Глобализация и культурная идентичность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Шульгина, Дина Николаевна

  • Шульгина, Дина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 163
Шульгина, Дина Николаевна. Глобализация и культурная идентичность: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Воронеж. 2010. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шульгина, Дина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИРОДА, ВЕКТОРЫ

РАЗВИТИЯ.14

§1.1. Глобализация: теоретико-методологические подходы.14

§ 1.2. Глобализация: пространственно-временные трансформации.36

ГЛАВА II. ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД.47

§2.1.Личностная идентичность человека.47

§2.2. Социальная идентичность человека.61

§2.3. Культурная идентичность человека.76

§2.4.Кризис культуры и идентичности человека в условиях глобализации.115

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Глобализация и культурная идентичность»

Актуальность темы исследования. Одним из знаковых тенденциозных явлений конца XX века, затронувших своим влиянием все сферы общественной жизни и получивший в социогуманитарном дискурсе столь широкий резонанс, стал процесс глобализации. Мир, в котором продолжают существовать и нарастать противоречия, риски и проблемы, преобразовывается в новом неопределенном направлении, в процессе чего значительной реструктуризации подвергаются экономические, политические, социальные, технические, культурные основы общества. Социальные изменения оказались подверженными ускорению в масштабе, прежде невиданном. Они происходят все быстрее и охватывают все более широкое пространство, обостряя тем самым современную ситуацию.

Современная «глобальная ситуация» уникальна не только по своим масштабам, но, прежде всего, по своему содержательному наполнению, который будучи сущностным аспектом, труден для выявления. Глобализация, как основополагающая характеристика и одна из ведущих тенденций возрастания в современном мире процессов взаимозависимости и взаимообусловленности объектов и явлений, имеющих объективный, динамичный, ускоряющийся характер, порождает два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, интегрируются, универсализируются идеи, стили жизни, ценности различных культур, народов, с другой, наблюдается прямо противоположный процесс, ведущий к дифференциации, многоликой фрагментации социокультурного пространства разных стран.

Наиболее сложные и болезненные последствия глобализация вызывает, затрагивая чувствительную «ткань» культуры. Свое исследование мы посвятили изучению культурной идентичности личности, учитывая при этом, что личностная и социальная идентичности находятся в неотъемлемой от нее зависимости. Четкое определение культурных границ и ценностей личностного пространства своего «я» человеком, создает условия для продуктивного, «понимающего» диалога между культурами и условиях глобализации.

Проведенный анализ показывает, что кризис культурной идентичности личности, сопровождающийся целым рядом негативных явлений и тенденций, проявляется как на личностном, так и на социальном уровнях: потеря ориентировки в историческом пространстве времени, утрата идеалов, личностных смыслов бытия, фрустрация, межличностные конфликты, ломка дисциплинарной социализации. В условиях процесса глобализации, сопровождающегося «взламыванием» культурных систем, пересмотром традиционных ценностей и норм поведения, потерей связи с «живой традицией», роль культурной идентичности личности - четкого образа «я» человека как субъекта культуры, отождествление себя с ценностями, достижениями собственной культурной традиции, делает ее изучение как никогда актуальным и необходимым.

Исследование культурной идентичности личности требует к себе пристального внимания еще и в связи с тем, что на фоне разворачивающегося социогуманитарного дискурса по проблемам мультикультурализма, толерантности, национального фундаментализма, международного терроризма, религиозного экстремизма, затрагиваются вопросы глубинных культурных различий, подвергающихся под влиянием глобализации мощной трансформации. Без культурной идентичности, с размытым, неустойчивым образом своего «я», с трудностями в выборе жизненной стратегии и выборе идеала для отождествления, невозможно допустить, что субъект другой культуры не представляет опасности. Утраченное чувство духовных корней вызывает тревогу, ощущение потерянности, незащищенности, и рождает защитную агрессию по отношению к «другому», «чужому» как чему-то не своему.

Анализ вскрываемых проблем на культурной почве глобализационного пространства, делает феномен идентичности одним из злободневных вопросов, требующего к себе чуткого отношения.

Проблема исследования заключается в социально-философском анализе культурной идентичности на фоне глобализационпых процессов. Данная проблема может быть выражена в следующих закономерных вопросах: Что обозначает понятие «культурная идентичность»? Что входит в структуру культурной идентичности человека и составляет ее «матрицу»? Каковы глубинные корпи формирования культурной идентичности человека и их отражение в самоидентификации того или иного народа? Какое значение оказывает глобализация на процесс становления культурной идентичности? Степень разработанности проблемы. Если бросить ретроспективный взгляд на публикации последнего времени, то нетрудно установить тот факт, что практически нет ни одного крупного отечественного или западного исследователя, который бы в той или иной форме не затрагивал тему глобализации: Ж. Атали, А. Аппадурай, У. Бек, 3. Бауман, 3. Бжезинский, Ж. Бове, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, П. Друкер, М. Кастельс, В. Ж. Келле, Дж. Кьеза, М. Маклюэн, Ф. Майор, Э. Ласло, Р. Робертсон, Дж. Сорос, Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Т. Фридман, С. Хантингтон, К. Г. Ашин, Э. Азроянц, А. Г. Богомолов, А. В. Бузгалин, А. А. Галкин, Г. Г. Делигенский, М. Г. Делягин, В. Л. Иноземцев, Ю. А. Красин, В. А. Коитюг, В. П. Кулгыгин, В. К. Левашов, Н. Н. Моисеев, М. А. Муптян, А. Неклесса, I

А. Д. Некипелов, И. Б. Орлова, И. Подзигуп, А. С. Панарин, Н. М. Римашевская, А. И. Уткин, В. Г. Федотова, М. Чешков, А. Чумаков и многие другие.

Перечисленные авторы в своих работах затрагивают самые разные аспекты феномена глобализации. В частности, экономические аспекты глобализации изучаются в трудах А. Уткина, Э. Кочетова, С. Долгова, А. Зиновьева, И. Иноземцева, М. Делягина, К. Гаджиева, А. Галкина, А. Фурсова, В. Цымбурского. Политической стороне глобализации посвящены работы А. В. Бузгалина, Б. Ю. Кагарлицкого, А. Панарина, В. Иноземцева, А. Уткина, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса. Глобализация социокультурного пространства разрабатывается в работах А. Ю. Ашкерова, 3. Баумана, Г1.

Бергера, С. Бенхабиб, П. Вирилио, Э. Гидденса, К. Гречко, Д. Белла, Ж.-Ф. Лиотара, М. Кастельса, Ф. X. Кессиди, В. В. Миронова, К. X. Момджяна, С. Е. Рыбакова, Г. Терборна, Т. Фридмана, А. С. Хантингтона, Т. Шршшваса, П. Штомпки. Все обозначенные авторы, исследуя с различных сторон процесс глобализации, совершенно четко обозначают глобальную ойкумену, формирующуюся «миро-целостность» (И. Валлерстайн), как новый мировой этап кардинальных сдвигов.

