Французская художественная критика конца ХIХ века: Проблемы и тенденции развития, 1880-1890 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.12, кандидат искусствоведения Кудрикова, Светлана Федоровна

  • Кудрикова, Светлана Федоровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.12
  • Количество страниц 366
Кудрикова, Светлана Федоровна. Французская художественная критика конца ХIХ века: Проблемы и тенденции развития, 1880-1890 гг.: дис. кандидат искусствоведения: 07.00.12 - История искусства. Санкт-Петербург. 1999. 366 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кудрикова, Светлана Федоровна

Оглавление

Введение

Глава 1. Парижский Салон в литературно-художественной

периодике

Глава 2. Полемика вокруг импрессионизма

и неоимпрессионизма

Глава 3. Символизм в искусстве сквозь призму художественной

критики

Глава 4. Творческие портреты художественных

обозревателей

Заключение

Приложения /Примечания и библиографический список

использованной литературы/

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Французская художественная критика конца ХIХ века: Проблемы и тенденции развития, 1880-1890 гг.»

Введение

Художественная критика как литературный жанр („искусство об искусстве")1 сформировалась во Франции в XVIII в. и именно во Франции она достигла наивысшего расцвета в XIX - начале XX вв., выдвинув блестящую плеяду имен.

Широкий размах выставочной деятельности во Франции в конце прошлого века и повышение социального статуса искусств в культурной жизни нации оказали непосредственное влияние на издательскую практику. Количество газет и журналов, в том числе специализированных, с каждым годом неуклонно росло (около ста в год) и достигло в 1893 г. более пяти тысяч. Согласно Р. де Гурмону, к началу XX в. только эфемерных petites revues функционировало около 130-и.2 Почти во всех периодических изданиях имелась рубрика, посвященная вопросам искусства, где печаталась актуальная художественная информация. Ежегодное открытие официального Салона в Париже всегда становилось-злобой дня, отодвигая временно на задний план другие события общественной жизни. Критические обзоры Салонов регулярно публиковались на страницах газет и журналов, стимулируя интерес читателей. Визитеры Салона, всецело доверяя прессе, восхищались, как правило, художниками, которые заслужили похвальные отзывы журналистов, и критиковали тех, кто удостаивался негативной оценки.

В течение всего XIX в. любая новация в искусстве вызывала дебаты, в ходе которых происходило размежевание позиций. Некоторые газеты и журналы не имели четкой идеологической ориентации и служили подчас своеобразным „перекрестком", где скрещивались „копья" противоборствующих концепций. Однако

подавляющая часть прессы являлась рупором мнения определенных политических партий,3 хотя и в таких изданиях многие публикации выходили за пределы идейно-теоретической программы редакции. Нередко газеты и журналы противоположного направления высказывали сходную точку зрения по одному и тому же вопросу и наоборот. Динамика исторического развития страны и напряженный ритм быстрой смены событий в различных областях жизни вовлекали художественных критиков в сложный „водоворот" новых идей. Не случайно их убеждения, как и политический вектор значительной части изданий, претерпевали порой эволюцию или отличались эклектичным соединением полярных тенденций.4 С одной стороны, критики выражали вкусы и взгляды тех газет и журналов, с которыми сотрудничали, однако с другой, - информируя читателей, они предлагали им часто свою, субъективно окрашенную аксиологическую шкалу и оказывали, таким образом, существенное влияние на формирование их симпатий и антипатий.

Основная цель данной диссертации заключается в том, чтобы раскрыть сквозь призму художественной критики сложные процессы, происходившие в искусстве Франции на переломном этапе его развития и, высветив новые грани отчасти уже известного, заполнить, таким образом, существенные лакуны в отечественном искусствознании. Автор диссертации не претендовал дать исчерпывающую панораму французской художественной критики конца XIX в. во всем многообразии ее „персоналий", идей и концепций и в равной мере осветить все вопросы, которые находились в центре ее внимания. Предметом исследования являются наиболее важные и существенные аспекты развития художественной критики Франции конца XIX в.

В соответствии с этим в диссертации ставятся следующие задачи:

- Обозначить круг главных искусствоведческих и эстетических проблем, по которым велась полемика на страницах французской прессы в конце XIX в.

- Проанализировать особенности интерпретации и оценки художественной критикой салонного академизма и оппозиционных ему течений (импрессионизм, неоимпрессионизм, символизм).

- Воссоздать напряженную атмосферу журналистских баталий вокруг Салона и художественного авангарда в конце XIX в.

- Дать творческие портреты наиболее ярких и типичных представителей художественной критики Франции конца XIX в. Охарактеризовать их эстетическое кредо и литературный стиль, выявить общие черты и индивидуальное своеобразие.

- Определить основные тенденции развития французской художественной критики конца XIX в. и сформулировать ее историческое значение.

К настоящему времени в зарубежном искусствознании сформировалась уже солидная историография художественно-критического наследия Франции конца XIX в. Помимо фундаментальных общих трудов по истории французского искусства и монографий об отдельных мастерах, где в той или иной степени затрагиваются проблемы художественной критики,5 существует целый ряд работ, посвященных конкретно периодике6 и критике7 рассматриваемого периода. Творчество многих французских критиков (Ш. Бодлер, Ф. Бюрти, Т. Визева, А. Вольф, Ж.-К Гюисманс, Л.-Э. Дюранти, Т. Дю-ре, Г. Жеффруа, Э. Золя, Ж.-А. Кастаньяри, Ж. Лафорг, П. Мантц, Р. Маркс, О. Мирбо, П.-А. Сильвестр, Ф. Фенеон, Ж. Шанфлери, Ш. Эфрусси и др.) являлось предметом специальных исследо-

ваний.8 Некоторые из них были удостоены персональных выставок (Гюисманс - 1948 г., Жеффруа - 1957 г., Бодлер - 1968-69 гг.).9

Среди трудов зарубежных ученых необходимо особо выделить монографию Л. Вентури „История художественной критики" (первое издание - Нью-Йорк, 1936 г.), в которой намечена общая схема развития критики от античной эпохи до XX в. Задуманная как история эстетических идей, определявших художественно-критические суждения, книга Вентури явилась первой в западном искусствознании обобщающей работой по данной теме. Вводная часть исследования представляет собой размышления теоретического характера. Вентури объяснил „необходимость истории критики", дал определение понятий „теория искусства", „художественная критика", „вкус", „художественное суждение", а также рассмотрел такие проблемы как воображение и творчество, природа и идеал, личность художника и „законы искусства". В десятой главе монографии содержится краткая характеристика французской художественной критики эпох неоклассицизма, романтизма и реализма, а также два маленьких раздела, посвященные „критике импрессионизма" и „символистской критике".

Серьезным вкладом в изучение вопросов, связанных с французской художественной критикой второй половины XIX в., явилась книга Ж.Летева „Импрессионисты и символисты перед прессой" (1959 г.), которая имеет как источниковедческую, так и концептуальную ценность. Размышления и выводы автора сопровождаются изобилием цитат из периодики, причем привлекаются и отрицательные, и положительные рецензии. Основному тексту в работе Летева предшествует хроника главных событий в художественной жизни Франции второй половины XIX в., а в заключении дается перечень газет и журналов с краткими сведениями о них.

Среди исследователей французской художественной критики конца XIX в. исключительно важное место принадлежит Д Гальперину, составителю двухтомного собрания сочинений Ф. Фенеона „Oeuvres plus que complètes" (1970 г.) На основе тщательного изучения периодики, выставочных каталогов, а также бесед с людьми, лично знавшими критика, Гальперин атрибутировал ему значительное количество публикаций, подписанных псевдонимами. Он же составил биографическую летопись жизни и творческой деятельности Фенеона как литературно-художественного критика, а в предисловии к изданию дал глубокий анализ стилистики его статей.

С проблемами французской художественной критики конца

XIX в. и ее представителями знакомит исследование Л. Ноклин „Импрессионизм и постимпрессионизм. 1874-1904. Источники и документы" (1966 г.), в котором цитаты из оригинальных текстов писателей, живописцев и критиков сопровождаются краткими комментариями.

