Философия Д. И. Писарева как отражение кризиса "русского" Просвещения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Савельева, Ирина Юрьевна

  • Савельева, Ирина Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 140
Савельева, Ирина Юрьевна. Философия Д. И. Писарева как отражение кризиса "русского" Просвещения: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 1999. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Савельева, Ирина Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Д.И. ПИСАРЕВ И ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

1.1. ПИК РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЧЕРТЫ ЕГО КРИЗИСА

1.2. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ОТРИЦАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ

1.3. ТРАНСФОРМАЦИЯ НИГИЛИЗМА И АНТРОПОЛОГИЗМА

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИОСОФИЯ ПИСАРЕВА

2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ПИСАРЕВА

2.2. СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

2.3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНЕСОЦИАЛЬНЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИЛЛЮЗИЙ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОСТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ

2.4. ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ НАУКИ КАК ФАКТОРА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

2.5. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ФИЛОСОФИЯ ПИСАРЕВА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

3.1. ПИСАРЕВ И "ШКОЛА ЧЕРНЫШЕВСКОГО". РАСКОЛ В НИГИЛИСТАХ

3.2. ОБРАЗ ПИСАРЕВА И "ПИСАРЕВЩИНЫ" В РУССКОЙ

И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия Д. И. Писарева как отражение кризиса "русского" Просвещения»

В современной России наблюдается интенсивный рост общественного интереса к истории русской философии как области русской духовной культуры. Русская философия вышла за рамки традиционных проблем академической философии. Она органично связана с наукой, искусством, религией, моралью, политическими теориями. В этой связи нам представляется вполне закономерным и осознанным растущее внимание к характеристике философских, социальных, эстетических идей такого неординарного русского мыслителя, как Д.И. Писарев.

Дискуссии об оценке роли и месте идей этого философа в русской общественной мысли начались ещё в период его деятельности (60-е годы XIX века) и, по существу, продолжаются до нашего времени. Диапазон этих оценок чрезвычайно широк. Взгляды Д.И. Писарева причисляли к позитивизму, нигилизму, ультрарадикализму, народничеству, рассматривали без учета специфики его воззрений, как одного из многих представителей "революционной демократии", "школы Чернышевского". И все же, принимая во внимание всю многогранность творчества Писарева, нам не представляется возможным признать ни одну из этих характеристик исчерпывающей. Об этом свидетельствуют и новые исследования историософии Писарева таких авторов, как А.И. Володин, В.О. Гошев-ский, Н.В. Демидова, А.И. Новиков, В.Ф. Пустарнаков.

До сих пор не в полной мере освещено место Писарева в истории русской философии, его роль в завершении целого периода умственной жизни России -русского Просвещения.

И сейчас, при интенсивном осмыслении особенностей и роли русской духовной культуры в мире, очень важно выявить и понять черты национального своеобразия русской философии, появившиеся в полной мере в теоретическом наследии Писарева. Среди них интерес к человеку и обществу; нравственная оценка людей и их деяний, событий; поиски не только формальной истины, но и "правды"; неразрывная связь с литературой; обращение к формам выражения идей, которые наиболее доступны восприятию народа (журнальные статьи:. Исключительно актуальны и созвучны современности идеи Писарева о недопустимости искусственного ускоренного "утверждения" социалистических начал, его критика авантюризма и ультрарадикализма, торопливости в решении социальных проблем, понимание им роли науки как фактора общественного прогресса. Писарев был одним из немногих русских мыслителей середины XIX века, кто отверг иллюзии об обособленности России, отрыве её от мировой мысли. Он в полной мере осмыслил необходимость промышленного развития России как условия её будущего процветания.

С позиций реализма Писарев смело выступил против такой формы социального иллюзионизма как идеализация стихийности народных масс. Он отстаивал идеи активного просвещения народа и, подчас увлекаясь, требовал этого от художественной литературы. Многообразие творчества яркого русского мыслителя до сих пор сохранило свою свежесть. Оно стимулирует современные поиски ответов на самые сложные вопросы социального и духовного бытия.

Настоящее исследование посвящено философии Д.И. Писарева и её более частному вопросу - отражению кризиса русского Просвещения в философии мыслителя. Оно позволяет глубже понять и раскрыть сущность теоретического наследия Писарева и эволюции русского Просвещения. Важным фактором осмысления этих дроблем в истории философии, литературы, общественной мысли являются научные труды виднейших специалистов разных лет. В дореволюционный период следует особо отметить объективный и доброжелательный труд Н.В. Шелгунова "Сочинения Д.И. Писарева". Полный перечень трудов о Д.И. Писареве (до 1940 г.) дает Б.Я. Бухштаб1. Литература послевоенных десятилетий отличается чрезмерной идеологизацией, сочетанием общих характеристик мировоззрения Писарева с конкретным освещением отдельных элементов его теоретического наследия. Среди трудов общего характера, дающих анализ философских и социально-политических идей русского мыслителя, могут

1 Бухштаб Б.Я. Д.И. Писарев. Указатель основной литературы. Д. 1940. 20 с. быть названы работы A.A. Галактионова, П.Ф. Никандрова, A.M. Деборина. А.Ф. Замалеева, B.C. Кружкова, А.Н. Маслина, B.C. Никоненко, В.Ф. Перевер-зева, Э.П. Розенберга, Л.Я. Станис, В.А. Цыбенко.

