Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Нечаева, Ольга Сергеевна

  • Нечаева, Ольга Сергеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 202
Нечаева, Ольга Сергеевна. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Нечаева, Ольга Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В МУ ЗЫКАЛЬН0-П1±ДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. II

Глава П. РАЗВИТИЕ ЖЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖАДДИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ.

§1. О критериях музыкальных способностей младших школьников на современном этапе.

§2. Роль интеграции в художественно-творческом развитии на начальном этапе обучения.

Глава Ш. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШАДДИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ.

§1. Экспериментальная модель художественно-творческой деятельности учащихся начальных классов в gj условиях интегративного обучения.^.

§2. Развитие музыкальных художественно-творческих ~ способностей младших школьников.

2.1. Музыка в движении.

2.2. Театрализация как музыкальное "превращение".

2.3. Эмоционально-смысловая связь художественной выразительности музыки и живописи.

2.4. Искусство слова в музыкальном выражении.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств»

Актуальность темы исследования. Интегративное изучение основ искусства в школе в наибольшей мере способствует целостному художественному постижению детьми окружающего мира. Такой подход для ребенка младшего школьного возраста не только посилен, но и органичен: художественные способности в этом возрасте "полифоничны", движение их художественного мышления от образов музыкальных к литературным, изобразительным, пластическим, театральным подвижно, носит характер перетекания.

Развитие в условиях синтеза искусств универсальных способностей, необходимых для занятий любым видом художественного творчества - эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного, познавательного, понятийного, интонационного мышления, импровизационности, чувства гармонии, самостоятельности суждений и оценок и т.д. - закладывает основы становления человека, способного во взрослой жизни ощущать себя как часть мироздания, проникать в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений, осмысления своеобразия средств выразительности и духовного содержания произведений искусства, выявления личной позиции в сфере художественной культуры.

Эти вопросы нашли свое отражение в трудах крупнейших деятелей мировой и отечественной науки Аристотеля, П.П.Блонского, Н.Я.Брюсо-вой, Я.А.Коменского, А.Б.Луначарского, И.Г.Песталоцци, Платона, Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и др. Ими сформулированы теоретические основы нравственно-эстетического воспитания искусством, художественно-эстетического образования, представлены концепции педагогических систем, связанные с установкой на раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Теоретические основы художественно-творческого развития школьников воплощены в целом ряде научных работ Б.В.Асафьева, А.В.Баку-шинского, Н.А.Ветлугиной, В.С.Кузина, А.А.Мелик-Пашаева, В.А.Разумного, Б.М.Теплова, Л.В.Тодорова, П.А.Червотюка, Б.Л.Яворского и др., где подчеркивается актуальность проблемы в школьном возрасте, когда наблюдается сензитивность творческой деятельности во всех ее проявлениях. Внимание к комплексному воздействию искусств в педагогике было связано с поиском эффективных методов художественного развития подрастающего поколения. Отношение к искусству как "методологии че-ловекознания" отражено в трудах выдающихся психологов Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона.

Большой вклад в решение проблемы внесли теоретические исследования в области эстетики и искусствознания М.Г.Арановского, И.Д.Бэл-' за, И.И.Винкельмана, В.В.Ванслова, Н.А.Дмитриевой, Г.Е.Жураковского, Ю.В.Келдыша, Т.Н.Ливановой, Л.А.Мазеля, В.В.Медушевского, Н.К.Рериха, Р.Роллана, С.С.Скребкова, К.С.Станиславского и др. За рубежом большое внимание им уделяли Д.Балан, Й.Бурьянгк, 3.Месса, Й.Хуттер и др. Вопросы истории эстетического и, в частности, отечественного музыкального образования освещены в работах М.Г.Плоховой)=Е.Я.Александровой.

Сложившийся взгляд на проблему комплексного воздействия искусств, потребности практики диктуют необходимость научного осмысления особенностей процесса художественно-творческого развития школьников в условиях интеграции искусств.

В исследовании заложен подход от знаний к творчеству, что способствует широкому охвату объектов для творчества, разнообразной тематике гуманитарных и художественно-эстетичестсих дисциплин, а также процессу создания особой художественной средьт, атмосферы свободной, раскрепощенной фантазии, заинтересованности, чувства изумления перед маленьким, но открытием. Решение проблемы заключается в том, что творчеству надо учить, воспитывать личность, желающую и способную творить, что В.А.Сухомлинский называл "эмоциональным пробуждением разума".

Наличие разработок по отдельным предметам гуманитарно-эстетического цикла не снимает проблемы, так как принцип интегративности в них недостаточно отражен. Необходимы программы интегративного курса для младших школьников, включающие разнообразные формы эвристической и продуктивной художественно-творческой деятельности в учебном процессе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся начальных классов.

