Гобелен в общественных интерьерах России 1970-1990-х годов: На примере творчества мастеров Петербургской и Московской школ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Бещева, Нина Игоревна

  • Бещева, Нина Игоревна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 420
Бещева, Нина Игоревна. Гобелен в общественных интерьерах России 1970-1990-х годов: На примере творчества мастеров Петербургской и Московской школ: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2004. 420 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бещева, Нина Игоревна

с. л.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА КАК ВИДА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА КЛАССИЧЕСКОГО ГОБЕЛЕНА В РОССИИ

1.2. РАЗНОВИДНОСТИ ТРАДИЦИОННОГО РОССИЙСКОГО ГОБЕЛЕНА, ПРИНЦИПЫ ЕГО

РАСПОЛОЖЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ

1.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА В XX ВЕКЕ

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ

ГЛАВА 2. КОМПОЗИЦИОННАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОБЕЛЕНА С ИНТЕРЬЕРОМ КАК ВАЖНАЯ ЧЕРТА СОВРЕМЕННОГО ГОБЕЛЕНА

2.1. ТИПОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОБЕЛЕНА

2.2. ГОБЕЛЕН И ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

СРЕДА ИНТЕРЬЕРА

2.3.ГОБЕЛЕН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОБЕЛЕНА

В ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ В 1970-Е - 1990-Е ГОДЫ

3.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОСКОВСКОЙ И

ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛ ГОБЕЛЕНА

3.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ГОБЕЛЕНА

В 1970-Е ГОДЫ

3.3. ГОБЕЛЕН В ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ

В 1980-Е ГОДЫ

3.4. ОСОБЕННОСТИ ГОБЕЛЕНА В 1990-Е ГОДЫ

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гобелен в общественных интерьерах России 1970-1990-х годов: На примере творчества мастеров Петербургской и Московской школ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что в современных условиях новых технологий и расширения возможности массового тиражирования произведений прикладного искусства, повышается значимость ручного художественного мастерства, а в художественном оформлении - наследие исторических стилей.

В современном мире у человека возникает потребность окружить себя рукотворными вещами. Они могут служить знаковой, культовой величиной, которая психологически воспринимается человеком как стабилизирующий фактор в быстро меняющемся мире. Гуманистические начала гобеленов ручной работы трудно переоценить, незаменима их роль в создании комфортной среды для жизни человека в техногенном пространстве бытия.

Гуманистические начала сильны в гобелене, что особо ценно в общественном интерьере. Способность одухотворять, приближать к человеку материальную среду, в которой он находится, изначально заложена в гобелене, гобелен хранит живое прикосновение человеческих рук.

Искусство гобелена генетически связано с наследием художественного ремесла. То, что современный российский гобелен выполнен из того же материала, и в той же технике, как и много веков назад, делает его ценным и востребованным.

В искусстве гобелена происходят изменения, это живой, развивающийся вид искусства. Несмотря на глубокие корни, он имеет колоссальные возможности для развития.

ВЫБОР ТЕМЫ исследования продиктован недостаточной изученностью гобелена как важнейшего компонента формирования предметно-пространственной среды современного интерьера, а также попыткой проанализировать историю и возможные перспективы развития искусства гобелена в рамках российского и мирового художественных процессов.

ПРЕДМЕТОМ исследования настоящей работы является взаимосвязь гобелена с предметно-пространственной средой общественного интерьера, где гобелен рассматривается как самостоятельный объект в общественном интерьере и как средство формирования художественного образа интерьера. Искусство гобелена представлено в ретроспективе, анализ современного гобелена проводится в рамках московской и петербургской школ, в которых сложились основные направления развития гобелена.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ исследования - 1970-е-1990-е годы - время активного развития декоративно-прикладного искусства вообще и искусства гобелена, в частности, время ощутимых преобразований, формирования различных тенденций развития гобелена в России и за рубежом.

ЦЕЛЬЮ настоящего исследования является изучение гобелена как вида декоративно-прикладного искусства в рамках основных российских школ и его композиционной взаимосвязи с общественными интерьерами России в 1970-1990-е годы.

Для ее достижения необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

• провести ретроспективный анализ развития гобелена в России;

• охарактеризовать место искусства гобелена как вида декоративно-прикладного искусства в мировом и российском художественных процессах;

• на основе собранного и систематизированного материала классифицировать гобелены по различным признакам;

• выявить композиционную роль и выполняемые функции гобелена в современном общественном интерьере;

• рассмотреть гобелен как самоценный и соподчиненный элемент общественного интерьера различного назначения;

• определить общие черты и особенности московской и петербургской школ гобелена;

• охарактеризовать основные тенденции развития искусства гобелена в России за 1970-1990-е годы, обосновать их периодизацию.

МЕТОДИКА исследования основана на комплексном изучении проблемы и включает в себя: систематизацию и обобщение исторического опыта создания гобеленов; натурное обследование гобеленов в общественных интерьерах 1970-х-1990-х годов и выявление их роли в формировании предметно-пространственной среды и художественного образа интерьеров; изучение гобеленов рассматриваемого периода и более ранних исторических эпох, находящихся в собраниях музеев, демонстрировавшихся на художественных выставках, а также находящихся в частных коллекциях; изучение литературных источников, научных трудов по рассматриваемой проблеме, выяснение творческих принципов ведущих художников в ходе устных бесед.

В процессе исследования проводились системный художественный анализ, искусствоведческая интерпретация произведений декоративного искусства, историко-художественное осмысление работ мастеров гобелена.

СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ВОПРОСА. Литературу, посвященную развитию искусства гобелена, проблемам размещения гобеленов в интерьерах можно подразделить на несколько типов. Первый - хроника процесса, каталоги выставок, статьи в периодической печати. Второй - опыты теоретического осмысления явления, дискуссии, проблемные статьи в журналах и сборниках.

Третий - осмысление роли гобелена в контексте тенденций развития интерьера, альбомы и монографии по истории гобелена как вида декоративно-прикладного искусства.

