Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Куликов, Александр Георгиевич

  • Куликов, Александр Георгиевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 141
Куликов, Александр Георгиевич. Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Магнитогорск. 2000. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Куликов, Александр Георгиевич

ВВЕДЕНИЕ.i

Глава 1. Формирование проектных умений учащихся старших классов в процессе непрерывного дизайнерского образования как педагогическая проблема

1.1. Методологические подходы к исследованию проблемы непрерывного дизайнерского образования.

1.2. Психолого-педагогические основы формирования проектных умений.

1.3. Моделирование непрерывного дизайнерского образования.

ВЫВОДЫ по 1 главе.

Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию проектных умений учащихся старших классов в процессе непрерывного дизайнерского образования

2.1. Цели, задачи и методы экспериментального исследования.61,

2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию проектных умений учащихся в процессе непрерывного дизайнерского образования.

2.3. Результаты исследования и их анализ.

ВЫВОДЫ по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования»

Преобразующая деятельность человека на рубеже Ш тысячелетия соизмеримая, по определению В.И. Вернадского, с глобальными природными процессами, актуализирует необходимость воспитания поколения умеющего прогнозировать и предупреждать последствия этой деятельности. Не случайно ЮНЕСКО провозгласило XXI век веком образования.

Переход от накопления знаний, к воспитанию личности способной к оригинальным решениям, от которых зависит будущее человека и общества, приводит к смене образовательной парадигмы - «от человека образованного к человеку творческому» (B.C. Библер), и, как результат, к появлению новых образовательных систем, технологизирующих творчески преобразующее познание мира, одной из которых является дизайнерское образование, системно формирующее творческую, созидательную личность. Такое перестроение образования требует существенного переосмысления теории и методики педагогического влияния на организацию жизнедеятельности учащихся.

В философских, педагогических и психологических исследованиях В.И. Вернадского, Э. Фромма, К. Роджерса, А. Маслоу, В.И. Андреева и других сущность творческого преобразования связывается с осознанием потребности в творческой самоактуализации. Значительное внимание в работах Р. Арнхейма, Э. Боно, Л.С. Выготского, А.М. Мапошкина, Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева уделяется вопросам изучения связи творческого развития личности с проектными технологиями, базирующимися на исследованиях психологии творчества; на анализе обучения как перестройке структур опыта в работах Ж. Пиаже; обучения как приобщения к проектной творчески преобразующей деятельности в исследованиях Г.С. Альтшуллера, Дж. Диксона, С.Х. Раппопорта, В.И. Пузанова.

В современной отечественной образовательной практике художественное проектирование, как метод обучения творческой деятельности, не икшочено пока в учебные планы и программы педагогических вузов, за исключением художественно-графических и технологических факультетов, тогда как за рубежом дизайн рассматривается как необходимая составная часть системы общего образования, поскольку он заключает в себе элементы фундаментальных методов познания, необходимых во всякой деятельности. Диагностируя состояние отечественного дизайн-образования, искусствовед Ю.Н. Галкин (59) отмечает, что время дизайна придет с развитием рыночных отношений. Будет расти спрос не только на дизайнерские разработки, но и на дизайн-прогнозы. Сейчас необходимо дать возможность становлению самых различных форм дизайнерского образования.

Исследованию проблем включения дизайна в общее образование Российских школ и вузов посвящены работы ученых: А.Д. Дижур, А.Г. Устинова, ЛБ. Переверзева, В.Ф. Сидоренко, В.Д. Симоненко, Ю.Л Хотунцева, В.М. Чигарькова. Однако в педагогических исследованиях еще не достаточно изучены теория и практика обучения учащихся основам художественного проектирования как виду мыслительной деятельности, синтезирующей знания основ наук, техники, производства и промышленного искусства. Недостаточно разработано научно-методическое обеспечение как основы творческой, проектно-художественной подготовки учащихся.

Увеличивающийся спрос на дизайн-образование среди абитуриентов специализированных факультетов и вузов, а также необходимость целостного осмысления непрерывной дизайнерской подготовки как сложной, интегра-тивной и развивающейся образовательной системы, позволяющей разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность, придают особую актуальность разработке проблемы формирования проектных умений старшеклассников в системе непрерывной дизайнерской подготовки, что и определило выбор темы данного исследования.

Проблема исследования заключается в устранении противоречия между потребностями учащихся в приобретении умений творческого преобразования действительности в процессе непрерывного дизайнерского образования и общепринятой моделью, ориентированной в основном на накопление учащимися теоретических знаний.

Цель исследования - разработка образовательной модели, формирующей проектные умения учащихся старших классов в процессе творческого преобразования действительности в системе непрерывного дизайнерского образования.

Объект исследования ~ процесс непрерывного дизайнерского образования.

Предмет исследования - формирование проектных умений учащихся старших классов в процессе непрерывного дизайнерского образования.

Гипотеза - процесс формирования проектных умений старшеклассников в системе непрерывной дизайнерской подготовки будет осуществляться эффективно, если будет обеспечено применение проектных умений в социальной практике на основе системно-интегративного и деятельностного подходов, так как социально-значимая деятельность позволяет формировать систему знаний, умений и навыков в их целостности.

Задачи исследования,

1. Определил, содержание, структуру, технологические этапы образовательной модели, формирующей систему проектных умений в целостности.

2. Экспериментально апробировать образовательную модель при формировании у старшеклассников проектных умений по преобразованию окружающей действительности.

3. Выработать рекомендации по формированию проектных умений учащихся старших классов в системе непрерывного дизайнерского образования.

