Духовно-нравственное становление личности героя в диалогии И. С. Шмелева "Богомолье" и "Лето Господне" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Чумакевич, Э. В.

  • Чумакевич, Э. В.
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1993, Минск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 196
Чумакевич, Э. В.. Духовно-нравственное становление личности героя в диалогии И. С. Шмелева "Богомолье" и "Лето Господне": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Минск. 1993. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Чумакевич, Э. В.

I ГЛАВА* И»С.Шмелев г своеобразие творческой индивидуальности, СЛ

П ГЛАВА* Религия и личность: духовное становление героя.* , С,

Ш ГЛАВА. Жанр, стшгь - убеждения. . . * С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное становление личности героя в диалогии И. С. Шмелева "Богомолье" и "Лето Господне"»

Творчество Иваиа Сергеевича Шмелева* обширное я многогранное, по целому ряду причин оказалось дочти неизученным, □о нецу нет ни одного обобщающего исследования в нашем литературоведении, как нет и полной биографии писателя* Наиболее авторитетные исследования творчества И.С.Шмелева изданы за границей.^ Современный исследователь творчества И*С.Шмелева может танке ознакомиться с отзывами писателей-эмигрантов о произведениях Ивана Сергеевича.2 В России же осталась автобиография, переписка писателя и оценка критикой его дореволкь га двойного творчества*

1 Ильин И,А. Творчество И.С.Шмелева //Ильин И*А* 0 тьме ж просветлении,* ААонхен, 1959; Цутнрнна Ю.А* Иван Шмелев*- Париж, 1960; Кутнрина Ю.'А*- Трагедия Шмелева //Слово,~1991*Ч6 II. в ДР. Адамович Г* Вклад русской эмиграции в мировую культуру.- Париж, 1961; Алданов М.1 0 положении эмигрантской литература // Современные записки.-Париж, 1936.XI; Зайцев Б*1 Мои современники /Дон*'-1990*-#10; Куприн ¿«И. К 60-летив И. С .Шмелева.//За рулем^ариж, 19вЗ*-7дек.; В(уромцева-Б^нина В.Н. Жизнь Бунина, 137 0-1906; Беседы с памятью.-й., 1989; Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сб.от. - Юонхен,195в; Струве Г. русская литература в изгнании.-Париж, 19в4. и др.^

3 Измайлов А* Темы и парадоксы. Иван Шмелев //Биржевые ведомости.-1915.-19о кг. # 15157; Горбачев Г. Реалистическая проза 1910-х годов и творчество Ивана Шмелева // Шмелев И. Забавное приключение.-Ы., 1927; Новости детской литературы,- 1918.» #5; Львов-Рогач евский Е» Творчество И. Шмелева // Ежемесячный яурнад,^1915.-*6; Лундберг г. Рассказа Ив. Шмелева// Заветы.-1914.- *1.-разд. 0; Вяткин Г* И,Шмелев-художник /Дгро.-Харь-ков,-1914.-25 нояй,- Л 3499; Крайний Антон, Журнальная беллетристика //Русская мысль. -1913. .-разд.ОТ. и др.

Неразработанность вопросов, связанных с литературной деятельностью писателя, объясняется, на наш взгляд, следующим.

Эмиграция из России в опубликование £ 1923 году эпопеи "Солнце мертвых*, поставили писателя в ряд врагов советской власти. Он и в действительности им был, ибо не ног ев понять, ни простить Оольлевикам расстрел единственного сква» так же* как убиение сотен тысяч ни в чем не повинных мирных жителей« Позиция открытого противостояния И» С.Шмелева новому рехицу в России вызвала ответную реакцию: было наложено идеологическое вето на издание» изучение и популяризацию дореволюционных произведений писателя*1 Имя И,С.Шмелева на несколько десятилетий было предано забвению*

С творчеством И.С,Шмелева периода эмиграции русские читатели смогли познакомиться только в конце 1980-х годов» ког~ да» наконец, била обнародована правда о революционном терроре и рухнула догма атеизма« Наступившее вслед за этим изменение общественного сознания сделало возможным публикацию наиболее значимых произведений писателя, написанных за рубежом: "Старого Валаама", "Солнца мертвых"♦ "Крымских рассказов", "Богомолья" и "Лета Господня" V

Таким образом, задача современного литературоведения состоит, прежде всего, в преодолении искусственно возникшей разделенное™ творческого наследия И. С.Шмелева на два периода. Шмелев И, С* На скалах Валаама* За гранью мира,- М. ,1397; Шмелев И.С* /Рассказа/: В8т. - М. ,1912-1917. - Т, Ш-1У.-Н*, 1918*

Необходимо определять общие для всего творчества писателя художественные закономерности, этапы развития мастерства, ггроследить эволюцию его взглядов и убеждений^ Нужно, чтобы творчеству й. С.Шмелева было отведено, наконец, подобающее место в плеяде русских писателей И века,

А пека положение о изучение» творчества этого писателя в современной литературоведении следующее.

Дореволюционная критика, с одной стороны, представлена несколькими авторами, упрекавшими И,С.Шмелева в излишнем пристрастии к использованию детали в обрисовке быта /А. Бурнакнн, А.Ожигов, МЛеввдов /, с другой стороны, в статьях Н/Клеотсн-ва /Ангорского/, Н.Коробки, А* Детзмана, В. Львова-Рогачеэско-го высказывалась точка зрения, что творчество писателя охре заурядного бытовизма и несет глубокое содержание*'

Оба противоборствующих лагеря /модернисты-реалисты/ критиков были едины в одном: никто из них не посягал на христианское православное мировоззрение Шмелева, так как { вера была в то время естественным состоянием и неотъемлемой I

частью русской жизни* Речь шла исключительно о мастерстве писателя и художественной ориентации его творчества* Таким образом, в наследство от дореволюционного литературоведения нам достались не окрашенные идеологией отзывы о произведениях И. С.Шмелева?

