Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А.С. Пушкина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ян Ен Лан

  • Ян Ен Лан
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 191
Ян Ен Лан. Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А.С. Пушкина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2006. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ян Ен Лан

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НРАВСТВЕНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПОЭЗИИ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ.

1.1. Нравственные ценности в поэзии В.А. Жуковского.

1. 2. Нравственные ценности в поэзии К.Н. Батюшкова.

1.3. Нравственные ценности в поэзии К.Ф. Рылеева.

1. 4. Нравственные ценности в поэзии Д.В. Веневитинова.

1. 5. Нравственные ценности в поэзии Е.А. Баратынского.

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.

2. 1. Лирика лицейского и петербургского периода.

2.2. Лирика южного периода.

2. 3. Лирика Михайловского периода и конца 20-х годов.

2.4. Лирика 1830-х годов.

ГЛАВА III. ТЕМА НРАВСТВЕНСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЛИРИКИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция системы нравственных ценностей в лирике А.С. Пушкина»

Этические и нравственные проблемы А.С. Пушкин затрагивает в своем творчестве достаточно широко и в разных аспектах. Существует немало произведений, в которых авторское отношение к этим проблемам либо открыто декларируется, либо проявляется опосредованно. И многие исследователи поэзии Пушкина обращали на это внимание, выделяли нравственные и духовные доминанты пушкинского творчества. Говоря о поэзии Пушкина, А.Н. Веселовский отмечает, что «это не поэзия для поэзии, а поэзия как проповедь "добрых чувств" ("Памятник", 1836), как служение идеалу, что и делает ее общественною силой»1. Современный исследователь творчества Пушкина Митрополит Анастасий считает, что «вместе с художественной правдой Пушкин ищет везде и правду нравственную, ибо одна неотделима от другой»2.

Однако вопрос о формах присутствия и роли нравственной проблематики в лирической поэзии Пушкина изучен мало. Конечно, во многих работах об отдельных стихотворениях Пушкина или о политических, философских, религиозных темах его творчества как-то затрагиваются нравственные аспекты. Но обычно эти аспекты не становятся особыми объектами изучения критиков или литературоведов. Нет и каких-то попыток соотнести их в едином систематическом исследовании, которое дало бы целостное представление о нравственных идеях и ценностях Пушкина-лирика. Между тем нравственные проблемы занимают в его лирике важное место.

Обращаясь к изучению нравственной проблематики русской литературы первой половины XIX века, A.M. Гуревич подчеркивает, что, несомненно, все авторы — не только Пушкин и любомудры, но также и Державин, и декабристы, и поэты-элегики (от Батюшкова до Баратынского) — так или иначе касаются в своем творчестве нравственных проблем. Далее он справедливо отмечает: «Значит ли это, что между всеми ними не было принципиальных- различий? Очевидно, что понятие независимости поэта

1 Веселовский А.Н. Пушкин — национальный поэт // Пушкин: pro et contra. СПб., 2000. С. 342.

2 Митрополит Анастасий. Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви. М., 1991. С. 5. каждый раз наполнялось новым содержанием»3. В качестве основной нравственной ценности в литературе Гуревич рассматривает позицию поэта; однако не только эта позиция, но и иные составляющие корпуса нравственных идей у разных поэтов рассматривались и проявлялись по-разному.

Мы попытаемся в нашей работе выявить эти различия. Цель работы — проследить, каким образом нравственные аспекты мировоззрения Пушкина и ряда его предшественников и современников отражаются в их творчестве, каким образом нравственные идеи развиваются и преломляются в творчестве одного писателя и как соотносятся между собой ценностные системы различных авторов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) найти основания для сравнительной характеристики, показывающей своеобразие решений нравственных проблем в пушкинской лирике;

2) выявить наиболее существенные моменты в разработке таких проблем у некоторых других поэтов — предшественников и современников Пушкина. Мы рассмотрим несколько наиболее репрезентативных явлений, близких в то же время к творческим поискам Пушкина. Поколение учителей Пушкина будет представлено В.А. Жуковским и К.Н. Батюшковым. Поколение его современников, идущих особыми путями, — Е.А. Баратынским. Круг поэтов-декабристов — К.Ф. Рылеевым, круг поэтов-любомудров — Д.В. Веневитиновым;

3) сопоставить пушкинскую трактовку нравственной проблематики с трактовкой перечисленных выше авторов и выявить особенности именно пушкинского отношения к данным вопросам;

4) проследить, как трансформируются нравственные проблемы на различных этапах эволюции пушкинской лирики;

5) рассмотреть развитие этой темы в прозе, драматических произведениях Пушкина, а также в его поэмах и стихотворном романе и тем самым дополнительно контекстуализировать эволюцию нравственных проблем в лирике, углубив представление о последней. Методологической основой диссертации послужило соединение историко-типологического и историко-литературного подходов, представленное в работах таких авторов, как С.Г. Бочаров, Л.Я. Гинзбург,

3 Гуревич A.M. Лирика Пушкина в ее отношении к романтизму (О нравственно-эстетическом идеале поэта) // Проблемы романтизма: Сб. ст. М., 1971. Вып. 2. С. 199.

А.В. Грехнев, A.M. Гуревич, Р.В. Иезуитова, Ю.М. Лотман, Б.С. Мейлах, О.С. Муравьева, И.М. Семенко, H.JI. Степанов, И.З. Сурат, Б.В. Томашевский, С.А. Фомичев, А.С. Янушкевич и ряда других исследователей.

Актуальность работы. Обращение к данной теме представляется нам актуальным, прежде всего потому, что интерес к творческому наследию Пушкина всегда остается неизменным. Кроме того, в последние годы все чаще проявляются тенденции к переосмыслению именно нравственного содержания произведений многих авторов. Причиной этого является усиление общественного интереса к духовным и нравственным ценностям, к религиозным аспектам жизни.

Научная новизна работы заключается в том, что подобного комплексного исследования нравственных категорий и проблем, появляющихся в лирике Пушкина, не проводилось; существует лишь ряд работ, охватывающих — в интересующем нас аспекте — отдельные периоды пушкинского творчества, или работы, рассматривающее все его творчество, но с других точек зрения. В нашем же исследовании предпринимается попытка взглянуть на различные аспекты пушкинского творчества (и, прежде всего лирики), а также на всю его эволюцию через призму динамической системы его нравственных ценностей.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав и Заключения.

Во Введении дано обоснование актуальности и значимости исследования. Для этого представлен обзор работ, так или иначе затрагивающих тему диссертации.

Первая глава посвящена аналитическим характеристикам развития нравственной проблематики в лирической поэзии Жуковского, Батюшкова, Рылеева, Веневитинова, Баратынского.

Во второй главе развернут анализ эволюции нравственной проблематики в лирике Пушкина — от лицейской поры до смерти поэта. Наблюдения и выводы, сделанные в первой главе, здесь использованы в качестве фона и сопутствующего материала для анализа.

В третьей главе наблюдения и выводы второй главы соотнесены с характеристикой разработки нравственных проблем в стихотворных повествованиях, прозе, и драматургии Пушкина. Характеристика эта послужит дополнительным фоном для анализа пушкинской лирики.

В Заключении подведены основные итоги исследования. Они выявляют логику эволюции нравственных идей и проблем в пушкинской лирике. Ставится вопрос о своеобразии этого процесса.

Прежде чем перейти к анализу нравственной проблематики в лирике Пушкина, следует выбрать определенное толкование самого важного из тех терминов, которые используются в диссертационном исследовании в качестве базовых. Необходимо дать краткое рабочее определение того, что же мы понимаем под нравственными и этическими ценностями, признавая при этом, что не существует однозначного определения этих понятий.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «нравственность» дано в статье о прилагательном нравственный: «Нравственный, противоп. телесному, плотскому — духовный, душевный. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположи. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало. Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина»4.

В «Словаре языка Пушкина» определение «нравственность» дается следующим образом: «Нравственность 1. Совокупность моральных, этических норм, определяющих поведение человека. 2. Поведение, соответствующее общепринятым моральным нормам; моральные свойства, достоинства человека»5.

В современном «Словаре терминов. Мораль. Нравственность. Этика» 2002 года понятие «нравственность» имеет следующее толкование: «Нравственность — это совокупность духовных качеств человека, хорошо овладевшего всеми видами морали, ясно осознающего истинные моральные ценности и предпочтения, умеющего творчески и искусно применять категории морали к реальным жизненным ситуациям»6.

Эти определения не совпадают, но и не противоречат друг другу, они легко суммируются. На сумму их значений мы и будем ориентироваться, имея в виду прежде всего словоупотребление, характерное для пушкинской эпохи.