Ценная информация о писателях и поэтах, выступавших в роли художественных критиков, содержится в книгах „От Дидро до Валери. Писатели и визуальные искусства" Ф. Фоска (I960 г.) и „Взаимопомощь в искусствах со Второй империи до конца века" Т. Браниуса (1972 г.). В работе Ф. Фоска дан подробный анализ эстетических взглядов Стендаля, О. де Бальзака, Э. Фромантена, Ш. -О. Сент-Бёва, Ж. Мишле, А. Ренана, И. Тэна, Ш. Бодлера, Гонкуров, ЖЛафорга, М. Барреса, М. Пруста. В исследовании Т. Браниуса художественно-критическая деятельность Э. Золя, Ж.-К Гюисманса, А. Орье и Ф. Фенеона рассматривается в культурно-историческом русле эпохи. Особого внимания заслуживает также фундаментальный труд Л. Отекёра „Литература и живопись во Франции с XVII по

XX вв." (1963 г.), в котором можно почерпнуть сведения и о

художественной критике интересующего нас периода. Взаимосвязям французских писателей и художников в конце XIX в. посвящен небольшой раздел монографии С. Адамса „Мир импрессионистов" (1989 г.).

Вопросы, связанные с деятельностью парижского Салона, творчеством официальных художников Третьей Республики и отношением к ним художественной критики, почти не исследованные в отечественном искусствознании, нашли отражение в книге Ж. Креспелла „Мастера Прекрасной эпохи" (1966 г.), оснащенной богатым фактическим и иллюстративным материалом, а также в каталогах выставок: „Экивоки. Французские картины XIX века" (Париж, Музей декоративных искусств, 1973 г.), „Картины французского Салона из южных коллекций" (Атланта, Музей изящных искусств, 1983 г.), „Традиция и новаторство в искусстве художников французского Салона" (Муниципальный музей Фукуака, 1989 г.), ,^~А.Жером" (Балтимор, Картинная галерея Уолтерса, 1973 г.), ,Д. Жервекс" (Париж, Музей Карнавале, 1993 г.), ,Ж-П. Лоране" (Париж, д'Орсэ, 1997 г.) и др.

Обширная фактология относительно духовной атмосферы, литературно-художественной периодики и художественной критики эпохи fin de siècle содержится в книгах „Наби и их эпоха" А. Юмбер (1954 г.), „Ревю Бланш и Наби" Ф.Херманна (1959 г.), „Наби и их время" Ш. Шассе (i960), „Символизм и искусство конца века" Г. Хофштэттера (1965 г.), „Мифы и фантазии в искусстве" (1971 г.) и „Символисты" (1975 г.) Ф.Жюлиана, „Символизм" Р. Делевуа (1982 г.), в монографии П.-Л. Матьё о творчечтве Г. Моро (1976 г.), а также в каталогах выставок „Символизм в Европе" (Париж, Гран Пале, 1976 г.), „Фантен-Латур" (Париж, Гран Пале, 1982-1983 гг.), „1893 год, Европа художников" (Париж, д'Орсэ, 1993

г.), „Наби" (Париж, д'Орсэ, 1993-1994 гг.) „Одилон Редон, принц снов" (Чикаго, Художественный институт, 1994 г.).

Освещая историографию вопроса, нельзя не упомянуть эссе Г. Лебела, посвященное библиографии французской художественной периодики с 1746 по 1914 гг. („Gazette des Beaux-Arts", 1951, № 1), а также статью M. Николя „Антология художественной критики во Франции" („Gazette des Beaux-Arts", 1931, № 1), которая оказалась полезной для автора диссертации не только с точки зрения информации, но и для понимания традиций французской художественной критики. Разграничив понятия „история искусства", „эстетика" и „художественная критика" и определив предмет исследования каждой из них, Николь сделал историографический обзор французской художественной критики. В частности, он охарактеризовал работы Ф. Бюрти (1876 г.) и Ф. Брюнетьера (1880 г.) о „Салонах" Д Дидро, сочинения П. Петроза „Искусство и критика во Франции с 1822 г." (1875 г.) и „Художественный критик в XIX в." (1884 г.), монографию Массарани об историке искусства и художественном критике Ш. Блане, а также эссе Ф. Бюрти о Сент-Бёве (1869 г.) и Ж. Лафенетра о Т. Готье (1873 г.). Значительный интерес представляет статья Ж.-Ф. Ревела „Будущее аристархов", в которой рассматриваются проблемы и особенности французской художественной критики XIX в. („L'Oeil", 1962, septembre), а также исследование П. Дюмона, посвященное узкому вопросу: интерпретации французского искусства в 1890-е гг. ежедневной газетой „Le Journal", где сотрудничали, в частности, Г. Жеффруа и О. Мирбо. („Gazette des Beaux-Arts", 1976, février).

Отечественная историография менее многочисленна. Между тем российские искусствоведы также внесли определенный вклад в изучение вопросов, связанных с французской художественной критикой конца XIX в. Среди них следует отметить Н. Калитину.

Проблемы художественной критики рассматриваются в ее эссе о Г. Жеффруа (1978 г.) и О. Мирбо (1981 г.), в книге «„Эпоха реализма" во французской живописи XIX в.» (1972 г.), учебнике „Французское изобразительное искусство конца XVIÏI-XX веков" (1990 г.), а также в статьях „Революция 1848 г. и французская художественная критика (Торе, Бодлер, Шанфлёри)" (1975 г.) и „Французская художественная критика конца XIX в. Некоторые аспекты развития" (1982 г.), в которой автор показала сложность процессов, происходивших в художественной критике Франции конца прошлого века на примере публикаций в журналах „Revue Indépendante", „Mercure de France" и „Revue Blanche". Анализ критики символистской ориентации дан в книге В. Крючковой „Символизм в изобразительном искусстве" (1994 г.), посвященной теории и практике символистского движения. Важной вехой явился выход в свет монографии В. Турчина „Из истории западноевропейской художественной критики XVTII-XX вв." (1987 г.) - первый и пока единственный в российском искусствознании обобщающий труд, в котором формирование и развитие художественной критики освещается в неразрывной связи с эволюцией искусства и социально-политическими воззрениями эпохи. Однако в работе В. Турчина характеристика творческого наследия интересующих нас Ж. Лафорга, Г. Жеффруа и О. Мирбо носит обзорный характер, а Ж.-К Гюисманса и Ф. Фенеона - нуждается в конкретизации и дополнениях. Что касается художественно-критической деятельности Р. Маркса, то она не рассматривается.

В отечественном искусствоведении эстетические позиции французских художественных критиков известны благодаря переведенным на русский язык исследованиям Л. Вентури, Д Ревалда и О. Рейтерсверда (предисловия и комментарии А. Изергиной, А. Барской, Б. Зернова), которые достаточно под-

робно осветили полемику вокруг импрессионизма в его „героический период" (1870-е гг. XIX в.). Поэтому автор диссертации сконцентрировал внимание на восприятии искусства импрессионистов художественной критикой в 1880-е и 1890-е гг. Необходимо также отметить, что частично тексты художественных обозревателей второй половины XIX в. опубликованы в сборниках документов, связанных с жизнью и творчеством Э. Мане, Э. Дега, К Писсарро, П. Сезанна, Ж. Сера и П. Синьяка, вступительные статьи и комментарии к которым были написаны В. Прокофьевым, К Богемской, Н. Яворской. Ценная информация содержится в беллетризованных биографиях французских художников А. Перрюшо (серия „Искусство и судьба"). Некоторые сведения можно почерпнуть в изданиях: „История французской литературы" (Т. 2. - 1956 г.; Т. 3. - 1959 г.), „История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли" (Т. 3, 1967 г.), „История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века - начало XX века" (Кн. 1-2, 1969 г.), „История западноевропейского театра" (Т. 5, 1970 г.), ,Лекции по истории эстетики" (Т. 3. Ч. 1, 1976 г.), „История эстетической мысли. Вторая половина XIX века" (Т. 4, 1987 г.). С размышлениями самих живописцев по вопросам искусства, выступавших в своей переписке, по сути, в роли художественных критиков, эстетиков, искусствоведов, позволяют познакомиться книги из серии „Художник о себе и современники о нем" и „Мастера искусства об искусстве". Опубликованы письма и сочинения П. Гогена (вступительная статья А. Кантор-Гуковской), эпистолярное наследие В. Ван Гога (вступительная статья Ю. Кузнецова). Проблеме восприятия личности и творчества Ван Гога в художественной критике и практике искусства была посвящена в 1980 г. диссертация Т. Илатовской.

Источниковедческую базу диссертации составляют, главным образом, журналы: „Gazette des Beaux-Arts" с приложением „Chronique des arts et de la curiosité", „Revue Encyclopédique", „Revue de l'art ancien et moderne" и некоторые номера других изданий, а также каталоги парижских выставок конца XIX в. и публикации оригинальных текстов художественных обозревателей этого периода. Кроме того, автором диссертации был использован художественно-критический материал, почерпнутый как в общих трудах зарубежных ученых по французской культуре, так и выставочных каталогах, монографиях и многочисленных статьях, посвященных отдельным художникам и критикам конца XIX в.