Современные трансформации, происходящие в обществе, ставят задачу философско-культурологического изучения повой действительности. Теоретическому осмыслению проблем глобализации культуры способствовало рассмотрение работ К. Акопяна, 3. Баумана, С. Бенхабиб, Э. Гидденса, Л. Г. Ионина, В. Л. Иноземцева, В. А. Кутырева, Э. Межуева, А. Панарина, Г. Л. Тульчинского, Н. Федотовой, В. Г. Федотовой, Т. Фридмана, А. Я. Флиера, А. Чумакова.

На фоне противоречивого развития глобализационных процессов, их двунаправленности, происходит смена пространственных характеристик, тесным образом связанных с реорганизацией временных аспектов взаимодействия. Понимание пространственно-временных изменений в современном социальном мире становится возможным через диалектику глобального / локального (А. Аппадурай, У. Бек, 3. Бауман, М. Кастельс, М. Маклюэн, М.Фезерстоун), которая задает логическую структуру анализа современных процессов и объяснения современных социальных изменений в рамках концепции глобализации. Данная дихотомия фиксирует расхождение между традиционными и новыми пространственными характеристиками социальных процессов, фиксирует всю сложность их взаимодействия. С одной стороны, современная картина мира характеризуется становлением единой экономической системы (Дж. Бенигер, И. Валлерстайн, В. Г. Федотова, В. А. Колпаков, Н. Н. Федотова, А. Уткин), формированием единого информационного пространства (Д. Белл, М. Кастельс, А. Турен, А. 1

Тоффлер, Т. Фридман), нарастанием экологических проблем общих для всего человечества (У. Бек, И. Моисеев, Римский клуб), а с другой, порождает у человека ощущение хрупкости мира, укорененного в рамках определенного социокультурного пространства.

Что касается работ, посвященных изучению идентичности человека, то недостатка в них мы не ощущали, но масштабность исследований па данную тему не восполняла ясности и прозрачности ее понимания. Так как идентичность человека является проблемой междисциплинарной, постольку она подвергалась рассмотрению и психологами (Л. Адлер, Р. Берне, У. Джемс, Р. Д. Лэнг, А. Маслоу, Ж. П. Пиаже, З.Фрейд, Э. Эриксон, К. Г. Юнг), и социологами (X. Беккер, П. Бергер, 3. Бауман, Э. Гидденс, И. Гофман, Дж. Мид, Ч. Кули, Р. Лэйнг, Т. Лукман, Р. Тернер), классическими философами в русле проблемы самосознания, «я» как центра личности (Г. Гегель, Э. Гуссерль, И. Кант, Дж. Локк, Ж.-П. Сартр, Г. Фихте, М. Хайдеггер, Ю. Хабермас, А. Шюц, Д. Юм и т.д.), а также современными философами, обсуждающими проблему идентичности в дискурсе глобализации (Ж. Бодрийяр, 3. Бауман, Ф. Кессиди, В. А. Кутырев, Ж. Липовецки, Г.Л. Тульчинский, А. Шаров, АЛО. Шеманов, С. Хантингтон, В. Хесле).

Идентичность человека оказывается в центре стремительно меняющейся социокультурной реальности. Самоопределение человека' напрямую зависит от того, какое именно сообщество, социальную группу человек осознает «своим», каковы его «границы». В числе авторов, посвятивших свои работы детальному изучению конструирования социальной идентичности человека, и которые стали теоретической и методологической опорой нашего исследования, можно назвать представителей «символического интеракционизма» (Ч. Кули, Дж. Мид, И. Гофман), ученых, занимающихся в русле социально - феноменологического подхода (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), которые анализировали соотношение индивидуального и социального, механизмов социализации и индивидуализации, возможность оперирования социальными ролями, процессы самоидентификации в интерсубъективном иоле социального взаимодействия.

Исследования идентичности, связанные со спецификацией ее отдельных видов по принципу соотнесенности с социальными группами и культурами (этническая, национальная, культурная), разрабатываются в рамках междисциплинарных подходов в русле новых исследований психологической антропологии (С. В. Лурье), культурной антропологии (Э. А. Орлова, С. А. Арутюнов, В. А. Тишков), социологии культуры (Л. Г. Ионин, А. В. Матецкая), этносоциологии (С. А. Арутюнов, Ю. В. Аруионян), этнопсихологии (Т. Г. Стефаненко), лингвокультурологии (В. И. Тхорик, Н. 10. Фанян, В. В. Воробьев, Н. Г. Брагина, А. Вежбицкая, Л. И. Гришаева, В. А. Маслова), культурной психологии (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко, Г. Хофстед, Р. Инглхарг, Ш. Шварц, М. Бонд, Г. Триандис, К. Клакхон, Ф. Стродбек, М. Рокич), социальной культурологии (Б. С. Ерасов). В фокусе внимания ведущих исследований оказываются не макроэкономические или политические аспекты глобализации, а человек с его социокультурными потребностями, мотивами, представлениями, убеждениями, ценностями, верованиями. Данный род исследований нацелен на поиск культурных универсалий, то есть того, что остается неизменным, стабильным в разных культурах и что составляет константу культурной идентичности человека.

Объектом исследования является культурная идентичность человека в современных условиях.

Предметом исследования является влияние процессов глобализации на культурную идентичность человека.

Цель исследования - всесторонний социально - философский анализ феномена культурной идентичности человека в контексте кардинальных глобализационных изменений, исследование диалектики этого явлеиия и тенденций его развития.

В связи с этим автор ставит перед собой ряд задач:

- раскрыть специфику влияния феномена глобализации на современное социокультурное пространство;

- проанализировать изменения социального пространства и времени под воздействием глобализациоиных процессов;

- исследовать многоуровневый характер идентичности человека;

-выявить содержательную «матрицу» формирования культурной идентичности человека;

- вскрыть феномен кризиса культурной идентичности человека на фоне глобализационной тенденции, затрагивающей ценностно - смысловые основы общества.

Методы исследования:

Поскольку идентичность человека является сложным феноменом, имеющим многоуровневую структуру, в связи с этим наше исследование носит междисциплинарный характер и опирается на синтез подходов.

Использование структурно-функционального и конструктивистского подходов, разрабатывающихся в трудах Т. Парсонса и Э. Гидденса, позволило дать анализ условий, тенденций, альтернатив изменения современного мира и влияния глобализации на все сферы общественной жизни. Кроме того, теоретическую базу для диссертационного исследования составили труды отечественных и, в большей степени, зарубежных авторов, разработки которых формируют новую область знания - глобалистику.

Наряду с историко-философским методом, концептуализирующим феномен идентичности использовался системный подход, который позволяет рассматривать проблему идентичности человека (личностной, социальной, культурной) как целостное явление, во всем многообразии социальных и культурных факторов.

Основополагающую роль для диссертационного исследования оказал социально-феноменологический подход, развитый в рамках преемственной традиции Э. Гуссерлем, А. Шгоцем, Г1. Бергером, Т. Лукмапом, который использовался при трактовке символического опосредования социальной 1 реальности (теория социального конструирования реальности), задающей структуру социальной и культурной идентичности человека.