Официально "вспомнили" об И.С*Шмелеве в 60*-х годах*' О 1960 по трижды издавались сборники его рассказов дореволюционного периода, составленные соответственно требованиям господствующей идеологии. Центральное место в них отводалось повестям "Человек из ресторана" и "Гражданин Уклейккн", а в кратких предисловиях И. С «Шмеле в представлялся как обличитель самодержавия, заступник обездоленных. О православной вере в жизни и поведении героев произведений писателя, лнтераг-туроведы старались или не упоминать вообще, или толковала их как досадное недоразумение и слабость мировоззрения И.С.Шмелева. 1

Такая же тенденция замалчивания православного мировоззрения писателя сохранялась и в 1989 году, когда впервые в России были изданы "Богомолье" и "Лето Господне", в которых Православие - основа всего.1 Тем не менее, автор предисловий к 2-х-том-нику ЖСЛмелева и к его ^Избранному" О.Н.Михайлов дает лишь цитатн из работ И. А. Ильина и Б* Зайцева, в которых прямо говорите^ о вере и Боге в жизни и творчестве писателя,

Только о 1990 года постепенно стали появляться статьи отечественных литературоведов, в которых о православном мировоззрении И.€*Шмелева говорилось спокойно и открыло. Лучшими в атом смысле, на нага взгляд, можно назвать работы Е.Осьмини-ной, в исследованиях которой творчество И«С.Шмелева рассматривается с позиций органического единства бытового содержания и православного мировоззрения.

1 Блюм А* Запрещенная книга о Валааме//Север.~1971»Ч* 2; Дунаев М.М* Творчество И.С.Шмелева периода Первой русской революции//!^, лит .4* 1*-1976; Дунаев М.М. Работа И. С.Шмелева над повестыо "Человек кз ресторала'У/Научн.докл.нысм.ик.-Филол.науки.-1978.-Л I; Дунаев Ы*М» Достоевский и Шмелев// Достоевский: Материалы исслед.-1,,1978; Дунаев М.М* Своеобразие творчества И*С»Щмелева: К проблеме "бытовизма" в произведениях пиоателя//Рус.лит.-1978.-Л I.

Включение произведений И.С.Шмелева в школьную программу вызвало появление нескольких статей в журнале "Литература в школе", а также в других периодических изданиях*1

В целом же, критические исследования творчества писателя на данном этапе носят характер представления читателю малоизвестного автора. В литературно-художественных журналах продолжают выходить отдельные расе казн И. С. Шмелева, его публициста~ ческие статьи« подборки инеем разных периодов жизни и творчества с краткими предисловиями публикаторов.

Все вышесказанное обусловило выбор автором диссертации темы "Духовно-нравственное становление личности в дилогии "Богомолье" и "Лето Господне" И* С.Шмелева".

В диссертационной работе ставится цель; анализируя указанные произведения И»С«Шмелева» проследить становление, формирование в душе ребенка нравственных качеств на основании православной религии. Это реализуется по следующим направлениям.

1 Борисова Л. "Сказка - ложь"//Наш современник.-1990.-М1; Борисова Д.» Казарин В. "Там у нас есть маленькая дач к а "//Лит. Россия*-1991--14 сент+-№7; Горюнова Р-Н. Жанровая специфика эпопеи И* С.Шмелева "Солнце мертвых"//Йаучн.докл. выел, шк.// Фнлол*науки*-1991.'-№4; Дудияа Л.Н. Образ красоты в повести И.С.Шмелева "Богомольеи//^ус.речь.-1991.-Ш; Ефимова Е*С. Священное, древнее, вечное*.«:Мифол* мир "Лета Господня": О романе И-С.Шмелева/Дит*в шк*-1992*^яв/4; Цузичева А.".Лето господне благоприятное"//^ обоэр.-1989.-16окт.- М1;Ось-ми нша Е. Иван Шмелев - известный и скрытый.//Москва,-1991.-М; Осьминина Е. Шмелев: трагедия в Крыму/Дон»-1990»-Л11; Миронова Е.В, "Сердце свое слушай": К изуч.произведений И,С,

Шмелева в У кл. //Лит, в ик.-1992.-*3/4; Смирнова М. И.С*Шме-лев //Согласие.-199 а

Учитывая автобиографический характер анализируемых произведений, автор сочла нужным начать исследование с биографических данных писателя, без знания которых невозможно понять логическую последовательность в развитии творческого пути И. С. Шмелева*

Б работе отмечается книга очерков нНа скалах Валаама11 как важная веха в вдейно~нравственном становлении молодого писателя, работа над которой окончательно укрепила И. С, Шмелева в истинности православного вероучения» Не случайным является и обращение писателя к творчеству для детей, что было, по сути, поиском христиански-чистых душ, радостных, светлых чувств и помыслов в окружающем мире.

Касаясь творчества И.С.Шмелева периода Первой русской революции, автор диссертации констатирует отношение писателя к революционерам как к романтическим героям, благородным борцам за народное счастье* На фоне такого отношения к ним ярче проступает последующая Трагедия И.С.Шмелева, тяжелые переживания, утрата иллюзий и пронесенная через все испытания святая вера. События кровавого террора отражены писателем в эпопее "Солнце мертвых". Это произведение, по мнению автора диссертации, явилось своеобразным трамплином к созданию "Богомолья" и "Лета Господня*1. В нем духовное начало в человеке столкнулось с жестокостью и* как кажется автору, зто заставило И.С.Шмелева обратить внимание на свое детство, на то, что его окружало, способствовало его формированию как личности.

