Феномен человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века: на материале произведений А.С. Пушкина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Моисеева, Елена Георгиевна

  • Моисеева, Елена Георгиевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 161
Моисеева, Елена Георгиевна. Феномен человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века: на материале произведений А.С. Пушкина: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Моисеева, Елена Георгиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА В ПОЭТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИ A.C. ПУШКИНА.

1.1. «Срединная культура» как выражение содержания русской классической культуры.

1.2. Самооценка собственного творческого достоинства в «Памятнике»: проблема соотношения поэта и «черни».

1.3. Нравственный смысл судьбы человека в лирике позднего Пушкина: «природа» и «Бог» как центральные категории.

1.4. ««Свобода» и «счастье» как ведущие понятия, отражающие гуманистические идеалы русской культуры первой трети XIX века.

ГЛАВА II. ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕГО ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ.

2.1. Проблема нравственности человека в русской культуре первой трети XIX века: соотношение «разумного эгоизма» и нравственного долга в романе «Евгений Онегин».

2.2. Ценностное содержание русской культуры первой трети XIX века: нравственно-философское содержание «Маленьких трагедий»:.

2.3. Гуманизм и уважение к человеческому достоинству как идеальный образ политической власти: «Капитанская дочка».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века: на материале произведений А.С. Пушкина»

Актуальность темы исследования обусловлена теми социокультурными трансформациями, которые сегодня определяют развитие всей мировой культуры. Увеличение взаимосвязанности мира под влиянием глобализационных тенденций, уплотнение информационных потоков и ускорение общественного развития, кризис идентичности и повышение значимости исторического опыта - все это актуализирует роль классического наследия, в том числе, литературного. Важно то, что увеличение взаимообусловленности развития мира, подчинение многих тенденций социокультурного развития процессам формирования мировых организаций - транснациональных корпораций, Международного валютнЬго фонда, Всемирного банка, Всемирной торговой организации и т.п. - приводит к уменьшению значимости национального государства и национальной культуры. Этот факт как положительный отмечают многие исследователи (в частности, П.У. Престон и Б. Нейчман), которые говорят о формировании более оптимальной для осуществления экономической и межкультурной коммуникации, транснациональной или глобальной культуры. Между тем, сегодня становится очевидным, что универсализация возможна и эффективна в тех областях, которые связаны с цивилизационным развитием - в экономике и финансовой сфере. Те же области, которые связаны с культурной составляющей - идеология, политика, право, искусство и т.п. -то есть, все то, что связано с представлениями людей, исторической традицией, картинами мира и ценностными системами - универсализации не подлежит.

Напротив, в глобализирующемся мире существенно возрастает значимость тех форм, которые, обладая открытостью, предполагающей активную их вовлеченность в диалог культур, сохраняют способность и к сохранению собственной культурной специфики. И именно их своеобразие составляет наиболее ценную их часть, так как сама глобализация предполагает обмен как раз наиболее специфическими феноменами - не только экономического плана - товарами и технологиями (уникальными или наиболее дешевыми), но и культурного (фактами такой «культурной глобализации» стало не только распространение западной массовой культуры, но и японских манга и энимэ, восточных религий наподобие буддизма и т.п.). Такие возможности, предоставляемые именно национальными культурами, связаны с их содержанием. Образование национальных культур, которые начинают формироваться в XVIII веке, связано с появлением национальных государств, которые возникали как политические общности, объединяющие многие народы и этносы, образующие нации. Средством поддержания единства нации и становится национальная культура (в том числе, национальная литература), направленная на создание того единого для всех поля смыслов и значений (мифов, воспоминаний, символов, исторических событий, произведений литературы и искусства), которые выступают как своеобразные «гражданские религии». Для России как полиэтничной страны национальная культура, способствующая единству нации, становится одним из факторов ее активного и динамичного развития. И период развития русской культуры, относящейся к XIX веку, является принципиально значимым, так как именно в это время и сформировалась национальная культура России, обладающая общемировой значимостью.

Есть и еще один аспект, свидетельствующий о необходимости обращения к русской культуре XIX века. Это огромный дисбаланс между активностью технологического развития и внутренней духовной пустотой потребительского общества и «массового» человека, ценностный мир которого формируется под влиянием массовой культуры. В противовес унифицированным артефактам масскульта, обращающимся к толпе, массе, произведения «золотого века» русской культуры, и особенно произведения A.C. Пушкина, основаны на фундаменте глубокой духовности, всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории и миллионные тиражи изданий. В современном обществе, где значимость человека, в значительной степени, определяется его социальным статусом, особенно актуальным становится тот пласт русской культуры первой трети XIX века, который связан с воплощением проблемы человеческого достоинства. И несмотря на значительный массив исследований, посвященных творчеству и личности поэта, во времени происходит актуализация всё новых аспектов его творчества.

Степень научной разработанности проблемы. Интерпретации человеческого достоинства в творчестве классиков русской литературы «золотого века» до сих пор остаются малоизученными. При этом проблемы самоуважения, достоинства личности для русских мыслителей, философов, литераторов стали одними из центральных с начала XIX столетия. Об этом стали размышлять старшие (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, П.Я. Чаадаев и др.) и младшие современники Пушкина (В.Г. Белинский и А.И. Герцен, Е.А. Баратынский и И.В. Киреевский, братья И.С. и К.С. Аксаковы и др.).

Огромное воздействие A.C. Пушкина на российскую культуру исследовалось и исследуется такой областью научного знания как, пушкиноведение.

