Формирование и развитие культуры промышленного труда и её влияние на повышение духовного уровня рабочих в условиях зрелого социализма (на материалах республик Средней Азии) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор философских наук Каримов, Хамид

  • Каримов, Хамид
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 1984, Самарканд
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 344
Каримов, Хамид. Формирование и развитие культуры промышленного труда и её влияние на повышение духовного уровня рабочих в условиях зрелого социализма (на материалах республик Средней Азии): дис. доктор философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Самарканд. 1984. 344 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Каримов, Хамид

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МАРКСИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ТРУДА И

КУЛЬТУРЫ И ИХ РОЛИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВА.

§ I. Формирование марксистской концепции нравственно-культурной ценности свободного труда

§ 2. Культура труда как проблема марксистско-ленинской социологии.

ГЛАВА П. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРУДА И КРАСОТЫ, ИХ ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ

§ I. Возникновение и развитие восприятия элементов красоты труда в докапиталистических общественно-экономических формациях.

§ 2. Противоречивый характер культуры труда в условиях капитализма.

§ 3. Формирование культуры труда в социалистическом обществе и ее гуманистическая направленность

ГЛАВА Ш. ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО

ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА.

§ I. Диалектика утилитарного и эстетического в труде.

§ 2. Возрастание роли культурной среды на производстве в поднятии качества работы и повышении производительности труда.

§ 3. Роль повышения культуры труда в создании материально-технической базы коммунизма.

ГЛАВА 1У. ВОЗДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ ТРУДА НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ РАБОЧИХ В ЗРЕЛОМ СОЦИАЛИЗМЕ.

§ I. Взаимообусловленность культуры труда и духовного роста рабочих.

§ 2. Культура труда как важный фактор духовного развития рабочих.

§ 3. Роль рационального использования нерабочего времени в повышении культурного уровня рабочих

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие культуры промышленного труда и её влияние на повышение духовного уровня рабочих в условиях зрелого социализма (на материалах республик Средней Азии)»

Актуальность темн. Одной из важнейших социально-культурных проблем, связанных с решением задач развития промышленного производства, является всевозрастающая роль культуры труда в поднятии качества работы и эффективности производства в условиях зрелого социализма. Правильное решение этой проблемы должно способствовать подъему качества работы - обеспечению ее ритмичности, уменьшению текучести кадров, улучшению трудовой дисциплины, воспитанию моральной ответственности рабочих за судьбу производства, повышению культурного уровня работников. А это, в свою очередь, должно сыграть важную роль в формировании духовного облика и нравственных качеств рабочих.

Как было подчеркнуто на ХХУ1 съезде КПСС, динамичное развитие социалистического общественного производства зависит не только от технической оснащенности, экономического роста, но и от социально-психологического и нравственно-морального климата на промышленных предприятиях. Решение этих общесоциологических проблем прежде всего зависит от сознательности, целеустремленности, образованности, морального и культурного облика социального субъекта как главного производителя всех материальных благ общества. В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" было особо отмечено, что "надо поддерживать все передовое в общественной практике, утверждать и ярко раскрывать новое качество жизни трудящихся масс, включающее в себя коллективизм и товарищество, нравственное здоровье и социальный оптимизм, уверенность каждого человека в завтрашнем дне, высокую культуру труда (подчеркнуто нами - Х.К.) и потребления, поведения и быта".)1

Основываясь на марксистско-ленинском учении, КПСС вырабатывает и осуществляет ряд мероприятий по дальнейшему развитию культуры труда на производстве, всемерному оздоровлению морально-психологического климата в каждом трудовом коллективе, повышению профессионального мастерства рабочих, интеллектуализации трудового процесса на промышленных предприятиях. Эти важнейшие социально-культурные и экономические мероприятия КПСС нашли свое отражение в таких политических документах, как постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему повышению роли мастера производственного участка промышленных предприятий и строительных организаций" (май, 1977), "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" (август, 1979), "О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве" (октябрь, 1979), "О дополнительных мерах по закреплению кадров в производственных объединениях и на предприятиях текстильной и некоторых других отраслей системы Министерства легкой промышленности СССР" (март, 1982), принятый на восьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва (1983) "Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда" (август, 1983), где теоретически и практически обобщается и деятельность нашей партии по руководству и дальнейшему развитию культуры промышленного труда, повышению культурно-технического уровня ра

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983;. М., Политиздат, 1983, с. 73. бочих в условиях научно-технической революции.

Все эти важнейшие политические документы неизменно нацеливали и нацеливают внимание партийных и советских органов, а также общественных организаций на проблемы культуры производства, требуют при планировании дальнейшего развития промышленных предприятий, рассчитанном на длительные сроки, наряду с экономическими, производственными показателями, включать как важнейший социальный компонент и непременное повышение культуры промышленного труда, что, в свою очередь, способствует росту производительности труда, поднятию качества работы и духовному развитию самих работающих.

Важнейшей задчей этой социально-экономической проблемы, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, является воспитание у каждого человека потребности в труде, повышение культуры труда на производстве, ясного понимания необходимости добросовестной работы на общее благо. "Партия добивается того, - отмечал на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Андропов, - чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культуры труда и поведения".*

В условиях капиталистического общества "повышение" культуры труда носит сугубо технический характер и протекает на антигуманной основе, и поэтому оно приводит к еще большему усилению эксплуатации, к преждевременному изнашиванию и к психическим заболеваниям рабочих. Как было отмечено на ХХУ1 съезде КПСС, в

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983). М., Политиздат, 1983, с. 18. условиях капиталистического общества применение в производстве новейших научно-технических достижений, социально-культурных факторов" оборачивается против трудящихся, выбрасывает миллионы людей за ворота фабрик и заводов".*

Культура труда на производстве как один из компонентов социального прогресса промышленности получает динамичное развитие только в условиях социализма. Социализм, уничтожив эксплуатацию человека человеком, создал благоприятные объективные условия для утверждения диалектической взаимосвязи труда и культуры, впоследствии ставшей важнейшим компонентом общественного производства, источником радости и наслаждения. "В социалистическом обществе, - отмечает Б.Н.Пономарев,- утвердился союз культуры и труда (подчеркнуто нами - Х.К.), который находит свое глубокое проявление в народном характере самой культуры .

В динамично развивающемся социалистическом обществе высокая культура промышленного труда все более превращается в первую жизненную потребность, содержащую в себе и тяготение к творчеству по законам красоты, глубокое осознание общественной значимости созидательной деятельности, что является важнейшим компонентом становления коммунистического труда.

На майском и ноябрьском Пленумах ЦК КПСС (1982 г.) была всесторонне проанализирована и утверждена Продовольственная программа, призванная на высоком уровне удовлетворить растущие потребности населения в продуктах питания, программа, включающая в себя всестороннее развитие агропромышленных комплексов, диалектически переплетающаяся с всемерным повышением культуры

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 20.