Предает исследования: процесс становления творческих способностей младших школьников в сфере художественного воспитания.

Гипотеза исследования: формирование творческих способностей в младшем школьном возрасте будет успешным:

- при создании условий для разностороннего художественно-творческого самовыражения личности младших школьников;

- высоком уровне развития художественно-творческих способностей в случае, если они отвечают определенным критериям развитости;

- если будут определены конкретные структурные компоненты музыкальности, других художественно-творческих способностей в контексте интеграционных процессов в сфере художественной педагогики.

Цель исследования: разработать научные основы формирования и развития художественно-творческих способностей учащихся начальной школы в условиях интеграции искусств; обосновать необходимость создания технологии интеграционного процесса в сфере художественно-эстетических дисциплин; определить содержание, формы и методы худо

- б жественной деятельности младших школьников.

Задачи исследования: на основе анализа и обобщения историко-теоретических источников и практического опыта в области изучаемой педагогической проблемы определить общенаучные представления: о творческих способностях как компоненте содержания художественного образования, выявить общедидактические способы их формирования;

- выявить и обосновать способы формирования комплексных творческих умений учащихся начальных классов в многообразной продуктивной художественной деятельности в общеобразовательной школе;

- изучить особенности и установить результаты формирования творческих способностей младшеклассников в музыкально-образовательном процессе;

- в ходе эксперимента проверить эффективность использования предложенной программы занятий по искусству на интегративной основе;. проанализировать взаимосвязь между уровнем сформированности творческих умений и эффективностью усвоения основ эстетических знаний; '

- определить развивающие возможности интегрированного урока, искусства в сравнении с традиционным монохудожественным подходом.

Методологической основой исследования послужили положения теории познания - принципы диалектического взаимодействия научного и художественного путей познания и развития личности в трудах Э.Гарт-мана, Г.Гегеля, Й.Канта, Н.А.Бердяева, Б.С.Соловьева; террии развивающего обучения Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина; труды по психологии человека А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, Г.С.Костю-ка, В.С.Кузина, В.Н.Мясищева, Е.В.Назайкинского, Б.М.Тешгова, В.Г. Ражникова, Б.Л.Яворского; педагогические основы эстетического воспитания в трудах Б.В.Асафьева, А.В.Луначарского, Д.Б.Кабалевского, С.И.Миропольского, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого; доктрины психологии, дидактики и методики преподавания художественно~эстетических дисциплин в общеобразовательной школе; работы Л.Н. Алексеевой, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Э.Б.Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Н.А.Ветлугиной, Е.Я.Гембицкой, Н.Л.Гродзенской, М.И.Кнебель, Д.Л.Локшина, В.Г.Соколова, Г.А.Струве, Г.С.Ригиной, М.А.Румер, К.В. Тарасовой, Г.М.Цыпина, В.Н.Шацкой, зарубежный:-искусствоведов и педагогов Э.Жак-Далъкрозн, Г.Кетмаш., З.Кодая, К.Орфа, Т.Судзуки.

Методы исследования: - изучение философской, психологической, историко-искусствоведческой, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- анализ действующих и экспериментальных программ, проектов государственных образовательных стандартов; школьной документации;

- исследование результатов тестирования, анкетирования, интервью и бесед с учащимися;

- анализ личного опыта преподавания;

- экспериментальное обучение на основе разработанной программы в общеобразовательных школах Подмосковья.

База исследования: экспериментальную базу исследования составили средние школы №№ 4, 9, 12 г. Железнодорожного, № II г. Сергиева-Посада, № 3 г. Химки, № 24 г. Подольска, № 15 п. Заря Ногинского района, Черновская средняя школа Дмитровского района Московской области.

Научная новизна исследования: С опорой на данные психологии и дидактики уточнено понятие "художественно-творческие способности; рассмотрена категория музыкальности как универсальной"художественно-творческой способности в контексте синтеза искусств, включающую эмоциональную отзывчивость, ассоциативно-образное, познавательное, интонационное мышление, шпровизационность, чувство целого и т.д.;

- теоретически разработана и экспериментально проверена система формирования творческих способностей учащихся начальной школы, включающая художественно-творческую деятельность младших школьников в условиях интеграционного взаимодействия музыки, изобразительного искусства, пластического интонирования театрализации, литературы;

- проанализирована специфика содержания интегративного курса, с учетом возрастных особенностей учащихся;

- новизна концепции программы заключается в том, что художественное произведение литературы, живописи, музыки, театра, хореографии может стать отправным моментом драматургии урока искусства, его сценария или его кульминацией; оно может быть в основе проблемных ситуаций, бесед-диалогов, раздумий, поисково-эвристической деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная система интеграции искусств может быть применена в работе с младшими школьниками в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, гуманитарных гимназиях, колледжах, лицеях; ее использование целесообразно в практике работы студий общеэстетического развития и художественного образования младших школьников, в системе дополнительного образования; разработан системный цикл уроков по программе интегрированного курса "Искусство" для начальной школы; материалы диссертации помогут в дальнейшем совершенствовании методик по использованию комплексного воздействия искусств в процессе художественно-творческого развития школьников, пособий для студентов и учителей.