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2001. Т. 2. С. 918.

5 Словарь языка Пушкина: В 4 т. М., 2000. Т. 2. С. 934.

6 Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. М., 2002. С. 64.

То есть нравственность определяется через понятие морали. Для нас важна в первую очередь «мораль духовная»: это «правила отношения людей к Богу, миру, друг другу и самим себе, определенные основателями религий и их учениками, требующие особого обучения и воспитания личности за пределами семейно-родового обычая. Духовная мораль обобщает и преобразует народные правила поведения, объединяет людей разного родового, племенного и расового происхождения в рамках цивилизованного общества, члены которого сознательно исповедуют и неуклонно исполняют правила духовной морали»7.

В качестве основных понятий духовной морали выделяются следующие: вера, богопочитание, надежда, любовь и ряд других. В вере, как нам представляется, наиболее важным является принцип (для верующего человека) принимать Божественную волю, в чем бы она ни заключалась, «поэтому если мир в данный момент к данному человеку неблагосклонен, нельзя отчаиваться»8.

Любовь в этой системе подразумевает душевную преданность Богу, его творениям, другим людям, защиту добра от зла. И, кроме того, следует подчеркнуть божественность слова: «Дар слова — важнейший источник духовного творчества. В слове явлено духовное учение и духовная нравственность. От слова исходит надежда и любовь»9. То есть любой акт поэтического творчества сам по себе уже несет некое нравственное значение.

Другой современный исследователь проблем соотношения искусства и нравственности считает, что настоящее искусство всегда нравственно: «Подлинное искусство предоставляет человеческой душе пищу духовную для ее развития, то есть искусство вос-питывает душу как некую возрастающую и потому самосохраняющую в своих неповторимых особенностях живую сущность. Таким воспитанием обязательно укрепляется нрав, нравственность личности. Воспитание всегда нравственно, поскольку предоставляет душе здоровую пищу для возрастания и самосохранения»10.

Выделяются также нормы морали гражданского общества, и среди них — принципиальность, идейность, гражданственность, гуманность,

7 Там же. С. 43.

8 Там же. С. 44.

9 Там же. С. 45.

10 Моторин А.В. Нравственно-воспитательные основы художественного творчества // Нравственно-воспитательные основы художественного творчества: Сб. ст. Великий Новгород, 2001. С. 6,7. человечность. Ю.В. Рождественский указывает и на такие аспекты морали, как мораль профессиональная и — мораль народная.

В общем, можно сделать вывод, что существует целая система отдельных аспектов (или ценностей), представляющая собой в сознании людей и в их религии духовную мораль. Однако, во-первых, сама эта система довольно противоречива, так, например, христианская догма духовной морали «не убий» может вступать в противоречие с воинской моралью. А во-вторых, для каждого человека на первом плане в его поведении, в жизненной установке, и для поэта — в его поэтическом творчестве всегда оказываются отдельные аспекты этой целостной системы. Некоторые проявления морали оказываются более важными, более актуальными; а другие — отходят на второй план. Таким образом, можно говорить о формировании нравственности, как об актуализации различных моральных принципов, действующих в обществе, в реальной жизни. И, вероятно, при наличии общих моральных законов у разных людей системы нравственных ценностей и приоритетов будут разными. В творчестве того или иного поэта акцент делается преимущественно на каком-то одном (или нескольких) аспектах морали. Более того, трудно найти однозначный ответ на вопрос, что же в художественном мире того или иного поэта составляет нравственную основу; чаще всего можно лишь указать общее направление нравственных исканий поэта. J1.J1. Алавердова предлагает определение понятия «нравственные искания»: « <.> это ценностно-ориентационная духовная деятельность, направленная на обретение субъектом нравственной истины с целью последующего воплощения ее в жизнь. Источники нравственных исканий сокрыты во всеобщих свойствах человеческого духа: тут и потребность самовыражения, самосовершенствования, стремление к свободе, критичность мышления и, конечно же, чувство неудовлетворенности нравственной ситуацией в обществе и отведенной привычной ролью в нем»11.

На изложенные здесь определения нравственности, нравственных ценностей и нравственных исканий мы будем ориентироваться в дальнейшем.

Попутно отметим, что другие исследователи, А.С. Абасов и С.М. Адигезалова, обращают внимание на привязку представлений о нравственности к конкретному историческому периоду, хотя и признают универсальный характер истинных нравственных ценностей: «нравственные

11 Алавердова Л.Л. Нравственные искания и нравственное творчество личности // Нравственные искания: Сб. ст. Баку, 1992. С. 15. искания всегда исторически конкретны и привязаны к системе национально-культурной самобытности, посредством которой они только и приобретают самоценности; однако их конечная оценка реализуется посредством взаимодействия с системой общечеловеческих ценностей и морали»12.

Если говорить о нравственности применительно к художественному (литературному) творчеству, то всякое творчество так или иначе является выражением нравственной позиции писателя. Как пишет Н.В. Алексеева, «в нравственно-эстетической позиции писателя наиболее полно реализуется ценностно-этическое отношение художника к миру, присущее процессу творчества и являющееся глубинным, специфическим свойством эстетического познания действительности»13.

Наша задача — проследить, как все эти представления реализуются в лирике русских поэтов начала XIX века. Прежде всего — в лирике Пушкина (лирика его учителей и современников, как уже сказано, послужит лишь фоном для основного исследования).

Остановимся кратко на тех работах, которые в большей или меньшей степени затрагивают вопросы нравственной проблематики в произведениях Пушкина. Рассмотрим их в хронологическом порядке и в порядке иерархии тем — от более общих к более частным.

В 1899 году в № 10 «Вестника Европы» впервые было опубликовано исследование А.Ф. Кони, озаглавленное «Нравственный облик Пушкина»14. Особое внимание автор уделяет религии в творчестве Пушкина, а также, будучи юристом, останавливается на некоторых правовых вопросах: «Нравственные начала, черпая свои силы в религии, проникают с разных сторон и в область права. <.> Говоря о правовых воззрениях Пушкина, трудно избежать необходимости ознакомиться с его нравственными воззрениями и его отношением к вопросам веры. Таким образом, сам собою создается нравственный облик Пушкина»15. Но исследователь ищет и находит нравственные ценности, определяющие мировоззрение поэта, не в творчестве Пушкина, а в его жизни: в отношениях Пушкина к людям («Проповедь благородного альтруизма и нравственной обязательности в

12 Абасов А.С., Адигезалова C.M. Искания нравственные и нравственные искания // Там же. С. 12.

13 Алексеева Н.В. Нравственно-эстетическая позиция писателя: аспекты истории и теории вопроса // Нравственно-эстетическая позиция писателя: Сб. ст. Ставрополь, 1991. С. 12.

14 Кони А.Ф. Нравственный облик Пушкина: Речь, посвященная 100-летию со дня рождения Пушкина, прочитанная 26 мая 1899 года на торжественном заседании Академии Наук. Подольск, 1999.

1 Там же. С. 2. отношениях с окружающими думать о них, об их страданиях и человеческом достоинстве внятно и определенно слышится в произведениях Пушкина, возмущенного высокомерным взглядом на людей, которых "мы почитаем лишь нулями, а единицами — себя"»16), в искренней дружбе, в любви к правде, в любви к России и вера в нее, в отношении к требованиям своей совести.

В более поздней обобщающей монографии «Философско-эстетические взгляды А.С. Пушкина» (1957) ее автор И.В. Гуторов не только не расширяет, но скорее сокращает сферу изучения: он концентрирует внимание на философском материализме в творчестве А.С. Пушкина, выделяя прежде всего его «атеистические» произведения и только их выдвигая на первый план. Он отмечал: «Сам же Пушкин аморальным и безнравственным считал все то, что идет во вред народу, и в этом смысле атеистические произведения Пушкина, преисполненные идеями глубокого гуманизма, следует считать в высшей степени нравственными. Белинский с полным основанием предугадывал, что "придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будет образовывать и развивать не только эстетические, но и нравственные чувства". Атеистический и рационалистический жизненный материализм Пушкина органически включает в себя великий философский принцип движения»17. Автор останавливается на проблемах «обличения самодержавия», «воинствующего атеизма», «материалистического разума», которые он находит в произведениях Пушкина.

На наш взгляд подобная позиция исследователя является односторонней и не вполне обоснованной, так как нельзя делать выводы о характере поэзии Пушкина на основе всего лишь нескольких его ранних текстов. Пушкинская философия намного разнообразнее, намного богаче, и подобный подход к ней недопустим.

