Фортепианная программная музыка в истории культуры: Проблема взаимодействия искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии У Сук Енг

  • У Сук Енг
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 146
У Сук Енг. Фортепианная программная музыка в истории культуры: Проблема взаимодействия искусств: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2003. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии У Сук Енг

Введение.

Глава I. Музыка как культурный феномен

1. Музыка в системе духовной культуры.

2. Развитие клавирной музыки и его основные этапы.

2.1. История клавира.

2.2. История клавирной музыки.

2.2.1. Эволюция музыкальных произведений.

2.2.2. Художественные стили эпохи и музыка.

2.3. История исполнительства.

3. Создание фортепиано и зарождение фортепианной культуры Западной Европы в конце XVIII вв.

4. Фортепианная культура Западной Европы (1789 г. - сер. XIX в.).

4.1. Общее развитие фортепианной культуры.

4.2. Бетховен и его вклад в фортепианную культуру.

5. Основные тенденции развития фортепианной музыки XIX в.

Глава II. Программная фортепианная музыка и проблема взаимодействия искусств

1. Из истории программной музыки.

2. Культурологические и музыковедческие идеи Руссо: проблема соотношения звука и цвета.

3. Проблема синтеза искусств.

4. Программная фортепианная музыка и проблемы межсемиотического перевода.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианная программная музыка в истории культуры: Проблема взаимодействия искусств»

Актуальность исследования. Музыка - это один из древнейших видов искусства. Зародившаяся еще в первобытной культуре, она существовала вместе с человечеством на протяжении всей его истории, выполняя при этом самые различные функции: вдохновляя людей на великие свершения, даруя отдых и силы для жизни, открывая человеку глаза на красоту мира, в котором он живет, воплощая тончайшие душевные переживания композитора и исполнителя и вызывая соответствующие сопереживания у слушателей.

Музыка, являясь важнейшей составляющей человеческой культуры, находится в теснейшей связи со всеми остальными видами искусства и рядом других форм духовной культуры, поэтому адекватное её понимание -так же как и её общей роли в культуре - требует не только узкого искусствоведческого, но и широкого культурологического анализа. Так, в древности музыка считалась священным искусством и была обязательной составляющей религиозно-культовых действий. Музыка была тесно связана с философией и наукой, и первые попытки проверить гармонию алгеброй были предприняты еще древнегреческим мудрецом Пифагором, ему же принадлежит идея о космологическом характере музыки, воплотившаяся в его учении о «музыке небесных сфер». Музыка с древнейших времен использовалась в педагогическом процессе и т.д. Теснейшим образом связана музыка со всеми видами искусства: литературой и поэзией, живописью и архитектурой и т.д.

Связь музыки с различными формами духовной культуры выступает в качестве фундаментальной теоретической предпосылки данной работы, поскольку объектом исследования в ней является программная музыка, т.е. инструментальная музыка, написанная в соответствии с некой «программой», заданной не на «языке» музыки. В качестве такой программы может выступать историческое событие, миф и даже путевые впечатления (например, «Альбом путешественника» Листа), но это может быть и произведение искусства: стихотворение, поэма, пьеса, картина, скульптура и т.д.

В последнем случае в программной музыке мы имеем дело со своеобразным синтезом искусств и с «переводом» некоторого «текста» с языка одного искусства на язык другого. Но как осуществляется этот «перевод», что, собственно, при этом переводится и т.п., во многом остаётся неясным. Когда же программой оказывается некое — в общем говоря — культурное событие, то не вполне ясным даже является, что представляет собой эта программа. Отсюда анализ программной музыки выводит нас на глобальную культурологическую проблему взаимодействия форм духовной культуры в целом.

