Феномен латиноамериканского кино тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.03, доктор искусствоведения Ветрова, Татьяна Николаевна

Диссертация и автореферат на тему «Феномен латиноамериканского кино». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 412196
Год: 
2009
Автор научной работы: 
Ветрова, Татьяна Николаевна
Ученая cтепень: 
доктор искусствоведения
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
17.00.03
Специальность: 
Искусство. Искусствознание -- Киноискусство -- История киноискусства -- Киноискусство Латинской Америки -- 20 в. -- Национальная специфика киноискусства
Количество cтраниц: 
384

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Ветрова, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Формирование движения нового латиноамериканского кино в конце 1950-х - середине 1960-х гг.

§ 1. Новое кино в Бразилии и Аргентине - история зарождения и теоретические основы создания нового языка.

1.1. Кино Бразилии.

1. 2. Кино Аргентины.

§ 2. Кинематограф как часть государственной политики. Кино Кубы и Чили 1960-х гг.

2.1. Кино кубинской революции.

2.2. Кино Чили

§ 3. Характерные особенности кино Андских стран (Боливии, Перу,

Эквадора). Коллективный герой и разработка индейской темы.

§ 4. Зарождение нового кино в национальных кинематографиях Венесуэлы, Колумбии, Уругвая.

ГЛАВА ВТОРАЯ.

Разнообразие путей развития латиноамериканских кинематографий в период 1970-1980 гг.

§ 1. Влияние политического контекста на развитие и специфику кинопроцесса в различных странах Латинской Америки

§ 2. Кино авторское и кассовое - диалог со зрителем

§ 3. Эволюция кубинского кино - от революционного пафоса к формам иносказания

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Основные тенденции развития латиноамериканского кино на современном этапе (1990-е годы - начало XXI века).

§ 1. Резонанс нового латиноамериканского кино 60-х годов в кинематографиях Аргентины и Бразилии

1.1. Кино Аргентины.

1. 2. Кино Бразилии.

§ 2. Взаимоотношения латиноамериканского кино и литературы - роль колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса в развитии и объединении латиноамериканского кино

§ 3. Расширение практики копродукции в качестве одного из путей объединения кинематографистов стран Латинской Америки на современном этапе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Феномен латиноамериканского кино"

Кинематограф Латинской Америки занимает важное место в» современном мировом кинопроцессе. В отечественном киноведении, однако, почти нет исследований, посвященных отдельным латиноамериканским кинематографиям и феномену латиноамериканского кино в целом. Кино Латинской Америки - это своего рода огромная мозаика, собирательный образ "единой и неделимой родины". История одних кинематографий -мексиканской, аргентинской и бразильской, - имеющих уже вековой возраст, солидную промышленную базу, - опирается на богатые традиции; другие -венесуэльская или перуанская - период становления прошли несколько позже, однако уже имеют свою школу и своих талантливых мастеров; наконец, некоторые кинематографии, - например, пуэрто-рикаиская или гватемальская, - родились совсем недавно, на исходе XX века и только вступают на путь самостоятельного развития. Да и само развитие* кинематографий протекает неравномерно: то одна, то другая переживает подъем либо вступает в полосу кризиса. Однако, при всей специфичности I каждой, между ними существует связующее начало, позволяющее рассматривать латиноамериканский кинематограф именно как единый 1 целостный феномен, что предопределено как географическим, так и. относительным языковым единством континента, подавляющее большинство г населения которого говорит на двух родственных языках - испанском и португальском, - а также историческим и культурным родством латиноамериканских народов, общностью их исторических судеб. Своеобразие формирования культуры этих народов ведущий культуролог-латиноамериканист В. Б. Земсков характеризует так: "Век Конкисты оставил огромную, энциклопедического характера культуру, алфавиты индейских языков на латинице, образованных индейцев и писателей-испанцев -знатоков обнаруженного мира. В результате возникали не только новый антропологический тип, но и новое сознание, основы нового культурного бессознательного, новой ментальности и первых попыток рационализации своей инаковости по отношению к Европе"

Осознание латиноамериканским континентом своей культурной самобытности неразрывно сопряжено с длительным и сложным процессом обретения государствами Латинской Америки политического суверенитета, с их борьбой за освобождение от колониальной зависимости (последняя из антиколониальных войн, так называемая Фолклендская, завершилась на континенте - причем отнюдь не победоносно - всего четверть века назад), стремлением к реальной самостоятельности, а в сфере культуры - все более осознанным сопротивлением "культурному неоколониализму". Кинематограф Латинской Америки был не только "зеркалом" этих процессов, но и в значительной мере их активным участником, что существенно повлияло на становление его "самосознания".

