. Бородина: Опыт текстологического исследования : дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб., 2000. - 200 с. + Прил. (с. 201-354 : ил.).

134. Фишман H.JI. Расшифровка книги эскизов Бетховена за 1802—1803 годы. М.: Музгиз, 1962. - 188 с.

135. Фишман H.JI. Книга эскизов Бетховена за 1802-1803 годы: Исследование и расшифровка H.JI. Фишмана. М: Музгиз., 1962. - 341 с.

136. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // П. Флоренский. Христианство и культура. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. -663, 2. е.; С. 508-520.

137. Фролова E.B. Берлинский архив М.И.Глинки. М.: Композитор, 2006. -175 с.

138. Фролова Е.В. Рукописи и материалы М.И. Глинки в Берлинской государственной библиотеке : дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02. -СПб., 2005.-207 с.ил.

139. Хавторин Б.П. У истоков профессиональной музыкальной культуры Оренбургского края: Александр Алябьев // Вестник ОГУ №9, 2006. С. 159-166.

140. Хвоина ОБ. Камерно-вокальные жанры в России Пушкинской поры: к проблеме романтизма в русской музыке.: дис. . канд. искусствоведения. -М., 1994.-229 с.

141. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. — М.: Сов. композитор, 1983.-280 с.

142. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001. -496 с.

143. Хохлов Ю. Незавершенные сочинения Шуберта и попытки их завершения // В сб.: Наука о культуре: итоги и перспективы. Научно-информационный сборник. - Вып. 6. - М., издание РГБ, 1996. - 88 с. -С. 41-45.

144. Церковно-певческая терминология // О церковном пении. Сб. статей. / Сост. О.В. Лада. М.: Талан, 1997. - С. 106-118.

145. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М.: Музыка, 1964.- 159 с.

146. Чередниченко Т.В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1., М.: Музыка, 1988.-с. 43-68.

147. Чесноков П.Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. М.-Л.: Музгиз, 1940. - 220 е., 3 вкл. л. нот и табл.ил., схем., ноты, табл.

148. Чигарева Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. Изд. 3-е, испр. и доп-М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 279 с. ил., нот., портр.

149. Чусова М.А. Последние годы жизни Алябьева A.A. // Московский журнал, № 8, 2002. М., 2002. - С.48-52.

150. Шабалина Т.В. Рукописи И.С. Баха: Ключи к тайнам творчества. -СПб.: Logos, 1999.-438, 1. с.ил. нот., факс.

151. Штейнпресс Б.С. A.A. Алябьев в изгнании. М., 1959. - 148 с.

152. Штейнпресс Б.С. Биография «Соловья». М., 1968.

153. Штейнпресс Б.С. Страницы из жизни A.A. Алябьева. М., 1956. -404 с.

154. Щербакова Т.А. Из истории русской музыкальной текстологии: Очерки: Учеб. пособие. Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2001. - 113 с.

155. Щербакова Т.А. Музыка быта и русская профессиональная музыкальная культура XIX века: дис. . докт. иск. Минск, 1986. - 441с.

156. Юргенсон Б.П. Тематический каталог произведений П. Чайковского -Catalogue thematique des oeuvres de Р. Tschakowsky. — Репринтное издание 1897 г. — СПб.: Альфарет, 2007.

157. Baselt В. Verzeichnis der Werke Georg Friedrich Händeis (Händel-WerkeVerzeichnis). Basel-London, Barenreiter Kassel, 3 vols. 1978, 1986. Leipzig: Dt. Verl. für Musik, сор. 1986. - 300 S.

158. Deutsch O.E. The Schubert Thematic Catalogue. Dover Publications. 1995,-567 p.

159. Gardiner A. The theory of Speech and Language. Oxford, 1951,- 170 p.

160. Hoboken A.J. Haydn, Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis. 3 vols. Zürich, 1957, 1972, 1977.

161. Karstädt G. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Dietrich Buxtehude: Buxtehude-Werke-Verzeichnis (BuxWV). Breitkopf & Härtel, Wiesbaden 1974.

162. Kochel L.A.F. Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke Wolfgang Amade Mozarts. Wien, 1862.

163. Алябьев А. Литургия св. Иоанна Златоуста ре минор: Для мужского квартета (или хора) без сопровождения / Предисловие и примечания О. И. Захаровой. М.: Музыка; Издательство Православного Центра «Живоносный источник», 2002. - 68 с.

164. Всенощное бдение: для женских хоров / под ред. Е.Ст. Азеева. СПб.: П.М. Киреев, 1913.-44 с.

165. Всенощное бдение: для малого смешанного хора / под ред. В. А. Фатеева. Петроград: П.М. Киреев, 1914. - 68 с.

166. Всенощное бдение: для трех мужских голосов / в перелож. и ред. А.Е. Туренкова. Петроград: П.М. Киреев, 1916. - 96 с.

167. Из Постной Триоди: для небольшого смешанного хора / под ред. Е.Ст. Азеева. СПб.: П.М. Киреев, 1912. - 94 с.

168. Из Постной Триоди: для трех и четырех мужских голосов / в перелож. и ред. Е.Ст. Азеева (издан как «Постная Триодь»). Петроград: П.М. Киреев, 1917.-82 с.

169. На Литургии: для небольшого смешанного хора / под ред. Е.Ст. Азеева. СПб.: П.М. Киреев, 1912. - 60 с.

170. На Литургии: для небольшого смешанного хора / под ред. И.Г. Ельцова. Петроград: П.М. Киреев, 1915. - 70 с.

171. На Литургии: для трех мужских голосов / в аранж. и ред. Г.Я. Извекова. -Петроград: П.М. Киреев, 1915. -216 с.

172. Песнопения из Всенощного бдения: для небольшого смешанного хора / под ред. М.А. Лагунова. СПб.: П.М. Киреев, 1911. - 48 с.192

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.