Одной из теоретических проблем, вызывающих дискуссии среди искусствоведов, является определение терминологии, касающейся искусства гобелена.

На протяжении истории этот вид искусства назывался по-разному: «шпалера», «арраци», «вердюра», «гобелен». В XX веке появились новые названия - «настенный ковер», «текстильное панно», «таписсерия», «новая таписсерия».

Самыми ранними из дошедших до нас тканых стенных ковров являются немецкие шпалеры XI-XIII веков из церкви св. Гереона в Кёльне и из Гальберштатского собора, а также норвежская шпалера из Балдисхолла [6, 10]. Понятие «шпалера» (от нем. Spalier) закрепилось за этим видом искусства в научных публикациях, справочных изданиях, музейных каталогах применительно к произведениям, созданным до XX века.

В XIV веке в Аррасе ткачи изобрели технику так называемого «кипрского золота». Она заключалась в том, что для выделения и особой подсветки определенных мест гобелена стали использовать специальные утки - льняные и шелковые нити, обвитые сплющенной проволокой из золота и серебра. Благодаря этому их искрящиеся шпалеры получили всемирную известность, а вид искусства получил еще одно название - «аррасы» (в Италии - Arazzo). В Польше это название прочно закрепилось за произведениями этого искусства, как и в России - «гобелен».

Название «вердюры» эти произведения получили в XVI веке, в связи с возросшим интересом к пейзажному жанру в живописи, а вслед за этим и в гобеленовом искусстве. Изначально «вердюрами» от фр. Verdure - зелень, трава, листва) называли собственно изображения животных и птиц на фоне растительности. Но довольно быстро это название закрепилось за самими произведениями, включавшими эти сюжеты. Пейзаж в жанре «вердюр» строился по принципу кулис, как в живописи того времени. Впечатление пространства достигалось последовательной сменой по планам доминирующего цвета от тёмного к светлому.

В русском языке сосуществуют два практически равноправных термина «шпалера» и «гобелен». Они пришли в Россию в XVIII веке и почти сразу стали употребляться равнозначно. Хотя «шпалерами» следовало бы называть все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества, а «гобеленами» (от французской фамилии Gobelins) - только произведения, созданные в XVII веке на королевской мануфактуре Гобеленов в Париже. Но слово «гобелен» настолько прочно вошло в обиход, что в XX веке стало употребляться применительно даже к изделиям машинного производства - обивочным и портьерным тканям.

В России периодически возникали и другие понятия по отношению к гобеленам. Так, в 60-е годы XX века чаще использовался термин «настенный ковер», а в 1970-е годы -«текстильное панно», которое должно было относиться лишь к объектам, расположенным в плоскости стены. Последняя категория не включает в себя пространственные виды гобелена.

Один из теоретиков советского искусства Н.Каплан в статье «Советские гобелены» пишет: «Безусловно, рядом с фабричными коврами, выпускаемыми большими сериями, закономерно могут существовать и ковры, созданные в одном-двух экземплярах, в которых ярко проявляется творческая индивидуальность художников. Сюжетные гобелены монументального характера могут быть с успехом включены в оформление интерьеров общественных зданий» [43, 5].

И далее в конце статьи примечание: «Гобелен - название сугубо условное. Мы причисляем настенные ковры, о которых идет речь, к типу гобеленов, лишь принимая во внимание сложность сюжетов, их «картинность». Но на самом деле и техника исполнения, и материал в этих коврах подчас сильно отличаются от того, что мы видим в настоящих старинных гобеленах. Тем не менее, мы позволим себе называть их так и дальше, чтобы отличать от ковров, в том числе и настенных, выпускаемых промышленными предприятиями» [43, 7].

В этой программной статье в журнале «Декоративное искусство СССР» впервые применяется термин «гобелен» и в дальнейшем постоянно используется как художниками так и критиками.

В 1990-х годах Уваров В. Д. ввел в российский научный обиход международное понятие «таписсерия» (от франц. tapisserie) [151, 3]. Однако, на мой взгляд, он не дает представления о традиционном понятии предмета как вида искусства, область которого я исследую. Скорее термин «таписсерия» употребим к новым синтетическим формам, таким как объемная текстильная пластика, инсталляция, выполненная из различных текстильных материалов (тканей, нитей, волокон, готовых изделий и т.д.). Кстати, именно им в большей мере посвящены аналитическо-исследовательские работы В.Д.Уварова.

Также неуместно использование в данном исследовании термина «новая таписсерия» (от франц. nouvelle tapisserie), предложенного Савицкой В.П. «для обозначения совершенно нового синтетического направления в искусстве текстиля, получившего развитие в 1960-1990-е годы» [1 14, 8].

Многозначность терминов, использующихся и западной критикой, заставило жюри шестого биеннале в Лозанне в 1973 году принять компромиссное решение: считать гобеленом предмет, выполненный разнообразнейшими средствами и в любой технике, основой которых является переплетение» [77, 17]. Следует уточнить - гобеленовое переплетение.

В предлагаемом диссертационном исследовании употребляется термин «гобелен» как традиционное для России понятие об изучаемом предмете. Его определяющим признаком является наличие в произведении гобеленового переплетения. Кроме гладкого гобелена, к гобеленам относятся все произведения, выполненные в различных техниках или сочетанием их между собой, но с непременным использованием гобеленового переплетения.

Проблема взаимосвязи гобелена с предметно-пространственной средой интерьера существовала всегда. Фундаментальных трудов, всеобъемлюще исследующих закономерности взаимодействия гобелена и интерьера, не было создано. Часто ориентировались лишь на визуальную согласованность гобелена с архитектурными особенностями помещений. С 1960-х годов стали появляться работы о возможностях гобелена в формировании образа интерьера.

Современные представления о синтезе искусств базируются на исследованиях Алпатова М.В.[2], Бурова А.К.[9], Виппера Б.Р.[12], Полянского А.Г.[93], Степанова Г.П.[ 13 1,132,133], Фаворского В.А. [153,154] и др.