Вообще же, осознание не только национальной, но и континентальной^ самобытности латиноамериканского кино, как самими его творцами, так и; мировым культурным сообществом, зарождается именно в середине XX столетия, вместе с осознанием культуры Латинской Америки как единого] духовного феномена, играющего свою особую роль в полифонии культуры* мировой. Другой вопрос, что различные виды искусства проходили этап постижения своей континентальной идентичности не всегда вполне* синхронно. В латиноамериканской литературе, например, этот процесс; развивался скорее и завершился, по сути, уже. в первой трети XX века. В? кинематографе, напротив, он протекал с некоторым сдвигом по фазе, зачастую обусловленным - особенно в технически неразвитых странах -недостаточным уровнем цивилизационной инфраструктуры, что во многом предопределило неравномерный характера эволюции различных национальных кинематографий. Однако весьма знаменательно, что и в

1 Латинская Америка, 2009, №7, с. 81. литературе, и в кинематографе это постижение своего, так сказать, "общеконтинентального качества" повлекло за собой возникновение новых, специфически латиноамериканских художественных течений: в литературе это был так называемый "латиноамериканский модернизм", затем -магический реализм, в кинематографе школа нового киноискусства, осознанно и принципиально именовавшего себя "новым латиноамериканским кино".

Актуальность исследования Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в наши дни, когда повсюду вспыхивают дискуссии по поводу глобализации современного мира и её последствий, имеет смысл обратиться к своеобычной, противоречивой динамике развития латиноамериканского кинематографа, на облик которого наложили острохарактерный отпечаток механизмы формирования сравнительно молодой культуры, где центростремительные тенденции постоянно сопрягались с центробежными, где органично взаимодействовали как приверженность исконной традиции, так и стремление усвоить всё новое, чужое, даже постороннее - вне зависимости от хронологических и пространственных координат. Проблема защиты и* независимости национальной культуры, в частности, кино, злободневная и-поныне во многих странах, с самого зарождения латиноамериканских кинематографий была и остается одной из главных задач, варианты решения которой могут оказаться плодотворными и за пределами региона Латинской* Америки.

Кроме того, в настоящее время, когда налаживаются и укрепляются экономические и культурные связи России со многими странами Латинской Америки, знания о культуре и искусстве этого континента представляются необходимыми, полезными и, безусловно, актуальными. Рамки диссертационного исследования хронологически- ограничены периодом от середины ХХ-го века до начала 2000-х годов. В пятидесятые годы можно было говорить об отдельных кинематографиях, как, например, мексиканской или бразильской, хотя и наделенных самобытными чертами, но не образующих некую единую общность. Эта общность задач -идеологических и художественных - начинает ощущаться с появлением "синема ново" (нового кино) в Бразилии, рождением революционного кинематографа на Кубе в 1959 г. и с последующим объединением кинематографистов Латинской Америки в борьбе за деколонизацию и независимость культуры.

Сегодня латиноамериканское кино достаточно прочно утвердилось в мировом кинопроцессе, что подтверждает появление режиссерских имен и фильмов, снискавших мировую известность. Все они, по отдельности и вместе, на протяжении вот уже десятков лет, отстаивая свое национальное своеобразие, добиваются признания у своей отечественной публики в жестокой конкуренции с американским кинематографом, которому всегда был открыт "зеленый свет" на экранах стран Латинской Америки. (Если раньше в глазах наших кинокритиков и журналистов подобная репертуарная» политика представлялась определенным симптомом неизжитой? колониальной зависимости развивающихся стран, то теперь, глядя на афиши? наших российских кинотеатров, мы сталкиваемся с аналогичной ситуацией:? практически полного засилья американской кинопродукции).

