Феномен духовности, бытие и ценность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор философских наук Некрасова, Нина Андреевна

  • Некрасова, Нина Андреевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2002, Иваново
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 313
Некрасова, Нина Андреевна. Феномен духовности, бытие и ценность: дис. доктор философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Иваново. 2002. 313 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Некрасова, Нина Андреевна

Введение.

Глава 1. Историко-философские интерпретации, основные подходы и методологические принципы исследования феномена духовности.

1.1. Представления о духовности в западноевропейской философии.

1.2. Рассмотрение проблемы духовности в отечественной философии.

1.3. Основные подходы к трактовке духовности.

1.4. Методологические принципы анализа проблемы духовности.

Глава 2. Феноменология духовности.

2.1. Духовность как феномен личностного бытия.

2.2. Дух - субъективное состояние сознания.

2.3. Жизнедеятельное начало человеческого существования.

2.4. Духовность как ценностное бытие личности.

Глава 3. Духовность как личностное бытие.

3.1. Внутренний мир человека: его структура и сущность.

3.2. Душевный мир индивида.

3.3. Творческое начало человеческого духа.

3.4. Духовное совершенствование личности.

Глава 4. Сущностные особенности духовности.

4.1. Направляющее начало духовности.

4.2. Нравственность как ядро духовности.

4.3. Выражение природы и сущности духовности.

4.4. Особенности духовного становления индивида.

Глава 5 Бытие объективированного человеческого духа.

5.1. Социальное творчество как проявление духовности.

5.2. Основные ценности общественного духовного бытия.

5.3. Любовь как сущностное выражение духовности.

5.4. Типология духовности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен духовности, бытие и ценность»

Обострение глобальных проблем человечества говорит о том, что оно входит в точку бифуркации и должно быть экономически, социально, политически, культурно и психологически подготовлено к этому вхождению.

Одновременно с этим человечество переживает период «научной революции», когда коренной оценке подвергается место и роль науки в жизни общества. Современная ситуация напоминает период возникновения науки в Древней Греции, или её возрождение в Новое время. Речь идёт о новом этапе развития человеческой мысли - переходе к новой научной парадигме, ломающей традиционные стереотипы понимания многих явлений. Синергетика как новое междисциплинарное научное направление, позволяет рассматривать человека не просто как часть мироздания, а как малый универсум, преломляющий в себе его законы, действуя, как открытая самоорганизующаяся система. И необходимо определить роль человеческого духа в этой системе.

Ломка старых классически-традиционных научных взглядов на мир связана с необходимостью выработать новые мировоззренческие установки, которые должны стать основой научного методологического подхода к решению многочисленных проблем выживаемости человеческой цивилизации. Достижение истины, являясь целью философского познания, выступает одновременно и основной целеустановкой личности, достигшей духовного бытия.

Возникает практическая необходимость формирования и утверждения заново осмысленной жизнеспособной системы духовных ценностей и нравственных норм. Поэтому как никогда становится актуальной задача обновления теоретического исследования проблем духовности, современного научного обоснования фундаментальных нравственных норм, выявления их онтологических оснований, взаимосвязи с конкретной социальной средой, с вопросами формирования сознания индивида на основе понимания себя как части мироздания.

Таким образом, положение человека в мире, новые естественнонаучные открытия конца XX века, духовный и мировоззренческий кризис требует пересмотра всей стратегии бытия человека, в ходе которого духовность превращается в основную перспективу преодоления кризисов и в главный шанс предотвращения надвигающихся экологических и антропологических катастроф, а также в основную перспективу их преодоления. При этом духовность отдельного индивида может стать самым действенным ресурсом дальнейшего развития человеческого рода. Всё это требует с современных научных позиций рассмотреть природу, сущность и особенности феномена духовности.

Степень разработанности проблемы.

В марксистской философии понятие «дух» рассматривается, прежде всего, как синоним идеального или сознания. Чаще всего это понятие использовалось для сопоставления с понятием «материя», а «сознание употреблялось в категориальной паре с понятием «бытие». Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением М.С. Кагана, который считает, что в марксистской философии понятие «дух» не выступало синонимом сознания, а обладало самостоятельным смыслом

Что же касается понятия «духовность», то в отечественных словарях это понятие или вообще отсутствует, или рассматривается как религиозный термин, близкий к понятию «божественный» И только к концу 70-х годов XX века этот термин начинают употреблять, но в сочетании со словами духовная культура», «духовная жизнь». Основное внимание уделялось различным проявлениям духовности (нравственным, эстетическим, интеллектуальным). Духовность рассматривалась как социальная характеристика личности, а духовная жизнь как составная часть общественной жизни, одна из её сфер, наряду с материальной. Тем самым самоценность внутреннего личностного духовного бытия молчаливо отрицалась. Даже в тех случаях, когда духовность рассматривалась в контексте внутренней жизни личности, её индивидуального бытия, оценка её осуществлялась с позиций её общественной значимости и, прежде всего, как способность к самореализации на благо общества. Вопрос о социальности духовного личностного бытия в условиях безраздельного господства социального детерминизма не мог быть даже поставлен (Т.В. Холостова, И.С. Кон, В.Е. Кемеров и др.).

