Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Плаксина, Татьяна Ивановна

  • Плаксина, Татьяна Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Рязань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 159
Плаксина, Татьяна Ивановна. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Рязань. 2006. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Плаксина, Татьяна Ивановна

Введение.

Глава 1. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза как педагогическая проблема

1.1. Анализ категориальных понятий проблемы исследования.

1.2. Анализ и характеристика состояния уровней развития у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

1.3. Образовательный процесс по русскому языку и культуре речи в негуманитарном вузе и его ориентация на воспитание у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Глава 2. Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи на учебных занятиях и во внеучебное время

2.1. Особенности отбора содержания образования по изучению русского языка и культуры речи, ориентированного на формирование у студентов духовно - нравственных ценностей.

2.2. Технологические основы формирования у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами учебного предмета.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи»

Духовная жизнь нашего общества сопровождается критическим осмыслением молодежью опыта предшествующих поколений и современной действительности. Преобразования российского общества происходят в условиях все возрастающего разрыва преемственности духовно-нравственной культуры России между поколениями советского и постсоветского периодов. Личность современного человека формируется в сложный период девальвации духовных ценностей, засилья массовой культуры, дефицита высокохудожественных произведений искусства. Задача высшего образования - воспитание молодежи, преданной отечественным идеалам, убежденной в социальной значимости своей профессиональной деятельности, формирование у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Вместе с тем подготовка специалиста в негуманитарном вузе в настоящее время осуществляется по сложившимся традиционным принципам, согласно которым высшая школа выпускает квалифицированного специалиста - производственника, а развитие личностных качеств студента, приобщение его к ценностям отечественной культуры полагается сопутствующим, происходящим само по себе.

Необходимый обществу подъем духовности, нравственности, культуры в значительной мере связан с преодолением филологического невежества. Известно, что слово - наша жизнь, внутренняя и внешняя. В трудах В.В.Виноградова, выдающегося лингвиста, содержится ряд концептуальных идей, касающихся роли слова в процессе отражения мира человеком как той формы, в которой в первую очередь запечатлеваются коллективно осознанные характеристики действительности. Известный исследователь механизмов речи Н.И. Жинкин пишет: «Через речь можно управлять своими действиями и действиями других людей» (57,83). Язык принимает участие в процессах выделения цели, которая контролирует намерения человека и управляет его действиями. Человеческое мышление является речевым, то есть в нем речь выступает средством не только выражения мыслей, но и их образования и развития.

В современных условиях отношение к языку, его статусу в системе образования, науки, межгосударственных общений и отношений, его геополитическому значению приобретает особую важность и остроту. Это -один из основных вопросов духовного оздоровления нравственного климата в стране и вообще культуры в России в целом. Вместе с тем, роль гуманитарных дисциплин в возрождении народного самосознания, утраченной духовности все еще не оценена должным образом.

Образование объективно несет в себе потенциал активизации личностного роста обучающихся. Образовательный процесс протекает так, что в нем стихийно складываются условия для активного и направленного саморазвития включенного в него человека. Своим содержанием образование задает определенные идеалы для обучающегося, многократно, в рамках различных учебных дисциплин, обращает растущего человека к их осмыслению, оцениванию, применению их в собственной жизни. Мера интереса к идеалам, их личностное осмысление и принятие зависит у студентов от степени духовности педагога, понимания им своей ответственности за духовно-нравственное становление обучающихся. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи требует особого внимания педагога, поскольку профессиональная направленность таких вузов мало способствует решению данной проблемы.

Ломка привычных представлений и сложившихся ценностных ориентации, характерная для современной России, требует особого отношения к созданию новой действенной системы становления духовно-нравственного ядра личности студента. В науке о воспитании проблема совершенствования личности изучалась психологами и педагогами в разные периоды (Л.И.Божович, О.С.Богданова, А.В.Гурова, С.Н.Иконникова, М.К.Казанкина, Г.Н.Мальковская, И.С.Марьенко, В.И.Петрова и др.).

Учеными определено, что обращение к идеалу позволяет личности создавать нравственные устремления и давать оценку своим поступкам в разных жизненных ситуациях. В то же время, в отечественной системе профессионального образования идет активный поиск перспективных педагогических технологий подготовки специалистов (Н.А.Асташева, Г.Н.Комарова, Е.И.Макуренко, Ю.А.Самсонов, Э.А.Финогенова, Л.А.Ядвиршис и др.). Проблема воспитания у молодежи ценностных ориентиров и условий их формирования изучали В.А.Дмитриев, В.Т.Лисовский, Л.Я.Рубин, М.Х.Титма, В.Н.Шубник. Духовно-нравственное воспитание личности как психолого-педагогическую проблему исследуют К.А.Абульханова-Славская, Е.П.Белозерцев, И.Ф.Исаев, И.Б.Котов, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и другие. В их трудах рассматриваются методология и вопросы поиска наиболее общих подходов к решению данной проблемы. Процесс же формирования духовно-нравственных ценностей у студентов негуманитарного вуза посредством изучения русского языка и культуры речи остается за пределами внимания ученых.

Вместе с тем, К.Д.Ушинский считал родной язык «величайшим народным наставником», «удивительным педагогом». Изучая родной язык, «не условным звукам только учится ребенок., - писал ученый, - но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова" (168,563). В соответствии с этим Е.П.Белозерцев утверждает, что духовное начало народа, каждого человека, русское образование должны быть национальными по содержанию и православными по духу. В.Ю.Троицкий высказывается за восстановление русской школы, формирование у обучающихся осознания себя частью русского народа. При этом он замечает, что русский язык может «помочь восстановить здоровое народно - государственное, соборное сознание на основе возрождения духовного облика человека» (161,21-24,45).

Духовно-нравственное воспитание культурной личности становится инновацией в высшем образовании, о чем свидетельствуют государственные образовательные стандарты и практика многих учебных заведений. Поиск путей формирования в процессе обучения ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза приобретает при этом особую значимость, определяющуюся существующими противоречиями: между потребностью общества в воспитании духовно-нравственной личности будущих специалистов и направленностью образовательного процесса в негуманитарных вузах в основном на развитие интеллектуальных способностей обучаемых; между возможностью формирования ценностей отечественной культуры у студентов в процессе изучения русского языка и культуры речи и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории педагогики высшей школы. Данные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Объект исследования: образовательный процесс в негуманитарном вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи

Задачи исследования:

1. Выявить и уточнить категориальные понятия проблемы исследования.