В последние годы лучшие латиноамериканские фильмы, отмеченные премиями международных кинофестивалей, завоевывают успех не только у себя на родине, но и за рубежом; достаточно назвать такие картины мексиканских режиссеров как "Лабиринт фавна" Гильермо дель Торо и\ "Сука-любовь" Алехандро Гонсалеса Иньярриту или бразильскую ленту "Город Бога" Фернандо. Мейрельеса. Перед латиноамериканскими: кинематографистами (режиссёрами, операторами,, актёрами) всё охотнее: раскрывает свои двери: Голливуд, что также; свидетельствует об их профессиональном мастерстве и таланте.

К кинематографиям, имеющим давние традиции, добавился и. ряд молодых кинематографий малых центрально-американских стран, таких, например, как Гватемала. Мощный прорыв в начале века совершил кинематограф Уругвая, доселе почти отсутствовавший на карте киномира.

Разработанность темы и новизна исследования В отечественном киноведении имеется несколько работ, освещающих историю кинематографий Латинской Америки до 1980-х гг.: сборник авторского коллектива НИИ киноискусства "Кино стран Латинской Америки" (1984, при участии диссертанта); книга Т. Ветровой "Кинематограф Латинской Америки", М., "Знание" (1984), а также исторические очерки, посвященные отдельным латиноамериканским кинематографиям, в серии сборников, выпущенных Институтом Латинской Америки ("Культура Кубы", "Культура Колумбии" и др.) Со времени публикации указанных трудов, по необходимости достаточно кратких, прошло четверть века. Панорама латиноамериканского кино претерпела за это время существенные изменения, которые нуждаются в детальном изучении. В 2000-е годы вышли два справочных издания - "Культура Латинской Америки. Энциклопедия", М., Росспэн, 2000, и "История зарубежного кино (1945-2000), М., "Прогресс-Традиция", 2005, содержащие краткие исторические обзоры кино Латинской Америки.

Среди зарубежных исследований по данной теме надо отметить самое масштабное по объему, однако уже достаточно давнее историко-энциклопедическое издание 1981 г. "Кинематографии Латинской Америки" л под редакцией Ги Аннебеля и А. Гумусио Дагрона) на французском языке, включающее очерки всех латиноамериканских кинематографий, написанные1 по преимуществу латиноамериканскими критиками. Современных изданий, охватывающих историю трех последних десятилетий латиноамериканского кино, в мировом киноведении пока не существует. Европейский взгляд на кинематограф Латинской Америки дает немецкий искусствовед Петер Шуманн в своей информационно насыщенной, но подчас чрезмерно

2 Les cinemas de l'Amerique latine. Paris. 1981. политизированной "Истории латиноамериканского кино"3, изданной в Буэнос-Айресе в 1987 г. В последние годы в иберо-американских странах был издан ряд справочных изданий по кинопродукции Мексики, Венесуэлы, Кубы (как правило, в форме каталогов), в 2002 г. издан "Словарь мексиканских кинорежиссеров" (в печатной и электронной версии), а также опубликованы книги, приуроченные к чествованию на кинофестивалях ведущих кинематографистов Латинской Америки4. Эти публикации содержат обширный информационно-фильмографический материал, используемый в данном исследовании.

Надо отметить, что важную роль в становлении и пропаганде нового латиноамериканского кино сыграла в 60-е - начале 70-х гг. кинокритика, главными представителями которой были сами режиссеры, стремившиеся в своих выступлениях, статьях, а в отдельных случаях, и книгах, объяснять цели и задачи своего творчества. Работы по эстетике и истории кино лидера бразильского "синема ново" Глаубера Роши, теория "несовершенного кино" кубинского режиссера Гарсиа Эспиносы, книга "Диалектика зрителя" классика кубинского кино Т. Гутьерреса Алеа, полемический труд "Кино,* культура и деколонизация" аргентинских режиссеров Фернандо Соланаса и Октавио Хетино, исследование кинематографа индейской проблематики* "Теория и практика кино, сплоченного с народом" боливийского режиссёра Хорхе Санхинеса - дают чёткое представление о процессах зарождения1 социально-политического кинематографа на латиноамериканском-континенте. Эта традиция анализировать и объяснять своё творчество, стремясь приблизить его к зрителю, всё ещё жива в практике некоторых латиноамериканских режиссеров, выступающих изредка в специализированных печатных изданиях, количество которых за последние годы резко сократилось.

