Формирование и развитие дагестанской детской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, доктор филологических наук Мухамедова, Фатыма Хамзаевна

  • Мухамедова, Фатыма Хамзаевна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 384
Мухамедова, Фатыма Хамзаевна. Формирование и развитие дагестанской детской литературы: дис. доктор филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2004. 384 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Мухамедова, Фатыма Хамзаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие дагестанской детской литературы»

В литературоведении второй половины XX века проблемам детской литературы уделялось немало внимания. Издавались фундаментальные исследования, обобщающие определенные периоды развития детской литературы, очерки истории национальных литератур для детей, монографические работы, посвященные творчеству ведущих детских писателей России и национальных республик, ежегодные сборники статей «Детская литература», в периодической печати, в журнале «Детская литература» публиковались статьи по различным проблемам современной литературы для детей.

На этом фоне большой научный интерес вызывает и дагестанская детская литература как одна из значительных составляющих многоязычной художественной культуры народов Страны гор.

Дагестанская детская литература XX века - большая и значимая область художественной деятельности, ставящая своей целью формирование духовной и нравственной сущности молодого поколения Страны гор. Этому благородному делу служило и продолжает служить творчество многих писателей, отдающих детям весь свой талант и богатый жизненный опыт

Первые произведения для детей и юношества в Дагестане создавались еще до революции. Просветительская тенденция развития дагестанской литературы проявлялась обращением писателей (Магомед-Эфенди Османов, Манай Алибеков, Темирбулат Бейбулатов, Нухай Батырмурзаев, Курди Закуев, Али Каяев, Абусуфьян Акаев, Магомед Дибиров, Магомед Хандиев и др.) прежде всего к молодому поколению с призывом учиться наукам, совершенствоваться нравственно, чтобы оно могло стать опорой в деле создания нового просвещенного, прогрессивного общества.

После установления советской власти в Дагестане в 1920 году многое изменилось в жизни Страны гор. С одной стороны, огромные преимущества устанавливающейся социалистической действительности имели свою притягательность для народа: подъем экономики, улучшение жизни, широкая сеть школ, ликвидация неграмотности, подготовка учительских кадров, интенсивное изда-* ние книг и т.д. С другой стороны, была прервана «связь времен»: введение новых всеобщих законов, изменение прежнего уклада жизни, утверждение приоритета классового, государственного, партийного перед личным в определенной степени нивелировали национальную духовную жизнь горцев, так как отрицался имевшийся опыт национальной культуры, а в прошлом виделись только негативные проявления.

В процессе своего формирования дагестанская детская литература совет-Ч ского периода прошла сложный путь исканий новых идейно-художественных форм, явившихся результатом творческого осмысления жизни, национального эстетического опыта и идейно-эстетического потенциала общесоюзной детской литературы. Начав складываться в конце XIX - начале XX века, в 20-е годы она еще была частью «взрослой» литературы, которая создавалась в первые послереволюционные десятилетия в тесной связи с социально-экономической и культурной обстановкой в стране.

Переход в 1928 году с арабской графики на новый алфавит, созданный на латинской основе, а затем в 1938 году - на русский, сопровождался массовым | изданием букварей, книг для чтения, хрестоматий - первых детских книг советского времени. Издание учебной литературы имело большое значение для становления детской литературы. В буквари, учебники, хрестоматии включались произведения детского фольклора, переводы, тексты самих авторов.

Возникновение дагестанской детской литературы было явлением новаторским. Вместе с тем в своем развитии она опиралась на богатейший опыт устного народного творчества, прежде всего детского фольклора, а также на демократические, просветительские и эстетические традиции дагестанской литературы, нашедшие отражение в произведениях, обращенных к молодому поколению. Немаловажную роль в ее становлении сыграли традиции русской Э классической и советской детской литературы, освоение которых происходило в рамках переводов на дагестанские языки лучших ее образцов - произведений A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, JI.H. Толстого, И.А. Крылова, A.M. Горького, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, A.JI. Барто и др.

На этой ниве всходила дагестанская детская литература, призванная воспитать нового человека на основе принципов социалистической морали. Если в 20-е годы произведения для детей включались во «взрослые» поэтические и прозаические сборники А. Акаева, А.-П. Салаватова, Г. Цадасы, А.Омаршаева, И.-Х. Курбаналиева, Э. Ханмагомедова и других, а единственной книгой, изданной в 1926 году специально «для аульской школы и молодежи», был «Сборник стихов и песен» Т. Бейбулатова, то в 30-е годы уже появляются отдельные книги для детей А. Баширова, Т. Хурюгского, А.-В. Сулейманова, А. Ханмагомедова, И. Мирзоева, М. Курманалиева, А. Омаршаева, И.-Х. Курбаналиева и др.

Интересный пласт детской литературы 30-40-х годов представляли литературные сказки в стихах Г. Цадасы, 3. Гаджиева, А. Аджиева и в прозе А.Ака-вова, которые вобрали в себя не только достижения фольклора, но и опыт современной литературы. В сюжетах сказок Т. Хурюгского, придуманных самим поэтом, решались нравственные проблемы в сатирическом аспекте.

Во время Великой Отечественной войны возросший духовный опыт молодого поколения послужил основой сближения «взрослой» и детской литератур. Ведущим родом литературы в эти годы была поэзия.

Дагестанская детская литература начала набирать силу со второй половины 50-х годов. Влияние «оттепели» 60-х годов благотворно сказалось на ее развитии. В этот период значительно оживилась детская поэзия. Активизация творчества дагестанских писателей выразилась в издании большого количества книг для детей - стихотворных сборников поэтов старшего поколения - Г. Цадасы, 3. Гаджиева, Аткая, А.-В. Сулейманова, А. Аджиева, Ю. Хаппалаева, К.Д. Султанова, Ш.-Э. Мурадова, Д. Атнилова, молодых поэтов - Р.Рашидова, Н. Юсупова. Их творчество свидетельствовало о поисках поэтами новых форм поэтического общения с детьми, о развитии и переосмыслении традиционных жанров и приемов. Постепенно дидактика растворялась в художественной ткани произведений, воспитательный момент выражался в форме поэтической образности.

В этот период появляются писатели, пишущие в основном только для детей, закрепляется термин «детский писатель». Детскими писателями стали называть, в частности, поэтов Рашида Рашидова и Нуратдина Юсупова.

