Этнический образ мира в философии культуры России XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Пыжова, Олеся Владимировна

  • Пыжова, Олеся Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Курск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 195
Пыжова, Олеся Владимировна. Этнический образ мира в философии культуры России XIX - начала XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Курск. 2011. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пыжова, Олеся Владимировна

Введение

Содержание

Глава I. Категория «образ мира» в ансамбле эпистемологических универсалий культуры.

1.1. Понятие «этноса» и споры о природе этничности в гуманитарных науках.

1.2. «Образ мира»: ступени философско-культурологической концептуализации.

1.3. Этнический образ мира: сущность и структура.

1.4. Этнос как субъект мировосприятия и формы функционирования национального образа мира в культуре.

Глава II. Образ России как проблема отечественного умозрения. jqq

2.1. Рождение русской идеи в споре западников и славянофилов: В.И. Даль,

К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин. ^

2.2. На революционном изломе: И.П. Павлов, H.A. Бердяев, H.A. Ильин о противоречиях «русского ума».

2.3. К спорам о современном образе России: философско-публицистические и социологические материалы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнический образ мира в философии культуры России XIX - начала XX века»

Актуальность темы диссертационного исследования заключается в практически общепризнанном осложнении, даже драматизации на рубеже ХХ-ХХ1 вв. контроверзы: культурный национализм versus глобализация как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. При осмыслении и решении проблем выявления, поддержания этнокультурной самобытности и параллельного выстраивания международных отношений заявляемый в диссертации концепт «этнического образа мира» выходит на первый план сознания и поведения субъектов культурной политики, да и повседневной жизнедеятельности. Тем более в России, где современные геополитические, экономические и культурные изменения, рост межэтнических конфликтов, ксенофобских настроений в обществе, происходящие на фоне глобализации, как никогда ранее обостряют тему этнического самосознания. Отсюда интенсивный рост интереса учёных, публицистов, политиков и иных представителей гражданского общества к проблемам изучения отечественной культуры, национального характера, менталитета народа, поиска его идеи и, наконец, оправданный социально-политический заказ на формирование положительного образа России среди её сограждан и в мировом этнокультурном пространстве. При этом сохраняют свою актуальность уроки отечественной философской мысли, как профессионально-кастовой, так и публицистическо-литературной.

Исторический период, заявленный темой диссертации, выбран не случайно. Именно в XIX веке, после победы над Наполеоном, Россия оказалась втянута в самую гущу европейской политики, обрела значение одной из самых влиятельных политических сил на евразийском пространстве, что побудило мыслящих русских людей задуматься об отношении России к передовой Европе, о том, что их связывает и разделяет между собой. Именно тогда впервые широко заспорили о культурноцивилизационном выборе России1, на разные лады заговорили о «русской идее» как особенном и даже уникальном ориентире для исторического пути нашей Родины. Однако до настоящего времени не утихают дискуссии о влиянии национальной идеи вообще, и русской идеи в частности, на формирование этнического образа той или иной страны, о её социокультурной онтологии. Одни мыслители отводят такой идее одну из определяющих ролей, другие же вовсе отрицают её научную и культурную значимость, почитая «национальную идею» мифом, идеологической спекуляцией.

Многонациональность, государственный федерализм современной России повышают идейную цену рефлексии над такими категориями, как дух народа, национальный характер, национальная (этническая) идентичность, менталитет, этнокультурный стереотип, которые так или иначе соотносятся в теории и на практике с её этническим образом. Эта проблема сегодня является одной из наиболее дискуссионных в отечественной философии, науке и общественной мысли, что подтверждает нарастающий вал выступлений в академической печати, средствах массовой информации и блогосфере.

Современное мировое сообщество в настоящее время переживает активный процесс политической, экономической и культурной интеграции. Сюда оказались вовлечены едва ли не все страны и народы, в том числе и Россия. Вместе с тем растёт и осознание негативных тенденций этого процесса — деформаций культуры в ходе глобализации. Отсюда стремление сохранить и повысить национальную (этническую) идентичность, которая формируется в недрах национального самосознания и эксплицируется в уникальный, неповторимый этнический образ того или иного народа. Накопленный до сих пор в отдельных отраслях гуманитарного знания, в том числе истории, психологии, социологии, лингвистике, этнологии и

1 См. подробнее: Королёва Л.Г. Цивилизационная идентичность России как проблема русской философии культуры. Курск, 2006. антропологии, материал относительно природы и структуры этнического образа мира практически не подвергался сводному культурфилософскому анализу. Соответствующая категория порой фигурировала в сфере историософии, социальной онтологии, но почти не интересовала представителей философской теории познания, теперь обычно именуемой эпистемологией. Моделируемый ею субъект познания и практики до сих пор не имеет национальных черт, остаётся слишком абстрактным. В реферируемой же работе акцент сделан именно на эпистемологические возможности такой универсалии культуры, как этнический образ мира.

Между тем теоретико-концептуальная основа «этнического образа мира» как категории философии культуры в настоящее время находится в стадии становления и разработки. Более того, в философско-культурологическом плане до сих пор остаётся спорной сущность самого понятия «этнос». Поэтому тематика нашей работы представляется насущной как в научном, так и в практическом планах.

Степень научной разработанности проблемы. Обсуждать этнические образы мира, не разобравшись с понятием «народа» («этноса») и «нации», не представляется возможным. На эту тему много и плодотворно рассуждали такие отечественные учёные, как А.Н. Анфертьев, Ю.В. Бромлей, Ю.Д. Гранин, JI.H. Гумилёв, В.И. Козлов, А.Ю. Коркмазова, А.Н. Севастьянов, В.А. Типпсов, С.М. Широкогоров и др.

