Духовные ценности субкультуры тяжелобольных тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Дюкова, Сабина Валерьевна

  • Дюкова, Сабина Валерьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2011, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 191
Дюкова, Сабина Валерьевна. Духовные ценности субкультуры тяжелобольных: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тамбов. 2011. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Дюкова, Сабина Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ.

1.1. Истоки и классические теории природы духовных ценностей

1.2. Современные концепции природы и типологии духовных ценностей. ' Социальный статус тяжелобольных как объект социологического историко-методологического исследования

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СУБКУЛЬТУР

ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ.

2.1. Базовая теоретическая модель духовных ценностей тяжелобольных людей.

2.2. Проблемы эмпирических исследований духовных ценностей тяжелобольных людей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовные ценности субкультуры тяжелобольных»

В истории человечества одной из наиболее стабильных и очевидных характеристик степени цивилизованности общества было отношение к тяжело и безнадежно больным людям, что в конечном счете и составляет основной социальный заказ на гуманитарные исследования в этой области.

Такой заказ, впрочем, никогда не был достаточно сильно оформлен, и проблематика ценностей и духовной культуры тяжелобольных никогда не была центральной в истории гуманитарной науки.

Целый ряд причин, однако, оставлял такую проблематику достаточно, актуальной. Выделим лишь наиболее очевидные из них:

• традиционную, пограничную с медициной, практику изучения психологии тяжело больных, включая все более обширную психотерапию;

• накопление соответствующих эмпирических социологических данных, тем более, что такая генеральная совокупность просто очень удобна для применения ряда неклассических социологических методов;

• высокие, а иногда и рекордные темпы роста ряда тяжелых заболеваний, в том числе психиатрических, прямо стимулируют и социологическое изучение все новых страт больных людей, учитывая, что в нее входят люди все более разного имущественного положения и, следовательно, с разными привычками и ценностями;

• все более определяет актуальность избранной проблематики и мощная западная традиция хосписов, только оформляющаяся в России, как и деятельности центров милосердия, исторически более привычных для нашей страны;

• до известной степени такая актуальность определяется и гуманитарными исследованиями субкультур, интерес к которым всегда был достаточно высок, как и их роль в современной общественной жизни.

Кроме того, отметим и постоянный, со времен Э. Дюркгейма, высокий интерес к проблематике ценностей тяжелобольных в классической танатологии, социологии, суицидологии и философском экзистенциализме.

Все это позволяет считать фокусную для данной работы проблематику достаточно актуальной и перспективной.

Степень разработанности проблемы.

Разработка проблематики духовных ценностей тяжелобольных людей велась в гуманитарной науке давно, хотя лишь по нескольким направлениям и достаточно фрагментарно. Таких фокусов историко-методологических исследований было несколько, причем большинство из них находились, по понятным причинам, на пересечении гуманитарной науки и медицины.

Первый из таких фокусов связан с историей социальной политики по отношению к тяжелобольным в различных обществах.

Например, в классической этнографии не раз отмечались противоположные парадигмы отношения к тяжелобольным людям в архаичных обществах: от веры в то, что болезни (по крайней мере, некоторые: эпилепсия, психические болезни) есть указание на некоторое «внимание богов» к этим людям до стремления их отселить или даже уничтожить. Такие тенденции отмечались еще Н. Миклухо-Маклаем, К. Леви-Строссом, К. Морганом и др.1, служили поводом для ряда произведений искусства (например, в кинопритче «Легенда о Нарайяме»).

Они прослеживаются и в Античности. Даже в самом Риме считалось совершенно естественным и соответствующим древним традициям и ценностям отвозить больных и пожилых рабов на остров, где они предоставлялись самим себе, вместе с тем тяжелые болезни цезарей и императоров скрывались далеко не всегда, некоторые из них были едва ли не

1 Актуальные проблемы этнографии. Сб. науч. тр. Института этнографии им. Н. Миклухо-Маклая. М., 1969; Леви- Стросс. Избранные работы. М., 2002; Саган К. Драконы Эдема. М., 1986. престижны2. Вместе с тем сама идея милосердия и равенства перед смертью не была особенно распространена. Более того, история античности полна примерами, когда правитель дает подчиненному право на добровольный уход из жизни (скажем, самоубийство Л. Сенеки), но нет самой идеи эвтаназии, даже в творческом наследии Гиппократа.

Идеи экзистенциального, эгалитарного равенства всех тяжелобольных возникает лишь в эпоху раннего христианства, при становлении средневековой цивилизации. В ранней христианской традиции много конкретных примеров «выходов в мир» членов религиозных общин для помощи тяжелобольным при эпидемиях чумы, оспы, холеры, что по тем временам было настоящим подвигом; к сожалению, просто нет данных, как именно при этом (как и при христианском причастии) учитывались духовные ценности больных. Монастыри и монашеские ордена (например, францисканцы в Западной Европе или священнослужители Киево-Печерской лавры в Киевской Руси), особенно масштабно занимавшиеся помощью тяжелобольным, пользовались заслуженным уважением населения; не случайно фольклорная русская традиция полна сюжетов о чудесном исцелении тяжелобольного (например, исцеление Ильи Муромца старцами), о как и канонические Евангелие («воскрешение Христом Лазаря») .

Кроме того, в средневековой истории и истории Нового Времени появляются первые врачи - новаторы (Парацельс, Авраам, врач Александра Невского и др.), которые прямо связывали излечение и утешение тяжелобольного человека с учетом его духовного мира4.

В это время появляются и первые опыты относительно стабильно действующих «центров милосердия», в работе которых сочетались религиозные и светские мотивы. Чаще они были связаны с именами «добрых

2 Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1983; Плутарх. Жизнеописания. М., 2001.

