Государственная политика охраны авторского права в России в конце XX - начале XXI вв.: политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Максимов, Александр Юрьевич

  • Максимов, Александр Юрьевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 189
Максимов, Александр Юрьевич. Государственная политика охраны авторского права в России в конце XX - начале XXI вв.: политологический анализ: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2010. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Максимов, Александр Юрьевич

Методологические основы политологического анализа политики охраны авторского права

1.1. Политика защиты авторского права: понятие, политикоправовая сущность, содержание

1.2. Правовые основы политики защиты авторского права в

Российской Федерации.

Глава

Политико-правовые парадигмы осуществления политик охраны авторских прав в государствах мирового сообщества

2.1. Сравнительный анализ государственных политик в области авторского права США и стран континентальной Европы.

2.2. Трансформация императивов и приоритетов государственной политики охраны авторских прав в России в контексте изменений государственного внутриполитического курса: историко-политологический анализ.

Глава

Демократия как политическая база и условие осуществления политики охраны авторского права

3.1. Демократия как фундамент осуществления политики охраны авторского права в США и странах континентальной Европы.

3.2. Политико-правовые проблемы в сфере охраны и защиты авторского права в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственная политика охраны авторского права в России в конце XX - начале XXI вв.: политологический анализ»

Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, при существовании значительного количества научных работ по проблемам авторского права в России, научная рефлексия кадровой политики, по преимуществу, осуществляется в правовом или философском ключе. Собственно политологические аспекты охраны авторского права остаются, на наш взгляд, не до конца раскрытыми. Связь охраны авторского права с режимом осуществления политической власти, характером развития политических процессов в России и во всем мире, остается не в полной мере исследованной. Изменения, которые привносятся в политику охраны авторского права в связи с изменениями политического режима или корректированием государственного курса отражаются в нормативно-правовых актах, однако сами изменения не получают полноценного научного осмысления.

Во-вторых, ключ к пониманию современных проблем в сфере охраны авторского права во многом кроется в историко-политологическом анализе государственной политики охраны авторского права.

Так, с начала установления власти большевиков в СССР ЦИКом были отменены все нормы гражданского законодательства Российской империи, и стала осуществляться политика национализации имущественной части авторского права. Вместе с тем, и неимущественная, неотчуждаемая, неуничтожимая по самой своей сути и смыслу сторона авторского права также оказалась не защищенной в условиях тоталитарного режима властвования. Моральные права автора на созданное им произведение могли быть уничтожены вследствие репрессии в отношении автора и запрета на продукты его творчества. Автор мог быть осужден к высылке, исключению из союза, заключению и даже смертной казни, причем часто репрессии были нацелены на уничтожение автора именно как носителя творческой мысли. В ряде случаев авторское право было безвозвратно утрачено вместе с его субъектом или объектом.

В 50-80-е годы XX века в СССР при наличии объективного авторского права как правового института, при неукоснительности исполнения его норм, что было характерной чертой советского режима, субъективное авторское право, то есть притязание личности на конкретные возможности реализации свободы творчества и соответствующее поведение общества, государства, должностных лиц, органов, организаций, также не было в достаточной степени защищено. Более того, политика охраны авторского права, основанная на принципах творческих привилегий и политических предпочтений, порой нивелировала само сущностное основание авторского права — воплощение свободы творчества и равенство творческих возможностей с другими субъектами творческой деятельности.

Таким образом, историко-политологический анализ политики охраны авторского права помогает раскрыть генезис и содержание современной российской культуры охраны авторского права.

В-третъих, во всем мире накоплен серьезный опыт в сфере охраны и защиты авторского права. Анализ этого опыта, сравнение положительных и негативных аспектов реализации различных подходов к охране авторского права, применяемых в разных странах, позволяет увидеть нынешнее состояние авторского права в России во всей его объективности и выстроить стратегические направления его совершенствования с учетом зарубежного опыта. Развитие авторского права в странах Северной Америки и западной Европы показывает детерминированность уровня защищенности права на свободное творчество, права на граждан на доступ к культурным ценностям и степени их гармонизации уровнем развития в стране демократических ценностей, процедур, отношений и институтов.

В-четвертых, государственная политика охраны авторского права в России сегодня лишена стратегического измерения. Имеет место искусственное перенесение опыта зарубежных стран в российское политико-правовое пространство. На наш взгляд, он не осмысливается во всей объемности и глубине своего1 социокультурного и социальнополитического содержания, которое рефлексировал ось несколько- веков европейскими и американскими теоретиками политики и права; В практике правоприменения порой имеет место упрощенное,4 эмпирическое, в некотором смысле — обывательское понимание авторского права. Органами государственной власти, и авторскими обществами, и гражданами подчас игнорируется весь глубинный смысл авторского права: его содержание низводится до права работника-на оплату труда. В их словах и деятельности настолько отсутствует идеология и концепция, что за нее в итоге выдается следование букве (не духу) закона и соответствие чьему-то опыту.

В этом смысле, закономерно и даже неизбежно, что деятельность по охране авторского права не осмысливается ее субъектами во всей её потенциальной глубине. Так, российские авторские общества, преимущественно занимаясь управлением интеллектуальной собственностью, не уделяют практически никакого внимания авторско-правовому просвещению, воспитанию авторско-правовой культуры граждан. Дело не только в том, что государство и общество не заинтересованы в просвещении, поскольку эта деятельность не приносит прямых и быстрых экономических выгод. Суть проблемы заключается в том, что воспитание не может и не должно строиться на пустом месте, на обыденном понимании реальности, на отсылках к «иностранному опыту».

Воспитание встраивает объект в картину мира, а значит, должно строиться вокруг концепции, доктрины. Но следов этой концепции в деятельности государства и авторских обществ мы не обнаруживаем.

Преодоление этой ситуации должно начаться с разработки Концепции государственной политики охраны авторского права, в которой бы определялись ее цель, задачи, ведущие'приоритеты, опорные принципы и основное содержание. В основу Концепции должна быть положена ключевая, доктринальная идея о сущности, главном- смысле авторского права, являющего собой непротиворечивое единство право субъекта на продукт творчества (либеральный компонент) и права общества на доступ к культурным благам (демократический компонент).

Эти обстоятельства, в первую очередь,.обусловливают актуальность и значимость политологического аналнза политики охраны авторского права в России в конце XX - начале XXI вв.

Степень научной разработанности темы

Все многообразие научных источников и литературы, имеющих отношение к теме диссертационного исследования, мы условно разделили на несколько групп, в. соответствии с содержанием круга проблем, на которых сосредоточено внимание исследователей. ‘

Авторское право как институт интеллектуальной собственности исследовалось многими российскими правоведами. Часть исследователей рассматривали, авторское право с позиций теории права, конституционного и гражданского права. Их научные труды образуют теоретикометодологическую базу изучения авторского права1. Другие* ученые

1 Алексеев С.С. Философия права: История и современность, проблемы, тенденции, перспективы. - М.: Издательство НОРМА, 1998. - 336 с.; Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. - М.: Госюриздат, 1957.

- 278-с.; Бентли Д., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: авторское право /Пер. с англ. В.Л.Вольсона.- СПб: Издательство

Юридический- центр Пресс», 2004.- 535 с.; Гордон А. Практические работы по гражданскому праву. - СПб.: Типо-лит. Ю.Я. Римана, 1905. - 425 с.; Зенин И.А. Основы гражданского права России (конспект лекций для специалистов по праву интеллектуальной собственности). - М.:

Юридическая литература, 2003. - 288 с.; Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М.: Мысль, 1972. - 472 с.; Керимов Д.А., Кейзеров Н.М., Шамба Т.М. Интеллектуальная собственность как научная категория и концентрировали внимание на‘роли и месте авторского права в системе прав и свобод человека, практике применения норм авторского права2.

