"Экзистенциальная социология" Эдварда Тирикьяна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Гаспарян, Ануш Самвеловна

  • Гаспарян, Ануш Самвеловна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 122
Гаспарян, Ануш Самвеловна. "Экзистенциальная социология" Эдварда Тирикьяна: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 1997. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гаспарян, Ануш Самвеловна

Введение.

Глава I. Как возможна "экзистенциальная социология". Методологический аспект. 1. Возможность и необходимость "соединения" экзистенциализма и "социологизма". 2. Принципиальные различия "социологизма" и экзистенциализма. 3. Основания для сближения "социологизма" и экзистенциализма. 4. Проект "сотрудничества" по Тирикьяну.

Глава П. Общество как "динамический моральный феномен". 1. Природа социальной реальности. 2. Институциональные и неинституциональные феномены общества.<. 3. Проблема исторического времени в концепции Тирикьяна. 4. Культура как "глобальный моральный феномен".

Глава Ш. Социетальное изменение и принципы социально -исторического прогнозирования. 1. Природа социетального изменения. 2. Основы социально - исторического прогнозирования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Экзистенциальная социология" Эдварда Тирикьяна»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Актуальность данного диссертационного труда состоит в обращении к творчеству малоизученного не только у нас в стране, но и зарубежом известного ученого, философа и социолога Эдварда Тирикьяна - одного из видных представителей современной американской теоретической мысли.

В теоретическом творчестве Эдварда Тирикьяна \ представлено новое направление мировои социологии, сложившееся к 60-м годам XX века. В это время в американской социологии складывается новая теоретическая ориентация, для которой характерно отрицание любых проявлений натуралистического подхода к общественным явлениям. Для преодоления рецидивов натурализма Тирикьяну понадобилось подвергнуть анализу философские основания обществоведения в целом. Этот анализ и составил то новое, что сразу же обратило на себя внимание исследователей и приобрело широкую популярность в научных кругах. Встав на этот путь, Тирикьян в конце концов сформулировал основные положения "экзистенциальной социологии" - нового направления в науке об обществе, и тем самым продолжил традицию, начатую Морисом Мерло-Понти, предложившего подход к социологии с позиций экзистенциализма. Это момент преемственности постоянно подчеркивается Тирикьяном в его работах.

Теоретическая деятельность Тирикьяна отличается большим разнообразием тем и оригинальностью подходов. Однако, к сожайению, его труды пока еще не переводились на русский язык и этим во многом объясняется тот факт, что наша научная общественность практически не знакома с его идеями. Западные же социологи, часто упоминающие в своих трудах его имя и опирающиеся на ряд положений Тирикьяна для подтверждения собственных идей, тем не менее не создали к настоящему времени систематизированных исследований, посвященных этому крупному оригинальному мыслителю. Таким образом, философско-социологическая концепция Тирикьяна в ее целостности в западной литературе не получила освещения.

Изучение причин и предпосылок возникновения концепции Тирикьяна, а также последовательный анализ его метода и представленных им базовых понятий, как представляется диссертанту, чрезвычайно важно не только для знакомства с концепцией одного из видных представителей современной социологии, но и американской социологической мысли во всем разнообразии ее течений.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержание концепции Тирикьяна нашло свое выражение в ряде сформулированных им теоретических положений, гипотез, а также в разработанной ученым системе доказательств. Анализ этих сторон научного творчества социолога предполагал обращение к тем социологическим и философским концепциям, без критического анализа которых Тирикьян не мог приступить к решению своего рода сверхзадачи: создания метатеоретического построения, которое могло бы стать философско-методологической основой задуманной им "общей теории социального существования." В представленной диссертантом работе предпринята попытка систематизированного изучения научного творчества Тирикьяна для того, чтобы в целостном виде представить разработанную им теорию, получившую название "экзистенциальная социология".

В связи с поставленной целью необходимо рассмотреть "экзистенциальную социологию" Тирикьяна, что предполагает решение следующих задач: анализ причин и предпосылок возникновения "экзистенциальной социологии" Тирикьяна; оценка предложенных им базовых теоретических понятий; анализ трактовки им динамики развития общества; выявление особенностей эволюции социологических взглядов ученого и причин этих изменений; объяснение противоречивого характера его концепции; определение значения идей Тирикьяна для развития современной социологии.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. Имя Тирикьяна широко известно в западной литературе. Разбору, трактовке, критике "экзистенциальной социологии" Тирикьяна посвящено немало статей американских социологов. Между тем, целостный систематический анализ его концепции в литературе до сих пор отсутствует. Авторы статей (такие как Р.Браун, М.Натансон, Р.Нисбет, Х.Олперт, Ф.Рот, Дж.Хип*) не ставили своей задачей анализ теории Тирикьяна в целом, а рассматривали лишь ее отдельные положения применительно к их собственной работе. Они сравнивают свои взгляды с доводами Тирикьяна, спорят с ним, критикуют его, либо соглашаются с ним. Взгляды

Тирикьяна, одного из наиболее оригинальных и ярких мыслителей современной Америки, особенно часто подвергаются критике, и это вполне объяснимо: создание некого теоретического "гибрида" путем "скрещивания" двух далеких концепций было чревато теоретико-методологическими ловушками, и потому особенно привлекает внимание коллег.

Следует заметить, что и в российской научной литературе предпринимались попытки анализа теории Тирикьяна ( имеются в виду работы Л.Ионина и В.Кудрявцева*), и что при этом они отличаются от критических работ американских социологов большей полнотой и концептуальной глубиной.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка масштабного всестороннего осмысления творчества Тирикьяна на основе детального анализа трудов этого мыслителя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ.

Методологической основой данной работы послужили разработанные в социологической науке методы исторического, системного и логического анализа. Теоретическую основу диссертации составили главным образом труды самого Тирикьяна, а также произведения Дюркгейма и других авторов, труды которых были использованы Тирикьяном при построении его собственной концепции. Зарождение философско-социологической концепции Тирикьяна связано с крупнейшим его исследованием "Социологизм и экзистенциализм", вышедшим в свет в 1962 году. В диссертации использовано издание этого труда 1964 года. Кроме этого основополагающего произведения Тирикьяном написано большое количество разнотемных статей, публиковавшихся в различных американских изданиях: в "Американском социологическом вестнике", в журналах "Американская социология", "Международная социология", "Развитие экономической культуры", "Политика" и др.

Подробный перечень работ Тирикьяна, трудов других социологов, а также критической литературы, использованных в работе над диссертацией, приведен в библиографии, приложенной к диссертации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что выводы и положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при изучении современной американской социологии, ее экзистенциально-феноменологического направления и персонально Эдварда Тирикьяна.

Полученные результаты могут также найти применение в учебном процессе, в процессе преподавания теоретической социологии в высших учебных заведениях, и, в частности, при подготовке спецкурсов по разделу "Экзистенциальная социология".

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Диссертация выполнена на кафедре теории, методологии и истории социологии социологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова. По теме диссертации автором написаны следующие статьи: 1) "Синтез социологизма" и экзистенциализма в социологии Э.Тирикьяна. Методологический аспект"; 2) "Неинституциональные феномены в "экзистенциальной социологии" Э.Тирикьяна: эзотерическое и оккультное".