Однако общий характер анализа мировоззрений Писарева явно недостаточен. Здесь требуется учет своеобразных форм его сочинений, языка, дополнительные разъяснения с тем, чтобы избежать упрощения и огрубления его позиции. Поэтому в диссертационном исследовании при научном анализе проблемы большое значение имели многообразные труды историков русской философии, специалистов по литературоведению, истории и социологии. Автором использованы труды JI.M. Искры, В.Я. Кирпотина, Л.И. Ларионова, И.Г. Менькина, В.И. Прокофьева, Н.С. Федоркина - по вопросам социологии Писарева.

Существенное значение для работы над проблемами, которым посвящена диссертация, имели труды У.А. Гуральник, Б.П. Козьмина, Л.А. Плоткина, Э.П. Розенберга по литературно-критической деятельности; Л.П. Беленковой, П.Г. Белова, В.Е. Евгеньева-Максимова, Г. Прохорова - по историко-философским воззрениям; А. Шварцман - по естественно-научным воззрениям. Проблемам нигилизма в наследии Писарева посвящены работы таких авторов, как Н.В. Демидова, А.Н. Новиков. Вопросы этики Писарева разрабатывались в работах В.В. Зеньковского, И.В. Кондакова, Б. Парамонова; деятельность Писарева в журнале "Русское слово" освещена Л.Э. Варустиным, Ф.Ф. Кузнецовым. Наиболее полная современная трактовка философии Писарева содержится в трудах последних лет А.И. Володина, В.О. Гошевского, В.Ф. Пустарнакова, разрабатывающих проблему и в историческом, и в теоретическом планах.

В то же время целый ряд вопросов в творческом наследии Д.И. Писарева требует дальнейшей углубленной разработки. Среди них и философия Писарева как отражение кризиса русского Просвещения, и онтогенез философии Писарева в филогенезе. Восполнению такого пробела и посвящено данное диссертационное исследование, конечно, не исчерпывающее всей полноты масштабной проблемы.

Выявление своеобразия социально-философской концепции Д.И. Писарева в системе русского Просвещения как отражения его кризиса и места в истории философии - такова цель исследования.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- выявление комплексного историко-философского подхода специфики русского Просвещения и черт его кризиса в 60-х годах XIX века;

- характеристика соотношения идей отрицания и утверждения в философской концепции Д.И. Писарева;

- выявление трансформации идей нигилизма и антропологизма в процессе философской эволюции Д.И. Писарева;

- раскрытие форм преодоления Д.И. Писаревым внесоциальных просветительских иллюзий и обоснование прогрессивности капиталистического пути развития России;

- раскрытие основного содержания и своеобразия историософских идей Писарева (соотношение стихийного и сознательного в истории, формирование активности личности, критика субъективизма и рационализма);

- определение места идей Писарева в контексте русской и западной философии.

Методологической основой исследования служит формирование и функционирование философско-исторических и социально-философских воззрений Писарева в условиях 60-х годов XIX века в России. Такое изучение не сводится к строго научным процедурам исследования, хотя они и являются главными, а включает всю совокупность форм познания. Тем самым исследование проблем становления, трансформации и роли мировоззрения в контексте истории строится на принципах, разработанных современной социально-философской антропологией, учитывая при этом многообразный теоретико-методологический опыт русской философской мысли. Среди них многообразные методы историко-философского анализа; эмпирический метод, позволивший выявить основные факты и формы социально-философской деятельности Писарева; лотческий метод, давший возможность типологического анализа различных этапе;: и форм Просвещения, антропологизма, реализма, структурного анализа мировоззрения Писарева, выявления основных проблем философии русского мыслителя. Определенное место в исследовании занял сравнительно-исторический метод, применяющийся для сопоставления воззрений Писарева и В. Гумбольта и характеристики восприятия идей Писарева в русской и западной философии XX века. Использование элементов историко-библиографического и социально-психологического подходов для характеристики жизненного пути и черт личности Писарева позволило представить этот процесс не как безличный и унифицированный, а носящий своеобразные черты конкретной личности, отраженные в сочинениях.

В диссертации использованы следующие виды источников: труды русских философов Х1Х-ХХ веков; периодическая печать Х1Х-ХХ веков; труды русских философов-эмигрантов 20-30-х годов XX века; публикации, характеризующие личность Д.И. Писарева (мемуары, письма); монографические работы и публикации в периодических изданиях по философии, культурологии, литературоведению; отечественные издания текущей библиографии ("Книжная летопись", "Летопись журнальных статей" и др.). На защиту в работе выносятся научные положения и выводы по следующим положениям:

1. Философское и литературно-историческое творчество Д.И. Писарева может быть реконструировано и теоретически осмыслено только при условии включения его в широкий контекст истории философской, социальной и эстетической мысли. Традиционное рассмотрение его творчества лишь в рамках "школы Чернышевского", "революционной демократии", хотя и имеет определенные основания, но совершенно недостаточно. Д.И. Писарев может быть понят при соотнесении его деятельности с широким течением Просвещения, которое в середине XIX века в России вступило в стадию кризиса. А теоретическое наследие Писарева при этом отразило исчерпанность этого направления и пик его кризиса. о О

2. В творчестве Писарева просвещенские установки с их верой в науку, непогрешимость рационализма получили наивысшее развитие. И одновременно, в литературно-критических статьях, обнаружили свою исчерпанность при абсолютизировании только элементов "полезности", "научности" и обесценивании эстетических, нравственных, религиозных, духовных аспектов культуры.