Научные работы, в которых исследуется иностранный опыт и 3 традиции защиты авторского права , составляют вторую группу исследований. междисциплинарная методологическая проблема. - М.: МАИ, 1990.; Халипова Е.В. Конституционно-правовая концепция интеллектуальной собственности. - М: Диалог МГУ, 1998; Максимова Л.Г. Авторское право.-М.: Гардарики, 2005.-383 с.; Нерсесянц B.C. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. - М.: Юристъ, 1996. - 160 с.; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 752 с.; Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974. - 351 с. и др.

2 Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юридическая литература, 2008. - 176 с.; Долгин А.Б. Экономика символического обменам - М.: ИНФРА-М, 2006. - 632 с. http://artpragmatica.ru/book/; Луцкер А.П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ.- М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.-416>с.; Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. - М.: М3 Пресс, 2000. - 242 с.; Матузов Н. И. Личность, права, демократия. Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов: 1972. - 292 с.; Матузов II. И. Правовая система и личность. - Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1987. - 294 с.; Соцуро Л.В. Неофициальное толкование норм российского права. - М.: Издательство РУДН, 2006. - 106 с.

3 Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI-XIX веках,- М.:

Новое литературное обозрение, 2004.- 400с.; Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 592 с.;Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Белые альвы, 1996. - 400 с.; Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии, Франции, Англии и России: Исследование. Литературная собственность, ее понятие, история, объект. Т. 1 — С.-Пб.: Тип. М.И. Попова, 1878. - 576 с.; Гальперин-Каминский И.Д. Общая польза авторского права. С приложением письма к русской печати Эмиля Золя и текста законов о литературной и художественной собственности: американского, бельгийского и испанского, Бернской конвенции 1886 г. и французского декрета 1852 г. - СПб: А.Ф.Цинзерлинг, 1894; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: пер. с франц. В.А. Туманова. - М.: Международные отношения, 1996. - 400 с.;

История становления международного авторского права, основные тенденции и перспективы его развития находится в центре внимания ученых, работы которых составили третью группу исследовании .

История развития авторского права в России, а также изменение приоритетов политики его охраны в контексте изменений государственного внутриполитического курса рассматривается в работах, объединенных нами в четвертую группу исследований5.

Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. - М.: Дело, 1992. - 144 с.; Лессиг Л. Свободная культура / Пер. с англ.- М.: Прагматика культуры, 2007. - 272 с.; Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Белые альвы, 1996. - 400 с. и др.

4 Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. Международная охрана произведений литературы-И'науки: -М.: Наука, 1973.- 336 с.; Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву- М.: Междунар. отношения, 1978. - 176 с.; Гольдовский

О. Международная охрана авторского права// Юридический вестник. Издание Московского Юридического Общества. - М.: Тип. А.И.

Мамонтова и Ко. -1888. - N 6, 7. - С. 226-263; Мартенс Ф. Ф. Международное право цивилизованных народов, т. И. - СПб., 1905; Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву- М.: Междунар. отношения, 1978. - 176 с.; Пиленко А.А. Международные литературные конвенции. - СПб, тип. Мор. м-ва, 1894. - 555 с. и др.

5 Баженов В.В. У истоков авторского права в России //Правовые идеи и государственные учреждения (ист.-юрид. исслед.). Межвуз. сб. науч. тр./Свердлов. юрид. ин-т.-Свердловск: УрГУ, 1980. с. 148-152; Бакунцев

А.В. Авторское право в русской журналистике и литературе XVIII - XIX веков: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. - М.: 1999. - 24 с.; Богш А. Бернская конвенция 1886 года в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. -1995.- № 10. - С. 32-37; Гордон М.В: К истории возникновения авторского права в России// Ученые записки Харьковского Юридического Института. - Харьков: Изд-во Харьк. юрид. ин-та, 1948; Вып. 3. - С. 171-192; Закон об авторском праве. С изложением рассуждений и материалов, на коих он основан / Сост.: Коптев Д.А. - С.-Пб.: Изд. юрид. кн. магазина Н.К. Мартынова, 1911. - 434 с.; Исаев И.А. История государства и права России. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 448 с.; Калмыков П.Д. О литературной собственности вообще и в особенности об истории прав сочинителей в России. Рассуждение орд. проф. Имп. C-Пб. ун-та, д-ра прав П.Д.Калмыкова, чит. на публичном акте У нив. 8-гщ февр. 1851. - СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1851. - 93 с.; Канторович Я.А. Авторское право на литературные,

Таким образом, комплексный подход к анализу политики охраны авторского права в России может быть реализован за счет изучения и анализа достаточно широкого спектра литературы и источников. Задача диссертанта заключалась в обосновании выдвигаемых гипотез с привлечением научной литературы и источников, в< опосредованном и ассоциативном их соотнесении, в критическом осмыслении теоретических положений и методов их доказательства.

Вместе с тем, обобщая степень разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной литературе, можно сделать следующий вывод. Несмотря на сравнительное обилие работ, раскрывающих теоретические проблемы авторского права и политики его охраны, государственная политика охраны авторского права* в России в конце XX - начале XXI вв. еще не рассматривалась в качестве специального* самостоятельного политологического исследования. Следовательно, в этом отношении, избранная тема диссертации характеризуется актуальностью и новизной. •

Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи представителей мировой политологии, правоведения, по проблемам авторского права и политики его охраны.

Особое значение для настоящей работы имеют научные труды по вопросам прав и свобод человека и гражданина, правового государства, конституционализма, по теоретической разработке проблем демократии и либерализма. В том числе, следующих ученых: Б.С.Антимонова, музыкальные, художественные и фотографические произведения: Систематический комментарий к закону 20-го марта 1911 г. - с историческим очерком и объяснениями, основанными на законодательных мотивах, литературных источниках, иностранных законодательствах и судебной практике - 2-е изд., доп. - Петроград: Тип. АО б. «Брокгауз-Ефрон», 1916. - 802 с.; Канторович Я. А. Авторское право.

Систематизированный комментарий к постановлению ЦИК'а и СНК Союза ССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права». - М.: Юрид. изд-во Наркомюста РСФСР, 1926. - 132 с. и др.

М.М.Богуславского, Э.П.Гаврилова, М.В.Гордона, Н.М.Кейзерова, М.Н.Кузнецова, Г.В.Мальцева, В.С.Нерсесянца, В.С.Репина, Б.С.Розова, В.А.Рясенцева, И.В.Савельевой, А.П.Сергеева, И.С.Яценко и др. В исследовании использовались методы социально-философского, политологического, исторического анализа и синтеза, классификации и систематизации, теоретического обобщения, описания и другие.

Основное источниковое поле работы составляют формы авторского права Российской Федерации, актов конституционного, гражданского, административного законодательства РФ; международно-правовые документы по проблемам прав человека, авторского права и интеллектуальной собственности, Конституции, законы и другие нормативные акты США и Европейских стран, а также законодательные акты, характеризующие предшествующие периоды осуществления политики охраны авторского права в России.

Объектом исследования является охрана авторского права в современной России.

Предметом исследования являются особенности современной российской политики охраны авторского права.

