Глобализация как феномен современной культуры: Философско-антропологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Падалка, Наталья Васильевна

  • Падалка, Наталья Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 162
Падалка, Наталья Васильевна. Глобализация как феномен современной культуры: Философско-антропологический аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2004. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Падалка, Наталья Васильевна

Введение.3

Глава I Человек и общество перед лицом глобализации.

§ 1. Глобализация: сущность и содержание.11

§ 2. Либеральная модель глобализации в человеческом измерении .32

§ 3. Глобализация как социокультурная проблема.68

Глава II Глобализация и гуманизм

§1. Гуманная глобализация как возможность.88

§2. Антиглобализм - движение за альтернативную глобализацию.110

§3. Россия в мире глобализации.133

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Глобализация как феномен современной культуры: Философско-антропологический аспект»

Глобализация становится главной приметой нашего времени. Человечест-о неудержимо движется к мировому всеединству на научной и технико-технологической основе XXI века.

Современная глобализация, если ее понимать как процесс интеграции человечества в сложную взаимосвязанную, единую планетарную систему, подготовлена всем ходом развития истории. Она, как качественно новый этап интернационализации, вызвана к жизни современным уровнем материального и духовного производства, развитием производительных сил. Лидером глобализации выступают страны западной цивилизации, которые добились наибольших успехов в развитии и использовании достижений информационной революции. Вместе с тем, во взаимосвязанном мире глобализация втягивает в свою орбиту народы разных культур и уровней развития.

Глобализация проявляется в наше время во всех областях общественной жизни. Главным образом, она утверждается в экономике. Без преувеличения можно утверждать, что складывается, а в чем-то уже сложилась мировая экономика. Время, когда каждая страна имела свой национальный рынок, уходит в прошлое. Рынок становится единым, всемирным. Больше того, складывается не просто мировой рынок, а подлинно транснациональное хозяйство.

Глобализм характеризует не только экономику и экономические отношения, но и стал определяющим фактором политической жизни стран и народов. Формируется глобальная международно-политическая система. Происходит изменение социальной роли и суверенитета национальных государств. Важными субъектами мирового политического процесса, наряду с государствами, становятся межправительственные и неправительственные международные организации, транснациональные корпорации, международная политическая элита, мафия, диаспора, центры мировой информации.

Областью, где глобализация проявляется наиболее масштабно, является культура. Ключевым вопросом культурной глобализации становится соотношение унификации и многообразия культур. Глобализация развивается в условиях новой информационной реальности. Информационное поле стало общепланетарным по масштабу и пересыщенным - по объему информации, знаний. Современное производство информации превосходит ее восприятие человеческим разумом, а ее скорость распространения в мире многократно превышает скорости общественного развития.

Как главный вызов нашего времени, глобализация вселяет народам чувство надежды и страха. Она может стать для человечества общепланетарным добром, открыть путь устойчивого развития на основе справедливости, свободы, гармонии и гуманизма. Но может обернуться и вселенской бедой, втянуть род людской во всеобщую вражду, поставить его на грань различных катастроф. Точнее, не сама по себе глобализация, а способ ее проведения, политика использования ее достижений и возможностей.

Современный этап глобализации проводится на основе ценностей западного либерализма таких, как: всевластие рынка, эгоизм, бесконечная погоня за материальным богатством, бездуховность, жажда господства над людьми и общественными отношениями. Подобные установки современной западной культуры, которым пытаются придать статус универсальных, явочным путем насаждаются в мире, не считаясь с духовными ценностями и традициями других народов и цивилизаций. Такая глобализация является антигуманной, несправедливой. Она проводится в интересах избранных стран, принося народам остального мира унижения и нужду.

Неолиберальная модель глобализма породила целый ряд острых противоречий, в том числе и межкультурного, межцивилизационного уровня. В странах второго и третьего мира складывается широкое неприятие такого вектора глобализма, что проявляется в массовых протестных действиях различных общественных сил.

Всемирный характер приобретает антиглобалистское движение, которое не только решительно осуждает глобализацию "по-американски", но и выдвигает требования альтернативной человечной глобализации - глобализации в интересах всех и каждого.

