Этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев: На материалах социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Кобызов, Роман Александрович

  • Кобызов, Роман Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Благовещенск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 295
Кобызов, Роман Александрович. Этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев: На материалах социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Благовещенск. 2005. 295 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кобызов, Роман Александрович

Введение.

1 Глава. Русские и китайцы: религиоведческий анализ этнического самосознания русских (на материалах социологического исследования).

1.1. Основные параметры социо-религиоведческого исследования «Образ Китая и китайцев в этническом сознании русских».

1.2. Религиозные компоненты восприятия Китая и китайцев русскими дальневосточниками.

1.3. Отношения русских дальневосточников к китайским верованиям.

1.4. Динамика этнорелигиозного самосознания.

2 Глава. Китайцы и русские: религиоведческий анализ этнического самосознания китайцев (на материалах социологического исследования).

2.1. Основные параметры социо-религиоведческого исследования «Образ России и русских в этническом сознании китайцев».

2.2. Религиозные компоненты восприятия России и русских китайцами.

2.3 Китайцы и христианство.

3 Глава. Русские и китайцы: структура этнорелигиозного взаимодействия.

3.1. Религиозность и конфессиональная структура русских.

3.2. Религиозность и конфессиональная структура китайцев.

3.3. Миссионерская деятельность в отношении китайцев.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев: На материалах социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока»

Актуальность темы. Историческими обстоятельствами русские и китайцы поставлены на Дальнем Востоке в близкое соседство. Взаимоотношения этих народов в значительной степени определяют экономическую ситуацию, социально-психологический климат, этнокультурное и этнорелигиозное состояние региона на протяжении без малого четырех столетий.

Начиная с XVII в., с момента встречи на Амуре двух самобытных народов - русских и китайцев, история их взаимоотношений складывалась очень непросто — конфликтно, с разрывами, попятными движениями. Столкновения национальных интересов, культурных и религиозных традиций, жизненных укладов формировали скорее устойчивые предубеждения, чем взаимопонимание. С 60-х и вплоть до конца 80-х годов XX века, пропаганда приучала людей смотреть на границу как на потенциальную линию фронта, а на население сопредельной территории как на реального врага. Милитаризация стала типичной характеристикой этнического сознания обывателя Дальнего Востока — как русского, так и китайца. Территориальные претензии разжигали рознь между народами. Этнические фобии и агрессивность культивировались по обеим сторонам границы в качестве нормативных состояний психики. Граница была наглухо закрыта, личный опыт общения подменялся идеологическим клишированием сознания. В обоих государствах велась жесткая атеистическая пропаганда. С таким этническим опытом два народа подошли к концу 80-х - рубежной дате, открывшей новую страницу взаимоотношений.

За последние годы (XX — начало XXI вв.) многое в отношениях жителей Дальнего Востока - русских и китайцев — решительно изменилось. Постсоветская и постмаоиская трансформация общественных систем двух народов, либерализация политической жизни, открытие границ и экономические реформы привели к значительным демографическим и культурным сдвигам. С одной стороны, в течение десятилетия происходил отток русскоязычного населения в западные районы России, ослабление экономической и социальной инфраструктуры Дальнего Востока РФ. С другой — российская территория приняла масштабный миграционный поток из мощно развивающегося Китая. На Дальнем Востоке России, как и в целом в стране в конце XX — начале XXI вв., развивается процесс религиозного возрождения. Произошла существенная либерализация религиозной политики в КНР. В результате в регионе произошло существенное изменение как социально-экономической, так и этнорелигиозной ситуации. Общение жителей сопредельных территорий теперь стало массовым, повседневным явлением. Очевидно, что содержание этого общения детерминировано сегодня прежде всего, стихией индивидуальных или групповых интересов. В массовом сознании на смену прежней идеологии пришли экономический прагматизм и упрощенное до вульгарного натурализма понятие этничности. Наряду с экономическим взаимодействием, чрезвычайно интенсивным в последнее десятилетие, в приграничной полосе активно развивается этнокультурное и этнорелигиозное взаимодействие двух народов. Однако контакты соседствующих этносов в конце XX — начале XXI вв. вызвали не только позитивные сдвиги в благосостоянии большинства участников этого взаимодействия, но и формировали негативный опыт столкновений конкретных экономических интересов и разных этнокультурных цивилизаций.

Очевидно, что в новых обстоятельствах взаимодействие русского и китайского населения приобретает для Дальнего Востока как в геополитическом, так и в этнокультурном и этнорелигиозном аспектах первостепенное значение. Нынешнее состояние этих отношений и их будущее в значительной мере определяются этническим самосознанием контактирующих этносов. Этнический опыт взаимодействия (этническая история и этническая память), взаимные стереотипы восприятия, этнические установки соседствующих народов оказывают очевидное влияние на характер, содержание и интенсивность русско-китайских взаимоотношений.

Особый интерес в спектре русско-китайского взаимодействия вызывают малоизученные аспекты этнорелигиозных контактов - взаимопроникновение и трансформация вероисповедных традиций, изменение конфессиональной ситуации в зоне тесных этнических контактов, специфика религиозности двух народов в ситуации миграционной активности, степень восприимчивости двух этносов к религиозным традициям друг друга, роль и место религии в этническом самосознании русских и китайцев — эти и ряд других важных явлений новой этнорелигиозной реальности задают проблемное поле, требующее глубокой и всесторонней исследовательской работы.

Степень научной разработанности проблемы. Со времени первых русско-китайских контактов на территории современного Дальнего Востока России проблема взаимоотношений двух этносов не раз становилась объектом изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. На сегодняшний день в научной литературе существует обширная библиография данного вопроса, накоплен значительный исследовательский опыт, вскрыт широкий круг источников, собран обширный эмпирический и теоретический материал.

Разные аспекты русско-китайского приграничного взаимодействия нашли свое отражение в обширном корпусе дореволюционной литературы как научно-исследовательского, административно-официального, так и публицистического характера. Видными представителями данного периода являются Ф.Ф. Буссе, М.И. Венюков, В.В. Граве, Г.Е. Грум-Гржимайло, A.B. Кириллов, A.A. Кауфман, Р.К. Маак, И.П. Надаров, С.К. Патканов, Н. М. Пржевальский, Л.И. Шренк, П.Ф. Унтербергер. Важную роль в изучении русско-китайских контактов внесли труды советских исследователей - В.К. Арсеньева, E.J1. Безпрозванных, В.М. Кабузана, J1.J1. Рыбаковского, СЛ. Тихвинского, A.J1. Нарочницкого и других.