Задачи, поставленные в диссертации, обусловили ее методологию, объем и структуру. В ходе работы над темой автор опирался на исторический, аналитический и монографический методы исследования. Изложение материала дается в хронологической последовательности и с акцентом на ключевых фигурах в литературно-художественной периодике конца XIX в. (Ж.-К Гюисманс, Ж. Лафорг, Ф. Фенеон, Г. Жеффруа, О. Мирбо, Р.Маркс). Научно-исследовательский процесс ориентирован от эмпирической компаративистики к определению главных проблем и ведущих тенденций в развитии художественной критики изучаемого периода. Основные события в области изобразительного искусства Франции конца XIX в., в том числе и творческая биография художественных критиков, анализируются в их эволюции.

Научная новизна диссертации определяется ее главной целью и основными задачами. Теоретическая ценность исследования заключается не только в дальнейшей разработке общей концепции, которая сформировалась в зарубежном и отечественном искусствознании относительно проблематики и тенденций развития французской художественной критики конца XIX в., но и

в том, что ее эмпирический материал и выводы значительно расширяют представление о процессах, происходивших в культурной жизни Франции эпохи fin de siècle. В обиход российского искусствоведения вводятся новые имена, факты и сведения, которые не фигурировали ранее в трудах отечественных ученых. Впервые в искусствоведческой практике предпринята попытка обобщения и систематизации художественно-критического наследия Франции конца XIX в. на основе его анализа в широком общекультурном контексте эпохи.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что научные результаты проведенного исследования могут быть использованы как в практической, учебно-педагогической деятель-ности-в & и АО. пособия для преподавателей и студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, так и в научно-теоретическом плане-в качестве фундамента для дальнейшего изучения вопросов, связанных с художественной критикой Франции не только XIX, но и XX вв., учитывая, что последняя не являлась предметом исследования ни в отечественном, ни в зарубежном искусствознании. Особую ценность имеют размышления французских критиков конца XIX в. о проблемах музейной жизни и демократизации культуры, которые до сих пор не утратили актуальность и представляют как теоретический, так и прикладной интерес для современной музеологии с точки зрения обновления форм диалога со зрителем. Данная диссертация, в которой рассматриваются вопросы истории, теории и практики французской художественной критики конца XIX в., может быть полезной сотрудникам музеев в процессе подготовки экскурсий и лекций, а также профессиональным критикам, поскольку знание традиций и духовного наследия прошлого является одной из детерминант плодотворного функционирования художественной

критики на современном этапе. В этом смысле французская критика конца XIX в. в лице ее лучших представителей дает бесценный урок (блестящий литературный стиль, четкость и общедоступность формулировок, бескомпромиссность позиций). Некоторые публикации могут и сегодня служить образцом для подражания, тем более, что под пером талантливых писателей и поэтов они становятся сами своего рода произведениями искусства.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и научного аппарата. Введение содержит обоснование темы диссертационной работы, общую характеристику исследуемых проблем, краткий обзор зарубежной и отечественной историографии, а также определение объема и композиционной структуры диссертации. Научный аппарат (примечания и библиографический список использованной литературы) вынесен в приложения ввиду специфики объекта и предмета исследования, диктующих необходимость включения в работу большого количества цитат из периодики и других дополнительных сведений, подтверждающих или опровергающих выводы и гипотезы художественных критиков.

Похожие диссертационные работы по специальности «История искусства», 07.00.12 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История искусства», Кудрикова, Светлана Федоровна

К заключению.

1. Цит. по: КалитинаН. Революция 1848 года и французская художественная критика С. 79. Аналогичную позицию занимал Шанфлёри, который писал: „Для чего нужна критика, если она не приведет в свою веру по крайней мере тридцать тысяч человек?" (Там же. С. 81). 2. Цит. по: Калитина Н. Поль Синьяк С. 124.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кудрикова, Светлана Федоровна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ангран П. Возникновение общества независимых художников // Французский ежегодник 1967. - М.: Издательство АН СССР, 1968. -С. 122-134

Андреев Л. Импрессионизм. - М.: Издательство МГУ, 1980. -249 с.

Андрияускас А. Проблема социальности искусства во французской эстетике // Вопросы философии. - 1985. - №7. - С. 124134

Барская А., Бессонова М., Кантор-Гуковская А. Поль Гоген. -СПб.: Аврора; Бурнемут: Паркстоун, 1996. - 173 с.

Бернштейн Б. История искусств и художественная критика // Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1974. - '73- -Выпуск 1. - С. 245-272

Бернштейн Б. О месте художественной критики в системе художественной культуры // Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1977. - '76. - Выпуск 1. - С. 258-284

Блаватская Е. Избранные статьи. - М.: Новый Акрополь, 1996. -208 с.

Богемская К Клод Моне - М.: Искусство, 1984. - 144 с.

Бодлер Ш. Искусственный Рай / Пер. с фр. В. Лихтенштадта. -СПб.: Петербург - XXI век, 1994. - 320 с.

Бодлер Ш. Об искусстве / Пер. с фр. Н. Столяровой и Л. Липман; Предисл. В. Левика; Послесл. В. Мильчиной. - М.: Искусство, 1986. - 422 с.

Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. / Сост., вст. ст. Г. К Косикова; коммент. А. Н. Гиривенко, Е. В. Баевской, Г. К Косикова. - М.: Высшая школа, 1993. - 511с.

Божович В. Традиции и взаимодействие искусств. Франция. Конец XIX -начало XX века. - М.: Наука, 1987. - 320 с.

Браудо Е. Рихард Вагнер. Опыт характеристики. - Петроград.: Светозар, 1922. - 61 с.

Бродская Н. Пьер Огюст Ренуар 1841-1919. - СПб.: Аврора, 1996.- 159 с.

Булгаков Ф. Ж.-Д. Э. Мейссонье и его произведения. - СПб.: Суворин, 1897. - 52 с.

Вагнер Р. Избранные работы / Сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. АОшерова. Вст. ст. А. Ф. Лосева. - М.: Искусство, 1978. - 695 с.

Ван Гог Письма / Вст. ст. Ю. И. Кузнецова - Л.-М.: Искусство, 1966.-604 с.

Вентури Л. От Мане до Лотрека. - М.: Издательство иностранной литературы, 1958. - 131 с.

Вентури Л. Художники нового времени. - М. : Издательство иностранной литературы, 1956. - 111 с.

Владимирова А. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (1890-1914). - Л.: Издательство ЛГУ, 1976. - 96 с.

Гоген П. Письма. Ноа Ноа. Из книги „Прежде и потом" / Вст. ст. А. С. Кантор — Гуковской. - Л.: Искусство, 1972. - 255 с.

Гонкур, Эдмон де и Жюль де. Дневник. Записки о литературной жизни. Избранные страницы. В 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1964. - 1462 с.

Голенищев-Кутузов И. Романские литературы. Статьи и исследования. - М.: Наука, 1975. - С. 378-403

Гурмон Р. де. Книга масок. - СПб.: Грядущий день, 1913. - 270 с.

Гурмон Р. де. Книга масок - Томск: Водолей, 1996. - 224 с.

Гюисманс Ж.-К Наоборот: Три символистских романа / Сост. и послесл. В. М. Толмачева - М.: Республика, 1995. - 463 с.

Данилин Ю. Поэты Парижской Коммуны. - М.: Наука, 1983. -503 с.

Дебюсси и музыка XX века / Сб. статей - Л.: Музыка, 1983. - 247

с.

Дега Э. Письма. Воспоминания современников / Вст. ст. А ТугЕНАХОЛЬМ- М.: Искусство, 1971. - 304 с.

Денвир Б. Импрессионизм: Художники и картины / Пер. с англ.

- М.: Искусство, 1994. - 424 с.

Дмитриева Н. Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М.: Наука, 1980. - 400 с.

Доза А. История французского языка. / Пер. с фр. Е. Н. Шор -М.: Издательство иностранной литературы, 1956. - 471 с.

Зеваэс А. История Третьей республики (1870-1926). / Пер. с фр. Ф. Капелюша. Ред., предисл. и примеч. Т. Л. Аксельрода и Ж. Шаварош - М. - Л.: Гос. изд, 1930 - 399 с.

Золя Э. Собрание сочинений в 26-и томах / Под ред. И. Анисимова, Д. Обломиевского, А. Пузикова. - М.: Художественная литература, 1966. - Т. 24. - 566 е.; 1967. - Т. 26. - 782 с.

