Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике: 1921-1944 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Харунов, Рамиль Шатмуратович

  • Харунов, Рамиль Шатмуратович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Абакан
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 168
Харунов, Рамиль Шатмуратович. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике: 1921-1944 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Абакан. 2003. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Харунов, Рамиль Шатмуратович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ТУВИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 1921-1929 ГГ.

1.2. Предпосылки формирования интеллигенции в тувинском обществе на рубеже Х1Х-ХХ вв.

1.2. Привлечение духовной интеллигенции в государственные структуры ТНР.

ГЛАВА II. ПУТИ РАЗВИТИЯ ТУВИНСКОИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 19291944 ГГ.

2.1. Выдвижение представителей аратства для выполнения функций умственного труда.

2.2. Подготовка специалистов в учебных заведениях ТНР и СССР.

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ТУВИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

3.1. Управленческая, военная и педагогическая интеллигенция.

3.2. Медицинская, производственно - техническая и сельскохозяйственная интеллигенция.

3.3. Художественная интеллигенция.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике: 1921-1944 гг.»

Актуальность исследования. Обновление российского общества активизировало процессы формирования и подъема народного самосознания, усилило национальный аспект в социально-политической жизни. Повысился интерес к истории народа, к его духовной культуре и к той части общества, которая является носителем этнокультурных ценностей — к интеллигенции. Она была и остается главной силой для реализации творческих задач экономического, социального и политического обновления.

В условиях национального региона, которым является Тува, интеллигенция наиболее точно и полно выражает потребности и интересы своего народа. От нее зависит решение сложнейших проблем в республике. Национальный аспект в исследовании проблемы интеллигенции особенно необходим, так как современная духовная ситуация характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности, развитием интереса к народному самосознанию и бытию.

Изучение специфики исторического развития и особенностей менталитета интеллигенции позволит определить перспективы развития всей нации. Роль интеллигенции в преобразовании настоящего и выбора будущего развития своего народа трудно переоценить, так как её «мысль изменяет способ восприятия действительности большинством и, следовательно, саму действительность, которую нельзя мыслить без этого большинства»1.

В самом деле: духовно-нравственное состояние тувинского общества, его культурный уровень, темпы роста экономики республики, авторитет и влияние внутри России и на международной арене - во многом зависят от жизненной позиции и активности национальной интеллигенции. Грамши А. Тюремные тетради И Избранные произведения. Т. 3. - М.: Иностранная литература, 1959. - С. 37.

Без изучения опыта формирования интеллигенции невозможно решить научные проблемы её места и роли в современном тувинском обществе. Изучение истории интеллигенции Тувы имеет неоценимое значение для восстановления имен многих забытых деятелей и воссоздания духовной преемственности между поколениями интеллигенции.

Природа интеллигенции сложна и диалектична, исключительная многогранность этого феномена явилась причиной того, что авторы различных исследований не могут прийти к единству в определении сущности понятия, социальной роли и исторических корней интеллигенции. На междисциплинарном уровне изучения интеллигенции, выполняемых целым комплексом наук — философией, социологией, культурологией, историей, историческое исследование интеллигенции может дать объективную картину формирования и становления интеллигенции в любом из культурных пространств деятельности.

При таких обстоятельствах «историку необходимо в каждом конкретном случае оговариваться, какой слой интеллигенции (группа, отряд и т.д.) имеется в виду»1. Такой подход освобождает от бесконечных дискуссий о дефинициях, которые не продвигают вперед конкретные исторические исследования.

Несколько сотен определений интеллигенции, предложенных исследователями, можно свести к трем основным направлениям: 1) группа лиц, обладающая высокими духовно-нравственными качествами; 2) совокупность лиц, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом; 3) социокультурный слой людей, занимающихся сложным интеллектуальным трудом и обладающих высокими личностными качествами. Одного, общепринятого определения, пока нет, но всякий раз,

1 Соскин В.Л. Интеллигенция советской России (1917 - конец 1930-х гг.): Историографический аспект/Интеллигенция общество власть опыт взаимоотношений: Сб. науч. тр. / Ред. С.А. Красильников. -Новосибирск, 1995.-С. 13-14. когда интеллигентовед переходит к конкретно-историческому анализу реальной действительности, на первый план выдвигаются профессиональные критерии объекта исследования. Такой подход предполагает и характеристику нравственно-этических качеств интеллигенции, но которая осуществляется иным образом — «не запрограммированная заранее схема вечных добродетелей, а противоречивый облик земных людей в единстве их взлетов и падений»1. Второй подход, на наш взгляд, наиболее подходящий для исторического исследования.

Применительно к рассматриваемому периоду, под интеллигенцией диссертант понимает слой лиц, занятых умственным трудом различной квалификации, выполняющих в общественном разделении труда специфические функции обучения, управления и обслуживания. Учитывая немногочисленность тувинской интеллигенции, необходимо, на наш взгляд расширить толкование понятия интеллигенция и относить к этой социальной группе, как учителей, врачей, писателей, так и служащих, управленцев, военных, студенчество и духовенство, то есть всех образованных людей.

Степень изученности темы. Проблема изучения интеллигенции имеет значительную историографическую традицию в отечественной специальной литературе. Ей посвящено много исследований — это монографии, диссертации, статьи в научных журналах и СМИ. Количество работ постоянно растет и ярким доказательством тому - несколько библиографических указателей по теме, изданных за последние годы.

В 1992 г. при Ивановском государственном университете создан Межвузовский центр Российской Федерации «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества». Центр выпустил указатель «Интеллигенция в политической истории второй половины 19-20

1 Веселое В. Р. О противоречиях нравственно-этического подхода к истории интеллигенции//Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее: Тез. док. конф. - Иваново, 1998. - С. 18. веков», который включает в себя 394 названия работ, опубликованных и депонированных в 1987-1991 гг.

В 1994 г. в издательстве Томского университета был издан указатель под названием «Интеллигенция в российском обществе и университете: идеалы, мифы, переоценки», охватывающий 480 работ за 1988-1994 гг. В 1999 г. в Бурятском государственном университете вышел более полный указатель «Интеллигенция в современном обществе», который насчитывает 1155 работ за 1985-1998 гг.

В 1990-е гг. появились новые центры изучения интеллигенции. Систематически выпускаются сборники статей и монографии по истории отечественной интеллигенции в Ивановском университете. В 1992 г. здесь был создан Межвузовский центр Российской Федерации «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории отечества» и при нем Проблемный Совет. В Сибири силами ученых Екатеринбурга, Новосибирска, Кемерово, Омска, Улан-Удэ проводятся регулярные конференции по вопросам интеллигенции.

Весь поток публикаций представляет точную картину состояния интеллигентоведения на сегодняшний день: полярность позиций, расплывчатость теоретико-методологических подходов, ярко выраженные пристрастия и приоритеты, зачастую идущие вразрез с принципами историзма1.

Тувинская интеллигенция, будучи относительно новым социальным феноменом, не могла породить такой массы литературы, как русская интеллигенция. Но малочисленность специальных работ отчасти восполняется исследованиями, содержащими сведения об основных сферах деятельности интеллигенции в системе образования, культуры и здравоохранения. В историографии тувинской интеллигенции выделяются

1 Артамонова Н. Я. Интеллигенция Восточной Сибири. Опыт формирования и деятельности (конец 19-сер. 20 вв.). - М.: «Прометей», 2000. - С. 5. следующие этапы: 1920 - первая половина 1940-х гг.; вторая половина 1940-х - конец 1980-х гг.; 1990-е - начало 2000-х гг.

Первый этап характеризуется тем, что труды, опубликованные в этот период, носили фактологический характер, в силу приближенности ко времени исследуемых событий. В 1930-е гг. появились брошюры по отдельным вопросам культурного строительства и народного просвещения. Первыми работами, в которых наряду с основной темой затрагивались вопросы формирования интеллигенции, являются статьи С.К. Тока, Х.А. Анчимаа, A.A. Пальмбаха., В. Белова, И. Исполнева.1

Авторы писали о важности и актуальности создания тувинской письменности, и в связи с этим подчеркивали, что ее появление явилось основным условием формирования собственной национальной интеллигенции. С введением письменности в 1930 г. получает развитие школьная система образования республики.

A.A. Пальмбах в своей статье упоминает о первых тувинских учителях и приводит интересные данные о количестве грамотных по республике к 1937 г. При этом успехи школьников в овладении грамотой он связывает не с качеством преподавания, «поскольку учителя имели в то время очень небольшую общеобразовательную подготовку», а больше с «неутомимой жаждой знаний, которая пробудилась у ранее вдвойне угнетенного народа»2.