Своеобразный редукционизм в трактовке духовности был связан с пониманием человека, который предстаёт как извне детерминированное существо, определяемое влияниями общественной среды, причем не только в с своей социальной деятельности, но и во внутреннем индивидуальном бытии. Между тем сам факт наличия феномена человеческой духовности, который наиболее зримо отличал человека от других форм существования, не позволяет оставаться на признании явлений духовности побочными, второстепенными характеристиками человеческого бытия.

Внутренняя необходимость и логика развития отечественной философии, а также возможности непосредственного ознакомления с достижениями мировой философской мысли приводят к смещению исследовательского интереса к человеческой индивидуальности. В последнее время «духовность» начала привлекать внимание исследователей главным образом как средство, способное спасти человечество от физического исчезновения, а потому её чаще всего рассматривают как позитивно ориентированное мировоззрение.

В западной философии XX века антропологическое направление в трактовке феномена духовности представлено работами У. Джеймса,

В. Дильтея, Г. Плеснера, Э. Фромма. Поиск человеком смысла своего существования как проявление его духовных начал мы находим и В. Франкла. Экзистенциальные аспекты духовности освещены в работах С. Кьеркегора, М. Марселя, Ортега-и-Гассета. Идеи субстанциональности человеческого бытия были выдвинуты А. Камю, Ж.-П. Сартром. Рассуждения М. Хайдеггера о бытийных основах экзистенции и «философская вера» К. Ясперса в спасательный «зов трансценденции» способствовали формированию онтологических оснований духовности. Сакральное проявление духовности рассмотрены фрейдизмом и разными школами психоанализа в структуре индивидуального и коллективного (архетипы Г. Юнга) бессознательного. В феноменологии Э. Гуссерля проанализированы роль сознания в трансцендентальной субъективности и творческий потенциал человеческого духа. Особый интерес представляют идеи Н. Гартмана об объективном духе, соотношении духовного и душевного мира, а также представления о ценностях.

Особенности русского философствования способствовали освещению таких признаков духовности, как милосердие, любовь, совесть, добролюбие, долг, стыд, раскаяние (В. Зеньковский, П.А. Бердяев, B.C. Соловьёв, СЛ. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков и др.). В русском космизме (К.Э. Циолковский, Н. Фёдоров, В. Вернадский) духовная проблематика сопрягается с космосом, частью которой является человек. Утверждением «новой духовности» были озабочены B.C. Соловьёв, Н.А. Бердяев.

Сегодня можно с уверенностью говорить, что и отечественная философия постепенно начинает переходить к более содержательному пониманию проблем духовности: человеческий дух уже не рассматривается как побочное явление сознания, сознание не подменяется сознательностью, мировоззрением, или общественным сознанием, духовная реальность -духовностью, а духовность - религиозностью.

Отечественная философия последних двух десятилетий активно разрабатывает вопросы, связанные с проблематикой духовности. Появляется всё больше публикаций (З.Г. Антошкина, В.У. Бабушкин, А. Гулыга, В.И. Дуденок, В.И. Ксенофонтов, В.А. Кутырёв, Л.И. Насонова), которые ставят вопрос о необходимости разработки проблем онтологии сознания. Понимание феномена сознания постепенно расширяется. Отечественная философия постепенно преодолевает рамки ленинской теории отражения и односторонне-рационалистической трактовки сознания.

Появляются работы по исследованию бессознательных и иррациональных пластов внутреннего мира человека, подчёркивается их роль в организации человеческого поведения и формирования смысложизненных ориентиров личности. Анализу проблем бессознательного посвящает свой труд

A.Н. Дмитриев. Статьи Н.И. Ленской и Ф.В. Бассина посвящаются анализу соотношения сознательного и бессознательного начал поведения человека. Специальным предметом исследования становится индивидуальный жизненный опыт, познание которого включает уже и иррациональные пласты.

Эволюция представлений о сознании и внутреннем мире личности не могла не отразиться на содержании понятия духовность, которая всё более теряет черты рациональности и проявляет себя как выражение специфики человеческого бытия и целостная характеристика личности.

Становление духовного мира человека и постижение духовности начинается с анализа человеческой индивидуальности, которой посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Мерлина, Б.М. Теплова. Феномены сознания и самосознания как элементы духовного мира рассмотрены в работах

B.П. Зинченко, А.В. Иванова, А.Н. Леонтьева С.Л. Рубинштейна, Л.В. Скворцова, А.Г. Сниркина, а процессы самосознания и самореализации -в работах Д.И. Дубровского, В.П. Иванова, Л.Н. Когана. Самоактуализации и самотворчеству как проявлению сущности духовного посвящены исследования М.М. Бахтина.