1960-80-е годы характеризуются расцветом дагестанской детской литературы, ее обогащением в тематическом, жанровом, художественном отношениях. Она стала занимать одно из ведущих мест в многоязычной советской детской литературе. Книги для детей дагестанских писателей выходят в местных и центральных издательствах огромными тиражами и получают хорошие отзывы критики.

В поэзии зазвучали знакомые современной широкой читательской аудитории имена Р. Рашидова, Н. Юсупова, Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, творчество которых стало известным во всей нашей стране и за ее пределами. Многие их книги вошли в золотой фонд дагестанской советской детской литературы. Ярким признанием достижений дагестанских детских писателей явилось вручение им престижных наград. В 1980 году Р. Рашидову присужден Почетный диплом имени Андерсена Международного совета по детской и юношеской литературе. Имя Р. Рашидова и его книга «Хороший день» (М.: Дет. лит., 1974) занесены в Почетный список этой общественной организации. В 1983 году Н. Юсупов был удостоен Государственной премии (РСФСР) имени Н.К. Крупской, в 1984 году - премии Союза писателей РСФСР за книгу «Кто кого любит». В 60-80-е годы детям посвящают свои произведения А. Раджабов, А. Мирзаев, А. Меджидов, М. Газиев, детская тема утверждается и в поэзии М.-З. Аминова, Г.-Б. Багандо-ва, С. Рабаданова, М. Абасова, М. Атабаева, Б. Салимова, С. Увайсова и др.

Каждый этап, связанный с социально-политическими тенденциями развития общества, имеет свои особенности и в литературном плане, в жанрово-тематических проявлениях. Так, в 50-60-е годы, когда детская проза в общем-то начинала свое интенсивное развитие, в ней преобладала тема природы родного края. Это уверенно заявившее о себе направление в детской литературе было новым для дагестанской прозы. Произведения А. Джафарова, К. Меджи-дова, А. Гусейнаева открывали маленькому читателю красоту родной земли, удивительный мир природы, поэтическое восприятие которой сочеталось с ярко выраженным познавательным моментом. И что немаловажно - через отношение к природе выявлялись нравственные качества человека. В дальнейшем, в 70-80-е годы, это направление уже не было определяющим, хотя оно по-прежнему характерно для дагестанских прозаиков Б. Рамазанова, Б. Гаджику-лиева, М. Гаджиева, Ц. Камалова и др. Но в их произведениях происходит смена адресата: они больше обращены уже к школьникам среднего и старшего возраста.

В конце 60-х - 70-е годы дагестанская детская проза обратилась к проблемам «отцов и детей», духовного и нравственного формирования детей, улицы и ее влияния на их характеры, отношений в среде подростков, к болезненным педагогическим вопросам обучения и воспитания в школе - все это было связано с теми глобальными проблемами, которые требовали углубленного осмысления.

Конечно же, негативные процессы, происходившие в жизни нашей страны в те годы, не могли не сказаться и на детской литературе. Если «взрослая» литература не могла честно и откровенно «вслух» говорить о многих драматических проблемах, то вдвойне было трудно сделать это детской и юношеской литературе, где долгое время признавался только конфликт «хорошего с отличным». Поэтому отражение жизни в прозе для детей носило несколько облегченный характер, особенно в конце 60-х - начале 70-х годов, но, тем не менее, уже ближе ко второй половине 70-х годов в детской прозе начинают отступать восторженный пафос, «казенный» оптимизм, некоторая идеализация героев, умиление ими. Глубокое, тревожное противоречие между желаемым и действительным, существовавшее в нашем государстве, требовало от писателей художественной реакции в создаваемых ими книгах. Поэтому элементы критической настроенности проникают и в произведения для детей. Но многие реальные проблемы остаются нерешенными, да и незатронутыми.

Дагестанская проза для детей и юношества 60-70-х годов ознаменована • произведениями А. Абу-Бакара, М. Магомедова, А. Раджабова, М.-Р. Расулова

Магомед-Расула), Р. Каниева, М. Давыдова и др. В этот период основную идейно-эстетическую нагрузку несет жанр повести.

В 80-е годы развитие прозы для детей характеризуется спадом в количественном отношении и позитивными изменениями в качественном. Тенденции застоя в социальной, экономической, нравственной жизни общества не могли не сказаться на ней. Образовавшийся за десятилетия разрыв между жизнью, Ч изображаемой на страницах литературы, и той реальностью, которая была на самом деле, оказался слишком большим. Осознание этого, видимо, и явилось причиной спада писательской активности, более, впрочем, характерного для перестроечного времени. Гласность высветила этот разрыв и обнаружила некоторое смятение писателей перед открывшейся возможностью «писать правду».

Характерным признаком этого периода явилось обращение писателей к детству как началу начал в человеке. Ретроспективный взгляд в прошлое, пристальное внимание к истокам духовности или, наоборот, бездуховности не только отдельного человека, но и подспудно и общества в целом отличают I «ностальгическую» литературу восьмидесятых - повести А. Абу-Бакара, М.

Магомедова, Б. Кулунчаковой, К. Мазаева и др.

Таким образом, к концу XX столетия дагестанская детская литература, пройдя сложный путь развития от своего зарождения до расцвета, стала развитой эстетической системой, в которой представлены разнообразные жанры и виды. Обращение к теме диссертационного исследования обусловлено возникшей необходимостью комплексного, системно-аналитического изучения этого процесса, что и обусловливает актуальность избранной темы.

Цель и задачи. Исследуя богатый фактический материал, охватывающий почти 70 лет, автор диссертации ставит своей целью осветить важнейшие узловые вопросы развития дагестанской литературы для детей в историческом разрезе.

В связи с выдвинутой целью решаются следующие задачи:

- охарактеризовать основные вехи развития дагестанской детской литературы - от первых опытов 20-х годов до создания разветвленной системы видов и жанров 80-х годов XX столетия;

- проанализировать произведения для детей под углом зрения специфики детской литературы; выявить их идейно-тематическое, жанровое, художественное своеобразие, связи с народной традицией, новаторские тенденции, раскрыть аспекты влияния русской детской литературы, определить вклад писателей Дагестана в процесс развития дагестанской, российской и общесоюзной детской литературы;

- проследить процесс развития детской поэзии указанных периодов на основе анализа таких поэтических жанров, как стихотворный рассказ, стихотворная беседа, стихотворная сказка и др., выявления стилистического своеобразия произведений дагестанских детских поэтов;

- рассмотреть процесс возникновения и формирования прозы для детей, исследовать ее идейно-тематическое и жанровое своеобразие, уделяя особое внимание проблеме героя и конфликта;

- обозначить процесс становления дагестанской детской драматургии.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в диссертации впервые предпринята попытка системного изучения дагестанской детской литературы. Автором выявлен процесс эволюции от первых произведений до превращения детской литературы в развитую эстетическую систему. Прослежен самобытный путь становления и развития детской поэзии, прозы, драматургии.

