Духовно-нравственные традиции в контексте ценностных ориентаций личности в современном российском обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ераносов, Олег Игоревич

  • Ераносов, Олег Игоревич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 172
Ераносов, Олег Игоревич. Духовно-нравственные традиции в контексте ценностных ориентаций личности в современном российском обществе: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2010. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ераносов, Олег Игоревич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ.

1.1. Традиции, духовность и нравственность в контексте социально-философского анализа.

1.2. Анализ взаимосвязи и взаимопроникновения традиции, духовности и нравственности в процессе их влияния на ценностные ориентации современной личности.

1.3 Генезис духовно - нравственной проблематики отечественной социально-философской мысли.

ГЛАВА 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

2.1. Место и роль отечественных духовно-нравственных традиций в современном социуме.

2.2. Православные духовно-нравственные традиции как значимое основание ценностных ориентаций личности в российском обществе.

2.3. Практическое выражение традиционных духовно-нравственных ценностей в современном российском патриотизме.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные традиции в контексте ценностных ориентаций личности в современном российском обществе»

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления той ситуации, которая сложилась в духовно-нравственной сфере современного общества под воздействием социальных трансформаций последних десятилетий. Экономические и политические реформы, духовный кризис и переоценка ценностей, смена мировоззренческих парадигм, а нередко и утверждение идеологического релятивизма — вот далеко не полный перечень событий, во многом определивших не только день сегодняшний, но и перспективы дальнейшего развития человека и общества. Кардинально изменились как внешние условия формирования общественного сознания в целом и нравственного в частности, так и внутренние факторы, что привлекло повышенное внимание исследовательского сообщества, общественных организаций и различных структур государственного управления к проблемам рассматриваемым в данной диссертации. Особенно актуальным видится вопрос сохранения и современного «прочтения» духовно-нравственных традиций, их интенции на ценностные ориентации личности в условиях смены парадигм в российском мировоззрении.

События, происходящие в духовно-нравственном и социокультурном пространстве нашего общества, позволяют говорить о том, что в российском социуме на данный момент весьма заметно ощущается недооценка духовно-нравственных традиционных ценностей, которые издавна являлись неотъемлемой частью жизни и развития нации. Существуя и как единый живой организм, и как многонациональное объединение отдельных личностей, наше общество нуждается сегодня в понимании того, что обобщенный опыт предков послужит эффективным фундаментом для реализации социально-политических, экономических и интеллектуальных инноваций нового века. Очевидно, что, несмотря на смену поколений, духовно-нравственные традиции продолжают жить в обществе, фундируя стабильность и устойчивость его существования, инициируют социокультурную модернизацию и трансформацию. Формируя самобытность, они были и остаются доминантой для создания необходимого духовно-нравственного ядра, на основе которого развивается социальная жизнь нашего суперэтноса, строящего гражданское общество.

Изменения ценностных ориентаций, возникновение нетрадиционных культурных и общественных идеалов и образов разрушили прежние социальные структуры и повлекли за собой глубинные деструктивные явления, в полной мере отражающие дегуманизацию общественных отношений, духовный и ценностный конфликт поколений. Ситуация, сложившаяся в обществе, ведет к потере личностью ощущения сакральности бытия, к искажению духовной интенции человека и нарушению фундаментальных нравственных устоев, существовавших в народе веками.

В ходе многочисленных преобразований в нашей стране участились явления, которые во все времена воспринимались российским обществом весьма негативно. Так, например, материальная сторона сегодня стремится стать доминантной основой жизни человека, его первоочередной целью, в процессе достижения которой используются любые, даже самые нецивилизованные средства. Данная тенденция подталкивает российское общество и составляющих его отдельных личностей к забвению национальных традиций, выражающих в себе духовно-нравственные устои, долгие годы организующие и сохраняющие социальные структуры, стабилизирующие жизнь этносов. Радикальное реформирование, происходящее в российском обществе, повлекло за собой негативные последствия как прежде всего, результат недооценки менталитета и исторической памяти российского народа, его неповторимого «духовного кода» и определенного веками архетипа российского социума.

Выход из сложившейся ситуации следует искать в возрождении, культивировании и развитии духовно-нравственных ценностей, поскольку именно обращение всего социума к исконному, фундаментальному, традиционному культурному наследию России является на сегодняшний день весьма продуктивным направлением преодоления большинства негативных процессов и явлений, происходящих в стране.

В связи с этим необходимо отметить, что ретроспективный анализ духовно-нравственных традиций, оценка их места в истории и степени влияния на развитие российской государственности одновременно являются и взглядом в будущее нашей страны. Однако следует учитывать, без осознания и оценки негативных событий и явлений прошлого невозможно построить позитивное и гармоничное будущее.

Современная гетерогенность духовно-нравственной сферы жизни социума не способствующая его стабильности, диктует необходимость осмысления широкого круга научных и теоретических проблем, связанных с данной сферой. Но удовлетворительное решение проблем осложняется тем, что социальная практика постоянно вносит изменения в повседневную жизнь общества и развитие современного социума, ставит новые проблемы духовно-нравственного развития личности.

Таким образом, существующая социально-философская проблема формирования ценностных ориентаций личности на основе возрождения вековых духовно-нравственных традиций является актуальной как в научном, так и в практическом аспектах и требует своего разрешения. Важность проведения исследования по данной тематике обусловливается также контекстом концепции национальной безопасности Российской Федерации, провозгласившей укрепление и сохранение нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма в качестве основных национальных интересов в духовной сфере бытия современного общества и личности.

Степень разработанности проблемы. Исследование духовно-нравственных традиций и их значения в процессе формирования ценностных ориентаций личности, анализ взаимосвязи и взаимодействия традиций, духовности и нравственности, осмысление места и роли духовно-нравственных традиций в процессе преобразований, происходящих в российском социокультурном пространстве, являются предметом многочисленных научных работ не только в области философии, но и в других социально-гуманитарных науках.