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Поставленные нами задачи опредилили логику диссертационного исследования, которое состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения и примечаний. В конце работы приведен список источников и использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Гаспарян, Ануш Самвеловна

Выводы Тирикьяна несут на себе заметный след влияния Мерло-Понти. Тирикьян вслед за Мерло-Понти констатирует, что историки заняты изучением прошлого, в то время как социологи занимаются исследованием настоящей социальной структуры. И те и другие слишком жестко ограничивают круг своего интереса и поэтому могут стать жертвой "ложной материализации своего кругозора", а это порождает ошибочное отношение к "аналитической части как к конкретному целому", или, говоря на экзистенциальном языке, "редуцирует онтологическое к онтическому". (12,стр. 120)

Тирикьян подчеркивает, что существует определенное оправдание по отношению к истории как к объективному прошлому, чье существование не зависит от нашего восприятия. Битва при Ватерлоо в 1815г., падение Бастилии - это исторические события. Прошлое и настоящее не в силах изменить факты истории. Прошлое, в этом смысле, наполнено историческими событиями, которые произошли в определенном месте в определенное историческое время. "Местонахождение" прошлого, то, что делает его историческим, - это свершившееся настоящее, которое стало историческим. Но это, как считает Тирикьян, не означает, что прошлое является неким фиксированным объектом (таким как мыс Гибралтар, Эйфелева башня или стул). Прошлое Тирикьян предлагает рассматривать как "актуализацию возможностей", как беспрерывный процесс становления. Ошибкой было бы представлять прошлое как-то что-то раз и навсегда данное и неизменное. Во-первых, прошлое -не замкнутая реальность, а скорее постоянно растущая; и "она будет продолжать расти по мере развертывания исторического времени, по мере того, как неопределенное будущее актуализируется в событиях настоящего". (12,стр. 120) Во-вторых, прошлое растет, актуализируется в ходе самой деятельности историков, "срывающих покров" с прошлого в процессе "историзации". И, в-третьих, прошлое приобретает другие значения, меняется в событиях настоящего. Основная деятельность историков, подчеркивает Тирикьян, должна быть направлена на изучение того настоящего, которое однажды было видимым, но имеет тенденцию становиться невидимым и скрытым временем. Историк, замечает Тирикьян, может быть назван открывателем прошлого. Хотя исторические изыскания всегда направлены на прошлое, именно в прошлом ничего не происходит, а только в настоящем. А по сему, значение прошлого - это значение для субъекта в настоящем; историческое прошлое имеет значение только для тех, кто находится на сцене истории сегодня. Настоящее же само по себе всегда проявляется на фоне будущего, оно существует в виде набора возможностей. Как результат, историческое будущее (которое является такой же значительной частью всей истории, как и историческое прошлое) только появляется из недр исторического прошлого. Все это означает, что история как временная структура нашего бытия-в-мире является мировым явлением, ускользающим от объективации. Так как историческое прошлое - это всегда часть реального настоящего, оно всегда в значительной степени есть явление воспринимаемое . Фактически, оно может изучаться бесконечно, во всяком случае, пока будет существовать письменная история. И в этом смысле, прошлое как объект познания неисчерпаемо. Быть исчерпанным для прошлого означает, что будущее тоже исчерпано, т.е. у исторического времени не будет больше возможностей для становления. Глобальное восприятие истории может стать вероятным только после реализации всех исторических возможностей, а это настанет лишь тогда, когда не будет больше никакой истории. (12,стр. 120)

Историческое время - это не абстракция и не постоянный объект в концепции Тирикьяна, скорее оно, у него связано с человеческим существованием. Историческое время в той мере является частью общества, в какой основы социальных явлений связаны с историей. Вслед за Сорокиным, Мертоном и особенно Гурвичем (1^0 ^Тирикьян видит в историческом времени явление неоднородное и недифференцированное. Различные социальные слои, социальные классы, возрастные группы, религиозные группы, политические партии и т.д. обладают, по мнению Тирикьяна, различными временными горизонтами и различной "коллективной памятью". (12,стр. 121) Последняя составляет основной структурный элемент опыта познания той действительности, в которой протекает та или иная жизнедеятельность. Более того, Тирикьян считает, что поскольку мировые исторические общности, которые включают в себя конкретные социальные слои, живут в определенном темпоральном ритме, то необходимо учитывать "эластичность" структуры исторического времени, измеряемого скоростью потока социальных феноменов. На изменения последней влияют общественные изменения. Это положение Тирикьян иллюстрирует примером ускоренного ритма, в котором совершались события во Франции между 1780 и 1800 г.г. Структура происходивших в то время изменений качественно отлична по сравнению с таким же 20-летним периодом между 1700 и 1720 г.г., и т.д.

Подобно тому, как историки исследуют прошлое, говорит Тирикьян, социологи исследуют общество или социальную систему. И если исследование прошлого в отрыве от настоящего и будущего - это методологически ошибочное исследование истории, то исследование социологами институциональной видимой сферы, в которой они видят истинную структуру общества - ошибка социологов. Социальные структуры как интерсубъективные основы социальных действий на самом деле глубоко скрыты, латентны и потому, считает Тирикьян, они редко становятся предметом социологического исследования. (12,стр. 124) А это означает, что стирается разница между социологическим исследованием и наблюдением непрофессионала. И те и другие сосредоточены на очевидном, без систематических попыток соотнести очевидное с той латентной основой, из которой оно появилось и без стремления к тщательному изучению последней. Тирикьян сравнивает

II и ^ ^ типичную ориентацию социолога с типичнои ориентацией зрителя" в кинотеатре. Внимание объекта направлено на происходящее на экране. Зритель не только поглощен тем, что видит на экране, но и ошибочно принимает содержание фильма за изображение действительности. Зритель не учитывает физических структур, благодаря которым создается эта реальность, но ему - что еще более важно - даже не приходит в голову, что следует обратить внимание на другие структуры (например осознать, что то, что изображено на экране, есть функция того, что режиссер, продюсер, драматург и т.д. хотели изобразить). Внимание зрителя обычно сосредоточено только на том, что происходит на экране. (12,стр. 124)

Тирикьян дает следующие рекомендации: для того, чтобы социология стала более научной, нужно позаботиться о превращении ее в строго сравнительную социальную науку. Для этого необходимо изучать диалектику институциональных и неиституциональных феноменов интерсубъективной деятельности. Кроме того, важнейшим элементом социологии должен стать историзм, ибо изучение общества социологом невозможно вне представления о социальном времени. Если, считает Тирикьян, социологический кругозор, с одной стороны, необходимо расширять так, чтобы социологический анализ включал и исторический пласт, то, с другой стороны, в социологической теории необходимо обвести место для непосредственного рассмотрения культуры как основы общества, ибо именно в культуре, на взгляд Тирикьяна, представлена истинная структура общества. 4. КУЛЬТУРА КАК "ГЛОБАЛЬНЫЙ МОРАЛЬНЫЙ

ФЕНОМЕН"

Тирикьян рассматривает культуру как многослойную систему символов, выражающих определенные ценностные ориентации. Средой существования этих символов является интерсубъективное сознание - "социально-психологическая реальность", т.е. общество. Данные символы располагаются на различных глубинных уровнях этой реальности и не образуют закрытую систему. Чем глубже уровень, тем более психична и символична культурная реальность, которая соответствует глубинным уровням структуры личности. Культурные символы, в этом смысле, рассматриваются Тирикьяном как соотвествующие промежуточным уровням между поверхностными пластами культуры и глубинными латентными, которые являются состоянием различных, часто конфликтующих моральных идеалов и антитетических религиозных сил. (12, стр. 125)