Такое комплексное решение проблемы исследования дагестанской детской литературы проводится впервые в дагестанском литературоведении.

Объектом исследования являются произведения дагестанских писателей для детей с конца XIX века до конца 80-х годов XX века, представленные как на языках народов Дагестана, так и в переводе на русский язык. Особое внимание уделяется анализу литературных сказок народного сказителя Дагестана Аяу Акавова, произведений, обращенных к детям, народного поэта Дагестана Гам-зата Цадасы и творчества детских поэтов - народного поэта Дагестана Рашида Рашидова и лауреата Государственной премии (РСФСР) им. Н. К. Крупской Нуратдина Юсупова.

Методологическая и теоретическая основа. Исследование национального пути развития дагестанской детской литературы строилось на теории целостного восприятия литературного процесса, основывающейся на принципе историзма в оценке фактов, явлений и тенденций развития дагестанской детской литературы. Исторический принцип подхода к теме позволяет проследить путь, по которому шла дагестанская детская литература, опираясь на лучшие традиции прошлого, показать, как проходили ее идейно-тематическое и жанро-во-стилевое обогащение, накопление художественного опыта.

Задача исследователя национальной литературы - дать объективную картину ее развития. Литературоведческий анализ, как известно, базируется на содержательном и эстетическом принципах. И хотя сегодня большую значимость приобретает второй из них, мы исходим из того, что при исследовании детской литературы с позиций сегодняшнего дня подход к ней должен быть историческим, с учетом особенностей того периода, в котором она создавалась, тенденций, имевшихся в литературе тех лет. Мы полагаем, что ценность того или иного произведения для духовного, нравственного и эстетического воспитания детей определяется той ролью, которую оно в свое время сыграло в процессе развития литературы, разумеется, при рассмотрении его с точки зрения художественности, специфики, эстетического отражения действительности и образного обобщения явлений,

Теоретическую основу настоящего исследования составили труды российских ученых, а также исследователей литератур национальных республик СНГ. В связи с решением поставленных в диссертации задач автор работы опирался на важнейшие теоретические положения о специфике детской литературы, выдвинутые В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, H.A. Добролюбовым и развитые впоследствии A.M. Горьким, на исследования по детской литературе таких российских ученых-литературоведов, как В. Александров, А.П. Бабушкина, Б.А. Бегак, Е.Е. Зубарева, А. Ивич, В.И. Лейбсон, Э.С. Литвин, И.П. Лу-панова, И. Мотяшов, Е.П. Привалова, В. Разумневич, В. Смирнова, Я.А. Чернявская, и др. В работе также находит свое отражение опыт изучения известными русскими писателями - С .Я. Маршаком, А.Н. Толстым, К.И. Чуковским, Л. Разгоном и другими - вопросов теории и истории детской литературы:

В процессе написания работы мы обращались и к трудам, посвященным изучению детских литератур национальных республик бывшего СССР, таких исследователей, как Р. Амонов, Ш. Ахметов, В.Я. Вакуленко, А. Гвиниашвили, Э.С. Гуревич, Р.К. Литвинов, Е.Г. Пахутова, С. Самошкин, К. Тангрыкулиев, Ю. Ярмыш и др.

Мы также ориентировались на исследования дагестанских филологов: акад. Г.Г. Гамзатова, Ф.З. Абакаровой, Ф.О. Абакаровой, А.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, A.M. Аджиева, З.Н. Акавова, К.Х. Акимова, Ф.А. Алиевой, A.A. Алихановой, С.Х. Ахмедова, Ф.И. Вагабовой, A.M. Вагидова, 3.3. Гаджиевой, А.Г. Гусейнаева, М.А. Гусейнова, З.Г. Казбековой, Н.В. Капиевой, Э.Ю. Кас-сиева, З.К. Магомедовой, Г.Б. Мусахановой, К.Д. Султанова, К.К. Султанова, С.М. Хайбуллаева, М.Р. Халидовой, Х.М. Халилова, Ч.С. Юсуповой, М. Г. Юсуфова и др.

Степень разработанности темы. Несмотря на то, что отдельные литературоведы, критики, писатели обращались к изучению проблем развития дагестанской детской литературы, в целом она еще не стала в дагестанском литературоведении предметом специального, глубокого научного исследования. Еще в 1954 году известный литературовед и критик Н.В. Капиева в большой статье «Заметки о дагестанской детской литературе», явившейся первым словом в изучении этой важной проблемы, сетовала на то, что в Союзе писателей Дагестана «вопросами развития детской литературы. занимаются от случая к случаю, детских писателей не растят, не вникают глубоко в их работу. Почти ничего не пишут о вопросах развития детской литературы критики»1. За истекшие после этого десятилетия, которые ознаменовались расцветом дагестанской детской литературы, ее идейной и профессиональной зрелостью, положение в области критики мало в чем изменилось. «Подготовленные критики в Дагестане л есть, но их творческие усилия почему-то брошены в одном направлении» , — отмечал народный поэт Дагестана Р. Рашидов в 1978 году, подчеркивая, что критики предпочитают заниматься вопросами «взрослой» литературы.

Первая обобщенная оценка работы дагестанских литераторов, посвятивших свое творчество детям, была дана в 60-е годы исследователями Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР в их коллективном труде «История дагестанской советской литературы»3. Детская литература рассматривалась также в очерках национальных литератур советского периода4, изданных в разные годы.

Отдельные портреты детских писателей представлены в критико-биографических очерках К.Д. Султанова «Поэты Дагестана» и «Певцы разных народов»5.

Воспитательные, педагогические, эстетические функции дагестанской детской поэзии рассмотрены в брошюре X. Хаметовой «Стих-воспитатель»6.

