Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Демидова, Ирина Алексеевна

  • Демидова, Ирина Алексеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 264
Демидова, Ирина Алексеевна. Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 264 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Демидова, Ирина Алексеевна

Введение.

Глава I.

Фольклорный архив В. А. Гаврилина: опыт текстологического изучения.

1.1. Фольклорная библиотека как часть архива композитора

1.1.1. Общая характеристика библиотечного собрания.

1.1.2 Рукописные пометы на странгщах книг как источник сведений о творческих замыслах композитора.

1.2. Собрание рукописей фольклорных материалов

1.2.1. Общая характеристика

1.2.2. Замысел «Русской тетради» в рукописях фольклорного архива.

Глава II.

Принципы фиксации русского фольклора В. А. Гаврилиным

2.1. Общие вопросы деятельности В. А. Гаврилина по нотации музыкального фольклора.

2.2. Отражение интонационно-ладовых закономерностей и исполнительских приемов в записи фольклора.

2.3. Запись композиционно-ритмических особенностей народных песен и наигрышей.

Глава III.

Влияние носителей фольклорной традиции на творческий процесс В. А. Гаврилина.

3.1. Детские впечатления композитора: К. М. Гаврилина, А. А. Кондратьева, М. Котосин и вологодские гармонисты.

3.2. В. А. Гаврилин и псковские фольклорные музыканты: А. И. Ильин, Т. И. Каношина, Е. В. Яковлева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклорные материалы в творческом наследии В.А. Гаврилина»

В. А. Гаврилин - выдающийся! композитор современности, чье творчество представляет собой одну их самых ярких и интересных страниц отечественной музыкальной культуры XX века. Произведения музыканта входят в репертуар концертных залов как в России^ так и» за,рубежом, однако до сих пор не исследованы проблемы жанра, стиля и драматургии многих его сочинений. Многогранность личности композитора, создавшего бессмертные творения в сферах камерно-вокальной; хоровой и инструментальной музыки, произведения для музыкального театра, позволила ему завоевать признание самой широкой аудитории- слушателей. Он проявил себя не только как талантливый композитор, но и как публицист - автор многочисленных выступлений в прессе на различные темы общественно-музыкальной жизни. Подписывая одну из рецензий,1 он, как верно отметил А. Т. Тевосян, «ко всем своим регалиям прибавил еще и фольклорист [выделено мною. -И. Д.]» [Тевосян 2009. С. 212].

Становление В. А. Гаврилина как профессионального музыканта началось в 1951 году, когда он приступил к обучению у молодой вологодской учительницы, недавней выпускницы музыкального училища Т. Д. Томашевской. Целеустремленность и безграничное желание постичь удивительный мир музыки привели к тому, что уже спустя два года В. А. Гаврилин стал единственным вологжанином, которого отобрали для обучения в специальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории.

Во время учебы в Ленинграде (сначала в школе, а потом в консерватории, 1953—1965 гг.) В. А. Гаврилин полностью сформировался как композитор в классе О. А. Евлахова, но отмечал мощное влияние Д.Д.Шостаковича в эти годы. «.Мы незримо ощущали1 на себе его контроль, контроль совести, - вспоминал В. А. Гаврилин. - Все время было

1 Точного указания на данную рецензию А. Т. Тевосян не дает. По всей видимости, музыковед имеет в виду внутренний отзыв, написанный композитором для издательства «Детская литература». такое. А что скажет он, а что он подумает? [.] Мы все, так сказать, вызрели и выкормились под Шостаковичем, под его неусыпным наблюдением -гласным или негласным, это была наша совесть» [Гаврилин 2005. С. 285].

Однако настоящим учителем, наставником и другом В. А. Гаврилина стал Г. В. Свиридов, о чем свидетельствуют высказывания обоих композиторов в прессе и, конечно же, их произведения. Так, Г. В. Свиридов в одном из своих писем В. А. Гаврилину замечал: «Я считаю Вас человеком, близким и по крови, и по духу, и по смыслу творчества» [Шелухо 2006. С. 16]. Общность духовного мира и взглядов двух мэтров отечественной музыки XX века прослеживаются в их отношении к фольклору как главной ценности национальной культуры, средоточию народной мудрости и духовной красоты.

Фомирование В. А. Гаврилина как яркой творческой личности протекало в 1960-е годы, отмеченные значительным интересом к фольклору со стороны творческой интеллигенции России. В этот период времени в отечественной литературе и искусстве складывается своеобразное художественно-эстетическое направление, получившее название «новая фольклорная волна». Его эстетической платформой становится обращение к деревенской теме, опора на подлинные фольклорные тексты и достоверные этнографические материалы. В этот период многие композиторы принимают участие в фольклорных экспедициях и находят в- сокровищнице русской традиционной культуры источник вдохновения.

Из всех композиторов петербургской школы этого периода именно В. А. Гаврилин достаточно активно и наиболее последовательно интересовался фольклором. В 1962 году он, будучи студентом Ленинградской консерватории, переходит с композиторского отделения на музыковедение, выбирая в качестве специализации «музыкальный фольклор». Научным руководителем молодого музыканта становится Ф. А. Рубцов — один из основателей ленинградской школы музыкальной! фольклористики. С его именем связана работа по изучению народной музыки в Лаборатории Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории: по инициативе исследователя проводятся экспедиции, собирается архив звукозаписей по фольклору, читается лекционный курс. Интересы В. А. Гаврилина-в области народной, музыки во многом сформировались не только под влиянием Ф. А. Рубцова, но и других известных фольклористов: таких как Н. Л. Котикова, под чьим руководством композитор впервые работал в фольклорной экспедиции, и И. И. Земцовский - коллега В. А. Гаврилина по> полевой работе в Тверской области.

Фольклористическая деятельность В. А. Гаврилина достаточно многообразна. Известно, что он неоднократно участвовал в фольклорных экспедициях, нотировал народные песни и наигрыши, общался с исследователями традиционной музыкальной культуры. Важной составляющей формирования В. А. Гаврилина как музыканта стала его работа со сборниками народных песен, собственные опыты изучения музыкального фольклора, отраженные в дипломной работе. Планомерное погружение профессионального музыканта в сферу подлинного народного искусства привело к органичному претворению фольклора в собственных сочинениях. На формирование творческого облика автора «Русской тетради» и «Перезвонов» повлияли детские впечатления композитора о жизни русской деревни, знание традиционного песенного и инструментального репертуара своей «малой родины». В этом плане фигура В. А. Гаврилина как человека, сочетавшего в себе качества выдающегося композитора и вдумчивого фольклориста-собирателя, органично вписывается в контекст эпохи.

Актуальность исследования. Обращение к народной песне как источнику ярких музыкальных впечатлений и оригинального тематизма, стремление преломить жанровые и стилевые особенности фольклора в формах композиторского творчества характеризует русскую музыкальную культуру на различных этапах ее становления и развития. Наиболее ярко проявилась эта тенденция в творчестве русских композиторов: М. И. Глинки, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К Лядова,

Н. А. Римского-Корсакова, И. Ф.* Стравинского, С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова.

Особенную значимость проблема «композитор и фольклор» обретает, во второй половине XX века. В это. время многие композиторы становятся участниками' фольклорных экспедиций и находят в традиционной культуре источник вдохновения, что предопределяет необходимость изучения их творчества в соотнесении с народной музыкой. Это обстоятельство становится судьбоносным для молодых ленинградских композиторов, среди которых В. А. Гаврилин, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко, Г. Г. Белов.