3 Schumann, Peter В. Historia del cine Iatinoamericano. Buenos Aires, 1987.

4 Perez Estremera M. Correspondencia inacabadacon Arturo Ripstein. Huelva, 1996; Spotorno R. Littin, el viajero de las estaciones. Huelva, 2000.

Автор диссертации, подробно изучая появление новых тенденций и особенностей кинематографий Латинской Америки в последние десятилетия, заостряет внимание на целостном феномене латиноамериканского кино и впервые в отечественном киноведении дает общую характеристику этого явления в динамике его развития с середины XX века до настоящего времени. В данном исследовании освещается разнообразие и специфика кинопроцессов, закономерности становления и развития отдельных латиноамериканских кинематографий, рассматривается творчество ведущих кинорежиссеров, как старшего, так и молодого поколения, почти или совсем не известных в нашей стране.

В своей работе автор в основном опирается на методологию российской школы киноведения, основанную на традициях теоретических трудов Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, оказавших большое влияние на мастеров нового латиноамериканского кино, что они сами неоднократно подчеркивали. Ввиду того, что современное отечественное и зарубежное киноведение не располагают фундаментальными научными трудами,, посвященными киноискусству Латинской Америки, в диссертации - в связи с рассмотрением в ней многонационального феномена киноискусства -творчески применялись принципы поликультурного исследования, разработанные в трудах отечественных культурологов и литературоведов-латиноамериканистов (В.Земсков, А. Кофман, Ю. Гирин, В. Кутейщикова, Л. Осповат, И. Тертерян). Кроме того, затрагиваемые в диссертации вопросы потребовали обращения к работам, посвященным неореализму, в частности, к статьям теоретика и практика этого течения Чезаре Дзаваттини. В исследовании использованы также материалы и некоторые теоретические положения и выводы, содержащиеся в книге диссертанта "Кинематограф Латинской Америки. Верша свою судьбу", опубликованной в издательстве "Канон +" в 2009 г. (выходные данные: 2010 г.).

Заключение диссертации по теме "Искусство. Искусствознание -- Киноискусство -- История киноискусства -- Киноискусство Латинской Америки -- 20 в. -- Национальная специфика киноискусства", Ветрова, Татьяна Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 50-е годы XX века латиноамериканское кино как явление континентального масштаба еще только обретало зыбкие контуры и было почти неизвестно за рубежом - за редкими исключениями фильмов, получавшими премии на международных кинофестивалях. В наши дни, в начале XXI столетия, латиноамериканский кинематограф, включающий в себя более двадцати национальных кинематографий, занимает достойное место на карте киномира, получая признание зрителей и критики на разных широтах.

Процесс зарождения, становления и последующего полувекового развития латиноамериканского кино как сложносоставного феномена, обладающего общими чертами и в то же время автономными характеристиками, присущими национальным кинематографиям отдельных латиноамериканских стран, исследован в сложной, противоречивой динамике отношений континентального и национального.

Огромное значение в формировании общего понятия латиноамериканского кино имело появление в 1960-е годы на гребне национально-освободительной борьбы так называемого нового кино в Бразилии, на Кубе, совершившей в 1959 г. социалистическую революцию, в Аргентине, Боливии, Чили. Единство политических задач, борьба за деколонизацию культуры, четко выраженная революционная направленность объединяла всех представителей кинематографий этих стран. Такая позиция не была голословной и умозрительной, её подтверждали судьбы творцов нового киноискусства, расплачивавшиеся за свои взгляды тюрьмами, долгими годами эмиграции, а порой и смертью.

С середины 60-х гг. термином "новое кино" стали обозначать всё прогрессивное кино Латинской Америки, ставящее задачу преобразования общества и создания собственного художественного киноязыка. Тенденция объединения была закреплена в 1967 г. на первой встрече латиноамериканских кинематографистов в чилийском городе Винья дель Map, здесь вырабатывалась единая платформа боевого кинематографа, намечались пути преодоления разобщенности. Тогда же были заложены основы деятельности Комитета кинематографистов Латинской Америки. Логическим завершением этого процесса спустя два десятилетия стало создание в 1986 г. Фонда нового латиноамериканского кино во главе с колумбийским писателем Габриэлем Гарсиа Маркесом, с юности связавшего свою творческую деятельность с кинематографом.

