Эпистолярные мотивы в художественном мире Н.В. Гоголя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Боровиков, Денис Сергеевич

  • Боровиков, Денис Сергеевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Саратов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 166
Боровиков, Денис Сергеевич. Эпистолярные мотивы в художественном мире Н.В. Гоголя: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Саратов. 2007. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Боровиков, Денис Сергеевич

Введение.

Глава 1. Письмо в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Раздел 1. Эпистолярная культура в дворянском быте ^ гоголевской эпохи.

Раздел 2. Переписка Н.В. Гоголя.

Глава 2. Письмо и пишущие герои в художественном мире Гоголя

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эпистолярные мотивы в художественном мире Н.В. Гоголя»

О чрезвычайной плотности и густонаселенности гоголевских текстов писали многие литературоведы. Богатство художественного мира Н.В. Гоголя, разнообразие его внутренней лаборатории представляли и, несомненно, будут представлять интерес, но с другой стороны именно в этом разнообразии заключается трудность исследования.

Учитывая это, часть исследователей особенно в последние годы рассматривают творчество Гоголя, высвечивая какой-нибудь один мотив, звучащий в его произведениях. Но если в музыкальной культуре мотив произведения явственен и ощутим, то в произведении художественном он «может содержать элементы символизации»1. Мотив органичен и неисчерпаем в своей многозначности, даже трансцендентальности. Он требует особого, своеобразного подхода, напряженного вглядывания в ткань текста. В этом смысле перед исследователем художественного произведения стоит непростая задача. Литературовед тут подобен музыканту, который, прослушивая целый оркестр, слышит также партию одного инструмента.

Научное осмысление литературного наследия русских писателей имеет богатую историю и традицию. При этом подход к изучению текста через мотив произведения научно оправдан многочисленными литературоведческими исследованиями.

Вместе с тем в теории литературы до сих пор нет четкого и определенного представления о смысловом объеме понятия «мотив». Смыслова я наполненность термина настолько широка, что позволяет включать в его содержание противоположные значения. В одном случае «мотивом в литературном произведении, в отличие от основной его темы, называют дополнительные, второстепенные темы произведения, которые в сочетании с основной темой образу

1 Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987. С. 230. ют единое сложное художественное целое»1. В другом - это «устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста»2.

В.В. Прозоров в статье «Мотивы в сюжете» пишет о том, что «распознавание мотивов позволяет объяснять художественный текст изнутри, оставаясь в его суверенных сюжетно-фабульных пределах и одновременно непредумышл ленно, как бы ненароком выглядывая из текста в мир вокруг него» . В данной работе мы будем руководствоваться именно таким подходом при анализе эпистолярных мотивов в художественном мире Н.В. Гоголя.

Эпистолярные мотивы в жизни и творчестве Гоголя практически не разработаны до настоящего времени, хотя почти все исследователи, анализируя его художественный мир, использовали в своих работах гоголевский эпистолярий.

В разные годы XIX, XX, XXI веков к эпистолярному наследию Н.В. Гоголя обращались многие литературоведы и писатели: П.В. Анненков, П.А. Кулиш, В.И. Шенрок, В.Ф. Чижов, В.В. Каллаш, В.В. Гиппиус, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, В.В. Виноградов, В.В. Вересаев, А. Белый, A.JI. Слонимский, Ю.Г. Оксман, Г.А. Гуковский, H.JI. Степанов, С.И. Машинский, Ю.В. Манн, А.П. Чудаков, И.П. Золотусский, М.Я. Вайскопф, В.А. Воропаев.

Внушительный список литературоведов, который можно продолжить еще многими фамилиями, свидетельствует о значении эпистолярного наследия писателя.

Объектом исследования является весь обширнейший массив гоголевского эпистолярия на фоне русской эпистолярной культуры первой трети XIX века.

Предметом исследования стала реальная динамика эпистоляного творчества Н.В. Гоголя от ранних опытов до книги «Выбранные места из переписки с друзьями».