Роль фольклора в наследии В. А. Гаврилина позволяет более глубоко и многогранно представить творческую лабораторию композитора: установить источники образности и музыкального тематизма, раскрыть приемы и методы работы с фольклорным материалом, определить основные жанры традиционной музыки, вошедшие в художественное пространство сочинений мастера. Одним из важных направлений исследования становится установление первоначального авторского замысла вокального цикла «Русская тетрадь», что существенно для изучения творческого метода В. А. Гаврилин а.

Объектом диссертационного исследования выступает творческое наследие В. А. Гаврилина, связанное с обращением^ композитора к фольклору.

Предметом изучения является рассмотрение различных направлений фольклористической деятельности В. А. Гаврилина по материалам личного архива композитора и отражение результатов этой работы в его творчестве.

Цель работы состоит в системном изучении принципов работы В. А. Гаврилина с музыкально-этнографическими материалами и выявлении многочисленных связей произведений композитора с фольклором.

Задачами исследования являются: 1) общее текстологическое описание фольклорного архива В. А. Гаврилина;

2) характеристика фольклорной библиотеки композитора как источника сведений о его круге интересов в сфере народной традиционной культуры;

3) изучение рукописей, архива как результатов собирательской и исследовательской деятельности В. А. Гаврилина;

4) рассмотрение1 материалов фольклорного архива с позиций зарождения творческих замыслов композитора - становления драматургической концепции и музыкального тематизма «Русской тетради»;

5) установление общих принципов нотирования В. А. Гаврилиным музыкального фольклора на примере записей различных жанров из Лодейнопольского района Ленинградской области;

6) раскрытие степени влияния личных контактов композитора с народными певцами и музыкантами, включая! детские воспоминания и встречи с носителями традиции в экспедициях, на творчество В. А. Гаврилина;

7) выявление специфических свойств различных жанров фольклора и их трактовка в произведениях композитора.

Материалом диссертационного исследования стал личный фольклорный архив В. А. Гаврилина, принадлежащий супруге композитора

Наталии Евгеньевне Гаврилиной.

Собрание композитора состоит из нескольких разделов:

• тематическая библиотека, в которой сосредоточены различные издания-по фольклору и, частично, древнерусскому певческому искусству (235 книг);

• рукописные нотации народных песен и наигрышей, выполненные композитором (в общей сложности 243 образца в четырех тетрадях);

• пять экспедиционных дневников;

• материалы, переданные музыканту другими людьми (нотные и текстовые расшифровки фольклора);

• черновик дипломной работы В. А. Гаврилина «О народно-песенных истоках творчества В. П. Соловьева-Седого» (1964).

Самостоятельной группой источников являются фондовые коллекции Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) имени Н. А Римского-Корсакова (далее ФЭЦ СПбГК), в числе которых:

• рукопись «Смоленского сборника», подготовленного Ф. А. Рубцовым по материалам студенческих фольклорных экспедиций 1960-х годов, а также созданные им методические материалы к курсу «Народное музыкальное творчество»;

• записи экспедиций Ленинградской консерватории в' Лодейнопольский район Ленинградской области 1962 года (научный руководитель -профессор Ф А. Рубцов);

• материалы совместной экспедиции 2006 года, осуществленной Российским фольклорно-этнографическим центром и Вологодским областным научно-методическим центром культуры и повышения квалификации на родину В. А Гаврилина в Вологодский район (руководитель - научный сотрудник А А. Мехнецов, при участии автора настоящей работы).

В исследование включены фрагменты интервью и воспоминаний супруги композитора Н. Е Гаврилиной, его первой учительницы Т. Д. Томашевской, композитора Г. Г. Белова и музыковеда-фольклориста С. В. Пьянковой, записанные автором диссертации и хранящиеся в личном архиве.

Изучение произведений В. А. Гаврилина в аспекте выявления фольклорных источников проводится на материале вокального цикла для меццо-сопрано и фортепиано «Русская тетрадь» (1965) и хоровой симфонии-действа для солистов, большого хора, гобоя и ударных «Перезвоны. По прочтении В. Шукшина» (1981-1982). К анализу привлекаются фрагменты вокально-симфонической поэмы для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра «Военные письма» (1975), а также фортепианный цикл «Зарисовки» (1970-1982) и пьесы, написанные

В. А. Гаврилиным для тематических радиопередач «Что услышал композитор» (1964-1974).

Методология исследования. Настоящая работа выполнена в рамках музыковедческой школы Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории. Разработка проблематики диссертационного исследования основывается на применении методов анализа, сформировавшихся в сфере исторического и теоретического музыкознания, а также специфических музыкально-фольклористических подходах.

Текстологический аспект исследования, связанный с описанием рукописей из собрания В. А. Гаврилина, базируется на методологических установках, изложенных в работах Д. С. Лихачева [например, Лихачев 2001]. Автор настоящей работы пользуется понятиями, выработанными на материале древнерусской литературы: «текст», «рукопись», «автограф», «черновик», «копия» и др.

Работа с архивом В. А. Гаврилина поставила перед автором работы широкий круг задач, решаемый с помощью применения методик, сложившихся в области музыкальной текстологии. При характеристике рукописного архива В. А. Гаврилина используются принципы описания нотной рукописи, предложенные Э. А. Фатыховой [Фатыхова 2004. С. 7276]. При анализе применяются следующие параметры' характеристики музыкальных рукописей: тип произведения с учетом его законченности, характер почерка, особенности композиции, правки и т. д.

В исследовании учитываются работы музыковедов по изучению рукописей композиторов, позволяющие раскрыть характер творческого метода, выявить закономерности композиторского письма: А. П. Дмитриева по изучению рукописей А. П. Бородина [Дмитриев 1948], А. И. Климовицкого об эскизах Л. Бетховена [Климовицкий 1979], П. Е. Вайдман о творческом архиве П. И. Чайковского [Вайдман 1988], Т. В. Шабалиной о рукописях И. С. Баха [Шабалина 1999], Т. А. Зайцевой о творчестве М. А. Балакирева [Зайцева 2000]', Э. А. Фатыховой о

A. К. Глазунове [Фатыхова 2004] и др.

Аналитические разделы работы, касающиеся произведений

B. А. Гаврилина, опираются на методы1 анализа музыкальных форм, разработанные в исследованиях Б. В: Асафьева, Е. А. Ручьевской, Т. С. Бершадскощ Л. А. Мазеля, В. Н. Холоповой, В. А. Цуккермана. При характеристике фольклорных материалов применяются методы исследования, сложившиеся в области этномузыкологии и представленные в работах К. В. Квитки, А. В. Рудневой, Ф. А. Рубцова, Б. Б. Ефименковой и А. М. Мехнецова.

Степень изученности проблемы. Настоящая работа входит в ряд исследований, посвященных проблеме «композитор и фольклор». Этот научный ракурс стал актуален в середине XX века и получил свое развитие как в зарубежном, так и в отечественном музыкознании.

Российская, традиция изучения данной темы связана с трудами различных исследований, осуществленными на материале произведений М. И. Глинки; А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, Н'. А. Римского-Корсакова» А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, С. И. Танеева, И. Ф. Стравинского и др.

Ценные наблюдения о перспективах исследования проблемы «композитор и фольклор» содержатся в работах Б. В. Асафьева [Асафьев, 1971, 1987]. Важный вклад в разработку обозначенной проблематики внесла Н. М. Бачинская, которая составила указатель народных песен, используемых в сочинениях русских авторов [Бачинская 1962];

Внимание исследователей к вопросу влияния фольклора на творчество композигоров усиливается в 1970-е годы. Эта задача ставится во главу угла в монографии Г. Л. Головинского «Композитор и фольклор: из опыта мастеров I

Х1Х-ХХ веков» [Головинский 1981]. Продолжая асафьевскую традицию, ученый выводит рассматриваемую проблему на новый исследовательский уровень. В его работе вопрос обращения композиторов к фольклору предстает в более широком. историко-культурном контексте: не только как выявление примеров цитирования тех или иных фольклорных мелодий; но и как поиск интонационных параллелей между авторской музыкой и!образцами народных, песен.