2. Пономарев Б.Н. Великая жизненная сила ленинизма. "Правда", 22 апреля 1980. труда на производстве в условиях зрелого социализма. Такая объективная необходимость развития новых форм социальной и экономической интеграции - агропромышленных комплексов - вытекает из самой природы закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил в развитом социалистическом обществе .

Не случайно за последние годы в ходе интенсивного развития социалистического общества особенно много внимания уделяется культуре быта, культуре поведения советских людей, как и культуре производства, - все это непосредственно определяется небывалым ростом темпов производства материальных и духовных ценностей. Этому важному социально-культурному вопросу постоянное внимание уделяет наша периодическая печать, выдвигая и освещая те или иные аспекты этой многосторонней проблемы. В частности, одна из передовиц "Правды" была посвящена именно этому социально-культурному вопросу : "Развитие современного социалистического производства, ускорение научно-технического прогресса, - говорилось в ней, - предъявляют к труженикам промышленности и сельского хозяйства. серьезные и притом постоянно растущие требования в смысле повышения культуры труда, организованности и трудовой дисциплины".^

Развитие науки и техники, внедрение их результатов в производство привели к значительному совершенствованию технологии промышленного производства, интеллектуализации трудового процесса, что с необходимостью потребовало от рабочих повышения профессионального мастерства, технического кругозора, а это, в свою очередь, способствовало росту культуры труда, подъему качества работы. Такие объективные закономерности развития социа

I. Культура труда. "Правда", I ноября 1981. листического промышленного производства приводят к социально-творческой активизации рабочих, способствуют созданию культурной среды на производстве, оздоровлению нравственно-психологической атмосферы в трудовом коллективе. Активизация социально-культурной деятельности рабочих стала важнейшим стимулом для развертывания в шестидесятых годах среди промышленных предприятий движения за получение звания "Предприятие высокой культуры".* Это и есть одна из важнейших сторон проявления новых социально-культурных явлений,^ порожденных объективным развитием самой социалистической действительности, на необходимость исследования которых нацеливал внимание обществоведов - философов ХХУ1 съезд партии и июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС.

В социалистическом обществе повышение культуры труда на производстве и общее духовное развитие работника органически взаимосвязаны, выступают как единое целое. Этот социально-культурный процесс, имеющий специфические особенности в каждом регионе, обусловленные конкретно-историческими условиями, различиями промышленного производства, окружающей средой и т.п., протекает по-разному.

Народы Средней Азии за многовековую историю своей древней цивилизации накопили богатый опыт производства материальных

1. Об опыте работы по повышению культуры труда на промышленных предприятиях, удостоенных звания "Предприятие высокой культуры", было написано много популярных брошюр : См.: Кузнецов

В.К. Предприятие высокой культуры производства. М., Стройиз-дат, 1у7э ; Мандзукас Т.Д. Красота труда. Ташкент, 1975 (на узб.яз.) ; Рустамов А.Г. Производственная эстетика. Ташкент, 1975 (на узб.яз.) и др.

Авторы этих брошюр знакомят читателей с работой, проводимой на заводах и фабриках, стройках в области совершенствования производства, путях повышения его эффективности и культуры, рассказывают о реконструкции цехов и участков.

2. См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 78. благ, а вместе с тем и опыт культуры труда, без которой, естественно, невозможно было бы никакое плодотворное производство, включая традиционное ремесленное и мелкопромышленное. Потребность в повышении и перестройке культуры производственной деятельности у народов Средней Азии формировалась прежде всего вследствие колоссальных масштабов строительства социалистического общества - общества новых, истинно гармоничных социальных отношений, с одной стороны, и высочайшей техники, развитой индустриализированной экономики - с другой. Это, разумеется, не означало отказа от векового опыта и традиций, а лишь предполагало сохранение всего лучшего жизнестойкого в них, того, что способно "вписаться" в условия диктуемые современной техникой. Такая особенность становления современной культуры общественного производства в среднеазиатских республиках является закономерностью, обусловленной своеобразием исторического и экономического развития общества в этом регионе.

Богатый опыт республик Средней Азии в повышении культуры труда на производстве, небывалом поднятии культурно-технического уровня работников и воздействии этих факторов на развитие материального производства в целом является притягательным примером огромной силы для развивающихся стран зарубежного Востока. На состоявшемся в 1982 году заседании Совета по координации научно-исследовательских работ при Министерстве культуры СССР на тему "Актуальные вопросы научных исследований в области культуры и искусства в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" было особо подчеркнуто, что "немаловажное значение имеет также изучение опыта влияния культуры среднеазиатских республик (это, конечно, не может не касаться и такой сферы культуры, как культура труда, производства - Х.К.) на страны Азии и Ближнего Востока".'''

В связи с этим исключительно важное значение приобретает выявление специфических особенностей становления культуры промышленного труда в среднеазиатском регионе. Однако из этого не следует, что становление культуры промышленного труда в регионе Средней Азии было оторвано от духовного и материального бытия других регионов, других народов страны. Формирование и развитие культуры промышленного труда у народов Средней Азии получило широкий размах благодаря освоению ими навыков, традиций и достижений русского народа, других братских народов в области промышленного труда.

Говоря о социально-политической значимости взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур народов СССР, Ю.В.Андропов отметил, что этот процесс "открывает всем людям еще более широкий доступ ко всему лучшему, что дает культура каждого из наших р народов".

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было особо подчеркнуто, что для проведения дифференцированной работы по повышению культуры труда на производстве, формирования духовного облика работников необходимо учитывать многообразие интересов различных групп населения и специфику регионов. Этому аспекту диссертантом уделено в работе особое внимание, чем обусловлено использование в ней обширного материала по промышленному производству в Средней Азии и его взаимодействию с культурно-производетвенными традициями народов, населяющих этот регион.

Таким образом, актуальность темы определяется задачами изучения одной из важнейших проблем зрелого социализма - усиления

1. См."Художественная культура: проблемы и суждения".М,1982,с.61.

2. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР, М., 1982, с. 13. тенденции взаимопроникновения производства и культуры, возрастания роли духовного фактора в научной организации, управлении и развитии производства материальных благ, в совершенствовании культуры трудовой деятельности и выявлении специфических особенностей проявления этих тенденций в условиях республик Средней Азии.

Степень разработанности проблемы. В философско-социологи-ческой литературе имеется ряд книг, коллективных работ, статей, брошюр, в которых прямо или опосредственно рассматриваются отдельные аспекты культуры труда и ее взаимосвязи с духовным производством в условиях развитого социализма. В этом плане большой научный интерес вызывают труды Л.Н.Безмоздина, А.Г.Егорова, Ю.А.Жданова, Л.И.Новиковой, М.Ф.Овсянникова, др.^ В них выявляются взаимообусловленность красоты и труда, соотношение эстетики и производства, закономерности развития эстетики труда, социальные последствия художественного конструирования в индустрии (дизайн), роль технической эстетики в поднятии качества работы и повышении производительности труда.