Илатовская Т. Ван Гог в художественной критике 90-х годов XIX в. // Вестник ЛГУ. - Серия „История. Язык. Литература." - 1976.

- Выпуск 3. - № 14. - С. 136-139.

Илатовская Т. А. Ван Гог и западноевропейское искусство конца XIX - начала XX века / К проблеме восприятия личности и творчества Ван Гога в художественной критике и практике искусства: Автореферат дис. канд. искусствоведения. - Л., 1980. - 20 с.

Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. / Вст. ст. и общая ред. А. Н. Изергиной, прим. А. Г. Барской. - Л.: Искусство, 1969. - 388 с.

Импрессионисты. Их современники, их соратники. Живопись, графика, литература, музыка. / Сб. статей. Под. ред. А. Д. Чегодаева и др. - М.: Искусство, 1976. - 319 е., 114 л. ил.

История европейского искусствознания. В 4-х томах. Вторая половина XIX века - начало XX века. В 2-х книгах. - М.: Наука, 1969. -765 с.

История западноевропейского театра. В 5-и томах. / Под ред. Г. Н. Бояджиева и Е. Л. Финкелыдтейн. - М.: Искусство, 1970. - Т. 5. -

С. 33-294

История Франции. В 3-х томах. / Ред. коллегия: А. 3. Манфред и др. - М.: Наука, 1973. - Т. 2. - 663 с.

История французской литературы. В 3-х томах. - М.: Издательство Акдемии наук, 1959. - Т. III. 1871 -1917. - 584 с.

История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5-и томах. / Ред. колл.: М. Ф. Овсянников и др. - М.: Издательство А.Х. СССР., 1967. - Т. 3. Эстетические учения Западной Европы и США (1789-1871). - 1006 с.

История эстетической мысли. В 6-и томах. / Ред. колл.: М. Ф. Овсянников и др. - М.: Искусство, 1987. - Т. 4. Вторая половина XIX в.-525 с.

Каган М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике - Л.: Издательство ЛГУ, 1971. - 766 с.

Каган М. Художественная критика и научное изучение искусства // Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1977. - '76. - Выпуск 1. - С. 318-343

Калитина Н. Великая французская революция и создание национальных художественных музеев Франции // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992. - Серия 2. - Выпуск 2. - С. 15-21

Калитина Н. Демократическое искусства Франции конца XIX века // Искусство. - 1974. - №11. - С. 62-68

Калитина Н. Жан Жорес о роли искусства в развитии общества. // Французский ежегодник 1981. - М.: Издательство АН СССР, 1983.-С. 192-195

Калитина Н. Максимилиан Люс (1858-1941) // Французский ежегодник 1968. - М.: Издательство АН СССР, 1970. - С. 317-321

Калитина Н. Поль Синьяк - Л.: Искусство, 1976. -144 с.

Калитина Н. Революция 1848 г. и французская художественная критика (Торе, Бодлер, Шанфлери) // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. - Л.: Издательство ЛГУ, 1975. - Выпуск 1. - С. 71-91.

Калитина Н. Теофиль Стейнлен. - М.: Искусство, 1959. - 53 с.

Калитина Н. Французская живопись XIX в. и искусство итальянского Возрождения // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. - Л.: Издательство ЛГУ, 1990. - Выпуск 4. - С. 133-143

Калитина Н. Французское изобразительное искусство конца ХУШ-ХХ веков. - М.: Издательство ЛГУ, 1990. - 280 с.

Калитина Н. Французский портрет XIX века. - Л.: Искусство, 1985.-279 с.

Калитина Н. Французская художественная критика конца XIX в. Некоторые аспекты развития // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. - Л.: Издательство ЛГУ, 1982. - Выпуск 2. - С. 131-148

Калитина Н. „Эпоха реализма" во французской живописи XIX века. - Л.: Издательство ЛГУ, 1972. - 289 с.

Кантор-Гуковская А. Поль Гоген. Жизнь и творчество. - Л. - М.: Советский художник, 1965. - 183 с.

Капп Ю. Рихард Вагнер. - М. - 1913. - 332 с.

Костеневич А. Боннар и художники группы Наби. - СПб.: Аврора; Бурнемут: Паркстоун, 1996. - 239 с.

Кочик О. Мир Гогена. - М.: Искусство, 1991. - 312 с. Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия. 1870-1900. - М.: Изобразительное искусство, 1994. -272 с.

Леви Э. Великий Аркан или разоблаченный оккультизм. - М.: Присцельс, 1997. - 208 с.

Леви Э. История магии. - М - КЕБЬ-Ьоок, К: Ваклер, 1995. - 384

с.

Леви Э. Ритуал трансцендентальной магии. - М.: КЕП-Ьоок, 1995.-304 с.

Леви Э. Учение и ритуал высшей магии // Форчун Д. Тайное без вымыслов. - М.: КЕРЬ-Ьоок, 1994. - 384 с.

Лекции по истории эстетики / Под ред. М. С. Кагана. - Л.: Издательство ЛГУ, 1976. - Книга 3. - Часть 1. - 192 с.

Лосев А. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем. // Вопросы эстетики. - М.: Искусство, 1968. - Выпуск 8. - С. 67-196

Лукьянов Б. Методологические проблемы художественной критики. - М.: Наука, 1980. - 333 с.

Малларме С. Сочинения в стихах и прозе: Сборник / Сост. Р. Дубровкин. - М.: Радуга, 1995. - 568 с.

Мане Э. Жизнь. Письма. Воспоминания современником / Вст. ст. В. Н. Прокофьева - М.: Искусство, 1971. - 304 с.

Мастера искусства об искусстве. В 7-и томах. / Под ред. И. Л. Маца, Н. В. Яворской. - М.: Искусство, 1969. - Т. V. - Книга 1. -448 с.

Музыкальная эстетика Франции XIX в. / Сост. текстов, вст. ст. и вст. очерки Е. Ф. Бронфин - М.: Музыка, 1974. - 328 с. Мурина Е. Ван Гог. - М.: Искусство, 1978. - 438 с.

Мурина Е. Проблемы синтеза пространственных искусств. (Очерки теории). - М.: Искусство, 1982. - 192 с.

Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах. - М.: Мысль, 1990. - 1661 с. Обломиевский Д Французский символизм. - М.: Наука, 1973. -302 с.

Папюс. Практическая магия. - М.: Ренессанс, 1993. - 682 с. Писсарро К Письма. Критика. Воспоминания современников. / Вст. ст. К Г. Богемской. - М.: Искусство, 1974. - 352 с.

Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения.: Сб. статей / Отв. ред. ф. X. Кесседи - М.: Наука, 1979. - 318 с.

Плотин Эннеады. - Киев: УЦИИМ-ПРЕСС, 1995. - 394 с. По Э. Собрание сочинений. В 2-х томах / Гл. ред. С.В.Чистобаев. - СПб.: Санкт-Петербургский оркестр, 1995. - 1529 с.

Поль Гоген. Взгляд из России. Альбом-каталог - М.: Советский художник, 1989. - 368 с.

Поэзия французского символизма. Лотреамон Песни Мальдо-рора / Под ред. Г. К Косикова. - М.: Издательство МГУ, 1993. - 512 с.

Прокофьев В. Постимпрессионизм. Альбом. - М.: Искусство, 1973-- 184 с.

Прокофьев В. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса: их специфика и проблемы взаимодействия в пределах искусствоведения. // Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1978. - '77. - Выпуск 2.

- С. 233-265

Раздольская В. Искусство Франции второй половины XIX века.

- Л.: Искусство, 1981. - 319 с.

Ревалд Д История импрессионизма / Вст. ст. и общ. ред. А. Н. Изергиной - Л. - М.: Искусство, 1959. - 455 с.

Ревалд Д История импрессионизма / Вст ст. и общ. ред. М. А. Бессоновой - М.: Республика, 1994. - 415 с.

Ревалд Д Постимпрессионизм / Вст. ст. и общ. ред. А. Н. Изергиной - Л. - М.: Искусство, 1962. - 436 с.

Ревалд Д Постимпрессионизм / вст. ст. и общ. ред. М. А. Бессоновой - М.: Республика, 1996. - 463 с.

Реизов Б. Французский роман XIX в. - М.: Высшая школа, 1977. - 303 с.

Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой / Предисл. Б. Зернова - М.: Искусство, 1974. - 300 с.

Рейтерсверд О. Клод Моне. - М.: Прогресс, 1965. - 243 с. Рихард Вагнер: Сб. ст. / Редактор составитель Л. Полякова - М.: Музыка, 1987. - 230 с.