В качестве непосредственного объекта исследования в данной работе выбрана программная фортепианная музыка конца XVIII - XIX веков. Фортепиано сыграло (и продолжает играть) в истории музыкальной культуры чрезвычайно важную роль, не случайно П.И. Чайковский называл его «царём инструментов». Причины такой оценки фортепиано легко объяснимы. Своей способностью воспроизводить бесчисленные оттенки звука, певучие мелодии, сложную гармонию и полифонию, инструмент оказался чрезвычайно подходящим для воплощения основного круга образов европейской музыки. Кроме того, сразу же стали ясны его неограниченные возможности "транскрипции" — возможность полно передавать содержание оперных, вокально-хоровых, симфонических — словом, всех сочинений, написанных для человеческого голоса и других инструментов, сделали фортепиано незаменимым для эстетических, просветительских и учебных целей. Отметим сразу, что переложения для фортепиано музыки, написанной для других инструментов, тоже есть своеобразный семиотический перевод музыкального текста, но только с одного музыкального языка на другой, но тоже музыкальный.

Однако выбор фортепианной музыки в качестве объекта анализа в данном исследовании имеет ещё и особые причины. Анализ истории фортепианной музыки позволяет понять, как один, казалось бы «узкий» и весьма «специальный» фрагмент духовной культуры оказывается тысячами нитей связан с множеством других: начиная с научно-технического прогресса, благодаря которому родился и обрёл современную форму сам инструмент — фортепиано, и заканчивая различными (и глобальными, и частными) явлениями культуры, например, такими, как художественные стили эпохи (барокко, рококо, классицизм и т.д.), ведущие философские учения, система идеалов эпохи и т.д. А исследование такого рода взаимосвязей опять-таки позволяет сделать очередной шаг в культурологическом анализе общей проблемы взаимодействия форм духовной культуры, что является в настоящее время особо актуальным в связи с явно обозначившимися тенденциями к глобализации культуры в целом и к синтезу самых разнообразных культурных феноменов в частности.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку проводимое исследование носит синтетический и, отчасти, междисциплинарный характер, говоря о степени научной разработанности проблемы, необходимо указать на два важнейших блока источников и научной литературы.

Для анализа историко-культурных проблем весьма важными оказались работы по истории и теории культуры в целом, а также работы, посвященные отдельным областям духовной культуры, таким, как религия, философия, литература и изобразительное искусство. Среди них особо хочется отметить работы таких российских и зарубежных исследователей, как В.М. Алексеев, A.A. Аронов, А.И. Арнольдов, Я. Ассман, B.C. Библер,

Г.М. Бонгард-Левин, М. Бубер, Я. Буркхардт, К.И. Голыгина, Г.В. Гринен-ко, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, А .Я. Зись, Н.И. Конрад, А.И. Кобзев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Э.А. Орлова, В.М. Розин, С.А. Токарев, В.Н. Топоров, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, А.Я. Флиер, У. Эко, М. Элиаде, К. Яс-перс.

В настоящее время имеется большое количество российских и западноевропейских научных исследований в области истории музыки и программной музыки в частности. В азиатские страны, и в частности в Корею, фортепиано пришло только с европейцами в конце XIX века. И только в XX веке фортепианная музыка получила здесь распространение. Поэтому корейские искусствоведы практически не занимались данной проблемой.

Особенно существенную роль для проводимого в данной работе исследования сыграли работы музыковедов А.Д.Алексеева, Б. Афанасьева, Л. Ауэрбаха, В.И. Бобровского, Э. Бюккена, И. Бэлзы, Р.И. Грубера, Л.М. Кадцына, В. Конена, Лароша, Т.Н. Ливановой, М. Сабининой, И.И. Сол-лертинского, Ю.Н. Тюлина, Ю.И. Хохлова, Б.С. Штейнпресса, И.М. Ям-польского.

Кроме того, проблеме программности в музыке значительное внимание уделяли и многие композиторы, особо важны здесь работы П.И. Чайковского и Д.Д. Шостаковича.

Однако несмотря на большой объем и глубину работ, посвященных истории музыки в целом и программной музыке в частности, анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что проблема взаимодействия форм духовной культуры в программной фортепианной музыке изучена недостаточно серьезно и подробно.

Методология и методы исследования.

Исследование проводилось на методологической базе современной теории и истории культуры. Важнейшим принципом, лежащим в основе работы, был принцип историзма. При этом в работе использован метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых явлений в контексте диалогизма, предполагающий не просто описание конкретных фактов в их специфике, но и их теоретическое обобщение.

