Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Юдина, Елена Ивановна

  • Юдина, Елена Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 218
Юдина, Елена Ивановна. Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1984. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Юдина, Елена Ивановна

ВВЕЩЕНИЕ . 3

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕЩАГО1ИЧЕСДОГО

ОБРАЗОВАНИЯ .15

§ I Творческая направленность личности учителя как философская, психологическая и педагогическая категория .15

§ 2 Роль и место учебных дисциплин эстетического цикла в формировании творческой личности учителя начальной школы .60

ГЛАВА П ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СПЕЦИАЛЬНО ЗАДАННОЙ СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДИСЦИПЛИН . 92

I Методика и организация опытно-экспериментальной работы . 92

§ 2 Содержание и результаты воспитывающего эксперимента . II6-I

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла»

Современный этап развития науки характеризуется тем, что проблема человека как главного действующего лица мирового исторического прогресса становится центральной, общей. Весь ход социального развития все более диктует необходимость изучения личности с ее психо-ооциальными особенностями, мотивов, творчества. Особую актуальность и значимость приобретает проблема творческого развития личности.

Формирование нового человека как творческой, духовно богатой гармонически развитой личности - программная цель построения коммунизма в нашей стране. Содержанием общественной жизни становится всестороннее и гармоническое развитие личности во всем ее богатстве, под которым К.№ркс понимал "абсолютное выявление творческих дарований человека" (4; 476).

В трудах Шркса-Ейгельоа-Ленина было доказано, что всестороннее гармоническое развитие личности, высвобовдающее ее творческую энергию, является объективной необходимостью прогресса человечества, законом коммунистического способа производства. Идеи марксизма о всестороннем развитии личности, о том, что "призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности" (10; 282), были развиты В.И.Лениным. Ленинское учение о воспитании нового человека имеет всемирно-историческое значение. В.И.Ленин писал, что социалистическое и коммунистическое производство должны быть подчинены задаче "свободного всестороннего развития всех членов" (20; 232).

Заинтересованность общества в формировании творческой личности обшсняется всем ходом исторического развития, поскольку человек в гармонии его сил и способностей - устойчивая, необходимая, существенная закономерность социального прогресса, объективная нуада нашего общества.

Большинство исследователей рассматривают человека как биосоциальное существо. Общественная сущность конкретного человека представлена в специфически социальной характеристике "личность". Кавдый человек является индивидуальностью, которая выступает как проявление биологических,психологических и социальных особенностей.

В разработку проблемы личности и закономерностей ее формирования внесли свой вклад такие ученые, как К.А.Абульханова-Слав-ская,Б.Г.Ананьев,В.Г.Асеев,Л.И.Божович,Л.П.Буева, А.Г.Ковалев, Н.Д.Левитов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, П.М.Якобсон и др.

Современный этап коммунистического строительства ставит на повестку дня задачи большой социальной важности, решать которые можно при условии дальнейшего развития теории и практики педагогической науки.Особое место при построении научных основ профессионально-педагогического образования занимает разработка проблем формирования личности учителя - человека, которому доверено обучение и воспитание грядущих поколений. Развитое социалистическое общество предъявляет все более возрастающие требования не только к профессиональной подготовленности, но и социальной активности,общей культуре учителей. Социальный заказ общества по подготовке творческих работающих учителей является основной задачей советской высшей педагогической школы на современном этапе.

Цель "новой педагогики - связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества" - выдвигал еще В.И.Ленин, тем самым указывая на необходимость формирования всесторонне развитой, гармонической личности (27; 420).

Огромные задачи, стоящие перед учителем, отметил ХХУ1 съезд

- 5 - >

КПСС. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС было указано, что истоки многих лучших качеств советских людей прямо связаны с работой школьных учителей, учитель же был назван "доверенным лицом общества" /34/. Большие требования к труду учителя, выдвигаемые жизнью, получили концентрированное выражение в новой школьной реформе: ЧЭта благороднейшая и труднейшая: профессия требует от человека, посвятиннего ей жизнь, постоянного творчества" /39/.

При построении научных основ профессионально-педагогического образования особое место занимает разработка проблем формирования личности учителя. Интерес к этой проблеме усилился в течение последнего двадцатилетия, что привело к появлению исследований о психолого-педагогических закономерностях формирования личности учителя, его профессиональной подготовки и структуре педагогической деятельности /О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, М.А.Ач&юв, Ю.К.Васильев, Ф.Н.Гоноболин, Э.А.Гришин, М. С. Кобз ев, В.В.Краевский, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.Г.Мо-роз, Ф.Г.Паначин, П.А.Просецкий, В.А.Спастёнин, Л.Ф.Спирин, Н.Д. Хмель, Р.И.Хмелюк, А.И.Щербаков и др./ Изучение проблемы формирования личности так или иначе затрагивает вопрос о её направленности. В советской научной литературе закрепилось положение о направленности как "стержневом" качестве личности, определяющем на основе сформированного мировоззрения её сущность. В учение о направленности, основателем которого является С.Л.Рубинштейн, внесли свой вклад Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, 3. И. Васильева,Б .И. Додонов, Л.Ф.Железняк, А.В.Зосимовский, А.Г.Ковалёв, Т.Н.Конникова, Н.Д.Левитов, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, В.Н.Мясшцев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.В.Токарская, Д.Н.Узнадзе, П.М.Якобсон.

Дальнейшее развитие общей теории направленности личности, с одной стороны, и разработка проблем теории формирования личности советского учителя, с другой стороны, способствовали выделению проблемы направленности личности учителя, в качестве самостоятельной. Этот процесс активизировался в течение последних двадцати лет и сопровождался появлением ряда фундаментальных исследований /Ю.П.Азарова, Ф.Н.Гоноболина, Э.А.Гришина, Н.В.Кузьминой, В.А. Сяастёнина, В.И.Щербакова и др./ Долгое время изучение направленности личности учителя связывалось с изучением профессионально-педагогической направленности. Начало этому процессу было положено в 50-е г.г. в статье Н.В.Кузьминой "Формирование педагогической направленности в процессе изучения педагогики и психологии" /109/. В настоящее время общепринятым является положение В. А. Сластёнина о том, что логическим центром и основанием личности учителя служит коммунистическая, профессионально-педагогическая и познавательная направленность в их единстве /Г?О/.