B. Белов более глубоко разбирает проблемы первых светских школ и особенности их деятельности. Наряду с этими вопросами автор отмечает, что детям прививали новый образ жизни: держать в руке вилку, ложку, спать на кровати, пользоваться мылом и полотенцем3. И.Исполнев писал о появлении национальных театральных представлений с 1925 г., об особенностях первых

1 Тока С. К. Тувинская письменность - источник культурной революции в THP И 10 лет тувинской письменности. - Кызыл, 1940. - С. 7-13; Анчимаа X. А. 10 лет тувинской письменности и тувинские женщины. Там же. - С. 21-22.; Пальмбах А. А. 12 лет тувинской письменности // Под знаменем Ленина-Сталина. (ПЗЛС) - 1942. - № 1. - С. 63-76.; В. Белов. Школьное образование в ТНР // ПЗЛС. -1942. - № 2. - С. 84-96.; Исполнев И. Рождение тувинского национального театра // ПЗЛС. -1943. - № 1-2. - С. 55-64.

2 Пальмбах А. А. Указ. соч. - С. 68.

3 Белов В. Указ. соч. - С. 87. постановок, о первых актерах тувинского театра, которые представляли собой творческую интеллигенцию.

Интересные публикации о Туве, часто ознакомительного характера, выходили в различных изданиях Советского Союза. В статье журнала «Фронт науки и техники»1 кратко описывается внутреннее и внешнее положение ТНР на 1937 г. Наряду с другими данными приводятся цифры по росту национальных кадров, но приукрашенные в соответствии с идеологическим заказом.

В книгах В. Мачавариани2 и С. А. Шойжелова3 можно встретить сведения о руководителях Тувинской Народной Революционной Партии (ТНРП) и Совета Министров ТНР, которые являлись на то время самыми образованными людьми в государстве. В. Мачавариани особенно выделяет руководителя Тувинского Революционного Союза Молодежи (ТРСМ) Шагдыржапа, упоминая о его хороших исследовательских способностях в области экономики4. Здесь же он впервые пишет о своеобразной «теократической интеллигенции»5, подразумевая под этим понятием многочисленное ламство, но в негативном смысле, в соответствии с духом эпохи. В наше время по отношению к духовенству в интеллигентоведении применяется термин «духовная интеллигенция»6, которого также придерживается автор исследования.

1 Жолковский М., Щепетов Ф. Тувинская Народная Республика // Фронт науки и техники. - 1937. - № 7. - С. 116-126.

2 Мачавариани В., Третьяков С. В Танну-Туву. - М.: Молодая гвардия, 1930. - 103 с.

3 Шойжелов (Нацов) С. А. Тувинская Народная Республика / материалы и документы по истории национально-революционного движения тувинских скотоводов. - М.: Труды научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем. Вып. 7. Об-во по изучению стран Центр. Азии. Кн. 1.- 100 с.

4 Мачавариани В., Третьяков С. Указ. соч. - С. 72.

5 Там же. - С. 88.

6 См. напр.: Иванов Ю.А. Религиозный начетник в русской провинции XIX века (к типологии духовной интеллигенции) // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее / Отв. ред. В. С. Меметов. - Иваново: Ивановский государственный университет, 1998. - С. 127-128.

О подготовке специалистов в учебных заведениях Тувы и за ее пределами писали в своих работах М. Хайкин, О. Лопсан-Кенден1. Большое внимание они уделяли вопросу подготовки кадров для Тувы в Советском Союзе. М. Хайкин привел цифры роста медицинских кадров, отметив при этом их малочисленность и низкий уровень знаний среднего звена медицинских работников .

В период ТНР появились первые исследования, посвященные научной работе в республике, в которых дан анализ ее состояния и перспективы развития. Г.С. Петров проводит мысль о создании Научного сообщества в ТНР, которое, наряду с другими задачами должно было готовить национальные научные кадры. Т. Якубов останавливался на проблеме их нерационального использования. Специалисты часто перебрасывались с одной работы на другую, иногда совершенно не связанную с научной деятельностью. В результате люди, получившие знания, отходили от науки и теряли специальность.

Необходимо отметить, что в 1920-1940-е гг. проблему формирования интеллигенции невозможно было всесторонне рассмотреть, раскрыть объективную значимость и дать более глубокую оценку, так как шел активный процесс становления самой интеллигенции. Это можно было сделать позже, когда обнаружились исторические результаты данного процесса. Отмеченные работы ценны, прежде всего, тем, что написаны очевидцами и активными участниками происходивших событий и содержат интересный фактический материал.

Второй этап историографии темы исследования начался после вхождения ТНР в состав СССР (1944 г.) и характеризуется систематическим изучением истории тувинской интеллигенции.

1 Хайкин М. Из истории научной медицины // ПЗЛС. - 1942. - №3. - С. 106-116.; Лопсан-Кенден О. Культурное строительство // ПЗЛС. - 1943. - №4. - С. 84-90.; Петров Г. С. О задачах и организации научно-исследовательской работы в ТНР // ПЗЛС. - 1942. - № 2. - С. 79-83.; Якубов Т. Современное состояние, задачи и перспективы научно-исследовательской работы в ТНР // ПЗЛС. - 1943. -№ 6. - С. 60-66.

2 Хайкин М. Указ. соч. - С. 115.

Ряд работ1 содержат сведения о медицинской интеллигенции в Туве, которые дают возможность оценить рост врачебных и среднемедицинских кадров. Книга М.Г. Шабаева является первой попыткой воссоздать целостную картину истории развития медицины Тувы, как составной и неотъемлемой части культурных преобразований в жизни тувинского народа. Заслугой автора является то, что он не стал огульно отрицать значение тибетской медицинской практики в истории Тувы, а подробно рассмотрел влияние буддизма на становление здравоохранения в ТНР.

Отдельные аспекты темы затронуты в связи с развитием системы Л народного образования в трудах Г.С. Сабирзянова и H.A. Сердобова. Специальное внимание данному вопросу уделил H.A. Сердобов. Начав со статей, он, завершил исследование монографией по истории народного образования ТНР. Необходимо отметить его большую работу по сбору статистических данных по количественному и качественному росту педагогических кадров. Проблемно-хронологическое освещение становления системы образования позволило автору показать тесную взаимосвязь решения социально-экономических задач республики с расширением сети образовательных учреждений и появлением многочисленной педагогической интеллигенции.

В 1964 г. вышла в свет двухтомная «История Тувы», в которой получили отражение вопросы культурных преобразований3. В VI главе второго тома — «Культурное строительство в ТНР (1921-1941)» в динамике освещался вопрос подготовки кадров в местных учреждениях и за пределами республики. Авторами обращалось внимание на специфические трудности

1 Сергеев Ф. Успехи народного здравоохранения в Туве // 25 лет тувинской национально-освободительной революции. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1946. - С. 72-78.; Моисеев И. С. Здравоохранение в» Советской Туве // Пять лет Советской Тувы. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1949. - С. 47-51; Шабаев М. Г. Очерки истории здравоохранения Тувы. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1975. -195 с.

2 Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. - 135 е.; Сабирзянов Г. С. Партийное руководство народным образованием в Советской Туве. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1967. - 71 с.

3 История Тувы. ТТ. 1,2. - M: Наука, 1964. формирования интеллигенции, являвшимися следствием экономической отсталости Тувы. Однако объем и характер издания, а также ограниченность исследовательских работ по рассматриваемой проблеме не позволили раскрыть многие проблемы формирования интеллигенции. Авторы достаточно полно отразили проблемы обучения тувинских студентов в учебных заведениях СССР, но при этом слабо затронули процессы выдвижения аратов на руководящие должности и полностью игнорировали привлечение духовной интеллигенции (ламства) в государственные структуры ТНР.

В монографии К.Х. Халзанова1 тувинская интеллигенция была затронута в сравнении с интеллигенцией других территорий Восточной Сибири. В своей работе автор прослеживал формирование интеллигенции в Бурятской, Тувинской и Якутской автономных республиках. К.Х. Халзанов выявил общие закономерности данного процесса, но не дал углубленного рассмотрения его специфики с учетом конкретно-исторических, социально-экономических и демографических условий каждого региона. Формирование тувинской интеллигенции в сравнении с бурятской и якутской показано схематично. л

В «Очерках истории Тувинской организации КПСС» и в монографии Ю.Л. Аранчына3 особый упор делался на партийное руководство в процессе формирования тувинской интеллигенции, бесспорно имевшее место. Работу Ю.Л. Аранчына можно назвать своеобразной «энциклопедией тувинской жизни». С привлечением многочисленных источников, рассмотрел процессы зарождения и развития тувинской интеллигенции. В его исследовании встречаются биографические сведения многих известных людей Тувы.

1 Халзанов К. X. Формирование кадров национальной интеллигенции в автономных республиках Сибири. -М.: Мысль, 1965.-78 с.

2 Очерки истории Тувинской организации КПСС. - Кызыл: Тувкнигоиздат, 1976. - 405 с.

3 Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск: Наука, 1982. - 337 с.

Только идеологическое давление времени не позволило ему выйти за рамки «партийного руководства».

Некоторые сведения, в основном итоговые, содержатся в юбилейных изданиях и статьях1. В них описывались успехи, достигнутые в области культурного строительства, и в связи с этим отмечался рост национальной интеллигенции. Праздничный характер данных публикаций не предусматривал критического анализа перечисленных достижений.