Напротив, очень важные наблюдения по этому вопросу сделаны в работе A.M. Гуревича (1966) «Пушкин и русская лирика эпохи романтизма (проблема нравственного идеала)». Гуревич отмечал, что «связь мировоззрения и творчества писателя — одна из аксиом советского

I ft литературоведения» . Нам представляется необходимым уточнить, что это

16 Там же. С. 7.

17 Гуторов И.В. Философско-эстетические взгляды А.С. Пушкина. Минск, 1957. С. 40.

18 Гуревич A.M. Пушкин и русская лирика эпохи романтизма (проблема нравственного идеала). Автореф. дис. канд. филолог, наук. M., 1966. С. 3. правило актуально для литературоведения вообще — мировоззрение писателя неизбежно выражается в его творчестве. Исследователь обращает внимание прежде всего на нравственную проблематику в поэзии современников Пушкина, особо выделяя творчество поэтов-декабристов.

Исследователь считает, что «в соответствии с рационалистическими традициями XVIII столетия (в России) декабристы видят в общественном служении высшее назначение человека, а в гражданских доблестях — важнейшее условие нравственного совершенства личности». Далее рассматривая «романтизм и реализм в лирике Пушкина», он утверждает, что покой и воля" получают у Пушкина значение нравственной позиции, отнюдь не адекватной его нравственному идеалу»19.

В 1971 году появляется другая статья A.M. Гуревича, которая наиболее близка к интересующей нас проблематике — «Лирика Пушкина в ее отношении к романтизму (О нравственно-эстетическом идеале поэта)». Здесь исследователь справедливо отмечает, что «широта мысли и полнота чувств, многообразие и богатство душевной жизни, обостренная чуткость к различным сторонам действительности — все это было в пушкинской поэзии одним из главных критериев нравственной ценности человека вообще и

20 художника в особенности» . Он рассматривает эти проблемы прежде всего с позиции сопоставления романтизма и реализма. Автор делает акцент на роли поэта и поэзии у Пушкина, у декабристов и у любомудров. Но в нашей работе рассматривается не только данный аспект проблемы, а и другие стороны идейного комплекса, сформировавшего в лирике поэта на протяжении всего его творческого пути.

Нравственной проблематике в драматургии Пушкина особое внимание уделяет JI. Резников в своей статье «Моцарт и Сальери. (Заметки о

21 нравственной природе искусства и позиции художника)» . Можно отметить, что существует целый ряд работ, посвященных нравственной проблематике творчества Пушкина, прослеженной на примерах его произведений нелирических жанров — драматургии, прозы. Нас же в нашей работе интересует прежде всего лирика поэта, хотя, без сомнения, основные выводы относительно нравственной позиции автора и героев произведений других жанров будут нами при этом анализе учитываться.

19 Там же. С. 10.

20 Гуревич A.M. Лирика Пушкина в ее отношении к романтизму. С. 206.

21 См.: Резников Л . Моцарт и Сальери. (Заметки о нравственной природе искусства и позиции художника) // Резников Л. Гуманизм. Гражданственность. Мастерство: Статьи и исследования. Петрозаводск, 1973.

К исследованию творческих процессов в творчестве Пушкина в болдинский период обращается А.Г. Гукасова. Она выделяет то, что считает нравственной доминантой творчества Пушкина. По мнению исследовательницы, «ему (Пушкину - Е. JI.) чужды жалобы на мир, на судьбу, он не утратил ни надежды, ни страданий любви. Он — страстный и дерзкий мечтатель»22. Именно это и составляет основу нравственной позиции героя пушкинских произведений. Исследовательница останавливается на лирике поэта, а также на его произведениях прозаических и драматических жанров.

Многие из исследователей рассматривают, как уже отмечалось, лишь составные части целостного комплекса нравственных идей, выделяя и выводя на первый план наиболее важные из них. Так, С. Бонди, рассматривая в своей статье стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.», затрагивает мотив «свободы», которая является одной из важных нравственных ценностей в лирике Пушкина23. Исследователь считает, что «"свобода" в стихотворении Пушкина обозначает будто бы не столько политическую свободу, сколько главным образом "полноту наслаждения, доставляемого искусством", "проявление высокой духовной раскованности, внутренней человеческой свободы"; .высокая свобода, приходящая в моменты творчества и созерцания искусства — та свобода, когда человек как будто все может, когда перед его внутренним взором открывается целый мир, когда он властен быть свободным даже в том унижении, которому подвергает его "жестокий век"»24.

Е.А. Маймин исследует пушкинскую «поэзию мысли», рассматривая цикл стихов, посвященных теме поэта (выделяемой многими исследователями). По мнению исследователя, «поэзия Пушкина зрелого периода, в том числе и поэзия трагического содержания, озарена светом вечности — ив этом источник и ее гармоничности, и ее возвышенности, и не в последнюю очередь — ее философского звучания»25.

В своей работе Д.С. Лихачев также обращается к одному определяющему для Пушкина мотиву, мотиву памяти, выявляя эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина26.

22 Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. М., 1973. С. 34.

23 См.: Бонди С.М. Памятник // Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. М., 1983.

24 Там же. С. 451,453.

25 Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981. С. 121.

26 См.: Лихачев Д.С. Служение памяти. Эстетическая и нравственная роль памяти на примере поэзии Пушкина // Наш современник. 1983. № 3.

К анализу нравственного идеала в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» обращался в 1980-е годы Г.Г. Красухин. Исследователь отмечал, что «нравственное чувство, подвигнувшее художника на творческий труд, не просто сродни тому нравственному чувству, какое выказывает воспринимающий этот труд читатель, слушатель, зритель, — оно одно и то же чувство, уравнивающее творца с тем, к кому он обращается, заставляющее обоих проявить свою идеальную — пиитическую сущность. <.> Он (Пушкин - Е. Л.) способен быть пробужденным искусством и будет пробужден им к осознанию себя, своей народной души, к готовности принять ею и выказать ею нравственное чувство — ответить добром на добро — проявить свои пиитические способности — войти таким образом и в бесконечную цепь пиитов .» . Красухин останавливается на нравственной проблематике в лирике и в других жанрах Пушкина. Отметим особую важность этого исследования для нас, важность двоякую: оно непосредственно касается нашей темы и в то же время затрагивает нравственную проблематику только в творчестве поэта 1830-х годов, требуя продолжения уже приложенных усилий.

Работа Г.П. Макогоненко28 тоже представляет для нас особый интерес, потому что в ней изучается последний период творчества Пушкина, когда нравственные искания поэта были самыми яркими и самыми интенсивными. Макогоненко изучает не только лирику. Его интересуют вопросы нравственности в поэме «Анджело». Он также сравнивает эту поэму с пьесой Шекспира «Мера за меру» и анализирует ряд других произведений: «Песни западных славян», «Пир Петра Первого», «Капитанскую дочку». Ученый обращает внимание на такие особенности творчества Пушкина последнего периода, как субъективность, стремление к свободе и независимости. Однако некоторые суждения исследователя расходятся с нашими представлениями, о чем будет сказано в соответствующем разделе.

Наиболее близки к интересующей нас проблематике статьи Е.М. Черноиваненко, в которых исследователь обращается к «пушкинским суждениям о нравственной пользе поэзии и проблеме смены типов культуры в России 1-й трети XIX в.». Основной вывод, к которому приходит исследователь: «Пушкинские маргиналии в ней (в поэзии Пушкина - Е. Л.) свидетельствуют о том, что для их автора эстетические качества поэзии

27 Красухин Г.Г. Покой и воля. М., 1987. С. 248.

28 См.: Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982.

14 важнее содержания воплощаемых в ней этических идей. Добродетель и порок, становясь предметами изображения искусством, получают — помимо морального — еще и эстетическое измерение, и именно оно должно интересовать художника: "Какое дело поэту до добродетели и порока? разве одна их поэтическая сторона" /Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. -Л.:Наука, 1978. - Т. VII. - С. 381/. <.> Цель ее (поэзии - Е. JI.) не сводится к нравственной пользе, что поначалу воспринимается как отказ от всякой цели вообще. <.> А.С. Пушкин заметил: "Поэзия . по своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя." /VII, 168/. <.> Неприятие идеи нравственной пользы поэзии не означало того, что поэт отказался видеть в содержании произведения его этический

29 аспект» .

Подобный подход представляется нам особенно интересным, так как он наиболее оригинален. Большинство исследователей лирики Пушкина на первое место ставят все же ее этические, моральные качества, эстетические категории оказываются при этом более второстепенными. Этот «уклон», на наш взгляд, должен быть исправлен.

