Экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Беркунова, Любовь Андреевна

  • Беркунова, Любовь Андреевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Самара
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 160
Беркунова, Любовь Андреевна. Экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Самара. 2004. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Беркунова, Любовь Андреевна

Введение

Глава 1. Экологический кризис и проблемы становления новой шкалы ценностей

1.1. Человечество как геологическая сила биосферы и причина экологического кризиса

1.2. Ценностные установки личности-общества в контексте экологических проблем

1.3. Альтернативные варианты социокультурного развития современного общества в системе экологических ценностей

Глава 2. Формирование экологической культуры XXI века: проблемы, пути их решения

2.1. Экологическая культура и ее роль в развитии современного общества

2.2. Экологизация системы образования и воспитания как эффективный путь формирования экологической культуры

2.3. Проблемы становления экологической культуры современной России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества»

Актуальность исследования s

Будущее природы и судьба планеты зависят, в конечном счете, от образованности, культуры, духовности каждого человека, человечества в целом.

Обострение экологической ситуации в мире требует поиска новых подходов к анализу взаимодействия природы и общества с учетом становления экологической компоненты человеческой жизнедеятельности и культуры. Основные ценности современного социума - капитал, природные ресурсы, информация - не могут сегодня считаться безусловно основополагающими. Таковой выступает только жизнь во всем богатстве проявления, и именно она все чаще рассматривается в качестве абсолютной ценности и всеобщего критерия развития цивилизации.

Осознание человеком ответственности за будущее "живого вещества" (В.И.Вернадский), закрепленное в социокультурных принципах его бытия, является мощным фактором воспроизводства биосферы и социума как ее части. Особого внимания требуют в этом плане такие базовые компоненты социального развития как экологическая культура, образование, воспитание и просвещение, ориентирующие человека (общество) на коэволюцион-ный путь развития, "партнерские отношения" с природной средой - средой обитания и производственной деятельности, что предполагает наличие определенного и достаточно высокого уровня экологических знаний, экологического сознания. Экологическая культура становится необходимой в аспекте адекватного осмысления научной картины мира и перспектив развития человечества.

На современном этапе развития России разработка этих проблем становится теоретически и практически актуальной, так как переход к рыночным отношениям осуществляется в сложной социально-экономической, политической и экологической обстановке. Вместе с тем, необходимо, чтобы этот переход совершался с учетом концепции устойчивого развития мирового сообщества, основные идеи которой были сформулированы в Докладе международной Комиссии по окружающей среде и развитию, в документах Конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992). Новым свидетельством того, что международное сообщество в лице представителей двухсот стран мира осознало необходимость решения экологических проблем, стал Саммит в Йоганнесбурге (2002).

Сегодня очевидна необходимость разработки национальных планов по охране окружающей среды, развития стран через посредство оптимального использования их природных ресурсов.

Комплекс этих проблем можно решить, лишь максимально используя возможности экологической культуры с учетом сложности и противоречивости процесса глобализации. Глобализация в современном мире быстро набирает темпы и играет решающую роль в становлении универсальной, планетарной цивилизации.

Актуальным, становится: анализ гуманистического содержания экологической культуры,назначение которой состоит в "переводе" человечества, в качественно новое состояние, ориентирующееся на экологические ценности и практические действия, исключающие доминантность утилитарно-потребительской психологии.

Понимание экологических проблем как научно осмысленных, закрепленных в индивидуальном и массовом сознании, должно стать центральным в международно-ориентированной социокультурной системе образования, формирующейся в ходе глобализации современного социума. В итоге экологическая культура сможет выполнить свою главную миссию - способствовать переориентации человека (человечества) на планетарные ценности: сохранение ресурсов живой и неживой природы.

Под этим • углом зрения представляется значимым исследование, посвященное анализу феномена экологической культуры в аспекте необходимости и возможности решения ею задач по формированию экологических ценностей современного общества.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы, экологической культуры, экологического сознания и мировоззрения, экологической компоненты образовательно-воспитательного процесса исследуются сегодня представителями гуманитарных, естественных и технических наук.

Истоки такого рода разработок содержатся в трудах русских ученых (В.В. Докучаев, В.И.Сукачев, И.В.Федоров, К.Э.Циолковский,

A.Л.Чижевский и др.). Особое место среди них принадлежит В.И. Вернадскому - основоположнику учения о живом веществе, теории биосферы-ноосферы. Идеи В.И. Вернадского оказали влияние на возникновение теории антропокосмизма — системы, в которой естественно-историческая, природная (в широком смысле космическая) и социально-гуманитарная тенденции гармонически сливаются в единое целое. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривается в качестве методологической основы решения экологических проблем современности.

Мировоззренческие и ценностные аспекты становления и развития экологической культуры содержатся в работах таких исследователей как: Р.К. Баландин, И.А. Василенко, Э.В. Гирусов, В.Г. Горшков, М.В. Гусев,

B.И. Данилов-Данильян, В.А. Зубаков, М.С. Коган, К.Я. Кондратьев, А.О. Лагутин, Д.С. Лихачев, В.А. Лось, В.В. Манталов, А.Г. Маслеев, Н.Н. Моисеев, Е.В. Никонорова, Ю.П. Ожегов, Э. Райденбах, Н.В. Реймерс, Д. Робин, И.С. Семененко, И.Ю. Солдаткина, А.Д. Урсул, С.Г. Шерман и др.

Анализу экологического сознания, экологического образования и воспитания посвятили свои труды В.Н. Авдонин, О.С. Анисимов, A.M. Буров-ский, А.И. Валитова, В.Ф. Взятышев, С.Н. Глазычев, Р.Б. Камаев, В. Клин-чарский, А.Н. Кочергин, К.К. Колин, Д.Ж. Маркович, Н.В. Маслова, B.C. Петров, И.М. Подзигун А.И. Романкова, Г.Г. Смирнов, Г.С. Смирнов, П. Скотт, В.Е. Шукшунов и др.

Экологические аспекты системы социокультурных ценностей исследуются И.А.Василенко, Ю.Ю.Галкиным, Б.З.Докторовым, Т.В.Ивановой, Р.Каучуковым, О.Н. Козловой, А.С.Панариным, С.А.Пеговым, А.Савка, В.В.Сафроновым, В.Степиным, Б.М.Фирсовым, О.Н Яницким и др.