2. Дать анализ ориентации образовательного процесса по изучению русского языка и культуры речи на формирование у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

3. Определить ориентиры отбора содержания знаний по русскому языку и культуре речи, необходимых для формирования у обучаемых духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

4. Выявить педагогические условия, способствующие формированию у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи на учебных занятиях и во внеучебное время.

5. Разработать практические рекомендации по формированию у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры средствами учебного предмета.

Гипотеза исследования: формирование у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи будет успешным, если:

- выделены и содержательно определены формируемые духовно-нравственные ценности;

- в содержание образования учебного предмета «Русский язык и культура речи» системно включены духовно-нравственные ценности отечественной культуры;

- изучение русского языка осуществляется в контекстном представлении произведений русских писателей;

- в процессе обучения пролонгирована целенаправленность и системность обращения к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры в процессе изучения русского языка не только на учебных занятиях, но и во внеучебное время.

Теоретико - методологическую основу исследования составили:

- философско-психологические положения о сущности и закономерностях развития человека, о его духовном становлении в отечественном аксиологическом пространстве (Б.Г.Ананьев, Б.С.Браусь, А.Н.Леонтьев, В.И.Слободчиков);

- аксиологический подход к проблемам образования и воспитания (Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, М.В.Богуславский, Т.И.Петракова, З.И.Равкин);

- методологические принципы педагогического исследования (А.И.Коче-тов, В.В.Краевский, В.А.Сластенин).

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

- теоретические методы: анализ философской, этической, социологической, психолого-педагогической, культурологической и специальной литературы по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей личности; изучение и анализ учебно-программной документации с целью успешной педагогической деятельности;

- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос (устный и письменный), индивидуальные и групповые беседы со студентами и преподавателями, педагогический эксперимент.

Базу исследования составили первые курсы инженерного, технологического и экономического факультетов Рязанской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора П.А. Костычева (далее -РГСХА). Всего 289 человек. Этапы исследования

На первом этапе (2001 - 2002 гг.) - изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Был проведен констатирующий эксперимент и обработаны его данные. Анализ полученных результатов, учебных программ и пособий позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования и разработать содержание формирующего эксперимента.

На втором этапе (2003 - 2004 гг.) - осуществлялась проверка и уточнение гипотезы исследования, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) - проходила обработка и анализ разделов формирующего эксперимента, были сформулированы выводы, проведена апробация основных идей, оформлен текст диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Категориальными понятиями процесса формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры являются: профессиональная культура выпускника негуманитарного вуза, включающая в свое содержание, наряду с ценностями специалиста, духовно-нравственные ценности отечественной культуры; воспитание как процесс становления и развития у обучаемых ценностного отношения к русскому языку, владения культурой родного языка в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях; образование как процесс формирования у студентов системы духовно-нравственных ценностей средствами учебного предмета.

2. Ориентирами отбора содержания знаний по русскому языку и культуре речи выступают: аксиологическая направленность в содержании образования по изучению русского языка и культуры речи; последовательное включение формируемых духовно-нравственных ценностей в содержание знаний в качестве базовой основы обучения русскому языку и культуре речи; подбор произведений русских писателей, где формируемые ценности представлены в контексте исторических событий и героических поступков соотечественников; необходимость включения студентов в процесс творческой деятельности, создающей предпосылки эмоционально-ценностного переживания формируемых ценностей отечественной культуры; реализация принципов: аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного.

3. Педагогическими условиями формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи» являются: содержательное определение формируемых духовно-нравственных ценностей (патриотизм как любовь к Отечеству, выражающийся в чувстве уважения к родному языку, его богатым возможностям раскрывать культуру своего народа и красоту родного края; интерес к отечественной культуре и роли русского языка в ее развитии; любовь к ближнему, выражающаяся в стремлении правильного смыслового использования слова в общении с другими); системное включение духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в содержание разделов и тем учебного предмета «Русский язык и культура речи»; соответствие системной целевой установки на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихся; изучение русского языка в контекстном представлении произведений русских писателей, где формируемые ценности актуализированы; изучение языка на материале художественных произведений, отражающих глубину традиций народной культуры, их непосредственную взаимосвязь с духовными и нравственными ценностями бытия русского человека; реализация целенаправленности и системности обращения к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры в процессе изучения русского языка на учебных занятиях и во внеучебное время. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- определены ориентиры отбора содержания образования по изучению русского языка и культуры речи, систематизирующего духовно-нравственные ценности отечественной культуры;

- разработаны технологические основы формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза средствами учебного предмета «Русский язык и культура речи», базирующиеся на использовании интеграции процесса изучения русского языка и произведений русских писателей;

- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи на учебных занятиях и во внеучебное время.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- уточнены и охарактеризованы категориальные понятия процесса формирования духовно - нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза при изучении курса «Русский язык и культура речи»;

- представлен образовательный процесс по изучению русского языка и культуры речи, ориентированный на формирование у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в учебное и внеучебное время;

- проанализирована динамика формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в исследовании теоретические положения, выводы, полученные результаты и разработанные на их основе практические рекомендации могут быть использованы в целях формирования у обучаемых духовно-нравственных ценностей отечественной культуры при изучении русского языка и культуры речи в негуманитарных вузах на лекциях и практических занятиях, во внеаудиторной работе; служить в качестве основы для разработки интегрированных курсов по выбору; а так же быть адаптированы к использованию в образовательном процессе средних специальных учебных заведений негуманитарного профиля.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкими методологическими положениями, опорой на данные современной психолого-педагогической научной теории; применением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; системно-деятельностным подходом к организации опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью результатов исследования в других учебных заведениях, использованием адекватного диагностического инструментария.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации педагогического процесса в Рязанской государственной сельскохозяйственной академии, Инженерно-экономическом институте при РГСХА, Клепиковском, Скопинском, Шацком сельскохозяйственных ссузах. Материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях в г. Рязани, Владимире, Москве. Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа (объемом 159 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 189 источников, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Плаксина, Татьяна Ивановна

Выводы по Главе 2

Формирование ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» происходит под влиянием ряда факторов: отбора содержания образования, ориентированного на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей; технологических основ формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами предмета.

Отбор содержания образования по изучению русского языка и культуры речи, ориентированного на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, важно осуществлять путем выделения и содержательного определения формируемых духовно-нравственных ценностей; гуманизации и гуманитаризации образования, аксиологического, культурологического и личностно-ориентированного подходов; изучения языка на материале художественных произведений, отражающих глубину, смысл русских традиций в культуре народа, их непосредственной взаимосвязи с духовными и нравственными ценностями бытия русского человека; творческой направленности учебно-познавательной деятельности; ориентира на эмоционально-ценностное переживание изучаемых ценностей. Педагогическая цель исследования достигается посредством отбора преподавателем содержания образования в рамках изучения будущими специалистами русского языка и культуры речи, в основе которого лежат духовно-нравственные ценности отечественной культуры.