Общие теоретико-методологические основы традициеведения получили фундаментальную разработку как в отечественной, так и в зарубежной философской мысли.

Отдельные вопросы исследуемой проблемы представлены в работах В. Виндельбанда, Р. Генона, Г. Риккерта, А. Швейцера, М. Шелера и других представителей западной философии.

Особый след в науке оставили исследования российских ученых и философов, которые посвящены, в том числе, всестороннему изучению традиций в обществе на различных этапах его становления и развития. Среди них, в первую очередь, следует назвать труды H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова,

B.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, К.Н. Леонтьева, Н.О.Лос-ского, П.А.Флоренского, С.Л. Франка, A.C. Хомякова и других.

В современной отечественной философской мысли проблемы аксиологии и традициеведения, столь значимые для темы диссертационного исследования, нашли отражение в работах Э.Г. Абрамяна, В.А. Ачкасова,

C.К. Бондыревой, В.Б. Власовой, А.К. Гомонова, А.И. Горячевой, П.М.Кожина, Д.В. Колесова, В.Д. Плахова, Н.С. Сарсенбаева, Н.В. Солнцева, И.В.Суханова, А.К.Уледова, К.В.Чистова.

Неотъемлемой частью исследования традиций в контексте ценностных ориентаций личности являются работы посвященные анализу феномена духовности, определению механизмов духовно-нравственного формирования личности, а также изучению специфики отечественного менталитета. Прежде всего к ним следует отнести творческие искания С.С.Аверинцева, B.C. Барулина, И.А. Бокачева, Л.П. Буевой, Э.Ф. Володина, В.В. Журавлева, М.С. Каган, С.П. Крымского, В.А. Лекторского, М.М. Тоненковой, Т.В. Хо-лостовой, В.Н. Шердакова и других.

В контексте исследовательской проблемы весьма ценными представляются антропологические и культурологические изыскания А.Э. Баллера, Ю.Б. Борева, С.П. Мамонтова, Э.С. Маркаряна, А.Н. Мячина, A.A. Оганова, Е.В. Попова, И.Г. Хангельдиевой, в которых осуществлено целостное раскрытие сущности человека и его духовного мира, указаны основные направления нравственного совершенствования современной личности

Научные разработки Г.М. Андреева, А.Ш. Викторова, Э.Ф. Володина, Д.П. Горского, Е.И. Исаева, В.Н. Кузнецова, А.Т. Москаленко, B.C. Нерсе-сянца, П.И. Новгородцева, A.M. Панченко, В.И. Слободчикова позволили автору в значительной мере прояснить ценностные ориентации современной личности и специфику их проявления в условиях российской действительно сти.

Заметный вклад в анализ комплекса проблем, связанных с феноменом традиции, внесли философы и ученые Северо-Кавказского региона. В первую очередь, здесь следует назвать таких исследователей как A.B. Авксентьев, В.А. Авксентьев, С.Ю. Иванова, Н.П. Медведев, В.Ш. Нахушев, JI.A. Сугрей, А.Ю. Шадже, С.И. Эфендиев, Ф.С. Эфендиев.

Определенную ценность для тематики диссертационной работы имеют исследования, в которых рассматривается влияние категории патриотизма на социокультурную ситуацию в современном российском обществе. Феномен патриотизма стал объектом анализа отечественных социологов и философов, и наиболее предметно отражен в исследованиях М.П. Бузского, А.Н. Вырщи-кова, В.И. Гидиринского, A.A. Горского, A.A. Крупника, М.Б. Кусмарцева, А.Ф. Лосева, В.И. Лутовинова, A.A. Преображенского, Е.С. Троицкого.

В целом следует отметить, что к настоящему времени достигнуты значительные результаты в изучении духовно-нравственных традиций и ценностных ориентаций личности, в создании концептуальных основ современного традициеведения. Однако понимание места и роли духовно-нравственных традиций в современных трансформационных процессах далеко не однозначно. Современную социально-философскую мысль не могут удовлетворить и имеющиеся наработки по вопросу о влиянии духовно-нравственных традиций на ценностные ориентации личности и духовное возрождение российского общества. По этому необходимо проведение дальнейших исследований в данном направлении.

Методологической основой диссертации являются общефилософские методы и принципы исследования, прежде всего диалектический метод, принципы историзма, всесторонности и конкретности. Одним из важнейших философских инструментов, использованных в процессе подготовки диссертационного исследования, явился системный подход, позволивший представить духовно-нравственные традиции как особую систему со специфическими функциями, интегрирующими и структурирующими социум. В соответствии с системным подходом стало возможным обоснование процесса влияния этнических и политических факторов, присутствующих в современной российской действительности, на социальные установки и мировоззрение отдельной личности, а также исследовать диалектики взаимодействия традиций, духовности и нравственности в динамике их функционирования во многих отраслях общественной жизни.

Поскольку по исследуемой проблеме накоплен большой теоретический и практический материал, в различных областях гуманитаристики, с целью интегрирования гетерогенного знания в комплексную структуру и обеспечения концептуализации всего многообразия материала по данной теме был использован метод междисциплинарного синтеза, который является необходимым для исследований такого рода.

Теоретическую основу составили наиболее значимые, по данной тематике, концепции отечественных и зарубежных философов, доминирующие теории социальной философии, культурологи, этнологии и социологии, труды исследователей различных областей жизнедеятельности социума.

Объектом исследования являются духовно-нравственные традиции.

Предмет исследования — влияние духовно-нравственных традиций на формирование ценностных ориентаций личности в современном российском обществе.

Цель исследования - в процессе социально-философского анализа выявить основные тенденции изменения ценностных ориентаций личности в современной России под воздействием духовно-нравственных традиций.