Практика экологического образования и воспитания стала предметом внимания Л.И. Андреевой, Э.Э. Баранниковой, Г.Я. Богомоловой, С.Д. Дерябы, Е.В. Елиной, А.Н. Захлебного, Н.М. Мамедова, А.В. Миронова, В.Н. Михелькевича, С.Н. Николаевой, Д.Ф. Петяевой, К.А. Романовой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной, Н.Б. Чечиной, В.А. Левина и др.

Проблематике экологической культуры, образования и воспитания были посвящены социологические исследованияя ряда авторов (А.И. Валитова, П. Глински, Дж.Г. Гэллап, Б.З. Докторов, Р.Э. Дэнлап, Т.В. Иванова, Дж.К. Файблемана, Е.В. Никонорова, В.И. Павлов, В.В. Сафронов, О. Ста-нек, В. Столбов, Б.М. Фирсов, Р.И .Хильчевская, Г.А. Шагун, В.А. Левин и др.).

Исторические аспекты становления шкалы экологических ценностей содержаться в публикациях таких авторов как: И.Т. Абрамова, Г.Н. Али-мурзаев, И.П. Герасимов, В.Р. Кабо, Г.А. Ключарев, Е.А. Когай, JI.A. Коган, П. Козловски, В.А. Кутырев, Г.Н. Матюшин, В.М. Межуев, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, Е.В. Назарова, А.Н. Павленко и др.

Вместе с тем, в литературе недостаточно раскрыты специфические черты культуры, позволяющие рассматривать их в качестве эффективного средства изменения ценностной шкалы личности (социума) в "экологическом" ключе.

При: освещении процесса становления экологических ценностей на уровне индивидуального и массового сознания мало внимания уделяется вопросам альтернативных вариантов социокультурного развития. Заслуживает большего внимания осмысление проблемы становления экологической культуры применительно к условиям современной России, тенденций развития глобального социума.

Объект диссертационного исследования - система экологических ценностных предпочтений, проблемы их формирования и проявления в деятельности человека (человечества).

Предмет диссертационного исследования - экологическая культура, как системообразующий фактор становления и развития современного общества.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования двуедина:

1. Используя возможности междисциплинарного анализа, обосновать стратегически важный тезис о том, что переход к постиндустриальному обществу - это не только смена производства и характера потребления, но и радикальный сдвиг в отношениях общества со средой его обитания и средой производства - биосферой, выражающийся в смене ценностных ориентиров (отказ от позиции "человеческой исключительности", принятие концепции органической встроенности общества в биосферу).

2. Обосновать необходимость и возможность переориентации культуры как базовой составляющей социума на экологические ценности с целью изменения стихийного варианта функционирования системы "природа общество - человек", спровоцировавшего глобальный экологический кризис, на вариант развития, где в шкалу социальных ценностей как базовая будет введена экологическая компонента.

В соответствии с этой целью в ходе диссертационного исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Показать методологическую значимость идей В.И. Вернадского о биосфере-ноосфере, роль человечества, действующего как мощная "геологическая сила".

2. Раскрыть противоречивость ценностных социокультурных и образовательных установок личности, общества с учетом специфики исторических этапов их развития.

3. Выявить неоднозначность трактовок процесса трансформации ценностных установок современного социума с учетом экологической составляющей.

4. Сформулировать основные тенденции развития культуры современного общества, в рамках которой идет процесс подготовки личности (социума) к "диалогу с природой".

5. Проанализировать основные противоречия, трудности и перспективы становления экологической культуры в условиях современной России.

Методология исследования.

Методолого-теоретической основой диссертации являются научные принципы анализа проблем взаимодействия природы и общества, природы и культуры, культуры и системы образования - воспитания, разработанные в философских, естественно-научных, социально-гуманитарных исследованиях отечественных и зарубежных ученых.

В диссертационной работе использованы материалы социологических опросов.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации выражается в следующем:

Во-первых, в реализации исторического и логического подходов при анализе главных сюжетов: характеристике экологических составляющих стадий антропогенеза; метаморфоз становления традиционной и инновационной ориентаций; изменения социокультурного статуса человечества, его нравственных установок.

Во-вторых, в рассмотрении становления биосферной шкалы ценностей с учетом возможностей современной системы культуры и образования выполнить миссию по внедрению в шкалу общественных ценностей императива сохранения природной среды на Земле.

В-третьих, в акцентировании внимания на анализе личностного и коллективистского восприятия экологических проблем (индивидуальное и массовое экологическое сознание).

Основные положения, выносимые на защиту

1. Обоснование необходимости формирования экологического сознания и экологической культуры как условия, обеспечивающего жизнеспособность социума. Анализ альтернативных подходов к изменению системы социальных ценностей с учетом экологической составляющей.

2. Оценка степени готовности личности (общества) к адекватному осмыслению глобального экологического кризиса, способности содействовать его преодолению.

3. Рассмотрение в историческом аспекте тенденций развития системы образования, воспитания и культуры в направлении усиления их роли в формировании экологического, ноосферного сознания и мировоззрения.

4. Исследование феномена "двойного" конфликта ценностей: внутри каждой из культур и между цивилизациями, в рамках которых принципиально значим учет экологической компоненты.

5. Рассмотрение экологических ценностей как интегрирующего фактора становления мировой экологической культуры и как критерия жизнеспособности цивилизации.

6. Обоснование тезиса: Россия имеет все основания стать моделью ноо-сферной цивилизации, сочетающей разумное отношение к производству с сохранением качества окружающей среды.

7. Анализ состояния экологической культуры, образования и воспитания в России (проблемы, варианты решений).

Научно-практическая значимость исследования

Научно-практическая значимость исследования заключается:

- в развитии теоретических представлений о механизме формирования ценностей современного общества в контексте социальных функций экологической культуры, экологического образования, воспитания;

- в использовании материалов диссертационного исследования при чтении лекционных курсов, проведении практических занятий по философии, культурологии, социологии, политологии, экологии, психологии в средних специальных и высших учебных заведениях; в научно-исследовательской работе студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов.

Апробация исследования.

Основные идеи, развиваемые в диссертации, изложены автором в 20 работах общим объемом более 12 печатных листов, в том числе в учебном пособии "Экологическое образование и экологическая культура в аспекте ценностей современного общества" (3,8 печ. листов, Самара, 2001).