Структурные формы социальной жизни имеют религиозную природу, утверждает ученый. Мы уже выше писали о том, что у Тирикьяна религиозные силы не исчерпываются социально принятыми религиями, т.е. общественно признанными и узаконнеными (например, церковь). Религиозная реальность также находит свое выражение в более иррациональных сообществах и эзотерических направлениях, которые представляют собой вид религиозного подполья (андеграунд); такое подполье (ярким примерами которого служат ереси и еретические движения) можно найти, как считает Тирикьян, во всех основных мировых религиях, включая христианство и иудаизм. Тирикьян приводит примеры теософской традиции, граничащей с христианством и Каббала и Зохар в иудаизме. (12,стр. 126)

Именно религиозное подполье, как считает Тирикьян, социологически значимо. И оно лежит в сфере общественных изменений. Если общественные изменения являются четко различимыми явлениями для социального анализа, то рассматривать их как просто изменения в содержании "социально принятого образа жизни" Тирикьян считает неверным. По мнению ученого они являются изменениями в общественной структуре, внутри которой образуются социальные институты. В этой общей общественной структуре (которая структурирует и упорядочивает более дифференцированные структуры социальных институтов) Тирикьян видит морально-религиозную систему отношений, которая не всегда ощущается социальными участниками, действующими в ее рамках. Другими словами, для них это не ситуационный "объект", т.к. это часть их собственной субъективности (выражаясь словами Дюркгейма, "коллективные представления" эквивалентны этой интерсубъективной общей структуре). (12,стр. 126)

Тирикьян приходит к выводу, что новое в общественной структуре может исходить только от тех субъектов или групп, которые сознательно выключены из этой широкой нормативной системы отношений, определяемой как общественная структура. Общественные изменения (в том смысле, в котором этот термин понимается Тирикьяном) исходят, следовательно, от религиозных радикалов, чуждых или отчужденных от нормативного порядка данного общества. Из этого Тирикьян делает вывод, что в основе любой социальной революции лежит попытка переворота и к к ^ радикального перемещения нормативной оси, которая ограничивает и упорядочивает "социально принятый образ жизни".(12,стр. 126) Ограничить революцию лишь политической или экономической областью для Тирикьяна равносильно ошибочно принять часть за целое (в том смысле, что он считает социальную революцию "полностью социальным явлением", где политические и экономические предпосылки являются лишь частями). Тирикьян, таким образом, выдвигает гипотезу, имеющую большое значение для сравнительного анализа общественных изменений (и революций, в частности), согласно которой новаторские политические и экономические структурные изменения состоят не только в преобразованиях в сознании политических и экономических структур. Гораздо более существенно то, что такие преобразования в сознании могут быть прослежены вплоть до "истоков религиозного вдохновения", которое воспринимает действительность совершенно по-другому, чем большинство членов данного социально принятого образа жизни. Другими словами, некий аспект религиозного радикализма (неортодоксальное мышление или ересь в той или иной форме) для Тирикьяна есть предпосылка политического и экономического радикализма. (12,стр. 126)

Особый смысл данной тирикьяновской гипотезы состоит в том, что социологический анализ структурных изменений в виде отклонений от социальных норм в сфере политики или экономики должен быть более тщательно направлен на рассмотрение латентной культурной среды, характерной для религиозных движений и сообществ, находящихся за чертой видимого социального истеблишмента. Более того, культурный андеграунд не ограничивается строго религиозными сообществами как таковыми, а предполагает и квазирелигиозные группы, чьи очевидные функции кажутся не важными для анализа политических, экономических и культурных изменений. К ним Тирикьян относит и обширный круг домашных и братских обществ, ассоциаций работников, развлекательных обществ, а также оккультные и эзотерические секты, которые в ключевом аспекте своей организации и структуры являются тайными и связаны с посвящением (инициацией). Области тайного в обществе не придавалось большого социального веса, если не считать работ Зиммеля*. В американской теоретической социологии Тирикьян одним из первых обратил внимание на то, что для понимания динамики развития, структурных изменений, Тирикьян считает необходимо учитывать тот факт, что квази-религиозные группы могут стать

II II V вдохновляющими источниками рассматриваемых изменении. Тирикьян приводит пример: лозунг "Свобода, Равенство,

Братство" как объединяющий политическое сознание эпохи Французской Революции впервые был сформулирован как символ квази-религиозной братской масонской ложи.

12,стр. 127)

Признание неразрывной связи социальной системы с ее культурной основой имеет далеко идущие методологические последствия. Если в концепции Тирикьяна из рассмотрения общества и времени как феноменов следовала необходимость взаимодействия социологии и истории, то, точно так же, из рассмотрения связи общества и культуры следует необходимость взаимодействия социологии и антропологии, причем Тирикьян обращается к той ветви антропологии, которая находится под влиянием трудов Дюркгейма и Мосса — к современной структуралистской ветви антропологии (Леви-Стросс и др.) Сторонники этого подхода пользуются при анализе социальных систем "примитивных обществ" набором символических категорий мира, который лежит в основе социальной организации. Здесь особенно важна двойственная природа этих космологических категорий, и прежде всего таких парных понятий, как "левое-правое", "верх-низ", "нечетный-четный",

К и ^ II Н и V* |1 || о II чистыи-нечистыи , темный-светлый , мужскои-женскии и цветовые полярности, такие как "белый-черный" и т.д.

Но антропология применяет этот подход лишь при изучении "примитивных обществ". Такой взгляд Тирикьян не приемлет, ибо для него культура — та основа, которая обуславливает конституирование социальной огранизации во всех обществах, в том числе и обществах высокоразвитых, "современных". "Эти категории, - пишет Тирикьян, - должны рассматриваться как социально-универсальные образы моральных сил, которые являются . субстратом социальной реальности" . (11,стр. 127)

Тирикьян рассуждает следующим образом: тот факт, что данные категории используются для выражения антитетических моральных сил, означает, что антиномии сути имеют не логическую природу, а экзистенциальную, и каждая из антитентических сил стремится выразить свое превосходство через свою противоположность. То есть, следуя логике Тирикьяна, эти силы имеют характер скорее динамический, чем статический. При исследовании этих "образов" с точки зрения их проявлений в социокультурной реальности, функцией которых также является то, что они служат границами общественной структуры, открывается другая обширная область теоретико-социологических исследований, на которую Тирикьян обращает особое внимание, а именно: сфера систематических взаимоотношений между категориями, роль которых в изучении современного общества достаточно изучена структурной антропологией. Например, категории "верх-низ" и "левое-правое" Тирикьян считает основными моральными структурами социального пространства. Антиномию "верх-низ" ученый кладет в основу социальной мобильности, т.е. движения по вертикальной оси, что характерно для экономического движения (как индивидов, так и групп). Антиномию "левое-правое" Тирикьян также предлагает использовать в сфере социальной мобильности, но здесь она представляет политическое движение по горизонтали (это означает, кроме всего прочего, что политика и экономика - ортогональные векторы, и экономическое и политическое развитие не могут одновременно достинуть высшей точки максимума в данном обществе). Однако перед тем, как приступить к этому виду структурного анализа, Тирикьян считает, что нужно провести подробные этнологические исследования по значениям этих категорий в том культурном контексте, в котором они наблюдались, установить их общие свойства и, затем, перейти к их социологическому толкованию в контексте глобальных обществ Западного типа. Например, в африканских обществах образ "красного" ассоцируется с "левым", "белого" - с "правым", что, как считает Тирикьян, вполне соотносимо с цветовыми символами европейских политических движений. (12, стр. 128)