Методологической основой исследования является диалектическое представление о творческом развитии личности в процессе активного взаимодействия с миром; деятельностный подход, на основе которого решаются задачи обучения творчески преобразующей проектной деятельности, формирующей психические процессы самоактуализирующейся личности; системно-интегративный подход, позволяющий разработать модель дизайн-образования на основе формирования в сознании ученика интегрированной модели внешнего мира и проектных умений реализации творческих замыслов личности; принципы дополнительности.

Опытно-экспериментальной базой научного исследования явилась система экспериментальных площадок Магнитогорской школы дизайна, реализующей модель непрерывной дизайнерской подготовки в общеобразовательных школах №19 и №49 г. Магнитогорска, а также на технологическом и художественно-графическом факультетах Магнитогорского государственного университета в 1990-2000 годах.

Основные этапы и методы исследования.

На первом этапе П990-1993гг.) проводился анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осуществлялась разработка модели дизайнерского образования учащихся, формирующей умения проектировочной деятельности. Использован метод сравнительного анализа, метод моделей.

На втором этапе (1994-1998гг.) внедрялась авторская программа дизайнерского образования в школах и в вузе; разрабатывалась программа повышения квалификации учителей изобразительного искусства и технологий; проведен формирующий эксперимент с учащимися старших классов по формированию у них проектных умений в системе непрерывного дизайнерского образования. Использован метод экстраполяции (переноса модельной информации на объект проектирования), метод наблюдения за деятельностью педагогов и учащихся в процессе образования, анализ творческой работы учащихся и документов, метод анкетирования.

На третьем этапе (1999-2000гг.) осуществлен анализ экспериментальной деятельности, обобщены результаты эксперимента и завершено научное исследование. Использованы методы эталонного сравнения, экспертных оценок, математического анализа, графического анализа.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

- разработана модель непрерывного дизайнерского образования (поливозрастная и полипрофессиональная общность, реализующая проектно-образовательную деятельность, интегрирующим звеном которой является дизайн-подготовка старшеклассников), адаптированная к условиям типовой общеобразовательной школы, несущая по отношению к образовательному процессу функцию развития;

- выявлен комплекс педагогических условий эффективности непрерывной системы общей, дополнительной и профессиональной дизайнерской подготовки, (система целей и задач; комплекс качеств личности школьника, воспитываемого в проектно-образовательной сфере; содержание и структура процесса обучения; организационные формы, принципы, методы обучения; этапы освоения проектной культуры; критерии сформированности проектных умений). Особое внимание, при разработке образовательной модели, уделяется инструментарию предметной деятельности дизайнера - проектным умениям, как педагогической категории.

- определена специфика формирования проектных умений старшеклассников, основанная на выращивании индивидуальной проектной ориентации личности и ее проекгао-творческой самореализации.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке системы технологических принципов (непрерывность и поэтапность обучения дизайну; интеграция образования и проектной культуры; переход от трансляции знаний к выращиванию способностей; деятельностный баланс творчества и технологии; проекгно-творческая самореализация личности), позволяющих целостно формировать проектные умения образовательных субъектов в системе непрерывного дизайнерского образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса проектно-графических заданий на основе «Я-концепция», позволяющего формировать проектные умения учащегося, как уникальной творческой личности, а также, в разработке критериальной базы оценки уровня сформированное™ этих умений.

Достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, целям и задачам изыскания; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; количественным и качественным их анализом; внедрением полученных результатов в теорию и практику обучения учащихся.

На защиту выносится модель непрерывного дизайнерского образования, формирующая проектные умения в целостности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Межвузовской научно-практической конференции (г. Москва, МГЛУ, 1990г.); на Всероссийской конференции художественно-графических факультетов (г. Уфа, 1991г.); на Межвузовской конференции по инновационному образованию (Крым, Судак, 1993г.); на Внутривузовских научно-пракпгических конференциях (г. Магнитогорск, МГПИ, 1995г., 1996г.); на Всероссийской конференции «Современная начальная школа и подготовка учителя» (г. Магнитогорск, 1998г.); на городской педагогической конференции «Проблемы непрерывного художественно-графического образования детей в образовательных учреждениях г. Магнитогорска» (г. Магнитогорск, 1999г.); на Всероссийской конференции «Технологическое образование молодежи в XXI веке» (г. Магнитогорск, 1999г.); на Всероссийских конференциях «Мир детям через культуру и искусство» (г. Магнитогорск, 1999г., 2000г.); на заседаниях кафедр: художественного проектирования, декоративно-прикладных технологий, общей педагогики Магнитогорского государственного университета (1993-2000гг.); в Экспертном совете института педагогических инноваций Российской Академии образования (г. Москва, 1997г.). Основные идеи и научные результаты отражены в 27 научных публикациях по теме исследования.

Внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования внедрены в практику работы Магнитогорской школы дизайна (МШД) - творческого объединения педагогов-дизайнеров работающих на педагогических площадках в школах №19, №49 г. Магнитогорска и на технологическом факультете Магнитогорского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация содержит введение; две главы, иллюстрированные 8 таблицами и 21 рисунком; заключение; библиографию, включающую 293 наименования; 1 приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Куликов, Александр Георгиевич

Выводы по 2 главе:

1. При формировании проектных умений учащихся используется совокупность «универсальных» методов, необходимых на любом этапе экспериментального исследования, и «специальных», которые целесообразно применять на отдельных этапах. Комбинации и последовательность методов не повторяются, причем, в каждой группе методов, используемых на том или ином этапе, существует ведущий метод и вспомогательные.

2. Уровень сформированности проектных умений определяется тестом разработанным на основе «Я-концепции», включающим вопросы по самооценке испытуемого в ходе выполнения им определенного комплекса графических заданий. Ранжирование учащихся по уровню сформированности проектных умений позволяет проводить оптимальное группообразование с учетом особенностей учащихся этой группы.