Далее в диссертационной работе подробно рассматривается проблема влияния религии на становление личности героя, на процесс "душестроительства", показанный И. С*Шмелевым* При этом э особое внимание уделяется той среде /религиозной, бытовой/, в которой растет мальчик, а также исследуются вопросы о народных и религиозных праздниках, обычаях и поверьях, языческих верованиях и представлениях в их связи с Православием и влияние на формирование духовного оклада человека, его благочестивых

Л/М нравственных качеств. ^

Художественные средства, употребляемые писателем для создания произведений,- важный составляющий фактор полного раскрытия теми диссертационной работы* Рассмотрена проблема существует ли связь - влияние, взаимовлияние - религиозного начала произведения на стиль, язык, композицию и другие художественные особенности творческой манеры писателя. Произведения "Богомолье4 ж "Лето Господне" рассмотрены с точки зрения того нравственного воздействия, какое они могут оказать на современного читателя, на подрастающее поколение*

Структура диссертационной работы, направление доследования, подход к решении поставленной задачи обусловлены как спецификой самой проблемы, так и уровнем ее разработанности. Отсутствие исследований обобщающего характера вынувдадо автора обращать внимание на, казалось бн, мелкие и незначительные вопросы. Это делалось для того, чтобы полнее и глубже рассмотреть проблемы творчества И.С.Шмелева.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка представить И« С.Шмелева как истинно православного писателя; в анализе его произведений с позиций религиозного мировоззрения, как они и были написаны авто* ром; в соотнесении религии и реальной жизни, где Православие не догма, а основа нравственных, эстетических впечатлений человека и этических норм поведения в обществе; в показе формирования личности героя на основе христианской морали.

Все перечисленные автором положения выносятся на защиту. Обоснованность научных выводов определяется тем, что диссертация является результатом научного анализа исследований наиболее авторитетных литературоведов, философов, ученых, писателей /Й.А,Ильин, Ю.А.Кутырнна, Б,Зайцев, Г.Адамович, 0,Михайлов, ЁфОсьминина, М+Дунаев и др*/, а также трудов в области детской психологии, этнографии, фольклористики, древнерусской литературы» теории литературы, истории и развития Христианства на 1Усн и самой религиозной сути православия.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов литературы XX века, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству И.С.Шмелева, при дальнейшем исследовании шмелевского литературного наследия, а также как методическое пособие для школьных учителей при проведении уроков.

Некоторые положения диссертации изложены в научных докладах на конференциях и опубликованы в виде тезисов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Чумакевич, Э. В.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В рамках одного исследования исчерпать теоретические проблемы, касающиеся творчества И* С .Шмелева, невозможно* Поэтов внимание сконцентрировано на главном аспекте темы - анализе автобиографической дилогии писателя - "Богомолье* и "Лето Господне". Поцутно затрагивались и другие проблемы* Некоторые из них, к сожалению, не могли быть детально разработаны, но важно, что они затронуты и ищут своих исследователей* Что же касается данной работы, ее практической значимости, предмета исследования, дальнейшего перспективного развития изучения творчества И.С.Шмелева, то наши выводы следующие,

В первой главе диссертации "И*С*Шмелев: своеобразие творческой индивидуальноетн" даются биографические сведения о писателе, без знания которых невозможен анализ его "воспоыива-телышх" произведений* Это важно еще и потоку, что и творчество, и жизненный путь И.С.Шмелева недостаточно известны и читателям, и исследователям. Так, современные критики, пишущие

0 нем, не имеют единого мнения по некоторым фактам биографии писателя. *

В первой главе диссертации отмечается, что формирование будущего писателя происходило в патриархальной семье, вся жизнь которой сверялась по заповедям Православия* Тесный контакт мальчика с представителями народных масс определили его любовь и знание фольклора, что впоследствии нашло отражение в

1 Лавров Б.В. Оотров светлый, остров чудный./Аосква.-1990.-#9*-С.77-78; Ооьмшшна Е. Иван Шмелев - известный и С1фытый. /А(осква.-199Х*-№4.-С. 204-207. произведениях писателя, помогло понять духовные устремления русской нации.

Рано проявившиеся литературные способности, послужили поводом попробовать себя на поприще литературной деятельности. Важной вехой в становлении жизненного мировоззрения, стала для Я.С,Шмелева книга очерков "На скалах Валаама"/1897/ -своеобразное свидетельство истинности и торжества Православия перед несостоятельностью, появившихся тогда, атеистических взглядов.

После десятилетнего "молчания'*, вызванного неудачей с изданием этого произведения, Л.С.Шмелев вновь начинает творческую деятельность с написания детских рассказов /ИК солнцу" /1907/, "Гаосан и его Джеяди"/1906/ и повести "Служители правды VI906/, Он становится постоянным автором журнала "Детское чтение".

Творчество И.С.Шмелева периода I русской революции обнаруживает романтические представления писателя о революционерах как о благородных спасителях народа. Воспитанный в православной вере, И.С.Шмелев старался видеть в людях только хорошее, был далек от политики. Однако он смог правдиво отразить состояние души участников событий, с тревогой и страхом относящихся к одиночкам-террорястам того времени.

Революционные потрясения 19 Г? года тяжело сказались на семье писателя. Его единственный еда был расстрелян в Крыму как офицер белой армии, а сам И.С.Шмелев пережил террор и голод. Эти события, по мнению автора диссертации, являются определяющими в дальнейшем творчестве и судьбе писателя. И.С.Шмелев старается осмыслить, в чем цричина трагических испытаний, обрушившихся на страну и каждого ее жителя. Как православный народ мог впасть в такую жестокость по отношению друг к другу? При этом писатель обобщает происходящее, мыслит глобальными категориями, делает философские выводы о покаянии и возмездии за свершившееся зло.