Ряд концептуальных положений диссертационного исследования был внедрен в учебный процесс Самарского филиала Университета Российской академии образования и Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева в 1999-2003 гг.

Основные выводы исследования обсуждались и получили одобрение на международных (Тюмень, 1997; Самара, 1997, 1998, 2001), российских (Самара 2001, 2002; Москва 2002), региональных (Санкт-Петербург, 1998; Москва, 1997, 2002; Самара 2001, 2002), межвузовских (Самара 2001-2003) научно-практических конференциях, научных чтениях и семинарах.

Работа выполнена и обсуждена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Самарского филиала УРАО.

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 160 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (274 источника). Текст содержит 7 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Беркунова, Любовь Андреевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глобальный экологический кризис является следствием исторически сложившегося типа производственной деятельности и образа жизни человечества, в которых отразились его традиционные ценности.

Экологическая составляющая этой шкалы ценностей была представлена как производное, с одной стороны, интуитивного восприятия социумом природы как основы его бытия, с другой, стремления утвердить себя в "качестве" покорителя природы со всеми вытекающими из данного факта следствиями как осознанными, так и неосознанными: "Человек появился как червяк в плоде, как моль в клубке шерсти. Он выгрыз себе место обитания, выделяя из себя теории, чтобы оправдать свои действия"1.

Развитие цивилизации свидетельствует о том, что экологическая составляющая была представлена фрагментарно в различных типах культур, отражающих национальные, региональные особенности, специфику духовного восприятия мира (от поклонения силам природы до хищнической их экспансии).

Накануне XXI века экологический кризис проявился на всех континентах, встревожил наиболее дальновидную и компетентную часть социума. Идущая интеграция среды обитания тянет за собой в пропасть небытия все живое планеты, и ответственность за грядущую катастрофу лежит на человеке (социуме), который действует сегодня на Земле как мощная геологическая сила.

Лучшие умы "забили в набат", но его скорбный звук с большим трудом пробивается сквозь непонимание, откровенное невежество человека,

I Ж. Дорст. "До того как умрет природа". - M.: 1968г. с. 404. который, вкусив сладкого плода потребительского отношения к биосфере, привыкнув к паразитическому образу жизни, не находит в себе силы изменить традиционные приоритеты социокультурного бытия.

Пересмотр потребительских ценностей - болезненный, трудный процесс. Сознание индивида и массовое сознание постоянно "блокирует" эту информацию.

Экологическое сознание не может быть поэтому продуктом стихийного'развития: трансформация антиэкологических установок в экологии станет реальной при условии радикального переосмысления основ жизни общества в целом, каждого его индивидуального представителя, в частности. Средством реализации цели может быть революционное изменение приоритетов системы образования-воспитания, культуры. Срок, отпущенный человечеству на переход к ноосферному СОЗНАНИЮ и ДЕЙСТВИЮ, очень мал. Интенсификация переориентации человека на шкалу ценностей экологической культуры - "данность", с которой социуму придется считаться.

Вне сохранения биосферы, "живого вещества" человечество шансов на выживание не имеет. Осмысление проблем, с которыми оно столкнулось на пороге XXI века, - задача, которую предстоит решать системе образования, воспитания, культуры. Это реальные рычаги, которые способны обеспечить ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ движение человечества к ноосфере и соответствующего ей уровня экологической культуры.

Проведенный анализ дает основание для заключения: междисциплинарный подход, осуществленный с привлечением данных таких дисциплин как история, социология, экология, психология, философия, аксиология, этика, позволяет рассмотреть развитие человечества с учетом как коллективистского, так и личностного вариантов: позволяет в контексте формирующихся ценностных установок определить параметры экологической культуры, которые сегодня отвечают главной потребности человека (социума) - сохранению биосферы и человечества, как органической ее части.

Учет специфичности этапа функционирования системы образования, воспитания, всех социокультурных составляющих духовной жизни социума, ориентированных на предотвращение кризисов - основа продуктивности становления ноо-сферного стиля мышления личности (социума), без которого сбалансированное развитие системы "природа-общество" не может быть реализовано.

В нашей стране такой ориентир определен «Экологической доктриной Российской Федерации». Вопросы формирования экологической культуры рекомендовано включить в федеральные целевые, региональные и местные программы развития.

Непосредственный источник забот, тревоги и мучений человека лежит не вне его, а в нем самом; не в среде обитания, а в дисгармонии между потребностями, способностями индивида и возможностями их удовлетворения. Потребности часто оказываются недостаточно культурными и просто варварскими, а возможности удовлетворения стихийно растущих потребностей - безграничными. В конечном счете обнаруживается, что социокультурные программы не имеют естественных тормозов, а биологическое в человеке не выдерживает социокультурных капризов и прихотей.

Становится ясно, что последние являются выражением не культуры, а ма-локультурности людей, их социального эгоизма, исторической ограниченности. Вся тяжесть борьбы за будущее общества, таким образом, переносится в сферу субъективного. В настоящее время борьба разворачивается по линии формирования экологического сознания, выработки экологических принципов управления современной цивилизацией, развития культурных ценностей в соответствии с рекомендациями экологической науки, оптимизации культурных ценностей под воздействием экологического кризиса.

Развитие природосоциального взаимодействия изменяет также ход "внутреннего времени" человека, ведет к пересмотру ряда этических норм.

Необходимо сберечь, возродить и развить ценности культуры, способные обеспечить экосоциальное взаимодействие с природой, то есть экологическую культуру мира, являющуюся естественным выражением единства человечества, живущего на одной планете.

В современных условиях приобретает особую значимость нравственная сторона, социально-этическая оценка взаимоотношения человека и природы.

Хищническое отношение к природе одновременно выступает как антигуманное отношение к другому человеку, и в таком случае можно говорить о поведении, которое проявляется как аморальное, представляющее собой общественное зло.

На уровне социума экологические установки настойчиво проявляют себя, "пробивая" дорогу в условиях нарастающего глобального кризиса. Из-за недостаточного объема научной информации и в еще большей степени из-за трудностей анализа уже имеющихся данных сформировалось два принципиально различных взгляда на возможное будущее человечества и соответственно ценностных ориентаций последнего.