Б.В. Томашевский основное внимание уделял сравнению поэзии Пушкина с поэтами предшествующих времен и анализу отдельных этапов творческого пути Пушкина. Его статья «Поэтическое наследие Пушкина» дает нам возможность осознать общий характер лирики Пушкина. Однако нравственные проблемы как таковые не выделяются исследователем в качестве отдельного объекта исследования 30 . Главное внимание Томашевский уделяет другим проблемам, например, проблеме народности.

В своей монографии «Пушкин» Б.В. Томашевский затрагивает еще целый ряд важных для нас вопросов. Он особо останавливается на непримиренных противоречиях, толкавших поэта к новым поискам, и в первую очередь изменяющимся впечатлениям действительности 31 . Исследователь указывает на те отличия, которые обретает поэзия Пушкина по сравнению с поэзией Жуковского и Батюшкова; также Б.В. Томашевский подробно анализирует вольнолюбивые стихотворения Пушкина, такие, как «Деревня», «Вольность», но делает акцент только на их «политической»

29 Черноиваненко Е.М. Пушкинские суждения о нравственной пользе поэзии и проблема смены типов культуры в России 1-й трети XIX в. // Вопросы творчества и биографии А.С. Пушкина: Тез. докл. и сообщ. обл. науч. конф. Одесса, 1989. С. 117,118.

30 См.: Томашевский Б.В. Поэтическое наследие Пушкина//Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М., 1990.

31 См.: Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. М., 1990. направленности, тогда как их универсальное нравственное значение остается за рамками данного исследования. Этот пробел должен быть восполнен.

Линию осмысления нравственных ценностей в лирике Пушкина по-иному продолжает в своей работе митрополит Анастасий. Он анализирует не только нравственные принципы Пушкина-поэта, но и Пушкина-человека и отстаивает точку зрения, что «всепрощающая любовь и искренняя вера, ярко вспыхнувшая в его сердце на смертном одре, озарили ему (Пушкину - Е. Л.) путь в вечность, сделав его неумирающим духовным наставником для всех последующих поколений. Нравственный урок, данный им русскому народу на краю могилы, быть может, превосходит все, что оставлено им в назидание потомству в его бессмертных творениях. Христианская кончина стала лучшим оправданием и венцом его славной жизни»32. Здесь доминирующей оказывается христианская точка зрения на творчество поэта, которая, естественно, многое объясняет, но не исчерпывает, на наш взгляд, всей полноты осмысления поэтом нравственных проблем. Кроме того, следует все-таки делать различие между личностью Пушкина и личностью его лирического героя.

И.В. Немировский особое внимание уделяет идейной и, между прочим, нравственной проблематике стихотворения Пушкина «Кинжал». Автор пишет, что «в образах тираноубийц, выведенных Пушкиным в стихотворении "Кинжал", и произошло слияние "нравственности частной и государственной"»33.

Важную еще в одном отношении для нашей диссертации тему «Этическая концепция творчества позднего Пушкина (1833 - 1836 гг.)» рассматривает в своей новой работе уже упомянутый Г.Г. Красухин. Исследователь считает, что «на том пути, куда вывел русскую литературу Пушкин, целью поэзии может быть только поэзия, в которой растворен идеал. <.> Иначе говоря, творчество было осознано Пушкиным как этическое

1А подвижничество» . Однако в этой работе Красухина рассматривается уже только позднее творчество Пушкина, без развернутого сопоставления с ранним. Задача систематической разработки нравственных проблем на

32 Митрополит Анастасий. Указ. соч. С. 61.

33 Немировский И.В. Идейная проблематика стихотворения Пушкина «Кинжал» // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1991. Т. XIV. С. 203.

34 Красухин Г.Г. Этическая концепция творчества позднего Пушкина (1833-1836 гг.). Автореф. дис. д-ра филолог, наук. М., 1993. С. 8.9. протяжении всего творческого пути Пушкина остается за пределами внимания исследователя.

Работа С. Кибальника 1993 года посвящена художественной

35 философии Пушкина . Автор прежде всего рассматривает оценку, которая дается Пушкину русской философской критикой. Далее исследователь изучает наиболее важные с его точки зрения философские и нравственные проблемы в творчестве поэта; среди них выделяются темы поэта и поэзии, темы случая, судьбы и закономерности, тема смерти и религиозности творчества Пушкина. Автора интересует вопрос о цели искусства, как он понимается Пушкиным, пушкинская концепция поэта-пророка и ряд других проблем. Для нас эта работа представляет существенный интерес, так как здесь анализируются с христианской и общефилософской точек зрения важнейшие нравственные аспекты поэзии Пушкина.

В.А. Грехнев отмечает, что «истина у Пушкина нуждается в добре, добро органически слито с прекрасным, красота предстает как средоточие добра и нравственного совершенства. А все это вкупе воспринимается как свободное волеизъявление творящей личности» 36 . Таким образом исследователь утверждает идею о единстве добра (нравственности) и красоты в поэзии Пушкина.

Христианские традиции связаны с нравственностью, вот почему важно учесть приведенные ниже работы. Их хотелось бы выделить в особый раздел нашего обзора еще и потому, что интерес к интерпретациям поэзии Пушкина с этой точки зрения в последнее время резко возрос.

Духовному пути Пушкина посвящена книга Б.А. Васильева37. Особо важен здесь анализ стихотворения «Безверие» (1817). Васильев подчеркивает, что «"Безверие", хотя и агностическое по своим выводам, является не апологией атеизма, а грустным и тяжким раздумьем об утраченной сердцем

38 вере» .

J1.B. Жаравина ведет речь о философско-религиозных основах пушкинского реализма. И в этой связи отмечает: «мы имеем в виду выраженный в его творчестве комплекс тем, мотивов, идей, которые так или иначе соотносятся с чудом любви, с торжеством истины, с признанием победы бытия над небытием, с концепцией преображения личности. <.> "В

35 Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1993.

36 Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994. С. 454.

37 Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М., 1994.

38 Там же. С. 38. начале было Слово" — свидетельствует христианское откровение (Ин., 1:1). В самоослеплении собственной гордыней герои "Маленьких трагедий" не слышат Его. Зависть, злоба, ненависть, месть, а не любовь, инстинкт разрушения, а не созидания, апофеоз гибели, а не воскресения — все это неизбежные следствия человеческой самонадеянности, секуляризованного индивидуализма, «окаменевшего нечувствия». Преодолеть свою внутреннюю порочность способен лишь тот, для кого вера — фактор знания и бытия»39.

Так на первый план выдвигаются религиозные ценности, что, конечно, правомерно и вызывает сочувствие, но не исчерпывает всех возможных оттенков пушкинской мысли.

C.JI. Франк, чья давняя работа вернулась в умственную жизнь России в конце 90-х годов XX века, находил нравственные ценности в лирике Пушкина, также прослеживая духовный путь поэта. Автор считает, что «Пушкин, исходя из <.> отправных пунктов своей самобытной религиозности, достигает основных мотивов христианской веры — смирения и любви. Языческий, мятежный, чувственный и героический Пушкин <.> вместе с тем обнаруживается нам как один из глубочайших гениев русского христианского духа»40. Франк выдвигает (ссылаясь на Плетнева) также очень важную для нас мысль о том, что превыше всего Пушкин ценит в человеке «благоволение ко всему».

Интересное наблюдение делает в своей работе «Лицейская поэзия А.С. Пушкина как целостный художественный мир» Л.Г. Пономарева41. Она рассматривает лицейскую лирику, в том числе нравственные проблемы, волновавшие писателя в раннем периоде его творчества. Но опять перед нами исследование, ограниченное одной эпохой: Пономарева останавливается только на лицейской поэзии Пушкина, не затрагивая позднюю поэзию.

Т.Г. Мальчукова отмечает, что в поэзии Пушкина сосуществуют христианские и античные традиции, зачастую совмещаемые в одном тексте. Исследовательница утверждает, что поэт «в религии будет видеть источник

39 Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: Философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. Волгоград, 1996. С. 78.

40 Франк С.Л. Религиозность Пушкина// Пушкин: Суждения и споры. М., 1997. С. 238.

41 См.: Пономарева Л.Г. Лицейская поэзия А.С. Пушкина как целостный художественный мир. Автореф. дис. канд. филолог, наук. Омск, 1998. нравственности, поэзии и культуры, понимая огромное значение христианства»42.

Наконец своей недавней книге И.З. Сурат и С.Г. Бочаров рассматривают поэзию Пушкина в связи с его биографией. Здесь появляется возможность построить общую характеристику поэзии Пушкина по отдельным ее периодам. Решается целый ряд проблем нравственного характера, таких, как вопрос о патриотическом сознании поэта, мотивы бегства от городской суеты, эпикурейские мотивы, отношение поэта к власти и к свободе, к религии — и целый ряд других43. Однако нравственные ценности в лирике поэта и здесь не являются самостоятельным объектом исследования.