В современной научной литературе существенно разработаны аспекты политико-дипломатической истории русско-китайского взаимодействия (B.C. Мясников, и др.), военных столкновений (И.М. Попов, В.Г. Дацышен и др.), социально-экономических (П.А. Минакир, Е. Мотрич, JI.A. Понкратова и др.), культурных и литературно-художественных (В.В. Агеносов, A.A. Забияко, Н.П. Крадин и др.) контактов, истории русской эмиграции в Китае (Г.В. Мелихов и др.), демографическо-миграционных (A.C. Ващук, E.H. Чернолутская, А.Г. Ларин, А.И. Петров, В.И. Дятлов), административно-правовых (Т.Н. Сорокина, Е.И. Нестерова), этносоциальных (Т.З. Поздняк, Е.А. Плаксен и др.) отношений и ряда других сфер. Важную роль в освещении процессов русско-китайского взаимодействия сыграли сборники материалов научных конференций и семинаров («Россия и Китай на дальневосточных рубежах» Благовещенск, 2001-2003 гг.; «Мост через Амур» Иркутск, 2003 г., Благовещенск, 2005 г.).

Отдельного упоминания заслуживают монографии B.JL Ларина и В.Г. Гельбраса, рассматривающие проблему русско-китайских отношений на современном этапе на основе социологических данных.

Собственно для изучения аспекта этнорелигиозного взаимодействия русского и китайского этноса большое значение имеют работы С.Г. Андреевой, A.A. Ипатьевой, А.Н. Хохлова, Д. Поздняева, Н. Митрохина, посвященные деятельности Русской православной церкви в Китае. Существенное значение для раскрытия темы данной диссертации имеют работы отечественных китаеведов как дореволюционной (Н.Я. Бичурин, П. Цветков, П. Кафаров и др.) и советской эпохи (Л.Н. Меньшиков, Л.С. Васильев, А.И. Кобзев и др.), так и современного периода (Е.А. Торчинов, K.M. Тертицкий, В.В. Малявин, C.B. Филонов, Вэнь Цзянь, B.C. Кузнецов, А.Г. Ломанов и др.). Исследования религиозной ситуации на Дальнем Востоке России представленные трудами Ю.В. Аргудяевой, М.Б. Сердюк, Д.А. Владимирова, A.B. Дмитриенко, М.П. Свищёва, Е.А. Капрановой, И.А. Ермацанс, О.П. Федирко и др. Существенный вклад в изучение проблемы внесли диссертационные исследования С.Э. Аниховского, посвященное этнорелигиозным отношениям на Дальнем Востоке России в конце XIX - начале XX вв., и Н.В. Кухаренко, рассматривающее китайские этнорелигиозные сообщества в США. Большое внимание рассматриваемой в настоящей диссертации теме уделено в работах А.П.

Забияко, содержащих как широкий эмпирический, так и глубокий аналитико-теоретический материал.

Однако, несмотря на очевидный интерес к проблеме этнорелигиозного взаимодействия русских и китайцев на Дальнем Востоке, данный аспект применительно к современному этапу этих отношений еще не получил полного и системного освещения. Одним из существенных недостатков в этом плане является отсутствие комплексных, обобщающих публикаций и работ, основанных на репрезентативных социологических исследованиях как русского, так и китайского этносов. Настоящая диссертационная работа нацелена на то, чтобы отчасти восполнить данный пробел.

Объект исследования — взаимоотношения этнических групп — русских и китайцев - на приграничной территории Дальнего Востока.

Предмет исследования - этнорелигиозное сознание и этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев на приграничной территории Дальнего Востока.

Хронологические рамки — конец XX - начало XXI вв. Выбор временной локализации диссертационного исследования обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, в конце XX - начале XXI вв. на территории Дальнего Востока России, как и по всей стране, отмечается качественный и количественный подъем религиозного и этнического сознания. Во-вторых, в конце XX - в начале XXI вв. в приграничных районах Дальнего Востока России и Северо-восточного Китая отмечается интенсивное миграционное взаимодействие русского и китайского этносов. Наибольшее внимание в диссертации уделено периоду 2000 - 2004 гг., так как именно в этот период в рамках исследования проведены массовые опросы и наблюдения.

Цель исследования - реконструкция религиозных аспектов русско-китайского взаимодействия в приграничных районах Дальнего Востока, определение современного состояния и перспектив развития этнорелигиозного сознания контактирующих народов.

Задачи исследования — в соответствии с заданной целью в диссертационном исследовании решались следующие основные задачи:

1. Выявление места, роли и характера религиозных компонентов в этническом сознании русских и китайцев в ситуации тесного взаимодействия двух этносов;

2. Определение степени этноконфессиональной восприимчивости (конвергентности) и толерантности двух тесно контактирующих этносов по отношению к сложившейся традиционной системе верований русских и китайцев;

3. Установление основных параметров религиозности русских и китайцев в приграничных районах Дальнего Востока, а также конфессиональной структуры религиозной ситуации в приграничной территории;

4. Изучение характера, содержания, результатов и перспектив этнорелигиозного взаимодействия русских и китайцев на приграничных территориях Дальнего Востока.

Территориальные рамки исследования охватывают приграничные районы юга Дальнего Востока России и Северо-восточного Китая. Под югом Дальнего Востока России в диссертационном исследовании понимается Амурская область, Хабаровский и Приморский края. Территория Северо-восточного Китая ограничена в диссертации провинцией Хэйлунцзян. В диссертации для обозначения данных российских территорий используются так же названия «Дальний Восток России», «Дальневосточный регион», а для обозначения китайской провинции Хэйлунцзян используется название «Маньчжурия».

Методология исследования включает теоретические и практические научные подходы и имеет комплексный характер.

Для получения репрезентативных эмпирических данных использовались модели и методы социологических исследований, базирующиеся на методологии ведущих отечественных социологов - В.А. Ядова, М.К. Горшкова, Г.В. Осипова, др. Обработка собранного эмпирического материала массовых опросов осуществлялась с использованием пакета SPSS 11.0 и включала статистические и математические методы.

Теоретическое осмысление полученного материала в диссертации строилось на методологических концепциях отечественного религиоведения (подходах И.Н. Яблокова, Д.М. Угриновича, А.П. Забияко, В.И. Гараджи, др.), этнологии, этносоциологии и этнопсихологии (трактовках Ю.В. Бромлея, Б.Ф. Поршнева, JI.M. Дробижевой, Т.Г. Стефаненко, др.).

При анализе фактического материала использован ряд традиционных подходов и методов: сравнительно-исторический, историко-генетический, типологический, др.