3. В диссертации на основании анализа значительного фактического материала опровергается традиционное представление о Писареве как о принципиальном противнике философии как таковой. Доказывается, что критика им систем Платона и Гегеля отвергала лишь академическое, во многом схоластическое и догматическое восприятие философии прошлого, оторванной от современной жизни. При этом в полной мере раскрывается Писарев как философ, отразивший специфические, национально-своеобразные черты русской философии, которая не сводится лишь к умозрительным системам, а характеризуется связью с современными потребностями жизни, поисками не только истины, но и "правды", - своеобразной формой изложения идей.

4. Социально-философские идеи Писарева отразили черты нигилизма и антропологизма русского Просвещения.

В диссертации уделено внимание своеобразию воплощения их в творчестве мыслителя. Его нигилизм не сводится к бесплодному отрицанию, а является средством преодоления препятствий' развития человеческой натуры, её потребностей и стремлений. Поэтому в диссертационном исследовании утверждается принцип антропологизма, который в течение многих десятилетий трактовался в отечественной литературе как "ограниченный", "натуралистический", "высокосоциальный". В творчестве Писарева антропологизм трактуется как признание единства человеческой природы с позиций телесно-духовного монизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Савельева, Ирина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели своеобразие социально-философской концепции Д.И. Писарева в системе русского Просвещения как отражение его кризиса.

В данном исследовании очерчен лишь один из фрагментов многогранного творческого наследия Писарева. Но это именно фрагмент, так как, во-первых, сама личность и философское наследие мыслителя могут быть осмыслены только при включении в широкий контекст истории с учётом национальной специфики русской мысли середины прошлого века. Во-вторых, это этап в процессе эволюции взглядов Писарева от традиционного просветительства до методологических подходов к анализу процессов социальной и духовно-культурной жизни. И тогда правомерно суждение, что при всей узости и рационалистической "зашоренности" последние русские просветители, и Писарев в том числе, утверждали верные и глубокие мысли. Поэтому оценка их идей требует максимальной взвешенности, свободы от многих категоричных и односторонних суждений.

Характеризуя социально-философскую концепцию Писарева можно отметить следующее.

В мировоззрении мыслителя проявились многие из просветительских тенденций. Однако в процессе эволюции своих воззрений он постепенно отхоV дил от традиционного просветительства. Единственной областью сохранение прежних установок явилась оценка Писаревым произведений художественной литературы. Это выражало общую тенденцию просветительской критики того времени, а именно, возложение на литературу функции активного преобразования действительности, путём прямого вторжения во все сферы жизни. Писарев был последним из плеяды ярких, талантливых критиков, ограниченных жёсткими рамками своих требований к искусству.

Анализ мировоззрения Писарева требует учёта своеобразия форм его сочинений и языка русского мыслителя. Применение в ходе этого анализа традиционных научных терминов типа "позитивизм", "материализм". социализм'' требует дополнительного разъяснения с тем, чтобы избежать упрощённости и неверного толкования позиций Писарева по многим вопросам. Изучение творческого наследия мыслителя позволяет сделать заключение о том, что он , как никто другой в 60-е гг. XIX в., смог оценить с философских позиций самые современные проблемы естествознания и гуманитарных наук, истории и экономической жизни, литературы и психологии.

Особое внимание он уделил обоснованию и утверждению роли эмпирической основы научного знания и считал это одной из главных функций философии. Подобные действия отвечали насущным потребностям науки и были направлены против умозрительных настроений эпигонов немецкой классической философии.

Задача отрицания и задача утверждения выступали в единстве как в теоретической так и в публицистической деятельности Писарева. Именно это единство внешне противоположных задач является ключём к пониманию социально-философской позиции мыслителя. Так, нигилизм Писарева не следует абсолютизировать, поскольку он был одним из элементов формирования и развития радикальной демократической идеологии середины XIX в. Понимание нигилизма как отвержения всего того, что препятствовало развитию человеческой натуры с её естественными потребностями и стремлениями, коррелировало с писаревским антропологизмом трактуемым как телесно-духовное единство человека.

Философия Писарева явилась результатом глубокого осмысления процессов отечественного развития, она органично выросла на основе теоретического пересмотра и обновления мыслителем прошлых собственных заблуждений. В результате чего сложилась оригинальная и зрелая философия истории Писарева, особую значимость в которой имело утверждение важной роли мысли, разума. Подобное убеждение было принципиально важно для практики идеологизации масс, для критики религиозного фанатизма и бездумного нерассуждающего активизма отдельных групп в демократическом лагере Росиии. Писарев рассматривал мысль, знание не в духе традиционного просветительства, а как средство пробуждения новых люд.;.': к активному действию.

Внося вклад в решение проблемы перспектив развития России, Писаре -представлял свой взгляд на этот вопрос. Осознавая прогрессивность капиталистического пути развития, он отнюдь не идеализировал его, подчёркивая глубокие противоречия данной формации, зависимость человека от власти капитала. Подобно и социалистическое решение "рабочего вопроса" мыслитель представлял не в виде коммунистических утопий, а как отдалённую перспективу, имеющую не только социально-экономические, но и антропологические обоснования.

Особую роль в прогрессивном развитии общества Писарев отводил науке, как активной социальной силе, условию становления нового поколения людей -подлинных "реалистов". Превращение любого человека из народной массы в личность осуществляется только в ходе борьбы с нравственным рабством, гнётом самодурства и пустой мечтательностью.