Достижение диссертантом поставленной перед собой цели предполагает решение следующих основных исследовательских задач: посредством теоретико-методологического анализа духовно-нравственных традиций определить их социальную природу, сущность и содержание; изучить взаимообусловленность духовности и традиций и нравственности в процессе формирования ценностных ориентаций личности; осуществить концептуальный анализ эволюции взглядов на духовно-нравственную проблематику в отечественной социально-философской мысли; представить и обосновать авторское видение места и роли духовно-нравственных традиций в современном российском обществе; расширить существующее представление о влиянии православных традиций на ценностные ориентации личности в современной России; проанализировать значение патриотизма как практического выражения духовно-нравственных традиций, оказывающего большое влияние на ценностные ориентации личности.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами, полученными в ходе решения поставленных задач: в авторской интерпретации конкретизированы понятия традиции, духовности и нравственности, осмыслена их важность в жизни современного общества; проведен анализ взаимосвязи традиций, духовности и нравственности, которые представлены в виде единой взаимообусловленной силы действующей в обществе в качестве основного ценностного образования; в исторической ретроспективе рассмотрено отечественное социально-философское и культурологическое наследие в области изучения духовно-нравственных традиций, сделан вывод о необходимости его использования в современных условиях; определено место духовно-нравственных традиций в современном российском обществе, изучена их роль и влияние на процесс становления личности, проанализировано влияние негативных явлений на духовно-нравственные традиции, отрицательно сказывающееся на их модернизации; исследованы православные духовно-нравственные традиции как особо значимые основания ценностных ориентаций личности в современном российском обществе; обосновано и доказано, что патриотизм всегда был и остается в новых социальных условиях одной из доминант ценностных ориентаций личности в процессе усвоения ею духовно-нравственных традиций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Неотъемлемым условием позитивного существования и развития современного российского социума является сохранение традиций, выражающихся в обществе посредством сложной системы моделей и стереотипов жизненного поведения, духовной и нравственной практики народа, доставшихся нам от наших предков и существующих в современном социокультурном пространстве в качестве неоценимого духовно-нравственного опыта. Феномен традиции органически укоренен в прошлом времени, а его непосредственное воспроизводство происходящее в насущной жизнедеятельности, преломляясь в современной реальности, определяет социальную преемственность человеческих поступков и действий в будущем. В таком контексте построение той или иной духовно-нравственной системы происходит на основании процессов современного развития и общества, но его базой, так или иначе, является коренная традиция прошлого, играющая основную конструирующую роль. Способность традиции духовно обогащаться, впитывая в себя определенные новации, не противоречащие, а иногда полностью соответствующие традициям, необходимо рассматривать как процесс возникновения новых социальных связей, как условия модернизации общества.

2. Если традиция — это условие существования в современном мире, обеспечивающее возможность самоидентификации личности и модернизации общества, то духовность и нравственность обеспечивают сохранение самой традиции, являясь необходимым условием единообразного осмысления и передачи исторического и культурного опыта народа и способствуя модернизации социума, сохраняющего при этом свою самобытность. Духовность в качестве особого феномена, являющегося неотделимым от насущного человеческого существования, обуславливаясь прошлым и опираясь на процессы современной действительности, придает содержательную интенцию человеческой жизни, направляет ее по определенному пути, и здесь важнейшую роль играет традиция, обеспечивающая преемственность и непрерывность развития общества. Таким образом, сущность феномена духовно-нравственной традиции заключается во взаимосвязи и взаимообусловленности духовного мира личности, ее стремления к соблюдению в своей насущной жизнедеятельности основных нравственных принципов, которые в свою очередь содержатся в неизменном виде благодаря традиции.

3. Социально-философское сопряжение категорий традиции, духовности и нравственности, объединенных в рамках феномена духовно-нравственной традиции, формирует представление о системе духовно-нравственных ценностей, способной обеспечить необходимое стабильное существование и развитие общества, как единого социального организма. В такой системе духовные ценности обеспечиваются уникальной традиционностью, которая уже имеет в своей основе необходимые нравственные и этические принципы. Целевая функция ценностей должна состоять не только в достижении современной личностью разного рода материальных благ, но, главное - в духовном личностном совершенствовании. Достигая поставленных целей, усваивая определенные духовно-нравственные ценности, человеку необходимо придерживаться и традиционных путей такого достижения, путей, которыми пользовались его предшественники, и преемственность которых обеспечивается традицией. Этот момент духовного совершенствования человека позволяет утверждать, что основным условием ценностных ориентаций личности в современном российском обществе должно стать сохранение и культивирование вековых духовно-нравственных традиций.

4. Традиционные духовно-нравственные ценности занимали и будут занимать главное место среди категорий философии. Именно вокруг явлений духовно-нравственной жизни человека в основном осуществлялось становление отечественной мысли, определяя направление развития российской философии и в наше время. Место традиционных духовно-нравственных ценностей в обновленном российском обществе, несомненно, должно являться центральным, несмотря на тот факт, что их роль в социокультурном пространстве нивелируется множеством опасных процессов и явлений, деструктивно влияющих на каждую личность и общество в целом. Современная материальная культура элиминирует духовность, создавая внутри себя антидуховные и антитрадиционные структуры, которые являются только внешним отражением вековых духовно-нравственных ценностей, по сути же являющимися ложными направлениями в процессе осознания личностью истинной традиции. Такие гетерогенные структурные образования чрезвычайно опасны для развития всей цивилизационной культуры и выражаются в появлении в социуме псевдодействительности путем подмены истинного духовно-нравственного содержания жизни отдельной личности, и, следовательно, к разрушению единства существования индивида и общества.

5. Религиозные духовно-нравственные ценности, рассматриваемые в рамках данного исследования на примере православия как самостоятельной традиции, жизненно необходимы современному российскому многонациональному обществу для дальнейшего эффективного и позитивного развития. Накопленный за многие столетия религиозный духовно-нравственный опыт наших предков в полной мере должен учитываться в реализации насущных социальных проектов, так как использование апробированных духовных и этических достижений прошлого способно исключить противостояние между различными этносами, социальными группами и индивидами в будущем.

