Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Лагутин, Александр Олегович

  • Лагутин, Александр Олегович
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2001, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 159
Лагутин, Александр Олегович. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2001. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Лагутин, Александр Олегович

Введение

Глава 1. Человек —общество — природа: генезис и развитие взаимодействия

1.1. Антропосоциогенез: проблемы и перспективы

1.2. Возникновение экологического знания и современное состояние

1.3. Экология и концепция устойчивого развития общества

Глава II. Экологическая культура: генезис и современное состояние

2.1. Предпосылки и развитие экологической культуры.

2.2. Экологическая культура: сферы проявления

2.3. Экологическая культура: гуманитарный и технический аспекты

Глава III. Формирование экологической культуры: проблемы воспитания и образования

3.1. Сущность экологической культуры личности.

3.2. Экологическая культура личности: проблема синтеза гуманитарного и естественнонаучного знания.

3.3. Экологические образование: тенденции и перспективы 127 Заключение 140 Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества»

Актуальность исследования. Современные локальные и глобальные экологические проблемы затрагивают все человечество и требуют для своего решения значительных экономических и социальных усилий. Человек и общество в целом, породили проблемы, угрожающие дальнейшему существованию и природы, и человека, и цивилизации в целом. Антропогенное воздействие на природную среду приводит к нарушению естественного состояния атмосферы, природных вод и ландшафта планеты, ее флоры и фауны. Нарушение биологического равновесия на планете, необратимые деградационные изменения биосферы, радикальная трансформация традиционных природных условий в результате функционирования цивилизации ставят под сомнение дальнейшее существование самого человека.

К XXI столетию цивилизация достигла точки всемирно-исторического процесса, когда необходимо определить направление и динамику цивилизационного развития с учетом будущих поколений - к такому выводу пришли участники международного конгресса в Рио-де-Жанейро в 1992 году, на котором была сделана попытка сформулировать общую позицию планетарного сообщества, получившая название sustainable development и вошла в широкое употребление. На русский язык данный термин переведен как "устойчивое развитие". Академик Н.Н. Моисеев считает целесообразным заменить "устойчивое развитие" на термин "коэволюция человека и биосферы", поскольку экологической нишей человечества является вся биосфера, а развитие общества происходить в ее рамках1.

Сложившаяся в нашей стране общая экономическая и социальная ситуация в первую очередь характеризуется нестабильностью и угрожает

1 Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С. благополучному существованию населения России и целостности Российского государства, требует пристального и всеобщего внимания и поисков выхода из трагического положения, одними из составляющих которого являются экологические проблемы.

В основе социальных воздействий человека на окружающую среду на протяжении последних столетий лежали парадигмы, порожденные осознанием человеком своей растущей власти над природой. В самой краткой форме ее можно представить словами Френсиса Бэкона: "Наука нужна для того, чтобы покорять Природу и ставить ее силы на службу человека", или крылатым призывом И. Мичурина о том, что не надо ждать милостей от природы - взять их наша задача.

Современное состояние системы "человек-общество-природа" требует отказаться от сложившегося метода проб и ошибок во взаимоотношениях между человеком и средой его обитания, от потребительского и узкопроизводственного отношение к окружающей среде, превращающего ее в пустыню или свалку отходов. Сегодня необходима научно обоснованная стратегия в системе «человек-общество-природа (биосфера)», направленная на преодоление опасного положения, когда создается реальная угроза разрушения биогенетических условий бытия человека.

Созданная человеком материальная культура, как это не парадоксально, существует вопреки и благодаря природе. Сохранение обеих сторон этого противоречия является условием сохранения созданной человечеством цивилизации. Осознание человеком культурных принципов отношения к природе и их преемственности в культуре может способствовать сохранению природы и человека как биологического существа.

Именно поэтому в философии и науке особенно актуализировалось внимание к культуре как фактору социального развития. Ученые пришли к выводу, что духовные и социокультурные признаки отдельного народа могут оказывать существенное влияние на развитие всего человечества, связывая его будущее с культурой человека как процессом самоорганизации социальной жизни на природном ландшафте.

То, что на современном этапе взаимодействия общества и природы происходит обострение социоприродных противоречий - общепризнанный факт. Человечество стоит на грани экологической катастрофы.

В связи с этим актуализируется необходимость изменения ориентиров последующего социокультурного прогресса, что предполагает формирование экологической культуры, ориентирующей человека на коэволю-ционное развитие со своей природной средой обитания. Это в первую очередь предполагает широкое распространение экологических знаний, которое дало бы возможность предотвратить отрицательное влияние производственной деятельности человека на природный мир.

Именно эти тенденции современного общества стали причиной для предпринятого автором исследования, в котором рассматривается проблема взаимоотношений в системе «человек - общество - природа», обосновывается необходимость формирования экологической культуры. Обращается внимание на тот факт, что экологическое сознание становится неотъемлемой частью мироосмысления современной философской картины мира. На базе экоцентрического типа экологического сознания становится возможным формирование экологической культуры посредством экологического образования и воспитания.

Первостепенное значение в этой связи приобретают вопросы социологической оценки состояния экологического воспитания и образования; уточнения теоретико-методологических проблем оптимизации форм и методов экологического образования; разработки и внедрения наукоемких социальных технологий, способных значительно повысить эффективность и скоординировать деятельность различных общественных институтов, занимающихся экологическим воспитанием.

По убеждению директора Института европейской экологической политики Э. Вайцзеккера экономическая парадигма уступит место экологической, и XXI век должен стать веком защиты окружающей среды.