3 История средних веков. М., 1977; Русское народное творчество. М., 1957.

4 История Отечества. М., 2009. жен и подруг правителей» - Анастасии - жены И. Грозного, Софьи Палеолог -жены Ивана Третьего, многих жен царей династии Романовых и др.5

В Новое Время появляются и первые официальные лечебницы и приюты для тяжелобольных, дома престарелых, частные клиники. В целом такая практика сохранилась до сих пор. Анализ соответствующих документов6, регламентирующих деятельность подсистем здравоохранения, ориентированных на обслуживание тяжелобольных, позволяет выделить некоторые дирекции и, соответственно, макросоциальные ценности, выступающие своеобразными, пользуясь термином Г. Меррея7, «прессорами», при возникновении ценностей собственно тяжелобольных людей:

• обеспечение бесплатными и льготными лекарствами;

• льготная и бесплатная госпитализация, амбулаторное и санаторное лечение;

• установление инвалидности с соответствующими пособиями и выплатами;

• помощь в осуществлении конституционных прав, за исключением случаев полной недееспособности;

• обеспечение, в установленном порядке, помощью со стороны социальных работников.

Такие нормативные ценности отражены в законодательстве всех без исключения развитых стран. Однако, по представлениям автора, духовные ценности тяжелобольных совершенно не копируют макросоциальные; последние выступают для них лишь общим детерминирующим фоном.

Еще одним и сравнительно самостоятельным фокусом исторического исследования была история собственно хосписов, сама идея которых выходит за пределы описываемых выше традиционных

5 Там же.

6 История права. М., 1978.

7 Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. общецивилизационных ценностей, поскольку хосписы и задумывались именно как органы не только медицинской, но и духовной поддержки тяжелобольных людей.

Еще в XVIII в., многие врачи придерживались обычая не лечить безнадежных больных, и лишь один из самых известных врачей первой трети XIX в. (а также редактор главного медицинского журнала Германии того времени) X. Гуфеланд осуждал в 1806 г. врачей, относящихся с презрением к умирающим больным, и призывал не покидать последних до самой смерти, чтобы, по крайней мере, облегчать их страдания.

Современная история хосписов тесно связана с историей сестринского дела. В 1879 г. Мэри Эйкенхед, основательница ордена сестер милосердия, открыла в Дублине (Ирландия) приют девы Марии, главной задачей которого была забота об умирающих. Более подробно история хосписов приводится в тексте работы; пока же отметим лишь глобальность и философские аспекты самой идеи хосписов8.

Еще одним фокусом исторического исследования был вопрос о природе человеческих ценностей. Такой вопрос, в отличие от предшествующего, всегда был одним из наиболее разработанных, демонстрируя десятки самых различных интеллектуальных позиций. Приведем поэтому лишь те из них, которые прямо повлияли на формирование авторской модели. Собственно термин «ценность» впервые появился, видимо, у И. Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). В. Виндельбанд, например, рассматривал ценность как норму. М. Шелер выдвинул особую гипотезу так называемой «материальной этики ценностей».

Обоснование бытия ценностей по пути утверждения их надличностного характера сделал персоналитический онтологизм, который развивался не

8 Молль А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности. Для врачей и публики. // С.-Пб., 1903. только в рамках персонализма, но и в философии неотомизма (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Ж. Леклерк и др.), в рамках которого акцентируется религиозный вариант гегельянской трактовки ценностей. Впрочем, своеобразной основой ее может служить и известная «философия Общего дела» Н. Федорова. Он попробовал ввести особый элемент в структуру ценностей, субстанцию «Общего дела». Другим вариантом решения проблемы* ценностей был натуралистический психологизм. Г. Спенсер ввел собственный термин «ценность», вкладывая в него довольно специфический смысл, источник ценностей описывался через биопсихологическую интерпретацию потребностей и ценностей человека. Это направление развивали Р. Перри, Дж. Дьюи, И. Льюис и другие. Именно в рамках этого подхода впервые здоровье человека стало выделяться как высшая ценность. Советские исследователи А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов большой акцент-делали именно на психологическое содержание ценностной ориентации личности, анализируя ее отношение к труду 9.

Отметим и весьма своеобразную палитру экзистенциальных и постмодернистских трактовок природы ценностей, которые выражают не просто отношение к объектам, но сложнейшую диалектику самого духовного мира человека10.

Наконец, дополнительным фокусом историко-компаративного исследования в работе был вопрос о сущности и морфемах субкультур, в котором автор принимает базовой интеллектуальную позицию Т.В. Курчашовой11.

9 Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 2008; Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1989; История социологии. Тамбов, 2009; Немецкая классическая философия. М.: Харьков, 2000; Спенсер Г. Сочинения. М., 1988; Ядов В.А, Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

10 Къеркегор С. Страх и трепет. М., 1981; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2003; Сартр Ж.-П. Стена. М., 2004.

11 Курчатова Т.В. Природа, атрибуты, социальные роли субкультуры. Автореф. канд. дисс. Тамбов,

2002.

В связи с этим, отметим довольно масштабную картину гуманитарных

10 исследований в этой области, данной в известных работах М.М. Бахтина, В. Виндельбанда, Э. Гуссерля, А. Тойнби, C.JI. Франка, Э. Фромма, Ф. Энгельса, К. Леви-Стросса, Л.Г. Моргана, Э. Тейлора, Г. Адорно, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Л. Козера, Р. Мертона, Г. Маркузе, М. Харкхаймера, Ю. Хабермаса, Ф. Ницше, 3. Фрейда; в работах Г.М. Андреевой, А.О. Бороноева, С.Н. Иконниковой, М.С. Когана, В.Т. Лисовского, В.М. Межуева, A.B. Петровского, В.А. Ядова и других13.