Сарабьянов Д К определению стиля модерн // Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1979. - '78. - Выпуск 2. -С. 206-225

Сарабьянов Д Стиль модерн: Истоки, история, проблемы. - М.: Искусство, 1989. - 294 с.

Сезанн П. Переписка. Воспоминания современников. / Вст ст. Н. В. Яворской. - М.: Искусство, 1972. - 432 с.

Семушкин А. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма // Человек как философская проблема: Восток - Запад: Сб. ст. Отв. ред. Н. С. Кирабаев - М.: Издательство Университета дружбы народов, 1991. - С. 90-106.

Сера Ж. Синьяк П. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. / Сост., вст. ст. и примеч. К Г. Богемской - М.: Искусство, 1976. - 335 с.

Тишунина Н. Формирование символистской драмы в Западной Европе в 60-ые - 90-ые годы XIX века. (Художественная философия, театральная эстетика, концепция личности): Автореф. дис. докт. искусств. - Санкт-Петербург, 1996. - 52 с.

Трофименков М. Эволюция французской исторической живописи в XIX в. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. -Л.: Издательство ЛГУ, 1990. - Выпуск 4. - С. 116-132

Тугендхольд Я. Пювис де Шаванн. - СПб.: Огни, б.г. - 91 с.

Турчин В. Из истории западно-европейской художественной критики XVIII—XIX веков. - М.: Издательство МГУ, 1987. - 368 с.

Турчин В. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн // Вестник МГУ. - 1977. - История. - № 6. - С. 65-81

Тэн И. Философия искусства / Подгот. к изд., общ. ред. и по-слесл. А. М. Микиши; вст. ст. П. С. Гуревича - М.: Республика, 1996. -351с.

Французская живопись второй половины XIX в. и современная ей культура / Материалы научной конференции (1971). Под общей ред. докт. искусств. И. Е. Даниловой. - М.: Советский художник. -1972. - 205 с

Французские лирики XIX века. Переводы в стихах и биобиблиографические примечания Валерия Брюсова - СПб.: Пантеон -199 с.

Художественная жизнь Франции второй половины XIX века. / Сост. Н. Яворская и Б. Терновец. - М.: ОГИЗ, 1938. - 137 с.

Чегодаев А. Импрессионисты. - М.: Искусство, 1971. - 156 с.

Чегодаев А. Эдуард Мане - М.: Искусство, 1985.-237 е., 96 л. ил.

Шварц Ф., Пуассон А., Блаватская Е. Теории и символы алхимиков - М.: Новый Акрополь, 1995. - 192 с.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Артур Шопенгауэр. Собрание сочинений. В 5-и томах. - М.: Московский Клуб, 1992.-Т. 1.-395 с.

Шюре Э. Великие Посвященные - М.: Книга - Принтшоп, 1990. - 420 с.

Adams S. The World of Impressionists. - London: Thames and Hudson, 1994. - 208 p.

Adhémar J. Lettres adressés aux Goncourt concernant les beaux-arts, conçervées à la Bibliothèque National // Gazette des Beaux-Arts. -1968. - Novembre. - P. 229-235

An Aristocrat of Idealism//Apollo. Editorial. - 1972. - June. - P. 432-439

Ansieau J. Deux sculptures de Georges Lacombe: Isis et le Christ // La Revue du Louvre et des Musées de France. - 1983. - № 4. - P. 187295

Aquilino M. J. The Decorating Campaigns at the Salon du Champ-de-Mars and the Salon des Champs-Elysées in the 1890-s//Art Journal. -1989. - Spring. - № 1. - P. 78-84

Austin L. Mallarmé critique d'art // The Artist and the Writer in France. - Oxfofd: Clarendon Press, 1974. - P. 153-162

Bacou R Le Bouddha de Redon//La Revue du Louvre et des musées de France. - 1971. - № 4-5. - P. 277-278

Bairati E. Poetic symbolism in the graphic work of Redon // Print collector. - 1973. - № 4. - P. 16-35

Baudelaire Ch. Cat. exp., Petit Palais. - Paris: Réunion des Musées Nationaux, 1968. - 176 p.

Benoît I. Le cycle napoléonien de Meissonier. Un tableau du musée de Moulins // La Revue du Louvre et des musées de France. - 1987. - NI. - P. 43-52

Bernard Emile. A pioneer of Modem Art. Exhib. cat., Van Gogh Museum. - Amsterdam: Waanders Publishers / Verlag, Zwolle, 1990. - 384 P-

Blumstein N. Alphonse Osbert: le peintre symboliste et son monde //L'Oeil. - 1989. - №405. - P. 46-51

Boime A. Le musée des copies // Gazette des Beaux-Arts. — 1964. — Octobre. - P. 237-247

Boime A. The Salon des Refusées and the evolution of modem art // The Art Quarterly. - 1969. - №4. P. 411-426

Boime A. The teaching of fine arts and the avantgarde in France during the second half of the nineteenth century // Arts magazine. -1985. - December. - P. 46-57

Boucher M.-Ch. La decoration de Puvis de Chavannes pour l'Hôtel Vignon//La Revue du Louvre et des musées de France. - 1978. - №2. -P. 98-106

Brunius T. Mutual Aid in the Arts from the Second Empire to Fin de Siècle. - Uppsala: Boktryckeri Aktiebolg, 1972. - 240 p.

Brunner M.-A. Bibliographie des expositions de province. 1815-1850//Gazette des Beaux-Arts. - 1980. - №1336-1337. - P. 198-212

Burollet T. Bougereau un pompier réhabilité // Beaux-Arts Magazine. - 1984. - Février. - P. 34-41

Cabanne P. Odilon Redon//Beaux-Arts Magazine. - 1984. - №9- -P. 33-41

Cachin F. Un défenseur oublié de l'art moderne // L'Oeil. - 1962. -Juin. - P. 50-55, 75

Castex P.-G. La critique d'art en France aux XlX-e siècle. Les cours de Sorbonne. Littérature Française. T. I-II. - Paris: Centre de Documentation Universitaire, 1959. - 158 p.

Cevasco G. A. J.-K Huysmans and the Impressionists // The Journal of Aesthetics and the Art Criticism. - 1958. - №2. P. 201-207

Charpentier F. Th. Régionalism, littérature et art nouveau. Quelques remarques à propos de deux amitiés littéraires de Gallé // Gazette des Beaux-Arts. - 1974. - Avril. - P. 235-256

Chassé Ch. Les Nabis et leur temps. - Lausanne - Paris: La Bibliothèque des Arts, I960. - 186 p.

Chastel A. Seurat et Gauguin //Art de France. - 1962. - №2. - P. 297-304

Cheetham M. A. Mystical Memories: Gauguin's Neoplatonism and „Abstraction" in Late-Nineteenth-Century French Painting // Art Journal. - 1987. - Spring. - №1. - P. 15-21

Clayson H. Prostitution and the art of later nineteenth-century France: on some differences between the work of Degas and Duez //Arts Magazine. - 1985. - December. - P. 40-45

Cogniat R. et Rewald J. Paul Gauguin. Carnet de croquis. - New York: Hammer Galleries, 1962. - 248 p.

Coquiot G. Les indépendants. - Paris: Librairie Ollendorff, s. a. -240 p.

Crapo P. B. Gustave Courbet and Reform of the Fine Arts under the Government of National Defense: five Latters of the Artist to Jules Simon //Gazette des Beaux-Arts. - 1991. - №1473. - P. 147-160

Crespelle J.-P. Les Maîtres de la Belle Époque. - Paris: Hachette, 1966.-244 p.

Dalançon J. Un défenseur oublié d'E.Manet et des peintres impressionnistes : Paul-Armand Silvestre (1837-1901) // Gazette des Beaux-Arts. - 1991. - №1466. - P. 127-139

Danielewicz I. Puvis de Chavannes - entre la tradition et la modernité // Bulletin du musée National de Varsovie. - 1981. - №2-3. -P. 3751

Darragon E. Pégase à Fernando. A propos de Cirque et du réalisme de Seurat en 1891 //Revue de l'Art. - 1989. - №86. - P. 44-57

Degas Cat. exp., Grand Palais. - Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1988. - 639 p.

Delevoy R L. Le Symbolisme. - Genève: Skira, 1982. - 220 p.