Общеметодологические основы формирования коммунистической направленности освещаются в трудах советских философов Л.П.Буевой, Г.Е.Глезермана, Г.Л.Смирнова, В.П.Тугаринова; педагогов А.М.Ар-сень ева, Н.И.Болдырева, НЛС.Гончарова, В.Е.Гмурмана, М.А.Данилова, А.В.Зосимовского, Ф.Ф.Королёва, Б.Т.Лихачёва, Э.И.Моносзона.

Изучение проблем формирования коммунистической направленности студентов ведется в основном в русле изучения общественной активности А.Н.Белова, В.И.Васин, В.П.Кутеева/, идейно-политического воспитания /И.И.Шкурко, Н.Б.Шмелёва/, формирования коммунистического мировоззрения /В.А.Балалыкнн, В.В.Бовкун, П.Ф.Кравчук/.

Проблемы формирования познавательной направленности изучаются в аспекте интеллектуальной активности /Р.В.Габдреев, С.Касымо-ва, И.Л,Клегерис, Е.К.Осипьянц, Т.М.Рождественская/, познавательной самостоятельности и активности /И.Ю.Алексашина, Г.Н.Кулагина, Ж.Г.Шопина/.

Проблемам, связанным с формированием профессионально-педагогической направленности, посвящено наибольшее количество исследований. Их основные направления:

- место профессионально-педагогической направленности в общей профессиональной подготовке учителя (Э.А.Гришин, А.Т.КЬлденкова, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин);

- пути и средства формирования профессионально-педагогической направленности, мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии (Б.Р.Айтмамбетова, Е.Г.Буланова, И.Ф.Плетенева, Э.А.Погосян, Е.Н.Шиянов);

- значение массовых форм воспитания профессионально-педагогической направленности во внеучебной деятельности (Т.С.Деркач, Г.П.Колев, А.П.Черных);

- специальное обучение и его роль в формировании профессионально-педагогической направленности (Н.Н.Страздас,Г.А.Томилова);

- динамика профессионально-педагогической направленности в педвузе (Ю.Д.Шелухин).

Изучение направленности личнооти учителя, путей ее формирования, широко освещенное в литературе, дало возможность найти общее в концепциях советских ученых: признание направленности стержневым качеством, характеризующим на основе сформированного мировоззрения отношение учителя к окружающему миру и выступающим регулятором деятельности, общения, познания. Для нас представляет интерес богатство тех связей личности учителя с окружающим миром, которое определяет ее творческую активность, стремление к созиданию "по законам красоты" (К.Маркс).

Одним из исходных методологических положений в формировании творческой личности советского учителя является мысль К.Маркса о том, что духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных отношений (10). Это предполагает глубокие, многосторонние, богатые связями отношения личности педагога к окру за-ющей действительности, которые складываются в определенную систему. Та или другая иерархическая структура отношений, выдвигающая в качестве интегрирующего фактора основное (ведущее, доминирующее) отношение, и будет характеризовать направленность личности учителя.

Прямое отношение к формированию творческой направленности личности имеют работы, посвященные творческому аспекту педагогической деятельности - популярной теме современной научной литературы. В этих исследованиях дается определение педагогического творчества (Н.В.1{узьмина, Ф.Н*Гоноболин, И.П.Раченко); исследуются пути формирования творческих качеств личности учителя и творческих умений (А.П.Акимова, В. Б.Бонда реве кий, Т.Гаппарова, А.Ф. Иванов, Э.Г.Костяшкин, В.А.Сластенин, Г.М.Храмова); даетоя структура творческого процесса учителя (В.А.Йш-Калик); вснрываются условия обучения основам педагогического мастерства (Ю.П.Азаров, Ю.К.Бабанский, М.С.Кобзев, Э.А.Гришин, А.А.Деркач, В.А.Кан-Ifc-лик, М.Л.Портнов).

Современный период развития педагогики отмечен ровдением проблем, которые принято называть стыковыми, т.е. возникшими "на стыке" различных областей знания. Это глубоко закономерное явление характерно и для педагогики высшей школы.

Особое место среди других занимают проблемы, возникшие "на стыке" педагогики и эстетики. Важность их в наотоящее время несомненна, поскольку "союз педагогики с эстетикой роадает целую область новых знаний, органически связанных с теорией обучения и теорией воспитания" (118, 154). В новой школьной реформе,предусматривающей в качестве, одной из ^важнейших задач "значительное улучшение художественного образования и эотетическогэ воспитания учащихся", подчёркивается, что у школьников "необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы., умение понимать и ценить произведения искусства" /39/. В связи с этим возникает необходимость формировать личность учителя эстетически грамотной, используя возможности всех учебных предметов и особенно учебных дисциплин эстетического цикла.

Связь педагогики и эстетики, применённая к формированию личности учителя, в свою очередь рождает целый ряд интересных проблем, среди которых - формирование творческой направленности личности будущего учителя в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла. В ходе формирования и развития человека-творца, созидателя материальных и духовных ценностей нашего общества особенно велика роль искусства. Теоретические основы художественно-творческого развития, раскрываются в работах О.А.Апраксиной, Б.В,Асафьева, А.И.Бурова, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, Б.Т.Лихачёва, Б.М.Неменского, В.А.Разумного, Б.М.Теплова, Б.П.Юсова и других.

Проблеш подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников раскрывается, в исследованиях С.А.Аничкина, А.А. Балян, М.А.Верб, М.В.Веселовской, Н.И.Волошина, В.Т.Кальянова, Н.М.Конышевой, Б.Т.Лихачёва, Г.А.Петровой, В.А.Сластёнина, В.Т. Сергеева, Л.И.Тихоновой, Н.И.Фатеевой, В.И.Хазана.

Однако неисследованной остаётся следующая группа проблем: I/ не уточнено понятие творческой направленности личности учителя;

2/ отсутствуют исследования о специфике её формирования, в процессе изучения студентами факультета начальных классов педвузов учебных дисциплин эстетического цикла.