3. Моделирование непрерывной образовательной дизайнерской системы основывается на принципах последовательного перехода от трансляции знаний к выращиванию способностей, позволяющих преодолеть границы отраслевого функционирования. Совместность проектирования системы непрерывного дизайнерского образования создает предпосылки к складыванию жизнеспособной, полипрофессиональной и поливозрасгаой региональной общности, несущей по отношению к образовательной действительности региона функцию развития. Интегрирующим звеном проектно-образователь-ной сферы, формирующей проектные умения образовательного субъекта в целостности, является Фестиваль образовательного дизайна.

4. Количество и специфика межпредметных интегративных связей, формирующих проектные умения в их целостности определяется внутренними условиями и специализацией образовательного учреждения. Система отслеживания и коррекции авторских программ дизайнерского цикла реализуется в соответствии с концепцией дизайн-школы, управление которой осуществляется через различные формы работы «команды», являющейся целостной организационной структурой, реализующей идею дизайнизации образования.

5. Формирование проектных умений в старшем школьном звене проводится на основе художественного проектирования интегрируемого с индивидуальной дизайн-специализацией и индивидуальными заданиями по другим проектно-художественным дисциплинам, в зависимости от вступительных экзаменов в выбранном вузе.

6. Основные закономерности, проявившиеся в экспериментальных классах:

- глубокое усвоение учащимися проектно-художественной грамоты;

- высокая степень мотивации к учебе и творчеству;

- ускоренное развитие общих способностей учащихся;

- свобода и раскованность в общении; собранность и ответственность в учебе;

- сформированность навыков социальной адаптации, бесконфликтного общения учащихся в процессе выполнения коллективной работы;

- устойчивая работоспособность;

- систематическое оформление и демонстрация результатов своего творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дизайн-подготовка старшеклассников, являясь средством воспроизводства проектной культуры, средством проектно-творческой самореализации личности, средством моделирования социальных систем, дифференцирует непрерывное дизайнерское образование на общее и профессиональное, занимая промежуточное, связующее положение между ними. Совместное (командное) пошаговое проектирование и реализация образовательными субъектами системы непрерывной дизайнерской подготовки основывается на принципах выращивания способностей, создавая предпосылки жизнеспособной, полипрофессиональной и поливозрастной региональной общности проектировщиков, несущей по отношению к образовательной действительности региона функцию развития.

Межпредметные интегративные связи художественного проектирования, формирующие проектные умения старшеклассников в их целостности, определяются внутренними условиями образовательного учреждения и строятся на основе индивидуальной дизайн-специализации учащихся. Учебные группы подбираются по уровню сформированности проектных умений учащихся, определяемому при выполнении проектно-тестового задания по преобразованию окружающей среды на основе «Я-концепции», позволяя применять оптимальные комбинации обучающих методов с учетом особенностей учащихся группы.

Основными критериями сформированности проектных умений старшеклассников являются следующие характеристики :

- высокая степень мотивации к проектному творчеству и развитию общих способностей;

- сформированность навыков социальной адаптации, устойчивая работоспособность и ответственность;

- глубокое усвоение проектно-художественной грамоты, систематическое оформление результатов своей проектной деятельности в социуме.

Резервом дальнейшего совершенствования процесса дизайнизации образования, выявленным в ходе экспериментального исследования, является имиджевое оформление образовательными субъектами результатов собственной проектно-образовательной деятельности в виде портфолио -проектного предложения, в котором красочно и привлекательно, на основе достигнутых результатов, представлены взаимовыгодные и реалистичные возможности развития имеющегося проектного потенциала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Куликов, Александр Георгиевич, 2000 год

1. Абдулина О.А. О формировании у студентов педагогических умений. //Советская педагогика, 1970. -№11. -С.93.

2. Азршсан Д.А. Методическая модель объекта дизайна. //Техническая эстетика. -1982. -№9.

3. Акопов А.Ю. Информационное взаимодействие живых систем со средой (эволюционный аспект). В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. -М.: Наука, 1981. -С. 182-192.

4. Алытауллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. -225с.

5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. -Минск: Беларусь, 1994. -479с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. -М.: Педагогика, 1982. -612с.

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. -236с., ил.

8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. -552с.

9. Ю.Анохин С.Ф. Дизайн и эстетическое воспитание. //Техническая эстетика. -1986.-№4. -С.12.11 .Антош П. Предметный мир ребенка и задачи дизайна. //Техническая эстетика. -1975.-№12. -С.12-14.

10. Анцыферова Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. -М., АН СССР, 1961. -152с.

11. Аристотель. Сочинения: В 4-х т., Т.4. -М.: Мысль, 1984. -830с.

12. Аронов В. Система художественно-конструкторского образования в ФРГ. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1973. №4.

13. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. Изд. 2. -Харьков, 1958. -421с.

14. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. -М.: Политиздат, 1986. -333с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. -192с.

16. Бандуристый Ф.Ф. Методические принципы обучения школьников художественному проектированию. -М., 1982.

17. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М.,1982. -17с.

18. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность человека. -Ташкент: ФАН, 1975. -243с.

19. Бейере Д.Э. Дизайн будущего -экологический дизайн (ФРГ). //Техническая эстетика. -1987. -№12. -С.29.

20. Беккер Г.П., Переверзев Л.Б. Сценарное моделирование как метод. //Техническая эстетика. -1988. -№7.

21. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994.

22. Белов А.А. Межпредметные связи в процессе подготовки учителей черчения, рисования, трудового обучения. -В сб.: Художественно-конструкторское и трудовое обучение в школе и пединституте. -Л.: ЛГПИ, 1977.

23. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1965. -227с.

24. Бердичевская А. Дворец в Тбилиси. //Декоративное искусство СССР. -1988. -№9. -С.12.

25. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. -М.: Искусство, 1994. -Т.1. -542с.