Принципиальное значение имеет глобализация для России и ее будущего. Сегодня наша страна занимает скромное место в процессах глобализма, являясь скорее объектом, чем субъектом глобализации. Антироссийская политика лидеров неолиберальной глобализации и античеловечный характер российских реформ постсоветского периода привели страну к глубокому системному кризису, а большую часть людей - к обнищанию и унижению. Вместе с тем, она остается страной первого порядка по геополитическому положению, природным ресурсам, военно-стратегическим возможностям и влиянию на ход мировых событий. Такое своеобразное стартовое положение России в процессах глобализации оставляет ей шанс в перспективе стать высокоразвитой, демократической страной, одним из главных субъектов справедливой, гуманной глобализации.

Все это позволяет считать глобализацию, как социальное явление, магистральной, судьбоносной проблемой общественного развития, а, стало быть, и весьма актуальной темой научного и философского осмысления.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на то, что глобализация как объект научного исследования возникла относительно недавно, на эту тему существует большая литература. По проблемам глобализации проводятся различные конференции, дискуссии, публикуются материалы международных и иных организаций и изданий. Эта тема привлекает внимание многих российских и иностранных исследователей. При этом сложность и многоплановость глобализации позволяет найти внешне убедательные аргументы для обоснования самых различных точек зрения на проблему. Существующие публикации отечественных авторов посвящены в основном поиску приемлемых ответов на вызовы глобализации в отдельных сферах общественной жизни.

Более основательно оказалась исследованной экономическая глобализация. Отечественные специалисты достигли значительных успехов как в осмыслении сущности механизмов экономической интеграции, так и ее социальных последствий. Наиболее значимыми являются труды А. Абалкина, Ф.Д. Бобкова, О.М. Богомолова, Л.Г. Беловой, П.Д. Вавилова, М.Г. Делягина, Г.Г. Дилигин-ского, Н.В. Загладина, П.Д. Жилина, В.П. Колесова, B.JI. Иноземцева, А.И. Не-клесси, С.П. Перегудова, В.Н. Скворцова, В.П. Туркаева, А.И. Уткина.

Противоречиво развивается глобализация в области политической. К различным ее проявлениям значительный исследовательский интерес проявляют JI. Бузгалин, В.А. Гуторов, А.А. Громыко, Г.А. Зюганов, А.А. Кокопшн, И.Ф. Ке-фели, А.В. Кива, Н. Косолапое, М.В. Ильин, Д.З. Мутагиров, А.С. Панарин, С.А. Проскурин, С.М. Рогов, Г.В. Осипов, Ю.В. Шишков, С.А. Удовик, Ю.В. Яковец.

Значительную ценность для понимания процессов глобализма в духовной сфере имеют исследования таких авторов, как: Е.А. Аникеев, Е.П. Борзова, А.И. Вебер, Р.И. Галушко, Е. Виноградова, М.С. Каган, Б.В. Марков, Е.В. Рашков-ский, В.Н. Сагатовский, А.В. Семушкин, В.П. Шестаков.

Диссертация в значительной мере опирается на концептуальные положения в рамках темы исследования, изложенные в современных отечественных работах А.П. Бутенко, В.И. Вернадского, Ю.Г. Волкова, А.С. Мамзина, И.Н. Моисеева, В.Т. Пуляева, А.В. Прокофьева, М.Н. Руткевича, Г.В. Стельмашука, И.Т. Фролова.

Автор также использовал работы известных зарубежных мыслителей: В. Андерсона, У.Бека, 3. Бжезинского, Ф. Даллемара, Ф.Х. Кессиди, Г. Киссинджера, П. Росленда, А. Тоффлера, А. Тоинби, Т. Шардена, С. Хантингтона, С. Хоффмана и др.

Вместе с тем, серьезных исследований, связанных с формированием общей теории глобализации, с философским ее осмыслением, пока еще нет. Устойчивое развитие цивилизации возможно только на путях гуманной, человечной формы глобализма. А это требует теоретического обоснования концепции альтернативной глобализации, основой которой были бы общечеловеческие ценности в современном их понимании. Данная диссертация представляет собой первый опыт философско-антропологического исследования современной глобализации. Объектом рассмотрения выступает глобализация как социальное явление. Предмет исследования составляет выяснение мировоззренческо-нравственных принципов, определяющих гуманный характер глобализации.