В ряде диссертационных исследований уже указывалось на эти проблемы как на актуальные и малоизученные. Так, И.Н.Волошин обратил внимание на то, что "в настоящее время в педагогике высшей школы нет единого мнения о том, в каких видах практической дея -тельностш наиболее целесообразно осуществлять подготовку студентов к эстетическому воопитанию учащихся" (70; 38). А.Г.Недосекина отметила, что "организация и осуществление художественного воспитания в высшей школе ставит на повестку дня решение целого ряда педагогических проблем, среди которых на первый план выдвигается проблема соотношения художественного воспитания и профессионального образования" (130; 46). В.Т.Сергеевым подчеркивалось: "Задача подготовки студентов к творческой педагогической деятельности в теории и практике высшей школы разработана недостаточно. Эяа проблема имеет место, прежде всего, в эстетической подготовке студентов" (166; 58). Н.М.Коиышевой было констатировано, что художественно-эстетическое развитие учителей не изучено с точки зрения соотнесения с их профессиональной подготовкой, нет исследований, раскрывающих специфику и особенности эстетической подготовки факультета начальных классов (100; I0-II).

Несоответствие между возможностями учебных дисциплин эстетического цикла в области формирования творческого потенциала будущих учителей и качеством решения этой социально важной задачи в массовой практике побудило нас специально исследовать данную проблему. Учитывая все более возрастающие требования к личности советского учителя и отсутствие глубокой разработки проблемы формирования ее творческой направленности при изучении учебных дисциплин эстетического цикла в современной научной литературе, мы подчеркиваем актуальность нашей темы.

Актуальность заключается в том, что исследование направлено на решение ряда важнейших задач, выдвинутых реформой школы: вопервых, качественное улучшение подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности по эстетическому воспитанию детей; во-вторых, формирование творческой личности будущего учителя как человека широкой эрудиции и высокой культуры; в-третьих, коренное улучшение качества художественного образования и эстетического воспитания учащихся сельских мало комплектных школ, где учитель начальных классов является зачастую единственным художественно грамотным специалистом. В связи с этим формулируется проблема исследования: какова совокупность психолого-педагогических условий,необходимых и достаточных для творческого осуществления учителем задач школьной реформы по эстетическому воспитанию детей? Решение указанной проблемы составляет цель исследования.

В исследовании поставлены следующие задачи:

I/ раскрыть творческую направленность личности как философскую, психологическую и педагогическую категорию;

2/ выявить и обосновать систему формирования творческой направленности личности будущих учителей начальных классов при изучении ими музыкальных учебных дисциплин;

3/ разработать методические рекомендации: для студентов - по эстетическому воспитанию детей в школе и пионерском лагере; для преподавателей педвузов - по организации подготовки студентов к учебно-воспитательной работе средствами музыки.

Объектом исследования стал процесс профессионально-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов. Предметом исследования выступили закономерные связи и отношения, существующие между формированием творческой направленности личности будущего учителя начальных классов и изучением учебных дисциплин эстетического цикла. В качестве гипотезы, положенной в основу исследования, служит следующее предположение*: разнообразная творческая деятельность студентов, целенаправленно организуемая при изучении учебных дисциплин эстетического цикла в специально заданной системе, отвечающей специфике факультета начальных: классов, обеспечивает успешное решение учителем тех задач по эстетическому воспитанию, которые поставлены реформой школы.

Диссертация обладает научной новизной, которая: состоит в том, что в ней:

- проблема формирования творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения ими учебных дисциплин эстетического цикла впервые явилась предметом специального рассмотрения;

- выявлена специфика творческой направленности как категории, отражающей особый вид связи личности с окружающим миром, который ведет одновременно и к преобразованию среды, и к самоусовершенствованию личности; определены особенности её проявления в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла, которые заключаются в улучшении как субъективной стороны /самооценки готовности к эстетическому воспитанию средствами искусства и творческой активности, отношения к музыке и частоты её восприятия/, так и объективной стороны /овладения, умениями эстетико-педагогического мастерства , качества исполнения-музыкального репертуара начальной школы, уровня музыкально-художественных предпочтений, творческого воображения и подготовки к эстетическому воспитанию средствами музыки в начальной школе и пионерском лагере^

- теоретически обоснована и практически доказана правомерность и перспективность совершенствования процесса профессионально-творческого развития будущих учителей в специально заданной системе, отвечающей специфике факультета начальных классов.

- 13

В связи с этим теоретическое значение исследования заключается в уточнении категории "творческая направленность личности", рассмотрении её философского, психологического, педагогического аспектов.

Пхактическая ценность исследования заключается, в том, что составляющие его научно-методические материалы применялись и могут применяться в деятельности педагогических учебных заведений по совершенствованию эстетико-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов.

Общей методологической основой исследования явилась марксистско-ленинская философия, в частности, марксистско-ленинское учение о сущности личности и её всестороннем развитии как цели. и. средстве построения коммунистического общества. Теоретическая основа складывалась из теории отношений, психологического учения о направленности личности и мотивации, теории формирования личности советского учителя, положения о единстве этического и эстетического как форме общественного сознания, теории эстетического воспитания.

В исследовании применён комплекс методов, использование которых обусловлено спецификой исследовательских задач: теоретический анализ и обобщение; опытная работа; анкетирование; самооценка; ранжирование; наблюдение; анализ дневников, сочинений. Основной базой опытно-экспериментальной работы явился факультет начальных классов Шуйского государственного педагогического института имени Д.А.Фурманова. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены опорой на марксистско-ленинскую методологию, реализацию методики, адекватной задачам исследования, и подтверждена опытной работой. Применительно к нашему исследованию под творческой направленностью мы понимаем интегративное образование единство субъективного и объективного, проявляющееся в творческом отношении к педагогической работе и обеспечивающее успех в творческой педагогической деятельности. Субъективное предстает как определенная самооценка студентами своей готовности к эстетическому воспитанию средствами искусства, своих собственных творческих педагогических возможностей, определение своего отношения к искусству и частоты общения с ним; объективное проявляется в уровне владения умениями эстетико-педагогического мастерства, качестве исполнения на музыкальном инструменте репертуара начальной школы, уровне музыкально-художественных предпочтений, творческого воображения и, как итог, в конкретных успехах педагогической деятельности.

Положения, вынооимые на защиту:

Формирование творческой направленности происходит при изучении учебных дисциплин эстетического цикла в специально заданной системе, моделирующей разнообразную творческую эстетико-педаго-гическую деятельность учителя начальных классов, и заключается в:

- овладении группой умений эстетико-педагогического мастерства на зачете в форме лекции-концерта;

- художественном, осмысленном исполнении музыкального репертуара начальной школы с помощь© написания исполнительских планов;

- систематическом общении с музыкальным искусством и последующем анализе произведений в "Дневнике слушателя";

- развитии творческого воображения при написании творческих работ;

- подготовке к воспитательной работе средствами музыки в начальной школе и пионерском лагере.