В основе одного лежат традиционные ценности, второго - новые, экологизированные. Согласно первому, традиционному взгляду, развитие цивилизации представляет естественный процесс, в результате которого улучшится жизнь людей, изменится характер эволюции человека, всей биоты и такое развитие будет продолжаться неограниченно долго. Данная позиция обосновывается ссылками на предшествующую историю цивилизации: "так всегда было

- значит, так всегда и будет". ;

Второй взгляд, нетрадиционный, но быстро набирающий множество подтверждений, состоит в том, что развитие цивилизации в традиционном направлении натолкнулось на пороговый уровень, превышение которого автоматически влечет за собой разрушение окружающей среды, гибель человечества. Для сохранения социума и сферы его обитания необходимо срочно менять направление развития цивилизации, нормативы экологической культуры.

Оценка порогового уровня, т.е. ограничений развития в прежнем направлении

- очень непростая задача, которую можно решать лишь с учетом всей базы накопленных научных данных и интенсивно идущего процесса глобализации.

Необходимость трансформации ценностных установок под воздействием глобального экологического кризиса современным социумом признается, но об адекватном восприятии опасности говорить еще не приходиться. Эту позитивную тенденцию следует укрепить. Человечество в ходе эволюции выработало для этого соответствующий "инструментарий" - систему экологических социокультурных ценностей.

Нельзя не признать, что уровень, масштаб, объективность решения экологических и природоохранных проблем в настоящем и будущем напрямую зависят от экологизации жизнедеятельности общества, формирования экологической культуры и поддержки этих процессов со стороны государства. На пороге третьего тысячелетия социум-личность будут держать экзамен на "состоятельность" в качестве гомо сапиенс. Разум человечества должен обеспечить переход нашей цивилизации на ноосферный путь развития, которому соответствует высокий уровень экологической культуры, ибо другой альтернативы не существует.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Беркунова, Любовь Андреевна, 2004 год

1. Абрамова Н.Т. Ценности образования: новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии, 1998, №6. ~ С-

2. Авдонин В.Н., Камаев Р.Б., Рыжевская Д.С. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности // Социс, 1997, №8. ~ ^ ^"

3. Актуальные проблемы социальной философии.- М.: 1998."

4. Александрова Р.И., Смоляков А.В. Экология и мораль. М.: 1984.

5. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. М.: 20016. . Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И.Задачи по химии с экологическим содержанием.-М.г 2001. -С-М

6. Алимурзаев Г.Н. Особенности первобытного воспроизводства и его связи с окружающей средой.- В кн.: Общество и природа. Исторические формы и этапы взаимодействия. М.: 1981. С. J&tf.

7. Аллан Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. Пер. с англ. И.В. Китаева.- М.: Педагогика-Пресс, 1993.

8. Андреева Л.И., Михелькевич В.Н., Кустов Ю.А. Система непрерывного экологического образования школьников. Тольятти, 2002. —201 с10. ■ Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: ОЛО, Изд-во "Экономика", 1999. -Шс

9. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Основания ноосферного образования: фундаментальный вклад В.И. Вернадского.- В сб.: В.И. Вернадский и современность.- М.: 2003.-3W<"•

10. Арский Ю.М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать?-М: 1997. ~

11. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И. и др. Какой счет? // Общественные науки и современность, 1998, №3. г.

12. Баландин Р.К. Организм биосферы и механизм техносферы // Вопросыистории, естествознания и техники, 1993, №

13. Баранникова Э.Э. К вопросу об организации экологического образования в современном дошкольном образовании.- В кн.: Экологическое образование в целях устойчивого развития. -Тольятти: 1996. ^ 2 -2>0

14. Баришпол И.Ф. Краткий обзор об участии экологического движения в политических процессах.- М.: 1991.

15. Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: Изд-во Ульян, гос. ун-та, 1999.*"

16. Болотова А.А. и др. Анализ и классификация экологических негосударственных организаций Санкт-Петербурга Экологическое движение в России. Центр независимых социологических исследований. Труды. Вып. 6. СПб., 1999. e.'f'Z-Zf

17. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право, 1998, №9.~- С. ZO-> Z 9,

18. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока.-Новосибирск: Наука, 1990. -4 С.

19. Буева Л. Человек, культура и образование в кризисном социуме //

20. Вестник высшей школы, 1997, №4. ~ ^ ■

21. Буровский A.M. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и создание новой школы // Педагогика, 1999, №6. — с

22. Буровский A.M. Ноосферная школа: концепции и пути реализации Международный проект "Космос и одаренность.- Красноярск: 1993.

23. Буровский A.M. Ноосферное образование причины невостребованности.- В сб.: Ноосферное образование в России. -Материалы межгосударственной научно-практической конференции. Часть П.- Иваново, 2001 rC.ll/~l/9

24. Вайцзеккер Э., Ловинс Э.Б., Ловинс Л.Х. Фактор четыре. Затрат половина, отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу. - М.: Academia, 2000.40 О с.

25. В.И. Вернадский и современность. Материалы торжественного заседания, посвященного 140-летию со дня рождения академика В.И. Вернадского. М.: Издательский дом "Ноосфера", 2003. ~ 2

26. В.И. Вернадский: ноосферология и ноосферное образование.- М.: 2002.32. Валитова А.И. Экологическое сознание: сравнительный анализ // Со-цис, 1999, №3.

27. Василенко И.А. Диалог культур, диалог цивилизаций // Вестник РАН, 1996. Т.66, №5.

28. Василенко И.А. Политическая глобалистика.- М.: 2000. — S£C> с

29. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки (1922-1932г.). — М. Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - 1 ^О с

30. Вернадский В.И. Избранные сочинения. Т. 1-5.-М.: Изд-во АН СССР, 1954-1960.

31. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. М.: Наука, 1980.- 3>20г.

32. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Книга вторая. М.: Изд-во Наука, 1977. — с

33. Вернадский В.И.: ноосферология и образование. М.: Издательский дом "Ноосфера", 2002. - ЧЬЪе.

34. Воронина Т. Размышления о перспективах высшей школы на конференции по философии образования// Высшая школа, 1997, №5.О

35. Всероссийская конференция «Зеленое движение и гражданское общество» // Зеленый мир, №21-22, 2003.

36. Всероссийский экологический портал, http. // ecoportal. ru.