Итак, можно убедиться в том, что существует большое количество работ о Пушкине, освещающих нравственные аспекты его творчества. Различные исследователи, анализируя творчество Пушкина, могут выдвигать на первый план или отдельные жанры, или отдельные периоды, или отдельные наиболее важные мотивы и темы, представляющие основу комплекса нравственных идей. Так, в своих работах митрополит Анастасий, Б.А. Васильев, JI.B. Жаравина, В.И. Афони рассматривали нравственные аспекты с точки зрения религиозных тем44. А Д.С. Лихачев и С.М. Бонди останавливаются на мотивах памяти и свободы, во многом определяющих пушкинскую лирику, но не единственных в ней.

Но единого целостного исследования, где изучалась бы основная нравственная проблематика пушкинской лирики в сопоставлении с его произведениями других жанров и с поэзией его предшественников и современников, да и к тому же прослеживающее эволюцию, — такого исследования пока предпринято не было.

Нет практически ни одной работы, в которой исследователь анализировал бы все стихотворения Пушкина, посвященные нравственной тематике и проблематике. Можно заметить и недостаток аналитических сопоставлений пушкинских стихотворений такого рода. Никем не прослеживается эволюция нравственных ценностей в лирике Пушкина на

42 Мальчукова Т.Г. Античные и христианские традиции в поэзии А.С. Пушкина. Автореф. дис. . д-ра филолог, наук. Новгород, 1999. С. 13.

43 См.: Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002.

44 См.: Митрополит Анастасий. Указ. соч.; Васильев Б. А. Указ. соч.; Жаравина Л. В. Указ. соч.; Афони В. И. Религия и А. С. Пушкин. Невинномысск, 1999. всем протяжении его творческого пути. Восполнение этих двух пробелов составляет главную нашу задачу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ян Ен Лан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение русских поэтов начала XIX века к теме нравственных ценностей — закономерная тенденция. Долг поэта, творца они понимали как необходимость проповедовать высшие нравственные истины, но прежде всего — как обязанность уяснить для себя, в чем же заключаются эти нравственные истины. В силу различия своих мировоззрений, жизненных позиций, общественных установок, каждый из поэтов приходит к собственному пониманию того, что же представляют собой нравственные ценности. У кого-то (и в определенные моменты) система этих ценностей выглядит логичной, иерархически выстроенной, в каких-то случаях строгую логику проследить трудно. Однако вне зависимости от того, стремился ли автор к прямой разработке подобных тем в своем творчестве, или его представления о нравственных ценностях выражались опосредованно, выявить доминанты и проследить некоторые этапы развития этой темы в творчестве каждого их них возможно и необходимо.

Особенности поэзии Жуковского прежде всего определяются христианским характером его мировосприятия; именно через призму христианства поэт — порой открыто и декларативно, а порой в скрытой форме — оценивает все жизненные явления и поступки. Доминируют в его системе нравственных ценностей представления о любви (в ее христианском смысле) и посмертном воздаянии. Двоемирие Жуковского — это прежде всего представление о мире загробном; причем переход в этот мир занимает в системе ценностей едва ли не первое место: именно смерть — то состояние, к которому стремится всякий верующий человек. Смерть и последующее за ней воздаяние — это бесспорное благо, поэтому смерть не окрашена в трагические тона. За чертой смерти достигается, по Жуковскому, все то, чего человек был лишен в жизни земной. Поэтому смирение и приятие Божьей воли, а также вера, надежда на загробное воздаяние — высшие нравственные ценности на земле.

Несколько иная сторона этой ценностной системы выражается в балладах Жуковского; то есть поэтический жанр еще в значительной мере диктует автору закономерности мировосприятия. Но в балладах выражена не иная система ценностей, но лишь другая сторона той же самой. Здесь также доминируют мотивы воздаяния, однако на первый план выдвигается уже не закон всепрощения, но закон возмездия за грехи. Праведники будут вознаграждены, грешники наказаны — такова в конечном счете общая схема. Она варьируется в разных жанрах и текстах. Однако важнее все-таки то, что для праведника смерть не является наказанием, напротив, это благо, которого следует ожидать.

Что касается формы проявления этих тем в поэзии Жуковского, то они часто не декларируются им явно — все это следует из общей атмосферы, настроя его стихов. Поэт не стремился к проповеди своих взглядов. Чуть более декларативно и дидактично нравственный момент проявляется в балладах поэта. Однако это во многом может быть обусловлено спецификой жанра, а также зачастую и фольклорной основой источников.

Позиция Жуковского, в общем, достаточно статична; в его представлениях о нравственных ценностях трудно выделить резко отличающиеся этапы развития, что свидетельствует о целостности его позиции — он оставался ей верен на протяжении всего своего творческого пути, и именно это служит лучшим аргументом, свидетельствующим в пользу силы его позиции: поэту не свойственны были метания, мучительные нравственные поиски именно потому, что нравственная основа была им найдена. Эволюция Жуковского состояла в том, что он пытался обрести все большую глубину в уже найденных и осмысленных им нравственных ценностях.

С этой точки зрения путь Батюшкова в поиске нравственного идеала — это именно поиск, путь-развитие, и поэт проходит на этом пути несколько этапов. Приверженность эпикурейским ценностям характеризует начальный этап творчества поэта — нравственно то, что при чистоте помыслов и чувств приносит удовольствие, что не доставляет страдания. Роскошь и богатство, а также и ценности традиционной христианской морали, с другой стороны, не вписываются в эту систему. И если нравственный идеал Жуковского — загробное воздаяние, то идеал Батюшкова — пусть и мечтательно — реализуется на земле, в некоем идеальном гармоничном мире воображаемой античности.

Однако эти представления о гармонии и нравственности претерпевают изменения, столкнувшись с реальностью, в которой нет места мечте. Перед концом своего творческого пути, в результате поисков, размышлений и разочарований Батюшков на время приходит к нравственной философии, напоминающей взгляды Жуковского, но и .на этом движение его не заканчивается, так как поэт продолжает свой путь разочарований. Заключительный этап его творчества — разочарование как в земных, так и в загробных ценностях, утрата вообще каких бы то ни было идеалов. Отметим также, что и для Батюшкова декларирование нравственных ценностей не было целью — скорее, они были принципом его собственной жизни, но не предметом проповеди. И при всем различии позиций Жуковского и Батюшкова, ощутимо их внутреннее глубинное сходство, в известной мере даже единство, состоящее в том, что поэты стремятся найти свой нравственный идеал прежде всего для себя, и при помощи этого идеала объяснить все происходящее в его жизни. Поиск идеала здесь ведется с целью осмысления действительности и более всего — своих отношений и своего места в ней.

Главное отличие позиции Рылеева от позиций Жуковского и Батюшкова — как раз проповедь поэтом тех нравственных ценностей, которые представляются ему важными. Поэзия для Рылеева — это не способ познать самого себя и свое место в окружающем мире (как это было у Жуковского и Батюшкова), но способ пропаганды, провозглашения собственных идеалов. А таковыми для Рылеева становятся прежде всего идеалы гражданские, патриотические. Поэзия — не смысл деятельности поэта, но лишь средство для передачи смысла; смысл и идеал заключены в гражданских ценностях.

Иной характер отношения к нравственным ценностям — в поэзии Веневитинова. Его поэзия (так же, как и поэзия Рылеева) — это прежде всего проповедь, но проповедь уже неких обобщенных философских идей, в которых и заключена высшая нравственность. Однако Веневитинов не создает своего собственного круга идей, он остается приверженцем ценностей традиционных.

Нравственные поиски, осуществляемые в лирике пушкинской поры, достигают наибольшей глубины в поэзии Баратынского. Постоянный анализ, сомнения, возвращения на новом уровне к традиционным темам — все эти особенности поэзии Баратынского позволяют нам сделать вывод о том, что главной нравственной ценностью для него является именно поиск нравственных ценностей. Об этом свидетельствуют как содержание, так и аналитическая форма многих его стихов. Поэт декларирует скорее процесс поиска и анализа, нежели его результат. Поэтому и в поэзии Баратынского отсутствует тот дидактизм, который столь характерен для Рылеева и Веневитинова. Для Баратынского не столь важна уверенность в обретении нравственных ценностей, уверенность в собственной правоте, сколько постоянное сомнение, разочарование, что свидетельствует об искреннем стремлении к достижению идеала. Путь Баратынского в чем-то сходен с движением по спирали: возвращение к одним и тем же вечным темам, но на разных уровнях их осмысления.