- 15

ШВА I ПРОБЛЕМА ШРМИРОВАНШ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПБДАГОГИЧЕСЮП) ОБРАЗОВАНИЯ

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Юдина, Елена Ивановна

Выводы по П главе

Опытная работа, проводимая на факультете начальных классов Шуйского государственного педагогического института имени Д.А.Фурманова по формированию творческой направленности личности будущих педагогов, позволила определить основные требования к учебным дисциплинам эстетического цикла (музыка): постоянная ориентация на эстетический компонент будущей профессии; максимальное использование творчески развивающих возможностей преподавания музыки в педвузе; создание ситуаций, моделирующих эстетико-творческуго дея -тельность.

Успешное формирование творческой направленности личности происходит в целостной специально заданной системе, отвечающей специфике факультета начальных классов, с четкой дифференциацией ее направлений. Связь со спецификой факультета проявляется в моделировании разнообразной творческой эстетико-педагогической деятельности учителей начальных классов. Во-первых, при подготовке студентов предусмотрено слияние музыкально-исполнительского и собственно педагогического аспектов деятельности, единство которых затрудняет учителя начальных классов при проведении им уроков музыки и воспитательных мероприятий музыкально-эстетической направленности. Во-вторых, с помощью написания исполнительских планов система предполагает повышение качества исполнения музыкального репертуара начальной школы, что также является немаловажным фактором в улучшении эстетического воспитания детей средствами искус

- 160 ства. В-третьих, творческий труд учителя по эстетическому воспитанию средствами музыки немыслим вне развития творческого воображения, которое формировалось у студентов при написании творческих работ (сочинений). В-четвертых, эстетическое воспитание детей средствами музыки объективно требует от учителя определенного музыкального вдгозора, широкой ориентации в музыкальном искусстве; это говорит в пользу такой формы совершенствования эстетической воспитанности, как "Дневник слушателя". В-пятых, система предусматривает подготовку к воспитательной работе средствами музыкального искусства.

Все перечисленные аспекты творческой деятельности будущего учителя начальных классов, моделируемые специально заданной системой, оказывали влияние на перестройку студентами самооценки своей готовности к эстетическому воспитанию средствами искусства, своих собственных творческих педагогических возможностей; улучшали отношение студентов к музыке, способствовали систематичности ее восприятия.

Сформированная творческая направленность как интегративное личностное образование представала в единстве субъективной стороны - улучшившейся самооценки своей готовности к эстетическому воспитанию средствами искусства, творческих педагогических возможностей, изменившегося в положительную сторону отношения к музыке и частоты ее восприятия - и объективной стороны, проявившейся в успехах конкретной педагогической и учебно-эстетической деятельности. Мы сделали вывод, что творчески развивающие элементы учебных дисциплин эстетического цикла возможны и необходимы в контексте совершенствования общекультурного развития и профессиональной подготовки студентов.

Успешное формирование творческой направленности личности буГ дущего учителя начальных классов диктует необходимость преподавания учебных дисциплин эстетического цикла как психолого-педагогической практической подготовки к будущей профессиональной деятельности по эстетическому воспитанию средствами искусства, а не только как изучение того или иного учебного материала. При этом эс-тетико-творческие задания как элемент профессиональной подготовки постоянно соотносятся с общекультурным багажом студентов, в то время как последний становится частью педагогического арсенала учителей. Немаловажную роль играют при этом резервные средства, помогающие совершенствовать этот сложный процесс. Психолого-педагогическими условиями, при которых формируется творческая направленность личности, выступают:

1) условное принятие студентами различных социальных ролей (преподавателя, исследователя, музыканта-исполнителя, композитора);

2) постановка студентов в положение активного пропагандиста прекрасного, при котором знания тесно сопряжены со способами оперирования ими; создание широкой ориентации в вопросах искусства;

3) тренировочный характер отработки профессионально важных умений в их синтезе; постепенное усложнение требований;

4) синтез музыкально-исполнительской и педагогической; музыка льно-аналитичес кой и музыкально-исполнительской; музыкально-аналитической и музыкально-слуховой деятельности студентов;

5) личностно ориентированные задания по восприятию музыкальных произведений; единство эмоционального и рационального;

6) единство теоретической и практической подготовки;

7) предупрезвдение типичных недостатков в педагогической работеj

8) превращение эстетико-педагогических умений; художественного, осмысленного исполнения музыкального репертуара начальной школы;

- 162 творческого воображения; систематического общения с музыкой; подготовки к воспитательной работе средствами музыки в стимул социальной активности.

Опыт работы показал высокую действенность резервных средств в деле формирования творческой направленности личности. Относительная простота внедрения их в учебно-воспитательный процесс отбывает широкие возможности использования предложенной нами системы средств формирования творческой направленности личности в практику факультетов начальных классов, что будет означать как совершенствование творческих личностных качеств будущих учителей, так и совершенствование подготовки последних к эстетическому воспитанию средствами искусства. Решение двух указанных задач прямо связано с улучшением обучения и воспитания детей сельских малокомплектных школ, каких еще немало в нашей стране. Вклад в общую теорию эстетического развития личности, уточнение понятия "творческая направленность личности", разработка и обоснование системы ее формирования, методические рекомендации для студентов и преподавателей, данные в исследовании,определают теоретическое, практическое и методическое значение работы.

- 163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развитого социализма, наступивший в нашей стране, характеризуется глубокими изменениями во всех сторонах социальной действительности. Целенаправленная работа КПСС в этом направлении означает кардинальные сдвиги в социально-политической, духовной сферах нашего общества,что имеет прямую связь с проблемами коммунистического воспитания, социалистической школы. Формирование советского человека как главной производительной силы, с одной стороны, и активного гражданина, духовно развитой личности, с другой стороны,диктует новые требования не только к профессиональной подготовке учителей-воспитателей,но и их творческому потенциалу.

Теперь надо думать о том, чтобы идеи реформы были полностью воплощены в жизнь, не остались на бумаге" - сказал в речи на Пленуме ДК ШСС 10 апреля 1984 г. тов. К.У.Черненко (33;5). Эти слова прямо ориентируют на ооздание всех необходимых условий по выполнению основных положений реформы.