Целью диссертационного исследования является политологический анализ и предложение путей и направлений оптимизации государственной политики охраны авторского права в современной России.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих исследовательских задач:

• Осуществить историко-политологический анализ процесса трансформации императивов и приоритетов государственной политики охраны авторских прав в России в контексте изменений государственного внутриполитического курса;

• Осуществить сравнительный анализ государственных политик в области авторского права США и стран континентальной Европы;

• Рассмотреть политику охраны авторского права в контексте становления и развития демократии в США и странах континентальной Европы;

• Проанализировать сущность, содержание и генезис политикоправовых проблем в сфере охраны авторских прав в современной России;

• Предложить пути оптимизации политики охраны авторского права в современной России.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. На основе историко-политологического анализа процесса трансформации императивов и приоритетов государственной политики охраны авторских прав в России доказана зависимость степени и характера защиты авторского права от режима осуществления политической власти в стране;

2. На основе сравнительного анализа государственных политик в области охраны авторского права зарубежных стран показана детерминированность развития авторского права становлением демократии и наличие прямой связи между типом демократии и формой политики охраны авторских прав;

3. На основе историко-политологического анализа выявлены особенности политики охраны авторского права в России в различные периоды исторического и политического развития;

4. Проанализированы сущность, содержание и генезис политико-,правовых проблем в сфере охраны авторских прав в современной России и предложены пути оптимизации политики охраны авторского права в современной России

Положения, выносимые на защиту:

1. Степень и характер защиты авторского права зависит от режима осуществления политической власти в стране. Данное положение раскрывается в следующих тезисах:

• Тоталитарный режим властвования в России предполагал практически полное нивелирование сущности и содержания авторского права. Стремление правящей элиты к глобальному господству и контролю над сферой науки и культуры, подавлению личной свободы и предотвращению любых проявлений политической неконвенциональности, реализовывалось, в том числе, посредством сохранения за элитой возможности отчуждения от личности авторского права как в его имущественной, так и в неимущественной форме.

• При авторитарном режиме осуществления власти, определявшем характер функционирование политической системы СССР в 60-80-е годы XX века, политика охраны авторского права была частью советской культурной политики, основывающейся на императиве политизации культурной деятельности. Ее характерной чертой являлось наличие привилегий, имеющих имущественное выражение, у узкого круга представителей творческой интеллигенции -авторской «номенклатуры», и их отсутствие у остальных авторов, составлявших абсолютное большинство. При наличии объективного авторского права как правового института, при неукоснительности исполнения его норм, субъективное авторское право, то есть притязание личности на конкретные возможности реализации свободы творчества и соответствующее поведение общества, государства, должностных лиц, органов, организаций, не было в достаточной степени защищено. Политика охраны авторского права, основанная на принципах творческих привилегий и. политических предпочтений, нивелировала само сущностное основание авторского права — воплощение свободы творчества и равенство творческих возможностей с другими субъектами творческой деятельности.

2. Авторское право как воплощение свободы творчества, свободы воли ' творческого индивида в полной мере раскрывается во всех своих гранях только в рамках демократии, которая базируется на понятии свободы и при которой свобода культивируется как ■ ' ценность. Существует прямая связь между типом демократии и основной формой политики охраны авторских прав. В странах либеральной демократии и авторское право, и политика его охраны имеет форму Copyright, в то время как Droit d'author как форма политики охраны авторского права, имеющая демократические основы и содержание, характерна для стран континентальной Европы. Положение раскрывается в следующих тезисах:

• В философии политики и права США охрана авторского права, основывающаяся на Copyright, представляет собой обеспечение баланса между интересами владельцев интеллектуальной собственности, с одной стороны, и потребностями общества, с другой. Ее фундаментальной основой является идея о необходимости примирения либерального права личности на творчество и на продукт творчества с демократическим общественным интересом в развитии культуры при преференции последнего. В последние десятилетия баланс либеральное право — демократический прогресс последовательно нарушался, и сегодня «перевес» оказался на стороне владельцев Copyright, усилились процессы монополизации авторского права. Это знаменует собой, иллюстрирует и во многом является следствием кризиса либеральной демократии американского образца.

• В континентальной Европе охрана авторского права основывается на Droit d'author. Особенности политики охраны авторского права здесь раскрываются сквозь призму императива достижения всеобщего равенства и построения демократического общества. Демократический подход к охране авторского права в европейских странах предполагает и понимание содержания современных европейских проблем в этой сфере.

3. В России в XIX веке авторское право изначально не было глубоко увязано ни со смыслом и содержанием прав и свобод граждан, ни с пониманием социумом и государством общественных интересов, связанных с развитием культуры и техники, как в США и Европе. Его характерной особенностью было фактическое отсутствие коллизии между интересами автора и интересами общества. В XIX веке оно было не столько политико-правовым, сколько политэкономическим и полицейским феноменом, своей сущностью и содержанием отражавшим двуукладное состояние российской экономики и полицейскую сущность внутренней политики государства.

4. Нынешнее состояние сферы охраны авторского права характеризуется двумя взаимосвязанными и исторически детерминированными проблемалш. Во-первых, в России отсутствует оформленный и отработанный механизм охраны авторских прав: в нашей стране до сих пор нет осмысленной политики охраны авторских прав в целом, нет Концепции, в которой бы отражалось или либеральное, или демократическое, или какое-либо другое («национальное», «суверенное») понимание содержания авторского права и политики его охраны. Отсутствие наполненной, с точки зрения политико-правового смысла, политики в сфере охраны авторских прав, оформленных принципов, целей и задач политики рождает вторую группу проблем: у российских граждан и российского общества в целом не сформирована культура использования объектов авторского права. История становления и развития авторского права в России такова, что у населения России не могло сформироваться уважения ни к неимущественной стороне авторского права, ни к имущественным правам правообладателей. Авторское право не воспринимается россиянами как значимая для личности или общества материальная или культурная ценность.

Научно-практическая значимость исследования связана с перспективами осмысления в политологическом ключе сущности и содержания политики охраны авторского права. Ее результаты могут быть использованы как в качестве дополнительной основы для формулирования и корректировки императивов и приоритетов политики охраны авторского права, так и в качестве элемента содержания учебных курсов по дисциплинам политологического, правового и управленческого направления.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Максимов, Александр Юрьевич

ВЫВОДЫ ГЛАВЫ 3

1. Авторское право как воплощение свободы творчества, свободы воли творческого индивида в полной мере раскрывается во всех своих гранях только в рамках демократии, которая базируется на понятии свободы и при которой свобода и равенство культивируются как ценности. Существует прямая связь между типом демократии и основной формой политики охраны авторских прав. В странах либеральной демократии и авторское право, и политика его охраны имеет форму Copyright, в то время как Droit d'author как форма политики охраны авторского права, имеющая демократические основы и< содержание, характерна для стран континентальной Европы.

2. В течение длительного времени фундаментальной основой политики охраны авторского права в США была идея о необходимости примирения либерального права личности на творчество и на продукт творчества с демократическим общественным интересом в развитии культуры при преференции последнего. Либеральное по своему содержанию право Copyright уравновешивалось, дополнялось, обусловливалось и «оправдывалось» правом для остальных граждан на доступ к культурным ценностям, тем самым обеспечивалось демократическое равенств. В последние десятилетия баланс либеральное право — демократический прогресс i последовательно нарушался, и сегодня «перевес» оказался на стороне владельцев Copyright. В силу различных причин, главной из которых является олигархизация американского общества и монополизация авторского права, либеральная идеология постепенно стала вытеснять из авторского права его «демократический противовес». В этом отношении, возросший дисбаланс и возникший на его основе кризис Copyright знаменует собой, иллюстрирует и во многом является следствием кризиса либеральной демократии американского образца.

