Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Селиванова, Татьяна Владимировна

  • Селиванова, Татьяна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 161
Селиванова, Татьяна Владимировна. Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2003. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Селиванова, Татьяна Владимировна

Введение

Глава 1. Значение проектной культуры для художественного образования в контексте развития новых информационных коммуникационных технологий.

1.1.Возможности и средства информационных и коммуникационных технологий в контексте художественного образования.

1.2. История формирования феномена проектной культуры в общественном сознании и его влияние на художественное образование в конце 19 середине 20 века.

Глава 2. Теоретические основы современных методик и практический опыт развития проектного мышления в учреждениях художественного и художественно-педагогического образования России и зарубежом.

2.1. Современный зарубежный опыт развития проектного мышления в учреждениях художественного образования—

2.2. Современный отечественный опыт обучения проектной культуре в художественном образовании

Глава 3. Практика развития проектного мышления по авторской программе "Художественное проектирование".

3.1. Теоретические основы и особенности авторской программы "Художественное проектирование"

3.2. Направления и формы развития проектного мышления учащихся в работе с пространством и при освоении электронных технологий в разных возрастах.

3.3. Описание и анализ учебно-творческой проектной деятельности---------------------------------------------------.

3.4. Описание и анализ лабораторного эксперимента

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий»

Актуальность исследования Глобальная информатизация общества, компьютеризация, развитие телекоммуникаций и интерактивных технологий привели к фундаментальным изменениям в социально-производственных отношениях в современном мире.

Интеграция информационных технологий во все формы социальной коммуникации, к числу которых относится и художественная культура, ставит новые цели и задачи перед современным образованием в целом и перед художественным образованием, в частности. Согласно аналитическим прогнозам отечественных и зарубежных специалистов XXI век изменит содержание профессиональной педагогической деятельности. "Впервые в истории человечества поколения вещей и идей сменяются быстрее, чем поколения людей." (73, 127) Тенденция такова, что образование все более становится образом жизни, а жизнь непрерывным образованием. Наиболее органично в русле этого процесса будут существовать люди со сформированным творческим мышлением.

В русле этих тенденций в профессиональном образовании проявляются два наиболее актуальных направления деятельности. Первое -развитие методов и средств, необходимых для освоения значительных массивов информации, в которых представлена культурная память человечества и, второе - индивидуализация обучения и разработка индивидуальных проектов, раскрывающих творческий потенциал личности. Эти направления имеют особое значение для подготовки специалистов - педагогов изобразительного искусства, целью деятельности которых является формирование художественного мышления и творческой активности у учащихся всех возрастных групп в различных социальных и историко-культурных контекстах на фоне интеграции информационных коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности и досуга.

Существующая сегодня система профессионального художественно-педагогического образования сформирована в рамках докомпьютерной художественной культуры, структура и содержание которого не соответствует новым средствам коммуникации и потребностям современного общества. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн определены в ней как автономные художественные специализации, а доминирующая сегодня в образовании дидактика направлена на развитие специальных знаний и навыков, необходимых для осуществления узкопрофессиональной деятельности. Это представляется недостаточным и требует пересмотра стратегий образования с позиций художественного творчества в среде, сформированной новыми технологическими формами коммуникации. Иной принцип художественного образования, развиваемый в русле актуальных представлений, фокусирует внимание не на подготовке к какой-либо одной художественной специализации, а на воспитании человека, способного преодолевать узкопрофессиональные и конвенциональные границы и формировать новую реальность на стыке разных предметов, разных сфер деятельности и областей знания. Пространство образования преобразуется в пространство свободной творческой коммуникации, информационно насыщенное, позволяющее учащемуся знакомиться и осваивать самый широкий спектр новых технологий и материалов в рамках проектной организации творческого процесса. Такой принцип обучения можно назвать модульным, так как он предусматривает создание общего образовательного ресурса, который в зависимости от каждой поставленной задачи может легко менять свою структуру.

Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность) ставит перед художником задачу отбора необходимого арсенала средств выражения и планирования сложного многоуровневого процесса воплощения творческого замысла. Для художественно-педагогической деятельности особое значение имеет возможность применения информационных технологий в двух направлениях: как средств художественного выражения и как средств обучения.

Таким образом, можно выделить спектр новых задач, стоящих перед художественно-педагогическим образованием в контексте новых информационных технологий:

- формирование активного творческого мышления личности, готовой к саморазвитию и самообразованию,

- преодоление узкопрофессиональных и конвенциональных границ в профессиональном образовании и последующей деятельности,

- формирование умений планировать сложный многоуровневый процесс воплощения творческого замысла для каждой конкретной задачи,

- формирование навыков работы с большими объемами информации,

- формирование навыков отбора средств выражения и необходимых знаний и умений работы с информационными технологиями.