Источниковую базу диссертации составили несколько групп опубликованных и неопубликованных документов и материалов:

1. Архивы органов государственной власти (текущие архивы Управления Министерства Юстиции по Амурской области, Приморскому краю и Хабаровскому краю; текущие архивы отдела по взаимодействию с общественными, религиозными организациями, политическими партиями и движениями Администрации Амурской области, отдела по связям с партиями, общественно-политическими и религиозными объединениями Правительства Хабаровского края и Департамента общественных связей Администрации Приморского края; архив Амурского областного статистического комитета; архив Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций; текущий архив Миграционной службы по Амурской области);

2. Электронные и печатные СМИ (материалы газетных публикаций, Интернет-сайтов, радио и телепередач);

3. Данные социо-религиоведческих исследований (результаты массовых опросов, экспертных опросов, полевых интервью и наблюдений);

4. Источники китайского происхождения (документы и статистические данные официальных органов Китая об этнических и религиозных процессах в КНР).

Научная новизна диссертации. Диссертация представляет собой первую в отечественном религиоведении попытку систематического рассмотрения этнорелигиозного взаимодействия русских и китайцев на Дальнем Востоке России в современный период; новизна диссертации определяется следующими показателями:

- на основании массовых опросов собран и теоретически обработан большой эмпирический материал, отражающий состояние общественного сознания в аспекте русско-китайских взаимоотношений;

- апробированная методика и техника массовых билингвических опросов русского и китайского этносов;

- впервые в отечественном религиоведении проведен массовый социологический опрос китайского этноса в КНР;

- выявлена специфика религиозности русского и китайского населения и проанализирована конфессиональная ситуация на территории юга Дальнего Востока России и Северо-Восточного Китая;

- на основании представленных материалов сделаны прогнозы дальнейшего развития этнорелигиозной ситуации в регионе;

- вскрыты религиозные компоненты этнического самосознания русских и китайцев;

- выявлены и рассмотрены факторы, влияющие на изменения этнорелигиозного самосознания русских и китайцев;

- выявлены и рассмотрены аспекты этнорелигиозного взаимодействия русских и китайцев, углубленному рассмотрению подвергнута миссионерская деятельность в отношении китайского этноса;

- использован широкий круг источников, часть из которых вводится в научный оборот впервые.

Положения, выносимые на защиту.

1. В современной ситуации религия не является доминирующим компонентом этнического сознания двух тесно контактирующих этносов — русских и китайцев в приграничных регионах Дальнего Востока. Результаты исследований демонстрируют отсутствие ярко выраженного в русско-китайских отношениях восприятия соседнего народа как носителя иной, резко отличающейся от собственной этнорелигиозной традиции. Религиозный сегмент этнического самосознания русских и китайцев неустойчив, подвержен колебаниям и характеризуется зависимостью от социальной, эмоциональной, территориальной и культурной среды. Этническое самосознание двух этносов обусловлено доминирующими торгово-экономическими, эмоционально-бытовыми и ситуативными контактами.

2. Русские и китайцы имеют в значительной мере противоположные этнорелигиозные установки толерантности и конвергентности к сложившейся традиционной системе верований двух этносов. Большинство русских неодобрительно относится к институционализации китайских религий на русской территории, значительная часть населения негативно относится к перспективе распространения китайских верований в русской этнической среде. Большинство китайцев положительно относится к институционализации христианства на территории Китая, позитивно оценивает возможность принятия христианства. Уровень религиозной толерантности двух этносов к традиционным системам верований друг друга зависит от социально-политической, профессиональной и региональной среды и слабо обусловлен конфессиональными факторами.

3. Уровень религиозности русского населения Дальнего Востока России ниже общероссийских показателей, а конфессиональная структура отличается большим разнообразием. Лидирующие позиции по критерию конфессиональной самоидентификации респондентов занимает православие, однако уровень и качество православной религиозности респондентов носят поверхностный характер. Лидирующие позиции в конфессиональной структуре Дальнего Востока по данным о количестве религиозных объединений занимает протестантизм, что является спецификой края по сравнению с другими российскими регионами. Религиозность и конфессиональная структура русского населения Дальнего Востока характеризуется наличием небольшой, но устойчивой группы приверженцев религий и оккультных практик Китая, а также растущим интересом к религиозно-культурной традиции и обрядности китайцев.

4. Религиозность китайцев провинции Хэйлунцзян и китайцев-мигрантов на Дальнем Востоке России находится в средних количественных показателях и характеризуется внеинституциональным и синкретическим разнообразием. Лидирующие позиции в конфессиональной структуре занимает комплекс традиционных верований (буддизм, конфуцианство, даосизм). Христианство представлено устойчивой и достаточно значительной группой верующих, в основном исповедующих протестантизм. Социальный состав китайцев-христиан — преимущественно обеспеченные граждане из коммерческой среды. Одной из ярких форм этноконфессионального взаимодействия русских и китайцев является миссионерская деятельность. Ведущую роль в миссионерстве играют протестантские деноминации. Миссионерская деятельность среди китайцев, их религиозность и конфессиональная структура оказывают влияние и вносят существенные коррективы в религиозность и конфессиональную структуру русского Дальнего Востока.

5. Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии достаточного опыта этнорелигиозного взаимодействия у русскоязычного населения Дальневосточного приграничья и о его неготовности к тесному сосуществованию с представителями китайской общности. Формирование социальных установок по этому важному параметру межэтнического взаимодействия представляет собой социально важную задачу. Отсутствие опыта этнорелигиозного взаимодействия в среде русского населения может привести как к столкновениям и конфронтации с китайским этносом, так и к этнорелигиозной маргинализации и ассимиляции определенной части русских дальневосточников. В регионе существует почва для религиозных компромиссов, синкретизации верований и синизации религиозности русских. На характер этнорелигиозного взаимодействия русских с китайцами существенное влияние могут оказать националистически настроенные социальные группы и ситуативные изменения в обществе. Данные исследований китайского этноса свидетельствуют о благоприятном климате общественного сознания китайцев к рецепции христианства и бесконфликтному межэтническому взаимодействию, фиксируют существование стабильной, толерантно настроенной к русским и их религии части китайского общества, что с учетом активной миссионерской деятельности может привести к христианизации, вестернизации и дальнейшей синкретизации религиозности китайцев.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Представленные в диссертационной работе теоретические и эмпирические материалы могут быть использованы для дальнейшего научного изучения как в целом этнических и религиозных процессов в обществе, так и конкретно этнорелигиозного взаимодействия русских и китайцев в Дальневосточном регионе. Данные социо-религиоведческих исследований способны выступить г надежной эмпирической базой для анализа разных аспектов русско-китайских отношений. Апробированная методика и техника массовых билингвических опросов русского и китайского этносов может служить моделью и основой для последующих этнорелигиоведческих, этносоциологических и этнопсихологических исследований, а ряд теоретических положений диссертации для аналитического и категориального осмысления поднятой проблемы.

Различные аспекты диссертации могут найти применение при подготовке учебных курсов лекций, спецкурсов и спецсеминаров по истории религии, социологии религии, психологии религии, этносоциологии, этнопсихологии, китаеведению, культурологии.