В работах Некрасовой М.А.[86],Прониной И.[98], Соловьёва Н. К. [126,127,128] и других освещались вопросы формирования образной целостности, гармонии в искусстве, дизайне, архитектуре.

Выразительным возможностям декоративно-прикладного искусства (в частности гобелена) посвящены работы Жоголь J1.E. [27,28], Крамаренко JI. Г. [57,58,60], Львовского Ф.А.[71], Мельниковой Н.В.[76], Макарова К.А.[73,74], Рюминой И.[103,106],

Савицкой В.И.[109,1 10,1 12,1 13], Стемпаржецкого А.Г.[130], Стриженовой Т.К.[138,140,141], Хоманько Л.Н.[157] и др.

В 1980-е годы Начюлене Д.-А.В.-Д. [82,83] и Кусько Г.Д. были предприняты попытки исследования национальных школ гобелена. Диссертация первой была посвящена литовской школе, второй -украинской. Основополагающих работ по изучению опыта российской школы до сих пор пока не было.

Изучению художественно-композиционных возможностей декоративного текстиля в общественном интерьере посвящены работы Львовского Ф.А. [71], Дицкой JI.A. [23], Орловой Н.Г.[90].

Одной из первых проблему взаимодействия гобелена и архитектуры затронула в своих работах Н.В.Мельникова [77]. Проблеме синтеза гобелена и архитектуры посвящены работы Зись Н.Я.[31], Степанова Г.П.[ 13 1,132,133], Муриной Е.Б.[81], Швидковского О.А.[161] и др. Эта тема также поднималась в диссертациях Начюлене Д.-А.В.-Д.и Жоголь JI.E.

Первым серьёзным исследованием в XX веке (не считая работы Н.Спилиоти 1903 года [129]), посвященным российскому гобелену, следует считать труд Коршуновой Т.Т. и Ясинской И.М.[54], повествующий о русских шпалерах Петербургской шпалерной мануфактуры. Эта работа отличается высокой культурой исследования музейных собраний России.

Большая заслуга принадлежит Савицкой В.И.[ 108-1 19]и Стриженовой Т. К. [ 136-146] в популяризации и изучении современного гобеленового искусства - каждому автору принадлежит более десятка книг и статей на тему гобелена. Творческому наследию мастеров советского гобелена посвящены работы Стриженовой Т.К. - книги-альбомы «Гиви Кандарели»[ 136], «Рудольф Хеймрат»[ 142], «Эдит Вигнере»[144]. Творческому наследию мастеров советского гобелена посвящены статьи Савицкой В.И. о художниках Альбине Воронковой[111], Юозасе Бальчиконисе[116], М.Бабянскене-Левитан[ 1 12]. Савицкой В.И. принадлежит первая попытка анализа советской школы гобелена -альбом «Современный советский гобелен»[ 1 19].

Творческий путь Суламифи Заславской - заслуженного художника-гобеленщика московской школы освещен в монографии Крамаренко Л.Г[59]. Творчеству Натальи Васильевны Кирсановой посвящена монография Стриженовой Т.К.[146].

Основным тенденциям развития современного гобелена 19601970-х годов посвящена кандидатская диссертация Савицкой В.И.[118]. Докторская диссертация Уварова В.Д.[151] освещает проблемы авторской таписсерии в контексте мирового художественного процесса.

Ленинградская школа была исследована в работах известного искусствоведа Коваль Р.[47,49,50]. Секретам технологии гобелена посвящены статьи Кантор Е. и Негневицкой О. [38,39], Кочергиной О. [55].

Следует отметить, что многие публикации имеют публицистическую направленность, и специалистам, работающим в области искусства гобелена, в них не хватает теоретических разработок, системных аналитических выводов.

Анализ литературных источников показал, что до настоящего времени проблема синтеза гобелена и архитектуры исследована недостаточно. Практический опыт художественного проектирования гобеленов для общественных интерьеров за последние три десятилетия XX века не обобщен и не осмыслен.

Существенный вклад .в становление и развитие планового проектирования гобеленов для общественных интерьеров на основе синтеза искусств в архитектуре и ансамблевого мышления внесли представители московской и петербургской школ. Однако обобщения их опыта пока нет, хотя это позволило бы более подробно охарактеризовать современное состояние развития российского гобелена, а также выявить его дальнейшие тенденции.

Анализ особенностей и этапов развития искусства гобелена в России конца XX века исключительно важен для понимания тенденций его развития в XXI веке. При существующем большом опыте проектирования гобеленов для общественных интерьеров ощущается явный недостаток монографий по этой теме.

МАТЕРИАЛЫ И ИСТОЧНИКИ. Натурное изучение интерьеров общественных зданий, включавших гобелены, послужило основой для создания настоящей работы. Автором был создан большой массив фотоиллюстративных материалов.

Источником послужило и ознакомление с собраниями музеев МГХПУ им. С.Г. Строганова, московской текстильной академии им. А.Н. Косыгина, Государственного Эрмитажа, Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Музея ДПНИ на Делегатской, Лувра, Музея Клюни, этнографических музеев некоторых городов России, изучение архивных материалов библиотеки МГХПИ им. С.Г. Строганова, Научной библиотеки Российской академии художеств, РГБ им. В.И.Ленина.

Написанию диссертации предшествовало изучение сведений об экспонировании гобеленов на различных отечественных и зарубежных выставках. Сбор материала велся также путем непосредственного исследования творчества российских художников в мастерских.

Участие в организации ряда выставок российских мастеров гобелена также служило накоплению фактических данных о развитии гобелена в России. Были проведены и интервью с мастерами гобелена московской и петербургской школ.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ состоит в самой постановке проблемы, изучении произведений искусства гобелена в контексте связи с интерьером, что предпринимается впервые.

Проведенный анализ позволил не только выявить основные тенденции и направления развития гобелена в предшествующий и настоящий периоды, но и предположить некоторые перспективы его дальнейшего развития.