Многочисленные статьи И. И. Зёмцовского [например, Земцовский 1959, 1987] также развивают эту тенденцию. Исследователь затрагивает как общетеоретические вопросы указанной, темы, так и анализирует отдельные произведения композиторов-классиков. Проблематика, связанная с обозначением роли народной музыки в творчестве русских композиторов, получает развитие в крупных работах современных ученых. В статье Ю. И. Паисова рассматривается русский фольклор в вокально-хоровом творчестве И. Ф. Стравинского [Паисов 1985], а в монографии О. И. Спорыхиной прослеживаются фольклорные истоки тематизма ряда произведений П. И. Чайковского [Спорыхина 2005].

Значителен вклад труда Е. В. Гиппиуса [Балакирев 1957]" о слуховых записях народных песен, сделанных М. А. Балакиревым на Волге в41860 году и Г. О. Дютшем на Русском Севере. Исследователь разработал методику сопоставления обработок с опубликованными вариантами из других источников, позволившую ему определить характер соответствия слуховых записей фольклорных текстов их «авторским редакциям».

Новое звучание приобретает проблема «композитор и фольклор» в связи с привлечением рукописей из архивных собраний музыкантов. В настоящее время изучением материалов С. М. Ляпунова (хранятся в Отделе Рукописей Российской национальной библиотеки), которые раскрывают фольклорно-этнографическую деятельность композитора, занимается И. Б. Теплова.

Отдельный аспект рассматриваемой, темы связан с изучением творчества С. М. Слонимского, В. А. Гаврилина, Б. И. Тищенко, Л. А. Пригожина в контексте эстетики «новой фольклорной волны». Став участниками фольклорных экспедиций, молодые композиторы« ленинградской школы получили яркие художественные впечатления от общения с народными исполнителями. Уже в начале 1970-х годов появляются статьи Е. А. Ручьевской [Ручьевская 1973], Л. Л. Христиансена [Христиансен 1972], Л. П. Ивановой [Иванова- 1979]^ посвященные выявлению фольклорных истоков т в о р ч е ств аше сти д е с ятн ико в.

Безусловно, одними из самых ярких представителей этого поколения является В. А. Гаврилин, в чьем творчестве органично преломляются жанровые и диалектно-стилевые особенности русского фольклора. Интерес к творчеству этого композитора раскрывается в статьях А. С. Белоненко [Белоненко 1985], Н.А.Мещеряковой [Мещерякова 1998; 1999], О.В.Беловой [Белова 1984], Е. В. Шелухо [Шелухо 2005; 2006], диссертационном исследовании Т. В. Иваниловой [Иванилова 2011], а также дипломных работах студентов Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Первой и единственной монографией о В. А. Гаврилине является книга А. Т. Тевосяна «Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия' Гаврилина» [Тевосян 2009], где содержатся биографические сведения, приводятся воспоминания современников, коллег и друзей, в том числе, публикуемые впервые, анализируются основные сочинения.

Раскрывают творческое кредо В. А. Гаврилина его собственные заметки -книга «О музыке и не только.» [Гаврилин 2003], интервью, рецензии -сборник «Слушая сердцем.» [Гаврилин 2005], опубликованные мемуары современников. «Этот удивительный Гаврилин.» [Этот удивительный Гаврилин 2002], по которым прослеживаются взгляды, композитора на народную музыку.

Первые работы о фольклорных истоках творчества В. А. Гаврилина посвящены двум знаковым вокальным циклам: «Немецкая тетрадь № 1» (1962) и «Русская тетрадь» (1965). Отметим среди них статьи А. Н. Сохора [Сохор 1965] и М. Г. Бялика [Бялик 1968], содержащие наблюдения о творческих установках композитора по отношению к народной музыке.

Специальным исследованием, связанным с изучением наследия В. А. Гаврилина в аспекте «композитор и фольклор», является статья И. И Земцовского «Русское в "Русской тетради"» [Земцовский 1978. С. 102117], где автор обнаруживает мелодическое родство музыки В. А. Гаврилина с народными песнями и наигрышами различных регионов России.

Особое место занимает первый обобщающий труд Л. П. Ивановой «Типология фольклоризма в русской музыке XX века» [Иванова 2005], где исследователь раскрывает специфику работы некоторых композиторов с фольклорным материалом, привлекая к анализу, в том числе, и сочинения В. А. Гаврилина. Главной особенностью гаврилинского подхода к фольклорному наследию автор считает принцип использования элементов фольклора в своих произведениях как опознавательных признаков того или иного жанра.

Несмотря на обширную научную литературу, до настоящего времени остаются не исследованными различные аспекты музыкально-фольклористической деятельности В. А. Гаврилина и их влияние на становление и развитие творческого метода композитора, а также не разработан его личный фольклорный архив.

Положения, выносимые на защиту:

1) Работа В. А. Гаврилина по собиранию и нотированию музыкального фольклора - особая область его творческой деятельности Участие в экспедициях, личное знакомство с носителями традиции, внимание к развитию научной мысли в области изучения народной культуры способствовало формированию личности музыканта и определило его отношение к фольклору как источнику творчества

2) Особенности подхода В. А. Гаврилина к фиксации народных песен и наигрышей, выявленные на основе сравнительного анализа его записей с фонограммами и опубликованными нотациями других авторов, заключаются в соединении прииципов фольклористической расшифровки с композиторским приемами нотописи и авторским откликом на звучание.

3) В материалах фольклорного архива фиксируются как завершенные, так и несостоявшиеся творческие замыслы В. А. Гаврилина. Изучение рукописей из собрания композитора, прояснило историю создания-«Русской тетради» (первоначальный этап работы над циклом в соотнесении с окончательной редакцией) и позволило установить ^ источники музыкального тематизма произведения.

4) Характерным свойством творческого метода В. А. Гаврилина является обращение к кругу основных жанров русского музыкального фольклора Северо-Запада России - региона, с которым композитор был неразрывно связан в экспедиционной работе Свободное владение стилистикой лирических песен и романсов, причитаний и инструментальных наигрышей, частушек и плясовых сформировало предпосылки для использования этих фольклорных материалов в создании художественно-драматургической концепциишроизведений В. А. Гаврилина.

5) Связи творчества В. А. Гаврилина^ с фольклором проявляются не только на уровне цитирования или обращения к характерным жанровым особенностям, но посредством воспроизведения в сочинениях исполнительских приемов, зафиксированных от конкретных народных певцов и музыкантов. Песни и наигрыши, воспринятые от А. И. Ильина, Т. И. Каношиной и Е. В. Яковлевой, получили отражение в двух ключевых сочинениях — «Русской тетради» и «Перезвонах».

Научная новизна работы заключается в том, что

• впервые исследованы материалы архивного собрания композитора, сквозь призму которых прослеживается музыкально-фольклористическая деятельность В. А. Гаврилина;

• дана оценка участия композитора в фольклорных экспедициях в контексте принятой в 1960-е годы методики проведения полевых исследований;

• на примере нотаций из экспедиционных тетрадей раскрыты способы фиксации фольклора В. А. Гаврилина и сформулирован ряд особенностей, касающихся специфики его музыкального слуха;

• выявляются связи фольклористической работы В. А. Гаврилина с его творческим процессом, в частности, установлен комплекс фольклорных первоисточников, лежащих в основе сочинений композитора.