Духовность уже не просто связывается с деятельностью сознания, но, прежде всего, с его ценностным срезом. (Л.П. Буева, М.С. Каган,

B.И. Слободчиков). Однако в работах, посвященных исследованию духовных ценностей, они ещё рассматриваются как цель оптимизаций жизненных человеческих устремлений, что заземляет их на материально-природном бытии.

В последнее десятилетие появляются интересные исследования феномена духовности, где за ним признаётся право быть категорией философии.

C.Б. Крымский, Е.П. Никитин и др. определяют границы духовности. В.Г. Федотова предпринимает попытку дать типологию духовности.

A.Д. Спирин, определяет дух человека как «силу», соединяющую тело и душу, и одновременно связывающую человека с космическими энергиями, а душу рассматривает как единство разума, воли и чувств человека.

В настоящее время появились работы по-новому осмысливающие бытийные основы мироздания, и утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании (JI.H. Смирнова, Э.В. Фомина, В Н. Волков).

Новые методологические подходы к проблеме содержатся в работах

B.И. Аршинова, К.Х. Делокарова, И.С. Добронравовой, B.C. Егорова, А.П. Назаретяна.

В 1996 г. в журнале «Вопросы философии» № 2 публикуются материалы «круглого стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность», выходят сборники, посвященные проблемам духовности [133,134], проходят научные конференции (в Белгороде, Владимире, Нижнем Новгороде и других городах). И хотя здесь не была выяснена природа духовной реальности человека, но они способствовали пробуждению научного интереса к этой проблеме.

Начинают проводиться научные конференции, выходить сборники научных статей по духовности, в которых уже наблюдается новый подход к этой проблеме. Все работы, «круглые столы», конференции и сборники статей внесли свой вклад в новое понимание духовного.

Общие теоретические разработки категории духовного мы находим у В.У. Бабушкина, B.C. Барулина, Е.К. Быстрицкого, С.В. Пролеева, З.В. Фоминой, Т.В. Холостовой. Аксиологический аспект духовности содержится в трудах В.Г. Федотовой, нравственный анализ её даёт Р.Г. Апресян, анализ духовного мира даётся в трудах Т.Н. Адуло, Н.Г. Немировского, Ю.В. Сычёва, становлению духовности посвящены работы Д Б. Эльконина. Проблему сознания личности исследуют: И.В. Вагин, Ю.Г. Волков, В.А. Кайдалов, Ф.Т. Михайлов, А.Т. Москаленко, А.Н. Павленко, А.Н. Портнов, B.C. Сержантов, А.К. Шевченко.

Происхождению духовности посвящены работы П.В. Симонова, П.М. Ершова и Р.П. Вяземского. Содержание духовности в разных исследованиях ориентировано наиболее значимыми аспектами для конкретного исследователя.

Размышления о кризисном состоянии и явлениях бездуховности русской действительности можно найти в работах Л.П. Буевой, В.А. Кутырёва, а в работах В.В. Налимова и А. Горелова ведутся поиски оснований целостности личности.

Сегодня представители разных областей науки обращают пристальное внимание на проблемы духовности человека как на одно из условий решения многих, в том числе и глобальных проблем современности. Постепенно приходит осознание того, что для человеческого рода, стоящего на грани разрушения среда своего обитания и самоуничтожения, единственным спасением от катастрофического, эгоистического воздействия на природу, космос, человека является гармонизация отношений людей друг с другом и с природой.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу: несмотря на богатый материал, который с разных сторон освещает проблемы духовности, можно констатировать фрагментарность теоретических обобщений и отсутствие целостной концепции духовности как феномена, выражающего сущность личности, связующего в нём индивидуальное, социальное и культурное начала. Не доведён до логического завершения вопрос о субстанциональных основах человеческого духа. Сущностное определение духовности до сих пор отсутствует. Наблюдается недостаточная разработанность онтологических оснований феномена духовности. Всё -это определило выбор темы исследования и сформулировало проблематику данной работы.

Объектом диссертационного исследования является природа, сущность и особенности проявления феномена духовности.

Предметом исследования выступает феномен духовности в личностном субъективном и объективированном его бытии, его смысловое содержание и ценностное выражение.

Целью диссертационного исследования является анализ сущности и основных особенностей феномена духовности как интегрального личностного качества, проявляющегося как в ценностно-смысловом аспекте ее бытия, так и в объективированном его виде.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать основные воззрения, подходы и методологические принципы анализа проблем духовности.

2. Выявить этапы формирования духовности в процессе развития индивида.

3. Определить сущностные особенности понятий «дух», «духовность», «душа».

4. Проанализировать особенности духовности как феномена личностного бытия.

5. Дать характеристику основным духовным ценностям личности.

6. Рассмотреть основные формы проявления объективированного человеческого духа.

7. Выявить основные принципы сущностной типологии духовности.