В диссертации исследованы композиционные закономерности взаимосвязи гобелена с предметно-пространственной средой интерьера, выявлена роль гобелена в формировании его художественного образа. Системное обобщение и классификация отечественного материала, а также комплексный сравнительный анализ российских школ, периодизация развития российского искусства гобелена конца XX века также проводятся впервые.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ настоящей диссертации. Разработанные положения могут быть использованы при написании трудов по истории российского искусства гобелена, курсов лекций для различных учебных заведений.

Анализ композиционного построения гобеленов имеет практическую ценность для творчества художников гобелена. Определение степени влияния гобеленов на единство восприятия интерьера, оценка их роли в раскрытии темы, идеи и образа интерьера, а также анализ основных приемов и выявление композиционных закономерностей размещения гобеленов в пространстве интерьера могут использоваться в практической работе архитекторами, художниками и дизайнерами.

Исследования, проведенные в области технологии гобеленового ткачества, могут быть применены художниками гобелена, художниками-технологами, преподавателями высших и средних учебных заведениях художественного профиля.

Приведенный фактический материал может быть использован при проведении выставочной деятельности, создании каталогов гобеленов, составлении учебных и справочных пособий.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные выводы и результаты исследования изложены в трех докладах на ежегодных научно-теоретических и практических конференциях в МГХПУ им. Строганова С.Г.

Основные положения диссертационной работы отражены в трех опубликованных и одной депонированной статьях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ сам гобелен и различные модели взаимодействия гобелена с другими видами искусств в архитектурно-художественной организации общественных интерьеров.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Настоящая работа состоит из двух томов. Первый том (220 страниц машинописного текста) включает введение, три главы с двумя таблицами по тексту, заключение, список использованной литературы из 179 источников и два текстовых приложения (1,2).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Бещева, Нина Игоревна

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 3

В России сложились две самостоятельные школы гобелена -московская и петербургская. Общими их чертами являются приверженность гладкому гобелену и высокая образная содержательность работ. Среди характерных черт можно выделить: петербургской школе свойственна безупречная чёткость и жёсткость линии с преобладанием чёрно-белых тонов, большая камерность. Для нее традиционны «негромкие», камерные темы, а для московской школы - темы большого общественного звучания, выраженные монументально, ярко и внушительно, прослеживается коренная связь с архитектурой, большое место занимает тема столицы.

В гобеленах московской школы широко применяется наборное ткачество, или «тканье мотивами», а в петербургской школе -ткачество в линию.

Петербургскую школу гобелена отличает более «трепетное» отношение к качеству ткачества в целом. Хотя в последние годы положение изменилось, и школы в этом отношении выровнялись. Сотрудничество «на равных» художника - автора картона и художника - исполнителя стало свойственно только с середины 1990-х годов.

Развитие гобелена в 1970-1990-е годы разделяется на три периода в зависимости от основных тенденций. Так, в 1970-е годы создано много уникальных выставочных образцов гобелена, знаменующих принципиальный отказ от лозунга «искусство в быт», характерного в предыдущее десятилетие. Произведения художников гобелена 1970-х годов отличают ярко выраженное индивидуальное творческое видение, авторская интерпретация взаимодействия v* гобелена и интерьера, умение вписать их в контекст актуальной художественной тенденции.

Характерным направлением десятилетия, точнее середины 1970-середины 1980-х годов, было широкое развитие выставочной деятельности. Это обеспечивалось, прежде всего, постоянным поиском оригинальных приемов в технологии переплетения гобелена. Фактурные гобелены с применением авторских техник переплетения создавали оригинальные поверхности.

1980-е годы ознаменованы сочетанием как приверженности классическому гобелену, так и поисками новых форм. В этот период расширялась палитра художественных средств, появлялись оригинальные пластические решения. Гобелен приобрел крупную, энергичную фактуру, широко раздвигая границы возможностей материала и техники, их использования и допустимых сочетаний.

Развивалось пластическое направление.

Благодаря усилиям мастеров гобелена, специалистов в области искусства увлечение новациями, тем не менее, не нарушило существовавшие ранее традиции российского гобеленового ткачества.

В соответствии с общемировыми тенденциями развития интерьера с широким привлечением рукотворных вещей в начале 1990-х годов гобелен стал уверенно возвращаться на плоскость стены.

Нынешний этап развития искусства гобелена характеризуется принципиальной дифференциацией развития художественного творчества. Искусство гобелена в России успешно развивается, обогащаясь шедеврами отечественных мастеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К XVIII веку в интерьерах парадных покоев дворцов и домов знатных особ отечественные и французские гобелены заняли прочное место. Российские классические гобелены отличались большим разнообразием, что отражает многообразие направлений европейских стилей и особенности развития отечественного декоративного искусства.

Гобелены производства петербургской шпалерной мануфактуры в большинстве отличались характерной золотисто-коричневой гаммой, ставшей впоследствии излюбленной для российской школы гобелена. Кроме того, развилось характерное для России направление портрета.

Первоначально место российского классического гобелена в интерьере определялось интуитивно, по подобию расположения восточных ковров. С XVIII века - по образцам оформления западноевропейских интерьеров в соответствии с архитектурными членениями помещений.

С конца XVIII века до 1940-х годов в России, как и в Западной Европе, производство гобеленов постоянно снижалось. В этот период гобелен постепенно стал терять характерные черты, свойственные ему, как виду декоративно-прикладного искусства, он представлял собой тканый вариант живописной картины.

Можно говорить о возрожденном гобелене, как свидетельстве возобновления его производства после продолжительного периода упадка, деградации художественных и декоративных качеств. В России искусство гобелена стало возрождаться с 1940-х годов на основе сформулированных Ж.Люрса принципов.