Педагогическое проектирование отбора содержания образования по дисциплине охватывает формы учебной и внеучебной деятельности студентов. Учебный курс по русскому языку и культуре речи наполняется содержательным, организационно-процессуальным и контрольно-оценочным компонентами учебно-познавательной деятельности. Формирование ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза при изучении русского языка и культуры речи включает процесс становления ценностей отечественной культуры в систему профессионального образования. Ориентирование при отборе содержания образования на духовно-нравственные ценности позволяет каждой конкретной личности участвовать в жизни общества, профессионально направленной деятельности и быть субъектом духовно-нравственного саморазвития.

Ориентиры отбора учебного материала согласуются с аксиологическим, культурологическим и личностно - ориентированным принципами и образуют единый вектор формирования духовно-нравственных ценностей в процессе изучения русского языка и культуры речи.

Для реализации отбора содержания образования по изучению русского языка и культуры речи использовались технологические основы формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами предмета. Педагогические технологии позволяют повышать эффективность направленности процесса обучения на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза.

Были выделены следующие технологические основы: диагностирование, целеполагание, прогнозирование, проектирование, деятельностный компонент и результативно-контрольный, которые реализовывались в педагогических условиях системного включения духовно-нравственных ценностей отечественно культуры в содержание разделов и тем учебного предмета «Русский язык и культура речи»; соответствия системной целевой установки на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности обучаемыми; изучения русского языка в контекстном представлении произведений русских писателей, где формируемые ценности актуализированы; реализации личностно-деятельностного подхода, обеспечивающего субъ-ектность в выборе обучаемыми творческого задания, формы представления его содержания и защиты. Педагогические технологии позволяют достичь цели формирования ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи. Это обеспечивает возможность педагогической коррекции в ходе формирования ценностей отечественной культуры у обучающихся, саморазви-тя студентов за счет педагогических процедур контроля, ориентированных на четко определенные показатели формирования ценностей отечественной культуры. Содержание технологических основ формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами изучения предмета взаимосвязано с направлениями профессиональной деятельности специалиста в обществе.

Формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры осуществляется путем отбора содержания образования и технологических основ. Данное положение нашло подтверждение в формирующем эксперименте. По итогам опытно экспериментальной работы диагностированы изменения в духовной сфере у студентов негуманитарного вуза, патриотических показателях у обучающихся, интересе к отечественной культуре, любви к ближнему, а также определены деятельностные показатели у обучающихся духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Осуществляя формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры, преподаватель реализует педагогические условия: содержательное определение формируемых духовно-нравственных ценностей (патриотизм как любовь к Отечеству, выражающийся в чувстве уважения к родному языку, его богатым возможностям раскрывать культуру своего народа и красоту родного края; интерес к отечественной культуре и роли русского языка в ее развитии, любовь к ближнему, выражающаяся в стремлении правильного смыслового использования слова в общении с другими); системное включение духовнонравственных ценностей отечественно культуры в содержание разделов и тем учебного предмета «Русский язык и культура речи»; соответствие системной целевой установки на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихся; изучение русского языка в контекстном представлении произведений русских писателей, где формируемые ценности актуализированы; изучение языка на материале художественных произведений, отражающих глубину традиций народной культуры, их непосредственную взаимосвязь с духовными и нравственными ценностями бытия русского человека; целенаправленность и системность обращения к духовно-нравственным ценностям отечественной культуры в процессе изучения русского языка на учебных занятиях и во внеучебное время. Данные условия обеспечивают целостное духовно - нравственное развитие личности в учебно-познавательной деятельности.

На основе теоретического анализа научной литературы, констатирующего эксперимента, образовательного процесса по русскому языку и культуре речи, отбора содержания образования по изучению дисциплины, технологических основ формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза были разработаны практические рекомендации по формированию духовно-нравственных ценностей в процессе изучения русского языка и культуры речи, которые позволяют преподавателю системно структурировать формирование у студентов ценностей отечественной культуры, проектировать освоение дисциплины в вузе, отбирать содержание учебного курса и технологии ценностно-осмысленного освоения студентами материала по предмету.

Таким образом, на базе освоения студентами отобранного содержания образования по русскому языку и культуре речи, ориентированного на формирование духовно-нравственных ценностей, на основе его технологической реализации в отобранных педагогических условиях, происходит формирование духовно-нравственной личности в период вузовского обучения. В дальнейшем это также способствует личностному совершенствованию. Таким образом, у будущего специалиста негуманитарного профиля появляется реальная возможность распространять в свою профессиональную деятельность духовно-нравственные идеалы, ценности отечественной культуры, воспитывать патриотические убеждения, русский менталитет.

127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы.

Высшая школа является институтом общества, который ориентирует, прежде всего, на становление духовного облика человека. В российском обществе происходит переориентация в содержании и соотношении духовно-нравственных ценностей, успешность профессиональной деятельности современного специалиста определяется сформированностью ценностных ориентаций. Именно образование дает возможность формировать новое мышление, новое видение смысла жизни.

В современных условиях в образовательном процессе высшего негуманитарного образования на одно из первых мест выходит задача формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов.

С усилением духовно формирующей функции современного образования, его ориентации на ценностно-смысловое освоение действительности, на диалог с культурой человека меняются требования к подготовке современного специалиста негуманитарного вуза.

В процессе обучения предполагается воспитание духовно-нравственной личности студента; существует возможность формирования ценностей отечественной культуры у студентов при изучении русского языка и культуры речи. Потребностью общества в духовно-нравственном развитии личности будущего специалиста и несоответствием этому требованию процесса его личностного становления в образовательном пространстве негуманитарного вуза, определяются изменения в подготовке профессионала и создание необходимых педагогических условий для духовно-нравственного становления студентов негуманитарного профиля.

Теоретическое выявление и уточнение категориальных понятий «профессиональная культура выпускника негуманитарного вуза», «ценность» и «ценностные ориентации», «образование в негуманитарном вузе», формирование», «духовно-нравственные ценности» позволило выделить в понятиях стержневое значение применительно к специалисту негуманитарного вуза.

На основании сопоставительного анализа разных источников установлено, что использование категориальных понятий при формировании духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи помогает компетентно выстроить педагогическую деятельность, учитывать специфику высшей негуманитарной школы. Все это может выступить ориентировочной основой для понимания студентами системы ценностей и ценностных ориентаций.