6. Патриотизм существует в современном российском обществе в качестве непреходящей и наиболее предметной духовно-нравственной ценности, проявляясь практически во всех отраслях жизни государства. Являясь важнейшим духовным ориентиром, патриотизм призван воспитывать и развивать в человеке стремления к высоким духовно-нравственным идеалам, совершенствованию насущной жизни, посредством активно-деятельностной самореализации каждой личности на благо государства. Наиболее ярким проявлением патриотизма является искренняя любовь к своему Отечеству, знание традиций своего народа и уважение к ним, а также духовное единство с духовно-нравственными основами и культурными достижениями всего общества. В патриотизме заключается основное практическое выражение истинных и непреходящих духовно-нравственных традиций, являющихся важнейшими источниками стабильности и преемственности в социуме, необходимыми в процессе формирования ценностных ориентаций каждого гражданина России.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы определяется тем, что результаты и выводы исследования достаточно широко охватывают, а в некоторой части уточняют понимание современной социально-философской наукой структуры механизма синергетического взаимодействия традиций, духовности и нравственности, их воздействия на ценностные ориентации личности в современном российском обществе.

Результаты диссертационного исследования могут являться методологической базой для дальнейшего развития исследований в области как социальной философии, так и социологии, психологии, политологии и культурологи и, других дисциплин. Выводы и заключения данного исследования представляются полезными для использования специалистами в практической деятельности по обеспечению процесса модернизации духовно-нравственных традиций.

Обобщения, полученные в ходе диссертационного исследования могут быть применены в педагогической и образовательной практике, а также при разработке специальных и факультативных курсов, программ социального планирования, теоретическом и практическом изучении социальных и культурных особенностей различных этносов, в рамках учебного процесса в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры философии СевероКавказского государственного технического университета. Основные положения и выводы диссертации докладывались автором на международном конгрессе, ряде межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференций: на V международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки образование, культуру» (г. Пятигорск, 2007 г.); на II региональной научной конференции «Религия и современность, актуальные проблемы» (г. Ставрополь, 2006 г.); на региональной научно-практической студенческой конференции «Соотношение закона и духовности в современном обществе» (г. Пятигорск, 2007 г.); на межрегиональной научной конференции «Взаимодействие общества и церкви в решении социальных проблем» (г. Ставрополь, 2007 г.); на региональных студенческих конференциях «Проблемы современного общества глазами молодежи» (г. Ставрополь, 2007, 2008, 2009 гг.); на региональной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке» (г. Ставрополь, 2009 г.).

Основные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в девяти научных публикациях общим объемом 2,5 п. л., в том числе в статье, опубликованной в журнале из перечня, утвержденного ВАК РФ.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний и библиографии, включающей в себя 236 наименований, в том числе 14 - на иностранном языке. Общий объем диссертации - 172 страницы машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ераносов, Олег Игоревич

Заключение

Анализируя события прошлых веков и явления происходящее в нашем современном обществе, трудно переоценить значение традиционных духовно-нравственных ценностей более чем тысячелетней истории России. Эпохи, перекликаясь друг с другом, показывают нам, как на отдельных примерах так и в общем социально-философском контексте насущность такой проблемы как отход общества от вековых фундаментальных ценностей именно во время перемен. История и современная действительность постоянно напоминают нам о необходимости возрождения и актуализации моральных ценностей христианства в культурной и общественно-политической жизни не столько в целях этнической самоидентификации, сколько для сохранения самого государства, укрепления его безопасности.

Проведенный в данном исследовании социально-философский анализ духовно-нравственной традиции, оценка ее значения в жизни человека, места и роли в современном российском обществе позволил сделать ряд общих теоретических выводов.

Современный этап общественного развития характеризуется наличием коренных изменений, происходящих в духовно-нравственной сфере российского социума. Экономические и политические изменения, происходившие в России в течение 1990-х — 2000-х гг., повлекли за собой негативные трансформационные процессы всего российского общества, которые незамедлительно вызвали кардинальные изменения ценностных ориентаций I личности. "

Несмотря«на эти изменения, происходящие в духовно-нравственном пространстве нашего общества, современная социокультурная ситуация позволяет говорить о том, что в российском социуме на данный момент весьма заметно I ощущается недооценка I I духовно-нравственных традиционных ценностей, которые издавна стали неотъемлемой частью жизни и развития нации. Существуя и как живой организм, и как

10! 1 ' ' i и 1 148 il многонациональное объединение отдельных личностей, наше общество нуждается в понимании того, что обобщенный опыт предков является главенствующим среди многочисленных, иногда слишком быстро проходящих, сомнительных ценностей современного глобализирующегося мира.

Становится очевидным, что с каждым новым поколением, неизбежно сменяющим предыдущее, духовно-нравственные традиции продолжают жить в обществе, являя собой пример стабильности и устойчивости его существования. Они формируют самобытность, являются базой для создания необходимого духовно-нравственного ядра, на основе которого может существовать и развиваться жизнь этноса, народа и современного гражданского общества в целом. Однако в процессе постоянных преобразований самоидентификация народа и проблемы осознания им своих исторических, духовных и нравственных корней нередко недооцениваются, а то и просто игнорируются со стороны общества. Весьма распространенное выражение «моя хата с краю» наиболее точно отражает суть современного обывательского, взгляда на жизнь. Сегодня уже можно утверждать, что данное выражение на долгие годы стало своего рода девизом для огромного количества граждан нашей страны. i i

В наше противоречивое время финансово-экономическая составляющая страны находится в кризисном положении и вследствие этого материальное богатство в виде доминантой ценности стремиться стать основой жизни общества, его первоочередной целью, в процессе достижения которой могут быть использованы любые средства. Данная негативная тенденция подталкивает российское общество и соответственно отдельную личность к забвению национальных традиций, выражающих в себе духовно-нравственные 1 устои, веками сохраняющие и организующие естественные социальные структуры, стабилизирующие жизнь этносов.