Отечественная школа гобелена формировалась постепенно, следуя эволюционному процессу, ее расцвет начался на фоне общего подъема советского декоративно-прикладного искусства и бурного развития различных его видов в 1960-е годы. Качественные черты, отличающие российскую (советскую) школу гобелена, это приверженность гладкому гобелену, принадлежащему плоскости стены, и высокая образная содержательность работ.

В диссертации выявлены три основные направления развития российского гобелена: фактурное, пластическое и плоскостное изобразительное, которое включает цветовое, графическое, фольклорное и другие направления.

Впервые предлагается классификация гобеленов по следующим критериям: форме, отношению к стене, фактуре, количеству слоев, частей и сторон, поверхностной целостности тканого полотна, художественному виду. Важнейшими являются критерии формы (выделяется плоский и формообразующий или пространственный гобелены) и фактуры (различают гладкий, фактурный, мелкофактурный, крупнофактурный и рельефный гобелены).

По принципу композиционной взаимосвязи гобелена и предметно-пространственной среды интерьера выделяются два вида гобелена: гобелен, изготовленный с учетом конкретного интерьера и гобелен как выставочный экспонат.

Приёмы размещения гобеленов в общественных интерьерах подразделяются на два типа в зависимости от их места в архитектурной среде: на стенах и в пространстве интерьера.

Форма, функция и расположение гобелена в интерьере находятся во взаимозависимости. Гобелен может выполнять функции организации центра композиции всего интерьера, акцентирования различных частей интерьера, разделения пространства на зоны, создания части композиционной структуры целого.

Декоративные гобелены выступают по-разному в зависимости от формы и размещения в интерьере как пятно, используя принцип станковизма, как плоскость, используя принцип монументализма, или как форма, используя скульптурный принцип.

При формировании образа интерьера посредством гобелена учитывается композиционная (цвет, свет, ритм, форма, масштаб), смысловая (тема) и функциональная взаимозависимость гобелена и предметно-пространственной среды. Это влияет на композиционный строй гобелена и характер его изображений. Выделяются гобелены ассоциативно-образные, сюжетно-тематические и иллюзорные.

В России сложились две самостоятельные школы гобелена -московская и петербургская, которые формируют направления развития этого вида декоративно-прикладного искусства, обеспечивают сохранение национальных особенностей изготовления гобеленов.

В 1970-е годы сформировалась тенденция отказа от прикладничества, декоративное творчество утверждалось в духовной художественной самоценности, равноправности с «большим» искусством. В этот период успешно начала решаться проблема взаимосвязи гобелена с интерьером, было создано много уникальных гобеленов с учетом формирования образа интерьера.

1980-е годы были отмечены поиском оригинальных приемов в технологии гобеленового ткачества, развитием пространственного гобелена. В это время активная выставочная деятельность сопровождалась постоянным поиском новых приемов в технологии. Ряд авторов выполняли гобелены полностью оригинальным фактурным переплетением.

Увлечение новациями в 1980-е годы не нарушило традиции российского гобеленового ткачества. Заслуга российских мастеров гобелена состоит в сохранении системы высокой образности и ориентации на выражение декоративно-монументальной функции классического гобелена.

В начале 1990-х годов российский гобелен стал уверенно возвращаться на плоскость стены, что соответствовало общемировым тенденциям. Высокая образная содержательность и качество исполнения работ последних лет подтверждают наличие традиции и уникальность отечественного гобелена, его обладание значительным гуманистическим началом. Сам материал и широкие художественно-декоративные возможности обеспечивают ему перспективы развития в общественном интерьере.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бещева, Нина Игоревна, 2004 год

1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. Избранные искусствоведческие работы. Западно-европейское искусство. Русское и советское искусство. Вступительная статья Д.И.Сарабьянова. М., Сов. худ., 1979.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., Искусство, 1976, 287 е., 124 л. илл., цв. илл.

3. Арманд Г. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани под редакцией Н.Н. Соболева. М.-Л.,1931.

4. Бирюкова Н. Западно-европейские шпалеры в Эрмитаже 15-н.16в. Прага: Артия - Л.:Советский художник, 1965, 39с., 100л.цв.ил.

5. Бирюкова Н. Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа. Л., Аврора, 1974.

6. Борисова Е.А.,Стернин Г.Ю. Русский модерн.М.:Галарт, 1994,360с.с ил.

7. Булгаков Ф.И. Художественная энциклопедия. Иллюстрированный словарь искусств и художеств.2т.-СПб., 1 886-1 887.

8. Буров А.К. Об архитектуре. М.,Госстройиздат,1960,146с.с ил.

9. Ю.Вейнер П.П. Убранство Гатчинского Дворца.- Старыегоды,1916,№62-63,с.5-14.11 .Верховская А.С., Бирюкова Н.Ю. Западно-европейские шпалеры 14-18вв., Государственный Эрмитаж. Путеводитель по выставке. М.:Искусство, 1956,36с., 1 1л.ил.

10. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., Искусство, 1970, 591 с.

11. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 4 т. СПб., Лита, 2000.

12. Н.Воронов Н. Интерьер и декоративное искусство.Современное декоративное иск. 1973-1974/составитель Н.С.Степанян/.М.:Сов. худ., 1975,с.81-98.

13. Габриэль Г. Гобелен и интерьер. Кто Кого? Декоративное искусство СССР, 1988, №10.

14. Габриэль Г. Мини- и макси-текстиль.-Декоративное искусство СССР,1989,№10,с.46-47.

15. Гассанова Н. Бердников К.-Декоративное искусство СССР,1979,№10,с.7-8.

16. Гилодо А. Прикладное завтра, декоративное - вчера // Декоративное искусство, 1999, №1-3.

17. Гобелен на выставке и в интерьере/материалы "Круглого стола"подготовили Л.Крамаренко и О.Кабанова/.-Декоративное искусство СССР,1986,№8,с.4-1 1.

18. Гобелены: Альбом гобеленов Санкт-Петербург.Высш.худ.-пром.училища барона фон Штиглица А.Л./бывш.им.В.И.Мухиной/ Спб.:Гиппократ. 1994,97с.с цв.ил.