Рассмотрение специфики развития латиноамериканского кино на различных этапах его становления как в социально-историческом контексте, так и с точки зрения художественной эволюции, позволяет выявить формирование национальных особенностей отдельных кинематографий в период 1970-80-х гг., в частности, Аргентины, Венесуэлы, Бразилии, самобытный характер кинематографии Кубы, единственной социалистической страны на континенте. Задачи революционного преобразования общества сменяются задачами завоевания своего отечественного зрителя, изменения системы проката, разработки моделей популярного кино, а также поисками баланса между авторским и коммерческим кинематографом. Особое внимание уделяется уникальному в мировом кино феномену "чилийского кино сопротивления", существовавшему в период диктатуры Пиночета в Чили.

Автор исследования показывает разнообразие тематического и художественного спектра национальных кинематографий стран Латинской Америки, анализирует творчество и вклад в мировой кинематограф ведущих режиссёров, по большей части неизвестных в нашей стране, таких как Томас Гутьеррес Алеа, Октавио Мануэль Гомес, Хуан Карлос Табио (Куба), Глаубер Роша, Нелсон Перейра дос Сантос, Эктор Бабенко (Бразилия), Фернандо Соланас, Фернандо Бирри (Аргентина), Артуро Рипстейн, Поль

Ледук (Мексика), Хорхе Санхинес (Боливия), Роман Чальбод (Венесуэла), Мигель Литтин, Патрисио Гусман (Чили).

На современном этапе, когда каждая из национальных кинематографий обладает своим лицом, вновь прослеживается усиление тенденции к объединению. Эта тенденция обусловлена общностью задач, сходством тематики фильмов (обращением, с одной стороны, к историческим событиям общеконтинентальной борьбы за независимость от испанского владычества, а с другой, - к проблеме острых социальных противоречий, преступности, наркобизнеса, судьбе бездомных подростков), а также возрождением в определённой творческой переработке принципов "нового кино" 60-х, эстетики насилия бразильского режиссера и теоретика Глаубера Роши. Фактором, способствующим восприятию латиноамериканского кино как явления нераздробленного, единого, служат и экранизации произведений великих писателей континента: Алехо Карпентьера, М. Отеро Сильвы, Хосе Доносо и, в особенности, Габриэля Гарсиа Маркеса. Фильмы по его сценариям и литературным произведениям снимают как на его родине - в Колумбии, так и в Мексике и Венесуэле, Кубе и Бразилии. Обращение латиноамериканских кинематографистов к прозе Гарсиа Маркеса, несомненно, плодотворно в развитии идейно-художественной системы латиноамериканского кино, стремящегося отобразить сложную реальность континента.

Едва ли не главной чертой объединения латиноамериканских кинематографий является практика совместных постановок - копродукцш. Она возникла как одна из форм борьбы за выживание национальных кинематографий, расширения внутренних кинорынков, неспособных окупать затраты на кинопроизводство в большинстве стран Латинской Америки. Важное значение имеет участие в копродукциях Испании, что даёт возможность показа латиноамериканских фильмов на экранах этой европейской страны. В 1990-е гг. был создан общий кинорынок, пропагандирующий национальные картины в странах других континентов, подписано соглашение в Каракасе о взаимном сотрудничестве, включающее положение о режиме благоприятствия проката фильмов стран-участниц договора на основе определённой квоты обмена. Большую роль в подготовке кинокадров играет Международная школа кино, телевидения и видео в Сан Антонио де лос Баньос на Кубе, где учатся студенты из всех стран Латинской Америки и где начинается их совместное творчество.

Успешная практика копродукций свидетельствует о потребности интеграции кинопроцесса (включающего и производство, и прокат) всего латиноамериканского континента в целом, что никак не зачёркивает национального характера кинематографа каждой из стран.

