Формирование профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Ханнанова-Фахрутдинова, Лилия Рафаилевна

  • Ханнанова-Фахрутдинова, Лилия Рафаилевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 276
Ханнанова-Фахрутдинова, Лилия Рафаилевна. Формирование профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Казань. 2013. 276 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ханнанова-Фахрутдинова, Лилия Рафаилевна

Введение

Глава 1. Применение дидактических игр в подготовке будущих 14 конструкторов швейных изделий как педагогическая проблема

1.1. Основные направления развития профессиональной 14 деятельности будущих конструкторов швейных изделий

1.2. Подготовка будущих конструкторов швейных изделий в 38 инженерном вузе

1.3. Дидактические игры как активная форма обучения, 65 направленные на развитие профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий

Выводы по первой главе

Глава 2. Дидактические игры в формировании профессиональных 93 компетенций будущих конструкторов швейных изделий

2.1. Модель и педагогические условия использования 93 дидактических игр в процессе подготовки будущих конструкторов швейных изделий

2.2. Проектирование дидактических игр в процессе 121 подготовки будущих конструктов швейных изделий

2.3. Практическая реализация дидактических игр в обучении 151 будущих конструкторов швейных изделий

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр»

Актуальность исследования. Переход легкой промышленности России на инновационную модель развития, а именно: на увеличение выпуска современной высококачественной продукции, освоение новых технологий, базирующихся на высоком уровне развития науки и производства — означает повышение ее конкурентоспособности.

Изменение экономической обособленности России, а именно, вступление во всемирную торговую организацию (ВТО) меняет степень автономности легкой промышленности, ориентированной ранее на внутренний рынок. Потребности современного рынка труда в специалистах легкой промышленности, способных эффективно действовать в условиях рыночной экономики, готовых к преобразованию производственных, экономических и иных общественных отношений, участию в управлении, должны найти адекватное отражение в профессиональной подготовке.

Важнейшими нормативными документами, определяющими подготовку специалистов легкой промышленности, являются «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» и «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года».

Деятельность специалиста легкой промышленности связана с созданием новых образцов современной одежды. Конструктор одежды выступает ключевой фигурой, трансформирующей художественную идею (образный замысел) в информационную графическую модель объемно— пространственной структуры реального объекта и вырабатывающей методы, средства и процедуры для ее реализации в виде готового серийного образца. Это создает особый контекст профессиональной деятельности специалиста, работающего одновременно в нескольких системах: «человек — художественный образ», «человек - знаковая система», «человек - техника» и «человек - человек».

Повышение уровня профессиональной подготовки будущих конструкторов швейных изделий возможно при использовании активных и интерактивных форм обучения. Активные формы обучения реализуют более тесную связь процесса обучения с профессиональной деятельностью. Одной из активных форм обучения являются дидактические игры, которые позволяют организовать творческое взаимодействие преподавателя и обучающихся, создают условия для интенсивного развития личности и формирования профессиональных компетенций.

Педагоги-исследователи (А.А.Вербицкий, О.С.Газман, С.Ф.Занько, Ю.Э.Краснов, Н.Н.Страздас, И.В.Трайнев, Ю.С.Тюнников, Г.П.Щедровицкий) установили, что использование дидактических игр способствует формированию у обучающихся новых профессиональных знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к профессии. Различные аспекты применения игровых форм обучения подробно рассмотрены в педагогических исследованиях, изучающих подготовку специалистов в сферах медицины, экономики, машиностроения, торговли и туризма, а для специалистов легкой промышленности эта форма организации учебной деятельности обучающихся является малоизученной. Однако, несмотря на объективную необходимость широкого использования игровых форм обучения в подготовке специалистов, внедрение их происходит весьма медленно.

Анализ применения игровых форм обучения в профессиональной подготовке будущих конструкторов швейных изделий и формирования у них профессиональных компетенций выявил противоречия между: необходимостью формирования профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в учебном процессе и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования; педагогическими требованиями к использованию игровых форм обучения в профессиональном образовании и неразработанностью необходимого научно-методического сопровождения их применения.

Из выявленных противоречий следует научная проблема исследования, которая заключается в определении комплекса педагогических условий использования дидактических игр в формировании профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий.

Актуальность и неразработанность проблемы исследования обусловили выбор темы исследования: «Формирование профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр».

Объект исследования: формирование профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий.

Предмет исследования: дидактические игры в формировании профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий.

Цель исследования: разработать модель и комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр.