26. Бери Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. -М: Просвещение, 1986.,

27. Библер B.C. Мышление и творчество. Введение в логику мысленного диалога. -М.: Политиздат, 1975.

28. Бирючевский Н., Фишер М. Изучение элементов технической эстетики в средней школе. //Техническая эстетика. -1968. -№6. -С.27.

29. Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии. -М.: Высшая школа, 1963. -96с.

30. Бобылкина В.П. Обучение элементам конструирования и расчета на уроках трудового обучения и математики в 1-3 классах. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -М., 1978. -185 с.

31. Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности. //Психодиагностика и школа. -Таллин: ТРГУ, 1980. -129с.

32. Бойко Ш. Методы обучения художников-конструкторов. //Декоративное искусство. -1963. -№3.

33. Бойко Ш. Проблемы подготовки художников-конструкторов. //Техническая эстетика. -1964.-№8.

34. Бойчук А.В. ХХПИ: поиски своей методики. //Техническая эстетика. -1987. -№12.

35. Болотина JI.A. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений у учащихся 9-10 классов в процессе трудового обучения. Дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -М., 1977. -184 е., ил.

36. Боно Э. Латеральное мышление. -СП б: Питер. 1997. -316с.

37. Ботвинников Д.Д. Организация и методика педагогических исследований. -М., 1981.

38. Букреев И. //Аргументы и факты. -1988.- №51.

39. Буцаев П.И. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. -JL, 1976. -16с.

40. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. -М.: Прогресс, 1990. -187с.

41. Венгер JI.A. Педагогика способностей. -М.: Прогресс, 1973.

42. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. -М.: Советская Россия, 1989. -703с.

43. Верггеймер М. Психология продуктивного мышления. -М.: Прогресс, 1987. -336с.

44. Верткин И.В. Бороться и искать. О качествах творческой личности. Серия «Техника-молодежь творчество» —Петрозаводск: Карелия, 1988. -277с.

45. Ветров В. Вопросы технической эстетики в новой школьной программе. //Техническая эстетика. -1966. -№2.

46. Винер Н. Я математик. ~М.: Наука, 1967. -355с.

47. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся (Под ред. И.С. Якиманской) НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989. -224с.

48. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования (Учебник для худож. учебн. заведений). -2-е изд., перераб. и доп. -Киев: Выща школа. Головное издательство, 1988. -191с., ил.

49. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис. канд. философских наук. -Л., 1983.

50. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. -СП б.: Респекс, 1996. -426с.

51. Вуджек Т. Как создать идею. -СП б, Москва, Харьков, Минск: Питер, 1977. -387с.

52. Выготский JI.C. Психология искусства. -М.: Искусство, 1986, 3-е изд. -576с.

53. Выготский JI.C Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. -90с.

54. Вязникова Е.А. Специфика методики дизайн проектирования на старших курсах САИ. -В сб.: Дизайн и промышленность. -Свердловск, 1982.

55. Гагарин Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи. Дис. канд. пед. наук. -М., 1974.

56. Галкин Ю.Н. Время дизайна придет. //Техническая эстетика. -1991. -№.8. -С.12.

57. Гегель В.Ф. Феноменология духа. Сочинения: в XIV т. -М., 1959. -Т.8.

58. Генисаретский О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры. //Техническая эстетика. -1989. -№5.

59. Герасев В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения. Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1995.

60. Гирусов Э.В. Система «общество -природа»: (проблемы социальной экологии). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -167с.

61. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера школьнику. (Книга для учащихся старших классов). -М.: Просвещение, 1984. -159с., ил.

62. Глинский Б., Грязное Б., Дынин Б., Никитин Е. Моделирование, как метод научного познания. -М., 1965.

63. Григорьев Э.П., Федоров М.В. Проектный метод прогнозирования. //Техническая эстетика. -1970. -№10.11.

64. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. -Челябинск, 1993. -30с.

65. Гузик Н.П. Учить: чему, как? //Учительская газета. -1988,26 марта.

66. Гурова ЛЛ. Когшггавно-личносгаые характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. //Вопросы психологии. -1991. -№6.

67. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995. -142с.

68. Данилов С.Г. Общая подготовка абитуриентов в связи с обучением художественному конструированию в JTBX ПЧ. -В сб. Художественно-конструкторское образование. -М., 1972. -№3.

69. Данилова Е.И. Творчество как диалог культур. -В сб.: Наука и школа. -Магнитогорск, МГПИ, 1995. -С.77.

70. Даукантас Ф.Ф. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров. //Техническая эстетика. -1987. -№7. -С.9.

71. Двирных А.С. Учебное пространство в художественном проектировании. //Техническая эстетика. -№10. -С.19-21.

72. Девятова С.С., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования. //Социально-политический журнал. -1995. -№6. -С. 107-115.

73. Дижур А.Л. Дизайн и проблемы перестройки образования. //Техническая эстетика. -1987. -№9. -С. 1-3.

74. Дижур А.Л. Научные дисциплины, как предмет дизайн образования. //Техническая эстетика. -1990. -№12. -С.22-24.

75. Дижур А.Л., Мунипов В.М. Художественное конструирование: Состояние и перспективы. -М.: Знание, 1976. -64с.

76. Дизайн: очерки теории системного проектирования. (Под ред. д-ра философ. наук М.С. Каган.). Изд-во Ленишр. ун-та, 1983. -188с.

77. Дизайн программы за 1980 - 83г. (Составитель Э.Л. Рожкали). -М., 1984.

78. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. -М.: Мир, 1969. -440с.

79. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. /Под. общ. ред. Е.Н. Медынского. -М.: Учпедгиз, 1956. -374с.

80. Долло Л. Франция в современном мире. 2-е изд. -М.: ИнграТЭК-Р, 1996. -130с.