Всем этим задачам и тенденциям отвечают те направления в художественном образовании, для которых базовым понятием является проектная культура, а его реализацией становятся проектные формы обучения, направленные на развитие у учителя творческого проектного мышления.

История внедрения проектных методов в систему образования включает в себя разные подходы к решению задачи активизации познавательной деятельности учащихся, это, в первую очередь, "обучение посредством делания" (метод проблем), разработанный Дж.Дьюи, и В.Х.Килпатриком (56), развивающее обучение на основе созидательной деятельности, внедряемое в экспериментальных школах США в начале XX века; приобщение молодого поколения к человеческой культуре -искусству, науке, технике через общеобразовательный труд в 20-ые г.г. XX века (В.Н. и С.Т. Шацкие, А.У. Зеленко, Е.А. Флерина) и преобразование школы учёбы в школу жизни: комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий с упором на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов в 30-ые г.г. (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев) в России.

В настоящее время применение метода проектов особенно актуально в связи с развитием новых информационных технологий и расширением эвристического подхода в образовании. За последнее десятилетие в сфере образования были реализованы целые комплексы педагогических находок и исследований в области проектно-компьютерного обучения. Среди которых можно выделить следующие: практика свободного исследования предмета учениками с применением информационных технологий (М. Моар, К. Канениши, Т. Фудноисаки); теория конструкционизма, согласно которой компьютер является "строительным материалом" для образования С. Пейперта (последователя теории знания Ж. Пиаже); метод проектов для интенсификации развития интеллекта с помощью компьютера и реализация метода проектов в гипермедиа-средах (Е.С. Полат, С. И. Горлицкая); технология контекстного обучения в процессе освоения учащимися новых технологий (A.A. Вербицкий, Г.Л. Ильин); творческое обучение на основе создания образовательных мультимедийных систем (Л.Я. Лившиц, C.B. Кувшинов, Н.Л. Селиванов); творческий и ролево-игровой вариант проектной деятельности, построенный на принципах интеграции и взаимодействия искусств (A.B. Гиглавый, В.Ф. Максимович, Л.Г. Савенкова, М.Н. Фоминова, М.Л. Шкурлятьева, Б.П. Юсов).

Но изучение современной педагогической деятельности с позиций применения метода проектов выявило проблему, что в художественном образовании проектный тип обучения существует лишь на традиционной для него архитектурно-дизайнерской территории и не связан с освоением информационных технологий. Художественно-графические отделения вузов, художественные училища, колледжи, школы, практически не меняя и не модернизируя свои образовательные методики за последние 80 лет, во многом перестали соответствовать потребностям информационного общества и утратили связь с жизнью. Сложившуюся ситуацию, в первую очередь, можно объяснить отсутствием специалистов-преподавателей, являющихся носителями проектной культуры и обладающих знаниями и творческими методами работы с новыми информационными технологиями. Не менее важным представляется отсутствие новых учебных программ, направленных на интеграцию компьютерных технологий в область художественного и художественно-педагогического профессионального образования.

Актуальность данного исследования обусловлена разработкой теоретического и учебно-практического комплекса — образовательной модели, направленной на развитие проектного творческого мышления учителей изобразительного искусства и включающей характеристику учебного содержания и проектные методы освоения инфокоммуникационных технологий. Предлагаемая модель раскрывает особенности педагогической работы проектной направленности с разными категориями и возрастными группами учащихся и может быть трактована в рамках конкретных учебных задач - при разработке отдельных учебных планов, курсов и программ. Особое значение имеют разработки учебно-методических средств, основанных на информационных технологиях. Тем самым формируются необходимые для профессиональной деятельности знания и навыки у студентов художественно-педагогических учебных заведений.

Формирование проектного мышления в контексте интеграции информационных технологий в художественное образование складывается из многих аспектов. В процессе изучения данного вопроса, мы опирались на работы в области педагогики, социологии, теории информации, семиотики, психологии, искусствознания и дизайна.

Определение основных черт современного постиндустриального общества, характеризующегося активно развивающимися информационными и коммуникационными технологиями, стало возможным благодаря трудам в области социологии и теории информации Д. Белла, E.H. Дубровского, Г. М. Маклюэна, А. Моля, О. Тоффлера, К. Ясперса.

Семиотические аспекты художественной коммуникации в части освоения языка новых информационных технологий рассматриваются в нашем исследовании в контексте работ Р. Барта, Ю.М. Лотмана, У. Эко.

Особое значение при рассмотрении вопросов зрительного восприятия и когнитивной психологии имели работы Р. Арнхейма, JI.C. Веккера, JI.C. Выготского, Дж. Гибсона, А.П. Назаретяна, У. Найссера, И.С. Якиманской.