В исследовании социокультурного пространства и его смысловых основ применялся семиотический подход, позволяющий изучать культуру как знаково-символическую реальность. По мере выявления t мировоззренческих универсалий культуры - тех предельных оснований, на которых формируется и закрепляется культурная идентичность человека - в работе применялся междисциплинарный подход, использующий достижения смежных областей научного знания (этнопсихологии, лиш вокультурологии, социологии культуры, культурной антропологии и т.д.).

При анализе культурных сдвигов в рамках глобализационных процессов использовался компаративистский метод, а также сопутствующие ему общефилософские методы синтеза и анализа.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующих положениях:

- показано, что глобализация, как ведущая универсализирующая тенденция развития в современном мире, постепенно трансформирует и преобразует традиционные культурные идентичности, создавая, в то же время, возможности для формирования их новых типов;

- выявлено, что глобализационная тенденция изменяет пространственно-временную организацию и структуры социального взаимодействия, как па уровне повседневной практики людей, так и на уровне взаимодействия между культурами, обществами, группами; основываясь на междисциплинарном подходе, личностная идентичность описана как комплексный, не заданный a priori, феномен;

- раскрыта роль и значимость «символического универсума» в формировании социальной идентичности человека;

- выявлена содержательная «матрица» формирования культурной идентичности человека, включающая как наиболее стабильные («ядерные»), устойчивые, смысловые структуры, так и более подвижные («периферийные»), динамичные компоненты;

- показано, что процесс глобализации неизбежно затрагивает ценностно-смысловые основы общества, катализируя кризис культурной идентичности человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Процесс глобализации, начавшийся со становления единого экономического пространства, постепенно приобретает все более универсальную форму и захватывает все сферы общественной жизни, что обуславливает, в конечном итоге, качественное изменение социокультурной системы. Возникающая взаимозависимость и взаимосвязанность локальных культур и социумов в условиях глобализации, затрагивает образ жизни индивидов, их самоидентификации, способы деятельности, ценностные приоритеты.

2. Глобализация представляет собой объективный, динамичный, многопрофильный процесс, который при столкновении с традиционными, немодернизированными культурами порождает различные формы взаимодействия, среди которых «гибридизация», «креолизация», «инкапсуляция», «ассимиляция». Процесс глобализации ведет не только к созданию гомогенной мироцелостности, но и создает возможности для появления вариативных культурных идентичностей.

3. Детерриторизация как процесс упразднения пространства, и «сжатие» времени, становятся ключевыми аспектами трансформации локальных культур, обществ в условиях глобализации. Изменение ощущения принадлежности к конкретному месту на фоне сближения отдаленных локальностей, их отрыва от «почвы», делает возможным сосуществование в едином темпоральном континууме различных жизненных миров, символических универсумов, социальных практик, представлений.

4. Я-идентичность человека представляет собой феномен, определяемый, с одной стороны, интегрированным переживанием и самоосозпанием человеком собственной биографической уникальности, а с другой стороны, обусловленный личностными, групповыми, общественными связями человека с социумом, проявлением чего становится солидарность, чувство «общей судьбы», коллективной ответственности, принадлежности к определенной культурной традиции, через ассимиляцию мировоззренческих ценностей.

5. Социальная идентичность человека есть та часть «я», которая является производной от осознания и оценки им своей принадлежности к социальной группе, общности, коллективу. При формировании целостной конфигурации социальной идентичности базовую роль выполняет «символический универсум» (надличностные смыслы, ценности, установки), который задает динамику жизнеотиошений человека с социумом, личный контур социальных связей, смену социальных ролей, последовательность, длительность и смысл ведущих жизненных событий и ситуаций.

6. Культурная идентичность человека есть осознание человеком своего «я» как субъекта культуры, которое связано с его устойчивым включением в вычлененные культурой смысловые ноля с их языковыми формами, ценностями, традициями, ориентирами поведения. «Матрица» культурной идентичности задается «ядерными» компонентами (язык, культурная традиция, мировоззренческие ценности), причастность к которым дает человеку ощущение стабильности и незыблемости бытия, и «периферийными компонентами» (нормы, обряды, ритуалы, обычаи), имеющие вариативный, изменчивый характер.

7. Новые условия глобализирующегося мира, порождая процессы десакрализации, детрадиционализации, дерутинизации социокультурного пространства, серьезно трансформируют «ядерные» структуры культурной идентичности. Кризис культурной идентичности человека связан с потерей «укорененности» («утрата онтологической почвы»); плюрализацией форм жизни; дистанцированием индивидуальных выборов от коллективных жизненных образцов в рамках нарушения традиционных типов связи, типов «близости» между социальными общностями, нарушением типов социальной идентификации в обществе; возникновением «виртуальных миров» со «своими» ценностями, формами коммуникации, дискурсивными практиками.

Практическое значение диссертации: - в осуществленном исследовании обоснованы теоретические положения, которые позволяют во многом оценить роль и место идентичности в жизни человека и общества в целом, а также способствовать дальнейшему анализу этих феноменов в русле назревающих «рискогенных» проблем современности; результаты исследования имеют важное значение для понимания и государственного регулирования модернизационных процессов, затрагивающих современное российское общество;

- материалы работы могут быть использованы при разработке общих курсов по социальной философии, философии культуры, культурологии, а также специализированных курсов, лежащих на стыке нескольких научных дисциплин (культурной антропологии, психологической антропологии, социологии культуры).

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были на разных этапах и по различным аспектам общей проблематики диссертации отражены в 12 научных публикациях на протяжении 2008 - 2010 г.г. Полученные выводы диссертационного исследования в рамках выступлений озвучивались на научных сессиях факультета философии и психологии Воронежского государственного университета; на V Российском Философском Конгрессе «Наука. Философия. Общество» (25-28 августа 2009 г., Новосибирск); Международной летней школе «Гуманизм и личность в глобальных процессах» (6-15 июля 2009 г., МГУ); в рамках XVII Международной конференции «Ломоносов - 2010» (апрель 2010 г., МГУ). !

Структура и объем работы: Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, и заключения. Общий объем работы составляет 163 страницы. В конце работы приведен библиографический список, состоящий из 248 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шульгина, Дина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие заключительные выводы.

Изменения в общественном устройстве, происходящие в настоящее время, столь велики, интенсивны, что сегодня требуются глоба - масштабные методологические системы, широкий перечень эмпирических исследований в самых различных науках (социологии, культурологии, политологии, философии, психологии, глобалистике и т.д.), чтобы зафиксировать всю глубину происходящих деструкций и трансформаций. При этом на уровне теоретического осмысления можно утверждать, глобализация - одна из ведущих тенденций возрастания в современном мире процессов взаимозависимости и взаимообусловленности социальных процессов, культур, обществ, способов жизнедеятельности индивидов, ресурсов, имеющих объективный, динамичный, ускоряющийся характер. А культурная глобализация представляет собой многопрофильный процесс, затрагивающий отношения между религиями и этносами, традиционными и современными ценностями, традициями, различными культурными ориентациями, стилями жизни и потребительскими предпочтениями.