Методологической основой диссертационной работы стати: метафизический, системно-универсальный, феноменологический, интенциональный и трансцендентальный принципы.

Основные результаты, полученные соискателем. Их научная новизна:

Выявлено, что человек, достигнув уровня духовного развития, становится личностью - носителем определённых качеств, которые делают его самостоятельной субстанцией своего существования.

- Понятие «дух» определяется как субъективное состояние личностного сознания, проявляющее себя как целенаправленное стремление к самосовершенствованию и целостности существования с универсумом, возникающее в трансценденции в результате возникновения особых функциональных органов.

- Даётся трактовка понятия «функциональные органы личности» как особого психического механизма, возникающего на основе ценностно-смыслового понимания явлений (потенциально заложенный в её ментальности, но проявляющий себя в трансценденции при взаимодействии с конкретным эмпирическим материалом), который способен изменить исходное содержание сознания и усилить эмоциональные переживания, становясь орудием её духовной деятельности.

- Духовность определяется как качество личности, основанное на её способности в трансценденции создавать свой целостный внутренний мир, осмысливая, и чувственно переживая полученную информацию, делая её своим субъективным бытием на основе общечеловеческих нравственных ценностей, и направлять свою деятельность на достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования.

- Душа рассматривается как жизнедеятельное экзистенциальное начало индивида, проявляющее себя в виде психический переживаний, которые потенциально содержатся в его ментальности, но возникают только в результате ценностно-осмысленного понимания конкретных явлений, приводя в состояние активности его природные и волевые возможности.

Обосновывается, что природой феномена духовности является способность к трансценденции, возникающая на основе её ценностно-смысловой обработки полученной информации, сущностью духовности является экзистенциальное как осмысленное переживание, а его характерная особенность проявляется в постоянном самосовершенствовании на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

- Внутренний мир личности анализируется как имеющий сложную структуру, который распадается на виртуальный (индивид внеэмоционально перерабатывает полученную информацию), душевный (где эта виртуальная информация подвергается чувственно-оценочной обработке), и духовный (это целостный внутренний трансцендентный мир ценностно-осмысленных переживаний личности) миры.

- Творчество рассматривается как атрибутивное начало духа и его свободный прорыв к осознанию собственной самости и откровению, который выстраивает экзистенцию и, трансцендируя Я, осуществляет саморазвитие мысли. Разновидностями личностного творчества выступает самопознание и созерцание.

- Доказывается, что в объективированной форме духовность наиболее полно проявляет себя в социальном творчестве в форме философии, религии и искусства, а основополагающими общечеловеческим духовными ценностями являются добро, красота и любовь.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ индивидуального бытия позволяет отметить, что эмпирический и рефлективный уровни индивидуального развития являются этапами становления личности и её субъективности, и только высший - духовный уровень её развития - отражает личностное бытие во всей его полноте, поэтому личность можно кратно определить как духовную монаду, обладающую целостностью и способную к постоянному самосовершенствованию.

2. Духовность - это личностное качество, по своей природе трансцендентное, а по сущности - экзистенциальное, способное создавать свой целостный внутренний мир, где человек постоянно испытывает неудовлетворённость собой сегодняшним и стремится к самосовершенствованию.

3. Душа - это самостоятельный компонент внутреннего мира индивида, который проявляется в психических переживаниях, возникает на основе переработки осмысленной информации и определяет функционирование всех других уровней и слоев духовной сущности личности, поэтому её с полным правом можно определить как жизнедеятельное начало человеческого существования, связывающее телесное и духовное.

4. Духовность - это бытие личности, наделённое духом. Дух можно определить как субъективное состояние человеческого сознания, проявляющее себя в целенаправленном стремлении к самосовершенствованию и целостному сосуществованию с универсумом, возникающее в трансценденции. Дух не может существовать в качестве ценностного объекта вне пас, но сам факт обращения к высоким ценностям возвышает человека.

5. Личностное субъективное бытие протекает в нескольких измерениях (мирах): виртуальном, душевном и духовном. Сутью виртуальных процессов являются внеэмоциональная «технологическая» переработка информации путём придачи смысла и достраивания недостающих деталей. Душевный мир - это мир экзистенциальных переживаний, а духовный мир - это акты трансцендирования и свободно конструирующей и направляющей себя активности, основанной на создании составных смыслов и общечеловеческих нравственных ценностей мир, то внутренний мир человека - это единство виртуальности, душевного и духовного миров.

6. Внутренний мир - это целостный мир индивидуальной человеческой субъективности как особой формы бытия, неразложенное единство процессов внутренней жизни индивида в их бытийном проявлении, это индивидуальное сосредоточие бытия, содержательно выраженное в сознании и пронизанное душевными переживаниями.