В плане изучения места и роли проектной культуры в системе художественного образования исследование опирается на работы специалистов в области истории и теории проектной культуры (Б. Арчер, Н.В. Воронов, B.JI. Глазычев, A.JI. Дижур, Г.Г.Курьерова, А.Н. Лаврентьев, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов).

Психо лого-педагогические аспекты (A.B. Бакушинский, П.П. Блонский, А.И. Буров, В.В. Давыдов, Кудрявцев В.Т., А.Н. Леонтьев, В.А. Школяр, Д.Б. Эльконин) занимают в исследовании особое место в связи с разработкой возрастных периодов Детства и развивающего характера образования, в том числе художественного.

Исследование в части определения методов и средств проектных форм обучения опиралось на практику творческого и ролево-игрового варианта проектной деятельности, построенной на принципах интеграции и взаимодействия искусств ( В.Ф. Максимович, И.В. Роберт, Л.Г. Савенкова, М.Н. Фоминова, Б.П. Юсов)

Объект исследования: педагогическая деятельность проектного типа, отвечающая задачам интеграции новых информационных технологий в сферу профессионального художественного образования.

Предмет исследования: процесс формирования проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий.

Цель исследования: разработка учебного содержания и педагогических методов в сфере художественно-педагогического образования, направленных на развитие проектного мышления учителя как интеллектуальной основы для освоения информационных технологий.

Задачи исследования.

1. Изучение места и роли проектной культуры в системе художественного образования; выявление содержания понятия "проектное мышление" как особого типа мыслительной деятельности, необходимого для интеграции инфокоммуникационных технологий в профессиональное художественно-педагогическое образование.

2. Выявление специфики средств информационных и коммуникационных технологий как инструмента проектной творческой деятельности.

3. Анализ содержания, методов и практического опыта учебных заведений, внедряющих художественного образования предметы, связанные с новыми технологиями визуализации и коммуникации.

4. Разработка экспериментальной образовательной модели, включающей характеристику учебного содержания, методы развития проектного мышления и систему творческих проектных заданий. Проведение экспериментального исследования для анализа эффективности разработанной модели обучения.

Гипотеза исследования. Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий станет возможным в процессе следующей образовательной деятельности:

1) освоение информационных технологий как средств художественного выражения и как средств обучения учащихся;

2) использование учебного содержания, сформированного на основе опыта проектной культуры и выявленных особенностях электронных средств выражения;

3) организация учебно-творческого процесса проектными методами;

4) развитие пространственного воображения, конкретно-образного и интегративного типов мышления как психологических основ проектной мыслительной деятельности.

Методологические основы исследования: методология дизайн-образования (И.М. Абаева, В. Гропиус, Р. Дализи, А.П. Ермолаев, И.Иттен, В.А. Кирпичев); методология игровых технологий в проектировании (Г.Н. Щедровицкий); передовые методы интеграции информационных технологий в образование (В.Г. Кинелёв, С. Пейперт, A.JI. Семёнов, H.JI. Селиванов); методы развития личности в теории конструктивизма (Ж. Пиаже); педагогические теории творческого развития личности (A.B. Бакушинский, Г.Б. Лабунская, Б.М. Неменский, B.C. Щербаков, Б.П. Юсов); метод развивающего обучения на основе созидательной деятельности - метод проектов (Дж. Дьюи, Е.А. Флерина, С.Т. Шацкий), а также современные исследования проектной деятельности в образовании (С. И. Горлицкая, Е.С. Полат, В.И. Слободчиков, М.Н. Фоминова).

Методы исследования: изучение опыта развития феномена проектной культуры; анализ философской и научно-методической литературы по проблемам исследования; анализ специфики современного профессионального художественного образования на основе изучения специальной литературы по проблеме исследования; изучение истории, теории и практики художественно-проектного образования и воспитания; изучение новых педагогических подходов к освоению информационных технологий в области проектирования и дизайна в структуре художественного образования; анализ учебно-практических работ, тестирование, беседы, независимая экспертиза результатов самостоятельной художественно-творческой деятельности; педагогический лабораторный эксперимент, статистический анализ результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Дано теоретическое обоснование необходимости формирования проектного мышления учителя изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки. Впервые раскрыты педагогические условия интеграции информационных и коммуникационных технологий в художественное образование. Рассмотрено и раскрыто понятие "проектное мышление". Выявлены учебное содержание и методы развития проектного мышления учителя изобразительного искусства. Обоснована, разработана и экспериментально апробирована образовательная модель, направленная на развитие проектного мышления и интеграцию информационных технологий в художественное образование, проанализированы результаты ее практического применения.

Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации по формированию проектного мышления у преподавателя изобразительного искусства на основе информационных технологий являются важным условием модернизации современного педагогического образования. Результаты исследования могут быть включены в образовательные курсы "Методика художественного образования" и "Композиция" в учреждениях художественно-педагогического образования. Материалы исследования могут быть использованы в учреждениях системы дополнительного и специального художественного образования при создании учебных программ художественного образования в художественных школах, колледжах, училищах, в тех учебных заведениях, которые внедряют в учебный процесс предметы, связанные с новыми электронными технологиями.

Достоверность исследования обусловлена методологическим и общетеоретическим подходом к изучению проблемы исследования с учетом современных идей по внедрению новых информационных и коммуникационных технологий в систему художественного образования, а также многолетней художественно-педагогической практикой соискателя, разносторонностью методов исследования, экспериментальной проверкой теоретических и практических положений в процессе осуществления учебной деятельности.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1990 - 1993). Изучение научно-теоретической и методической литературы, сбор, систематизация и анализ художественных работ учащихся в процессе разработки авторской программы "Художественное проектирование". Кроме того, этот этап включал в себя изучение и анализ философской, общенаучной, культурологической, педагогической и психологической литературы по проблемам художественного образования в информационном обществе.

Второй этап (1993 - 2000). Определение рабочей гипотезы и методологического аппарата исследования. Апробация авторской программы в условиях десятилетнего образовательного цикла художественной школы. В процессе проверки и корректировки основных положений программы, были собраны и проанализированы работы, выполненные учащимися за 10 лет обучения по программе "Художественное проектирование", проведены контрольные эксперименты с разными группами учащихся.

Третий этап (2000 - 2003) - анализ полученных результатов и их обработка, проведение лабораторного эксперимента, написание текста диссертационного исследования.

Апробация и внедрение. Основные положения исследования прошли апробацию на Международной научно-практической конференции EVA "Информация для всех: культура и технологии информационного общества" (г. Москва - 2001, 2002г.г.), на Межрегиональной конференции АДИТ "Музеи и информационное пространство: проблемы информатизации и культурного наследия" (г.Н.Новгород - 2002); материалы исследования были использованы при проведения цикла научно-практических семинаров для преподавателей и руководителей учреждений художественного образования по теме "Художественное образование в контексте новых информационных и коммуникационных технологий" в Москве, Н. Новгороде и Ярославле в 2001 - 2003 гг.; при создании рабочей тетради "Я - архитектор" ("Открытый мир", М., 1997г., переиздание 2001г.); на основе исследования был разработан и проведен дистанционный образовательный курс "Художественное проектирование. От идеи - к реализации" для специалистов в области художественного образования совместно с кампанией "Гиперметод" (2002г.).

Выводы и положения исследования одобрены в лаборатории интеграции искусств Института художественного образования РАО.

База исследования. Основная работа по апробации исследовательских результатов и практических приемов осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы по авторской программе "Художественное проектирование" на базе Мастерской проектирования и дизайна КДХШ (г.Москва); при проведении курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства на базе Института художественного образования РАО, при разработке цикла лекций и проведении практических занятий по курсу "Компьютерная графика" (1997-1999 г.г.) в Российском Государственном Гуманитарном Университете. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 180 учащихся, 27 учителей изобразительного искусства, 20 студентов художественных и художественно-педагогических ВУЗов. На защиту выносятся следующие положения: - формирование проектного мышления и проектные методы художественного творчества базируются на опыте проектной культуры — феномене, выявленном в конце 19-го века и получившем свою особую актуальность в контексте информационных коммуникационных технологий; интеграция информационных технологий в систему художественного и профессионального художественно-педагогического образования наиболее эффективна в форме проектной организации учебной деятельности, направленной на развитие проектного мышления;

- сформированность проектного мышления учителя изобразительного искусства позволяет ему результативно развивать два направления профессиональной деятельности на основе информационных технологий: осваивать компьютерные средства для художественного выражения и использовать новые технологии для создания собственных средств обучения;

- проектное мышление в условиях применения информационных технологий выступает как интеллектуальная основа индивидуализации процесса современного художественного образования; таким образом, учитель, обладающий проектным мышлением, становится способным разрабатывать гибкие модели организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Селиванова, Татьяна Владимировна

1. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что профессиональное художественно-педагогическое образование, ориентированное на эффективную творческую и педагогическую деятельность в современном обществе невозможно без освоения новых электронных средств выражения. Информационные технологии в учебнотворческой деятельности преподавателя изобразительного искусства могут быть использованы в двух направлениях: как средства художественного выражения и как средства обучения.

Изучение современной практики внедрения информационных технологий в художественные и художественно-педагогические учебные заведения показывает: 1) недостаток специалистов-преподавателей изобразительного искусства, являющихся носителями проектной культуры и обладающих знаниями и творческими методами работы с новыми информационными технологиями; 2) неэффективность учебно-методической базы занятий - отсутствие новых учебных программ, направленных на интеграцию компьютерных технологий в область художественного образования.