Demont B. L'ambiguïté dans la peinture de Gauguin entre 1885 et 1894//L'Oeil. - 1985. - №356. - P. 32-39

Dietrich L. S. The Redefinition of Symbolism in the visual arts // The Print Collector's Newsletter. - 1975. - №2. - P. 34-38

Dorra H. Charles Henry's „Scientific aesthetic" // Gazette des Beaux-Arts. - 1969. - Décembre. - P. 345-356

Dorra H. Extraits de la correspondance d'Emile Bernard des débuts à la Rose-Croix//Gazette des Beaux-Arts. - 1980. - Décembre. - P. 235242

Dorra H. Le „Texte Wagner" de Gauguin //Bulletin de la Société de l'Histoire de l'art français - Année 1984. - Paris, 1986. - P. 281-288

Dorra H. Les Pastilles Géraudel et les grands maîtres fin-de-siècle // Gazette des Beaux-Arts. - 1984. - Février. - P. 85-90

Dorra H. The Guesser Guessed: Gustave Moreau's Oedipus // Gazette des Beaux-Arts. - 1973. - Mars. - P. 129-140

Dumont P. Les peintres et la peinture vus à travers le Journal des années 1895//Gazette des Beaux-Arts. - 1976. - Février. - P. 75-89

Duret-Robert F. Bouguereau // Connaissance des arts. - 1984. -№384. - P. 64-71

Équivoques. Peintures françaises du XIX siècle. Cat. exp, Musée des Arts décoratifs. - Paris: SERG, 1973. - 312 p.

Eugène Carrière. Cat. exp., Chateau des Rohan. - Strasbourg: Dépôt légal, 1964.-46 p.

Eugène Carrière et le symbolism. Cat. exp., Orangerie des Tuileries. - Paris: Éditions des musées nationaux, 1949-1950. - 135 p.

Exposition du centenaire d'Eugène Carrière. Cat. exp., Musée des Augustins. - Toulouse: R Lion, 1949. - 30 p.

Fantin-Latour. Cat. exp., Grand Palais. - Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1982-1983. - 360 p.

Feld Ch. et Hincker F. Paris au front d'insurgé. La Commune en images. - Paris: Livre - Club Diderot, 1971. - 311 p.

Félix Féiiéon. Au-delà de iimpressionisrne. / Textes réunis et présentés par Françoise Cachin. - Paris: Hermann, 1966. - 188 p.

Fels F. Monsieur Duret//Jardin des Arts. - 1963. - Octobre. - P. 2531

Fénéon F. Oeuvres plus que complètes / Texes réunis et présentés par J. U. Halperin. - Genève: Librairie Droz, 1970. T. I—II. - 2000 p.

Ferrier A. Jacques-Emile Blanche, peintre et mémoraliste // L'Oeil. -1962. - Mai. - P. 58-65, 108

Fine A. Bibliographie des expositions en province. 1851-1870 // Gazette des Beaux-Arts. - 1980. - Octobre. - P. 119-140

Fosca F. De Diderot à Valéry. Les Écrivains et les Arts visuels. - Paris: Éditions Albin Michel, i960. - 296 p.

Fosca F. Jules Laforgue et la Gazette des Beaux-Arts // Gazette des Beaux-Arts. - 1961. - Février. - P. 123-125

French Salon Paintings from Southern Collections. Exhib. cat, The High Museum of Art. - Atlanta, Georgia: Balding+Mansell, Wisbech, England, 1983.-173 p.

Gaethgens T.W . "William Bouguereau // Kunstchronik. - 1984. -Mai. - S. 166-173

Gamboni D. Remarques sur la critique d'art, l'histoire de l'art et le champ artistique à propos d'Odilon Redon // Zeitschrift für Schweizerische Archäologie und Kunstgeschichte. - 1982. - Band 39. - Heft 2. - S. 104-108

Geffroy Gustave La vie artistique. Quatrième série. - Paris: E. Dentu, 1895.-334 p.

Gerlach G. F. und Probst V. G. Religiöse Aspekte von Odilon Redons Drittem Weg. Zur Asienrezeption in XIX Jahrhundert // Das Münster. -1984. - Heft 1. - P. 26-33

Gibson M. Le Symbolisme. - Köln: Taschen, 1994. - 256 p.

Grand-Carteret J. Richard Wagner en caricatures. - Paris: Larousse, 1891.-336 p.

Grunewald M.-A. Paul Chenavard et la décoration du Panthéon de Paris en 1848. - Lyon: Musée des Beaux-Arts, 1977. - 98 p.

Grunewald M.-A. Paul Chenavard et la donation Dufournet // La revue du Louvre et des musées de France. - 1986. - №1. - P. 80-86

Grunewald M.-A. Paul Chenavard et les Nazaréens allemands (1827-1838) //Bulletin du Musée Ingres. - №57-58. - P. 47-70

Gustave Geffroy et l'art moderne. Cat. exp., La Bibliothèque Nationale. - Paris: Les Presses artistiques, 1957. - 41 p.

Halm-Tisserand M. La sphinx amoureuse. Un schéma grec dans l'oeuvre de G. Moreau // Revue des Archéologues et Historiens d'Art de Louvain. - 1981. - XIV. - P. 30-70

Halperin J. U. Félix Fénéon. Aesthete and Anarehist in Fine-de-Siècle. Paris - New Haven and London: Yale University Press, 1988. - 425 P-

Hautecoeur L. De la nature à l'abstraction //Histoire de l'art. - Paris: Flammarion, 1959. -T. III. - 674 p.

Hautecoeur L. Littérature et peinture en France du XVII au XX siècle. - Paris: Librairie Armand Colin, 1963. - 359 p.

Henri Gervex. Cat. exp., Musée Carnavalet. - Paris: Spadem Paris-Musées , 1993.-256 p.

Herbert R L. „Parade de cirque" de Seurat et l'esthétique scientifique de Charles Henry//Revue de l'Art - 1980. - №50. - P. 9-23

Herbert R L. Seurat and Jules Chéret//Art Bulletin. - 1958. - Juin. -P. 156-158

Herding K Pourquoi lire ,,1'esthésie" de Proudhon? // Gazette des Beaux-Arts. - 1988. - №1428-1429. - P. 103-108

Hermann F. Die Revue Blanche und die Nabis. B. I—II. - Zürich, 1959.-615 s.

Herz-Fischler R An Examination of Claims Concerning Seurat and „The Golden Number" // Cazette des Beaux-Arts. - 1983. - Mars. - P. 109-112

Herz-Fischler R Le Nombre d'or en France de 1896 à 1927 // Revue de l'Art. - 1997. - №118. - P. 9-16

Hofstätter H. Christliche Thematik im Werk von Paul Gauguin // Das Münster. 1989. - Heft. 4. - S. 297-306

Hofstätter H. Das Christliche in der Malerei des XIX Jahrhunderts // Das Münster. - 1978. - Heft 1. -S. 47-58

Hofstätter H. Gustave Moreau. Leben und Werk. - Köln.: DuMont Buchverlag. 1978. - 194 s.

Hofstätter H. Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende. -Köln: DuMont Schauberg, 1973. - 274 s.

Holten R. v. Gustave Moreau, illustrateur de La Fontaine // L'CEil. -1964. - №115-116. - P. 20-27

Holten R v. Gustave Moreau symbolist. - Stockholm: Natur och Kultur, 1965.-210 p.

Humber A. Les Nabis et leur époque. - Genève: Éditions Pierre Cailler, 1954.-152 p.

Hungerford C. C. Meissonier and the Founding of the Société Nationale des Beaux-Arts//Art Journal. - 1989. - Spring. - N. 1. - P. 71-77 Hungerford C. C. Meissonier's Siège de Paris and Ruines des Tuileries //Gazette des Beaux-Arts. - 1990. - №1462. - P. 201-212

Huston L. Le Salon et les expositions d'art: réflexions à partir de l'expérience de Louis Martinet (1861-1865) //Gazette des Beaux-Arts. -1990. - №1458-1459. - P. 45-50

Huyghe R La relève du réel. La peinture française au XIX siècle. -Paris: Flammarion, 1976. - 476 p.

Huysmans J.-K Certains. - Paris: Labrairie Plon-Nourrit et Cie, 1908. -231p.

Huysmans J.-K L'Art moderne. - Paris: P. V. Stock, 1904. - 302 p. Huysmans J.-K L'homme et l'oeuvre. Cat. exp., La Bibliothèque Nationale. - Paris: Imprimerie J. Dumoulin, 1948. - 38 p.

Jean-Léon Gérôme Exhib. cat., The Dayton Art Institute. - Dayton: Printing Service Co., 1972. - 104 p.