19. Гогель Ф.В. Ковры. М.:Гос.изд-во архитектуры и градостроительства, 1950,2 1 Ос.с ил.,5л.ил.

20. Декоративный текстиль в интерьере. Группа "Интерьер'7интервью с гл.худ.КДПИ Лыжиной В.В./. -Декоративное искусство СССР, 1985,№11,с.12-15.

21. Дицкая Л.А. Проектирование тематического гобелена для общественного интерьера /учебное пособие//Моск. архитектурный институт; Моск. высшее худ.-пром. училищеб. Строган овское/М.,1987,19с.,23л.ил.

22. Жадова Л. В доме Леже // Декоративное искусство СССР, 1958,

23. М 25.Жовтис Н. Из беседы за «круглым столом» на тему «Гобелен навыставке и в интерьере»//Декоративное искусство СССР, 1986, №8.

24. Жоголь Л. Гобелены Марка Сен-Санса в Киеве.-Декоративное искусство СССР,1978,№8,с.34-36.

25. Жоголь J1.E. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий. Киев:Буд1вельник, 1978,104с.

26. Жоголь JT.E. Декоративное искусство в современном интерьере.Киев:Буд!вельник,1986,193 с.

27. Заславская С. Гобелен. Тема и структура.-Декоративное искусство СССР,1977,№2,с.4-6.

28. Иван Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Часть 1. М., 1895.

29. Иконников А. Самоценность-первооснова синтеза.-Декоративное искусство СССР,1979,№8,с.10-13.

30. Иконников А.В. Поэтика архитектурного пространства. Искусство ансамбля. М.: Изобразительное искусство, 1988, с.163-204.

31. Искусство и история Парижа и Версаля.Ред.Бонеки.М-П., 1996.

32. Кабанова О. Катя Нестерова./Гоб."Лиса"./ Декоративное искусство СССР,1991,№1,с.22.

33. Калниете Сандра. Триеннале молодых художников Прибалтики. -Декоративное искусство СССР, 1985,№2,с. 16-1 7.

34. Кантор Е.,Негневицкая О. На чём строился эффект старинных шпалер.-Декоративное искусство СССР, 1986,№1 I,с.44-45.

35. Кантор Е.,Негневицкая О. Эстетизация технологии.-Декоративное искусство СССР, 1988,№4,с.29-30.

36. Кантор К.М. Споры и художественная практика // Декоративное искусство СССР, 1970, №10.

37. Каплан Н. Выставка Г.Орловой.-Декоративное искусство СССР,1975,№9,с.6-8.

38. Каплан Н. Машинное ковроделие.-Декоративное искусство СССР,1974,№9,с.20-23.

39. Каплан Н. Советские гобелены // Декоративное искусство СССЗ, 1965, №5.

40. Кибалова Л. Гобелены. Ковры, в кн.:Большая иллюстрированная энциклопедия древностей.Прага, 1980.

41. Кильпе Т.Л.,Мельникова Н.В. Об интерьере.М.:Молодая гвардия,1976.

42. Коваль Р. Вселенная Жана Люрса. Декоративное искусство СССР,1983,№4.

43. Коваль Р. Ленинградский текстиль.-Декоративное искусство СССР,1974,№9,с.15-19.

44. Коваль Р. Очарование мильфлёра.-Декоративное искусство СССР,1984,№5.

45. Коваль Р. Пять лет "Синего гобелена".-Декоративное искусство СССР,1976,№8,с.20-22.

46. Коваль Р. Современная ленинградская шпалера.-Декоративное искусство СССР,1971,№2,с.40-43.

47. Ковры РСФСР.М, 1952,9с., 112л.цв.ил.

48. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.М.: 1981.

49. Копачев В. Мини-арт /о творч. Колесниковой И. и Нечепорук М./ Декоративное искусство СССР, 1990,№9,с.5-6.

50. Коршунова Т.Т.Ясинская И.М. Русские Шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура.Л.:Худ-к РСФСР, 1975,270с., 187цв.ил.

51. Кочергина О. Круглое ткачество Перу.-Декоративное искусство СССР, 1988, №1.

52. Кочик О.Я. Мир Гогена. Автореферат дис-и на соиск. уч. степ, докт. искусствоведения. Гос. ин-т искусствознания. М., 1993,54с.

53. Крамаренко Л. Гобелены, стекло, керамика. Моск. худ-ки -ленинскому юбилею.-Декоративное искусство СССР, 1970,№4,с.25-26.

54. Крамаренко Л. Московский гобелен: эволюция без революции // Декоративное искусство СССР, 1990, №8, с. 7-10.

55. Крамаренко Л.Г. Заславская. М.:Сов. худ., 1988,95с.с цв. ил.

56. Крамаренко Л.Г. Отечественное декоративное искусство XX века. Очерки. М., 2003, 159 с. с ил.

57. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Около 700. М., Сов. худ., 1961, 190 с.

58. Крюкова И. О природе декоративного искусства. Сбор.ст. : Современное декоративное искусство 1973-1974.Сост.Степанян Н.С., М.:Сов.худ., 1975,с.19-25.

59. Кума X. Ковры Мари Адамсон.-Декоративное искусство СССР,1970,№7,с.52.

60. Кума X. Мари Адамсон. М.,1991.

61. Кума X. Эльги Реэметс.-Декоративное искусство СССР, 1975,№2,с.37.

62. Кума X. Ясность декоративного образа.-Декоративное искусство СССР, 1959,№1,с.21-24.

63. Курц Б.Г. Сочинения Кульбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Сборник студенческого историкоэтнографического кружка при Императорском университете Св. Владимира. Выпуск 6. Киев, 1915.

64. Лисициан М.В., Новикова Е.Б., Петунина А.Б. и др. Интерьер общественных и жилых зданий.М.: 1973.

65. Логинов В. Встречи с худ-ми./Мишель Рагон.Возрождение ремесла.-Декоративное искусство СССР,1969,№2,с.34-44.