2. Исследованием определено, что освоение компьютерных технологий в творческом образовании эффективно при следующих характеристиках образовательного процесса: проектном типе обучения, общегуманитарном развитии личности, активной проблемно-поисковой форме обучения; направленности на создание какого-либо конечного продукта, использовании самостоятельного проектирования учащихся в качестве контроля знаний. Определяющей основой такого образования является проектная деятельность, которая предусматривает взаимозависимость нескольких направлений: проектную организацию самого процесса обучения, учебного содержания, познавательной деятельности учащегося.

3. При использовании компьютерных технологий в творческой и преподавательской деятельности от учителя изобразительного искусства и учащегося требуются определенные свойства мышления. В исследовании эти способности охарактеризованы как свойства проектного мышления, объединяющего в себе конкретно-образную мыслительную деятельность (пространственное воображение, ассоциативное мышление, навыки обобщения и абстрагирования образов с последующим выражением полученных представлений в языковых формах), дискурсивное мышление и интегративную мыслительную стратегию (интерпретация и систематизация информации, синтез новых представлений).

4. Изучение истории проектной культуры позволило выявить в исследовании методическую основу для развития проектного мышления. Такой основой стало соотношение науки и дизайна, выраженное в соединении знаний из естественно-научной, гуманитарной, технической и технологической областей в единый комплекс, необходимый для формирования проектного мышления.

В исследовании выявлены методы развития проектного мышления, непосредственно связанные с использованием в образовательном и творческом процессе информационных компьютерных технологий: "память / проект" - как основной метод организации учебного процесса ("память" - компетенция, формируемая у обучаемого, "проект" -вовлечение ученика в процесс творчества, диалектику исследования); метод многосоставных и многоуровневых проектов, включающих в себя разные уровни сложности и разнообразные художественные средства выражения; метод интеграции различных художественных учебных дисциплин в едином тематическом образовательном комплексе; метод индивидуализации обучения - авторское проектирование; метод творческих проектных групп; метод творческих отчетов и просмотров; метод игровой организации ведения проекта, а также исследовательские, поисковые, проблемные методы освоения информационных ресурсов.

5. В исследовании выявлено учебное содержание образовательной деятельности, связанной с использованием в творческом художественном процессе компьютерных технологий. Нами определены следующие компоненты учебного содержания: ресурсы художественной культуры (мир художественных идей и концепций, история развития художественной культуры, актуальные тенденции развития культуры и искусства, средства художественного выражения); история материальной культуры человечества; история, методы и средства проектной культуры; а также учебное содержание, направленное на изучение и художественное переосмысление окружающей природной среды, изучение новых инфокоммуникационных технологий.

6. В процессе исследования выявлены средства компьютерных технологий, которые могут быть эффективно использованы для художественного творчества и развития личности: возможность комплексного воздействия на восприятие пользователя, включая его эмоциональную сферу, за счет синтеза зрительных, слуховых и двигательных образов в едином объекте коммуникации; возможности имитации любых визуальных средств выражения; интерактивность (взаимодействие пользователя с электронной компьютерной средой); возможности построения индивидуальных образовательных стратегий, самообучение; возможности активизации восприятия пользователя, за счет повышенной наглядности. Информационные технологии предоставляют широчайший спектр доступных возможностей для реализации творческих замыслов, превращения их в готовые завершенные формы, причем, эти формы могут быть бесконечно разнообразны и неповторимы.

7. Особенности педагогической деятельности, осуществляемой в контексте и средствами информационных технологий, потребовали создания новой модели, интегрирующей в свою структуру новые информационные технологии. На основе собранных данных была разработана, экспериментально апробирована и представлена в рамках исследования образовательная модель, описанная с помощью анализа учебной программы "Художественное проектирование" и практического опыта ее реализации. Апробация образовательной модели, проведение лабораторного эксперимента продемонстрировали эффективность всего комплекса учебно-методических средств, необходимых для формирования творческой личности в контексте информационных технологий, а также позволил определить, круг знаний, навыков и, главное, особенностей мышления, которые необходимо сформировать в процессе подготовки и переподготовки учителей изобразительного искусства для их профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий.

