Духовные константы древнерусской художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Кутковой, Виктор Семенович

  • Кутковой, Виктор Семенович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 160
Кутковой, Виктор Семенович. Духовные константы древнерусской художественной культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Великий Новгород. 2005. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кутковой, Виктор Семенович

Вступление.

Глава 1 Принципы формирования религиозной культуры

§ 1. Парадигма формирования русской церковной культуры.

§ 2. Статус древнерусского иконописца.

§ 3. Канон и параканонические положения иконописи.

Глава

Этическая и эстетическая константность религиозного искусства

§ 1. Изобразимость и неизобразимость - мировоззренческая и этическая контрадикции в восточнохристианском искусстве.

§ 2 Эвритмия в древнерусской живописи.

§ 3. Некоторые концептуальные приемы личного письма.

§.4 Живое и неодушевленное в иконописи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные константы древнерусской художественной культуры»

Церкви, 2005 г.); на Всероссийской научной конференции «Духовные основы русского искусства» (Великий Новгород, НовГУ, 2001 г.); на Второй, Третьей и Четвертой Всероссийских научных конференциях «Духовные начала русского искусства и образования» (Великий Новгород, НовГУ, 2002, 2003, 2004 гг.); на Покровских педагогических чтениях (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 г.); на Всероссийской научной конференции «Знаменские чтения» (Великий Новгород, НовГУ, 2003 г.). Что нашло отражение в печатных материалах этих научных конференций. Диссертация, опираясь на авторскую логику исследования заявленной темы, имеет введение, две главы, семь параграфов, заключение и СПИСОК_ЛИТЕРАТУРЫ 160 страниц (7,1 п. л.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кутковой, Виктор Семенович

Заключение

Анализ основных принципов системного формирования русской церковной культуры позволяет определить и отобрать базовые «конструкты» «христианского до Христа»; выявить преображение многообразия художественных форм на основе единства веры; показать обращенность культуры к со-знанию ее носителя; охарактеризовать феномен «обратного воздействия» религии на народную русскую традицию и этос в целом. Именно таким образом подсистема церковной культуры обеспечивала неразрывную связь национального и общехристианского, специфического и универсального.

Вплоть до XVI века система древнерусской культуры в целом представляла собой константное единство, до тех пор, пока специальная (церковная) подсистема не стала уязвима со стороны чужеродных воздействий, что приводило к активизации неспециальной (фольклорной, шире - народной) подсистемы и к дестабилизации сложившегося равновесия между ними. Данный процесс и можно назвать началом секуляризации обеих подсистем. И если эпоха Петра I изучена в этом ракурсе с той или иной степенью достаточности, то допетровский период требует дополнительных изысканий.

Духовная парадигма церковной культуры как религиозная «картина мира» продолжает отображать культурную ситуацию и в настоящее время.

Секуляризация вне всяких сомнений приводила к трансформации статуса строителя культуры - иконописца: из церковнослужителя в золотой век духовного и культурного универсума он становится сначала ремесленником, а несколько позднее, в отдельных случаях, столичная художественная среда выводит его почти на уровень демиурга в европейском понимании. В будущем следует скрупулезнее сфокусировать внимание на «почвенном» слое иконописцев, ибо там можно наблюдать как увлечение фольклорным началом, приводящим к отступлениям от канона, к неким народным «фантазиям», но также именно народные мастера в целом остаются верными хранителями и продолжателями традиционного языка иконы в Новое время.

Канон, будучи официальным и неофициальным оформлением всего строя национальной жизни, имел опору в этике, а стало быть, в мировоззрении русского средневекового человека. Аскетическая практика исихазма породила такой феномен как параканонические положения, которые тесно примыкали к канону, но имели свою специфику даже в юридическом аспекте: канон фактически относится к закону, а параканонические положения - к правилам. Такая дифференциация позволяет довольно значительное количество памятников считать находящимися в рамках канона. И поскольку названную проблему мы лишь предлагаем к обсуждению, то она по самой постановке вопроса требует своего изучения в ближайшем будущем.