К числу выдающихся отечественных пушкиноведов относятся: П.В. Анненков, A.A. Ахматова, П.И. Бартенев, С.М. Бонди, Д.Д. Благой, В.В. Вересаев, князья П.А. Вяземский и П.П. Вяземский, С.С. Гейченко, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, П.Н. Милюков, Б.Л. Модзалевский, А.Ф. Онегин (Otto), H.A. Раевский, H.H. Скатов, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, И.Л. Фейнберг, В.Ф. Ходасевич, М.А. Цявловский, П.Е. Щёголев, Н.Я. Эйдельман. Их имена упоминаются во всех современных фундаментальных трудах, посвященных А.С.Пушкину.

В публикациях A.A. Аронова, A.B. Костиной, Н.И. Неженца, В.А. Ремизова, Т.Н. Суминовой, М.М. Шибаевой также затрагиваются проблемы, связанные с жизнетворчеством A.C. Пушкина и темой человеческого достоинства.

В работе учитываются научные исследования культурологов, историков, философов - JIM. Баткина, H.A. Бердяева, Я. Буркхарта, А.Х. Горфункеля, А.К. Дживелегова, В.М. Межуева, В.И. Рутенбурга, В.В. Шестакова, - посвященные осмыслению содержания гуманизма; Е.В. Боголюбовой, A.B. Гулыги, С.Н.Иконниковой, В.К.Кантора, Н.В. Мотрошиловой, И.С. Нарского, в которых раскрываются основания культуры XIX века - как западной, так и отечественной.

Большое внимание в работе уделяется тем исследованиям, в которых ставится и решается проблема духовности - это работы как представителей отечественной мысли - B.C. Барулина, H.A. Бердяева, Б.Н. Бессонова, Л.П. Буевой, Е.К. Быстрицкого, Н.П. Дубинина, Ю.А. Замошкина, И.А. Ильина, В.П. Иванова, В.П. Козловского, Р.И. Косолапова, В.Н. Ксенофонтова, С.Б. Крымского, Д.С. Лихачева, H.H. Моисеева, Ю.А. Огородникова, В.В. Рябова, А.И. Солженицына, Ю.В. Сычева, Н.Ф. Тарасенко, С.Л. Франка, В.Д. Шадрикова, так и исследования западных ученых и философов - М. Вебера, Г. Гегеля, И. Канта, К. Ясперса.

С опорой на эти исследования осуществляется в диссертации анализ гуманистической доминанты творчества Пушкина, проблема соотношения природы и культуры, отражение в мировоззрении героев Пушкина теории «разумного эгоизма». В диссертации учитывались работы Л.И. Вольперта, В.В. Сандомирской и других, в которых осмысливается связь творчества Пушкина с европейской традицией.

Большое внимание в современных исследованиях, посвященных русской культуре XIX века, уделяется феномену «срединной культуры», которая нашла наиболее яркое воплощение в творчестве A.C. Пушкина. Для отражения этого аспекта в работе учитывались труды A.C. Ахиезера, А.П. Давыдова, A.C. Панарина, А .Я. Флиера, которые рассматривают творчество A.C. Пушкина в соотнесении с феноменом «срединной культуры». Проблема ценностей и их иерархии, а также ценностный мир произведений Пушкина анализируются с опорой на работы С.Ф. Анисимова, Ю.Н. Давыдова, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Т.Ф. Кузнецовой, Г. Риккерта, И.Б. Роднянской, JI.H. Столовича, В.П. Тугаринова.

В работах Э.Г. Бабаева, М.М. Бахтина, Н.Я. Берковского, Д.Д. Благого, С.М. Бонди, В.В. Вересаева, P.A. Гальцевой, М.О. Гершензона, Л.Я. Гинзбург И.Н. Сиземской, раскрывается содержание личности Пушкина как носителя духа нации, обладающего такими сущностными чертами, как простота, безыскусственность, самоотречение, смирение, безграничная широта духа, способного к творческому приятию чужих и прошедших культур.

В XIX веке осмыслению философского и литературного творчества Пушкина положила начало известная статья религиозного философа, публициста и поэта Вл.С. Соловьева «Судьба Пушкина». В ней автор подчеркивает драматизм, даже трагизм личной судьбы поэта в свете его смертельной дуэли и нравственного выбора перед лицом вечности. В дальнейшем появились работы видных русских религиозных мыслителей, в чем-то развивающих положения Вл.С. Соловьева, а в чем-то спорящих с ними. Следует назвать среди них наиболее значительные: С.Н. Булгакова «Жребий Пушкина»; М.О. Гершензона «Мудрость Пушкина»; В.И. Иванова «Роман в стихах»; И.А. Ильина «Пророческое призвание Пушкина»; A.B. Карташева «Лик Пушкина»; Д.С. Мережковского «Пушкин»; В.В. Розанова «A.C. Пушкин»; П.Б. Струве «Дух и слово Пушкина»; Г.П. Федотова «Певец империи и свободы», «О гуманизме Пушкина», «Религиозность Пушкина»; Л. Шестова «A.C. Пушкин».

Исследование непосредственно темы человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века на настоящий момент представляется мало изученным. Мы опирались на фундаментальные труды A.A. Григорьева, P.A. Гальцевой, М.О. Гершензона, В.А. Касатонова, Д.С. Лихачева, B.C. Непомнящего, В. Резникова, А.П. Скафтымова, H.H.