8. Анализ всей научно-практической деятельности, описанной в данном исследовании, позволяет определить значение информационных технологий для художественно-педагогической деятельности. Внедрение информационных технологий в художественное образование на базе проектной культуры в целях творческого самовыражения дает возможность: 1) выражать свои представления, как в форме статичных визуальных образов, так и в форме динамических, нелинейных (гипертекстовых, мультимедийных) структур; для этой цели могут использоваться учебные методы и средства компьютерных технологий, направленные на развитие пространственного воображения, объемно-пространственной визуализации и пространственного моделирования; 2) выражать свои идеи и концепции, на основе использования методов и средств инфокоммуникационных технологий, развивающих системное мышление, формирующих навыки обобщения, абстрагирования, схематизации и интеграции разных языковых средств для выражения единой идеи; 3) использовать культурный опыт человечества для выражения своих образов и идей с помощью средств информационных технологий на основе обучения методам работы с информацией, освоения разных художественных технологий, интерпретации культурного опыта. Апробация экспериментальной образовательной модели показала, что проектно мыслящий учитель изобразительного искусства, обладающий знаниями проектной культуры, навыками проектной организации учебно-творческой работы, владеющий спектром компьютерных средств выражения, сможет эффективно решить задачу интеграции информационных технологий в художественное образование.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что сфера информационных и коммуникационных технологий является органичной составляющей инструментария проектной культуры и художественного образования. Развитие проектного мышления в рамках художественно-педагогического образования может стать базой для формирования нового миропонимания, освоения методов и средств, как для творческой самореализации личности, так и для плодотворной педагогической деятельности в информационном обществе.

В продолжении нашей работы на основании данного исследования и описанного опыта работы планируется разработка учебно-методических комплексов, включающих в себя образовательные программы, методические рекомендации и инструментальные средства обучения, локализуемые в рамках конкретных направлений педагогической деятельности и учебных задач в системе профессионального художественно-педагогического образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Селиванова, Татьяна Владимировна, 2003 год

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Б.Г.Ананьев. Избранные психологические труды: В 2 томах, т. 1 — М.: Педагогика, 1980, с. 16-178.

2. Абаева И.М., Бармаш O.A. Методика воспитания проектности в студии СТАРТ // Дизайн в общеобразовательной системе. // Библиотека дизайнера. ВНИИТЭ, М.; 1994

3. Азрикан Д.А. Методическая модель объекта дизайна .// Техническая эстетика №9. -М.;1982.

4. Акин О. Психология архитектурного проектирования / пер.с англ. Ю.А. Плотникова. -М.: Стройиздат, 1996. -208с.

5. Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск.: Беларусь, 1994, - 474.С

6. Анохин С.Ф. Дизайн и эстетическое воспитание. //Техническая эстетика №4. -М.;1986, с.12-18

7. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-воспитательной деятельности: Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1981, 240с.

8. Аркин Д. Искусство бытовой вещи. -М.: ОГИЗ, 1932, -169с.

9. Арко А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. М.: Наука, 1991,-413с.

10. Ю.Арнхейм Н. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974, -391с.

11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. -352с.

12. Аронов В.Р. Традиции дизайнерского образования Британии // Труды ВНИИТЭ № 50, М., 1986, с. 13-29.

13. З.Аронов В.Р. Начальный этап становления дизайнерского образования // Библиотека дизайнера // труды ВНИИТЭ, -М.,1994, с.7-13

14. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса, 2-е изд. Киев: Вища школа, 1984. -246с.

15. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981. -352с.

16. Бакушинский A.B. Об освоении пространства // Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.

17. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. -М.: Мир, 1969.-120с.

18. Бейтс Е. Интонация, конвенция и символ // Психолингвистика, -М., 1984, с. 50-102.

19. Беккер Г.П., Переверзев Л.Б. Сценарное моделирование как метод //.// Техническая эстетика №4. -М.;1987. с.25-36

20. Беньямин В. Произведение в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996, - 120с.

21. Бердяев H.A. Смысл творчества, М.: Мысль, 1916, -200с.

22. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI век: размышление социолога. -М.: Педагогика, 1988. -254с.

23. Бехтин Н.Б. Специфика искусства, М.: Искусство, 1984, 56.с.

24. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. -399с.

25. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. // Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979.Т.1 334с., т.2 - 399с.

26. Борисовский Г.Б. Человек мера вещей. - М.: Искусство, 1966.-142с.

27. Быков 3., Галактионова А. На матфаке ВХУТЕМАСа // А.Родченко. Статьи. Воспоминания, М., 1982.-154с.

28. Валери П. Об искусстве. -М.: Искусство, 1993. 507с.

29. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: советский художник, 1963.-111с.

30. Венгер Л.А. Педагогика способностей. -М.: Прогресс. 1973.

31. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Сборник научных трудов, под ред. Б.П.Юсова Луганск: Просвещение, 1990, - 200с.

32. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся (под редакцией И.С. Якиманской) НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР -М.: Педагогика. 1989. -224с.

33. Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. — М.: Просвещение, 1981,- 162с.

34. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977, -263с.

35. Воронов Н.В. Суть дизайна. М.: ГрантЪ, 2002г.,- 28с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства // под ред. М.Г.Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987, 344с.

37. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк 3 изд. -М. 1991.

38. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. м., 1966, с. 110-149.

39. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления // Деятельность и психические процессы: Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. -М.: 1977, с. 54-55.

