Формирование этнической, конфессиональной и гражданской идентичности национальностей Башкортостана в 90-е гг. ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Гафуров, Азат Маратович

  • Гафуров, Азат Маратович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 181
Гафуров, Азат Маратович. Формирование этнической, конфессиональной и гражданской идентичности национальностей Башкортостана в 90-е гг. ХХ века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2000. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гафуров, Азат Маратович

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы в исследовании различных типов идентичности

1.1 Теоретические проблемы идентичности в этнологии и смежных науках. а) этническая идентичность б) конфессиональная идентичность в) гражданская идентичность

1.2 Методологические и методические принципы исследования.

Глава 2. Факторы формирования этнической идентичности башкир, татар и русских и проблемы межэтнического взаимодействия

2.1 Развитие этнической идентичности по данным переписей населения

2.2 Сходства и различия в представлениях граждан о своей этнической идентичности и их влияние на межэтнические отношения

2.3 Дискуссии об идентичности по материалам печатной прессы

Глава 3. Взаимосвязь и особенности развития идентичностей в 90-е годы

3.1 Этнический аспект в конфессиональной идентичности

3.2 Состояние и эволюция конфессиональных представлений молодежи Башкортостана

3.3 Взаимодействие этнических и гражданских ценностей в процессе формирования гражданской идентичности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнической, конфессиональной и гражданской идентичности национальностей Башкортостана в 90-е гг. ХХ века»

Актуальность темы исследования обусловлена многими обстоятельствами, среди которых можно выделить наиболее важные и имеющие первостепенное значение для понимания того, какой смысл имеют идентичности, в том числе этническая, конфессиональная и гражданская в самопонимании, самоопределении и саморазвитии человека, в реализации им своей социальной энергии и своего предназначения, в активной или пассивной форме его участия в этнокультурных и социально-политических процессах.

Для многонациональной России необходимость проведения эффективной национальной, конфессиональной и гражданской политики выступает важнейшим инструментом социальных реформ, поддержания социально-политической, экономической целостности государства и общественного согласия. Такая стратегия невозможна без знания жизни и менталитета народов России во всей полноте и реальных проявлениях, в том числе в представлениях и поведении ее граждан.

В контексте крупных изменений общественной жизни представители различных национальностей (этнических общностей), проживающих в Башкортостане, ведут поиск новой идентичности, освобожденной как от прежних мифологем, так и от наслоений перестроечного и постсоветского периодов. Это находит свое выражение в расширяющемся дискурсе, в росте публикаций и передач в средствах массовой информации республики по проблемам развития национальных культур и языков, а также по проблемам межнациональных отношений, в разработке и осуществлении различных практических программ культурного возрождения: языка, народных традиций, обычаев, обрядов. Данный поиск привел к тому, что в представлениях людей вместо исчезающей единой советской идентичности активизировалось формирование нескольких идентичностей. Это имеет место потому, что Российская

Федерация находится ныне в неустойчивой ситуации переходного периода. Меняется былая значимость традиционных систем ценностных норм и ориентаций. Сказывается отсутствие новых эталонов, привлекательных стандартов социального поведения. В периоды смуты человек, как правило, выбирает идентичность, которая наиболее явно и удобно отвечает его повседневным чаяниям. Самоопределение человека во многом происходит за счет идентификации себя с определенной общностью, которая в данный момент наименее подвержена социальным изломам и являющейся родовой, архетипической сущностью его психики и бытия. Из социально-психологических категорий такими, своего рода социально-психологическими убежищами стали этническая и конфессиональная идентичности. С точки зрения прав, свобод и обязанностей гражданина, избранные им формы идентичности признаются законом. Статья 20 Конституции Республики Башкортостан гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина "независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, месте жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям". Статья 33 запрещает пропаганду "социального, расового, национального, религиозного и языкового превосходства".

Каждая из трех выбранных для анализа идентичностей - этническая, конфессиональная и гражданская - имеют неодинаковые конституционные основы. В Республике Башкортостан, как светском государстве религия и религиозные объединения согласно статье 14 "отделены от государства", из чего следует, что государство и его чиновники не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и выбора своей конфессиональной идентичности.

Этническая идентичность башкир в отличие от конфессиональной, имеет огосударствленный характер. Она привязана к государственности, и, следовательно, к гражданской идентичности. Конституционная увязка этих двух идентичностей предопределена статьей 69, согласно которой "Республика Башкортостан образована в результате права башкирской нации на самоопределение". Таким образом, при анализе генезиса и функционирования 3-х форм идентичностей, следует иметь в виду неодинаковое конституционное обеспечение для башкир и не-башкир.

Формирование гражданской идентичности башкир стимулируется собственной этнической элитой, и потому оно успешно развивается. Становление гражданской идентичности татар и русских конституционно разведенное с их этнической идентичностью является более проблематичным.

Энергичное погружение в этничность связано во многом с явлением социальной фрустрации. Этническая общность в этой ситуации воспринимается личностью как единственно надежная "крыша" поддержки, где человек без особого риска может найти защиту и условия для своего самовыражения. В известной мере это относится и к роли религиозного фактора. Функционирование религии в народной среде, ее поддержка общих для разных мировоззренческих слоев населения национальных традиций, в сочетании с самобытностью этносов играет немаловажную роль, особенно в кризисные периоды.

Политизация этнической и конфессиональной идентичностей привела к тому, что сегодня они сами по себе не могут служить цементирующей основой для лиц разных национальностей, живущих в одном государстве, или в одной республике. Вместо рухнувшей вопреки воле людей советской идентичности возникла потребность в такой новой идентичности, которая сплотила бы всех граждан независимо от их этнической принадлежности. Следовательно, появилась потребность в гражданской идентичности, которая интегрировала бы все этнические общности государства или республики в единое социальное сообщество, выражающее волю и интересы всего населения.

Среди задач по изучению человека и смысла его самоопределения и самовыражения, особое значение, по нашему мнению, имеют исследования, посвященные этнической идентичности. Это связано с тем, что этническая принадлежность по сравнению с другими оказалась наиболее приемлемой и удобной формой социальной консолидации, послужив основой для этнополитической мобилизации населения в республиках России.