Цель и задачи исследования

Цель выполненного диссертационного исследования - философское обоснование справедливой формы глобализации, как альтернативы неолиберальной, антигуманной глобализации. Для достижения названной цели решались следующие задачи:

- определить и сформулировать некоторые положения общей теории глобализации, как исходные в процессе анализа социальной направленности глобализации;

- раскрыть осуществляемую на основе западных ценностей, безальтернативную модель глобализации, как антигуманную и неприемлемую для других культур и цивилизаций;

- рассмотреть основные направления философского и религиозного поиска новой идеологии глобализма на базе идей современного гуманизма, на основе общечеловеческих ценностей;

- проанализировать сущность и содержание антиглобализма как массового движения, выступающего против олигархической глобализации и нацеленного на альтернативную, человечную глобализацию; выявить положение и перспективы России в процессах глобализации, в условиях, когда в ходе деструктивных реформ 90-х годов на основе неолиберальных установок страна с позиций государственного социализма опустилась до уровня раннего антигуманного капитализма.

Методология и источники исследования

В основу методологии исследования положены принципы диалектического метода. Рассмотрение глобалирующегося единого мира через его многообразие производится с использованием надцисциплинарных подходов. При исследовании глобализации как саморазвивающейся открытой системы автор диссертации учитывала требования синергетического метода. Анализируя антропологические основания глобализации, мы опирались на концептуальный аппарат, сложившийся в современной философии, политологии и культурологии.

Научная новизна

В целом диссертационная работа может быть охарактеризована как комплексное философско-антропологическое исследование социальной направленности глобализации в современном мире. В процессе исследования получены результаты, которые можно квалифицировать как новые.

1. Сформулированы и обоснованы некоторые общие положения теории глобализации, как исходные для философско-антропологического анализа ее социальной направленности (определение глобализации, ее исторические пределы, соотношение инвариантности и альтернативности, глобализация и цивилизация, противоречия глобализации, соотношение глобализации и человека).

2. На основе анализа процессов современной глобализации делается вывод о том, что неолиберальная модель глобализма с американской спецификой, насильственно насаждаемая в мире, является идеологическим обоснованием интересов избранных стран. Она неприемлема для народов других культур и цивилизаций. Социальная направленность такой парадигмы глобализма в целом носит антигуманный характер, хотя некоторые базовые ценности либерализма не утратили общечеловеческой значимости.

3. В результате исследования автор приходит к заключению о необходимости более широкого понимания общечеловеческих ценностей в условиях глобализации. Сведение этих ценностей или к традиционно-религиозному их представлению, или к синтезу общезначимых положений, принятых в итоге диалога культур, или к приданию статуса общечеловеческих неолиберальным ценностям, является недостаточным. Единение современного мира может обеспечить только система ценностей, включающая в себя универсальные положения всех подоходов к общечеловечности.

4. В диссертации получает новое толкование содержания понятия гуманизма с учетом процессов глобализации. Этот философский принцип отношения к человеку как высшему существу приобретает общечеловеческий характер. Автор считает, что процессы планетарного единения, проблемы и вызовы из них вытекающие, требуют придания гуманизму не только личностного, но и общечеловеческого измерения. Гуманизм следует рассматривать в качестве гуманной экспертизы глобализации в целом.

5. Впервые обоснован конструктивный потенциал антиглобалистского движения, которое в отечественных исследованиях, как правило, рассматривается только как деструктивная, протестная сила.

6. Проводя философскую экспертизу системы "человек-глобализация", автор диссертации в процессе анализа всех элементов этой системы проводит мысль о том, что человек является приоритетной целью глобализации, а никак не средством ее.

Названные новые положения диссертантом выносятся на защиту.

Теоретическая и практическая значимость исследования Проведенное философское исследование может служить методологической основой для формирования общей теории глобализации, для развития новой научной дисциплины - глобалистика. Материалы диссертации могут быть также использованы в учебно-педагогической, преподавательской работе при создании лекционных курсов по социальной философии, философской антропологии, культурологии.