66. Лосев Ф.А. Форма.Стиль.Выражение.М.: Мысль,1995.

67. Львовский Ф.А. Сценический занавес. Художественно-композиционные возможности.М.,МХПИ им. графа Строганова, 1993,39с.с 23ил.и Зтабл.

68. Макаров К. "Натурстиль" 70-х годов.-Декоративное искусство СССР,1979,№2,с.21-26.

69. Макаров К. Выразительность условных форм.-Декоративное искусство СССР,1965,№1,с.25-26.

70. Макаров К.А. Наши критерии // Декоративное искусство СССР, 1964, №3.

71. Макаров К.А. О функции декоративного искусства // Творчество, 1970, №8.

72. Мельникова Н. О масштабности в интерьере.-Декоративное искусство СССР,1963,№8,с.1 1-14.

73. Мельникова Н.В. Гобелен в интерьере жилых и общественных зданий./учебное пособие//Моск. архитектурный институт; Моск. высшее худ.-пром. училище/б.Строгановское/М., 1980,3 1 е., 19 л.ил.

74. Минкявичус Й.К. Интерьер и монументально-декоративное искусство.М.:Стройиздат,1 974,88 с.

75. Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск,1984.

76. Монахова Л. В диалоге с архитектурой.-Декоративное искусство СССР,1985,№11,с.16-20.

77. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных и скусств.М.: Искусство, 1982,191 с.

78. Начулене Д. О композиционной структуре уникального текстильного панно Литвы. Современное декоративное искусство 1977-1978.М.:Сов. Худ.,1980,с.58-67.

79. Начюлене Д.-А. В.-Д. Тенденции развития текстильного панно советской Литвы и вопросы его синтеза в интерьере./ Моск. высшее худ.-пром. училище /б.Строгановское/. Дис-я на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1979,145с.

80. Неймышева Л.Г. Декоративно-прикладное искусство Латвийской ССР,М.,1990.

81. Некрасова М. На поворотах истории. О декоративном и народном искусстве 1950-1990-х годов // Декоративное искусство, 1998, №1-2.

82. Некрасова М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве. // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер, архитектурная среда. М., 1988.

83. Некрасова Н. Феномен Шушкановых. Почему искусство не стареет? // Декоративное искусство, 2001, №4.

84. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий:Художественные проблемы.2-е изд.,перераб.и доп.М.:Стройиздат, 1991,386с.с ил.89.0нуфриенко Г. Двенадцать Лозаннских Биеннале. -Декоративное искусство СССР,1988,№9,с.4-9.

85. Орлова Н.Г. Текстильные изделия в общественном интерьере/учебное пособие//Моск. архитектурный институт; Моск. высшее худ.-пром. училище /б.Строгановское/М., 1988,73с.

86. Перфильев В. Текстильные ритмы.-Декоративное искусство СССР,1979,№1 1,с.31-33.• 92.Письма и бумаги императора Петра Великого, 1688 1701. Том 1 - СПб, Государственная типография, 1887.

87. Полянский А.Т. Архитектурное творчество и стандартизация строительства. М., Стройиздат, 1971, 323 с. с илл.

88. Пономарева Е.С. Интерьер и оборудование гражданских зданий. Минск,1976.

89. Пономарева Е.С. Цвет и интерьер. Минск,1984.

90. Придатко Т. Гобелены и ткани Людмилы Жоголь.-Декоративное искусство СССР, 1976,№12,с.38-41.

91. Прокофьев В.Н. Шесть веков французской шпалеры. Об искусстве и искусствознании. М.:Сов. худ., 1985,с.244-25 1.

92. Пронина И. Декоративное искусство в ансамбле общественного интерьера 70-х начала 80-х годов.Современное дек. иск. М.:Сов.худ.,1984,с.155-169.

93. Пугачева Э. Застывшая музыка гобелена/А.Кищемо. Гобелен "Музыка'7-Декоративное искусство СССР, 1976,№5,с.23-25.

94. ЮО.Пылдроос Э. Гобелен-занавес.-Творчество, 1984,№ 1 1.

95. Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани.М., 1968.

96. Русские шпалеры XVIII-h.XXb. Каталог выставки. Автор вступит, статьи и составитель каталога И. М. Ясинская.Л., 1975,34с.

97. Рюмина И. Гобелен , архитектура, музыка.-Декоративное искусство СССР,1 976,№12,с. 14-15.

98. Рюмина И. Литовский опыт.-Декоративное искусство СССР, 1971 ,№4,с. 12-14.

99. Рюмина И. От ткачества к гобелену.-Декоративное искусство СССР,1978,№3,с.42-43.

100. Рюмина И. Текстиль в оформлении кубов.-Декоративное искусство СССР,1971,№9,с.13-16.

101. Рюмина И. Художник и комбинат.-Декоративное искусство СССР, 1988,№6,с.8-9,фото гоб.с.8.

102. Савицкая В. Апофеоз кризиса. Межд.выст-ка гобелена.-Декоративное искусство СССР, 1976,№8,с. 19-25.

103. Савицкая В. Гобелен пластика активная.-Декоративное искусство СССР,1972,№4,с.1-9.

104. Ю.Савицкая В. Гобелен и пространство.-Декоративное искусство СССР,1975,№3,с.6-9.

105. Савицкая В. Гобелены А.Воронковой.-Декоративное искусство СССР,1976,№11,с.45.

106. Савицкая В. Динамичная пластика гобелена./Гоб. М. Бабянскене-Левитан/.-Декоративное искусство СССР, 1976,№6,с. 1 1-14.1 13.Савицкая В. Кочующие стены.-Декоративное искусство СССР,1969,№1,с.24.

107. Н.Савицкая В. Превращения шпалеры. М.гГаларт. 1995,с.86.

108. Савицкая В. Фольклор и история в гобелене и керамике.-Декоративное искусство СССР, 1984,№7,с. 1-5.1 16.Савицкая В. Юозас Бальчиконис : цвет и ритм. Декоративное искусство СССР, 1973,№12,с. 14-18.