Большой интерес представляют статьи, специально посвященные теме формирования тувинской интеллигенции. К сожалению, материал дан авторами в широких хронологических рамках от зарождения интеллигенции до момента публикации статей в конспективном виде и нуждается в дальнейшей разработке. С.С. Сонамом впервые специально изучался процесс создания национальных кадров в Туве. Д.А. Сортыяков, на основе архивных материалов, рассматривал вопрос подготовки специалистов народного хозяйства и культуры для Тувинской Народной Республики в г. Горно-Алтайске. В историографическом обзоре З.В. Анайбан выявлены почти все работы до 1977 г., в какой то мере содержавшие сведения о тувинской интеллигенции. Основные пути подготовки национальных кадров обозначены в статье У.У. Чамзырын.

Необходимо отметить, что в публикациях советского периода господствовали односторонние представления о сути исторических процессов, основанные на принципе партийности, классовом подходе и т. п. Применяемые научные подходы страдали невниманием к особенностям традиционного общества. В связи с этим, зачастую игнорировались

1 Момбужай М. Развитие тувинской национальной культуры И 25 лет тувинской национально-освободительной революции. - Кызыл, 1946. - С.59-63.; Тока С. К. Расцвет культуры возрожденного народа // Коммунист. - 1970. - № 5. - С. 49-56; Хомушку М. С. Знаменательная веха в развитии тувинской культуры // Тувинская письменность, язык и литература. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1980. - С.31-37.

2 Анайбан 3. В. Формирование тувинской интеллигенции (историографический обзор) // Великий Октябрь и проблемы новейшей истории Тувы. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1977. - С. 129-136; Сонам С.С. Формирование кадров тувинской интеллигенции // Слава Октябрю. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1967. - С. 70-78.; Чамзырын У. У. О формировании тувинской интеллигенции // Проблемы истории Тувы. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1984. - С.68-84. достижения тувинцев в культуре дореволюционного периода, который описывался черными красками. Достижения предыдущего этапа занижались для особого подчеркивания успехов периода независимого развития республики. Утверждалось, что тувинцы получили возможность перейти к некапиталистическому пути развития чуть ли не от первобытного общества. Начало формирования интеллигенции было принято связывать с образованием ТНР в 1921 г., лишь вскользь упоминая о «жалкой кучке» образованных феодалов, лам и чиновников.

Как ни странно, большинство из рассмотренных исследований не содержат биографических данных людей (за исключением только крупных руководителей). История интеллигенции была не персонифицирована, а показана при помощи таблиц, цифр, идеологических цитат и готовых выводов, кочующих из книги в книгу. Живые люди были втиснуты в жесткие рамки исторической методологии и стали мифологизированными схемами. Лишь в последнее время появилась возможность преодолеть этот недостаток и написать историю о людях и для людей.

Изменение общественно-политической обстановки в стране в начале 1990-х гт. способствовало преодолению одностороннего подхода в изучении прошлого. Начался качественно новый этап в переосмыслении отдельных аспектов формирования тувинской интеллигенции. Из последних работ необходимо отметить монографию М. В. Монгуш,1 в которой освещена конфессиональная ситуация в Туве накануне народной революции 1921 г., а также положение буддизма в советское и постсоветское время. М. В. Монгуш особо подчеркнула обучающую роль буддийской сангхи, имевшей полную монополию в области образования вплоть до 1921 г., так как в нее входила более грамотная часть населения, а монастырские школы служили центрами культуры и торговли.

1 Монгуш М. В. История буддизма в Туве. - Новосибирск: Наука, 2001. - 198 с.

Интеллигенция, как исторически сложившаяся социальная общность людей, в своем развитии опирается на богатое наследие поколений своих предшественников, на преемственность опыта и традиций. Культура не берется из безвоздушного пространства и духовная интеллигенция (буддийская сангха)1 существовала в Туве задолго до провозглашения ТНР.

Состав трех первых правительств республики получил в свое время буддийское образование. Позднее, этот момент в истории Тувы старательно замалчивался. Считалось, что «желтая религия» была реакционной по своей сути, и служила лишь для угнетения народа. По этой причине утверждался тезис об отсутствии в Туве до 1921 г. социального слоя, занятого исключительно умственным трудом. Исследование М. В. Монгуш поднимает из небытия имена несправедливо забытых ученых лам, которые внесли свой вклад в развитие тувинской культуры.

Интересным трудом по истории тувинского фольклора завершилась длительная исследовательская работа Г.Н. Курбатского . Автор на основе данных многочисленных информаторов привел сведения об отношении тувинцев к ламам и чиновникам на рубеже XIX - XX вв., о взаимоотношениях общества с новой властью после 1921 г. По фольклорным данным прослеживается уважительное отношение народа к образованию, к новой интеллигенции. Поговорки, песни и сказки дают возможность постичь атмосферу времени «великой жажды знаний»3.

Активизация исследовательской деятельности в изучении интеллигенции в последние годы привела к появлению монографических трудов регионального характера. В их числе следует отметить монографии С широким проникновением буддизма в 18-19 веках в Туве образовалась многочисленная и влиятельная сангха (община), насчитывавшая к началу 20 века около четырех тысяч человек. 2

Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). - Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2001. - 464 с.

3 Годы после введения тувинской национальной письменности в 1930 г.

Н.Я. Артамоновой и В.Н. Казарина1. Предметом исследования Н.Я. Артамоновой явилась, главным образом, научная и научно-педагогическая интеллигенция. Ею выявлены основные факторы, влиявшие на процесс формирования данных групп работников умственного труда, показан их вклад в развитие науки и культуры Восточной Сибири. Из-за обширности территориальных границ исследования (Восточная Сибирь) данные работы слабо затрагивают историю тувинской интеллигенции. Это связано с тем, что научно-педагогическая интеллигенция в Туве была немногочисленной.

Помимо этого, имеющаяся литература по истории интеллигенции народов Сибири и зарубежной Азии2, развивавшихся в сходных с Тувой условиях, позволяет сопоставлять и тем самым четче представлять национально-специфическое и общее в процессе формирования тувинской интеллигенции. Среди этих работ наибольший интерес представляют исследования по Монголии, интеллигенция которой формировалась в сходных условиях, в тот же период и по модели, как и интеллигенция Тувы.

В монографии И.И. Осинского и Д. Ульзийсайхана «Интеллигенция Монголии: проблемы формирования» раскрывались методологические основы процесса формирования интеллигенции Монголии. Рассматривалась сущность этой социальной группы, ее место и роль в обществе, предпосылки

1 Артамонова Н. Я. Интеллигенция Восточной Сибири. Опыт формирования и деятельности (конец 19-сер. 20 вв.). - М.: Прометей, 2000. - 237 е.; Казарин В. Н. Образование, наука и интеллигенция в Восточной Сибири (вторая половина 40-х - середина 60-х 20 в.). - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1998. -308 с. 2

Антонов Е.П. Интеллигенция Якутии (1922-1938 гг.). - Якутск: ИГИ АН ВС (Я), 1998. - 136 е.; Асочаков В.А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937 гг.). - Абакан: Хакасское отд. Красноярского книжного изд-ва, 1983. - 179 е.; Мирзеханов B.C. Интеллектуалы, власть и общество в Черной Африке. -М.: ИВН РАН, 2001. - 248 е.; Осинский И.И. Формирование социалистической интеллигенции у народов Сибири: Учеб. пособие. - Иркутск, 1984. - 195 е.; Осинский И.И., Ульзийсайхан Д. Интеллигенция Монголии: проблемы формирования. - Улан-Удэ, 1995. - 139 с. и условия становления. Анализировались проблемы привлечения старой интеллигенции новой властью, использования представителей аратства в выполнении функций умственного труда, подготовки специалистов в системе высшей и средней специальной школы. Освещалась помощь СССР в данном процессе. Наряду с положительными моментами в формировании национальной интеллигенции объективно, без лакировки показаны и негативные стороны - репрессии второй половины 1930-х гг.

Обзор научной литературы по теме позволяет сделать вывод о том, что история формирования интеллигенции в качестве самостоятельной темы не выделена из истории культуры, образования, медицины и других сфер жизнедеятельности общества. Налицо определенное несоответствие: с одной стороны, накоплено большое число публикаций, имеющих то или иное отношение к теме; с другой — отсутствует специальное исследование, обобщающее и систематизирующее разрозненные сведения о процессе формирования интеллигенции. Данное противоречие определило тему нашего исследования. Необходимо с привлечением новых данных, ранее * недоступных исследователям, изучить все стороны данного процесса в период существования ТНР.

Целью диссертационного исследования является изучение истории формирования и развития тувинской интеллигенции в 1921-1944 гг.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить предпосылки и особенности формирования интеллигенции в Туве (1921-1929 гг.)

2. Проследить основные пути развития тувинской интеллигенции

Ч '

1929-1944 гг.)

3. Рассмотреть специфику формирования отдельных групп тувинской интеллигенции.

4. Показать историю создания и деятельности специальных учебных учреждений для тувинских студентов на территории СССР.