При этом можно утверждать, что современному миру не грозит потеря культурной многоликости, разнообразия. Процессы культурной ассимиляции, культурных заимствований наблюдались и в прежние эпохи (Древняя Греция, Древний Рим), другой вопрос в том, что современный культурный полилог скоростью и темпами своих изменений, катализирует г серьезные институциональные сдвиги на всех «этажах» социокультурного поля, затрагивая «ядерные» компоненты культуры (язык, мировоззренческие ценности, традиции). Модернизация, которой подвергается социокультурное пространство, вызывает наиболее травмирующие последствия именно потому, что культура является ценностно-ориептирующим «компасом», как для человека, так и для общества в целом.

Базовая тенденция глобализации развивается но пути универсально-унифицирующих процессов, за счет развития единого национального, экономического, информационного, культурного пространств, контртенденцией ей выступает защитно-консервативная, проявляющаяся в двух формах: крайней (религиозный фундаментализм, международный терроризм) и умеренной, лояльно смягченной форме (национализм, культурная «инкапсуляция»).

Процессы глобализации не новы для человеческой истории и в разных формах имели место и ранее, конечно же, в связи с процессом в технологической и информационной сферах, темны изменений возросли и продолжают расти, подвергая трансформации базовые детерминанты мира — пространство и время, что приводит к усилению разрыва между глобальными практиками и локальным контекстом, а также отражается на повседневной жизни людей, социальных отношениях и коммуникации.

В этой среде поликоитекстуальности перед человеком и обществом открываются новые возможности для определения себя, своего положения и отношения к окружающей действительности. Кризис идентичности и поиски идентичности являются взаимодополняющими тенденциями, которые на сегодняшний день охватывают все структурные уровни общества.

Кризис личностной идентичности выражается в том, что однозначно целостный образ себя для человека в современных условиях оказывается невозможным. Человек не достигает интегрированного представления о самом себе с учетом ситуации окружающего мира, порождая плюральную идентичность, фундированную не рефлексивным самоосознанием собственного «я», а сконструированного по принципу бриколажа - путем наложения разнородных стилей, имиджей, образов. Личностная идентичность человека сводится к «биографическим разрешениям противоречий» (3. Бауман).

Индивидуальность человека в современном обществе приобретается не за счет духовно-нравственного развития, осознанного освоения культурного опыта, но путем выражения себя через нетрадиционные религиозные верования, различные субкультурные сообщества, формы потребления, развлечения и т.д. «Краткосрочная» идентичность приходит на смену «долгосрочной».

Кризис социальной идентичности обуславливается сменой степени близости, типа связи между человеком и социальными группами, коллективами, общностями, в связи с чем, изменяется тип социальной идентификации. Социальная дифференциация, ломка жесткой социальной организации, дезинтеграция всех социальных систем, ослабление социальных связей в интерсубъективном взаимодействии, возросшие возможности смены своей социальности (профессиональной, религиозной, политической), возрастающие риски отчуждения в связи с виртуальной реальностью - все это разрушающе влияет на формирование и поддержание социальной идентичности человека. Человек уже не можег быть уверен в том, что обретенный им статус, занятая «социальная пиша» не будут им утрачены. Изменение социальных ситуаций ведет к неотрегулированным действиям участников социальных интеракций, а значит, изменяет прежние, работающие схемы интерпретаций, создавая ситуацию дезориентации для индивида.

Очевидно, что следствием рассогласования социальных ориентиров в условиях глобализации становится усложнение для человека социального выбора, и как результат, затруднение в прогнозировании не только по отношению к социальной реальности, но и по отношению к своему «завтра». Соответственно, объективное отсутствие согласованных внешних ориентиров для социального самоопределения с необходимостью заставляют человека больше опираться на ориентиры внутренние, в частности личностную идентичность и систему персональных ценностей. Однако именно эти личностные образования в ситуации быстрых социальных изменений под влиянием глобализационных процессов наиболее уязвимы.

Все указанные нами процессы не могут не отражаться па культурной идентичности человека, и в особенности, на ее «ядерных» компонентах. Современное общество характеризуется институциональным сдвигом всех социальных систем, инновативные компоненты прибывают из глобального контекста не только в большом количестве (языковые заимствования, «чужие ценности», новые интерпретативные схемы), отражаются не только на эвристическом поясе «периферийной зоны» культуры, но и на ее «центре». Многие традиционные элементы, прежние ценностные установки, паттерны поведения делаются просто неуместными, не выдерживая натиска «вызова» глобализации.

Причинами кризиса культурной идентичности становятся: опыт «потери укорененности» («утрата онтологической почвы») в ситуации «забвения» традиции (детрадиционализации) и фрагментации культурного контекста; дистанцирование индивидуальных выборов от коллективных жизненных образцов в рамках нарушения традиционных типов связи, типов «близости» между социальным общностями, типов социальной идентификации в обществе; плюрализация форм жизни и жизненных сред; возникновение «виртуальных миров» со «своими» ценностями, формами коммуникации, дискурсивными практиками.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шульгина, Дина Николаевна, 2010 год

1. Александрова Е. Я. Культурологические опыты / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская. - М.: М-во культуры РФ; Рос. акад. наук; Рос. Ин-т культурологии, 1996. - 116 с.

2. Альтерглобализм: теория и практика антиглобалистского движения / Под ред. А. В. Бузгалина. М.: «Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.

3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издательство МГУ, 1994. - 496 с.

4. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Спб.: Университетская книга, 1997. — 728 с.

5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии /П. В. Антонова //Вопросы психологии. 1996. - №1. - С. 131 - 143.

6. Арутюнов С. А. Культурная антропология / С. А. Арутюнов, С.И. Рыжакова. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 216 с.

7. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А.

8. Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 247 с.

9. Арутюнян Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998. -271 с.

10. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 386 с.

11. Барт Р. Избранные работа: Семиотика: Поэтика / Ролан Барт. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

12. П.Барулин В. С. Социальная философия: Учебник / В. С. Барулин. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2002. - 560 с.

13. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир / В. С. Барулин. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. - 600 с.

14. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / В. Г1. Барышков. М.: Логос, 2005. - 192 с.

15. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / Л. М. Баткин. М.: Российск. Гос. гуман. ун-т, 2000. - 1005 с.

16. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Зигмунт Бауман. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. — 188 с.

17. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Зигмунт Бауман. М.: Логос, 2002.-390 с.

18. Бауман 3. Текучая современность / Зигмунт Бауман. Спб.: Питер, 2008. — 240 с.

19. Бек У. Что такое глобализация? / Ульрих Бек. М.: Прогресс - Традиция, 2001.-301 с.

20. Бек У. Космополитическое мировоззрение / Ульрих Бек. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. - 336 с.