81. Дорогов А.А. Специфика дизайна и проблемы художественно-конструкторского образования. //Худож.-констр. образов. Вып. 3. -М.: ВНИИТЭ, 1972. -С.23.

82. Дроздецкий А.Г. Принципы и методы построения учебных планов и программ по основам дизайна для внешкольного обучения старшеклассников. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М., 1982. -17с.

83. Дубинин Н.Н. Идеологическое и нравственное воспитание -главная задача школы. /Телепередача 3 октября 1987г.

84. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. /Пер. с англ. Н.М. Никольской. -М.: Совершенство, 1997. -204с.

85. Ермолаев А.П. Как воспитать визуальную культуру. //Декоративное искусство СССР. -1988. -№9. -С.35-37.

86. Ермолаев А.П. Социально-культурные аспекты художественно-конструкторской предметной среды. Дис. на соиск. учен. учен. степ. канд. искусствоведения. -М., 1974. -196с.

87. Ефимов А. В. Элитные группы, их возникновение и эволюция. //Знание -сила. -1988. -№1. -С.36-64.91 .Жаров В. Дом для школы. //Учительская газета. -1988, 5 апреля.

88. Загвязинский В.М. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982.93.3анков Л.В. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1990.

89. Зенкевич Е.П. Краткий обзор состояния художественно-конструкторского образования. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1969, №1.

90. Вопросы психологии. -1993. -№3. -С.5-19, 99.3юзинская Б. Такого, как ты, больше нет нигде на свете (о программе Б. Неменского). //Декоративное искусство СССР. -1988. -№9. -С.31-36.

91. Иванов А.В. Сознание и мышление. -М.: МГУ, 1994. -130с.

92. Иванов Ю. Основы технической эстетики -в общеобразовательную школу. //Техническая эстетика. -1966. -№2. -С.28-30.

93. Изюмский Ю.В. Организация школьного быта, как средство эстетического развития учащихся. Автореф. канд. пед. наук. -М., 1966.

94. Казаченко С.И. Преемственность школы и Вуза в профессиональном становлении студентов-педагогов. Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -Запорожье, 1986.

95. Калинина Г.П. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования. Дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -Свердловск, 1984. -156с.

96. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучения. -М.: Педагогика, 1981. -200с.

97. Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. -Калуга: Калужский институт социологии, 1993. -239с.

98. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна. //Вопросы философии. -1981. -№11.

99. Карху А.А. Осмыслить проектную тему. //Техническая эстетика. -1987. -№2. -С.8-9.

100. Католиков А. И др. Думы о могучей школе. //Учительская газета.

101. Квасов А.С. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров. //Техническая эстетика. -1987. -№7. -С.10.

102. Кедров Б.М., Гиндикис Н.Л. Творческий процесс и ступени познания. //Природа. -1981. -№7. -С.14-22.

103. Кермик Ю.М. Молодой дизайн -новый дизайн? //Искусство и среда, Таллин. -1988. -№57.

104. ИЗ. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. -М: Литер, институт им. М. Горького,1992. -72с.

105. Кирпичев В.А. Свой проект -своими руками. //Техническая эстетика.1988. -№4. -С.8-9.

106. Кирпичев В.А. Проектируя средовые объекты. //Техническая эстетика. -1988. -№5.-С.13-16.

107. Клубиков Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне (педагогический и проектно-практический аспекты). Дис. на соиск. учен, степени канд. искусств. -Л., 1978. -288с.

108. Козырева Ю.А. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза: Изд-во Пенз. гос. универс., 1994. -339с.

109. Кольцова Н. Вопросы художественно-промышленного образования в документальных источниках фонда отдела ИЗО Наркомпроса (1918-1920). -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1969. -№1.

110. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Пеегалоцци И.Г. Педагогическое наследие. (Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский). -М.: Педагогика,1989. -416с.

111. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. -335с.

112. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: Пед. Поиск, 1999. -224с.

113. Кондратьев A.M., Исиченко Т.М. Программа кружка юных дизайнеров. -М.: ЦСЮТ, 1977.

114. Консташиновский Д.Л. Вопросы социального прогнозирования в области образования. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философских наук. -М.,1969.

115. Коропсовский А.Э., Ляпцев Н.Н., Владимирский Ю.А. Развитие дизайн образования на Урале. -В сб.: Дизайн и промышленность. -Свердловск, 1982.

116. Коськов М.А. Основные закономерности художественно-конструкторской деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философск. наук. -Л.: ЛГУ, 1980. -21с.

117. Кох К. Планирование и организация школьных учреждений. //Современная архитектура. -1971. -№2. -С.30-36.

118. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. -Минск, 1987.

119. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом процессе. //Введение в научное исследование по педагогике. -М.: Просвещение, 1988. -120с.

120. Краниновская В.Д. Композиционное формообразование в первоначальной подготовке художника-конструктора. Дис. на соиск. учен, степени канд. искусств. -М., 1981. -124с.

121. Красильников В.Д. Дизайн и еще раз дизайн. //Техническая эстетика. -1989. -№10.

122. Краткая методика художественного конструирования (отв. ред. Ю.Б. Соловьев). -М.: ВНИИТЭ, 1966. -280с., ил.

123. Краткий тест творческого мышления (ред. Е.И. Щеблановой). -М.: Ин-тор, 1995. -48с.

124. Кригер В.Ф. Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей у студентов. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. -184с.

125. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества. -Курск: Изд-во Курский гос. пед. университет, 1995. -188с.

126. Кружки дизайнеров. -В кн.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: подготовительные кружки, спортивно-технические кружки, производственно-технические кружки. -М., 1982. -С.219-227.

127. Крупенина ПЛ., Крохина И.М. Эффективный учитель. -Ростов -на -Дону: Феникс, 1995. -478с.