Раздел «Под голубым небом детства» книги К.К. Султанова «Достоинство слова»7 посвящен анализу наиболее значительных явлений дагестанской поэзии для детей в 60-70-е годы.

В 1991 году в Дагестанском учебно-педагогическом издательстве вышла книга писателя и критика М. Гасан-Гусейнова «Путешествие в страну Синегоо рию» , и ранее обращавшегося к анализу дагестанской литературы для детей в разделе «Для детей всех народов» в своей книге «К звездной сказке»9. В книге «Путешествие в страну Синегорию» автор уделяет внимание истокам развития дагестанской детской литературы и находит их в фольклоре, поэтической классике, первых шагах прозы для взрослых в 20-30-е годы. Обращаясь к современной детской литературе, М. Гасан-Гусейнов привлекает множество имен и произведений, нередко даже не предназначенных для детей. Но усилия автора больше направлены вширь, чем вглубь. К тому же жанр литературоведческого анализа часто сменяется то на лирические размышления, то на художественный очерк, что мешает восприятию книги как целостного научного труда.

В 90-е годы наблюдается обращение молодых исследователей к изучению вопросов дагестанской детской литературы. Так, подробному рассмотрению процесса формирования кумыкской поэзии для детей посвящена кандидатская диссертация Н. К. Аджаматовой «Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец XIX - первая половина XX в.)»10. Творчество народного писателя Дагестана Магомед-Султана Яхьяева исследуется в кандидатской диссертации С.А. Магомедовой «Детская проза Магомед-Султана Яхьяева» 11.

Проблемы развития дагестанской детской литературы не раз обсуждались и на страницах местной и центральной печати. Широко освещалась работа Всесоюзного пленума по детской и юношеской литературе, состоявшегося в Махачкале в ноябре 1971 года. Апрельский номер журнала «Детская литература»

1 "7

1977 года был посвящен детской литературе Дагестана . На страницах журналов, альманахов и газет время от времени появлялись критические статьи о да

1 "X гестанской детской литературе» . Представляют интерес обзоры, рецензии, высказывания самих детских писателей. Но это, в основном, наблюдения по творчеству отдельных детских художников слова, и они не могут составить цельной картины развития детской литературы народов Дагестана.

Таким образом, в области первоначального осмысления путей развития дагестанской детской литературы проделана определенная работа, которая, однако, не дает развернутой картины этого процесса. В данной работе автор стремится восполнить этот пробел.

Теоретическое значение настоящего труда заключается в том, что он дает определенную модель анализа детской литературы и предоставляет возможность использования материалов, положений и выводов диссертации при исследовании детских литератур каждого из народов Дагестана и Северного Кавказа, а также при создании обобщающих работ по региональной и всероссийской истории литературы, где детская литература должна занять соответствующее место.

Практическая ценность работы в том, что материалы диссертации могут быть использованы при преподавании курса по дагестанской детской литературе, при чтении спецкурсов в вузах республики, при изучении дагестанской литературы в школах, лицеях, колледжах.

Апробация работы. Проблема развития дагестанской детской литературы разрабатывалась соискателем более двадцати лет в отделе литературы Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук. Основные положения диссертации апробированы в научных статьях, опубликованных в тематических сборниках, альманахах, журналах, в частности в «Вестнике ДНЦ РАН», в специализированном журнале «Детская литература» (Москва). Наиболее полное и развернутое изложение они получили в двух монографиях: «Дагестанская детская поэзия» (1991) и «Дагестанская детская литература» (2001), последняя отмечена в числе важнейших достижений РАН за 2001 год среди филологических исследований.

О результатах исследований сообщалось также на международных, всесоюзных, всероссийских конгрессах, научных конференциях и сессиях

Структура диссертации определяется ее содержанием и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Мухамедова, Фатыма Хамзаевна

В диссертации был рассмотрен период возникновения и развития литера туры для детей в Дагестане в 20-80-е годы XX столетия, т.е. до начала пере стройки. Это была эпоха советской литературы со всеми ее плюсами и минуса ми, и мы пытались подойти к ней объективно. Главной идейной установкой

детской литературы этих лет была гуманистическая устремленность, воспита ние нравственности. На решение этих задач были ориентированы и фольклор, и

дореволюционная литература, в недрах которых возникли предпосылки для за рождения литературы для детей. Дагестанские общественные деятели, ученые, поэты и прозаики конца XIX

- начала XX века: А. Омаров, А. Чиркеевский, М.-Д. Хандиев, А. Каяев, М.-Э. Осма нов, М. Алибеков, 3. и Н. Батырмурзаевы, А.-К. Закуев и др. - сделали многое

для претворения своих просветительских идей в жизнь, для приобщения моло дого поколения к просвещению, науке, культурным ценностям человечества. Некоторые из них были и авторами первых учебников, хрестоматий, книг для

чтения, которые в определенной мере компенсировали отсутствие литературы

для детей. После установления советской власти в Дагестане началась работа по со циальному и культурному преобразованию республики, в программу которой

входила и забота о создании детской литературы. Реалии этих лет - формиро вание школ, интенсивная подготовка учительских кадров, работа по ликвида ции безграмотности населения, издание газет, журналов, учебной и художест венной литературы - представляли благоприятные условия для возникновения

литературы для детей. Первые шаги в этом направлении были предприняты в

20-е годы в рамках издания учебной литературы, самой актуальной и необхо димой в тот период. Художественное слово дагестанских писателей, а также

составителей букварей, книг для чтения отражало явления новой действитель ности, откликаясь на все вопросы, волновавшие социалистическое общество. Учебная литература, включавшая небольшие стихи и рассказы - по сути, лите ратура для детей того времени, выполняла также функции нравственно эстетического воспитания. Вместе с тем следует отметить те издержки, которые имели место в рес публике в связи с поставленной государством и партией задачей вырастить но вого человека. В какой-то мере она оказалась вне естественного течения жизни

горцев, в процессе которого осуществлялось воспитание каждого подрастаю щего поколения. Категорическое отрицание культуры и литературы, созданной

на арабской графике,и даже преследование деятелей, связанных с нею, лишало

новые ноколения тех незыблемых элементов преемственности, которые необ ходимы для гармоничного их развития. В 20-30-е годы появились разделы для детей в поэтических сборниках, были

изданы для них и отдельные книги поэзии и прозы. В поэтических обращениях к

юным гражданам Страны гор А.-П. Салаватова, А. Баширова, А.-В. Сулейманова,

Г. Цадасы, Стальского, А. Р1минагаева, А. Омаршаева, И. Мирзоева, Э. Ханмаго медова и других, в рассказах А. Омаршаева, И.-Х. Курбаналиева, Абдуллаева, Э.

