Феномен старости: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Подольская, Инга Александровна

  • Подольская, Инга Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 125
Подольская, Инга Александровна. Феномен старости: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2002. 125 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Подольская, Инга Александровна

Введение.

Глава 1. Образ старости: философский, религиозный, медицинский подходы.

1.1 Развитие философских представлений о старости.

1.2 Формирование образа старости в контексте религиозных культур

1.3 Становление геронтологических представлений.

Глава 2. Образ старости в общественном и индивидуальном сознании

2.1 Феномен старости в индивидуальном сознании.

2.2 Феномен старости в общественном сознании.

2.3 Пожилой человек в системе социальных отношений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен старости: Социально-философский анализ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В настоящее время происходят изменения в возрастной структуре населения. Рост численности возрастной группы пожилых людей является исторически беспрецедентным. Средний возраст населения становится все выше, а численность возрастных групп детей и молодежи сокращается, что квалифицируется социологами как «демографическая революция».

Из прогнозов ООН следует, что к 2025 году (при общей численности населения 8,5 миллиардов человек) 1,2 миллиарда человек перешагнут шестидесятилетний рубеж. Генеральной Ассамблеей ООН 1999 год был объявлен Международным годом пожилых людей в качестве «знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии». [68, С.З]

Увеличение продолжительности жизни, падение рождаемости изменили количественное соотношение между возрастными группами. Процесс качественных сдвигов в образе, уровне жизни разных поколений, являющийся результатом модернизаций, урбанизации превращает пожилых людей в социальных изгоев, лишает их традиционного ореола мудрости, компенсирующего неизбежные социальные потери в позднем периоде жизни. Старость в общественном сознании предстает как период социальной дезадаптации.

Взаимодействие возрастных групп становится все более формальным, сменяясь растущим отчуждением, что способствует образованию субкультур. Прагматический подход к жизнедеятельности общества в большинстве современных культур обуславливает положение пожилого человека «на обочине» жизни. В связи с этим в ущербном положении оказывается общество в целом. Проблема заключается не столько в самом явлении «старения населения», сколько в том, что современному обществу становится недоступным опыт пожилого человека в его чувственном, интеллектуальном, социокультурном проявлении.

Другой стороной проблемы является то, что подрастающее поколение должно учиться в «постаревшем» обществе. Знание обществом специфики протекания процесса старения, включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адаптивных возможностей является одним из условий оптимизации жизнедеятельности всего общества в целом. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Философское осмысление отношения к старости как итогу жизненного пути встречается в работах философов на протяжении всей истории философии. Данное исследование опирается на философские представления о старости Платона, Сенеки, Цицерона, философов средневековья, Ф. Бэкона, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Ясперса, А. Камю, М. Бубера.

В рамках естественнонаучной парадигмы вопросы старения изучались с начала зарождения медицинской науки. Гиппократ рассматривал старость с материалистической и естественнонаучной позиции. Новое знание о старении как биологическом процессе получает свой максимум в период развития естественнонаучного знания. В XIX - XX веках исследовались биологические, медицинские факторы старения, учитывалась социальная обусловленность процесса старения. Мечников И.И., русский биолог и патолог, сформулировал теорию «ортобиоза», то есть разумного отношения людей к своему здоровью.

Сторонниками подобного взгляда на старость выступали также английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон, советский ботаник В.

Ф. Купревич, отечественный ученый В. М. Дильман. Признание старости болезнью представлялось серьезным обоснованием реальной возможности ее предотвращения. Целью научных исследований будет обретение человеком бессмертия.

Другого взгляда на старость придерживались представители отечественной медицины академик Д. Ф. Чеботарев, патолог И. В. Давыдовский и др., делая акцент на закономерности старения и трактуя данный факт как доказательство его неизбежности, а значит, и неотвратимости старости.

Вторая половина XX века - проникновение в геронтологию идей и методов химии, физики, социологии, демографии, статистики, психологии и, как следствие этого процесса - дифференциация целостного представления о старении человека на представления о специфичности старения различных уровней его организации. Происходит интенсификация исследований биологии старения человека на молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системно - органном, организменном уровнях, ими занимались Ш. А. Медведев, В. В. Алпатов, Д. Ф. Чеботарев, В. В. Фролькис, В. Н. Никитин, Л. Бине, Ф. Бурльер, Б. Стрелер, К. Пархон и др.