7. Стержнем духовности, её сущностным ядром является нравственность. Переход к духовному уровню бытия - это акт сознательного свободного выбора личности, но основным законом духовного бытия является подчинение должному. Утверждение духа возможно только путём осознания необходимости единения, согласованности и кооперирования всех членов сообщества, в чём проявляется действие универсальных законов мироздания, а в условиях социума обобщённо выражено в нравственных ценностях. Духовность, имманентно заключая в себе нравственность, выполняет функцию упорядочивания социального бытия и способствует саморазвитию личности.

8. Духовность способна к целенаправленному самосовершенствованию, основанному на осмысливании цели своей жизни. Смысл жизни определяется её конечностью, поэтому именно смерть придаёт жизни определенность существования, выстраивает цели бытия и порождает его смысл.

Теоретическое и практическое значение работы определяется: во-первых, самой постановкой проблемы и стремлением рассмотреть многие понятия, связанные с её решением с учётом нового синергетического миропонимания и последних научных знаний. Во-вторых, попыткой рассмотреть природу, сущность и основные особенности феномена духовности. В-третьих, анализом основных типов духовности на основе их сущностной характеристики. В-четвёртых, рассмотрением проявлений духовности на социальном уровне объективированного человеческого духа. В-пятых, выявлением особенностей функционирования духовности как феномена личностного бытия.

Методологические выводы диссертации могут быть использованы при определении подходов и методов управления духовно-нравственной сферой и практикой жизнедеятельного общественного сознания в процессе перехода общества к новому цивилизационному уровню его развития.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры гуманитарных дисциплин Владимирского филиала Столичного государственного института и кафедры философии Владимирского областного института усовершенствования учителей.

Основные положения исследования отражены в 2 монографиях, брошюрах и в целом ряде других публикаций автора, общим объёмом более 40 п.л.

Полученные в диссертации результаты были изложены в выступлениях и докладах на: региональной конференции «Нравственно-правовое состояние российского общества и современность: региональные аспекты (Владимир, 2000); межвузовской конференции «Взаимодействие государства, науки и религии» (Владимир, 2000); международной конференции Co-mat-tech 2000, 8th International scientific Conference (Братислава, 2000); 1 Международной конференции университетов стран СНГ и Балтии, «Университеты и общество.

Сотрудничество университетов на рубеже веков» (Москва, 2000); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и культурологические факторы и условия энерго- и ресурсосбережения» (Белгород, 1998); республиканской конференции «Ресурсо- и энергосберегающие технологии строительных материалов и конструкций» (Белгород, 1995); международной научно-методической конференции «Роль ВУЗов в решении проблемы беспрерывного образования и воспитания личности» (Харьков, 1995); Международной научно-практической конференции «Технологии социального управления» (Москва-Белгород, 1995); Российской научно-просветительской конференции «Славянский мир: единство и многообразие» (Белгород, 1995), а также на других международных, Всероссийских и межрегиональных теоретических и научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах, проходивших в Москве, Владимире, Белгороде, Харькове, Киеве и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Некрасова, Нина Андреевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе всего изложенного в диссертации, можно придти к следующим выводам:

Эмпирический уровень развития индивидуального бытия характеризуется обезличенностью человека, малосознательностью и обслуживанием утилитарной деятельности телесного Я. На рефлексивном уровне бытия формируется самосознание, способность быть субъектом своих мыслей и поступков, сосредотачиваться на себе, овладевать собой и познавать себя.

Высший уровень индивидуального развития - духовное бытие, которое определяется способностью создавать свой целостный внутренний мир на основе спонтанно возникающей трансценденции, постоянной неудовлетворённостью собой сегодняшним и как результат этого -самоконструирование и стремление к самосовершенствованию. Этот уровень развития характеризуется целенаправленностью на достижение истины на основе развитого чувства совести и смысложизненной устремлённости к целостности с универсумом. Если личностью рождаются на элементарном уровне бытия, индивидуальностью становятся на рефлексивном уровне существования, то личностью «вторично» рождаются на духовном уровне. Поэтому можно сказать, что личность является духовной субстанцией.

- На основе анализа уровней личностного бытия выявлено, что личность не является природным общественным или культурным образованием, это не результат естественной эволюции её наличной жизни. Личность - это духовная субстанция и совокупность духовных качеств индивида, спонтанно возникающих в трансценденции на основе ценностно-смыслового понимания явлений и представляющих собой устойчивое сущностное ядро его экзистенциальных переживаний.

- Духовность не следует понимать как наиболее высокий уровень развития психики, как предельную утончённость душевных возможностей человека, как новую ступень усложнения индивидуально-психических способностей или концентрированность сознания на своей индивидуальности. Духовность — это качество личности, основанное на её способности при помощи трансценденции создавать свой ценностный внутренний мир, осмысливая, бескорыстно оценивая и чувственно переживая полученную информацию на основе общезначимых норм нравственности, и направлять свою деятельность на достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования.