И именно эта линия развития русской философской мысли находит, как представляется, свое продолжение и в поэзии Пушкина. Именно продолжение, потому что Пушкин продвинулся дальше Баратынского. Пушкин в своем развитии проходит и этап эпикурейства, когда нравственными ценностями для него становятся свобода, независимость, уединение, и этап разочарования в этих ценностях, и этап усиления скептицизма, переходящего в демонизм. В конечном же итоге он приходит к утверждению (не явному, но ощутимому, вполне очевидному) таких ценностей, как гармония, милосердие, всепрощение, приятие всего, что дается человеку свыше. Но это именно приятие жизненных реалий, а не только и не столько реалий загробного существования. Высшая нравственная идея, высшая нравственная ценность в творческой системе Пушкина — это достижение гармонии духовной и физической — с самим собой, с миром, с Богом, что возможно лишь, через «благоволение ко всему», включая все земное. Однако подобная позиция не означает отказа лирического героя Пушкина от размышлений и анализа всего происходящего с ним, попыток понять смысл происходящего. Напротив, аналитизм присущ лирике Пушкина, особенно на ее зрелом этапе, но этот анализ также приводит лирического героя к идее «благоволения ко всему». Хотя делается это отнюдь не декларативно и не нарочито; поэзия лишь отражает внутреннее состояние духа поэта, его мировоззрение. И те же идеи в той же ненарочитой форме иногда появляются, а иногда закрепляются в прозаических и драматических произведениях поэта — как на сюжетном, так и на глубинном, философском уровне. По отношению к нравственным поискам, ведущимся в лирике, функции произведений нелирических жанров были разнообразными. Все они способствовали гармонической полноте найденной в лирике системы (что при этом главное, а что вспомогательное — вопрос, требующий специального исследования).

Почему же именно Пушкину удалось построить систему нравственных ценностей, в сравнении с которой оказались более «узкими» подобные же системы всех других поэтов современной ему эпохи? Как показывают сделанные наблюдения, разгадка «секрета» заключается в том, что ф пушкинская система нравственных ценностей изначально была незамкнутой и в дальнейшем ни при каких обстоятельствах замкнутой не становилась. Ни одна из ценностей, найденных Пушкиным, не избежала существенного переосмысления и переоценки, и ни одна не была отброшена безвозвратно, ни одна не была безусловно отвергнута. Ограниченность существующих художественных, религиозных и философских форм преодолевалась стремлением и стабильной способностью к расширению горизонтов собственного сознания. Другим фактором преодоления ограниченности были редкая в ту эпоху способность к амбивалентным оценкам, совмещающим противоположные точки зрения. Все это подкреплялось столь же редкой способностью пушкинского поэтического сознания «терпеть противоречия», не разрушаясь. И, наконец, залогом прочности всех этих возможностей была неуклонно крепнущая способность Пушкина-лирика выходить за пределы субъективности, в мир объекта. Таковы проявления уникальной природы его мышления, которую следует определить как синтетическую. Именно способность к синтезу сделала вклад Пушкина в поэтическую разработку нравственных проблем наиболее значительным и перспективным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ян Ен Лан, 2006 год

1. Источники (использованные сокращения)

2. Баратынский Е.А. Полное собрание стихотворений. JL, 1989. (Бар.)

3. Батюшков К.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1989. (Бат.)

4. Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980. (Вен.)

5. Жуковский В.А. Собрание сочинений: В 4 т. M.;JI., 1959. (Жук.)

6. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В 11 т. М.; Л., 1950-1983. (Лом.)

7. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. М.;Л., 1937-1949. Т. 1-16, Т. 17 (справочный), 1959. (П.)

8. Рылеев К.Ф. Сочинения. Л., 1987. (Рыл.)1..

9. Абасов А.С., Адигезалова С.М. Искания нравственные и нравственные искания //Нравственные искания: Сб. ст. Баку, 1992.

10. Адильгазинов Е.З. О значении художественной детали в переводе (на материале «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) // Художественный образ и взаимодействие литератур: Сб. науч. тр. Алма-Ата, 1989.

11. Ю.Алавердова Л.Л. Нравственные искания и нравственное творчество личности //Нравственные искания: Сб. ст. Баку, 1992.

12. П.Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987.

13. Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.»: Проблемы его изучения. Л., 1967.

14. П.Алексеева Н.В. Нравственно-эстетическая позиция писателя: аспекты истории и теории вопроса // Нравственно-эстетическая позиция писателя: Сб. ст. Ставрополь, 1991.

15. Анализ драматического произведения. Л., 1988.

16. Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 1987.

17. Астафьева О.В. Вечные образы мировой литературы и нравственные искания А.С. Пушкина 1830-х годов. Автореф. дис. . канд. филолог, наук. Л., 1991.

18. Афони В.И. Религия и А.С. Пушкин. Невинномысск, 1999.

19. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.; Л., 1961.

20. Базанов В.Г. Поэты-декабристы // Поэты-декабристы: Сб.стихотворений. М., 1967.

21. Батюшкова А.С. Эстетические взгляды К.Н. Батюшкова // Тез. док. к науч. конф., поев. 200-летияю со дня рождения К. Н. Батюшкова. Вологда, 1987.

22. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955.

23. Березкина С.В. «Пророк» Пушкина. Современные проблемы изучения // Русская литература. СПб., 1999. № 2.

24. Бицилли П.М. Поэзия Пушкина // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М., 1996.

25. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

26. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). M.;JI., 1950.

27. Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. М., 1983.

28. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

29. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

30. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман Пушкина. М., 1957.

31. Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование. Л., 1985.

32. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

33. Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М., 1994.

34. Вацуро В.Э. Е.А. Баратынский // История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. Т. 2.

35. Вацуро В.Э. Лирика Пушкина // Пушкин А.С. Избранная лирика. М., 1989.

36. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». СПб., 1994.

37. Вацуро В.Э. Лицейское творчество Пушкина // Пушкин А.С. Стихотворения лицейских лет. СПб., 1994.

38. Вацуро В.Э. Последняя элегия Батюшкова: К истории текста «Есть наслаждение и в дикости лесов.». // Рус. речь. 1993. № 2.

39. Вересаев В.В. Спутники Пушкина: В 2 т. М., 1993.

40. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». СПб., 1999.

41. Веселовский А.Н. Пушкин — национальный поэт // Пушкин: pro et contra. СПб., 2000.

42. Веневитинов Г.Н. Некоторые проблемы раннего русского романтизма. М., 1972.

43. Ветшева Н.Ж. Жанр поэмы в творчестве В.А. Жуковского 1810-1815 гг.

44. Проблемы метода и жанра. Томск, 1982. Вып. 8.

45. Виницкнй И.Ю. Нечто о привидениях Жуковского // Новое литературное обозрение. 1998. №32.

46. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.

47. Виноградов В.В. Язык Пушкина: Пушкин и история русского литературного языка. М., 1935.

48. Волков Г.Н. Мир Пушкина. М., 1989.

49. Вольпе Ц.С. Жуковский // История русской литературы. М.; JL, 1941. Т. V. Ч. 1.

50. Гаспаров Б.М., Паперно И.К описанию мотивной структуры лирики Пушкина // Russian pomanticism. Studies in the poetic codes. Stokholm, 1979. № 10.

51. Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб., 1999.

52. Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989.

53. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

54. Гинзбург Л.Я. О проблеме народности и личности в поэзии декабристов // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы: Сб. ст. М.;Л., 1960.

55. Гинзбург Л. Я. О старом и новом. М.;Л., 1962.

56. Гнеушева Р.Д., Ткаленко И.С. О некоторых нравственных аспектах прочтения «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Уссурийск, 2001.

57. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М., 1962.

58. Горохова P.M. Пушкин и элегия К.Н. Батюшкова «Умирающий Тасс»: (К вопросу о заметках Пушкина на полях «Опытов» Батюшкова) // Временник Пушкинской комиссии: Сб. науч. тр. 1976. Л., 1979.

59. Гочина. Т.Г. Контраст в лирике Е.А. Баратынского // Учен. зап. Казан, гос. ун-та. Казань, 2000. Т. 139.

60. Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород, 1994.

61. Грехнев В.А. Слово и большой лирический контекст в поэзии пушкинской поры. Жуковский, Тютчев // Учен. зап. Горьковского ун-та. Горький, 1971. Вып. 115.

62. Григорьева А.Д. Иванова Н.Н. Поэтическая фразеология Пушкина. М., 1969.

63. Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. Л., 1990.

64. Гроссман Л. Пушкин. М., 1960.

65. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С. Пушкина. М., 1973.

66. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

67. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

68. Гурвич И.А. Диалог в лирике Пушкина // Проблемы художественного мышления и историко-литературный процесс. Ташкент, 1989.

69. Гуревич A.M. Лирика Пушкина в ее отношении к романтизму // Проблемы романтизма: Сб. ст. М., 1971. Вып. 2.

70. Гуревич A.M. О поэтических декларациях Пушкина-реалиста // Филологические науки. М., 1961. № 4.

71. Гуревич A.M. Пушкин и русская лирика эпохи романтизма (проблема нравственного идеала). Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1966.

72. Гуревич A.M. Романтизм Пушкина. М., 1993.

73. Гусев В.И. Художественное и нравственное: Письма о литературе. М., 1988.

74. Гуторов И.В. Философско-эстетические взгляды А. С. Пушкина. Минск, 1957.

75. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т., М., 2001.

76. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин. Философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. Волгоград, 1996.

77. Жилякова Э.М. К вопросу о традициях сентиментализма в творчестве Жуковского // Проблемы метода и жанра. Томск, 1986. Вып. 12.

78. Жирмунекий В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978.77.3возников А.А. Гуманизм и христианство в русской литературе XIX века. Минск, 2001.78.3ейдлиц К. К. Жизнь и поэзия Жуковского. СПб., 1883.

79. Ивлева Т.Г. Пушкин и Рылеев: Вопросы типологии русского романтизма: Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1994.

80. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время, Л., 1989.81 .Иезуитова Р.В. Жуковский и Пушкин // Русская литература. 1976. № 4.

81. Иезуитова Р.В. Роль поэтических традиций XVIII в. в становлении Жуковского-романтика // На путях к романтизму. Л., 1984.

82. Иезуитова Р.В. Шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина 1810-х годов // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10.

83. Измайлов Н.В. Лирические циклы Пушкина 30-х годов // Пушкин: Исследования и материалы. М.;Л., 1958.

84. Ильичев А.В. Веленью Божию, О Муза, будь послушна: (Тема поэта и поэзии в каменноостровском цикле Пушкина). Владивосток, 1996.

85. История русской литературы: В 4 т. J1., 1981.

86. Кантор В.К. В поисках личности: Опыт рус. классики. М., 1994.

87. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А. Жуковского. Томск, 1990.

88. Касаткина В.Н. Романтическая муза Пушкина. М., 2001.

89. Катасонов В.Н. А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Хождение по водам (религиозно-нравственный смысл «капитанской дочки» А.С. Пушкина). Калуга, 1999.

90. Кибальник С.А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1998.

91. Кибальник С.А. Смерть у А.С. Пушкина как поэтическая и религиозная тема // Христианство и русская литература: Сб. ст. СПб., 1994.

92. Киселева J1.H. Пушкин и Жуковский в 1830-е годы (точки идеологического сопряжения) // Пушкинская конференция в Стэнфорде 1999: Материалы и исследования. М., 2001.

93. Колодяжная JI. Мотив покаяния в религиозной лирике Пушкина: (Композиция) // Журн. моек, патриархии. 1994. № 6.

94. Комарович В. Пометки Пушкина в «Опытах» Батюшкова // Литературное наследство. М., 1934. Т. 16-18.

95. Кони А.Ф. Нравственный облик Пушкина: Речь, посвященная 100-летию со дня рождения Пушкина, прочитанная 26 мая 1899 года на торжественном заседании Академии Наук. Подольск, 1999.

96. Корман Б.О. Метод и материал: (Стихотворение Пушкина «Поэт и толпа» и романтическая традиция) // Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск, 1986.

97. Корниенко Н.Г. К вопросу эволюции романтизма В.А. Жуковского — на материале 10-30-х годов XIX в. Львов, 1978.

98. Коровин В.И. «И жил так точно, как писал.» (К.Н. Батюшков. К 200-летию со дня рождения). М., 1987.

99. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 2005.

100. Кочеткова Н.Д. Жуковский и Карамзин // Жуковский и русская культура: Сб. науч. трудов. Л., 1987.

101. Кошелев В.А. В предчувствии Пушкина. К.Н. Батюшков в русской словесности начала XIX века. Псков, 1995.

102. Кошелев В.А. Констатин Батюшков. Странствия и страсти. М.,1987.

103. Красухин Г.Г. Покой и воля. М., 1987.

104. Красухин Г.Г. Этическая концепция творчества позднего Пушкина (1833-1836 гг.). Автореф. дис. д-ра филолог, наук. М., 1993.

105. Кузнецова И.А. «Медный всадник» в контексте пушкинского творчества 30-х годов // Литературные произведения XVIII-XX веков в историческом и культурном контексте. М., 1985.

106. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. М., 1987.

107. Лебедев Е.Н. Тризна: Книга о Е.А. Баратынском. М., 2000.

108. Лежнев А.З. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. М., 1966.

109. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М., 1993.

110. Лесскис Г.А. Религия и нравственность в творчестве позднего Пушкина. М., 1992.

111. Лесскис Г.А. Религия и нравственность в творчестве Пушкина. СПб., 2001.

112. Лихачев Д.С. Служение памяти. Эстетическая и нравственная роль памяти на примере поэзии Пушкина // Наш современник. 1983. № 3.

113. Лотман Ю.М. А.С. Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.

114. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.

115. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Пушкинский сборник. Псков, 1962.

116. Лотман Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина // Лотман Ю.М. Карамзин: Сотворение Карамзина. Статьи и исследования 1957— 1990. Заметки и рецензии. СПб., 1997.

117. Мазепа Н.Р. Е.А. Баратынский. Эстетические и литературно-критические взгляды. Киев, 1960.

118. Мазур Н.Н. Пушкин и «московские юноши»: вокруг проблемы гения // Пушкинская конференция в Стэнфорде: Мат. и исслед. М., 2001.

119. Майков Л. Пушкин: Биографические материалы и историко-литературные очерки. СПб., 1899.

120. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.

121. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976.

122. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С. Пушкин и Ф.И. Тютчев. М., 1976.

123. Макаровская Г.В. Самостоянье человека: Заметки о лирикег '

124. Пушкина 30-х годов // Литература и нравственные проблемы современности: Сб. статей. Саратов, 1983.

125. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М., 1969.

126. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). Л., 1982.

127. Малкина В.Я. Этический конфликт и драматические формы в произведениях А.С. Пушкин и А.А. Бестужева (Марлинского): «Выстрел» и «Вечер на бивуаке». Н. Новгород, 1998.

128. Мальчукова Т.Г. Античные и христианские традиции в поэзии А.С. Пушкина. Автореф. дис. д-ра филолог, наук. Новгород, 1999.

129. Манаенкова Е.Ф. Лицейская лирика Пушкина в аспекте эмоционального и рационального. Волгоград, 2002.

130. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

131. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

132. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1998.

133. Маркович В.М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма // Жуковский и русская культура: Сб. науч. трудов. М., 1987.

134. Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. М., 1997.

135. Маркович В.М. Книга Веселовского «В.А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения"» и ее судьба в отечественном литературоведении // Наследие А.Н. Веселовского: Исследования и материалы. СПб., 1992.

136. Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб., 1997.

137. Маркович В.М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма//Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений. Л., 1989.

138. Мейлах Б.С. Незавершенная литературно-эстетическаядекларация Пушкина 30-х годов // Вопросы изучения русской литературы XI-XX веков. М.;Л., 1958.

139. Мейлах Б.С. Поэзия декабристов. М., 1950.

140. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985.

141. Мейлах Б.С. Пушкин и его эпоха. М., 1958.

142. Мейлах Б. С. Пушкин и русская лирическая поэзия // Мейлах Б.С. Вопросы литературы и эстетики. Л., 1958.

143. Мейлах Б.С. Пушкин. «Искренность вдохновения», «ясная мысль», «истина чувств» // Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.

144. Мейлах Б.С. Творчество А.С. Пушкина: Развитие художественной системы. М., 1984.

145. Мейлах Б.С. Творчество как «исследование истины» и воплощение идеала. Пушкин. // Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л., 1969.

146. Мейлах Б.С. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. М.;Л., 1962.

147. Микешин A.M. К вопросу о жанровой структуре русской ром. балладе // Из истории русской и зарубежной литературы XIX-XX вв. Кемерово, 1973.

148. Митрополит Анастасий. Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви. М., 1991.

149. Могилянский А.П. Личность Пушкина. СПб., 1995.

150. Моторин А.В. Нравственно-воспитательные основы художественного творчества // Нравственно-воспитательные основы художественного творчества: Сб. ст. Великий Новгород, 2001.