Гипотеза исследования: использование комплекса дидактических игр в формировании профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий будет эффективно, если: разработать и апробировать модель их формирования в процессе дидактических игр; выявить и обосновать педагогические условия их формирования в процессе дидактических игр, такие, как: готовность преподавателей вуза к использованию дидактических игр в процессе подготовки будущих конструкторов швейных изделий; готовность обучающихся к ролевому взаимодействию в дидактической игре; методическое обеспечение комплекса дидактических игр, состоящих из структурных компонентов (имитационная модель, предмет игры, сценарий игры, распределение ролей и функции игроков, правила игры, система оценивания); обосновать совокупность требований к отбору содержания дидактических игр на основе системного, личностно-ориентированного, деятельностного, контекстного и компетентностного подходов.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Выявить основные направления развития профессиональной деятельности будущих конструкторов швейных изделий.

2. Выявить сущность и функции дидактических игр как формы организации учебной деятельности будущих конструкторов швейных изделий в процессе формирования профессиональных компетенций.

3. Обосновать структурно-инструментальную модель, характеризующуюся единством структурных составляющих (целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного блоков), и комплексом педагогических условий использования дидактических игр в формировании профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий.

4. Выявить и обосновать критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий.

5. Разработать учебно-методическое обеспечение комплекса дидактических игр, применяемое при изучении дисциплины «Конструкторско-технологическая подготовка производства» и направленное на формирование профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий.

6. Выявить и экспериментально проверить эффективность формирования профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе применения комплекса дидактических игр.

Методологической основой исследования явились: системный подход (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Н.А.Кузьмина, В.Н.Садовский, Г.П.Щедровицкий и др.); личностно-ориентированный подход в обучении (Э.Ф.Зеер, И.М.Теплова, В.Д.Небылицина, В.М.Русалова, И.С.Якиманская и др.); деятельностный подход к обучению (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, К.К.Платов, Р.Х.Шакуров, Д.Б.Эльконин и др.); контекстный подход к обучению (А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова, М.Д.Ильясова, О.Г.Ларионова, В.Ф.Тенищева и др.); компетентностный подход (В.И.Байденко, И.Я.Зимняя, Ю.Г.Татур,

A.В.Хуторской и др.); концепции инженерного образования (Н.Ш.Валеева, Л.И.Гурье,

B.Г.Иванов, А.А.Кирсанов, В.В.Кондратьев, А.М.Кочнев, И.Я.Курамшин и др-); теоретические основы активизации и интенсификации процесса подготовки специалистов (В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.А.Трайнев и др.); методологические и теоретические основы проектирования и применения игр в процессе подготовки специалистов (Л.С.Выготский, О.С.Газман, С.Ф.Занько, Ю.Э.Краснов, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Страздас, И.М.Сыроежин, Ю.С.Тюнников, С.М.Тюнникова, Д.Б.Эльконин и др.).

Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и статистические методы исследования. Методы теоретического исследования: системный анализ психолого-педагогической и специальной литературы; сравнительный анализ федеральных государственных образовательных стандартов второго и третьего поколений; анализ учебно-программной документации, квалификационных характеристик; моделирование. Методы эмпирического исследования: беседы с преподавателями и специалистами, имеющими опыт работы на производстве; анкетирование; педагогическое наблюдение; тестирование; интервьюирование, педагогический эксперимент. Статистические методы: метод экспертных оценок (метод Делфи); обработка данных эксперимента с использованием критерия однородности X*.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на кафедре «Конструирование одежды и обуви» института технологии легкой промышленности, моды и дизайна Казанского государственного технологического университета в 2005-2013 гг. (с 2011 года — Казанский национальный исследовательский технологический университет). Всего в эксперименте принимало участие 215 студентов, обучающихся по специальностям 260902.65 «Конструирование швейных изделий» и 260901.65 «Технология швейных изделий» (очная, очно-заочная и заочная формы обучения).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, диссертационных и монографических работ по проблеме исследования, определялись теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению; разрабатывалась концепция исследования.

На втором этапе (2006-2007 гг.) на основе анализа педагогической литературы, нормативных документов и Государственного образовательного стандарта второго поколения проводился выбор объекта имитационного моделирования, конструировался на этой основе комплекс дидактических игр, направленных на формирование профессиональных компетенций специалистов легкой промышленности.