Вот почему исследование проблем формирования и развития культуры промышленного труда в условиях зрелого социализма приобретает все большее теоретическое и прикладное значение, так как оно открывает широкий простор для осуществления научно-технического прогресса, ускорения создания материально-технической базы коммунизма. Именно эти обстоятельства вызвали большой интерес в последние годы в марксистской философии и социологии

I. Коган Л.Н. Красота труда. М., 1963 ; "Культурная деятельность" (ответ, ред. Л.Н.Коган) М., 1981; Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1974 ; Овсянников М.Ф. Эстетика и производство. ( л сб. "Эстетика и производство"), МГУ, 1969; Жданов 10.А. Встреча труда и культуры. М., 1979 ; Новикова Л.И. Искусство и труд. М., 1975 ; Безмоздин Л.Н. Технический прогресс и эстетика труда. Ташкент, 1969 и др. прежде всего в социалистических странах, а также среди марксистов на Западе, вызвав стремление к более полному и всестороннему исследованию вопросов культуры труда не только с чисто научной точки зрения, но и в связи с практикой общественного производства. Вопросы культуры труда требуют дополнительного исследования путем анализа общественно-экономических, политических, культурных и идеологических процессов и влияния их на эти процессы. Основным принципом перерастания социализма в коммунизм является сближение умственного и физического труда, слияние промышленного труда с культурой, интеллектуализация трудового процесса, что с необходимостью вызывает большрй интерес к исследованию проблем культуры труда. "Ведь, - как было отмечено на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, - в труде человек не только создает материальные ценности, но и выковывает свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданин, активный строитель коммунизма"."''

В этом смысле большой научный интерес вызывает рабста А.Г. Егорова "Проблемы эстетики", в которой хорошо освещен такой важнейший компонент культуры труда, как эстетика труда.

Говоря о том, что составляет предмет эстетики труда, автор замечает, что "это прежде всего красота самого процесса труда, рассматриваемого как источник эстетических эмоций, и,следовательно, отношения эстетического порядка, которые складываются между людьми на производстве, в процессе труда. Затем - эстетические достоинства орудий труда и производственной обстановки, сочетание целесообразности и красоты в продуктах человеческой деятельности, достигаемых разными способами, в том числе методом художественно

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983г).

М., Политиздат, 1983, с. 36. го конструирования промышленных изделий". Один из моментов, на который обращает внимание А.Г.Егоров, - социологическая основа эстетики труда. Она, по его мнению, "определяется прежде всего тем, что в процессе материального производства развивается, формируется высокая культура трудящихся - и непосредственно, и через конкретные результаты этого производства".^

Удачно раскрыты отдельные стороны большой и сложной проблемы р культуры труда в работе Л.И.Новиковой "Искусство и труд". Основное внимание здесь уделяется вопросам формирования и развития дизайна и его связи с проблемами эстетики труда. Однако в работе недостаточно освещены такие важные аспекты культуры труда, как влияние эстетизации производственного процесса на повышение производительности труда, создание материально-технической базы коммунизма. о

В работе Ю.А.Жданова "Встреча труда и культуры", главное внимание уделяется освещению таких вопросов культуры, как гуманистический и интернациональный характер социалистической культуры, ее роль в развитии мировой культуры. Автор, рассматривая культуру, ставит вопрос : "Как же быть с культурой производства" (подчеркнуто нами - Х.К.тем самым направляет внимание философов и социологов на исследование диалектической взаимосвязи труда и культуры, их места в общей системе культуры.

Плодотворная исследовательская работа ведется по отдельным вопросам культуры труда и в странах социалистического содружества. На страницах периодической печати часто появляются интересные

1. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1974, с. 93.

2. Новиков Л.И. Искусство и труд. Учебное пособие. Изд. "Высшая школа". М., 1974.

3. Жданов Ю.А. Встреча труда и культуры. М., 1979.

4. Там же, с. 5. сообщения о работе чешских ученых Зденека Новарта и Петра Тучны, польских художников в области эффективного использования приемов художественного конструирования. Социалистические страны часто проводят конференции, совещания и консультации по проблемам культуры труда. Одно из таких совещаний представителей стран -членов Совета Экономической Взаимопомощи состоялось в свое время в Варшаве.*

Отдельные общетеоретические вопросы культуры труда затрагиваются в исследовательских работах советских культурологов А.Г.

Агаева, А.И.Арнольдова, С.Н.Артановского, М.Т.Иовчука, И.К.Куч-2 маевой и др.

Ряд теоретических и социологических проблем взаимосвязи эстетической ценности труда и духовного производства и их роли в повышении творческой активности трудящихся в условиях развитого а социализма исследуются в диссертационных работах последних лет.

Отрадно отметить и тот факт, что сами рабочие на заводах и фабриках проводят конкретно-социологические исследования по ' отдельным вопросам культуры труда и научно обобщая их результаты, защищают кандидатские диссертации. Так, например, формовщик Первомайского завода, делегат ХХУ съезда Компартии Украины В.Горбат

1. См. подробнее в кн. "Эстетическое воспитание и труд". М., 1965, с: 83-84.

2. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М., 1975; Иов-чук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура : исторический опыт и современные проблемы. М., 1979: Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. М., 1974; Артановский С.Н. Идеологическая борьба и современная культура. М., 1974 ; Кучмаева И.К. Актуальные проблемы культуры и идеологическая борьба. М., 1976 и др.

3. Рустамов А.Г. Эстетизация промышленного труда и всестороннее

Развитие личности в условиях развитого социализма (канд.дисс). ашкент, 1975 ; Бойко В.Н. Эстетическая ценность труда при социализме (канд.дисс). Свердловск, 1968; Прыгунов В.Е. Духовное производство: проблемы специфики и развития. Свердловск, 1979; Иванова В.М. Повышение творческой активности рабочего класса в условиях НТР (канд.дисс.) Баку, 1980 и др. ко в октябре 1978 года защитил кандидатскую диссертацию на тему "Пути улучшения условий труда", в которой исследуются вопросы научной организации трудового процесса и ее роль в росте производительности труда, поднятии качества работы, а также в повышении культуры труда на производстве.'''

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" особо отмечается, что воспитание всех трудящихся в духе коммунистического отношения к труду и общественной собственности является одним из важнейших стимулов становления культуры труда на производстве в условиях развитого социализма, что в свою очередь способствует социально-творческой активности субъекта в деле управления культурой производства.

Вопросы взаимообогащения и взаимовлияния национальных культур, интернациональный характер советской культуры, формирование социалистической художественной культуры в национальных республиках, роль культуры в формировании духовного облика личности нашли свое отражение и в исследовательских работах культурологов среднеазиатского региона.^

Ни в коей мере не умаляя научной ценности перечисленных

1. Алексеев Л. Рабочие диссертации. "Правда", 10 октября 1978.