В современном гуманитарном знании анализу соотношений понятий «картина мира» и «образ мира» посвящён целый ряд исследовательских проектов: А.Н. Леонтьева, В.П. Яссмана и др. в общей психологии; Р. Редфильда в психологической антропологии, C.B. Лурье и др. в этнологии; А.Я. Гуревича в истории; Н.Ф. Алефиренко, Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой, Н.Е. Сулименко, А.Т. Хроленко и др. в филологии, Л.Г. Королёвой, Т.Ф. Кузнецовой, С.П. Щавелёва и др. в философии.

Механизмы формирования и функционирования образа мира детальнее всего трактуют психологи O.E. Баксанский, Ф.Е. Василюк, Я.В. Голубова,

E.H. Кучер, B.B. Петухов, А.П. Стеценко, С.Д. Смирнов; образы мира в разнотипных профессиях изучали Д.Н. Завалишина, Е.А. Климов. Географические координаты образа мира исследуют Е.А. Мельникова, Д.Н. Замятин.

Д. Юм в последние годы творчества заинтересовался характером народа и оставил на эту тему оригинальное эссе. Исследовательскую операциональность пониманию этноментальности придали структуралисты, начиная с К. Леви-Строса. X. Ортега-и-Гассет распространил ментальный анализ на более широкие, нежели отдельные нации или этносы, культурно-исторические зоны. Применительно к Европе им сравниваются по мыслительным наклонностям люди Севера (так или иначе германизированного) и люди Юга (в разной степени романизированного)1.

Уникальную попытку типологизировать национальные склады ума предпринял теоретик естествознания П. Дюгем2. В ходе проявления показательного критерия данных типов им сравниваются английская, немецкая и французская школы в естествознании (физике).

Среди современных работ, посвященных понятию менталитета, мы выделяем работы C.B. Гринёвой, Б.В. Маркова, O.A. Петренко, В.П. Тоидис. Национальному характеру и этническим стереотипам посвящены труды О.В. Беловой, К.О. Касьяновой, В.В. Красных, Д.С. Лихачёва, Ю.Е. Прохорова, С.А. Сухих, Е.Б. Ткачёвой и др. Вопросы формирования и развития национального самосознания и национальной идентичности исследовались в трудах Е.П. Крупника, В.П. Тоидис, В.Ю. Хотинец, Ф.С. Эфендиева; коллективной монографии Т.В. Беспаловой, В.Ю. Верещагина и Г.А. Филатова.

Ключевыми для культурфилософского анализа сущности и структуры этнических образов мира стали работы Г.Д. Гачева, посвящённые моделированию отдельных национальных образов мира. Сюда же

1 Ортега-и-Гассет X. Кант (1724-1924). Размышления по поводу двухсотлетия // Феномен человека. Антология. М., 1993. С. 240.

2 Дюгем П. Физическая теория, её цель и строение. СПб., 1910. С. 175. примыкают научно-популярные публикации — например, Э.А. Галумова или же совместная работа O.A. Габриеляна, М.А. Араджиони, E.H. Гукасяна «Кросс-культурная адаптация. Этническая история Крыма. Культура мира» (2002) — как типичный образец многочисленных регионализации темы. Кроме того, национальный образ России нетривиально проанализирован в диссертационном исследовании И.В. Борисенко1.

Вместе с тем концепт «этнического образа мира» в отечественном гуманитарном знании пока не становился предметом целостного, специального культурфилософского анализа.

Источннковой базой исследования стали тексты русских мыслителей, в первую очередь — В.И. Даля, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, H.A. Бердяева, И.А. Ильина, И.П. Павлова и др.

Лексикографическими источниками для толкования категорий теоретического аппарата диссертационного исследования послужил ряд - словарей, начиная со знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.

Объект и предмет, цель и задачи диссертационного исследования. Объектом исследования стал этнический образ мира как проблема философии культуры. Предмет — культурфилософский анализ этнического образа России в русской мысли второй половины XIX - начала XX века. Цель — выявление национальных особенностей образа России у отечественных философов упомянутого времени в контексте современных дискуссий о природе этнического образа мира.

Цель, объект и предмет определили задачи исследования: — реконструировать полемику относительно категории «этнос» в гуманитарном знании и уточнить современные теоретико-методологические подходы к её интерпретации;

См.: Борисенко И.В. Национальный образ России: философско-культурологический анализ. Дисс. . канд. филос. н. Ростовн/Д., 2008.

- выявить структурообразующие компоненты понятия «этнический образ мира»;

- раскрыть роль обыденного сознания в формировании образа страны; механизмы его формирования, поддержания, изменения;

- эксплицировать образы России, созданные русскими мыслителями второй половины XIX — начала XX века, и сопоставить их с концептуальными представлениями, проявленными в современных дискуссиях относительно культурно-цивилизационной идентичности нашей страны.

Идейно-теоретические установки исследования восходят к трудам тех русских философов и учёных, которые наиболее глубоко, на наш взгляд, трактовали проблему этнического образа мира, включая В.И. Даля, а также И.П. Павлова, чьи публичные чтения о «Русском уме» составили важную веху обсуждения темы.

Методологическую основу работы образуют, прежде всего, такие философские принципы научного исследования, как системность и объективность; сочетание историзма и актуализма; единство исторического и логического, а также методы обобщения, систематизации; философско-компаративистский подход; теоретический анализ исторической, философской и лексикографической литературы. Многоаспектность анализируемого теоретического аппарата требует междисциплинарного подхода к решению исследовательских задач.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем, во-первых, определена категория «этнического образа мира», складывающаяся на основе конкретно-научного изучения истории, психологии, социологии, языкознания и некоторых других сфер изучения национальных культур разных народов.

Во-вторых, в работе акцентировано, что при репрезентации образа мира того или другого конкретного народа необходимо сочетать социально-психологический подход с когнитивно-эпистемологическим анализом, то есть учитывать не только стихийно-бессознательные, но и так или иначе рационализируемые его подсистемы — на уровне не только научно-философского, но и вненаучного, практического знания данного феномена.