21. Белинская Е. П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2001. -299 с.

22. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 1999. 956 с.

23. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб. М.: Логос, 2003. - 350 с.

24. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Московский философский фонд: «Academia - Центр», Издательство «Медиум», 1995. - 334 с.

25. Бляхер Л. Е. Нестабильные социальные состояния / Л. Е. Бляхер. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 208 с.

26. Брагина Н. Г. Память в языке и культуре / IT. Г. Брагина. М.: Языки славянских культур, 2007. - 520 с.

27. Бодрийяр Ж. Соблазн / Жан Бодрийяр. М.: Издательский дом «Ad Marginem», 2000. - 320 с.

28. Братимов О. В. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / О. В. Братимов, Ю.М. Горский, М.Г. Делягин, A.A. Коваленко. М.: ИНФРА-М, 2000. - 344 с.

29. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: Издательство Моск. ун-та, 1968. - 268 с.

30. Бутенко А. П. Глобализация: сущность и современные проблемы / А. Г1. Бутенко // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №3. - С. 3 - 19.

31. Быстрицкий Е. К. Феномен личности: Мировоззрение,-Культура, Бытие / Е.К. Быстрицкий. АН УССР. Ин-т философии. - Киев: Наук.1 Думка, 1991.-200 с.

32. В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии; Ред. колл.: О. К. Румянцев (отв. ред.) и др. М.: Академический Проект; РИК, 2005. — 528 с.

33. Вальденфельс Б. Мотив чужого / Берпхард Вальденфельс. Ми.: Пропилен, 1999. - 175 с.

34. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Иммануэль Валлерстайн. М.: Логос, 2004. - 368 с.

35. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение / И. Валлерстайн. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. — 248 с.

36. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.

37. Войскунский А. Е. Метафоры Интернета / А. Е. Войскунский // Вопросы философии. 2001. - № 11.- С. 64 - 80.

38. Воробьев В. В. Лингвокульгурология (теория и методы): Монография / В. В. Воробьев. М.: Изд-во РУДН, 1997. - 331с.

39. Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность: материалы международ. Конгресс., посвящ. 1000-летию г. Казаии / науч. ред.: Р. 3.

40. Богоудинова, Р. Р. Юсупов; сост.: Г. П. Меньчиков, А. Р. Абдулхакова. -Казань: Изд-во Казанского у-та, 2005. 292 с.

41. Время пути: исследования и размышления / Под ред. Р. А. Ахмерова, Е. И. Головахи, Е. Г. Злобиной, А. А. Кроника, Д. А. Леонтьева. К.: Ин-т социологии НАН Украины, 2008. - 288 с.

42. Гавров С. Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества / С. Н. Гавров. М.: МГУКИ, 2002. - 146 с.

43. Гаджиев К. О пользе и ущербности «универсальных ценностей» / К.О. Гаджиев // Мировая экономика и международные отношения. 2008. -№5. - С.19 -29.

44. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) / М. А. Гарнцев. М.: Изд-во: «МГУ», 1987. — 216 с.

45. Герман О. Н. Самость как предмет философского анализа: автореферат, дис. . канд. филос. наук / О. Н. Герман. Томск, 2005. - 19 с.

46. Гидденс Э. Ускользающий мир: Как глобализация меняет нашу жизнь / Энтони Гидденс. М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 116 с.

47. Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц. М.: «Росс, политич. энциклопедия. (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

48. Глобализация и мультикультурализм / Отв. ред. Н. С. Кирабаев. Монография. М.: Издательство РУДН, 2005. - 332 с.

49. Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? М.: «Издательский Дом «Новый Век». Институт микроэкономики, 2002. — 364 с.

50. Глобализация: Контуры XXI века: реф. сб. / РАН ИНИОН Центр науч.-инф. глоб. и регион, проблем, Отд: Восточная Европы. М.: 2002, 4.1. -264 с.

51. Глобализация: Контуры XXI века: реф. сб. / РАН ИНИОН Центр пауч.-инф. глоб. и регион, проблем, Отд: Восточная Европы; Редкол. Вып. Ю. И. Игрицкой, отв. ред. П В. Малиновский. М.: 2002, Ч.Ш. — 196 с.

52. Глобализация: Учебник / Под общей ред. В. А. Михайлова и В. С. Буянова. М.: Издательство РАГС, 2008. - 544 с.

53. Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 12-16 апреля 2005 г. СПб.: Центр изучения культуры, 2005.-526 с.

54. Гоулдпер А. У. Наступающий кризис западной социологии / Алвин Уолкер Гоулднер. Спб.: Наука, 2000. - 572 с.

55. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного Ьпыта / Ирвии Гофман. Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой, вступ. Статья Г. С. Батыгина. - М.: Институт социологии РАН, 2003. — 750 с.

56. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Ирвин Гофман. М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. - 302 с.

57. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В. С. Магун. М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - 327 с.

58. Гришаева Л. И. Особенности использования языка и культурная идентичность коммуникантов: Монография / Л. И. Гришаева. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. - 261с.

59. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

60. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Эдмунд Гуссерль. Спб.: «Наука», 2001.-320 с.

61. Гуссерль Э. Избранные труды / Эдмунд Гуссерль / Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 464 с.

62. Давыдов Ю. Н. Память и культура (о смыслообразующих началах человеческого действия) / Ю. Н. Давыдов // Социс. 1987. - №6. - С. 11-23.

63. Дахии В. А. Подводные рифы глобализации / В. А. Дахин // Свободная мысль XXI. - 2003. - №4. - С. 51 - 61.

64. Делез Ж. Различие и повторение / Жиль Делез. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 384 с.

65. Дефиниции культуры: Сб. трудов участников Всеросс. семинара молодых ученых. Томск: Изд - во Том. ун-та, 1999. - Вып. 4. - 167 с.

66. Диспозиция «свой чужой» в культуре: монография / под ред. А. С. Кравца (ответст. ред.) В. Т.Титова, Е. Н.Ищенко, JI. И. Гришаевой.-Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского гос. университета, 2007. - 257 с.

67. Добреньков В. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.7: Человек. Индивид. Личность / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2005.-960 с.

68. Долгин А. Экономика символического обмена / А. Долгин. М.: ИНФРА-М, 2006. - 632 с.

69. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений / Б. С. Ерасов. Издание третье. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 591с.

70. Зубец О. П. Возраст: особенности нравственной жизни / О. П. Зубец. М.: Знание, 1987.-62 с.

71. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д. В. Иванов. Спб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. - 224 с.

72. Иванов Д. В. Эволюция концепции глобализации / Д. В. Иванов // Проблемы теоретической социологии. 2003. - № 4. Эл. ресурс.: (http://www.soc.pu.ru / publications/pts/ivaanov3.shtml).

73. Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. -М., 2002.-416 с.

74. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шпейдер. М.: Издательство Москов. психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 272 с.