Биолог В.Н. Никитин представил объемную классификацию теорий геронтогенеза этого периода, рассмотрев молекулярные теории старения, Теории, рассматривающие старение как результат изменения генетического аппарата клеток, теории аутоинтоксикации, разрушения иммунных свойств и борьбы тканей в организме, теории дифференцировки и специализации

В отечественной и зарубежной психологии вопросы старения рассматривали представители возрастной, социальной и клинической психологии, в том числе Б. Г. Ананьев, J1. Анциферова, Т. В. Карсаевская, О. В. Краснова, И. Кемпер, А. Кемпински, Э. Эриксон, П. Балтис, Ш. Бюлер, X. Томе и др.

В современных исследованиях глубокое развитие получили социальный и культурологический аспекты феномена старости, которым посвящены работы Коротчик Н.А. и Елютиной М.Э. Коротчик рассматривает исторические образы старости, выделяя древнеславянский, античный, христианский. Елютина М.Э. проводит социокультурный анализ современной старости.

В работе используются материалы художественных произведений А. Данте, Д. Голсуорси, Р. Акутагавы, Я. Кавабаты, Ф. М. Достоевского. Во второй главе диссертационной работы автор анализирует тексты автобиографических заметок и писем П. Казальса, Дж. Верди, В. Вересаева.

Различие взглядов на процесс старения и старость как феномен человеческой жизни обусловливается культурноисторическими особенностями, социальными условиями, а также индивидуальными представлениями мыслителей. В вышеперечисленных работах существуют как сходные, так и полярные точки зрения на проблему. В диссертационном исследовании рассматриваются особенности формирования образа старости в индивидуальном и общественном сознании.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются социальные и индивидуально-психологические факторы, определяющие адаптацию личности в пожилом возрасте.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является феномен старости.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - раскрытие сущности феномена старости, определение социальной роли пожилого человека как активного субъекта успешного функционирования общества и развития общественных отношений.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Выявить различные аспекты отношения к пожилым людям в современном обществе, особенности религиозных и социальных традиций различных культур в аспекте отношения к образу старости.

2. Проайализировать особенности индивидуального восприятия старости пожилыми людьми на основе данных психологических, социологических исследований.

3. Выявить сходство и различие в общественном и индивидуальном восприятии образа старости.

4. Рассмотреть значимость социального стереотипа «пожилой человек» для успешного функционирования общества и развития общественных отношений.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Автором избран комплексный диалектический подход, синтезирующий положительные моменты философского материализма, идеализма, религиозных воззрений, естественнонаучных представлений и явлений социальной жизни.

Данный подход включает следующие основные принципы:

- объективность рассмотрения;

- историзм;

- конкретно-исторический подход;

- единство исторического и логического;

- системность;

- синергетизм.

Методологической базой исследования послужили общие положения философского, в том числе диалектического анализа проблем социальной сферы. Значительное внимание было уделено концепциям отечественной и зарубежной философии и психологии, анализирующим проблемы старения, преемственности поколений, особенностей социального положения пожилых людей в обществе. В работе используются данные психологического экспериментального анализа, проведенного автором в рамках лонгитюдного исследования совместно с психологами. Материалы исследования обработаны с помощью методов математической статистики и зафиксированы как дипломные исследования в Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского. Применялись методы психологического исследования и анализа художественных текстов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ заключается в следующем:

1. Установлено, что понятие старости обозначает процесс изменения физиологических функций организма человека. С медицинской точки зрения невозможно сделать окончательный вывод о том, что такое старость, нельзя указать ее возрастные границы.

2. Показано, что в общественном и индивидуальном сознании образ пожилого человека связан с его социальным статусом пенсионера. Сформированный в общественном сознании стереотип «пенсионер» обусловливает ускорение инволюционных процессов, способствует социальной дезадаптации человека, начинающего ощущать себя старым, невостребованным обществом субъектом.

3. Выявлены противоречия в общественном и индивидуальном восприятии образа старости. В индивидуальном сознании человека, остающегося деятельным до конца своих дней, отсутствует ощущение дискретности жизни. В общественном сознании существует четкая граница, обозначающая переход индивида в статус «пожилого человека». Активность личностной позиции человека на протяжении всей жизни в его индивидуальном сознании воспринимается как норма, обычный ритм его жизни. Общественное сознание отражает активность пожилого человека как исключительное достижение отдельно взятого индивида.

4. Обозначена необходимость разрушения социального стереотипа восприятия пожилого человека. Наличие данного стереотипа способствует отчуждению человека пенсионного возраста от жизнедеятельности общества. Старость является высшим итогом жизненного пути, понимаемого как постоянное развертывание человеческой духовности. Признание высокой социальной значимости старости, опыта пожилых людей, способно в значительной степени обеспечить успешное развитие общества. НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Результаты диссертационного исследования позволяют выработать ряд рекомендаций при разработке методологических основ государственных и муниципальных программ социально-экономического развития, социального обеспечения. Материалы исследования можно использовать при чтении общих и специальных учебных курсов по социальной философии, возрастной психологии, социологии. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Понятие старости в различных отраслях естественнонаучного и гуманитарного знания, религиозных мировоззрений трактуется неоднозначно.