128. Кудрявцев А. Визуальный комфорт для человека. //Реклама. -1987. -Xg6.-C.18.

129. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. -М., 1975. -304с

130. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -3-е изд., М.: Политиздат, 1986. -398с.

131. Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. Дизайн -программе. Понятие, структура, функция. //Техническая эстетика. -1980. -№1.

132. Кузьмичев Л.А. Дизайн -программа: понятие, структура, функции. Ав-тореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М., 1983.

133. Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. О программе целенаправленного совершенствования и развития системы дизайн образования. -В сб.: Проблемы развитая дизайн - образования. -М.: ВНИИТЭ, 1986. -№49.

134. Курбатов В.З. Основные организационные и методические принципы художественно-конструкторского образования за рубежом. -В сб.: Техническая эстетика за рубежом. -М.: ГОСИНТИ, 1966.

135. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. -М.: Просвещение, 1989. -128с.

136. Куркин Е. Учить: чему и как? //Учительская газета. -1988,26 марта.

137. Курс практической психологии. Автор-сосгавигель P.P. Кашапов. Дайджест книги А. Маслоу «Мотивация и личность». -Екатеринбург: АРД Ltd., 1996.-444с.

138. Лазарев Е.Н. Экспериментальный учебный план подготовки художников-конструкторов. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1976.

139. Лазарев С.Г. Из истории средового дизайна. -В сб.: Дизайн и промышленность. -Свердловск, 1982.

140. Легасов В. В первом веке новой эры. //Учительская газета.

141. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983. -Т. 2. -С.94-231.

142. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-185с.

143. Лоссхий Н.О. Обоснование интуитивизма. Пропедевтическая теория знания. -СП б: Тип. М.М. Стаоолевича, 1906. -368с.

144. Локуциевская Г Г. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров. //Техническая эстетика. -1987. -№7. -С. 11.

145. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978. -127с.

146. Лукин Я.Н. И стены воспитывают (архитектурно хозяйственные решения интерьеров детских учреждений). //Строительство и архитектура. -Л., 1973. -№10.

147. Макарова Е. Дети творящие. //Учительская газета. -1988, 5 января.

148. Манин B.C. Сотворить среду обитания. //Техническая эстетика. -№10.

149. Манн Т. Художник и общество: Ст. и письма. -М.: Радуга, 1986. -438с.

150. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. -М.: Политиздат, 1974. -Т. 42. -535с.

151. Матушкин С.Е. В семье подросток. Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1979. -62с.

152. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. -1989. -№6. -С.29-33.

153. Медакова И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. Автореф. дис. кандидата пед. наук. -М., 1995. -19с.

154. Мел ах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. -М.: Искусство, 1985. -318с.

155. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческих способностей. -М.: Педагогика, 1987.

156. Мельников А.П. Учебный семинар -школа проектирования. //Техническая эстетика. -1987. -№12. -С.20.

157. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. -218с.

158. Методика художественного проектирования. Издание -2-ое. -М.: ВНИИТЭ, 1983.

159. Методика художественного конструирования. Издание 2-ое переработанное. (Отв. ред. Ю.Б. Соловьев). -М.: ВНИИТЭ, 1983. -166с., ил.

160. Милерян Е.А. Психология общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973. -298с., ил.

161. Миневрин Г.Б. Значение пропедевтических курсов для подготовки ху-дожников-консгрукторов. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1972. -№3.

162. Миневрин Г.Б., Ермолаев А. Новая специальность -архитектор -дизайнер. //Техническая эстетика. -1989. -№11. -С.20-22.

163. Мириманов В.Б. Русский авангард и эстетическая революция XX века: Другая парадигма вечности. -М., 1995. -64с. -(Чтения по истории и теории культуры). Вып. 13.

164. Миронова JI.H. Язык пространства и цвета. //Техническая эстетика. -1988. -№3

165. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987.

166. Мичч Д., Джонстон Р. Компьютер -творец. -М.: Мир, 1987.

167. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. Дис. докг. псих. наук. -Киев, 1981.

168. Монтессори М. Школа для малышей. -М.: Мастер, 1992. --80с.

169. Мунипов В.М. Современное состояние и тенденции развития эргономики (по зарубежным материалам). //Техническая эстетика. -1985. -№10. -С.24-26.

170. Мунипов В.М. Проектная деятельность, ориентированная на человека. //Техническая эстетика. -1988. -№10.

171. Найн А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования. //Педагогика. -1994. -С.25-28.

172. Наумов В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения. -Магнитогорск, 1997. -119с.

173. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. /Кн. для учит. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение 1987. -225с., ил.

174. Немов Р.С. Психология. -М.: Просвещение. Владос., 1995. -233с.

175. Нийт Т. Психология среды как новый подход к изучению человека в рабочей среде (Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Развитие эргономики в системе дизайна»). -Боржоми, 1979. -С.148-152.

176. Ниренберг Д. Искусство творческого мышления. -Минск: Попурри, 1966. -236с.

177. Новиков М.А. Подготовка дизайнеров в Японии. -В сб.: Художественно-конструкторское образование. -М., 1969. -№1.

178. Новикова Л. Какой быть школе завтрашнего дня? //Аргументы и факты, 1988. -№9.

179. Новоселова С.Л. Необходимо воспитание ребенка с раннего возраста в специально организованной эстетической среде. -1986.

180. Нордау М. Психофизиология гения и таланта. -Киев Харьков, 1988.

181. Овечкин В.П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. -М., 1998.

182. Овсянико Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т.6. Психология мысли и чувства. Художественное творчество. СП б, Изд. «Общественная польза» и «Прометей», 1911. -231с.

183. Одерий Л.Е. Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к предметной среде средствами художественно-оформительской деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.