Одним из аспектов этого процесса является актуальная проблема формирования творческой нацравленности личности будущих учителей начальных класоов в процессе изучения ими учебных дисциплин эстетического цикла.

В соответствии с теоретическим анализом проблемы нами был организован воспитывающий эксперимент. Его материалы показывают, что формирование творческой направленности личности возможно и необходимо в специально организованной системе резервных средств, которые представляют собой эстетико-творческие задания. Посредством подобных заданий общекультурные достижения студентов (художественный вкус, потребность в общении с музыкой и т.п.) своеобразно преломляются в их педагогической работе, обеспечивая оригинальность педагогического воздействия, увеличивая объем эстетико-пе-дагогических мероприятий. Система формирования творческой направленности личнооти была построена по логике взаимодействия и взаимообусловленности всех используемых направлений, а также по принципу нарастания творческих элементов деятельности.

Опыт работы свидетельствует, что актуализация творческих возможностей студентов предполагает использование творчески развивающих элементов учебных дисциплин эотетического цикла в контексте совершенствования общекультурного развития и профессиональной подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию средствами музыкального искусства. Резервы этого в достаточной мере заключены в привлечении системы эстетико-творческих заданий. Так в ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что творческая деятельность, целенаправленно организуемая в специально заданной системе, отвечающей специфике факультета начальных классов, обеспечивает успешность решения учителями поставленных реформой школы задач по эстетическому воспитанию детей.

Предложенная нами система формирования творческой направленности личности помогала полнее и глубже связать изучение учебных дисциплин эстетического цикла с формированием собственно творческих качеств личности будущих педагогов, что реально выражалось в творческой педагогической деятельности по эстетическому воспитанию школьников. Это, в свою очередь, явилось определенным вкладом в реализацию тех задач по улучшению художественного и эстетического воспитания, которые поставлены реформой общеобразовательной и профессиональной школы в нашей стране.

- 165

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Юдина, Елена Ивановна, 1984 год

1. Маркс К. впитал, т. I, кн. I. Процесс производства капитала, с. 43-773; отдел третий. Производство абсолютной прибавочной стоимости,с. 188-321,-Маркс К.,&гельс Ф. Соч., изд. 2,т. 23.

2. Маркс К. Капитал, т. I, кн. I. Процесс производства капитала, с. 43-773; отдел четвертый. Производство относительной прибавочной стоимости, с. 322-515. Маркс К., Ззгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 23.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе, с. 1-4. Маркс К., Шгельс Ф. Соч. изд. 2, т. 3.

4. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г., с. 41-174; Отчужденный труд, с. 86-99; 1-я рукопись, с. 47-99. Маркс К., Шгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 42.

5. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г., с. 42-174; 3-я рукопись, с. 108-174; Коммунизм, с. II3-I27.

6. Маркс К., &гельс Ф. Коммунизм и аув^сбургская 1( LiИ^п^йъг

7. Zz.Ltщ-bcj с. II4-II8. Шркс К., Шгельс Ф. Соч., изд. 2, т. I.- 166

8. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права, с. 219-368; I. Шутренний государственный строй сам по себе, с. 239-368. а/ Власть государя, с. 240-265. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2, т.1.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, тЛ. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера, с. 9-454. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2, т.З.

10. Энгельс Ф. Диалектика природы, с. 343-626; Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, с. 486-499. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2, т.20.

11. Энгельс Ф. К жилищному вопросу, раздел III. Оцё раз о Пру-доне и жилищном вопросе, с. 260-284. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 18.

12. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме, с.1-104; У1. Следует ли революционерам работать в реакционных профсоюзах? с. 29-39. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 41.

13. Ленин В.И. Задачи революционной молодёжи. Письмо первое, с. 341-356. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.7.15» Ленин В.И. Как организовать соревнование? с. 195-205. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 35.

14. Ленин В.И. К вопросу о диалектике, с.316-322. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.29.

15. Ленин В.И. Конспект книги Аристотеля "Метафизика", с. 323332. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29.

16. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики", с. 77-218; Субъективная логика или учение о понятии. Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 29.

17. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше, с. 389-406. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 45.

18. Ленин В.И. О кооперации, с. 369-377. Ленин В.И. Полн.собр. соч., т. 45.

19. Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового, с. 314-316. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 40.

20. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература,с. 99-105. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 12.

21. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках, с.67i

22. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. I.

23. Ленин В.И. Резолюция об отношении к среднему крестьянству, с. 207. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 36.

24. Ленин В.И. Речь На I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 5 июня 1918 г., с. 420-421. Ленин В.И* Полн.собр. соч., т. 36.

25. Ленин В.И. Реформизм в русской социал-демократии, с. 305-318. -Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 20.

26. Ленин В.И. Собрание актива Московской организации РКП/б/ 6 де кабря 1920 г., с. 55-83; Доклад о концессиях, с. 55-78. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 42.

27. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и шитика его в книге г.Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе), с.347-534.- Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. I.1. XXX

28. Черненко К .У. Из речи на пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г.,с 4-8. 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. - Сб.документов и материалов.- М.Политиздат, 1984.-112 с.ххх

29. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 г.-Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Изд-во Политической лит-ры, 1983. - 80 с.

30. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Изд-во Политической лит-ры, 1982. - 223 с.

31. О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 2S апреля 1984 г.

32. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Постановление ЦК ЕПСС и Совета Министров СССР. Правда, 14 апреля 1984 г.

33. Программа ЕПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.ххх

34. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335 с.

35. Алексашина И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвуза; Автореф. дис. .кзнд.пед.наук. Л., 1983. - 18 с.

36. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Л., 1972. - 27 с.

37. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972. - 32 с.

38. Античная музыкальная эотетика. Вступительный очерк,с.11-Нб и собрание текстов проф.А.Ф.Лосева (предисл.В.П.Шестакова).-М.: Гос.муз.изд-во, I960 (суперобл., 1961). 304 с.

39. Азаров Ю.П. Теоретические проблемы мастерства воспитателя современной общеобразовательной школы: Автореф.дис. .д-ра пед.наук. М., 1973. - 42 с.

40. Апраксина О.А. 0 праве учителя-музыканта на эксперимент. -Музыкальное воспитание в школе, Вып. 13, с. 66-76. М.: Музыка, 1978. - 102 с.

41. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы, с. 3-32.- Музыкальная подготовка учителя. Сб.трудов 1ёШ им. Ленина. М.:1973. 79 с.

42. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Шита да учителя. - М.: Просвещение, 1984. - III с. 50.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа,1980.- 368 с.

43. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, изд. 2. Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

44. Асафьев Б. Музыга в современной общеобразовательной школе, с. 47-60. В: (51).

45. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей, с.90-95.- В: (51).

46. Асафьев Б. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе, с. 60-78. В: (51).

47. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. 156 с.

48. Баграмян С.А. Место и роль шоционального начала в формировании эстетически активной личности. Дис. .канд.филос.наук.- М., 1979. 177 с.

49. Басс О.Р. Значение обучения игре на фортепиано в подготовке учителя пения, с. 67-73. В: (125).

50. Белова Т.Н. Социальная активность студентов как основа и критерий их идейной коммунистической убевденности. Дис. . канд.филос.наук. - Днепропетровск, 1978. - 227 л.

51. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения, ч. 2. Измерение качества процесса обучения. М.: Знание,1971. 72. о.

52. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: Автореф. диоо. . канд.пед.наук. М., 1979. - 15 с.

53. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.

54. Брушлинский А.В. Психология мышления, и кибернетика. М.: Мысль, 1970. - 189 с.

55. Буева Л.П. Формирование личности как социально-педагогическая проблема, с. 2СЬ32. Проблемы теории воспитания, чЛ. /Йод ред. Д.П.Буевой, Л.И.Новиковой, Г.Н.Филонова. - М.: Педагогика, 1974. - 258 с.

56. Буланова Е.Г. Профессиональные намерения студентов и их роль в формировании личности учителя: Автореф. дисс. .канд.пед. наук. М., 1983. - 16 с.

57. Васин В.И. Формирование социальной активности соуденческой молодёжи. Дисс. . канд. филос. наук. - И., 1980. - 168 Л.

58. Веселовская М.В. Эстетическое ^спитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов. -Дисс. . канд.пед.наук. М., 1981. - 183 л.

59. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

60. Волович Л.А. Творчество и процесс эстетического воспитания, с.12-15. В: /205/.

61. Волошин Н.И. Пути повышения:' . эффективности подготовки студентов к эстетическому воспитанию учащихся. Дисс. канд. пед. наук. - Львов, 1977. - 227 л.

62. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 172

63. Психологический очерк. М.-Л.: Госиздат РСФСР, 1930. - 80 с.

64. Гаппарова Т. Воспитание у студентов педвузов творческого отношения к педагогическому труду. Автореф.дис. .канд.пед. наук. - Ташкент, 1984. - 16 с.

65. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества, изд.2, испр. и доп. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. - 246 с.

66. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984. - 175 с.

67. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1979. - 31 с.

68. Гордин Л.Ю., Коротов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. (В надзаг: Лекции по педагогике). М.: Просвещение, 1967. - 144 с.

69. Горемычкин А.И. Совершенствование процесса музыкального развития учащихся педагогических училищ (на занятиях музыкальной литературой). Дис. .канд.пед.наук. -М., 1982. - 210 с.

70. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Автореф.дис. .д-ра пед.наук. М., 1981. - 30 с.

71. Гуляева Л.М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. М.: Знание, 1983. - 60 с.

72. Диксон Джон Р. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. Пер.с англ. Е.Г.Коваленко. С предислов. проф. И.Т.Аладова. -М.: Мир, 1969. 440 с.

73. Джердималиева P.P. Реализация принципа самостоятельности в процессе методической подготовки студентов на музыкально-педагогических факультетах. Дис. канд.пед.наук. - Киев, 198I. - 184 с.

74. Даикия Л.Л. Эзтетическое воспитание в младших классах школы- 173 искусств на основе творческой активности ребенка. Дис. . ванд.пед.наук. - Тбилиси, 1982. - 137 л.

75. Додонов Б.И. Задача формирования нового человека я некоторые вопросы психологии личности, с. 22-32. Вопросы психологии, 1981, № 5.

76. Железняк Л.Ф. Проблема направленности личности в советской . психологии, Вопросы психологии, 1972, №5, с. I57-I6I.

77. Иванов А.Ф. Проблема активизации творческой деятельности учителей сельской школы в системе повышения квалификации. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1972. - 229 л.

78. Ильина Т.А. Некоторые подходы к анализу понятия "социальная активность", с. 30-41. В:(192).

79. Исследование развития познавательной деятельности. /Под ред. Дж.Бруннера, Р.Олвер, П.Гринфилд. Пер. с англ. М.И.Лисиной.-М.: Педагогика, 1971. 389 с.

80. Акимова З.Ш. Вопросы подготовки будущего учителя к эстетическому воспитанию учащихся казахских сельских школ: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Алма-Ата, 1984. - 26 с.

81. Ульянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1970. - 21 с.93. хйн-йлик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Обзорная информация. М.: Отдел научной информации НИИВШ, 1977. - 64 с.

82. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и разви- 174 тие учащихся. Советская педагогика, 1984, № 2, с.68-76.

83. Кобзев М.С. Профессионально-педагогическая направленность в системе подготовки молодого специалиста. Советская педагогика, 1983, J6 3, с. 90-93.

84. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.391 с.

85. Колденкова А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Дис. .канд.пед.на-ук. - Л., 1977. - 257 л.

86. Колев Г.П. Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических учебных заведений.- Дис. .канд.пед.наук. Л., 1973. - 218 с.

87. Коммунизм и личность.- М.: Политиздат, 1964. 343 с.

88. Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте. Дис. .канд. пед.наук. - М., 1979. - 193 л.

89. Коротов В.М. Р&звитие воспитательных функций коллектива. (Проблемы общей методики воспитательного процесса). М.: Педагогика, 1974. - 280 с.

90. КостюкА.Г. Музыкально-эстетическая культура слупителя: Автореф. дис. .канд.искусствоведения. Киев, 1964.- 20 с.

91. ЮЗ. Кравчук П.Ф., Гондза Л.Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор формирования творческих способностей.- Советская педагогика, 1983, JE I, с. 68-70.

92. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вопросы психологии, 1981, № 2, с. 20-30.

93. Кузин B.C. Психология творческой активности личности школьника в процессе его идейно-эстетического воспитания, о. 8587. В: (177).

94. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - 183 с.

95. Кузьмина Н.В. Формирование педагогической направленности у студентов в процессе изучения педагогики и психологии, с. 137-149. Уч.зап. ЛГУ, J& 244, 1957. - 179 с.