Степень научной разработанности проблемы. Философское осмысление взаимоотношений "человек-общество-природа" своими корнями уходит в далекое прошлое человечества. Ощущение и понимание единства человека и природы присутствует в исторических типах мировоззрения - мифологии и религии. Мифология различных народов характеризует синкретическое сознание первобытного общества и античной эпохи, в котором прослеживает понимание единства природы и человека в зооморфных и антропоморфных персонажах, олицетворяющих понимание человеком своего места в природе и окружении себе подобных. Анализу мифологических представлений, отражающих "экологическое" сознание древнего мира посвящены исследования многих философов и этнографов (Дж. Вуд, Дж. Фрезер, JL Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А.Ф. Анисимов, A.B. Аху-тин, В.В Евсюков, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, H.H. Моисеев, С.Л. Невеле-ва, Э. Тайлор, C.B. Токарев, М. Элиаде и др.). В средние века религиозно-философские концепции о сущности человека, его души и тела, божественного происхождения мира, так или иначе раскрывали единство происхождения мира, освещали взаимосвязи и зависимость человека от божественной сущности мира и природы, в которой человеку отводилась подчиненная роль.

Развитие научных представлений о взаимосвязи и отношении природы и общества берут начало в космогонизме древнегреческой философии, единстве макрокосма-вселенной и микрокосма-человека, зороастризме ариев и даосизме древнекитайской философии. В Новое Время с усилением гуманистической направленности философских взглядов внимание к природной сущности человека усиливается, в трудах философах анализируется "естественная и искусственная природа человека", культура как вторая природа" человека. Представители немецкой классической философии создают системы, главное место в которых отводится проблемам природной и социальной сущности человека (Шеллер, Гердер, Фихте, Г. Гегель, И. Кант, JI. Фейербах). Наиболее полно система взаимоотношений человека и природы, общества и природы рассматривается в марксистской философии (К.Маркс, Ф.Энгельс). В частности, в "Диалектике природы", "Происхождении семьи, частной собственности и государства" Ф.Энгельса прослеживается взаимосвязанность человеческого существования и природной среды, разрабатываются методологические категории и понимание экологических проблем, рассматриваются предпосылки их возникновения в истории человеческой цивилизации.

Современные философские, социологические, антропологические концепции взаимосвязи природы и человека берут свое начало с разработки методологии антропологических, эволюционистских и др. взглядов на взаимоотношения человека и природы, общества и природы. Содержание и сущность экологических проблем, так или иначе, рассматривались в работах философов и социологов конца XIX-XX веков (О.Конт, М.Вебер, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель и др.).

Взаимоотношения природы и общества, антропогенные факторы в биологическом равновесии общества и окружающей среды рассматривались в работах В.И. Вернадского, JI.H. Гумилева, Н.Я. Данилевского, А.Л. Чижевского и др. Им принадлежит заслуга разработки методологического и понятийного аппарата современной экологии, раскрытия взаимосвязь биоценоза, антропосоциогенеза и "живой массы природы", введения понятий "биосфера", "ноосфера" и др.

Исследование взаимосвязи человека и природы в философском и социологическом аспектах занимает важное место в трудах Э.В. Гирусова, Г.С. Гудожника, К. Гробстайна, ГЛ. Марчука и H.H. Моисеева, а также в ряде коллективных монографий.

Отечественные и зарубежные авторы исходят из положения о том, что в современных условиях происходит смена мировоззренческих парадигм - на первое место выдвигаются гносеологические и аксиологические основания, рассматривающие культуру как условие существования человечества. Культура общества, как совокупность знаний, умений и навыков, представлений, образов и идеалов, материализованных и идеальных ценностей, определяет через спектр потребностей и интересов отношение людей к окружающей среде.

В русской философии проблемы культуры в дореволюционный период рассматривали такие выдающиеся мыслители как НЯ. Данилевский, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский и другие. Уже в годы Советской власти создавали свои труды, составляющие крупный вклад в развитие культуры М.М. Бахтин и А.Ф. Лосев. Сложилось и плеяда культурологов, среди которых нужно выделяются работы С.С. Аверинце-ва, Л.М. Баткина. B.C. Библера, Н.С. Злобина, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева. Ю.М. Лотмана. Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, В.В. Сильвестрова.

Культурологическое рассмотрение экологических проблем проводится в трудах, раскрывающих содержание экологии как особой научной дисциплины (М.И. Будыки, И.П. Герасимова, H.H. Киселева, И.Д. Лаптева, Ю. Одума, Э. Пианки, М. Раца. Ч. Элтона и других авторов). Главное содержание большинства этих трудов составляют биологические проблемы, но в некоторых из них, например, в работах H.H. Киселева, Ю. Одума, М. Раца, в круг экологических проблем более или менее широко включается рассмотрение связей биосферы с жизнью общества.

Системное рассмотрение экологических проблем в современных условиях немыслимо без математического моделирования, системного анализа и теории вероятности, стохастических и статистических методов исследования (А.И. Пригожин). Это нашло свое отражение в "системной экологии", экологическом императиве и обратной экологической связи, разработанные академиком H.H. Моисеевым; систематизацией, экологических и экосоциальных законов в трудах Н.Ф. Реймерса; весомый вклад в разработку социологии "зеленых" движений внес О.Н. Яницкий; проблемами экологической деятельности - А.Д. Урсул. Ряд интересных исследований проведен под руководством Э.В. Гирусова.

Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры (философские, экономические, правовые, этические, научно-технические, культурно-исторические и другие), содержатся в работах A.M. Галеевой, Ю.Ю. Галкина, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, Е.В. Ни-коноровой, М.Ю. Солдаткиной, М.Д. Зверева, Ю.П. Ожегова, A.B. Яблоко-ва и др.

Непосредственно проблемам формирование экологической культуры посвящены работы Ю.Ю. Галкина, И.А. Кругловой, Е.В. Никоноровой, И.А. Сосуловой, Ю.П. Ожегова и др.

Во многом автор опирается на труды по социальной экологии И.Н. Ремизова. Сформулированное И.Н. Ремизовым понятие «экологическая сфера общества», стало отправным пунктом для автора в постановке проблемы о необходимости формирования экологической культуры.

Теоретико-методологический аспект анализа проблем экологической социализации личности содержится в работах В.Н. Иванова, Е.А. Когая, Б.Г. Лукьянова, В.Н. Макаревича, И.М. Слепенкова, В.И. Патрушекова, К.И. Шилина и др. Проблемы экологического образования и воспитания рассматривали С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, К.Х. Делокаров, Н.М. Мамедов, И.Н. Ремизов, И.Т. Суравегина, А.Д. Урсул, Г.А. Ягодин и др. Значительный вклад в развитие экологического образования и воспитания в России и собственно в Краснодарском крае, внесен И.Н. Ремизов, в частности им создан первый в Российской Федерации словарь социально-экологической направленности.