Путем осознания многовекового патриотического опыта, закрепленного, в свою очередь, в соответствующих моральных и этических нормах и | . I народа, в его неповторимых традициях и оценивающихся таковым по прошествии веков в качестве основополагающих ценностей, организуются основные поведенческие программы личности и общества в целом. Истинная, а значит традиционная духовность общества, практическое выражение которой осуществляется в патриотическом единстве личностей на данном этапе развития российской государственности крайне важна, поскольку только проверенные временем ценности способны осуществить оздоровление социума, обеспечить сохранение его целостности.

Таким образом, для целостного стабильного и преемственного развития российского социума, правильного понимания I ценностных ориентаций личности, а также , .неподдельной модернизации! жизненных процессов, постоянно присутствующих в обществе, нами, прежде всего, должны учитываться духовно-нравственные традиции наших предков, обладающие корнями истинности во всей полноте их проявления в мире гармоничного сочетания духовных,и материальных ценностей.

Лишь с помощью воспитания в личности уважительного отношения к традициям и духовно-нравственным основам, сформированными нашими предками, как к единственным устойчивым и выверенным путям развития общества, станет возможно изменить сложившуюся в современной России ситуацию. Такая попытка изменения общества может осуществиться только на основе подхода к традициям, как к явлению, существующему в неразделимой связи с, духовностью и нравственностью, а также социально-философского взгляда на них, как на феномены социокультурного бытия, действующие во взаимодополнении и взаимодействии.

В словах' государственного гимна России есть такая строка -«предками данная мудрость народная, славься страна, мы гордимся тобой». Только на таком лозунге, выражающем главенство духовно-нравственных традиций, выстраданных многими поколениями наших предков в течении трудного и долгого1 исторического пути, должны основываться современные победы Российского , общества и каждого человека.

I t )l I) I i ,i 150

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ераносов, Олег Игоревич, 2010 год

1. Абрамян Э.Г. Инновация и стереопизация как механизмы развития этнической культуры. Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978.

2. Аверинцев С.С. Византийский культурный тип и православная духовность: Некоторые наблюдения. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004.I

3. Авксентьев A.B., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. — Ставрополь, 1994;

4. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. —1.I

5. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001;11 ^

6. Аксаков К.С. О русском воззрении//Русская идея. — М.: Республика, 1992.1 I

7. Андреев А. Российский социум на фоне реформ: Общество, государство, нация//МЭ и МО. 1999.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.1. М.: Аспект Пресс, 1996.1, 1

9. Апресян Р.Г. Феномен общественной морали // Актуальные проблемысовременности сквозь призму философии. Вып. 1 / Отв. ред С.В.Девяткин.i

10. Вел.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. С. 57-86.

11. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, № 5. С. 3-17.

12. Аристотель. Соч. в 4-х т.- М., 1983

13. Баллер. А.Э. Преемственность в развитии культуры.-М., 1969.1 >.

14. Барабанов Е. В. "Русская идея" в эсхатологической перспективе // Вопросы1.Iфилософии. 1990. - № 8;1.' ! <

15. Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности// Вопросы философии, 1991. 8

16. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. — Нальчик: "Эльбрус". 1983; его же: Традиции общения в системе культуры // Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. — Москва — Нальчик, 1997;

17. Беджанов М.Б. На пути национального освобождения. — Майкоп, 1992;

18. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954.

19. Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждан сведение, 2002, № 19.

20. Беляева JI. А., Лапин Н.И. Динамика базовых ценностей населения постсоветской

21. России // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты.Ь1. М., 2005.

22. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

23. Бердяев H.A. Основы философии/Курс лекции под ред. Горбачёва. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.j I

24. Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа.1. I I1. Монография. М., 2000.

25. Бокачев И.А. Духовность в контексте социально философского анализа.// Вестник СевКав ГТУ.-Ставрополь. 2006.

26. Болотков В. X. Нация и ее национально-психологический мир. — Нальчик.: Логос,I1996.»I , ) I

27. Болотоков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. — М.: Логос, 1998;

28. Большой Индонезийско-Русский словарь под редакцией Р.Н. Коригодского., том 2., -М.: Русский язык, 1990.

29. Бондырева С. К. Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в1.л . Iжизни общества: Учеб. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

30. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.'Политиздат, 1988.

31. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. №2.

32. Бузин А. Ю. Влияние социально-экономического развития регионов России на итоги1.\выборов в Государственную думу Федерального собрания РФ второго созыва // Полис. -1996. -№ 1;

33. Бучило Н.Ф. Чумаков А. Д. Философия: Учебное пособие. 4-е изд. С-Пб.: Питер, 2004.

34. Вебер М. Избранные произведения. М, Прогресс, 1990

35. Вера и разум. — М., 1905. — № 9.

36. Викторов А.Ш. Духовная безопасность российской цивилизации, М.:, 2005.

37. Виндельбанд В. Прелюдии: Философские статьи и речи. — СПб, 1904.

38. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. — М., 1910.

39. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. От Канта до Ницше. — СПб, 1913.

40. Власова В.Б. Традиция, как социально-философская категория// "Философские науки", 1980. №4.

41. Володин Э.Ф. Русский мир: очерки по общественной психологии и идеологии русского народа. — М.: Воениздат, 2000.р н I "

42. Володин Э.Ф. О терминологии и не только о ней // Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово, 1996.

43. Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно- популярное издание. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.I

44. Вырщиков А.Н., Бузский М.П. Патриотическое воспитание: Методологический1.! '•!аспект. Волгоград, 2001.

45. Гегель Г.В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. М., 1932.