Помимо научно-педагогической сферы диссертационная работа имеет широкий спектр практического применения в ряде областей общественной жизни. Материалы исследования актуальны для органов государственной власти, средств массовой информации, коммерческих, общественных и религиозных организаций.

В ходе подготовки диссертации ряд положений исследования нашли практическое применение в работе Администрации Амурской области. В частности, в ответ на запрос Администрации Амурской области в октябре 2002 г. подготовлен и передан заместителю главы областной администрации аналитический материал о межконфессиональных и межэтнических отношениях в регионе. В 2003 г. материалы работы применялись на семинаре для муниципальных работников, проводимом отделом по взаимодействию с общественными, религиозными организациями, политическими партиями и движениями Администрации Амурской области. В 2004 г. на семинаре для общественных объединений по проблеме толерантности в религиозной, политической и этнической сферах. Различные аспекты исследования использовались в работе Совета по взаимодействию с религиозными и общественными организациями и объединениями Администрации Амурской области и Экспертных советах Администрации Амурской области и Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области.

Отдельные аспекты работы получили освещение в электронных и печатных СМИ (цикл телевизионных передач «Китайский вопрос», «Альфа-Новости» на канале Альфа-ТНТ; ГТРК «Амур»; программа «ПРО» на «5-канале» и ряд других).

В целом материалы диссертации могут способствовать дальнейшему развитию отечественного религиоведения и позитивному, взаимовыгодному сосуществованию двух тесно контактирующих народов - русских и китайцев.

Апробация диссертации. С материалами по теме диссертации автор выступал на научных форумах разного уровня в 2000-2004 гг.: на ежегодной научной конференции преподавателей, студентов и аспирантов Амурского государственного университета «Дни науки АмГУ» (Благовещенск - 2000, 2001 гг.); 1-ой и И-ой Межвузовской научно-практической конференции «Молодежь XXI века: Шаг в будущее» (Благовещенск - 2000, 2001 гг.); межрегиональной научно-практической конференции «Сибирь на перекрестье мировых религий» посвященной памяти профессора М.И. Рижского (Новосибирск, 2001); международной научной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах» (Благовещенск-Харбин, в 2001, 2002, 2003 гг.); общероссийской школе молодых ученых «Религии Дальнего Востока» (Благовещенск, сентябрь 2002 г.); I Всероссийской научно-практической конференции грантополучателей программы МИОН «Потенциал социально-гуманитарных наук и проблемы развития современного российского общества» (Санкт-Петербург, декабрь 2002 г.); международной конференции, посвященной 60-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М.В. Ломоносова «Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Москва, февраль 2002 г.); международной научной конференции «Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала XX века)» (Благовещенск, май 2004 г.); научном семинаре «Россия и мир: интеграция России в мировое сообщество» (Томск, ноябрь 2002 г.) и др.

Результаты диссертации апробировались в преподавательской деятельности диссертанта. Материалы исследований нашли отражение в учебных курсах («Социология религии», «История религии») кафедры религиоведения Амурского государственного университета для студентов, обучающихся по специальностям «религиоведение» и «социология».

По тематике диссертации получено и выполнено ряд научно-исследовательских грантов: ИОО «Фонд Сороса», № HAT 11F в 2001 г. и № HAT 214 в 2002 г.; программа МИОН (Межрегиональные Исследования в Общественных Науках) № КТК 480-1-01/3 исследовательский проект «Этническое самосознание русских и китайцев в Дальневосточном регионе» в 2002 г; программа МИОН № КТК 395 - 2 - 02 исследовательский проект «Образ России и русских в этническом сознании китайцев» в 2003 г.; программа МИОН № П 970-1214-2-12 исследовательский проект «Этнические миграции как фактор трансформации этнорелигиозных традиций» в 2004 г. и другие. Научные отчеты по грантам одобрены экспертами фондов и программ.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры религиоведения Амурского государственного университета (протокол № 10 от 07 апреля 2005 г.) и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав включающих десять параграфов, заключения, списка источников и литературы, тринадцати приложений с основными данными социо-религиоведческих исследований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Кобызов, Роман Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти четырехвековая история взаимодействия русского и китайского этноса в районе Дальневосточного приграничья переживает сейчас наиболее интенсивный период. Особенно активно как показало предпринятое диссертационное исследование взаимодействие русских и китайцев развивается в этнорелигиозной сфере. На лицо процессы взаимопроникновения культурных и религиозных систем двух цивилизаций, трансформация традиционных верований, изменения под влиянием друг друга этнорелигиозного сознания. Аспекты этнорелигиозного взаимодействия русских и китайцев влияют на многие сферы общественной жизни региона, детерминируют позитивные и негативные социальные процессы. Изучение этнорелигиозного взаимодействия русских и китайцев в Дальневосточном регионе способно ответы на злободневные вопросы современного периода взаимоотношений двух этносов, оптимизировать этнические контакты, минимизировать рост межнациональной напряженности.

В ходе диссертационного исследования посвященного изучению этнорелигиозного взаимодействия русских и китайцев на материалах социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие наблюдения и выводы.

1. В современной ситуации религия не является доминирующим этнодифференцирующим («чужой», «они», «не наше») и этноинтегрирующим («свой», «мы», «наше») компонентом этнического самосознания двух тесно контактирующих этносов - русских и китайцев в приграничных регионах России и Китая. Результаты исследований демонстрируют отсутствие ярко выраженного восприятия двух этносов как носителей иной, отличной друг от друга этноконфессиональной традиции. Русские и китайцы демонстрируют слабое восприятие религии как фактора русско-китайских отношений. В восприятии двух тесно контактирующих этносов религия, не занимает ведущих мест и по ряду параметров удалена на периферийные, слабо тестируемые и улавливаемые позиции. Религиозный сегмент этнического самосознания русских и китайцев неустойчив, подвержен колебаниям и характеризуется зависимостью от социальной, эмоциональной, территориальной и культурной среды. Данный факт отражением объективной реальности современных взаимоотношений двух этносов. Формирование этнического самосознания зависит от этнической среды, характера отношений в этой среде. Этническое самосознание двух этносов обусловлено доминирующими торгово-экономическими и эмоционально-бытовыми, ситуативными контактами. Религия в этой системе получает объективно периферийные позиции, уходит из области житейских реалий в сферу экзотики, уступая первенство экономике, политике, быту. На низкие показатели религиозных характеристик, несомненное влияние оказал долгий опыт атеистической пропаганды, современная секуляризация общества (по сравнению с реалиями конца 19 — начала 20 вв.) и ограниченные возможности для межэтнической коммуникации русских и китайцев в середине XX в.