Этапы исследования.

На 1-ом этапе (I990-I99E) был разработан авторский вариант программы интегративного курса "Искусство" в 1-3 классах и ее методическое обоснование на основе принципов интегрального взаимодействия музыки, изобразительного искусства, театра, пластического интонирования.

На П-ом этапе (1993-1994) на базе ЙПК и ПРНО МО исследователем были прочитаны авторские курсы для учителей музыки общеобразовательных школ Подмосковья по экспериментальной программе "Искусство" в I-3-их и далее (1995-1998) 5-8 классах; проведен опрос и анкетирование учителей начальных классов и художественно-эстетических дисциплин средних школ Московской области, а также родителей; наблюдение и сравнение результатов творческого роста учащихся, обучающихся по традиционной программе и по программе интегративного курса.

На Ш-ем этапе (1995-1996) создана система целенаправленной работы с детьми; после подготовки учителей проводился обучающий эксперимент по формированию комплексных творческих умений в многообразной художественной деятельности учащихся начальной школы; обрабатывалась полученная информация.

На 1У-ом этапе (1996-1997) сопоставлялись и обобщались результаты экспериментальной работы, изучалась ее эффективность, обобщались и статистически обрабатывались материалы исследований; были подведены общие итоги исследования.

Достоверность результатов исследования подтверждается данными тестирования, анкетирования и опросов более 500 учащихся, 60 учителей, результатами экспериментального обучения в 8-ми школах Московской области, личным опытом преподавания в течение 12 лет и опытом руководства городским методическим объединением в течение пяти лет. Обучение по программе интегративного курса "Искусство" внедрено в средних школах г. Егорьевска, Железнодорожного, Лыткарино, Орехово-Зуево, Подольска, Сергиева-Посада, Химки, Балашихе, Реутово, Дмитровском и Ногинском районах Московской области и др.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении открытых уроков, семинаров с преподавателями музыкально-педагогических колледжей и школ Подмосковья, на

-юзаседаниях методических объединений учителей художественно-эстетических дисциплин. Основные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях "Творческое развитие школьников и становление новых форм обучения" (1994), "Народная культура в системе гуманитарного образования" (1998); главы диссертации регулярно обсуждались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования ШЖ и ПРНО МО (1995-1998).

В защиту выносятся следующие положения.

1. Важнейшая предпосылка формирования творческих способностей-научно-организованный, целенаправленный, системный и поэтапный процесс с учетом возрастных особенностей школьников.

2. Одним из эффективных путей развития художественно-творческих способностей является работа по программе интегративного курса: ставя учащихся в положение мастера, моделируя деятельность композитора, художника, актера, хореографа, писателя, исполнителя, гримера, костюмера и т.д. - ученики приходят к осознанию этой деятельности как творческой, художественного профессионального труда; выявлению глубинной общности научного и художественного познания мира, общности языка искусств; общности знаний о создании художественного образа, выразительных средств для раскрытия замысла, позиции автора.

3. Это позволяет сформировать у детей "родственное внимание" (М.Пришвин'У, эстетическое отношение к миру, самостоятельную творческую позицию слушателя, читателя, зрителя.

4. Диагностическое значение имеет актуальный уровень реализации художественно-творческих навыков в процессе целенаправленного обучения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Нечаева, Ольга Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные представления науки о сущности музыкальных способностей как сложного сенсорно-интеллектуального и эмоционального процесса познания и оценки музыкального, и в целом художественного, произведения, в котором эмоционально-смысловая образность, интонационность являются ведущими компонентами, позволяют по-новому подойти к оценке способности детей к творчеству музыкальному и связанному с различными другими видами художественно-творческой деятельности.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволяет^делать следующие выводы:

1. Музыкальность ".как комплекс художественно-творческих спо- , собностей в контексте синтеза искусств, интеграционных процессов \ в сфере художественной педагогики - это индивидуально-личностные свойства, представляющие собой систему, которую образуют общие и ■ специальные способности, а именно: ритмический, темброво-гармони-ческий и мелодико-линеарный слух, творческое воображение, интонационное мышление, "слуховая наблюдательность", композиционное ориентирование , эмоциональность, чувство прекрасного, чувство гармонии, способность восприятия искусства, склонность к музыкальным и шире - философским обобщениям.

2. Музыкальность наиболее эффективно формируется в младшем школьном возрасте - возрасте наибольшей, эмоциональной, открытости, когда легко развивается положительное отношение к искусству.