Тирикьян утверждает также, что подобный подход уместен при изучении глобальных общественных изменений. Он считает, что организованное общество, нормативно интегрированное в достаточно высокой степени, может рассматриваться как такое социальное образование, категории которого, лежащие в основе моделей или форм "социально принятого образа жизни", находятся в состоянии динамического равновесия. Принятый в этом обществе образ жизни Тирикьян располагает в средней области (т.е. метафорически, в пределах двух стандартных отклонений от среднего); колебания в этих пределах ученый рассматривает как изменения социального порядка, равные "ноль-сумме". Реальные или "не ноль-суммарные" изменения в сознании культурных моделей привели бы, как считает Тирикьян, к изменениям морального значения этих категорий, к их "размыванию" (особенно тех, которые имеют отношение к социальным группам и "социльно принятому образу жизни"). (12,стр.128) Тирикьян иллюстрирует данное положение примером из современной культурной жизни Запада, связанным с феминизацией мужчин (символизируемой стилем одежды, прической и т.д.) и соотвествующим омужествлением женщин, что представляет собой замену мужского-женским. Этот факт Тирикьян не рекомендует легко сбрасывать со счетов, видя в нем очередную культурную причуду. Ученый относится к этому явлению как к появившемуся на поверхности признаку культурного деструктурирования.

Тирикьян выступает за "адекватный" подход к общественным изменениям при теснейшем "сотрудничестве" социологии с историей и антропологией. История доставляет сравнительные материалы по историческим преобразованиям общества, антропология - по уровням и знаниям культурных символов. Тирикьян квалифицирует культурные символы как "корпоративные" образы реальности, то есть символы "групповой идентичности" (в том смысле, как группа отождествляет себя с действительнстыо с религиозной точки зрения). В таком случае Тирикьян предлагает обнаружению новых коллективных символов придавать в теории гораздо большее значение при оценке направленности общественных изменений (как в смысле местонахождения источников изменений, так и в смысле того, куда они могут быть направлены). Так, для сравнительного социологического анализа быстрых и крупномасштабных политических изменений, Тирикьян в качестве примера предлагает исследовать историческое происхождение свастики применительно к структурным сдвигам в нацистской Германии: кто в нацистском движении предложил ее использовать, какой священный образ она обозначала, когда и при каких обстоятельствах было решено ее использовать и, наконец, какова разница между теми значениями, которое ей придавалось в нацистской Германии и ее более ранними проявлениями в других культурах. (12, стр. 129)

Вывод Тирикьяна следующий: если взять все человеческие общества в социальном времени и социальном пространстве, то и размеры культуры, и формы структуризации и деструктуризации будут носить конечный характер. Следуя логике Тирикьяна получается, что можно абстрагироваться от особенностей данных историко-культурных ситуаций и обнаружить, таким образом, чрезвычайно важные сравнительные структурные условия, действующие в различных социоисторических обстановках. Тирикьян тем самым полагает, что диапазон вариаций в исторических общественных структурах относительно мал. Он также полагает, что общество - это "всецело культурное явление", относительно которого высказывает предположение: некоторые его уровни иррациональны и не поддаются рациональному изучению и институционализации.

Тирикьян говорит о том, что на запланированные социальные изменения всегда через короткий промежуток времени (одно или два поколения) будут влиять те аспекты культурной реальности, которые не входили в намерения, но, которые обладают достаточной силой, чтобы отклонить запланированное изменение от его курса. (12,стр. 129)

Причиной же, отклонившей запланированное изменение от его курса, на которую указывает Тирикьян, является наличие латентных неиституциональных феноменов в обществе. Неиституциональные феномены, как мы уже писали выше, согласно Тирикьяну, не поддаются рациональному изучению, учету, а подчас и институционализации. Из этого утверждения неизбежно вытекает невозможность социально-исторического прогнозирования. Принципиально не могущие быть учтенными и, соотвественно, не учтенные глубинные влияния культурной основы в процессе планирования повернут предполагаемый ход изменения в какую-либо другую сторону или сделают его невозможным вообще.

Однако, несмотря на приведенные нами теоретические рассуждения Тирикьяна, он все-таки говорит не о невозможности социально-исторического прогнозирования, а об его ограниченности.

Как нам кажется, трактовка природы социального изменения в концепции Тирикьяна и предложенная им схема социально-исторического прогнозирования требуют более тщательного рассмотрения, являясь важнейшими составляющими "общей теории социального существования", составляя особый круг интересов ученого.

ГЛАВА Ш. СОЦИЕТАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В данной главе мы намереваемся рассмотреть две важные взаимодополняющие проблемы, рассмотренные Тирикьяном в статье "Модель социетальных изменений и ее основные параметры" и имеющие важное концептуальное значение. Исследование этих проблем составляет суть его теории изменений тотальных обществ, которую он называет "макродинамической социологией". (9,стр.69)

Первая проблема: какова природа и каковы основные показатели социетальных изменений. Вторая: могут ли социетальные изменения быть предсказаны заранее и в какой степени.

Сформированная Тирикьяном модель социентальных изменений в ходе рассмотрения им вышеуказанных проблем не является, как он подчеркивает, общей теорией, охватывающей все формы социальных изменений (а именно: кратковременных, случайных изменений в структурах социальных институтов). (9,стр.79) Модель Тирикьяна представляет собой концептуальное обобщение, предназначенное для использования в качестве эвристического приема исследования социетальных изменений в терминах тотального общества, понимаемого им как "глобальный социальный феномен". (9,стр.79) 1. ПРИРОДА СОЦИЕТАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ

1.1. Определение понятия социетального изменения.

Под социетальными изменениями Тирикьян понимает изменение в организационной структуре "тотального общества". (9,стр. 70) Такое изменение Тирикьян считает радикальным в том смысле, что оно является всеобъемлющей трансформацией институциональных структур. (9, стр. 70) По самой своей фундаментальной сути, ученый считает, что оно является качественным изменением или "скачком". Это изменение проявляется во всех узловых точках институциональной структуры.

Социальная революция в концепции Тирикьяна - основной тип социетального изменения, которое отличается от другого рода социальных потрясений не масштабами физического насилия, а тем, что эти изменения "пронизывают всю социальную структуру насквозь сверху - донизу". (9,стр. 70) Тирикьян в качестве примера приводит систему социальной стратификации монархического режима во Франции до 1789г. и ее модификации после Великой Французской революции: отмена наследственных привилегий и сословий, основанных на приписываемом социальном статусе, символизируется обозначением людей словами "гражданин" и "товарищ".

В процессе социетального изменения может меняться даже отношение социального пространства к пространству физическому, считает Тирикьян. Так, после Французской Революции исконное название природных регионов страны -"провинций" - было заменено на более искусственные "департаменты"; как часть революционных преобразований была принята метрическая система, и даже был отменен традиционный календарь.

1 ? ГтшАТйлиплр п^шнони^ ь» "пргнпия пина и"

Ж » шш т х/иж^с^ ж жш>М1 тж^жж^жжжжчь' (ж^/жамужимим трансформация.