Существенное значение, определяющее модус религиозного средневекового искусства, заключен в коррелятах изобразимости и неизобразимости. Онтологическая проблематика образа имеет свою историю как в запрете второй библейской заповеди, так и в античной рациональной парадигме. И если для греческой культуры преобладающим умозрительным фактором было бескорыстное рассматривание вещей, то в христианстве первый образ (Нерукотворный Спас на убрусе) рождается из деятельной, божественной любви к людям. Генезис античного и христианского образа имеет разные этические мотивировки и истоки. В православной традиции главной причиной, легитимизирующей культовое изображение, является факт Боговоплощения Второй Ипостаси Св. Троицы. Но запрет на изображение Первой Ипостаси оставался в силе. И только этическим релятивизмом можно объяснить наличие их в Новую и Новейшую эпохи. То же самое позволительно сказать и о рождении иконы Ангела Хранителя: сознание невозможности такого изображения удерживало 1200 лет христианских художников от его создания, но, в связи с угасанием на Руси исихазма в XVI веке, названная икона возникла и особенно широко стала распространяться в XVII столетии. Философско-культурологические аспекты иконографических нововведений XVI - XVII веков продолжают оставаться неизученными и сегодня, как со стороны теоретиков, так и тем более — иконописцев-практиков. Этот факт подтверждается и возникновением Андреевского раскола в среде так называемых истинно-православных христиан Греции, и появлением многочисленной комментирующей литературы, утверждающей каноничность подобных изображений. Это лишь свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки вопросов изобразимости и неизобразимости в теории культового образа.

Античная эстетика успешно оперировала понятием «эвритмия» (от греч. «su=puO|Lua» - стройность, благозвучие, гармония; «еи» - благой), характеризующим принцип пространственного взаимодействия и постоянных соотношений частей и целого, их симметрии, ритма и пропорций. Эвритмию можно иначе определить как принцип «единства по сходству - и - по контрасту», который М.В. Васина интерпретирует как чувственное выражение античной диалектики.

Согласно данному принципу горизонтально взаимодействуют между собой иконы в том или ином чине иконостаса, ортодоксального в аспекте параканонических положений, что особенно заметно на иконах двунадесятых праздников.

Межсюжетные связи праздничного ряда постулировали понимание всего чина как единого произведения. Отсюда иконописец обводил иконы всего ряда одной опушью, а не каждую отдельной, когда иной раз праздничный чин воспринимался собранием обособленных композиций. Существует множество областей культуры, где эвритмия дает о себе знать, но при обязательном условии: между отдельными звеньями художественных объектов не должно быть диссонанса. Тем не менее, следует признать слабую изученность вопроса об эвритмии по сей день.

Достаточно сказать, что до сих пор нет отдельного исследования. Это лишь нацеливает на дальнейшее изучение стоящей проблемы.

История культуры и искусства являет яркую эволюционную картину приемов и способов изображения человека. Восточнохристианские художники средневековья, придавая указанной проблеме немалое значение, сам процесс создания живописного изображения иерархически разделили на две стадии: «доличное» и «личное» письмо, причем последняя стадия была исключительной прерогативой лучшего иконописца-профессионала - «знаменщика», который начинал рисунок композиции иконы и заканчивал всю живопись тщательной отделкой деталей. Поэтому, философское содержание культового изобразительного искусства в основном концентрировались именно в приемах личного письма.

Остановившись на наиболее главных их них - кенотическом приеме, приемах «светового аккорда» и «стандартизации», - автор пришел к выводу, что древние изографы искали их и вводили в живописную практику с целью выявления определенных художественных констант, фундирующих духовный мир. И то, что уже в IV веке начинает складываться хрестоматийный иконный лик - высокий лоб, огромные глаза, тонкий нос, вытянутая шея, часто крупные, неправильной формы уши, - говорит об отказе от натурализма, свидетельствующем об устремленности средневекового художника к духовному миру, инаковому относительно мира светского. Это нельзя назвать «бегством от жизни», это было ориентацией на мир более совершенный и константный. Что касается изученности проблемы, то надо признать ее крайнюю недостаточность, а если концептуальные приемы личного письма и анализировались, то преимущественно не в философском, а в искусствоведческом дискурсе. Отсюда необходимость дальнейшего обнаружения и философского осмысления подобных приемов - бесспорна.