184. Основы методики художественного конструирования (сост. Г.Б. Ми-нев-рин, А.Г. Устинов, М.Ф. Федоров). -М., 1970. -276с., ил.

185. Основы декоративного искусства в школе (учеб. пособ. для студ. ху-дож.-граф. фак. пед. ин-тов). /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1981. -175с., ил.

186. Павлов И.С. Общность как единица проектирования региональной программы развития образования. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1996.

187. Павловский А. Художественно-конструкторское образование, в свете современных концепций дизайна (пер. с польского). //Техническая эстетика. -1975. -№7. -С.15-17.

188. Пантина Н. Проблемы образования художников-конструкторов. //Техническая эстетика. -1989. -№3. -СЛ.

189. Переверзев Л.Б. Дизайн для педагогики: возможные перспективы. //Техническая эстетика. -1985. -№1. -С.12-13.

190. Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: Британский эксперимент. //Техническая эстетика. -1987. -№6. -С.24-28.

191. Петров А.Е. Некоторые особенности прогностических действий (Тезисы докладов IV Международной конференции стран членов СЭВ по эргономике). -М., 1981. -С.71.

192. Пиаже Ж. Психология интеллекта (Избранные психологические труды). -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -678с.

193. Платон. Собрание сочинений: В 4т. -М.: Мысль, 1990 -{Философское наследие).

194. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1981. -175с.

195. Плышевский В.Н. Обучение проектировочной деятельности в системе дизайнерского образования. -В сб.: Техническая эстетика. -М.: ВНИИТЭ, 1976. -№13.

196. Плышевский В.Н. Образные средства дизайна. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств. -М., 1986.

197. Полонский В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. пед. наук. -М., 1988.

198. Пономарев ЯЛ. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. -М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1990. -221с.

199. Постников М.М. Как построить школу будущего. // Учительская газета. -М., 1987,19 ноября.

200. Прасолова E.JI. В союзе с красотой. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. -М.: Просвещение, 1987.

201. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986. -431с.

202. Проблемы художественно-конструкторского образования. //Техническая эстетика. -1977. -№7. -С.1-15.

203. Проблемы стилевого единства предметного мира -М.: Труды ВНИИ-ТЭ, серия «Техническая эстетика», 1980, вып.24.

204. Проблемы развития дизайн образования. -М.: ВНИИТЭ, серия «Техническая эстетика», 1986, вып.49. -С.99.

205. Программы педагогических институтов: Техническая эстетика (дисциплина по выбору для спец. 2120 «Общетехнические дисциплины и труд»). /Сост. Программы проф., канд. искусствоведения Белов А.А., доц., канд. техн. наук Б.Д. Литвинов. -М., 1988. -7с.

206. Пручкина Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук, -Магнитогорск, 1999.

207. Пузанов В.И. Что такое хороший дизайн? //Техническая эстетика. -1987. -№4. -С.7.

208. Пузанов В.И. Концепция дизайн образования. //Техническая эстетика. -1987. -№12. -С.5-9.

209. Пузанов В.И. Средства обучения по проекту дизайнера. //Техническая эстетика. -1989. -№6.

210. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры. //Техническая эстетика. -1989. -№11. -С.16-19.

211. Пузанов В.И. Дизайн в США: расшифруем его концепцию. //Техническая эстетика. -1990. -№1.

212. Разработка дизайн программ: методические материалы. /Под ред. В.Ф. Сидоренко. -М.: ВНИИТЭ, 1983. -33с.

213. Раппопорт С.Х. Проектная деятельность, ориентированная на человека. //Техническая эстетика. -1988. -№10.

214. Роджерс К. Взгляд на психотерапию становления человека. -М.: Прогресс, 1994. -480с.

215. Розенблюм Е. Художественное проектирование: стратегия и тактика. //Декоративное искусство СССР, -1989. -№9.

216. Розин В.М. От традиционной парадигмы образования к новой. //Техническая эстетика. -1990. -№6.

217. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АПН СССР, 1958. -147с.

218. Семенов В.Д. Педагогика среды в условиях развитого социализма. -Свердловск: УрГУ, 1980.

219. Сидоренко В.Ф. Модель «опережающего» образования (к вопросу о перестройке системы подготовки дизайнеров). //Техническая эстетика. -1986.-№9.-С.18-20.

220. Сидоренко В.Ф. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. -М., 1987.

221. Сидоренко В.Ф. Дизайн-образ культуры (О концепции перестройки высшего образования). //Вестник высшей школы. -1989. -№12. -С.37-45.

222. Сидоренко В.Ф. Пути перестройки образования. //Техническая эстетика. -1990. -№1. -С.5-7.

223. Собкин В. Оценки и самооценки. //Учительская газета, -1988,17 декабря.

224. Соловейчик С. Жизнь Иванова. //Учительская газета, -1987,2 апреля.

225. Соловянчик А. А. Формирование конструктивно-технических умений у учащихся старших классов. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Минск, 1975. -38с.

226. Спичак И.А. Художественное конструирование в педагогическом институте. //Техническая эстетика. -1975. -№7. -С.17-18.

227. Степанов В. Сотворим личность вместе. //Учительская газета, 1989.

228. Степанов Г.П. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров. //Техническая эстетика. -1987. -№7. -С.7.

229. Степанов М.С. Среднее и низшее художественно-промышленное образование в дореволюционной России. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. -Курск, 1970.

230. Степанян С.Г. Формирование интерьеров с учетом особенностей поведения и восприятия человека. -М., 1984.

231. Субетто А.И. Творчество. Синергетическая теория и проблемы творческого долгожительства. -Л.: ЛГУ, 1989.

232. Сурина В. А., Субботская Э.А. Вуз и наука два звена одной проблемы. //Техническая эстетика. -1987. -№1. -С. 10-11.