Апробация результатов исследования

Основные положения и выводы диссертации излагались в выступлениях автора на научно-теоретических и научно-практических, региональных и международных конференциях, а также отражены в научных публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Падалка, Наталья Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования проблемы диссертант приходит к следующим выводам:

1. Глобализация представляет собой сложное социальное явление. По своему содержанию, по сущности она представляет собой качественно новый уровень человеческой деятельности, связанный с новейшими достижениями науки и техники, а также планетарный масштаб деятельности. В этом смысле глобализация, как выражение существенных связей общественного развития, представляет собой необходимость. У нее нет альтернативы, она обязательна и инвариантна. Но глобализация имеет и другую сторону, связанную с путями, способами ее осуществления. Этой своей стороной глобализация альтернативна. В альтернативности глобализации выражается ее социальная направленность. В зависимости от нравственно-мировоззренческой ориентации, политики управления глобализацией, она может быть и гуманной, и антигуманной. Как качественно новый уровень интернационализации, глобализация является условием и способом перехода общества от индустриальной цивилизации к цивилизации антропогенной.

2. Современный этап глобализации, возглавляемый Западом осуществляется на основе ценностей неолиберализма, которым пытаются придать статус общечеловеческих. Эти ценности, как безальтернативные, явочным путем внедряются в странах иной культуры и цивилизации. В целом корпоративная, неолиберальная модель глобализации по своей социальной направленности служит интересам избранных стран, является антигуманной и не может служить духовной основой устойчивого развития человечества в направлении постиндустриальной ступени развития. Вместе с тем, в ценностях неолиберализма, несмотря на их корпоративную апологетику, еще не до конца исчерпаны элементы гуманизма.

3. Господство одной, корпоративной формы глобализации, неприемлемой для стран мировой периферии, вызывает потребность формирования другой -альтернативной идеологии глобализации. В научной и религиозной общественности поиск альтернативной идеологии глобализма связывают с идеями гуманизма. Такая мировоззренческая установка будет представлять собой систему гуманистических знаний и ценностей, систему философских, научных, художественных, нравственных, политических знаний о вселенной, обществе и человеке. Идеология альтернативной глобализации, основанная на идеях современного гуманизма, должна включать в себя общечеловеческие ценности и моральные нормы, учитывающие интересы и духовные устремления всех культур и народов.

4. Без альтернативность западной формы глобализации, ее пороки вызывают в мире протестное движение. Ядром такого движения выступает сегодня антиглобализм. Антиглобалисты не являются противниками интернационализации общественной жизни вообще, они не приемлют глобальной власти капитала, выступают не столько против нынешней модели глобализма, сколько за новую интеграцию - интеграцию демократическую, за глобализацию снизу. Точно также глобалисты не являются противниками внедрения новейших технологий, выступают сторонниками их всемерного развития и применения, но не в интересах финансовых корпораций, а в интересах людей, во благо человека.

5. Глобализация в полной мере обращена своими вызовами и к России, которая стоит перед проблемой самоопределения в постиндустриальном и глобализирующемся мире. Россия не может принять индустриальный или сырьевой варианты развития. Ей необходимо вписываться в "золотой миллиард" и становиться одним из центров экономического и политического притяжения в мире, авторитетным субъектом глобализации.

Трудности и вызовы современной России не следует недооценивать. Вместе с тем, их не надо считать и непреодолимыми. Исторический опыт учит тому, что в критические периоды Россия способна мобилизоваться и адекватно ответить на цивилизационные требования. И сегодня она обладает достаточным потенциалом и разумом для того, чтобы в процессах современного человеческого единения занимать отпущенное ей историей достойное место.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Падалка, Наталья Васильевна, 2004 год

1. Аврелий Марк. Размышления. СПб., 1993.

2. Альтернативы глобализации. Сб. статей под ред. А. Бузгалина. М.,2002.

3. Антиглобалистское движение начало великой смуты XXI века. Круглый стол. Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 6.

4. Антиглобалистское движение начало великой смуты XXI века. Круглый стол. Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 12.

5. Атали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993.

6. Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М., 2001.

7. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

8. Богомолов О.М. Перед вызовами глобализации./Свободная мысль -XXI, 2003, № 8.

9. Бузгалин А. Призрак антиглобализма./Свободная мысль, 2003, № 1.

10. Бутенко А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы. /Социально-гуманитарные знания. 2002, № 3.

11. Бэк У. Что такое глобализация, М, 2001.

12. Вебер А.И. Человек и общество перед лицом глобальных проблем. /Свободная мысль, 1998, № 5.

13. Вебер А.И. Что стоит за так называемым антиглобализмом. /Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 12.

14. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста, М., 1988.

15. Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология: идеи и принципы. /Социально-гуманитарные знания, 2003, № 2-3.

16. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России), М., 2000.

17. Гаджиев К.С. Введение в геополитику, М., 2000.

18. Глобализация и Россия (круглый стол)./Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 9-10.

19. Глобализация и философия. Сб. статей под ред. К.Х. Делокорова, М.,2001.

20. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. Под ред. Колесова В.П., М., 2003.

21. Глобализация под микроскопом./Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 7.

22. Гор Э. Земля на чаше весов. М., ППП, 1993.

23. Гречко П.К. Исторический вызов глобализации./Свободная мысль-XXI, 2004, №4.

24. Громыко А.А. Становление нового мирового порядка. США1. КАНАДА, 2002, № 1.

25. Гуревич П.Н. Гуманизм как наука и как ересь./ Свободная мысль, 1995, № 5.

26. Дахин В.Н. Глобализация взгляд истории./Свободная мысль - XXI, 2001, № 5.

27. Дахин В.Н. Подводные рифы глобализации./Свободная мысль XXI, 2003, № 4.

28. Даллмар Ф. Глобальная этика./Вопросы философии, 2003, № 3.

29. Делягин М.Г. Перспективы России в глобальной конкуренции. /Международная жизнь, 2003, № 9-10.

30. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизация. Иллюзии и риски. Ред. Т. Тимофеев. М., 2001.

31. Евтушенков В.П. Нефтедоллару придется потесниться./Россия в глобальной политике. 2003, № 1.

32. Жизнь в первой глобальной цивилизации. М., 2001.

33. Жилин Ю.Н. Глобализация в контексте развития современной цивили-зации./Свободная мысль XXI. 2002, № 4.

34. Загладин Н.В. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития./Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 8.

35. Зюганов Г.А. Глобализация и судьбы человечества. М., 2002.

36. Зюганов Г.А. Глобализация: тупик или выход. М., 2001.

37. Зюганов Г.А. Святая Русь и кощеево царство. М., 2003.

38. Иванов Н.П. Глобализация и проблемы социально-экономического развития России. М., 2002.

39. Ивашов Л.Г. Россия и мир в новом тысячелетии. М., 2000.

40. Иноземцев В.Л. Несколько гипотез о мировом порядке XXI века. /Свободная мысль XXI. 2003, № 10-12.

41. Иноземцев В.Л. О призраках и реальности./Свободная мысль XXI. 2003, № 4.

42. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М.: Академия-Наука, 1999.

43. Информационное общество в России. Дискуссия. Свободная мысль -XXI. 2003,№ 8.

44. Кава А., Федоров В.Н. Анатомия терроризма. Общественные науки и современность. 2003, № 1.

45. Карпов Е.В. и др. Международный терроризм. Военная мысль. 2003,1.

46. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность. Вопросы философии. 2003, № 1.

47. Кефели И.Ф. Глобализм на перспективе мнений. Социально-гуманитарная знания. 2003, № 2.

48. Кокошин А. А. Стратегическое управление. М., 2003.

49. Косолапое Н. Глобализация, миропорядок начала XXI века и Россия. М., 2001.

50. Кудров В.И. Глобальлные изменения и политические институты. /Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 12.

51. Лужков Ю.М. Возобновление истории. Человечество в XXI веке и будущее России. М., 2003.

52. Льюис Бернард. Ислам: что пошло не так?/Россия в глобальной политике. 2003, № 1.

53. Максименко В.Л. Фундаментализм и экстремизм в исламе. М., 1999.

54. Марчелов М.В. "Глобализация" превратности термина. США - Канада. 2003, № 9.

55. Мицек А. Следует ли России опасаться цивилизации./Вопросы экономики. 2002, № 8.

56. Мишлин Тизон-Браун. Завещание гуманиста. Звезда. 2001, № 12.

57. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству. М., 1999.

58. Моисеев Н.Н. Рациональный гуманизм. Общественные науки и современность, 1992, № 3.

59. Многомерный образ человека. Комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001.

60. Мухаммед Аба аль-Хейль. Эгоизм силы. Россия в глобальной политике, 2003, № 1.

61. Нарочинская Н.А. Россия в иных геополитических реальностях. /Международная жизнь. 2003, № 11.

62. Неклесса А.И. Глобальная трансформация./Мировая экономика и международные отношения. 2004, № 1.