В исследовании проблем субкультуры можно выделить ряд подходов. Согласно одному из них субкультура рассматривается как девиантное и деликвентное групповое поведение (А. Коэн, К. Кеннистон, Р. Мертон). Другой подход характерен для Ш. Айзенштадта, М. Мид, Т. Парсонса, позицию которых объединяет рассмотрение субкультуры как значимого механизма социализации, средства достижения обществом стабильности и динамического равновесия. В работах Л. Фойера, В. Тернера, Ф. Майера, Ч. Рейч и др. субкультура представлена в концепции контркультуры, при этом конфликты рассматриваются преимущественно через призму культурного ценностного разрыва14.

Определенный интерес вызывает восприятие субкультуры как общественного движения. В данном случае она предстает как метасистема групп и находит свое выражение в традиционных концепциях Т. Парсонса, Л. фон Штайна, К. Маркса; теориях: «заражения» Т. Лебона; возникновения норм Р. Тернера; прирастающей ценности Н. Смелзера, мобилизации

12 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1993; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1999; Франкфуртская школа философии. М., 1983; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1984; Дюркгейм Э. Сочинения. М., 1997; Вебер М. Сочинения. М., 2004; История социологии. Минск, 2008; Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 2000.

13 Межуев В.М. Культура и история. М., 1977; Лебон Г. Психология масс и народов. СПб, 1995; Михельс Р. Социология политических партий в современной демократии. «Диалог», 1990, №1; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997; Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002; Американская социологическая мысль. Под ред. В.И.Добренькова. М.,1994.

14 Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

Э. Обершалла, когнитивистской интерпретации социальных движений шведских ученых Р. Айермана и Э. Джениссона и других15.

Субкультура, как социальная группа, рассматривалась на основе понятий «первичной» группы Ч. Кули, Э. Дюргкейма, Ф. Оллпорта, исследований социально-психологических характеристик малых групп, в частности о неформальной структуре группы (Э. Мэйо), влиянии конфликта на межличностные (Б.Д. Парыгин), отношения в группе и ее границы (Г. Зиммель, JI. Козер), групповой структуре и лидерстве (Э. Берн, Д. Майерс) и другие. Среди отечественных разработок проблемы малой группы следует отметить труды Г. Андреевой, И.Б. Бовина, А.И. Донцова, Ю.Б. Захарова, P.JI. Крического, A.B. Петровского, Б.Д. Парыгина, В.А. Штроо16.

Таким образом, разработку проблемы природы ценностей в гуманитарной науке можно считать весьма богатой по идейному и эмпирическому материалу, но, к сожалению, не в области изучения ценностей тяжелобольных.

Целью работы было формирование научно корректной модели духовных ценностей тяжелобольных людей.

Задачами исследования были:

• верификация стартовой гипотезы исследования;

• проведение компаративного исследования первоисточников с целью обоснования интеллектуального выбора базовых концепций;

• обоснование авторской позиции по базовой проблематике;

• подготовка инструментария и проведение полевых социологических исследований.

15 Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997; Смелзер Н. Социология. М., 1998; Гофман А.Б. Новое и старое в теоретической социологии. М., 1999

16 Мескон Н и др. Основы менеджмента. М., 1999; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999; Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967; Петровский А. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1989; МКричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. М., 1997; Берн Э. Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди. М., 1998.

Объектом исследования в работе является жизнь тяжелобольных людей во всех ее проявлениях.

Предметом же его выступали тенденции бытия духовных ценностей тяжелобольных.

Базовой гипотезой работы выступало предположение о том, что системообразующим началом духовных ценностей тяжелобольных людей являются неизбежно актуализирующиеся в пограничных ситуациях танатологические основы личности.

В результате проведенных научно-исследовательских работ гипотеза подтвердилась лишь отчасти. Действительно актуализирующиеся танатологические основы личности вовсе не так сильно ведут к эскапизму и десоциализации, во всяком случае, они способствуют возникновению признаков особой субкультуры тяжелобольных.

Методологической основой работы выступали:

• классические модели ценностей Б. Спинозы, Э. Дюркгейма, А.Н. Леонтьева, Ф.Е. Василюка;

• экзистенциальные модели пограничных жизненных ситуаций Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера17;

• идеи Т. Парсонса о структуре групповых ожиданий;

• модель природы субкультур Т.В. Курчашовой.

В целом методологические интеллектуальные ориентиры автора связаны с концепциями естественно-исторического подхода к изучению социальных явлений и деятельностным подходом в советской социологии и психологии.

Научная новизна работы выражена:

17 Спиноза Б. Философско-богословский трактат, М., 2008; Леонтьев А.Н. Мышление и психика. М., 1980; Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1982; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997; Къеркегор С. Страх и трепет. М., 1981; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2003; Сартр Ж.-П. Стена. М., 2004; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2005.

• в уточнении теоретической модели природы и динамики духовных ценностей в пограничных ситуациях;

• в выявлении специфики трансформации духовных ценностей тяжелобольных;

• в социологическом описании элементов субкультурности общения тяжелобольных;

• в получении масштабного банка эмпирических данных о духовных ценностях тяжелобольных Тамбовского региона.

Теоретическая значимость работы выражена:

• в применении общей модели структуры и динамики духовных ценностей для страты тяжелобольных людей;

• в выделении единой методологически замкнутой системы характеристик и социологических дескрипторов-таких ценностей;

• в проведении масштабного историко-компаративного исследования по проблемам природы ценностей и социального статуса тяжелобольных в-различные исторические эпохи.

Практическая значимость состоит в возможности использования ее материалов в соответствующих учебных курсах по социологии культуры, социологии медицины, в девиантологии, социальной психологии, аксиологии.