Горький опыт пережитого в Крыму определил в дальнейшем тематическое направление творчества И,С.Шмелева, А именно его возврат к детским рассказам и повестям. Писатель стремится отразить чистые, светлые чувства, искренний мир детства, торжество добра и справедливости.

Во второй главе "Религия и личность: духовное становление героя" рассматривается духовное становление личности героя на основе православной религии. Возможность такой постановки вопроса представилась лишь недавно, так как при атеистическом мировоззрении, произведения И.С.Шмелева трактовались бы как бессмысленные и вредные. 3 этом новизна данной работы,

Богомолье" и "Лето Господне" последовательно раскрывают этапы формирования духовных качеств ребенка, а в целом - самобытного строя русского национального характера. Прослеживая рост, наполнение и развитие души ребенка, писатель делает философские выводы об основах человеческого бытия и состояния окружающего мира. С. Шмеле в показывает православную атмосферу, в которой складывается характер героя! среду, обстановку, быт. Причем, семья, ее проблемы и нравы в ней, представляются типичными для того времени. Особое, присущее автору бытописание под религиозным углом зрения, способствовало осуществлению цели автора: показать процесс становления личности ребенка под влияние*; веры, национального, духовного и культурного наследия*

Мера всего сущего у й. С .Шмелева - Бог. Бог - /в переводе-Сущий/ означает для человека его внутреннюю суть, его собственную, еще не достигнутую высоту, бесконечно высокий образ, по которому он создан.

В библейском религиозном сознании человек - существо растущее, существо еще не ставшее, но становящееся. ЯИ до тех пор еще не ставшее, не совершенное, до каких не осуществлена его связь со всеми и ответственность за всех. Только у целостного существа, строго отвечающего за каадое свое движение, чувствующего даже, что наздый наш шаг отдается на звездах, возможна абсолютная свобода*.1 Свобода поступков человека без учета их влияния на окружающих, есть уже сама по себе, несвобода духа, а для существующих рядом людей, - это анархия, хаос, смерть. Свобода без моральной религиозной основы порождает *войну свобод", Чтобы такого не произошло, И.С,1Имелев призывает не строить то, чего нет, не переделывать мир, а обнаружить то, что есть в глубине душ каждого человека, но скрыто от внешнего глаза. Религиозное сознанью хочет познать мир до его бессмертной сути з научиться жить в согласии с этой тайной сутью»

К.Леонтьев утверясдал, что святым просто доброго, честного, исвреннего и милосердного человека, если его чувства не подчинены власти Бога, назвать нельзя. "Здесь, на земле,- писал он,мораль гложет держаться только верой в вечность* Без высших о ценностей она деградирует".

1 Ыинкина 3. Противостояние на плоскости.//Лит.газ.-1992.-М,-22 янв.— С.4.

2 Сивая А. Всадник русского ааокалипсиса6//Лит.газ.-19$1^-М6.-20 нояб.-С,5.

Словосочетание "раб Божий* означает у И.С.Шмелева служение своему высшему началу - Сути своей. Рабство своеьзу внутреннее Богу - добровольное рабство любви, освобождение от которого смерти подобно. Для человека, не служащего свое^ высшему "я", не верящего в его существование, начинается то самое "все позволено", что так ужаснуло писателя в Крыму 20-х годов.

Религия в переводе значит связь. Имеется в виду, что человек есть существо, связанное со всем живым. Обнаружить эту вселенскую связь всех со всеми, - и значит быть религиозным. Религиозное сознание - это трепетное, благоговейное сознание, ощущающее веоь мир своим собственным сердцем. Человек в понимании И.С.Шмелева — существо, не замкнутое на себе самом, существо, измеряемое бесконечности», призванное отвечать за этот мир* Цель жизни человека - обожение, но оно возможно не раньше, чем человек познает свое реальное единство со всем, что дышит, со всем, что есть; не раньше, чем он найдет свое место в таинственной космической иерархии.

Особый упор И.С.Шмелев делает на то, что Православие -религия любви, основанная на свободе духа. Без энергии любви не может жить даже очень сильная личность. По словам Сократа, "разум дуст и слаб, если он не освещен светом любви",*1 Христианская любовь к ближнему и окружающему миру пронизывает произведения И»С,Шмелева, сообщая им великую силу воздействия на читателя, делая их ценным воспитательным материалом для будущих поколений. Античные философы /тексты/.-М* ,1935,-0,212,

Религия всегда была для человека отдушиной, областью, куда он воспарял, где избавлялся от социальной одномерности* Произведения И. С.Шмелева возвращают нас к измерению Вечности. Поистине страшна та полная духовная дезориентация, когда человек стал стцдиться "человечности", прятать приметы духовной жизни. Книги И.С.Шмелева возвращают добру его истинное место -первейшее, вечное. Читатель проникается Шмелевеким религиозным мирочувствованием: жизнь в виду неба, жизнь, измеряемая бесконечностью.

Православие обращается к дутое и разучу каждого человека, укрепляет в нем веру в добро и тем самым стабилизирует общество, С религиозной точки зрения, бороться следует с грехом, а не с грешником, со злом, а не с носителем зла. Религия усматривает в нации духовную категорию. Недаром А.Елок говорил, что Россия для него "лирическая величина",1

Итак, религиозная духовность, глубоко верующие взрослые, окружающие мальчика - героя произведений И.С.Шмелева, играют определяющую роль в его развитии* Среди них, главную - "праведный "человек, воспитатель Горкин, который в своих действиях руководствуется исключительно православными заповедями, применяет "педагогику" любви и добра. Писатель обнаруживает тонкое знание детской психологии, описывая проблемы, волнующие маленького героя дилогии. Таковыми являются интерес к жизни ушедших поколений, тема смерти, эффект замедленности и объемности времени, свойственный детству.