Таким образом, формирование и функционирование этнической, конфессиональной и гражданской идентичности стали теми ведущими стратегиями, которые оказывали на протяжении 90-х годов XX века значительное влияние на этнополитическое развитие России, и ее регионов.

Факторы, формирующие каждую из трех идентичностей, были разными. Сам факт многовекового существования башкирского народа и несколько ограниченной по времени приверженности его к исламу был объективной, исторически обусловленной предпосылкой возрождения этнической и конфессиональной идентичностей. При этом история народа была питательным бульоном, в котором вскипали национальное и конфессиональное самосознание и этническая мобилизация. Совсем иным был вектор формирования гражданской идентичности. Он инспирировался деятельностью элиты и привносился в массы сверху.

В конечном счете, и для России, и для Башкортостана с полиэтничным составом населения, складывающаяся этническая и этнополитическая динамика, трудноразрешимые и подчас запутанные межэтнические и межконфессиональные отношения, делают актуальным и выдвигают на повестку дня изучение проблем формирования и развития идентичностей.

Теоретической основой диссертации являются концепции личности, общества и идентичности, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также произведения, посвященные теории этноса, этнического сознания и самосознания, этнической мобилизации.

В ходе исследования большую ценность представляли основополагающие теоретико-методологические труды отечественных этнографов: С.А. Арутюнова, 1989; Ю.В. Бромлея; 1981, 1983; И.В. Власовой, 1997; М.Н. Губогло, 1998; В.И. Козлова, 1967, 1999; И.С. Кона, 1967, 1970; П.И. Кушнера, 1951; М.В. Крюкова, 1986; В.В. Пименова, 1977; В.А. Тишкова, 1993, 1997; С.А. Токарева, 1964, 1979; H.H. Чебоксарова, 1970; К.В. Чистова, 1972; О.И. Шкаратана, 1979, и других авторов.

Немаловажное значение имели концепции, разработанные зарубежными исследователями, труды которых стали доступны в последнее десятилетие: Б. Андерсон, 1994; М. Вебер, 1990; Э. Геллнер, 1991; Д. Гимпсон, Д. Ингер, 1965; У. Джеймс, 1993; Г. Оллпорт, 1998; К. Юнг, 3. Фрейд, 1990; Э. Хобсбаум, 1998; К.С. Холл, Г. Линдсей, 1997; Л. Хьел, Д. Зиглер, 1997; Э. Эриксон, 1996 и др. Полезный критический обзор многих из них сделан в книге В.В. Коротеевой (1999).

В работе по теме исследования был применен сравнительно-сопоставительный анализ фактов, событий, поведения и оценок в сочетании с междисциплинарным подходом. Это позволило всесторонне изучить проблему, в том числе за счет привлечения теоретических концепций и эмпирических данных из трудов отечественных ученых, представляющих различные области знания.

Проблемы взаимосвязи религиозного фактора и этнической идентичности, природу отождествления в этническом самосознании этнического и конфессионального, некоторые аспекты теории этноконфессиональной идентичности рассматривали в своих трудах: В.И. Гараджа, 1995; А.Н. Ипатов, 1980; A.B.

Малашенко, 1998, М.Л. Мчедлов, 1996; Р. Мусина, 1997, 1998; С.П. Поляков, П.И. Пучков, 1973, 1987; С.М. Червонная, 1998, 1999; И.Н. Яблоков, 1988; С.А. Токарев, 1986, 1990; Д.М. Угринович, 1985, 1986; и другие. Однако, несмотря на интерес к теме, непосредственно проблему конфессиональной идентичности и ее разработку, особенно в 90-е годы XX века, можно отнести к разряду малоисследованных.

Также за редким исключением, в отличие от этнической, остается в отечественной науке за пределами исследовательского внимания и систематическое изучение проблем гражданской идентичности. Это понятно, так как исторический стаж новой России, и соответственно, формирование идентичности ее граждан еще не преодолели рамки первого десятилетия.

Особый интерес представляли работы, в которых, на основе этносоциологических опросов, показаны результаты исследований этнической идентичности различных народов (Ю.В. Арутюнян, 1984, 1995; М.Н. Губогло, 1984, 1994, 1998, 1999; Л.М. Дробижева, 1994, 1996, 1997; В.В. Пименов, 1977, 1995; Г.У. Солдатова, 1998; П.Н. Шихирев, 1985 и др.).

Этническим и межэтническим процессам в Башкортостане, с точки зрения истории, этнографии, этнологии, религиоведения, этносоциологии, посвящены работы Д.Ж. Валеева, 1994; P.P. Галлямова, 1996; Р.Г. Кузеева, 1997, 1999; М.Г. Муллагулова, 1992; М.Д. Киекбаева, 1997; М.М. Кулынарипова, 1992; Ф. Сафина, 1997; Г.Б. Фаизова, 1995; А.Б. Юнусовой, 1994.

Несмотря на значительный рост исследовательского интереса к формированию идентичностей в 90-е годы XX века, непосредственно к этнической идентичности и смежным проблемам, по избранной для анализа теме все еще наблюдается дефицит публикаций. Так, например, исследование конфессиональной и гражданской идентичности в Республике Башкортостан на примере башкир, татар и русских, ставится автором диссертации впервые.

В качестве объекта исследования рассматривается городское и сельское население различных социально-возрастных групп башкирского, татарского и русского населения Башкортостана. В Башкортостане, по данным Всесоюзной переписи 1989 г., численно преобладали три национальности: русские (39 %), татары (28 %), башкиры (22 %). В совокупности они составляют 90 % населения Республики Башкортостан. Среди проживающих в Башкортостане национальностей - русские (среди которых 80 % составляют горожане), численно преобладают почти во всех городах республики. На втором месте по доле городского населения находятся татары (57 % татар являются горожанами), а наименее урбанизированы башкиры (44 % всех башкир - горожане). Естественно, что эти три национальности определяют этнополитическую жизнь республики. Поэтому данный выбор не случаен, так как трехполюсная модель взаимоотношений позволяет определить характер и ведущие тенденции современного этнополитического и этнокультурного развития Башкортостана, трехсторонних отношений в различных зонах притяжения и отторжения, что дает возможность для выявления общего и частного в контурах этнического развития каждого из представленных национальностей Республики. Это помогает приблизиться к пониманию сути этнической идентичности разных народов, факторов ее генезиса и развития, и дает материал, как для предварительных обобщений, так и для постановки новых вопросов.