63. Оленев В.В., Федотов А.П. Глобалистика на пороге XXI века. /Вопросы философии. 2003 № 5.

64. Осадчая И.Н. Глобализация и государство./Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 11.

65. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.,2000.

66. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 2000.

67. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Философские статьи. С-Петербург. 2001.

68. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.

69. Панарин А.С. Народ без элиты. Наш современник. 2001, №11.

70. Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация./Вопросы философии. 2003, № 6.

71. Перегудов С.П. Неолиберальная глобализация: есть ли альтернати-вы./Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 4.

72. Петров И.А. Глобализация как феномен эпохи постмодерна. /Международная жизнь. 2003, № 9-10.

73. Политические институты на рубеже тысячелетий. Отв. ред. К. Холод-ковский. Дубна: Феникс, 2001.

74. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. М., 2002.

75. Прокофьев А.В. Парадоксальный гуманизм и критика морали. Вопросы философии. 2001, № 1.

76. Проскурин С.А. Глобализация как фактор поляризации мира. Социально-гуманитарные знания. 2001, № 4.

77. Пуляев В.В. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании./ Социально-политический журнал, 1998, № 3.

78. Рашковский Е.Б. Пласты нетерпимости./Вопросы философии. 2003, №4.

79. Райе К. Во имя национальных интересов "Pro et Contra", 2000, т. 5, №2.

80. Россия в глобальном мире. Дискуссия./Международная жизнь. 2001, №7.

81. Россия перед вызовами постиндустриализма. Дискуссия./Свободная мысль XXI. 2003, № 4.

82. Ротленд. Глобализация и посткоммунизм./Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 4.

83. Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития./Вопросы философии. 2002, №11.

84. Рыбаков В.Н. К вопросу о терроризме./Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 2.

85. Сагатовский В.Н. Что такое гуманитарное развитие общества. /Социально-гуманитарные знания. 2002, № 3.

86. Салмин A.M. Какую Россию мы строим? /Свободная мысль. 2002,8.

87. Сафонов A.M. Глобальная система противодействия терроризму. /Международная жизнь. 2003, № 1.

88. Скоров Г. Капитализм XXI века./Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 2.

89. Современный терроризм в контексте глобализации. Дискуссия. /Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 3.

90. Соловьев Вл. Духовные основы жизни. СПб., 1995.

91. Сорос Дж. Тезисы о глобализации./Вестник Европы. 2001, № 2.

92. Субкоманднате Маркое. Другая революция. Санатисты против нового мирового порядка. М., 2002.

93. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

94. Тоинби А. Цивилизация перед судом истории, М.-СПб., 1996.

95. Тоинби А. Постижение истории. М., 1991.

96. Тоффлер А. Футурошок, СПб., 1997.

97. Тураев В. А. Глобальные вызовы человечеству. М., 2002.

98. Удовик B.JI. Глобализация: семиотические подходы. Кие: Рефе-бук,2002.

99. Уткин А.И. Ракурсы глобализации. М.: Политая. 2002, № 4.

100. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Лагос, 2002.

101. Федоров Д.К. Глобальная паутина терроризма. Международная жизнь. 2003, № 3.

102. Федотов А.П. Начала науки о современном мире. М., 2002.

103. Филарет митрополит Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века./Человек, 2002, № 1.

104. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, № 3.

105. Фролов И.Т. Новый гуманизм. /Свободная мысль, 1997, № 4.

106. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.

107. Фролов И.Т. Человек, наука, гуманизм: новый синтез. М., 1986.

108. Фром Э. Душа человека. М., 1992.

109. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций./Полис, 1994, № 1.

110. Ховард Майкл. Что значит бороться с терроризмом?/Россия в глобальной политике, 2003, № 1.

111. Хоффман Стенли. Столкновение глобализаций./Россия в глобальной политике, 2003, № 1.

112. Хотами Сейд Мохаммад. Страх перед бурей. М., 2001.

113. Шишков Ю.В. Глобализация враг или союзник развивающихся стран./Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 4.

114. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.

115. A global Ethic. Declaration of the Parlament of the World s Religions. New York. 1995.

116. Anderson W.T. All connected now. Life in the First Global Civilisation. West New Press. 2001.

117. Giddens A. The Third Way. 1998.

118. Kling H. Global Responsibility. In Search of New World Ethic. 1991.

119. Fukuyama F. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. New York, 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.