Теоретическая значимость работы определяется следующими, положениями:

1) в диссертационном исследовании системно представлены данные фольклорного архива В. А. Гаврилина и указано их место в творческом наследии композитора;

2) проблема «композитор и фольклор» решается с привлечением данных из личного архивного собрания В. А Гаврилина;

3) рассмотрены подходы композитора к нотированию народных песен и инструментальных наигрышей, выявлены черты фольклористической и композиторской записи фольклора;

4) фольклористическая работа В. А. Гаврилина вписана в его деятельность как композитора и контекст эпохи.

Практическая ценность заключается в том, что результаты проведенного исследования могут послужить стимулом для более глубокого изучения отдельных сочинений В. А. Гаврилина, связанных с фольклором. Подробный анализ рукописного 4 наследия композитора способствует достоверному отражению авторского замысла при издании материалов его творческой деятельности - прежде всего, музыкальных произведений, нотаций народных песен, публицистики. Понимание и глубокое проникновение в суть творческого метода композитора дает возможность исполнителям объективно и точно воссоздать образно-художественный мир произведений В. А. Гаврилина.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования состоят в том, материалы личного фольклорного архива В. А. Гаврилина (копии документов) являются ярким иллюстративным материалом при характеристике творческого облика композитора в рамках открытых докладов. Результаты проведенной работы также могут быть использованы при подготовке лекций по «Истории отечественной музыки» и «Народному музыкальному творчеству» для студентов музыковедческого, композиторского и дирижерско-хорового факультетов высших учебных заведений искусства и культуры.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, включающих таблицы и описи: «Опубликованные материалы экспедиции 1959 года в Псковскую область в сборнике Н Л. Котиковой "Народные песни Псковской области"» [Котикова 1966] (Прил. 1), «Комментарии В. А. Гаврилина к книге Ф. А. Рубцова "Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов"» [Рубцов 1962] (Прил. 2), «Перечень проверенных В. А. Гаврилиным расшифровок к "Смоленскому сборнику'4. Архив ФЭЦ СПбГК» (Прил. 3), «Сводная таблица образцов из сборника "Русские песни XVIII века, песенник И. Д. Герстенберга и Ф. А. Дитмара" [Герстенберг, Дитмар 1958], в которые В. А. Гаврилиным внесена правка» (Прил. 4), «Материалы систематизации записей экспедиции ЛОЛГК 1962 года в Лодейнопольский район Ленинградской области и рукописных тетрадей В.А. Гаврилина» (Прил. 5), «Опись фольклорной библиотеки В. А. Гаврилина» (Прил. 6), «Текстологическое описание рукописного архива В. А. Гаврилина» (Прил. 7). Список литературы содержит 237 наименований. Содержание диссертации изложено на 199 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Демидова, Ирина Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1960-70-е годы в отечественной культуре сложилась своеобразная социально-историческая ситуация, связанная с возобновлением интереса творческой интеллигенции к духовно-нравственным ценностям крестьянской культуры, вниманием к жизни русской деревни, обращением к миру мыслей и чувств человека из народа, сопереживанием волнующим его проблемам, прекрасным знанием традиционной народной культуры и опорой на фольклор.

Удивительно созвучным задачам данного художественного направления, известного как неофольклоризм или «новая фольклорная волна» (музыка, литература), стало творчество В. А. Гаврилина. В контексте его эстетики и композиторского метода основополагающее значение приобрела проблема «композитор и фольклор», вобравшая в себя различные аспекты отношения профессионального музыканта к наследию национальной культуры.

Предпосылкой, определившей формирование В. А. Гаврилина как композитора, стали детские впечатления - звуковой мир вологодской деревни, где он родился и провел первые годы жизни. Все, что было воспринято им от матери и крестной, во время традиционных деревенских гуляний и посиделок, оставило неизгладимый след в душе композитора, в зрелые годы послужив источником для творчества. Как показало изучение фольклорных материалов, записанных на родине В. А. Гаврилина, музыкальная память композитора отчетливо сохранила интонационный строй народной речи и пения, эпического сказа и плача, наигрыша на гармонике и детской прибаутки, воплощенных впоследствии во многих его сочинениях.

В студенческие годы на В. А. Гаврилина большую роль оказало общение с мэтрами отечественной фольклористики — Н. Л. Котиковой, Ф. А. Рубцовым, И. И. Земцовским, которое способствовало более глубокому пониманию закономерностей народной музыкальной культуры и выработке собственных суждений по этому предмету. Под непосредственным руководством этих выдающихся ученых, а также самостоятельно, В. А. Гаврилин принял участие в нескольких экспедициях, нотировал народные песни и наигрыши, собрал обширную библиотеку, включавшую в себя сборники народных песен, монографические издания по фольклору и смежным областям знания, определив основательность понимания музыкантом данной сферы. Представляется, однако, что из всего многообразия направлений фольклористической деятельности В. А. Гаврилина именно включенность композитора в собирательский процесс, вживание в интонационную стихию народной музыки, общение с хранителями русской старины, народными певцами и музыкантами, повлияли на формирование качеств творческой личности и сыграли определенную роль в воспитании его композиторского слуха.

Во многом, под влиянием своих учителей в сфере музыкальной фольклористики В. А. Гаврилин провел работу по оформлению имеющихся в его распоряжении материалов в единый корпус. Благодаря достаточно последовательной и разнообразной деятельности композитора по сбору и изучению фактов музыкальной культуры народа им был создан фольклорный архив, в чем В. А. Гаврилин выступил продолжателем традиции, заложенной М. А. Балакиревым и С. М. Ляпуновым, тщательно и бережно хранить зафиксированные в экспедициях народные песни в личном собрании.

Фольклорный архив В. А. Гаврилина включает в себя два основных раздела: рукописи, относящиеся к экспедиционной работе, и фольклорную библиотеку. Примечательно, что в книжной части коллекции у композитора оказались помещены не только специализированные издания по народному творчеству (нотные и текстовые сборники народных песен, исследования и др.), но и книги по этнографии, медиевистике, художественная литература, — т. е. гораздо более широкий» круг публикаций, соотносимый в сознании музыканта с понятием «фольклор».

Изучение рукописей из фольклорного архива показало, что подход В. А Гаврилина характеризуется сочетанием научно-фольклористического и композиторского подходов. В чистовых нотировках экспедиционных материалов он почти всегда осуществляет паспортизацию записей: указывает данные об исполнителях и местах записи, фиксирует жанровую принадлежность музыкальных образцов. В ряде случаев В. А. Гаврилин описывает этнографический контекст бытования тех или песен и наигрышей, оставляет в полевых дневниках конспективные описания обрядов, не слишком часто встречающиеся в 1960-е годы При проверке расшифровок студентов консерватории (работа, которую он выполнял под руководством Ф. А Рубцова) он максимально скрупулёзен в отражении исполнительских особенностей музыкального материала: артикуляции, агогики, голосоведения и т. д.

Вместе с тем, В А. Гаврилин ярко проявляет себя и как композитор, творчески подходя к собственной записи фольклора или к редактуре уже имеющихся нотировок. Нередки случаи, когда тактировка В. А. Гаврилина противоречит методике, выработанной Ф. А. Рубцовым, и исходит из композиторского слышания песенной или инструментальной мелодии. Наибольшую самостоятельность композитор обнаруживает в своих нотировках фольклора. В его записях четко прослеживаются принципы фиксации, свойственные собственно фольклористической расшифровке, но, вместе с тем, встречаются специфические приемы, характерные для композиторской графики.