И,С,Шмелев дает модель воспитания, в основу которой поло

1 Елок А.А. Собр.соч» в а-ми т.: Дополн.том - Записные книжки, 1901-1920.-М- ,1965. 86. жена православная мораль. Вера в Бога для мальчика не нудная повинность, а ежедневный праздник служения. Герой черпает в религии огромную силу, ему хочется еще и еще прикоснуться к чистоцу, светлому, ^дроыу и справедливому, что несет с собой истинная вера. Настроенность на любовь и добро - великая заслуга Православия, воплощенная писателем в его произведениях. Он доказывает, что учение Христа логично и вполне доступно детское восприятию, И.С.Шмелев, развивая сюжет своих произведений, событиями из жизни героев последовательно подтверящает истинность казной из десяти заповедей Христа, Чудеса, происходящие в поездке на богомолье, доказывают силу к справедливость Бога.

Вместе с тем, писатель-реалист, ничего не скрывая к не приукрашивая, показывает, как сталкивается учение Христа и повседневная жизнь людей. Этот вопрос решается А*С.Шмелевым в пользу религии, истинность и нравственность которой противопоставляется изначальной слабости человека.

Благодаря множеству историй религиозного содержания и толкованию значения всех, упошнутьсс в "Богомолье" и "Лете Господнем" православных праздников, а также катехиэисной форме построения текста, книги И.С.Шмелева можно использовать как своеобразную "Детскую Библию".

Лного внимания писатель уделяет эстетическим впечатлениям, художественно развивающим ребенка. Сюда можно отнести и наслаждение картинами природы, и восприятие прекрасной архитектуры храмов, иконописной живописи, атрибутов богослужения, и восторг от церковного пения и емких "святых" изречений Писания, рассказы об Угодниках, подвижниках и праведниках. В основе эстетических чувств мальчика лежит христианский взгляд на мир как единое целое, любовь ко всему живому, чувство благодарности и радости жизни.

По ходу своих произведений писатель пытается выстроить некую духовную основу, соединяя древнерусское язычество, Православие, фольклор, обряды и праздники. Изображая православный лик родины, И,СЛ11мелев показал, что истоки у народа просты, чисты и бесхитростны. Он отмечает уникальную для России особенность: смешение Христианства и язычества, что отразилось в праздниках,, поверьях, приметах и русском фольклоре: пословицах, поговорках, песнях, загадках, устных рассказах, Язнческие эле-* менты верований древних славян, переплетаясь с Православием, вносили известную долю мистики, красочности, поэтичности, развивая тем самым воображение героя, способствуя его духовному становлению.

Об И.С.Шмелеве необходимо говорить как о яркой индивидуальности в русской литературе, выразившейся в творческой манере, стиле, композиции его произведений, и особенно, в языке. Автору диссертации представляется важным установить некоторые закономерные связи мелщу выбором форщ повествования и социально-общественной, философской и эстетической концепцией писателя, особенностями его дарования.

Поскольку жанр "Богомолья" и "Дета Господня" не определен в нашем литературоведении, в третьей главе диссертации делается попытка его установить. Анализируя произведения, автор приходит-к выводу, что "строительной единицей" исследуемых произведений И.С.Шмелева является рассказ, а в целом и "Богомолье", и "Дето Господне1* - это повести в рассказах.

Композиция и стиль, по замнслу автора, подчинены идее торжества православной духовности и нравственности.

Художественная манера Я.О*Шмелева обманчива своей кажущейся простотой. Незначительные, на первый взгляд эпизоды, в определенный момент оказываются сконцентрированными вокруг главной мысли, которую выделяет автор. Подобный принцип объективного изображения действительности, при кажущейся легкости, требует от художника совершенного мастерства. Творчество И,С. Шмелева характеризует постоянный отбор художественной детали при увеличении ее емкости.

В диссертации отмечена тщательная работа писателя над языком своих произведений. Слово у И „С «Шмелева - великая сила, живая плоть его идей. Православная основа русской жизни определила собой принципы и приемы словесно-художественного изображения* Кроме общеупотребимых, писатель применяет и дополнительные средства: употребление с заглавной буквы слов, обозначающих всё, связанное с религией и Богом; обилие церковно-сла-вянской лексики; частые многоточия, разрядка наиболее значимых, по мнению автора слов, а также звукоподражательных слов и сдвоенных существительных, прилагательных и глаголов, усиливающих значение описываемого,

Изредка встречающийся в произведениях И.С.Шмелева юмор, монно условно определить как "христианский". Особенностью его является применение в жизненных ситуациях доброй шутки, ласкового подтрунивания, цель которых - не обидеть человека, а обратить внимание на его недостатки. Едкая ирония и сарказм совершенно не свойственны писателю.

Несущие в себе добро и любовь произведения И.С.Шмелева, утверждают, что форшрование положительных черт личности связано с религией.

Завершает диссертацию рассмотрение вопроса о значении творчества Л.С.Шмелева для современного читателя, особенно для молодежи.

Произведения И.с.Хмелева и в конце XX века не утратили своей актуальности. Проблемы, затрагиваемые в них, находят горячий отклик в душах читателей. Вопрос о нравственности общества и отдельных его членов очень остро стоит в наше время. Книги Я*С.Шмелева проповедуют добро и убедительно демонстрируют абсолютно противополоннне современным нравственные устои, показывают просветленные душ. По словам ЭД.Шнтеня "Наша душа.,. - единственная причина и распорядительница своего счастливого или бедственного состояния".1

И.С.Шмелев учит исцелению добром. Нравственное возвышение, самосовершенствование - главный смысл его произведений. По его мнению, Православие оградцает человека от зла, учит ответственности за свои поступки и помыслы.