3. Особенности политики охраны авторского права в государствах континентальной Европы, напротив, раскрываются сквозь призму императива достижения всеобщего равенства и построения демократического общества. Демократический подход к охране авторского права в европейских странах предполагает и понимание содержания современных европейских проблем в этой сфере. Они связаны с тем, что формирование единого европейского пространства обнажает и усиливает неравенства, неравноправие, существующее в сфере охраны авторского права в разных странах Европы.

4. В России нет концептуального понимания соответствующих перспектив развития авторского права, поэтому, в отличие от других стран Центральной и Восточной Европы, Россия не имеет нормативно оформленных обязательств об изменении национального законодательства в соответствии с развитием законодательства стран Евросоюза. '

5. Причины массового нарушения, авторских прав в России восходят к двум основным. Во-первых, в России отсутствует оформленный и отработанный механизм охраны авторских прав: в нашей стране до сих пор нет осмысленной политики охраны авторских прав в целом, нет Концепции, в которой бы отражалось или либеральное, или демократическое, или какое-либо другое («национальное», «суверенное») понимание содержания авторского права и политики его охраны. Отсутствие наполненной, с точки зрения политикоправового смысла, политики в сфере охраны авторских прав, оформленных принципов, целей и задач политики рождает вторую группу проблем: у российских граждан и российского общества в целом не сформирована культура использования объектов авторского права. История становления и развития авторского права в России такова, что у населения России не могло сформироваться уважения ни к неимущественной стороне авторского права, ни к имущественным правам правообладателей. Авторское право не воспринимается россиянами как значимая для личности или общества материальная или культурная,ценность.

6. Об отсутствии в России концептуальной базы и политико-правовой культуры охраны авторского* права свидетельствуют также некоторые аспекты деятельности авторских обществ. Пользуясь статусом аккредитованных организаций, они укрепляют статус монополистов -в сфере авторского права России. Игнорируя декларируемую цель «удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан», организации ориентируются на управление имущественными правами и увеличение комиссионных сборов, что приводит к дележу и монополизации «рынка» авторских прав России, коммерциализации всей сферы отношений интеллектуальной собственности. Это не соответствует либеральной парадигме реализации и охраны авторского права, поскольку не отражает и не способствует охране интересов и либеральных свобод всех авторов. В еще меньшей мере деятельность организаций способствует удовлетворению духовных потребностей граждан, посредством обеспечения их доступа к культурным ценностям, то есть не воплощает в жизнь демократической сути авторского права. Более того, собственническая политика авторских обществ уже привела к появлению группы «олигархов» - физических и юридических лиц, собственников «крупных пакетов» авторского права. Авторские общества в России также активно препятствуют деятельности организаций и лиц, выступающих за расширение «свободного доступа» населения России к объектам авторского права.

7. К числу императивов политики охраны авторского права мы считаем необходимым отнести следующие:

• Достижение обществом той степени экономической зрелости, при которой авторские творения станут ощутимой для всех и каждого полновесной экономической ценностью, источником законных и реальных доходов и объектом купли-продажи.

• Общество должно достичь той степени интеллектуальной зрелости, чтобы испытывать и активно выражать и удовлетворять потребности в интеллектуальном и художественном творчестве и приобщении к культуре.

• Общество должно быть зрелым и в политическом отношении. Им должны быть отрефлексированы и интереиоризованы либеральные ценности и ценности демократии, главной из которых должны стать право личности на продукт творчества и равный и открытый доступ граждан к культурным ценностям. На основе такой рефлексии должно быть найдено то соотношение либеральных прав личности и общего блага, реализация которых максимально соответствует политической культуре нашего общества, с одной стороны, характеристикам настоящего этапа его развития, с другой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторское право, в субъективном смысле, представляет собой притязание личности на конкретные возможности реализации свободы творчества и соответствующее поведение общества, государства, должностных лиц, правообязанных граждан, органов, организаций, возможность обращаться в органы, исполнительной власти и суд за защитой своих интересов как автора, опираясь на действие Конституции, законов и иных нормативно-правовых актов и деклараций. Оно является важнейшим элементом статуса, положения личности в обществе и государстве. В объективной парадигме, авторское право — это институт гражданского права, то есть упорядоченная совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием авторских произведений науки, искусства и литературы.

Охрана авторского права нацелена на^ предупреждение правонарушений в гражданско-авторских правоотношениях, а защита - на восстановление нарушенных авторских прав и устранение причин и факторов, ставших основой правонарушения. Социальные и политические функции государственной политики охраны и защиты авторских прав обусловливаются политическим, социальным и культурным значением произведений науки, литературы и искусства, признаваемым государством на протяжении всей сознательной истории человечества. Политика государства в сфере охраны авторских прав — это система государственных мер по охране и защите гарантированных законом авторских прав и правообладателей смежных прав.

Политика каждого из государств в сфере охраны авторских прав базируется на одной из двух правовых концепций: Droit d'author или Copyright. Copyright отражает коммерческий подход к авторскому праву, а концепция Droit d'author в большей степени основана на общечеловеческих представлениях о смысле творчества и справедливости. Для Copyright характерен экономический подход к защите авторских прав и преференция имущественных прав, для- Droit d'author - усиление защиты личных неимущественных (моральных) авторских прав. Авторское право* как воплощение свободы творчества, свободы воли творческого индивида в полной мере раскрывается во всех своих гранях только в- рамках демократии, которая- базируется на понятии свободы и при которой свобода культивируется как ценность. Существует прямая’ связь между типом демократии и основной формой политики охраны авторских прав. В" странах либеральной демократии и- авторское право, и политика' его охраны имеет форму Copyright, в то время как Droit d'author как форма политики, охраны авторского права, имеющая демократические основы и содержание, характерна для стран континентальной Европы.

В философии политики и права США охрана авторского права, основывающаяся на Copyright, представляет собой обеспечение баланса между интересами, владельцев’интеллектуальной'собственности, с одной стороны, и потребностями общества, с другой. Ее фундаментальной основой является идея о необходимости примирения либерального права личности на1 творчество и на продукт творчества с демократическим общественным интересом в развитии культуры при преференции последнего. Либеральное по своему содержанию право Copyright уравновешивалось, дополнялось, обусловливалось и «оправдывалось» правом для остальных граждан на доступ к культурным ценностям, тем самым обеспечивалось демократическое равенство: В последние десятилетия баланс либеральное право - демократический прогресс' последовательно нарушался, и сегодня «перевес» оказался на стороне владельцев Copyright. В. силу различных причин, либеральная идеология постепенно стала вытеснять из авторского права его «демократический противовес». В этом отношении, возросший дисбаланс и возникший на его основе кризис Copyright знаменует собой, иллюстрирует и во многом t является следствием кризиса либеральной демократии американского образца.

В континентальной Европе охрана авторского права основывается на Droit d'author. Особенности политики охраны авторского права здесь раскрываются сквозь призму императива достижения всеобщего равенства и построения демократического общества. Демократический подход к охране авторского права в европейских странах предполагает и понимание содержания современных европейских проблем в этой сфере. Они связаны с тем, что формирование единого европейского пространства обнажает и усиливает неравенства, неравноправие, существующее в сфере охраны авторского права в разных странах Европы. Поэтому основной задачей работы, начатой в конце 80-х годов, является гармонизация национальных законодательств, нахождение принципов, обеспечивающих равенство для национальных систем охраны, правообладателей и иных граждан разных стран. Принципы, которые сегодня принято называть «ценностями Европейского сообщества» в сфере авторских и смежных прав, являются инструментом создания общеевропейского социокультурного пространства, равный и свободный доступ к которому должен быть открыт для любого гражданина из любой страны сообщества.