Анализируя принципы фиксации исходных фольклорных материалов (общий вид нотации, яркие черты записи, отражение композиционно-ритмических закономерностей и др.), закономерен вывод о том, что приоритетным для В. А. Гаврилина являлось воссоздание и точная передача собственного ощущения народной песни или наигрыша.

Обращаясь к теоретическим положениям в области изучения слуха, отметим, что помимо внешнего (способности восприятия действительных звуковых впечатлений) и внутреннего (способность представлять себе музыкальные звуки при помощи музыкального воображения, независимо от действительных звуковых-впечатлений) слуха, исследователи выделяют его смешанную форму, когда «работа внутреннего слуха происходит над материалом, даваемым ему в то же время извне звуковыми впечатлениями внешнего слуха» [Майкапар 2005. С. 29].

Сравнение композиторских нотировок с оригинальными фонограммами показало, что в действительности записи В. А. Гаврилина являются авторским откликом на звучание фольклора, что подтверждает положение, выдвинутое В. В. Медушевским о том, что «композиторский слух, охватив в едином акте восприятия будущее творение и неповторимый его дух, свертывал его образ в ключевых интонациях [выделено мною. - И. Д.]: развитие же [.], оставалось в то же время и сферой свободы и инициативы».120 Так и для В. А. Гаврилина определяющим стало выявление знаково-узнаваемых стилевых черт того или иного жанра фольклора.

В отношении причитаний для В. А. Гаврилина-композитора особенно важными оказались собственно музыкальные свойства: он многообразно преломляет в собственных сочинениях плачевые интонации, а таюке устойчивые компоненты структуры причитаний — такие, как принцип тонической (акцентной) организации стиха. Частушки практически всегда используются композитором в их аутентичном виде, сохраняя устойчивую композиционную форму музыкально-поэтической строфы и опору на традиционные ритмоформулы.

120 В.В. Медушевский О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М. Музыка, 197б" С 13.

Отмечая особые качества восприятия^ и осознания звуковых впечатлений композиторами, еще Б. В. Асафьев121 полагал, что «многие [музыканты] занимаются его развитием [слуха] всю жизнь в самом своем творческом процессе, не подозревая, что таковой в них так закономерно и дисциплинированно налажен природой, что является превосходной лабораторией, опытной лабораторией по выработке активного 1 вслушивающегося" и обобщающего слуха». Несколько иной акцент в проблематику музыкального слуха внес И. И. Земцовский, который писал: «процесс функционирования музыкального слуха включает в себя не только "получение", "селекцию" и "обработку" звуковой информации, но и "выдвижение" встречной информации».123

Как видится, роль «встречной информации» в творческом процессе

B. А. Гаврилина была действительно велика, о чем неоднократно высказывались его коллеги-экспедиторы - И. И. Земцовский,

C. В. Пьянкова и композитор Г. Г. Белов. Композиторское проникновение в народный интонационный материал у В. А. Гаврилина было сопряжено с двумя равноправными тенденциями, одна из которых заключалась в выявлении, развитии и даже усилении исходных свойств фольклорного источника, а другая - в целенаправленной их переработке сквозь призму авторского восприятия материала.

Сравнение, различных типов аналитических материалов (рукописей музыканта, расшифровок, выполненных другими участниками экспедиций и автором настоящего исследования с фонограммы), показало, что, В. А. Гаврилин, находясь в экспедиции, на слух или по памяти записывал заинтересовавшие его народные песни и инструментальные наигрыши, которые впоследствии использовал в своих сочинениях. В результате ознакомления с котировками В. А. Гаврилина, его полевыми дневниками и

121 См. Асафьев Б.В. Избранные труды. Избранные работы о М.И. Глинке. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1952. Т. I. 400 с.

122 Асафьев о слухе Глинки и композиторском слухе как таковом. URL: hltp://w\vw.scriabin.ru/cit02.html. Дата обращения: 12.01.2011.

123 Земцовский И. И. Апология слуха // Муз. Академия. 2002, № 1. С. 8. книгами из библиотеки были обнаружены источники, послужившие композитору стимулом для создания многих его сочинений, таких как вокальный цикл «Русская тетрадь», хоровая симфония-действо «Перезвоны», вокально-симфоническая поэма «Военные письма» и др., а * также выявлены некоторые типичные для композитора особенности творческого процесса.

Так, например, просматривая публикации, В. А. Гаврилин не просто отмечал заинтересовавший его поэтический и музыкальный материал, но активно его изменял - редактировал непосредственно на страницах соответствующих изданий, следуя авторскому замыслу. В результате, на страницах книг фольклорной библиотеки композитора было обнаружено довольно значительное число пометок, усиливающих одни и ретуширующих другие элементы того или иного фольклорного первоисточника. В ряде случаев, в произведения вошли созданные В. А. Гаврилиным авторские редакции напевов и текстов, как было в случае с псковскими песнями из сборника Н. Л. Котиковой «Ах, ты молодость моя» и «Печальное сердце моё», инкрустированными в № 10 «Белы-белы снеги» хоровой симфонии-действа «Перезвоны». Экспедиционные записи псковского фольклора также послужили тематической основой трех номеров цикла «Русская тетрадь» (№ 1 «Над рекой стоит калина», № 2 «Страдальная» и № 5 «Сею-вею»). А одна из известных лирических песен, услышанная и записанная В. А. Гаврилиным в Лодейнопольском районе Ленинградской области, - «Соловеюшко премилый» - также была использована им качестве одной из тем № 7 «Страдальная» «Русской тетради».

Исследование письменных источников, равно как и воспоминаний современников В. А. Гаврилина, привлечение этнографических комментариев показало, что для композитора чрезвычайно важна была роль конкретной личности народного певца или музыканта, а также ситуация восприятия того или иного произведения фольклора. Знакомство с корифеями народного искусства А. И. Ильиным, Т. И. Каношиной, Е. В. Яковлевой позволило автору не только широко использовать в творчестве записанный от них поэтический и музыкальный материал, но и свободно преломлять в сочинениях индивидуально окрашенные особенности звучания: темп, динамику, .агогику. Композитор цитировал народные песни и наигрыши, наиболее ярко запечатлевшиеся в его памяти. Одна из особенностей творческого почерка В. А. Гаврилина состоит в том, что в определенных фрагментах музыкального текста его сочинений, наиболее тесно связанных с фольклором (прежде всего, «Русской тетради» и «Перезвонов»), узнаются черты, присущие исполнительскому стилю конкретных людей — ярких и самобытных народных музыкантов.

Безусловно, вопрос о том, что же все-таки послужило импульсом к созданию того или иного произведения всегда очень сложен. Об интуитивности творческого процесса очень точно написал Б. Барток: «Пусть не спрашивают меня, почему я написал то или это, так или иначе у меня только одно объяснение - так я чувствую, так я написал. Пусть сама музыка говорит о себе, она достаточно ясна и сильна, чтобы суметь себя отстоять».124 Эта позиция созвучна мировоззрению В. А. Гаврилина. Известно, что его стиль работы как композитора отличался отсутствием документов, связанных с фиксацией начального этапа возникновения и реализации замысла: эскизов, набросков, черновиков. В этом плане чрезвычайно важно, что именно в рукописях фольклорного архива, среди материалов, присланных В. А. Гаврилину для ознакомления, был обнаружен первоначальный план «Русской тетради», в схематичной записи названий отдельных частей которого была намечена авторская концепция произведения. Тема болезненной утраты, которую пережила героиня цикла, не только сохранилась, но и получила дальнейшее развитие в окончательной версии «Русской тетради». Реализация этой линии у В. А. Гаврилина была в большой мере основана на использовании свойств

124 Цит. по. Бела Барток. Сборник статей / сост. Е. И. Чигарева. М.: Музыка, 1977. С. 38. традиционных фольклорных жанров, среди которых противопоставлены две группы текстов, обладающих оппозиционной семантикой: с одной стороны, причитания и лирические песни (образы горя, тоски, неволи, смерти), с другой, плясовые песни, частушки, инструментальные наигрыши (образы веселья, счастья, радости, жизни). В результате проведенного анализа было выявлено, что суть композиторского подхода к фольклору связана с опорой на выразительные свойства того или иного жанра. Прекрасно владея закономерностями музыкальной стилистики народной песенной традиции, композитор использовал различные выразительные приемы различных фольклорных жанров в создании образа лирической героини цикла.