40. Гвишнани Д.М. Наука, дизайн и будущее // Техническая эстетика № 1, -М.; 1970.С.13-17

41. Генисаретский О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры //Техническая эстетика №5. -М.;1989.

42. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988, 464с.

43. Гидион Э. Пространство, время, архитектура. изд. 3-е. — М.: Стройиздат, 1984, -453с.

44. Глазычев В.Л. Включение художественной деятельности в систему проектирования // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973.-145с.

45. Глазычев В.Л. О дизайне. М.: Искусство, 1970.-190с.

46. Глазычев В.Л. Образы пространства // Творческий прогресс и художественное восприятие, Л., 1978, с. 159-174.

47. Горальд Г. Шейн. Дж. Дьюи // перспективы № 4,1986, с. 133-139.

48. Григорьев Э.П. Федоров М.В. Проектный метод прогнозирования. .// Техническая эстетика №10, 11. -М.;1970.

49. Григорьева И.В. Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике. Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. пед.наук. М.; 2002.

50. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: Интор, 1996,- 544с.

51. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красоты в воспитании зрителя. — Л., 1990.-221с.

52. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность // учебное пособие М., 1992. -145с.

53. Дижур А.Л. Дизайн в капиталистических странах. М.: Знание, 1968. -63с.

54. Дижур А.Л. Английский опыт включения дизайна в систему воспитания и общего образования // Труды ВНИИТЭ. -М.; 1994 с.14-21.

55. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности. — М.: Политиздат, 1987. -95с.

56. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. -204с.

57. Ермолаев А.П. Словарь дизайнера для работы в 21 веке // Мастерская ТАФ, М., 1998.-120с.

58. Жадова JI.A. Заметки об итальянском дизайне // Техническая эстетика, 1966, № 2,4.

59. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL, 1974.

60. Иконников A.B. Дизайн в городской среде или дизайн городской среды. Дизайн и город. М., 1988.

61. Кабкова Е.П. Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Живой мир искусства. Полихудожественная программа для 1-4 классов, М., 1992.

62. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучения. -М.: Педагогика. 1981. -200с.

63. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход. М.: Изд-во МГУ, 1983, -168с.

64. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. -ООО "Издательство "Петрополис", 2001, -224с.

65. Каменский Я.А. Антология гуманной педагогики. — М.,: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996, 222с.

66. Кантор K.M. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна. // Вопросы философии №11,1981

67. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования//Вопросы философии, 1971 3 7, с. 16-24.

68. Кинелев В.Г. "Образование в информационной эре", Доклад на конференции EVA'98, 25-29 октября 1999 г. -М., 1999 с.126-130

69. Кирпичев В.А. Свой проект своими руками. Техническая эстетика №5 1988, с.13-16

70. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. -М.; 1975,-304с.

71. Куликов А.Г. Формирование проектный умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования. Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. пед.наук. Магнитогорск, 2000.

72. Курьерова Г.Г. Феномен и дизайн — образования в Италии // Труды ВНИИТЭ № 50, М., 1986, с. 29-44.

73. Курьерова Г.Г. Арх-терапия: к вопросу о психотерапевтических возможностях пропедевтического дизайна // Труды ВНИИТЭ, -М.; 1994г

74. Лабунская Г.В. В помощь маленьким художникам. М. - Л.: искусство, 1938.-78с.

75. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. -М.: Искусство, 1992, 323 с.

76. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. М.: ГрантЪ, 2000, - 255с.

77. Лазебник Ю.С. Вербальная модель сознания. Эгоцентрический язык // Понимание менталитета и текста. — Тверь, 1995.-95с.

78. Леви С.Д. Ваш ребенок рисует. М., 1980.

79. Леднев B.C. Стандарты общего образования: от идей к реализации // Известия РАО № 1 М., 1999, с. 59-68.

80. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. -304с.

81. Лернер И.Я. Проблемное обучение. -М.: Знание, 1974.

82. Лилов А. Природа художественного творчества. — М.: Искусство, 1981,-331с.

83. Линтинен Я., Кандратьев К. Проблема этнокультурной идентичности и современный дизайн // Гуманитарно-художественная проблема образа жизни и предметной среды // Труды ВНИИТЭ № 58. М.; 1989.

84. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1976.-3 67с.

85. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1967. -168с.

86. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф — имя культура // труды по знаковым системам. - Тарту, 1973, т.6.

87. Любомирова Е.Е. Дизайнерское образование в Польше // Труды ВНИИТЭ № 50.-М., 1986, с. 69-82.

88. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981, - 96с.

89. Мичч Д. Джонсон Р. Компьютер творец. - М.: Мир. 1987.-185с.

90. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.; 1966,-348с.

91. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка // Центр Монтессори. — М., 1993.

92. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. — М.: Советский художник, 1983, 365с.