Практическое и теоретическое значение понятия и феномена экологической культуры автор связывает с выработкой новой парадигмы - концепцией устойчивого развития (УР). Основные положения решения данных проблем нашли отражение в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР), материалах конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.), а также в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г.).

Краткий обзор степени разработанности темы диссертации позволяет сделать следующие выводы: несмотря на достаточно большое количество публикаций по данным вопросам, пока отсутствует теоретическая модель формирования экологической культуры, что не дает возможности перевести философские понятия на операциональный уровень, определить показатели и критерии, позволяющие оценить состояние экологического образования и воспитания.

Вышеизложенное определило объект исследования - экологическая культура как философская рефлексия взаимоотношений общества и природы и порожденная антропогенными факторами современная экологическая ситуация, изменение представлений о взаимоотношениях человека и природы, особенности осмысления этих взаимоотношений на современном этапе и их проявление в деятельности общественных институтов, занимающихся формированием экологической культуры.

Предмет исследования - состояние экологического сознания общества (и человека) и проблемы формирования экологической культуры на базе экологического образования и воспитания в свете концепции устойчивого развития.

Цель и основные задачи исследования. Целью исследования является осмысление и анализ проблем формирования экологической культуры российского общества как решающего фактора в реализации стратегии уси тойчивого развития и выявление значимости экологического образования и воспитания.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- проанализировать генезис и развитие представлений о взаимоотношениях человека и природы;

- выявить объективные причины появления и смены парадигм, характеризующих отношение общества к природе;

- осветить характер современной экологической ситуации, возможные альтернативы и обусловленные ими задачи современного общества;

- рассмотреть различные методологические подходы к изучению понятия экологическая культура и ее места в общественном сознании, особенности культурологического знания о взаимоотношении общества и природы;

- проследить становление экологической науки и расширение ее предмета на современном этапе: экологическая сфера - экологическая культура - экологический императив как основа устойчивого развития общества;

- обосновать современные процессы глобализации таких явлений, как «экология», «экологическое сознание», «экологическая культура»;

- определить содержание понятия экологической культуры общества и проблемы по совершенствованию ее содержания;

- показать роль экологического образования и воспитания в формировании экологического сознания общества, экологической сферы и экологической культуры общества;

- раскрыть теоретико-методологическое обоснование критериев повышения эффективности деятельности социальных институтов, занимающихся экологическим образованием и воспитанием и разработку концептуальной модели экологической социализации.

Теоретические и методологические основы диссертации. В основе исследования лежит философская концепция взаимодействия общества и человека с природой и самореализации, самоутверждения личности в различных сферах деятельности, детерминированных качеством естественной и искусственной природной среды, рассматривающая с позиции системности экологическое поведение людей. В связи с этим автор опирался на публикации, в которых рассматривались общие аспекты и закономерности взаимодействия общества и природы. Это работы М.И. Буды-ко, В.И. Вернадского, Ф.И. Гиренка, JI.H. Гумилева, И.И. Дедю, H.H. Моисеева, Н.Ф.Реймерса и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что проблематика диссертационного исследования находится на пересечении следующих направлений: методологии науки, философской теории ценностей и социальной экологии, теории культуры и современных систем образования и воспитания молодежи.

Автор обосновывает правомерность нового определения экологической культуры как открытой, динамичной системы «высоконравственных» и ценностных установок, цель которой сохранение природно-социального потенциала человеческого общества, формирование «устойчивой» экологической сферы общества.

Элементы новизны содержатся в определении основных тенденций развития представлений об отношениях между человеком и природой, в привлечении и оценке материалов, характеризующих эти отношения.

Предложенный в диссертации подход к трактовке экологической культуры отличается от попыток понимать ее как чисто духовный феномен. В связи с этим рассматривается вопрос о структуре экологической культуры, имеющий существенное значение для определения путей ее формирования и развития в обществе. Автор обосновывает тесную взаимосвязь экологической культуры и «экологической сферы» общества.

Предложен новый подход к формированию экологической культуры общества через экоцентрический тип сознания посредством экологического образования и воспитания.В качестве основного источника для формирования экологической культуры автор предлагает использовать экологическое образование и воспитание, в частности введение в курс общеобразовательных предметов - дисциплины «Социальная экология».

Практическое значение исследования состоит в том, что выдвинутые в нем положения и их аргументация могут быть использованы при разработке экологической политики, при подготовке методик экологического воспитания и соответствующих учебных пособий.

Основные положения исследования апробированы в выступлениях автора на научно-практических и теоретических конференциях, в публикациях общим объемом 1,8 печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем работы 151 страница.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Лагутин, Александр Олегович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы старались показать в диссертации, как сложно развертывался в истории процесс осмысления человеком своих связей с природой и какую двойственную роль сыграла в реализации этих связей культура - двойственную потому, что по мере развития ее материального содержания, создаваемых ею средств технического воздействия на природу, ослабело в людях духовное начало, органичная для культуры этика благоговения перед жизнью вытеснялась этикой эгоизма и пренебрежения к окружающему.

Научно-технический прогресс, быстро набиравший темпы после первой промышленной революции, ставший базой экономической парадигмы, взятой на вооружение в 19-20 вв., привел, в конце концов, к сегодняшнему экологическому кризису, который способен перерасти в катастрофу, угрожающему существованию человечества. Связь этого кризиса с антропогенными факторами стала настолько очевидной, что на смену изолированному рассмотрению проблем природы и проблем культуры в независимых друг от друга науках - экологии и культурологии - пришло их взаимодействие, взаимообогащение их предметов, признаки которого проанализированы в диссертации. Важнейшим выражением взаимопроникновения этих наук стало понятие экологической культуры, содержанию которого были посвящены первые две главы диссертационного исследования.