Под эмпирической базой исследования понимаются, прежде всего, данные авторского социологического эмпирического исследования «Духовные ценности тяжелобольных людей», проведенного в 2009 году, а также данные ряда исследований, проведенных социологической группой под руководством профессора И.А. Федорова в 1998-2008 г.г., в которых автор принимал личное участие.

Поэтому фокусной для исследования группой были пациенты хосписов гг. Тамбова, Саратова, Астрахани, страдающие тяжелыми заболеваниями -это люди различных возрастов, профессий (78 человек, 100%, в том числе 14

- г. Тамбов, 34 - г. Саратов, 30 - г. Астрахань). В исследовании приняли участие ряд предприятий, в которых были опрошены руководящие работники и служащие (94 человека, 2, 3 обл. больница, хоспис г. Тамбова, госпиталь ветеранов ВОВ).

Таким образом, практически в равных долях выборочная совокупность была разделена на две фокусные группы: служащие и пациенты медучреждений, где содержатся тяжелобольные люди. Всего в ходе исследования было опрошено 116 тяжелобольных, в том числе 78 — в упоминавшихся хосписах, и 94 медицинских работника.

В число 48 респондентов по городским тамбовским больницам были включены все больные, признанные лечащими врачами «тялселыми». Таким образом, по г. Тамбову выборка репрезентативна (ориентировочно — не менее 70% тяжелобольных на момент исследования), почти сплошная для хосписов трех областных центров.

Базовые методы - анкетирование, стандартизированное и нестандартизированное интервью, ассоциативный опрос.

Для достижения целей и задач исследования использовались различные методы: анализ документов и литературных источников, опрос в обоих его видах, сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация, типизация и другие. Авторское эмпирическое исследование подразумевало социологическое изучение мнений собственно тяжелобольных людей и медицинских работников, постоянно или часто общающихся с ними, что позволяет оценить базовое исследование как экспертное.

Отметим, что была предпринята и попытка отдельного опроса студентов Академии гуманитарного и социального образования, Академии экономики и предпринимательства, Академии социальной работы и педагогики, Института психологии ТГУ им. Г.Р. Державина (99 человек), для проведения сравнительного, компаративного исследования.

Однако, изучение ценностей тяжелобольных людей показало их высокую специфику, в которой молодые и в большинстве здоровые люди просто некомпетентны, поэтому наращивание числа опрошенных до необходимой выборки при планировавшейся генеральной совокупности «студенческая молодежь г. Тамбова» было признано бессмысленным.

Дополнительным методом выступали нестандартизированные интервью и эксперимент, технические характеристики которых отражены в последнем параграфе работы.

Обработка материала велась с использованием компьютерной программы SPSS 10.0. с выделением конкретных блоков корреляционного и компаративного анализа.

Кроме того, в работе использовался ряд исследований, в которых автор принимал участие, в том числе «Групповые ожидания, опасения и политические ценности горожан» (Тамбов, 2001 год).

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовные ценности являются естественным атрибутом разума, отражают его бытие и результаты его деятельности, и уже поэтому прямо выражают социальное качество человеческого общения, которое всегда было элементом предмета социологических исследований.

2. Ценности выражают неравновесность человеческой психики и групповых интересов, механизм оформления и действия необходимых для восстановления гомеостазности объективных и субъективных феноменов природной и социально-политической среды жизнедеятельности объекта. При этом такая необходимость может возникать даже при самых фантастических представлениях об объекте ценности.

3. Структура духовных ценностей чрезвычайно сложна и малоизучена. Она включает фоновые стабильные оценки («стратегемы»), оценки ситуации на нескольких уровнях, «ассоциативные ценности», возможен и вариант идеологизированных объектов ценностей. Эти элементы подробно описываются и формализуются в тексте работы.

4. Такой «стратегемой» в духовной жизни тяжелобольных людей оказались, вопреки ожиданиям автора, не только ценности продления жизни, но, прежде всего, забота и образы близких.

5. Особые по качеству ценности выражают практику общения между самими тяжелобольными людьми. Такое общение показывает некоторые существенные признаки феномена, который всегда был на самой периферии социологической мысли — субкультуры тяжелобольных: относительная замкнутость, некоторая отчужденность от других людей, суверенные, присущие только этой субкультуре ценности, несколько базовых сценариев общения и др.

6. Системное качество духовных ценностей тяжелобольных людей, показывает достаточно яркую, центрированную на субъективно понятом благе близких, гуманистическую ориентацию; даже сильные боли не вызывают, как предполагалось до проведения эмпирических исследований, выраженного нарциссизма.

Апробация работы.

Материалы диссертационной работы апробированы в авторских публикациях, в преподавательской работе, в методологических выступлениях в дискуссионных клубах «Диалогос» и «Инсайт» (г. Тамбов, 2005-2010 гг.), а также в выступлениях и участии в ряде научных и научно-практических конференциях, в том числе «Общность и общности, человек: в поисках «вечного мира», Тамбов, 2008, 2009, 2010 гг. (междунар.); «История и теория парламентаризма в России», Рязань, 2007 г. (регион); «Психология славянской нравственности», Тамбов, 2009 г. (регион).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Дюкова, Сабина Валерьевна, 2011 год

1. Абеляр П. История моих бедствий. / А. Абеляр // Соч. в русском переводе Н.А.Сидоровой. М.: Прогресс, 1959. С. 245.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. С. 126-149.

3. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. / Агафий Миринейский. // Пер. и предисл. М.В.Левченко. М.: Наука, 1953. С. 98-100.

4. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.,1972. С 127-129.

5. Амусин И.Д. Кумранская община. / И.Д. Амусин. М.: Мысль, 1983. С. 14.

6. Андреев И.Л. Эволюция архаического общества в тропической Африке / И.Л. Андреев // Этнографическое обозрение. 1996. №10. С. 52-67.