В-третьих, прослежены поиски правдивого представления о душе и уме своего народа с самого начала профессионализации отечественной философии в XIX в., которые составляли один из лейтмотивов российского умозрения; рубежными моментами данной линии философско-культурологической рефлексии выступают рассмотренные в диссертации варианты полемического общения: 1) западников и славянофилов; 2) либералов и консерваторов, 3) мистиков и реалистов в составе русской философии второй половины XIX — начала XX века; 3) современные (1990-х - 2000-х гг.) дискуссии об отсутствии или наличии «русской идеи», её возможном содержании.

В ходе диссертационного исследования« были получены следующие результаты:

- категория «этнос» представлена (на основе сравнения её основных трактовок) в её операциональном, применимом для культурологических исследований понятийном содержании, при одновременном учёте теоретико-методологических сложностей её же сущностной концептуализации;

- произведена экспликация понятия «образа мира» и прояснены его логические соотношения с такими идейно близкими определениями, как «картина мира», «дух народа», «национальный характер», «менталитет» и т.п.;

- предложена дефиниция категории «этнический образ мира» как набора исторически оправданных установок восприятия и освоения типичных ситуаций жизнедеятельностей представителей той или иной этнической общности людей;

- выявлены концептуальные крайности в определении конкретных мирообразов разных народов — рекламно-феноменологический, тиражируемый для массового сознания, прежде всего, в коммерческих целях, с одной стороны, и философско-культурологический, пытающийся рационализировать предельно сложные структуры национального самосознания; в качестве образцов того и другого подхода к рассматриваемому феномену сопоставлены концепции Г.Д. Гачева и Э.А. Галумова;

- дана авторская трактовка двух взаимодополнительных типов формирования и функционирования этнических образов мира: первый — на уровне возможностей обыденного сознания, второй — в идеологической сфере, обслуживаемой представителями интеллектуальной элиты того или иного народа; предложен вариант логического соподчинения наиболее частотных концептов этой сферы философии культуры, а именно «менталитет», «национальная идентичность», «национальная идея»;

- намечены и охарактеризованы основные варианты осмысления этнического образа мира на примере русского этноса и русской ментальности в контексте отечественной философии культуры, начиная со спора западников и славянофилов, продолжавшегося во всё новых условиях до наших дней, и заканчивая противоречивыми попытками сформулировать национальную идею для модернизирующейся России;

- в ходе историко-культурологического сопоставления привлечены такие представители нескольких поколений отечественных мыслителей и общественных деятелей, которые в своих исканиях «русской идеи», «русского ума», «предназначения России» руководствовались мировоззренчески и методологически противоположными установками: западничества и славянофильства; идеализма и материализма; мистицизма и позитивизма; политического либерализма и консерватизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что её результаты позволяют более конструктивно осмысливать насущные проблемы национальных историй и перспектив развития народов Земли; обсуждать реальные возможности международного сотрудничества и проблемы преодоления деструктивных последствий глобализации нашего мира.

Полученные нами выводы в диссертации возможно использовать при разработке исследовательских и педагогических программ в области дальнейшего изучения и преподавания философии культуры, истории русской философии и общественной мысли, этнически ориентированных; а также философии истории, этнологии, теоретической лингвистики.

Апробация диссертации. Основные результаты, полученные автором диссертации, отражены в его публикациях (в том числе в трёх центральных периодических изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований). Результаты исследования докладывались автором на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Наука и гуманизм: взгляд в будущее» (Курск, 2008); «Университетская наука: теория, практика, инновации» (Курск, 2009); «Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики» (Курск, 2009); «Молодёжная политика: проблема инновационного развития в условиях экономической нестабильности» (Курск, 2009); «Проблемы истории Центральной и Восточной Европы» (Брянск, 2009); «Фольклорные традиции в контексте современной культуры и образования: Юдинские чтения - 2010» (Курск, 2010); «Духовные ценности российского общества в XXI веке», (Курск, 2010); «Межэтническая толерантность как технология духовной практики» (Курск, 2010); «Социокультурные процессы в современной России» (Курск, 2010); «Будущее России в свете реалистической философии» (Санкт-Петербург, 2010); «Этническое будущее России: научно-философское осмысление» (Санкт-Петербург, 2010); «Православие в истории и культуре России» (Курск, 2010); «Университетская наука: Взгляд в будущее» (Курск, 2011); Международной научной конференции «Дэвид Юм и современная философия» (Москва, Институт философии РАН, 2011).

Материалы диссертации были использованы автором при проведении занятий по философии, культурологии, политологии, истории и теории религии на ряде факультетов Курского государственного медицинского университета, а также в подготовке элективного курса «Традиции русской культуры».

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Пыжова, Олеся Владимировна

В заключение всего изложения материалов диссертационного исследования были получены следующие выводы: уточнено понятие этноса в качестве междисциплинарной категории гуманитарного знания; в связи с чем произведено идейное «снятие» крайностей сложившихся подходов к его определению — так называемых объективистского (примордиалистского) и субъективистского (конструктивистского); несмотря на необходимость дальнейшей дискуссии представителей разных наук и направлений философии относительно природы и исторических судеб феномена этничности, нами продемонстрировано, что можно и нужно пользоваться данным концептом этноса для конкретно-научных и философско-культурологических исследований; определена категория «этнического образа мира», складывающаяся на основе конкретно-научного изучения истории, психологии, социологии, языкознания и некоторых других сфер изучения национальных культур разных народов; показано^ что на философско-культурологическом уровне ее понимания и трактовки соответствующее явление представляет собой тот или иной набор исторически оправданных установок восприятия и освоения типичных ситуаций жизнедеятельностей представителей той или иной этнической общности людей; акцентировано, что при репрезентации образа мира того или другого конкретного народа необходимо сочетать социально-психологический подход с когнитивно-эпистемологическим анализом, то есть учитывать не только стихийно-бессознательные, но и так или иначе рационализируемые его подсистемы — на уровне не только научно-философского, но и вненаучного, практического знания данного феномена; прослежены поиски правдивого представления о душе и уме своего народа с самого начала профессионализации отечественной философии в

XIX в., которые составляли один из лейтмотивов российского умозрения; рубежными моментами данной линии философско-культурологической рефлексии выступают рассмотренные в диссертации варианты полемического общения: западников и славянофилов; либералов и консерваторов; мистиков и реалистов в составе русской философии второй половины XIX - начала XX вв.; современные (1990-х — 2000-х гг.) дискуссии об отсутствии или наличии «русской идеи», ее возможном содержании.