46. Гессе Г. Игра в бисер. Избранное. М.: Радуга, 1991I

47. Генон Р. Избранные произведения: Царство количества и знамения времени,1.м. Ь

48. Очерки об индуизме, Эзотеризм Данте. Пер.с франц.2-е изд., исп. и дополн. -М.:1.. I |',1. Беловодье», 2003.

49. Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997.

50. Голикова Л. В. Что значит быть патриотом? // Воспитание гражданственности и1патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России.1. Магнитогорск, 2005.1. V I! 1 ,

51. Гомонов А.К. Традиции, обычаи и их роль в воспитании чувств человека //I

52. Некоторые проблемы формирования личности. — Красноярск, 1968.

53. Гончаров И. Духовное сердце грядущей России // Народное образование.1994. №4.

54. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ). М.: Наука, 1994.1, .1.

55. Горский А. А. Представления о защите Отечества в средневековой Руси (XI— ХУ.вв.)//Мировосприятие и самосознание русского общества (Х1-ХХ вв). М., 1994.

56. Горячева А.И. О некоторых категориях социальной психологии // Проблемы общественной психологии. М., 1965.

57. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. -1992. -№ 1

58. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли С-Пб.: 2001

59. Гумилев JI. Н. Ритмы Евразии. М.: Прогресс, 1993.

60. Гумилев JI. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М. ,1994.

61. Гусейнов А.А. О чем мы говорим, когда говорим о диалоге цивилизаций // Международная жизнь. 2008. № 3. С. 34—43.1.|

62. Гусейнов А.А. О Философские записки // Вопросы философии. 2009. №11.• , I 1

63. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955.

64. Данилевский II.Я. Россия и Европа/Сост. Послесловие и комментарии С.А Вайгачева. — М.: Книга, (Историко-литературный архив), 1991.I

65. Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь, -М.: Русский язык, 1976.

66. Денисова Г.С.: Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. —1. I с

67. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та., 1996;

68. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.I

69. Духовные основы наркомании. Под ред. иеромонаха Анатолия (Берестова). — М., 2002.

70. Домострой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века / Вступ. ст.1.и

71. Д.С. Лихачева; Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1985. !ii 1

72. Достоевский Ф.М. Полн., собр.соч. Л., 1980.

73. Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой речи оI

74. Пушкине//Русская идея. -М.: Республика, 1992.1.i

75. Дробленкова Н.Ф. Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность. М.-Л., 1960.

76. Душенко К.В. Мысли и изречения древних. М.:Изд-во Эксмо, 2003.

77. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980.

78. Загоскин М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году Серия: Русская1 I 1 Iклассика Издательство: М.: Эксмо 2003.( I |

79. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Ч. 1 — Париж, 1934.

80. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1.Ч.1. Л., 1991.

81. Зорькин В. Прощание с мифами // Наш современник. 1994. № 9.

82. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. Ростов н./Д; Изд-во ЮНЦ РАН,2008. стр. 203.

83. Ильин И.А. История становления государства//Журнал Москва, 1996, №2. С.33

84. Ильин И.А. Творческая идея будущего. Об основах духовного характера: Публичная речь произнесенная в 1934 г. в Риге, Берлине, Белграде, Праге. Новороссийск: Русский Архив, 1991. С. 10.1. I '

85. Ильин И.А. История становления государства//Журнал Москва, 1996, №2. С. 1721. Ь ;

86. Ильин И.А. Наши задачи. Т.1. М., 1992. С.282.1. I I

87. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собр. соч. В 10 Т. М.:Русская книга, 1993,

88. Ильин И. А. О Родине // Путь духовного обновления. — СПб., 2006.

89. И время собирать камни. М.: Белый парус, 1996. С. 64.

90. Истоки единства: Проблемы воссоздания социально-экологического1 ' < > пространства России и Белоруссии. — М., 2002. — С. 18.

91. Каган М. С. О духовном. (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. №9.

92. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980.

93. Кант. И. Собрание сочинений в 8-ми томах.Т.З: Критика чистого разума. М.: 1994г.; I

94. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России1. I , 11. Педагогика, 2003, № 4.

95. Карамзин Н.М. "История государства Российского", М, 2002 г.

96. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994.

97. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову/УРусская идея. — М.: Республика, 1992.

98. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. 2006. №4.| и

99. Кожин П.М. Проблемы изучения традиций КНР//Информационный бюллетень1 I

100. Института Дальнего Востока АН СССР.-1982.-№ 32. С. 71.

101. Козлитин Г. Ф. Экология, нравственность, духовность // Православие, экология, нравственность /Сб-к трудов VIII конференции. — М„ 2004.

102. Колесов B.B. Лексическое варьирование в «Изборнике 1073» и древнерусский литературный язык // Изборник Святослава 1073 г.: Сб.ст. / Отв.ред. Б.А.Рыбаков. М., 1977.

103. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (история и современность). — Ставрополь, 1994;

104. Коркмазов А.Ю.: Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. — М., 2002;

105. Коркмазов А.Ю. Идея пассионарности в творческой деятельности Л.Н. Гумилева Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып.№10// СевКавГТУ, Ставрополь, 2003.

106. Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политическойi ) iтрансформации российского общества. Дис. канд. полит, наук. Саратов, 2005,i I

107. Костюк К.Н. Нравственное здоровье людей//Соц. политический журнал, 1998, №2. С.140

108. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности. // Вопросыiфилософии. -2005.-№2i i i

109. Кромм М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России //

110. Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX в.в.), М, 1994.

111. Крупник A.A. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Дис. к.ф.н. М.: ВУ, 1995.

112. Крымский С.П. Контуры духовности. Новые контексты индивидуальности//iii i Вопр. философии. 1992. № 12.i i

113. Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре. В кн.: Философия и ее место вкультуре. Сб. Научн. трудов. — Новосибирск: Наука, 1990.