1 Тимофеев Л., Венгеров Н. Краткий словарь литературных терминов. М., 1963. С. 90.

2 Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. С. 230.

3 Прозоров В.В. Мотивы в сюжете // Мотивы и сюжеты русской литературы: от Жуковского до Чехова: К 50-летию научно-педагогической деятельности Ф.З. Кануновой. Томск, 1997. С. 12.

Актуальность темы объясняется непрекращающимся, а в последние годы возрастающим интересом к художественному миру Гоголя. Приближающийся 200-летний юбилей со дня рождения писателя придает этой заинтересованности особую остроту.

Тем не менее связь художественного мира Гоголя с его эпистолярием еще не прослежена и, как это ни парадоксально практически не разработана. К ее целостному и системному анализу до сих пор никто из литературоведов не обращался. Изолированный, несистемный анализ художественных текстов и писем писателя в отрыве друг от друга неизбежно ведет к необъективной оценке его творческого наследия. Рассматривать творчество Н.В. Гоголя и при этом не касаться его писем крайне затруднительно и опасно, настолько тесно переплетены между собой в гоголевской лаборатории тексты художественные и тексты эпистолярные.

Анализируя эпистолярное наследие писателя, подчас трудно отделаться от ощущения, что объясниться письменно для Н.В. Гоголя порой было проще, чем объясниться устно, при личном общении.

М.М. Бахтин в работе «Проблема речевых жанров» писал о том, что письмо находится среди речевых жанров - бытового диалога, военной команды, публицистического выступления и всех жанров литературы. Бахтин говорил о сложной связи письма, носящего предтворческий характер, и с литературой, и с явлениями быта. Однако процесс перехода частного письма в эпистолярий сложен и неоднозначен. Первая ступень - частные письма как средство общения между автором и конкретным адресатом. Вторая, когда автор, сохраняя обращение к конкретному адресату, начинает разговаривать с широкой аудиторией (вид «открытого» письма, например: «Выбранные места из переписки с друзьями»). И, наконец, третья - письмо как одна из составных частей сюжета. Это - письмо-кульминация, письмо как характеристика художественного персонажа (например, письма в «Ревизоре», «Мертвых душах», «Носе» или в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»).

Анализ эпистолярных мотивов художественного мира Н.В. Гоголя следует вести с учетом точки зрения М.М. Бахтина о триединстве жанровой сути письма как социолитературного явления. В настоящей работе мы будем придерживаться этого взгляда. Этим же обусловливается и методология данного исследования.

Огромный объем гоголевского эпистолярия мы объединяем в три группы:

1. Письмо в жизни Н.В. Гоголя.

2. Гоголевские письма, обращенные к широкой аудитории.

3. Письменные мотивы в художественном мире Н.В. Гоголя.

По нашему мнению, Н.В. Гоголь - самый эпистолярный русский писатель, причем наше предположение вовсе не строится только лишь на количестве написанных Гоголем писем. Гоголь был на протяжении всей жизни предельно глубоко эпистолярен по своей сути, по своему отношению к письмам и как к посланиям, и как к единственно приемлемому способу что-то и кому-то объяснить или доказать. В определенном и, конечно, метафорическом смысле Гоголь сам как письмо, как закодированная и до сих пор неразгаданная эпистола, отправленная и современникам, и потомкам.

Личная переписка писателей всегда являлась предметом постоянного научного интереса литературоведов, ключом к пониманию внутреннего писательского мира. В переписке Гоголя отчетливо ощущается не только его личный быт, но дух времени, ритм и смысл его жизни. Эпистолярное общение играло в жизни Н.В. Гоголя огромную роль. Для писателя-странника письма были чуть ли не единственным способом поддержания дружеских и деловых связей.