- В процессе духовного становления у личности формируются особые функциональные органы, которые представляют собой психический организм индивида, возникающий на основе ценностно-смыслового понимания явлений (потенциально заложенный в его ментальности, но проявляющий себя в трансценденции при взаимодействии с конкретным эмпирическим материалом), который способен изменить исходное содержание сознания и усилить эмоциональные переживания, становясь орудием его духовной деятельности.

- Дух - это субъективное состояние сознания, проявляющее себя как целенаправленное стремление к самосовершенствованию и целостности существования с универсумом, возникающее в трансценденции в результате появления функциональных органов.

В духе человек способен к раздвоению: он существует в реальном духовном бытии и в трансцендентности, надреальном бытии. Трансцендентное - это всё то, что выходит за пределы нашего опыта и существует вне сознания. А это значит, что мы познаём не то, что содержится в нашем сознания в виде нашего опыта, а то, что находится вне нас. Трансцендентное противоположно иммпнентному. Следовательно, человеческое сознание по природе своей трансцендентно.

Экзистенция как проявление сущности духовности - это надличностное бытие человека, поток его ценностных переживаний, не сводимый ни к каким внешним объективированным переживаниям, это откровенное переживание индивидуальностью своего внутреннего бытия (которое тесно связано с трансценденцией как выходом за собственные пределы).

- Душа - это особое качество человеческого бытия, которое обеспечивает его монадность во взаимодействиях с внешним миром, проявляется в виде психических переживаниях, которые возникают на основе переработки осмысленной информации. Она предопределяет функционирование всех других уровней и слоев духовной сущности человека, управляя ими как единым слаженным организмом. Душа не наследуется от родителей, сё не формирует социум. Она обладает следующими свойствами: во-первых, сопричастностью ко всему (отсюда исходит сопереживаемость человека всему); во-вторых, душевные переживания глубоко истинны и неприкосновенны; в-третьих, душа не покорна никакому принуждению, кроме самой себя, и даже своенравна. Поэтому её с полным правом можно определить как жизнедеятельное начало человеческого существования, связывающее телесное и духовное в человеке. Поэтому душа - это особое интегральное качество человеческого бытия, которое обеспечивает его монадность во взаимоотношениях с внешним миром и те, что дано человеку от природы. Она охраняет суверенность внутреннего неповторимого духовного Я. Душа - это субъект духовности.

- Личностное субъективное бытие протекает в нескольких измерениях (мирах): виртуальном, душевном и духовном. Виртуальная реальность предстаёт как форма проявления субъективности бытия, куда личность сама вкладывает содержание путём осмысления полученной информации и оформляет её в символы, образы своего мира. Сутью виртуальных процессов, протекающих в субъектах, являются не материальные превращения, а «технологическая» переработка информации, то есть упорядочивание информационного хаоса путём придачи смысла и достраивания недостающих деталей. Виртуальный мир - это мир внеэмоциональный, но он никогда не пребывает в изоляции. В действительности он пронизан ценностными душевными переживаниями, составляющими душевный мир человека.

Духовный мир - это мир переживаний, который обеспечивает воплощение духа в жизненную конкретику при помощи специфического механизма нравственного самоопределения - совести. Основными элементами душевного мира человека являются эмоции (связанные с удовлетворением потребности как неосознанной нужды организма человека, и чувства как осознанная реализация интересов человека (связанного с целеполаганием и отбором на ценности).

Духовный мир - это своеобразная проекция реального бытия, не навязанная извне личности своим содержанием, и представляющая собой акты трансцендирования и свободно конструирующей и направляющей себя активности, основанной на создании составных смыслов и общечеловеческих нравственных ценностей мир.

- Единство виртуальности, душевного и духовного миров составляют внутренний мир человека, который представляет собой целостный мир индивидуальной человеческой субъективности как особой формы бытия, неразложенное единство процессов внутренней жизни индивида в их бытийном проявлении, это индивидуальное сосредоточие бытия, содержательно выраженное в сознании и пронизанное душевными переживаниями.

- Стержнем духовности, её сущностным ядром является нравственность. Переход к духовному уровню бытия - это акт сознательного свободного выбора личности, но основным законом духовного бытия является подчинение должному. Причём подчинение этому закону должно быть результатом свободного нравственного выбора. Различая понятия «нравственность» и «мораль» по своей сути, и рассматривая нравственность как атрибут человечества, мы приходим к выводу, что нравственность в своём саморазвитии проходит три этапа - элементарной нравственности, морали и осознанной (подлинной) нравственности. Мораль как теоретическое осмысленные социальные требования, а нравственность как их практическая реализация является основой принципа рациональной саморегуляции общественного организма и отражает его направленность. Поэтому мораль выступает как закон развития универсума в условиях социума: утверждение духа возможно только путём осознания единения согласованности действий, то есть кооперирования всех членов сообщества, которое проявляется в нравственных ценностях, а обобщённо выражено в любви как стремления к целостности. Без соблюдения законов морали и претворения их в жизнь путём совершения нравственных поступков в жизнедеятельности общества, утверждение духовности невозможно. Духовность, имманентно заключая в себе нравственность, выполняет функцию упорядочивания социального бытия и способствует саморазвитию личности.