96. НО. Кутеева В.Г1. Формирование социальной активности студенческой молодежи. Дис. .канд.пед.наук. - М., 1978. - 197 л.

97. Левитов Н.Д. Психология (для преподавателей и мастеров проф. -тех. училищ). М.: Высшая школа, 1964. - 256 с.

98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, изд. 2. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.

99. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 495 с.

100. Лисовскэя И.Л. Эстетический идеал как педагогическая проблема. Дис. .канд.пед.наук. - Киев, 1978. - 153 л.

101. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности. Советская педагогика, 1983, & 6, с. 52-57.

102. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - 168 с.

103. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М.: Педа- 176 -гогика, 1974. 325 с.

104. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. -160 с.

105. Лихачев Б.Т. Эстетический идеал в системе формирования коммунистического мировоззрения учащихся. Народное образование, 1983, гё 12, с. 44-46.

106. Лук А.Н. Мотивация научного творчества. Обзор американской и западноевропейской литературы. М.: ИНИОН, 1980. - 25 с.

107. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1979.-37 с.

108. Матейко А. Условия творческого труда. Пер.с польского Д.И. Иорданского. /Под ред. и с послеолов. Я.А.Пономарева. М.: Мир, 1970. - 302 с.

109. Шсленникова В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства. Дис. .канд.пед.наук. - 1йзань, 1982. - 217 л.

110. Мирецкая В.Г. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы. Дис. . канд.пед.наук. - М., 1983. - 187 л.

111. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов. /Под ред. Т.Л.Беркман. М.: Изд-во АПН РЖР, 1955. -87 с.

112. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, I960.- 426 с.

113. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии, с. 3-23. Уч.зап. ЛГУ, if} 244, сер. Психология и педагогика, вып. П. - Л., 1957. - 179 с.

114. Налчаджан А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль, 1972. - 271 с.

115. Найкруг Р.Е. Эстетическое воспитание на уроках музыки и пе- 177 ния, с. 57-66. Воспитание младших школьников в процессе обучения. Пособие. - /В надзаг: Мин-во просвещения РСФСР. Свердловский гос.пед.ин-т/. - Свердловск, 1979. - 74 с.

116. Недосекина А.Г. Совершенствование художественного воспитания студентов в техническом вузе. Дис. .канд.пед.наук.-М., IS82. - 184 л.

117. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Шига для учителей. М.: Просвещение, 1881. -192 с •

118. Непомнящая В.И., Каневская М.Е., Пахомова О.Н., Барцэлкина В.В., Рубцова С.Н., Музе Э.Н. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности. Вопросы психологии, 1980, № I, с. 22-30.

119. Никандров Н.Д., Е&н-Жлик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки учителя. Советская педагогика, 1982, Л 4, с. 90-92.

120. Никиреев Е.М. Исследование мотивов общественной деятельности студентов пединститута, с. 21-28. Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. - М., 1978. - 87 с.

121. Никитенкова Л.В. Формирование у будущих учителей готовности к осмысливанию педагогических явлений. Дис. .канд.пед. наук. - Алма-Ата, 1981. - 170 л.

122. Новиков А.С. Интуиция и ее роль в научном познании: Автореф. дис. .канд.филос.наук. М., 1968. - 16 с.

123. Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания. Вопросы психологии, 1979, J6 3, с. 153-158.

124. Общая психология. /Под ред. А.В.Петровского, изд. 2, пере-раб. и доп. М.: Просвещение, 1976. - 479 с.- 178

125. Общая психология^./Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалева, А.А.Степанова, изд. 3. М.: Просвещение, 1981. - 383 с.

126. Павлов B.C. Формирование творческого воображения учащихся в обучении. Дис. .канд.пед.наук. - Киев, 1972. - 195 л.

127. Перельштейн М.М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания.- Дис. .канд.пед.наук. М., 1981. - 204 л.

128. Петрайтите A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией интроверсией. - Вопросы психологии, 1981, Й6, с. Ill—115.

129. Петровский А.В. О психологии личности. М.: Знание, 1971. -64 с.

130. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. Вопросы психологии, 1981, № 2, с. 40-46.

131. Петрушин В.И. Формирование у подростков музыкального творчества на ладогармонической основе: Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1976. - 26 с.

132. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль,1972.-216 с.

133. Плетнева И.Ф. Формирование профессиональной мотивации учения студентов педагогических институтов. Дис. .канд.пед.наук.- М., 1978. 184 л.

134. Погосян Э.А. Пути формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя-воспитателя. Дис. .канд. пед.наук. - Ереван, 1982. - 181 л.

135. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации. Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 5-13.

136. Программы педагогических институтов. Музыка с методикой ее преподавания (для специальности J& 2121 Педагогика и методика начального обучения).-М.: Просвещение, 1975.- 45 с.151152153154155156157158159160161162163164- 179

137. Программы педагогических институтов. Специальный инструмент (обучение игре на музыкальном инструменте). (Для специальности № 2121 Педагогика и методика начального обучения). -М.: Просвещение, 1975. - 29 с.

138. Разборова Л.И. Эстетический интерес пак необходимое профессиональное качество будущего учителя, с. 146-149. В: (177). Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции, изд. 2, доп. - М.: Музыка, 1972. - 168 с.

139. Рейнвальд Н.И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков: издат.объед. Вища школа. Изд-во Харьковского ун-та, 1974. - 164 с.

140. Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе. Советская педагогика, 1959, № 4, с. 69-77. Рощин С.К. Буржуазные теории личности, идеология и политика.- Вопросы психологии, 1980, № 3, с. I55-I6I.

141. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР,1957.- 328 с.

142. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, изд. 2. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

143. Селиванов В.И. Социальная активность и нравственно-волевое развитие студента, с. 4-17. В сб.: Вопросы психологии личности. /Под ред. проф. В.И.Селиванова. - Рязань, 1973.- 181 с.

144. Сергеев В.Т. Активизация интереса к эстетическому воспитанию детей у студентов педагогических вузов как важнейшее условие их профессиональной подготовки. Дис. .канд.пед.наук. -Одесса, 1979. - 205 с.

145. Симонов П.В. Эмоции и воспитание. Вопросы философии, 1981, №5, с. 39-48.