37. Галкин Ю.Ю. Экологические движения. -М.: 1993. ~ С. 2.1- 5 О

38. Гельман 3. Все знает только Стриндберг // Alma mater, 1991, №45. . Генон Р. Кризис современного мира. М.: Алтейя, 1991. —/2 Го

39. Герасимов И.П. Экологические проблемы прошлой, настоящей и будущей географии мира. М: Наука, 1985. — Z

40. Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.- В кн.: Общество и природа. Исторические формы и этапы взаимодействия. М.: 1981/"* jf^Sl?

41. Гирусов Э.В., Платонов Г.В. Устойчивое экоразвитие путь к ноосфере // Вестник Моск. ун-та, серия 7, 1997, №3. — с- ~2.Г!

42. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. -М.: 1989.-2 7 9с.

43. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя и экологическое воспитание учащихся. В кн.: Экологическое образование. Опыт России и Германии. - М.: 1997. - с $o-<fzo

44. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1998.~ч<7

45. Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизацион-ный выбор России.- В кн.: Экологическое образование: опыт России и Германии.- М.: 1997 С. 12-Zf'

46. Глазачев С.Н. Экологическое образование: концепции и технологии. -Волгоград: 1998. iД Гс.

47. Глобальный экологический кризис и гуманистические ориентиры образования и политики // Вест. Моск. ун-та., сер. 12, 1996, №6.— С ё-6-8О

48. Голиченков А.К. Экологические права и обязанности в их новейшем понимании.- В сб.: Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права.- М.: Юридич. Ин-т МГУПС, 2000.

49. Голубева О., Суханов А. Дополнительность и целостность в современном образовании // Вестник высшей школы, 1997, №10. — f

50. Городские, окружные и районные средства массовой информации в оценках москвичей. Общественное мнение. Официальный Сервер Правительства Москвы 07.07.03.

51. Горшков В.Г., Зубаков В.А., Маринов X. Биосфера и будущее цивилизации.- В кн.: Космос, цивилизация, общечеловеческие ценности. Казан-лык, 1990.- С- HZrJW

52. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Шерман С.Г. Устойчивость биосферы и сохранение цивилизации//Природа, 1990, №7. С.

53. Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации. М.: 1998. - ^ 9с.

54. Гусев М.В. О новой картине мира и великом равновесии в природе // Вестник высшей школы, 2001, №3. С. О" ^ <Г.

55. Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Вестник Моск. унта. Серия 7, философия, 1992, №5. ~C.£fO -f Г

56. Данилова JI.В. Природные и социальные факторы производительных сил на докапиталистических стадиях общественного развития.- В кн.: Общество и природа. Исторические формы и этапы взаимодействия. М.: 1981.""

57. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества?- М.: Экопресс, 1998.67. • Данилов-Данильян В.И. Экономика, научно-технический прогресс, экология и этика // Зеленый мир, 2003, №№ 9-10.

58. Декларация «Зеленое движение и гражданское общество» // Зеленый мир, №21-22, 2003.

59. Дерябо С.Д. Проблемы субъективного отношения к природе в психологии экологического сознания.- В кн.: Экологическое образование: опыт России и Германии.- М.: 1997.— С.Ч 9,04 b

60. Доклад ЮНЕСКО "Образование: скрытое сокровище" // Alma mater, 1997, №9. С. -/<3-2.271. ' Докторов Б.З., Сафронов В.В., Фирсов Б.М. Уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения //Социс, 1992, №12. —с. г/-л?

61. Достовалова Н.А. Формирование экологической культуры населения в современных условиях: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М.: 1991.—

62. Дэнлап Р.Э., Гэллап Дж. Г., Гэллап A.M. Здоровье планеты // Социс, 1992, №12. ^С. /^-/Г

63. Елина Е.В. и др. Из опыта работы дошкольного экспериментального центра гуманитарно- экологического образования и воспитания дошкольников.- В кн.: Экологическое образование в целях устойчивого развития. -Тольятти: 1996.

64. Жидков В. Культура как "генетический код человечества" // Общество и экономика, №9, 2001. — С. 3

65. Журнал экологического воспитания, образования и просвещения.-Тол ьятти-Самара: 1996-2002гг.

66. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266 1 (редакция от 7.07.2003) "Об образовании".

67. Федеративный Закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 7 ФЗ

68. Об охране окружающей природной среды", принят ГД РФ 20.12.2001.79. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденный ВС РФ 9.10.1992 №ь3612 1 (редакция от 23.06.1999, с изменениями от 24.12.2002).

69. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: 1994.

70. Зверев И.Д. Общее и особенное педагогических технологий в экологическом воспитании. Обнинск: 1996. — А33с

71. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии, 1999, №3.

72. Игнатова В.А. "Интегрирование учебных курсов как средство формирования экологической культуры учащихся". Автореферат дисс. на соис. уч. степ, д.п.н. Тюмень: 1995. —

73. Иегумен Иоанн (Экономцев) Православный взгляд на экологический кризис Россия.-М.: 2000. С.20*2.3.

74. Ильин В.В. Моральные абсолюты в нормальном сознании // Вестник Моск. ун-та, 1992, №5.~ С. 3

75. Информационные проблемы социально-экономического развития М.: 1995.

76. Информационный бюллетень-справочник. Запорожье: 1996.

77. Йоханнесбург//Экоинформ, 2002,№11.—С

78. Кабо В.Р. Первобытное общество и природа.- В кн.: Общество и природа, Исторические формы и этапы взаимодействия. -М.: 1981. — С

79. Каган М.С. Понятия "культура" в системе философских категорий.- В кн.: Методологические проблемы науки и культуры. -Куйбышев: \ 919гг

80. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Москва - Кострома: 1996. — 5 7- е.

81. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.:1983. ~ Z&Of.

82. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, \99\.~-$&£<~

83. Капица С.П. Население Земли и предвидимое будущее цивилизации 7/ Социс, 2003, №1,— С 7*—2.6

84. Каучуков Р., Савка А. Приоритет экологических ценностей в процессе устойчивого развития // Экономист, 2001, №6. ~~ С

85. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римскому клубу.-М.: 1994.

86. Ключарев Г.А. Пространство и время в жизни человека // Человек, №12, 1991. ~ с'

87. Когай Е.А. Экология и космические перспективы. // Социально-гуманитарные знания, 1999, № 6.

88. Коган J1.А. Закон сохранения бытия // Вопросы философии, 2001, №4. ~с. s-6-^.о

89. Козлов Ю.П. Экологическое образование и воспитание как ноосферно-опережающая стратегия XXI века.- В кн.: В.И. Вернадский и современность.-М.: 2003.-^.