Jean-Léon Gérôme. Sculpteur et peintre au de „l'art officiel". Cat. exp., Galerie Tanagra. - Paris, 1974. - 87 p.

Jirat-Wasiutynski V. Paul Gauguin's „Self-Portrait with Halo and Snake": The artist as initiate and magus//Art Journal. - 1987. - Spring. -№1.-P. 22-28

Johnson D. C. L, Apocalypse de Saint Jean//Arts in Virginia. - 1972.

- Spring. - №3. - P. 14-35

Jullian Ph. Jean Lorrain - „Valet de gloire" et quelques artistes // Gazette des Beaux-Arts. - 1973. - Mars. - P. 185-192

Jullian Ph. Mythen und Phantasmen. - Berlin: Rembrandt Verlag, 1971.-272 s.

Jullian Ph. The Symbolists. - New York: Phaidon, 1975. - 240 p. Kahane M. La peinture wagnérienne // Beaux-Arts Magazine. -1984. - Janvier. - P. 55-59

Kalitina N. Encore une page de l'histoire de la critique artistique française: Octave Mirbeau//Acta Historiae artium. - Budapest, 1981. - T. XXVÏÏI. - P. 187-190

Kalitina N. Une page de l'histoire de la critique artistique française: Gustave Geffroy//Acta historiae artium. - Budapest, 1978. - T. XXIV. -P. 405-407

Kaplan J. Gustave Moreau's Jupiter and Semele //The Art Quarterly.

- 1970. - №4. - P. 393-414

Koch R Art Nouveau Bing// Gazette des Beaux-Arts. - 1959. - Mars. -P. 179-190

Kolb Ph., Àdhemar j. Charles Ephrussi (1849-1905). Ses secrétaires: J. Laforgue, A. Renan, M. Proust. „Sa" Gazette des Beaux-Arts // Gazette des Beaux-Arts. - 1984. - Janvier. - P. 29-41

Kosinski D. M. Gustave Moreau's „La Vie de l'humanité": Orpheus in the Context of Religious Syncretism, Universal Historiés and Occultism// Art Journal. - 1987. - Spring. - №1. - P. 9-14

1893: L'Europe des peintres. Cat. exp, d'Orsay. - Paris: Éditions des Musées Nationaux, 1993. - 381 p.

La chronique des arts et de la curiosité. 1879-1899 La Gazette des Beaux-Arts. 1880-1899 La Plume. 1895

La Revue de l'Art anien et moderne. 1897-1899 La Revue des arts décoratifs. 1880-1899 La Revue Encyclopédique. 1891-1894

La tradition et l'innovation dans l'art français par les peintres des Salons. Cat. exp., Musée municipal de Fukuoka-Fukuoka: Musée d'art de Fukuoka, 1989. - 350 p.

Lacambre G. Gustave Moreau et le Japon//Revue de l'Art. - 1989. -№85. - P. 64-75

Laforgue J. Impressionismus. Physiologischer Ursprung des Impressionismus. Das Vorurteil der Konturzeichnung // Kunst und Künstler. -Jahrg. III. - 1904-1905. - S. 501-506

Langlade J. de Oscar Wilde et la critique d'art comme création // Gazette des Beaux-Arts. - №1298. - P. 107-112

Lebel G. Bibliographie des revues et périodiques d'art parus en France de 1746 à 1914//Gazette des Beaux-Arts. - 1951. - №1. - P. 564

Le chemin de Gauguin, genèse et rayonnement. Cat. exp., Musée Départemental du Prieuré. - Saint-Germain -en-Laye: Yvelines, 1985. -222 p.

Le Symbolisme en Europe. Cat. exp., Grand Palais. - Paris: Éditions des Musées Nationaux, 1976. - 274 p.

Lecomte G. L'art impressionniste d'après la collection privée de Durand-Ruel-Paris: Chamerot et Renouard, 1892. - 272 p.

Lee A. Seurat and science // Art History. - 1987. - №10. - P. 203226

Les Mardis. Stéphane Mallarmé and the artists of his circle. Exhib. cat., The University of Kansas Museum of Art: Lawrence, 1966. - 68 p.

Lethève J. Impressionistes et symbolistes devant la presse. - Paris: Armand Colin, 1959. - 302 p.

Lethève J. La connaissance des peintres préraphaélites anglais en France (1855-1900)//Gazette des Beaux-Arts. - 1959. - Mai. - Juin. - P. 315-328

Lethève J. Les Salons de la Rose-Croix // Gazette des Beaux-Arts. -I960. - Décembre. - P. 363-374

Lethève J. Un personnage typique de la fin du XIX siècle: l'estète // Gazette des Beaux-Arts. - 1965. - Mars. - P. 181-192

Lucie-Smith E. and Dars C. Work and Struggle. The Painter as Witness. 1870-1914. - New York. London: Paddington Press LTD, 1977. -248 p.

Luxe, calme et volupté. Regards sur le postimpressionisme. Cat. exp., Casino Luxembourg: Neue Kunst Bûcher, 1995. - 239 p.

Macdonald M. and Newton J. Correspondence Duret-Whistler // Gazette des Beaux-Arts. - 1987. - №1426. - P. 150-164

Mainardi P. The Double Exhibitions in Nineteenth - Century France//Art Journal. - 1989. - Spring. №1. - P. 23-28

Mainardi P. The Eviction of Salon from the Louvre // Gazette des Beaux-Arts. - 1988. - №1434. - 1435. - P. 31-40

Mariais M. Seurat et ses amis de l'Ecole des Beaux-Arts // Gazette des Beaux-Arts. - 1989. - Octobre. - P. 153-168

Mathieu P.-L Gustave Moreau et le mythe d'Hélène // Gazette des Beaux-Arts. - 1985. - №1400. - P. 76-80

Mathieu P.-L. Gustave Moreau. Le maître des Chimères // Beaux-Arts Magazine. - 1986. - №34. - P. 39-47

Mathieu P.-L. Gustave Moreau. Sa vie, son oeuvre. - Fribourg: Office du Livre, 1976.-391 p.

Mathieu P.-L. Huysmans inventeur de l'Impressionisme // L'Oeil. -1983.-№341.-P. 38-45

Mathieu P.-L. La Bibliothèque de Gustave Moreau // Gazette des Beaux-Arts. - 1978. - №1311. - P. 155-162

Mauner G. The Nature of Nabli Symbolism // The Art Journal. -1963-1964. - Winter. - XXIIV2. - P. 96-103

Maur K. V. Edmond de Goncourt et les artistes de la fin de XIX siècle//Gazette des Beaux-Arts. - 1968. - Novembre. - P. 209-228

Messina M. G. Gauguin et les sources littéraires // Gazette des Beaux-Arts. - 1991. - №1465. - P. 101-112

Meyers J. Huysmans and Gustave Moreau //Apollo. - 1974. - January. -P. 39-44

Michel A. Puvis de Chavannes. - Paris: La Renaissance du Livre, -116 p.

Montalant D. Alexandre Séon, peintre symboliste // L'Oeil. - 1985.

- №362. - P. 40-45

Montorgueil G. La Presse contemporaine // Revue Encyclopédique.

- 1893.-P. 715-724

Munhall E. Whistler's portrait of Robert de Montesquiou. The documents by Edgar Munhall // Gazette des Beaux-Arts. - 1968. - Avril. -P. 231-242

Musée Gustave Moreau. Catalogue des peintures, dessins, cartons, aquarelles, exposés dans les galeries du Musée Gustave Moreau. - Paris: Éditions des musées nationaux, 1974. - 127 p.

Nabis. Cat. exp., Grand Palais. - Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux. - 1993-1994. - 512 p.

Nicolle M. Une anthologie de la critique d'art en France // Gazette des Beaux-Arts. - 1931. - Janvier - P. 45-63

Nochlin L. Impressionism and Post-Impressionism. 1874-1904. Sources and Documents. - New-Jersey: Prentice-Hall, INC, 1966, - 222 p.

Oberthur M. L'auberge du clou, rendez-vous de bohèmes et d'artistes à Montmartre fin de siècle // Gazette des Beaux-Arts. - 1984. -Octobre. - P. 139-144

Odilon Redon. Cat. exp., Galerie des Beaux-Arts. - Bordeaux: Le Plessis-Robinson, 1985. - 260 p.

Odilon Redon. Cat. exp., Orangerie des Tuileries. - Paris: Éditions des Musées Nationaux, 1956. - 1957. - 178 p.

Odilon Redon. Exhib. cat., The National Museum of Modem Art. Tokyo: The Tokyo Shimbun, 1989. - 264 p.