Реализация этого содержания на практике означает конкретизацию требований экологической культуры, касающуюся как ее материальных, технических, так и человеческих компонентов. Это выражается в организационной и пропагандистской деятельности как международных организаций, действующих под эгидой ООН, так и государственных и общественных структур внутри стран. В нашей стране определенных мероприятия по охране природы начали проводиться с первых лет Советской власти. Так, в 1918 году был принят "Основной закон о лесах", в 1920 г. - "О недрах Земли", в 1921г. - "Об охране рыбных и звериных угодий" и "Об охране памятников природы, садов и парков". Началось создание заповедников - Астраханского (1919г.), Ильменского (1920), Аскания-Нова (1921) и др.

В 1924 году было создано "Всероссийское общество охраны природы". С 1975 года в Государственные планы развития страны стал включаться специальный раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов". Регулярно эти проблемы рассматривались на заседаниях центральных органов. Пожалуй, наиболее основательным было опубликованное в январе 1988 года Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". В нем было намечено создать союзно-республиканский Комитет СССР по охране природы, координирующий деятельность отраслевых ведомств, причастных к этому делу. На комитет возлагалось комплексное управление природоохранной деятельностью в стране, контроль за использованием и охраной природных богатств, совершенствование экономического механизма природопользования, осуществление государственной экологической экспертизы схем размещения производительных сил, новой техники, проектов строительства предприятий, выдача разрешений на складирование промышленных, бытовых и иных отходов, руководство заповедным делом, организация распространения знаний о природе среди населения, осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями.

Общий вывод диссертационного исследования заключается в том, что переход России к безопасному и устойчивому экологическому развитию предполагает тотальную экологизацию всех сторон жизни общества, формирование так называемой экологической сферы общества. В этих условиях перед государственными и общественными институтами возникает необходимость оптимизации процесса социализации индивидов на основе ценностей экологической культуры, способствующих развитию соответствующих мировоззренческих установок и формирования творческой личности, активно включенной в деятельность по охране окружающей среды.

Исследуемые в третьей, заключительной главе настоящего диссертационного исследования проблемы экологического воспитания и образования населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния приобретают приоритетный характер в русле Указа Президента Российской Федерации "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" и Государственной Программы "ЕГСЭМ".

Существующие трудности в этой сфере социальной жизни можно объяснить тем фактом, что до недавнего времени в нашей стране вопросы охраны окружающей среды решались в рамках экономической деятельности государства, и только с обострением экологической обстановки выделилась самостоятельная государственная функция - экологическая, назначение которой заключается в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества и создании гарантий для безопасного существования человека в природной среде.

На современном этапе государственные и социальные институты, реализующие экологическую функцию, не обеспечивают в должной мере процесс формирования экологической культуры населения страны.

Этот процесс в значительной мере носит дискретный характер. Многие элементы системной модели формирования экологической культуры не проработаны юридически, не обеспечены ресурсами и т.д.

Социально-экологический ресурс еще не оценен по достоинству, не находит отражения в программах социально-экономического развития территорий. Недостаточно, на наш взгляд, изучается опыт экологического образования и воспитания, обобщаются инновационные образовательные технологии.

В связи с этим необходима существенная коррекция концепции экологического образования, новые образовательные технологии с учетом следующих постулатов:

- экологическая культура, экологическое сознание общества и личности - ведущий компонент новой цивилизационной парадигмы;

- целью и средством формирования экологической культуры являются экологический императив, коэволюция, природосообразное поведение и деятельность;

- экологическое образование как системообразующий фактор образования в целом, имеет целью развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры;

- специфическими принципами экологического образования выступают интегративность, непрерывность, комплементарность, обучающая функция природы, экогуманизация;

- модели экологического образования имеют вариативный характер и опираются на инновационные педагогические технологии.

Инновирование экологического образования предполагает непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

Методологически важно взаимодействие гносеологического и аксиологического подходов в современной экологии, взаимодействие научного, ценностного, нормативного и деятельностного аспектов в содержании экологического образования в русле концепции устойчивого развития.

В результате исследований мы пришли к выводу, что сегодня экологическое образование должно отвечать следующим требованиям и принципам:

1. Формирование государственной единой политики в области экологического, образования на базе реализации стратегии устойчивого развития, создание условий для эффективной деятельности всего спектра экологических образовательных учреждений.

2. Координация усилий общественных объединений, предприятий, организаций, юридических и физических лиц, заинтересованных в решении экологической проблемы, в целях разработки единой системы всеобщего непрерывного экологического образования.

3. Гарантия возможности получения каждым гражданином страны необходимого образовательного минимума в области экологии.

4. Введение специальных государственных образовательных стандартов (минимального набора учебных программ) на всех уровнях экологического образования, экологизация всех существующих специальностей и специализаций в высшей школе и введение защиты диссертаций в области экологических наук.

5. Учет национальных и культурных особенностей, специфики регионов, межгосударственных стандартов и тенденций развития в области экологического образования.

6. Проблемная ориентация экологического образования на выход из экологического кризиса, широкое использование интегративного подхода, ориентированного на комплексное обеспечение экологической безопасности.

7. Интеграция экологического образования с практикой решения проблем окружающей среды.

8. Единство экологизации общего образования и развития профессионального экологического образования, обеспечивающего системность, устойчивость и гибкость всей образовательной системы.

9. Конечная ориентация экологического образования на формирование новых экогуманных ценностей и развитие личности с высокой экологической культурой.

Таким образом, специфика процессов обновления технологий экологической социализации в современных российских условиях заключается в разработке таких моделей формирования экологической культуры, при которых возможна самореализация человека, воспроизводство его сущностных сил в экодиалоге с природой.

Концентрируя и консолидируя средства, ресурсы и созидательные, творческие силы на основе и принципах экологической культуры можно достигнуть существенных изменений в сторону улучшения благосостояния и осуществить миссию объединения, устойчивого развития, формирования экологической сферы общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Лагутин, Александр Олегович, 2001 год

1. Постановление об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации. // Зеленый мир. 1994. - №13.

2. Концепция общего среднего экологического образования. // Зеленый мир. -1994.-№13.

3. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию: Указ Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года. // Российская газета. 1996. - 9 апреля.

4. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента Российской Федерации № 236 от 4 февраля 1994 года. // Российская газета. 1994. - 5 февраля.

5. О создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГ-СЭМ): Постановление Правительства Российской Федерации № 1229 от 24 ноября 1993 года. // Российская газета. 1993. - 25 ноября.

6. Августин Аврелий. Блаженный Августин о Граде Божием. Изд-во Спасо-Преобр. Валаамск. монастыря, 1994.

7. Аверинцев С.С. Культурология Йохана Хейзинги // Вопросы философии. 1969.- №3.

8. Аверинцев С.С. Морфология культуры О.Шпенглера // Вопросы литературы. -1968.-№ 1-3.

9. Аверинцев С.С. Попытки объясниться.-М.: Правда, 1988.

10. Агесс П. Ключи к экологии Л.: Гидрометеоиздат, 1982.

11. Агурский М. Великий еретик // Вопросы философии.- 1991. №8.

12. Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

13. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. -М.: Мысль, 1989.

14. Акимушкин И.И. Экологический феномен человечества. М.: Знание, 1991.

15. Акофф Р. Искусство решения проблем. М. : Мир, 1982.

16. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: О-во "Знание" Российской Федерации, 1993.

17. Алексеев Б.Т. Становление человечества. -М.: Мысль, 1984.

18. Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. М.: Мысль, 1986.

19. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л.: Наука. 1966.

20. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.

21. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988.

22. Антология мировой философии в 4т. ML: Наука, 1969-1972.

23. Аристотель. Метафизика-M.-JL: Гос. Соц.-Экон. Изд-во, 1934.

24. Аристотель. Физика. M.-JL: Гос. Соц.- Экон. Изд-во, 1936.

25. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Народа.

26. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М.: Универе, 1993.

27. Артановский С.Н. На перекрестках идей и цивилизаций Спб: С - Петербургская гос. акад. культуры, 1994.

28. Артановский С.Н. Охрана окружающей среды и культурно-просветительная деятельность. Л.: ЛГУК, 1988.

29. Ахутин A.B. Понятие "природа" в античности и в новое время "фюсис" и "натура") М.: Наука, 1988.

30. Барцель А. Значение технологической культуры и технологии. //Альма матер. -1991. -№12.

31. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978.

32. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М.: Худож. лит., 1965.

33. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977.

34. Бердяев H.A. О назначении человека М.: Республика, 1993.

35. Бердяев H.A. Самопознание-Л.: Лениздат, 1991.

36. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1994.

37. Берковский Н.Л. Романтизм в Германии.- Л.: Худож. лит., 1973.

38. Бернал Дж. Мир без войны. — М.: Изд—во иностр. лит., 1960.

39. Бестужев-Лада И. В. Экология человека и социология. // Методологические проблемы экологии человека. Новосибирск, 1988. - С.39-47.

40. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры М.: Прогресс, 1991.

41. Библия. Книги Священного писания-Русское миссионерское общ-во, 1923.

42. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.-231 с.

43. Бондарчук Е.А., Лебедева Е.В. Экологическое образование и просвещение для устойчивого развития: анализ практики проектов ИУС // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып.VIII. М.: Изд. МИДА, 2001. - С.38-41.

44. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975.

45. Будыко М.И. Глобальная экология. -М.: Мысль, 1977.

46. Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Знание, 1971.

47. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев: Наукова думка, 1992.

48. Бэкон Ф. Новый Органон. Предисловие. Соч. в 2 т. Т.1 М., 1971.

49. Бэкон Ф. Новый органон. Предисловие. Соч. в 2-х тт. Т.1. М. 1971.

50. В судьбе природы наша судьба. Писатели об экологических проблемах - М.: Худож. лит., 1990.

51. Васильев А. Как избежать апокалипсиса. Известия, - 1990. - 6 сентября.

52. Введение в культурологию. М., Владос, 1995. С. 299.

53. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

54. Вебер М. Образ общества. Избранное. М.: Юрист, 1994.

55. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. -М.; 1940.

56. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

57. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.

58. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Республика, 1989.

59. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Республика, 1989. -С.156.

60. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста-М.: Наука, 1988.

61. Вильчек В.М. Прощание с Максом: Алгоритмы истории М.: Прогресс. Культура, 1933.

62. Виндельбанд В. Философия культуры: избранное-М.: ИНИОН, 1994.

63. Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям России // Вестник СпбГУ. Спб., 1994.

64. Вольтер Ф.М. Философские сочинения-М.: Наука, 1988.

65. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни М.: Мир. 1981.

66. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры- М.: Высшая школа, 1963.

67. Галкин Ю.Ю. Экологическое движение. Социально-философский анализ проблем и перспектив экологического движения в России. М.: Российская академия управления, 1993.

68. Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. -М.: Наука, 1985.

69. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.-М.: Наука. 1977.

70. Гете И. Избранные произведения.- М.: Гослитиздат, 1950.

71. Гирусов Э.В. Особенности нормативного характера экологического знания: Препринт. Пущине, 1980.

72. Гирусов Э.В. Система: общество-природа. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.

73. Гирусов Э.В. Социальная экология: специфика ее проблем и основные задачи развития. // Вопросы социологии.- Львов. 1987.

74. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. // Философские проблемы глобальной экологии. М.: 1983.

75. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. М., 1989.

76. Глазачев С.Н. Постулаты экологического образования. // Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. науч. трудов. Волгоград: Перемена, 1996.

77. Глобальные проблемы современности. М.: Мысль, 1989.

78. Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах (по древнегреческим мифам).- М.: Дет. лит-ра, 1994.

79. Горизонты экологического знания. // Под ред. Фролова И.Г. М.: Наука, 1986.

80. Горизонты экологического знания. Социально-философские проблемы- М.: Наука, 1986.

81. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1993 году М., 1994.

82. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1993 году.- М., 1994.

83. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд - во ЛГУ, 1989.

84. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история прнроды.-М.,1993.

85. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры -М.: Искусство-1984.

86. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО Аспект Пресс, 1994.

87. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. -М., 1988.

88. Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975.

89. Данилевский Н.Я. Россия и Европа М.: Книга, 1991.

90. Дедиль Ж. Сады.- М.: Наука, 1987.

91. Декарт Р. Избранные произведения. К трехсотлетию со дня смерти (1650-1950).-М.: Госполитиздат, 1950.

92. Долгов K.M. От Кьеркегора до Камю. -М., 1990. С. 264.

93. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М.: Госиздат, 1984.

94. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной,-Новосибирск, 1988.

95. Егоров Н.С. Государственные и общественные формы природоохранного образования и воспитания. // Проблемы природоохранного образования и воспитания.-М.: 1982.

96. Емельянов Ю.Н. Введение в культурологию. Спб.: С.-Пб. гос. ун-т, 1992.

97. Жизни природы там слышна: русская лирика природы XVII XIX вв.- М.: Изд-во Правда, 1987.

98. Залыгин С. Столб воды высотою пять метров // Новое время. 1988. - №10.

99. Залыгин С. Экологический консерватизм шанс для выживания // Новый мир-1994. №11.

100. Захлебный А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания. -М.: Знание, 1986.

101. Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников по внеклассной работе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984.

102. Зворыкин A.A. Определение культуры и место материальной культуры в обществе культуры. М., 1964.

103. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

104. Зиммель Г. Философия культуры в 2 т.- М.: Юрист, 1996.

105. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс М.: Наука, 1980.

106. Зюс Э. Лик Земли. М., 1991.

107. Игнатовская Н.В. Природа как ценность культуры.-М.: Знание, 1987.

108. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидроме-теоиздат, 1984.

109. Ильенков Э.В. Философия и культура-М.: Политиздат, 1991.

110. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 1- М.: Русская книга, 1993.

111. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания. М., 1996.

112. Ионин Л.Г. Социология культуры М.: Логос, 1996.

113. История биологии с древнейших времен до начала XX века. М., 1972.

114. История философии и вопросы культуры. М., 1975.

115. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.

116. Каган М.С. Мир общения-М.: Политиздат, 1988.

117. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука. 1983.

118. Камю А. Избранное.- М.: Прогресс, 1969.

119. Кант И. Критика способности суждения." М.: Искусство, 1994.

120. Карпов Г.Г. Ленин о культурной революции Л.: Лениздат, 1970.

121. Кенн М. Комплюралистический манифест. Зеленая идеология. М.: Философское общество СССР, 1991.

122. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки, 1870 1917- М.: Высш.шк. 1987.

123. Кессиди Ф.Х. Сократ-М.: Мысль, 1976.

124. Киселев H.H. Объект экологии и его эволюция. Киев: Наукова думка, 1979.

125. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль, 1985.

126. Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования. /Вопросы философии. № 3, 2000.

127. Коган JI.H. Методологические и методические проблемы планирования духовной жизни // Социология культуры. М., 1974.

128. Коган Л.Н. Теория культуры Екатеринбург: УрГУ, 1993.

129. Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры-Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1972.

130. Колбасов О.С. Правовая охрана природы: Пособие для слушателей. М.: Знание, 1984.

131. Комаров В.Д. Социальная экология: философские аспекты. М.: Наука, Ленинградское отделение, 1990.

132. Коммунизм и культура.-М.: Наука, 1966.

133. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.

134. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разумами 1936.

135. Корнеева А.И. Общество и окружающая среда. М.: Мысль, 1985.

136. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. -Новосибирск: Наука, 1987.

137. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. -Новосибирск: Наука, 1987.

138. Круглова Л.К. Введение в культурологию. Л.: Высш. шк., 1995.

139. Круть И.В., Забелин И.М. Очерк истории представлений о взаимоотношениях природы и общества. М.: Наука, 1989.

140. Кубанцев Б.С. Основы экологии-Волгоград: Волгогр. пединститут, 1973.

141. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности- Саратов: Изднво Сарат. ун-та, 1991.

142. Кульберг А.Я. Экологический кризис: стратегия выживания-М. Русская энциклопедия, 1994.

143. Культура, человек и картина мира М., 1987.

144. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995.

145. Культурология XX век. Антология: аксиология или философское исследование природы ценностей-М.: ИНИОН, 1996.

146. Культурология -XX век: Антология-М.: Юрист, 1995.

147. Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы-М.Д993.

148. Культурология. XX век: антология. Философия и социология культуры М.: ИНИОН. 1994.

149. Культурология.-Ростов н-Д.: Феникс, 1995.

150. Культурология: теория и история культуры-М.: Общ-во ; Знание России, 1996.

151. Ламарк Ж. Избранные произведения. Т.2. М.: Акад. наук СССР,1959.

152. Лаптев И.Д. Экологические проблемы М.: Мысль, 1982.

153. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. -М., 1930.

154. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

155. Легасов В. Из сегодня в завтра // Правда. 1987, 5 окт.

156. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1981.

157. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

158. Леонтьев К.Н. Избранное М.: Московский рабочий, 1993.

159. Лисеев И.К., Реймерс Н.Ф. Синтез знания и формирование глобальной экологии. // Пути интеграции биологического и социогуманного знания. М., 1984.

160. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - М., 1985.- 575 с.

161. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986.

162. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура-М.: Политиздат, 1991.

163. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992.

164. Малин K.M. Жизненные ресурсы человечества. М., 1961.

165. Малышкевич Е.В. Краткий словарь справочник по охране природы. - Минск. 1987.

166. Мамардашвили М. Как я понимаю философию.- М.: Прогресс: Культура, 1990.

167. Мамедов Н.М. Экология. Культура. Образование. М., 1989.

168. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.

169. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1982.

170. Марков Ю.Г. Социальная экология Новосибирск: Наука, 1986.

171. Маркович Д. Социальная экология: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1991.

172. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М.: 1956.

173. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т.З. М., 1955.

174. Марксистско-ленинская теория культуры-М.: Политиздат, 1984.

175. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. -М., 1994.