В результате анализа существующих концепций и подходов к рассмотрению старости выявляются существенные различия в понимании сущности данного феномена: старость это а) зло, болезнь; б) закономерный этап жизни человека; в) высший итог жизни индивида, вершина его духовного развития.

2. В современных условиях жизнедеятельности общества статус пенсионера способствует ограничению рамок субъекта социальных отношений.

Понятие субъекта социальных отношений подразумевает активность его позиции, включенность в жизнь общества, наличие взаимодействия субъекта и общества. С выходом на пенсию человек превращается в объект социальных отношений, поскольку активность пенсионера не востребована обществом: ему предлагается забота, обеспечение, но не совместная деятельность.

3. Образ старости в общественном сознании вступает в противоречие с образом старости в индивидуальном сознании конкретного субъекта социальных отношений.

В общественном сознании существует четкая граница, обозначающая переход индивида в статус «пожилого человека», что характерно для технократического общества. Активность личностной позиции человека на протяжении всей жизни в его индивидуальном сознании воспринимается как норма, в общественном сознании - как исключение.

4. Стереотип «пожилого человека», сформированный в общественном сознании, способствует отчуждению человека пенсионного возраста от жизнедеятельности общества. Тем самым, общество оказывается лишенным духовного и культурного опыта, носителями которого являются пожилые люди.

Старость является высшим итогом жизненного пути, понимаемого как постоянное развертывание человеческой духовности. Признание высокой социальной значимости старости, опыта пожилых людей, способно в значительной степени обеспечить успешное развитие общества.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ определена задачами, методами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Подольская, Инга Александровна

Заключение.

Проводя социально-философский анализ старости, мы выявили, что это явление мультификаторное, оно несводимо к одному из различных механизмов старения, будучи следствием психофизиологических, социальных и индивидуальных изменений человека. Можно выделить несколько уровней или измерений старости:

1. Физиологическое измерение.

2. Духовно-личностное.

3. Социальное.

Физиологическое старение есть закономерный этап жизни человека, выражающийся в угасании и торможении ряда телесных функций. Авторы медицинских исследований приходят к выводу о невозможности указания четких временных границ начала старения. Старение организма может сопровождаться патологическими изменениями различных функций организма. Мечников И.И., предложивший концепцию ортобиоза, считал, что этот процесс можно замедлить, если разумно относится к своему здоровью, к своему образу жизни.

В диссертационном исследовании показано, что понятия «старость» и «старение» применимы только к комплексу психофизиологических изменений. Применение термина «старость» в отношении к личности нами понимается как научно необоснованное.

Человек - существо духовное, он способен к бесконечному самосовершенствованию. Старение, как неотъемлемый фактор человеческой жизни, заставляет человека пройти через один из сильнейших духовных кризисов, в результате преодоления которых осознается ценность, уникальность человеческой жизни. Только преодолев этот кризис, человек становится зрелой, но не старой личностью. Неспособность преодолеть этот кризис выражается в дезадаптации личности, усиливающейся с возрастом. К такому человеку применимо понятие «незрелая личность», несмотря на преклонный возраст. Мудрость есть свойство духовной зрелости, а не старости. На поздних стадиях онтогенеза мудрость является основой полноценного, жизнеутверждающего бытия.

Проблема дезадаптации личности в позднем периоде жизни напрямую связана с наличием в современном общественном сознании стереотипа «пожилого человека». Данный стереотип задает характер социальных взаимодействий, негативно отражающийся как на возможности самореализации индивида в условиях жизнедеятельности общества, так и на успешности функционирования и развитии общества и общественных отношений. Стереотип «пожилой человек», «пенсионер» подразумевает отношение к субъекту социальных отношений как к человеку старому, слабому, беспомощному, не участвующему непосредственно в социальном взаимодействии. С выходом на пенсию человек превращается из субъекта в объект общественных отношений. Подобные изменения не обусловлены внутренними потребностями индивида, а являются результатом действия сложившегося стереотипа «пенсионер».