Полученные результаты позволяют в дальнейших исследованиях более конструктивно осмысливать, обсуждать насущные проблемы национальных историй и перспектив развития народов Земли; реальные возможности международного сотрудничества и деструктивные последствия глобализации нашего мира; в том числе и прежде всего — так называемую «русскую идею» и миссию русского народа, его культуры в судьбах мировой цивилизации. Наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке исследовательских и педагогических программ в области дальнейшего изучения и преподавания философии культуры, истории русской философии и общественной мысли; а также философии истории, этнологии, теоретической лингвистики.

Что касается, перспектив продолжения начатых нами исследований этнического образа мира в качестве категории философии культуры, то среди таковых в первую очередь нам видятся следующие.

• Продолжение взаимно заинтересованного диалога представителей контрадикторных определений сущности этноса, сторонников и противников самого этого понятия гуманитарной мысли позволит уточнить и углубить понимание безусловно необходимого философии, науке и практике понятия «народ», исторических и логических вариантов данного концепта философии культуры.

• Более детальное сопоставление всё новых и во многом неожиданных результатов изучения вариантов менталитета у разных народов Земли с позиций отдельных гуманитарных дисциплин (истории, этнологии, лингвистики, фольклористики, искусствоведения и других) позволит теоретически и методологически укрепить идейную базу философско-методологического анализа огромной сферы этнического пространства культуры.

• В дальнейших исследованиях отечественной философии этничности, истории поисков российского самопознания, русской идеи возможно расширить круг первоисточников философско-культурологической мысли за счет работ не только XIX — начала XX вв., но и предыдущих, и последующих периодов развития нашего национального умозрения; привлечь к анализу не только опубликованные, но и архивированные источники российской философии.

• Намеченный проект конкретизированного рассмотрения истории оформления и эволюции так называемой «русской идеи» предполагает учет гораздо более пестрой «палитры» социально-политических установок, а именно, — консерваторов, либералов, радикалов; в том числе, — охранителей, «европоманов», реформаторов-конституционалистов, с одной стороны, а с другой — народников, анархистов, даже большевиков; и их всех идейных союзников.

• Чтобы учесть новейшие процессы в этнической сфере, необходимо брать в расчет образование новых субэтносов; вырабатывать подходы к воссозданию и поддержанию российской идентичности — по регионам огромной страны России, с учетом разницы ее столицы и провинции; беря в расчет эмигрантов, их идейные и жизненные связи с родиной предков.

• Предпринятая в диссертации попытка сблизить концептуальные возможности философии культуры и современной теории познания (так называемой неклассической эпистемологии) может быть продолжена и расширена за счет близких сфер философии и гуманитарной науки в целом. Прежде всего, таких, как социальная и историческая психология, история и археология знания, теоретическая лингвистика и кросскультурная фольклористика.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пыжова, Олеся Владимировна, 2011 год

1. Алексеева A.A. Образ современной России в отечественных и зарубежных СМИ // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Электронный ресурс. М., 2009. // http://www.lomonosov-msu.ru/2009/.

2. Алефиренко Н.Ф. Картина мира и этнокультурная специфика слова / Н.Ф. Алефиренко // Научные ведомости БелГУ. 2009. № 14 (69). С. 5 — 9.

3. Анфертьев А.Н. Пролегомены к изучению этнической истории / А.Н. Анфертьев // Этносы и этнические процессы. Памяти Р.Ф. Итса. М.: Восточная литература, 1993. С. 62 69.

4. Баксанский O.E., Кучер E.H. Образ мира: когнитивный подход / O.E. Баксанский, E.H. Кучер. М.: «Альтекс», 2000. 108 с.

5. Бальмонт К.Д. Стозвучные песни / К.Д. Бальмонт. Ярославль: Верхнее-Волжское книж. изд., 1990. 336 с.

6. Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта / Э.Я. Баталов. М.: редакц.-издат. отдел ИСК РАН, 2001. 70 с.

7. Белова О.В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян Электронный ресурс. / О.В. Белова // www.ruthenia.ru/folklore/beloval 0.htm.

8. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. М.: Наука, 1990. 224 с.

9. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века начала XX века. Судьба России / H.A. Бердяев. М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. 544 с.

10. Бердяев H.A. Духовные основы русской революции. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 444 с.

11. Бердяев H.A. Судьба России: Книга статей / H.A. Бердяев. М.: Эксмо, 2007. 640 с.

12. Беспалова Т.В., Верещагин, В.Ю., Филатов, Г.А. Русская национальная идентичность: Монография / Т.В. Беспалова, В.Ю. Верещагин, Г.А. Филатов. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2005. 136 с.

13. Бессараб М.Я. Владимир Даль / М.Я. Бессараб М.: Современник, 1972. 288с.

14. Борисенко И.В. Национальный образ России: философско-культурологический анализ: диссертация . кандидата философских наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2008. 136 с.

15. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьба страны / А.О. Бороноев, П.И. Смирнов. СПб.: Лениздат, 1992. 144 с.

16. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 440 с.

17. Бромлей Ю.В. Теория этноса Электронный ресурс. / Ю.В. Бромлей // http:// sati.archaeology.nsc.ru/encycp/term.html?act=showtext&lo=59&term=4.

18. Буганов A.B. Русская история в памяти крестьян XIX века и национальное самосознание / A.B. Буганов. М.: РАН Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая, 1992. 208 с.