Также установлено, что формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи в условиях профессионального образования представляет собой процесс и результат самосознания обучающихся в области духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, которые познаются, осмысливаются в процессе обучения, превращаются в персональные духовно-смысловые ориентиры поведения, профессиональной деятельности, в жизненные принципы, которые определяют духовно-ценностное отношение личности к себе и другим людям, своей профессии.

В результате проведенного констатирующего эксперимента выявились противоречивые особенности. У студентов имеются ценностные отношения к своей стране, отечественной культуре, окружающим людям, но отсутствует устойчивая личностная позиция к духовным идеалам, ценностям отечественной культуры. При этом отмечалось недостаточное стремление к собственному нравственному самообразованию, к реализации творческого потенциала личности, формированию духовности как позиции ценностного сознания, характеризующейся бескорыстностью, стремлением к добру и справедливости. Вместе с тем констатировалась заинтересованность студентов негуманитарного вуза в их духовнонравственном развитии в процессе изучения русского языка и культуры речи. Гуманитарная дисциплина «Русский язык и культура речи» предстала в качестве содержательной основы педагогического проектирования формирования у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры.

В результате анализа образовательного процесса по русскому языку и культуре речи в негуманитарном вузе и его ориентации на воспитание у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры нами отмечен реальный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» в воспитании у обучающихся духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Для реализации образовательного процесса по русскому языку и культуре речи в негуманитарном вузе и его воспитательного потенциала, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры следует ориентироваться на целенаправленное и системное использование аксиологического, культурологического и личностно-ориентированного подходов. Необходимым условием формирования ценностного фундамента является переориентация учебного процесса по предмету в негуманитарном вузе на проблему наличия духовно-нравственных ориентиров у студентов.

Анализ образовательного процесса по русскому языку и культуре речи показал, что в негуманитарном вузе почти не уделяется должного внимания формированию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у будущих специалистов; учебно-методическая литература недостаточно освещает и раскрывает эти вопросы; нет четких ориентиров на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры при изучении русского языка и культуры речи; культурное значение данной дисциплины представлено неопределенно; воспитательные цели по русскому языку и культуре речи на практике слабо выражены и не наблюдаются при реализации функции контроля; отсутствуют творческие задачи по ценностной проблематике, которые способствовали бы совершенствованию педагогических технологий; узкопрофессиональные представления при обучении не обеспечивают результативность процесса формирования духовно-нравственных ценностей у студентов; недостаточное использование образцовых литературных текстов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» не способствует выявлению уровня знаний о духовно-нравственных ценностях отечественной культуры; неразработанность педагогических условий не позволяет полноценно осуществлять формирование духовно-нравственных ценностей у студентов; личностно-ориентированный подход представлен неопределенно, что не дает возможности учесть уровень сформированности духовно-нравственных ценностей; недостаточная ориентация в образовательном процессе по русскому языку и культуре речи на внеучебную деятельность студентов ведет к отсутствию целенаправленной работы по формированию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза. Гуманитарная дисциплина в негуманитарном вузе позволяет расширить возможности образовательного процесса, направленного на становление личности будущего специалиста, его духовно-нравственных качеств путем совершенствования содержания образовательного процесса по дисциплине, использования педагогических технологий обучения в определенных педагогических условиях. Ориентация образовательного процесса на воспитание у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры обнаружила необходимость педагогического влияния на освоение будущими специалистами содержания гуманитарной дисциплины с позиций готовности к духовно - и нравственно -зрелому осмыслению культурно-ценностной информации, применению ценностных убеждений в профессиональной деятельности. Это объективно потребовало выявить педагогические условия формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи на учебных занятиях и во внеучебное время, которые включают в себя отбор содержания образования по изучению дисциплины, ориентированного на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей, а также технологические основы в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами учебного предмета.

При отборе содержания образования с целью формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры учитываются следующие ориентиры: выделение и содержательное определение формируемых духовно-нравственных ценностей; гуманизация и гуманитаризация; аксиологический, культурологический и личностно-ориентированный подходы; изучение языка на материале художественных произведений, отражающих глубину, смысл русских традиций в культуре народа, их непосредственной взаимосвязи с духовными и нравственными ценностями бытия русского человека; творческая направленность учебно-познавательной деятельности; ориентир на эмоционально-ценностное переживание формируемых ценностей отечественной культуры, которые направлены на становление личности студента в системе профессионального образования специалистов. Посредством этих подходов в процессе деятельности складываются способности студентов к восприятию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры при изучении русского языка и культуры речи.

В основе отбора и структурирования содержания образования по изучению русского языка и культуры речи находятся аксиологический, культурологический и личностно-ориентированный принципы. Применение аксиологического принципа в учебном процессе должно осуществляться на основе ценностного характера, где главным являются духовно-нравственные ценности отечественной культуры (патриотизм, интерес к отечественной культуре, любовь к ближнему). Культурологический принцип реализуется за счет включения в содержание образования по русскому языку и культуре речи общекультурных знаний, о культуре вообще. Усвоение культуры состоит в принятии обучающимися духовных ценностей, эталонов поведения и реализации их в своей деятельности. Наполнение учебного материала по дисциплине образцами художественных произведений способствует возвышению человеческого в человеке. При изучении русского языка и культуры речи студентами негуманитарного вуза личностно-ориентированный принцип направлен на развитие творческого потенциала личности, ее активной жизненной позиции, формирование духовно - нравственных ценностей, происходит становление самоактуализирующейся личности, самоопределение студента как субъекта деятельности.

Важным в отборе учебного материала является содержание духовно-нравственной основы, обеспечивающей формирование у студентов ценностей отечественной культуры. Восприятие обучающимися обновленного содержания по русскому языку и культуре речи отражается в процессе учебной и во внеучебной деятельности студента, профессиональной направленности, моральном облике будущего специалиста. Каждая тема по данной дисциплине с помощью преподавателя должна помочь молодому человеку утвердить социальные нормы, духовно-нравственные идеалы, патриотические ценности, которые тесно связаны с отечественной культурой, гуманитарными знаниями, литературой, искусством, религией, духовными традициями народа. Обновленное содержание образования по изучению русского языка и культуры речи, ориентированное на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей, позволяет воспитать систему ценностных установок, ориентиров личности в процессе саморазвития, духовно-нравственной самореализации будущих специалистов в условиях обучения в негуманитарном вузе.