Ханмагомедова, Ф. Абубекирова и других поднимались вонросы воснитания, обра зования, нравственного и физического совершенствования, способствовавшие ут верждению новой психологии труженика-коллективиста. В агитационно призывных стихах большое внимание уделялось борьбе с невежеством, вовлече нию детей в социалистическое строительство. В рассказах, основанных на контра СТ1ЮМ приеме изображения, противопоставлялась жизнь до и после революции. Определенную роль в становлении дагестанской детской литературы сыг рала русская литература. Для первого этапа «ученичества» были характерны

работа над переводами, заимствование сюжетов, тем, образных средств. Вместе

с тем это не было слепым конированием, писатели стремились «национально адаптировать» заимствованное, а переводы делать тех произведений, которые'

были близки представлениям горских детей. Произведения русских классиков,

а также советских детских писателей служили идейно-тематическому и худо жественному обогащению дагестанской детской литературы. Этот нериод ста359

новления детской поэзии отмечен поисками новых тем и жанров, в частности

появились поэмы, стихотворные рассказы, литературные сказки. Создание литературной сказки — одно из условий творческого обогащения

детской литературы. В дагестанской детской поэзии 30-40-х годов стихотвор ная сказка занимала особое место. Связь с фольклорной традицией, а также

восточной классикой, выразившаяся в использовании сюжетов, образов, тем,

художественно-изобразительных средств и приемов, послужила почвой для за рождения целого ряда литературных сказок Г. Цадасы, 3. Гаджиева, А. Аджие ва, А.-В. Сулейманова. Вместе с тем фольклорная и литературная основа обо гащалась и углублялась новыми политическими, идейными и нравственными

установками, отражавшими социальные изменения, происходившие в респуб лике, сюжетные коллизии трансформировались в соответствии с фантазией са мих авторов, возникали новые сюжеты, новые персонажи. Сказки Т. Хурюгско го, обличающие нравственные пороки, вообще самостоятельны в сюжетном от ношении. На протяжении своего развития детская литература взаимодействует с

«взрослой», в той или иной мере соотносится с ней. В истории национальной

литературы Дагестана на разных ее этапах этот «закон соотносительности» вы являлся по-разному. Если в 20-е годы детская литература решала те же задачи,

что и «взрослая», правда, несколько заназдывая, и влияние в этот период было

односторонним — от «большой» к «малой» литературе, то уже в 30—40-е годы

такой феномен, как литературные сказки А. Акавова, Г. Цадасы, будучи «двух адресными», обогащают арсенал «большой» литературы. В 50-80-е годы лите ратура для детей выросла в самостоятельную область дагестанской культуры, и

ее лучшие поэтические и прозаические произведения вливались в общее русло

дагестанской литературы, и в этом процессе обнаруживалось двустороннее

взаимодействие. Особенностями этого этапа развития детской литературы выступают ши рота литературного движения, углубление проблематики произведений, твор ческое развитие фольклорных традиций. В литературе для детей наблюдаются

поиски героя, соответствующего духовным устремлениям общества, освоение

новых жанров и тем, овладение мастерством художественного слова. Дагестанская детская ноэзия этого периода развивалась в борьбе с концеп цией безоблачного «счастливого детства», бытописательством, натурализмом,

голой дидактикой, стремясь к насыщенности реальным жизненным содержани ем, к глубокой и многогранной обрисовке характера юного героя в его связях с

окружающим миром, к обогащению в идейно-тематическом и жанровом отно шении. В 60-80-е годы дагестанская детская поэзия шагнула далеко вперед, полу чив признание не только у нас в стране, но и за рубежом. Для раскрытия про цесса ее развития, определения общих закономерностей, основных тенденций в

настоящей работе были исследованы наиболее характерные, художественно

значимые произведения. Анализ их показал значительные успехи в разработке

темы труда, природы. Детские поэты создали прекрасные образцы пейзажной

лирики, овладели средствами сатиры и юмора в изображении проблем, связан ных с жизнью юных героев. Широко развивались жанры стихотворного расска за и стихотворной беседы, особого расцвета достигла литературная сказка. Значительный вклад в развитие современной дагестанской детской поэзии

внесли многие писатели республики. Для детей писали Р. Гамзатов, Ф. Алиева,

А. Раджабов, М.-З. Аминов, Г.-Б. Багандов, А. Мирзаев, А. Аджиев, М. Атаба ев, А. Меджидов и др. Своих вершин дагестанская поэзия для детей достигла в

творчестве Р. Рашидова и Н. Юсупова. Однако в развитии дагестанской детской поэзии наблюдаются и недостат ки. Так, требуют особой разработки темы интернационализма, дружбы народов,

гражданственности, исторического прошлого родного края, школьной жизни. Наблюдается отставание в развитии некоторых жанров. В частности, слабо

представлен жанр поэмы, написанный специально для детей, жанры игровой

поэзии, юморески, песни. Имеет место издание книг для детей, написанных не

на высоком художественном уровне. Индивидуальный опыт отдельных поэтов, рассмотренный сквозь призму

важнейших проблем детской поэзии, позволил в целом представить общую

картину ее развития и движения. Главным в этом движении, как и во всей дет ской литературе рассматриваемого периода, выступает социально-нравственное

воспитание молодого поколения, имеющее конечной целью гражданское и ду ховное его становление. Этим пафосом проникнуты лучшие образцы дагестан ского поэтического слова для детей. В процессе своего развития детская поэзия претерпевает не только количе ственные изменения, обогащается тематика, жанровая система; она также ста новится богаче в художественном плане: пополняется образный арсенал, разно образятся средства изобразительности и выразительности, гибче становится

стих, богаче интонация. Детская проза этих лет представлена в различных жанровых формах: сказ ках, рассказах, повестях. Своеобразное отражение этих проблем происходит в

литературной сказке, адресованной детям дошкольного и младшего школьного

возраста и рассматривающей вопросы общественного и нравственного характе ра на основе соединения традиционного и современного, реалистического и

волшебного, фантастического. Преимущественное развитие такого жанра, как

повесть-сказка, свидетельствует об интересе дагестанских писателей (К. Мед жидова, А. Абу-Бакара, Р. Каниева, А. Раджабова, Увайсова и др.) к этой

жанровой форме, которая имеет богатые потенциальные возможности художе ственной интерпретации реальности. В дагестанской детской прозе находит отражение одна из важнейших про блем современности - проблема защиты природных богатств родного края. Эту

задачу решает «природоведческая» кпига дагестанских писателей для детей

младшего и среднего школьного возраста, расцвет которой пришелся на 60-70-

е годы. Художественное слово К. Меджидова, А. Джафарова, А. Гусейнаева, Б.