146. Сластенин В.А. О 1фитериях формирования социально активной личности будущего учителя, с. 147-155. В: (192).

147. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

148. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя, Советская педагогика, 1975, 16 1, с. 83-93.

149. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности, изд. 3, доп. М.: Политиздат,1980.- 463с.

150. Смирнова Л.А. Значение советской музыки в формировании эстетического вкуса студенческой молодежи, с. 262-264.-В:(205).

151. Сохань Л.В. Духовный прогресс личности и коммунизм. Киев: Наукова думка, 1966. - 262 с.- 181

152. Сохор А. Музыка как вид искусства, изд. 2. М.: Музыка, 1970. - 192 с.

153. Социализм и личность. /Под ред. Л.М.Архангельского. М.: Мысль, 1979. - 356 с.

154. Социологические и психологические проблемы эстетического воспитания. Тезисы докладов к Всероссийской конференции "Методологические проблемы эстетического воспитания" (апрель, 1973 г.). М., 1972. - 165 с.

155. Спирин Л.Ф. 1&чественные характеристики уровней сформирован-ности общепедагогических умений в процессе профессионального обучения студентов, с. II9-I24. Формирование социально активной личности учителя. /Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1982. - 172 с.

156. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта (пособие для студентов пед.ин-тов). (В надзаг.: Мин-во просвещения РСФСР. Саратовский гос.пед.ин-т). - Саратов, 1972. - 72 с.

157. Страхов И.В. Психология творчества (лекция для студентов пед.ин-ов). (В надзаг.: Саратовский гос.пед.ин-т). - Саратов, 1968. - 78 с.

158. Сумбаев И.С. Научное творчество. Иркутск: Ка.изд-во, 1957, - 112 с.

159. Тарасевич Н.Н., Кривонос И.Ф. Обучение студентов основам -педагогического мастерства. Советская педагогика, 1983, № 7, с. 89-92.

160. Тарасов Г.С. О природе музыкальной потребности человека (слушателя). Автореф.дис. .канд.филос.наук. - М., I97I.-20C.

161. Творчество в научном познании. /Под ред. чл.-корр.АН БССР Д.И.Широканова, д-ра филос .наук Ю.А .Харина. Шнек: Наука- 182 и техника, 1976. 231 с.

162. Тихонова Л.И. Исследование уровня эстетической подготовленности студентов педвузов: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1969. 27 с.

163. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука,1966.- 451 с.

164. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы теории установки. -Тбилиси: Изд-во АН Груз.ССР, 1961. 210 с.

165. Фатеева Н.И. Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф.дис. .канд.пед.наук. М., 1984. - 16 с.

166. Фейнберг С.В. Пианизм как искусство, изд. 2. М.: Г^узыка, 1969. - 598 с.

167. Французова Н.П. Роль марксистско-ленинского мировоззрения в формировании социалистической личности. Вопросы психологии, 1981, № I, с. 141-147.

168. Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма. /Под ред. чл.-корр. АПН СССР А.П.Петрова. -М., 1983. 191 с.

169. Хазан В.И. Формирование художественно-педагогической направленности учителя литературы в процессе вузовской подготовки: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Тбилиси, 1984. - 23 с.

170. Храмова Г.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. Дис. .канд.пед.наук. - Алма-Ата,1978.- 188 л.- 183

171. Чаплыгин А.К. Типологический анализ формирования в вузе творческого отношения личности студента к деятельности. -Дис. .канд.филос.наук. Харьков, 1979. - 203 л.

172. Черных А.П. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических институтов.- Дис. .канд.пед.наук. Рязань, 1976. - 218 л.

173. Чудновский В.Э. Проблемы личности в свете марксистско-ленинских идей. Вопросы психологии, 1981, № 2, с. 130-136.

174. Шихирев П.Н. Исследования социальной установки в США. Вопросы философии, 1973, I& 2, с. 159-166.

175. Шиянов Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности. Дис. .канд.пед. наук. - М., 1982. - 210 л.

176. Школяр Л.В. Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки. Дис. .канд.пед.наук.- М., 1982. - 198 л.

177. Шмелева Н.Б. Идейно-нравственное воспитание учащихся педагогических училищ на материале художественной Ленинианы. -Дис. .канд.пед.наук. М., 1982. - 160 л.

178. Шмелева Т.Л., Бугаева Т.Е. Воспитание общественно-политической активности студенческой молодежи в условиях развитого социалистического общества.- М.: Высшая школа, 1982.- 152 с.

179. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Дис. . д-ра пед.наук. - Л., 1968. - 461 с.

180. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971. 351 с.

181. Эстетическое воспитание в условиях развитого социалистического общества. Тезисы докладов к 1У симпозиуму по эстетическому воспитанию 28-29 января 1975 г.- М., 1975.- 300 с.- 184

182. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. -М.: Просвещение, 1969. 317 с.

183. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. - 64 с.'

184. Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества, с. 1937. Художественное и научное творчество. Сб.статей. /Под ред. Б.С.Мейдаха. - Л.: Наука, 1972. - 333 с.

185. СШ'сюЛ GotdLor- UMculcL . "1. J N ^ v3"xrituy^ fox- а ^л-^сАоЦ^ ef ^L+oru^UtLj.

186. Нсхлч^; Yoi^ tUuV. О-ф^ u^Lv.96 5'. Юв p.

187. CU-tx-LLU^i^ . cu-uci h^ij^i'vcj ^им ^ог. ^ocXoX SWt'Xe^ oj- Scc^v Cihtzj^xiuvt^ cLnd.

188. TLcL^iX^J^LA^tC^ „ tu о , A „

189. U.L&r aUv е^сххлгьс.i\xjlJLc<M'U tf t/u?- СХ^хЛЛ^^Ь OA^dl. -m-Yue-uf of £ttxnxdibVUL y p, tCStf 5 OS.acct B^jJJ^tu^, 1 9 го а/- Й, 2Г7. CL.U-. 'DbotLvcL-tLai^ c^d- -- /Y-ессГ

190. Кое&^оиллели fi,7 jttf^fi-ctx. У, „ 'fot"^ liu- 'Ska.oA^^, WW^.-WA SeLbU^ y^i'-^Cj ^219. -S k-ClvriXt. П ^ B^a-tvOL ^^.LV.t'otA, COKOL , £AvvCK± . Jo t<Mx£o &cU*±cLtr^ /VW ^UL.,- 186

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.