В России в XIX веке авторское право изначально не было глубоко увязано ни со смыслом и содерэюанием прав и свобод граждан, ни с пониманием социумом и государством общественных интересов, связанных с развитием культуры и техники, как в США и Европе. Его характерной особенностью было фактическое отсутствие коллизии между интересами автора и интересами общества, которая являлась «пусковым механизмом», неодновременно «путеводной нитью» развития авторского права в США и Европе. Авторское право в России в XIX веке было не столько политико-правовым, сколько политэкономическим и полицейским феноменом, своей сущностью и содержанием отражавшим двуукладное состояние российской экономики и полицейскую сущность внутренней политики государства.

Тенденции в сфере охраны авторских прав 1920-х — 1980-х годов иллюстрируют зависимость степени и характера защиты авторского права от режима осуществления политической власти в стране. Тоталитарный режим властвования предполагал практически полное нивелирование сущности и содержания авторского права, наряду с и иными другими личными и конституционными правами. Авторское право могло быть отчуждено от личности как в его имущественной, так и в неимущественной форме. Таким образом, реализовывалось стремление правящей элиты к глобальному господству и контролю над сферой науки и культуры, подавлению и предотвращению любых проявлений политической неконвенциональности.

Развитие института авторского права в 60-80-е годы XX века в СССР характеризовалось сохранением территориального принципа защиты авторского права, ограниченностью как его объектов, так и субъектов, узостью авторских правомочий, особенно в имущественной части права. Политика охраны авторского права была частью советской культурной политики, основывающейся на императиве политизации культурной деятельности. Ее характерной чертой являлось наличие привилегий, имеющих имущественное выражение, у узкого круга представителей творческой интеллигенции - авторской «номенклатуры», и их отсутствие у остальных авторов, составлявших абсолютное большинство. В этом отношении, при наличии объективного авторского права как правового института, при неукоснительности исполнения его норм, субъективное авторское право, то есть притязание личности на конкретные возможности реализации свободы творчества и соответствующее поведение общества, государства, должностных лиц, органов, организаций, не было в достаточной степени защищено. Более того, политика охраны авторского права, основанная на принципах творческих привилегий и политических предпочтений, нивелировала само сущностное основание авторского права

- воплощение свободы творчества и равенство творческих возможностей с другими субъектами творческой деятельности.

В настоящее время в России законодательная база, которая служит нормативной защитой и одновременно юридической основой авторско-правовых отношений, в России, в целом, создана, и она отвечает принятым во всем мире стандартам. Однако нынешнее состояние сферы охраны авторского права характеризуется двумя взаимосвязанными и исторически детерминированными проблемами. Во-первых, в нашей стране до сих пор нет осмысленной политики охраны авторских прав в целом, нет доктрины и Концепции, в которых бы отражалось или либеральное, или демократическое, или какое-либо другое («национальное», «суверенное») понимание содержания авторского права и политики его охраны. Отсутствие наполненной, с точки зрения политико-правового смысла, политики в сфере охраны авторских прав, оформленных принципов, целей и задач политики рождает вторую группу проблем: у российских граждан и российского общества в целом не сформирована культура использования объектов авторского права. История становления и развития авторского права в России такова, что у населения России не могло сформироваться уважения ни к неимущественной стороне авторского права, ни к имущественным правам правообладателей. Авторское право не воспринимается россиянами как значимая для личности или общества материальная или культурная ценность.

К числу императивов политики охраны авторского права относятся следующие:

• Достижение обществом той степени экономической зрелости, при которой авторские творения станут ощутимой для всех и каждого полновесной экономической ценностью, источником законных и реальных доходов и объектом купли-продажи.

• Достижение обществом той степени интеллектуальной зрелости, при которой граждане испытывают и активно выражают и ищут законные пути удовлетворения потребности, в интеллектуальном и художественном творчестве и приобщении к культуре.

• Достижение обществом политической зрелости. Обществом и государством должны быть отрефлексированы и интереиоризованы либеральные ценности и ценности демократии, главной из которых должны стать право личности на продукт творчества и равный и открытый доступ граждан к культурным ценностям. На основе такой рефлексии должно быть найдено то соотношение либеральных прав личности и общего блага, реализация которых максимально соответствует политической культуре нашего общества, с одной стороны, и характеристикам настоящего этапа его развития, с другой.

Государственная политика в сфере авторского права и смежных прав должна базироваться на следующих принципах:

• гарантированная свобода осуществления творчества, сохранение связи с произведением и либерального по своему содержанию права на плоды и результаты творческой деятельности;

• нахождение баланса между правом автора на творческую деятельность и ее плоды, с одной стороны, и законными правами и интересами всех граждан, заинтересованных в приобщении к культуре;

• сочетание государственного присутствия в сфере охраны авторских прав с гражданским самоуправлением и саморегуляцией.

Основными целями государственной политики в области авторского права должны стать:

• обеспечение каждому гражданину благоприятных условий для свободы творчества и экономических возможностей для использования плодов творческой деятельности;

• достижение демократического равенства и разумного баланса прав и возможностей для всех участников авторско-правовых отношений;

• обеспечение равного доступа граждан к национальному культурному достоянию; .

• развитие международного сотрудничества в области охраны авторского права; расширение присутствия России в европейском и глобальном мировом пространстве охраны авторского права;

Задачи государственной политики в области авторского и смежных прав вытекают из императивов, а также из проблем и обстоятельств, детерминирующих их объективность.

Для реализации целей и задач политики необходимо осуществление целого комплекса политико-правовых, организационных, научноисследовательских и технологических мер. '•

Политико-правовые меры:

• Разработка доктрины и Концепции государственной политики охраны авторских прав, в которой будет зафиксировано соотношение либеральных прав личности и общего блага, реализация которых соответствует политической культуре нашего общества, с одной стороны, и характеристикам настоящего этапа его развития, с другой.

• Внесение изменений и дополнений в нормативные акты, регулирующие авторское и смежные права в соответствии с разработанной доктриной и Концепцией;

• Имплементация международных норм авторского права, принятых Россией, в российское законодательство; расширение работы по присоединению России к международным соглашениям, участницей которых Российская Федерация к настоящему времени не является;

• Определение сферы «свободного доступа» к объектам культуры;

• Фиксация в нормативных актах целей, принципов, задач, определяющий деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере авторского права и смежных прав;

• Разработка и принятие нормативных актов по осуществлению координирующих и контрольных функций государства за созданием и деятельностью авторских (обществ по коллективному управлению авторским и смежными правами).