Деятельность общества по реализации образа пожилого человека, сформированного в общественном сознании, представляется автору исследования нелогичной. Вначале активно действующий субъект социальных отношений, вне зависимости от его желания, зачисляется обществом в ряды пенсионеров, то есть индивидов, не имеющих возможность удовлетворять потребность в профессиональной реализации. Затем общество начинает решать проблемы, связанные с материальным, социальным, психологическим самочувствием пожилого человека. Зачастую человек пожилого возраста, вполне активный и работоспособный, вынужден принимать позицию социального иждивенца, поскольку система общественных отношений не предусматривает возможность полноценной реализации потребности пенсионера быть нужным обществу. Позицию человека, «выключенного» из жизни общества, не способствует улучшению самочувствия человека. В исследовании было показано, что процесс старения замедляется в том случае, когда пожилой человек находит возможность применять свои силы, знания и опыт на благо общества. И в противоположной ситуации, оказавшийся «на обочине» жизни пожилой человек начинает быстро деградировать, как в социально-психологическом, так и в физиологическом аспекте. Вопрос о расширении возможностей для активной жизнедеятельности пожилых людей отражает желание и способность многих пожилых людей продолжать работать или заниматься иной социально продуктивной деятельностью в весьма преклонном возрасте. В диссертационном исследовании делается вывод о необходимости отказа от старого стереотипного представления о пожилых людях как об иждивенцах и ставится вопрос о поощрении активной жизнедеятельности пожилых граждан.

Принцип homo activus, человека активного, должен стать исходным в идеологии современного гуманистического общества. Он близок общефилософскому принципу деятельности, он акцентирует внимание на многомерности человека любого возраста как био-социо-культурного существа и на элементах структуры личности как субъекта деятельности. Сама деятельность субъекта понимается как компонент взаимодействия с другими субъектами в общей структуре деятельности общества. Таким образом, принцип активного человека на протяжении всей его жизни является одновременно и принципом усиления социального взаимодействия, способом преодоления отчуждения и построения гармоничного общества.

В сфере государственной социальной политики необходимо руководствоваться следующими базовыми принципами геронтологического гуманизма:

1. Пожилой человек обладает равными гражданскими правами наравне с другими субъектами социальных отношений, в первую очередь, правом на трудовую деятельность.

Современное общество должно стать обществом для людей всех возрастов. Следовательно, первоочередной задачей нашего государства должна стать деятельность по обеспечению условий для полноценного функционирования пожилых людей в системе социальных отношений. Опираясь на полученные результаты диссертационного исследования, автор работы предлагает ряд рекомендаций по осуществлению данной задачи. t

1. Первоочередной задачей государства должна стать урегулирование трудовых прав граждан пожилого возраста. Для выполнения этой задачи необходимо изменить условия выхода на пенсию работающих граждан: отказаться от возрастных регламентаций прекращения трудовой деятельности. Прекращение трудовой деятельности субъекта должно производиться в соответствии с пожеланиями самого субъекта, независимо от того, в каком возрасте он решил выйти на пенсию.

2. Процесс старения организма человека является постепенным, длительным. В соотношении с психофизиологическими изменениями организма субъекта трудовых отношений программа профессиональной реализации должна предусматривать возможность постепенного, поэтапного прекращения трудовой деятельности. Для реализации этого положения могут применяться следующие меры:

1) создание гибкого графика работы для лиц, достигших определенного возраста (возможно, с 40 лет, с 50 и т.д.)

2) ввести гибкие пределы возраста для выхода на пенсию и установить соответствующую практику;

3) организовать консультации для пожилых людей перед выходом на пенсию и после выхода на пенсию по принципу сопровождения1 в период адаптации к новому социальному статусу.

4) создание условий для перехода на иной вид профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими возрастными особенностями личности трудящегося;

5) расширить возможности в сфере профессиональной подготовки и переподготовки на рабочем месте в течение жизни;

6) научная организация и материально-экономическое обеспечение обучающих программ для людей старше 40 лет.

Реализация вышеперечисленных мер будет способствовать разрешению двух аспектов проблемы «пожилой человек - общество», а именно:

1) пожилой человек будет иметь возможность продолжать активно участвовать в социальном взаимодействии до тех пор, пока он сочтет это необходимым;

1 Принципом сопровождения в педагогической психологии называется процесс психологической помощи, оказываемой учащимся школы в течение первого года обучения. Цель сопровождения - помощь в адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

2) общество получит возможность интегрировать духовный опыт и мудрость пожилых людей, их ценности, что, в свою очередь, позволит сократить идеологический разрыв между поколениями.

В диссертационном исследовании проведен социально - философский анализ феномена старости. Глобальность изучаемого явления требует дальнейшей научной работы с целью раскрытия новых аспектов социальных взаимодействий, субъектом которых является пожилой человек.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Подольская, Инга Александровна, 2002 год

1. АБЕЛЯР П. Теологические трактаты / Вступ. ст., сост. С.С. Неретиной. -М.: Прогресс, Гнозис, 1995. 413 с.