По мнению ученого, существуют определенные явления, внутренне присущие подлинным революциям, которые не могут быть поняты просто при помощи представления о рациональности действий людей (т.е. через представление социального изменения просто как следствия политических и экономических неурядиц). Чтобы объяснить такие явления, Тирикьян считает необходимым прибегнуть к рассмотрению социетальных изменений как трансформаций, по преимуществу, "религиозных". (9,стр.71) Под этим Тирикьян понимает фундаментальную и радикальную форму религиозного опыта, особенно идеи смерти и воскресения. "Революция воздействует на социальный порядок как огонь на Феникса". (9,стр. 72) Именно в терминах собственно "религиозной" модели социального порядка, лежащей по мнению Тирикьяна, в основе глобального общества (которая будет рассмотрена более подробно дальше), возможно всесторонне понять значимость таких явления как введение новых денежных систем или изменение названий улиц или даже самой страны. Эти изменения Тирикьян считает символическими манифестациями любой революции.

Тирикьян проводит следующую аналогию: в более "натуралистских " терминах, "скачок" в организации, влекущий за собой гибель и возрождение социетальной системы, может быть представлен как некая разновидность метаморфозы, аналогичной превращению гусеницы в бабочку. Более того, он считает, что хотя социетальное изменение подразумевает скачок в структурной организации, у новой формы социального порядка имеется лишь конечный набор возможностей (в которые она может вылиться). У гусеницы есть только одня стспскь свободы", т.к. ее превращение предопределено наследственностью. (9,стр. 72)

В разъяснении понятия "скачок" Тирикьян указывает на "аналогии", которые идут в других (несоциальных) сферах как бы параллельно "социетальному изменению": в биологии это "генетическая мутация", а в физике - переход электрона с одного энергетического уровня на другой. (9,стр.72) Аналогичным образом Тирикьян предполагает, что и при социетальных трансформациях, степени свободы ограничены .

1.3. Отношение изменения социального к изменению социетальному.

Тирикьян полагает, что социальное изменение является по существу, процессом скорее непрерывным, чем дискрептным. Его модель представляет собой количественное углубление парсоновской модели "структурной дифференциации". Социальное изменение в трактовке Тирикьяна характеризуется количественным превращением в пределах определенной модели организации, в пределах определенной институциональной структуры. Социетальное же изменение понимается им как дискрептный процесс структурной новации. Но оно тем не менее связано с изменениями социальными. Тирикьян применяет диалектический принцип перехода количественных изменений в качественные, и наоборот (9,стр.73), заимствованный им у Гегеля.

Таким образом, исходным положением в модели Тирикьяна является тот факт, что социетальные и социальные изменения зависимы: социальное изменение является предпосылкой социетального. Анализ социального изменения должен показать, что социетальное изменение не "случайно" и не "иррационально", что оно происходит закономерно как реакция на напряжения, возникающие внутри данной институциональной структуры. Когда вышеупомянутые напряжения превосходят некий гипотетический "порог" устойчивости структуры, в системе организации возникает "кризис" (9,стр.70), который является важнейшим этапом социетального изменения. Этот структурный кризис зачастую сопровождается перестройкой социального порядка на новом уровне организации, что всегда предполагает приверженность новому набору социетальных ценностей и целей (и, следовательно, отрицания прежнего набора социетальных норм). "Во время кризиса социетальные изменения начинают проявляться и неотвратимость структурной трансформации становится абсолютно очевидной для большинства наблюдателей". (9, стр. 70)

1.4. Революции и социетальные изменения.

Эмпирическими соответствиями социетальных изменений в теории Тирикьяна являются революции. Социетальное изменение - это революционная трансформация, а не эволюционные преобразования. (9,стр. 74)

Тирикьян полагает, что революции могут иметь в качестве своей достаточной причины небольшую, хорошо организованную группу лиц, сознательно стремящихся через с и II V/ рациональные действия опрокинуть политическии или экономический порядок вещей. Однако Тирикьян указывает на то, что устойчивая трансформация требует необходимых предварительных условий, которые вполне могут и не иметь непосредственной и явно выраженной связи с конечными целями революционеров. Эти предваряющие условия могут развиваться в течение длительного периода времени на различных уровнях глубины социальной структуры. Они могут даже признаваться обществом, хотя при этом может наблюдаться некое осознание общей "болезни" его членами или "беспокойства" в обществе. (9, стр.75)

Революция рассматривается Тирикьяном как тотальная трансформация социальной структуры. Однако ученый предупреждает, что чаяния широких масс в революции вполне могут отличаться по своему характеру от надежд тех, кто открыто желает радикальных политических (или, как альтернатива этому) экономических перемен. Но всякая революция, уверен Тирикьян, чтобы быть успешной, нуждается в массовой поддержке народа. Но поддержка масс, по самой своей природе, может является ответом на различные (хотя, возможно, и взаимоперекрывающиеся) условия, весьма отличные от тех, которые движут революционной "интеллигенцией" или "митингующими ораторами". Хотя слияние с массами входит в интересы таких элит, подчеркивает Тирикьян, могут возникать существенные различия в фундаментальных задачах вхождения в революцию тех или иных людей.

В теории Тирикьяна революция, схваченная в своем высшем мгновении - в момент кризиса, представляет собой единство двух процессов: с одной стороны - это структурный распад, а с другой - начало формирования новых структур. "Революция - это социальный катарсис, это радикальное очищение социальной структуры, находящейся в состоянии фундаментального беспорядка". (9, стр. 76)

Кризис знаменует собой критическую точку перехода, в которой, как указывает Тирикьян, революция проявляет себя согласно одной из двух основных иституциональных "возможностей": как конструктивный (ненасильственный) социоэкономический "скачок", либо как деструктивная (насильственная) социополитическая трансформация. Это не выбор по принципу "или/или", ибо в реальном случае будет преобладать либо одно, либо другое. (9,стр. 77) Видимо именно недетерминированность исхода и лежит в основе идеи Тирикьяна о степени свободы, присущей социетальным изменениям.

1.5. Концептуализация понятия социетальной системы.

Для того, чтобы создать структурную дифференциацию "тотального общества", Тирикьян обратился к теории социального действия Т.Парсонса, из анализа которой им и была выведена следующая схема: А экономика О политика профанируемое священное / сакральное досуг религия образование Ь родственные отношения закон I

Тирикьян исходит из основных категорий - А-О-1-Ь (Адаптивное, Целедостигающее, Интегративное, Латентное поддержание модели, управление напряжением) - разработанных Пареонсом. В рамках системного анализа тотальное общество дифференцировано на четыре крупные структуры, каждая из которых фокусируется на базовых проблемах общественного бытия (интеграцией членов, адаптации к запросам окружающей среды, целенаправленные конечные задачи, контроль над социальным напряжением и т.п.). ( 158)

Хотя Парсонса интересовала взаимосвязь структур и их изменения по отношению друг к другу, тем не менее, наибольшее внимание он уделял структурам А и G (т.е. экономике и политике), считая их ключевыми аспектами "общественной жизни". Они также соответствуют тому, что Дюркгейм считал точками "профанирующей" активности, в противовес активности "сакрализующей". (9,стр.80)

Тирикьяна же больше занимают квадранты L и I, в частности квадрант L, который Парсонс обозначил термином "структура "латентности". Тирикьян исходит из предположения, что в этом квадранте возникают и распространяются фундаментальные, но, в основном, скрытые процессы социальной трансформации. Этот квадрант у Тирикьяна ориентирован на смыслообразующие основы тотального общества, включая основные ценностные посылки, которые отражают восприятие обществом существующей реальности, и которые лежат в основе организации главных социальных институтов. По мнению Тирикьяна, именно в L-структуре должны располагаться фундаментальные модели, или структуры, социального порядка. Квадрант L Тирикьян разделяет на четыре подсектора:

ЬА ЬО чистая" наука, искусство институциональная религия живопись, скульптура и т.д.) (церковь, вероисповедание, формальное образование)

IX Ы неинституциональная религия развлечения / досуг театр, зрелища и т.п.)