Органично включенный в настоящее время в контекст мирового кинопроцесса, латиноамериканский кинематограф, как и на первоначальной стадии своего развития, творчески вбирает, аккумулирует и переплавляет по-своему разнообразные современные веяния и новации, не забывая о собственных традициях. Говоря словами поэта М. Волошина, этот кинематограф обращен "в просторы всех времён и стран, легенд, историй и поверий". Представители молодого поколения, берущие на вооружение методы новых технологий, съёмку ручной камерой, получают большую независимость в своей работе, создавая ленты, отмеченные чертами новаторской поэтики. К этой плеяде относятся ныне уже известные кубинец Фернандо Перес, аргентинец Пабло Траперо, мексиканцы Карлос Рейгадас и Алехандро Гонсалес Иньярриту, бразильцы Валтер Саллес и Фернандо Мейрельес, боливиец Родриго Бейотт, уругвайцы Пабло Ребелья, и Пабло Штоль, а также многие другие режиссеры.

Отстаивая право на существование национального кино, кинематографисты стран Латинской Америки борются за введение и нормальное функционирование Закона о защите отечественного кинематографа, добиваются поддержки в финансировании кинопроизводства со стороны государства, а также квоты для демонстрации национальных фильмов в прокате, создают различного рода Фонды, выделяющие средства для создания фильмов на основе предварительных отборочных конкурсов заявок и сценариев.

Латиноамериканское кино подтверждает свою жизнеспособность и тем, что завоёвывает успехи у зрителей на своей территории, и тем, что выходит с некоторыми картинами на зарубежный экран, а также регулярным участием в крупных международных кинофестивалях (Канны, Берлин, Венеция, Москва). Не прерывается и традиция проведения специализированных фестивалей латиноамериканского и иберо-американского кино в Гаване, Уэльве (Испания), Биаррице (Франция); насыщенную программу содержит цикл "Латинские горизонты" в рамках международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

Латиноамериканский кинематограф на сегодняшний день, при всех сложностях как экономического характера, так и оказываемого на него мощного давления американского кино, всё более уверенно сохраняет свое лицо, свою национальную и общеконтинентальную идентичность.

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Ветрова, Татьяна Николаевна, 2009 год

1. Книги, сборники научных трудов; статьи в лсурналах и научныхсборниках на русском языке:

2. Быкова И. Кино Кубы. М., Искусство, 1984.

3. Вертов Д. Из наследия, т.2. Статьи и выступления. М., "Эйзенштейн-центр", 2008.

4. Ветрова Т. Н. Кинематограф Латинской Америки. М., "Знание", 1984.

5. Галеано, Эдуардо. Вскрытые вены Латинской Америки. М., "Прогресс", 1986.

6. Гирин Ю. Поэтика сверхпредельности. К интерпретации художественных процессов латиноамериканской культуры. Санкт-Петербург, "Алетейя", 2008.

7. Дзаваттини, Чезаре. Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. М., Искусство, 1982.

8. Долматовская Г. "Чума изгнания" по Мигелю Литтину // Сб. Зарубежные киномеридианы. М., 1990.

9. Жабский М. Кино и общество: глобализация функционального взаимодействия // Сб. Кино в мире и мир в кино. М., "Материк", 2003.

10. Земсков В. Габриэль Гарсиа Маркес. М., "Художественная литература", 1986.

11. Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. М., "Наука", 1975.

12. Искусство стран Латинской Америки. М., "Наука", 1986.

13. История зарубежного кино (1945-2000). М., "Прогресс-Традиция", 2005.

14. Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. М., "Прогресс", 1984.

15. Кино стран Латинской Америки. М., ВНИИК, 1984.

16. Кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки. Режиссёрская энциклопедия. М., Материк, 2001.

17. Козлов Л. Изображение и образ. М., Искусство, 1980.

18. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. М., "Наука", 1978.

19. Кофман А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., Наследие, 1997.

20. Культура Аргентины. М., "Наука", 1977.

21. Культура Боливии. М., "Наука", 1986.

22. Культура Бразилии. М., "Наука", 1981.

23. Культура Венесуэлы. М., "Наука", 1984.

24. Культура Латинской Америки. Энциклопедия. М., "Росспэн", 2000.

25. Культура Мексики. М., "Наука", 1980.

26. Культуры. Диалог народов мира. М., 1984, № 3.

27. Луис Бунюэль. Мастера зарубежного кино. Сб. М., 1979.

28. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

29. Майданик К. Эрнесто Че Гевара: его жизни, его Америка. М., "Ад Маргинем", 2004.

30. Меламед Л. "Новое кино" Латинской Америки //Латинская Америка, 1971, №6.

31. Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. (Сб. статей. Сост. М. Ямпольский). М., "Наука", 1988.

32. Новикова Л. Колумбия: против социального унижения // "Мифы и реальность" выпуск VII, М., "Искусство", 1981.

33. Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., "Искусство", 1967.

34. Правдакино и "киноправда". М., "Искусство", 1967.

35. Ростоцкая Л. В. Итальянский неореализм и новое латиноамериканское кино // Сб. Латинская Америка и мировая культура. М., ИЛА РАН, 1995.

36. Садуль Ж. Всеобщая история ichho. М., "Искусство", 1958-1963.

37. Сеа, Леопольдо. Философия американской истории. Судьбы Латинской Америки. М., "Прогресс", 1984.

38. Строганов А. И. Латинская Америка в XX веке. М., "Дрофа", 2002.

39. Строение фильма. Сборник статей (Сост. К. Разлогов). М., "Радуга", 1984.

40. Силюнас В. Ю. От иллюзии к фактам (Кинематограф Латинской Америки) // Сб. Искусство и общество. М., "Наука", 1978.

41. Теплиц Е. История киноискусства, М. "Прогресс", 1968-1974, т. 1-4.

42. Тип творческой личности в латиноамериканской культуре /IBERICA AMERICANS/. М., "Наследие", 1997.

43. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., "Наука", 1977.

44. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-и тт. М., "Искусство", 19641971.

45. Книги и статьи в журналах на иностранных языках:

46. Antologia del cine latinoamericano. Valladolid, 1991.

47. Aray, E. Santiago Alvarez Cronista del Tercer mundo. Caracas, 1983.

48. Ayala Blanco J. La aventura del cine mexicano. Мёх., 1968;

49. Avellar, Jose Carlos. Glauber Rocha. Madrid, 2002.

50. Bradford Burns, E. Latin American Cinema Film and History. Los Angeles, 1975.

51. Burton, Julianne. Cinema and Social Change in Latin America. Conversations with Filmakers. Texas, 1986.

52. Calderon Gonzalez, Jorge. Nosotros, la musica у el cine. Veracruz, 1997.

53. Catalogo del Nuevo Cine Argentino 1984-1986. Buenos Aires, 1987.

54. Catalogo del Nuevo Cine Argentino 1987-1988. Buenos Aires, 1989.

55. Cien anos de cine latinoamericano 1896-1995. La Habana, 1995.Cine boliviano. Del realizador al critico. La Paz, 1979.