2. АВРЕЛИИ М. Размышления. Магнитогорск.: Амрита-Урал, 1994.- 292 с.

3. АИРИЯН А. П. Социальные аспекты геронтологии. Ереван.: Айастан, 1989.- 175 с.

4. АКУТАГАВА РЮНОСКЕ. Старость // Акутагава Рюноске. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Полярис, 1998. - Т.1. - С. 23-28.

5. АКУТАГАВА РЮНОСКЕ. Юноша и смерть // Акутагава Рюноске. Собрание сочинений в 4-х томах. М.: Полярис, 1998. - Т.1. - С. 28-34.

6. АЛЕКСАНДРОВА М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: ЛГУ, 1974. - 135 с.

7. АЛОВ А. А. Мировые религии. М.: Приор, 1998. - 157 с.

8. АМОСОВ Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Медицина, 1987. - 64 с.

9. АНАНЬЕВ Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968 - 339 с. Ю.АНДРОНИКОВ И. Л. Собрание сочинений. - Т. 2. - М.:

10. Художественная литература, 1981. 432 с.

11. Антология даосской философии. Сост. В. В. Малявин, Б. Б. Виногородский. М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К0», 1994. - 447 с.

12. АНТОНОВИЧ М. А. Единство физического и нравственного космоса // Русская философия второй половины XIX в. Хрестоматия. -Свердловск, 1991.-С. 14-140.

13. З.АНЦИФЕРОВА Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. - Т. 15. - №3. -С.37-45.

14. АНЦИФЕРОВА JI. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. - Т. 15. - №1. - С.3-17.

15. АНЦИФЕРОВА Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. -Т.14. - №2. - С.3-16.

16. АРИСТОТЕЛЬ. О душе // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Ред. В.Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1975. -Т.1. -С.369-450.

17. БАЛТЕС П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни. // Психологический журнал, 1994. Т.1, вып. 1. - С.60-72

18. БАХТИН М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. С. -Пб.: Азбука, 2000. - 332 с.

19. БЕ ЛОРУ СОВ С. А. Темы одиночества, старения и отношения к смерти в психологии и духовности (обзор литературы) // Психология зрелости и старения, 2002. №2. - С. 12-20.

20. БЕРДЯЕВ Н.А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) // Ступени. С-Пб, 1991. -№1. - С. 79-104.

21. БЕРДЯЕВ Н.А. О человеке, его свободе и духовности.: Избранные труды / Ред. сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.

22. БЕРДЯЕВ Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.-С. 230-317.

23. БЕХТЕРЕВ В.М. Проблемы развития и воспитания человека. /Под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с.

24. БОВУАР де С. Старость // Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. - С. 17-40.

25. БРЯНЧАНИНОВ И. Собрание сочинений в 6 т. М., 1905г. -Т.1.-379 с.

26. БУБЕР М. Два образа веры. М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 1999.-592 с.

27. БУБЕР М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989. С.88-98.

28. БУДДА. Истории о перерождениях. М.: Художественная литература,1991.-79 с.

29. БЭКОН Ф. Новый органон. Л.: Соцэкгиз, 1935. - 384 с.

30. ВАСИЛЮК Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. - 200 с.

31. ВАСИЛЬЕВА Л. Старики за печкой // Социальная зашита, 1997. вып. 1. - С.3-17.

32. ВЕРДИ Джузеппе. Избранные письма. Издание 2-е. Л.: Лениздат, 1973.-98 с.

33. ВЕРЕСАЕВ В.В. Невыдуманные рассказы. Тула, Приокское книжное издательство, 1979. - 365 с.

34. ВИЛЮНАС В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 142 с.

35. ВЛАСОВ В. О привлекательности смерти и эвтаназии // Врач. М.,1992.- №3. С.41-42.

36. ВОЙТЕНКО В. П. Проблема старения и смерти в современной биологии // Вопросы философии, 1992. №6. - С. 93-101.

37. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология. М.: ЭКМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

38. ГЕГЕЛЬ Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. - 495 с.

39. ГЕГЕЛЬ Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х томах. М.: Мысль, 1975. -Т.1.- 573 с.

40. ГОДФРУА Ж. Что такое психология./ Под ред. Г. Г. Аракелова. В 2-х томах, М.: Мир, 1992.-Т.1.-496 с.

41. ГОЛСУОРСИ Дж. Сага о Форсайтах. В 4-х томах. Тула.: Левша, 1992.-Т.2. -416 с.

42. ГОФФ Ж. Цивилизация средневекового Запада / Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: Прогресс, 1992. - 376 с.

43. ГРМЕК М. Геронтология учение о старении и долголетии. - М.: Медицина, 1964. - 131 с.