Воспитательная функция произведений >1.С,Шмелева объеша и многогранна. Одной из очень ваяных тем в них является теш неразрывного существования человека и окружающей среды. Нужно, чтобы дети вырастали без хищнической уверенности в том, что мир сотворен только для людей. По православному учению, все живое на земле имеет равные права на существование. Книги И.С. Шмелева возвращают читателя к этой утраченной иудрости.

I Слово о книге: Афоризмы.Изречения.Литературные цитаты.- М., I964.-C.I93.

И, С.Шмелев - это совершенно уникальная величина русской культуры. Он необходим нам именно сейчас, когда та Россия и связанный с ней определенный тип национального самосознания, канула в прошлое* Иоторичееная память о прошлом и взгляд в будущее - при кажущейся их полярности - понятия неразрывно связанные. Одно проверяется другим, живой ток времен проходит через настоящее, через наши умы и души, через наши дела и планы, 'Л, обращаясь к истории, мы обращаемся к своим истокам, к опыту переустройства общества, чтобы находить верные пути движения вперед. Но решение духовно-нравственных проблем «изни не может быть простшл возвратом к прошлому. Здание 1ультуры должно опираться на прочный фундамент, каковым является все лучшее, что выработано человечеством. Творчество И. С.Шмелева в этом смысле является сокровищницей положительного духовного опыта*

Действуя сознательно, Л.С.Шмелев собрал и представил читателю только хорошее о России и ее народе. Как бы отвечая сегодняшним ораторам, писатель предлагает находить и отмечать в жизни, в первую очередь, положительные моменты, опираться на добро, созидать, а не разрушать. Развитие истории показало, что никакие знания о мире, никакой прогресс науки и техники не в состоянии восполнить дефицит нравственных кагаеств, сила которых раскрывается тем полнее, чем большее число людей руководствуется ими в своем мировоззрении. Разложение морали ведет к падению общества и измельчанию человека* От этого предостерегает И.С.Шмелев, наблюдавший в истории России период полного отсутствия морали и жестокое попрание нравственных норм. Своими произведениями писатель утверждает, что в искусстве истинные художественные ценности неотделимы от нравственных и эстетических. Тем более в русском искусстве, которое наделено великой духовной силой и, само став этой силой, помогает народу в трудных испытаниях, наиболее полно выражает его душу, бережет его.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Чумакевич, Э. В., 1993 год

1. Шмелев И.С. Сынам Отечества; Вечный завет; Для России; Памяти "непреклонного*. Д.убл. и послесл,Е.Осемининой.//Слово.-1991.-.B9.-C.80-84 Шмелев И. Душа родины: ¡Из публицист.наследия ру с, писателя] /

2. Иван Шмелев» //Кубань.-1991.-Д8,-С* 2-5, Шмелев И. Да сохранит тебя сила жизни: Публ.писем писателя к сыну, 19Г7г«Д1редаол. и подг.к печати Г,Грвдива[// Слово .—1991, -&12, -С.78-82. Шмелев И. Рассказы: Про одну старуху; Кровавый грех; прогулка*/

3. Предисл.Ивана Ил ъина/Л>ность.-1990. -МО,-С. 48-61. Шмелев П. Русская песня; У дьявола на пиру; Рубек: Рассказы./

4. Шмелев И. 1й>езд в Париж,//вовремешше запжжи.-Лариж,1926*-Л1. Шмелев И, Бессердечная культура./Вступ.ст. и публ.Е.Осьмини-ной//С лово. -1992. , -С.6-10. П

5. Аннинский Д. Михайлов 0. К дубина, и икона?¡Диалог./Лит.газ,1989.-18 онт./*42/.-С,5.

6. Библия: Книги священного шгсанич Ветхого и Нового заэета.-Мн,,1990.-1376с.

7. Деннокс Дж. Почек смысла и ценностей, //Лит. газ ♦ -1992,^29апр, /Ш/.-СЛО.

8. Мвнь А. Тревоги, кадеады, планы.//Лит.газ.-1990* -Юянв. /Я2/.1. СЛ*

9. Алмазов С.В. Питерский ПЛ. Праздники православной церкви.-М* Д962.-103с.

10. Баранов С.Ф. Народное поэтическое творчество.^, ,1962.4341с* Древнерусская литература: Хрестоматия./С ост. А. Я.Жовтис.-М», 1966.-ЗЭ0с.

11. Повесть временных лет,/Под ред.£.П#Лдрианов0Й-Перетц,*4Ы1.,1964*—456с* Дыдяев М.И, Старая Москва.-М. ,1990.-278с,

12. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря ХУ1-ХН веков:/Очерки по истории народных верований/^, 11957,-236с. Язычество восточных славян.-Л, ,1990,-264,U

13. Абрамов Ф. "Никогда так не чувствовал везде люди одинаковы"//

14. Лит. газ ,~1993.-12мая/Ш/,-С. 6, Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру.« Пария, 1961.

15. Адамович Г. Комментарии.-Вашингтон. ,1967,

16. Адамович Г. Одиночество и свобода,-НыЯ!орк, 1955,

17. Алданов М. О положении эмигрантской литературы. //Современныезаписш.-Париж, 1936,-А XI.-С.401-402. Андреев JQ. Революция и литература: Отображение Октября и граж. войны в рус.сов.лит. и становление сод.реализма.

18. ЗО-ЭО-е гаднЛ-ЛЦ«1969.-430с. Аннинский Д. Михайлов 0. "Лихой человек в ледяной пустыне":

19. Блюм А. Запрещенная книга о Валааме./Цензурная история произведения/ /Д^евер.-1990,462I09-II0, Бошсова 1. "Сказка лс*ь".//Наш современник.-1ЭЭ0.-Ш.-СЛ03-Ю4,

20. Борисова Л. .Казашн В, "Там у нас есть маленькая дачка"//Лит.