56. Cinema brasileiro. The Films from Brazil.(Editor Amir Labaki). San Paulo, 1998.

57. Couselo, J. M. у otros. Historia del cine argentino. Buenos Aires, 1984.

58. Chanan, M. Documental у esfera publica en America Latina // Cine Cubano, N 169.

59. Del Rio, Joel. La cultura у el cine cubanos // Cine Cubano, N 148.

60. Directores de America Latina (Ed. Teresa Toledo). Donostia-San Sebastian,2000.

61. Duglas, Maria, E. Diccionario de cineastas cubanos 1959-1987. Cinemateca de Cuba, 1989.

62. Douglas Maria, E. La tienda negra. El cine en Cuba 1897-1990. La Habana, 1996;

63. Elena, Alberto у Diaz Lopez, M. Tierra en trance. El cine latinoamericano en 100 peliculas. Madrid, 1999.

64. Evora, Jose Antonio. Tomas Gutierrez Alea. Madrid, 1996.

65. Filmografia venezolana 1973-1999. Largometrajes. Caracas, 2000.

66. Galindo, A. Una radiografia historica del cine mexicano. Mexico, 1968.

67. Garcia Borrero, J. A. Guia critica del cine cubano de fiction. La Habana, 2001.

68. Garcia Espinosa, J. Una imagen recorre el mundo. La Habana, 1979.

69. Garcia Espinosa, J. Las estrategias de un provocador. Huelva, 2001.

70. Garcia L. Tsao. El ojo у la navaja. Mexico, 1998.

71. Garcia Riera, E. Breve historia del cine mexicano. Primer siglo 1897-1997. Mexico, 1998;

72. Garcia Riera E. Historia documental del cine mexicano (9 vol.), Mexico, 1969-1978.

73. Getino, Octavio. Cine latinoamericano, economia у nuevas tecnologias. Buenos Aires, 1998.

74. Gomez, Manuel Octavio. La agonia de hacer cine. La Habana Merida, 1988.

75. Gumucio Dagron, Alfonso. Cine, censura у exilio en America Latina. La Paz, 1979.

76. Gutierrez Alea, Tomas. Dialectica del espectador. La Habana, 1982.

77. Martin, Michael T. (Ed.). New Latin American Cinema (Volume 1, 2). Detroit, 1997.

78. Martinez Pardo, Hernando. Historia del cine colombiano. Bogota, 1978. Mazon Robau, A. Por un arte incomodo // Cine Cubano, N 130. Mediating Two Worlds. Cinematic Encounters in the Americas. Ed. by John King, Ana M. Lopez, Manuel Alvarado. London, 1993.

79. Millan, Francisco Javier. La memoria agitada. Cine у represion en Chile у Argentina. Huelva, 2001.

80. Miradas: el cine argentino de los 90. (Ed. Toledo Т.). Madrid, 2000. Molina, Alfonso. Cine, democracia у melodrama. El pais de R. Chalbaud. Caracas, 2001.

81. Monografia de cine panameno 1972-1977. La Habana, 1979. Monsivais, Carlos, Bonfil, Carlos. A traves del espejo. El cine mexicano у su publico. Mexico, 1994.

82. Mouesca, Jacqueline. Cine chileno: veinte anos (1970-1990). Santiago de Chile, 1992.

83. Ottone, Giovanni (Ed.). Terra Brasil 95-05. Madrid, 2005. Paz Octavio. El Laberinto de la soledad. Mexico, 1979.

84. Perez Estremera M. Correspondencia inacabada con Arturo Ripstein. Huelva, 1996.

85. Perez Martin, E. Del cine mexicano // Cine cubano, N 129.

86. Poesia, politica, a tela e a terra em trance. Rio de Janeiro, 2005.

87. Reyes Nevares, B. Trece directores del cine mexicano. Mexico, 1974.

88. Rosha, Glauber. Cabezas cortadas. Barcelona, 1970.

89. Rosha, Glauber. Revision critica del cine brasilero.La Habana, 1965.

90. Rosha que voa. Rio de Janeiro, 2002.

91. Ruffinelli, Jorge. Patricio Guzman. Madrid, 2001.

92. Russo, Eduardo А. (сотр.). Hacer cine. Production audiovisual en America Latina.Buenos Aires, 2008.

93. Ruy Sanchez, Alberto. Mitologia de un cine en crisis. Mexico, 1981. Sanchez, Francisco. Oceano de peliculas. Mexico, 1999. Sanjines, Jorge.Grupo Ukamau: Teoria у practica de un cine junto al pueblo, Mexico, 1979.

94. Schumann, Peter B. Historia del cine Iatinoamericano. Buenos Aires, 1987. Solanas, Fernando E.,Getino, Octavio. Cine, cultura у descolonizacion. Buenos Aires, 1973.

95. Spotorno R. 50 anos de soledad. Huelva, 2001. Spotorno R. Littin, el viajero de las estaciones. Huelva, 2000. Torres, Augusto M., Perez Estremera, Manuel. Nuevo cine Iatinoamericano. Barcelona, 1973.

96. Valverde U. Reportaje critico al cine colombiano. Bogota, 1978. Vellegia, Susana. Cine: entre el espectaculo у la realidad. Mexico, 1986. Viany, Alex. Cine brasileno el viejo у el nuevo //Cine Cubano, NN 42-4344.

97. Weller, Gabriela. Desobediencias у rebeldias en el cine de Maria Luisa Bemberg// Nomadi'as, 2000, N 4.

98. Wolf, Sergio. Garage Olimpo, el otro cine argentino // Cine Cubano, N 147. Wood, Jason. The Faber Book of Mexican Cinema. London, 2006. Zambrano, Oscar. El cine que se hace en Chile // Araucaria de Chile, 1984, N

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 412196