Предметом исследования являются факторы и механизмы формирования и проявления этнической, конфессиональной и гражданской идентичности башкир, татар и русских Республики Башкортостан, в их представлениях и поведении.

Целью исследования является выявление особенностей и изучение факторов и тенденций развития этнической, конфессиональной и гражданской идентичности башкир, татар и русских в условиях наполнения государственного суверенитета Башкирии реальным содержанием (принятие Декларации о суверенитете, Конституции Республики Башкортостан, Закона о языках и других законодательных документов). Во-первых, в зависимости от старых и новых статусных позиций представителей башкирской, татарской и русской общностей (численность, титульность); во-вторых, в зависимости от складывающихся представлений различных национальностей Башкортостана друг о друге.

Достижение целей исследования реализуется в ходе решения ряда конкретных задач:

• исследование значения и степени значимости для этнических групп каждой из трех перечисленных идентичностей.

• выявление и анализ факторов влияющих на формирование этнической идентичности у людей разной этнической принадлежности.

• характеристика взаимосвязей и взаимовлияния этнической и конфессиональной идентичностей.

• анализ состояния гражданской идентичности, определение ее этнического аспекта и поиск способов бесконфликтного утверждения.

• анализ влияния идентификационных предпочтений на масштабы этнической мобилизации и межэтнические отношения в Республике Башкортостан.

• выявление возможностей перехода в национальной политике от патернализма к паритетности в отношениях между государством и населяющими его народами.

• определение интенсивности и характера проявления конфессиональной идентичности молодежи Республики Башкортостан, как основы для разработки прогноза тенденций развития межконфессиональных отношений в XXI веке.

Информационную основу исследования составили: 1) документы законодательной и исполнительной ветвей власти Республики Башкортостан; 2) документы, отражающие программу, идеологию и уставные задачи политических партий, национально-культурных объединений и гражданских движений, часть этих документов опубликована в 3-х томах книги "Этнополитическая мозаика Башкортостана. Очерки. Документы. Хроника", изданных в серии "Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве" (автор проекта и редактор серии М.Н. Губогло), другая - подготовлена к печати, третья - сосредоточена в личном архиве диссертанта; 3) данные Всесоюзных переписей населения; 4) итоги международных этносоциологических опросов; 5) периодическая печать; 6) личные наблюдения; 7) программы возрождения и развития народов Башкортостана.

Исследование также базируется на обширном круге источников и литературы по истории, этнографии, этносоциологии, политологии, религиеведении и др., чему посвящена специально глава диссертации.

Изучение различных проявлений идентичности, а именно: этнической, конфессиональной и гражданской, позволило выделить три группы основных гипотез исследования. Первая группа гипотез - складывание представлений об этнической идентичности у башкир, татар и русских имеет заметные особенности: первое, башкиры, находясь в меньшинстве, но, являясь титульным народом (по терминологии В.А. Тишкова, статусным - по терминологии М.Н. Губогло), более других озабочены сохранением своей самобытности и этнической идентичности. Второе: численное превосходство русских имплицитно способствует формированию их устойчивой этнической идентичности, ощущению уверенности и защищенности своей культуры от ассимиляции. Третье: этническая идентичность татар находится в наиболее сложной ситуации в силу их промежуточного положения, как в этнодемографическом, так и в этнокультурном планах, а также из-за наличия среди них маргинальных групп, находящихся на рубеже башкирской, татарской и русской культур.

Вторая группа гипотез предполагает: 1) конфессиональная идентичность национальностей Башкортостана демонстрирует неуклонный рост; 2) она формируется двумя путями - складывающейся религиозной идентичностью у молодежи (с чистого листа) и деатеизацией взрослого населения; 3) в иерархии основных идентичностей она уступает этнической; 4) в современном Башкортостане конфессиональная идентичность не играет определяющей роли в межэтнических отношениях.

Третья группа гипотез состояла в том, что а) в молодой, на глазах формирующейся гражданской идентичности более заинтересованы официальные органы власти республики, чем ее население, б) всех респондентов, которые предпочтут всем остальным гражданство Башкортостана, можно считать носителями гражданской республиканской идентичности; в) формирующаяся гражданская идентичность, не конкурирующая, а дополняющая этническую, религиозную и другие идентичности, является наиболее перспективной моделью успешного и стабильного этнополитического развития республики.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на материале Республики Башкортостан рассматриваются следующие вопросы:

1. содержание одного из важнейших эмпирических индикаторов самоопределения человека - этнической идентичности башкир, татар и русских.

2. особое внимание уделено характеру и интенсивности проявления конфессиональной идентичности этнических общностей Республики Башкортостан.

3. сделан анализ степени влияния этнической и конфессиональной идентичности на межэтнические и межконфессиональные отношения.

4. на примере Республики Башкортостан рассмотрена гражданская идентичность, ее значение для республики, а также ее этнический аспект, в связи с заполнением вакуума советскости.

Практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в том, что материалы диссертации продолжают пополнять дискурс идентичности новой совокупностью источников, взглядов и мнений в изучении современных этнополитических процессов и могут послужить дополнительной информационной базой при подготовке историко-этнографических работ. Полученные в ходе исследования данные могут стать источником для планирования и выработки новых или для реализации уже имеющихся конкретных программ, направленных на удовлетворение национально-культурных, языковых и иных запросов всех национальностей Республики Башкортостан. Сделанные в диссертации выводы и рекомендации могут быть использованы для проведения целенаправленной национальной, конфессиональной и молодежной политики с целью успешного решения межэтнических конфликтов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Гафуров, Азат Маратович

Выводы:

Таким образом, именно Рахимов М.Г., как Президент Республики, является одним из главных символов формирования республиканской гражданской идентичности. Причина, видимо в том, что башкирскому руководству в условиях кризиса взаимоотношений с Центром удавалось смягчить и даже преодолевать межэтническое противостояние в республике, и это действительно было их заслугой и реальным фактом для снятия обвинений в национализме, понимаемом в марксистской трактовке как идеология превосходства своего народа и этнического неравенства. Хотя идеология республиканской общности, согражданства активно проводится всеми ветвями властей Башкортостана, но именно Президенту отводится главная роль в озвучивании практически всех инновационных идей. В выступлениях М.Г.Рахимова практически каждый раз можно встретить обращение: "Мы -многонациональный народ Башкортостана", "В ходе обновления общественной жизни страны в 90-е годы нашим многонациональным народом был поставлен вопрос о государственном суверенитете Башкортостана в составе Российской Федерации. Поэтому, мы свой суверенитет по национальностям не делим - он общий, единый для всех наших граждан - башкортостанцев".9

Такая "настройка" новой идентичности привела к тому, что несмотря на то, что в целом уровень поддержки суверенитета республики русскими ниже, чем башкир и татар, значительная доля среди русских поддерживает приоритет региона. Данный

9 Рахимов М.Г. Нам вместе жить и строить свое будущее // Ватандаш. 1998 г., № 8, С.6. факт свидетельствует о начале формировании региональной идентичности среди населения Республики Башкортостан.

В конце 80-х начале 90-х годов, в силу сложившейся политической ситуации, наиболее популярной в среде национальных элит и общественно-политических движений становится идея самостоятельности вначале союзных, а затем и автономных республик. Достаточно распространено мнение, что это способствовало распаду Советского Союза. Осознание региональных интересов первоначально происходило при признании необходимости охраны местной окружающей среды и усиления контроля со стороны республик за использованием местных ресурсов с целью их эффективного использования. В результате, их политическим синтезом стала идея суверенитета республики. 11 октября 1990 года Верховный Совет Башкирии принял Декларацию о суверенитете Башкирской ССР.

Исследование показало, что в Республике баланс между гражданской и этнической идентичностями очень хрупок. Для населения более важной представляется этническая идентичность, в то время как официальные органы власти декларируют признание приоритета гражданской идентичности. Хотя подспудно потребность общества в формировании гражданской идентичности ощущается. Это можно почувствовать, например, прочитав небольшую заметку о певце Идрисе Газиеве: ".Когда Идрис Газиев приезжает на гастроли в Татарию, на его концерты попасть непросто. И он достойно представляет музыкальное искусство Башкортостана - и его татарина по национальности, в этой республике называют башкиром". 10

Между тем исследование не выявило у народов Башкортостана определенной связи между политизированностью сознания и его этнизацией. Респонденты с выраженной этничностью, в целом, остаются индифферентными к политическим проблемам, что свидетельствует об отсутствии у них интереса к каким-либо активным политическим действиям под флагом "национальных интересов народа". Актуализация этнического самосознания этносов Башкортостана не сопряжена с актуализацией системы их политических взглядов и не имеет политизированной окраски. Отчасти это подтвердили результаты выборов в Государственное Собрание (Курултай) РБ 1994 г., на которых лидеры национальных движений не получили поддержку избирателей. Результаты этносоциологических опросов показывают, что в городах у национальных движений и партий отсутствует "массовая" поддержка населения. Этносы Республики плохо информированы об их целях и задачах, слабо откликаются на инициативы национальных лидеров, не проявляя тем самым интереса к политизации национальных проблем.

Можно предположить, что сохранение политической стабильности в республике при всестороннем и полном учете интересов всего ее населения послужит основой для деполитизации его этнического самосознания и формирования новой для них гражданской идентичности. И тогда симбиоз этнической и гражданской идентичности даст новую республиканско-гражданскую общность башкортостанцы".

Для Башкортостана, как трансформирующегося государства, является очень важным в отношении его гражданской и территориальной общности роль господствующей идеи государства. Только широко разделяемые ценности, символы и принимаемый общественный порядок могут обеспечить низовую (базовую) легитимизацию и делают государство жизнеспособным. Верхушечные договоренности, декларации властей и даже международное признание не являются

159 достаточными для создания согражданства, то есть гражданской идентичности. Башкортостан находится сейчас на пути этого строительства.

В Башкортостане объективно много делается для поддержания социальной и политической стабильности. Но* этого недостаточно для формирования образа республики за её пределами - необходимо овладеть политическими технологиями целенаправленного формирования имиджа республики как политически стабильного, эффективно ведущего реформы региона, обеспечивающего защиту инвестиций и эффективность экономической деятельности.

Хотелось бы отметить, что работа по формированию гражданской идентичности внутри республики столь же актуальна, как и в российском масштабе, так как она должна в перспективе обеспечить гармонизацию национальных интересов различных групп населения республики.

Заключение

Анализ ситуации с формированием новых представлений о себе, о своем месте в современном мире показал, что проблемы идентичности в республиках Российской Федерации постепенно приобретают важное значение. Усугубляется это тем, что развал СССР, неудавшиеся реформы, обнищание масс вместо всеобщего благоденствия, беспредельный криминал вместо соблюдения прав человека - эти и сопутствующие им факторы, привели к разбалансировке идентичностей и разрушению нормально действующей модели советского человека, в менталитете которого его самоощущение покоилось, прежде всего, на фундаменте государственности, национальности и советскости. В возмещении утраченной советскости, сегодня наиболее заметную роль играют процессы формирования этнической, конфессиональной и гражданской идентичности. И связанные с этим проблемы оказывают определенное воздействие на межнациональные отношения в регионах Российской Федерации.

Наиболее актуализированной является этническая идентичность, так как большинство из основных факторов, участвующих в формировании идентичности и развитии личности, будь то семья, ролевые модели или ценностные ориентации, меняются в зависимости от этнической принадлежности. В Башкортостане у представителей всех трех самых крупных этнических групп этническая идентичность оказалась на высоком уровне.

Водоразделом, разделяющим население Башкортостана по этническому признаку, явилось отношение к государственно-правовому статусу республики. Суверенизация и последовавшее следом увеличение влияния этничности на все сферы жизни общества привели к тому, что для одних это стало ренессансом, а для других реставрацией; для кого-то национальным возрождением, для других распадом государственности.