114. Кузнецов В.Н. Российская идеология. М., 2004,

115. Кьеркегор С. Страх и трепет.-М.:199311

116. Лагунов A.A. Русская религиозная философия в контексте социальных реалийi современного мира монография/ Ставрополь: ГОУ ВПО «Сев-Кав ГТУ» 2007 г.I

117. Левин И. Этика / Левин И. Соч. в 2-х т.- М., 1994.

118. Лекторский В.А. Духовность, художественное творчество и нравственность // Вопросы философии, 1996. №2.

119. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомернойi м i Iреконструкции // Вопросы философии,- 1996.- №4

120. Леонтьев К.Н. О всемирной любви//Русская идея. -М.:Республика,1992.

121. Леонтьев К.Н. Восток Россия и Славянство М.: Республика, 1996.

122. Ливехуд.Б. О спасении души. М.; Калуга: Духовное познание, 1996.

123. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991.

124. Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы Х1-ХУН веков. М., 1987.

125. Лихачев Д.С. Прошлое — Будущему.М .:1985.

126. Лола А. М. Экология городов России: Реальности, катарсис городской культур»экология, нравственность / Сб-к трудов VIII конференции. — М., 2004.

127. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. М.: Республика, 1992.

128. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание//В кн. Бог и мировое зло. -М.: Республика, 1994.

129. Лосский Н.О. Ценность и бьггие//Бог и мировое зло. М., 1994. С. 54.

130. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С.290.

131. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи будущее России. М., 1999.i i

132. Магомедов A.A. Идеальное и реальное в вопросах воспроизводства населения на Северном Кавказе // Этнические проблемы современности. Выпуск 4. — Ставрополь, 1999;

133. Магомедов А.А.Семья на Северном Кавказе. — Ставрополь, 1999;1 i

134. Максимов В. За национальное самосохранение // Литературная Россия. 1994, 201. )мая, № 20. С. 3.i

135. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 2001.i

136. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.

137. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т. 26. Ч. 2.i i

138. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению.- Минск, 2000. С. 41-42.

139. Мень М. Культура и религия. — М., 2001.1.- i

140. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. — Ставрополь,1995;

141. Мир русской культуры/ Под ред. профессора Мячина А.Н. Русское православие икультура. М.? 1997.i

142. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. — Новосибирск: Наука, 1989.

143. Нахушев В.Ш. Российское отечество и драма патриотизма многонациональногонарода. — Ставрополь Черкесск: Изд-во СГУ, 2001;i

144. Нахушев В.Ш.: Социально-философская антропология как источник гуманизацииобразования. Нальчик, 1997;i . •> ,1. Ml. 1б8

145. Нерсесянц B.C. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

146. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.

147. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1972.С.128

148. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Общественные общероссийские чтения основ социальной концепции Русской православной церкви / Инф. бюллетень. № 1. — М„ 2001.

149. Панченко А. М. Идеи JI. Н. Гумилева и Россия XX века // Гумилев JI. Н. От Руси до России. СПб., 1992.1.! I-.

150. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Памятники литературыi,i I Ii

151. Древней Руси. Вторая половина XVI века / Вступ. ст. Д.С. Лихачева; Сост. и общ.1 ,ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1986.

152. Печчеи А. Человеческие качества. М. 1985.1.i

153. Платон. Диалоги.- М., 1986.

154. Платон. Речь Сократа: Цель Эрота — овладение благом //Пир. Соч.: В 3 т. М.:, ■ \ : I и1. Политиздат, 1970.1.I I'M

155. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философски социологического исследования, М.: Мысль, 1982.

156. Повесть временных лет / Подгот. текста Д.С. Лихачева и Б.А. Романова; Под ред.I

157. ВЛ. Адриановой-Перетц. Ч. I. М., 1950.1.1С

158. Подберезкин А.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных: Iусловиях. Дис. канд. педаг. наук. Томск, 2000,

159. Преображенский A.A. Во славу Отечества: Патриотические традиции русского народа. М., 1989.

160. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, Послания и слова. Свято1. Ч . • I

161. Троицкая Сергеева Лавра, 1904.j 7 1

162. Протоиерей Чаплин В. Глобализация и «глобализм»: Новые возможности, новые1. I . ill!угрозы//Церковь и время. — 2003. — № 1 (22).

163. Прусс И. В. Рывок в будущее или движение по кругу? (Экономические взгляды современных русских националистов) // Полис. -1997. № 3;

164. Религия и общество. Очерки религиозной современной России М-СПб., 2002.

165. Религия, общество и государство. Материалы конференции 22 октября 1991г. — М., 1991.

166. Риккерт Г. Два пути теории познания//Новые идеи в философии. СПб., 1913;

167. Розанов В.В. Христианство//Наука и жизнь, 1996, №11.

168. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.

169. Россия сегодня: реальный шанс. М.: Духовное наследство АО РАУ-корпорация, 1994.: ' 1 v. ! .

170. Савинов В. Исцеление духовности/ЯТрирода и человек. Свет, 2001, №8.' > ! I I \ .

171. Сакулин A.JL, Макаров Ю.Л. Василий Васильевич Розанов и фрейдизм. Пенза, 2004.

172. Свящ. Павел Флоренский. Освящение реальности. Богословские труды. М:. 1977. №17.I

173. Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914.

174. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. — Православнаяи ' 'библиотека «Троицкое слово». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

175. Семенов. B.C. Вопросы философии // О путях прогрессивного развития российского общества в XXI веке. № 8

176. Серов А.П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной• I L I L Iдеятельности. Автореф. дисертации канд филос.наук. — СПб., 1994.

177. Слободчиков В. И. Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе М., 2000.

178. Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XXI-XXI вв. СПб:. 1903.1.1

179. Солнцев Н.В. Традиции как специфические общественные явления/Ю1 ii методологических проблемах общественных наук. Новосибирск, 1969.1.' I

180. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.