Страхова, П.Б. Струве, A.A. Ухтомского, в которых представлена разработка проблемы духовных оснований творчества Пушкина.

Объект исследования: феномен человеческого достоинства как атрибут высокой духовности, его интерпретация в произведениях A.C. Пушкина.

Предмет исследования: русская культура первой трети XIX века как основание для формирования проблемы человеческого достоинства.

Цель исследования: определить содержание понятия «человеческое достоинство» в русской культуре первой трети XIX века на материале произведений A.C. Пушкина.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие «срединная культура» как выражающее содержание русской культуры первой трети XIX века и влияние на формирование этого феномена творчества A.C. Пушкина.

2. Проанализировать понятия «поэт», «чернь», «народ», используемые Пушкиным, и выявить их содержание.

3. Выявить смысл оппозиции «природа» - «Бог», ярко проявляющей себя в произведениях «Анчар» и «Пророк».

4. Определить содержание понятий «свобода» и «счастье» в русской культуре первой трети XIX века на примере творчества A.C. Пушкина.

5. Проанализировать характер выражения историко-национальных традиций и семейных ценностей в русской культуре и творчестве A.C. Пушкина.

6. Проанализировать противопоставление достоинств человека, таких, как щедрость души, честь, совестливость, самым страшным порокам человеческой натуры - скупости, властолюбию, жестокости, цинизму, бесцельности бытия (на примере «Маленьких трагедий»).

7. Выявить причины обращения A.C. Пушкина в его позднем творчестве к теме «милости».

Теоретико-методологические основы исследования определяются целью работы и ее основным содержанием. Ведущим принципом исследования является культурологический, который состоит в комплексности, системности, интегративности, стремлении к синтезу различных парадигмальных подходов. В качестве базовых в диссертации рассматриваются труды A.C. Ахиезера, С.Н. Иконниковой, И.В. Кондакова, A.B. Костиной, Т.Ф. Кузнецовой, В.М. Межуева, A.C. Панарина, В.М. Розина, А.Я. Флиера, H.A. Хренова, И.Г. Яковенко, в рамках которых в большей или меньшей степени выражены важные для данной работы теоретические положения. Методологическую и теоретическую основу диссертации составили также важнейшие философские, культурологические и литературоведческие труды, в которых исследуются проблемы творчества A.C. Пушкина: М.М. Бахтина, P.A. Гальцевой, A.A. Григорьева, Г.А. Гуковского, А.П. Давыдова, Е.И. Косталевской, Д.С. Лихачёва, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, B.C. Непомнящего, М.А. Новиковой, В.П. Резникова, И.Б. Роднянской, Ю.Н. Чумакова и др. В исследовании учитываются также труды современников A.C. Пушкина - братьев И.С. и К.С. Аксаковых, Е.А. Баратынского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, И.В. Киреевского, П.Я. Чаадаева и др., а также мыслителей рубежа XIX-XX вв. - С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, Вл. Соловьева, Г.П. Федотова, Л. Шестова, в которых нашли отражение духовные аспекты творчества поэта.

Методы исследования. В качестве основных методов, используемых в диссертационном исследовании, выступают сравнительно-исторический метод, метод функционального анализа, метод реконструкции и интерпретации культурных текстов, а также аксиологический подход. Научный поиск в диссертации осуществляется в соответствии с-базовыми положениями диалектического метода познания и реализует принципы историзма, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Проанализированы «медиальные» смыслы в русской культуре XIX века и их выражение в творчестве A.C. Пушкина, обогатившие русскую культуру первой трети XIX века и повлиявшие на все ее последующее развитие.

2. Проанализирован смысл антитезы «поэт» - «чернь», часто используемой Пушкиным, а также «народ» - «чернь», где понятие «народ» используется как в негативном значении, отождествляясь с «чернью», так и в позитивном, выступая как воплощение духа русской культуры.

3. Выявлен смысл оппозиции «природа» - «Бог», ярко проявляющей себя в произведениях «Анчар» и «Пророк», где понятие «Бог» фактически отождествляется с понятием «культура» и наделяется сходными значениями, будучи связанным с явлениями духовной жизни.

4. Определено, что в творчестве A.C. Пушкина ведущими становятся такие понятия, отражающие его гуманистические идеалы, как «свобода» и «счастье».

5. Выявлено, что в основе воплощения проблемы нравственности человека в романе «Евгений Онегин» лежит противопоставление морали «разумного эгоизма» и нравственности, исходящей из общечеловеческих оснований любви и долга.

6. Обосновано, что духовным основанием русской культуры первой трети XIX века являются историко-национальные традиции и семейные ценности, выступающие в качестве залога «общественного благополучия».

7. Доказано, что для русской культуры первой трети XIX века идеалом государственной жизни является политика, основанная на человечности, нравственности, милосердии, уважении к человеческому достоинству.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в определении содержания понятия «человеческое достоинство» в русской культуре первой трети XIX века, в том числе, в творчестве A.C. Пушкина, не приемлющего натурфилософскую установку «разумного эгоизма» и опирающегося в его понимании на гуманистические принципы отношения к человеку, основанные на любви и чести. Основные теоретические положения диссертации могут быть использованы в дальнейшем научном исследовании духовно-нравственных оснований русской культуры первой трети XIX века.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в разработке проблемы духовно-нравственных традиций русской культуры как фактора повышения современного культурного уровня, а также в учебном процессе в рамках преподавания курсов по теории и истории культуры, истории отечественной литературы в высших учебных заведениях по специальности «Культурология».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование «Феномен человеческого достоинства в русской культуре первой трети XIX века (на материале произведений A.C. Пушкина)» соответствует п. 15 «Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества», п. 23 «Личность и культура» паспорта специальности 24.00.01 - «Теория и история культуры» (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту: 1. В русской культуре XIX века сформировался феномен «срединной культуры». Ее содержание связано с формированием личности нового типа, настроенной не на воплощение традиционно-общинных смыслов, связанных с религиозной традицией, а на реализацию творческого потенциала, основанного на ценностях гуманизма. Подобные «медиальные» зоны ярко проявляют себя в творчестве Пушкина. Они образуются при сопоставлении сакрального и профанного, «верха» и «низа» как ценностных доминант культуры, жизни и смерти, свободы и принуждения, вольницы и тирании. Эти смыслы обогатили содержание русской культуры первой трети XIX века и повлияли на все ее последующее развитие.