19. Булатов М.А., Порудоминский, В.И. Собирал человек слова. Повесть о В.И. Дале / М.А.Булатов, В.И. Порудоминский. М.: Дет. лит., 1969. 224с.

20. Владимирова Э.Д. Антропология: Учебно-методическое пособие / Э.Д. Владимирова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999. 77 с.

21. Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья / О.Д. Волкогонова. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. 325 с.

22. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования / Э.А. Галумов. М.: Известия, 2003. 450 с.

23. Галумов Э.А. Имидж России в глобальном пространстве / Э.А. Галумов // http://www.contrtv.ru/common/165/.

24. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура/К.С. Гаджиев. М.: Наука, 1990. 240 с.

25. Галкин A.A. Метаморфозы немецкой национальной идеи / A.A. Галкин //Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

26. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский / Г.Д. Гачев. М.: Сов. Писатель, 1988. 445 с.

27. Гачев Г.Д. Национальный Космо-Психо-Логос / Г.Д. Гачев // Вопросы философии. 1994. № 2.

28. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством / Г.Д. Гачев. М.: Раритет, 1997. 680 с.

29. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Д. Гачев. М.: Издательский центр «Академия», 1998: 432 с.

30. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Г.Д. Гачев. М.: Институт ДИДИК, 1999. 368 с.

31. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира / Г.Д. Гачев. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 544 с.

32. Голубова Я.В. Соотношение образа мира и национального самосознания субъекта. Дисс. . канд. псих. наук. Сочи, 2004. 144 с.

33. Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования / Ю.Д. Гранин. М.: ИФ РАН, 2007. 167 с.

34. Григорьян H.A. Иван Петрович Павлов. 1849 1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. К 150-летию со дня рождения / H.A. Григорьян. М.: Наука, 1999. 312 с.

35. Гринева C.B. Менталитет и ментальность современной России: монография / C.B. Гринева. Невинномысск: СевКавГТУ: Невинномыс. техн. ин-т, 2003. 176 с.

36. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. М.: ACT, 2002. 560 с.

37. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению / Л.Н. Гумилев. М.: Айрис-пресс, 2004. 384 с.

38. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. М.: Индрик, 1993. 328 с.

39. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А-3. / В.И. Даль. М.: Рус. яз., 1999. 699 с.

40. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И О. / В.И. Даль. М.: Рус. яз., 1999. 779 с.

41. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3: П. / В.И. Даль. М.: Рус. яз., 1999. 555 с.

42. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4: Р Y. /В.И. Даль. М.: Рус. яз., 1999. 688 с.

43. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. М.: Астрель, 2008. 750 с.

44. Даль В.И. Грамота (1850-е гг.) / В.И. Даль // http: // smalt.karelia.ru / ~filolog / vidahl / hudpub / gramota. htm.

45. Даль В.И. Русскш языкъ (1861 г.) / В.И. Даль // http: // www.philolog.ru / dahl / html / pdf / RUSSKIJ.pdf.

46. Даль В.И. Письмо Григорию Петровичу Данилевскому / В.И. Даль // http: // smalt.karelia.ru / -filolog / vidahl/dahllet / letdan.htm.

47. Данилевич И.В. От «Идеи Испании» к «национальному согласию» / И.В. Данилевич // Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

48. Дмитриева И.А. Национальный образ мира как доминанта новой эпистемологии: автореф. дисс. . кандидата философских наук: 09.00.01. Москва, 1997. 30 с.

49. Дугин А. Евразийский путь как Национальная Идея / А. Дугин. М.: «Арктогея-Центр», 2002. 144 с.

50. Дюгем П. Физическая теория, ее цель и строение / П. Дюгем. СПб.: Образование, 1910: 326 с.

51. Евзеров Р.Я. Украинская национальная идея / Р.Я. Евзеров //с

52. Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

53. Замятин Д.Н. Образ страны: структура и динамика / Д.Н. Замятин // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 107 115.

54. Звегинцев В.И. Язык и лингвистическая теория / В.И. Звегинцев. М.: МГУ, 1973. 248с.

55. Зэлдин Т. Все о французах / Т. Зэлдин. М.: Прогресс, 1989. 440 с.

56. Иванов, В.И. Русская идея сегодня: монография / В.И. Иванов. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. 123 с.

57. Из писем К.Д. Кавелина к К.К. Гроту (1862 1883 гг.) // Русская старина. СПб. 1899. х. 97. Ч. 1. С. 135 - 157.

58. Из писем К.Д. Кавелина к К.К. Гроту (1862 1883 гг.) // Русская старина. СПб. 1899. т. 97. Ч. 2. С. 377 - 399.

59. Ильин И. А. Для русских. Избранное / И. А. Ильин. Смоленск: «Посох», 1995. 418 с.

60. Ильин И. А. О русском национализме. Сборник статей /И. А. Ильин. М.: Российский Фонд Культуры, 2007. 152 с.

61. Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи / Под ред. O.A. Платонова. М.: Алгоритм, 2007. 464 с.

62. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / Сост. и вступит. Статья В.К. Кантора. М.: изд-во «Правда», 1989. 656 с.

63. Касьянова К.О. О русском национальном характере / К.О. Касьянова. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 560 с. (Серия «Окна и зеркала»).

64. Кашаев В.Е. Национальный характер: опыт философского исследования/В.Е. Кашаев. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2000. 141 с.

65. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных прфессиях / JI.H. Климов. М.: изд-во МГУ, 1995. 224 с.

66. Кнабе Г.С. Древний Рим — история и повседневность. Очерки / Г.С. Кнабе. М.: Искусство, 1986. 208 с.

67. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России / В.А. Кобылянский. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. 164 с.

68. Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России /П.И. Ковалевский. М.: Книжный мир, 2006. 259 с.

69. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика / В.И. Козлов. М.: Гардарики, 1999. 343 с.

70. Кожевников В.П., Мурунова A.B. Ментальный образ России и русских. (Текст): Монография / В.П. Кожевников, A.B. Мурунова. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2008. 172 с.