Переписка Гоголя чрезвычайно многообразна по задачам, жанрам, темам и интонациям. Письма-просьбы, письма-поучения, письма-»дипломаты» и письма-обещания, короткие записки, исповеди. Уже в ранних письмах намечаются принципиально гоголевские подходы к своим респондентам - будущие «Выбранные места из переписки с друзьями». Продолжая известную мысль Ю.В. Манна об образе Дороги, мы утверждаем, что Письмо в неменьшей степени «художественный образ и часть гоголевской биографии»1.

1 Манн Ю.В. Смелость изобретения: черты художественного мира Гоголя. М., 1985. С. 141.

В художественном мире Н.В. Гоголя письменные мотивы занимают исключительное положение. В «Ревизоре», «Записках сумасшедшего», «Шинели» и «Мертвых душах» сам воздух пропитан разнообразными письменными мотивами.

Представляется, что гоголевских пишущих героев можно с известной долей условности поделить на две группы. К первой мы отнесем героев, сочиняющих в художественном мире Н.В. Гоголя письма, записки или иные тексты, т.е. являющихся авторами, создателями собственной «другой реальности». Ко второй же группе относятся герои, пишущие или переписывающие тексты по роду своей деятельности, т.е. исполнители. В определенном смысле разделение пишущих героев-авторов и пишущих героев-исполнителей есть разделение таких основополагающих понятий, как форма и содержание.

Мы отчетливо осознаем, что использование предельно обобщенных категорий требует крайне осторожного подхода, особенно когда речь идет о Н.В. Гоголе.

Исследователь, рассматривающий содержание в отрыве от формы или же форму, изолированную от содержания, рискует утратить объективный взгляд и упрощенно оценить такое сложнейшее явление, как литературный текст. Ярким примером такого подхода является непомерная заидеологизированность многих исследований творчества Гоголя в советский период.

В наши дни зачастую прослеживается иная крайность, когда гоголевские тексты начинают формализовано трактовать как некие отвлеченные от действительности словесные конструкции.

Плодотворность литературоведческого анализа возможна только тогда, когда исследователь, преодолев односторонний подход, сможет объективно ПРОЧЕСТЬ живой текст. «Художник (а мы возьмем на себя смелость добавить «Гениальный художник». - Д.Б.) получает возможность говорить на языке жизни, а жизнь - на языке художника, голоса действительности и искусства сливаются воедино»1.

1 Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. С. 472.

Н.В. Гоголь собственной жизнью и жизнью своих уникальных персонажей показал поразительную способность находить глубокий и непростой смысл в череде повседневных, банальных событий. Собственной жизнью, потому что вся она без остатка, начиная с детских лет и до самой смерти, была положена на неустанные поиски Идеала. Жизнью своих персонажей, потому что каждый из них отражал отдельные черты характера своего создателя, развившиеся до предела, до утрирования. Трагические финалы существования таких гоголевских пишущих персонажей, как Башмачкин и Поприщин (в первом случае гротескная форма, во втором - утрированное содержание) есть прямое доказательство опасности полюсных мировоззренческих позиций.

Рамки диссертационного исследования не позволяют нам более подробно развивать эту глубоко религиозно-философскую тему, поэтому остановимся только на одном, по нашему мнению, наиболее ее значительном аспекте.

Целью данной работы является исследование места и функций эпистолярных мотивов в художественном мире Н.В. Гоголя.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд следующих задач:

• изучить особенности письма догоголевского периода;

• дать характеристику культуры письма в дворянском быте России XVIII-XIX вв.;

• проанализировать роль эпистолярия в жизни и в творчестве Н.В. Гоголя;

• исследовать значение писем и пишущих героев в художественных произведениях Н.В. Гоголя;

• выделить характерные приметы эпистолярия в книге Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».

Материалами исследования являются тексты гоголевских писем, созданных в период с 1820 по 1852 год, книга «Выбранные места из переписки с друзьями», повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель», пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души». Тексты Гоголя приводятся по наиболее текстологически авторитетному изданию -Полному академическому собранию сочинений в четырнадцати томах.