Кроме того, в работе использовались методы системно-структурного подхода и компаративистики, динамический анализ этапов развития и структурно-функциональный анализ.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе культурологического анализа фактического и теоретического материала выявить роль и место музыки в системе духовной культуры и выработать целостное представление об особенностях взаимодействия различных форм духовной культуры в фортепианной программной музыке.

Задачи исследования:

- выявить роль и место музыки в духовной культуре в период синкретизма искусств;

- рассмотреть процесс становления инструментальной музыки как самостоятельного вида искусства и его связь с секуляризацией общественной жизни в Европе в эпоху Возрождения;

- выявить основные аспекты развития клавирно-фортепианной культуры и проанализировать их взаимосвязь;

- рассмотреть вопрос о связи музыки с такими художественными стилями, как барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм;

- проанализировать основные тенденции развития фортепианной музыки в XIX веке;

- рассмотреть различные культурологические трактовки проблемы соотношения цвета и звука в аспекте проблемы синтеза искусств;

- проанализировать вопрос о природе программности в фортепианной музыке и о роли сюжета в программе.

Объектом исследования является фортепианная программная музыка конца XVIII - XIX веков.

Предметом исследования являются процесс и характер взаимодействия различных форм духовной культуры в фортепианной программной музыке.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоят в том, что в ней:

- выявлены роль и место музыки в духовной культуре в период синкретизма искусств и проанализировано понимание музыки как сакрального искусства;

- рассмотрен процесс становления инструментальной музыки как самостоятельного вида искусства и его связь с секуляризацией общественной жизни в Европе в эпоху Возрождения;

- проанализирован процесс формирования клавирной, и в частности фортепианной, культуры в трёх выделенных аспектах: 1. создание и усовершенствования фортепиано как инструмента; 2. основные закономерности развития клавирной музыки, включая фортепианную; 3. основные закономерности истории исполнительства; показана взаимосвязь этих трёх аспектов;

- проанализированы основные художественные стили европейской культуры XVI - начала XIX веков (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм), нашедшие прямое выражение в музыке, и выявлен характер их проявления в музыке этого периода;

- показано, как ряд конкретных идей философии просветителей повлиял на определённые черты художественных стилей и через них - на музыку XVIII века;

- проанализирован вопрос о зарождении и развитии фортепианной программной музыки и связь этого процесса с таким художественным стилем, как романтизм;

- проанализирован вопрос о культурологических подходах к проблеме соотношения звука и цвета в аспекте проблемы синтеза искусств;

- поставлен и проанализирован вопрос о природе программности в музыке и о роли сюжета в программе;

- проведена дифференциация понятий «программность музыки» в широком и в узком смысле; показано, что программной в широком смысле можно считать любую инструментальную музыку, выступающую в синтезе с другими видами искусств (в пении, танце, в спектакле, кинофильме и т.д.), поскольку при этом для них всех имеется общая немузыкальная программа (сюжет, тема).

Теоретическая значимость работы заключается в последовательном применении культурологической методологии к анализу программной фортепианной музыки, что позволяет считать её выражением синтетических тенденций в развитии культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Музыка, являясь одним из древнейших видов искусства, вплоть до эпохи Возрождения существовала практически только в синтезе с другими видами искусства. И только в рамках общекультурного процесса формирования светских искусств возникла профессиональная инструментальная музыка как самостоятельный культурный феномен.

2. Анализ клавирно-фортепианной культуры требует учёта трёх взаимосвязанных факторов: истории клавирных инструментов, истории музыки и истории исполнительства; каждый из них оказал влияние на два других, и на развитие всех них существенное влияние оказали определённые особенности европейской культуры ХУ1-Х1Х веков.

3. Процесс формирования клавирно-фортепианной культуры протекал под воздействием как внешних, так и внутренних закономерностей. К числу внешних можно отнести научно-технический прогресс, благодаря которому был создан сам инструмент — фортепиано, и шел процесс его усовершенствования. К числу внешних же могут быть отнесены некоторые глобальные процессы развития культуры и музыки ХУ1-Х1Х веков, такие, как появление и исчезновение основных художественных стилей эпохи, ведущих идеалов, систем ценностей и предпочтений. К числу внутренних может быть отнесен характер исполнительства, хотя общекультурные процессы также оказали на него определённое влияние.