Мы пришли к выводу, что на устойчивость этнической идентификации оказывают три фактора: культурный и демографический, на которые накладывают свой отпечаток различия в статусе этнических групп в республике. Измерение "титульность-нетитульность" выступает в качестве важнейшей статусной постоянной. Соотношение этих двух измерений является самостоятельным фактором, который активно воздействует на формирование этнического самосознания. Здесь наблюдается двуединый процесс национального самоопределения башкир и русских. Башкиры превращаются в новую общность - в народ, " впервые формирующий менталитет государственности с новыми ценностями. Осознав преимущества суверенитета, они испытывают дальнейшее утверждение своей этнической идентичности, с помощью ее политизации, и связанные с этим собственное развитие с развитием республики, культуры, языка и соответствующим развитием межнациональных отношений. Для русских, их численное и культурное доминирование в Башкирии придает ощущение устойчивой этнической идентичности, ощущение принадлежности к единому русскому народу, уверенность и защищенность. Промежуточное положение татар привело к тому, что этническая идентичность татарской части общества испытывает на себе давление всех выше названных факторов. Переплетение этих факторов определило своеобразную форму интеграции народов, проживающих в Башкортостане: взаимно доброжелательное отношение этносов при сохранении некоторой культурной дистанцированности их друг от друга.

Устранение советской государственной идеологии, привело к образованию духовной пустоты общества, место которой стала заполнять религия и этничность.

Идеологическая роль религии заключается в том, что она оказывает большое влияние на формирование нравственности человека. Следовательно, заполнение вакуума идентичности сопровождалось национальной и религиозной консолидацией. В Башкортостане конфессиональная идентичность не стала доминирующей. Это способствовало тому, что растущая религиозность населения не привела к политизации религиозных организаций. Таким образом, за прошедшие годы после принятия Декларации о государственном суверенитете в Башкортостане не было межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Здесь нужно особо отметить позитивную роль государственных органов управления, пресекающих попытки использования религиозного фактора этнократически настроенными движениями.

Однако та роль, которую этническая мобилизация сыграла по расчленению бывшего Союза и созданию новых независимых государств, вполне может быть адаптирована в нынешних республиках Российской Федерации - конфессиональной мобилизацией и религиозными идеологами. Пример межконфессиональных и межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР подвигнул ученых, а вслед за ними и государственные структуры власти Башкирии содействовать укреплению идеологии территориальной целостности и сотрудничества между этническими группами путем создания республиканской гражданской идентичности.

Соединение и согласованность этнической, конфессиональной и республиканско-гражданской идентичности у представителей башкирской национальности, как черта нового (постсоветского) времени, является хотя и окончательно не сложившемся, но все же весьма важным социально-психологическим и этнополитическим продуктом суверенизации республики, важной предпосылкой и основой консолидации башкирского народа. Все остальные национальности, в том числе единоверные и лингвистически родственные татары лишены политической догмы и конституционной основы для прочного симбиоза трех идентичностей. Ни татары, ни русские, как общности, даже численно превосходящие башкир, не имеют права на республиканское самоопределение. К тому же русские исповедуют православие, и считают республику своей по причине того, что она является частью России.

Башкирское триединство в силу внутренней противоречивости состоит в том, что история национализма, сцепленного с государственностью, начиная со времен Французской революции, обычно связана с секуляризацией и не может быть долговечным, так как трудно допустить, чтобы Башкортостан стал республикой с теократическим управлением. И если логика развития этнической идентичности будет следовать путем деполитизации религии, как это было во многих странах Европы, то можно будет в будущем ожидать некоторого ослабления связи этнической и республиканско-гражданской идентичности башкир.

Ослабление взаимосвязи трех идентичностей у титульной нации может в свою очередь оказать влияние на сокращение чувства досады среди не-башкир, не имеющих в силу исторических условий возможностей для симбиоза трех идентичностей.

Для гражданского общества, очевидно, важным является выявление той системы ценностей и культурно-психологических ориентаций, которая могла бы явиться общей основой для разных национальных групп. По мнению политиков, идеологов, ученых базой гражданского общества Республики Башкортостан могла бы стать идея "башкортостанской" нации, выдвинутая и обоснованная коллективом авторов т под общим руководством Р.Г. Кузеева в Государственной программе "Народы Башкортостана".

Успех данного проекта во многом должен привести к увеличению лояльности населения к государственному статусу республики. Широко разделяемые этнические, религиозные и другие ценности, символы и принимаемый общественный порядок делают государство жизнеспособным. Следовательно, повысится низовая поддержка и легитимность политического руководства Башкирии.

Вместе с тем республиканская гражданская идентичность в данном случае не может быть изолированной от общероссийской гражданственности. Иными словами, в отличие от одноуровневых этнической и конфессиональной идентичностей, гражданская идентичность представляет собой двухуровневое явление. Ее иерархическое построение, разумеется, имеет свои этнические вариации и значение, изучение которых предстоит продолжить.

При этом следует отметить, что этническая, конфессиональная и гражданская (республиканская) идентичности подпитывают друг друга. Потому в отличие от личности, для которой важна каждая отдельно взятая идентичность (кому-то первостепенным кажется быть профессионалом, кому-то мужчиной, кому-то правоверным мусульманином и т.д.), для общества в целом более благоприятной является ситуация, когда составляющие его люди обладают определенным набором идентичностей, не находящихся в конфронтации друг с другом. Бесконфликтное сосуществование различных идентичностей, - является немаловажной основой прочного и долговременного существования многоэтничного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гафуров, Азат Маратович, 2000 год

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.,1990.- 240 с.

2. Ажыбекова К.А. Религиозность молодежи и проблемы социально-психологической адаптации. Автореферат доктора философских наук. М., 1990. 24 с.

3. Александренков Э.Г. Этническое самосознание или этническая идентичность // Этнографическое обозрение. 1996. № 3.

4. Алтын кумта. (Башкирские народные пословицы на башкирском языке). Уфа. 1985.- 170 с.

5. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. Ежегодник 1994. M., 1994. 202 с.

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.- 243 с.

7. Арутюнов С.А. Фантом безэтничности // Расы и народы. М., 1989.

8. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность (отклик на статью Чешко C.B.) // Этнографическое обозрение. 1995. № 5.

9. Арутюнян Ю.В. Россияне: столичные жители. М., 1994. 204 с. Ю.Арутюнян Ю.В. Эстония: столичные жители. М., 1995. - 180 с.

10. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев C.B., Сусоколов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984. - 256 с.

11. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992. - 143 с.

12. Бартольд В.В. Сочинения. В 9-ти томах. Т.6. Работы по истории ислама и арабскому халифату. М., 1966. 784 с.

13. Башкирское народное творчество. Т.6: Шуточные сказки и кулямасы. Уфа, 1992.-380 с.

14. Башкортостан: выбор пути / Сост. М.А. Кутлугаллямов. Уфа, 1995. - 176 с.

15. Башкортостан на выборах: электоральное поведение населения. Уфа, 1998. - 45 с.

16. Белла Р. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 78- 113.

17. Белинский В.Г, Письмо к Гоголю Н.В., 3 июля 1847 г. Избранные философские сочинения в 2-х т. - М.,1948. -Т.2. - С. 516.

18. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. - 134 с.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 412 с.

20. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. Очерки теории и истории. -М., 1981.-390 с.

21. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

22. Бубнов Ю.А. Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках российской молодежи. Автореферат кандидата философских наук. Москва, 1992. 27 с.

23. Бызов Л.Г. Современное российское общество в поисках политической идентичности. // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 23-24 мая 1997 г. М., 1997. С. 163183.

24. Валиди А. История башкир. История тюрков и татар (на башкирском языке). Уфа, 1994.- 130 с.

25. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. Уфа, 1994.- 160 с.

26. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 160 с.

27. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. -Новосибирск. 1992. 144 с.

28. Власова И.В. Русские: этнотерритория, расселение, численность и исторические судьбы. (XII-XX вв.). М., 1995.

29. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. 298 с.

30. Вопросы этнографии городского населения Башкортостана: Сб. ст. Уфа, 1992.- 158 с.

31. Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 4. М., 1928;

32. Габдрафиков И.М. Республика Башкортостан. Модель этнологического мониторинга. М., 1998. 124 с.

33. Галицкая И.А. Особенности проявления и причины сохранения религиозных пережитков у молодежи. Автореферат кандидата философских наук. Москва, 1970. -22 с.

34. Галлямов P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки, -Уфа, 1996. -200 с.

35. Галлямов С. Великий Хау Бен. Исторические корни башкордско-английского языка и мифологии. Уфа, 1997. - 319 с.

36. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995. 351 с.

37. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. - 180 с.

38. Герцен А.Н. Об атеизме, религии и церкви. М., 1976.

39. Губогло М.Н. Переломные годы. В 2-х томах. М., 1993-94.

40. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. М., 1984. 230 с.

41. Губогло М.Н. К изучению идентичностей. Вопросы теории // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. Под ред. М.Н.Губогло. М., 1999. С. 265304.

42. Губогло М.Н. Языковые контакты и элементы этнической идентификации. М., 1973.-13 с.

43. Губогло М.Н. Элементы этнической идентификации в оценках экспертов // Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований 1970 г. Секция этнографии, фольклора антропологии. Тбилиси, 1971. С. 25- 36.

44. Губогло М.Н. Этничность. Гражданственность. Идентичность. Доклад на заседании Президиума Ассоциации этнологов и антропологов России 9 апреля 1998 г. Оренбург, 1998.- 74 с.

45. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998. 816 С.

46. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1989. 190 с.

47. Гусейнов Г.И., Драгунский Д.В. Новый взгляд на старые истины. М., 1990. - 160 с.

48. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). Воронеж, 1984. 184 с.

49. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д., 1996.-224 с.

50. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М., 1993. - 432 с.

51. Дробижева Л.М. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов, М., Мысль, 1996. - 298 с.

52. Дробижева Л.М. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтничных государствах, М., 1994. С. 155- 180 с.

53. Дробижева Л.М. О соотношении национальных и гражданских ценностей в идеологии и ориентациях интеллигенции: пример российских республик // Ресурсы мобилизованной этничности. Москва Уфа, 1997. С. 65- 73.

54. Дробижева Л.М. Социально-психологическая обусловленность культурная контактов. М., 1973. 15 с.

55. Духовная культура и этническое самосознание / Под ред. Л.М. Дробижевой, М„ Вып. 1 (1990); Вып. 2 (1991).

56. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // "Социология религии. Реферативный журнал". 1991. № 4.

57. Зорин В.Ю., Аманжолова Д.А., Кулешов C.B. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества (Предисловие Г.А. Селезнева). М., 1999. - 520 с.

58. Идентификация // Психологический словарь. М., 1990.

59. Идентификация идентичности. Том 2. Этнополитический ракурс. / Составитель и отв. ред. М.Н. Губогло. М., 1998. 448 с.

60. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей / Под ред. М.Б. Олкотт, В Тишкова и А. Малашенко; М., 1997. 490 с.

61. Идея национальной государственности и проблемы этнической дискриминации в Республике Башкортостан. М., 1999. - 86 с.

62. Ионин JI.Г. Идентификация и инсценировка ( к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. - № 3. С. 3-14.

63. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., "Логос", 1996. 240 с.

64. Ипатов А.Н. Национальная культура и религия. Киев. 1985. 156 с.

65. Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление // Автореф. дисс. докт. филос. наук М., 1980. - 48 с.

66. Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. Составитель С.М. Червонная. Под ред. М.Н. Губогло. М., 1998. -456 с.

67. История Башкортостана. XX век. Учебно-методические материалы по специальности "02.07.00 история". Стерлитамак, 1998. - 172 с.

68. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в./ Под ред. Х.Ф. Усманова. Уфа, 1996. - 520 с.

69. Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. -Казань, 1997.-248 с.

70. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., М., 1973;

71. Киекбаев М.Д. Башкиры в городах Башкортостана: история и современность, (опыт историко-этнографического и этносоциологического исследования). Уфа, 1998. -212 с.

72. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание (на материалах Карельской ССР). Автореферат дисс. канд. историч. наук. М., 1971. 19 с.