176. Марчук Г.И., Моисеев H.H. Человек, среда, общество. М., 1982.

177. Межу ев В.М. Культура и история. М.: Прогресс, 1978.

178. Мелетанский Е.М. Поэтика мифа М.: Наука, 1976.

179. Методологические проблемы оптимизации в науке. Новосибирск, 1991.

180. Миронов А. В. Знать и беречь природу: Пособие для учителей. Казань: Татар, кн. изд-во, 1984.

181. Мифы древних славян Саратов, 1993.

182. Мифы народов мира в 2-х тт.- М.: Советская энциклопедия, 1987.

183. Михеев A.B., Константинов В.М. Охрана природы. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986.

184. Моисеев H.H. Общественная эволюция, рациональное общество. // Полис. -1992.

185. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. -228 с.

186. Моисеев H.H. Образование в кризисном состоянии. // Зеленый мир. 1997. - №22.

187. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия). // Вопросы философии. 1992.

188. Морфология культуры. Структура и динамика М.: Наука, 1994.

189. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.: Высш. шк., 1989.

190. Невелева СЛ. Мифология древнеиндийского эпоса М.: Наука, 1975.

191. Немировская JI.3. Культурология. История и теория культуры: учеб. пособ. М.: Всесоюз. сел.-хоз. ин-т, 1992.

192. Несбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы М., 1992.

193. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1986.

194. Никифорова A.A. Третья волна экологического образования // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Сб. № 8. Зеленоград, 2001.

195. Никонорова Е.В. Экология и культура. -М.: РАГС, 1996. С.38.

196. Ницше Ф. Антихристианин /Сумерки богов/. -М.: Политиздат, 1990.

197. Общество и природа М.: Наука, 1981.

198. Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981.

199. Одовцева И. На берегах Сены. М.: Худож. лит-ра, 1989.

200. Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975.

201. Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.: Наука, 1987.

202. Ориген. Творения Оригена, учителя александрийского. Казань, 1989.

203. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: МГУК, 1994.

204. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -М: Искусство, 1991.

205. Основы марксистско-ленинской теории культуры. М.: Высш. шк., 1986.

206. Очерки по истории теоретической социологии XIX- начала XX века. М.: Наука, 1994.

207. Очерки сравнительной культурологии. -Ростов н-Д., 1993.

208. Петров В.В. Экологическое право России. -М., 1995.

209. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

210. Пианка Э. Эволюционная экология. М.: Мир, 1981.

211. Плотников В.В. На перекрестках экологии. М.: Мысль, 1985.

212. По дорога В .А. Метафизика ландшафта. М.: Наука, 1992.

213. Полетаев П. В ответе перед природой // Правда. 1987. 5 июня.

214. Пономарев JI.H., Попов В.Д., Чичканов В.П. Экологическая культура. М.: Мысль, 1987.

215. Попова J1.B. Экологическое образование как фактор обеспечения устойчивого развития //Вестник экологического образования в России, № 12, 1999; Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - с. 23.

216. Поппер K.P. Открытое общество и его враги т.1: Чары Платона. 1992. Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - 1992.

217. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989.

218. Проблема целостности в современной биологии. М.: Наука, 1968.

219. Проблемы природоохранного образования и воспитания. -М.: Наука, 1982.

220. Проблемы философии культуры. -М.: Мысль, 1984.

221. Проблемы формирования экологической культуры. // Под ред. Фирсова Б.М. -Вильнюс, 1987.

222. Проблемы экологии России. // Ответств. ред. Данилов-Данильян В.И., Котляков В.М.-М., 1993.-348 с.

223. Программа "Экологическое образование населения России". // Бюллетень Центра экологической политики России. 1996. - №4.

224. Радутин A.A., Радугин К.А. Социология. М.: Владос, 1995.

225. Разработка научных основ изучения и формирования экологического сознания населения страны. // Институт социологии АН СССР. Информационные материалы. Вып. 9-М., 1990.

226. Рац М. Что такое экология или как спасти природу. М.: Касталь, 1993.

227. Рац М. Что такое экология или как спасти природу. -М.: Касталь, 1993. С. 38.

228. Реймерс Н.Ф. Большие качели // Человек и природа. М., 1975. - №3.

229. Реймерс Н.Ф. Большие качели // Человек и природа. М., 1975. -№3. С.16.

230. Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции перспективы развития. Краснодар, 1998 г.

231. Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции перспективы развития. Краснодар, 1998. С.63-64.

232. Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции перспективы развития. Краснодар, 1998.

233. Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции перспективы развития. Краснодар, 1998.

234. Ремизов И.Н., Ковелина Т.А. Программа учебного курса по социальной экологии. Краснодар, КГМА, 2000.

235. Ремизов И.Н., Ремизова А.И., Яцына О.П. Реальности и мифы экологического оптимизма./Природа. Общество. Человек. № 1(10) Краснодар, 1997.

236. Ремизов И.Н., Чистяков В.И. Краткий социально-экологический словарь. Краснодар, 1997.

237. Роззак Т. Незавершенное животное. Форпост эпохи Водолея и эволюция сознания // Человек и общество. М., 1992. - Вып. 4.

238. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Тр. Исслед. центра / Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов, 1993.

239. Романюк В. Не на ветер, а в дело. Известия. - 1987. - 9 марта.

240. Рулье К.Ф. Избранные биологические произведения. М.: Акад. наук СССР, 1954.

241. Русские философы (конец XIX середина XX века). Вып. 1 Сост.: А.Л. Доброхотов. 1993. Вып. 2 Сост.: С.Б. Неволин. - 1994. Вып. 3 Сост.: Л.Г. Филипова. - 1996.

242. Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

243. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.

244. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. -М.: Наука, 1988.

245. Рютов Д. И вновь о катастрофе на планете. - Правда. - 1989. - 13 октября.

246. Самосознание европейской культуры XX века. -М.: Политиздат, 1991.

247. Самотесов Е.Д. Всеобщему экологическому образованию нет альтернативы. // Бюллетень Центра экологической политики России. 1996. - №4.