93. Мурина Е. Проблема синтеза пространственных искусств. — М.: Искусство, 1982. 133с.

94. Назаретян А.П. Столкновение цивилизаций и "конец истории"// Общественные науки и современность. № 6,1994.- 145с.

95. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания./ кн. для учит. 2-ое изд. перераб. и допол. -М.: Просвещение, 1987, -225с.

96. Никандров Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания // Известия РАО, № 2, - М., 1999, с. 13-23.

97. Нисимура Ясуко. Четыре времени года и дизайн в Японии: каталог выставки "Японский дизайн: традиции и современность". -М., 1984.103 .Новикова Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. — М.: Политиздат, 1976 — 287с.

98. Юб.Педагогика искусства в творческих поисках. / Материалы Всероссийского совещания-семинара "Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях". ИЦЭВ РАО./-М-Самара, 1996.

99. Пейперт С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. -М.; Педагогика, 1989.- 138с.

100. Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: Британский эксперимент // Труды ВНИИТЭ № 5,1986, с. 82-99.109 .Пиаже Ж. Психология интеллекта (Избранные психологические труды). -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -678с.

101. ПОЛроблемы информационной культуры. Вып.4. Искусство в контексте информационной культуры / Ред. Ю.Н.Рагс, В.М.Петров. -М.: Смысл, 1997. -205с.111 .Раппопорт А. Стиль и среда // Декоративное искусство №6, 1989.С.45-50

102. Розенблюм Е. Художественное проектирование. Строение и тактика//Декоративное искусство №9, 1989, с.30-33

103. З.Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура для 1-11 кл. // Интегрированные программы. — М.: Просвещение, 1995, -76с.

104. Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры, М.: Магистр-Пресс, 2000, - 286с.

105. Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Живой мир искусства, полихудожественная программа для 1-4 кл. изд. 2, М., 1998.

106. Пб.Серов С.И. Художественно-педагогический опыт школы-студии ЭДАС. Библиотека дизайнера. ВНИИТЭ, -М.;1994г с.74-96

107. Ш.Сидоренко В.Ф. Направления в дизайне 70-х годов. Экологическое движение в мире // Труды ВНИИТЭ, М.; 1985.

108. Сидоренко В.Ф. Образовательное пространство проектной культуры. Дизайн в общеобразовательной системе. Библиотека дизайнера. ВНИИТЭ, М.; 1994, с.96-100.

109. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа Пресс, 1995, -385с.

110. Теория и практика педагогического эксперимента./ Под редакцией Пискунова И.В.-М.: Педагогика, 1987. -248с.

111. Тимофеева М.А. Дизайнерское образование в Швеции: динамика становления // Труды ВНИИТЭ, М.; 1994г. с. 100-114.

112. Устинов А.Г. Традиционализм и современность в японской дизайнерской школе // труды ВНИИТЭ № 50, М., 1986, с. 44-62.

113. Устинов А.Г. Дизайнерское образование в США // серия "Библиотека дизайнера"// труды ВНИИТЭ, М.; 1994, с. 85-96.

114. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Декоративно-прикладное искусство, № 7, 1980, с.24-29.

115. Хайдеггер М. Время и бытие // Мыслители 20 в. М.: Республика, 1993,-445с.

116. Хан-Магомедов С.О. Новый стиль, объемный супрематизм и проуны М., 1990г., -130с.

117. Хан-Магомедов С.О. Творчество там, где можно сказать это мое // Декоративное искусство №1, 1981. с. 12-18

118. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна М.: Галарт, 1995,-424с.

119. Хогарт.У Анализ красоты, -Д.: Искусство, 1987. -256с.

120. Художественная культура и развитие личности // Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина, М.: Наука, 1987.

121. Художественное творчество и ребенок // под ред. Ветлугиной Н.А., М.: Педагогика, 1972 287 с.

122. Шацкий С.Т. Среда — воспитатель и проблема детского сада. — М., 1925.

123. Шкляров B.C. Дизайн в структуре специальной подготовки учителя изобразительного искусства. Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. пед.наук. М.; 1992.

124. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. -М.: Знание. 1988. -80с.

125. Эльконин Д.Б. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии №1.1993.

126. Эльконин Д.Б. Психология игры, М.: Владос, 1999, - 304с.

127. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО ТК Петрополис, 1998, 431с.

128. Юнг К.Г. Нойман Э. Психоанализ и искусство. -М.: Ваклер. 1996. -302с.

129. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (о периодах возрастной актуальности занятиями различными видами искусства) // Теория эстетического воспитания. М., 1975 - Вып. III с. 43-55.

130. Archer В. The Three Rs //Design Studies. 1979. Vol.1,№1., Дизайн в общеобразовательной системе, 1994

131. Gardner Howard, Multiple Intelligences, MI, 1983142

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.