2. Русские и китайцы имеют противоположные мнения в контексте религиозной конвергентности и толерантности к сложившейся традиционной системе верований двух этносов. Большинство русских неодобрительно относится к институционализации китайских религий на русской территории, и значительная часть населения негативно относится к перспективе принятия китайских верований (буддизм, конфуцианство, даосизм). Большинство китайцев положительно относится к институционализации христианства на территории Китая, и позитивно оценивают возможность принятия христианства (православие, протестантизм) лично или близкими родственниками и знакомыми. Уровень религиозной толерантности двух этносов к традиционным системам верований друг друга зависит от социально-политической, профессиональной и региональной среды и слабо обусловлен конфессиональными факторами.

3. Уровень религиозности русского населения Дальнего Востока России в среднем составляющий 45 % верующих, ниже общероссийских показателей религиозности. Конфессиональная структура русского населения Дальнего Востока отличается разнообразием. Лидирующие позиции по критерию конфессиональной самоидентификации (самоопределению) респондентов занимает православие (РПЦ МП). Однако уровень и качество православной религиозности респондентов носит поверхностный характер. Лидирующие позиции в конфессиональной структуре Дальнего Востока по данным о религиозных объединениях занимает протестантизм. Данное обстоятельство является спецификой края по сравнению с другими российскими регионами. Религиозность и конфессиональная структура русского населения Дальнего Востока характеризуется наличием небольшой, но устойчивой группы приверженцев религий и оккультных практик Китая и растущим интересом населения к религиозно-культурной традиции и обрядности китайцев.

4 Религиозность китайцев в провинции Хэйлунцзян и китайцев-мигрантов на Дальнем Востоке России находится в среднем диапазоне, составляя около 30,5 % или 1/3 от общего числа. Данный уровень религиозности ниже уровня религиозности русских дальневосточников. Религиозность китайцев характеризуется наличием разнообразных форм синкретизма и внеинституциональной (внеконфессиональной) религиозности. Данные аспекты являются традиционной чертой религиозной жизни китайского общества. Лидирующие позиции в конфессиональной структуре провинции Хэйлунцзян и китайской диаспоры на Дальнем Востоке России занимает комплекс традиционных верований (буддизм, конфуцианство, даосизм). Однако данные верования не занимают, бесспорно, доминирующего положения в конфессиональной структуре китайцев Маньчжурии и Дальнего Востока России. Результаты социологических опросов, интервью и полевых наблюдений свидетельствуют о наличии в конфессиональной структуре китайцев Маньчжурии и Дальнего Востока России устойчивой и достаточно значительной группы христиан. Лидирующие позиции среди китайцев христиан занимает протестантизм. Социальный состав китайцев-христиан образован преимущественно обеспеченными гражданами, занимающимися коммерческой деятельностью. Религиозность и конфессиональная структура китайцев оказывают влияние и вносят существенные коррективы в религиозность и конфессиональную структуру русского Дальнего Востока. Одной из ярких форм этноконфессионального взаимодействия русских и китайцев является миссионерская деятельность. Миссионерство в отношении китайского этноса оказывает существенное влияние на формирование культурного и этнорелигиозного облика Дальнего Востока России. Ведущую роль в миссионерской деятельности в отношении китайцев играют протестантские деноминации. Миссионерская деятельность в отношении китайцев носит нелегальный, конспиративный характер и не приветствуется властями Китая, что сопряжено жесткой государственной политикой КНР в сфере религии.

5. Результаты диссертационного исследования свидетельствуют об отсутствии достаточного опыта этнорелигиозного взаимодействия у русскоязычного население Дальневосточного приграничья и о его неготовности к тесному сосуществованию с представителями китайской этнической общности. Данный факт может привести в будущем как к столкновениям и конфронтации, так и к маргинализации и ассимиляции определенной части русских дальневосточников. Формирование социальных установок по этому важному параметру межэтнических отношений — вопрос будущего. По результатам исследований открытость русской культурной среды находится в пределах критических показателей, что чревато размыванием этнокультурной самобытности. Данные опросов и наблюдений фиксируют существование стабильной, толерантно настроенной к китайским религиям группы дальневосточников. В регионе этнических контактов существует достаточный потенциал, способный стать основой религиозных компромиссов и синкретизации верований. Вполне вероятен процесс синизации религиозности русских. На характер этнорелигиозного взаимодействия русских с китайцами большое влияние могут оказать националистически настроенные социальные группы и разного рода ситуативные изменения в обществе. Данные опросов и наблюдений в отношении китайского этноса свидетельствуют о благоприятном климате общественного сознания китайцев приграничных территорий к рецепции христианства и бесконфликтному межэтническому взаимодействию. Данные опросов фиксируют существование стабильной, толерантно настроенной к русским и их религии части китайского общества, что с учетом активной миссионерской деятельности может привести к христианизации, вестернизации и дальнейшей синкретизации религиозности китайцев.

Материалы диссертации, по мнению автора, имеют большой спектр дальнейшего применения. Так, например, на основе полученных данных опросов можно реконструировать социально-демографический портрет китайской диаспоры, актуальные для русско-китайских отношений социально-экономические области сотрудничества, межэтническую дистанцированность и другие аспекты.

В религиоведческом ключе перспективным представляется продолжение заявленной в диссертации проблематики в двух аспектах. Во-первых, дальнейшее расширение и систематизация эмпирической базы - основы позитивного знания - путем дальнейших социо-религиоведческих исследований и полевых наблюдений. Во-вторых, углубленное теоретическое осмысление взаимодействия этноса и религии. В данном направлении на сегодняшний день существует ряд неразрешенных проблем. Перспективно дать четкие дефиниции в этой области (например, уточнить понятия этноконфессиональное и этнорелигиозное, применяемые не редко как синонимы, хотя по нашему мнению второе понятие является более емким; уточнить понятие этнорелигиозное сознание или самосознание; и другие), исследовать взаимопроникновение и трансформацию религиозных традиций на структурном уровне в рамках так называемого веберианского «идеального типа», выявить общие, универсальные факторы и детерминанты этнорелигиозных изменений (социальные, политические, брачно-семейные и другие).

В представленной диссертации автор сознательно использовал стиль формализации текстового материала (повторения одних и тех же фраз, оборотов, «зеркальное» толкование выводов и т.д.). Данная форма на взгляд диссертанта является наиболее уместной для демонстрации и анализа эмпирических данных.

В целом автор надеется, что, несмотря на возможные недостатки, материалы диссертации будут способствовать дальнейшему развитию отечественного религиоведения и позитивному, взаимовыгодному сосуществованию двух тесно контактирующих народов - русских и китайцев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кобызов, Роман Александрович, 2005 год

1. Архивы и неопубликованные источники

2. Архив Амурского областного статистического комитета.

3. Архив Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций.

4. Данные опроса ИИАЭ ДВО РАН по Дальнему Востоку весна-лето 2002 (п = 661) // Личный архив автора.