Объектом исследования является тувинская интеллигенция в период ТНР, представленная всеми её основными группами. Под интеллигенцией подразумевается слой людей, занятых умственным трудом различной квалификации и выполняющих в общественном разделении труда специфические функции обучения, управления и обслуживания. Применительно к исследуемому периоду в состав интеллигенции автором включаются следующие профессиональные группы: управленцы, духовенство, производственно-технические, военные и творческие работники, педагогические, научные и медицинские кадры.

Предметом исследования является процесс формирования и развития интеллигенции в период Тувинской Народной Республики.

Хронологические рамки охватывают период независимого существования Тувинской Народной Республики с 1921 по 1944 гг. Нижняя граница определена провозглашением при содействии советской России в 1921 г. Всетувинским Учредительным Хуралом суверенитета Тувинской Народной Республики. Верхняя — моментом вхождения ТНР в состав Союза Советских Социалистических Республик в качестве автономной области.

При этом необходимо учитывать, что в отличие от важных политических или военных событий, процессы, протекающие в духовной сфере, не имеют жестких хронологических границ. Эти процессы долговременны и инерционны, поэтому ограничение данной темы четкими временными рамками достаточно условно.

Территориальные рамки исследования включают в себя территорию ТНР (171 тыс. кв. км.) в рассматриваемый период.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы российских историков по проблемам формирования интеллигенции.

Решение поставленных задач исследования происходит на основе синтеза формационного и цивилизационного подходов. Это дает возможность всесторонне познать объект исследования. Согласно формационному подходу использован принцип историзма, позволяющий осветить поставленные вопросы в их взаимосвязи и взаимозависимости на конкретно-историческом фоне, показать воздействие событий, происходивших в политической и социально-экономической сферах на формирование тувинской интеллигенции. В соответствии с цивилизационным подходом мы обращаемся в духовную область бытия. Данный подход позволяет воссоздать психологические и эмоциональные стороны рассматриваемого процесса.

Изучение интеллигенции на путях междисциплинарного взаимодействия позволило применить знания из области политологии, психологии, социологии, философии и других наук. Благодаря методологическому плюрализму были использованы как общенаучные (социологический, системный), так и специальные исторические методы (историко-ситуационный, историко-ретроспективный и проблемно-хронологический).

Источниковую базу диссертации составили опубликованные и неопубликованные документы, разнообразные по происхождению и информационным возможностям.

К первой группе можно отнести результаты «Тувинской сельскохозяйственной и демографической переписи 1931 г.», которая была проведена экспедицией научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем (НИА НКП). Это была по существу первая в истории Тувы систематическая перепись населения и хозяйства республики по четко разработанной программе. Она положила начало научной статистике в Туве, материалы которой в свое время были засекречены.

В период ТНР статистика не получила должного развития из-за слабой постановки оперативно-технического и бухгалтерского учета в народном хозяйстве. Поэтому отсутствие единых и достоверных отчетных данных приводило к путанице, цифровой неразберихе и искажению действительности. Исследователям истории Тувы приходилось самостоятельно составлять статистические таблицы, часть которых сохранилась в архивных фондах личного происхождения.

Немногочисленные статистические сведения были опубликованы в книге «25 лет Тувинской национально-освободительной революции» в разделе «Тувинская автономная область в цифрах»1. В этих материалах приведены цифры и по интересующему нас периоду.

В Ученых записках Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (УЗ ТНИИЯЛИ), В.А. Дубровский регулярно публиковал систематизированные им документы по новейшей истории Тувы. Часть из них привлекалась в качестве источников для изучения некоторых вопросов по истории формирования тувинской интеллигенции . Им же проделан значительный труд по составлению и публикации всех конституций Тувы с 1921 г3.

Интересным источником являются немногочисленные мемуары современников рассматриваемого периода. Наиболее известен автобиографический роман-трилогия С.К.-Х. Тока «Слово арата»4, получивший в свое время Сталинскую премию, который позволяет составить представление о психологии, чувствах и чаяниях людей времени существования ТНР. Из мемуаров последних лет необходимо отметить книгу Тувинская автономная область в цифрах // 25 лет тувинской национально-освободительной революции. / Отв. ред. X. М. Сейфулин. - Кызыл: Тувинское областное издательство, 1946, с. 97-100.

2 Дубровский В.А. Тува в 1919-1921 гг. (документы и материалы) // УЗ ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1957. - С. 266303.

3 Конституции Тувы / Сост. В.А. Дубровский. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. - 216 с.

4 Тока С.К. Слово арата. Трилогия. - М.: Изд-во: Современник, 1973. - 429 с.

К. Шойгу1, в которой он размышляет о своих современниках и событиях, свидетелем которых был. Автор приводит биографические данные первых представителей тувинской интеллигенции, в том числе репрессированных. В книге передается неповторимая атмосфера энтузиазма тех лет, которую сейчас трудно представить.

Необычное издание представляет собой сборник «Тува. XX век Народная летопись»2. Впервые редакционный коллектив пригласил к сотрудничеству самого творца истории — народ. «Летописцами» выступили более 60 человек со своими взглядами на прошлое. Многие написали о своих знаменитых родственниках, восполнив, тем самым, часть «белых пятен» в истории интеллигенции. Порой в воспоминания вкрадываются небольшие неточности: смещение дат, искажения имен, названия места действия. Человеческая память избирательна, но сама субъективность в выборе и изложении материалов позволяет составить представление о настроениях и переживаниях современников событий.

Немалый фактический материал содержат средства массовой информации тех лет - газеты «Шын», «Красный пахарь», журнал «Под знаменем Ленина-Сталина». Эти издания были ориентированы на позитивное преподнесение действительности и многие вопросы в них трактовались упрощенно и односторонне. Поэтому в них нередко встречались неточности и приписки - стремление выдать желаемое за действительное. Автору исследования приходилось не только учитывать эти обстоятельства, но и преодолевать их. В диссертации так же использованы материалы современных центральных и местных средств массовой информации.

Основным источником при работе над темой, послужили извлеченные из центральных и региональных архивов документы, многие из которых

1 Шойгу К. Перо черного грифа. - изд. второе, дополненное. - Кызыл: «Новости Тувы», 2000. - 298 с.

2 Тува. XX век. Народная летопись / Сост. Н. Богдановская. Кызыл: Республиканская типография, 2001. -310 с. вовлечены в научный оборот впервые. Диссертантом были изучены материалы фондов «Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ) и «Коммунистического Университета Трудящихся Востока» (КУТВ) в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). Деятельность КУТВ представлена многочисленными отчетами, проектами, справками и характеристиками. Это позволило рассмотреть особенности формирования управленческой интеллигенции. В материалах фонда «СНК РСФСР» Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) содержатся сведения о взаимоотношениях ТНР и РСФСР, в том числе и по вопросу подготовки кадров.

Интересная информация содержится в региональных архивах городов Кызыла, Абакана, Горно-Алтайска и Улан-Удэ. Ойратская область (ныне Республика Алтай) являлась одним из центров подготовки кадров для ТНР. В Государственной архивной службе Республики Алтай (ГАС РА) были рассмотрены материалы областного отдела народного образования по обучению тувинцев в школах, педагогическом техникуме, рабфаке и советской партийной школе. В отдельном фонде хранятся материалы Специальной тувинской сельскохозяйственной школы, действовавшей с 1934 по 1939 гг. Из-за особого положения этой школы часть ее документации хранилась под грифом «секретно» и стала доступна исследователям лишь в последние годы. В Отделе хранения специальных документов (ОХСД ГАС РА) содержатся различные директивы, сообщения, и доклады, касающиеся отношений Ойратского обкома ВКП (б) и ТНР в сфере культуры.

В филиале Центрального государственного архива Республики Хакасия (ф. ЦГА РХ), есть разрозненная информация о планах по обучению тувинцев в педтехникуме, совпартшколе, высшей колхозной школе и вет-зоотехникуме Хакасской автономной области.

В Центральном государственном архиве Республики Бурятии (ЦГА РБ) находится фонд по Монгольскому рабочему факультету, в котором с 1930 по

1939 гг. наряду с монголами обучались группы тувинцев. Благодаря хорошей сохранности материалов Монголрабфака существуют полные списки тувинских студентов и много других данных, вплоть до оценок в классных журналах. Это позволило определить качество подготовки студентов в данном учебном заведении.

Важное место среди источников занимают материалы Центрального государственного архива Республики Тува (ЦГА РТ), касающиеся деятельности отдела, позже министерства народного образования. Помимо этого в архиве собран богатый материал с фотографиями и биографическими справками по отдельным представителям тувинской интеллигенции. В бывшем партархиве Тувинского обкома КПСС, ныне Центре архивных документов партий и общественных организаций (ЦГА РТ ЦАДПОО), были изучены протоколы заседаний бюро партийных органов, справки, результаты проверок, стенограммы, переписка различных организаций, касающиеся отдельных аспектов исследуемой темы.

Ценный материал собран в Рукописном фонде Тувинского института гуманитарных исследований (РФ ИГИ РТ). В нем находятся черновики и гранки неопубликованных статей по проблемам формирования интеллигенции Тувы. Авторы - С.Ю. Смирнова и У.У. Кашпык-оол, не смогли в свое время закончить работу над данной темой исследования.