2. В творчестве A.C. Пушкина Поэт часто противопоставляется «народу» и «черни». Использование двух последних понятий в одном ряду не означает их идентификации - в негативном плане эти понятия используются не как социологические категории, а как социально-нравственные, образующие единый смысловой ряд с такими понятиями, используемыми поэтом, как «глупцы» и «посредственность». Народ же как воплощение духа «всей Руси великой» выступает в качестве определенной интегральной категории, обладающей позитивным ценностным значением. «Черни» противостоит Поэт, который обладает высоким творческим духом и призван проявлять в человеке всё человечное, «пробуждать добрые чувства», развивать в нем внутреннюю, духовную свободу - основу его человеческого достоинства.

3. В лирике позднего A.C. Пушкина понятия «природа» (ведущее слово «Анчара») и «Бог» (ключевое слово «Пророка») выступают в качестве центральных категорий. Отождествление в оппозиции «природа - культура» понятий «культура» и «Бог» позволяет сделать вывод о том, что культура для Пушкина - то, что связано с духовной жизнью - со способностью творить, даваемой Богом, и «прорастать» в других своими идеями и стихами. Природа же рассматривается как не одухотворенная, не обладающая гуманистическим содержанием, а, значит, связанная с одиночеством, страданием, гибелью. По мысли Пушкина, в мире вне Бога не может проявляться и человеческое достоинство.

4. В поэтической антропологии A.C. Пушкина ведущими становятся понятия свободы и счастья, отражающие его гуманистические идеалы. Пушкин понимает свободу в духе гуманистов эпохи Возрождения - как способность человека творить самого себя и как основное условие подобного творения. Свобода и счастье избыточного творчества, жизнеутверждающий оптимизм и возвышение человека до уровня Бога, ощущение радости жизни во всех ее проявлениях - эти основные доминанты мироощущения Пушкина позволяют рассматривать его мировоззрение как гуманистическое. В этом проявляется уникальность творчества A.C. Пушкина, представляющего особое направление в русской литературе первой трети XIX века, развивающейся, ■ по преимуществу, в русле просветительских идей и направленной на разрешение социальных проблем - сострадания к «униженным и оскорбленным», скорби по поводу несовершенства мира, жажды спасения.

5. Важнейшими духовными основаниями в границах русской культуры первой трети XIX века являются те, которые выступают залогом «устойчивости» и условием «общественного благополучия». Это связь с национальной традицией и историческим прошлым (с «умной стариной»); принятие веками существующего порядка («общего закона»); поэтизация домашнего очага как один из самых дорогих идеалов поэта, ориентация на семейные ценности как опору и залог нравственного здоровья личности и нации, как незыблемые основы человеческого бытия. Воплощением этих ценностей становится в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» семейство Лариных.

6. Достоинство человека в иерархии ценностей русской культуры первой трети XIX века находится на одном из первых мест. Его - вместе с радостью творчества, совестливостью, щедростью души, честью A.C. Пушкин противопоставляет самым страшным порокам, порожденным человеческой натурой - скупости, сребролюбию, властолюбию, жестокости, равнодушию, цинизму, бездуховности, бесцельности бытия. В «Маленьких трагедиях» поэт доказывает, что отторжение «правоты неба» неизбежно приводит к преступлению, гений же — как «священный дар» -всегда несовместим со злодейством.

7. Для русской культуры первой трети XIX века в качестве одной из наиболее острых выступала проблема государственного устройства и принципов политической власти. A.C. Пушкин утверждает в своем творчестве, что исторический прогресс неотделим от человечности, нравственности, милосердия. Тема «милости» становится одной из основных для позднего Пушкина, она выражает для него мечту о формах государственной жизни, основанной на подлинно человеческих, гуманных отношениях. Таким образом, в основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность, гуманность, уважение к человеческому достоинству в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность.

Апробация результатов исследования.

1. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 10 публикациях (в том числе 5 - в 4 журналах, входящих в перечень изданий ВАК при Минобрнауки РФ).

2. Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию на различных научных мероприятиях:

- конференции, посвященной 185-летию со дня рождения А.П.Боголюбова и 90-летию со дня основания библиотеки его имени (Москва, 27 марта 2009 г.);

- восьмом форуме публичных библиотек России «Библиокараван-2009»

Москва, 16 сентября 2009 г.), и др.

3. Результаты диссертационного исследования внедрены:

- в деятельность Управления культуры Западного административного округа г. Москвы;

- в практику социально-культурной деятельности Московского института социально-культурных программ;

- в процесс подготовки к урокам и во внеклассную-работу с учащимися ГОУ СОШ № 1113 г. Москвы по дисциплинам «Мировая художественная культура», «Введение в русское искусство».