5. Интервью с пастором баптисткой церкви «Надежда» г. Благовещенска Зайцевым A.A. Октябрь 2002 г. // Личный архив автора.

6. Интервью с представителем «Международного общества Сознания Кришны» Тушкиным В.Р. Март 2005 г. // Личный архив автора.

7. Интервью с сотрудником китайской фирмы Яковлевой Я.Н. Ноябрь 2002 г// Личный архив автора.

8. Интервью с сотрудником УВД по Амурской области Дугиным A.A. Апрель 2001 г. // Личный архив автора.

9. Интервью со священником католического прихода г. Благовещенска о. Иосифом. Апрель 2000 г. // Личный фонд автора.

10. Итоги миссионерских съездов Владивостокской епархии (1997-2004 гг.) // Личный архив автора.

11. Опрос китайцев г. Владивостока. ИИАЭ ДВО РАН. Лаборатория изучения общественного мнения. Октябрь 1994 г. //Личный архив автора.

12. Социум Владивостока: осень 98. ИИАЭ ДВО РАН. Лаборатория изучения общественного мнения (п =522) // Личный архив автора.

13. Текущий архив Аналитического отдела Администрации Амурской области.

14. Текущий архив Департамента общественных связей Администрации Приморского края.

15. Н.Текущий архив Комитета по внешнеэкономической деятельности Администрации Амурской области.

16. Текущий архив Миграционной службы по Амурской области.

17. Текущий архив Отдела по взаимодействию с общественными, религиозными организациями, политическими партиями и движениями Администрации Амурской области.

18. Текущий архив Отдела по связям с партиями, общественно-политическими и религиозными объединениями Правительства Хабаровского края.

19. Текущий архив Управления Министерства Юстиции по Амурской области.

20. Текущий архив Управления Министерства Юстиции по Приморскому краю.

21. Текущий архив Управления Министерства Юстиции по Хабаровскому краю.

22. Экспертный опрос «Китайцы и христианство». Благовещенск, 2003 г. //1. Личный архив автора.1. Литература

23. Амурская область. Провинция Хэйлунцзян. Показатели развития. Статистический сборник. Благовещенск: Амуроблстат, 2001. 25 с.

24. Аниховский С.Э. Отношение русскоязычного населения к присутствию китайских религий на Дальнем Востоке России // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Вып. 2. Благовещенск: АмГУ, 2001. С. 338-341;

25. Аниховский С.Э. Китайские религии на территории Дальнего Востока России (конец XIX начало XX вв.) // Религиоведение. 2002. № 4. С. 122 — 126.

26. Аниховский С.Э. Китайцы и китайские религии в системе межконфессиональных отношений на Дальнем Востоке России (вторая половина XIX начало XX вв.) // Религиоведение. 2004. № 1. С. 104 -112.

27. Аниховский С.Э. Этнорелигиозные отношения на Дальнем Востоке России во второй половине XIX начале XX вв. (на материалах взаимодействия православия с религиозными верованиями китайского населения). Автореф. канд. дисс. М., 2004. 24 с.

28. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востока России. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2000. 365 с.

29. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы Приморья в Маньчжурии // Миграционные процессы в Восточной Азии. Владивосток, 1994. С. 171 — 173.

30. Аргудяева Ю.В. Старообрядческие общины дальневосточников в Маньчжурии // Дальний Восток России — Северо-Восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества. Хабаровск: «Частная коллекция», 1998. С. 111 113.

31. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.

32. Ю.Арчаков М.К. Политические партии Приамурья в 90-е гг. XX века. Благовещенск, БГПУ, 2001. 144 с.

33. Ауюковский В.Т. Национализм оружие погромщиков // Патриот. - 2000. -№ 39 - С.11-19.

34. Афанасьева Н. Православные китайцы кто они? // Благовест. Владивосток. 2003. № 3 (93).

35. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М.: ИД «Муравей-Гайд», 1999. 304 с.

36. Баринов А.О. Современные государственно-церковные отношения в КНР // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 2. М., 1999. С. 125-132.

37. Басалай A.B. Опасность: национальный экстремизм // Диалог— 1999 — №10.- С.78-81.

38. Бачарников Е.Б. Законодательство Китая. Акты и комментарии: Электронный справочник. Владивосток, 2002.

39. Библия по-китайски // «Золотые купола». Приложение к Амурской Правде. № 26. 20 октября 2000 года.

40. Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви. М.: «Белый Город», 2004. 448 с.

41. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

42. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 272 с.

43. Бутенко А.П. Нация, национализм, суверенитет // Социально-политический журнал.- 1998.- №3. С.113-129.

44. Васильев JI.C. История религий Востока. М.: «Книжный дом «Университет», 2000. 432 с.

45. Васильев JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с.

46. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской мысли: формирования основ мировоззрения и менталитета. М.: Наука, 1989. 309 с.

47. Ващук А.С., Чернолутская Е.Н., Королева В.А., Дудченко Г.Б., Герасимова JI.A. Этномиграционные процессы в Приморье в XX веке. Владивосток: ДВО РАН, 2002. 228 с.

48. Введение в общее религиоведение. Под ред. И.Н. Яблокова. М.: «Книжный дом «Университет», 2001. 576 с.

49. Владимиров Д.А. Перспективы экспансии движения «Фалуньгун» во Владивостоке // Религиоведение. 2002. № 4. С. 155-159.

50. Волохова А.А. Иностранные миссионеры в Китае (1901 1920 гг.). М.,1969. 144 с.

51. Вэнь Цзянь, Горобец JI.A. Даосизм в современном Китае. Благовещенск: АмГУ, 2002.210 с.

52. Вэнь Цзянь, Горобец JI.A. О бытовании традиционных религий Китая в Хэйхэ // Религиоведение. № 1. 2002. С. 66-68.

53. Vitkovskaya G., Zayonchkovskaya Zh., Newland К. Chinese Migration into Russia // Rapprochment or rivalry?: Russian-China relations in a changing Asia. Washington, 2000.

54. Гараджа В.И. Социология религии. M.: Аспект Пресс, 1996. 239 с.

55. Геллнер Э. Нации и национализм. / Пер. с англ., ред. и послесл. И.И. Крупника. — М.: Прогресс, 1991.-320 с.

56. Гельбрас В.Г. Китайская реальность России. М.: ИД «Муравей», 2001. 320 с.

57. Головачева JI. Цивилизация, Конфуций и будущее Китая // Проблемы Дальнего Востока. М., 1996. №1. - С.111-127.

58. Гуревич П.С. Вневероисповедная религиозность // Религии народов современной России. Словарь. М.: Республика, 1999. С. 61-63.

59. Garfinkel Н. Studies in ethnomethodology. New York, 1967. 312 p.

60. Дацышен В.Г. Русско-китайская война. Маньчжурия 1900 г. СПб., 1996. 168 с.