73. Клементьев Е.И. Кожанов A.A. Сельская среда и население Карелии 19451960 гг. Историко-социологические очерки. Л., 1988. 212 с.

74. Кожанов A.A. Элементы этнической идентификации и признаки этнической общности в оценках карел и вепсов // Этнография Карелии. Петрозаводск, 1976. -С. 180-204.

75. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. -1967.-№2.

76. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М., 1999.-340 с.

77. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. - 335 с.

78. Кон И.С. История немарксистской социологии Х1Х-ХХ вв. М., 1970. 70 с.

79. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностранная литература. - 1968. - № 9. - С.18-24.

80. Кон И.С. Социология личности М., 1967. 383 с.

81. Конституции республик в составе Российской Федерации. (Сборник документов). М., 1995. - 383 с.

82. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века / / Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. М., 1994. С.41- 70.

83. Королев С.М. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1979.-99 с.

84. Коростелев А.Д. Динамика этнического состава сельских поселений Башкортостана (К проблеме татаро-башкирской межэтнической напряженности) // Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994. С. 67-92.

85. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. -М„ 1999,- 140 с.

86. Крюков М.В. Системы личных имен у народов мира. М., 1986. 383 с.

87. Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. М., 1999. 376 с.

88. Кузеев Р.Г. Этнос и история // Вестник АН РБ. Уфа, 1997. Том 2. № 1. С.35-40.

89. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа. 1997. 128 с.

90. Кульшарипов М.М. 3. Валидов и образование Башкирской автономной советской республики. Уфа, 1992. 153 с.

91. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951. -280 с.

92. Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Санкт-Петербург, 1997. 391 с.

93. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. - 312 с.

94. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. -М., 1999. 224 с.

95. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. -195 с.

96. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. -1973. № 5. - С.123-131.

97. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. -М., 1945. 120 с.

98. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. Л., 1945. - 432 с.

99. Мажитов Н. А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. Уфа. 1994. - 360 с.

100. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.-222 с.

101. Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах. Опыт этносоциологического исследования. -М., 1991.- 145 с.

102. Малькова B.K. Пресса о современной этнополнтической ситуации в Татарстане / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №41. - М., 1993.-45 с.

103. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан-Удэ, 1997. 115 с.

104. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.- 344 с.

105. Маркс К. О религии. Тематический сборник,- М., 1983. 368 с.

106. Митрохин J1.H. Религия и нация / Наука и религия. 1989. - №3. - С.2

107. Мусина Р.Н. Ислам и мусульмане в современном Татарстане. // Религия и государство в современной России. М., 1997. С. 84-95.

108. Мусина Р.Н. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар (по материалам этносоциологических исследований) // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Казань, 1992, С. 52-65.

109. Население Башкирской АССР по данным Всесоюзной переписи населения 1959 г. РСФСР. -М., 1963;

110. Население Башкирии по данным Всесоюзной переписи населения 1979 г.-Уфа, 1980;

111. Науменко Л.И. Исследование представлений об этнической и гражданской принадлежности студентов // Социально-психологические исследования межнациональных отношений. Сб-к научн. Трудов. М., 1993. С. 232-249.

112. Национализм и формирование наций. Теории, модели, концепции. М., 1994.- 196 с.

113. Национальное и религиозное. Под ред. Мчедлова М.Л., М., 1996. С.14-16.

114. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов / Под ред. JIM. Дробижевой. М., 1994.

115. Национальный состав населения Башкирской АССР по результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г. Уфа, 1990.

116. Национальный состав населения СССР: по данным переписи населения 1989 г. М., 1991. - 160 с.

117. Оллпорт Г. Личность в психологии. М. Спб., 1998.

118. Остапенко Л.В., Субботина И.А. Русские в Молдавии: миграция или адаптация? / Под редакцией Губогло М.Н., М., 1998. 252 с.

119. Патернализм и этническая мобилизация в развитии народов России. (Модель Башкортостана). Автор-составитель Р.Г. Кузеев. Отв. ред. М.Н. Губогло. М„ 1998.-320 с.

120. Пименов В.В. Удмурты: опыт компонентного анализа этноса. М., 1977.-262 с.

121. Пименов В. В. Филиппов В. Р. Массовые этнологические исследования. Методика и техника. М., 1995. —250 с.

122. Пименов В.В. Элез А.И. Русские в Башкортостане (Башкирии). Аналитический обзор // Российский этнограф. М., 1993. № 2. С. 3-40.

123. Поляков С.П. Ислам: учебное пособие по истории религии. -Волгоград. 1996. 46 с.

124. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии, М., 1964.

125. Пучков П.И. О соотношении конфессиональной и этнической общности // СЭ, 1973, № 6.

126. Пучков П.И. Этнос и религия. // Этнические процессы в современном мире. М., 1987.-С. 72-73.

127. Рахимов М.Г. Нам вместе жить и строить свое будущее // Ватандаш. 1998 г., № 8, С.5-10.

128. Ресурсы мобилизованной этничности. Под ред. М.Н. Губогло, Р.Г. Кузеева, Г.Х. Шахназарова. М. Уфа, 1997. - 380 с.

129. Русский язык в Башкирии и его взаимодействие с башкирским языком: Сб. науч. тр. Уфа, 1988. -77 с.

130. Рыбаков С.Е. Национализм и нация. // Этнограф, обозрение. 1999. -№ 4. - С.3-18.

131. Рыжова C.B. Личностные аспекты национализма: от этнонегативизма к гиперэтничности // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. С. 327-346.

132. Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. Казань. 1998. -184 с.

133. Сафин Ф. Принципы этнополитического развития Башкортостана. (1988-1993 гг.). М., 1997. 376 с.

134. Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. - 253 с.

135. Современное Поволжье. Региональное развитие в ситуации социокультурного пограничья: Материалы междунар. науч. конф. Саратов, 1999.-248 с.

136. Современные этнические процессы в Башкортостане: состояние, проблемы, перспективы исследования. Уфа, 1992. 140 с.

137. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 389 с.

138. Соловьев С.М. Иллюстрированная история России. М., 1997. 316 с.