Практическое значение работы

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении общих и специальных лекционных курсов по истории русской литературы первой трети XIX века на филологических, исторических, юридических психологических и других гуманитарных факультетах высших учебных заведений, на уроках литературы в средней школе, а также при издании и комментировании текстов Гоголя.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые эпистолярные мотивы рассматриваются в рамках целостного системного подхода к художественному миру Н.В. Гоголя с позиций М.М. Бахтина. Обозначена динамика эволюционного развития гоголевских писем, начиная от детских, писаных им из Полтавы, и заканчивая знаковой книгой «Выбранные места из переписки с друзьями». Прослежена взаимосвязь гоголевского эпистолярия с мировоззрением и действиями его пишущих героев.

На защиту выносятся следующие положения:

• подход с позиций системно-структурного анализа как наиболее приемлемый способ понимания гоголевского эпистолярия в органической связи мировоззрения писателя с его художественным миром;

• исследования гоголевских писем в качестве социолитературного явления с точки зрения триединства его жанровой сути: личные письма - средство общения между автором и конкретным адресатом; письма как возможность обращения к широкой аудитории, своеобразная «эпистолярная кафедра»; письмо как одна из составных частей сюжета, характеристика художественного персонажа;

• утверждение онтологической динамики эпистолярных мотивов в жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

• установление взаимосвязи гоголевского эпистолярия с пишущими героями художественного мира писателя.

В соответствии с поставленной целью и отмеченными задачами выработана следующая структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Боровиков, Денис Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе мы сделали обзор истории русских письмовников, рассмотрели значение и место в культурном развитии наиболее образованной дворянской интеллигенции. К концу XVIII века русский эпистолярий постепенно выходит из тесных рамок письмовников, стремительно развивается под воздействием времени, меняет стили и направления, то отходит от литературы, то вновь приближаясь к ней, и становится (теперь уже навсегда) неразрывной частью российской культуры. Чтобы полнее ощутить и почувствовать дух эпистолярной культуры дворянского быта гоголевской эпохи (т.е. первой половины XIX века), сделан обзор писем И.И. Дмитриева, А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.

Выделяя основные направления выбранных нами эпистолярных мотивов художественного мира Н.В. Гоголя, мы рассмотрели основные моменты развития гоголевского эпистолярия и его самые очевидные композиционные приметы, начиная с самых первых писем, посланных родителям из Полтавы, и заканчивая последними письмами начала 1850-х годов.

Уже в самых ранних письмах Гоголя отчетливо проявляется неповторимость его эпистолярного стиля, ни на что и ни на кого не похожего, характер которого при всех диковинных, порой необъяснимых переменах «совершенно» никогда не будет меняться. Анализируя переписку Гоголя с родственниками, друзьями и с выдающимися представителями культуры того времени, мы попытались это показать.

Анализ гоголевских писем был бы неполным без характерных примет эпистолярия в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Последняя книга Гоголя - органичный и естественный итог его переписки, так как после 1847 года, года выхода книги в свет, производительность эпистолярного цеха резко пошла на убыль. Эта книга подорвала веру Гоголя в роль письма как магического средства для изменения в лучшую сторону человеческой природы. Отдепять в этой книге «чистую» художественность от «чистого» эпистолярия занятие такое же неблагодарное, как попытка разграничения правил игры искусства от правил игры эпистолярия в реальных гоголевских письмах.

По нашему мнению, Гоголь принадлежит к числу самых эпистолярных русских писателей, для которого переписка играла колоссальную роль на протяжении всей его одинокой страннической жизни. В метафорическом смысле Гоголь сам является закодированной и до сих пор неразгаданной эпистолой, отправленной и современникам, и потомкам.

Это художественное объяснение гоголевского эпистолярного феномена помогает более органично сопоставить реальные гоголевские послания с письмами, создаваемыми в художественном мире его многочисленными пишущими героями.

Целостный и системный анализ позволил выявить теснейшую связь художественного мира Гоголя с его эпистолярием.