3. Основными психолого-педагогическими условиями формирования . музыкальности как одной из важных предпосылок к художественно-творческой деятельности, является одновременность развития все ее структурных компонентов; действие детей в музыке, пластике, театрализации , изобразительном творчестве, сочинение, слушание убеждает их в том, что им доступно выразить настроение, чувство, мысль звуками, красками, жестом, словом, что музыкальность "живет" во всех искусствах; через нее пробуждается интерес к познанию все новых свойств и возможностей других искусств.

4. Экспериментальное обучение подтвердило эффективность методики формирования творческих умений, по предложенной программе, подхода к проблеме художественного творчества школьников, понимания специфики музыкально-творческих способностей в новых условиях интеграции различных видов искусств, создания этих условий.

5. Процесс художественно-творческого развития младших школьников может быть -успешным в условиях:

- вовлечения каждого ребенка не только в воспринимающую, но и продуктивно-творческую деятельность;

- создания специальных педагогических ситуаций, активизирую-щихтворческую изобретательность, самостоятельность младших школьников посредством: а) проблемных вопросов, ситуаций, стимулирующих творческое мышление; б) стремления "действовать в музыке" и выразить свои музыкальные представления в разных видах творчества; в) максимального использования поисково-эвристического начала и игрового элемента в формах, предполагающих необычность творческого задания и ситуации, в которой, она выполняется;' г) установки на поиск неповторимого, оригинального решения творческой задачи, требующей от ребенка нахождения собственного варианта по отношению к увиденному, услышанному, прочитанному; д) проникновения в содержательную значимость цвета, ритма, мелодии, тембра, пластического жеста, особого звучания поэтического словаи-т.д., осознания и утверждения в собственных творческих попытках.

6. Эффективность развития художественно-творческих способностей младших школьников зависит от следования принципам отбора художественного материала, предлагаемого детям - его высокие художественные достоинства, педагогическая целесообразность, наличие элемента проблемности, "недосказанности", позволяющей варьировать образно-интонационное развитие; интонационно-образная яркость, наполненность, а также постепенное усложнение творческих задач в постижении авторского замысла; расширение круга жизненных явлений; усложнение используемых выразительных средств.

7. Результаты эксперимента подтвердили более высокий уровень художественно-творческих умений, как индикатора состоявшегося развития младших школьников в условиях взаимодействия искусств при интегрирующей роли музыки, чем в обычных условиях традиционного монохудожественного подхода, т.к. интегративность, как метод созда ет необходимые условия разносторонней творческой самореализации школьников.

Это подтверждено сравнительным анализом результатов обучения экспериментальных и контрольных классов. Тем самым определяется перспективность интеграции искусств как направления художественной педагогики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Нечаева, Ольга Сергеевна, 1998 год

1. Абдуллин Э.Б. Содержание и образование методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук: М.: 1991 24 с.

2. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкальногообучения в общеобразовательной школе: Учеб. посо бие. М.: М-во просвещения РСШСР, МГПИ им. Лени на, 1982. - С. 123-132

3. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. Очерки. СД.Кабалевский, Л.Горюнова, Т.Вендрова). -М.: 1991. '

4. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук. М.: Б. и., 1987. - 32 с.

5. Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников: Сб. статей (Подред. М.А.Румер. М.: Педагогика, 1975. - 160 с.

6. Александрова Е.В. Развитие восприятия музыкального образа упервоклассников (в процессе постановки детской оперы (Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1991. - 206 с.

7. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историко-культурологический анализ): Автореф. на соиск. учен, степени д-ра культурологич. наук.-М.: 1997. С. 27-43

8. Алыпванг А.А. П.И.Чайковский. М.: Музыка, 1973. - 816 с.9. .Алыиванг А.А. Людвиг ван Бетховен. М.: Музыка, 1977. - 711 с

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении'. Л.: Музыка, 1973. -. 142 с.

10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.-Л.: Музыка, 1971.190 с.20.' Асафьев Б.В. Глинка. Анализ творчества. 2-е изд. М.: Музгиз,1950. 312 с.21, Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. -.104 с.

11. Асмолов А.Г.-Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог: Психопедагог: Психоисторик. / Акад. лед. и социал. наук. М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. -767 с.

12. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр. искусствовед.тр. М.: Сов. художник, 1981. - 351 с.

13. Бакушинский А.В, Художественное восприятие. Теоретические основы. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1981. - С. 56-78

14. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительна, Л.: Музыка,.1969. ^ 235 с.

15. Басин Е.Я.:"Двуликий Янус": 0 природе,художественного таланта. М.: Магистр, .1996. 61 с. ■ 27. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.:•Художественная литература, ч.1975. - 502 с.