Главным условием освобождения личности Писарев полагает развитие самостоятельности, чувства достоинства, любовь и уважение к труду. В представленной им типологии личности Писарев выводит широкую панораму учёных, философов, борцов с несправедливостью, объективно оценивая их вклад в прогресс человечества.

Таким образом, осуществлённое диссертационное исследование позволяет придти к выводам о непреходящей ценности (теоретической и практической) творческого наследия Д.И. Писарева, самой личности русского мыслителя для решения современных образовательных и социальных проблем. Современное осмысление особенностей и роли русской духовной культуры в мире должно, как нам представляется опираться на объективный комплексный историко-философский подход. Поэтому в диссертации проведена мысль о том, что наследие Писарева заслуживает, по нашему убеждению, высокой оценки, как одно из значительных достижений русской социально-философской мысли середины XIX века. Причём, как бы его не интерпретировали русские и зарубежные философы, Писарев вошёл в историю отечественной и мировой социально-философской мысли, как человек пролагающий путь, далеко не полностью раскрывший свой потенциал, но поставивший многие коренные вопросы философии, социологии, психологии, культуры.

Осмысление богатейшего опыта русской философской мысли должно стать, по нашему мнению, одной из перспктивных задач научных исследований в области истории философии, истории и теории культуры, педагогики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Савельева, Ирина Юрьевна, 1999 год

1. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. -М.: Высш. шк., 1991. С. 147-153.

2. Американские просетители: В 2 т. М., 1968-1969. - 312 с.

3. Антонович М.А. Литературно-критические статьи. М.-Л., 1961.-161 с.

4. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей / Гос. акад. упр.; Гум. центр; каф. фил. -М.: Луч, 1993. С. 71-73.

5. Бессонов Б.И. Судьба России в контексте истории // Социальная теория и современность. М., 1992. - Вып. 3. - С. 3-25.

6. Беленкова Л.Г. Д.И. Писарев о предмете и методе историчической науки // Некоторые вопросы историко-философской науки. М., 1984. - С. 44-50.

7. Беленкова Л.Г. Д.И. Писарев как историк философской и общественной мысли. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. - 126 с.

8. Беленкова Л.Г. Социалистические воззрения Д.И. Писарева // Научный доклад Высш. шк. Научный коммунизм. М., 1985. - N 4. - С. 92-100.

9. Беленкова Л.Г. Предисловие к статье Д.И. Писарева "Наша университетская наука" // Филос. науки. -М., 1990. И 10. - С. 84-86.

10. Беленький И.Л., Серебряная Е.И. История русской философии: Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке в 1978-1987 гг. М.: ИНИОН, 1990.-Ч. 1.-220 с.

11. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. -М., 1953-1959.

12. Бердяев И.А. Простая идея: основные проблемы русской мысли XIX века // Вопр. филос.-М., 1990.-Ы 1.-С. 77-144.

13. Болдырев АИ Проблемы человека в русской философии ХУ1-П века. -М.: Изд-во МГУ, 1986.-213 с.

14. Бурлак В.И. Отражение идей марксизма в русской прогрессивной общественной мысли 1840-60-х г.г. М., 1980.-315 с.1 о о 1 О

15. Буртина Е.Ю. Писарев в истории русской интеллигенции // Д.И. Писарев. Исследования и материалы. М., 1995.-Вып. 1.-С. 21-31.

16. Бухштаб Б.Я. Д.И. Писарев: Указатель основной литературы. Л. 1940.-20 с.

17. Ванчугов В.В. Очерки истории философии "самобытно-русской". -М.: РИЦ "Пилигрим", 1994. С. 109-114.

18. Водовозова Е.И. На заре жизни. М., 1964. - 25 с.

19. Володин А.И. Бедная русская мысль: Заметки о Д.И. Писареве. И не только о нем // Свободная мысль. 1992. - N 5. - С. 71-82.

20. Володин А.И. "И это называется нигилизмом?" // Писарев Д.И. Исторические эскизы. М., 1989. - С. 3-10.

21. Володин А.И. Вильгельм Гумбольдт и Дм. Писарев // Отеч. фил.: мысли, проблемы, ориентиры исследования. М., 1992. - Вып. 8. - С. 37-79.

22. Володин А.И. Чернышевский или Нечаев? // А.И. Володин, Ю.Ф. Ка-рякин, Е.Г. Плитон. М., 1976. - 270 с.

23. Гайденко А. Нигилизм // Философская энциклопедия: В 4 т. М., 1965-1967.

24. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. -2-е изд., испр. и доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - С. 519-533.

25. Галерея российских философов конца XIX начала XX вв.: Методич. рек. к исп. материала в вуз. курсе философии/Сост. И.В. Огородник, В.В. Огородник. - Киев: УМКВО, 1991. - С. 17-19.

26. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. -М., 1951-1964.

27. Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика // Пер. с нем. М., 1898. - 309 с.

28. Гошевский В.О. Социология личности в трудах революционных демократов. Л., 1990. - 120 с.

29. Гошевский В.О. Проблемы личности в философском наследии Д.И. Писарева / Под ред. B.C. Никоненко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 135 с.

30. Гошевский В.О. и др. Проблема человека в русской философии первой половины XIX в. / В.О. Гошевский, Е.В. Закондырин, В.Ф. Костюкевич; ред. И.Н. Богданова.-Мурм. обл. научно-метод. центр системы образования. -Мурманск, 1993 .-316 с.