2. Муминов И.М. Избранные произведения, т. 1У, Ташкент, 1977 ; Шермухамедов С.Ш. Расцвет и сближение национальных культур.

М., 1974. Его же. Некоторые вопросы теории и практики развития социалистической культуры. Ташкент, 1980 ; Хайруллаев м.М. Изучение культурного наследия в СССР и критика буржуазных faльcификaтopoв. "Общественные науки в Узбекистане", № 3, 1980 аназаров К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. М., 1982 : Валиев А.К. Октябрь, кулвтура, интеллигенция. Ташкент, 1977 ; Пулатов X. Коммунизм, государство, культура, личность. Ташкент, 1971 ; Буранов К. Диалектика развития социалистической культуры. Ташкент, 1974 ; Гаибов Н.Г. Расцвет культуры Советского Узбекистана. Ташкент, 1981 и др. трудов, необходимо отметить, что проблема формирования и развития культуры промышленного труда и ее роль в повышении духовного уровня рабочих, специфические особенности ее проявления в среднеазиатском регионе по настоящее время в нашей философско-социологической литературе детально не исследованы.

Проведенная на страницах журнала "Вопросы философии" плодотворная научная дискуссия по проблемам культуры убедительно показывает, что вопросы культуры труда, мышления, чувств требуют своей дальнейшей разработки.*

Как правильно отмечается в нашей философской литературе, "До сих пор еще нет сколько-нибудь серьезного исследования о р социалистическом труде как важнейшем факторе развития культуры".

Все эти обстоятельства и обусловили выбор проблемы нашего исследования.

Данная проблема весьма сложна и многогранна. Для глубокого и всестороннего ее решения требуется большой и кропотливый труд целого коллектива исследователей - философов, социологов, историков, экономистов, искусствоведов и этнографов.

Мы не претендуем на всестороннее и полное раскрытие изучаемой проблемы, но попытаемся осветить некоторые, на наш взгляд, наиболее важные ее стороны.

Цель и задачи исследования. Основной целью нашего исследования является» во-первых, изучение и раскрытие диалектической взаимосвязи труда и культуры, формирования и становления культуры труда и ее место в общей системе промышленного производства ; во-вторых, выявление генезиса культурного начала, заложенного в самом труде, основных тенденций его развития и их взаимосвязи с

1. См. "Вопросы философии", № II, 1977, № I, 1978 и др.

2. См. "Культурная деятельность" (ответ.ред. JI.H.Коган) .М,1981, с.233 предметно-познавательной деятельностью человека ; в-третьих, анализ специфических особенностей становления культуры труда на промышленных предприятиях среднеазиатского региона и ее социально-политического и экономического значения ; в-четвертых, показ социально-философского значения повышения культуры труда и истинно культурной среды на производстве, создания здорового нравственно-психологического и морального климата в трудовом коллективе и их обратное воздействие на формирование духовного облика рабочих в условиях научно-технической революции.

Соискатель стремится раскрыть социально-философскую сущность и показать динамику роста культуры труда на промышленных предприятиях с точки зрения развития человеческой личности -личности, которая играет решающую роль в становлении коммунистической культуры.

В диссертации ставятся следующие основные задачи :

- выяснить суть и структуру понятия"культура труда" и его диалектическую взаимосвязь с другими категориями исторического материализма ;

- раскрыть социально-философскую сущность исторического процесса формирования и становления культуры промышленного труда и специфические особенности ее проявления в среднеазиатском регионе ;

- подвергнуть критике методологические принципы немарксистских толкований взаимосвязи труда и культуры ;

- показать роль культуры труда в повышении эффективности производства и поднятии качества работы ;

- на основе обобщения данных конкретно-социологических исследований, проведенных на отдельных промышленных предприятиях Средней Азии, дать анализ состояния и динамики повышения культуры промышленного труда ;

- осветить роль формирования коммунистической сознательности рабочих в улучшении трудовой дисциплины, в поднятии качества работы и эффективности производства ;

- проанализировать возрастание роли культурной среды на производстве в повышении производительности труда и поднятии качества выпускаемой продукции ;

- раскрыть социальную значимость создания благоприятного нравственно-морального климата на каждом промышленном предприятии и ее роль в активизации культурной деятельности каждого индивида, в формировании экономического мышления ;

- выявить возрастание роли духовного фактора в повышении культуры труда на производстве ;

- проанализировать рост культурно-технического уровня рабочих в процессе повышения культуры труда на производстве и его значение в идейно-политической обеспеченности социалистического общественного производства.

Научная новизна работы заключается в детальном и всестороннем исследовании диалектической взаимосвязи труда и культуры, генезиса возникновения и развития культурной деятельности человека в трудовых процессах, дается интерпретация феномена "культура труда" и его связи с общественным бытием, общественным производством, вводится новое толкование понятия "культурная среда на производстве", ее основных компонентов и их корреляции с экологической сферой ; уточняются сложившиеся в советской философско-социологической литературе представления о промышленной эстетике, которая, по мнению ряда авторов, является самостоятельной наукой.

На основе творческого обобщения богатого эмпирического материала среднеазиатских республик, впервые рассматриваемого в аспекте данной проблемы, анализируется генезис возникновения, становления и развития культуры промышленного труда, его диалектической взаимообусловленности с формированием духовного мира рабочих в условиях научно-технического прогресса. Показывается рост социально-творческой активности рабочих коренных национальностей и как она воздействует на повышение культуры труда в производстве, на оздоровление морального климата в трудовом коллективе, на идеологическое обеспечение динамичного развития социалистического общественного производства в республиках Средней Азии.

Практическая ценность работы, по мнению автора, заключается в том, что теоретические положения и практические рекомендации, выдвинутые в ней, могут быть использованй в дальнейшей разработке проблем культурологии, в социальном планировании и развитии промышленных предприятий, в совершенствовании самих форм и методов повышения культуры труда и созданиии должного психологического и морального климата на предприятиях, в выявлении дополнительных резервов повышения производительности труда, поднятии качества работы и эффективности производства, в выработке коммунистических норм поведения, формировании и развитии культуры личности. Теоретическое осмысление и обобщение опыта по повышению культуры труда на промышленных предприятиях республик Средней Азии важно и для разоблачения теорий буржуазных фальсификаторов о проводимой якобы "русификации" и "денационализации" республик в СССР.

Отдельные предложения соискателя могут быть использованы партийными и общественными организациями заводов и фабрик в практической деятельности по превращению их в образцовые предприятия и завоеванию ими почетного звания "Предприятие высокой культуры".

Методология исследования. Методологической основой работы являются произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС и Коммунистических партий Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, Пленумов ЦК КПСС и ЦК Компартии республик Средней Азии, доклады и выступления руководящих деятелей КПСС и Советского государства, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам культуры производства, идеологии, науки, культуры, Конституция СССР и Конституции среднеазиатских республик, важнейшие партийные документы.