109. Савицкая В.И. Гобелен в системе пластических искусств XX века./Искусство ансамбля.М.: Изобр. иск-во. 1988,с.363-387.

110. Савостьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве,М.:Изобр. иск., 1970,247с.121 .Сарьвьянова Д.В. Стиль Модерн.М.:Искусство, 1989.

111. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев, 1988.

112. Соболев И,Н.,Урбах А.И. и др. Архитектура общественных зданий и сооружений.М., 197 1.

113. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.М.-Л.,1934.

114. Современный гобелен и пространство./Круглый стол "ДИ СССР"./- Декоративное искусство СССР, 1976,№7,с. 13-18.

115. Соловьев Н. Гобелен в интерьере.-Декоративное искусство СССР,1985,№2,с.10-13.

116. Соловьев Н. Кто автор общественных интерьеров.-Декоративное искусство СССР, 1985,№12,с. 10-14.

117. Соловьев Н. О структурной гармонии пластических искусств архитектуры.Сборник статей : Советское декоративноеискусство, 1976./Составители Степанян Н.С.,Аронов В.Р./ М.: Со в.Худ., 1978,с.108-128.

118. Спилиоти О. Императорская шпалерная мануфактура // Художественные сокровища России, 1903, №4-8.

119. Стемпаржецкий А.Г. Декоративные ткани в русском интерьере. Л., 1958.

120. Степанов Г.П. В содружестве с архитектурой: О синтезе современной архитектуры с прикладным и монументальным искусством. Л., Худ. РСФСР, 1966, 95 с. с илл.

121. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Л., Худ. РСФСР, 1973, 182 с. с илл.

122. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. -Л., Худ. РСФСР, 1984, 319 с. с цв. илл.

123. Степанян М. Гобелен-занавес.-Декоративное искусство СССР,1978,№7,с.21-24.

124. Страутманис И. Гобелен и интерьер.-Декоративное искусство СССР,1975,№3,с.10-12.

125. Стриженова Т. Гиви Кандарели. Гобелен. Альбом. М.,1981.

126. Стриженова Т. Гобелен возвращается на стену,- Декоративное искусство СССР,1988,№9,с.8-9.

127. Стриженова Т. Гобелен и образ // Декоративное искусство СССР, 1975, №3.

128. Стриженова Т. Гобелен на выставке и в интерьере. Круглый стол выставки «Гобелен и скульптура». // Декоративное искусство СССР, 1986, №8.

129. Стриженова Т. Рудольф Хеймрат. Гобелен. Альбом. М.,1984.

130. Стриженова Т. Текстильные миниатюры.-Декоративное искусство СССР, 1978,№6,с.6-10.

131. Стриженова Т. Эдит Вигнере. Фотоальбом. М.,1979.

132. Стриженова Т. Экспрессия гобелена

133. Н.Абрамова,гоб."Творчество"/.-Декоративное искусство СССР, 197 6,№4,с.4-5.

134. Стриженова Т.К. Наталья Васильевна Кирсанова. Л.:Художник РСФСР,1976,185с.с ил.

135. Сута Т. Латышская школа современного гобелена.-Декоративное искусство СССР, 1971 ,№6,с.2 1 -24.

136. Сыркина Ф. Театр шпалер.-Декоративное искусство СССР,1983,№5.

137. Сыркина Ф. Ткани и гобелены Н. Кирсановой.-Декоративное искусство СССР,1975,№6,с.6-8.1 50.Тельтевский П.А. Московские шедевры. М.:Московский рабочий,1983,239с.

138. Уваров В.Д. Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса. Автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 2002.

139. Хайт В. Конец тысячелетия и пересмотр мировозренческой парадигмы худ.культуры. Европейское искусство 19-20 веков. Гос. инс-т искусствознания.М.,1998,с.263-279.

140. Ф 159.Чекалина JI. О гобелене.-Декоративное искусство1. СССР, 1984, №6.

141. Через призму "Я"./О разн.худ-прикл. Л.Соколова, гоб. "Сохранить"./-Декоративное искусство СССР, 1991,№4,с.32-35.

142. Швидковский О.А. Искусство взаимодействия. Синтез искусств и архитектура общественных зданий.М.,1974.

143. Шепетис Л. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде.М., 1978.

144. Шуринова Р. Коптские ткани. Альбом. Л.:Аврора,1969,23с.,112ил.

145. Яковлева Е. Ковры РСФСР.М.:Коиз,1959,24с.,8л.ил.

146. Яковлева Е.Г. Курские ковры. М., Коиз, 1955, 63с., 21л.ил.1. НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

147. Amarai Cis.What is tapestry?-Art And artists, 1977,August. * 167.Eug. Muntza «La Tapisserie». Paris.

148. Galina Gabriel.Russian Tapestry,Itnet Inc.Anchorage Alaska USA,Itnet S the Anchorage Museum,1992,USA,pl8-19.

149. Jarry M. La Tapisserie. Art du Xxe siecle. Fribourg,1974.

150. Kuenzi A. La Nouvelle Tapisserie. Bonvet-Geneva, 1971.

151. Kuenzi A. La Nouvelle Tapisserie. Paris-Lausanne, 1981.

152. Lurcat J. Tapisserie fran, caise Paris, 1947.

153. Meilach D. Soft Sculpture and Other Soft Forms. N.Y., 1974.

154. Roy C. Jean Lurcat. Geneve, 1956.

155. Tapisseries de Jean Lursat, Belves, 1957.

156. Thomas M., Maingy C.,Pommier S.L art textile.Geneve, 1985.

157. Tomson W/G/ A History of Tapestry.London, 1973.

158. Verlet P., Florisoone M., Hoffmeister A.,Tabard F.Great Tapestries.Lausanne, 1965.1 79. Weigert R.-A. La tapisserie et le tapis de France. Paris, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.