16. Бердяев Н.А. Шилософия творчества, культуры и искусства:.В 2-хт. Мл Искусство: ЙЧП "Лига",. 1994. - /Русские философы XX века/.

17. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. \1. М.: М;сль, 1991. 445 с.

18. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. Мл Знание,1981. Серия "Эстетика" № 10 с. 64и1

19. Блонский П.П. Возрастная педология. Мл Работник:нроевёще-.ния, 1930. 212 с.

20. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2-х т. т. I. М.:Педагогика, 1979.

21. Брюсова Н.Я. Музыка в школе. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе-/Сост. О.А.Апраксина. -М.: Педагогика, 1987, С. 15-18'

22. Бзлза И.Д. Исторические судьбы романтизма и музыка: Очерки.

23. Гофман и романтический синтез искусств". М.: Музыка, 1985. - С.108-145

24. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки.1. Л.:„,1977

25. Винкельман И.И. История искусства древности. М.: ОШЗ, 1993,- 430 с.

26. Вейнингер 0. Пол и характер: Принцип, исследование. М: йздат.центр "Терра", 1992. 480 с.

27. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышлениядетей: Сб. тезисов У1 научной конференции. М.: 1982.

28. Вендрова Т.Е. Пластическое интонирование в методике Вероники

29. Коэн //Искусство в школе. 1997. - № 1,2,4.

30. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. "Педагогика;1 1988. 287 с.

31. Вернадский В.И. Мысли и замечания о литературе и искусстве:

32. Пути в незнаемое. М.: 1996. - Сб. № 6.

33. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. - 162 с.

34. Вульфзон Б.Л. Малькова З.А. Сравнительная педагогика: Прогр.и материалы спец. курса /Междунар. пед. акад. отд-ние магистратуры. М.: Б.И.s<1993. - 256 с.

35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

36. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1930. ~ 97 с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 572 с.

38. Галеев Б.М. Комплексное изучение проблемы синестезии в искусстве: Проблема комплексности в- изучении художественного творчества. Казать: 1980. - С. 52-95.

39. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формированиямысли и образа// Вопросы психологии. 1957. -№ 6 с. 58-69.

40. Гегель Г. Лекции по эстетике. Срч. т. 12. М.: Госиздат, 1932.- 472 с.

41. Гегель Г. Эстетика. В 4-х томах /Перевод, под ред. М.Лифшицат. 4. М.: Искусство, 1968. - 621 с.

42. Гембицкая Е.Я. Роль музыки в системе эстетического воспитанияв советской общеобразовательной школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСЕСР, 1970. - 12 с.

43. Горанов К. Художественны .-образ и его эстетическая жизнь. М.:1. Искусство, 1970. 519 с.

44. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретич. основы предмета "Музыка". М.: НИШИ, 1989. - 143 с.

45. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество// Исгкусство в школе. 1993. - № I. - С. 7-13.

46. Николаева Е.В. К вопросу о методике измерения уровней развитияшкольников: Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей: Сб. тр/ Ред. В.С.Елисеевой. М.: 1975. - C.I47-2I4.

47. Громов Е.С. Художественный замысел и его претворение//Искусство. 1965. - № 5 . - С. 45-50.

48. Гродзенская Н.Л. 0 слушании музыки в начальной школе: Школьники слушают музыку. М;:Музгиз, 1969. - 63 с.

49. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.- 541 с.

50. Давыдова Е.В. Сольфеджио как область воспитания музыканта: Актуальные проблемы музыкальной .педагогики. М.: 1977. - С. 14-3.

51. Дмитриева Н.А. Опыты самопознания: Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М.: 1984. - 95 с.

52. Дранков В.Л. Многогранность способности как общий критерийхудожественного таланта. В кн: Художественное творчество. Вопросы комплексного обучения. Л.: 1983. - 123 с.

53. Друскин М. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды.

54. Л.: Сов. Композитор, 1974. 220 с.

55. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.:1963. ••

56. Завгородняя Е. О мотивах художественного творчества//Йскусство в школе. 1992. - № 3. - С. 55-59.

57. Захаров Э. Музыкальное у Блока. Заметки, наблюдения// Искусство в школе. 1993. - № 2. - С. 44-47

58. Зинченко П.В. Развитие творческих способностей на занятияхакадемическим рисунком /Рос. акад. образования, Южное отд-ние. Ростовн/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1996. - 125 с.

59. Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младших школьников: В кн: Психология младших школьников /Под ред. Л.В.Занкова. М.: I960.

60. Игнатьев Е.И. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В.Занкова, М.В.Зверевой. -М.: Педагогика, 1973. С.176 68в Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.: Сов.1. Композитор, 1977. 237 с.

61. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке 1-3 кл. М.: Просвещение, 1985. -223 с.