233. Табачникас Е.Б. Часы: социокультурная типология потребителей. //Техническая эстетика, 1988. -№4. -С.10-12.

234. Теоретические и методические исследования в дизайне. Избранные материалы. Часть 1. Сб. статей (составители О.И. Генисаретский, Е.М. Гизу-нова). -М., 1990, -236с., вып.61.

235. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред. Пискунова И., -М.: Педагогика, 1979.

236. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 12 т. -М.: Правда, 1987.

237. Томин Н.А. Педагогические основы производительного труда школьников. -Челябинск, Юж. -Урал. кн. изд., 1970. -219с.

238. Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека. Пер. с англ. -М, Учпедгиз, 1935.

239. Турченко В. Мысль о стратегии. //Учительская газета. -1987, 28 ноября.

240. Усов В.В. Основы торговой рекламы. -М.: Экономика, 1976.

241. Усов В.В., Васькин Е.В. Волшебный мир рекламы. -М., Моск. рабочий, 1982.-С.204.

242. Усов Б.Е. Дизайн как коллективная деятельность специалистов различного профиля. //Техническая эстетика, 1987. -№2. -С.8.

243. Устинов А.Г. Состояние и обстоятельства развития художественно-конструкторского образования. //Техническая эстетика, 1985. -№9. -С.28-31.

244. Устинов А.Г. Японская модель дизайнерского образования. //Техническая эстетика, 1986. -№11. -С.22-26.

245. Устинов А.Г. Проблемы дизайн школы. //Техническая эстетика, 1991. -№2. -С.12-14.

246. Урсу А.П. Рациональное оформление школьного здания как педагогическая проблема. Автореф. дис. на соиск. степ. канд. пед. наук. -М., 1973.

247. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. -М.: АПН РСФСР, 1950. -560с.

248. Фишер М.Н. Проблема эстетического воспитания учащихся средствами дизайна. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1978.

249. Франк С.Л. Сочинения. -М.: Правда, 1990. -607с.

250. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. -415с.

251. Хакен Г. Синергетика. /Пер. с англ. В.И. Емельянова; под ред. Ю.Л. Климонтовича, С.М. Осовца. -М.: Мир, 1980. -404с.

252. Хан Магомедов С.О. О месте и роли дизайна в системе художественной культуры. //Техническая эстетика, 1985. -№7. -С. 1-4.

253. Хан-Магомедов С.О. Дизайн и эстетическое воспитание. //Техническая эстетика, 1986. -№4. -С.11.

254. Холмянский Л.М., Щипаиов А.С. Дизайн: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1985. -240с., ил.

255. Хорст 3. Ваш коэффициент интеллекта. Тесты. -М.: Инфра-М, 1998. -139с.

256. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д., Ушаков М.А., Бердышев А.В., Кожина О.А., Орлов Б.И. О содержании нового учебного предмета «Технология». //Школа и производство. -1993. -№4. -С.6-11.

257. Художественно-конструкторское образование. Пропедевтический курс. -М., 1969, т.1.

258. Художественное проектирование: Учебн. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. №2109 «Черчение, рисование и труд». /Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г.Б. Миневрин и др. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1979. -175с., ил.

259. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб., -М., Харьков, - Минск: «Питер», 1998. -606с.

260. Чегодаева М. Феномен «Битцы». //Декоративное искусство СССР, 1988. -№9.

261. Черепанов B.C. Экспериментальные методы в педагогике. -Пермь: ПГПИ, 1988.

262. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. -151с.

263. Чернышев О.В. Концепция взаимодействия и методологические проблемы дизайна. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -Минск, 1983.

264. Чигарьков В.М. Проектная культура и дети (из опыта образования в Великобритании). //Техническая эстетика. -1990. -№4. -С.2-7.

265. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Знание, 1979. -96с.

266. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. -М.: МИП «NB Магистр», 1992. -231с.

267. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. -М.: Знание, 1988. -80с.

268. Шудря Э.П. Художественное предвосхищение будущего. -Киев: Нау-кова думка, 1978.

269. Шмаков Ю. Сначала одаренность. //Учительская газета. -1989, 21 октября.

270. Шпара П.Е., Шпара И.П. Техническая эстетика и основы художест -венного конструирования: Для вузов. -3-е изд., перераб., доп. -Киев: Ви-ща шк., 1989. -247с.

271. Щелкунов Д.Н. Дизайн систем и системный подход к формированию проектной концепции. -В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. -М.: Наука, 1981.

272. Щербо Л.Б. Формирование у младших школьников способностей к художественно-эстетической деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. -Киев, 1983.

273. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Высшая школа, 1977. -247с.

274. Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития. //Вопросы психологии. -1993. -№1.

275. Эрлих М.Г., Дубов П.Л. Образовательные аспекты компьютеризации дизайнерской деятельности. //Техническая эстетка, 1985. -№10. -С.22-23.

276. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. -М.: Ваклер, 1996. -302с.

277. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала детей школьного возраста. //Вопросы психологии. -1994. -№5. -С.37-43.

278. Ясперс К. Духовная ситуация времени. -М.: АН СССР, 1990. -244с.

279. Black М. Extract from the address. -"Moebel interior design, 1964, -№7.

280. Catching them young. ~"SIA Journal, 1965, X-XI, №152-153.

281. Educating young designers. -"Design", 1964, №183.

282. Education of a Designer. -"Industrial Design", 1965, №10.

283. Garnieh R. Reiss in den Femen Osten. -"Form", 1966, Ш, №33.1. Графическое тестированиестаршеклассников на основе «Я-концедшш»

284. Рис. 1-3. Центр выделяется за счет направленности ритма.

285. Рис. 10-12. Увеличенный центральной фигуры.»f

286. Рис. 16-18. Равновесие между центральной фигурой и остальным изображением.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.