75. Ильенков Э. В. Что лее такое личность? / Э. В. Ильенков // Философия и культура. М.: Издательство Московского психолого-социальиого института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - С. 668 - 718.

76. Ионин Л. Г. Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России) / Л. Г. Ионин // Социс. -1995. №2. - С. 41-48.

77. Ионин Л. Г. Социология культуры: учеб. Пособие для вузов / Л. Г. Ионии. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427 с.

78. Искусство и цивилизационпая идентичность / (отв. ред. Н. А. Хренов); Науч.совет РАН «История мировой культуры». М.: Наука, 2007. - 603с.

79. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Пертрополис», 1997. - 205 с.

80. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства / А. И. Каптерев. М.: ФАИР-Пресс, 2004. - 512 с.

81. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Мануэль Кастельс. Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.-608 с.

82. Касавин И. Т. Анализ повседневности / И.Т. Касавин, С.П. Щавслев. -М.: Канон +, 2004.-432 с.

83. Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 560с.

84. Катасонова Е. И. Массовая культура. Японское прочтение / Е.И. Катасонова // Азия и Африка сегодня. 2007. - №7. - С. 93 - 97.

85. Кессиди Ф. X. Глобализация и культурная идентичность / Ф. X. Кессиди // Вопросы философии. 2003. - №1. - С. 76 - 79.

86. Кирьянова Л. Г. Общество в контексте глобально-локальных отношений / Л. Г. Кирьянова. Томск.: Дельтаплан, 2007. - 136 с.

87. Кирьянова Л. Г. Дихотомия глобальное / локальное: к вопросу постановки проблемы / Л. Г. Кирьянова // Известия Томского политехнического университета. 2007. - Т. 310. - № 2. - С. 225 - 230.

88. Кнабе Г. С. Жажда тождества: Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра / Г. С. Кнабе. М.: Российский гос. гум. ун-т, 2003. — 60 с.

89. Козлова Н. Н. Повседневность / H.H. Козлова // Современная западная философия: Словарь. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ТОН. -Остожье, 1998, С. 318 - 319.

90. Комадорова И. В. Американская культурная антропология о факторах социокультурной динамики / И. В. Комадорова: М-во образования и науки РФ, Камский гос. Политех, ин-т. М.: Academia, 2005. - 294 с.

91. Кон И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. - 365 с.

92. Контексты современности-1: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия: пер. с англ., и нем. 2-е изд., перераб. и доп. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. - 176 с.

93. Корнеева Т. С. Менталитет как социокультурный феномен: философский анализ: автореф. дис. . канд. филос. наук / Т. С. Корнеева. Омск, 2005. -13 с.

94. Кортунов В. В. Бегство от реальности (или Оборотная сюрона телекоммуникационных технологий) / В. В. Кортунов. М., 2003. - 167с.

95. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. Изд.З-е, стереотипное. - М.: КомКпига, 2006. -352 с.

96. Костина А. В. Культурология: учебник / Л. В. Костина. М.: КНОРУС, 2008.-336 с.

97. Костюченко JI. Г. Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир: Учебное пособие для вузов / Л Г. Костюченко, Ю. М. Резник. М.: Независимый институт гражданского общества, 2003. - 236с.

98. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 375 с.

99. Круглый стол. Актуальные вопросы глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. - №4. - С. 37 - 52.

100. Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок / Чарльз Хортон Кули. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. -320с.

101. Культура и коммуникация: глобальные и локальные измерения / Под общ. ред. докт. филос. наук Ю. В. Петрова. Томск.: Издательство НТЛ, 2004.-400 с.

102. Кутырев В. А. Крик против небытия / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 2008. - №8. - С. 60 - 72.

103. Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 1996. - №11. - С. 23 - 32.

104. Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров / В. А. Кутырев. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с.

105. Кутырев В. А. Человеческое и иное: борьба миров / В. Л. Кутырев. -СПб.: Алетейя, 2009. 264 с.

106. Келле В. Ж. Глобализация с позиции цивилизационного подхода / В. Ж. Келле // Поиск. 2001. - №4. - С. 32 - 45.

107. Климов И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности / И.А. Климов // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т.Г. Стефаненко. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - С. 54 - 82.

108. Кравец А. С. Понимание смысла социальной деятельности: монография / А. С. Кравец. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. - 302 с.

109. Ларцев В. С. Социальные и культурные детерминанты формирования личности. Монография / B.C. Ларцев. К.: «Принт - Экспресс», - 2002. — 430 с.

110. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс культурную психологию / Н. М. Лебедева. - М.: Ключ-С, 1999. - 223 с.

111. Лебедева Н. М. Ценности культуры и развитие общества / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко; Гос. Ун-т Высшая школа экономики. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007. - 527 с.

112. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Эммануэль Левинас. Спб.: Высш. Религ. -философ, школа, 1998. - 265 с.

113. Левин 3. И. Восток: идентичность и глобализация / З.И. Левин. М.: Институт востоковедения РАН, 2007. - 166 с.

114. Левин 3. И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ) / З.И. Левин. М.: Институт востоковедения РАН; Издательство «Крафт +», 2001.- 176 с.

115. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996. №4.-С. 15-27.

116. Личностно-ориентированная социология. M.: Академический Проект, 2004. - 608 с.

117. Личность в социокультурном измерении: история и современность. -М.: «Индрик», 2007. 416 с.

118. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Жиль Липовецки. Спб.: «Владимир Даль», 2001. — 330 с.

119. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. Т.1 / Джон Локк. М.: Мысль, 1985. — 583 с.

120. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство» -СПб», 2000. - 704 с.

121. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — семиосфера- история / Ю. М. Лотман. — М.: Тартуский ун-т.: языки русской культуры, 1999. 447 с.

122. Луман Н. Дифференциация / Николас Луман. Пер. с нем. Б. Скуратов.- М.: Издательство «Логос», 2006. 320 с.

123. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов / C.B. Лурье. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. - 624 с.

124. Лэнг Р. Д. Расколотое «Я» / Р. Д. Лэнг. Спб.: Белый Кролик.1995. — 352 с.

125. Лэйнг Р. Д. Я и Другие / Р. Д. Лэйнг. М.: Независимая фирма «Класс», 2002. - 192 с.

126. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью / B.C. Малахов // Вопросы философии. 1998. - №2. - С. 43 - 54.

127. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Герберт Маршалл Маклюэн. М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. -464 с.

128. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / Маршалл Маклюэн. М. : Академич. Проект: Фонд «Мир», 2005.-496 с.

129. Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана / В. Мазип. Спб.: Алетейя,2005.- 160 с.

130. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. 2003. - №1. - С. 80 - 87.

131. Мамардашвили М. К. Необходимость себя / М.К. Мамардашвили // Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Изд-во «Лабиринт», -1996с/— 432 с.

132. Мантатова Л. В. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации/ Л. В. Мантатова.- Улан-Удэ: издательство ВСГТУ, 2004. 242 с.

133. Мартынов А. В. Системная трансформация и реалии постсоциалистического мира / А. В. Мартынов. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 224 с.