61. Дилигинский Г.Г. Праворадикальная угроза России // Политические исследования. 1995-№2. - С.34-48.

62. Дмитриенко A.B. Религиозная ситуация и особенности государственно-конфессиональных отношений в Приморье в начале XXI века // Межконфессиональные отношения на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий. Владивосток: ДВГУ, 2002. С. 10 17.

63. Дробижева JI.M. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов.- М., 1997 246 с.

64. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов М., 1994. - С.37-45.

65. Дятлов В. Китайцы в Иркутске // Миграция. 1997. № 3. С.13 25.

66. Dürkheim Е. The Elementary forms of religious experience. Glencoe, 1947.46.3абияко А.П., Кобызов P.A., Мазин А.И. Шаманизм эвенков Приамурья и

67. Забияко А.П. Русские и китайцы: перспектива рецепции китайских верований // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск: НГУ, 2002. С. 203 204.

68. Забияко А.П. Русские и китайцы: этническая дистанция // Азиатско-Тихоокеанские реалии, перспективы, проекты: XXI век. Мат. международной конф. Владивосток: МИОН ДВГУ, 2004.

69. Зарубежная пресса о положении верующих и религиозных организациях в Китае // Религия в современном мире. Информационный бюллетень по материалам зарубежных средств массовой информации. № 4 (29). М.: РАГС, 1994. С. 41-46.

70. Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в XX веке и ее социологическое изучение // Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 219-228.

71. Иванов П. «Свидетель» Ли и его секта // Журнал Московской патриархии. М., 1996.-№11.-С.46-51.

72. Иванов П. Новая китайская секта «Фалуньгун» // Китайский благовестник. 2000. №1. С. 56-70.

73. Ильясов Ф.Н. Национализм: цель или средство? // Вестник Российской Академии наук. -1997. Т.67-№ 9. - С.808-814.

74. Казьмина O.E. Конфессиональная структура населения России // Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. М.: Республика, 2001. С. 119-125.

75. Киселева В. Значение культурной адаптации для католического миссионера в Китае // Проблемы Дальнего Востока. М., 1997. №1. С. 82-95.

76. Киселева В.В. История католического миссионерства в Китае. Автореф. канд. дис. М., 1996. 26 с.

77. Китай неизвестный // Фома. Православный журнал. №2 (12) 2001. С. 8 17.

78. Кобызов P.A. Китайцы как объект миссионерской деятельности христианских конфессий // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. Т.З. Благовещенск: АмГУ, 2002, с.570-575.

79. Кобызов P.A. Мусульмане в Харбине // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. Т.5. Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 366 — 372.

80. Кобызов P.A. Некоторые аспекты религиозных воззрений российской молодежи // Молодежь XIX века: Шаг в будущее. Сборник материалов 1-ой Межвузовской научно-практической конференции. Благовещенск: БГПУ2000, С. 15-16.

81. Кобызов P.A. Религиозная ситуация в Амурской области на рубежах веков // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах.Т.2. Благовещенск: АмГУ,2001. С. 331 -338.

82. Кобызов P.A. Корейцы на Дальнем Востоке: этносоциологический и этноконфессиональный анализ (1917-1991 гг.) // Молодежь XIX века: шаг в будущее. Тезисы докладов 2-ой Межвузовской научно-практической конференции. Благовещенск, ДальГАУ, 2001, с. 26.

83. Кобызов P.A. Русские и китайцы в Приморье: этнокультурные и этноконфессиональные контакты // Межконфессиональные отношения на Дальнем Востоке России на рубеже тысячелетий. Научный сборник. Владивосток: ДВГУ, 2002. с. 84-91.

84. Кожин П.М. Государство и религиозные организации в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 1986. № 4. С. 141-149.

85. Кожин П.М. Христианство в Китае // Китайская философия: энциклопедический словарь. Гл. ред. M.JI. Титаренко. М., 1994. С. 114—115.

86. Козлов В.И. Национализм, нация, сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. - № 2. - С. 44-53.

87. Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики. / Отв. ред. Л.П. Делюсин. -М.: Наука, 1982. 362 с.

88. Кравчук JI.A. Синкретические религиозные учения: история и современность // Религиоведение. 2002. № 4. С. 141-145.

89. Крадин Н.П. Харбин — русская Атлантида. Хабаровск: Издатель Хворов А.Ю., 2001.352 с.

90. Кузнецов B.C. Политика в отношении религии в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1. С. 165-175.

91. Кузнецов B.C. Пять конфессий Китая // Проблемы Дальнего Востока. 1994. №2. С. 108-116.

92. Кузнецов B.C. Религия в обществе и государстве // Азия и Африка сегодня. 2001. №6. С. 13-20.

93. Кураев А. «Мечтаю о революции в православии. » // Владивосток. 22 января 2004. № 1495. С.З.

94. Кухаренко H.B. Фалуньгун духовная практика или секта? // Религиоведение. 2004. № 4. - С. 150-154.

95. Кухаренко Н.В. Фалуньгун в США. // Вестник АмГУ. 2001. № 12. С. 26-27.

96. Кухаренко Н.В. О формировании религиозного менталитета китайской диаспоры в США // Вестник АмГУ. 2001. № 14. С. 19 20.

97. Кухаренко Н.В. Китайские этнорелигиозные сообщества в США. Автореф. канд. дисс. М., 2004. 24 с.

98. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 2. С. 17 — 28.

99. Ларин B.JI. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. Владивосток: Дальнаука, 1998. 208 с.

100. Ларин В.Л. Дальний Восток России в фокусе китайской политики // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 — 2002. Хрестоматия в четырех томах. Т. III. М.: РОССПЭН, 2002. С. 280 298.

101. Ларин В.Л. Россия и Китай на пороге третьего тысячелетия: кто же будет отстаивать наши интересы? // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 — 2002. Хрестоматия в четырех томах. Т. III. М.: РОССПЭН, 2002. С. 298 311.

102. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы XX начало XXI в.) М.: Восток-Запад, 2005. 390 с.

103. Ларина Л. Образ Китая и китайцев в представлении дальневосточников // Перспективы Дальневосточного региона. Население, миграция, рынки труда. М.: Гендальф, 1999. С. 95 98.

104. Ларин А.Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. М.: Муравей, 2003. 223 с.

105. Ломанов A.B. Христианство и китайская культура. М.: Вост. лит., 2002. 446 с.

106. Лопаткин Р. Конфессиональное пространство России: глазами социолога // Религия и право. № 4. 2001. С. 10 15.

107. Лурье C.B. Историческая этнология. M.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.

108. Любомудров М.А. К чему ведет русский национализм // Молодая гвардия. 1999. -№ 9/10. - С. 208-217.