71. Кожинов В. О русском национальном сознании / В. Кожинов. М.: Эксмо, Алгоритм, 2004. 416 с.

72. Койре A.B. Философия и национальная проблема в России начала XIX века/ A.B. Койре. М.: Модест Колер ов, 2003. 304 с.

73. Колесов В.В. Мир человека в русской ментальности / В.В. Колесов // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сборник философских статей. Вып. I. СПб.: Издательство «Петрополис», 2001. 378 с.

74. Кондаурова З.Б. Русский национальный характер в условиях современного общества / З.Б. Кондаурова. Ставрополь, 2005. 124 с.

75. Коптякова Е.Е. Германия в национальных стереотипах русских и американцев / Е.Е. Коптякова //Политическая лингвистика. Вып. 1(24). Ектеринбург, 2008.

76. Коркмазова А.Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы Электронный ресурс. / А.Ю. Коркмазова // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2004. №1 (11). // http ://science.ncstu.ru/articles/hs/1 l/02.pdf/ filedownload.

77. Королева Л.Г. Цивилизационная идентичность России как проблема русской философии культуры / Л.Г. Королева. Курск: Курск, гос. ун-т, 2006.

78. Корсаков Д.А. Константин Дмитриевич Кавелин. Очерк жизни и деятельности / Д. Корсаков. СПб: Типография Главного Управления Уделов, Моховая, 40, 1896. 16 с.

79. Кортунов C.B. Национальная идентичность: Постижение смысла / C.B. Кортунов. М.: Аспект Пресс, 2009. 589 с.

80. Красных В.В. Этнопсихология и лингвокультурология: Курс лекций / В.В. Красных. М.: ИТДГК Тнозис", 2002. 284 с.

81. Кросс-культурная адаптация. Этническая история Крыма. Культура мира / Авт.-сост. Габриелян O.A., Араджиони М.А., Гукасян E.H. Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. 105 с.

82. Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография / Е.П. Крупник. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 144 с.

83. Кузнецова О.Д., Сороколетов, Ф.П. Диалектные словари как памятник русской крестьянской культуры // Диалектная лексика 1987 / О.Д. Кузнецова, Ф.П. Сороколетов. СПб.: Наука, 1991. 152с.

84. Кузнецова Т.Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологи / Т.Ф. Кузнецова // Знание. Понимание Умение. 2005. № 4. С. 28 29.

85. Кукоба O.A. Доминанты российского на ционального менталитета / O.A. Кукоба // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2004. № 2. С. 191 -205.

86. Культура и этнос / Сост. JI. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. Волгоград: Перемена, 2002. 152 с.

87. Кустова Л.С. Национальный характер как результат творчества народа / Л.С. Кустова. М.: Икар, 2002. 117 с.

88. Куценков A.A. Индия: идея «на вырост» / Куценков A.A. // Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

89. Лакшин В.Я. Твардовский в «Новом мире» / В.Я. Лакшин. М.: Правда, 1989. 48 с.

90. Лапицкий B.B. Структура и функции субъекта познания / В.В. Лапицкий. Л.: ЛГУ, 1983. 160 с.

91. Лапицкий М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице» / М.И. Лапицкий // Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

92. Леви-Стросс К. Печальные тропики / К. Леви-Стросс; пер. с франц. Л. А. Фейнберга. М.: Мысль, 1984. 248 с.

93. Леонтьев А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестник Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1979. № 2.

94. Леонтьев A.A. Язык; сознание и образ мира / A.A. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная реальность. М.: ИЯ РАН, 1993. 174 с.

95. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. 3-е изд. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл; СПб: Лань, 2003. 287 с.

96. Лихачев Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачев. 2-е изд.; доп. М.: Сов. Россия, 1984. 64 с.

97. Лихачев Д.С. О национальном характере русских / Д.С. Лихачев // Вопросы философии. 1990. № 4.

98. Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. 440 с.

99. Лосский H. О. Характер русского народа / Н.О. Лосский // Условия абсолютного добра. М.: Полит, изд., 1991. 368 с. (Библиотека этической мысли).

100. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц; пер. с нем. / Под ред. A.B. Гладкого; сост. A.B. Гладкого, А.И. Федорова; поел. А.И. Федорова. М.: Республика, 1998. 393 с. (Мыслители XX века).

101. Лукач Д. Своеобразие эстетического / Д. Лукач. В 4 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1985. 335 с.

102. Лурье C.B. Историческая этнология / C.B. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.

103. Лысенко И.С. Теоретико-методологический аппарат исследования межэтнических отношений в советской и современной российской науке Электронный ресурс. / И.С. Лысенко. http://sib-subethnos.narod.ru/p2005/Lisenkol .htm.

104. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев / Сост. и общ. ред. И.Т. Касавин. М.: Республика, 1992. 527 с.

105. Мадор Ю.П. Английская идея / Ю.П. Мадор // Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

106. Марков Б.В. Разум и сердце: История и, теория менталитета / Б.В. Марков. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993. 232 с.

107. Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности: Сб. науч. тр. / Под. ред. Л.И. Гришаевой, Т.Г. Струковой. Воронеж: ВГУ, 2002. 648 с.

108. Мельникова Е.А. Образ мира. Географические представления в средневековой Европе / Е.А. Мельникова. М.: Янус-К, 1998. 255 с.

109. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / Под общ. ред. И.Г. Дубова. М.: Фирма «Имидж-Контакт», 1997. 475 с.

110. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1. / Под. ред. З.И. Резанова, H.A. Мишанкина, Д.А. Катунина. Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. 210 с.

111. Миллер А.И. «Народность» и «нация» в русском языке XIX века: подготовительные наброски к истории понятий / А.И. Миллер // Российская история. 2009. № 1. С. 151 165.