4. Программная фортепианная музыка является особым культурным феноменом, в котором происходит своеобразный синтез искусства: музыки - с одной стороны, литературы, архитектуры, живописи и т.д. - с другой. Хотя зарождение и развитие программной фортепианной музыки в значительной степени происходило под влиянием романтизма, природа этого феномена такова, что не может быть объяснена только на базе романтических идеалов и концепций, а имеет в качестве фундамента общекультурную тенденцию к синтезу искусств, проявившуюся в XIX веке.

5. Говоря о программности инструментальной музыки в целом, необходимо различать программность в широком и в узком смысле; и программной в широком смысле можно считать любую инструментальную музыку, выступающую в синтезе с другими видами искусств (в пении, танце, в спектакле, кинофильме и т.д.), поскольку при этом для них всех имеется общая немузыкальная программа (сюжет, тема), тогда как программной в узком смысле является чисто инструментальная музыка с заданной не на музыкальном языке программой.

6. При создании программной в узком слова инструментальной музыки, когда в качестве программы используются невербальные произведения искусства (картины, архитектурные памятники и т.п.) и различного рода культурные события, программой являются не сами эти произведения искусства или события, а их субъективные образы в сознании композитора, причем образы, получающие предварительно словесное выражение.

Практическая значимость работы определяется её актуальностью и новизной, анализом форм и методов взаимодействия форм духовной культуры в истории культуры, представляющими интерес для культурологии.

Они также могут использоваться в теоретической и практической разработке проблем теории и истории культуры и музыковедения, для спецкурсов и соответствующих разделов основного курса по культурологии.

Апробация работы. Выводы и результаты, полученные в данной работе, излагались диссертантом при чтении лекций на музыкальном отделении в университете Сам Юк Мендэ в г. Сеуле.

Ряд основных положений работы был изложен в публикации диссертанта.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», У Сук Енг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка, являясь одни из древнейших видов искусства, вплоть до эпохи Возрождения, существовала практически только в синтезе с другими видами искусства. И только в рамках общекультурного процесса формирования светских искусств, в эпоху Возрождения возникла профессиональная инструментальная музыка как самостоятельный культурный феномен. В эту же эпоху имело место возникновение ряда музыкальных инструментов, общее собирательное название которых - клавир. Именно к этой группе инструментов относится и фортепьяно, изобретенное в конце XVIII в.

Анализ клавирно-фортепианной культуры требует учёта трёх взаимосвязанных факторов: 1. истории клавирных инструментов; 2. истории музыки; 3. истории исполнительства; каждый из них оказал влияние на два других, и на развитие всех них существенное влияние оказали определённые особенности европейской культуры XVI-XIX вв.

Процесс формирования клавирно-фортепианной культуры протекал под воздействием как внешних, так и внутренних закономерностей. К числу внешних можно отнести научно-технический прогресс, благодаря которому был создан сам инструмент - фортепиано, и протекал процесс его усовершенствования. К числу внешних же могут быть отнесены некоторые глобальные процессы развития культуры и музыки XVI-XIX вв., такие как появление и исчезновение основных художественных стилей эпохи, ведущих идеалов, систем ценности и предпочтений. К числу внутренних может быть отнесен характер исполнительства, хотя общекультурные процессы также оказали на него определённое влияние.

Программная фортепианная музыка является особым культурным феноменом, в котором происходит своеобразный синтез форм духовной культуры и различных видов искусств: музыки с одной стороны, литературы, архитектуры, живописи и т.д. с другой.

При этом необходимо различать программность в узком и в широком смысле. Программной в широком смысле можно считать любую инструментальную музыку, выступающую в синтезе с различными формами духовной культуры (религией, педагогикой, философией и т.д.) и с другими видами искусств (в пении, танце, в спектакле, кинофильме и т.д.), поскольку при этом для них всех имеется общая немузыкальная программа (сюжет, тема и т.д.). В этом смысле программной можно считать практически всю музыку до появления профессиональной светской музыки. Тогда как программной в узком смысле является только чисто инструментальная музыка с заданной не на музыкальном языке программой.