Противоречивым и спорным до настоящего времени являлось утверждение самого композитора об отсутствии в его произведениях подлинных фольклорных тем. Однако лишь обращение к материалам личного фольклорного архива В. А. Гаврилина показало неоднозначность этого суждения и позволило выявить множество цитат, а также авторских мелодий, созданных по законам того или иного фольклорного жанра. Творческий процесс композитора отличает также своеобразный сплав в его сочинениях элементов, присущих различным фольклорным жанрам и традициям. Одна из особенностей творческого метода композитора заключается в синтезировании разнородных жанрово-стилевых элементов языка фольклора, для создания целостного художественного образа произведения.

Как показало исследование, В. А. Гаврилин обладал глубокими знаниями и практическим опытом в области музыкального фольклора, что подготовило рождение многих его композиторских замыслов. Фольклор для В. А. Гаврилина всегда был чем-то неизмеримо большим, нежели то, что обычно подразумевается под этим словом исследователями, прежде всего, он был продолжением творческой личности композитора: «Фольклор, я в этом убежден, не застывшее явление, он живет: появляются новые формы, новое содержание, осваиваются новые интонации, попевки, но он живет. Фольклор - это передача чувств [выделено мною. -И. Д.]. Каждое общение, обращение людей друг к другу - это уже передача чувств, значит, это уже творчество, это явление, близкое к искусству. Письма, переписка - тоже фактор фольклора. Очень любопытно, как пишут люди, иногда очень нескладно, но за этой нескладностью есть колорит, выражение чувств. Музыка существует только в сплаве со всеми остальными явлениями жизни: с бытом, с отношениями людей, с какими-то событиями. И все это отражается в музыке, сказывается на ее развитии, воздействует на форму и содержание всех ее жанров, видов, стилей, в том числе и на фольклор» [Гаврилин 2005. С. 197].

Фольклор как источник красоты, мудрости, жизненной силы вдохновлял композитора на всех этапах его творчества. Музыка В. А. Гаврилина, опирающаяся на традиционную народную музыкальную культуру, сделала его произведения понятными широкой аудитории слушателей. В своих высказываниях музыкант неоднократно формулировал собственное эстетическое кредо, раскрывая основные задачи творчества таким образом: «Надо писать так, чтобы люди узнавали в твоих сочинениях живой человеческий мир и себя в нем» [Гаврилин 2005. С. 369-370].

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Демидова, Ирина Алексеевна, 2011 год

1. X. Алексеев 1990.2. Аннинский 1976.3. Апинян 2003.4. Асафьев 1971.5. Асафьев 1987|6. Балакирев 1957.7.8. Барток 1959.1. Барток 1966.10. Бахтин 1969.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1971. 343 с. Асафьев Б. В. О народной музыке / сост., вступ. ст. и комм. И. И. Земцовского,

3. Барток Б. Зачем и как собирать народнуюмузыку. М.: Музыка, 1959. 48 с.

4. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседнихнародов. М.: Музыка, 1966. 79 с.

5. Бахтин M. М. Эстетика словесного творчества /примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-еизд. М.: Искусство, 1986. 444 с.

6. Бачинская H. М. Народные песни в творчестверусских композиторов / под ред. проф. Е. В.

7. Гиппиуса. М.: Музгиз, 1962. 217 е.: нот.

8. Белая Г. Искусство есть смысл // Вопросылитературы. 1973. (№ 7). с. 62-94.

9. Белов В. И. Плотницкие рассказы.

10. Архангельск.: Сев-зап. кн. изд-во, 1968. 159 с.

11. Белов В. И. Привычное дело // Рассказы иповести. М.: Современник, 1987. С. 294-438.

12. Белов Г. Г. Загадочный Шостакович // Муз.академия. 1997. № 4. С. 224-230.

13. Белова О. Валерий Гаврилин // Композиторы

14. РФ. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 3. С. 3-39.

15. Беловы Г. и О. Хоровая симфония-действо //

16. Сов. музыка. 1988. № 1. С. 22-28. (Симфонизмсегодня)

17. Белодубровский М. Е. Non scholae sed vitae // Муз. академия. 2002. № 2. С. 109-113. Белоненко А. С. На пути к музыкальному театру / Сб. тр. ЛГИТМИКа // Современная советская опера. Л., 1985. С. 73-89.

18. Беляев В. Сборник Кирши Данилова. Опыт реставрации песен. М.: Сов. композитор, 1969. 228 с.

19. Брюсова Н. Вторичная жизнь русской народной песни в операх советских композиторов // Сов. музыка. 1946. № 8-9. С. 57-68. Брюсова Н. Русская народная песня в русской классике и советской музыке. М.; Л.: Музгиз, 1948. 135 е.: нот.

20. Астрахань, 1999. С. 56-57.

21. Былины. Русский музыкальный эпос / сост. Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов. М.: Сов. композитор, 1981. 615 е.: нот. Бялик М. «Русская тетрадь» В. Гаврилина // Муз. жизнь. 1968. №1. С. 7-8.

22. Вечерний Петербург. 2003. 29 января. (№ 14). С. 3.

23. Васильев Ю. В. Становление художественноготекста в творчестве П. И. Чайковского: дисс. насоиск. уч. ст. канд. искусств. / Ленингр. гос.консерватория. Л., 1986. 257 с.

24. Вахидов А. А. Фортепианное искусство ифольклор. Ташкент: изд-во литературы иискусства, 1988. 68, 2. е.: нот.

25. Виноградов В. Старое и новое в народномпеснетворчестве // Сов. музыка. 1952. № 12. С.46.50.

26. Великанова А. Г. Песни и романсы

27. B. А. Гаврилина: дипл. работа / С.-Петерб. гос. консерватория. СПб., 2006. 273 с. Войтинская О. Проза Василия Белова // Знамя. 1967. Январь. Кн. 1. С. 239-244.

28. Волков К. Е. Слово о музыке. М.: Сов. композитор, 1991. 62, 1. с. Вологда: Приношение Гаврилину // Муз. обозрение. 2001. № 1. С. 6.

29. Воскресенский Я. Памятник Валерию Гаврилину // СПб ведомости. 2000. 18 августа. (№ 152).1. C. 2.

30. Гаврилин 1970. Гаврилин В. А. Заметки о восприятии музыки //

31. Музыка-детям. Л.: Музыка, 1970. С. 150-156.

32. Гаврилин 1974. Гаврилин В. А. Избранные пьесы: Для ф.-п. в 2 и4 руки / сост. 3. Виткинд. Л.: Музыка, 1974. 79 с. в ключ. обл.

33. Гаврилин 1967, № 4. Гаврилин В. А. Новатор песни // Сов. музыка.1967. №4. С. 16-19.

34. Гаврилин 1987. Гаврилин В. А. От песни к песне // Соловьев

35. Седой В. П. Воспоминания. Статьи. Материалы. Л.: Сов. композитор, 1987. С. 160-161.