Материалом диссертации послужили данные социологических исследований, проведенных автором на промышленных предприятиях Узбекистана (в частности на Самаркандских предприятиях : заводе "Гелион", опытно-механическом заводе, заводе "Красный двигатель", чаеразвесочной фабрике, шелкоткацкой фабрике имени 26 Бакинских комиссаров i на швейном производственном объединении имени 50-летия УзССР и Компартии Узбекистана, на тепловозовагоноремонтном заводе имени Октябрьской революции в Ташкенте), Таджикистана (на швейном производственном объединении имени 50-летия СССР в Душанбе), Киргизии (на Ошском шелковом комбинате имени ВЛКСМ) и др. ; местных статистических управлений ; неопубликованные документы фондов Центрального государственного архива УзССР (ЦГА УзССР), архивов Узсовпрофа ; исследования зарубежных авторов ; материалы периодической печати, отражающие вопросы повышения культуры труда на производстве, а также сведения о культуре производства, технической эстетике, собранные в ходе личных наблюдений автора на промышленных предприятиях среднеазиатских республик.*

Результаты этих социологических исследований позволили выявить ту социальную роль, которую играет повышение культуры труда в поднятии качества работы, эффективности производства и в общественном прогрессе республик среднеазиатского региона, вносящих свой вклад в создание материально-технической базы коммунизма.

Для раскрытия возрастающей роли субъективного фактора в обеспечении динамичного роста культуры труда на производстве соискателем проводился анкетный опрос среди рабочих отдельных заводов и фабрик Узбекистана. Анкетный опрос состоялся из 10 оср новных вопросов и небольшой инструкции. Опросный лист был рас-читан на заполнение его самими рабочими и служащими.

Результаты анкетного опроса^ показали, что подлинно гума

1. Партийными и общественными организациями ряда заводов и фабрик Самарканда (завод "Гелион", кожзавод им. Ахунбабаева, шелкоткацкая фабрика имени 26 Бакинских комиссаров, чаеразвесочная фабрика) по инициативе и при деятельном участии дисег сертанта были организованы и проведены теоретические конферен

Йии по вопросам культуры производства и технической эстетики, атериалы этих теоретических конференций были обобщены и использованы в данной работе, а также опубликованы на страницах республиканских и областных газет "Совет Узбекистони", "Правда Востока", "Узбекистон маданияти", "Ленин юлы", "Ленинский путь" и др. Самаркандский обком КП Узбекистана, облисполком и облсовпроф в 196b, 1У67 и 1970 годах провели областные теоретические конференции по культуре производства и технической эстетике, в подготовке и проведении которых самое активное участие принимал и соискатель (см. газ. '"Ленин юлы" от 15 февраля 1966, 21 марта 1967, 4 апреля 1970 гг.).

2. Возраст, пол, образование и другие сведения об отвечающих. Указать фамилию не требовалось.

3. Результаты социологического исследования были опубликованы на страницах республиканской газеты "Правда Востока под заголовком "0 чем рассказали анкеты", 24 июня 1967, жур. "Мехнат ва турмуш". 1970, № 6, с. 13. "В цех пришла красота" (Брошюра на узо.яз.), Ташкент, изд. "Еш гвардия , 1972 ; "Узоры красоты"

XБрошюра на узб.яз), Ташкент, изд. "Еш гвардия", 1980 и др. нистический характер социалистического труда создает благоприятные условия для повышения культуры труда на производстве в связи с чем рабочие, наряду с материальным и моральным вознаграждением, получают большое эстетическое наслаждение от результатов своей работы.

Вышеизложенное убедительно показывает актуальность затрагиваемой проблемы для научного прогнозирования социального развития промышленных предприятий, а также формирование коммунистической сознательности, укрепление трудовой и производственной дисциплины, что является важнейшим фактором ускорения решения Продовольственной программы и как было отмечено на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС в совокупности все эти и другие социально-культурные последствия являются "социалистической цивилизованностью".*

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (14-15 июня 1983;. М., Политиздат, 1983, с. 13.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Каримов, Хамид

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленный трудовой процесс представляет собой целостное явление, включающее в себя производство материальных и духовных ценностей. Творческий характер трудовой деятельности определяется не только и даже не столько прогрессом техники, сколько и, главным образом, свободой действия самого трудового человека, самих трудящихся людей.

Труд есть не единичный акт, а диалектическое единство субъ-ёктивного и объективного, личного и общественного начала. В трудовом процессе работнику для достижения собственной цели, а через нее и цели общественной приходится решать различные задачи, подготавливающие почву для развития как материального производства, так и духовной сферы, целью которого является удовлетворение универсальных потребностей общества и личности. Удовлетворение универсальной потребности общества диалектически взаимообусловлено с универсальной способностью социального субъекта, ставшее побудителем культурной деятельности, способствующей духовному развитию общества. Но этот диалектический процесс был связан с расширением субъективной свободы, то есть с полным осознанием конечной цели своего труда, которая приводит производителя к убеждению в социальной необходимости, полезности и понимания кра соты продуктов, создаваемых им. Только на базе сознательной производственной деятельности у человека социалистического общества мог сформироваться высокий уровень культурно-технических знаний и навыков. Вся их совокупность как в индивидуальном, так и в общественном плане, их неразрывные связи с окружающим миром определит социальный характер труда.

Этим определяется диалектическая взаимообусловленность труда и культуры, которая стала основным стимулом для научного осмысления генезиса и развития духовных процессов.

Человек как социальный субъект в процессе предметно-преобразующей деятельности создает почву для возникновения и развития духовной жизни общества. Формирование духовной жизни общества непосредственно связано с мировоззрением, сознанием, образованием, уровнем интеллектуального роста человека. Диалектическое развитие сознательности народных масс, накопление определенных профессиональных навыков создало благоприятные условия для становления общечеловеческой культуры, составной частью которой является культура труда.

В современных условиях сфера действия культуры не только обуславливается образованием, воспитанием, литературой и искусством, но и общественным прогрессом, проявляющимся, в частности и в сфере промышленного производства. Именно эти объективные тенденции диалектического развития человеческой культуры стали источником становления культуры труда на промышленных предприя -тиях, которая в настоящее время стала неотъемлемой частью социалистической индустрии. Поэтому успешное решение Продовольственной программы, наряду с другими факторами, непосредственно связано с постановкой повышения культуры труда на производстве и духовного развития рабочих. Такой подход к диалектической взаимообусловленности роста духовного уровня рабочих и культуры труда на произ -водстве создает благоприятные условия для формирования всесторонней гармонически развитой личности коммунистического общества.

Эти обстоятельства определяют основные критерии присвоения промышленным предприятиям звания "Предприятия высокой культуры", в которых учитывается, во-первых, техническая культура, во-вторых, культура труда на производстве, и в-третьих, личная культура трудящихся.