Сакральный образ отражает христианское мировосприятие, которое может быть названо органическим, ибо сама Церковь провозглашает себя живым организмом, главой которого является Иисус Христос. Отсюда берет начало русская искусствометрическая метафорика, указующая на живую метаморфность преображенного мира, символически представленного восточнохристианской образной системой. Дихотомия «живое и неодушевленное» обусловлена тем, что икона не знает мертвого. Данное обстоятельство детерминировало отсутствие жанра натюрморта в том смысле, в каком он известен в западноевропейской живописи (nature morte - буквально мертвая природа)', изографы не группировали предметы на столах в натурально подражательную, жесткую систему их совокупности. Каждый предмет показывался обособленным, ибо каждый -был ценен и важен, независимо оттого, что средние века не знали аксиологии как науки о ценностях.

В божественной благодати нет прошлого, а есть лишь настоящее, поэтому и любой предмет бытийно для иконописца всегда существует как неотменимая данность, обусловливаемая философским понятием «есть». Еще для неоплатоников все, существующее в универсуме, «есть» лишь потому, что являлось совершенным. «Не-сущее», определяемое греческим термином «меон» - «то |Д.т\ ov» — и теоретически воспринятое великими каппадокийцами, понималось как безобразное и дисгармоничное, то есть, лишенное блага, злое. Для грека, понятия «вещь» и «предмет» не были тождественны: внутри «вещи» он видел полноту бытия, которую называл совершенством, «предмет» же - считал ограниченным и завершенным в себе. Для христианина, совершенство категориально относится не столько к предмету, сколько вообще к бытию: предмет в некотором смысле -деяние человеческое; бытие - создание Бога. Отсюда последнее есть жизнь и дар.

Напоследок необходимо отметить, что через осмысление духовных констант древнерусской культуры, реконструируется «народная» составляющая христианской антропологической системы, актуализируются с точки зрения современности процессы духовных исканий в современной культуре, открываются новые возможности в раскрытии антропологической проблематики и в осмыслении менталитета людей, живущих в эпоху кризиса старой мировоззренческой парадигмы и рождения новой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кутковой, Виктор Семенович, 2005 год

1. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

2. Адрианова-Перетц B.JI. Древнерусская литература и фольклор. Д., 1974.

3. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982.

4. Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

5. Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996.

6. Анисин Андрей. Русская идея и вызов современности // http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/analit.cgi?item=4r040709131820

7. Антоний, митр. Ленинградский и Новгородский. Из истории Новгородской иконографии. //Богословские труды. №27.

8. Аристотель. Никомахова этика. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997.

9. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000.

10. Афанасьев В.Н. Древо жизни. (Избранные статьи). М., 1980

11. Барская Н.А. Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца// София. Великий Новгород, 2001. №3.

12. Бахтин М.М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса // http://infolio.asf.ru/Philol/Bahtin/rubIer53.html

13. Безансон Ален. Запретный образ. М.: МИК, 1999.

14. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. -М.:РГГУ, 1999.

15. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

16. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

17. П.Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х тт. М.: Искусство, 1994.

18. Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. М.Рига: Благовест, 1995.

19. Бетти Эмилио. Общая теория интерпретации // http://anthropology.ru/ru /texts/ culturphilos5.html

20. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

21. Богатырев П.Г. Народный театр // Русское народное творчество. М., 1966.

22. Богословский И.Н. Бог Отец, первое Лице Святой Троицы, в памятниках древнехристианского искусства. М.: Изд. Общества любителей духовного просвещения, 1893.

23. Булгаков Сергий, протоиерей. Икона и иконопочитание. Paris: YMCA PRESS, 1931.

24. Бычков В. Канон как основа творчества // http://www.iconaantica.spb.ru /bichkov.html

25. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.

26. Бюттнер Т. Лео Фробениус исследователь Африки: достижения и заблуждения // Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.

27. Василий (Кривошеин), архиепископ. Богословские труды 1952-1983 гг. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.

28. Васина М.В. Атеизм на службе церкви // Начало. СПб: Институт богословия и философии, 1999. №8.

29. Васина М.В. Проблема соотношения иконы и художественного образа в свете учения Восточной Церкви // ВОСТОК-РОССИЯ-ЗАПАД: Мировые религии и искусство. Тезисы докладов международной научной конференции. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2001.