Духовность обладает способностью к целенаправленному самосовершенствованию. Эта способность основана на том, что личность осмысливает цель своей жизни, чем и самонаправляет её в определённое русло. Процесс придания жизни официальной направленности путём акцентирования личности на отыскании в своих личных целях общественных ценностей приобретают роль смыслообразующих факторов в жизни человека. Цель всегда имеет направленность, определённую ценность и общезначимость для человека, её породившего. Несмотря на то, что смысл жизни (как цель) личность находит сама, он всё же выводит мир личности за рамки её субъективной жизни. Утверждая смысл своей жизни путём самоконструирования, личность реализует жажду бытия. Личность - это существо, сознающее, и на основе этого создающее свою жизнь. Смысл жизни определяется её конечностью. Поэтому именно смерть придаёт жизни определенность существования, выстраивает цели бытия и порождает его смысл.

- Творчество, будучи наиболее оптимальным способом человеческой жизнедеятельности - это путь духа к идеалу. Дух как творческое начало человека, заложенное в нём, предстаёт как развёртывание человеческого потенциала, пропущенного через его опыт. Но это начало проявляется в форме вдохновения и озарения. Творческий акт становится возможным только на основе свободы. Он и есть её осуществление. Творчество осуществляется путём перехода от сущности к явлению (эманации) и от явления к сущности (имманации), то есть обретает полноту бытия, выходя за свои пределы, а затем возвращается к себе в новом качестве. Творчество представляет собой сопряжение двух процессов: развёртывания потенциально заложенного в нём содержания и обратного свёртывания своих обновлённых сущностных сил. Основными сферами реализации духовного в социальной практике является духовное творчество, проявляющееся в философии, религии и искусстве, а также основные духовные ценности, нашедшие своё воплощение в истине, добре, красоте и любви.

Самопознание - это процесс развёртывания сущности человека, а, значит, духовность - это деятельность по осуществлению самопознания, которое осуществляется путём отчуждения от себя «не-Я» (так человек узнаёт себя как нечто иное). Сутью духовного познания является созерцание, которое будучи непосредственным путём развёртывания сущности человека, предстаёт как процесс бесстрастного (то есть свободного) умственного видения, основанного на большом опыте и знаниях. Созерцание - это ответственное творческое самоконструирование, и результат его человек несёт в своём отношении к миру (в виде своего познания, культуры, нравственности и др).

- Духовное непосредственным образом связано со смыслом собственной жизни человека, ибо он проясняет сущность существования человека. Духовное - это такая обращённость к смыслу, которая является осознанием человеком своей жизни, в результате чего рождается его смысл. Вопрос о смысле жизни предполагает, прежде всего, поиск цели своей жизни и придание ей элементов сознания, творчества и добра, а также нацеливает человека на необходимость познания сущности мироздания и самого себя. Жизненный путь - это жизнь, свободно и сознательно построенная и практически реализованная личностью на основе понимания смысла жизни. Смерть придаёт жизни определённость существования, выстраивает цели человеческого бытия и порождает его смысл. Но природная конечность человека компенсируется за счёт способности к трансценденции, в которой человек духовно выходит в вечность. Именно здесь реализуется основной закон развития человеческого общества - переход от природы к духовности.

- Процесс духовного становления личности - объективный, сложный, многоуровневый и многоэтапный процесс, в котором принимает участие естественные (природные) силы человека и его социальные (сущностные) силы. Как космоэволюционное существо человек в своём развитии подчиняется всем природным закономерностям. Духовное развитие личности связано с постоянным присвоением человеком свободы как возможности мыслить, оценивать и поступать в соответствии со своей волей, а не по внешнему принуждению. Духовное развитие личности - это постоянный и постепенный процесс самоосознания, который проходит ряд этапов. В основе перехода от этапа к этапу лежат качественно духовные новообразования. Можно выделить три основных этапа, каждый из которых делится на два периода: первый этап - элементарной духовности (с периодом эмоционального и словесно-образного реагирования); второй этап ориентации на внешние духовные ценности (с периодами активно-доверительной и осознанной социализации); и третий этап - духовного самосовершенствования (с периодами фрагментарного духовного самосовершенствования и духовного самоопределения).

- Положив в основу типологии духовности, во-первых, культурные архетипы народов (которые выражаются в своей символике и составляют фундамент менталитета личности), во-вторых, экзистенциальную наполненность их отношения к разным явлениям и, в-третьих, светский или религиозный взгляд на мир и его познание, можно выделить три типа духовности - восточный, европейский и русский. Каждый из них имеет свои особенности, разновидности и исторические формы. Если восточный тип духовности представлен его двумя ветвями: ранней - в циклических культурах Древней Индии и Древнего Китая; поздней - древнееврейской культуре, то предпосылкой европейской культуры можно считать античную культуру, а её подлинным началом считать средневековую культуру. Русский тип духовности - это своеобразный синтез первых двух типов культур, но преображённый на основе русской ментальности. В современных условиях происходит становления нового типа духовности - духовности общечеловеческой цивилизации.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Некрасова, Нина Андреевна, 2002 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода// Вопросы философии, 1992, № 8.