Рамазанова, Б. Гаджикулиева учит воспитанию в детях бережного отношения к

окружающему миру, умения любить и нонимать природу, ее обитателей. Оно

несет в себе функции эстетического и нравственного совершенствования под362

растающего человека, способствует зарождению основы экологического созна ния. Для лучших произведений - рассказов и повестей - о природе характерна

пришвинская двуплановость: поэзия конкретики и философия величия приро ды, в них наблюдается сочетание занимательного, познавательного и художест венного аспектов изображения. Специфика литературы о природе проявляется

в тенденции к перемещению акцента с описания самой природы на изображе ние отношения человека к ней, на котором, как на оселке, проверяется его нрав ственность. Наличие больших жанровых форм служит свидетельством развитости ли тературы. В дагестанской детской поэзии такой формой предстает повесть, ад ресатом которой являются дети среднего и старшего школьного возраста. В ней

имеются образцы исторической, биографической, приключенческой, школьной

повести, но более развита реалистически-бытовая повесть. Анализ этого типа

повести проведен в работе в связи с решением проблемы героя в произведениях

А. Абу-Бакара, М. Магомедова, Магомед-Расула, М. Давыдова, М.-С. Яхъяева,

Б. Кулунчаковой, К. Мазаева и др. Если обобщенно подойти к современному литературному герою дагестан ской реалистически-бытовой повести для детей, то главное, что выделяется в

нем, - это национальный характер, любовь к своему краю, нравственная чисто та, человечность и социальная активность. Подобные качества в той или иной

степени присущи и взрослым, и юным героям. Положительных героев отличает

также трудолюбие, причем здесь важен не только физический труд, но и труд

ума, труд души. В частности и такой труд для взрослых, как понимание детей,

их проблем. Эти черты дают четкие нравственные ориентиры для читателей. Исследование жанра реалистически-бытовой повести показало рост мас терства писателей в создании характеров. Если в 60—70-е годы национальный

характер персонажей в основном только угадывался, а норою не был вовсе на мечен, в повестях 80-х годов он проявлен ярко и выпукло. Большее внимание

уделяется в них показу традиций национальной культуры, быта народа. В по вестях наблюдается умение выстраивать сюжет, пользуясь не только чисто

внешней атрибутикой, но и ассоциативными приемами. Наметилась тенденция

к использованию приемов психологической прозы, выразившаяся в стремлении

передать духовный мир героя, его переживания, раскрыть мысли, чувства во

внутреннем монологе, переданном от первого лица. Конкретно-реалистические

зарисовки дополняются лирическими размышлениями героев, окрашиваются

юмором. «Сверхзадача» же произведений — донести до читателей мысль о

нравственном долге юных помнить о родных истоках, составляющих суть че ловека. И о тех общечеловеческих ценностях, на которых держится земля. Таким образом, дагестанская проза для детей в 50-80-е годы обогатилась в

тематическом, жанровом и художественном отношениях. В рассказах, повестях

этого периода решались вопросы морально-этического характера, нравственно го становления личности, воспитания гуманистических основ, активной жиз ненной позиции, творческого начала в подрастающем поколении. Проблемы, разрабатываемые в поэзии и прозе для детей, получают своеоб разное преломление и в детской драматургии. И хотя дагестанская детская дра матургия отстает в своем развитии от поэзии и прозы, но и она в лучщих своих

образцах стремится к формированию в детях веры в себя, в свои силы, ей свой ственно философское проникновение в нравственную сущность жизненных яв лений. Дети - самые внущаемые зрители, и потому детскому театру, дающему

первые наглядные уроки человековедения (А. Барто), а значит и драматургии,

принадлежит важная роль в развитии культуры мировосприятия, в формирова нии мировоззренческих представлений и взглядов. Особое место в репертуаре

кукольного и драматических театров Дагестана занимает сказка - жанр, с кото рого и начинается художественное познание мира ребенком. Естественно, что работа эта не претендует на исчерпывающую полноту из ложения материала. Ее следует рассматривать как ступень в литературоведче ском освоении богатой и разнообразной дагестанской литературы для детей. Ведь не охвачен еще полностью большой пласт детской литературы народов

Дагестана на национальных языках, углубленная работа над которым еще пред стоит.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Мухамедова, Фатыма Хамзаевна, 2004 год

1. Детская литература. 1978. № 11. С. 17. 10Рабаданов С. Надежда: Поэмы. Махачкала, 1975. На дарг. яз.

2. Даргинские сказки. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. С. 119-120.

3. Багандов Г.Б. Сказка о дедушкиных башмаках. М.: Малыш, 1982.

4. Цит. по: БегакБ. Дети смеются. М.: Детская литература, 1971. С. 156.

5. Дагестан: Альманах. Махачкала, 1960. С. 179-181. Пер. Н. Перевалова.

6. В упрек переводчику Н. Перевалову можно поставить неудачное использование слова «хата», характерного для русского и украинского читателя, но не передающего дагестанскую специфику.

7. Атабаев М. Рыбы в саду. Махачкала, 1974. С. 51-64. На кумык, яз. Подстр. пер. А. М. Аджиева.

8. Первик А. Мир фантастических существ в советской детской литературе // Детская литература. 1984. М.: Детская литература, 1985. С. 181.

9. Гамидов А. Луна пропала. Махачкала, 1981. С. 23-27. На кумык, яз. Подстр. пер. С. Дулиевой.

10. Детская литература. 1976. № 11. С. 14.

11. Рашидов Р. Дети такие мне нравятся очень. С. 14-15. Пер. Я. Козловского.

12. Рашидов Р. Песня горского мальчика. Махачкала, 1971. С. 113-115. Пер. Я. Акима.