Часть документов была изучена в фондах Тувинского краеведческого музея «Алдын-Маадыр» и музея памяти жертв политических репрессий в «Мемориал». В основном это были биографические сведения по управленческой и другим группам тувинской интеллигенции, в том числе и подвергшейся репрессиям.

В целом фактическим материалом послужили документы 8 архивов и 2 музеев. Ввиду слабой изученности ряда вопросов по формированию интеллигенции, диссертант критически оценивал источники, в которых зачастую имеются ошибки. В изложении отдельных данных особо оговариваются неточности, допущенные в тех или иных документах, и приводятся уточненные и выверенные сведения. В некоторых случаях проводилась литературная редакция архивных документов, содержащих многочисленные грамматические ошибки, стереотипные оценки и штампы, свойственные официальным документам того времени. Тем не менее, эта правка оставляла в неприкосновенности фактическую сторону дела.

Научная новизна исследования. Представленная работа является первым обобщающим трудом по истории формирования тувинской интеллигенции, основанного на широком круге опубликованных и неопубликованных документов. В нем подробно рассматриваются вопросы выдвижения-коренизации кадров, имевшие место в 1930-х гг. Опираясь на многочисленные архивные материалы, автор показал сложный процесс обучения тувинских студентов в учебных заведениях СССР. В диссертацию включены ранее неизвестные биографических данные представителей политической и интеллектуальной элиты ТНР.

Значительная часть архивных материалов впервые введена в научный оборот. В процессе работы над темой оценивалась их достоверность и научная значимость, степень репрезентативности источниковой базы темы в целом.

Практическая значимость работы. Материалы и основные положения диссертационной работы могут быть использованы при создании обобщающего труда по истории Тувы, в преподавательской деятельности -при составлении учебных и методических пособий, подготовке лекций, спецкурсов по истории ТНР. Результаты исследования могут заинтересовать широкие круги тувинской общественности, в том числе научную и творческую интеллигенцию, людей старшего поколения и молодежь, стремящихся узнать правду о малоисследованных страницах истории Тувы.

В приложении приведены архивные документы и составленные таблицы, доказывающие некоторые выводы автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Харунов, Рамиль Шатмуратович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общественный строй Тувы на рубеже XIX - XX вв. характеризовался господством феодальных отношений с сохранившимися пережитками родоплеменных отношений. Социальные отношения в Туве представляли собой сплошное переплетение докапиталистических элементов феодальной и даже родовой стадии с новыми элементами, относящимися уже к буржуазной стадии развития. Происходило разрушение натурального характера производства под влиянием роста товарно-денежных отношений, вовлечение тувинских хозяйств в рыночные отношения, появление скупщиков, применение наемного труда — все это говорит о том, что в Туве возникли зачатки капиталистических отношений.

Вместе с тем, несмотря на сложности экономического развития, тувинское общество, вобравшее в себя многие ценности духовной жизни из прошлого, смогло развить самобытную культуру. Своеобразный, неповторимый характер духовного мира общества нашел свое отражение в трудовой деятельности людей, их образе жизни, обычаях, традициях, в памятниках литературы и искусства.

Особое влияние на развитие тувинского общества оказал буддизм, который проник в Туву в XIII в. из Тибета и Монголии и окончательно утвердился в XVIII - XIX вв. Принятие буддизма было цивилизационным выбором, изменившим не только область веры, но и всю духовную жизнь тувинцев. С приходом буддизма в Туве произошло не только утверждение одной из мировых религий, но и появились образование с монгольской письменностью, тибетская медицина, литература и искусство.

На рубеже XIX - XX вв. появились предпосылки для будущего формирования интеллигенции в тувинском обществе. Во-первых, этому способствовало утверждение буддизма. Во-вторых, в традиционном тувинском обществе выделилась определенная группа лиц (сангха), занимавшаяся интеллектуальным трудом, игравшая роль духовной элиты и выполнявшая специфические функции обучения, управления, обслуживания. В-третьих, предпосылкой послужил процесс модернизации, способствовавший проникновению элементов капитализма и привнесенной культуры, распространявшихся по мере пребывания русских переселенцев. Проявилась тенденция к приобщению тувинцев к новым видам деятельности, в том числе к европейской системе образования.

В данной работе проблемы формирования интеллигенции рассматриваются на фоне важнейшего периода тувинской истории с начала 1921 по 1944 гг. Эти годы вместили в себя столько потрясений, сколько не было в Туве за предыдущие столетия. Бывшая окраина Цинской империи, после непродолжительного Российского протектората, встала на тернистый путь независимого развития. Тувинская Народная Республика образовалась в августе 1921 г. в значительной степени под влиянием политических структур РСФСР. Поэтому многие исторические процессы в ТНР невозможно понять без учета событий, происходивших в Советском Союзе. В той или иной мере Тува повторила основные этапы развития «старшего брата» в 1920-1930-е гг.

Становление тувинской интеллигенции происходило тремя основными путями по советскому образцу: 1) путем привлечения представителей старой интеллигенции новой властью; 2) путем использования представителей аратства в выполнении функций умственного труда (выдвиженчество); 3) путем подготовки специалистов в образовательных учреждениях СССР и ТНР. Будучи использованными в Туве, эти пути нашли свое проявление в ряде специфических форм.

В первые годы независимого развития с управленческими функциями справлялся старый чиновничий аппарат. Широко привлекалась в государственные структуры самая просвещенная часть тувинского общества - буддийская сангха. Необходимо признать, что представители знати и духовенства в то время были самой образованной частью общества. Часть из них получила духовное образование в хурэ Монголии и Тибета. Ламы занимались обучением хуураков тибетскому и монгольскому языкам, буддийской медицине и астрономии, истории и географии. Поэтому они и возглавляли национально-освободительное движение и находились в руководстве страны. Многие руководящие и канцелярские работники периода ТНР были выходцами из ламской среды. Именно под их руководством осуществлялись мероприятия по социальному, экономическому и культурному преобразованию ТНР. Представители духовной интеллигенции приняли активное участие в управлении ТНР, иногда даже в ущерб своим религиозным обязанностям.

Все изменилось после VIII съезда ТНРП, прошедшего в октябре-ноябре 1929 г., на котором было снято прежнее «правое» руководство. В начале 1930-х гг. произошел поворот к жестким репрессиям против хурэ и представителей сангхи. Таким образом, возможность получить духовное образование сводилась к нулю.

Интеллигенция, как исторически сложившаяся социальная общность людей, в своем развитии опирается на богатое наследие поколений своих предшественников, преемственность опыта и традиций. Культура не берется из безвоздушного пространства и духовная интеллигенция (буддийская сангха) существовала в Туве задолго до провозглашения ТНР. Составы трех первых правительств республики получили в свое время буддийское образование. Позднее, этот момент в истории Тувы старательно замалчивался. Считалось, что «желтая» религия была реакционной по сути и служила лишь для угнетения народа. По этой причине утверждался тезис об отсутствии в Туве до 1921 г. социального слоя, занятого исключительно умственным трудом.

Самое трагичное заключалось в том, «что принадлежность к этой группе (интеллигенции — прим. автора), ее системе ценностей в значительной мере передается по наследству, а пресечение культурной и генетической преемственности действует разрушительно»1. В самом деле -традиции преемственности интеллектуальных профессий существуют и в наши дни, что свидетельствует в пользу ее объективной обусловленности. Искусственно создаваемый слой новой - просоветской интеллигенции, мог преодолеть разрыв в интеллектуальном развитии лишь по истечении многих лет.

Другим путём формирования тувинской интеллигенции был процесс выдвиженчества представителей аратства в органы властных и хозяйственных структур. Выдвиженчество в широких масштабах началось в 1929-1933 гг. и фактически слилось с политикой коренизации (плановым замещением кадров по национальному признаку). Как оказалось на практике, совместить массовую плановую коренизацию с качественным отбором было практически невозможно, приходилось учитывать недостаточную подготовленность местных кадров. Поэтому коренизация нередко проходила по методу процентного замещения должностей, когда аппарат учреждения чисто механически заполнялся на определённый процент работниками из коренного населения.

Некапиталистический путь развития вносил свои изменения в логику социального развития общества. Если при постепенном развитии в отношении интеллигенции царил «закон трех поколений», т.е. способность к духовному производству была преемственной, то при выдвижении интеллигенция образовывалась путем назначения.

Какие бы цели ни преследовала политика коренизации, она внесла значительный вклад в формирование национальной интеллигенции. Хотя часть выдвиженцев поначалу была неграмотна, но со временем, после обучения на различных курсах и самоподготовки они значительно повышали свой образовательный уровень.

1 Шрейдер Ю.А. Что значит быть интеллигентом? // Вестник высшей школы. - 1989. - № 4. - С. 13.