Организационные меры:

• Организация систем подготовки и переподготовки юристов — специалистов в сфере авторского права и смежных прав (в том числе, судей, работников прокуратуры), работников исполнительных органов власти, углубление их специализации в вопросах авторского права;

• Оптимизация организационных структур органов государственной власти, осуществляющих деятельность по защите авторского права, координации деятельности государственных органов и негосударственных организаций по охране авторских прав;

• Организация научно-практической (конференций и семинаров) и воспитательно-просветительской, пропагандистской работы в сфере авторского права. Работу по воспитанию культуры использования и распространения интеллектуальной собственности следует осуществлять систематически, на основе государственной доктрины и концепции. Систематическая воспитательная работа особенно необходима в информационно насыщенном постмодернистском пространстве современной культуры, в котором каждый школьник сталкивается с ежедневной необходимостью обращения к чужой интеллектуальной собственности. Детей необходимо воспитывать в уважении к чужому творчеству и чужой мысли, приучать культивировать собственную творческую мысль. /

• Организация информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и авторских обществ в области авторского* права. Необходимо информировать граждан о современном состоянии и развитии данной сферы через Интернет и СМИ.

На основе этого соотношения необходимо проводить научноисследовательскую работу, нацеленную на научную проработку предложений по совершенствованию российского законодательства, оптимизацию деятельности авторских обществ, по осуществлению контрольных и надзорных функций со стороны государства за созданием и деятельностью таких обществ; исследование исследованию правоприменительной практики в области авторского права с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Технические меры:

Основным направлением деятельности должно стать создание современных обновляемых баз данных по проблемам авторского права, центров их обслуживание и обеспечение свободного доступа к ним всех субъектов деятельности в этой сфере: органов исполнительной власти, обществ по коллективному управлению авторскими и смежными правами; физических лиц. Необходимо обеспечить доступ специалистов к международным информационным ресурсам, осуществить лингвистическую адаптацию ресурсов.

Последовательное решение поставленных задач будет способствовать реализации имущественных и неимущественных интересов авторов, обеспечивать доступ граждан к культурному достоянию. Оно также будет способствовать реализации национальных интересов, связанных с развитием научного и культурного потенциала страны, созданию благоприятного инвестиционного климата, способствовать дальнейшему экономическому развитию страны и укреплению международного сотрудничества в областях, связанных со сферой авторского права и смежных прав.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Максимов, Александр Юрьевич, 2010 год

1. Авторское право на произведения литературы в Российской империи. Законы, постановления, международные договоры (1827 1917) / Сост.: Бакунцев А.В. - М.: Изд-во «ВК», 2005. - 91 с.

2. Авторское право: Библиографический указатель за 1826-2004 годы/

3. Сост. С.В. Петровский, Е.В. Смыслина; вступ. ст. Э.П. Гаврилова. М.: Статут, 2005. - 221 с. .

4. Абдуллин А. Унификация сроков охраны авторских прав и смежных прав в Европейском Союзе // Интеллектуальная собственность. 1998. № 2. - С. 46-52.

5. Алексеев С.С. Философия права: История и современность, проблемы, тенденции, перспективы. М.: Издательство НОРМА, 1998. - 336 с.

6. Алексеевский Б. Ольдекоп Евстафий Иванович //Русский биографический словарь. Том «Обезьянинов — Очкин». СПб., 1905. С. 244—245 http://www.rulex.ru/xPol/index.htm

7. Алябьева Л. «От имени всех авторов»: Уильям Вордсворт впарламентской компании 1837-1842 гг.//Новое литературное обозрение, 2001, N48, с.49-72.

8. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в ХУ1-Х1Х веках.- М.: Новое литературное обозрение, 2004.- 400с.

9. Ананьева Е.В. Обзор работы юридической службы РАО // Бюллетень по авторскому праву. -1996. -№ 2. -С. 36-39.

10. Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М.: Юрист, 1994. - 80 с.

11. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. - 278 с. http://pravoznavec.com.ua/books/letter/234/%C0

12. Баженов В.В. У истоков авторского права в России //Правовые идеи и государственные учреждения (ист.-юрид. исслед.). Межвуз. сб. науч. тр./Свердлов. юрид. ин-т.-Свердловск: УрГУ, 1980. с. 148-152

13. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х томах / Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1995. - Т.1. - 608 с.; Т. 2. - 752 с.

14. И.Бакунцев А.В. Авторское право в русской журналистике и литературе XVIII XIX веков.: Автореф. дисс. к. филологич. наук. - М.: 1999. - 24 с.

15. Н.Басовец И. Кому принадлежат права на «советские» фильмы // Хозяйство и право. -1998. -№ 4.- С. 88-93.

16. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: авторское право /Пер. с англ. В.Л.Вольсона.- СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.- 535 с.

17. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. сангл. М.: Издательство МГУ, 1994. - 592 с. >

18. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. Международная охрана произведений литературы и науки.- М.: Наука, 1973.- 336 с.

19. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 2-е изд. -М.: Международные отношения, 1994. - 416 с.

20. Богш А. Бернская конвенция 1886 года в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. -1995.- № Ю. С. 32-37.

21. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950. -367 с.

22. Варул П.А. К проблеме охранительных гражданских правоотношений //Проблемы совершенствования законодательства о защите субъективных гражданских прав. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1988.-С. 32-40.

23. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М.: Юридическая литература, 2008. - 176 с.

24. Гай. Институции / Пер. с латинского Ф. Дадынского / Под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. М.: Юристъ, 1997. - 368 с.

25. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем. / Ред. и сост. Д.А. Керимов и B.C. Нерсесянц; Автор вступ. статьи и примеч. B.C. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. - 524 с. (серия «Философское наследие»)

26. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества // Философия истории: Антология: Учебное пособие / Сост., ред. и вступ. статья Ю.А. Кимелева. М.: Аспект Пресс, 1995. - 551 с.

27. Гессен С.Я. Книгоиздатель Александр Пушкин: Лит. доходы Пушкина.-Л.: Академия, 1930. 147 с.

28. Глотов С. А., Якушева Т. А. К вопросу о цитате и цитировании как основе права на свободу выражения // Закон и право. -2006. N 1. - С. 22 -26.

29. Гольдовский О. Международная охрана авторского права// Юридический вестник. Издание Московского Юридического Общества.- М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко. -1888. N 6, 7. - С. 226-263.

30. Гордон А. Практические работы по гражданскому праву. СПб.: Типо-лит. Ю.Я. Римана, 1905. - 425 с.

31. Гордон М.В. К истории возникновения авторского права в России// Ученые записки Харьковского Юридического Института. Харьков: Изд-во Харьк. юрид. ин-та, 1948, Вып. З.-С. 171-192

32. Горшенков Г. Г. Моральный вред и его компенсация по российскому законодательству. Автореф. дисс. .канд. юр. наук. Н. Новгород, 1996.- 18 с.

33. Гофман М. Л. Неизданное письмо Пушкина.//Недра.Лит.-худож. сборники.Кн.З. М.: Новая Москва, 1924. с. 171-177.

34. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник / Отв. редактор Е.А. Васильев. 3-е изд., перераб. и доп.- - М.: Международные отношения, 2003. - 560 с.

35. Гражданское право: В 2 т. Т. I. Учебник/Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: БЕК, 2000.-816 с.

36. Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М.: ТЕИС, 1996. 552 с.

37. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. М.: ИНФРА-М, 2006.- 632 с. http://artpragmatica.ru/book/

38. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: пер. с франц. В.А. Туманова. М.: Международные отношения, 1996. - 400 с.

39. Егоров Н. Д. Личные неимущественные права и их защита //Проблемы совершенствования законодательства о защите субъективных гражданских прав. Сб. науч. тр. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1988.-С. 25 -32.

40. Ерошенко А. А. Гражданско-правовая защита чести и достоинства личности //Советское государство и право.- 1980. № 10. - С. 135 - 142.