109. Магницкая О.Н., Магницкий Ю.Г. Положение религии и религиозность в системе духовной культуры Амурской области (социологический анализ) // Общество и культура. Сб. стат. Преподавателей и аспирантов. Благовещенск: Зея, 1999. С. 3 11.

110. Малек Р. Китай в христианской перспективе // ДиаЛогос. Вып. 2. М., 1999. С. 460-473.

111. Малявин В.В. Китайская цивилизация. — М.: Изд-во Астрель; ООО Изд-во ACT; ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2000.

112. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках: традиция и культура. М.: Искусство, 1995. 288 с.

113. Малявин В.В. Синкретические религии в Китае и XX в.: традиционное и посттрадиционное // Религии мира: история и современность. М., 1989. С. 107-120.

114. Малявин В.В. Феномен синкретических религий в Китае. // Проблемы Дальнего Востока. М., 1997. № 1,2.

115. Мизь Н.Г., Буяков A.M. Вековой юбилей. К 100 — летию епархии. Владивосток, 1999. 128 с.

116. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 648 с.

117. Мкртумян Ю.Н. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978. С. 42-46.

118. Нестерова Елена Ивановна. Взаимодействие русской администрации и китайских мигрантов на юге Дальнего Востока России, вторая половина XIX начало XX вв.: Исторический опыт. Дис. к.и.н. Владивосток, 2000. 291 с.

119. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М.: Интерфакс, 1996.

120. Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986. 302 с.

121. Петров А.И. История китайцев в России. 1856 1917 годы. СПб.: ООО «Береста», 2003. 960 с.

122. Писманик М.Г. К динамике религиозности // Социология и общество: новые реалии и новые идеи. СПБ., 2000, с.293-294.

123. Поздняев Д. Православие в Китае (1900-1997). М., 1998. 277 с.

124. Поздняк Т.З. Иностранные подданные в городах Дальнего Востока России (вторая половина XIX начало XX в.). Владивосток: Дальнаука, 2004.316 с.

125. Полевой Б.П. Сахалин на карте д'Анвиля 1737 года // Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 1993. № 2.

126. Полозков И.Д. Русское национальное самосознание // Патриот.— 1999.— №17 — С.12-16.

127. Попов И.М. Россия и Китай: 300 лет на грани войны. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ЗАО Hi 111 «Ермак», 2004. 511 с.

128. Поршнев Б.Ф. «Мы и они» как конструктивный принцип психологической общности // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов. М., 1998. Т. II. Вып. 1. С. 58-64.

129. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. 212 с.

130. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. 211 с.

131. Православие на Дальнем Востоке. 275 летие Российской духовной миссии в Китае. Сборник статей. СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. 160 с.

132. Рабочая книга социолога. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Наука, 1983. 280 с.

133. Религия и власть на Дальнем Востоке России. Сборник документов. Хабаровск: Частная коллекция, 2001. 400 с.

134. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.: Летний сад, 2002. 448 с.

135. Решения XVI съезда Компартии Китая (Круглый стол) // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 1. С. 49-99.

136. Романова В.В. Российские евреи в Харбине // Диаспоры. № 1. 1999. С. 20 -25.

137. Ромов Р.Б. РНЕ и «нация рабов» // Свободная мысль — XXI. — 2000. — №6. С.38-42.

138. Рыбаковский JI.JI. Население Дальнего Востока за 150 лет. М.: Наука, 1990. 144 с.

139. Religion in China // Chin. Sociology a. Anthropology. Armonk (N.Y.), 1994. -Vol.26, P. 3-96.

140. Сахаров A.H. Русский национализм: истоки, особенности, этапы // Независимая газета 2001- 19 января. - С. 10.

141. Свищёв М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. М.: РАГС, 1999. 143 с.

142. Синелина Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 25 31.

143. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1988. с. 111-125.

144. Соловей В.Д. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Общественные науки и современность. — 1992. — №2.— С.119-132.

145. Сорокина Т.Н. Хозяйственная деятельность китайских подданных на Дальнем Востоке России и политика администрации Приамурского края (конец XIX начало XX веков). Омск, 1999. 263 с.

146. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. Под ред. Проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб.; М.: Летний сад, 2000. 248 с.

147. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Екатеринбург, М.: Аспект Пресс 2003. 320 с.

148. Shibutani Т., Kwan K.M. Ethnic Stratification: A Comparative Approach. Macmillan Co New York London, 1968. P. 572-573.

149. Тертицкий K.M. Религиозная ситуация в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 6. С. 50-57;

150. Тонг Д. Будущее католической церкви в Китае // ДиаЛогос. Вып. 2. М.,1999. С. 454-459.

151. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб.: Лань, 1998. 448 с.

152. The Concise Oxford Dictionary of World religions. Edited by John Bowker. New York, 2000.

153. Филонов C.B. Некоторые тенденции развития современного даосского монашества в КНР // Вестник АмГУ. Вып. 3. Благовещенск, 1998. С. 22-25.

154. Фритсон В., пастор Юн. Великий Бог в Китае. Б/м. Б/г. 190 с.

155. Хаэрбинь няньцзянь (Ежегодник по Харбину). 1999 год. Харбин, 1999.

156. Хаэрбинь няньцзянь (Ежегодник по Харбину). 2000 год. Харбин, 2001.

157. Хесли В.Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий // Политические исследования.- 1996 С.39-51.

158. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.

159. Христианство на Дальнем Востоке: Библиографический указатель. Владивосток: ДВГУ, 2000. 57 с.

160. Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. Части I и II. Владивосток: ДВГУ, 2000. 260 + 104 с.

161. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 Т. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993 1995. С. 568-575.

162. Христианство: Словарь. Под ред. Л.Н. Митрохина. М.: Республика, 1994. 559 с.

163. Хэйлунцзян байкэцюаньшу (Энциклопедия провинции Хэйлунцзян). Бэйцзин, 1991.

164. Хунчжи Ли, Фалунь дафа. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1999. 340 с.

165. Церковный вестник. № 6 (259). Март 2003.

166. Шипановская М.Ю. Современные межэтнические отношения китайского и российского населения в Дальневосточном регионе // Исторический опыт освоение Дальнего Востока. Вып. 4. Этнические контакты. Благовещенск, АмГУ, 2001. С. 72 -79.

167. Элбакян Е.С. Квазирелигиозность // Религии народов современной России. М.: Республика, 1999. С. 170.

168. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 1995. 938 с.

169. Эфендиева Г.В. Судьбы еврейской диаспоры в Китае // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. Т.З. Благовещенск: АмГУ, 2002, с. 469 — 475.

170. Yun Е. Religious renaissance // Free China rev. — Taipei, 1994. Vol. 44. # 12. P.4-19.

171. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999. 596 с.

172. Якущенко Д.В. Современная конфессиональная ситуация в Амурской области // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. Вып. 5. Благовещенск: АмГУ, 2003. С. 420 423.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.