Процесс формирования у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры обеспечивался применением технологических основ обучения: диагностирования, целеполагания, прогнозирования, проектирования, деятельностного компонента и результативно-контрольного. Данные компоненты функционировали в условиях системного включения духовно-нравственных ценностей отечественно культуры в содержание разделов и тем учебного предмета «Русский язык и культура речи»; соответствия системной целевой установки на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе учебной и внеучебной деятельности обучаемых; изучения русского языка в контекстном представлении произведений русских писателей, где формируемые ценности отечественной культуры актуализированы; реализации личност-но-деятельностного подхода, обеспечивающего субъектность в выборе обучаемыми творческого задания, формы представления его содержания и защиты. Педагогическая технология организовывает учебную деятельность и управляет ею для достижения результативности в формировании у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Применение технологий обучения в условиях учебной и внеучебной деятельности, в процессе самообразования обучающихся обеспечивает формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Педагогические технологии выстраиваются в соответствии с целью диссертационной работы и ожидаемым результатом.

В соответствии с целями и задачами формирования у студентов духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в образовательном пространстве негуманитарного вуза средствами учебного предмета применялись специально отобранные технологии обучения в опытной работе. По итогам формирующего эксперимента зафиксированы изменения у студентов по показателям развития духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. В динамике развития духовной сферы у студентов негуманитарного вуза произошло преломление духовности, ценностных суждений, изменились патриотические показатели на базе осмысления обучающимися их значимости в личной жизни, в жизни общества. У студентов отмечен повышенный интерес к отечественной культуре, готовность будущих специалистов изучать, сохранять, распространять ценности отечественной культуры. Показатели отношения обучающихся к окружающим людям диагностировали рост духовной сопричастности к ним. Сформированные ценностные убеждения студенты негуманитарного вуза готовы применять в профессиональной деятельности по самосовершенствованию личности.

Педагогические условия поддерживают ценности отечественной культуры обучающихся в процессе профессиональной подготовки в негуманитарном вузе, стимулируют активность студентов в самообразовании, саморазвитии духовно-нравственных позиций личности согласно выработанному духовному идеалу.

Выявление педагогических условий позволило разработать практические рекомендации по формированию духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи, основываясь на аксиологическом, культурологическом и личностно-ориентированном принципах, а также на условиях, обеспечивающих отбор содержания образования по русскому языку и культуре речи. Реализация обновленного содержания образования по дисциплине «Русский язык и культура речи» заключается в ориентации учебной деятельности по предмету на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в негуманитарном вузе; в направлении учебного материала по курсу на формируемые ценности у студентов; в возможности организации с помощью педагогических технологии процесса ценностного формирования у обучающихся; применения различных форм учебной деятельности, активных методов, педагогических средств с целью формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры; обеспечении педагогическими условиями в учебном процессе духовно-нравственного становления личности студента; направлении учебно-познавательной деятельности на творческие, диалогические и ценностно-познавательные взаимоотношения между субъектами, на активность их позиции в саморазвитии, самопознании личности на основе педагогических технологий; организации самостоятельной работы студентов в учебное и внеучебное время, где происходит личностное самоутверждение; применении самоконтроля обучающимися, что может способствовать реализации сформированных духовно-нравственные ценностей отечественной культуры в учебное и внеучебное время и в профессиональной деятельности; использовании внеучебной деятельности при изучении русского языка и культуры речи в процессе профессиональной подготовки и формирования духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у будущих специалистов в негуманитарном вузе.

В новых условиях организации учебного процесса преподавателем использовались проблемные лекции, семинары, учебные дискуссии, практические занятия, деловые игры, ситуативные упражнения, в процессе которых происходит формирование у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры, становление духовности, нравственной позиции будущих специалистов. Педагог создает на занятиях и во вне-учебное время педагогические условия для выражения будущими специалистами духовно - и нравственно - зрелых позиций. Экскурсии, научно-исследовательская, творческая, самостоятельная работа студентов способствуют формированию и закреплению духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у будущих специалистов.

Качественный и количественный анализ результатов исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие выводы:

- образовательный процесс по русскому языку и культуре речи, ориентированный на формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, при соответствующей организации может являться культурообразующей профессиональной подготовки будущего специалиста;

- традиционно существующий образовательный процесс по изучению русского языка и культуры речи в негуманитарном вузе не имеет выраженной ориентации на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей бытия, что сдерживает развитие у них ценностной сферы, являющейся основой профессиональной деятельности;

- использование художественных произведений русских писателей, в контексте которых ярко выражены духовно-нравственные ценности бытия человека, обеспечит освоение изучаемых знаний на высоком эмоциональном уровне и будет способствовать их присвоению обучаемыми;

- согласование видов и форм учебной и внеучебной деятельности студентов по расширению и углублению знаний и роли культуры языка в создании духовно-культурных ценностей создает эмоциональный фон, необходимый для переживания знаний языка и о языке на лич-ностно-значимом уровне;

- реализация в ходе формирующего эксперимента, представленного в диссертационном исследовании, педагогических условий, предусматривающих использование технологических основ формирования у студентов негуманитарного вуза духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, обеспечила результативное их развитие, что свидетельствует о применимости этих педагогических условий в негуманитарных вузах.

Показателем сформированности у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи является осознанность личностью духовно-нравственных ценностей русской культуры, потребность внести свой вклад в распространение духовно-нравственных традиций в профессиональной деятельности, жизненной позиции личности.

Проблема формирования у студентов негуманитарного вуза ценностей отечественной культуры в процессе изучения русского языка и культуры речи актуальна и многогранна. В связи с дальнейшим научным поиском следует выделить ряд вопросов для изучения: разработка гуманитарного курса для студентов негуманитарного вуза «Русский язык как духовная ценность»; работа по введению языковедческих курсов в высшей школе во все периоды обучения; создание педагогических технологий применительно негуманитарного вуза; использование межпредметных связей в негуманитарном вузе в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Плаксина, Татьяна Ивановна, 2006 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности-М: Наука, 1980.-335 с.

2. Абульханова- Славская К.А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991. -286 с.

3. Автономов Н.С. Человек науки и науки о человеке//Современная наука: познание человека. М., 1988. - 146 с.

4. Акинфиев H.H., Епифанова С.С. Личностно-ориентированный подход при обучении в практикуме по химии//Изд. высш. уч. зав. Сер. Геология и разведка- 1999 № 2. - С. 142 - 147.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: Изд-во ЛГУ им. Жданова, 1968.-340 с.

6. Арнольдов А.И. Культура и современность М.: Мысль, 1973-159с.

7. Артемьев А. О преодолении смуты/Юбраз. 1995 - № 3 - С. 6-8.

8. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы-М.: Высшая школа, 1980.-368 с.

9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 105 с.

10. Асмолов А.Г. Психология личности М.: Изд-во МГУ, 1990 - 367 с.

11. Асташова H.A. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей,- Москва-Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 272 с.

12. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентиров будущих учителей// Педагогика 2002 - № 3. - С. 50.

13. Ашкеров Ю.В. О формировании знаний в триаде «Наука образование - производство. Выпуск 8. - М.: НИИВО. - 80 с.

14. Бабанский ЮК. Педагогический процесс: Избр. пед. труды.- М.: Педагогика, 1989. 1989.- 560 с.

15. Белинский В.Г. Ответ на ответ г-на Д.- В кн.: Русские писатели о языке. Л.: Учпедгиз, 1955. - 145 с.

16. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки-М.: Педагогика, 1989.-205 с.

17. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Монография-Рязань: РИРО, 1998- 135 с.

18. Беляева В.А. Методологические основы самостоятельной учебной деятельности студентов// Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству: Тезисы межвуз. науч. -практ. конф. 3 февраля 1998. С. 8 - 9.

19. Беляева В.А. Основы проектирования инновационных педагогических технологий в современной школе//Педагогические технологии в современной школе Рязань: Изд-во РГПУ, 1996 - С. 3-16.

20. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Дисс. на соискание уч. ст. д-ра пед. наук.-М,. 1999. -333 с.

21. Беляева В.А., Аксенова Г.И., Певчева Т.В., Черных А.П. Педагогические технологии в современной школе: Учебное пособие Рязань: РГПУ, 2000.-64 с.

22. Бердяев H.A. Философия свободного духа М.: Республика, 1994. -480 с.

23. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества// Приложение к журн. «Вопросы философии».- М.: Правда, 1989. 607 с.

24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии- М.: Педагогика, 1989,- 192 с.

25. Библер B.C. Две культуры. Диалог культур (Опыт определе-ния)//Вопросы философии 1989. - № 6 - С. 31 - 42.

26. Блинкова Е.В. Вопросы о структуре педагогического мастерства/Вопросы экономики права и образования. Сборник научных статей. Рязань: МИЭМП, 2003. - 39 с.

27. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики//Педагогика. 1998-№ 7. -С. 82-87.

28. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков-М.: Педагогика, 1972.-351 с.

29. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности. М.: Наука, 1981 - 301 с.

30. Бойко А. Язык Фемиды. О формировании речевой культуры будущего юриста//Высшее образование в России 1999 - № 5. - 59-60 с.

31. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Москва - Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999.- 560 с.

32. Бондаревская Е.В.Ценностные основания личностно ориентированного воспитания//Педагогика.- 1995-№4.- С. 21, 29-36.

33. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход-М.: Высшая школа, 1991.-207 с.

34. Ветров Ю., Майборода Т. Инженерное образование: смена парадиг-мы//Высшее образование в России. 2003 - № 5 - С. 49.

35. Володина Н.В. Роль культового искусства в духовной жизни современной России//Социально-гуманитарные знания 2003- № 1.-С. 258-259

36. Воропай Е.В. Речевое мастерство учителя. //Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: Материалы научно-методической конференции/Под общ. ред: Е.В. Шишмаковой.- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000.- С. 191-197.

37. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа, 1998.-208 с .

38. Гершунский Б.С., Щейерман Р.И. Общечеловеческие ценности в об-разовании//Педагогика 1992-№ 5- С. 3-13.

39. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 года. Постановление Правительства РФ от 16.02.2001. № 122 «О государстве: Модуль «Россия» -33 с.

40. Гребёнкииа Л.К. Воспитание педагога профессионала, гуманиста в условиях педагогической системы вуза. Воспитательная работа в вузе: Сборник научно- методических статей. - Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина. - 2003- 156 с.

41. Гречанский В.В. Единство мировоззрения и наука как проблема теоретико-ценностной интерпретации/Мировоззрение, наука, практика: СБ. науч. тр. Иркутск: ИГУ, 1988.- С. 54-68.

42. Григорович Л.А., Марицинская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие-М.: Гардарика, 2001.-480 с.

43. Дондюк Г.П. Формирование у учащихся ценностных ориентаций в процессе воспитания потребности в красоте труда- М.: Высшая школа, 1987.-38 с.

44. Донская Т.К. Русский язык в мире современных ценностей//Медный Всадник.-2003.-№ 16-С. 81.-85.

45. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности//Советская педагогика- 1974 № 5 - С .67 - 76.

46. Донцов А.И. Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984 -285 с.

47. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Изд-во полит, лит., 1967- 135 с.

48. Дубровина И.В., Круглова Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентиров и интересов учащихся// Ценностные ориентации и интересы школьников-М.: Педагогика, 1983.-С. 23-36.

49. Дука С.И. Проблемы российской государственности и идеологии// Православие: ответ на вызовы XXI века. Материалы научно-практической конференции. СПб, 2003. С. 53.

50. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века-М.: Педагогика, 1987 150 с.

51. Епифанова С.С. Формирование учебной мотивации//Высшее образование в России.- 2000 № 3. - С. 106 -107.

52. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации М., 1982. - 83 с.

53. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: Новая школа, 1992.-58 с.

54. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности М.: Политиздат, 1986.-223 с.

55. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. -Л.: Изд-во Лениг. ун-та, 1964. 73 с.

56. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности// Социология в СССР. Издание в 2-х т,-М.:Мысль, 1966- Т.2-С. 187-207.

57. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Л.: МП ЭГО, 1991/Париж: УМСА-PRESS, 1989.-Т. 1.-469 е., Т. 2-477 с.

58. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Изд-во канон, 1996.-557 с.

59. Зиновьев А.А. Великий эволюционный перелом// Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2001 СПб., 2001-12-13с.

60. Иванченко Н. В защиту моего родного русского языка//Медный всадник-2003.-№ 15.- 123- 124 с.

61. Ильин И.А. О русском национализме// Ильин И.А. Наши задачи: в 2т. -М: Новосибирск, 1992. Т. 1.- С. 282.

62. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Соб. Соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993, т. 1 - 478 с.

63. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы М.: Изд-воМГПУ, 1993- 204 с.

64. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения//Психологические механизмы регуляции социального поведения М.: Наука, 1979 - 334 с.

65. Кагерманьян B.C. Проектирование содержание и технологий развития научно-технического творчества и профессионально-творческой подготовки будущих инженеров. Выпуск 7. М.: НИИВО, 2001. -63с.