Народы, населяющие среднеазиатский регион, прошли в историческом развитии своеобразный путь, связанный с тем, что находясь под многовековым гнетом феодальных отношений они по уровню социально-экономического и культурного развития отстали от других народов России.

Господств.]!? феодальных общественно-экономических отношений, исторически сложившиеся национальные традиции, территориальные и климатические условия обусловили своеобразие пути пройденного народами республик Средней Азии в строительстве социализма.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла возможность перехода от феодализма к социализму, минуя капитализм.

Узбеки, таджики, туркмены, киргизы, каракалпаки ликвидировали экономические и политические устои феодализма, приступив к развитию промышленности, современных видов транспорта, связи и тем самым создали свою социалистическую индустрию, сформировали национальный рабочий класс, что в свою очередь обеспечило повышение культуры труда на производстве.

При переходе от феодализма к социализму в среднеазиатском регионе создавались социалистические общественные отношения, но социально-экономическая база была еще сравнительно отсталой, хотя имелись отдельные предпосылки для прогресса общества. Октябрьская революция, победившая в России, вызвала революционные преобразования в республиках Средней Азии. Только она открыла единственно верный путь для становления и развития социалистической промышленности, что повлекло за собой рост культуры труда на производстве.

Социально-экономический процесс развития народов был сложным и своеобразным, так как национальные традиции, исторические и демографические условия, климат наложили свой отпечаток на развитие отраслевого промышленного производства, которое ориентировалось, в основном, на то, чтобы благодаря техническому оснащению, на агропромышленной основе развивать такую важную сельскохозяйственную культуру, как хлопок. Динамичное развитие хлопководства настоятельно диктовало необходимость индустриализации данной отрасли сельскохозяйственного производства, явившейся наиболее характерной стороной формирования и развития промышленных предприятий в среднеазиатском регионе.

Развитие индустрии диктовалось не только потребностями сельскохозяйственного производства, но и исторически сложившимися национальными традициями ремесленного производства, а также потребностями создания тяжелой индустрии, связанными со строительством новых крупных заводов и фабрик на территории республик Средней Азии, в результате чего открылся новый этап внедрения культуры труда на производстве.

В результате диалектического развития производительных сил республики Средней Азии к иачалу 30-х годов, при технико-экономической помощи других народов Советской Союза, превратились из аграрных в аграрно-индустриальные. Это время характеризуется созданием крупных промышленных и аграрно-промышленных комплексов путем объединения мелких, разрозненных промышленных предприятий, что привело к значительному улучшению культуры труда на производстве, которая обеспечивала дальнейший рост общественного производства, повышение эффективности и качества работы во всех от -раслях народного хозяйства.

В специфике формирования культуры промышленного труда, культурных потребностей работников в среднеазиатских республиках, миновавших капиталистическую стадию развития, можно выделить три основных момента :

Первый. Переход от отсталых феодально-аграрных отношений к социалистическому агропромышленному производству является результатом динамичного развития общественного производства данного региона, что вызвало необходимость, приобретения сельскохозяйственным производством индустриального характера, а труд крестьянина сблизился с трудом рабочего. В.И.Ленин подчеркивал, что задачей социализма является "сближать и объединять промышленность и земледелие".*

Именно эти потребности социалистического общества явились

I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 42, с. 15. предпосылкой для развития культуры труда на производстве, повышения культурно-технического уровня работников на агропромышленных комплексах республик Средней Азии. Этот объективный процесс обеспечил последовательное проведение курса на комплексную механизацию сельскохозяйственного производства и прежде всего хлопководства, что привело к социальному прогрессу, к быстрому росту благосостояния среднеазиатских народов.

Второй. На местных художественных промыслах Средней Азии на основе прогрессивных национальных традиций, сложившихся в процессе исторического развития, производятся предметы народного прикладного искусства, пользующиеся большим спросом не только в нашей стране, но и за рубежом.

Производимые на промышленной основе художественные изделия являются составной частью материальной культуры, которая диалектически воплощает в себе как утилитарную, так и эстетическую сущности. Поэтому они играют важную роль в деле сближения труда и культуры, вследствие чего в определенной степени стали развиваться отдельные отрасли производства (такие как шитье золотом на бархате, ганч и др.) в республиках Средней Азии.

Однако следует отметить, что ныне функционирующие на территории Средней Азии предприятия, производящие художественные изделия, маломощны и не отвечают современным требованиям. На таких мелких предприятиях слабо внедряется механизация и автоматизация трудового процесса, что приводит к значительному ограничению внедрения культуры труда на производстве. Поэтому настало время объединить, все существующие мелкие местные производства худо -жественных изделий в крупное Среднеазиатское объединение легкой промышленности, обеспечивающее качественный выпуск предметов народного прикладного искусства.

Третий. Создание благоприятной культурной среды на промышленных предприятиях Средней Азии органически связано с особен -ностями природных условий, то есть географическим расположением, своеобразная климата и т.д., по своему характеру отличающихся от других районов нашей страны.

Оптимальное использование указанных социально-экономических факторов будет способствовать обеспечению рентабельности произ -водства, благоприятному территориальному размещению предприятий, пропорциональному динамичному росту социалистического общественного производства, что ускоритлсоздание материально-технической базы коммунизма.

В среднеазиатском регионе природные богатства позволяют всемерно расширять сеть таких промышленных предприятий, как горнодобывающие, хлопкоочистительные, по производству минеральных удобрений и т.д., которые требуют создания особых условий труда, способствующих лучшему использованию возможностей окружающей среды, климата, природных богатств, гидроресурсов.

Важнейшим условием повышения культуры труда на производстве следует считать техническую и эстетическую культуру, без которой нельзя обеспечить интенсификацию общественного производства. Интенцификация общественного производства прежде всего связана с повышением сознательности работников, которые стремятся с наименьшими затратами выпустить больше продукции высшего качества, на что было обращено особое внимание Ю.В.Андроповым во время встречи с рабочими московского завода "Станкостроитель".*

I. См. подробно об этом "Встреча Ю.В.Андропова с московскими станкостроителями". "Правда", I февраля 1983.

Уровень технической культуры определяется в первую очередь степенью автоматизации и механизации производственного процесса, повышением культурно-технического уровня рабочих, что непосредственно влияет на содержание деятельности рабочих, позволяет работнику передавать все больше исполнительских функций средствам труда, требует поднятия уровня профессиональной подготовки каждого.

Повышение культуры труда на производстве не определяется только автоматизацией и механизацией производственного процесса, так как решающую роль здесь, как подчеркивает Е.Бабосов "играет творческое отношение работника к делу, соединяющее способность, умение работать с желанием, волей или даже потребностью работать I хорошо и качественно".

Дело в том, что современного советского рабочего не удовлетворяет простое облегчение или упрощение труда : порой он согласен даже на усложнение своей работы, лишь бы она не была монотонной, утомительной, а способствовала применению и развитию творческих наклонностей, интеллектуальных возможностей, мастерства.