Тирикьян обращает внимание на то, что подсекторы ЬА и Ы также имеют неконституциональные аспекты, и даже более того, антиинституциональные, которые "не предназначены для общественного потребления". (9,стр.81) Так, даже "чистонаучные" исследования, на его взгляд, очень часто возводятся в ранг секретности, начиная с алхимии, заканчивая ядерными исследованиями. Подсектор Ы включает в себя в свою очередь "двусмысленные" виды деятельности, которые не только стабилизируют систему и ее смыслообразующие основые, но и подрывают ее. Диалектически подходя к этой проблеме, Тирикьян подразумевает, что "досуг" несет в себе и деструкцию. То, что на поверхности кажется забавным, вполне может иметь серьезные последствия. Тирикьян приводит следующие примеры. Негритянские спиричуэлсы периода рабства были не только выражением покорности судьбе, но также и идеализированным средством освобождения от реальных условий жизни. В наше время, поп-певцы используют обстановку "досуга" в пропаганде определенных политических идей. (9,стр. 82)

Основным фокусом Тирикьяна в рассматриваемой модели в этом контексте является подсектор ЬЬ, в который он поместил неинституциональные религиозные явления. Эти явления не рассматриваются как часть общепринятого, "респектабельного" образа жизни, они лежат за пределами истеблишмента. Тем не менее, по мнению Тирикьяна, такие явления несут в себе основные коллективные настроения. Более того, поскольку они не являются институционализированными, они проявляют наибольшую психологическую интенсивность. Тирикьян указывает, что именно в подсекторе LL манифестируются явления "харизмы" или религиозного энтузиазма (как это уже было отмечено Вебером) в точке, в которой сакральное и профанируемое перемешиваются. (9,стр.82)

В рамках модели тотальных обществ, Тирикьян исходит из той посылки, что базисным основанием социального порядка является моральное (религиозно-нормативное) основание. То есть, "общепринятый образ жизни" или "всеобщее мировоззрение общества" представляет собой социетальную структуру, которая рассматривается как "сакральная". Из этого Тирикьян выводит, что социетальное изменение предполагает фундаментальное изменение ситуации, отрицание моральной закононности существующего общественного порядка и определение новой базисной религии - сакральной переориентации, которая одновременно является и "десакрализацией status guo".(9,стр.83) Неинституциональная религиозная сфера в теории Тирикьяна обеспечивает основания для отвергания массами (но не элитой) конститутивной структуры общества.

Религиозная сфера имеет двойную социетальную функцию: обеспечить основной базис для легитимирования социального порядка и быть "основным источником вдохновения" для его делегитимирования. "Религия является основным инструментом и для сохранения status guo и для осуществления социетальных изменений". (9, стр. 83)

LL - подсектор является, фактически, "источником" социетальных изменений. Неинституциональные явления (культы, секты, квази-религиозные секретные общества и т.п.) находятся в самых отдаленных нишах приватности, и, утверждает ученый, отчасти потому, что посторонним они представляются столь "иррациональными". А это значит, что они являются "убежищем от пристального взгляда общества" и форм социального контроля. (9,стр.83)

Если другие подсекторы могут оказаться "коррумпированными в результате компромиссных процессов", неизбежных по мнению Тирикьяна в процессе институционализации, неинституциональная религиозная сфера в его концепции, будучи по самой своей природе "нравственно однородной", остается "чистой". (9,стр.83)

На базе вышеприведенных размышлений Тирикьяна, мы можем сделать следующие выводы.

Именно в закрытой неинституциональной сфере общества, по мнению Тирикьяна, порождаются как отклик на социетальные напряжения новые базовые значения, новации или, радикальные обновления в культуре. Функцией подсектора LL является сохранение тотальных обществ как "открытых" систем. Подсектор LL имеет социокультурную значимость, где берут начало социетальные изменения. Кардинальное изменение социального порядка происходит не часто и является внезапным и редким, поэтому Тирикьян указывает на темпоральность социетального изменения.

Революции, в концепции Тирикьяна, будь то политические или экономические, имеют элементы сознального рационального планирования. Социетальное "свержение" является в некоторой степени результатом рационального планирования определенных групп. Эти группы с различными степенями рациональности и сознательности вполне могут направить свои действия на разрушения социетального порядка. Однако цели "интеллектуальной элиты" не обязательно будут совпадать с чаяниями масс. Но в своей модели Тирикьян предполагает, что для свершения революции, поддержка масс все же необходима, поэтому "интеллектуальная элита" теми или иными способами всегда старается заручиться этой поддержкой.

Но являются ли социетальные изменения предсказуемыми? Если следовать духу "экзистенциальной социологии", то невозможность социально-исторического прогноза неизбежно следует из наличествования в глобальном обществе неинституциональных феноменов как одного из полюсов социального континуума, не поддающихся рациональному изучению. Некоторая часть общества принципиально не институционализируется, из чего следует несоответствие всякого прогноза реальности, а отсюда - неизбежность того, что всякое планируемое социальное изменение не может быть осуществлено в том виде, в каком оно было задумано. Однако, сам Тирикьян говорит не о невозможности, а об ограниченности прогноза. Какова его схема социально-исторического прогнозирования и что все-таки Тирикьян берется предсказать довольно однозначно - тема нашего следующего параграфа. 2. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Суть схемы социально-исторического прогнозирования, предложенная Тирикьяном, состоит в сопоставлении структурных характеристик настоящего с теми структурными характеристиками, которые в исторических ситуациях прошлого предшествовали определенному ходу событий. На основе этого сопоставления, предсказание хода социально-исторического процесса представляется Тирикьяну более или менее вероятным.

Предположим, рассуждает Тирикьян, мы знаем, что в настоящем американском обществе имеются реальные структурные предпосылки С1, С2, СЗ . Сп (где п - конечное число). Предположим также, что исследуя социоисторическое прошлое (весь ход исторических событий, отображенных документально), мы обнаружили, что С1 и С2 действуют в такой исторической обстановке, где последующее изменение приняло форму Н1, а С2 и СЗ действуют в другой исторической обстановке, где изменения развились в форму Н2 и т.д. Допустив, что число форм преобразований в общественных структурах не бесконечно, такой сравнительный социоисторический анализ может вызвать ряд Н1, Н2 . Нк (где к - конечное малое число). Это, по мнению Тирикьяна делает возможным предсказание будущего в смысле вероятностных предположений следующего вида. В свете наличных структурных условий вероятность того, что события в процессе становления будущего настоящим будут развиваться в направлении Н1, равна 0,4; вероятность направления Н2 равна 0,2; направления НЗ - 0,1 и т.д. В идеале, в смысле значения прошлого хода событий и настоящих действующих предпосылок, Тирикьян считает возможным с такой вероятностью предсказать все, что может произойти (скажем, сумма верояностей = \).(12,стр.130)