90. Козловски П. Этика капитализма (с комментарием Дж. Бьюкенена); Эволюция и общество: критика социобиологии. СПб.: Экономическая школа, 1996. — -/5"F<V

91. Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право, 1999, №4.—

92. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Вестник высшей школы, 2002, №8. ~ С. % ■

93. Колин К.К. Информационные аспекты ноосферного образования. В сб.: Реалии ноосферного развития. - М.: 2003. — С Z2. 5?

94. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // Вестник высшей школы, 1999, №10. -С.

95. Коммонер Б. Технология прибыли Пер. с англ. Л.И. Кураковой. М.: Мысль, 1976. — с.

96. Конституция Российской Федерации. М.: Теис, 1996. - С.48.

97. Концепция и программа деятельности общеобразовательной школы по экологическому образованию. Под ред. И.Д. Зверева. М.: 1991.'- 45с.

98. Космос, цивилизация, общечеловеческие ценности. Казанлык, НРБ: 1990. - ЪЧбс

99. Котина С.В. Место гуманистических ценностей в современном дискуссионном смысловом поле // Современная высшая школа, 1991,

100. Кочергин А.Н. Философия и ноосферное образование.- В кн.: Ноосферное образование в России.- Иваново: 2001. ~

101. Кужанова Н. Модернизация высшего экологического образования в обществе риска. // Alma mater, 2003, №6. ^ ~

102. Кутырев В.А. Человек XXI века: уходящая натура // Человек, 2001, №3.1. Г.

103. Лагутин А.О. "Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н.- Краснодар: 2001.

104. Лесков Л.П. Возможна ли эволюция Homo sapiens? // Общественные науки и современность, 1994, № 6. ""

105. Лист Э. Наступил ли экология нового тела? // Вестник высшей школы,2002, №6. — С 42 Ы&.

106. Лиферов Л. Основные тенденции интегративных процессов в мировом образовании. М.: 1997. с.

107. Лихачев Д.С. Письмо о добром и прекрасном.- М.: 1985. —

108. Лось В.А. Экологические ориентиры выхода цивилизации на уровень устойчивого развития. В сб.: Актуальные проблемы социальной философии.- М.: 1998. ~(Г. ^V—rj.

109. Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. Пер. с англ. JI.B. Сурковой, В.А. Яковлева, А.И. Панченко; Под ред. В.А. Яковлева.-М.: Логос, 2001. 3

110. Мамедов Н.М. Экологическое образование: концепции и методики.-М.: 1996. -Э<дс.

111. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология.- М.: 1996.

112. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: Изд-во РЭФИА, 1996. - с

113. Мангасарян В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества: Автореф дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. СПб.: 1992. """"^С.

114. Манталов В.В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие.- Улан-Уде: Бурятское кн. изд-во, 1998. — 39с.

115. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. ~ 2 ? 2 г.127. . Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социс, 2001,№1.-<Г.-/7-29

116. Маслеев А.Г. Антропологический смысл русского космизма. Екатеринбург: 2001. 2 ОТ с.

117. Маслеев А.Г. Экологическая культура как фактор развития ноосферы. В сб.: Экологическое сознание во взаимосвязи общества и природы. - Иваново: 1984. ^

118. Маслова И.В. Общая характеристика концепции ноосферного образования. http://www.ihst.ru/, 2002.131.- Маслова Н.В. Ноосферное образование: научные основы. Концепция. Методология. Технология. М.: 2002. 2 О ^ г.

119. Материалы 3-го Всероссийского съезда по охране природы (Москва, 19-20 ноября 2003 года) http:www.rosecoforum.ru

120. Матюшин Г.Н. Антропогенез и взаимодействие человека и природы в эпоху первобытности.- В кн.: Общество и природа. Исторические формы и этапы взаимодеиствия. -М.: 1981. ~ С. в

121. Международная конференция "Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации. М.: Издательский дом "Ноосфера", 2001. - Ц6 7- г.

122. Международный конгресс "Окружающая среда для нас и будущих поколений: экология, бизнес, экологическое образование. Самара, 19962002гг.

123. Межжерин В. Человек экологический // Зеркало недели, 23 авг.-1 сент. 2001.

124. Межуев В.М. Культура и история. М.: Мысль, 1977. YЗЭ <*.'

125. Минамайя О. Задача обучения на протяжении всей жизни вызов университетам // Alma mater, 1997, №4. С. 2.4—2. ¥

126. Миркина Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.- М.: 1995. ~

127. Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего учи-теля.-Казань, 1989.

128. Миттер-Мюллер Х.Г. Идеология и теория экологического движения: к концепции "экологической философии" В сб.: Социальные проблемы экологии и технологического риска. М.: 1991. —^ ^S-S^S.

129. Михеев В.В. Хомо-Интернэшнл. Теория общественного развития и международной безопасности в свете потребностей и интересов личности. -М.: 1999. Ъ^Ос,

130. Михелькевич В.Н., ПолушкинаЛ.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям.-Самара, 1997. — «V

131. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998, №8. С. 26-3

132. Моисеев Н.Н. Можно ли говорить о России в будущем времени?// Фактор, 1998, №2. С- ^О

133. Моисеев Н.Н. Национальная стратегия экологического образования в России // Зеленый мир, 2000, № 11 -12.

134. Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего // Ноосфера, 2000, №6,7. К'д

135. Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Общественные науки и современность, 2000, №2.

136. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация, общество. М.: Устойчивый мир, 2001. -ЧЭЗ*

137. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или "стратегия переходного периода". План действий "Устойчивые Нидерланды".- М.: 1995.

138. Моисеев Н.Н. Цивилизация и роль университетов.- В кн.: Университеты на пороге третьего тысячелетия.- М.: 1995. ~ С • "f-ZfC

139. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.-5-Г2. г

140. Мухачев С.Г. Студенческие дружины охраны природы. // Социс, 2003,1. С.