Особая роль в формировании интеллигенции принадлежала народному образованию и, прежде всего - школе. В первые годы независимого развития Тувы подготовка интеллигенции затруднялась недостатком молодежи с необходимым для учебы общеобразовательным уровнем. Становление народного образования ТНР в 1920-е гг. проходило в условиях отсутствия своей национальной письменности, учительских кадров, специальных помещений под школы, скудной материальной базы и недостатка финансирования.

Несмотря на это руководство республики принимало постановления, касающиеся развития светских школ, но в силу вышеуказанных причин эти попытки не получили полной реализации. Начинать приходилось практически с нулевой отметки при отсутствии опыта решения данной проблемы в условиях модернизации традиционного общества. Соседним народам СССР (хакасам, алтайцам и др.) также пришлось решать аналогичную задачу, но в более благоприятных условиях, так как они находились в составе государства, располагавшего системой школьного и высшего образования. Использование общегосударственных возможностей значительно облегчало создание в данных регионах национальных систем народного образования

Собственная база в ТНР для подготовки специалистов среднего звена была слаба и не могла обеспечить потребности народного хозяйства республики. Это было связано с тем, что создание системы учебных заведений начиналось почти с нулевого уровня, так как в Туве до 1924 г. отсутствовали светские учебные заведения и преподавательские кадры. К тому же начало подготовки специалистов проходило одновременно с ликвидацией неграмотности и созданием системы общеобразовательной школы, при отсутствии необходимого количества людей, достаточно подготовленных к обучению в средних учебных заведениях.

В связи с усложнением внутренних структур перед молодой республикой остро встал кадровый вопрос. Только разветвленная образовательная система могла обеспечить Туву квалифицированными управленцами, учителями, врачами, военными, юристами. Поначалу внутренних резервов для решения этой проблемы не было. Единственным выходом было обучение тувинцев за рубежом.

В 1926 г. первая группа студентов отправилась на учебу в Москву в Коммунистический Университет Трудящихся Востока (КУТВ). Ориентация на СССР была не случайна. Тува с первых дней независимости находилась под покровительством Советской России и оказалась связанной с ней множеством торговых, финансовых, культурных и политических связей. Поэтому направление тувинцев на обучение в Москву и другие города СССР, стало закономерным процессом. Немаловажным фактором для Тувы являлось и то, что все расходы, связанные с учёбой, брала на себя советская сторона. При Народном Комиссариате Просвещения (НКП) была даже введена должность Уполномоченного по монгольским и тувинским кадрам. ^ Предполагалось превратить Ойротскую область, которая граничила с ТНР, в основной центр подготовки тувинских кадров.

Разнообразна была география обучения тувинских студентов в городах Советского Союза. Они учились в Москве, Ленинграде, Казани, Тамбове, Воронеже, Новосибирске, Иркутске, Горно-Алтайске, Улан-Удэ, Омске, Чите, Абакане и других городах.

Обучение тувинцев в учебных заведениях СССР отличалось несколькими специфическими моментами:

- несоответствие образовательного уровня требованиям учебных ^ заведений;

- «великовозрастностью» учащихся, например, возраст студентов спецсельхозшколы был от 15 до 30 лет;

- переменой климата и питания;

- недостаточные условия для учебы и проживания, особенно в период становления учебного заведения (скученность, неприспособленные помещения, плохое питание и материальное снабжение);

- проблема, связанная с переходом от традиционного интуитивного познания мира к научно-рациональному, приобщением людей к русскому, а через него и западноевропейскому культурному влиянию;

- иная культурная среда, непривычная городская жизнь среди другого народа;

- сложная политическая обстановка в СССР и в ТНР, связанная с внутрипартийной борьбой и усилением репрессий.

Таким образом, в 1930-40-е гг. в ТНР при значительной помощи Советского Союза выросли свои национальные кадры и были сделаны первые, очень важные шаги в сторону социального и культурного прогресса. Поэтому в ст.1 Конституции ТНР от 1941 г. интеллигенция впервые упоминается в числе «трудящихся» наряду с аратами-скотоводами и рабочими1.

За годы независимого развития Тува добилась немалых успехов в государственном и хозяйственном развитии, решении социальных проблем населения. В то же время слепое копирование опыта СССР (коллективизация, партийное руководство, диктатура аратства) оказало негативное воздействие на жизнь республики в 1930-е гг. Как уже отмечалось, многие политические события в ТНР развивались в значительной степени под влиянием Советского Союза. Поэтому «Волна репрессий от Москвы с некоторым опозданием докатилась и до Саянских хребтов. Вчерашние соратники, строившие новую Туву, повторили участь строителей новой России»2.

1 Конституции Тувы / Сост. Дубровский В.А. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. - С. 75-76.

2 Ушкалов В. А. Особенности политических репрессий в Туве // политические репрессии в Хакасии и в других регионах Сибири (1920-1950-е гг.). - Абакан, 2001. - С. 27.

Массовые репрессии в Туве начались с уголовного дела против первых лиц государства. 16 октября 1938 года по приговору Чрезвычайного открытого суда были расстреляны «заклятые враги народа»: Сат Чурмит-Дажи - председатель Совета министров ТНР, Адыг-Тюлюш Хемчик-оол — ^ председатель Президиума Малого Хурала ТНР, Оюн Данчай — председатель правления Тувинбанка, Кара-сал Пиринлей — государственный прокурор, Сат Лопсан - министр торговли и промышленности, Куулар Сунгар-оол — полномочный представитель ТНР в МНР, Оюн Сенгиижик — заместитель государственного прокурора.

Необходимо отметить, что репрессии в ТНР коснулись, прежде всего, руководящих кадров и отразили борьбу «новой просоветской» политической элиты против «старых государственников». В отношении других групп интеллигенции: учителей, врачей, писателей, деятелей искусства - масштабы репрессий были значительно меньше. Тем самым были сохранены основы для поступательного развития национальной культуры.

После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 году, представители ^ тувинской интеллигенции так же попали под сталинские репрессии, но это был уже не тот жестокий пресс, который прошелся по автономиям РСФСР в конце 1930-х годов. Всего в Туве было осуждено 1036 человек (до и после вступления в СССР), из них 132 человека приговорены к высшей мере наказания1.

В соседней Монголии, развивавшейся в подобных Туве условиях, в 1937-1939 годах было осуждено 25785 человек, из которых 20039 расстреляно. При этом репрессиям подверглись представители всех социальных и профессиональных - групп2. ^ Массовое формирование интеллигенции начинается с образованием

Тувинской Народной Республике (ТНР) в августе 1921 г. и отличается рядом

1 Тувинская правда, 1990,14 -18 октября.

2 Осинский И. И. Ульзийсайхан Д. Интеллигенция Монголии. - Улан-Удэ, 1995. - С. 73. специфических черт. В силу исторических обстоятельств тувинская интеллигенция развивалась в целом по советскому образцу, восприняв не только позитивный опыт, но и недостатки. Все это происходило на фоне ускоренной модернизации традиционного кочевого общества. По этим причинам интеллигенция столкнулась с двойным опытом, идущим параллельно с открытием социалистических идеалов: опытом ускорения истории, и опытом индивидуализации судеб. Жизнь всего лишь одного поколения тувинской интеллигенции была насыщена драматическими поворотами и трагическими ошибками, что было характерно для всего периода независимого развития республики.

К 1944 г. тувинская интеллигенция еще не сформировалась, но уже сложилась как социальный слой. На тот период в ТНР было только 10 тувинцев с высшим образованием (5 ветеринаров, 3 педагогов, 1 медик и 1 экономист)1. В то же время нельзя выводить зависимость духовного и интеллектуального уровня интеллигенции от формальной характеристики полученного образования. Наличие или отсутствие диплома определенного образца не являлось решающим фактором для многих тувинских интеллигентов, внесших большой вклад в развитие духовной культуры своего народа.

Каждый из них пережил свою личную трагедию от соприкосновения с миром европейских знаний, которое приводило к трансформации мировоззрения. Приобщение к современным научным знаниям было стремительным и осуществлялось, в основном, в учебных заведениях СССР. Данный процесс сопровождался своими трудностями, уже рассмотренными выше.

Новое поколение интеллигенции, выросшее при народной власти, естественно склонялось к поддержке строя и обслуживающей его идеологии, так как с ними идентифицировалось теперь представление молодежи не

РФИГИРТ.Д.1,л.З. только о собственном общественном продвижении, и о своих целях и жизненных устремлениях.

Малочисленность интеллектуальной элиты Тувы обусловило совмещение ею функций политической и социальной элиты. Это позволило идеи «высокого» сознания воплотить на практике, совершив исторический скачок «от феодализма к социализму». Тувинский народ и интеллигенция чувствовали, что судьба в их руках и что они имеют силу и мощь выразить себя, воплотить свои идеалы. Народ не был отчужден от своих сил и воспринимал себя как творца. Социальный характер истории в тот момент имел плодотворную ориентацию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Харунов, Рамиль Шатмуратович, 2003 год

1. А) Архивные документы

2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)

3. Ф. 532. «Коммунистического Университета Трудящихся Востока» (КУТВ) Ф. 533. «Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ).