181. Степанов В. Россия выбирает молча//Свет. Природа и человек, 2003, №11.С.7I

182. Сущность и своеобразие русской культуры. М., 1996, №1.1. I ' ^ м

183. Соловьев В.Г. Традиционализм //Политическая энциклопедия. Т.2. -М., 1999.il ' !1.1)

184. Соловьев B.C. Три силы //Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991.

185. Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1988.

186. Соловьев B.C. Оправдание добра / Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М., 1988.

187. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Соч.: В 2 т. М: Правда, 1989

188. Соловьев В B.C. Русская идея//В.С. Соловьев Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник, 1991.

189. Спиркин А.Г.Философия. М., 2001.

190. Сугрей JI.A., Миленин В.Г.; Традиции экономического сознания нации Ставропольский государственный университет.- Ставрополь, 2001.

191. Сугрей. JI.A Традиционализм как социальная философия этноса. Пятигорск, 1999 г.

192. Советский энциклопедический словарь. Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров М.: Советская энциклопедия, 1981 г.

193. Титов В.Е.Православие M.: 1967 г.1.' ! )

194. Тоненкова М.М. Духовные крылья России. Социально-культурные и духовно-сущностные ценности развивающейся России.-М:. Амрита-Русь, 2004 г.

195. Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Автореф. дис. . канд.Iфилос. наук. М.: ВУ, 1997 г.1. II, !

196. Троицкий Е. С. Патриотизм — движущая сила преодоления кризиса российского| il ' . | общества // Патриотизм общероссийский и национальный. — М., 1996.

197. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.

198. Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. М.: Мысль,1981.

199. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980.

200. Уледов А.К.: Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1980.' >

201. Ульянов Н. И. "Басманный' философ" // Вопросы философии. -1990.1 I 1 !

202. Учебный социологический словарь с английскими и испанскими эквивалентами. 4-е изд., доп. и перераб. // Под общ. ред. СА. Кравченко. М.: «Экзамен», 2001.

203. Философский словарь Владимира Соловьева. — Ростов-н/Д.: Изд-во Феникс, 1997.

204. Франк C.J1. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992.1.I I

205. Франк C.JI. Крушение кумиров // С.Л. Франк. Сочинения. М., 1990.1 I I' 1 1 >!

206. Фрейд. 3. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии.-МД980.I1.. ( I I il

207. Фромм Э. Психоанализ и религия //Сумерки богов / Сост.А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990.

208. Ханаху P.A. -Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы современности (социально-философский анализ) — Майкоп, 1997;

209. Хангельдиева И.Г., Оганов A.A. Теория культуры: М.: ФАИРПРЕСС, 2001.

210. Хейзинга И. Homo Ludens. М., 1992.

211. Хождение за три моря Афанасия Никитина / Изд. подгот. С.Я. Лурье, Л.С. Семенов. Л., 1986.

212. Холостова Т.В. Проблема духовности. Методологические проблемы изучения человека марксистской философии. — Л.: Изд. ЛГУ, 1979.

213. Хомяков A.C. О старом и новом//Русская идея. М.: Республика, 1992.

214. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов н/Д 1997;

215. Церковь и время. — 2003. — № 1 (22).

216. Церковь и мир: Основы социальной концепции Русской православной церкви. — М., 2000.

217. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего//Русская идея. — М.: Республика, 1992.1 11. С.711.'

218. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего//Русская идея. М.: Республика, 1992.С.101

219. Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования //I

220. Советская этнография.-1981. -№2.j I ,

221. Шадже А.Ю.: Национальные ценности. Майкоп, 1997;1 1 ,

222. Шацкий Е.Утопия и традиция М.: Прогресс, 1990.I

223. Швейцер А. Культура и этика. М:. 1960.

224. Шердаков В.Н. Духовность, художественное творчество, нравственность //Вопросы философии, 1996.

225. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980,

226. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, РАН, Уральское1.п • Iотделение, 1998

227. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1.М., 1993.

228. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Пер с англ. М:. 1968 г

229. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.- М., 1988.I1.' 1 ■ ■

230. Эфендиев Ф.С. Национальное самосознание: этнокультурный аспект// Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте. — Москва — Нальчик, 1997.

231. Яковлев Е.Г. Искусство и религия // Вопросы философии. 1996. №2.

232. Яскевич Я.С. Философия в вопросах и ответах. М.: Новое знание, 2003.1. Иностранные источники

233. Baert Patrick; Silva, Filipe Carreira da // Social Theory in the Twentieth Century and Beyond. Cambridge, UK: Polity Press, 2009.

234. Bell David Constructing Social Theory. Lanham, MD: Rowman & Littlefield. 2008.

235. Berberoglu Berch An Introduction to Classical and Contemporary Social Theory: A Critical Perspective, Third Edition. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2005.

236. De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accomodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Chande. Chicago, 1982.

237. Frey M., Mammey U. Impact of migration in the receiving countries. Geneva: IOM,1.: . ( i ! ' i1996.

238. Harrington Austin Modern Social Theory: An Introduction. Oxford, UK: Oxford University Press. 2005.

239. Hicleg E. New paradigms for studies of futures. // The Quest for the Futures//, June 1315, 2000, Turku, Finland.i " i

240. Nagel Th. The Last World. N.Y.: Oxford University Press, 1997. P. 130.

241. Plantinga A. Warranted Christian Belief. N.Y.; Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 175 ff.

242. Rescher N. Idealism // A Companion to Epistemologu / Ed. By J. Dancy and E. Sosa.

243. Oxford: Blackwell, 2000. P. 191.; г i i ' i ii

244. Robert L. Simon The Blackwell Guide to Social and Political Philosophy// Wiley1. Blackwell, 2002. P. 344.

245. Searle J.P. The Construction of Social Reality. L.: Penguin Books, 1995. Ch. 9.

246. Scruton R. Modern Philosophy. L.: Arrow Books, 1996. P. 3331 i i

247. Wolterstorff N. Divine Discourse, Philosophical Reflections on the Claim That God1 «и i

248. Speaks. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. P. 161

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.