31. Губанов Н. Этика русского революционного нигилизма. Философские и социологические исследования. JL, 1969. - 86 с.

32. Глухов А. Едва сложившийся талант: к 150-летию со дня рождения Д.И. Писарева // Библиотекарь, 1990. -N 10. С. 60-61.

33. Делокаров Н.Х. Д.И. Писарев и идеологизация отечественной историко-философской культуры // Отеч. фил: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М., 1992. - Вып. 8 - С. 124-132.

34. Демидова Н.В. Писарев. М.: Мысль, 1969. - 205 с.

35. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М., 1990. С. 93-105.

36. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972.1990.

37. Дмитрий Писарев. Сб.ст. / Под ред. А.И. Володина // Отеч. фил.: опыт, проблемы, ориентиры исследования.-М, 1992. Вып. 8. - 141 с.

38. Евгеньев-Максимов В.Е. Д.И. Писарев и охранители // Голос минувшего. 1919.-№ 1-4.

39. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х гг. Л.: Искусство, 1991.-С. 111-134.

40. Елизаветина Г.Г. Писарев критик. Начало пути. - М.: Наследие, 1992.- 145 с.

41. Елизаветина Г.Г. Писарев рецензент произведений духовной литературы // Отеч. фил.: опыт, проблемы, ориентиры исследования. - М., 1992. -Вып. 8.-С. 15-36.

42. Елизаветина Г.Г. Писарев и "писаревщина" // Литература в школ :. 1991.-N5.-C. 59-71.

43. Елизаветина Г.Г., Чичкова Е.Ю. Рукописная газета "Студентский мир1' и некоторые аспекты ст. Писарева "Наша университетская наука" // Д.И. Писарев: исслед. и мат. -М., 1995.-Вып. 1.-С. 212-239.

44. Емельянов Б.В., Куликов В.В. Русские мыслители II половины XIX-XX вв. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996. - 384 с.

45. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. -Екатеринбург: Кн. изд-во., 1995. 56 с.

46. Завольская Г.К. Нигилизм в судьбе России: (оценка С.Л. Франка и H.A. Бердяева) // Социальная теория и современность. М., 1992. - Вып. 3. -С. 169-183.

47. Зайцев A.B. В.А. Зайцев: некоторые итоги, проблемы и перспективы историко-философского изучения // Отеч. фил.: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М., 1990. - Вып. 5. - С. 92-115.

48. Зайцев A.B. Нравственная философия утилитаризма в публицистике Д.И. Писарева и В.А. Зайцева // Отеч. фил.: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М., 1992. - Вып. 8. - С. 91-95.

49. Зайцев A.B. Проблемы социального отрицания в публицистике Д.И. Писарева и В.А. Зайцева // Д.И. Писарев: исследования и материалы. М., 1995. -Вып. 1.-С. 123-134.

50. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебное пособие для гум. вузов.-2-еизд., доп. и перераб. М.: Магистр, 1996.-С. 198-201.

51. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: Учеб. пособие для вузов. / СПбГУ. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 1995. - С. 164-165.

52. Захарина В.Ф. Из истории общественной борьбы в период падения крепостного права: (И.Д. Кавелин и рев. демократы) // Ист. записки. М., 1983. -С. 129-176.

53. Зельдович М.Г. К типологии критических жанров в творчестве Д.И. Писарева // Д.И. Писарев: исслед. и мат. М., 1995. - Вып. 1. - С. 73-102.

54. Иванов-Разумник Р.И. История русской общественной мысли. СПб. 1907.-В 2 т.

55. Ильин В.В. О традициях Н.Г. Чернышевского в критике Д. Писарева / Смол. гос. пед. ин-т. Смоленск, 1984. - 13 с.

56. Ильин В.В. Проблема реализма в эстетике и критике Д.И. Писарева. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 1995.-30 с.

57. Ильин В.В. Писарев и Пушкин. Смоленск, 1972. - 115 с.

58. Ильин В.В. Мыслящие шестидесятники: Писарев и Шелгунов // Д.И. Писарев: исслед. и мат. -М., 1995.-Вып. 1.-С. 104-122.

59. Искра JI.M. Д.И. Писарев и его роль в истории русской общественной мысли: Проблемы революционного меньшинства. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. истор. наук / Воронежский гос. ун-т им. Ленинского комсомола. Воронеж, 1982.-24 с.

60. Искра Л.М. Д.И. Писарев о путях формирования будущих революционеров / Воронежский гос. ун-т им. Ленинского комсомола. Воронеж, 1981. - 29 с.

61. Искра Л.М. Д.И. Писарев и его роль в исторической русской общественно-политической мысли. Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1988. - 150 с.

62. История русского утопического социализма XIX в. / Под ред. И.И. Бочкарева. М.: Изд. Моск. ун-т, 1985. - 254 с.

63. История философии: Запад-Россия-Восток. Учебник для студ. вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1996. -Кн. 2. Фил. XV-XIX вв., 1996. - 526 с.

64. Из истории общественно-политической мысли в России XIX в. / Под ред. В.Ф. Антонова. М., 1990. - 217 с.

65. Кантор В. Воспитание независимости: Заметки о Д.И. Писареве // Политика. Таллинн, 1991. -N7.-С. 80-85.

66. Каллер А.И. Этические взгляды Д.И Писарева. -М: Высш. шк., 1992.103 с.

67. Каменский З.А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971.117с.