4. Диссертация прошла обсуждение и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 28 февраля 2012 г. (протокол № 6).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Моисеева, Елена Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Тема человеческого достоинства занимает особое место в русской культуре начала XIX века, она стала центральной и в произведениях Пушкина, что и определило в дальнейшем - и в классической, и в современной литературе - особенности интерпретации этого понятия. Произведения А. С Пушкина отличаются редкой духовной глубиной и оригинальностью решения той или иной морально-нравственной проблематики, а также высоким гуманистическим пафосом. Осознание данной проблематики необходимо для адекватного понимания происходящих в отечественной культуре процессов.

В традиции русской культуры феномен человеческого достоинства понимался широко и многозначно, прежде всего - как основополагающее условие и средство вочеловечения, нравственного совершенствования. В этом смысле творчество Пушкина представляет общекультурную систему духовных координат, вобравшую в себя лучшее из мирового литературного, культурного и философского опыта. Русская антропология (в том числе Пушкина) не стоит в стороне от традиции европейской и мировой культуры, однако многое в произведениях великих русских писателей и мыслителей первой половины XIX века не имеет аналога в западноевропейской мысли. Одной из таких типично русских является проблема человеческого достоинства.

2. Творчество A.C. Пушкина является составляющей того типа культуры, который начал отчетливо проявлять себя в России начала XIX века. Исследователи обозначили этот тип культуры, как «срединный». Основным признаком «медиальности» у Пушкина стало обращение к проблеме активной, творческой, преобразующей мир личности. Человеческое пространство, как пространство срединное между Землей и Небом, позволило Пушкину совместить те смыслы, которые выступали антиномичными, найдя между ними «третье», «срединное» пространство. Такие медиальные зоны в творчестве Пушкина связаны с сопоставлением небесного и земного; «смертности» и «бессмертия»; «истины» и «обмана», «свободы» и «несвободы»; «природы» и «Бога»; «божьей правды» и «народной правды»; народа как «черни» и народа как носителя духовности.

3. Для Пушкина ключевой была проблема Поэта и «черни». Понятие «чернь» Пушкиным используется не как социологическое, отражающее сословную принадлежность этой группы, а этическое. Этим термином Пушкин обозначал тех, кто живет бездуховной жизнью, кто воспринимает высокое искусство лишь как повод для наслаждения или «исправления вкусов» и характеров. Понятие «чернь» у Пушкина часто сопрягается с понятием «народ». Такая синонимия эпизодична - здесь народ понимается как социальная группа, обладающая характеристиками «черни». Там же, где Пушкин говорит о духовной жизни Руси, там, где он говорит об истории, там он понятие «народ» применяет как обозначающее интегральную общность, обладающую высоким духовным потенциалом, и к славе такого «народа» он стремится. Поэт же для него - воплощение совести народа, обладающий «даром Божьим» и «гласом Божьим», тот, кто может поднимать те вопросы, которые являются наиболее болезненными, но самыми актуальными.

4. 1823 год был отмечен для Пушкина кризисом политических надежд, связанных с европейскими революциями, и, в то же время, он совпал с явно намечающимся переломом в его поэтическом пути. Понятие об отношении свободы и жизни подвергается переосмыслению. В работе показано, что в пушкинской поэзии последнего десятилетия (после 1825 года) значительно уменьшается частота употребления слова «свобода», зато повышается собственно пушкинская его содержательность, оно становится словом индивидуального пушкинского поэтического контекста, обретающим новое, истинно пушкинское содержание. Свобода всё более осознается как высочайшая, абсолютная ценность, без которой немыслимы ни достоинство человека, ни сама жизнь; она является метафизической основой жизни

Понимание Пушкиным свободы как способности создавать мир вокруг себя и самого себя в процессе этого творения собственный мир и как основное условие подобного творения, сопряжение этого понятия с понятием творчества позволяет говорить о Пушкине как о представителе гуманизма. Радость бытия, напряженное стремление к самоосуществлению, тяга к свободе - все эти качества отличают творчество Пушкина от всей русской литературы, просветительской по своему содержанию. Но обретение свободы, подлинного человеческого достоинства предполагает сознательное уединение, исполненное труда собственного просвещения («в просвещении стать с веком наравне»), серьезных размышлений о жизни, о самом себе («Чаадаеву», 1821). Обогащение своего сознания достижениями мировой культуры («коллективного ума человечества», по Лотману) - непременное условие духовного развития и самоуважения.

5. В романе «Евгений Онегин» Пушкин ставит проблему нравственности человека, которая проявляется в проблеме выбора между «разумным эгоизмом» и нравственным долгом. Эту проблему автор решает при помощи сопоставления образов Онегина и Татьяны. Разумный эгоизм становится воплощением натуралистической морали, которая формулируется в эпиграфе к четвертой главе «Онегина»: «Нравственность - в природе вещей». Ориентация в понимании и разума, и морали на природу приводит к восприятию всех целей и ценностей человека как естественных (а для человека - это, прежде всего, счастье). Учение о счастье - эвдемонизм -тесно сопрягается с теорией разумного эгоизма с его основным постулатом: «Все разумное естественно, а потому нравственно». Однако в романе показано, что разумный эгоизм ведет к нравственному релятивизму, к «скучной проповеди», к абстрактному морализму. • Разумному эгоизму Онегина противостоит чувство Татьяны, которая в жизни подчиняется нравственному долгу. Основы нравственного здоровья Татьяны связаны с ее причастностью к традиционным ценностям - семье, домашнему очагу, законам «умной старины».