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 5446. «СНК РСФСР»

5. Государственная архивная служба Республики Алтай (ГАС РА) Ф. 55. Ойратского областного отдела народного образования Ф. 189. Специальная тувинская сельскохозяйственная школа Ф. 241. Ойратское педагогическое училище

6. Государственный архив Республики Бурятии (ЦГА РБ) Ф. Р-462. Монгольский рабочий факультет

7. Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ) Ф. 120. Министерство народного образования ТНР

8. Центральный государственный архив Республики Тыва Центр архивных документов партий и общественных организаций (ЦГА РТ ЦГА РТ ЦАДПОО)

9. Ф. 1. Тувинская народная революционная партия

10. Щ Рукописный фонд Тувинского института гуманитарных исследований (РФ1. ТИГИ)

11. Рукописный фонд Тувинского краеведческого музея «Алдын-Маадыр» Музей памяти жертв политических репрессий в Туве «Мемориал»

12. Б) Опубликованные источники

13. Дубровский В.А. Тува в 1919-1921 гг. (документы и материалы) // УЗ ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1957. - С. 266-303.

14. Конституции Тувы / Сост. В.А. Дубровский. — Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. — 216 с.

15. Айтмухаметов А.Д. Народное образование и формирование казахской интеллигенции северо-западного Казахстана во второй пол. XIX — нач. XX вв.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Омск, 2000. - 30 с.

16. Даргын-оол Ч.К. Культурно-антропологические факторы регионального развития (на примере Тувы): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2002. - 28 с.

17. Золотарев O.B. Создание и развитие советской системы народного образования в Коми автономии (1918-1941 гг.): Автореф. дис. док. ист. наук. М., 1997. - 42 с.

18. Лисичникова А.Ю. Образ жизни интеллигенции губернских и областных центров Восточной Сибири во второй пол. XIX в.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Иркутск, 2000. — 26 с.

19. Лыгденова В.Б. Становление и развитие начального образования в Бурятии во второй пол. XIX — нач. XX вв. (до 1917 г.): Автореф. дис. . канд. педагог, наук. М., 1997. - 25 с.

20. Южакова H.H. Социально-демографические характеристики интеллигенции Казахстана (1917-1941 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. Республика Казахстан, Усть-Каменогорск, 2000. - 34 с.

21. Янборисов М.Х. Партийно-государственная политика в области культуры. 1917-1941 гг. (на материалах государственных и общественно-политических организаций республики Башкортостан): Автореф. дис. . док. ист. наук. -М., 1993. -40 с.1. Диссертации

22. Бикбулатова А.Р. Сущность и формы самореализации национальной интеллигенции (социально-философский анализ): Дис. . канд. филос. наук. Уфа, 2001.-170 с.

23. Жондоров П.Н. Национальная интеллигенция в социально-политической структуре общества: на примере республики Саха (Якутия): Дис. канд. филос. наук. Якутск, 2001. - 125 с.

24. Кошелева Л.А. Интеллигенция как феномен русской культуры: Дис. . канд. культурол. наук. — М., 2000. — 150 с.

25. Москаленко Н.П. Основные проблемы этнополитической истории Тувы в XX в.: Дис. канд. ист. наук. М., 2000. - 210 с.

26. Осинский И.И. Общее и особенное в формировании и развитии социалистической интеллигенции: Дис. . док. филос. наук. — Улан-Удэ, 1989.-458 с.

27. Саая C.B. Развитие взаимоотношений Советского Союза и ТНР в 19211944 гг.: Дис. канд. ист. наук. — Абакан, 2001. — 180 с.

28. Хандархаев К.Ю. Бурятская национальная интеллигенция в первой четверти XX в.: Дис. . канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1999. — 190 с.

29. Научная литература и статьи

30. Актуальные проблемы истории Советской Сибири: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск: Наука, 1990. - 280 с.

31. Анайбан З.В. Формирование тувинской интеллигенции (историографический обзор) // Великий октябрь и проблемы новейшей истории Тувы / Отв. ред. Ю.Л. Аранчын. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1977.-С. 129-136.

32. Антонов Е.П. Интеллигенция Якутии (1922-1938 гг.). Якутск: ИГИ АН ВС (Я), 1998. - 136 с.

33. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. — Новосибирск: Наука, 1982. 337 с.

34. Артамонова Н.Я. Интеллигенция Восточной Сибири: опыт формирования и деятельности (конец XIX сер. XX вв.). — М.: Прометей, 2000. - 237 с.

35. Асочаков В.А. Культурное строительство в Хакасии (19171937 гг.). Абакан: Хакасское отд. Красноярского книжного изд-ва, 1983.-179 с.

36. Барзилов С., Чернышев А. Провинция, элита, номенклатура, интеллигенция // Свободная мысль. — 1996. -№ 1. С. 44-56.

37. Белов В. Школьное образование в ТНР // ПЗЛС. 1942. - № 2. -С. 84-96.

38. Богатырев Н. Задачи краеведения в ТНР // ПЗЛС. 1943. - № 1-2. -С. 74-81.

39. Будегичеева Т.Б. О проблеме изучения художественных традиций тувинского народа // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XVI. — Кызыл, 1973.-С. 91-100.

40. Бильтрикова A.B. Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. -89 с.

41. Будуп Б.К. К становлению профессионального искусства сценической речи // Культура тувинцев: традиция и современность / Отв. ред. Ю.Л. Аранчын. — Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1989.-С. 83-100.

42. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы / Совместно с АН СССР. Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая / Отв. ред. C.B. Иванов. М.: Наука, 1974. - 220 с.

43. В братской семье народов / Сост. С.С. Сонам. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1970. — 216 с.

44. Волков C.B. Интеллектуальный слой в советском обществе. — М., 1999.-250 с.

45. Горький М. Собр. Соч. т. 26. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1953. -464 с.

46. Гребнев Л.В. Изменение социальной структуры в Туве // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XIII. Кызыл, 1968. - С. 47-78.

47. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос. М.: Изд-во восточной литературы, 1960. 146 с.

48. Гребнев Л.В., Очур Ч. Рабочий класс Тувы. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1971. 236 с.

49. Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы // Знамя. 1992. - № 3-4.-С. 203-220.

50. Гуркина Н.К. Интеллигенция Европейского Севера России в конце XIX нач. XX вв. - СПб, 1998. - 218 с.

51. Далай-оол Р. Поступь тувинского театра / УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XII. Кызыл, 1967. - С. 267-277.

52. Данькина H.A. Интеллигенция Хакасии в 20-30-е гг. XX в. // Интеллектуальные ресурсы ХТИ — филиала КГТУ Хакасии: Тез. докл. II регион-ой научно-практической конф. - Абакан, 1999.-С. 56-58.

53. Жолковский М., Щепетов Ф. Тувинская Народная Республика // Фронт науки и техники. — 1937. № 7. - С. 116-126.

54. Иезуитов В.М. От Тувы феодальной к Туве социалистической. -Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1956. 208 с.

55. Из истории советской интеллигенции / Под ред. P.C. Иванова. — М.: Мысль, 1966.-223 с.

56. Исполнев И. Рождение тувинского театра // ПЗЛС. 1943. - № 12. - С. 55-64.

57. Исторический опыт планирования культурного строительства в СССР / Отв. ред. Л.В. Иванова. М., 1998. - 215 с.

58. Историческое, культурное и природное наследие (состояние, проблемы, трансляция) / Отв. ред. Курас Л.В. Улан-Удэ, 1997. — 213 с.

59. История Тувы. Т. II. / Отв. ред. С.К. Тока М.: Наука, 1964. -455 с.

60. Казарин В.Н. Образование, наука и интеллигенция в Восточной Сибири (вторая пол. 40-х сер. 60-х гг. XX в.). — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1998. - 308 с.

61. Кайрамазов Г.Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. М.: Наука, 1988. - 335 с.

62. Классы и социальные слои: исторические судьбы (СССР и Восточная Европа) 20-60-е гг. XX в. / Отв. ред. А.Ф. Носкова. -М.: Наука, 1990. 300 с.

63. Конгар Н.С. От неграмотности к всеобщему среднему // Тувинская письменность, язык и литература. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1980. С. 38-44.

64. Красильников С.А. Формирование советской интеллигенции Сибири в переходный от капитализма к социализму период. -Новосибирск: наука, 1987.— 91 с.

65. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2001. — 464 с.

66. Кутровский В.Н. Интеллигенция: проблемы определения понятия // Социально-политический журнал. — 1995. № 2. — С. 211-213.

67. Куулар Д.С. История и современность: Сб. тр. По фольклору и литературе. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2002. - 144 с.

68. Кызыл столица советской Тувы (1914-1964 гг.) / Ред. H.A. Сердобов. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1964. — 128 с.

69. Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. — Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1992. — 142 с.

70. Лопсан-Кенден О. Культурное строительство в ТНР // ПЗЛС. — 1943.-№4.-С. 84-90.

71. Люди и дела нашей республики: Библиогр. Материалы / Сост. З.М. Монгуш, А.И. Соколова Кызыл, 1983. - 50 с.

72. Макарова Г.П. Осуществление ленинской национальной политики в первые годы советской власти (1917-1920 гг.). — М.: Наука, 1969.-268 с.