68. Камю А. Бунтующий человек: философия. Политика. Искусство: С.1: Пер. с фр.. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

69. Карташова Л.Э. Д.И. Писарев о назначении искусства // Актуальные проблемы истории и теории эстетики. М., 1990. - С. 65-79.

70. Китаев В.А. Из истории общественной мысли России II пол. 50-х гг. -начало 60-х гг. XIX в. М.: Изд-во "Мысль", 1970. - 112 с.

71. Клеменовский М.М. Ишутинский кружок и покушение Каракозова. -М., 1928.-57 с.

72. Козьмин Б.П. Писарев и социализм // Литература и марксизм. 1929. -№ 4-6.

73. Кокшенева К.А. Идеал святости и идеал прогресса: драматургия А.И. Островского 1860 гг. в оценке Писарева и его современников // Д.И. Писарев: исслед. и мат. -М., 1995.-Вып. 1.-С. 164-184.

74. Кондаков И.В. Эстетический нигилизм Писарева и истоки русского авангарда//Отеч. фил.: опыт, проблемы, ориентиры исследования. -М., 1992. -Вып. 8.-С. 106-123.

75. Кондаков И.В. Герцен и Писарев (к типологии мышления и творчества) // Отеч. фил.: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М., 1993. -Вып. 11.-С. 64-83.

76. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.400 с.

77. Кондаков И.В. "Последний классик" русской критики // Д.И. Писарев: исслед. и мат. -М., 1995.-Вып. 1.-С. 3-12.

78. Кондаков И.В. "Ультиматум": место Писарева в истории русской критики и культуры // Д.И. Писарев: исслед. и мат. М., 1995. - Вып. 1. - С. 32-58.

79. Кондаков И.В. "Популяризатор отрицательных доктрин": "Феномен Писарева" и эстетика русского радикализма//Воп. литер. -1995.-N5.-C. 171-210.

80. Кондаков И.В. "Потеряный рай" русской литературы (проблемы возвращения) // Пути и миражи русской культуры: Сборник. / Ин-т. рус. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Северо-Запад, 1991.-С. 191-121.

81. Коробейников B.C. Светоч разума: Очерки о российской революционной мысли и ее творцах. М.: Молодая гвардия, 1987. - 270 с.

82. Коротков Ю.Н. Писарев. М.: Молодая гвардия, 1976. - 368 с.

83. Коновалов В. Уроки Писарева: К 150-летию со дня рождения // Коммунист Татарии, 1990.-N 12.-С. 48-54.

84. Конкин С.С. Эстетические и литературно-критические взгляды Д.И. Писарева. Автореф. дис. на соискание ученой степени докт. филос. наук. -Л., 1977.-28 с.

85. Конкин С.С. У истоков писаревской "теории реализма" // Д.И. Писарев: исслед. и мат. М., 1995.-Вып. 1.-С. 59-72.

86. Косенкова А. Непривычный Писарев // Лит. Россия. М., 1993. -N28-29.-С. 17.

87. Кропоткин П. Записки революционера. М.-Л., 1929. - 213 с.

88. Кузнецов Ф.Ф. "Нигилизм" и нигилизм: (О некоторых новомодных трактовках творческого наследия Писарева) // Новый мир. М., 1982. - N 4. -С. 229-259.

89. Кузнецов Ф.Ф. Нигилисты? Д.И. Писарев и журнал "Русское слово". -М.: Худ. лит., 1983.-598 с.

90. Кузнецов Ф.Ф. Круг Д.И. Писарева. М.: Худ. лит., 1990. - 927 с.

91. Кузнецов Ф.Ф. "Русские мальчики" // Д.И. Писарев: исслед. и мат. -М, 1995.-Вып. 1.-С. 14-20. .

92. Лапшин М.А. Д.И. Писарев: К 150-летию со дня рождения // Среднее спец. образование. 1990. -N 9. С. 36-39.

93. Лапшин М.А. Яркая звезда: К 150-летию со дня рождения Д.И. Писарева // Слово. 1990.-N 10. С. 24-25.

94. Лейцин А.С. Естественно-научный материализм Д.И. Писарева. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Аргемовск, 1952.-30 с.

95. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55 т. 5-е изд. - М., 19751978.

96. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1911. - 205 с.

97. Лопатин Л.М. Вл. Соловьев и кн. E.H. Трубецкой // Вопросы философии и психологии. 1913. -№ 4. С. 335-356.

98. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. -С. 88-90.

99. Лукьянова И.Г., Флегонтова С.М. Проблемы субъективного фактора в русской общественной мысли II половины XIX в. // Субъективный фактор социального преобразования России в русской философии XIX в. Л.: Изд-во Лен. гос. пед. ин-та, 1981. - 197 с.

100. Лурье С.А. Литератор Писарев: Роман. Л.: Изд-во "Сов. писатель" Ленингр. отд-ние, 1987. - 349 с.

101. Луначарский A.B. Чернышевский Н.Г. М.-Л., 1928. - 117 с.

102. Макагоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века.-М.-Л., 1952.-210 с.

103. Макагоненко Г.П. Славянская литература. -М., 1973. 110 с.

104. Маслин А.И. Материализм и революционно-демократическая идеология в России в 60-х гг. XIX в. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960. - 310 с.

105. Маслин А.И. Д.И. Писарев в борьбе за материализм и социальный прогресс. -М.: Наука, 1968. 136 с.

106. Маслин А.И. Современные буржуазные концепции истории русской философии: критический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 270 с.

107. Менделеев Д.И. Сочинения. Л.-М. - 1952.