На третьем этапе (2007-2011 гг.) разрабатывалась модель формирования профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий; определялись и обосновывались педагогические условия их формирования; проводилось экспериментальное исследование, заключающееся в разработке и использовании дидактических игр в учебном процессе при изучении дисциплины «Конструкторско-технологическая подготовка производства», совершенствовалось их содержание, и уточнялась гипотеза.

На четвертом этапе (2011-2013 гг.) проводились качественная и количественная обработка полученных результатов эксперимента, их теоретическая интерпретация; анализировались результаты исследования; разрабатывались научно-методические рекомендации; завершалось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В процессе исследования выявлена совокупность требований (профессиональная направленность, поэтапное формирование профессиональных компетенций, проблемность, интегративность, интенсивность) к отбору содержания комплекса дидактических игр на основе компетентностного, контекстного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов, направленных на формирование профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий.

2. Разработана структурно-инструментальная модель формирования профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр, включающая совокупность элементов, характеризующих концептуальные основы (посредством описания цели, задачи, принципов и подходов) и инструменты исполнения (комплекс дидактических игр).

3. Выделены структурные компоненты профессиональных компетенций (профессионально-деятельностный, мотивационно-потребностный и организационно-управленческий), определены критерии их формирования (готовность к производственно-конструкторской деятельности, сформированность организаторских способностей, сформированность потребностно-мотивационной сферы в профессиональной области), выявлены уровни сформированности профессиональных компетенций (низкий, средний, выше среднего, высокий).

4. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия использования комплекса дидактических игр в процессе подготовки будущих конструкторов швейных изделий, способствующие формированию профессиональных компетенций: готовность преподавателей вуза (методические умения, потребность в инновациях, творческое самоопределение и рефлексивность) к использованию дидактических игр в процессе подготовки будущих конструкторов швейных изделий; готовность обучающихся к ролевому взаимодействию (наличие необходимых знаний и умений, мотивация к овладению профессиональной деятельности, реализация творческой активности) в дидактической игре; методическое обеспечение комплекса дидактических игр, состоящих из структурных компонентов (имитационная модель, предмет игры, сценарий игры, распределение ролей и функции игроков, правила игры, система оценивания), формирующих профессиональные компетенции (производственно-конструкторские и организационно-управленческие) будущих конструкторов швейных изделий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: теория и методика профессионального образования дополняется знаниями о возможностях использования комплекса дидактических игр в формировании профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий; разработана структурно-инструментальная модель формирования профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий, которая может быть использована при подготовке будущих конструкторов изделий из кожи, технологов швейных изделий, технологов изделий из кожи, технологов кожи и меха; определены компоненты, критерии и показатели, охарактеризованы уровни (высокий, выше среднего, средний, низкий) сформированности профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий.

Исследование открывает возможность для последующего изучения проблемы, связанной с различными аспектами формирования профессиональных компетенций в процессе дидактических игр.

Практическая значимость работы заключается в том, что: разработан комплекс дидактических игр (соревновательная, технологическая, ситуационная), встроенный в учебный процесс и направленный на формирование профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий; разработано методическое обеспечение комплекса дидактических игр по дисциплине профессионального блока «Конструкторско-технологическая подготовка производства», ориентированное на формирование профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий; разработаны учебно-методические пособия «Проектирование и реализация дидактических игр в технологическом вузе», «Основы проектирования женской одежды. Часть 1: Разработка модели», рекомендованные УМОЛегпром, и «Конструирование швейных изделий», «Хатын-кыз киеме конструкциялэу Ьэм модельлэштеру (Конструирование и моделирование женской одежды)», которые применяются в учебном процессе института технологии легкой промышленности, моды и дизайна Казанского национального исследовательского технологического университета по дисциплине «Конструкторско-технологическая подготовка производства».

Предлагаемый подход к разработке и использованию дидактических игр в формировании профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий может быть использован при подготовке бакалавров других направлений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием достижений современной философской, психологической и педагогической наук; применением совокупности научно-педагогических методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; личным участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента; проверкой результатов, полученных в ходе исследования, апробацией и внедрением результатов в учебный процесс.

На защиту выносятся:

1. Структурно-инструментальная модель формирования профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе использования дидактических игр.

2. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр.

3. Комплекс дидактических игр, состоящий из двух соревновательных, двух технологических и одной ситуационной игр, содержание которых разработано на основе системного, личностно-ориентированного, деятельностного, контекстного и компетентностного подходов, направленный на формирование профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно—управленческих) будущих конструкторов швейных изделий.