62. Кабкова Е.П. Музыкальное развитие школьников: Взаимодействие иинтеграция искусств в полихудожестЕенном развитии школьников. Дуганск, 1990.

63. Каган М.С. Еще раз о взаимоотношении науки и иску с с тв а//Философские науки. М.: 1979. - Ш 2. - С. 37-45

64. Каган М.С. Мофология искусства: Исторнко-теоретичеокое исследование внутреннего строения мира искусства, ч. I, 2,3. Л.: Искусство, 1969.

65. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.- С. 107

66. Кант И. О педагогике /Пер. с нем. С.Любомудрова. С критикой ибиограф. 2-ое изд. М.: К.Тихомиров, 1907, - 94 о.

67. Кант И. Критика способности суждения /Пер, с нем. М.: Искусство, 1994. История эстетики в памятниках и документах. 365 с.

68. Кнгбель М.И. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. - 448 с.

69. Кожинов В.В. Виды искусства. М.: Искусство, I960, - С.128

70. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности иконструирование. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 120 с.

71. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнелюзина, 1985. -157 с.

72. Коменский Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогич. соч.

73. М.: Просвещение, 1955. С. 161-376

74. Конен В.Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1976. - 376 с.

75. Коротеева Е. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников //Искусство в школе. 1996. - № 2. - С. 42

76. Костюк Г.С. Обучение и развитие младших кольников. Киев:1970. С. 51

77. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности / Под ред. Л.М.Проколенко. Киев: Рад. шк., 1989. - 608 с

78. Красильникова M.G. Интонация как основа музыкальной педагогики: Проблемы преподавания художественных дисциплин. М.: 1990. - С. 58

79. Кремлев ЮД. 0 месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966.- С. 69

80. Критская Е.Д. Формирование интонационно-слуховогоспыта младшихшкольников на уроках музыки: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1994

81. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.

82. Кудина Г.Н. Воспитание читательского сотворчества: Проблемыпреподавания художественных дисциплин. М.: Меж-дунар. образоват. и псйхол. колледж, 1990. - 117 с.

83. Кузин B.C. Психология. Изд. 3-е. М.: "Агар", 1997. 303 с.

84. Кулагина И. Музыка движения //Музыка в школе. 1990. - № 3.1. С. 35-41

85. Куриленко Л. В. Формирование единства эмоционального и интеллектуального на уроках музыки и чтения как фактор гармоничного развития младших школьников: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1994

86. Леваныпина Т.В. Уроки литературы и комплекс искусств. В кн: Т

87. Театр и школа: Сб. статей. М.: 1980. - Вып.8:. - С. 130

88. Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 5.1. М.: Музыка, 1972. 276 с.

89. Леонтьев А.Н. Психология искусства и художественная литература: Лит. учеба. М.: 1981. - Вып. 2

90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. .Т. 2. - М.:1. Педагогика, 1983. 285 с.

91. Леонтьев Д.А. Произведения искусства и личность: психологическая .структура взаимодействия: Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1981. -С. 109-134

92. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.

93. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: 1981.235 с.

94. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: Теоретико-исторический анализ воспитат.ценностей в России XIX-XX вв. /Рос. акад. образования. Поволж. филиал Института развития личности. Самара: Из-во СИУ, 1997

95. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Искусство,160. С. 471

96. Лукиан. Собрание сочинений /Пер. Б.Л.Богаевского. Т, 2.

97. М.- Л.: Академия, 1935. 791 с.

98. Луначарский А.Б. Основы художественного образования: В мире ммузыки. М.: Искусство, 1982. - 255 с.

99. Мазель Л.С. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Музыка,1982. 154 с.

100. Макаренко А.С. 0 детской литературе и детском чтении. Статьи,рецензии, письма. М.: Детгиз, 1955

101. Макаренко А.С. 0 воспитании /Сост. В.С.Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 414 с.

102. Маслова Л.П. Выходы за пределы музыки // Искусство в школе.1993. № 4. - С. 40

103. Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М.: 1994.

104. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1986, - № 9. - С. 39-48

105. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств //Музыка в школе.1984. № I. - С. 31-35

106. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе: Сб. научных трудов / Под ред. Е.В.Квятковского МБИ I98I-I985 в

107. Надзаг НИИ 0П АПН СССР. С. 57-61

108. Мейлах Б.С. 0 стратегии комплексного изучения художественноготворчества: Художественное творчество.-Л. 1982

109. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

110. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народов России и

111. Западной Европе. Изд. 3-е. СПБ., 1910. -248 с.

112. Миропольский С.И. Очерк по истории церковно-приходской школыот первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Изд. 2-е. СПБ., 1910. -222 с.

113. Михайлов В.А. В поисках закономерностей творчества. Новосибирск, 1966. 168 с.

114. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1975. С. 128

115. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребностимладших школьников: Дисс. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. М.: 1979.