134. Маслова В. А. Липгвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

135. Матутите К. П. Постижение человека основа гуманитарного знания / К. П. Матутите. - М.: Издательство Московского исихолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 360 с.

136. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с.

137. Мельникова Е. В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект) / Е. В. Мельникова. М.: Диалог культур,2006.-304 с.

138. Мемми А. Что же такое культурная идентичность? / А. Мемми // Полиэтнические общества: проблемы культурных различий. Сборник статей. М., Институт востоковедения РАН, 2004. С. 340 - 354.

139. Мердок Дж. П. Социальная структура / Дж. П. Мердок. Пер. с англ. А. В. Коротаева. - М.: ОГИ, 2003. - 608 с.

140. Мещеркина Е. Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций) / Е. Ю. Мещеркина // Социс. 2002. - №7 - С. 61 - 68.

141. Мильчин И. Культура как фактор американского глобального влияния / И. Мильчин // Философские науки. 2003. - №3. - С. 27 - 46.

142. Мнацаканян М. О. Культуры. Этносы. Нации: Монография / М. О. Мнацаканян. М.: МГИМО - Университет, 2005. - 352 с.

143. Многоликая глобализация / Под ред. Г1. Бергера и С. Хантингтона; М.М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.

144. Музиль Р. Человек без свойств: Роман. Кн.1 / Роберт Музиль. Пер. с нем. С. Апта. Предисл. Д. Задонского. - М.: Ладомир, 1994. — 750 с.

145. Мунтян М. А. Глобализация и устойчивое развитие: учебное пособие / М. А. Мунтян, А. Д. Урсул. М.: Ступени, 2003. - 304 с.

146. Мунтанян М. Глобализация: что это такое? (www/perspektivy.info/oykumena/globalizaciyachtoetotakoe.htm)

147. Мы и Они. Конформизм и образ «другого»: сб. статей на тему ксенофобии / Отв. Ред. Л. С. Васильев; ред. сост. А. Л. Рябинин. - М.: КДУ, 2007. - 224 с.

148. Неретина С. Время культуры / С. Неретина, А. Огурцов. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 344 с.

149. Новая индустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. - 640 с.

150. Новая философская энциклопедия в 4 т.: Т. 4 / Ин-т философии Рос. акад. Наук. М.: Мысль, 2001. - 605 с.

151. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и дополи. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. — 1280 с.

152. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. — 480 с.

153. Осьмук Jî. А. Взаимодействие социальных миров: К проблеме конвенциональных отношений / Л. А. Осьмук. Новосибирск: Наука,2004. 290 с.

154. Ортега и - Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Хосе Ортега - и - Гассет. - Вступ. ст. Г. М. Фридлендера; Сост. В. Е. Багно. - М.: Искусство, 1991.-588 с.

155. Панарин А. С. Искушение глобализмом. Серия «Россия и мир: итоги XX века» / А. С. Панарин. М.: Русский Национальный Фонд, №1/2000. — 382 с.

156. Пелипенко Культура как система. М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. —375 с.

157. Полонская И. Н. Традиция: от сакральных оснований к современности / И. Н. Полонская. Ростов - на - Дону: Изд-во Рост, у-та, 2006. - 272 с.

158. Порус В. Н. У края культуры (философские очерки) / В.Н. Порус. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. - 464 с.

159. Подзигун И. М. Глобализация как реальность и проблема / И. М. Подзигун // Философские науки. 2003. - №1. - С. 5 - 16.

160. Подвойский Д. Г. Антиномия «Россия Запад» и проблема социокультурной самобытности / Д. Г. Подвойский. - М.: Изд-во РУДН,2005.-299 с.

161. Постмодернизм и культура: Сб.ст. / Отв. ред. Е. Н. Шапинская; АН СССР. Ин-т философии. М.: ИФАН, 1991. - 138 с.

162. Признаки человека: Монография. Барнаул: Аз Бука, 2005. - 135 с.

163. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Г. Л. Тульчинского и M. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. - 512 с.

164. Прохоров Ю. Е. Коммуникативное поведение / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. М.: Флинта: Наука, 2006. - 328 с.

165. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издать Дом «Бахрах-М», 2000. - 672 с.

166. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. JI. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. - 476с.

167. Рахманин B.C. Диалог политических культур как демократический процесс / В. С. Рахманин // Логос. 2005. - №4.- С. 242 - 251.

168. Рахманин В. С. Социальное позиционирование и диспозиционные универсалии / B.C. Рахманин // Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки, 2007. №2. - С. 152 - 169.

169. Рикер П. Повествовательная идентичность / Поль Рикер // Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М., 1995.- 159 с.

170. Рикер П. Память, история, забвение / Поль Рикер. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. — 728 с.

171. Рикер П. Я-сам как другой / Поль Рикер. М.: Изд-во гуманитарной лит -ры, 2008.-416 с.

172. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Генрих Риккерт. М.: Республика, 1998. - 410 с.

173. Римский клуб / Сост. Д. М. Гвишиани, А. И. Колчип, Е. В. Нетесова, А. А. Сейтова.: М.: УРСС, 1997. -384 с.

174. Сартр Ж.П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии / Жан Поль Сартр. - М.: Республика, 2000. - 638 с.

175. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. М.: Высшая школа, 2005. — 310 с.

176. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. Пер. с англ. - М.: Изд. Группа «Прогресс», 2001. — 656 с.

177. Сидорина Т. Ю. Феномен свободы в условиях глобализации / Т. Ю. Сидорина, Т. Л. Полянников, В. П. Филатов. М.: РГГУ, 2008. - 410 с.

178. Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н. М. Смирнова. М.: ИФРАН, 1997. - 178 с.

179. Смирнова H. M. Социальная феноменология в изучении современного общества / Н.М. Смирнова. М.: «Канон+» «РООИ «Реабилитация», 2009.- 400 с.

180. Современный философский словарь / Под общей ред. д. ф. н. профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и дон. - М.: Академический Проект, 2004. - 864 с.

181. Степин В. С. Культура / В. С. Степин // Вопросы философии. 1999. -№8. - С. 61-72.

182. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.-320 с.

183. Сухарев Ю. А. Глобализация и культура. Монография / Ю. А. Сухарев.- М.: Высш. школа, 1999. 158 с.

184. Таратута Е. Е. Философия виртуальной реальности / Е. Е. Таратута. -СПб., 2007. 147 с.

185. Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. — 624 с.

186. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии им. H. Н. Миклухо Маклая. - М.: Наука, 2003. - 544 с.

187. Тоффлер Э. Шок будущего / Элвии Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 557 с.

188. Тульчинский Г. JI. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности / Г. JI. Тульчинский. Спб.: Алетейя, 2002. - 677 с.

189. Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т.Г. Стефаненко. М.: Московский общественный научный фонд, 2001.-220 с.

190. Труфанова Е. О. Человек в лабиринте идентичностей / Е. О. Труфанова // Вопросы философии. 2010. - №2. - С. 13-22.