4. Критерии и показатели, характеризующие уровни сформированности профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедр «Конструирования одежды и обуви» и педагогики и методики высшего профессионального образования Казанского государственного технологического университета (с 2011г. кафедра инженерной педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического университета); докладывались на научно-практических и научно-методических конференциях: международной научно-практической конференции «Профессиональная и творческая подготовка специалистов легкой промышленности» (Египет, Хургада, 2006), X международной научно-практической конференции «Теоретические знания и практические дела» (Омск, 2009), III международной научно-практической конференции «Инновационно - образовательная среда как фактор развития современной личности» (Казань, 2011); международной научно-практической конференции «Подготовка конкурентоспособных специалистов как цель современного образования» (Пенза - Улан-Удэ - Семей, 2011), международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Новосибирск, 2011), II международная научно-практической конференции «Актуальные проблемы практического применения психологии и педагогики» (Воронеж, 2011), XVI международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экологическим, психологическим, социологическим и политическим наукам «Современные научные достижения» (г. Горловка, 2011), II международной научно-практической конференции «Психология и педагогика на современном этапе» (Ставрополь, 2011), Ю1Р «Инженерная педагогика: сборник статей» (МАДИ, 2012); VII Всероссийской научно-практической конференции «Наука и жизнь» (Н.Новгород, 2007) и региональной конференции «Образовательный процесс в КГТУ: вчера, сегодня, завтра» (Казань, 2005), «Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе» (Казань, 2012).

По материалам исследования имеется 31 публикации, в том числе 5 публикаций в журналах, рекомендованных ВАК РФ, 2 учебных пособия с грифом УМОЛегпрома. Общий объем публикаций по теме исследования составляет 27,7 п.л.

Структура работы. Диссертация объемом 207 страниц состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы, включающего 245 наименований, 10 приложений, 19 таблиц, 11 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ханнанова-Фахрутдинова, Лилия Рафаилевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Дидактические игры являются активной формой обучения и в современных условиях образования должны применяться при подготовке будущих конструкторов швейных изделий.

В нашем исследовании разработана модель формирования профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий, включающая целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативный блоки. Содержание разработанного комплекса дидактических игр (соревновательной, технологической и ситуационной) направлено на формирование и развитие профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) при имитации условий, видов и контекста профессиональной деятельности будущих конструктора швейных изделий в учебной деятельности.

Использование разработанного комплекса дидактических игр: требует активности со стороны каждого участника, увлекает сильнее, чем другие формы обучения, снимает эмоциональные барьеры и способствует преодолению различных форм психологической защиты; радикально сокращает время освоения учебной и квазипрофессиональной деятельности; развивает индивидуальные способности, личностные качества обучающихся и формирует профессиональные компетенции, а именно производственно-конструкторские и организационно-управленческие.

Процессы формирования отдельных компонентов профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр на каждом этапе эксперимента соотносятся и согласуются между собой.

Для измерения уровня сформированности компонентов профессиональных компетенций мы выделили критерии и показатели: для профессионально-деятельностного компонента — готовность к производственно-конструкторской деятельности; для мотивационно-потребностного компонента — сформированности внешних и внутренних мотивов потребностно-мотивационной сферы в профессиональной области; для организационно-управленческого компонента — сформированность организаторских способностей личности.

Достижения положительных результатов эксперимента были подтверждены статистически значимыми данными, достигнутыми благодаря созданию следующих условий, обеспечивающих реализацию теоретической модели формирования профессиональных компетенций в практике работы факультета дизайна и программной инженерии ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»: готовность преподавателей вуза к использованию дидактических игр в образовательном процессе подготовки будущих конструкторов швейных изделий; готовность обучающихся к ролевому взаимодействию в дидактической игре; методическое обеспечение комплекса дидактических игр (имитационная модель, предмет игры, сценарий игры, распределение ролей и функции игроков, правила игры, система оценивания), формирующих профессиональные компетенции (производственно-конструкторские и организационно-управленческие) будущих конструкторов швейных изделий.

Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на кафедре конструирования одежды и обуви института технологии легкой промышленности, моды и дизайна ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в 2006-2013 г.г.

На констатирующем этапе экспериментального исследования были определены цели, задачи, принципы и ведущие идеи. Выяснено реальное состояние уровней готовности к производственно-конструкторской деятельности, сформированности организаторских способностей личности и сформированности внешних и внутренних мотивов потребностно-мотивационной сферы в профессиональной области будущих конструкторов швейных изделий; выявлены показатели, характеризующие эти уровни; определены методы диагностики выделенных показателей; проведено констатирующее исследование. Разработана модель формирования профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр.

Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили предположение о том, что в рамках традиционной профессиональной подготовки будущих конструкторов швейных изделий недостаточно эффективно происходит формирование профессиональных компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих).

На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе были проведены занятия по дисциплине «Конструкторско-технологическая подготовка производства» с применением комплекса разработанных дидактических игр, направленных на формирование профессиональные компетенций (производственно-конструкторских и организационно-управленческих) будущих конструкторов швейных изделий.

На обобщающем этапе экспериментальной работы с помощью критерия «хи-квадрат» были подведены итоги эксперимента (достоверность полученных результатов), которые подтвердили эффективность выбранных нами педагогических условий.

Анализ результатов эксперимента показал, что количество обучающихся с высоким уровнем готовности к производственно-конструкторской деятельности в ЭГ увеличилось на 20,37%, при этом количество обучающихся с низким уровнем сократилось на 8,33%; количество обучающихся с высоким уровнем сформированности организаторских способностей личности в ЭГ увеличилось с 7,41% до 14,81%, в то время как количество обучающихся с низким уровнем сократилось с 31,48% до 19,44%; количество обучающихся с высоким уровнем сформированности по внутренним мотивам в ЭГ увеличилось на 4,63%, с низким уровнем уменьшилось на 17,59%; с высоким уровнем по внешним мотивам — на 10,19%, а с низким уровнем — на 14,82%.

Приведенные результаты эксперимента показали эффективность применения выделенных педагогических условий формирования профессиональных компетенций будущих конструкторов швейных изделий в процессе дидактических игр.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ханнанова-Фахрутдинова, Лилия Рафаилевна, 2013 год

1. Конструирование одежды с элементами САПР: учебник для вузов / Е.Б. Коблякова, Г.С. Ивлева, В.Е. Романов и др../ под ред. Е.Б. Кобляковой. -М.: Легпромбытиздат, 1988. - с. 18-34.

2. Коблякова, Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды/ Е.Б. Коблякова. М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984. - с. 28-63.

3. Первый этап: Актуализация опорных знаний.

4. Второй этап. Формирование новых знаний.

5. Третий этап. Применение новых знаний, умений и навыков.

6. В первом туре игры команды проведут самостоятельный анализ основных принципов и методик подбора моделей аналогов.

7. Во втором туре команды подготовят и зададут друг другу свои вопросы. Вопросы должны иметь непосредственное отношение к теме занятия.

8. В третьем туре игры командам предстоит составить таблицу 2 «Анализ моделей аналогов».

9. В четвертом туре игры команды проводят количественные оценки степени унификации деталей проектируемых моделей одежды рассчитывают коэффициенты применяемости и повторяемости и заполняют таблицу 3.

10. В пятом туре игры дается оценка разработанных командами коллекций.1. Процесс игры

11. Первый тур игры. Преподаватель предлагает командам определить этапы проектирования коллекции моделей.

12. Несколько карточек, подготовленных для игры, раскладывают на столе. В каждой изложено в краткой форме одно задание. Капитаны определяют, в каком порядке команда будет отвечать.

13. Капитан первой команды зачитывает задание. Далее члены команды, дополняя друг друга, излагают свои ответы версии.

14. Третий тур игры. Преподаватель предлагает каждой команде выполнить эскизы коллекции новых моделей (8-12 моделей) по карточкам -заданиям первого тура. Для каждой коллекции предлагается заполнить таблицу «Анализ моделей аналогов» (см. табл.2).

15. При выборе перечня показателей качества рекомендуется использовать иерархическую структурную схему потребительских и технико-экономических показателей качества (см. приложение 1). Из общего перечня показателей выбирают не менее 12-15 основных.

16. Команды меняются эскизами коллекциями (5 моделей). Члены первой команды определяют показатели качества и оценивают эскизы коллекции второй команды, а вторая команда оценивает эскизы коллекции первой команды.

17. Они также определяют процент удовлетворения каждого требования по формуле:А1. У = —гт—100> (!)1. Рн Атгде Р1 оценка моделей-аналогов по единичному показателю качества, Рн — максимальная оценка по этому же показателю; А - количество моделей-аналогов.

18. На основе анализа Ку команды делают вывод о моделях наиболее и наименее насыщенных унифицированными деталями. Этот коэффициент позволяет определить, какая модель требует меньших затрат времени на конструкторскую проработку.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.