141. Назаретян А.П. Беспределен ли человек? // Общественные науки и современность, 1996, №3.155. Назаретян А.П., Лисица И.А. Критический гуманизм Versus биоцентризм // Общественные науки и современность, 1997, №5. ^

142. Назарова Е.В. Экологическая этика и устойчивое развитие.- В сб.: В.И. Вернадский: ноосферология и образование.- М.: 2002. <

143. Никанорова Е.В. "Экологическая культура и факторы ее формирования (философско-социологический аспект проблемы). Автореферат дисс. на со-иск. уч. степ, д.ф.н.-М.: 1994. — <v

144. Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.- В кн.: Экологическое образование: опыт России, Германии.- М.: 1997.—

145. Новикова Л.И., Соколовский М.В. Воспитательное пространство как открытая система // Общественные науки и современность, 1998, №1 г- С

146. Ноосферная идея и будущее России.- Иваново: 1998. — 2.SV .

147. Ноосферная парадигма образования: от лицея до университета. Иваново: 1997.-23 Г,-.

148. Ноосферное образование в России. Иваново: 2001. —-2г 163. Образование и культура: история и современность. - Томск: 1998г

149. Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия АН СССР, Ин-та истории СССР; отв. ред. акад. М.П. Ким. М.: Наука, 1981Л

150. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В: Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая Гвардия, 1991. "2.1-i е.

151. Окружающая среда и экологическое образование и воспитание. Пенза, 2002. --1(>8<1

152. Ольсевич Ю.Я., Гудков А.А. Критика экологической критики.-М.: 1990.

153. Опыт и проблемы экологического образования и воспитания. -Пенза, 2000. — '/"/'/г

154. Официальный сервер Правительства Москвы. Городские, окружные и районные средства массовой информации в оценках москвичей. Общественное мнение. Информационно-аналитический сборник "Пульс" №2 (259). 2002.

155. Павленко А.Н. Бытие у своего порога // Человек, 1993, №4,5,6.

156. Павленко А.Н. Экологический кризис как псевдопроблема // Вопросы философии, 2002, №7. О

157. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000. —

158. Пегов С.А. Экологические аспекты геополитики // Общественные науки и современность, 1996, №1. —С- "/2

159. Педагогический процесс как культурная деятельность.- Самара: 2000.-—2 с

160. Пестель Э. За пределами роста. М.: Прогресс, 1988.—С

161. Петер Козловски. Этика капитализма. Эволюция и общество.- СПб.:1996. VST'.

162. Петров B.B. Экологическое право России. М.: 1996. ^ ■

163. Петров B.C., Авакян М.М. Система образования для устойчивого развития. Иркутск: 2002. —с.

164. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников.-М.: 1991.~ •

165. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1989. ~ с

166. Письма В.И. Вернадского А.Е. Ферсману.- М.: 1995. ~ 2.7-2.

167. Питер Скотт. Глобализация и университет // Alma mater, 2000, № 4.~с. г-э

168. План действий по итогам Саммита // ЭКОСинформ, 2002, №9. С 3- V

169. Плешаков А.А. Природоведение.-М.: 1996. — /5~9с-.

170. Погосян Р.А. Философско-антропологические аспекты природообраз-ного образовательного пространства // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №2. С: ^tf-jTSV

171. Подзигун И.М. Духовная основа глобального подхода к решению социокультурных проблем современности.-В кн.: Экология России. М.: 2000.1. С. -ГО~/Г

172. Пояснительная записка к проекту Федерального Закона "Об экологической культуре" №90060840-3 (внесен на рассмотрение 13.07.2000г.). ~~ "/<2 с

173. Приоритет рынка как экологическая стратегия // Экология и жизнь, 2002, №5. -C.2.G-Z4'

174. Природа и древний человек: Основные этапы развития природы, палеолитического человека и его культуры на территории СССР в плейстоцене. -М.: Мысль, 1981.- C.1SJ

175. Проблемы образования в области окружающей среды: Материалы межправительственной конференции. Тбилиси - 1977.- М.: 1979. Пг.

176. Программа действий. Повестка для XXI века. Документы в Рио-де-Жанейро. Женева: 1993. — Г.

177. Прокоп М. Зеленый бизнес. Инвестировать в экологию прибыльно:

178. Пер. с англ. М.: Мир, 1995. ^ ЪСг.

179. Промистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование, 1994, №4. С. -/9-2 Г

180. Рамоне И. Геополитика хаоса. Пер. с франц. И.А. Егорова. М.: ТЕИС, 2001. ~ -YZ^Vv

181. Реалии ноосферного развития: материалы Межгосударственной научно-практической конференции "Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия". М.: Издательский дом "Ноосфера", 2003. ^ В

182. Региональный экологический мониторинг.- М.: Наука, 1983.—/9-9г

183. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: ИЦ "Россия Молодая"- Экология, 1992. 2 6 £ с

184. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь- справочник.- М.: 1990.

185. Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития.- Краснодар: 1999. -с. 6-2.9

186. Риккерт Г. Природа и культура. Культурология XX век: Антология. -М.: 1994.-27-3-с.

187. Римский клуб. История создания. Избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под ред. акад. РАН Д-Mi Гвишиани. М.: УРСС, 1997.

188. Романова К.А. Модели внедрения экологической культуры в образовательные и производственные учреждения. // Социально-гуманитарные знания, 2003, №5. С.

189. Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса. -М.: 2001.-2*2.' с.

190. Семененко И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность,общество, культура // Социс, 2003, № I. ■- С. i 1Ч ; 1Z.

191. Смирнов Г.Г. Ноосферное сознание и ноосферная реальность.- Иваново: 2001.-42/с.

192. Смирнов Г.Г. Становление системности категориального аппарата ноо-сферной философии. В кн.: Ноосферная идея и будущее России.- Иваново: 1998

193. Смирнов Г.С. "Философские и культурологические проблемы становления ноосферного сознания". Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, д.ф.н. — Иваново: 1998. -We

194. Смолькова Т. Экология попала под сокращение. // Российская газета, 18 ноября 2003 года.

195. Солдатки на И.Ю. Экологическая культура как условие становления ноосферы.- В кн.: Экологическое сознание во взаимодействии общества и природы. Иваново: 1984.

196. Соснина Т.Н., Семдянова Г.С. Изо дня в день. из урока в урок. -Самара, 2001. — *Э Sc.

197. Соснина Т.Н., Целина М.Э. Социальная экология и здоровье человека. Социологически аспект. Самара: Самар. гос. аэрококосм. ун-т, 1998. - ^-^С

198. Соснина Т.Н. Учение В.И. Вернадского в биосфере и ноосфере как теоретическая основа экологической стратегии социума // Ноосфера, 2001, №9, С.8-9; 2002, №13, с.32-35.