73. Маннай-оол М.Х. К вопросу о реакционной сущности ламаизма // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. VIII. Кызыл, 1960. - С. 88-99.

74. Маннай-оол М.Х. Ученый комитет ТНР и его роль в социально-экономическом и культурном развитии Тувы / Гуманитарные исследования в Туве: Сб. науч. ст. — М.: Изд-во РУДН, 2001. — С.99-106.

75. Мачавариани В., Третьяков С.В Танну-Туву. — М.: Молодая гвардия, 1930. 110 с.

76. Минцлова К.Д. Далекий край: Препринт Петроград, 1915. -Кызыл, 1993.- 128 с.

77. Мирзеханов B.C. Интеллектуалы, власть и общество в Черной Африке. М.: ИВН РАН, 2001. - 248 с.

78. Моисеев H.H. Об интеллигенции, ее судьбе и ответственности // Социально-гуманитарные знания. — 1999. № 2. — С. 112-135.

79. Молл еров Н.М. Истоки братства. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1989. - 144 с.

80. Момбужай М.К. Развитие тувинской национальной культуры // 25 годовщина тувинской национально-освободительной революции / Отв. ред. Х.М. Сейфуллин. Кызыл: Тувинское областное изд-во, 1946. - С. 59-62.

81. Монгуш Д.А. 40 лет тувинской письменности // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XV. Кызыл, 1971. - С. 12-22.

82. Монгуш M.B. История буддизма в Туве (вторая пол. VI — конец XX в.). Новосибирск: Наука, 2001. - 200 с.

83. Наумова Т.В. Интеллигенция и пути развития российского общества // Социс. 1995. - № 3. - С. 39-46.

84. Некоторые современные вопросы анализа российской интеллигенции // Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Меметов.

85. Иваново: Иван, гос-ый. ун-т, 1997. — 155 с.

86. Осинский И.И. Формирование социалистической интеллигенции у народов Сибири: Учеб. Пособие. — Иркутск, 1984. 195 с.

87. Осинский И.И., Ульзийсайхан Д. Интеллигенция Монголии: проблемы формирования. Улан-Удэ, 1995. - 139 с.

88. Осинский И.И. ALMA MATER. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос-го ун-та, 1999. - 642 с.

89. Осташко Т.Н. Сельская интеллигенция Сибири (конец 19191927 гг.). Новосибирск: Наука, 1988. - 175 с.

90. Очерки истории тувинской организации КПСС. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1975. - 405 с.

91. Очур В.Ч. К вопросу о культурном строительстве в Туве // По пути великого октября (к 60-летию народной революции в Туве).- Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1981. — С. 73-81.

92. Пальмбах A.A. 12 лет тувинской письменности // ПЗЛС. 1942. -№ 1. - С. 63-76.

93. Памятные даты Тувы: Метод, и библиогр. материалы. Кызыл, 1981.-92 с.

94. Петров Г.С. О задачах и организации научно-исследовательской науки в ТНР // ПЗЛС. 1942. - № 2. - С. 79-83.

95. Решетова H.A. Интеллигенция Дона и революция. — М., 1998. — 240 с.

96. Романовский С.И. Нетерпение мысли, или исторический портрет радикальной русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. 368 с.

97. Российская интеллигенция и ноосферная динамика // Материалы XII межд. Научно-теоретической конф. «Духовность интеллигенции как фактор устойчивого развития общества» 2022 сент. 2001 г. Иваново: ИГУ, 2001.-132 с.

98. Русская интеллигенция. История и судьба / Сост. Т.Б. Князевская. М.: Наука, 2000. - 423 с.

99. Сабирзянов Г.С. Партийное руководство народным образованием в советской Туве (1944-1967 гг.). Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1967. — 71 с.

100. Саган-оол О., Кюнзегеш Ю., Мазуревская А. Краткий очерк тувинской литературы // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. I. Кызыл, 1953. -С. 59-63.

101. Сагды К.Ч. История возникновения тувинского театра. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1973. 140 с.

102. Самдан A.A. Тувинские летописи как исторический источник / Гуманитарные исследования в Туве. М.: Изд-во РУДН, 2001. -С. 165-173.

103. Сарыг-оол С. Пою мое отечество // Спасибо Октябрю! Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1987. - 220 с.

104. Сат С.Ч. Развитие политической системы Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.). Кызыл: Тувинский гос-ый ун-т, 2000.-87 с.

105. Сейфуллин Х.М. Образование Тувинской автономной области. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1954. 159 с.

106. Сергеев Ф.И. Успехи здравоохранения в Туве // 25 годовщина тувинской национально-освободительной революции / Отв. ред. Х.М. Сейфуллин. — Кызыл: Тувинское областное изд-во, 1946. — С. 72-77.

107. Севастьянов А.Н. Двести лет из истории русской интеллигенции. Попытки социологического анализа // Наука и жизнь. — 1991. № З.-С. 106-113.

108. Севастьянов А.Н. Национал-капитализм. — М., 1995. — 208 с.

109. Сердобов H.A. Народное образование в Туве. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1953. — 136 с.

110. Сердобов H.A. История формирования тувинской нации. — Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1971. — 481 с.

111. Сердобов H.A. Коминтерн и революционная Тува. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1985. — 238 с.

112. Синявский А.Д. Основы советской цивилизации. М.: Аграф, 2002.-464 с.

113. Славные дочери Тувы / Отв. ред. С.С. Сонам. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1967. - 148 с.

114. Советская культура в реконструктивный период (1928-1941 гг.) / Отв. ред. М.П. Ким. М.: Наука, 1988. - 605 с.

115. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. - № 3. - С. 112-126.

116. Сталин И.В. Полн. собр. соч. т. 7 (1925). М.: Гос. изд. политической лит-ры, 1947.-С. 133-152.

117. Соктоев И.А. Пути и методы формирования интеллигенции Бурятии // Актуальные проблемы истории интеллигенции Бурятии: Сб. науч. ст. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - С. 13-20.

118. Соскин В.Jl. Интеллигенция советской России (1917-конец 1930-х гг.): Историографический аспект // Интеллигенция -общество — власть история взаимоотношений (1917-конец 1930-х гг.): Сб. науч. тр. / Ред. С.А. Красильников. -Новосибирск, 1995. - С. 5-34.

119. Толгар-оол O.A. Образование и идейно-организационное укрепление Тувинской народно-революционной партии (19211929 гг.) // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XI. Кызыл, 1964. - С. 223-242.

120. Толгар-оол O.A. Борьба Тувинской народно-революционной партии за укрепление органов власти // По пути великого октября (к 60-летию народной революции в Туве). Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1981. - С. 60-73.

121. Тока С.К. Слово арата. Трилогия. М.: Изд-во: Современник, 1973.-429 с.

122. Тува. XX век. Народная летопись. / Сост. Н. Богдановская. — Кызыл: Республиканская типография, 2001. — 310 с.

123. Тульчинский Н.И., Каплунов А.И. Очерки бюджета Тувы. -Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1972. — 136 с.

124. Хабутдинов А. Начальные этапы формирования татарского управленческого аппарата // Вестник Евразии. — 1999. № 1-2. -С. 61-77.

125. Хайкин М. Из истории научной медицины в ТНР // ПЗЛС. -1942.-№3.-С. 106-116.

126. Халзанов К.Х. Формирование кадров национальной интеллигенции в автономных республиках Сибири. — М.: Мысль, 1965.-77 с.

127. Харунова М.М.-Б. Особенности взаимоотношений религии и власти в Туве / Религия и общество. Сб. науч. ст. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2003. - С. 64-68.

128. Ховалыг М.Б. Писатели Тувы. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2001. — 72 с.

129. Чамзырын У.У. О формировании тувинской интеллигенции // Проблемы истории Тувы / Отв. ред. Ю.Л. Аранчын. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1984. - С. 68-84.

130. Червонная С.М. Зрелость искусства // Дружба, братство, счастье. / Сост. А.Д. Бородина. Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1974.-С. 254-264.

131. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. СПб,: Художник России, 1995. - 184 с.

132. Шабаев М.Г. Очерки истории здравоохранения Тувы. -Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1975. 196 с.

133. Шойгу К. Перо черного грифа. изд. второе, дополненное. - Кызыл: «Новости Тувы», 2000. - 298 с.

134. Шойжелов С.А. (Нацов). Тувинская Народная Республика / материалы и документы по истории национально-революционного движения тувинских скотоводов. М.: Издания НИАНКП, 1930.-100 с.

135. Шостакович C.B. Политический строй и международно-правовое положение Танну-Тувы в прошлом и настоящем. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1929. 48 с.

136. Шрейдер Ю.А. Что значит быть интеллигентом? // Вестник высшей школы. 1989. - № 4. - С. 13-20.

137. Шумов A.M. Деятельность ТНРП в военном строительстве // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып. XVII. Кызыл, 1975. - С. 34-45.

138. Якубов Т. Современное состояние, задачи и перспективы научно-исследовательской работы в ТНР // ПЗЛС. 1943. - № 6. -С. 60-66.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.