44. ГРОМЫКО М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. -446 с.

45. ДАВЫДОВСКИЙ И. В. Геронтология. М.: Медицина, 1966. - 280 с.

46. ДАНТЕ А. Божественная комедия. М.: Интерпакс, 1992. - 624 с.

47. ДИЛБМАН В. М. Большие биологические часы (Введение в интегральную медицину) М.: Медицина, 1981. - 208 с.

48. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом. Части I III // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В десяти томах. - М.: Художественная литература, 1958. - 635 с.

49. ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом. Часть IV. Эпилог // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В десяти томах. М.: Художественная литература, 1958. - С. 7-338.

50. ЕЛЮТИНА М.Э. Мир старости как форма социокультурного текста: Дисс. . док. социол. наук. Саратов, 1999. -201 с.

51. ЕРЕМЕЕВ Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. - 286 с.5 2. ЗАМ А ЛЕЕВ А.Ф., ОВЧИННИКОВА Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991. - 207 с.

52. ЗИМАКОВА Е.В. Старчество как феномен культуры: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. М., 2000. - 22 с.

53. ИВАНЮШКИН А.Я., ДУБОВА Е.А. Эвтаназия: проблемы, суждения, поиск альтернативы // Вестник АМН СССР. М., 1984. - С.72-77.

54. ИЛБЕНКОВ Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

55. История китайской философии / Общ. ред. и послесл. M.J1. Титаренко. -М.: Прогресс, 1989. 552 с.

56. КАВАБАТА Я. Стон горы. Роман. М.: Художественная литература, 1975.-310 с.

57. КАМЮ А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика, Искусство. М.: Политиздат, 1990. - С. 119-356.

58. КАМЮ А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика, Искусство. М.: Политиздат, 1990. - С. 23-93.

59. КАН А. Радости и печали. Размышления Пабло Казальса, поведанные им Альберту Кану. М.: Искусство, 1977. - 311 с.

60. КАНТ И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Собрание сочинений в 6-ти томах. -М.: Политиздат, 1966. Т. 6. - 513 с.

61. КАРСАЕВСКАЯ Т. В., ШАТАЛОВ А. Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978. - 214 с.

62. КЕМПЕР М. Легко ли не стареть? М.: Медицина, 1976. -197 с.

63. КЕМПИНСКИ А. Экзистенциальная психиатрия. М.: Совершенство, 1998.-320 с.

64. КЛАРК М., ЭНДЕРСОН Б. Г. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества М.: Прогресс, 1989. - С. 275-301.

65. КНЯЗЕВ А Е. Н., КУРДЮМОВ С. П. Синергетика как новое мировоззрения. Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992. -№12. С.3-20.

66. КОРСАКОВ А Н. К., БАЛАШОВА Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестник Московского университета. 1995. - Сер.14, Психология, № 1. - С. 1823.

67. КРАСНОВА О. В. Круглый стол. Социально-психологические проблемы пожилых людей // Журнал практического психолога. М., 1997. - С. 119-129.

68. КРАСНОВА О. В. Социально-психологические вопросы старения // Журнал практического психолога. М., 1997. - С. 3-19.

69. КРАСНОВА О. В. Социально-психологические услуги пожилым людям в Великобритании // Психология зрелости и старения. М., 2000. - № 2 (10). - С.124 - 132.71 .КЬЕРКЕГОР С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1993.-383 с.

70. ЛАПИН Н. И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. М.,2000. - №7. - С. 3-12.

71. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Эволюция психики. М.: Московский психолого - • социальный институт (Воронеж): НПО «МОДЭК», 1999. - 416 с.

72. ЛИПОВАЯ Л. П. Отношения коллективности и старость. Ростов-на-Дону.: Рост.гос.ун-т, 1984. -23 с.

73. МАМАРДАШВИЛИ М. Картезианские размышления. М.: Прогресс, Культура, 1993.-352 с.

74. МЕЧНИКОВ И. И. Этюды о природе человека. М.: Медицина, 1961. -290 с.

75. МЕЧНИКОВ И. И. Этюды оптимизма. М.: Медицина, 1964. - 339 с.

76. МИЮСКОВИЧ Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. - С. 52-88.

77. МОСКАЛЕЦ Г. М. Оценка рациональности индивидуального образа жизни неработающих пенсионеров // Здоровье пожилых людей. М.: Статистика, 1978. - 22 с.

78. МОСС М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Человек. 1992. - №6. - С. 53-62.

79. МЯСИЩЕВ В. Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. М.: Институт практической психологии (Воронеж): НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.