Odilon Redon, prince of dreams 1840-1916. Exhib. cat., The Art Institute of Chicago. - Verona: Arnoldo Mondadori Editore, 1994. - 464 P-

Olson R J. M. The comet in Moreau's „Phaeton": an emblem of cosmic destruction and a clue to the painting's astronomical meaning // Gazette des Beaux-Arts. - 1983. - №1368. - P. 37-42

Paris. De 1800 à 1900. D'après les estampes et les mémories du temps. Publié sous la direction de Charles Simond. - Tome III. 1870-1900/Troisième République. - Paris: Librairie Pion, 1901. - 646 p.

Poulot D. La visite au Musée: un loisir édifiant au XIX siècle // Gazette des Beaux-Arts. - 1983. - №1372-1373. - P. 187-196

Price A. B. „L'allegorie réele" chez Pierre Puvis de Chavannes // Gazette des Beaux-Arts. - 1977. - №1296. - P. 27-40

Puvis de Chavannes. Cat. exp., Grand Palais. - Paris: Éditions des Musées Nationaux, 1977. - 268 p.

Puvis de Chavarines et la peinture lyonnaise du XIX siècle. — Lyon: Museé de Lyon, 1937. - 151 p.

Rebérioux M. De l'art industriel à l'art social: Jean Jaurès et Roger Marx//Gazette des Beaux-Arts. - 1988. - №1428-1429. - P. 155-158

Reff Th. Redon's „Le Silence": an iconographie interpretation // Gazette des Beaux-Arts - 1967. - Décembre. - P. 359-368

Revel J.-F. L'avenir des Aristarques//L'Œil. - 1962. - №93. - P. 2531

Reverseau J.-P. Pour une étude du thème de la tête coupée dans la littérature et la peinture dans la seconde partie du XIX siècle // Gazette des Beaux-Arts. - 1972. - Septembre. - P. 173-184

Reymond N. Robert de Montesquiou et l'art de son temps // L'information d'histoire de l'art. -1973. - Janvier-Février. - P. 20-24

Robert R L'Enseignement d'un peintre et d'un musicien. Gustave Moreau-Richard Wagner // Mercure de France. - 1913. - T. 103. - P. 699-708

Robinson W. H. Puvis de Chavannes's Summer and the Symbolist Avant-Garde//The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. - 1991. -January. - P. 2-27

Roger-Ballu Salon Illustré. - Paris: Ludovic Baschet, 1889. - 16 p. Roger-Marx C. Odilon Redon, peintre et mystique // L'Œil. - 1956. -№17. P. 21-31

Roos J. M. Aristocracy in the Arts: Philippe de Chenneviéres and Salons of the Mid 1870-s//Art Journal. -1989. - Spring. - № 1. - P. 53-62

Roque G. Chevreul and Impressionism: A Reappraisal // The Art Bulletin. - 1996. - March. - P. 35-39

Salon de la Rose Croix. Cat. exp., Galerie Durand-Ruel. - Paris: Ar-rault et Cie, 1892. - 83 p.

Salon de la Rose Croix. Cat. exp., Palais du Champ-de-Mars. - Paris: Librairie Nilsson, 1893. - 168 p.

Sanclström S. Le monde imaginaire d'Odiion Redon. - Lund: CWK Gleerup, 1955. - 231 p.

Sandström S. Odilon Redon: A Question of Symbols // The Print Collector's Newsletter - Vol. VI. - 1975. - № 2. - P. 29-34

Sauré W. Adolph William Bouguereau (1825-1905) // Die Kunst. -1984-Juli.- S. 503-510

Schuré E. Le drame musical Richard Wagner. Son oeuvre et son idée. - Paris: Perrin et Cie, 1908. - 316 p.

Sébastiani-Picard O. L'influence de Michel-Ange sur Gustave Mo-reau // La Revue du Louvre et des Musées de France. - 1997. - № 3. - P. 140-152

Seurat and the bathers. Exhib. cat., The National Gallery - London: National Gallery Publications, 1997. - 168 p.

Seurat. Cat. exp., Grand Palais. - Paris: Réunion des musées nationaux, 1991. - 467 p.

Silverman D. L. The brothers de Goncourts' Maison d'un artiste: French Art Nouveau between history and psyche, 1869-1889 // Arts Magazine. - 1985. - May. - P. 119-129

Simpson J. A. Albert Aurier and Symbolism//Apollo. - 1995. - October. - P. 23-27.

Smith P. Paul Adam, Soi et les „Peintres impressionnistes": la genèse d'un discour moderniste//Revue de l'Art. - 1988. - № 82. - P. 39-50

Sorel Ph. La Résurrection de Villiers de l'Isle Adam // Gazette des Beaux-Arts. - 1993. № 1492-1493. - P. 241-250

Strieter T. W. Odion Redon and Charles Baudelaire: Some Parallels //Art Journal. - 1975. - XXXV. - Fall. - № 1. - P. 17-19

Sutton D. The Aestheticism of Paul Bourget //Apollo. - 1977. - № 179.-P.46-52

Symbolisme en Belgique. Cat. exp., Musée National d'Art Modern. -Tokyo: Tokyo Shimbun, 1982-1983. - 148 p.

Targat F. L Odion Redon. Themes et raisons d'une collection // Connaissance des arts. - 1978. - № 319. - P. 64-71

Ternois D. La peinture lyonnaise au XIX siècle: État des travaux et bibliographie//Revue de l'art. - 1980. - № 47. - P. 98-112

The Enchanted Stone: The Graphie Worlds of Odion Redon. Exhib. cat., National Gallery of Victoria. - Melbourne: Lithocraft Graphics, 1990.- 152 p.

Thiebaut Ph. Henri de Régnier et l'art de son temps d'après un document inédit // Gazette des Beaux-Arts. - 1981. - Septembre. - P. 61-73

Usselmann H. Léon Bonnat d'après les témoignages de ses élèves nordiques // Konsthistorisk tidskrift Ârgâng LV. - 1986. - Hâfte 2. - P. 67-76

Vachon M. Puvis de Chavannes. Un maître de ce temp. - Paris: Braun, Clémant et Cie, 1900. - 177 p.

Venturi L. Histoire de la critique d'art. - Paris: Flammarion, 1969. -

333 p.

Verdier Ph. Un manuscrit de Gauguin: L'esprit moderne et le catholicisme // Wallraf-Richartz - Jahrbuch - Kôln. - 1985-1986. - Band. XLVI—XLVII. - P. 273-328

Verneilh de B. Maximilien Luce et Notre-Dame-de Paris // L'Œeil. -

1983. - № 332. - P. 24-31

Walker M. S. „La Jeunesse de Bacchus" de Bouguereau. // L'Œeil. -

1984. - № 345. - P. 44-47

Walter E. Madeleine au Bois d'Amour par Émile Bernard // La Revue du Louvre et des musées de France. - 1978. - № 4. - P. 286-291

Ward-Jackson Ph. Art Historians and Art Critics VIII: Huysmans // Burlington Magazine. - 1967. - November. - P. 617-622

Ward-Jackson Ph. Peinvesting the Idol: J.-K Huysmans and sculpture//The Burlington Magazine. - 1996. - December. - P. 801-808

Weisberg G. P. From the real to the unreal: religious painting and photography at the Salons of the Third Republic // Arts Magazine. -1985. December. - P. 58-63

Weisberg G. P. Siegfried Bing, Louis Bonnier et la Maison de l'Art nouveau en 1895 // Bulletin de la Société de l'Histoire de l'Art français. -Année 1983. - Paris, 1985. - P. 241-249

Welsh R. Gauguin et l'auberge de Marie Henry au Pouldu // Revue de l'Art. - 1989. - № 86. P. 35-43

Wildenstein G. Le Centenaire de la Gazette des Beaux-Arts // Gazette des Beaux-Arts. - 1959. - № 1081. - P. 1-2

Wildenstein D. Le Salon de Réfusés de 1863 // Gazette des Beaux-Arts. - 1965. - Septembre. - P. 125-152

Wildenstein A. Odilon Redon. - Paris: Ed. de vergeures, 1982. - 56

P-

Wildenstein A. Odilon Redon: Catalogue raisonné de l'oeuvre peint et dessiné. - Paris: Wildenstein Inst., 1992-1994. - 724 p.

Wright A. I. Bastien Lepage and english critical taste // Gazette des Beaux-Arts. - 1990. - № 1460. - P. 94-104.

Wyzewa T. et Perreau X. Les grands peintres de la France. - Paris: Libr. de Firmin-Didot et Cie, 1891. - 192 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.