112. Молодяков В.Э. Япония: от «национальной науки» к «рисовой цивилизации» / В.Э. Молодяков // Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

113. Монахова И.Р. Изменение менталитета / И.Р. Монахова. М.: Старклайт, 2008. 32 с.

114. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты / Н.В. Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

115. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. JI. Шестов) / Н.В. Мотрошилова. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 477 с.

116. Мякотин В.А. Из истории русского общества. Этюды и очерки / В.А. Мякотин. СПб.: издание Л.Ф. Пантелеева, 1902. 396 с.

117. Назарова O.A. Философия истории Семена Людвиговича Франка / O.A. Назарова//Вопросы философии. 2009. № 1. С. 125 136.

118. Нарежный А.И. Исторические основания либерализма в России (взгляд Б.Н. Чичерина) // Россия в новое время: Образ России в духовной жизни и интеллектуальных исканиях конца XIX начала XX вв. М.: Изд-во РГТУ, 1998. С. 144-146.

119. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории / Отв. ред. B.C. Бондарчук. М.: ИКД «Зерцало-М»; Издательский дом «Вече», 2005. 496 с.

120. Несколько современных вопросов Б.Чичерина. Издание К. Солдатенкова. М.: в типографии в. Грачева и комп, 1862. 268 с.

121. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1280 с.

122. Образ России. Русская культура в мировом контексте / под общ. ред. академика Е.П. Челышева / Российская академия наук. Отделение литературы и языка. М.: Азбуковник, 1998. 416 с.

123. Образ России (Россия и русские в восприятии Запада и Востока): Сб. статей / Ред. коллегия В.Е. Бано (отв. редактор), П.Р. Заборов, H.H. Скатов. СПб.: Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, 1998. 464 с.

124. Образ России в историко-литературном пространстве XIX XXI вв.: Матер, межд. науч. конф.: (Курск, 28 - 30 июня 2006 г.): в 2 ч. Ч. 1. / под. ред. Н.З. Коковиной, М.В. Строганова; Курск: КГУ, 2007. 219 с.

125. Образ России в современном мире (Культурологические исследования' 07): Сборник научных трудов. СПб.: Астерион, 2007. 146 с.

126. Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация / отв. редактор И.С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН, 2008. 152 с.

127. Оганисьян Ю.С. Национальная идея как форма идеологии / Ю.С. Оганисьян // Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

128. Опря Оксана Викторовна. Фольклорные традиции в творчестве В.И. Даля: диссертация. кандидата филологических наук : 10.01.01 Самара, 2003. 201 с. : 61 04-10/215-1. 201 с.

129. Ортега-и-Гассет X. Кант (1724-1924). Размышления по поводу двухсотлетия / X. Ортега-и-Гассет // Феномен человека. Антология. М.: Высшая школа, 1993. 349 с.

130. Ослон A.A. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» Электронный ресурс. / A.A. Ослон // Социальная реальность. 2006. № 4. //http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE&aid=72.

131. Павлов И.П. О русском уме / И.П. Павлов // Литературная газета. 1991. №30.

132. Павлов И.П.: pro et contra / Сост., биографический очерк и примечания Ю.П. Голикова, К.А. Ланге. СПб.: РХГИ, 1999. 800 с.

133. Песков A.M. «Русская идея» и «русская душа»: Очерки русской историософии / А.М. Песков. М.: ОГИ, 2007. 104 с.

134. Петренко O.A. Этнический менталитет и язык фольклора / O.A. Петренко. Курск: изд-во КГПУ, 1996. 118с.

135. Пивоваров Ю.С. Русская история как «русская идея» // Национальная идея: история, идеология, миф / ИСП РАН; Отв. ред. Г.Ю. Семигин. М.: Современная экономика и право, 2004. 600 с.

136. Платон / Сост. Г.Б. Корнетов. М.: Издательский Дам Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с.

137. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. СПб.: Азбука, 2000. 448 с.

138. Полежаев Д.В. Русский менталитет. Социально-философское осмысление / Д.В. Полежаев. Волгоград: Изд во ВолГУ, 2007. 370 с.

139. Порудоминский В.И. Повесть о Толковом словаре / В.И. Порудоминский. М.: Книга, 1981. 125 с. (Судьбы книг).

140. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя / Д.М. Поцепня. СПб:j

141. Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. 264 с.

142. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев / Ю.Е. Прохоров. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 180 с.

143. Психологический словарь Электронный ресурс. // http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=575.

144. Путилов C.B. Национальная идея как форма национального самосознания. Монография / C.B. Путилов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2004. 165 с.

145. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. «На европейскую дорогу, марш!» XVIII — I четв.

146. XIX вв. Вып. П. Сост. и предисл. С.К. Иванова. Тит. ред. Ю.П. Сенокосова. M.: Правда Интернэшнл, 1996. 576 с.

147. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далекие предки: I XVII вв. Вып. I. Сост. и предисл. С.К. Иванова. Тит. ред. Ю.П. Сенокосова. М. : Правда Интернэшнл, 1996. 464 с.

148. Размышления о России и русских. «Вторая философия» русского человека. М.: Московская школа политических исследований, 2006. 616 с.

149. Рубинский Ю.И. Национальная идея в политической культуре Франции / Ю.И. Рубинский // Национальная идея: история, идеология, миф / ИСП РАН; Отв. ред. Г.Ю. Семигин. М.: Современная экономика и право, 2004. 600 с.

150. Россия, в новое время; Образ России в духовной жизни и интеллектуальных исканиях конца XIX начала XX в.: материалы Российской межвузовской научной конференции: 17—18 апреля 1998 г. М.: РГТУ, 1998. 188 с.

151. Савина Е.А., Дегтя.ренко, Л.Ю. Житейская психология в русских пословицах и поговорках / Е.А. Савина, Л.Ю. Дегтяренко // Человек. 2001. № 5. С. 186-190.

152. Салмин A.M. Миф истории и история мифа / A.M. Салмин // Национальная идея: история, идеология, миф / ИСП РАН; Отв. ред. Г.Ю. Семигин. М.: Современная экономика и право, 2004. 600 с.