6. В «Маленьких трагедиях» Пушкин, исследуя мир своих героев, фактически создает определенную систему ценностей. Негативные характеристики основных героев позволяют Пушкину утвердить ту ценностную иерархию, которая обладала фактической значимостью для него самого. Наиболее актуальными из них стали: совестливость, честь, нестяжательство, подчиненность высоким идеалам, духовность, способность относиться к человеку исходя из его личностных качеств, а не социального положения, уважение к человеческому достоинству, наличие идеала, человеческое достоинство, способность чувствовать священность дара жизни и таинства смерти, наличие высокой цели в жизни, бескорыстие, человечность.

7. Пушкин в начале 1830-х годов от чисто политического понимания свободы пришел к убеждениям, весьма характерным для продолжателей декабристской мысли. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал, что свобода, понимаемая как личная независимость, как полнота политических прав, в равной мере нужна и народу и дворянской интеллигенции, утратившей антинародные феодальные привилегии, но сохраняющей свободолюбивую традицию. Разные по образу жизни, интересам и нравственным идеалам миры дворянский и крестьянский имеют, естественно, и разные представления о государственной власти. И у дворян, и у крестьян есть своя концепция законной власти и свои носители этой власти, которых каждая сторона с одинаковыми основаниями считает законными. Несмотря на эти противоречия, Пушкин стремится доказать, что исторический прогресс неотделим от человечности, нравственности, милосердия. Эта идея раскрывается на примере судьбы главных героев - Маши и Гринева, - которая подвергается опасности, оказываясь подчиненной принятым внутри данной политической системы, но бесчеловечным по сути законам. Тема «милости» становится одной из основных для позднего Пушкина, она выражает для него мечту о формах государственной жизни, основанной на подлинно человеческих, гуманных отношениях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Моисеева, Елена Георгиевна, 2012 год

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Собр. соч. - В 4 т. - М.: 1987.-Т. 4.

2. Аронов A.A. Пушкин в истории русской культуры. М.: Экон-Информ, 2007.-С. - 184.

3. Аронов A.A. Историографы русской культуры: Биографический энциклопедический словарь. М.: Экон-Информ, 2011. - С. - 323.

4. Аронов A.A. Пушкин в истории отечественной культуры. М.: Экон-Информ, 2007. - С. - 196.

5. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования. Взгляд из России. //Вопросы философии. 1995. №5, 1998. №2.

6. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России) Т.П. Теория и методология. Словарь. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998 - С. - 600.

7. Ахматова A.A. О Пушкине. Статьи. -М.: 1985.

8. Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX века. М.: 1984.

9. Баратынский Е.А. Стихотворения. Письма. М.: 1984.

10. Бахтин М.М. К переработке книги о Достоевском.// М.: 1986. - С. -354.

11. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: 1963. - С. - 326.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: 1986. С. -346.

13. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Собр. соч. В9т.-М.: 1982.-Т. 8.

14. Белинский В.Г. Письма 1829-1848 // Собр. соч. В 9 т. М.: 1982. - Т. 9.

15. Белинский В.Г. Письма. Т. 1-3. Пг.: 1914.

16. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 8 и 9. «Евгений Онегин» // Собр. соч. В 9 т. М.: 1981. - Т. 6.

17. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине // Собр. соч. В 9 т. М.: 1981. - Т. 6.

18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. М.: 1953 - 1955.152

19. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: 1993.

20. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Париж: 1939.

21. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л.: 1975.

22. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М.: 1955.

23. Благой Д.Д. Стихотворения Пушкина. М.: 1982.

24. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.: 1950.

25. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М.: 1967.

26. Блок A.A. Записные книжки. М.: 1965.

27. Блок A.A. Об искусстве. М.: 1988.

28. Бонди С.М. О Пушкине. М.: 1978.

29. Боровой С.Я. Об экономических воззрениях Пушкина в начале 1830-х гг. // Пушкин и его время. Выпуск 1. Д.: 1962.

30. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. М.: 1974.

31. Булгаков С.Н. Жребий Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

32. Вересаев В.В. Пушкин в жизни. М.: 1990.

33. Вольперт Л.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе. Таллин: 1980.

34. Вяземский П.А. Поэма Пушкина «Кавказский пленник» // «Сын Отечества». 1822. - № 49. - С. 124.

35. Гальцева P.A. По следам гения // Пушкин в русской философской критике. Конец XIX- первая половина XX вв. М.: 1990. - С. - 125.

36. Гальцева P.A. Пушкин и свобода человека // Пушкин и современная культура. М.: 1996. - С. 256.

37. Гегель Г. Эстетика. М.: 1968. - Т. 1.

38. Герцен А.И. Былое и думы // Собр. соч. В 9 т. Т. 4, 5, 6. - М.: 1956.

39. Герцен А.И. Собрание сочинений. В 9 т. М.: 1955 - 1958.

40. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

41. Гёте И.В. Из моей жизни. Поэзия и правда // Собр. соч. В 10-ти т. М.: 1976. - Т. 3.

42. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть A.C. Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарий. Д.: 1977.

43. Гинзбург JT. О лирике. Л.: 1974.

44. Гинзбург JI.Я. О психологической прозе. JI.: 1971.

45. Гоголь Н.В. О лиризме наших поэтов // A.C. Пушкин в воспоминаниях современников. М.: 1985. - С. 305.

46. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность // A.C. Пушкин в воспоминаниях современников. М.: 1985.-С. 307.

47. Горький A.M. История русской литературы. М.: 1939.

48. Григорьев A.A. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Составление и комментарии А. В. Белова. М.: Институт русской цивилизации, 2008.

49. Григорьев A.A. Искусство и нравственность. М.: 1986. - С. 228.

50. Григорьев А. А. Литературная критика. М.: 1983.

51. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: 1957.

52. Давыдов А.П. «Духовной жаждою томим». A.C. Пушкин и становление «срединной культуры» в России. М.: 1999 - С. 255

53. Давыдов А.П. «Массовый утилитаризм как импульс динамики общества»//Общественные науки и современность. 1998. №6.- С. 60.

54. Давыдов Ю.Н. Ценности семьи и романтический культ «страсти» // Этическая мысль. М.: 1988. - С. 96.

55. Даль В.И. Словарь русского языка. В 4 т. - М.: 1988.

56. Дарский Д. Маленькие трагедии Пушкина. М.: 1915.

57. Державин Г.Р. Избранные произведения. М.: 1979.

58. Достоевский Ф.М. ПСС. В 30 т. Л.: 1976 - 1985.

59. Достоевский Ф.М. «Дневник писателя» на 1880 год (Август) // ПСС. В 30 т.-Л.: 1984.-Т. XXVI.

60. Достоевский Ф.М. Статьи и материалы / Под р.ед. A.C. Долинина. -Пг.: 1922.-Сб. 1.

61. Жуковский В.А. Стихотворения и письма. М.: 1958.

62. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 ч. В 4 кн. Л.: 1991.

63. Иванов В.И. Роман в стихах // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

64. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Мюнхен: 1958.

65. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

66. Кантор В.К. В поисках личности. Опыт русской классики. М.: 1994.

67. Карташев A.B. Лик Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

68. Касатонов В.А. Нравственный смысл «Капитанской дочки» // «Наш современник». 2003. - № 4. - С. 117.

69. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о, его отношении к просвещению России. М.: 1998.

70. Киреевский И.В. Нечто о характере поэзии Пушкина II Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: 1998. - С. 161.

71. Ключевский В.О. Сочинения. В 8 т. - М.: 1959.

72. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М.: 1991.

73. Кожинов В.В. Тютчев. 2-е изд. - М.: 1994.

74. Комина Р.В. Над страницами русской классики. М.: 1991.

75. Косталевская Марина. Дуэт, диада, дуэль («Моцарт и Сальери»). М.: 1996.

76. Костина A.B. Культурология. М., 2009. С.245.

77. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. - С. 275.

78. Леонтьев К.Н. Сочинения. М.: 1997.

79. Лесков Н.С. Собр. соч. В 11 т. М.: 1958.

80. Лихачев Д.С. Заметки о русском. «Новый мир». - 1980. - № 3. - С. 154.

81. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: 1970.

82. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М.: 1990.

83. Лосев А.Ф. Жизнь. Повести, рассказы, письма. СПб.: 1993.

84. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Л.: 1982.

85. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: 1997.

86. Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. СПб.: 1997.

87. Лотман Ю.М. Роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. -Л.: 1983.

88. Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. М.: 1981.

89. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М.: 1956.

90. Межуев В.М. Идея культуры. М.: 2007.

91. Мейлах Б. Художественное мышление Пушкина как творческий процесс. М.: 1962.

92. Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: 1995.

93. Мережковский Д. Л. Пушкин // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

94. Мировое значение русской литературы XIX века. М.: 1987.

95. Михайлов A.B. Итоги // Наш современник. 1990. № 12. С. 147.

96. Михайлов A.B. Языки культуры. М.: 1997.

97. Монтень М. Опыты. В 3 т. - М.: 1992.

98. Монашеское делание. Сборник поучений святых отцов и подвижников благочестия. М.: 1991.

99. Мориак Ф. Молодой человек. М.: 1969.

100. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба: Над строками духовной биографии Пушкина. М.: 1987.

101. Непомнящий B.C. Пушкин. Избранные работы 1960-х 1990-х гг. В 2 т. -М.: 2001.

102. Ницше Ф. Посмертные афоризмы // Злая мудрость. Афоризма и изречения. М.: 1993.

103. Новикова М.А. Пушкинский космос. М.: 1995 (серия «Пушкин в XX веке», выпуск 1 ).

104. Оксман Ю.Г. От «Капитанской дочки» A.C. Пушкина к «Запискам охотника» И.С. Тургенева. Саратов: 1959.

105. Островский А.Н. ПСС. В 15 т. М.: 1952 - 1954.

106. Палиевский П.В. Русские классики: Опыт общей характеристики. -М.: 1987.

107. Панарин A.C. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М., ИФ РАН: 2005.-С. 188.

108. Паскаль Б. Мысли. М.: 2005.

109. Петрунина H.H., Фридлендер Г.М. Над страницами Пушкина. Д.: 1984.

110. Петрунина H.H. Проза Пушкина: Пути эволюции. -Д.: 1987.

111. Ш.Писарев Д.И. Прогулка по садам российской словесности // Собр.соч. В 4 т.-М.: 1956.

112. Писарев Д.И. Пушкин и Белинский. «Евгений Онегин» // Соч. В 4 т. -М.: 1956.-Т. 3.

113. Платон. Собрание сочинений. В 3 т. - М.: 1987.