199. Социальные проблемы экологии технологического риска. Реферативный сборник. Ред. коллегия: Гирусов Э.В., Калькова В.Л. -М: 1991.

200. Социологический опрос по программе "Урал-Истоки" -http://www.ecoportal.ru.

201. Станек О., Столбов В. Удовлетворенность местом жительства в малых поселениях //Социс, 2001, №7. С. в>9~~10б.

202. Степин В. Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития It ЭКОС, Спец. выпуск, том II, №1 (17), 1998. С. ^P-fa

203. То кар Б. "Зеленая" альтернатива: создание экологического будущего (от энвайронменталитета к экософии).- В сб.: Социальные проблемы экологии и технологического риска. М.: 1991.

204. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997/222. Третий доклад ЮНЕП "Глобальная экологическая перспектива" ГЕО-3. http://www.unep.net.

205. Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Н.В.Тимофеев-Ресовский : Биосферные раздумья.-М.: 1996. ~"3>6&сф

206. Указ Президента Российской Федерации от 4.02.1994 №236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития" .

207. Урсул А., Романович А. Всемирный саммит по устойчивому развитию: итоги, надежды, перспективы // Вестник высшей школы, 2003, №4. С. /*"/

208. Урсул А.Д. Модель образования в XXI веке: безопасность и устойчивое развитие // Безопасность Евразии, 2002, №4. ~~ С „

209. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосфернаястратегия. М.: Издательский дом "Ноосфера", 1998. ~~ ^/-2*/ с.

210. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993./—2.

211. Федеральный Закон от 30.03. 1999 № 52 ФЗ (редакция от 30.06.2003г.) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" принят ГДФСРФ 12.03.1999г.

212. Федеральный Закон от 14.03.1993г. № 33 ФЗ (редакция от 30.12.2001г. "Об особо охраняемых природных территориях" принят ГД ФС РФ 15.02.1995г.

213. Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., №7-ФЗ.

214. Федоров М. Метаморфозы духовности // Стандарты и качество, 2000,10. ~ С' Ъ%~3>4'

215. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция:: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов. М.: Сов. Энциклопедия,1983. -fZZc

216. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. J? G €*-т

217. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод, авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. -М.: Республика, 1994.~

218. Хабарова Е., Орлова И., Соломонов В. Экологизация образования в многоуровневой системе // Высшее образование в1. России, 2002, №12. С.З<Г-foo

219. Хильчевская Р.И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития // Экономика и математические методы. 1996, №3.—- С tfg-YOd

220. Хотунцев Ю.А. Пути формирования экологической культуры школьника // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001, №6. С. С^-Г^

221. Ципилова О.Д. Общественные движения в районах экологического бедствия // Журнал социологии и социальной антропологии.2002, №1.-* С 20

222. Шагун Г.А., Павлов В.И., Рыженков П.Е. Исследование психологического сознания детей и в подростков // Психологический журнал, Т.15, 1994,

223. Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности. М.: 1993. —

224. Шнейдерман Б. Человеческие ценности и будущие технологии (Декларация ответственности) //Психологический журнал,1991, №3. С. -/-/Г-У-Zi7

225. Шохович В.Ф., Гейн А.Г. и др. Основы экологии и природоведения.-М.: 1995.—'/^о

226. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова А.И. Через развитие образования к новой России.- М.: 1993. —

227. Экологизация системы образования (проблемы и принципы, значение и роль) // Стандарты и мониторинг в образовании, 2001, №6. —с. ^ Г9

228. Экологическая доктрина Российской Федерации // http:ursel.ru

229. Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии. Под ред. В.И. Данилов-Данильяна, С.Н. Глазачева, Данило Ж. Марковича. -М.: Горизонт, 1998. ~

230. Экологическая культура современного общества: Материалы между-нар. симп. Под ред. Горлачева В.П. Новосибирск: Наука, 2000.-22Л с.

231. Экологические проблемы России. Предложения для обсуждения на 2-м Всероссийском съезде по охране природы. 3-5 июня 1999г. -М.: 1999." 'fS^r

232. Экологические проблемы: кто виноват и что делать? М.: 1997. *"*

233. Экологический энциклопедический словарь.- Издательский дом "Ноосфера".- М.: 1999. 310 с

234. Экологическое образование в целях устойчивого развития.-Тольятти, 1996.

235. Экологическое образование: концепции и технологии / Под ред. С.Н. Глазачева. Волгоград: 1996.

236. Экологическое образование: опыт России и Германии / Под ред. В.И.

237. Данилова-Данильяна, С.Н. Глазачева: Р.Лоба.-М: Горизонт, 1997.

238. Экология глазами социологии // Менеджер, 2001, № 6-7.

239. Экология, этика, религия // Вопросы философии, 1995, №3.258. Энциклопедический экологический словарь. М.: 1999.

240. Яковлев В.А. Философия и биоэтика. В сб.: Актуальные проблемы социальной философии. - М.: 1998. С.

241. Яницкий О.Н. Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика). Новосибирск: 2002. —2. 92с

242. Яницкий О.Н. Социология: профессия и призвание // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002, №1. 2-ty%

243. Яницкий О.Н. Экологическая социология как риск-рефлексия // Социс, 1999, №6. —С. О

244. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991. — -iZL с264; Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов В.И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996. — 22-.2

245. Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе//Психологический журнал, 1995,№3.~~ ^О

246. Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников. М.: 1993. - ЧСс.

247. Archer М. Theory. Culture and postindustrial society // Theory, culture a. soc. -Vol. 72/3, Cleveland, 1990.-P.

248. Feibleman J.K. Education and civilization. Dordrecht etc.: Nijhoff, 1987.

249. King A. The Club of Rome: Reaffirmation of a Mission // Interdisciplinary Science Review, vol.11, 1986. P. Hty

250. Клинчарски В. Ценностни параметри на психичного поле на личността. С.: Изд-во на Бълг. Акад. на науките, 1989. ^ 5^7.

251. Meadows D.L. et al. The Limits to Growth: A Report for the Club of

252. Rome's Project on the Predicament of Mankind. New York: Universe Book. 1972/1. P.2744 Robin D.P., Reidenbach R.E. Business ethics: where profits meet value systems. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1989. —Л &

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.