108. Менькин Н.Г. Проблемы формирования личности "нового человека" в трудах Д.И. Писарева // Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та. Т. 302. - Серия "Философия". - Вып. 18.-М., 1971.-89 с.

109. Менькин Н.Г. К вопросу о личности и обществе в творчестве Д.И. Писаре-ва//Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та.-Т.302.-Серия "Философия".-Вып. 18. -М., 1971.-89 с.

110. Менькин Н.Г. Проблемы формирования передовой личности в трудах Д.И. Писарева. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук.-М., 1972.-32 с.

111. Мир Писарева (Д.И. Писарев: исслед. и мат. / Рос. акад. наук, ин-т мировой лит. / Отв. ред. И.В. Кондаков. М.: Наследие. - Вып. 1. - 1995. - 225 с.

112. Мысляков В.А. Писарев: романтик реализма // Рус. лит., 1990. N 4. -С. 3-17.

113. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958. - 105 с.

114. Никитенко A.B. Записки и дневники. М., 1958. - 105 с.

115. Никоненко B.C. Материализм Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Автореф. дис. на соискание ученой степени д-ра филос. наук / ЛГУ, фил. фак.-Л., 1985.-35 с.

116. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ вв. СПб.: Лань, 1998.-314 с.

117. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Л.: Лениздат, 1972. - 296 с.

118. Новиков А.И. Очерк истории этики. М., 1969. - 305 с.

119. Носов С.И. Политика реализма: К 150-летию со дня рождения Д.И. Писарева // Русская речь. 1990. - N 5. - С. 3-8.

120. Одиноков В.Г. Эстетические и литературно-критические взгляды Д.И. Писарева. Новосибирск, 1961. - 205 с.

121. Основы философии: этапы развития и современные проблемы истории русской философской мысли: Учебное пособие / Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Подг. В.А. Гвозданный и др.. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994.-С. 177-181.

122. О Тургеневе. Русские и иностранные критики. М., 1918. - 250 с.

123. Орлов В. Русские просветители 1790-1800 гг. М., 1953. - 207 с.

124. Очерки истории русской философии / Сост. ББ. Емельянов, К.Н. Лю-бутин. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 592 с.

125. Парамонов Б. Голая королева: русский нигилизм как литературный проект//Звезда.-СПб., 1995. -N 6. С. 208-216.

126. Писарев Д.И. Полн. собр. соч.: В 6 т. 4-е изд. - СПб., 1894-1907.

127. Писарев Д.И. Сочинения: В 4 т. -М.: ГИХЛ, 1955-1956.

128. Писарев Д.И. Литературная критика: В 3 т. Л.: Изд-во "Литература". Лен. отд-е, 1981.

129. Писарев Д.И.: исследования и материалы. Сб. ст. / РАН, ИМЛИ. -М: Наследие, 1995.-Вып. 1.-225 с.

130. Писарев Д.И. Об атеизме, религии и церкви / Сост. Э.И. Розенберг. -М.: Мысль, 1984.-416 с.

131. Плеханов A.B. Теория воспитания "мыслящих реалистов" // Сов. педагогика. М., 1990.-N 10.-С. 98-104.

132. Плеханов Г.В. Избр. философские произведения: В 5 т. -М., 1956-1958.

133. Плоткин Л.А. Д.И. Писарев. Жизнь и деятельность. М.-Л.: Гослитиздат, 1962. - 232 с.

134. Плоткин Л.А. Писарев и литературно-общественное движение 60-х гг. М.-Л.: АН СССР, 1945. - 245 с.

135. Плоткин Л.А. О русской литературе: А.И. Герцен, И.С. Никитин, Д.И. Писарев. Л.: Худ. лит., Ленингр. отд-е, 1986. - 333 с.

136. Плющевский Б.Г. Д.И. Писарев и его идейное наследие в оценке русской дореволюционной и советской историографии // Актуальные проблемы доревол. отеч. истории. Ижевск, 1993. - С. 130-138.

137. Покровская Н.Ф. Идеалы будущего во взглядах революционеров-демократов XIX в. Ростов-на-Дону, 1978. - 49 с.

138. Покровская Н.Ф. Проблемы личности в русском утопическом социализме: (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов). Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1978. - 20 с.

139. Попов Н.В. Стиль Писарева. Куйбышев, 1987. - 245 с.

140. Прозоров В.В. Д.И. Писарев. -М.: Просвещение, 1984. 112 с.

141. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970. - 76 с.

142. Прокофьев В.И. Общественно-политические и философские взгляды Д.И. Писарева. М.: Знание, 1952. - 287 с.

143. Прохоров В.П. Ткачев о Писареве // Звенья. -М., 1934. 312 с.

144. Пруцков Н.И. Русская литература XIX в. и революционная Россия. -М., 1979.-215 с.

145. Пустовойт ИГ. ДИ Писарев о романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" // Русский язык в нац. школе. 1990. N 11. - С. 30-33.

146. Радлов Э. Очерки истории русской философии. М., 1920. - 120 с.

147. Розенберг Э.И. Идеи социализма в русской литературе XIX в. Л., 1969.-340 с.

148. Розенфельд У.В. Становление и эволюция мировоззрения. Минск, 1977.-210 с.

149. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. - 385 с.

150. Розанов В.В. Среди художников. М., 1994. - 107 с.

151. Роцинский С.Б. Особенности критического метода Д.И. Писарева // Отеч. фил.: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М., 1992. - Вып. 8. -С. 80-90.