41. Жакенов В. А. Личные неимущественные права и предмет советского гражданского права //Социальное развитие и право. 1980. - С. 35 - 39.

42. Закон об авторском праве. С изложением рассуждений и материалов, на коих он основан / Сост.: Коптев Д.А. С.-Пб.: Изд. юрид. кн. магазина

43. Н.К. Мартынова, 1911. 434 с.

44. Интеллектуальная собственность: словарь-справочник /Под общей редакцией А.Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 2005. - 112 с.

45. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. - 448 с.

46. Калятин В. О. Сущность права на результаты интеллектуальной деятельности (на примере авторского права) //Журнал российского права. 1999, № 9. - С. 91 - 99.

47. Канторович Я.А. Конвенция между Россиею и Германиею для защиты литературных и художественных произведений. Рус. и нем. тексты Конвенции с разъясн. и с прил. постановлений германск. законодательства об авторском праве. СПб: Юрид. кн. скл. "Право", 1913.

48. Канторович Я.А. Авторское право. Систематизированный комментарий к постановлению ЦИК'а и СНК Союза ССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права». М.: Юрид. изд-во Наркомюста РСФСР, 1926. - 132 с.

49. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. - 472 с.

50. Килинский А. А.С. Пушкин и первый закон об авторском праве в России // Социалистическая законность. М.: Известия. - 1959. - № 1. -С.60-61

51. Клейменова Р. Н. Книжная Москва первой половины 19 века. М.: Наука, 1991. 240 с. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/Отв. ред. О. Н. Садиков. М: ИНФРА-М -НОРМА, 1997. - 777 с.

52. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: Дело, 1992. - 144 с.

53. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Бек, 1994. 458 с.

54. Красавчикова Л.О. Право гражданина на личные письма, дневники и заметки //Проблемы гарантии осуществления и защиты прав граждан. -Тарту, 1977. С. 139 145.

55. Крашенинников Е.А. Структура субъективного права и право на защиту// Проблема защиты субъективных прав и советское гражданское судопроизводство. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1979. - С. 73 -82.

56. Кривоносова Л. А. Необходимость расширения нормативного регулирования защиты права на честь и достоинство //Проблемы совершенствования законодательства о защите субъективных гражданских прав. Ярославль, 1988. - С. 59 - 64.

57. Крылов И.А. Полное собрание сочинений. Ред., вступ. ст. и прим.

58. В.В.Каллаша.Т.1-4. СПб.: Просвещение, 1904-1905.

59. Кудрявцев В. Н. Правовые грани свободы //Советское государство и право. М.: 1989. - № 11. - С. 3 - 19.

60. Лабзин М. О праве на производное произведение http://www.labzin.com/cash/ibl/ibl00400007.html

61. Левкович Я. Л. К истории статьи Пушкина «Альманашник» // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом).

62. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — Т. 1. — С. 268—277. Ь«р:/ЯеЬ-web.ru/ГеЬ/ршЫйп/зепаШБ 1Лз 1 -268-.htm

63. Лессиг Л. Свободная культура / Пер. с англ.- М.: Прагматика культуры, 2007. 272 с. - http://www.artpragmatica.ru/publish/7uicN1676

64. Луначарский А.И. Права писателя // Журналист. 1925. - N 6-7. - С. 14.

65. Луцкер А.П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ.- М.:1. КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.-416 с.

66. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1995. - Т. 1. - 400 с.; Т. 2. - 400 с.

67. Максименко С. Т. Гражданско-правовая охрана личных интересовсоветских граждан //Цивилистические проблемы правового статуса личности в социалистическом обществе. Саратов: Изд-во

68. Саратовского ун-та, 1982. С. 12 - 14. ■

69. Малеин Н. С. О моральном вреде //Государство и право. 1993. - № 3. -С. 32-39.

70. Малеина М.Н. Защита личных неимущественных прав советскихграждан. М.: Знание, 1991. - 127 с. .

71. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М.: М3 Пресс, 2000. - 242 с.

72. Малеина М. Н. Нематериальные блага и перспективы их развития //Закон. М.: 1995. № 10. - С. 102 - 105.

73. Малеина М.Н. Право индивида на телесную (физическую) неприкосновенность//Государство и право. 1993, № 4. - С. 97 - 106.

74. Мартенс Ф. Ф. Международное право цивилизованных народов, т. II. -СПб., 1905

75. Максимова Л.Г. Авторское право: Учебное пособие.- М.: Гардарики,2005.-383 с. '

76. Махнева А.В. Объект авторского права

77. Ьир://\\^^т1е11ес1рго.т/81а1Лпёех.р.1р?у1е\¥1с1=56

78. Матузов Н. И. Личность, права, демократия. Теоретические проблемысубъективного права. Саратов: 1972. - 292 с. ,

79. Магазинер Я. М. Объект права //Очерки по гражданскому праву. Сб. статей. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1957. С. 65 - 78.

80. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1987. - 294 с.

81. Матузов Н. И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект//Известия вузов. Правовеение. СПб.: 1999, №4.-С. 129- 143.

82. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву- М.: Междунар. отношения, 1978. 176 с.

83. Международное частное право: Учебное пособие / Г.К. Дмитриева, А.С. Довгерт, В.П. Панов, Н.А. Шебанова и др. М.: Юрист, 1993. - 168 с.

84. Мезрин Б. Н. Категория охраны прав граждан //Проблемы гарантии осуществления и защиты прав граждан. Тарту: 1977. - С. 30 - 35.

85. Мезрин Б. Н. Личные неимущественные отношения в предмете советского гражданского права //Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск: 1986. - С. 25 - 33.

86. Мельников В. Эволюция авторского права от времен Венецианской республики до наших дней // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. М., 2003, No 3. - С.62-69

87. Минаев С. Рабы копирайта //Взгляд (деловая газета) 11 июля ’2006 г. http://www.vz.ru/columns/2006/7/l 1/41056.html

88. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Белые альвы, 1996. - 400 с.

89. Мотовиловкер Е. Я., Шабло А. С. Логика познания субъективного права/ЯОридические записки Ярославского гос. университета им. П. Г. Демидова. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2000. Вып. 4. - С. 119131.

90. Нерсесянц B.C. Право математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. - М.: Юристъ, 1996. - 160 с.

91. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 652 с.

92. Первый съезд русских юристов (1875 год) / Издано под редакцией: С.И. Баршева, Н.В. Калачова, С.А. Муромцева и А.М. Фальковского. М.: Типография А.И. Мамонтова и Ко, 1882. - 280 с.

93. Пиленко А.А. Международные литературные конвенции. СПб, тип.1. Мор. м-ва, 1894. 555 с. '

94. Высочайше утвержденное положение о правах Сочинителей//

95. Полное собрание законов Российской Империи, т. 3 с.478 (п.1980)1

96. Проскурин О. Литературные скандалы пушкинской эпохи. -М.: ОГИ, 2000.-368 с.

97. Прудон П.Ж. Литературные майораты. Разбор проекта закона, имеющего цель установить безсрочную монополию в пользу авторов, изобретателей и художников. СПб.: Жиркевич и Зубарев, 1865. - 19Гс.

98. Пушкин А.С. Письмо Шишкову А. С. Около 7 апреля 1825 г.1. Михайловское. http://febweb.ru/feb/pushkin/texts/push 17/vol 13/у 1321621 .htm?cmd=2

99. Пушкин А. С. Письмо Бенкендорфу А. X., 20 июля 1827 г. Петербург // Пушкин А. С. Письма / Под ред. и с примеч. Б. Л. Модзалевского. — М.; Л.: Гос. изд-во. Т. 2. Письма, 1826—1830. —■ 1928. ■— С. 38.