248. Сафанева Н.И. Социокультурный аспект адаптации человека М.: РАГС, 1995.

249. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986.

250. Сердюк А. Непростые заботы человечества: научно-технический прогресс, здоровье человека, экология. М.: Политиздат, 1988.

251. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

252. Смит P.JL Наш дом планета Земля. М.: Мысль, 1982.

253. Соколов В.В. Культурология М.: Интерпракс, 1994.

254. Соколов В.В. Философия Гегеля. М., 1959.

255. Соколов Э.В. Культурология. М.: Интерпракс, 1994. - С. 15.

256. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

257. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат. 1992.

258. Сосунова И.А. Социально-экологический мониторинг: методологические и методические основы. М.: Изд - во РЭФИА, 1997.

259. Социальная экология и устойчивое развитие. Выпуск 2. М.: РАГС, 1997.

260. Социальная экология и устойчивое развитие. Выпуск 2. М.: РАГС, 1997. С575.

261. Социальные технологии: Толковый словарь. М., Белгород: Центр социальных технологий, 1995.

262. Стариков Ю.А. Экологическое образование. // Научно-техническая конференция молодых экологов " Человек в биосфере". М., 1988.

263. Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко C.B. Тропою слез и надежд. М.: Мысль, 1990.

264. Стосинус К.О. О понятии экологической культуры общества // Проблемы формирования экологической культуры. Вильнюс, 1987.

265. Структура и формы материи. М., 1967.

266. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. -М.: Искусство, 1989.

267. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. М.: Наука, 1986.

268. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

269. Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Киев: Навукова думка, 1985.

270. Тацит К. Сочинения в 2 т. Т. 1. -Л.: Наука, 1969.

271. Тацит К. Сочинения в 2 т. Т. 1. -Л.: Наука, 1969. С.97.

272. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.: Высш.шк., 1978.

273. Тоффлер А. Футурошок. Спб., 1997.

274. Традиция в истории культуры. М., 1978.

275. Тюркжанов А.Н. Трудная судьба учения о биосфере // Прометей: историко-био-графический альманах. -М.: Молодая гвар-дая, 1988. Т. 15.

276. Урсул А.Д. Модель ноосферно-опережающего образования III тысячелетия // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Сб. № 7. Зеленоград, 2001.

277. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991.

278. Урсул А.Д. Общенаучные аспекты экологической проблемы. // Горизонты экологического знания. М., 1986.

279. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. -М.: Луч, 1993.

280. Фарб П. Популярная экология. М.: Мир, 1971.

281. Философия и культура: XVII Всемирный философский конгресс. М.: Наука,1987.

282. Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. Флоренский П.А. Богословские труды. - М., 1977.

283. Формирование готовности студента педвуза к экологическому образованию и воспитанию школьников. // Под ред. Глазачева С.Н. и др. Волгоград, 1987.

284. Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992.

285. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

286. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1989.

287. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.

288. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. С.-Пб., 1994.

289. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. -М, 1986.

290. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк., 1991. Хесле В. Философия и экология. - М.: Ками, 1994. Хесле В. Философия и экология. - М.: Ками, 1994.

291. Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. Минск: Нарасвета, 1992.

292. Чернова Н.М., Былова A.M. Экология. Учебное пособие. М.: Просвещение,1988.

293. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1973.

294. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

295. Швейцер А. Культура и этика М.: Прогресс, 1990.

296. Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984.

297. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.2. -М.: Искусство, 1983.

298. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. -М.: Советский писатель, 1990.

299. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М.: Республика, 1992.

300. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль, 1993.

301. Шрейдер Ю. Экологические ценности: три подхода // Новый мир. 1994, №11.

302. Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990.

303. Экологический мониторинг. Экологическое картографирование. Информационное экологической безопасности. // Государственная программа "Экологическая безопасность России" (1993 1995 гг.). Результаты реализации. - М.: РЭФИА, - 1996. - Т.5.

304. Экологический словарь. -М.: Слог, 1993.

305. Экологическое образование и воспитание в России. Справочное пособие. -М.: РЭФИА, 1995. С.8-9.

306. Экологическое воспитание и образование. Мировоззрение. Экологические проблемы культурно-исторических центров. // Государственная программа "Экологическая безопасность России" (1993-1995 гг.). Результаты реализации. М: РЭФИА. - 1996. - Т. 12. -С.97.

307. Экологическое воспитание и образование. Мировоззрение. Экологические проблемы культурно-исторических центров. // Государственная программа "Экологическая безопасность России" (1993 1995 гг.). Результаты реализации. - М.: РЭФИА. - 1996. - Т. 12.

308. Экологическое воспитание учащихся средних профтехучилищ в процессе изучения специальных предметов. // Методические рекомендации. Ленинград. 1984.

309. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. -Новосибирск: Наука, 1987.

310. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. // Под ред. Печко Л.П. -М.: Педагогика, 1984.

311. Экологическое образование в США. Сборник документов. М.: РЭФИА. 1996. -43 с.

312. Экологическое образование и природа. М.: Знание, 1988.

313. Экологическое образование и устойчивое развитие. -М.: РАГС, 1996.

314. Экологическое образование: концепции и технологии. Сб. научи, трудов. Волгоград: Перемена, 1996.

315. Экология и культура: методологические аспекты // Сборник научных трудов. -Ставрополь, 1982.

316. Экология и эволюционная теория. -Л.: Наука, 1984.

317. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие под редакцией Данилова Данильяна В.И. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.

318. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест- ППП, 1995.

319. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987.

320. Элтон Ч. Очерки по истории экологии. М., 1970.

321. Яблоков А. Игра против вредителей. Правда, 1987. - 26 октября.

322. Яблоков A.B. Этические аспекты отношений между человеком и природой. // Биология в познании человека. М.: Наука, 1989.

323. Ягодин Г.А. Школа будущего школа развития личности (рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования). // Зеленый мир. -1995. -№ 36.

324. Яницкий О.Н. Экологический аспект проблемы культурного прогресса. // Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1984.

325. Яницкий О.Н. Экологическое знание и городская культура. // Общественные науки. 1988.-№1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.