36. Гаврилин 1979. Гаврилин В. А. Пьесы для фортепиано в 4 руки /ред. 3. Виткинд. Л.: Музыка, 1979. 96 е.: нот.

37. Гаврилин 1976. Гаврилин В. А. Пьесы для фортепиано [в 2 и 4руки. Л.: Музыка, 1976. 80 с. включ. обл.

38. Гаврилин 1968. Гаврилин В. А. Пьесы для фортепьяно / ред.

39. Виткинд. Л.: Музыка, 1968. 55 с. включ. обл.

40. Гаврилин 1995. Гаврилин В. А. Пьесы для фортепиано. СПб.:

41. Композитор, 1995. Тетр. 1. 45 с. включ. обл.

42. Гаврилин 1999, № 2. Гаврилин В. А. Пьесы для фортепиано. СПб.:

43. Композитор, 1999. Тетр. 2. 37 с. включ. обл.

44. Гаврилин 1999, № 3. Гаврилин В. А. Пьесы для фортепиано. СПб.:

45. Композитор, 1999. Тетр. 3. 72 с.

46. Гаврилин 1967, № 5. Гаврилин В. А. Путь музыки к слушателю // Сов.музыка. 1967. № 5. С. 4-6.

47. Гаврилин 2003. Гаврилин В. А. О музыке и не только. Записиразных лет / сост.: Н. Б. Гаврилина, В. Г. Максимов. Изд 2-е, испр. и доп. СПб.: Композитор, 2003. 344 с.

48. Гаврилин 1964. Гаврилин В. А. О народно-песенных истоках1. Гаврилин 1982.1. Гаврилин 2005.1. Гаврилин 2002,1.1. Гаврилин 2004, II .1. Гаврилин 2003, III.1. Гаврилин 2005, IV.творчества В. П. Соловьева-Седого: дипл. работа /ЛОЛГК. Л., 1964. 49 с.

49. Гаврилин В. А. Он прожил свой путь в искусстве // В. Н. Салманов. Материалы. Исследования. Воспоминания. Л.: Сов. композитор, 1982. С. 209-212.

50. Гаврилин В. А. Слушая сердцем. Статьи. Выступления. Интервью. СПб.: Композитор, 2005. 456 с.

51. Гаврилин В. А. Перезвоны (По прочтении В. Шукшина): хоровая симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных. -Партитура // Собр. соч. / под общ. ред. Г.Г.Белова. СПб.: Композитор, 2002. Т. 1. 148 е.: нот.

52. Гаврилин В. А. Хоровая музыка: для хора без сопровождения и в сопровождении симфонического оркестра // Собр. соч. / под общ. ред. Г. Г. Белова. СПб.: Композитор, 2004. Т. 2. 103 е.: нот.

53. Гаврилин В. А. Русская тетрадь: вокальный цикл для меццо-сопрано; Времена года: песни для среднего голоса и фп. Клавир // Собр. соч. / под общ. ред. Г. Г. Белова. СПб.: Композитор, 2006. Т. 11. 100 с.: нот.

54. Гаврилина Н. Е. Сообщение об архиве В. А. Гаврилина // Музей театра и музыки в международном пространстве. Опыт, традиции, сотрудничество: Матер, науч.-практ. конф. СПб., 2008. С. 229-236.

55. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор: из опыта мастеров Х1Х-ХХ веков: очерки. М.:77. Головинский 1994.78. Головинский 1985.79. Голубь 2008.80. Гошовский 1971.81. Гусев 1968.82. Гусев 1967.83. Гусев, Марченко 1987.84. Дельсон 1958.85. Дмитриев 1948.

56. Музыка, 1981. 279 е.: нот.

57. Головинский Г. Л. Мусоргский и фольклор. М.: Музыка, 1994. 220 е.: нот.

58. Головинский Г. Л. Стравинский и фольклор: наблюдения, и заметки // И. Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1985. С. 68-85.

59. Гусев В. О прозе, деревне и цельных людях // Литературная газета. 1968. 14 февраля. (№ 7). С. 6.

60. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 318 с.

61. Гусев В. Е., Марченко Ю. И. «Стрела» в русско-белорусско-украинском пограничье: к проблеме изучения локальных песенных традиций // Этнографические истоки фольклорных явлений. Л.: Наука, 1987. С. 129-147. (Русский фольклор: Т. 24).

62. Дельсон В. Композиторы «Могучей кучки» о народной музыке // Сов. музыка. 1958. № 8. С. 154-155.

63. Земцовский И. И. По следам веснянки из фортепианного концерта П. Чайковского: историческая морфология народной песни. Л.: Музыка, 1987. 128 е.: нот.

64. Земцовский И. И. Реплика В. Щеглову // Сов.музыка. 1961. № 9. С. 67-68.

65. Земцовский И. И. Фольклор и композитор:теоретические этюды о русской советскоймузыке. Л.; М.: Сов. композитор, 1978. 174 е.:нот.

66. Золотов М. .Листопад, или минуты музыки. М.: Современник, 1989. С. 187-199. Золотов М. Живая душа // Музыка в СССР. 1987. №3. С. 71-86.

67. Золотусский И. Тепло добра. Проза Василия Белова // Литературная газета. 1968. 24 янв. (№ 4). С. 6.

68. Иванова Л. П. Некоторые аспекты теории105. Иванова 2005.106. Иванова 1999.107. Из архива 2007.108. История 2005.109. История 2001.110. Кадлец, Таирова 1977.111. Казанцева 2002.музыкального фольклоризма // Музыка и время. 2004. №7. С. 51-54.

69. Казанцева Л. П. В. Гаврилин. «Воспоминание о вальсе». — Н. Листов «Я помню вальса звукпрелестный» // Казанцева Л. П. Анализ музыкального содержания: метод, пособие. Астрахань: изд-во Астраханской гос. консерватории, 2002. С. 77-83.

70. Канн-Новикова 1960. Канн-Новикова Е. Песня русской вольницы //

71. Муз. жизнь. 1960. № 6. С. 16-17.

72. Каталог 2007. Каталог сочинений В. А. Гаврилина / сост.

73. ГаврилинаН. Е. СПб.: Композитор, 2007. 96 с.

74. Кашин 1959. Кашин Д. Н. Русские народные песни,собранные и изданные для пения и ф.-п. Даниилом Кашиным / под ред. В. Беляева. М.: Музгиз, 1959. 340 е.: нот.

75. Кинкулькина 1999. Кинкулькина Н. М. А музыка звучит // Нева.1999. № 7. С. 234-237.

76. Классику 2001. Классику русской музыки // С.-Петерб.ведомости. 2001. 17 ноября. (№ 213). С. 7.

77. Климовицкий 1979. Климовицкий А. И. О творческом процессе

78. Бетховена. М.: Музыка, 1979. 175 с.

79. Князев 1913. Князев В. Жизнь молодой деревни: частушкикоротушки Санкт-Петербургской губернии. СПб.: изд-во М. Г. Корифельда, 1913. 133 с.

80. Коловский 1960. Коловский О. П. Русские народные песни: вобработке для смешанного хора без сопровождения. Л.: Музгиз, 1960. 15 е.: нот.

81. Композитору 2001. Композитору Гаврилину, одному из ярчайших.

82. Вечерний Петербург. 2001. 17 нояб. (№ 211). С. 3.

83. Коробов 1999. Коробов В. Шукшин. Вещее слово. М.: Молодаягвардия, 1999. 403, 2. е., [16] л.: ил., портр., факс.122. Королькова 2002.123. Котикова 1962.124. Котикова 1966.125. Кулева 2007.126. Кулева 2003.127. Кулева 2008.128. Лапин 1975.