13. Там же. С. 136-138. Пер. Ю. Хазанова.С"}Рашидов Р. Хороший день. М.: Детская литература, 1974. С. 21. Пер. Я. Козловского.

14. Там же. С. 117-120. Пер. Я. Козловского.

15. Там же. С. 56-57. Пер. Я. Козловского.

16. Там же. С. 58-61. Пер. Я. Козловского.

17. Там же. С. 42-44. Пер. Я. Козловского.

18. Там же. С. 85. Пер. Я. Козловского.

19. Рашидов Р. Я и тень моя. Махачкала, 1984. С. 18. Пер. Ю. Хазанова.

20. Рашидов Р. Хороший день. С. 23-24. Пер. Я. Козловского.

21. Рашидов Р. Песня горского мальчика. С. 90.Пер. Ю. Хазанова.

22. Там же. С. 5-6. Пер. Я. Козловского.

23. Рашидов Р. Хороший день. С. 95-96. Пер. Я. Козловского.

24. Элъсберг Я. Основы теории сатиры. М.: Советский писатель, 1957.С. 302.

25. Рашидов Р. Я и тень моя. С. 8-9. Пер. Ю. Хазанова.

26. Султанов К. К. Свет звезды детства // Детская литература. 1977. № 4. С.10.

27. Дингир-Дангарчу: Сб. стихов. Махачкала, 1975. С.70-75. Пер. Я. Акима.

28. Юсупов Н. Кто кого любит. М.: Детская литература, 1984. С. 29-30. Пер. И. Лысцова.

29. Там же. С. 63-68. Пер. Я. Козловского.

30. Там же. С. 74-77. Пер. Я. Козловского.

31. Там же. С. 23-25. Пер. 3. Александровой.

32. Юсупов Н. Рыба тонет. Махачкала, 1971. С. 138-139. Пер. Н. Гребнева.

33. Элъсберг Я. Указ. соч. С. 229.

34. Юсупов Н. Рыба тонет. С. 155-158. Пер. Г. Мамлина.

35. Там же. С. 138-139. Пер. Н. Гребнева.

36. Там же. С. 39-40. Пер. Я. Акима.

37. Гости с гор. С. 76. Пер. Я Акима.

38. Юсупов Н. Рыба тонет. С. 37. Пер. Я. Козловского.

39. Юсупов Н. Кто кого любит. С. 36. Пер. Я. Козловского.

40. Там же. С. 120-124. Пер. В. Берестова.

41. Петровский М. «Веселый жар черновика.» // Детская литература. 1976. № 3. С. 29.

42. БегакБ. Неиссякаемый родник: детская литература и народное творчество. М.: Знание, 1973. С. 60.

43. Аминов М.-З. Тенденции развития дагестанского стихосложения. Махачкала, 1974. С. 104.

44. Юсупов Н. Кто кого любит. С. 114-116. Пер. В. Берестова.

45. Медлсидов К. «Памятью сердца я жил. »: Повесть о С. Стальском. М.: Детская литература, 1976. С. 60. Пер. В. Орлова.2Хаметова X. Стих-воспитатель. Махачкала, 1969. С. 19.3Давыдов М. Бутули. М.: Детская литература, 1968. С. 67.

46. Первик А. Мир фантастических существ в советской детской литературе // Детская литература. 1984. М.: Детская литература, 1985. С. 181-182.

47. Колесова JI. К, Неелов Е. М. Слово об учителе // Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1992. С. 4.

48. См.: Чернявская И. С. Некоторые особенности современной литературной сказки // Проблемы детской литературы. С. 125.

49. Ильин И. Духовный смысл сказки: Слово, произнесенное на «Вечере русской сказки» в Берлине 3 мая 1934 года // Студенческий меридиан. 1989. № 2. С. 25.оГамзатов Р. Вступительная статья // Аварские сказки. М.: Гослитиздат, 1965. С. 7.

50. См.: Лейдерман M. Н. Советская литературная сказка. (Основные тенденции развития): Автореф. канд. филол. наук. Свердловск, 1989.

51. Гусейиаев А. Г. Лакская детская литература (1960-1985 гг. ): Плановая работа 1992 года // Рукописный фонд ИЯЛИ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 5. Д. 703. С. 5.

52. Лакские народные сказки / Сост. X. М. Халилов и Э. 10. Кассиев. Махачкала, 1959. На лак. яз. Сказка записана со слов Бугаевой Б., 60 лет, в сел. Хосрех в 1958 г.

53. Сулмалагуз искаж. тюрк, насурьмленный глаз.

54. Мазаев К. Эх, Мухтар, Мухтар: Рассказы и сказки. Махачкала, 1982. На лак. яз.14Гусейнаев А. Г. Лакская детская литература. С. 8.15Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. С. 78.

55. Юхаран в кубачинском фольклоре этим именем называется персонаж, выполняющий функции шута, юродивого, сказочного дурака.

56. См.: Казбекова З.Г. Волшебник из Дагестана. (К 60-летию со дня рождения народного писателя Дагестана Ахмедхана Абу-Бакара) // Советский Дагестан. 1991. № 5. С. 48.7Александров В. Указ. соч. С. 56.

57. Радэ/сабов А. Хурджины Фундухбека. Махачкала, 1975. С. 10.34 Там же. С. 41.35 Там же. С. 61.

58. Детская литература. 1976. № 12. С. 49.

59. Увайсов С. За солнцем. Махачкала, 1988. На лак. яз.

60. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М., 1976. С. 243.

61. Цит. по: Чернявская Я. А. Советская детская литература. Минск, 1971. С. 312.

62. Муркелинский Г. Жаркий день. Махачкала, 1977. На лак. яз.

63. Меджидов К. Алуш крылатая нога. М.: Детгиз, 1957.

64. Гусейнаев А. Г. Хитрость лисы. Махачкала, 1959. На лак. яз.

65. Меджидов К. Турфан. М.: Детгиз, 1962; Он же. Добрые соседи. М.:Детская литература, 1969; Гусейнаев А. Г. Кузнечики. Махачкала, 1960; Он Dice. И волк не страшен. М.: Детгиз, 1962; Он же. Встречи в горах. М.: Детская литература, 1975.

66. Джафаров А. Крылатый браконьер: Повесть. Махачкала, 1962. На табас.яз.

67. Гаджикулиев Б. Лесная быль: Повести. Махачкала, 1981.

68. См.: Весенний костер. С. 57-62.50 Увайсов. С. Указ. соч.