114. Погодин М.П. Новая поэма Пушкина «Кавказский пленник» // «Вестник Европы». 1823. - № 1. - С. 145.

115. Позов A.C. Метафизика Пушкина. М.: 1998. (Серия «Пушкин в XX веке», выпуск 5).

116. Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

117. Пушкин и его время. Л.: 1962.

118. Пушкин и современная культура. М.: 1996.

119. Пушкин. Исследования и материалы. Л.: 1963 1987.

120. Пушкин. Итоги и проблемы изучения. М.: 1966.

121. Пушкин A.C. Евгений Онегин // ПСС. В 10 т. Л.: 1978. - Т. 5.

122. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений. В 10 т. - Изд. 4-е. - Л.: 1977- 1979.

123. Пушкина A.C. «Моцарт и Сальери», трагедия М.: 1997 (серия «Пушкин в XX веке», выпуск 3).

124. Пушкин A.C. В воспоминаниях современников. В 2 т. - М.: 1985.

125. Резников Вячеслав. Размышления на пути к вере (О поэзии A.C. Пушкина). -М.: 1997.

126. Роднянская И.Б. Поэтическая афористика Пушкина и идеологические понятия наших дней // Пушкин и современная культура. М.: 1996.

127. Розанов В.В. A.C. Пушкин // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

128. Розанов В.В. Пушкин и Гоголь. М.: Республика, 1996. - С. 139.

129. Розанов В.В. Около церковных стен. В 2-х т. СПб.: 1906. - Т. 2.

130. Розанов В.В. Опавшие листья. СПб.: 1913; Короб 2-й. Пг.: 1915.

131. Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: 1991.

132. Салтыков-Щедрин М.Е. ПСС. В 18 т. М.: 1937 - 1939.

133. Сандомирская В.В. «Естественный человек» и общество. «Кавказский пленник» в творчестве поэта // «Звезда». 1969. - № 6. - С. 185-191.

134. Сент-Экзюпери А. Д. Планета людей. Избранное. Мн.: 1976.

135. Скатов H.H. Русский гений. М.: 1987.

136. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: 1972.

137. Словарь по этике / Под ред. A.A. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. -М.: 1989.

138. Соловей Н.Я. Роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин». М.: 1981.

139. Соловьев B.C. Судьба Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

140. Соловьёв B.C. Сочинения. В 2-х т. М.: 1990.

141. Соловьев B.C. Судьба Пушкина // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: 1991.

142. Степанов H.JI. Лирика Пушкина.-М.: 1974.

143. Степанов Н.Л. Проза Пушкина. М.: 1962.

144. Страхов H.H. Из истории литературного нигилизма 1861 1865. -СПб.: 1890.

145. Струве П.Б. Дух и слово Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

146. Тарасов Б.Н. В мире человека. М.: 1986.

147. Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). М.: 1999.

148. Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников. В 2 т. М.: 1978.

149. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. В 2 т. М.: 1978.

150. Толстой Л.Н. ПСС. В 90 т. М.: 1939 - 1957.

151. Ш.ТомашевскийБ. Пушкин. М.; Л.: 1956- 1961. - Кн. 1, 2.

152. Тургенев И.С. Собрание сочинений. В 12 т. М.: 1975 - 1979.

153. Устюжанин Д.Л. «Маленькие трагедии» A.C. Пушкина. М.: 1974.

154. Ухтомский A.A. Интуиция совести: Письма^ Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: 1996.

155. Ухтомский A.A. Письма к ученикам // Пути в незнаемое. Сб. 10-й. -М.: 1973.

156. Федотов Г.П. О гуманизме Пушкина // Пушкин в русской философской критике. -М.: 1990.

157. Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

158. Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» A.C. Пушкина. М.: 1984.

159. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: 1989.

160. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: 2001.

161. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: 1990.

162. Франк С.JI. Пушкин как политический мыслитель // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

163. Франк C.J1. Религиозность Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М.: 1990.

164. Франк C.J1. Религия любви // Франк C.JI. С нами Бог. Париж: «Ymca-Press», 1964. - С. 207-223.

165. Франкл В.-Э. Человек в поисках смысла. М.: 1990.

166. Хрестоматия по Древнерусской литературе. М.: 1986.

167. Цветаева М.И. Мой Пушкин. М.: 1981.

168. Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества A.C. Пушкина. М.: 1951.

169. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.: 1975.

170. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. В 16 т. М.: 1950.

171. Чехов А.П. О литературе. М.: 1955.

172. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: 1960 -1964.

173. Чехов А.П. Собрание сочинений. В 12 т. М.: 1962 - 1964.

174. Чумаков Ю.Н. Ремарка и сюжет (К истолкованию «Моцарта и Сальери») // «Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина. М.: 1997 (серия «Пушкин в XX веке», выпуск 3).

175. Шаталов С.Е. Герои романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин». М.: 1986.

176. Швейцер А. Культура и этика. М.: 1973.

177. Шердаков В.Н. Размышления о любви и нравственном долге // Этическая мысль. -М.: 1988. С. 178.

178. Шестов Л. A.C. Пушкин // Пушкин в русской философской критике. -М.: 1990.

179. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л.: 1991.

180. Эйдельман Н.Я. Пушкин: История и современность в художественном сознании поэта. М.: 1984.

181. Эккерман. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М.: 1995.

182. Bayly J. Pushkin: A comparativ commentary. Cambridge: 1971.

183. Schweitzer A. Le problème de Tetique dans revolutions de la pensee humaine. Paris: 1952.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.