7. Андреева Г.М. Современная психология на Западе. / Г.М. Андреева, H.H. Богомолова, Л.А. Петровская. // Теоретические ориентации. М.: Наука, 1978. С. 337.

8. Андреева И.Н. Современные тенденции молодежной культуры: конфликты или преемственность поколений / И.Н. Андреева, Н.Л. Голубкова, В.А. Бобахо, С.И. Левикова. // Общественные науки и современность. М., 1993. №3. С. 42.

9. Андреева Т.М. Социальная психология. / Т.М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 2001. С. 191.

10. Античные философы. Свидетельства. Фрагменты. Тексты. Киев: Киевский государственный университет, 1955. С 80.B.А Бобако, С.И. Левикова // Общественные науки и современность. 1996. №3. С. 56-66.

11. Бобнева М. И. Социальные нормы и регулирование поведения. / М.И. Бобнева. М., 1976. С. 114-116.

12. Боннар А. Греческая цивилизация. / А. Боннар. Кн. 1-2. Ростов-на-Дону, 1994. С. 336.

13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Интернет-ресурс. — Режим доступа: htth://clck.yandex.ru/redir/.

14. Брюль Л. Первобытное мышление. / Л. Брюль. М., 1930. С. 190.

15. Быкова С. Что думают об эвтаназии врачи. / С. Быкова, Б. Юдин, Л. Ясная // Врач. 1994. №4. С. 48-51.

16. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения / В.А. Василенко // Проблема ценности в философии. М., 1966. С. 44-98.

17. Василюк Ф.Е. Переживание горя и утраты / Ф.Е. Василюк // Психологи о мигрантах и миграции, в России: Информационно-аналитический бюллетень № 3. М.: Смысль, 2001. С. 19-32.

18. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения: пер. с нем. / М. Вебер // Сост., общ.ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. Предисл. Н.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.C. 61-272.

19. Вебер М. Избранные произведения. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. С. 507.

20. Вишневский Ю.Р. Социология молодежи. / Ю.Р. Вишневский, В.Г. Шапко. Екатеринбург, Н.Тагил, 1995. С. 109-110.

21. Воробьев C.B. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. / C.B. Ворбьев. Н.Новгород, 1991.

22. Всемирная история в 10 т. М.: Изд-во Социально-экономическойлитературы. Т.5. Гл. II. С. 351.

23. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития. / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1996. №1. С 86-99.

24. Гадамер Х.Г. Философия и литература / Х.Г. Гадамер // Философские науки. 1989. №2. С. 142.

25. Гайдуков А. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге. / А. Гайдуков // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб.: Норма, 1999. С. 23.

26. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. / А.И. Герцен. Соч. Т.З. М., 1956. С. 254-255.

27. Гесиод. Труды и дни. Теогония. О происхождении богов./ Гесиод. М.: Наука, 1990. С. 177.

28. Гин М. «Непротивленство» по евангелию и по Л.Толстому / М. Гин // Наука и религия. 1978. №7. С. 19-20.

29. Гиппократ. Избранные книги. / Гиппократ. М.:Сварог, 1994. С. 736.

30. Гилинский Я.И. Криминология: Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. / Я.И. Гилинский. СПб.: Питер, 2002. С. 278.

31. Гнездилов A.B. Проблемы хосписной службы в России. / A.B. Гнездилов // Обзор психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева. 1994. №1. С. 175-179.

32. Гнездилов A.B. Путь на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. / A.B. Гнездилов. С.-Пб.: АОЗТ фирма «КЛИНТ», 1995. С. 136.

33. Година А. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанисшв). / А. Година // Р.Ж. Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. №3.2001. С. 79.

34. Гоф Jle Ж. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Гоф Ле. М.: Политиздат, 1988. С. 262.

35. Грабович О. Думи як символ1чний код перказу культурних цшностей. / О. Грабович // Родовщ. 1993. № 5.

36. Громов А.П. Эвтаназия. / А.П. Громов // Судебно медицинская экспертиза. 1992. №4. С. 3-4.

37. Громов В.А. Неформалы: кто есть кто? / В.А. Громов, A.C. Кузин. М.1990.

38. Громова И.Б. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта / И.Б. Громова, В.Н. Леонтьева // Социологические исследования. 1991. №10. С. 78.

39. Гроф С. Человек перед лицом смерти. / С. Гроф, Дж. Галифакс. // Пер. с англ. М.: РАН ИНИОН, 1995. С. 76-79.

40. Гумилев Л.Н. Энтогенез и биосфера Земли. / Л.Н. Гумелев. М.: Тонаис Ди-Дик, 1994. С. 284.

41. Гуревич А .Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. / А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1989. С. 186.

42. Гуревич А.Я. Предисловие: Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии. / А.Я. Гуревич // Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с франц. М.: Прогресс-Академия, 1992. С. 5-32.

43. Даниели Б. Герои и еретики. / Б. Даниели. М.: Просвещение, 1967. С. 140-145.

44. Демин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVIIbb. / A.C. Демин М, 1985. С. 84.

45. Демичев A.C. Дискурсы смерти. Введение в медицинскую танатологию. / A.C. Демичев. С.-Пб., 1997. С. 15.

46. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Л. Диоген. 1979. С. 433.

47. Дом для жизни. Беседа о проблемах хосписа. // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. 1998. С. 309-311.

48. Донини А. Люди и Боги. / А. Донини // Очерки истории религий. Пер. с итальянского Ф.И. Кравченко. М.: Политлитер, 1966. С. 222-223.

49. Донини А. У истоков христианства. / А. Донини. М.: Политлитература,1979. С. 310.