21. Россия.-Х99Х*-14оент,/Л2,?/.-С,12-13# Вайман СЛ. Гармонии таинственная власть: Об органической поэтике.-М. ,1989.-356с, Василевский А. Разорение.//Новый мир. -1990«-Ш ♦ -С«264-267 ♦

22. Введение в литературоведение;Учебн, пособие для филол.спец. унтов и пед ин-тов. /Йод ред.Г. Н.Поспелова.-М., 1976,-422с.

23. Виноградов Б. ff. Великий русский яэык.-М. ,1Э45.-386с.

24. Виноградов В.В. 0 языке художественной литературы.-М., 1959.-267с.

25. Выготский Д.С. Воображение и творчество в детском возраете.-М,,I967.-95C.

26. Гегель. Лекции по эстетике. Соч.-М. ,1938, Т. 12- Кк.3.-С,225,

27. Гоголь Н.В, Авторская исповедъ,-Исков,1990,-126с.

28. Гоголь Н;В. Лолн.собр.соч.-М. ,1952,-Т.УШ.

29. Горбачев Г. Реалистическая проза 1910-х годов и творчество

30. Ивана Шмелева./Хмелев И. Забавное приключение.-М., I927.-C.XC.

31. Горбов Д. Десять лет литературы за рубежом. -М. ,1928.-240а.

32. Горький М. ПиоЕма И.С.Шмелеву. 1910.//3обр,соч.:В 30т.,1955, Х,29.-СЛ07-1П.

33. Горький И. История русской литературы,-М. ,1939,

34. Горький М. Детство; В людях; Мои университеты. ¡Трилогия.-Днепропетровск, 1980.-607с,

35. Горснова PJJ. Жанровая специфика эпопеи И.С.Шмелева "Солнце мертвых" //^аучн.докя, высш. гак,//Филол. науки. -1991.-Jf4.-C.25-32*

36. Гуляев H.A. t Богданов А.Н. Шкевич Л.Г. Теория литературы всвязи с проблемами эстетики:/чебн. пособие для филол. фак.ЧЛ,, 1970,-379с.

37. Д,аль В. Толковый словарь живого великорусского языка.-М., 1989.

38. Добролюбов H.A. Полн.собр»соч.;В 6T*-äUfI934.-T.I.

39. Дунаев М.И, Достоевский и Шмелев //Достоевский: Материалы ис~след.-Л. ,1978.

40. Дунаев М.М. Работа И.С.Шмелева над повестью "Человек из ресто-рана"//йаучн,докл. шсш.шк.- Филол. науки.-1978.-Щ,-С. 74-81.

41. Дунаев М.М. Своеобразие творчества Л.С,Шмелева:К проблеме "бытовизма в произведениях писателя.//Рус. лит.-1978.-Щ.-С, 16Э-Г?5.

42. Зайцев Б.К. Мои современники./Дон.-1990.~№10.-С. 165-169.

43. Зайцев Б.К. Голубая звезда.-М. ,1939,-265с.

44. Зайцев Б,К. Очерк о Шмелеве./Моя*-1990.-1X0.

45. Измайлов А. Теш и парадоксы. Иван Шмелев.//Биржевые ведомооти,-1915.-19окт+/№15137Л-С.2, Ильин И.А. Творчество И.С.Шмелева.//Ильин И.А. 0 тьме и просветлении, -Мюнхен, 1959 Г?6. Ильин И.А. Искусство Шмелева. //Возрождение.-Паряж, 1933.-28ию-ля,

46. Ильин Ч. А. Православная Русь. "Лето Господне11. "Праздники*- Париж, 1955.

47. Ильин И.А. Творчество Шмелева,/Доэроздение,-Париж, 1933.-4авг. Интеллигенция и революция» XX век,-4И. г 1985.-2430.

48. История русской литературы конца Х1Х-нач.ХХ века:Еиблиогр.указ./АН СССР; Под ред. К. Д. Муратовой. , 1963*-519с. Келдыш В14' Русская литература конца ХЕС^нач.ХХв, 1908-19Г7,-М.,1972.-567с*У

49. Келер Д. И*С.Шмелев. О себе и о других.//Русская литература вэмиграции.-Питсбург, 1972. Ключевский В.О. Сила религиозных обрядов и текстов; Ее психологическая основа Секция ЫУ//Соч. :Б 9т.-М.,1988,-Т,3,-С, 270^276*

50. Ключевский В.0. Сочинения* ;В 9т. ТЛ* Дуре русской истор1ш.4Л.-1987.-430с.

51. Избранные письма,-М., 1936.-Т.Ш.-С. 192-194; 208-210. Костиков Б.В« Не будем проклинать изгнанье. «* ;Пути и судьбырусской эмиграции.-М. ,1990*-462с. ^узичева ¿.".Дето господне благопргштное1,//Кн.обоэр,-1989,

52. Хбокт. /М1/. -С Л0. Кудрин А.И. К 60-летию И*С.Шмелева.//За рулем.-Париж, 1933.-7дек.

53. Кудрина К.,А* Куприн мой отец.-М. ,1979.-С.240-241. Курбатов В. Болезни выздоровления./Дн.обозр.-ХЭЙЭ.^февр.'/й?/, С.8.

54. Кугтжна Ю.А. Трагедия Шмелева. //Слово.-199♦ -С. 63-66. Кутырина Ю.А.Иван Шмелев*-Париж, 1960,-270с.