80. НАГАТА X. История философской мысли Японии: Пер. с яп./ Общ. ред. и вступ. ст. Ю.Б. Козловского. М.: Прогресс, 1991. - 416 с.

81. НИЦШЕ Ф. Антихристианин // Ницше Ф. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. - С. 17-93.

82. НИЦШЕ Ф. Так говорил Заратустра. М.: МГУ, 1990. - 302 с.

83. ОБУХОВА Л. Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996. -374 с.

84. ПАВЛОВ И. П. Избранные произведения / Под общ. ред. Х.С. Коштоянца. М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. - 578 с.

85. ПАНИНА Н. В. Проблемы адаптации пожилых людей к статусу пенсионера. Автореф. дис. .канд. философ, наук. М.: АН СССР Ин-т социол. исслед. 1980. -22 с.

86. ПЛАТОН. Апология Сократа // Платон. Собр. соч. в 4-х т. (Пер. с дервнегреч.) / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1990. Т.1 - С. 70-96.

87. ПЛАТОН. Федон // Платон. Собр. соч. в 4-х т. (Пер. с дервнегреч.) / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи М.: Мысль,1993. Т.2. - С. 7-80.

88. ПЛАТОН. Пир // Платон. Собр. соч. в 4-х т. (Пер. с дервнегреч.) / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. - Т.2 -С. 81-134.

89. ПЛАТОН. Государство // Платон. Собр. соч. в 4-х т. (Пер. с дервнегреч.) / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль,1994. Т.З. - С.79-420.

90. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. С. - Пб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 656 с.

91. РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. С.-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 1994.- 336 с.

92. РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. С.-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 1994. - 368 с.

93. РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. С.-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 736 с.

94. РЕАЛЕ Дж., АНТИСЕРИ Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. С.-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 880 с.

95. РИС А., РИС Б. Наследие кельтов / Пер. с англ. Т. Михайловой. М.: Энигма, 1999.-480 с.

96. РОЗАНОВ В.В. Религия и культура. Том 1. М.: Правда, 1990. - 635 с.

97. РОЗАНОВ В. В. Уединенное / Сост, вступ., статья, коммент., библиогр. А.Н. Николюкина. М.: Политиздат, 1990. - 543 с.

98. РОЩАК К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте. Автореф. дис. .докт. психол. Наук. М.: АПН СССР НИИ общ. и пед. Психологии, 1990. 19 с.

99. РУБАКИН А.Н. Похвала старости. -М.: Наука, 1979. 25 с.

100. РУБИНСТАЙН К., ШЕЙВЕР Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. - С.275-301.

101. РУБИНСТАЙН К., ШЕЙВЕР Ф. Одиночество в двух городах Северо-Востока // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. - С.320-342.

102. САДЛЕР У. А., ДЖОНСОН Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. -М.: Прогресс, 1989. С.275-301

103. СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ. Нравственные письма к Луцилию / Изд. подгот. С.А. Ашеров АН СССР. М.: Наука, 1977. - 383 с.

104. СМЕЛЗЕР Н. Социология: пер с англ. М.: Феникс, 1994. - 688 с.

105. СОЛОВЬЕВ В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т.- Т.1. М.: Мысль, 1990. - 892 с.

106. СОЛОВЬЕВ В. С. Смысл любви: Избранные произведения- М.: Современник, 1991. 525 с.

107. СОЛОВЬЕВ В. С. Философия искусства и литературная критика. -М.: Искусство, 1991. 701 с.

108. СОРОКИН П.А. Кризис нашего времени // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество-М.: Политиздат, 1992. С. 427-504.

109. СОРОКИН П.А. Социологический прогресс и принцип счастья // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат, 1992. -С. 507-513.

110. СПИНОЗА Б. Этика (Пер. с лат. Н.А. Иванцова). С.-Пб.: Аста-пресс ltd, 1993.-248 с.

111. Суфийская мудрость / Составитель В.В. Лавский. Минск, 1998. -398 с.

112. ТАГОР РАБИНДРАНАТ. Гибель цивилизации: Статья // Тагор Рабиндранат. Собрание сочинений. В 4-х т. М.: Художественная литература, 1981-1982. - Т.4. - С. 349-355.

113. ТАГОР РАБИНДРАНАТ. Песчинка: Роман // Тагор Рабиндранат. Собрание сочинений. В 4-х т. М.: Художественная литература, 19811982. - Т.З. - С. 7-202.

114. ТОЛКИН Дж. Р. Р. О волшебных сказках. С-Пб.:Академический проспект , 1994. - С. 480.

115. ТОРНСТОН Л. Геронтология в динамическом обществе // Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. -С.58-68

116. УАЙЛЬД О. Портрет Дориана Грея. Роман / Пер. с англ. М. Апкиной Тула, Приокское книжное издательство, 1991. - 208 с.