50. Дробницкий О. Г. Понятие морали. / О.Г. Дробницкий. М.: Наука,1974. С. 232.

51. Дрэпер Дж. В. История умственного развития Европы. / Дж. Дрэпер // Пер. с англ., под ред. И.В. Лучицкого. В 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1910. С. 120.

52. Дубов И.Г. Экспериментальное исследование ценностей в российском обществе / И.Г. Дубов, Л.М. Смирнов, A.A. Ослон. // Десять лет социологических наблюдений. М.: ФОМ, 2003. С 342.

53. Дюркгейм Э. О социальном разделении труда. Метод социологии. / Э. Дюркгейм. М., 1991. С. 338-393.

54. Европа в средние века: экономика, политика, культура. М.: Наука, 2009. С. 372-373.

55. Емельянова Е. Общество сторожевой башни: организация и субкультура / Е. Емельянова // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб.: Норма, 1999. С. 67-86.

56. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960. С. 311-312.

57. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. / Г.Е. Залесский. М.: Мысль, 2006. С. 350.

58. Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений. / Е.А. Здравомыслова. СПб., 1993.

59. Зеньковский В.В. История русской философии.: в 2-х т. /B.В. Зеньковский. Т.1. Л., 1991. С. 86-90.

60. Зйбер Н.И. Еще о братствах / И.И. Зибер // Слово. 1881. № 1. С. 45.

61. Зильбер А.П. Трактат об эвтаназии. / А.П. Зильбер. Петрозаводск: Петр.ГУ, 1998. С. 464.

62. Золотухина-Аболина Е.В. Постмодернизм: распад сознания / Е.В. Золотухина-Аболина // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 184.

63. Зорза Р. Путь к смерти. Жить до конца. / Р. Зорза // Пер; с англ. М.: Прогресс, 1990. С. 246.

64. Иванюшкин А .Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. /А.Я. Иванюшкин. М.: Медицина, 1990. С. 191-200.

65. Иванюшкин А.Я., Дубова Е.А. Эвтаназия: проблема, суждения, поиск альтернативы. / А.Я. Иванюшкин, Е.А. Дубова // Вестник АМН СССР. 1984. №6. С. 72-77.

66. Илм А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов / А. Илм // Вестник АМН СССР 1984. №6.C. 154-173.

67. Г. Ипатова Л. Натуралисты (нудисты) в Санкт-Петербурге / Л. Ипатова // Вестник АМН СССР. 1984. №6. С. 174-185.

68. Исконникова С.Н. Молодежь: социологический и социальнопсихологический анализ. / С.Н. Исконникова. Л.: Высшая школа, 1973.

69. Калинин М.И. Славный путь комсомола. / М.И. Калинин. М.: Молодая гвардия, 1974. С. 25.

70. Калиничева 3. Исторические судьбы толстовства. / 3. Калиничева // Наука и религия. 1978. С. 34.

71. Кандель Б.Л. История зарубежных стран. / Б.Л. Кандель. М.: Книга,1966. С. 225.

72. Капитонов Э.А. Социология XX века. / Э.А. Капитонов // История и технология. Ростов-на-Дону, 1996. С. 66-67.

73. Карпов В.П. Об искусстве (Предисловие). Гиппократ. Избранные книги. /В.П. Карпов. М.: Сварог, 1994. С. 127-128.

74. Касаткина С. Потребление и культура: теоретико-методологический анализ. / С. Касаткина, А. Назаренко // Социологические исследования. 2005. № 1.

75. Косива И.М. Ценности и ценностный аспект сознания. / И.М. Косива // Управление и рынок: теоретические и практические аспекты. М., 1993. С. 62.

76. Ключевский В. О. Сочинения. / В.О. Ключевский. Т. 3. М., 1957. С. 300-315.

77. Ковалевский М.М. Родовой быт в настоящем недавнем и отдаленном прошлом. / М.М. Ковалевский. Вып. 1-2. СПб., 1905. С. 87.

78. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста. . / Н.А. Коваль. М., 1993. С. 79

79. Коган М.С. Человеческая деятельность. / М.С. Коган. М.: Политлитература, 1974. С. 120-131.

80. Конгресс II с международным участием «Паллиативная медицина иреабилитация в здравоохранении. // Москва. 17-20 июня 1998. Паллиативная медицина и реабилитация. 1998. №2-3.

81. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов. М., 1983. С. 201.

82. Кравченко JI.C. Психология личности и образ жизни. / Л.С. Кравченко. М.: Наука, 1987. С. 279.

83. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М.: Юрид.лит, 1990. С. 196.

84. Кричевский Р.Л. Психология малой группы. / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. М., 1991. С. 205-206.

85. Круглов Б.С. Варианты формирования ценностных ориентации. / Б.С. Круглов // Формирование личности старшеклассника. М., 1989. С. 18-25.

86. Куницына В.Н. Социальные стереотипы и продукт социализации. / В.Н. Куницына // Человек и общество. М., 1976. С. 282-298.

87. Курбанова A.A. Проблемы взаимосвязи культуры и личности в буржуазных представлениях о субкультурах. / A.A. Курбанова // Автореф. дис. кандид. филос.наук. М.: Ин-т философии АН СССР, 1986. С. 18.

88. Курчашова Т.В., Морева С.Н. Неформальные объединения молодежи и проблема их взаимодействия в сфере досуга. / Т.В. Курчашова // Соц. технология в сфере культуры и досуга. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. С. 67-71.

89. Кухтевич Т.Н. Молодежная культура: Проблемы и противоречия / Т.Н. Кухтевич, В.В. Добрынин // Актуальные проблемы современной молодежной культуры. Материалы Всеросс. науч. метод, конференции. Горький, 1990. С. 65.

90. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. / Э. Кюблер-Росс // Пер. с англ. Киев: София, 2001. С. 320.

91. Лебон О. Психология народов и масс. / О. Лебон. СПб., 1896. С. 284.

92. Лебедева Н.М. Межкультурный диалог в школе. В 2-х кн. / Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, О.В. Лунева. М., 2004. С 56.

93. Левандовский А. Государство и общество. Конец реформатора. / А. Левандовский // Знание сила. 1992. №2. С. 6-7.

94. Левин З.М. Менталитет диаспоры. / З.М. Левин. М.: Ив. РАН «Крафт+», 2001. С. 170.

95. Лем С. Модель культуры. / С. Лем // Вопросы философии. 1989. №8. С. 56-57.

96. Ленин В.И. Письмо И.И. Скворцову Степанову. / В.И. Ленин // Соч., Т.16. М., 1987. С. 104.

97. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. / А.Н. Леонтьев. М., 1977. С 98-99.

98. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993. С. 269.

99. Летурно Ш. Прогресс нравственности. / Ш. Летурно. СПб., 1910. С. 111

100. Линдерберг И. Уничтожение больных и немецкая психиатрия. / И. Линдерберг // Обозрение психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. 1992. №4. С. 138-142.

101. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). /A.Ф. Лосев. М.: Наука, 1963. С. 64.

102. Луков В.А. Особенности молодежной субкультуры в России /B.А. Луков // Социологические исследования. 2002. №1. С. 79-88.

103. Луман Н. Понятие общества. / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 36.

104. Любимова Т.В. Проблема ценностей в социологии. / Т.В. Любимова // 1-й Всероссийский социологический конгресс. / Интернет-ресурс. -Режим доступа: www/fos.ru/filosofi/1817119.html.

105. Майерс Д. Социальная психология. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2002. С.668-703.

106. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. / Г.Г. Майоров. М.: Палитиздат, 1979: С. 198-199.

107. Макайвер Р. Реальность социальной эволюции. / Р. Макайвер // Американская социологическая мысль. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996. С. 76-78.

108. Малеин Н.С. О врачебной тайне. / Н.С. Малеин // Сов. государство и право. 1981. №8. С. 79-86.

109. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. / Аврелий Марк // Вступительный очерк С. Котляревского. М.: Тов-во Мир, 1914. С. 15.

110. Маркс К. Положение Англии. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения, изд. второе. Т.1. М.: Госиздат полит. Литературы, С. 606.

111. Маркс К. Из ранних произведений. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1956. С. 517.

112. Маслоу. Мотивация и личность. / Маслоу // Перевод A.M. Татлыбаевой. Abraham Н. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row. СПб., 1970. С. 89.

113. Матвеева С.Н. Субкультура в динамике культуры / С.Н. Матвеева // Субкультурные объединения молодежи. Сб. докл. конф. М., 1987. С. 16.

114. Мерперт Н1Я: История первобытного общества: Историкокультурные связи. / Н.Я. Мерперт. М.: Наука, 1986. С. 427-489.

115. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. / П.Н. Милюков. Т. 2. Ч. 2. М., 1994. С. 50-51.

116. Михельс Р. Социология политических партий в современной демократии. / Р. Михельс // Диалог. 1990. № 1. 1991. № 3.

117. Молль А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности. Для врачей и публики. / А. Молль. С.-Пб., 1903. С. 407.

118. Молодежь. Цифры. Факты. Мнения (Молодежные движения в России. Молчаливый бунт волосатых). СПб., 1996. №1. С. 106-109.

119. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. / Л.Г. Морган. М.: Политиздат, 1934. С. 164.

120. Мухамеджанова Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. / Н.М. Мухамеджанова. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. С. 319.

121. Мюллер-Хилл Б. Психиатрия при нацизме. Этика психиатрии. / Б. Мюллер-Хилл // Ред. С.Блох и П.Чодофф. Пер. с англ. Киев: Изд-во Сфера, 1998. С. 340-348.

122. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 3-х т. // Изд. Подг. Л.Г.Бараг, Н.В.Новиков. М., 1984-1985.

123. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. / Н.Ф. Наумова. М.: Наука, 1998. С. 126-133.

124. Неформальная Россия. О неформальных политических движениях и группах в РСФСР (опыт справочника). М., 1990.

125. О западных славянах. Славянский и балканский фольклор. М., 1989.

126. Обезболивание при раке и паллиативное лечение. Доклад комитетаэкспертов ВОЗ. // Серия технических докладов. 804. Женева, 1992.

127. Общественные самодеятельные движения. Проблемы и перспективы. // Сборник научных трудов. Отв. ред. Е.Н.Суслова. М.: НИИ Культуры, 1990. С. 28-30.

128. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. / Г.В. Оллпорт. М.: КСП+, СПб: Ювента, 1998. С. 345.

129. Ольдерагге Д.А. Эпигамия. / Д.А. Ольдерагге // Afrikana. Африканский этнографический сборник. Л., 1978. Вып. 12. С. 10.

130. Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. / Д.В. Ольшанский. М., 1990. С. 331.

131. Ортега-и-Гассет. Восстание масс. / Ортега-и-Гассет // Дегуманизация искусства. М., 1991. С. 166-167.

132. Очерки по истории докапиталистических формаций. Л.: Наука, 1936.

133. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. / A.M. Панченко. Л., 1984. С. 181.

134. Петров H.H. Вопросы хирургической деонтологии. / H.H. Петров // Изд. 5-е. Л.: Медгиз, 1956. С. 63.

135. Платон. Сочинение в 3-х Т. / Платон // Под ред. В.Д. Асмуса и А.Ф. Лосева. Т.1. М.: Политиздат, 1968. С. 42.