84. Королькова И. В. Лирические песни Северо-Запада России: проблемы жанра и музыкального стиля: дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусств. / С.-Петерб. гос. консерватория. СПб., 2002. 240 е.; прил.

85. Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб.: изд-во АН СССР, 1904. Вып. 1. Ь, 90 е.: нот.

86. Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб.: изд-во АН СССР, 1909. Вып.2. ЬХХХ, 65 е.: нот.

87. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 е.: нот.

88. Майкапар С. М. Музыкальный слух: егозначение, природа, особенности и методправильного развития. 3-е испр. и доп.

89. Челябинск: MPI, 2005. 254 с.

90. Максимов В. Г. Из гаврилинской тетради //

91. Нева. 2001. № 10. С. 190-193.

92. Мальцев Г. И. Традиционные формулы русскойнародной необрядовой лирики: (исследования поэстетике устно-поэтического канона) / отв. ред.

93. А. Ф. Некрылова. Л.: Наука, 1989. 165 с.

94. Мартынов И. Композитор и фольклор // Сов.музыка. 1958. № 7. С. 46-48.

95. Марьянова Я. Лилии в снегу для Гаврилина //

96. Смена. 2001. 20 ноября. (№ 254). С. 3.146. Мехнецов 2005.147. Мехнецов 1983.148. Мехнецов 2002.149. Мехнецов 2004, Стиль.150. Мехнецов 2004.151. Мехнецов 1985.

97. Мехнецов А. А. Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья / Вологодский обл. науч.-метод. центр культуры и повышения квалификации. Вологда, 2005. 272 е.: нот, ил. + компакт-диск.

98. Мехнецов А. М. Народно-песенная культура старожильческого населения Западной Сибири: автореф. дисс. на соиск. ст. канд. искусств. / ЛОЛГК. Л., 1983. 22 с.

99. Мехнецов А. М. Основные направления фольклористической деятельности

100. Мещерякова Н. А. Религиозно-нравственные традиции в отечественной хоровой музыке («Иоанн Дамаскин» С. Танеева и «Перезвоны» В. Гаврилина) // Стилевые искания в музыке 7080 гг. XX века: сб. ст. Ростов н/Д., 1994. С. 102117.

101. Народное музыкальное творчество 2005.164. Народные песни 1938.165. Народные песни 1981.166. Народные песни 1985.167. Начарова 2000.168. Некрылова 2004.169. Николаева 1983.

102. Народные песни Вологодской области: сборник фонографических записей / под ред. Е. В. Гиппиуса и 3. В. Эвальд. Л.: Музгиз, 1938. 138 е.: нот.

103. Народные песни Вологодской области (по материалам студенческих фольклорных экспедиций). Песни Средней Сухоны / сост. А. М. Мехнецов. Л.: Сов. композитор, 1981. 135 е.: нот.

104. Народные песни Ленинградской области. Старинная свадьба Сланцевского района / сост.: А. Мехнецов, Е. Мельник. Л.: Сов. композитор, 1985. 123 е.: нот.

105. Отечественная музыкальная культура 1996.172. Паисов 1989.173. Паисов 1985.174. Пекелис 1951.175. ППЗ 1989.176. Петров 1999.100.

106. Окунев Г. Г. «Микрокосмос» Б. Бартока и фольклор // Сигитов С. М. Духовный строй Б. Бартока: философско-аналитическоеисследование / ред. И. А. Костенич. СПб., 2003. С. 187-224.

107. Отечественная музыкальная литература, 19171985: в 2 вып. / Рос. акад. музыки им. Гнесиных, Каф. истории музыки / ред.-сост. Е. Е. Дурандина. М.: Музыка, 1996. Вып. 1. 373, [2] е.: нот.

108. Паисов Ю. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве // Новая жизнь традиций в советской музыке: статьи и интервью. -М.: Сов. композитор, 1989. С. 115-156.

109. Петров А. П. Гаврилинская исповедь // Труд. 1999. 13 апр. (№ 65). С. 4.177. Петрушанская 1999.178. Петрушанская 1989.179. Пушкин 1997.180. Раабен 1998.

110. Рассказывает Гаврилин 1983.182. Римский-Корсаков 1977.183. Рогальская 2000.184. Рубцов 1984.185. Рубцов 1962.

111. Рубцов Ф. А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: опыт исследования. Л.: Сов. композитор, 1962. 116 е.: нот.186.187.188.1. Рубцов 1964.1. Рубцов 1973.

112. Русские народные-песни 1970.189.190.

113. Русские народные песни 1973.

114. Русские народные песни 1959.191.192.

115. Русские народные песни 1991.

116. Русские народные песни 1975.193.1. Русские песенницы 1988.

117. Русские песни XVIII века 1958.

118. Русские песенницы наших дней. М.: Сов. композитор, 1988. 240 с.

119. Ручьевская Е. А. Анализ вокальных произведений: учебное пособие для музыкальных вузов. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1988. 349, 2. е.: нот.

120. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу. СПб.: Композитор, 1998. 265, 2. е.: нот.

121. Ручьевская Е. А. О методах претворения и выразительного значения речевой интонации (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка: сб. ст-й и исследований. М.: Музыка, 1973. С. 137-186.

122. Свадебные песни Томского Приобья: народные песни, записанные в Томской области / зап., сост., примеч. А. Мехнецова; предисл. А. Мехнецова и Е. Валевской. Л.; М.: Сов. композитор, 1977. 63 с.

123. Свиридов Г. В. Музыка как судьба / сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. М.: Молодая гвардия, 2002. 798, 1. е., 16. л.: ил., портр.

124. Свиридова М. Ф. Функции поэтического текста в вокальных циклах В. Гаврилина «Русская тетрадь» и «Вечерок»: дипл. работа / ЛОЛГК. Л., 1987. 87 с.

125. Сохор А. Две «тетради» В. Гаврилина // Сов. музыка. 1965. № 11. С. 21-26. Сохор А. Певец добрых чувств // Сов. культура. 1977. № 26. 29 марта. С. 4.

126. Тевосян А. Т. Концерт в трех частях памяти В.

127. A. Гаврилина // Муз. академия. 2000. № 1. С. 184-190.

128. Томашевская Т. Д. Валерий Александрович Гаврилин // Вологодская областная государственная филармония им.

129. B. А. Гаврилина. Вологда, 2004. С. 440-445. Томпакова О. Фольклорные истоки «Детских212. Торопецкие песни 1967.

130. Традиционная культура 2009.214. Трутовский 1953.215. Фаминцын 1890.216. Фатыхова 2004.217. Фокина 1998.218. Холопова 1978.песен» Лядова // Сов. музыка. 1960. № 4. С. 106110.

131. Фатыхова Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова: опыт текстологического исследования: дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусств. / С.-Петерб. гос. консерватория. СПб., 2004. 329 с.

132. Холопова В. Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980. 72 с.

133. Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000. 319 е.: нот.

134. Цой Д. Великих ценят после смерти // Смена.2005. 16 августа. (№ 147). С. 3.

135. Этот удивительный Гаврилин 2002.235. Юсфин 1967[236. Swan 1973.237. Maler 1951.

136. Юсфин А. Фольклор и композиторское творчество // Сов. музыка. 1967. № 8. С. 53-61. Swan A. J. Russian music and its sources in chant and folk-song. New York: W.W. Norton & Company INC, 1973. 213 p.

137. Maler E. Altrussische Volkslieder aus dem Pecoryland. Basel, Bärenreiter-Verlag, 1951. 195 S.: Not.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.