Придание возможному ходу события значения вероятности - не раз и навсегда фиксированное действие: с появлением новых наблюдений, Тирикьян считает возможным различить с достаточной ясностью, по какому из основных возможных путей пойдет развитие общества. Другими словами, конкретные актуализации из данного набора структурных возможностей постепенно уменьшают степень доступной свободы. (12,стр.130) Однако, добавляет Тирикьян, всегда имеется не один какой-то выход, а несколько степеней свободы. А это исключает наличие лишь одного необходимого условия. Тирикьян приводит следующий пример. В ХУШ в. во Франции и Англии возникли на удивление одинаковые условия общественной деструкции, связанные с отсутствием социокультурных норм и беззакония. Но в то время, как Франция приступила к широкомасштабным политическим преобразованиям, Англия встала на пути экономических и культурных преобразований. И если Англии удалось избежать в самый последний момент того насилия, к которому пришла Франция, то, главным образом, как полагает Тирикьян, благодаря появлению, по крайней мере, на культурном уровне, нового социального класса, который "черпал свое вдохновение из источников религиозного возрождения предыдущего поколения", в то время как во Франции политически ориентированные якобинцы смогли перевести ход событий в политическое русло. (12,стр. 131)

Но что-же в социальной жизни "экзистенциальная социология" берется предсказать довольно однозначно? Это кризисный пункт социального развития - момент революции. Тирикьян формирует понятие социетального изменения как влекущего за собой качественный "скачок" в базисных социетальных смысловых основаниях, которые трансформируют институциональную структуру в пределах короткого временного периода. Проследим, каким же образом возможны социологические предсказания революций в развитии общества в концепции Тирикьяна.

Первым делом, ученый выделяет необходимые социологические компоненты революции. Тирикьян недоволен социологическими исследованиями революции в социологии. Он считает, что во-первых, эти исследования страдают от неадекватной концептуализации существенных качественных факторов революций. Во-вторых, не проводилось серьезных количественных исследований дифференциально различных групп, участвующих в революциях.

По мнению ученого, революции всегда виделись как политические манифестации, и общая концептуальная модель, которая заключала бы в себе структуру и динамику и экономических и политических революций, в социологии прежде не была сформулирована.

Тирикьян полагает, что вышеуказанные компоненты являются взаимодополняющими и составляющими частями общей теории социетальных изменений.

1.1. Концептуализация понятия индекса революционного потенциала.

В статье "Модель социетальных изменений и ее основные параметры" Тирикьян выдвигает идею индекса революционного потенциала, который показывает тенденцию к социальному беспорядку в обществе и является своеобразным барометром социальной стабильности. Этот барометр представляет собой шкалу интервалов, где нулевое значение произвольно, а интервалы между значениями равны.

Точка 0 представляет собой состояние "утопии", когда революционный потенциал отсутствует. Это означает, что социальная структура, в которой революционный потенциал (Кр) равен нулю, настолько жизнеспособна, что между силами, создающими социальный порядок существует идеальное равновесие. Ни один элемент или ни одна группа населения не привержены новому базовому моделированию социальной организации и даже не помышляют о таковом. Также в такой социальной системе нет никаких структурных напряжений, которые способствовали бы радикальной трансформации. В такой системе нет никакого расхождения между социальными нормами, лежащими в основе социальных институтов, и эмпирической практикой или ролевыми отношениями, воплощающими эти нормы. Наконец, в таком состоянии все отсутствие Кр актуально-революционное состояние члены общества составляют (или думают, что составляют) однородное социокультурное единство. (9,стр.88)

Точка 1 представляет в концепции Тирикьяна другую крайность. Она указывает на то, что революционный потенциал переходит в актуально-революционное состояние; в этой точке происходит социетальная трансформация, наблюдаемая во всех институтах.

Если барометр поднимается до единицы, то старая институциональная структура разрушается, и старый порядок устраняется. Это кульминация революции, момент кризиса, где господствуют полная анархия и "безнормие". Этот момент представляет собой крушение того духовного единства, которое и образует собой данное общество. (9,стр.89-90)

Промежуточные точки шкалы предполагают промежуточные уровни социальной деструкции. Если барометр остановится на отметке 0,5, то это будет означать, что у приверженцев старой системы и тех, кто ратует за революцию шансы равны. Чем выше революционный потенциал, тем труднее будет существующим органам социального контроля предотвратить революцию и восстановить социальное равновесие. При уровне социальной дезорганизации выше 0,85 ход событий, по предположению Тирикьяна, неизбежно приведет к революции, контрреволюции или другой радикальной альтернативе. (9, стр. 90)

Тем не менее, Тирикьян не готов предположить, каким образом можно было бы заставить работать такой барометр. Он лишь предполагает, что такого рода проблемы в компетенции экспертной группы социологов, занимающихся конкретными социологическими исследованиями, в частности, сравнительным анализом. В их задачу входило бы выявление революционного потенциала различных стран.

1.2. Индикаторы "приближения" революции.

Индекс революционного потенциала в концепции Тирикьяна представляет собой сумму определенных эмпирических индикаторов, свидетельствующих о наступающем н (I скачке в развитии социальной организации.

Первым индикатором революционного потенциала, который отмечает Тирикьян, является возрастание степени урбанизации. Ученый полагает, что существуют определенные эмпирические пределы в различных социальных организациях и структурах. За пределами демографических ограничений эффективность социальных институтов и структур существенно снижается.

Быстрая концентрация людей в ограниченном пространстве, с точки зрения Тирикьяна, усиливает вероятность увеличения раздражительности и социальной паталогии. Тирикьян делает интересное наблюдение: распространение раздражительности может облегчить проявление революционного насилия, поскольку насилие крайнего характера может представляться как средство разрядки (аналогично электрошоковой терапии). Тирикьян также обращает внимание на тот факт, что "великие социальные потрясения" уменьшают частотность умственных расстройств и психопатии. Это, на его взгляд, является следствием быстрого роста плотности населения. (9,стр.93)

Следующим индикатором революционного потенциала является распостраненение сексуального промискуитета и исчезновение общественной нетерпимости по отношению к нему.

Тирикьян рассматривает социальную организацию в этом контексте в виде гедонистически-аскетичного континуума.

При аскетическом характере общественной жизни, Тирикьян постулирует низкий революционный потенциал. Внезапный существенный рост гедонистического поведения, совпадающий с его общественной приемлемостью, предполагает состояние сексуальной аномии, которую Тирикьян определяет как открытое признание внебрачных связей в общественной жизни. Она предполагает утрату нормальной связи индивидов друг с другом в обществе такого рода и десакрализацию фундаментальных сакральных моделей.

Тирикьян замечает, что всякая революция несет с собой очищение в области общественной морали, будь то Великая Французская Революция, Английская Буржуазная Революция, Великая Октябрьская Революция в России, Китайская Социалистическая Революция или Кубинская Революция. "Очистительные", пуританские аспекты поведения революционеров или тех, к кому переходит власть в ходе революции могут апеллировать к чувствам широкого спектра населения, утратившего иллюзии из-за неспособности правящего класса или институтов государственного управления контролировать сексуальную мораль. (9,стр. 94)