139. Соловьев С.М. Сочинения: В 18-ти кн. М., 1988-98.

140. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. Под ред. Дробижевой JI.M., М., 1998. 388 с.

141. Социальное и национальное. Опыт этносоциального исследования по материалам Татарской АССР, М., 1973. 331 с.

142. Социология молодежи: Учебник. Под ред. В.Т. Лисовского. СПб, 1996.-460 с.

143. Социально-культурный облик советских наций: по результатам этносоциологических исследований. М., 1986. -454 с.

144. Старовойтова Г.В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. СПб., 1999. 220 с.

145. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе: социологические очерки. М., 1987. - 184 с.

146. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. Под ред. Дробижевой Л.М., Гузенковой Т.С., М., 1995. 300 с.

147. Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника. Автор-составитель Д.М. Исхаков / Под ред. М.Н. Губогло. 3-х том. М., 1998.

148. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. Казань. 1999.- 164 с.

149. Тишков В.А. Забыть про нацию // Этнографическое обозрение. 1998. №5.

150. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. Доклад на заседании Президиума Российской Академии наук 23 февраля 1993 г.-М., 1993. 18с.

151. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.- 531 с.

152. Тишков В.А. Стратегия и механизмы национальной политики в Российской Федерации. М., 1993.

153. Тишков В.А. Что есть Россия? (Перспективы нацие-строительства) //Вопросы философии. 1995. №2

154. Токарев С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // СЭ, 1979, №3.

155. Токарев С.А. Проблема типологии этнических общностей // Вопросы философии. — 1964. № 11. С.51-59.

156. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

157. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

158. Торопова E.JI. Феномен "маргинальной" этничности в антропологии Великобритании и США. // Этнографическое обозрение. 1999. - № 2. - С. 3-17.

159. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985. 270 с.

160. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986. 350 с.

161. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995. 135 с.

162. Факторы этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. / Под ред. М.Б. Олкотт и А. Малашенко, М., 1998. 203 с.

163. Фарукшин M., Мухарямов H. Интернационализм вместо национализма. Казань: Татар, кн. изд-во, 1989, - 80 с.

164. Франкл В. Психотерапия и религия // Человек в поисках смысла. М., 1990.-С. 55-121.

165. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М., 1990.- 289 с.

166. Фрейд 3. Я и Оно. М., 1998. 137 с.

167. Формирование гражданского общества в современной России (социологические исследования 1994-1995 гг.). М., 1996. - 224 с.

168. Хакимов Р. Сумерки империи. К вопросу о нации и государстве. Казань, 1993.- 180 с.

169. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998. - 305 с.

170. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

171. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1997.

172. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Под ред. Л.М. Дробижевой. М., 1994. -236 с.

173. Чистов К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. № 3.

174. Червонная С.М. Все боги с нами и за нас. M., 1998. 297 с.

175. Червонная С.М. Тюркский мир в центре Северного Кавказа. Парадоксы этнической мобилизации. М., 1999. 326 с.

176. Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов // Труды VII МКАЭН. М., 1970. - Т.5.

177. Чешко C.B. Распад Советского Союза, М., 1996. 307 с.

178. Чешко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. №6.

179. Шабаев Ю.П. Этнокультурное и этнополитическое развитие народов Коми в XX веке. // Штрихи этнополитического развития Республики Коми. Т. З.-М., 1998.-376 с.

180. Шелепов Г.В. Общность происхождения признак этнической общности // Советская этнография. - 1968. - № 4. - С. 19-23.

181. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985. -350 с.

182. Шкаратан О.И. Этносоциальные проблемы города. М., 1986. 230 с.

183. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М., 1987. 127 с.

184. Элбакян Э. С. Религия в сознании российской интеллигенции XIX -начала XX вв. Философско-исторический анализ. М., 1996. - 316 с.

185. Энциклопедический социологический словарь. M., 1995. - 800 с.

186. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых A.B. М., 1996. - 344 с.

187. Этнические проблемы регионов России. Пермская область. / Под ред. H.A. Дубовой, H.A. Лопуленко. М., 1998. 457 с.

188. Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время: Сб. ст. Уфа, 1987. 106 с.

189. Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М., 1994. 320 с.

190. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. Под ред. Крюкова M.B. М.,988.-223 с.

191. Этнокогнитология. Вып. 1. Подходы к изучению этнической идентификации. Сб. ст. М., 1994. - 158 с.

192. Этнологический словарь. Выпуск 1. Этнос. Нация. Общество. М., 1996. 208 с.

193. Этнологические исследования в Башкортостане: Сб. ст. Уфа, 1994. - 227 с.

194. Этнологические исследования за рубежом. М., 1973. - 274 с.

195. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып 1: Сб. ст. -М., 1994. 128 е.; Вып. 2: Сб. ст. -М., 1995. - 172 с.

196. Этнополитическая мозаика Башкортостана. Очерки. Документы. Хроника. Т. 1-3. М., 1992-93.

197. Югай И.Г. Развитие современных этноязыковых процессов в инонациональной среде (на материалах исследований горных корейцев Уз. ССР). Автореферат канд. истор. наук. М., 1982.- 22 с.

198. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

199. Юнг К. Ответ Иову. М., 1995.

200. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Учебн. пособ. Уфа, 1994. - 150 с.

201. Яблоков И.Н. Психология религии. // Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988. - С. 70- 130с.

202. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явления. М., 1982. 210 с.

203. Anderson В. Imagined communities: Reflections On The Origin a. Spread Of Nationalism. London; New York. 1989.

204. Советская Башкирия, 4 сентября 1990 г.

205. Советская Башкирия, 12 сентября 1990 г.

206. Советская Башкирия, 14 сентября 1990 г.

207. Советская Башкирия, 15 сентября, 1998 г.

208. Советская Башкирия. 26 сентября 1990 г.

209. Советская Башкирия, 22 сентября 1990 г.

210. Советская Башкирия, 9 октября 1990 г.

211. Советская Башкирия. 17 октября 1990 г.

212. Советская Башкирия, 18 октября 1990 г.

213. Советская Башкирия, 19 октября 1990 г.

214. Советская Башкирия, 9 сентября 1998 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.