66. Кагерманьян B.C., Коханович Л.И., Бабочкин П.И., Маркова Н.А., Кучер Н.И. Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации методики технологии. Выпуск 4. -М.: НИИВО, 2003.-68 с.

67. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть/Ю.Н. Караулов Ю.Н. Рос Акад. Наук. Научная шк. «Русская языковая личность» Рос фонда фундам. исслед. М.: Ин-т русского языка им В.В.Виноградова РАН, 1999. - 3 с.

68. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность М.: Знание, 1990.-64 с.

69. Кон И.С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978 367 с.

70. Концептуальные основы программы модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004-2008 годы, (проект). М.: МГУ, 2003. - С. 8-9.

71. Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе- М.: Педагогика, 1991.- 62 с.

72. Концепция региональной молодежной политики в Рязанской области на 2001-2004 гг.-Рязань, 2001- 19 с.

73. Косичёв А., Платонова Г. Духовность и проблема воспита-ния//Высшее образование в России 1998-№1. - С. 124-127.

74. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д: Изд-во Цветная печать, 1994,- 62 с.

75. Кочетков А.И. Культура педагогического исследования- Минск: Адукацыя i выховиные, 1996.-312 с.

76. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. 264 с.

77. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника// Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. научных трудов/Редкол: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1983.- 138 с.

78. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990 - 142 с.

79. Кузнецов М.Е. Личностно-ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. Брянск: БГПУ, 2000.-375 с.

80. Курдаков Е. Учитель русского языка и поэт Леонид Усячен-ков//Медный Всадник-2003.-№ 15-С. 124.

81. Ластовка В.В. Формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа: Дисс. на соискание уч. степени к-та пед. наук Кемерово, 2002-184 с.

82. Лотман Ю.М. Структура художественного текста М.: Искусство, 1970.-384 с.

83. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности// Русский язык в школе 2001. № 4 - С. 3 -7

84. Макаренко A.C. Воспитание в семье и школе// Сочинения в 7-ми т.-М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957-Т. 4 -С. 482-514.

85. Макуренкова Е.И. вопросы активизации профессиональной и общественной деятельности выпускника музыкального вуза// Современные тенденции в организации высшего музыкального образования/

86. Под ред. Макуренковой Е.П. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1987.-С. 7-19.

87. Матюшин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-208 с.

88. Методика воспитательной работы./ Под ред. В.А. Сластёнина. -М.:«Академия». 2002. 144 с.

89. Миголатьев A.A. Социальная философия. Человек и время// Социально-гуманитарные знания 1999.-№ 2 - С. 48 е., 53 с.

90. Мильдон В.И. Переживание мира в художественной литерату-ре//Вопросы философии 1971- № 9 - С. 120.

91. Минакова С.Ф. Предотвращение экологической катастрофы. Апатиты, 2000 - 72 с.

92. Миронов A.B. Социально-гуманитарное образование в России (состояние, проблемы, перспективы). М., 2001 5 с.

93. Мудрик A.B. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих-М.: Просвещение, 1990.- 191 с.

94. Мусин-Пушкин A.A. О коспомополитизме нашей школы//Аналогия педагогической мысли России второй половины XIX- ХХв./Сост.П.А. Лебедев С. 476-479.

95. Надирашвили Ш.А. Социальные ориентации личности//Социальная психология личности-М.: Наука, 1979-С. 165-183.

96. Нигматов З.Г. Гуманистические основы педагогики: Учеб. пособие- М: Высшая школа, 2004. 400 с.

97. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 13 Но Пе - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001- 225 с.

98. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении: Письмо Министерства образования Российской федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13//Вестник образования, 2002.-№ 14-С. 102.

99. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)/ Под ред. З.И. Равкина.- М.: ИТПиО РАО, 1995.- 631 с.

100. Обращение к ученым-гуманитариям государств-членов СНГУ/Социально-гуманитарные знания 2001 - № 3 - С. 3-4.

101. Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под ред. A.B. Петровского-М.:МГУ, 1986.-303 с.

102. Павлютенков Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы. Ч III Запорожье: ЗОНУ У, 1997.- 93 с.

103. Панарин A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998.- 338 с.

104. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/под ред. П.И. Пидкасистого-М.:Педагогическое общество России, 2003- 608 с.

105. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972 - 184 с.

106. Пирогов Н.И. Вопросы жизни// Изб. пед. соч. М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952.-702 с.

107. Пирогов Н.И. Образование и воспитание: Изб. пед. соч. М.:Педа-гогика, 1985.-496 с.

108. Плаксина Т.И. Воспитание духовно-нравственных ценностей у студентов в процессе изучения русского языка и культуры речи: Учебно-практическое пособие- Рязань: Информационные технологии, 2005.-32 с.

109. Плаксина Т.И. Воспитательно-образовательный процесс в вузе// Сборник научных трудов ученых РГСХА (160 летию профессора П.А. Костычева посвящается). - Рязань, РГСХА, 2005 - С. 364-367.

110. Плаксина Т.И. Гуманитарная дисциплина в негуманитарном вузе/Методы обучения и организация учебного процесса в вузе. Материалы XI научно-методической конференции РГРТА. Рязань: РГРТА, 2005.-С. 77-79.

111. Плаксина Т.И. Моральные ценности личности//Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и аспирантов Рязанской Государственной сельскохозяйственной академии имени профессора П.А.Костычева- Рязань: РГСХА, 2004,- С. 184-187.

112. Плаксина Т.И. Образование и духовность//Сборник научных трудов ученых РГРТА (160 летию профессора П.А. Костычева посвящается). - Рязань: РГСХА, 2005.-С. 367-371.

113. Плаксина Т.И. Правовая культура и студент вуза//Актуальные проблемы экономики и права на современном этапе. Сборник научных трудов. М.: Издательская группа «Юрист», 2004 - С. 199-121.

114. Плаксина Т.И. Православная культура как необходимый компонент базового образования специалиста//Теория и практика модернизации образования в российских регионах: Третьи Покровские образовательные чтения Рязань: РГПУ им. С.А.Есенина 2005. - С.166 - 167

115. Плаксина Т.И. Русский язык и духовный мир личности//Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и аспирантов Рязанской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора П.А. Костычева Рязань: РГСХА, 2004 - С. 274276

116. Плаксина Т.И. Ценностные ориентации студентов//История зарубежных стран и международных отношений в новое и новейшее время: Сборник научных статей. Вып. 2 Владимир: Владимиров-ский государственный педагогический университет, 2004 - С. 55-60.