Мы рассмотрели произведения Гоголя, в которых наиболее отчетливо проступила пишущая сродненность писателя со своими персонажами. Это -одиночество, тоска и сумасшествие поприщинского дневника, нагло-залихватское письмо Хлестакова Тряпичкину, башмачкинская страсть к переписыванию. Наконец, это бесконечные пишущие мотивы «Мертвых душ».

Николай Васильевич Гоголь собственной жизнью и судьбами своих уникальных персонажей показал поразительную способность находить глубокий и непростой смысл в череде повседневных, банальных событий. И вся эта жизнь без остатка, начиная с детских лет и до самой смерти, была положена на неустанные поиски Идеала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Боровиков, Денис Сергеевич, 2007 год

1. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1951.

2. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. / Гл. ред. Н.П. Мещеряков. М.: Изд-во АН СССР, 1940. Т. 1. Ганц Кюхельгартен. Вечера на хуторе близ Ди-каньки / Под ред. М.К. Клемана.

3. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. / Гл. ред. Н.П. Мещеряков. М.: Изд-во АН СССР, 1937. Т. 2. Миргород / Под ред. В.В. Гиппиуса.

4. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. / Гл. ред. Н.П. Мещеряков. М.: Изд-во АН СССР, 1938. Т. 3. Повести / Под ред. В.Л. Комаровича.

5. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т./ Гл. ред. Н.П. Мещеряков. М.: Изд-во АН СССР, 1940. Т. 4. Ревизор / Под ред. Б.В. Томашевского.

6. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14т./ Под ред. Н.Ф. Бельчикова и др. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 6. Мертвые души / Под ред. Б.В. Томашевского.

7. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. / Гл. ред. Н.П. Мещеряков. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 8.

8. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. / Гл. ред. Н.П. Мещеряков. М.: Изд-во АН СССР, 1940. Т. 10. Письма 1820-1835 / Под ред. В.В. Гиппиуса.

9. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14т./ Под ред. Н.Ф. Бельчикова и др. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 11. Письма 1836-1841 / Под ред. Б.В. Томашевского.

10. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. / Под ред. Н.Ф. Бельчикова и др. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 12. Письма 1842—1844 / Под ред. Б.В. Томашевского.

11. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. / Под ред. Н.Ф. Бельчикова и др. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 13. Письма 1845-1847 / Под ред. Б.В. Томашевского.

12. Гоголь Н.В. Поли. собр. соч.: В 14 т. / Гл. ред. Н.П. Мещеряков. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 14. Письма 1848-1852 / Под ред. А.Н. Михайловой.

13. Гоголь Н.В. Письма: В 4 т. / Под ред. В.И. Шенрока. СПб., 1901.

14. Гоголь Н.В. Переписка: В 2 т. М., 1982.1. Раздел 2

15. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. М.: Изд-во АН СССР, 1960.

16. Аксаков С.Т. Собр. соч. В 4 т. М.: Наука, 1956.

17. Амехина Е.Е. Образ женщины в эпистолярном наследии Н.В. Гоголя и Н.М. Языкова // Проблемы литературного диалога: Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2002.

18. Ан^нков П.В. А.С. Пушкин в Александровскую эпоху. 1799-1826. СПб., 1874.

19. Античная эпистолография. Очерки. М., 1967.

20. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. СПб.: Академический проект, 2001.

21. Барабаш Ю. Гоголь. Загадка «прощальной повести» // «Выбранные места из переписки с друзьями». Опыт непредвзятого прочтения. М.: Худож. лит., 1993.

22. Барабаш Ю. Сладкий ужас мщения, или Зло во имя добра? (Месть как религиозно-этическая проблема у Гоголя и Шевченко) // Вопросы литературы. Вып. 3. М., 2001. Май-Июнь.

23. Бахтин М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

26. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М., JL: ГИХЛ, 1934.