30. Васина М.В. Богословский анализ понятия образа в догматическом очерке о. С. Булгакова "Икона и иконопочитание". Париж, 2003.

31. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.

32. Вейдле В. В. Россия и Запад // Вопросы философии. — 1991. № 10.

33. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Кн.1, 6. М., 1936.

34. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988

35. Зб.Гартман Н. Этика. М.: Изд-во «Владимир Даль», 2002.

36. Генисаретский О.И. Замыслы и праобразы: о схематизме иконической рефлексии // http://www.byzantium.m/WWW/Byzantium/byzantium.nsf/ ByID/B0617FECB9CDEA75C3256D05004176ED?OpenDocument&Cat egory=2& 1

37. Генисаретский О.И. Образ-к-праобразу: к структуре иконической рефлексии // http://vmw.byzantium.ru/WWW/Byzantiuin/byzantium.nsf /ByID/CF4AF2D21617FF42C3256D05004C54B7?OpenDocument&Cate gory=2&2

38. Генисаретский О.И. Пространство праобразов и праобразности // http://www.byzantium.ru/WWW/Byzantium/byzantium.nsf/ByID/lDA8F 1340A7C5D2BC3256D0500501869?OpenDocument&Category=2&3

39. Голик Н.В. Этическое в культуре. СПб., 2002.

40. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси Х1-н. XIII вв. Киев, 1988.

41. Гребнер Фриц. Метод этнологии. 1911.

42. Греков Б.Д. Киевская Русь. М. Л., 1953.

43. Гройс Борис. Что такое современное искусство // http://azbuka.gif.ru/ important/contemporary-art-groys/

44. Громов М.Н. Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990.

45. Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. СПб., 1859.

46. Гусев Н.В. Некоторые приемы построения композиции в древнерусской живописи XI-XVII веков // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

47. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

49. Деяния Вселенских Соборов. В 7 тт. Казань, 1891.

50. Деррида Жак. Эссе об имени. М.: Алетейя, СПб., 1998.

51. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или постановление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем вскоре после 1566 г. (первая иерусалимская рукопись) // Труды Киевской Духовной Академии, 1867. № 7; 1868. №2. № 6. № 12.

52. Добротолюбие. В 5 тт. М.: Изд. Афонского Пантелеимонова монастыря, 1895.

53. Доброхотов A.JI. Культура и христианство // http://www.bogoslov.ru/ bogoslov/publication/dobrohotovJ9112002.html

54. Ельчанинов Александр, священник. Записи. СПб., 1994.

55. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970.

56. Иванов Вяч. По звездам. СПб, 1909.

57. Иванов Николай, протоиерей. И сказал Бог. Клин. Фонд «Христианская жизнь», 1999.

58. Ивлев С. А. Художественная культура Средневековья. М.: Международный союз книголюбов, 2001.

59. Иоанн (Экономцев), игумен. Русская Православная Церковь и возрождение культуры / Девятые Рождественские чтения // http://oroik.netda.ru/chten01/01 econ.htm

60. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002.

61. Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения / Пер. с греч. Александр Бронзов. СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1893. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, РФМ, 1993.

62. Иоанн Златоуст, св. Против иудеев. М., 1998.

63. История культуры Древней Руси. Домонгольский период / Под общей ред. академика Б.Д. Грекова и проф. М.И. Артамонова. В 2 т. М.-Л., 1951.

64. История средних веков: Европа и Азия. Мн.:Харвест, 2000.

65. История философии и вопросы культуры. М.: Наука, 1975.

66. Иулиания, монахиня (М.Н. Соколова). Техника иконописи. М., 1992.

67. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

68. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

69. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

70. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.

71. Кант Иммануил. Сочинения. В 6 тт. М.: 1963-1966.

72. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках. СПб., 1997.

73. Категории и понятия теории культуры. М.,1985.

74. Клакхон С., Келли В. Понятие культуры// Человек и социокультурная среда. Вып.2.М.,1992.

75. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.

76. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993

77. Кравченко А.И. Культурология. М.:Академический проект, 2001.

78. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994.

79. Крёбер А. Избранное: Природа культуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

80. Крёбер А. Клакхон Культура: Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

81. Кручинин И.А. Современная икона эклектика или духовная реальность? //http://iconart.narod.ru/artikle23html&text

82. Культурология: теория и история культуры. М.:3нание, 1998.