Последним, третьим индикатором революционного потенциала в концепции Тирикьяна является значительное возрастание неиституциональных религиозных феноменов. Выше мы уже писали о том, что неинтитуциональные феномены в концепции Тирикьяна включают в себя весь "социальный андеграунд", т.е. новые "культы" и группы, которые считаются "публично нереспектабельными". Латентный период неиституциональных феноменов перед социальной революцией составляет по Тирикьяну 25-35 лет. Ученый теоретически формулирует корреляцию между социальной революцией и неинституциональными феноменами следующим образом. Он принимает положение, что социальные революции по существу включают в себя фундаментальное переупорядочивание социальной структуры. Также он принимает предположение о том, что социальный порядок по существу рассматривается членами коллективного сообщества как явление морали. Тогда, считает он, должен существовать новый источник морали, который одновременно и десакрализирует существующую систему, и прокладывает дорогу для принятия нового порядка (это и есть момент гибели и возрождения в социальных революциях). "Поскольку установившаяся религия являет компромисс с будущими светскими социальными институтами, то единственно иным возможным вместилищем революционного мышления будет, хотя, может быть, и совершенно о том не ведая, неинституциональная религиозная страта". (9,стр.95) Тирикьян для примера напоминает, что сначала новая христианская секта считалась религиозными и политическими властями подрывной организацией. * *

Подводя итоги этой главы, мы, повторяя, можем сказать, что Тирикьян рассматривает социетальное изменение как макросоциологический феномен, который можно аналитически дифференцировать от изменения социального. Более того, у Тирикьяна социетальное изменение - это, по существу, глубинная трансформация в нормативной структуре общества, поворот оси на 180 градусов, требующий длительного времени для полного институционализирования. Социетальное изменение "резко и драматически" заявляет о себе через "скачок" в социальной организации.

Революционный потенциал глобального общества может быть изучен с помощью индикаторов приближения революции, которые можно обнаружить в областях социальной структуры, удаленных от экономических и политических зон средоточения революционного взрыва, в особенности в неинституциональной сфере (т.е. в "социальном андеграунде").

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо подвести итог проделанному анализу и сформировать основные выводы, которые позволяют ответить на вопрос: что лежит в основе создания Тирикьяном его концепции "экзистенциальной социологии"?

Критика позитивистских основ научного знания, с одной стороны, и негативные последствия внедрения научных достижений в практику американского общества - с другой, усилили в социальной науке США 60-х годов движение за пересмотр ее методологических оснований. Можно сказать, что именно тогда в социологии стало складываться новое, более гуманистическое по своему настрою направление, существенно отличавшееся от "естественнонаучного", натуралистического подхода. Кристаллизация и оформление этого нового направления происходили в процессе критического пересмотра философских оснований позитивистской ориентации.

Начиная с 60-х годов необходимость внесения исторической перспективы в социологию стала признаваться повсеместно. Это было прежде всего связано с тем, что "синхронные" социологические исследования с акцентом на микроскопические проблемы и чрезмерное увлечение количественным анализом, фактически, не обеспечивали информацией об обществе в целом. Об этом заговорили не только социологи, подобные П.Сорокину, всегда отличавшиеся исторической ориентированностью, но и сторонники более консервативной позиции. С.М.Липсет, например, считая, что игнорирование исторических свидетельств нередко приводило к серьезным ошибкам в социологических исследованиях, указывает на необходимость возвратиться к изучению явлений в их исторической перспективе. (160,стр.21)

Другим признаком этих изменений стало обращение социологов к философским корням своей науки. Еще в 50-х годах сам вопрос о специфике социологического знания, об особенностях предмета и метода социологии не вызывал среди большинства социологов особого интереса. Но уже к 60-годам начинается сдвиг, связанный с переоценкой характера социологического знания. Вопрос о специфике социологического знания постепенно начинает привлекать все большее внимание американских социологов. Именно в это время появляется целый ряд работ, в которых предпринимаются попытки философского осмысления данного вопроса.

Расширение социологического метода путем выхода на философские проблемы личности было в это время объективной необходимостью, так как социологическая наука оказалась на грани краха (ведь увлечение позитивистскими методами не привело к какому-либо ощутимому результату). Опубликованная в 1962 году работа Э.Тирикьяна "Социологизм и экзистенциализм" положила начало этому новому подходу, вследствие чего она стала весьма влиятельной в среде философски ориентированных социологов.

На протяжении всего своего творчества Тирикьян создавал "общую теорию социального существования", призванную раскрыть природу человека, общества и истории. Творческая эволюция Тирикьяна может быть выражена в виде нескольких суммирующих положений.

Как мы пытались показать в предпринятом нами анализе взглядов Тирикьяна, исследовательскому пути этого ученого присущи следующие характерные черты.

Во-первых, ранняя установка на создание "платформы", необходимой для формулирования "общей теории социального существования", а именно объединение экзистенциальной перспективы и социологической теории, основанием для которого явилась их общая реакция на кризис и "дезорганизацию в современном мире", подмеченная Тирикьяном.

Во-вторых, на протяжении всего творчества Тирикьяна мы не наблюдаем значительных отклонений в выборе теоретической платформы. Тирикьян считается с социальной реальностью, признает ее роль в становлении, а значит в каком-то смысле и формировании личности. Однако, оставаясь в целом экзистенциалистом по своей мировоззренческой ориентации, он не расстается с этой позицией и при исследовании социальной реальности: он рассматривает социальную проблематику сквозь призму внутреннего экзистенциального опыта, представляя реальность общественных отношений как проблему описания интерсубъективных явлений. Конечно же, в этом проявился противоречивый характер его теории: желая остаться в рамках экзистенциально-феноменологической доктрины, он пытается из своего личного опыта последовательно вывести и обосновать реальность общества и статус социологии как науки.

В-третьих, в последних своих статьях, начиная с 1990 года Тирикьян активно выдвигает на первый план идею создания метатеории как методологического инструмента в получении нового теоретического знания. Характерно, что post factum он признается, что на раннем этапе своего творчества рассмотрение им огромного философского и социологического наследия имело своей главной целью выработку методологического инструментария для построения качественно новой концепции, интегративной в том смысле, что общая социологическая теория мыслится ею как синтез теорий различных наук, исследующих общество, - социологии, антропологии, истории.

Далее, в-четвертых, концепция Тирикьяна исторична по своей сути, так как рассматривает общество в становлении, в единстве изменения и структуры.

И, наконец, в-пятых, исследуемая нами теория постулирует открытость всякой социальной системы и неизбежность ее революционного изменения.

Экзистенциальная социология" Э.Тирикьяна оригинальна и специфична. Исследователь не всегда может проникнуть в его лабораторию: противоречивый процесс мышления Тирикьяна, желающего остаться в рамках экзистенциального опыта, но тем не менее рассмотривающего общество как объективную реальность, о чем свидетельствуют его многочисленные труды, часто вызывает трудности в толковании его концепции. Тем не менее, изучение этой новой диалектической ориентации в американской социологии, пытающейся совместить в единой понятийной схеме как активность человеческого сознания, так и объективные характеристики развертывающегося процесса, представляется нам необходимым для полного понимания в развитии социологической теории в США.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Гаспарян, Ануш Самвеловна, 1997 год

1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1978.

2. Антонович И.И. Буржуазная социологическая теория. М., 1976.

3. Антонович И.И. Социология США: проблемы и поиски решений. Минск. 1976.

4. Асеев Ю.А., Кон И.С. Основные направления буржуазной философии и социологии XX века. JI., 1961.

5. Бабушкин В.У. Концепция философского мышления КЛсперса: Автореферат на соискание степени кандидата философских наук. М., 1969.

6. Бакуркин Б.Ф., Ионин Л.Г. Теоретическая социология США сегодня. М., 1978.

7. Бакуркин Б.Ф., Комаров М.С. Критика современной буржуазной социологии: В помощь лектору. М., 1979.

8. Басков А., Беккер Г. Современная социологическая теория.-М, 1969.

9. Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. 2-ое изд., Париж, 1969.

10. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Париж, 1934.32

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.