Чтобы понять весь смысл социалистической культуры труда нужно накопить определенный жизненный профессиональный опыт. Это характерно для любого исторического периода и для любой общественно-экономической формации. Но развитие истории подчинено объективным законам. В социалистическом обществе развитие культуры труда подчиняется объективному закону несоответствия производительных сил производственным отношениям. Поскольку в социалистическом обществе нет антагонистических классов и этот закон не -соответствия разрешается мирным путем, при сознательном и актив

I. Бабосов Е. Научно-техническая революция и культура труда.

Правда", 6 июня 1980. ном участии всех тружеников.

В антагонистическом обществе представители противоборствующих классов не могут с одним и тех же позиций воспринимать красоту труда. Их разделяет и уровень развития эстетической культуры и характер жизнедеятельности, культурные интересы, моральный облик, потребности и вкусы.

Марксизм-ленинизм доказал, что в процессе труда отношения между людьми могут сложиться так, что труд из культурной потребности превращается в печальную обязанность, которую стимулируют только материальные предпосылки. Это характерно для всех антагонистических формаций, где влияние труда на развитие эстетической культуры сдерживается и ограничивается эксплуатацией человека человеком. Отчуждение средств производства и продуктов от производителя и является главным тормозом, который препятствует развитию эстетического отношения рабочих к труду.

Только социалистический способ производства устраняет мо -рально-психологическую раздвоенность человека. Орудия труда, ставшие народным достоянием, и сам труд, превратившийся во внутреннюю и первую жизненную потребность, ликвидировали классовый характер культуры труда, открыли богатые возможности для духовного развития личности.

При социализме потребность в культуре труда, убежденность, в его необходимости и полезности опиралась и опирается на высо -кие моральные качества трудящихся, которые имеют большое эначе -ние в решении важных социально-экономических задач, стоящих. : перед социалистическим государством. Высокое сознание, трудолюбие, самоконтроль на производстве, участие в соревновании за коммунистическое отношение к труду, дерзание, творчество рабочих обеспечивает динамичное развитие социалистического общественного производства.

Социальный и научно-технический прогресс в условиях развитого социализма приблизил труд рабочих к труду инженерно-технических работников, позволил им осознать социальную сущность интеллектуального труда. По мере быстрого развития науки и техники, по мере совершенствования социалистических производственных отношений советские рабочие осознают свой труд не просто как деятельность, удовлетворяющую материальные потребности, а как созидание культурных ценностей, как царство свободной жизни и свободного творческого труда.

Советский человек, осознавая культурное начало в труде, испытывает эмоциональную взволнованность. Проявление эстетически-эмоциональной приподнятости в процессе трудовой деятельности всесторонне развивает личность, совершенствует ее морально-волевые качества, стиг^улирует развитие реального гуманизма во всех сферах общественной жизни. Участие в общественно-полезном труде повышает культуру эстетических чувств, расширяет формы обмена культурной информацией, создает благоприятные условия для развития человеческой коммуникабельности.

В органической связи с материально-общественным прогрессом прекрасное становится неотъемлемой частью продуктов промышленного труда. В свою очередь в самом труде на смену только экономической заинтересованности приходит эстетическая заинтересован -ность, и труд, по словам К.Маркса "станет своим собственным вознаграждением" . *

Динамичное развитие труда на социалистических промышленных предприятиях создает условия для обеспечения гармонизации между человеком и машиной, мелоду производителем и средствами производ-I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. I, М., 1955, с. 558. ства, между тружеником и продуктами труда и т.п. Это показывает, каким богатым арсеналом средств располагает культура коммунистического труда для максимального удовлетворения требований, связанных с повышением культурно-духовного уровня развития работников.

Возрастание роли культуры труда в ускорении создания материально-технической базы коммунизма и в повышении духовного уровня трудящихся требует решения все более сложных социально-экономических задач. Культурная насыщенность рабочей среды не должна тормозить производство, развитие техники и т.п., а напротив,быть элементом, не противоречащим ни экономическим, ни технологическим, ни физическим требованиям. Процесс эстетизации осуществляется, подчиняясь главному закону развития труда - повышению его производительности, его целесообразности, его оптимальности.

В исторических решениях ХХУ1 съезда КПСС подчеркивается, что именно рост производства, увеличение выпуска продукции и улучшение ее качества приводит к нерушимоьцу союзу "творческой мысли и творческого труда".* Указание партии ставит новые важные социально-экономические задачи перед специалистами, работающими в области культуры труда, требует осуществления целого комплекса мероприятий по дальнейшему совершенствованию работы и эффективности производства.

В этой связи мы вносим ряд практических рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование процесса повышения культуры труда на промышленных предприятиях в условиях развитого социализма :

Первое. В условиях социального и научно-технического прог

I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., 1981, с. 44. ресса производительные силы развиваются более интенсивно, чем в предыдущие эпохи, в связи с чем производственные отношения чаще приходят в несоответствие с высоким уровнем производительных сил. Одним из связующих звеньев этого диалектического процесса является повышение культуры труда на производстве.

Всемерное повышение культуры труда - существенный фактор, способствующий мирному разрешению закона несоответствия производительных сил производственным отношениям в условиях зрелого социализма. Учитывая объективную закономерность диалектического развития социальных процессов, разработать научно-обоснованный целевой комплекс мероприятий, направленных на повышение культуры труда на каждом предприятии с тем, чтобы в ближайшее время превратить все промышленные предприятия в образцовые, отвечающие требованиям звания "Предприятие высокой культуры".*

Второе. При планировании социального развития промышленных предприятий на длительный срок особое внимание уделять созданию благоприятного культурно-нравственного климата на производстве. В связи с этим необходимо, чтобы в социальной ориентации промышленных предприятий всей страны и, в частности, республик Средней Азии, этому социальному фактору уделялось более пристальное внимание.

Третье. Производство материальных благ органически взаимосвязано с культурой, без которой невозможно развитие и совершенствование ни орудий труда, ни всестороннее развитие личности.

I. В ходе всенародного обсуждения проекта ЦК КПСС к ХХУ1 съезду партии "Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года" соискателем было сделано предложение о включении в Проект; пункта "Превратить все промышленные предприятия в образцовые "Предприятия высокой культуры и всемерно повышать культурно-технический уровень рабочих , на который был получен положительный ответ редакции газеты "Правда" от 16 декабря 1980.

Каждая общественно-экономическая формация зиждется на производстве материальных благ, что составляет основу существования всего человечества, а оно, в свою очередь, включает в себя культуру труда, неотделиьодпо от культуры в целом. Из этого следует, что материальное производство диалектически переплетается как с культурой вообще, так и с культурой труда в частности. Поэтому культуру труда следует считать одной из важнейших сторон общечеловеческой культуры.