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

3. Абульханова-Славская К.И. Стратегия жизни. М., 1991.

4. Абрамов M.JI. Неопределённость свободы // Вопросы философии, 1996, № 10.

5. Агни-Йога: В 3 т. Самара, 1992.

6. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

7. Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991.

8. Адуло Т.Н. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1996.

9. Алтай Космос - Микрокосм: Тезисы докл.2-й Междунар. конф. «Алтай -Космос - Микрокосм»: Алтай - регион.модель перехода к устойчивой духовно-экономической (ноосферной) цивилизации XXI века,- Алтай, 1995.

10. Алтухов B.JI. Философия многомерного мира // Общественные науки и современность, 1992, № 1.

11. Андреев Д. Роза мира. М., 1992.

12. Анатомия русского космизма. СПб., 1995.

13. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности // Проблемы культуры и искусства: традиции и современность. Тезисы межвуз.конфер.- Казань, 1994.

14. Антропономия (Общая теория человека) / Отв.ред Л.А. Зеленов. -Ниж.Новгород, 1991.

15. Апресян Р.Г. Заповедь любви II Человек, 1994, № 1-3.

16. Апресян Р.Г. Одухотворённость // Человек, 1996, № 4.

17. Апресян Р.Г. Идеи морали. М., 1995.

18. Арабаджан А.З. Истоки духовности: религия и атеизм. М.,1993.

19. Аралова Е.В. Место и роль категории духовности в иерархиичеловеческих ценностей. М., 1992.

20. Арапова Е.В. Социально-философский аспект проблемы духовности. М., 1992.

21. Артемьева Е.Ю, Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Структура субъективного опыта: Семантический слой и другие слои // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991.

22. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

23. Аршинов ВА.И., Буданов B.C. Синергетика: Эволюционный аспект // Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления. М., 1994.

24. Аршинов В.И., Редюхин В Н. Синергетический подход к управлению Российским обществом // Синергетика и социальное управление. М., 1998.

25. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

26. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.

27. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.

28. Астафьев В.И., Горский Ю.М. Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Введение. Новосибирск, 1990.

29. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

30. Астфьева О.Н. Социокультурные процессы в синергетической трактовке// Синергетика в современном мире (Сб.статей). Белгород, 2001.

31. Аргил М. Психология счастья. -М.,1990.

32. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.

33. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.

34. Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа).- М., 1995.

35. Балашов Ю.В. «Антропные» аргументы в современной космологии // Вопросы философии, 1988, № 7.

36. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. — М., 1994.

37. Басин Ф.В. Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических представлений // Философские науки, 1990, №3.

38. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб, 1997.

39. Батищев Г.С. Диалектика и смысл творчества // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/Д, 1983.

40. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. М., 1997.

41. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии, 1995, № 3.

42. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии C.JI. Рубинштейна // Вопросы философии, 1989, №4.

43. Бахтин М.М. Философия поступка. М., 1988.

44. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

45. Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. Т.1. М., 1991.

46. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

47. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

48. Бердяев I I.A. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии. Париж, 1939.

49. Бердяев Н.А. О России и русской философской культуре. М., 1990.

50. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1999.

51. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культура и искусство. В 2 т. Т. 1. М., 1994.

52. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

53. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1990.

54. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995.

55. Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросыфилософии, 1994, №2.

56. Бессонов Б.Н. Назначение человека. М., 1995.

57. Бессонов Б.Н. Русская идея. М., 1992.

58. Благо и истина: Классические и неклассические регулятивы. М., 1998.

59. Блаженный Августин. О граде божием. Кн. 19,гл. 4; Кн.20,гл.1. К., 1997.

60. Бог человек - общество в традиционных культурах Востока / Отв. ред. М.Г. Степанянц. - М., 1993.

61. Божович Л.И. Проблема формирования личности: Избранные психологические труды. М - Воронеж, 1995.

62. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек, 1993, № 1.

63. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности: происхождение нравственности. М., 1995.

64. Бородкин В.В. Диалектика, гомеостатика и способы самоорганизации систем // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Новосибирск, 1990.

65. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград. 2000.

66. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

67. Брункхорст X. Эгоцентризм в эпоху картины мира. Хайдеггер. Вебер. Пиаже // Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1997.

68. Бруно Дж. Диалоги. М., 1979.

69. Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал, 1994, № 3.

70. Брушлинский В.А. Субъект: мышление, учение, воображение. М-Воронеж, 1996.

71. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

72. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

73. Буева Л.П. Духовность и проблема нравственной культуры // Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.