55. Кгтьпжна Й-А„ биографический очерк об И «Шмелеве. Б кн. ¡И.Шмелев. Избранные рассказы,-НьаьЯорк, 1955, Кутмгана Краткий очерк жизни и творчества И.Шмелева. В кн.:

56. И.Шмелев. Слдаты.^-Париж, 1962. Дожадвбаквр л. К- Дневная* Материалы к истории русской литературы и общественной жизни 10-40-х годов XIX века./Встуть сп Ю,Н.Тынянова,-Л, ,1967,-412с. Лавров В.В. Холодная осень; Иван бунин в вмиграции/1920-1953/:

57. Роман-хроника,-И. ,1989,-302с. Лавров В.В. Остров светлый, остров чудный./Моеква,-1990.-)©.-С.77-78.

58. Михайлов О.Н. Об Иване Шмелеве,//Лит.Россия.-1987.«20нояб./Л47/.^ Со 18-19.

59. Михайлов 0. Н. Знакомцы давние.//Слово.-1989.-169.-0*55-5?,

60. Михайлов О.Н. Иван Сергеевич Шмелев.//Лит,в шк.-1990. ^№5.-С. 55-59.

61. Мочульокий К. Лето Господне, Праздники. // Современные за-писки.-Париж,1933.-.№52.

62. Фомцева-Бунина В.Н» Жизнь Бунина, 1670-1906; Беседы с памятью.-М,»1939.-507с.

63. Цухина В.С.Психология дошкольника. -4Л., 197 5, -239о.

64. Оболенский В.А.1 Моя жизнь, мои современника* -Париж, 1988»-ЗвОс.

65. Ожегов С.И, Словарь русского языка.-М,, 1972.

66. Осоргдн М^ 0 Борное Зайцеве; Поэт Марина Цветаева.//Лит. газ*-1989.-бянв* /М9/.-С.4.

67. Осоргип М. Времена.-Париж, 19 55.-289с.

68. Осьшнина Е. Иван Шмелев известный и скрытый.//Москва.-1991.-М.-С* 204-207*

69. Ооьмидща В. Шмелев; трагедия в Кричу«/Дон.-1990*-Ш.-С .152154.

70. Памяти Ивана Сергеевича Шмелева. :Сб.от.-Шнхен, 1956.Юс.

71. Письма И.СЛЗмелева. Отдел рукописей ГШ.

72. ДолтотзашсиЙ Н. Русские зарубежные писатель в литературно-философской критике И.А*Ильина.//Рус,лит.в эмиграции.-Питсбург, 1972.

73. Попова П.А. Становление русской души: По повести И.С.Шмелева "Лето Господне"//Кит.в ик. 1992.-Л8/4,-С. 63-66.

74. Проблемы стиля и жанра в русской литературе ХЕС-нач.ХХ веков: Сб. научн, трудов,-С верщговск,-1966.-101с.

75. Ребаав Я. К. Информация и социальная память. К проблеме социальной детерминации дознания. //Вопр.философия. -1982.

76. Русская художественная культура конца IIX-нач.XX века, Кн*1-4,-М. t I966-I9ÖQ«русские цисатежБиблиографический словарь, В 2ч, 4,2, М-Я./

77. Пак ред.П* А. Николаева,-М.,1990,-448с. русские писатели. I60Q-I9I7: Библиографический словарь.-М,,1909.672с о

78. СеиеноваС. Николай Федорович Федоров.//Лит. газ,-1989.-22нояб. /М7/.-0.5.

79. Серафимович A.C. Йурмаяров читает лекцию .//Серафимович A.C.

80. Сборник неопубликованных произведений и материа-лов.-М. ,1950.-0.413-414. Сицорина Н. Святая родина моя./День поэзии.-М, ,I987*-JfiS, Сивак А. Всадник русского апокалипсиса. Откровения и суды Константина Леонтьева./Дит,газ.-1991,-20нояб./|Иб/.-C.I5.

81. Словарь современного русского литературного языка.«м.-Л. ,1961. Смирнова М. Иф С .Шмелев. //Согласие.-1991. , -С. 184-192, Солдатов С. О восстановлении целостности российской культуры,//

82. Стецтн Ф.А. Родина, отечество и чужбина.//Новый яурная.-Ныо~йорк,1955.-Ю XL Ш.

83. Стедун Ф.Д. Памяти Вяч.Иванова.//йозрождекие. -Парик. -1949.-№5,-С« 14-16.

84. Стеши Ф,А. Бывшее и несбывшееся. Т. 2.-Нью-Йорк, 1956,-5Э0с.

85. Стернш Г.^}. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов.-М., 1988*|-285с.*

86. Струве Г. Русская литература в изгнании.-Париж, 1984.-341с,

87. Судьбы русского реализма начала XX века./Под ред.К*Д.%ратовой,-Л. ,1972.-416.

88. Толковый словарь русского языка. Л1од редД.Н*Ушакова*-М. ,1939.

89. Толстой Ив* И,С,Шмелев, Сочинения в двух томах.//Йева,-1990,-Ш.-СЛ90.

90. Толстой Л.Н. Собр.соч,:В 22т. Дневники. 1895-19Ю.-М.,1985.-559с.

91. Толстой ЛТН. Собр.соч.:В 22тДневникиЛ847-1894.-М, ,1985,-975с,

92. Ттзуайя А.Предисл.к посмертному изданию рассказов И.С.Шмелева.

93. В кн.: ИЛмелев. Свет вечный. Париж, 1968.

94. Федотов Г. Зачем мы эд есь?//Совр, записки.-Париж, 1935»-КУШ,-С, 438-450.

95. Чаадаев П^Я. Статьи и писыт.-М.Д987.-340с,

96. Чехов А.Д. 0 литературе,-М., 1955.-467с,

97. Шмелев Иван С ерг еевич.//Краткая лит, знциклоп едия. -М,, 197 5, -Т. 8,-С.749-750,

98. Энциклопедический словарь русского библиографического общества Транат1,.-М.,1987.-Т,33*

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.