Четвертое. Для более оптимального преподнесения темы курса исторического материализма "Материальное производство - основа существования и развития общества11 следует включить в качестве дополнительного вопрос "Место и роль повышения культуры труда в общей систему материального производства общества". Данный вопрос можно включить в учебную программу после параграфа "Основной социологический закон определяющий роль способа производства в общественном развитии" (см. Программа курса марксистско-ленин -ской философии. М., "Высшая школа", 1982, с. 24). Это обусловлено тем, что повышение культуры труда является неотъемлемой частью общесоциологического закона развития материального производства, имеющего важное значение в деле ускорения создания материально-технической базы общества, в формировании и становлении социа -листического общественного производства, в обеспечении жизнедеятельности человеческого общества и личности.

Пятое. В связи с возрастанием социальных факторов в динамичном и пропорциональном развитии социалистического общественного производства возникла особая необходимость непосредственного участия в социально-экономической ориентации промышленных предприятий социологов, психологов и художников-дизайнеров.

Эти специалисты должны координировать и направлять деятельность по социальному и культурному развитию заводов и фабрик, что будет способствовать повышению производительности труда и эффективности производства.

Шестое. Для удовлетворения потребности предприятий в таких специалистах следует открыть в Ташкенте филиал Всесоюзного института по технической Эстетике, сотрудники которого должны научно управлять созданием благоприятной культурной среды, повышением культуры труда на промышленных предприятиях Средней Азии, художественным конструированием орудий труда, озеленением территории заводов и фабрик, т.е. должны бороться за гармонизацию производственной среды и человека.

Седьмое. Для обобщения опыта, информированности и координации действий мы считаем целесообразным организовать для среднеазиатского региона издание журнала-бюллетеня "Техническая эстетика", на страницах которого будет пропагандироваться опыт передовых промышленных предприятий по повышению культуры труда на производстве.

Восьмое. Результаты социологических исследований убеждают нас в том, что повышение культуры труда имеет большое значение в деле поднятия качества работы и эффективности производства. В связи с этим, практиковать в дальнейшем проведение социологических исследований на промышленных предприятиях по изучению повышения культуры труда, результаты которых помогут научной ориентации социального развития социалистической индустрии.

Девятое. Придавая серьезное значение общественному мнению, рекомендуем практиковать систематическое проведение всесоюзных и республиканских общественных смотров культуры производства, которые сыграют значительную роль в целенаправленном воздействии на формирование культуры труда на производстве, культуры личности самих производителей, что, в свою очередь, стимулирует творческую мысль десятков тысяч новаторов производства, изобретателей и рационализаторов - людей смелой и пытливой мысли и творческих дерзаний.

Десятое. В целях координации действий по широкому внедрению достижений науки и техники для повышения культуры труда организовать на каждом промышленном предприятии общественные Советы по культуре труда, членами которых могут быть социологи, психологи, инженерно-технические работники, художники-конструкторы, передовые рабочие. Советы призваны решать вопросы, связанные с созданием культурной среды на производстве, улучшением условий труда, рациональным использованием техники и т.д.

Одиннадцатое. Непрерывно усложшяющийся процесс социалистического производства требует составления научно обоснованной программы по повышению культуры труда вообще, научного подхода к рабочей одежде в особенности. При решении вопросов о рациональной рабочей одежде рекомендуется для каждого производственного участка или цеха подобрать одну - две модели, отвечающие специфике данного производства, требованиям удобства и эстетики, обеспечивающие более эффективную трудовую деятельность работников.

Двенадцатое. При подведении итогов социалистического соревнования, наряду с экономическими показателями, непременно учитывать и социальные, в частности, культуру труда на заводе, в цехе или на рабочем месте, а также создание благоприятного культурно-нравственного климата на производстве.

Тринадцатое. В целях динамичного и пропорционального развития агропромышленного комплекса, призванного обеспечить быстрейшее решение Продовольственной программы, необходимо повышать культуру труда на промышленных предприятиях с стем, чтобы полнее удовлетворять потребности советского народа не только в предметах первой необходимости, но и во всевозрастающих духовных запросах трудящихся.

Четырнадцатое. Поднятие трудовой и производственной дисциплины, творческой инициативы непосредственно связано с сознательностью и духовным ростом рабочих. Исходя из этого, следует всемерно укреплять трудовую дисциплину, моральную ответственность каждого работника за порученное дело; добиваться того, чтобы члены трудового коллектива были настоящими носителями коммуни -стической морали и культуры на производстве.

Пятнадцатое. Всемерно совершенствовать методы и формы воспитания культуры личности на всех промышленных предприятиях с тем, чтобы каждый член трудового коллектива жил и работал под девизом "Высокой культуре труда - рабочую гарантию !", что диалектически взаимосвязано с формированием высокой коммунистической сознательности и производственной дисциплины.

Материализация таких теоретико-практических рекомендаций сыграет значительную роль в деле динамичного развития культуры труда на промышленных предприятиях в условиях зрелого социализма и, тем самым, в совершенствовании научного планирования социального развития промышленного производства.

По мере перерастания социализма в коммунизм все более и более возрастают социальные и научные факторы, одним из которых является повышение культуры труда на производстве, всемерный рост культурных потребностей рабочих, что благоприятно влияет на ускорение создания материально-технической базы коммунизма.

Культура труда в нашем обществе основная на принципах социалистического гуманизма, - все во имя и на благо человека, в конечном итоге превращает ее в морально-эстетическую потребность каждого индивида. В.И.Ленин писал : "Только материалистическое понимание истории. открывает возможность широкого, связанного и осмысленного воззрения на особый уклад общественного хозяйства, как на фундамент особого уклада всей общественной жизни человека".1

Повышение культуры труда на производстве и ее воздействие на формирование духовного мира рабочих является проявлением их диалектического единства в условиях зрелого социализма, которое служит ярким примером закономерности перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические.

I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 4, с. 37.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Каримов, Хамид, 1984 год

1. Произведения основоположников марксизмаленинизма1.I. Маркс К.12. Маркс К.13. Маркс К.14. Маркс К.15. Маркс К.1,6. Маркс К.17. Маркс К.18. Маркс К., Энгельс Ф.19. Маркс К., Энгельс Ф.110. Маркс К., Энгельс Ф.111. Энгельс Ф.

2. Из экономических рукописей I857-1858 гг. Маркс К., Энгельс Ф., Соч, 2-е изд, т.12, с. 709-738.

3. Рабочий вопрос. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с. 479-482.

4. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 786.

5. Экономическо-философские рукописи 1844 года. ^ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 41-174.

6. Формы, предшествующие капиталистическому производству. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 461-508.

7. Теории прибавочной стоимости. Глава "Теории о производительном и непроизводительном труде". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, 2-е изд., ч. I, с. 133-304.

8. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6, 2-е изд., с. 428-459.

9. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.З, с. 7-544.

10. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

11. Об искусстве" в 2-х томах. М., "Искусство", 1957, т. I, с. 624 ; т. П, с. 754.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.