117. Плаксина Т.И., Плаксин В.Н. Организация воспитательной работы в вузе//Современные аспекты воспитательной деятельности вуза как основы подготовки современного специалиста- Рязань: Русское слово, 2003.-С. 125-126.

118. Плаксина Т.И., Плаксин В.Н. Роль преподавателя в формировании личности студента//Сборник научных трудов ученых РГСХА (160 -летаю профессора П.А. Костычева посвящается). Рязань: РГСХА, 2005.-С. 337-339.

119. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. пер. с древнегречес. -М. Мысль, 1999.-528 с.

120. Позизейко Г.В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе. Дисс. на соиск. уч. стенени к-та пед. наук. Орёл, 2002. - 220 с.

121. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике- М., 2000. 368 с.

122. Пришвин М.М. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.6. М., 1957.- 468 с.

123. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запороржца, Б.Ф. Ломова-М.: Изд-во «Педагогика», 1983.-448 с.

124. Психология развития личности/Под ред. A.B. Петровского М.:Пе-дагогика, 1987 - 240 с.

125. Пуляев В.Т. Глобализация в мире и гуманитарное развитие Рос-сии.//Социально-гуманитарные знания 2002 - № 2 - С. 13-14.

126. Равкин З.И. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический анализ населения молодых)- М.: ИТПиО и РАО, 1995.-631 с.

127. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека.- М.Мысль, 1994-119 с.

128. Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития// Aima mater. 1993- № 1.- С. 13-18

129. Российская педагогическая энциклопедия В 2 тт./Гл. ред В.В. Давыдов- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с.

130. Рубинштейн C.JL Проблемы общей психологии. Издание 2. -М.:Педагогика, 1976-416 с.

131. Рубцов A.B. Художественное произведение как модель «завершённого сознания»//Вопросы философии 1979. - №10 - С. 111.

132. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.А. Черняк. -М.: Высшая школа; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -509 с.

133. Ручка A.A. Ценностный подход в системе социологического знания- Киев: Научная дымка, 1987 155 с.

134. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования// Высшее образование в России.- 1994. № 2 - С. 9-24.

135. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни).-СПб, 2000.-73 с.

136. Самсонов Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения основа совершенствования его профессиональной культуры.- Москва - Липецк: МПГУ, 1999. - 177 с.

137. Санкин Л., Тонконогая Е. Гуманистическая среда воспита-ния.//Высшее образование в России 2003. - № 6. - С. 44-45.

138. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.- 352 с.

139. Система образования и безопасность России. М.: ФГНУ «Росин-формагротех», 2002. - 164 с.

140. Система образования как фактор формирования личности/Под ред. И.Я. Авдиева. М., 1979.

141. Система образования как фактор формирования личности/Под ред. И.Я. Авдиева. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1979.-55 с.

142. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки-М.: Просвещение, 1977. -160 с.

143. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.А. Сла-стенина. М.: Изд. центр «Академия».- 576 с.

144. Сластенин В.А., Шиянов E.H. Гуманистическая парадигма педагогического образования// Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научной конференции 3-4 апреля 1994-М.: Прометей, 1994.- С. 3-4).

145. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека М.: Школа-пресс, 1995 - 384 с.

146. Соловьев Вл. Великий спор и христианская политика. Соч. в 2-х тт. -М., 1989. Т.1.-267 с.

147. Соловьев Вл. Национальный вопрос в России. Соч. в 2-х тт. М., 1989. Т. 1.-267 с.

148. Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат, 1992.-543 с.

149. Социологический энциклопедический словарь/Под ред. Г.В. Осипо-ва. М.: Инфра-М-Норма, 1998.- 448 с.

150. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте/ТХрестоматия по методике русского языка/Сост. А.В. Текучёв. М., 1982.

151. Стандарты педагогического образования и оценка его качества в России и за рубежом: сб. науч. сооб М.: Педагогика, 1994 - 165 с.

152. Титма М.Х. Проблема выделения специфики мировоззрения лично-сти//Проблемы формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук/ Отв. Ред. О.В. Лармин-М.: МГУ, 1974.-С. 144-149.

153. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. Для преподавателей русской филологии. М.: Гуманист, Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

154. Троицкий В.Ю. Филология и воспитание национального самосозна-ния//А1ша mater. 1996.- № 3 - С. 21- 24,45

155. Трубецкой Д. Колледж. Высшее образование в России. 1997 -№4. - 20 с.

156. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.- 121 с.

157. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры- Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 124 с.

158. Тюрина Л. Вузовский учебник сегодня и завтра// Высшее образование в России.- 1998.-№ 1 -С. 14, 18,23.

159. Ушакова М.В. Высшая школа современной России: социологический аспект Выпуск 7. М. : НИИВО, 2003. - 68 с.

160. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании//Пед. соч.: В 6-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1988.- 528 с.

161. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии//Пед. соч.: В 6-х т. Т.6.-М.: Педагогика, 1988.-528 с.

162. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1-2/ Под ред А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанилзе, М.Ф. Ша-баева. М.: Педагогика, 1974 - 584 с.

163. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2002-2005 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003. № 712).-22с.

164. Философия и ценностные формы сознания/Под ред. О.Г. Дробницко-го- М.: Наука, 1978,- 348 с.

165. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений-М.: Издательский центр «Академия», 2002. -224 с.

166. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И.В. Дубровиной М.: Педагогика, 1987.- 184 с.

167. Фромм Э. Душа человека М.: Республика, 1992 - 429 с.

168. Харчев А.Г. Социология воспитания М., 1990.

169. Шабунина В.А. Педагогические проблемы гуманизации процесса воспитания студентов сельскохозяйственного вуза: МонографияМ.: AHO «Издательство» МСХА», 2001.- 225 с.

170. Шаповалов В. Рассиеведение как учебная дисциплина// Высшее образование в России. 1997 - № 3 - С. 61

171. Шемшурин А.И. Система воспитания эстетической культуры учащихся в семье М., 1999.-71 с.

172. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. развитие личности в обучении М.: «Академия», 1999.-288 с.

173. Шпенглер О. Закат Европы. Пер. с нем. Новосибирск: Наука, 1993. -584 с.

174. Штопка П. Социология социальных изменений М.: Аспект-Пресс, 1966.-95 с.

175. Шубкин В.Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979. - 224 с.

176. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе М.: Просвещение, 1986 - 144 с.

177. Юдин А.В. Русская народная духовная культура М.: Высшая школа, 1999.-331с.

178. Юнг К.Г. Архетип и символ. M.: Renaissance, 1991 - 304 с.

179. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы,-Изд-во «Самарский университет», 1995 332 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.