При создании программной в узком слова инструментальной музыки, когда в качестве программы используются невербальные произведения искусства (картины, архитектурные памятники и т.п.) и различного рода культурные события, программой являются не сами эти произведения искусства или события, а их субъективные образы в сознании композитора, причем образы, получающие предварительно словесное выражение.

Зарождение и развитие программной фортепианной музыки в узком смысле в значительной степени происходило под влиянием романтизма в XIX веке. Но природа этого феномена такова, что не может быть объяснена только на базе романтических идеалов и концепций, а имеет в качестве фундамента общекультурную тенденцию к синтезу искусств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии У Сук Енг, 2003 год

1. Алексеев А.Д. История фортепьянного искусства. М., 1988. Изд. второе, 4.1-2.

2. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.

3. Арановский М. Что такое программная Музыка? М., 1962.

4. Афанасьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. И. Интонация // Афанасьев Б. Избранные труды, Т. 5, М., 1957.

5. Ауэрбах Л. Рассматривая проблемы программности // Советская музыка, 1965, № 11.

6. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

7. Бархударов Л.С. Что нужно знать переводчику? // Тетради переводчика. М., 1978, Вып. 15.

8. Бобровский В.И. Сонатная форма в русской классической программной музыке, М., 1953 (автореферат канд. дисс.).

9. Богат Е.М. Что движет солнце и светила. М., 1978. Ю.Бюккен Э. Героический стиль в опере. М., 1936.

10. Бюккен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. М., 1934.

11. Бэлза И. Исторические судьбы романтизм и музыка. М., 1985.

12. Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

13. Гадамер Истина и метод. М., 1988.

14. Гаудримас Ю. Из истории литовской музыки, М., 1964.

15. Государевы указы // Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазоновой. М., 1996.

16. П.Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

17. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. 1998.

18. Грубер Р.И. История музыкальной культуры: В 2 т. М., 1941-1953.20.3емцовский И. Нужна ли музыкознанию семасиология? // Советская музыка. 1972. № 1.21.3ись А. Я. Конфронтация в искусстве. М., 1980.

19. Кадцын JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990. 23 .Кантор A.M., Кожина Е.Ф., Лифшиц P.A., Зернов Б.А., Воронихина Л.Н., Некрасова Е.А. Искусство XVIII в. М., 1977.

20. Каптерева Т.П., Виноградова H.A. Искусство средневекового Востока. М., 1989.

21. Кашкин Н.Д. Воспоминания о Чайковском. М., 1954.

22. Кокуси Сиресю. Когосюй // Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. Т. 1, 1961.

23. Конен В. История зарубежной музыки. М., 1972.

24. Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки. Изд. И, дополненное, М., 1972.

25. Культура Византии: В 3 т. М. Т.2, 1989.

26. Кюи Ц.А. Русский романс. Очерк его развития. СПб., 1896.

27. Ларош. Нечто о программной музыке //Мир искусства. 1990. Т. 3, с.87-98.

28. Ларош. Предисловие переводчика к книге Ганслика "О музыкально-прекрасном" // Собрание муз.-критических статей, Т. I, М., 1913.

29. Ларош. Один из противников Ганслика // Собрание муз.-критических статей, Т. I, М., 1913.

30. Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. Исследование. М.: Музыка, 1977.

31. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки. М., 1983.

32. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957.

33. Луньюй // Конфуций. Уроки Мудрости. М.-Харьков, 1999.

34. Музыкальная эстетика Возрождения и средневековья. М., 1966.

35. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв. М., 1971.

36. Музыкальная эстетика Германии XIX в. М., 1983.

37. Музыкальная эстетика Франции XIX в. М., 1974.

38. Муросаки Сакибу. Повесть о Гэндзи // Григорьева Т. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

39. Павсаний. Описание Эллады. М., 1994.

40. Платон. Законы // Платон. Сочинения: В 3-х т. Т.З. М., 1970.

41. Плутарх. Ликург// Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2 т. Т. 1. М., 1987.

42. Попович А. Проблемы художественного перевода. М., 1980.

43. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974.

44. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973.

45. Ройтерштейну М.И. Основы музыкального анализа. Учебник для вузов. М., 2001.

46. Сабинина М. Что такое программная музыка? // Музыкальная жизнь. 1959. №7.

47. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

48. Соллертинский Л. И. Шекспир и мировая музыка. М., 1962.

49. Соллертинский Л. И. Берлиоз. М., 1962.

50. Стасов Б.В. Искусство в XIX веке // XIX в. СПб., 1901.

51. Сто великих композиторов. Автор-составитель Д.К. Самин. М., 2002.

52. Сыма Цань. Исторические записки. М.: Наука, 1972.

53. Туманина Н. Великий мастер. 1878-1893. М., 1968.

54. Тюлин Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. М., 1968.

55. Хохлов Ю.И. О музыкальной программности. М., 1963.

56. Хохлов Ю.Н. Программная музыка // Музыкальная энциклопедия, Т. IV, М., 1978.

57. Чайковский П.И. Письма к Н.Ф. фон-Мекк от 17 февраля 1 марта и 5/17 декабря 1878 // Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. том N. М.- JL, 1934. 63.Чайковский П.И. О программной музыке. M.-JL, 1952.

58. Чичерин Г.В. Моцарт. Исследовательский этюд. Издание IV. JL, 1979.

59. Шостакович Д. О подлинной и мнимой программности // Советская музыка. 1951. №5.

60. Швейцер А.Д. Перевод и лингвистика. М., 1975.

61. Швейцер А.Д. Теория перевода. Статус. Проблемы, Аспекты. М., 1988

62. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1999. Т.1.

63. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998, Т.1.

64. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1966.

65. Ястребцев Б.Б. Мои воспоминания о Николае Римском-Корсакове. JL, 1959.

66. Литература на иностранных языках

67. Brown M. Schubert. London., 1958.

68. Bukofzer R. Music in the Baroque Era. N.Y., 1947.

69. Calvocoressi M.-D., Esquisse d'une esthetique de la musique a' programme, "SIMG", 1907/08, Jahrg. 9.

70. Czerny C. Vollstadige theoretisch-practische Pianoforte-Schule, von dem ersten Anfange bis zur Ausbildung fortschreitend. Op. 500. 4-ter Theil. Wien, (1846).

71. Eismann G. Schumann. Lpz., 1964.

72. Haas R. Musik des Barocks. Potsdam, 1928.

73. Hirschberg W. Uber die Grenzen der Programmusik, "Die Musik", 1912/13, Jahrg. 12.

74. Hohenemzer R. Uber die Programmusik, "SIMG", 1900, Jahrg., 1, H. 2.

75. Jahn O.W. Mozart. Bd. I-II (IV Aufl.) Leipzig, 1905, 1907.

76. Kade O. Kommunikations wissenschaftliche Probleme der Ubursetzung// Grundfragen der Ubersetzungswissenschaft: Beihefte zur zietschrift Fremdsprachen. Liepza., 1968.

77. Keh Ch.S. Die koreanische Musik. Strasburg, 1935.

78. Klatte W. Zur Geschichte der Programmm-Musik, B., 1905.

79. Marmontel A. Les pianists celebres. Paris, 1878.

80. Nettl P. Beethoven Encyclopedia. N.Y., 1956.

81. Niecks Fr., Programme musik in the last four centuries, L., 1907.

82. Raffalt R., Uber die Problematik der Programmusik, Tubingen, 1949 (Diss.).

83. Schiedermair L. Die briefe W. A. Mozart's unt seiner Familie. Bd I. München u. Leipzig, 1914.

84. Thayer A.W. The life of Ludvig van Beethvens. L., 1960.

85. Литература на корейском языке

86. Ким Сан Тхэ. Музыкальная эстетика. Сеул: Сегван ымак чхульп-ханса, 1981.

87. Ким Хе Сук, Ким Хе Рён. Искусство и идея. 2-е изд. Сеул: Изд. университета Ихва. 1999.

88. Ким Чхун Ми. Начало музыкознания. Сеул: Ымак чхунчхуса, 1995.

89. Хон Чжон Су, О Хи Сук. Музыкальная эстетика. Сеул: Хангильса, 2000. 4-н изд.

90. Чосон кёюк ёрам (Колыбель корейского образования). Положение департамента образования Корейского генерал-губернаторства, 1928.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.