117. ФЕДОРОВА М. М. Образ смерти в западноевропейской культуре //Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1998. С. 8-35.

118. ФЕЗЕРСТОУН М., ХЕПУОРТ М. Старение и старость: размышления о жизненном пути личности в постсовременном обществе // Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. -С.112-134.

119. ФРАНКИ В. Человек в поисках смысла: Сб.: (Пер.с англ. и нем.) —М.: Прогресс, 1990.-368 с.

120. ФРЕЙД 3. «Я и оно». Труды разных лет. /Пер. с немецкого. В 2-х книгах. - Тбилиси.: Мерани, 1991. - Книга 1. - 397 с.

121. ФРЕЙД 3. «Я и оно». Труды разных лет (Пер. с немецкого). В 2-х книгах. - Тбилиси.: Мерани, 1991. - Книга 2. - 426 с.

122. ФРОММ Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - 447 с.

123. ФРОММ Э. Бегство от свободы. Общ. ред. и послесл. П.С.Гуревича.-М.: МНПП «ЭСИ», 1993. 272 с.

124. ФРОММ Э. Искусство любви. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. -80 с.

125. ФРОММ Э. Человек для себя. / Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. Минск.: Коллегиум, 1992. - 253 с.

126. ХАРВЕН Т.К. Последний этап: исторические аспекты зрелости и старости. // Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994. - С.104-111.

127. ХЬЕЛЛ Д., ЗИГЛЕР Л. Теории личности, (основные положения, исследования и применение). С. -Пб.: Питер Пресс, 1997. - 608с.

128. ЦВЕТОВ В. Пятнадцатый камень сада Рёанцзи. М.: Художественная литература, 1987. - 289 с.

129. ЦИЦЕРОН. О старости, о дружбе, об обязанностях. М.: Прогресс,1993.-245 с.

130. ЧЕБОТАРЕВ Д. Ф. Биология старения и болезни // Вестник АМН СССР, 1980.-№3.-С.З-7.

131. ЧЕСТЕРТОН Г.К. Эссе // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политическая литература, 1991. - С. 217-248.

132. ШАТАЛОВ А. Т. Методологические проблемы геронтологии. Дисс. . канд. филос. Наук. -М., 1969. 169 с.

133. ШЕЛЛИНГ Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1989. - Т.2. - С.86-158.

134. ШОПЕНГАУЭР А. Афоризмы житейской мудрости./ Под общ. ред. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. В 2-х Т. Калужское отделение ФО СССР.-Москва, 1990.-Т.1.-101 с.

135. ШОПЕНГАУЭР А. Афоризмы житейской мудрости. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. В 2-х Т. Калужское отделение ФО СССР. - Москва, 1990. - Т.Н. - 101 с.

136. ШОПЕНГАУЭР А. Свобода воли и нравственность / Общ.ред., сост., вступ. ст. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. М.: Республика, 1992. -448 с.

137. ЭЙСЕНСЕН И. Одиночество и разведенный мужчина преклонного возраста // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. -С.433-453.

138. ЭРИКСОН Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -344 с.

139. ЮНГ К.Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс, Универс,1994.-336 с.

140. ЮНГ К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы / Под общ. ред. А.И. Белкина и М.М. Решетникова. С.-Пб., Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. - 415 с.

141. ЯСПЕРС К. Общая психопатология / Пер. с нем. JI.O. Акопяна. М.: Практика, 1997. - 1053 с.

142. ЯСПЕРС К. Смысл и назначение истории: Пер с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

143. Education, training, and research for minorities in gerontology: Hearing before the select comm. on aging. New Orleans, Wash., 1990. - 26 p.

144. GROFF C. Enhancing creativity in older adult // Creative Behavior. New York: Guilford Press, 1992. - V.26. - №3 -P.40-49

145. KLINGER VARTABEDIAL L. // J. of Applied Communication Research. - 1987. - V.l. - №3. - P. 67-76.

146. ROSOW I. Socialization to old age. Berkkeley e.a.: Univ. of California press, 1974 - 188 p.

147. SARASWATI M. Leisure activities and life satisfactions in old age: A case study of retried government employees living in urban areas // Activity, Adaptation and Aging. 1992. - V.l6. - №4. - P. 7-26.

148. TURNER J. Contemporary adulthood. (3ed. N.Y. etc): Holt, Rinehart a. -Winston, 1986. 466 P.

149. VEYRAT J. G. Pour une approche psychopathologigue dela retraite // Rev. med. fonct. -New York, 1993. V.25 - P. 221-243

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.