100. Пушкин А. С. Письмо Бенкендорфу А. X., 10 сентября 1827 г.

101. Опочка // Пушкин А. С. Письма / Под ред. и с примеч. Б. Л. Модзалевского. — М.; Л.: Гос. изд-во. Т. 2. Письма, 1826—1830. — 1928. — С.44. http://febweb.ru/feb/pushkin/texts/selected/pp2/pp230441.htm

102. Раскин Д.И. Авторское право в контексте цензурного законодательства России XIX начала XX века// Цензура в России: история и современность. Сборник научных трудов. Выпуск 3. СПб.: Нестор-История, 2006. С. 99-105.

103. Рейтблат А.И. Становление авторского права // Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: Новое литературное обозрение. -с.108-116.

104. Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении: Историкосоциологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2001.-336 с.

105. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 752 с.

106. Серго А.Г. Интернет и право.-М.: Бестселлер, 2003.- 272 с.

107. Серго А.Г. Доменные имена.-М.: Бестселлер, 2006.- 368 с.

108. Слесарев В. Л. К вопросу об объекте правоотношения по советскому гражданскому праву //Вопросы теории и практики гражданско-правового регулирования: Сб. статей. Томск: изд-во Томского ун-та, 1982. - С. 3 - 10.

109. Соцуро JT.B. Неофициальное толкование норм российского права. -М.: Издательство РУДН, 2006. 106 с.

110. Спасович В.Д. Права авторские и контрафакция. СПб: М.О.Вольф, 1865. - 106 с.

111. Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественнаясобственность с точки зрения науки гражданского права и постановлениям законодательств: Северной Германии, Австрии,

112. Франции, Англии и России: Исследование. Литературнаясобственность, ее понятие, история, объект. Т. 1 — С.-Пб.: Тип. М.И. Попова, 1878.-576 с.

113. Филиппов Е. И. Классификация форм защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов //Демократия и ^ право развитого социалистического общества. М.: 1975. - С. 279 - 280.

114. Фуко Мишель. Что такое автор// Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.- М., Касталь, 1996.- 448 с.

115. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид.-лит., 1974.-351 с.

116. Цензурный Устав. О Сочинителях и Издателях книг// Полноесобрание законов Российской Империи, т. 3 с.475-476 (п. 1979) 22апреля 1828 г.

117. Чупова М.Д. История авторского права в России XIX века. Автореф. дис. . канд. юрид. наук М.: , 2000. - 25 с.

118. Шелютто М. JT. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации. Автореф. дисс. .канд. юр. наук. М.: 1997. - 17 с.

119. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения — Казань: Тип. Имп. ун-та, 1891.-321 с.

120. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права М.: «СПАРК», 1994. www.kursach.com/biblio/0020003/00Q.htm

121. Шилохвост 0.10. Русские цивилисты: середина XVIII начало XX в.: Краткий биографический словарь. - М.: Статут, 2005.-192 с.

122. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Ред. и предисл. М.А.Цявловского. М.: Изд. тип. Журн.-газ. объединения, 1936.-398 с. Первое издание вышло в 1916 г.

123. Яши П. Об эффекте автора: современное авторское право и коллективное творчество // Новое литературное обозрение. 2001, N 48, с.6-34. http://magazines.russ.ru/nlo/2001/48/

124. Эрделевский А. Моральный вред: соотношение с другими видами вреда//Российская юстиция. 1998, № 6. - С. 19-21.

125. Ярошенко К. Б. Совершенствование гражданско-правовых формIзащиты личных неимущественных прав граждан по советскому-праву. Автореф. дисс. . д-ра юрид. наук. М.: 1990. - 35 с.

126. Armstrong, Elizabeth. Before Copyright: The French Book-privilege System, 1498-1526.Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 335 c.

127. Ricketson S.,Ginsburg J. International Copyright and Neighbouring

128. Rights: The Berne Convention and Beyond 2nd Edition.-Oxford University Press,2006.-1640 p.http://www.oup.com/uk/booksites/content/9780198259466/

129. Patry, William F. Copyright Law and Practice. Washington, D.C.: Bureau of National Affairs, 1994. http://digital-law-online.info

130. Samuels, Edward B. The Illustrated Story of Copyright. Thomas Dunne

131. Books/St. Martin's Press, 2000. 384 p.www.edwardsamuels.com/illustratedstory/index.htm1. Источники

132. Вербальная нота Министерства иностранных дел РФ от 29 декабря 1991 года //Бюллетень по авторскому праву. ЮНЕСКО. - Т. XXVII. -.1994. -№ 1.

133. Бернская Конвенция об охране литературных и художественныхпроизведений //Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993 г. - С. 500-506.j

134. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят* ГД ФС РФ 21.10.1994) //Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. - N 32. -ст. 3301

135. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-Ф3. Часть четвертая //Российская газета. №4255. - 2006. - 22 декабря.

136. Женевская конвенция об авторских правах от 6 сентября 1952 г. //Бюллетень международных договоров. 1999. - №8

137. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. №5351-1 //Ведомости Съезда народных депутатов Российскойл

138. Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. - N 32.- ст. 1242

139. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004 г., 2 февраля 2006 г.);

140. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г., 2 ноября 2004.,, 2 февраля 2006 г.);

141. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 5220-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.);

142. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федеральных законов от 16.10.2006 N 160-ФЗ);

143. Закон РФ «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г. //Сборник законодательства. 1996. - № 1.

144. Инструкция о нормах издательской и авторской правки, утвержденная приказом Госкомиздата СССР от 11 июня 1986 г. № 257 //Нормативные материалы но издательскому делу: Справочник. М., 1987. - С. 163-169. *

145. Конституция РФ. Комментарии. М.: Экзамен. - 48с. - С. 12.

146. Н.Мадридское соглашение о международной регистрации знаков' от 14апреля 1891 г. (в ред. От 14 июля 1967 г.) //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М.: Юркнига, 1978. - Вып. XXXII.

147. Между народный договор от 24 сентября 1993 «Московское соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права» //Права на результаты интеллектуальной деятельности: Сборник нормативных актов /Сост. В. А. Дозорцев. М.: Юркнига, 1994. - С. 318.

148. Основы законодательства Российской Федерации о культуре //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992.- № 46.

149. Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. //Вестник ВАС РФ. 1996. - N 2. - С. 107 - 129.

150. Письмо ГТК РФ от 28 октября 1997 г. № 01-15/20508 «О-мерах по защите прав на интеллектуальную собственность» //Интеллектуальная собственность. 1998. - № 3. - С. 123.

151. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об Основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 22.02. 1993 № НС -8/ОСЗ-67.

152. Приказ Министерства печати и информации РФ от 28 июля 1993 г. № 127' «Об утверждении перечня выходных сведений, размещаемых в непериодических изданиях»- //Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1993. - № 11. - С. 58.

153. Распоряжение Президента РФ от 25 марта 1994 г. «Вопросы присоединения РФ к ряду международных конвенций в области авторского права» //Собрание актов Президиума и Правительства РФ. -1994.- № 13.-Ст. 1020.

154. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (№309-Ф3 от 30.12.2008)

155. Федеральный закон от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» //Российская газета. 2007. — 11. - 28.

156. Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» //Собрание актов Президиума и Правительства РФ. 1993. - № 41. - Ст.3920

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.