27. Болкунова КС. Мотивы Дома и Дороги в художественной прозе Н.В. Гоголя: Дис. . канд. филол. наук. Саратов: Изд-во Саратовского гос. унта им. Н.Г. Чернышевского, 1999.

28. Барановская ЕЛ. «Homo scribens»: антропологические аспекты письма в творчестве Н.В. Гоголя (Электронный ресурс): От «Шинели» к « Размышлениям о Божественной Литургии»: Дис. . канд. филол. Наук: 10.01.01. М.: ПроСофт-М, 2003.

29. Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Гоголь: История и современность. М., 1985.

30. Жуковский В.А. Сочинения: В 3 т. / Сост., вступит, ст. и коммент. И.М. Семенко. М., 1980.

31. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М.: Радикс. 1993.

32. Вацуро В.Э. Сословие друзей просвещения. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1999.

33. Вересаев В. Гоголь в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников. СПб.: Логос, 1994.

34. Вересаев В. Как работал Гоголь. М.: Мир, 1934.

35. Викторович В.А. Понятие мотива в литературоведческих исследованиях // Русская литература XX века: вопросы сюжета и композиции. Вып. 2. Горький: Из- во Горьковск. ун-та, 1975.

36. Виноградов И. Исторические воззрения Гоголя и замысел поэмы «Мертвые души» // Гоголеведческие студии. Вып. 7. Нежин, 2001.

37. Виноградов И.А. Гоголь и Уваров: Православие, Самодержавие, Народность // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. М., 2001. № 1.

38. Виноградов И.А. Гоголь художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М.: Наследие, 2000.

39. Владимиров П. Творчество Гоголя // Николай Васильевич Гоголь: его жизнь и сочинения: Сборник историко-литературных статей. М.: Б.И., 1915.

40. Воропаев В.А. Из духовной биографии Гоголя. Заметки исследователя // Литературная учеба. М., 2001. Кн. 3.

41. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1998.

42. Вяземский П.А. Два письма по поводу бумаг В.А. Жуковского к издателю «Русского архива». М., 1876.

43. Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2002.

44. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.: Наука, 1994.

45. Гиппиус В.В. Гоголь. СПб., 1994.

46. Гиппиус В.В. Гоголь. СПб.: Logos, 1994.

47. Гоголевский сборник. СПб., Самара: Из- во СГПУ, 2003.

48. Гоголевский сборник. СПб., Самара: Из- во СГПУ, 2005.

49. Гоголевский сборник / Под ред. С.А. Гончарова. СПб.: Образование, 1994.

50. Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Гослитиздат, 1952.

51. Гоголь и русская литературная культура: Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Саратовского педагогического ин-та, 1999.

52. Гоголь и современность: творческое наследие писателя в движении эпох. Киев: Высшая школа, 1983.

53. Гоголь как явление мировой литературы: Сборник статей по материалам международной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. М.: ИМЛИ РАН, 2003.

54. Гончаров С.А. Тайна «Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки» // Гоголевский сборник / Под ред. С.А. Гончарова. СПб.: Образование, 1994.

55. Гроссман JI. Культура писем в эпоху Пушкина // Письма женщин к Пушкину. М., 1928.

56. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.: Гослитиздат, 1959.

57. ГусМ.С. Гоголь и николаевская Россия М.: Гослитиздат, 1957.

58. Демин А. С. Русские письмовники XV-XVII вв.: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1964.

59. Дмитриева Е.Е. Речевая характеристика образа автора и образов персонажей в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя // Печать и слово Санкт-Петербурга: Сборник научных трудов. СПб., 2003.

60. Едина Е.Г. Эпистолярные формы в творческом наследии М.Е. Салтыкова-Щедрина: Автореф. дис. канд. филол. наук. Ленинград, 1981.

61. Ермилов В.В. Гений Гоголя. М.: Сов. Россия, 1959.

62. Жуковский В.А. Сочинения: В 3 т. / Сост., вступит, ст. и коммент. И.М. Семенко. М., 1980.