136. Семенов Ю.И. Общество, страты, народы. / Ю.И. Семенов // Этнографическое обозрение. 1996. №2. С. 3-19.

137. Семенов В. Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство) / В. Е. Семенов. Владимир : Изд-во Владимир, ун-та, 2008. С. 383.

138. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ). / И.Г. Сенин. Ярославль, 1991.

139. Скрайн П. Эпоха роскоши и смятения. / П. Скрайн // Курьер ЮНЕСКО. 1987. С. 4-8.

140. Смелзер Н. Социология. / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1998.

141. Смирнова Е. Хиппи вернулись. / Е. Смирнова // Эхо планеты. 1998. №4. С. 28-32.

142. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход. / М. Соколов // Молодежные субкультуры Санкт-Петербурга. Под ред. Костющева В.В. СПб.: Норма, 1999. С. 9-23.

143. Сондерс С. Помощь умирающим. / С. Сондерс // Здоровье мира. 1982. №11. С. 16-19.

144. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. / П. Сорокин. М., 1992. С. 190-191.

145. Социальная история Средневековья. // Под ред. Е.А.Кослинского и А.Д.Удальцова. В 2 Т., М., 1927. С. 186 188.

146. Социальные и психологические проблемы детской онкологии. // Матер, первой Всероссийской конференции с международным участием. М., 1997. С. 188.

147. Субкультурные движения Санкт-Петербурга. / Рефер. обзор. Р.Ж. сер. 11. СПб.: Гуманитарные науки, 2001. С. 81.

148. Твайкросс Р. Дж. Введение в паллиативное лечение. / Р.ДЖ. Твайкросс, Д.Р. Фрамнтон. // Центр сотрудничества ВОЗ по паллиативному лечению. Собелл Пабликейшн, 1992. С. 35.

149. Теннис Ф.Т. Община и общество. / Ф.Т. Теннис // История социологии в Западной Европе и США. М.: Норма ИНФРА, 1999. С. 105-106.

150. Тищенко П.Д. Эвтаназия: Российская ситуация в свете американского и голландского опыта. / П.Д. Тищенко //Медицинское право и этика. №2. 2008. С. 30-38.

151. Тугаринов В.П. Философия сознания. / В.П. Тугаринов. М.: Мысль, 1971. С. 295.

152. Тэрнер В. Символ и ритуал. / В. Тэрнер. М.: Наука, 1983. С. 170-171.

153. Философский энциклопедический словарь // Под ред. Л.Ф.Ильичева и др. М., 1983. С. 840.

154. Франкл В. Человек в поисках смысла. / В. Франки. М., 1990. С. 300-302.

155. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. / 3. Фрейд. М., 1992, С. 18-20.

156. Фролов С.С. Социология. / С.С. Фролов. М.: Логос, 1996. С. 214.

157. Фуко М. Рождение клиники. / М. Фуко. М., 1998. С. 218.

158. Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. / И.А. Федоров. С-Пб., 2008. С 217-221.

159. Харчев В.Н. Ценностные ориентации личности. Проблемы их типологического исследования. / В.Н. Харчев // Социальнаяструктура социалистического общества и всестороннее развитие личности. М., 1983. С. 96.

160. Хрестоматия по истории эллинистическо-римской философии. Свердловск, 1987. С. 96.

161. Царегородцев Г.И. Проблема эвтаназии в зарубежной медицинской этике. / Г.И. Царегородцев, Е.В. Кармазина. // Вопр.филос. 1984. №12. С. 111-120.

162. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. / А.Н. Чанышев. М.: Высшая школа, 1991. С. 281.

163. Шамов И.А. Об отношении врача к эвтаназии. / И.А. Шамов // Казан, мед. ж. 1981. №2. С. 75-77.

164. Шопенгауэр А. Конкурсное сочинение об основах морали / А. Шопенгауэр // Полное собрание сочинений. Т.4. М., 1910. С. 195.

165. Шпенглер О. Закат Европы. Образец и действительность. / О. Шпенглер. Т. 1. Новосибирск, 1993. С. 347.

166. Шульгин В. С. Религия и церковь. / B.C. Шульгин // В кн.: Очерки русской кулыуры XVII в. Ч. 2. М., 1979. С. 299-300.

167. Шутценбегер A.A. Тяжелобольной пациент (15-тилетний опыт применения психодрамы для лечения рака). / A.A. Шутценбегер // Вопр. психологии. 1990. №5. С. 94-106.

168. Элыптейн Н.В. Медицина и время. / Н.В. Элыптейн. Таллин, 1990. С. 86.

169. Энгельгардт М.А. Прогресс как эволюция жестокости. / М.А. Энгельгардт. СПб., 1989. С. 42.

170. Юдин Б.Г. Жить или не жить? / Б.Г. Юдин // Человек. 1990. №2. С. 36-44.Ж

171. Ядов В.А. Россия в мировом пространстве. / В.А. Ядов // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 27-30.

172. Ядов В.А. Круглый стол. "Психологический журнал: ценности в кризисном социуме. / В.А. Ядов // Психологический журнал. 1991. №6. С. 154-167.

173. Ястребицкая А.Я. Западная Европа X XIII веков. / А.Я. Ястребицкая. М.: Искусство, 1978. С. 107-108.

174. Abiven Maurice. Умереть с достоинством. / Maurice Abiven // Всемирный форум здравоохранения. Т. 12 1991. №4. С. 3-7.

175. Garfield Ch. A., ed. Psychosocial care of the dying patient. N.-Y. e.a. McGraw. Hill. 1978.

176. Feifel H. The Meaing of Death. / H. Feifel. N.-Y. 1959.

177. Mitford J. The American Way of Death. / J. Mitford. N.-Y. 1963.

178. The Dying Patient. N.-Y. 1970.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.