69. Омаров Р. Завещание Галбарца. Махачкала, 1987. На лак. яз. 52Канчиев А. Галкин сад. Махачкала, 1985. На лак. яз.

70. Гусейнаев А. Г. Кузнечики. С. 6-7.54 Там же. С. 47.55Гусейнаев А. Г. Встречи в горах. С. 44-45. Пер. В. Архангельского. 56Там же. С. 33.57 Там же. С. 11.

71. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала, 1967. Т. 2. С. 408.

72. Дясафаров А. Крылатый браконьер. Махачкала, 1964. Пер. Ю. Шес-таковой.60 Там же. С. 8.61 Там же.62 Там же. С. 37.63 Там же. С. 16.64 Там же. С. 39.65 Там же. С. 17.66 Там же.67Там же. С. 19.68 Там же.69 Там же.

73. Шкаев В. Слово о товарище // Меджидов К. Сердце, оставленное в горах. М.: Современник, 1980. С. 444.

74. MedDicudoe К. Добрые соседи. Махачкала, 1975. С. 9. Пер. В. Архангельского.Ш Паустовский К. Михаил Михайлович Пришвин: Вступ. ст. // Пришвин М. М. Зеленый шум. М.: Правда, 1983. С. 5.

75. Цит. по: Жизнь и творчество Виталия Бианки / Сост. В. Н. Бианки. М.: Детская литература, 1967. С. 27.

76. Детская литература. 1969. № 12. С. 35.

77. Детская литература. 1984. № 12. С. 18.

78. Детская литература. 1984. № 6. С. 23.

79. Омаров К. Дети о книгах // Детская литература. 1977. № 4. С. 24.

80. Магомедов М. Хорошо быть удачником. М.: Детская литература, 1971. С. 33. Пер. Ц. Голодного.97 Там же.

81. Там же. С. 74. "Там же. С. 35. 100Тамже. С. 116.

82. Разумневич В. Песня горца слышна далеко. // Советский Дагестан. 1972. №5. С. 72.

83. Магомедов М. Знаменитая трость. М.: Детская литература, 1967. С. 21. Пер. Ц. Голодного.103 грТам же.

84. Цит. по: Детская литература. 1976. № 1. С. 30.

85. Яхьяев М.-С. Гости с гор. Махачкала, 1974 .С. 10. Пер. автора.106 Там же. С. 12.107 Там же. С. 15.108 т,Там же.109 Там же. С. 30.110 Там же. С. 40.111 Там же. С. 48.112 Там же. С. 15.113 Там же. С. 56.

86. Каниев Р. КУК покидает гавань. Книга первая. Махачкала, 1974. С. 8. 115Тамже. С. 51.116 Там же. С. 52.117Каниев Р. КУК покидает гавань. Книга вторая. Махачкала, 1975. С. 16.11 ЯТам же. Книга первая. С. 24-25. 119 Там же. С. 25-26. 120Там же. С. 25.

87. Там же. Книга вторая. С. 62.122 Там же. С. 48.

88. Давыдов М. Четыре тополя. М.: Детская литература, 1973. С. 10. Пер.И. Минутко.124 Там же. С. 28.

89. Магомед-Расул. Раненая ласточка. М.: Детская литература, 1969. С. 49. Пер. И. Рахтанова.126 Там же. С. 50.127 Там же. С. 72.Алексеев В. Как минимум и как максимум // Детская литература. 1988. № 1.С. 23.

90. Магомед-Расул. Когда тебе шестнадцать. Махачкала, 1977. С. 55. Пер. автора.130Там же. С. 55.131 Там же. С. 30.132 Там же. С. 25.

91. Зубарева Е. Несущие тягу земную. М.: Детская литература, 1980. С. 109.

92. Амонашвили Ш. Какая нам нужна педагогика? // Детская литература. 1989. №7. С. 4.

93. Магомедов М. Костер на снегу: Повести. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 36. Авториз. пер. В. Косихина.147Там же. С. 91-92.148 Там же. С. 90.

94. Цит. по: Масловский В. Оглянуться, оглядеться. Заметки на полях // Детская литература. 1989. № 9. С. 2.

95. Мазаев К. Снег в мае. М.: Современник, 1984. С. 89. Пер. М. Чистова.166 Там же. С. 91.167 Там же. С. 114.168 Там же. С. 91.169 Там же. С. 92.170 тТам же.171 Там же. С. 194.172Там же. С. 108.173 Там же. С. 105.

96. Уарзиати B.C. Истоки кукольного театра у народов Северного Кавказа // Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа: Материалы региональной конференции (18-29 ноября 1987 года). Орджоникидзе, 1988. С. 221.

97. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 333-334; Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991. С. 40; Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы. Махачкала, 1993. С. 180 и др.

98. Османов М.О. Сельскохозяйственный календарь и аграрные культы // Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев, Махачкала, 1967. С. 56.

99. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века. Л.: Наука, 1988. С. 169.

100. См.: Гаджиев Г.А. Указ. соч. С. 79, 83; Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 22. и др.1 70Бартрам М.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1978.С. 46.

101. Дибиров М.А. Указ. соч. С.75.1 ft 4Булатова А.Г. Указ. соч. С.113.

102. Яхъяева А. Эти волшебные куклы // Дагестанская правда. 1985. 20 августа.

103. Любинский И. Очерки о советской драматургии для детей. М.: Детская литература, 1987. С. 223.

104. Смирнова Н.И. Театр Сергея Образцова. М.: Наука, 1971. С. 282. 1 ftftСеростанова Л.Г. Для самых маленьких // Советский Дагестан. 1968. № 2.С. 73.1 SOКалмановский Е.С. Театр кукол, день сегодняшний. Из записок критика. Л.: Искусство, 1977. С. 14.

105. Николаев В. Не словом, а делом // Махачкалинские известия. 1997. 29 августа.

106. В 1983 году по мотивам сказки А. Абу-Бакара «Сладкий родник» был поставлен мультфильм на киностудии «Союзмультфильм».1Q7Цит. по: Фиш Э. Гимн труду // Дагестанская правда. 1981. 4 августа.193 т-,Там же.

107. Гаджиева 3.3. Аварская драматургия (1960-1970): Плановая работа 1992 года // Рукописный фонд ияли днц ран. Ф. 3. Оп. 5. Д. 705. С. 5.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.