153. Севастьянов, А.Н. Этнос и нация / А.Н. Севастьянов. М.: Книжный мир, 2008. 192 с.

154. Семенов С.И. Преображение «нации» в Латинской Америке / С.И. Семенов // Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

155. Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность / A.B. Сергеева. 4-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2006. 320 с.

156. Сикорский Б.Ф. H.A. Бердяев о роли национального характера в судьбах России / Б.Ф. Сикорский // Национальный и социальный характер в жизни общества и человека. Сб. статей разных лет. М.: Соц.-гуманит. знания, 2002. 84 с.

157. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1981. № 2.

158. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 1632 с.

159. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. М.: Ридерз Дайджест, 2004. 960 с.

160. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: Когнитивная структура этнического самосознания / Г.У. Солдатова // Познание и общение. М.: Наука, 1988. 221 с.

161. Социальная власть, языка: Сб. науч. тр. / Под. ред. Л.И. Гришаевой. Воронеж: ВГУ, 2001. 270 с.

162. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX начала XX вв. / Ю.И. Сохряков. М.: «Наследие», 2000. 256 с.

163. Сталин И.В. Собр. соч. Т. 13. М.: Госюриздат, 1954.

164. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы исследования этнических стереотипов // Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 3 27.

165. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008. 368 с.

166. Стеценко А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1987. № 3.

167. Сулименко Н.Е. Мир образов и образ мира в лексической структуре текста // Критика и семиотика. 2005. Вып. 8. С. 79 88.

168. Супряга C.B., Березкина, Е.С., Головина, Р.В. Отражение в языке традиционного фольклора взаимодействия культур: (Категория «свое / чужое»; устойчивость к иноэтническому влиянию) / C.B. Супряга, Е.С. Березкина, Р.В. Головина. Курск: КГУ, 2002. 392 с.

169. Сухих С.А. Этноспецифические помехи в деловой межкультурной коммуникации / С.А. Сухих // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности: Сб. научных трудов / Ред. Л.И. Гришаевой, Т.Г. Струковой. Воронеж: ВГУ, 2002. 648 с.

170. Тихонов A.C. Целостность психического и национального Электронный ресурс. / A.C. Тихонов // Регионология. 2008. №3. // http://regionsar.ru/node/164.

171. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 3 — 16.

172. Тишков В.А. Что есть Россия? (перспективы нацие-строительства) // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 3 17.

173. Тишков В.А. О нации и национализме. Полемические заметки // Свободная мысль. 1996. № 3. С. 30 38.

174. Ткачева Е.Б. Этнические стереотипы Электронный ресурс. / Е.Б. Ткачева // http://sociologist.nm.ru/study/seminar45a.htm.

175. Тоидис В.П. Этнонациональный менталитет и этническое самосознание (некоторые методологические вопросы) / В.П. Тоидис // Этничность, культура, менталитет. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 2000. 114 с.

176. Труевцев K.M. Арабский мир в XX веке: развитие национальной идеи / K.M. Труевцев // Национальная идея: страны, народы, социумы / отв. ред. Ю.С. Оганисьян.; Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2007. 421 с.

177. Фатклисламов Ф.Н. Язык и дух народа / Ф.Н. Фатклисламов. Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2008. 20 с.

178. Фененко H.A. Язык реалий и реалии языка / Под. ред. проф. A.A. Кретова. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2001. 140 с.

179. Филатов В.П. Научное познание и мир человека / В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1989. 270 с.

180. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии / С.Л. Франк // Философские науки. 1990. № 5.

181. Хайдеггер М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. 453 с.

182. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. СПб: Алетейя, 2000. 240 с.

183. Хроленко, А.Т. Лингвокультуроведение: Пособие к спецкурсу по проблеме «Язык и культура» / А.Т. Хроленко. Курск: изд-во ГУИПП «Курск», 2000. 168 с.

184. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры / H.H. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова. М.: Наука, 1985. 272 с.

185. Черненко Е.В. Образ России в немецком еженедельнике «Шпигель» (по материалам публикаций 2000 2004 гг.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2008. № 5. С. 80 - 90.

186. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. Сочинение / Б.Н. Чичерин. М.: Типография Грачева и Комп: у Пречистенских ворот д. Меляковой, 1866. 554 с.

187. Чичерин Б.Н. Несколько слов о философско-исторических воозрениях Грановского // Вопросы философии. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и IO, 1904. С. 373-381.

188. Чичерин Б.Н. Избранные труды / Подготовка текста, составление, вступ. статья и комментарии A.B. Полякова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 555 с.

189. Шаповалов В.Ф. Основы философии: От классики к современности / В.Ф. Шаповалов. М.: Фаир-Пресс, 1998. //http://www.coimtries.ru.

190. Эссе о социальной власти языка / Под. общ. ред. Л.И. Гришаевой. Воронеж: ВГУ, 2001. 196 с.

191. Эфендиев Ф.С. Национальное возрождение и национальная идея // Ф.С. Эфендиев. Нальчик, 1998. 107 с.

192. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание / Ф.С. Эфендиев. Нальчик: «Эльфа-Фа», 1999. 304 с.

193. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2002. 314 с.

194. Языки как образ мира / Сост. К. Королева. М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastika, 2003. 568 с.

195. Языковая семантика и образ мира: материалы Между нар. научи, конф., г. Казань, 20-22 мая 2008 г.: в 2 ч. / Казан, гос. ун-т, филол. фак.; отв. Ред. Э.А. Балалыкина. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2008. Ч. 2. 270 с.

196. Янгузин А.Р., Рафиков, A.M. Национальное самосознание в глобализирующемся мире: Монография / А.Р. Янгузин, A.M. Рафиков. Уфа: РИЦ БашГу, 2008. 136 с.

197. Яссман В.П. Образ мира личности: этническая картина мира: монография / В.П. Яссман. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. 104 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.