63. Зенъковский В.В. Гоголь. М.: Слово, 1997.

64. Золотусский И. Гоголь. М.: Молодая гвардия, 1979.

65. Золотусский И. Поэзия прозы: статьи о Гоголе. М.: Сов. писатель, 1987.

66. Золотусский И.П. Гоголь. Лермонтов. Жуковский: Литературные очерки. М.: Правда, 1986.

67. Издание 2, против первого исправленное и умноженное. М., 1796. Ч. 1-2.

68. Каллаш В.В. Гоголь и его письма. М., 1902.

69. Касаткина В.Н. Роман в стихах (В.А. Жуковский и А.П. Киреевская) // Российский литературоведческий журнал. 1997. № 11.

70. Касаткина В.Н. Роман в письмах // Российский литературоведческий журнал. 1997. № 11.

71. Котляревский Н. Н.В. Гоголь. М.: Альтернатива-Евролинц, 2003.

72. Краснов Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения // Русская литература XIX века: вопросы сюжета и композиции. Вып. 4. Горький: Изд-во Горьковск. ун-та, 1980.

73. Кривонос В.Ш. Искусство сатиры и читатель: теорет. и худож. образная трактовка проблемы у Гоголя: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов: Б.И., 1975.

74. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб., 1999.

75. Кривонос В.Ш. Проблема читателя в творчестве Гоголя. Воронеж: Из-во Воронежского ун-та, 1981.

76. Куделин А.Б. К характеристике исторических взглядов Гоголя: от «Арабесок» к «Выбранным местам из переписки с друзьями» // Арабская литература. Поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М.: Языки славянской культуры, 2003.

77. Кулиш П.А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем / Вступ. ст. и коммент. И.А. Виноградова. М.: ИМЛИ РАН, 2003.

78. Кулиш П.А. Опыт биографии Н.В. Гоголя.

79. Левкович Я.Л. Письма Пушкина к жене // Русская литература. 1984.1.

80. Левкович Я.Л. Из наблюдений над черновиками писем Пушкина // Пушкин: исследования и материалы. JL, 1979. Т. 9.

81. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988.

82. Лотман Ю.М. О «реализме» Гоголя // О русской литературе: статьи и исследования: (1958-1993). СПб.: Искусство, 1997.

83. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Учен. зап. Тартусского ун-та. Вып. 209. Труды по знаковым системам. 1968.

84. Ляцкий Е.А. А.С. Пушкин и его письма // Сборник журнала «Русское богатство» / Под. ред. Н.К. Михайловского и B.C. Короленко. СПб., 1889.

85. Манн Ю.В. «Сквозь видный миру смех.»: жизнь Н.В. Гоголя: 1809-1835 гг. / Вступ. ст. С. Бочарова. М.: МИРОС, 1994.

86. Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души»: писатель-критик-читатель. М.: Книга, 1984.

87. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987.

88. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1978.

89. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя: Вариации к теме. М.: Сода, 1996.

90. Мережковский Д.С. Гоголь и черт: исследование. М.: Скорпион, 1906.

91. Мотивы и сюжеты русской литературы: от Жуковского до Чехова: К 50-летию научно-педагогической деятельности Ф.В. Кануновой / Отв. ред. А.С. Янушкевич. Томск: Знамя мира, 1997.

92. Мушина И.Б. Пушкин и его эпоха в переписке поэта // Переписка А.С. Пушкина: В 2 т. М., 1982.

93. Н.В. Гоголь и мировая культура. Вторые Гоголевские чтения: Сборник докл. М.: Книжный дом «Университет», 2003.

94. Набоков В.В. Романы. Рассказы. Эссе. СПб., 1993.

95. Наставление, как сочинять и писать всякие письма к разным особам, с приобщением примеров из разных авторов. М., 1765.

96. Николюкин А.Н. О русской литературе: теория и история. М.: ИНИОН РАН, 2003.