116. Муцмахер В.И. Шормирование профессионально значимых качествличности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подго товки: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени ■д-ра пед. наук. М.: 1989, 19 с.

117. Мясищев В.Н. Склонность и.способности%/Сборник статей. Отв.ред. чл. кор. АПН РОШСР проф. Мясищев В.Н. JI. йз-во Ленинград, ун-та, 1962. 125 с. 124 Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. /Под ред

118. А.А.Бодалева. Акад. пед. и социл. наук. Мое. пси хол. социал. ин-т: Воронеж: НПО "МОДЭК", 1955. -356 с.

119. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки: Восприятие музыки. М.: 1980. -С. 195-228

120. Назайкинский Е.В. О психологии восприятия. М.: Музыка, 1983.- ;383 с.

121. Нейгауз Г.Г." Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка,1982. 298 с.

122. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Музыка. 1983, 283.

123. Неверов В.В. Педагогические принципы в преподавании искусствав школе. В кн: Искусство и школа. М.: Педагогика, 1981. - С. 33-50130.'*Неменский В.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. 253 с.

124. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант: М:1. Магистр, 1996. 99 с.

125. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века.1. М: МИРОС, 1997. 140 с.

126. Новлянская З.Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей: Художественное творчество. М.: 1983

127. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем.

128. М.: Просвещение, 1988. 188 с.

129. Омельченко Л.Д. Взаимосвязь уроков музыки и литературы. В кн:

130. Эстетическое воспитание школьников: Сб. науч. трудов. Душанбе, 1982. - С.51-60

131. Орф К. Педагогическая концепция. В кн : Леонтьева О.Т. Карл

132. Орф. М.: Музыка, 1984. С. 190-232

133. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М.; Учпедгиз, 1950. - С. 264

134. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах /Под ред. М.Ф.Шабаевой. Т. 2. М.: Изд,-во Акад. пед. наук PCSCP, 1963. - 563 с.

135. Петрова А.Н. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981. - 192 с.

136. Писарев Д.И. Избранные педагогические высказывания. М.:1. Учпедгид, 1938, 464 с.

137. Покровский Б.А. Беседы об опере. М.: Просвещение, 1981.192 с.

138. Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитанияв советской школе и педагогике (I9I7-I967):Дисс. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук. М.: 1989.

139. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.

140. Полозова Т.Д. Открытие мира: Сов. дет. лит. и про|бл. формирования читателя-подростка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 256 с.

141. Полозова Т.Д. Единство чувства, мысли и действия. М.: Знание, 1978 /Сер. "Педагогика и психология", № 8/. 47 с.

142. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание,1980. 96 с.

143. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Знание,1989. 139 с.

144. Развитие художественных способностей. Сб. статей /Под ред. Н.П.Сакулиной. М.: АПН Р($СР, 1959 С. 368.

145. Разумный В.А. Стратегия образования на рубеже третьего тысячалетия //Русское богатство. № 1-2. М.: Международ. пед. академия, 1997.

146. Раппорт С.П. 0 природе художественного мышления: Эстетич.очерки. М.: Музыка, 1967. - Вып. 2. - С.317-355

147. Рерих Н.К. Нерушимое. Рига "Виеста", 1994. - 234 с.

148. Ригина Г.С. Творческая деятельность младших школьников в системе музыкального воспитания: Дисс. на соиск. .учен, степени д-ра пед. наук. М.: 1992

149. Ригина Г.С. Типология импровизационных заданий в начальнойшколе. Развитие муз.слуха, певч. навыков и муз. творч. способностей уч-ся общеобразов. школы: Сб. тезисов У1 научной конфер. М.: 1982.

150. Розеншильд Л. История зарубежной музыки. Вып. I. М.: Музыка, 1980. 531 с.

151. Роллан Р. Музыкально-историческое: наследие. М.:. Музыка,1986. Т. I. - С. 86-106, 202-256,-Т. 2. - С. 17. -73

152. Роллан Р. Собрание сочинений в 9-ти томах /Под ред. Н.М.Любимова. Т. 3. - М.: Правда, 1974.

153. Романовский А.П.'Русь. М.: Педагогика, 1992. - С. 9

154. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика,-1973. 416 с.

155. Руссо Ж-Ж. Избранные сочинения. В 3-х томах /Сост. и авт:.вст.статьи И.Е.Верцман. Пер. с франц. Т. 1/06 искусстве и литературе. - Педагогический роман/. -М.: Гслитиздат, 1961.

156. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: Сов.композитор,1977. С. 71

157. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор,1961. С. 56

158. Самохвалова В.И. Язык искусства: Эстетика. Вып. 2. - М.:1982. 112 с.

159. Сергеева Г.П. Бремя учить и учиться. Искусство в школе.-1993.- № I. С. 33-35

160. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.1. М.: Музыка, 1973. 446 с.

161. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество: Вопросы социологии искусства. М.: Сов. композитор, 1980. -С. 40-58

162. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. СБП: ТОО "Магик-Пресс":1. ТОО. "Марс", 1995. 145 с.

163. Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избранное. М.: ВТО,1982. 510 с.

164. Старчеус М. Выразительный человек: Сб. статей "Музыка. Миф.1. Бытие." М.: Знание, 1995.

165. Сухов Ф. Театр творческое сообщество детей и взрослых //Искусство в школе. 1994. - № 2. - С. 39-42

166. Сухомлинский В.А. Этюды о Коммунистическом воспитании //Народное образование". 1967. - № 6. - С.41

167. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Педагогика, 1972.- С.172'. Советская музыкальная литература. Вып. I /Под ред. Пекелиса М.С. М.: Музыка, 1972. - С. 5-17

168. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 174 с.

169. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Избранные .труды. Т. I. - М.: Педагогика, 1985. - 335 с.

170. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. М.: Известия АПН РСШСР. - 1947. - № II. -С. 10-11

171. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений /Под ред. и с примеч.

172. П.И.Бирюкова, М.: Сытин, 1913. Т. 13. Педагогические произведения. - Т. 14. Педагогические статьи. - Т. 19. Что такое искусство?

173. Ушинский К.Д. Избранные произведения. Т. 3. Принципиальныевопросы русской педагогики. Т. 4. Человек как предмет воспитания. - М.- Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСШСР, 1946.

174. Ухтомский Д.А. Письма. Пути в незнаемое. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1973. С. 371-435

175. Федорова И.Е. Воздействие гулубленных занятий различными видами искусства на художественно-образные особенности рисунка младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М'.: 1990

176. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. науч. трудов. М.: Знание, 1973. - Ч. I. - С. 200-219

177. Хангельдиева И.Г. Музыка в синтетических искусствах. М. .'Знание, 1987. 64 с.

178. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру.

179. М.: Просвещение, 1994. 157 с.

180. Цукерман B.C. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования. М.: Сов. композитор, 1972. - 119 с.

181. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения,- мнения. М.: Интерпрайс, 1994. - 384 с.

182. Чехов М.А. Об искусстве актера. Литературное наследие. Т. 2.- М.: Искусство, 1995.

183. Шацкий Т.С. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980. Т. I. - С. 304. - Т. 2. - С. 414

184. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Изд-во Акад. .пед. наук

185. РСШСР, 1963. Кн. 2. - 168 с.

186. Шевченко Т.И. Педагогические основы формирования творческойактивности при подготовке педагога-музыканта: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.-М.: 1985.

187. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 301с.

188. Энтелес Л. Силуэты композиторов XX века. Л.: Музыка, 1975.- 247 с.

189. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до

190. ХУП века. М.: Интерпрайс, 1995. - 287 с.

191. Яворский Б.Л. Избранные-труды. М.: Сов. композитор, 1987.364 с.

192. Якобсон П.М. Психология и художественное воспитание: Художественное восприятие. М.: Знание, 1977. - 317с.

193. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, .1981. 48 с.

194. Ярустовский Б.М. 0 музыкальном образе: Слв. музыка /Отв. ред.

195. В.Кухарский. М.: 1954. - С. 5-62

196. Из программы единой трудовой школы 1921 г. В кн: Революция -искусство дети. Из истории эстетического воспитания в советской школе. I9I7-I923 гг. - М.: Просвещение, 1966. - С.176--2001. Фото I

197. Пластическое интонирование в экспериментальном классе.Прокофьев С. "Вальс" из балета "Золушка" / первый год обучения /. Р.Щедрин "Ночь" из балета "Конек-Горбунок" / второй год обучения/1. Фото 4

198. Живописное моделирование музыкального образа симфонической картины "Ночь" Р. Щедрина из балета "Конёк-Горбунок" учащимися контрольных групп второклассников / иллюстративный подход /.1. Фото 7

199. Живописное моделирование музыкального образа симфонической картины "Ночь" Р.Щедрина из балета "Конёк-Горбунок" учащимися экспериментальных групп 2-х классов / темброво-колористичес-кий подход /.1. Фото 10

200. Живописное моделирование музыкального образа симфонической картины "Утро" Э.Грига учшцимися контрольных групп 2-х классов / иллюстративный подход /.1. Фото!I1. Фото 12

201. Живописное моделирование музыкального образа симфонической картины "Утро" Э.Грига в работах учащихся экспериментальных групп 2-х классов / темброво-колористический подход/1. Фото 13$ЕСё'/\ДЯ A/UJA1. Фото 14

202. Мой музыкальный портрет". Экспериментальные группы первого года обучения.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.