83. Кун Т. Логика и методология науки. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975.

84. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

85. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1986.

86. Лазарев В.Н. Русская иконопись. От истоков до нач.ХУ1 века. М., 1983.

87. Ламетри Жюльен Офре де. Человек-машина // Избранные сочинения. М., 1925.

88. Лев, Епископ Новгородский и Старорусский. Размышления о религии и культуре // Русская провинция. № 3. 1992.

89. Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси в его связях с Востоком: К постановке вопроса // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. -М.: Наука, 1975.

90. Ленин В.И. О пролетарской культуре // Полное собрание соч., 5 изд., т. 41.

91. Лепахин Валерий. Икона и иконичность. СПб.: 2002.

92. Лепахин В.В. Каноничность иконы // http://www.portal-slovo.ru/rus/art/44/ 944/945/2205/

93. Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969.

94. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8

95. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб.: Logos, 1999.

96. Лихачев: Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Л.: Наука, 1973.

97. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. Выпуск 6, 1964.

98. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991.

99. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты изучения Древней Руси // Вопросы литературы. 1977. № 3.

100. Маранда П. Метаморфные метафоры. // От мифа к литературе. М., 1993.

101. Маркс после Маркса. Материалы по истории и философии марксизма в России. Нижневартовск: Изд. "Приобъе", 1999.

102. Марков Г.Е. Немецкая этнология. М., 2004.

103. Маца И. Форма и ее теория // «Творчество». М.: Советский художник, 1967. №4 (124).

104. Мелиоранский Б.М. Философская сторона иконоборчества // Вопросы философии и психологии. М., 1907.

105. Мердок Джорж Питер. Социальная структура. ОГИ, 2003.

106. Моррис Уильям. Искусство и жизнь. М.: Искусство, 1973.

107. Моторин А.В. Имидж и образ // Духовные начала русского искусства и образования. Материалы Всероссийской научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» (Никитские чтения). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.

108. В. Никитаев. Метаморфная метафора, или Нерефлексивное рефлексивное управление // http://www.circle.ru/reflexum/index.html

109. Ницше Ф. Избранные произведения. Кн. I, II. М., 1990.

110. Новоиконоборческая ересь и Андреевский раскол (история, учение их, и опровержение его). Святая Гора Афон, 2002.

111. Носова Г.А. Язычество в православии. М., 1975.

112. Озолин Николай, протоирей. «Троица» или «Пятидесятница»? // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М.: Прогресс, 1993.

113. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

114. Острогорский Г. А. Гносеологические основы византийского спора о св. иконах //Seminarium Kondakovianum, I. Prague, 1927.

115. Острогорский Г. А. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православныхапологетов раннего периода иконоборчества. //Seminarium Kondakovianum, I. Prague, 1927.

116. Очерки русской культуры XIII — XV веков / Под ред. А.В. Арциховского М., 1969.

117. Очерки русской культуры XVI века / Под ред. А.В. Арциховского М., 1977.

118. Очерки русской культуры XVII века / Под ред. А.В. Арциховского М., 1979.

119. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смоленск; М., 1995.

120. Платон. Сочинения. В 3 тт. М.: 1968-1972.

121. Послание Иоанна Павла II людям искусства // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. Милан М.: Христианская Россия, 2000. №13.

122. Попов Б. Н. Тема "другого" в работах Сартра // Философские науки, 2003. N2.

123. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985

124. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

125. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.

126. Ретковская J1.C. О появлении и развитии композиции «Отечество» в русском искусстве // Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. М., 1963.

127. Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Изд-во Суворина, 1903.

128. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси // От Корсуня до Калки. М., 1990.

129. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999.

130. Руссо Жан Жак. Избранные сочинения. Тт. 1-3. М., 1961.

131. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

132. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

133. Рыбаков Дмитрий. Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории // www.pravoslavie.ru/cgi-bin/archiv.cgi?item=5r 040426150034

134. Салтыков А. А. О пространственных отношениях в византийской и древнерусской живописи // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

135. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990.

136. Седов В.В. Восточные славяне в VI XIII вв. М., 1982.

137. Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Пер. с франц. Киев М.: Кайрос, 1998.

138. Смирнов Ю. И. Славянские эпические традиции. М., 1974.

139. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х томах. М.: Правда, 1989.

140. Соловьев С. М. Путь русской культуры // Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. В 2-х частях.— М.: Наука, 1994.

141. Старорусский пастырь архимандрит Агафангел. М.: Медея, 2005.

142. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

143. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Из-тво Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999.

144. Тарковский Андрей. Слово об Апокалипсисе // http://www.glagol-online.ru/arc/n9/192/

145. Тема Другого в философии Ж.-П. Сартра // Ученые записки гуманитарного факультета. Выпуск VI. Пермь, РИО ПГТУ, 2003.

146. Тихомирова К.Г. Героическое сказание в древнерусской живописи. // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970.

147. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

148. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.

149. Успенский Б.А. «Правое» и «левое» в иконописном изображении // http://nesusvet.narod.ru/ico/books/

150. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.

151. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. — Париж: Изд-во Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989.

152. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. М., 1986.

153. Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990.

154. Федотов Г. П. Судьба и грехи России В 2-х тт. / Избранные статьи по философии русской истории и культуры. СПб., 1991.

155. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996.

156. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С.Кагана и др.- СПб.: "Лань", 1998.

157. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология / Сост. Гаврюшин Н.К. М.: Прогресс, 1993.

158. Флоренский Павел, священник. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство; Центр изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского, 1996.

159. Флоренский Павел, священник. Философия культа.// Богословские труды, сб. 17-й, изд. Московской Патриархии, 1977.

160. Флоровский Георгий, протоиерей. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998.

161. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. -Париж, 1937.Репринт: Вильнюс, 1991.

162. Фома Аквинский. О сущем и сущности // http://antology.rchgi.spb.ru /ThomasAquinas/Deenteetessentia.rus .html# 1

163. Фома Аквинский. Сумма теологии // http://antology.rchgi.spb.ru /ThomasAquinas/SummaTheologiaeTheoSci.rus.html

164. Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997.

165. Фробениус Лео. Детство человечества, СПБ, 1910.

166. Фромм Эрих. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.

167. Хопко Фома, протоиерей. Основы Православия. Минск: Полифакс, 1991.

168. Хрестоматия по культурологии. Т.1. Самосознание мировой культуры. СПб.:Петрополис, 1999.

169. Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л.: Искусство, 1986.

170. Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. М.: Вече, 2002.

171. Чудинов В.А. Священные камни и языческие храмы древних славян. Опыт эпиграфического исследования. М.: Фаир-Пресс, 2004.

172. Чудинов В.А. Руница и тайны археологии Руси. М.: Вече, 2003.

173. Шестов Лев. Апофеоз вечности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991.

174. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: НО «Наука», 1993.

175. Шубарт Вальтер. Европа и душа Востока. М, 1998.

176. Щапов Я.Н. Идеи мира в русском летописании XI—XIII веков // История СССР. 1992. № 1.

177. Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии. СПб, 1909.

178. Эйкен Р. Смысл и ценность жизни. X., 1911.

179. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства // http://www.i-u.ru/biblio/archive/engels%5Fk/

180. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995.

181. Языкова И.К. Икона рождается из литургии (Беседа с иконописцем архимандритом Зиноном) // http://nesusvet.narod.ru/ico/books/zinon.htm

182. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

183. Belting Hans. Bild und Kunst. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Muenchen, 1991.

184. Clement Olivier. Introduction a la spiritualite orthodoxe. Apercus sur la spiritualite de l'icon. Paris (б.г.).

185. Onasch Konrad. Liturgie und Kunst der Ostkirche in Stichworten. Leipzig, 1981.

186. Fritsch Emmanuel. Parole pour les yeux. Paris, 1985.

187. Lepahin Valerij. Oorosz kultura ikonarcusaga. Szeged, 1992.

188. Quenot Michel. L'icone. Paris, 1987.

189. Targum Esther, 1; Midras Tehilla, 40; Beresith Rabba, 68.

190. Thon Nikolaus. Ikone und Liturgie. Trier, 1979.

191. White L. A. Culturological and psychological interpretations of human behavior // American Sociological Review. December. 1947.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.