152. Русская философия: Из истории отечественной мысли / В.О. Гошев-ский, Е.В. Закондырин, В.Ф. Костюкевич, А.И. Новиков. Мурманск: Кн. изд-во, 1995.-320 с.

153. Сахаров В.И. Разрушение эстетики? ИС. Тургенев и Д.И. Писарев. // Молодая гвардия. M., 1990. - N 9. - С. 269-277.

154. Сахаров В.И. Построение эстетики. (ИС. Тургенев и Д.И. Писарев) // Д.И. Писарев: исслед. и мат. -М., 1995.-Вып. 1.-С. 148-160.

155. Семенов В. Проверено временем: Д.И. Писарев и борьба вокруг его наследия: К 130-летию с отмены в России предварительной цензуры // Библиотека. М., 1995. - N 6. - С. 69-72.

156. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. -М., 1961. 35 с.

157. Синицина Т.И. Некоторые аспекты понятия отчуждения в трудах русских революционеров-демократов / Красноярский политехи, ин-т. Красноярск, 1980.-17 с.

158. Симкин Я.Р. Жизнь Дмитрия Писарева. Личность и публицистика. -Ростов-на-Дону, 1969. 209 с.

159. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы. СПб. 1897.- 150 с.

160. Современные зарубежные исследования русской политической мысли XIX в. / (Сб. научн. аналитических обзоров) / Под ред. H.H. Разумовича. -М., 1980.-308 с.

161. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. —340 с.

162. Сороковой А.П. Педагогические воззрения Д.И. Писарева. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук. Л., 1968. - 27 с.

163. Станис Л.Я. Основные черты мировоззрения Д.И. Писарева. М.: Высш. шк., 1963.- 195 с.

164. Степанова Е.Ю. "Мир Писарева": По мат. Всесоюзной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Д.И. Писарева. Москва, октябрь, 1990. //Известия АН СССР. Сер.: лит. и язык, 1991.-Т. 50.-N2.-С. 185-188.

165. Страхов H.H. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом (1862-1885).-СПб., 1895.-25 с.

166. Сухомлинов С.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению: В 2 т. СПб., 1989.-Т. 1.-98 с.

167. Тарасевич И.П. Примирения нет. Повесть о Д. Писареве. М.: Политиздат, 1990. - 380 с.

168. Ткачев П.Н. Кладези мудрости русских философов. М., 1990. - 500 с.

169. Туманова Э.Г. Идеи утопического социализма в трудах Д.И. Писарева. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 1977. -35 с.

170. Тургенев И.С. Собрание сочинений: В 12 т. -М., 1958-1964.

171. Федоркин Н.С. В поисках пути к социализму Д.И. Писарева: (осмысление революционной ситуации 1859-1861 гг.) // Из истории соц. идей: методология анализа и проблема личности. Свердловск, 1984. - С. 79-94.

172. Федоров Н.Ф. Сочинения.-М., 1982. С. 639.

173. Федчин B.C. Проблема человека в русской общественной мыс;:": (XIX начало XX в.) - Иркутск, 1993.-305 с.

174. Филиппов Р.В. Из истории революционно-демократического движения в России в к. 60 н. 70 гг. XIX века. - Петрозаводск, 1962. - 75 с.

175. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. - 150 с.

176. Фридлендер Г.Н. История и историзм в век Просвещения // XVIII век Сб. ст.. Л., 1981.

177. Цыбенко В.А. Мировоззрение Д.И. Писарева. М.: Изд-во МГУ, 1969.-308 с.

178. Цыбенко В.А. "Разрушение эстетики" (Писарев и Лев Толстой) // Д.И. Писарев: Исслед. и мат. -М., 1995.-Вып. 1. С. 135-147.

179. Цыпленков А.И. Критика позитивистской социологии русскими революционерами-демократами // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. М, 1981. - Вып. 9. - С. 27-30.

180. Цыпленков А.И. Русская революционная демократия и позитивизм: противоположность позиций в понимании общественного идеала / Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 1989. - 17 с.

181. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М., 19391953.

182. Чикин Б.И. Место и роль социально-психологических идей в социализме Д.И. Писарева // Актуальные проблемы истории соц. учений.-М, 1980. -С. 9-16.

183. Чурина Л.В. Проблемы человека в философско-эстетическом наследии Д.И. Писарева в контексте идеологической борьбы прошлого и современности // Соц.-фил. концепции русских писателей-классиков и литературный процесс. Ставрополь, 1989. - С. 50-70.

184. Шелгунов Н.В. Неизданная статья о добровольцах и писаревцах // Литературное наследство. 1938. - № 25. - С. 25-26.

185. Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П. Воспоминания: В 2 т. М.-Пг.,1923.140

186. Шварцман А. Д.И. Писарев и русское естествознание. М.: Соз наука, 1955. - 272 с.

187. Шиет Г.Г. Сочинения. М., 1989. - 75 с.

188. Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906-1908.

189. Щербаков В.И. История болезни Д.И. Писарева // Новое литер, обозрение. 1995. - N 11. - С. 109-130.

190. Щербаков В.И. Университетский дневник Писарева // Д.И. Писарев исслед. и мат. -М., 1995.-Вып. 1.-С. 186-214.

191. Щипанов И.Я. Об идейном наследии Д.И. Писарева. -М., 1960.-215 с

192. Эпоха Просвещения. Из истории международных связей русской ли> тературы. Л., 1967. - 85 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.