97. Павлинов С.А. Путь духа: Николай Гоголь. М.: Б.И., 1998.

98. Панарин А. Н.В. Гоголь как зеркало русского странствия по дорогам истории // Москва. 2003. № 6.

99. Переписка А.С. Пушкина: В 2 т., М., 1982.

100. Переписка Н.В. Гоголя с Н.В. Шереметевой. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.

101. Письма русских писателей XVIII века / Отв. ред. и автор вступ. ст. Г.П. Макагоненко. Л., 1980.

102. Прозоров В.В. Другая реальность. Саратов, 2005.

103. Прозоров В.В. Материалы к спецсеминару «Мир Гоголя» // Гоголь и русская литературная культура. Саратов, 1999.

104. Прозоров В.В. Молва как филологическая проблема // Филологические науки. 1998. № 3.

105. Прозоров В.В. Природа драматического конфликта в «Ревизоре» и «Женитьбе» // Волга. 1995. № 2-3.

106. Прозоров В.В. Хлестаков и Пушкин в сюжете комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Филология: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5: Пушкинский. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002.

107. Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975.

108. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Л., 1979. Т. 10.

109. Розанова С.А. Эпистолярное наследие Л.Н. Толстого // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 17.

110. Роль традиции в литературной жизни эпохи: Сюжеты и мотивы / Под ред. Ю.В. Шатина. Новосибирск: Б.И., 1994.

111. Савосин С.В. Некоторые эстетические проблемы в переписке А.А. Иванова и Н.В. Гоголя // Свет науки молодой. Кострома, 2003. Ч. 2.

112. Сиповский В.В. А.С. Пушкин по его письмам // Памяти Л.Н. Майкова. СПб., 1902.

113. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М.: Худож. лит., 1972.

114. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия // Русские писатели. М.: Алгоритм, 2003.

115. Степанов Н. Н.В. Гоголь: Творческий путь. М.: Гослитиздат, 1959.

116. Степанов Н. Поэты и прозаики. М., 1966.

117. Супронюк O.K. Из комментариев к письмам Н.В. Гоголя // Русская литература. 1984. № 1.

118. Сусыкин А.А. Символика изображения в повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Лингвистика. М., 2003. № 5.

119. Тарасенков А.Т. Последние дни жизни Н.В. Гоголя. М.: Альтернатива-Евролинц, 2003.

120. Терц Абрам (Синявский А.) Собр. соч.: В 2 т. М., 1992.

121. Тодд У.М. Литература и общество в эпоху Пушкина. СПб.: Академический проект, 1996.

122. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Л.: ГИЗ, 1925.

123. Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе: апология Плюшкина // Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопо-этического. М.: Прогресс, 1995.

124. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. М., 1965.

125. Чиж В.Ф. Болезнь Н.В. Гоголя: записки психиатра. М.: ТЕРРА-Кн. клуб: Республика, 2002.

126. Чудаков А.П. Слово вещь - мир: от Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М.: Современный писатель, 1992.

127. Чудакова М.О. Рукопись и книга. М.: Просвещение, 1986.

128. Шенрок В.И. Материалы для библиографии Гоголя: В 2 т. СПб.: Б.И., 1892-1893.

129. Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969.

130. Юхансон Ч. Лицо Гоголя / Пер. с швед, и пред. Ларса Кнеберга. М.: Худож. лит., 1993.1. Раздел 3

131. Буланин Д.М. Письмовники // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2.

132. Войтоловская Э.Л., Степанов А.Н. Н.В. Гоголь: Семинарий. JL: Госучпедгиз, 1962.

133. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1978.

134. История русской литературной критики: Учебник для вузов / Прозоров В.В., Милованова О.О., Елина Е.Г. и др. М.: Высшая школа, 2002.

135. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. JL, 1962.

136. Лермонтовская энциклопедия / Под ред. В.А. Мануйлова. М.: Сов. энциклопедия, 1981.

137. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.

138. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.