151. Мораль и этическая теория. М., 1974.

152. Муравьева О.С. Неунаследованное наследство (Писатель и общество в концепции Пушкина) // Пути и миражи русской культуры: Сб. ст. СПб., 1994.

153. Муравьева О.С. Поэт, толпа и литературная критика. СПб., 1992.

154. Непомнящий B.C. Двадцать строк: (Пушкин в последние годы жизни и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.») // Вопросы литературы. 1965. №. 4.

155. Немировский И.В. Идейная проблематика стихотворения

156. Пушкина «Кинжал» // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1991. Т. XIV.

157. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М., 1987.

158. Новикова О.А. Нравственный идеал А.С. Пушкина. Красноярск, 2001.

159. Нравственно-воспитательные основы художественного творчества: Сб. ст. Великий Новгород, 2001.

160. Нравственно-эстетическая позиция писателя: Сб. ст. Ставрополь, 1991.

161. Нравственные искания: Сб. ст. Баку, 1992.

162. Озеров Л. Константин Николаевич Батюшков // Батюшков К.Н. Сочинения. М., 1955.

163. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987.

164. Покровский М.М. Пушкин и античность // Временник Пушкинской комиссии: Сб. науч. тр. М.;Л., 1939. Т. IV-V.

165. Пономарева Л.Г. Лицейская поэзия А.С. Пушкина как целостный художественный мир. Автореф. дис. канд. филолог, наук. Омск, 1998.

166. Портнова Н.А. Нравственный идеал лирики В.А. Жуковского // Вопросы русской, советской и зарубежной литература: Науч. труды Новосибирского гос. пед. Новосибирск, 1971.

167. Поспелов Н.С. Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. М., 1960.

168. Потопова Г.Е. Литературный образец и литературный быт в «Разговоре Книгопродавца с Поэтом» А.С. Пушкина // Концепция и смысл: Сб. ст. в честь 60-летия проф. В.М. Марковича. СПб., 1996.

169. Проскурин О.А. Батюшков и поэтическая школа Жуковского: (Опыт переосмысления проблемы) // Новые безделки: Сб. ст. к 60-летию В. Э. Вацуро. М.,1996.

170. Проскурин О. Поэзия Пушкина, или подвижный палимпсест. М., 1999.

171. Пушкин и его современники: Сб. науч. тр. СПб., 2002. Вып. 3 (42)

172. Пушкинская энциклопедия. М., 1999.

173. Пушкинская эпоха и христианская культура: По материаламтрадиционных Христианских Пушкинских чтений. СПб., 1994. Вып. 2, 4-6.

174. Рассадин Ст. Драматург Пушкин. Поэтика. Идеи. Эволюция. М., 1977.

175. Резников JI. Моцарт и Сальери (Заметки о нравственной природе искусства и позиции художника) // Резников JI. Гуманизм. Гражданственность. Мастерство: Статьи и исследования. Петрозаводск, 1973.

176. Робинов Ю.В. А.С. Пушкин на пути к богосыновству. Осознание греха. М., 2000.

177. Рождественский B.C. В созвездии Пушкина. М., 1972.

178. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. М., 2002.

179. Сакулин П.Н. Взгляд В.А. Жуковского на поэзию // Вестник воспитания. М., 1902. №. 5.

180. Самородский И.Г. Философия жизни и смерти в творчестве А.С. Пушкина (драматизм цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина») // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках: Ст. и тез. докл. науч. конф. Белгород, 2000.

181. Сандомирская В.Б. Из истории пушкинского цикла «Подражания древним» // Временник Пушкинской комиссии: Сб. науч. тр. 1975. Л., 1978.

182. Сандомирская В.Б. К вопросу о датировке помет Пушкина во второй части «Опытов» Батюшкова // Временник Пушкинской комиссии: Сб. науч. тр. 1972. Л., 1974.

183. Сахаров В.И. Под сенью дружных муз. М., 1984.

184. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

185. Семенко И. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

186. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

187. Слинько А.А. «Русская идея» в мировосприятии и творчестве А.С. Пушкина // Филол. записки: Вестн. литературоведения и языкознания. Воронеж, 1999. Вып. 12.

188. Словарь крылатых выражений Пушкина. СПб., 1998.

189. Словарь по этике. М., 1989.

190. Словарь языка Пушкина: В 4 т. М., 2000.

191. Смирнов А.А. Романтическая лирика А. С. Пушкина. М., 1994.

192. Смирнов А.А. Романтическая меланхолия в лирике А.С. Пушкина: Становление новых принципов изображения чувств // Романтизм: эстетика и творчество: Сб. науч. тр. к 80-летию со дня рождения Н.А. Гуляева. Тверь, 1994.

193. Смирнов А.А. Становление романтического идеала в лирике Пушкина//Вестн. Тамбов, 1999. Вып.2.

194. Соколянский М.Г. Ирония в романе «Евгений Онегин» // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1999. Т.58. № 2.

195. Соловейчик С.Л. Пушкинские проповеди. М., 1999.

196. Соловьев B.C. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990.

197. Старк В.П. Притча о сеятеле и тема поэта-пророка в лирике Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1991. Т. XIV.

198. Стенник Ю.В. Пушкин и русская литература 18 века. СПб., 1995.

199. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1974.

200. Степанов Н.Л. «Тайная свобода» в эстетике Пушкина // Кубань.1993. №9/10.

201. Сурат И.З. Личный опыт в лирике Пушкина и проблема построения биографии поэта. Автореф. дис. . д-ра филолог, наук. М., 2001.

202. Сурат И.З. Пушкин как религиозная проблема // Новый мир.1994. № 1.

203. Сурат И.З. Бочаров С.Г. Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002.

204. Таборисская Е.М. Тема поэзии в пушкинской лирике 1826-1836 годов // Анализ художественного произведения: Худож. произведение в контексте творчества писателя. М., 1987.

205. Танкиев А.Х. Этика, эстетика и народная культура горцев в кавказских произведениях А.С. Пушкина. Саратов, 1997.

206. Тартаковская Л.Д. Веневитинов. Личность. Мировоззрение. Творчество. Ташкент, 1974.

207. Тойбин И.М. «Тревожное слово». Воронеж, 1988.

208. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. М., 1990.

209. Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М., 1990.

210. Топоров В.Н. «Младой певец» и быстротечное время (к истории одного образа в русской поэзии первой трети XIX века) // Russian Poetics. Columbus; Ohio, 1983. (UCLA Slavic Studies. Vol. 4).

211. Тудоровская E.А. Поэтика лирических стихотворений Пушкина. СПб., 1996.

212. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.

213. Хетсо Г.Е. Баратынский. Жизнь и творчество. Осло, 1973.

214. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

215. Франк C.JI. Религиозность Пушкина // Пушкин: Суждения и споры. М., 1997.

216. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.

217. Фомичев С.А. Поэзия гражданского мужества // К.Ф. Рылеев. Сочинения. JL, 1987.

218. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. JI., 1986.

219. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. М., 1966.

220. Фризман Л.Г. Эволюция русской романтической элегии: Жуковский; Батюшков; Баратынский // К истории русского романтизма. М., 1973.

221. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М., 1955.

222. Черноиваненко Е.М. Пушкинские суждения о нравственной пользе поэзии и проблема смены типов культуры в России 1-й трети XIX в. // Вопросы творчества и биографии А. С. Пушкина: Тез. докл. и сообщ. обл. науч. конф. 16-18 мая 1989 г. Одесса, 1989.

223. Чо Ми Кен. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина и поэтов его времени. Автореф. дис. канд. филолог, наук. СПб., 2000.

224. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999.

225. Ширинкин В.И. Пушкин о нравственности в критике // Этические принципы русской литературы и их художественное воплощение: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1989.

226. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». СПб., 1996.

227. Шубин В.Ф. Поэты пушкинского Петербурга. Л., 1985.

228. Эйхенбаум Б.М. Карамзин // Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. Л., 1924.

229. Якубович В.П. Античность в творчестве Пушкина // Временник Пушкинской комиссии: Сб. науч. тр. М., 1941. Т. 6.

230. Янушкевич А.С. Лирика Жуковского // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. М., 1999. Т. 1.

231. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1988.

232. Mirsky D. S. Pushkin. New York, 1974.

233. Pratt S. Russian Metaphysical Romanticism. The Poetry of Tiutchev and Boratynskii. Stanford, 1984.

234. Sandler S. Distant Pleasures: Alexander Pushkin and the Writing of Exile. Stanford, 1989.

235. Willem G. Weststeijn. «Лирический Герой как прием». Russian Literature XXXIV. North-Holland, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.