191. Тхорик В. И. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Учебное пособие / В. И. Тхорик, П. Ю. Фаняп. М.: ГИС, 2006. - 260 с.

192. Уткин А. И. Богатые и бедные / А. И. Уткин // Философские науки. -2001. -№1. С. 19-32.

193. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление / А. И. Уткип. М.: Логос, 2002. - 253 с.

194. Уемов А. И. Вещь, свойства и отношения / А. И. Уемов. М.: Издательство «Академии наук СССР», 1962. — 184 с.

195. Универсалии восточных культур. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 431с.

196. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма. -Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ACT: Ермак, 2005. - 588 с.

197. Файхтингер И. По ту сторону методического национализма. Перспектива культуры, исторической памяти и идентичности в Европе / Й. Файхтингер // Вопросы философии. 2007. - №9. - С. 32 - 37.

198. Федотова В. Г. Хорошее общество / В. Г. Федотова. М.: Прогресс -Традиция, 2005. - 544 с.

199. Федотова В. Г. Глобальный капитализм: три великие трансформации / В. Г. Федотова, В. А. Колпаков, Н. Н. Федотова. М.: Культурная революция, 2008. - 608с.

200. Феномен человека: Антология / Сост., вступ.ст. П.С.Гуревича. М.: Высш. школа, 1993. - 349 с.

201. Фихте И. Г. Сочинения в двух томах. Т.1 / И. Г. Фихте. Спб.: Мифрил, 1993.-687 с.

202. Флиер А. Я. Культура как смысл истории / А. Я. Флиср // Общественные науки и современность. 1999. - № 6. - С. 150 - 159.

203. Фридман Т. Плоский мир: Краткая история XXI в. / Томас Фридман. -М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006. 601 с.

204. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / Эрих Фромм. М.: Республика, 1994. - 447 с.

205. Фромм Э. Человеческая ситуация / Эрих Фромм. Пер с англ. под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1994. - 238 с.

206. Фромм Э. Пути из больного общества / Эрих Фромм // Проблема человека в западной философии: Переводы. — М.: Прогресс, 1988. С. 443483.

207. Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 Т. Том III: Культурная динамика / отв. Ред. Д. Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. - 518 с.

208. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект / Юрген Хабермас // Политические работы. - М., 2005. - С. 7 - 32.

209. Харрисон Л. Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике / Л. Харрисон. М.: Новое издательство, 2008.-300 с.

210. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Мартин Хайдеггер / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 445 с.

211. Хайнц А. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Абельс Хайпц / Пер. с нем. яз. под общей ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. — Спб.: Издательство «Алетейя», 1999.-272 с.

212. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон. М: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с.

213. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле //Вопросы философии. 1994. - №10. - С. 112 - 123.

214. Хотинец В. Ю. Со-бытие культур. Психологические универсалии в культурном многообразии / В. Ю. Хотииец. Изд-во Урал ун-та, 2005. -152 с.

215. Человек и Природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН: Крафт +, 2004.-576 с.

216. Человек как субъект культуры / Отв. Ред. Э. В. Сайко. М.: Наука, 2002.-445 с.

217. Чик Г. Единицы культуры / Г. Чик // Общественные науки и современность. 2000. - №2. - С. 111 - 122.

218. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография / А. Н. Чумаков. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. - 432 с.

219. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. Научное издание. Текст.: Монография / А. Ii. Чумаков. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2006. - 516 с.

220. Шинкаренко В. Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Игра, ритуал, магия / В. Д. Шинкаренко. М.: КомКнига, 2005.-232 с.

221. Шипилов А. В. Оппозиция «Мы Они» в социокультурном развитии. В двух частях. Часть II / А. В. Шипилов. - Воронеж: ОАО «Центральночерноземное книжное издательство», 2004. - 470 с.

222. Шеманов А. Ю. Самоидентификация человека и культура: Монография / А. Ю. Шеманов. М.: Академический проект, 2007. - 479 с.

223. Шелов Коведяев Ф. В. Введение в культурную антропологию: учебное пособие для вузов / Ф. В. Шелов - Коведяев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. - 373 с.

224. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие / Л. Б. Шнейдер. М.: Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т.; Воронеж.: Изд-во Моск. психол. - социал. инта : МОДЭК, 2004. - 599 с.

225. Штомпка П. Социология социальных изменений / Петр Штомпка. М.: Аспект - Пресс, 1996. - 415 с.

226. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Петр Штомпка. Пер. с англ. С.М.Червонной. - М.: Логос, 2005. - 664 с.

227. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. / Освальд Шпенглер. Новосибирск:N

228. ВО «Наука». Сибирское издательская фирма, 1993. — 592 с.

229. Шутов Д. А. Концепции глобализации: Социально-философский анализ: автореф. дис. . канд. филос. наук / Д. А. Шутов. М.: 2007. - 16с.

230. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Альберт Шюц. Пер. с нем. и англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 1056 с.

231. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / Мирче Элиаде. М.: Ладомир, 2000. — 414 с.

232. Элиас Н. Общество индивидов / Норберг Элиас. М.: Праксис, 2001. -336 с.

233. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук / Михаил Эпштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 864с.

234. Эпштейн М. Н. Философия тела / М. Н. Эпштейн. СПб.: Алетейя, 2006.-432 с.

235. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. Пер. с англ., под общей ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е издание. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

236. Ядов В. А. Становление личности: общественное и индивидуальное / В. А. Ядов // Социальные исследования. 1985. - №3 - №4. - С. 1 - 24.

237. Якимович А.К. «Свой Чужой» в системах культуры / А. К. Якимович // Вопросы философии. - 2003. - №4. - С. 48 - 60.

238. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. В. Яковец. 2-е изд, с изм. и доп. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003.-411 с.

239. XXI век: мир между прошлым и будущим. Культура как системообразующий фактор международной и национальной безопасности / Под науч. ред. О. П. Лановенко. К.: Стилос, 2004. - 572с.

240. Ясперс К. Призрак толпы / Карл Ясперс, Жан Бодрийяр. М.: Алгоритм, 2008. - 272 с.

241. Featherstone М. Localism, Globalism, and Cultural identity / M. Featherstone // Global / Local: Cultural Production and the Transntional Imaginary. Durham, N. C.: Duke University Press, 1996. - 254 s.

242. Giddens A. The consequences,of modernity / A. Giddens. Cambridge, 1990.- 175 s.

243. Huntington S. The clash of civilizations / Samuel Huntington. New York, London, Toronto, Sydney. - 1996. - 368 s.

244. Harvey D. The condition of postmodernity / D. Harvey. Oxford, 1989.- P. 293 -295.

245. Robertson R., Knondker H. Discourses of globalization: Preliminary consideration / R. Robertson, H. Knondker // international sociology. L., 1999.- Vol.13.-№1.-P. 25 -40.

246. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture / R. Robertson.- Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1994. P. 49 - 60, P. 58 - 59.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.